Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Особенности государственного регулирования отрасли общественного питания. Государственное регулирование деятельности в торговле и общественном питании


Субъектом государственного регулирования сферы общественного питания выступают государство, общественные организации, законодательные органы, объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере общественного питания на уровне субъектов хозяйствования в виде предприятий питания. Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной и функционирующей системы. С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект. В свою очередь обратная связь, проявляющаяся в реструктуризации, модернизации ранее реализованных технических решений предприятий, оказывает влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования. Система государственного регулирования сферы общественного питания имеет свои цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи. Государственное регулирование проявляется с помощью системы методов регулирования прямого и косвенного воздействия. К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил оказания услуг, лицензирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий питания, управление государственной собственностью, стратегическое планирование. Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов (замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничение изменений показателей в кредитно-денежной системе и др.).

Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование. Правовые методы государственного регулирования общественного питания призваны обеспечить прочную правовую основу деятельности предприятий питания. Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов, устанавливающих структуру органов государственного регулирования сферы услуг, правовое положение предприятий общественного питания, порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров, правовую охрану собственности, порядок разрешения споров предприятий питания, правила оказания услуг, защиту прав потребителей, формирование и порядок регулирования некоторых вопросов контрактной системы, вопросы, связанные с этической стороной организации питания, и т. д.

Государственное регулирование предприятий питания основывается на положениях Конституции Российской Федерации – высшем юридическом акте государства. Все нормативно-правовые акты, имеющие отношение к регулированию общественного питания, должны соответствовать конституционным началам и принципам. Применительно к функционированию предприятий питания законодательство РФ следует подразделить на общее (предусматривающее государственное регулирование отдельных сторон экономики) и специальное (воздействие государства на сферу общественного питания).

К законодательным актам общего регулирования следует отнести в первую очередь Гражданский кодекс РФ, который ставит государственное регулирование рыночных отношений в четкие правовые рамки. Специальное нормативно-правовое регулирование общественного питания содержится в указах президента РФ, постановлениях правительства РФ, актах федеральных министерств и ведомств, изданных во исполнение федеральных законов, а также постановлениях, нормативно-правовых актах, инструкциях органов государственной власти субъектов РФ. Законодательный уровень регулирования общественного питания в определенной мере представлен законами Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» с изменениями и дополнениями от 9 января 1996 г.; от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»; от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»; от 7 января 1999 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции»; от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и др.

Федеральный закон «О рекламе» регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы в сфере услуг. Он направлен на формирование целостной системы регулирования рекламной деятельности в интересах развития цивилизованных рыночных отношений, поддержания добросовестной конкуренции, защиты прав потребителей. Закон «О защите прав потребителей» предоставляет право субъектам РФ устанавливать собственные положения в области защиты прав потребителей, не противоречащие основному законодательству.

На защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и осуществление контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области направлен федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Следует отметить, что принятые федеральные законы и постановления нередко трудно внедрять в практику. Иногда один закон, принятый как дополнение к другому, может противоречить ему.

Необходимо отметить, что правовое обеспечение деятельности предприятий питания в настоящее время не имеет единого нормативно-правового акта на уровне закона, который охватывал бы сложный комплекс отношений в этой сфере. Кроме этого, важную роль в сфере потребительского рынка играет контрольно-регулирующая функция системы государственного регулирования. В рыночной экономике роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.

Само понятие «механизм», происходящее от греческого mechane –машина, означает систему, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального

дохода. Система организационно-экономических отношений охватывает отношения, складывающиеся в процессе организации интегрированного труда, отношения по обмену деятельностью и отношения управления.

Принципы механизма регулирования сферы общественного питания необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. В качестве социальных приоритетов государственного регулирования общественного питания можно считать:

Формирование потребительского рынка;

Обеспечение устойчивости функционирования предприятий питания как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;

Изменение стратегии научно-технического, информационного развития;

Осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования.

Немаловажной общей функцией механизма регулирования является стратегическое планирование. Иногда экономисты называют ее планово-прогнозной. «Стратегическое планирование, – как отмечал экономист В. Леонтьев, – направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может

оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики».

Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.

Функции государственного регулирования сферы общественного питания тесно связаны с формами (инструментами) ее регулирования:

институциональной, программной, денежно-кредитной, налоговой, ценовой и др.

Интегрирующими регуляторами в общественном питании выступают договорные институты. Роль отдельных институтов рассмотрена обстоятельно Дж. К. Лафтой.

Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов, Концепция развития общественного питания, Комплексная программа научно-технического прогресса ЦЧЭР на 1991–2010 годы, программа приватизации и др. В государственном регулировании рыночной экономики наиболее важны два аспекта.

Первый аспект – регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Он осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

Второй аспект – это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок. В системе государственного регулирования общественного питания среди общих функций важнейшей можно считать создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования. Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее

законов, принципов, методов. Осуществляемый в современных условиях страны переход от административно-плановых методов к экономическим применительно к рыночным отношениям повлек резкое увеличение объема законодательных установок, предназначенных для регулирования сферы общественного питания.

Нас уже выбрали:

Все клиенты

Правовое регулирование деятельности кафе

Деятельность кафе может осуществлять любое юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Деятельность кафе относится к услугам общественного питания, к которой предъявляются определенные требования. К объектам организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, законодатель отнес рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные (ст. 346.27 НК РФ).

Нормативная база:

  • Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036 , с изменениями и дополнениями.
  • СП 2.3.6.1079-2001 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Санитарно‐эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья с изменениями и дополнениями.
  • СанПиН 2.3.2.1324-2003 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов.
  • СанПиН 2.3.2.1078-2001 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Сборники рецептур блюд, кулинарных изделий, мучных кондитерских и булочных изделий для предприятий общественного питания, официально изданные на территории Российской Федерации, в том числе национальных кухонь.
  • СНиП 2.08.02-89 Строительные нормы и правила. Общественные здания и сооружения.
  • СНиП 31-05-2003 Строительные нормы и правила. Общественные здания административного назначения.
  • СНиП 31-01-2003 Строительные нормы и правила. Здания жилые многоквартирные.
  • СНиП 21-07-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений.
  • СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.

Требования к деятельности кафе :

Согласно « ГОСТ Р 50762-2007 (далее - «ГОСТ»). Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания" предприятия общественного питания всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта по ГОСТ 30494 , в том числе иметь искусственное и естественное освещение, горячее и холодное водоснабжение, канализационную, отопительную, вентиляционную системы, телефонную связь. Согласно ГОСТ кафе ‒ предприятие общественного питания по организации питания и (или без) отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции общественного питания, реализующее фирменные, заказные блюда, изделия и алкогольные и безалкогольные напитки.

ГОСТ устанавливает следующие общие требования к предприятиям общественного питания:

Исходя из нормативной базы в ГОСТе сформулированы некоторые требования к кафе, барам, ресторанам в нижеприведенной таблице.

Наименование требований Тип и класс предприятия
Ресторан класса Бар класса Кафе
«ЛЮКС» «ВЫСШИЙ» «ПЕРВЫЙ» «ЛЮКС» «ВЫСШИЙ» «ПЕРВЫЙ»

Требования к архитектурно-планировочным решениям и оформлению предприятий

1. Внешний вид предприятия
1.1 Вывеска:
световая с элементами оформления + + + + + + -
обысная освещаемая - - - - - - +
2. Состав помещений для потребителей
2.1. Вестибюль + + + + + - -
2.2. Гардероб + + - + + - -
2.2.1. Наличие вешалок в зале - - + - - + +
2.3. Зал + + + + + + +
2.4. Банкетный зал или отдельные кабины (кабинеты) + + - - - - -
2.5. Туалетная комната с помещением для мытья рук + + + + + + +
3. Оформление залов и помещений для потребителей
3.1. Использование изысканных декоративных элементов + - - + - - -
3.2. Использование оригинальных декоративных элементов - + + - + + -
3.3. Использование декоративных элементов, создающих единство стиля - - - - - - +
3.4. Наличие эстрады и (или) танцевальной площадки + - - + - - -
3.5. Наличие художественных композиций, клумб из живых декоративных цветов и (или) фонтанов и (или) аквариумов + - - + - - -
4. Микроклимат
4.1. Система кондиционирования воздуха с автоматическим поддержанием оптимальных параметров температуры и влажности + + + + + - -
4.2. Система вентиляции, обеспечиваюзая допустимые параметры температуры и влажности - - - - - + +
Требования к мебели, столовой посуде, приборам, белью
Мебель:
повышенной комфортности, соответствующая интерьеру помещений + + - + + - -
стандартная, соответствующая интерьеру помещений - - + - - + +
1.1. Столы:
мягкое покрытие + + - + + - -
полиэфирное покрытие - - + - - + +
деревянные поверхности (для стилизованных предприятий) + + + + + + +
1.2. Кресла
мягкие с подлокотниками + + - + + - -
полумягкие - - + - - - -
1.3. Наличие барной стойки:
современно оформленная с табуретами + + - + + + -
для подачи блюд и напитков (сервис) + + - - - - -
2.Столовая посуда и приборы
2.1. Металлическая посуда и столовые приборы:
из мельхтора или нейзильбера, или нержавеющей стали, или из других современных сплавов + + - + + - -
из нержавеющей стали - - + - - + +
2.2. Фарфоровая посуда, художественно оформленная + + - + + - -
2.3. Полуфарфоровая, фаянсовая посуда - - + - - + +
Сортовая стеклянная посуда:
хрусталь, художественно оформленная посуда из выдувного стекла + + - + + - -
сортовая стеклянная посуда с рисунком и без него - - + - - + +
2.5. Посуда из керамики и дерева для тематических предприятий и предприятий национальной кухни + + + + + + +
3. Столовое белье
3.1. Скатерти:
белые или цветные + + + + + - -
фирменные + - - + - - -
3.2. Салфетки индивидуального пользования:
полотняные + + + + + - -
бумажные - - - - - + +
3.3. Смена столового белья после каждого обслуживания потребителя + + + + + - -
Требования к оформлению меню и прейскурантов, асортименту продукции
1. меню и прейскурант вин (карта вин) с эмблемой (фирменным знаком) предприятия
на русском и национальных языках + + + + + + +
на русском и английском или соответствующем специализации предприятия языке + + - + + - -
типографским или компьютерным способом + + - + + - -
компьютерным способом - - + - - + +
обложка из современных материалов, оригинально и художественно оформленная (с товарным знаком) + + - + + - -
обложка из современных материалов - - + - - + +

Ассортимент продукции общественного питания и покупных товаров

2.1. Ассортимент, состоящий преимущественно из оригинальных, изысканных, заказных и фирменных, в т.ч. национальных блюд, изделий и напитков основных групп кулинарной продукции с учетом концепции и специализации предприятия + + - + - - -
2.2. Разнообразный ассортимент блюд, изделий и напитков сложного приготовления, в т.ч. фирменных - - + - + + -
2.3. Разнообразный ассортимент блюд изделий и напитков с учетом специализации предприятия - - - - - - +
2.4. Ассортимент коктейлей и других смешанных напитков, соков, закусок, сладких блюд, кондитерских изделий, заказные и фирменные горячие блюда в соответствии со специализацией предприятия - - - + + - -
2.5. Коктейли, напитки, десерты, закуски несложного приготовления, заказные и фирменные напитки, коктейли, горячие блюда в ограниченном ассортименте - - - - - + -
2.6. Широкий ассортимент кондитерских изделий промышленного производства, фруктов, алкогольных напитков, табачных изделий, безалкогольных напитков + + + + + + -

2.7. Выполнение особых пожеланий потребителя по изготовлению блюд (коктейлей) на виду у потребителей и их подаче

+ + - + - - -

Требования к методам обслуживания потребителей, к форменной одежде, обуви

1. Методы обслуживания потребителей
1.1. Обслудивание высококвалифицированными офоциантами, барменами, метрдотелями + + - + + - -
1.1. Обслуживание официантами, барменами, метрдотелями - - + - - + +
1.3. Обслуживание барменом за барной стойкой - - - - - + -
1.4. Наличие специалиста по винам (сомелье) + - - - - - -
1.5. Самообслуживание - - - - - - +
2. Сервировка стола
2.1. Предварительное накрытие + + + - - - -
2.2. Оформление столов:
композициями из живых цветов + + - + - - -
фигурно сложенными салфетками + + - - - - -
свечами + - - - - - -
цветами искусственными или живыми - - + - + - +
3. Охраняемая автостоянка с неограниченным времененм парковки + - - - - - -

Кроме того, ряд требований установлен Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1036 , с изменениями и дополнениями (далее - «Правила»).

Возможно, вас заинтересует: .

Сведения об Исполнителе:

Кафе (Исполнитель) обязано довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске. Индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителям информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, то он обязан представить информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания. Информация об исполнителе и оказываемых им услугах доводится до сведения потребителей в месте предоставления услуг на русском языке, а дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.

Помимо вывески необходима следующая информация:

  • перечень услуг и условия их оказания;
  • цены в рублях и условия оплаты услуг;
  • фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
  • сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;
  • сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);
  • обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга;
  • Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.

Порядок оказания услуг общественного питания, установленный Правилами

  • Условия оказания услуги, в том числе ее цена, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
  • Предварительный заказ на оказание услуги может быть оформлен путем составления документа (заказ, квитанция и другие виды), содержащего необходимые сведения (наименование исполнителя, фамилия, имя и отчество потребителя, вид услуги, ее цена и условия оплаты, дата приема и исполнения заказа, условия выполнения услуги, ответственность сторон, должность лица, ответственного за прием и оформление заказа, подпись лица, принявшего заказ, и другие сведения), а также путем оформления заказа посредством телефонной, электронной или иной связи.
  • Один экземпляр документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуги, выдается потребителю.
  • Исполнитель обязан оказать потребителю услуги в сроки, согласованные с потребителем.
  • Исполнитель вправе предложить потребителю предварительную оплату услуг, оплату после отбора блюд или после приема пищи либо другие формы оплаты, а также наличный или безналичный порядок расчета за оказываемые услуги в зависимости от метода обслуживания, типа, специализации исполнителя и других условий.
  • Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю другие возмездные услуги.
  • Также при начале осуществления предпринимательской деятельности кафе требуется направить в Роспотребнадзор уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности (Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»).

Требования к работникам предприятия общественного питания

Требования к работникам установлены Правилами: к оказанию услуг, связанных непосредственно с процессом производства продукции общественного питания и обслуживанием потребителей, допускаются работники, прошедшие специальную подготовку, аттестацию и медицинские осмотры в соответствии с обязательными требованиями нормативных документов.

К таким сотрудникам, в частности, можно отнести поваров, официантов, кладовщиков, уборщиков со столов и т.п.

Требования о прохождении медицинского осмотра содержатся в ст. 213 ТК РФ , в п. 1 ст. 23 Федерального закона № 29-ФЗ , Приказе Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н , п. 13.1 СП 2.3.6.1079-01.2.3.6 «Санитарные правила для предприятий общепита» . Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация проводятся в соответствии с Приказом Минздрава России от 29.06.2000 № 229 .

Согласно Письму Роскомторга от 11.07.1995 № 1-952/32-9 «Об аттестации предприятий торговли и общественного питания» На каждого сотрудника, изготавливающего пищевую продукцию, а также осуществляющего обслуживание потребителей, необходимо иметь:

  • Трудовой договор;
  • Должностная инструкция;
  • Медицинская книжка (осмотр проводится не реже 1 раза в год и при трудоустройстве). Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
  • Личная медицинская карта.
  • Документы, подтверждающие проведение специальной подготовки и аттестации.

Лица, поступающие на работу в организации общественного питания, проходят предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.

Выпускники высших, средних и специальных учебных заведений в течение первого года после их окончания допускаются к работе без прохождения гигиенической подготовки и аттестации в установленном порядке.

На каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.

Работники организации обязаны соблюдать следующие правила личной гигиены:

  • Для дополнительной обработки рук возможно применение кожных антисептиков. Ежедневно перед началом смены в холодном, горячем и кондитерском цехах, а также в организациях, вырабатывающих мягкое мороженое, медработник или другие ответственные лица проводят осмотр открытых поверхностей тела работников на наличие гнойничковых заболеваний, а также у работников, занятых приготовлением, порционированием и сервировкой блюд, их раздачей. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, а также с катарами верхних дыхательных путей к работе в этих цехах не допускаются.
  • В каждой организации следует иметь аптечку с набором медикаментов для оказания первой медицинской помощи.
  • Учащиеся средних общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, студенты специальных учебных заведений и техникумов перед прохождением производственной практики в организации и его сети в обязательном порядке проходят медицинское обследование и гигиеническую подготовку в установленном порядке.
  • Слесари, электромонтеры и другие работники, занятые ремонтными работами в производственных и складских помещениях, работают в цехах в чистой санитарной (или специальной) одежде, переносят инструменты в специальных закрытых ящиках. При проведении работ должно быть обеспечено исключение загрязнения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

Работникам предприятия общественного питания запрещается:

  • оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;
  • перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы под колпак или косынку или надевать специальную сеточку для волос;
  • работать в чистой санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения;
  • при посещении туалета снимать санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом;
  • при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщать администрации и обращаться в медицинское учреждение для лечения;
  • сообщать обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника;
  • при изготовлении блюд, кулинарных изделий и кондитерских изделий снимать ювелирные украшения, часы и другие бьющиеся предметы, коротко стричь ногти и не покрывать их лаком, не застегивать спецодежду булавками;
  • не курить и не принимать пищу на рабочем месте (прием пищи и курение разрешаются в специально отведенном помещении или месте).

Требования к помещению общепита:

  • Каких-либо требований к площади помещений для осуществления деятельности в области общественного питания законодательство не содержит.
  • Деятельность может осуществлять в помещении, принадлежащем на праве собственности или праве аренды. Если планируется осуществлять продажу алкогольной продукции, то договор аренды должен быть заключен сроком не менее одного года (такой договор подлежит государственной регистрации).
  • Размещение организаций, предоставление земельных участков, утверждение проектной документации на строительство и реконструкцию, ввод в эксплуатацию допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения об их соответствии санитарным правилам и нормам.
  • Организации могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям, в нежилых этажах жилых зданий, в общественных зданиях, а также на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала. При этом не должны ухудшаться условия проживания, отдыха, лечения, труда людей.
  • Организациям, расположенным в жилых зданиях, следует иметь входы, изолированные от жилой части здания. Прием продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей со стороны магистралей при наличии специальных загрузочных помещений.
  • Для сбора мусора и пищевых отходов на территории следует предусмотреть раздельные контейнеры с крышками, установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.
  • Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов.
  • Мусоросборники очищаются при заполнении не более 2/3 их объема, после этого подвергаются очистке и дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.
  • Площадка мусоросборников располагается на расстоянии не менее 25 м от жилых домов, площадок для игр и отдыха.
  • Организации, независимо от форм собственности, мощности, места расположения, оборудуются системами внутреннего водопровода и канализации.
  • Водоснабжение организаций осуществляется путем присоединения к централизованной системе водопровода, при его отсутствии оборудуется внутренний водопровод с водозабором из артезианской скважины, колодцев, каптажей.
  • Источники водоснабжения вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, резервные автономные устройства горячего водоснабжения с разводкой по системе должны отвечать требованиям соответствующих санитарных правил.
  • Все производственные цеха оборудуются раковинами с подводкой горячей и холодной воды. При этом следует предусматривать такие конструкции смесителей, которые исключают повторное загрязнение рук после мытья.
  • Горячая и холодная вода подводится ко всем моечным ваннам и раковинам с установкой смесителей, а также, при необходимости, к технологическому оборудованию.
  • Температура горячей воды в точке разбора должна быть не ниже 65 ° C.
  • должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровя потребителей, сохранность имущества;
  • иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы к входу, необходимые справочно-информационные указатели;
  • территория, прилегающая к предприятию, должна быть благоустроена и освещена в темное время суток;
  • На предприятиях общественного питания должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, а также хорошо заметные информационные указатели, обеспечивающие свободную ориентацию потребителей как в обычной, так и в чрезвычайной ситуации;
  • При размещении предприятий общественного питания в жилых зданиях их помещения должны соответствовать требованиям строительных правил по уровню шума, вибрации и требованиям звукоизоляции по ГОСТ 30494 и . Предприятия общественного питания, занимающие часть ЖИЛОГО здания, должны быть оборудованы отдельным входом (выходом);
  • Предприятия общественного питания всех типов обязаны в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске и в других местах, удобных для ознакомления потребителей;
  • На строящихся и реконструируемых предприятиях общественного питания для обслуживания инвалидов должны быть предусмотрены наклонные пандусы у входных дверей для проезда инвалидных колясок, лифты, площадки для разворота инвалидной коляски в залах, специально оборудованные туалетные комнаты согласно действующим строительным нормам и правилам;
  • На предприятиях общественного питания должно обеспечиваться стилевое единство интерьера зала, мебели и сервировки столов или отражаться специализация предприятия общественного питания (тематическая или национальная направленность.
  • Для сетей горячего водоснабжения используются материалы, выдерживающие температуру выше 65 ° C.
  • Запрещается использовать горячую воду из системы водяного отопления для технологических, хозяйственно-бытовых целей, а также обработки технологического оборудования, тары, инвентаря и помещений.
  • В организациях запрещается использовать привозную воду.
  • При отсутствии горячей или холодной воды организация приостанавливает свою работу.
  • Устройство системы канализации организаций должно соответствовать требованиям действующих строительных норм, предъявляемых к канализации, наружным сетям и сооружениям, внутреннему водопроводу и канализации зданий, а также требованиям настоящих Правил.
  • Отведение производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод осуществляется в систему централизованных канализационных очистных сооружений, при их отсутствии, в систему локальных очистных сооружений канализации должно отвечать требованиям соответствующих санитарных правил. (в ред. Изменения № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.05.2007 N 25)
  • Внутренняя система канализации производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод должна быть раздельной, с самостоятельными выпусками во внутриплощадочную сеть канализации.
  • Уровень выпуска производственных стоков оборудуется выше уровня выпуска хозяйственно-фекальных стоков.
  • Помещения с наличием сливных трапов, моечных ванн, раковин, унитазов не размещаются ниже уровня внутриплощадочной канализации, примыкающей к пищевому объекту.
  • Горизонтальные отводы канализации от всех производственных помещений вне зависимости от числа санитарно-технических устройств имеют устройства для прочистки труб.
  • На концевых участках канализационных горизонтальных отводов устраиваются «дыхательные» стояки для исключения засасывающего эффекта при залповых сбросах сточных вод из оборудования.
  • Производственное оборудование и моечные ванны присоединяются к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки. Все приемники стоков внутренней канализации имеют гидравлические затворы (сифоны).
  • Сброс в открытые водоемы и на прилегающую территорию неочищенных сточных вод, а также устройство поглощающих колодцев не допускается.
  • Прокладка внутренних канализационных сетей с бытовыми и производственными стоками не проводится под потолком обеденных залов, производственных и складских помещений организаций. Канализационные стояки с производственными стоками разрешается прокладывать в производственных и складских помещениях в оштукатуренных коробах без ревизий.
  • Стояки бытовой канализации из верхних этажей жилых домов и зданий иного назначения допускается прокладывать только в технологических каналах (горизонтальных, вертикальных).
  • Канализационные стояки не прокладывают в обеденных залах, производственных и складских помещениях.

Общие требования к предприятиям общественного питания регламентируются стандартом ГОСТ Р 50762-95.

На предприятиях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения "Правил производства и реализации продукции общественного питания", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.04.93 N 332, санитарных и технологических норм и правил, а также требований пожарной и электробезопасности.

На предприятиях общественного питания должны выполняться требования нормативных документов по безопасности услуг:

санитарно-гигиенические и технологические требования СанПиН 42-123-5777, СанПиН 42-123-4117, сборники рецептур блюд и кулинарных изделий;

требования к безопасности продовольственного сырья и продуктов - в соответствии с требованиями МБТ 5061;

по экологической безопасности - СанПиН 42-123-5777, СНиП 2.08.02;

по противопожарной безопасности - ГОСТ 12.1.004;

по электробезопасности - СНиП 11-4.

Предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы ко входу, необходимые справочно-информационные указатели. Прилегающая к предприятию территория должна иметь искусственное освещение в вечернее время.

На территории, прилегающей к предприятию и доступной для потребителей, не допускается: проведение погрузочно-разгрузочных работ; складирование тары; размещение контейнеров с мусором; сжигание мусора, порожней тары, отходов. Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений предприятия не менее чем на 20 м.

Архитектурно - планировочное решение и конструктивные элементы здания, используемое техническое оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02. На предприятии должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, система оповещения и средства защиты от пожара.

Предприятия всех типов и классов должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция, радио- и телефонная связь.

Вход в предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков потребителей на вход и выход. В предприятиях с количеством мест в залах более 50 должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы для потребителей и персонала. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его типа, класса, форм организации его деятельности, фирменного названия, юридического лица (местонахождение собственника), информацию о режиме работы, об оказываемых услугах.

В строящихся и реконструируемых предприятиях для обслуживания инвалидов должны быть предусмотрены наклонные пандусы у входных дверей для проезда инвалидных колясок, лифты, площадки для разворота инвалидной коляски в зале, специально оборудованные туалеты.

Смотрите также

Эффективный менеджмент как основа успеха в деятельности фирмы
Реферат Курсовая работа на тему «бизнес-план как основа успеха в деятельности фирмы» представлена в объеме страниц. В работе рисунков, таблица, формул, приложений, использованных библ...

Стратегическое планирование деятельности турфирмы ЗАО "Жюль Верн"
Введение Стратегический менеджмент является итеративным, непрерывным процессом позиционирования фирмы в постоянно меняющемся конкурентном окружении. Управлять стратегически - зн...

Субъекты управления персоналом
Введение Актуальность темы исследования исходит из того, что категория «субъект управления персоналом» неоднозначна. Социальная система предприятия закономерно разделяется на две о...


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Институт развития дополнительного образования

«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

Заочный факультет «Социально-культурный сервис и туризм»

Кафедра «Сервис и туризм»

Тема: «Правовое регулирование оказания услуг общественного питания в сфере туризма».

Дисциплина: «Правовое обеспечение СКСиТ».

Выполнила:

Студентка гр. СКС-81

Проверила:

Барнаул 2010

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Предприятия общественного питания, их типы, особенности деятельности………………………………………………………………………4

1.1 Типы предприятий общественного питания………………………………...4

1.2 Особенности деятельности предприятий общественного питания………..5

2. правовое регулирование деятельности предприятий общественного питания…………………………………………………………………………….7

2.1 Организационная структура и функции участников сертификации услуг общественного питания…………………………………………………………..7

2.2 Обязательная сертификация услуг общественного питания………………9

2.3 Порядок проведения сертификации услуг…………………………………10

2.4 Инспекционный контроль за сертифицированными услугами…………..14

2.5 Приостановление или аннулирование действия сертификата соответствия……………………………………………………………………...15

Заключение………………………………………………………………….........17

Список литературы………………………………………………………............19


Целью данной работы является рассмотрение и анализ правового регулирования деятельности предприятий общественного питания.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи :

Охарактеризовать предприятия общественного питания, рассмотреть особенности государственного регулирования деятельности предприятия общественного питания;

Провести анализ правового регулирования деятельности предприятий общественного питания.

Услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом .

Исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технологических нормативах, других правилах и нормативных документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.

Цель и задачи работы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит их введения, двух глав, заключения, списка использованной при написании работы литературы. Такое построение работы наиболее полно отражает организационную концепцию и логику излагаемого материала.


Предприятия общественного питания могут классифицироваться по разным критериям . По производственно-торговому признаку (с учетом выполнения функций по приготовлению и реализации пищи) предприятия общественного питания делятся на: заготовочные и доготовочные.

Заготовочные предприятия - механизированные предприятия, предназначенные для централизованного выпуска полуфабрикатов, а также кулинарных и мучных кондитерских изделий. Это фабрики кулинарных изделий и полуфабрикатов, специализированные цехи по производству полуфабрикатов, кулинарные фабрики, фабрики-кухни, фабрики быстрозамороженных блюд и другие. Эти предприятия оснащены современным высокопроизводительным оборудованием - поточно-механизированными и автоматизированными линиями, автоматами. Из заготовочных предприятий полуфабрикаты, кулинарные и кондитерские изделия, быстрозамороженные блюда поступают на предприятия доготовочные.

Доготовочные предприятия - небольшие предприятия, работающие на полуфабрикатах высокой степени готовности и готовых охлажденных блюдах, которые поступают из заготовочных предприятия общественного питания. К ним относят: столовые доготовочные и столовые раздаточные, вагоны рестораны, кафе, закусочные, буфеты и т.д.

Предприятия с полным циклом производства - осуществляют обработку сырья, выпускают полуфабрикаты и готовую продукцию, а затем сами реализуют ее в залах, буфетах, магазинах кулинарии.

В России классификация предприятий питания по типам выполняется в зависимости от формы обслуживания потребителей, характера деятельности, ассортимента реализуемых блюд. Учитываются также особенности интерьера, музыкального сопровождения, меблировки, столовой посуды и белья, приборов. К основным типам предприятий относят: ресторан, кафе, столовая, закусочная, буфет, бар и др.

Ресторан - считается наиболее комфортабельным предприятием питания с самым широким ассортиментом блюд сложного приготовления. В ресторане высокий уровень обслуживания сочетается с организацией отдыха посетителей. В ресторане потребителям предоставляют в основном обеды и ужины, а при обслуживании туристических групп может быть и полный рацион питания.

Рестораны размещают преимущественно на центральных, оживленных улицах, в аэропортах, на пристанях, теплоходах, морских судах, при гостиницах, мотелях, в центрах туризма и местах массового отдыха.

Кафе - предприятие общественного питания, предназначенное для производства и реализации блюд менее сложного приготовления в ограниченном ассортименте, а также разнообразных горячих и холодных напитков, мучных кондитерских изделий, сладких блюд. В зависимости от ассортимента продукции кафе подразделяют на две группы: общего типа и специализированные (кафе - кондитерская, кафе - мороженное, детское, кафе национальной кухни и т.д.).

Столовая - наиболее распространенный тип предприятия общественного питания. Основное назначение - приготовление и реализация потребителям преимущественно продукции собственного производства.

Закусочная - предприятие быстрого обслуживания. Ассортимент закусочных - холодные и горячие блюда, сосиски, сардельки, пельмени, вареники, яичницы, а также напитки. Наиболее широко распространены специализированные закусочные: пельменная, вареничная, шашлычная, блинная, пирожковая, сосисочная, бутербродная и т.д. Закусочные имеют высокую пропускную способность и размещаются в оживленных местах, по пути движения туристских маршрутов.

Бар - специализированное предприятие быстрого обслуживания, предназначенное для реализации смешанных, натуральных и крепко-алкогольных напитков в широком ассортименте. В баре также реализуют блюда, закуски и кондитерские изделия. Назначение бара - предоставить возможность посетителям отдохнуть в уютной обстановке, послушать музыку, посмотреть выступление артистов или какое-то шоу. Бары в зависимости от ассортимента делят на пивные, винные, молочные, коктейль-холлы и коктейль-бары. Коктейль-холл отличается от коктейль-бара лишь большей вместимостью зала, а также более разнообразным оборудованием. Наиболее распространенные закуски в барах - сырные палочки, канапе, тарталетки, маслины, оливки, соленый миндаль, фисташки. Бары размещают в торговых центрах, при ресторанах, при крупных музеях и т.д.

В зависимости от метода обслуживания предприятия общественного питания подразделяют на обслуживание с помощью официантов, самообслуживание и предприятия смешанного обслуживания.

По ассортименту питания услуга общественного питания подразделяется на комплексное питание, питание по выбору, питание по предварительному заказу, в том числе по обслуживанию приемов, юбилеев, банкетов и других мероприятий.

Кроме того предприятия питания специализируются на национальных блюдах (европейская, корейская, китайская, грузинская, еврейская и другие кухни). Предприятия классифицируются также по числу посадочных мест, режиму работы - круглосуточные, с ограничением по времени.

1.2 Особенности деятельности предприятий общественного питания

В предприятии общественного питания должны быть следующие документы:

Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя без образования юридического лица или устав предприятия;

Документы, подтверждающие принадлежность торгового объекта юридическому или физическому лицу (договор аренды, субаренды, свидетельство о праве собственности, технический паспорт);

Свидетельство об уплате единого налога на вменённый доход или временный патент на право торговли;

При реализации алкогольной продукции - лицензия на розничную торговлю алкогольной продукцией, свидетельство об уплате лицензионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями; документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации: копия справки к товарно-транспортной накладной или копия справки к грузовой таможенной декларации для импортной продукции, заверенные оригиналом оттиска печати розничного торгового предприятия и оригиналом оттиска печати предыдущего собственника товара, имеющего соответственно лицензию на оптовую торговлю алкогольной продукцией; копии лицензий оптовых поставщиков; на каждой единице алкогольной продукции должны быть акцизные или специальные марки;

Документы, подтверждающие сертификацию товаров и услуг;

Товарно-транспортные накладные на все товары;

Свидетельства о метрологической поверке весоизмерительного оборудования; мерных сосудов;

Санитарные книжки для работников;

Трудовые соглашения или договоры о найме работников предприятия;

Ассортиментный перечень производимой продукции.

В предприятии общественного питания должна быть размещена в удобных для ознакомления местах следующая информация для потребителей :

Информация на вывеске о фирменном наименовании организации, её юридическом адресе, типе, классе, режиме работы предприятия;

Для индивидуального предпринимателя – информация о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;

Информация об услугах: перечень услуг и условия их оказания; цены и условия оплаты услуг; фирменное наименование предлагаемой продукции с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; сведения о весе (объёме) порций готовых блюд продукции общественного питания; ёмкости бутылки и объёме порций алкогольных напитков; обозначения нормативных документов, требованиям которых должна соответствовать продукция и услуга; сведения о сертификации услуг;

Правила оказания услуг общественного питания в доступной и наглядной форме;

Текст Закона РФ «О защите прав потребителей»;

При реализации алкогольной продукции – информация с указанием номера лицензии на торговлю алкогольной продукцией, срока её действия и органа, выдавшего её; правила продажи алкогольной продукции, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 г. №987 (в редакции постановления Правительства РФ от 13.10.99 г. №1150), Закон РФ № 171 от 23.11.99 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции Закона РФ № 18-ФЗ от 9.01.1999 года) .

О внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан;

Адреса и телефоны вышестоящей организации (владельца предприятия), управления потребительского рынка и услуг, отдела по защите прав потребителей.

Книга отзывов и предложений

Исполнитель обязан оказать потребителю услуги, качество которых соответствует обязательным требованиям нормативных документов и условиям заказа в согласованные с потребителем сроки.

Потребитель обязан оплатить оказываемые услуги в сроки и в порядке, которые согласованы с исполнителем. Исполнитель обязан выдать потребителю документ, подтверждающий их оплату – кассовый чек, счет.

Исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверки объёма (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания.

К оказанию услуг, связанных непосредственно с процессом производства продукции общественного питания и обслуживанием потребителей, допускаются работники, прошедшие специальную подготовку и профилактические медосмотры в соответствии с требованиями нормативных документов.

При нарушении сроков исполнения предварительного заказа, при обнаружении недостатков потребитель вправе требовать по своему выбору:

Назначить новый срок исполнения услуги;

Потребовать уменьшения цены за услугу;

Потребовать безвозмездного устранения недостатков;

Отказаться от услуги;

Полного возмещения убытков.

Потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесённых расходов.

К отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной настоящими правилами, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

Организационную структуру Системы сертификации услуг общественного питания (далее - Система) образуют:

Национальный орган по сертификации - Госстандарт России (Управление стандартизации и сертификации в сфере услуг);

Центральный орган Системы сертификации услуг общественного питания (ЦОС) - Роскомторг;

Методический центр Системы - Всероссийский институт питания (ВИП);

Совет Системы по сертификации;

Органы по сертификации услуг общественного питания;

Испытательные лаборатории;

Исполнители услуг.

Национальный орган по сертификации - Госстандарт России проводит аккредитацию органов по сертификации и осуществляет государственный надзор за соблюдением правил проведения сертификации и сертифицированными услугами.

При Госстандарте России функционирует Центральная апелляционная комиссия.

Центральный орган Системы сертификации услуг общественного питания - Роскомторг осуществляет:

Участие в формировании сети органов по сертификации и координацию их деятельности;

Развитие и совершенствование Системы;

Сбор, обобщение, анализ и представление в Госстандарт России информации о деятельности органов по сертификации услуг общественного питания;

Разработку, рассмотрение методических документов по сертификации и их утверждение;

Обобщение предложений по номенклатуре услуг, подлежащих обязательной сертификации;

Информирование общественности о результатах сертификации услуг;

Участие в аккредитации органов по сертификации услуг;

Участие в работе по совершенствованию фонда нормативных документов, взаимодействуя с ТК 347 "Услуги торговли и общественного питания";

Рассмотрение апелляций по поводу неправильных действий органов по сертификации и испытательных лабораторий;

Ведение секретариата Совета Системы по сертификации;

Разработку программ по подготовке экспертов по сертификации услуг общественного питания и организацию проведения совместно с Госстандартом России их обучения.

Методический центр Системы - Всероссийский институт питания осуществляет:

Разработку организационно-методических документов по сертификации;

Формирование, ведение и актуализацию фонда нормативных документов для сертификации;

Обеспечение нормативными и методическими документами участников системы сертификации на договорной основе;

Участие в разработке программ по подготовке экспертов по сертификации услуг общественного питания.

Совет Системы по сертификации создается при Центральном Органе Системы сертификации услуг общественного питания и осуществляет:

Выработку и проведение общей политики в области сертификации услуг общественного питания;

Разработку предложений по совершенствованию Системы;

Подготовку предложений по совершенствованию нормативных документов на услуги, методов проверки и испытаний при проведении сертификации;

Взаимодействие с другими Системами сертификации.

В состав Совета Системы по сертификации входят представители Госстандарта России, Госкомсанэпиднадзора России, Российского общества потребителей, технических комитетов по стандартизации и других заинтересованных организаций.

Органы по сертификации и испытательной лаборатории выполняют функции, установленные основополагающими документами Системы сертификации ГОСТ Р.

Для проведения работ по обязательной сертификации (в законодательно регулируемой сфере) в качестве органа по сертификации могут быть аккредитованы некоммерческие организации, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее - организации), имущество которых в соответствии с законодательством является единым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятий.

Не могут быть аккредитованы в качестве органов по проведению обязательной сертификации хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы.

По решению Госстандарта России и по согласованию с Центральным органом Системы сертификации услуг общественного питания могут быть аккредитованы в качестве сертификационных центров, выполняющих функции испытательных лабораторий и органов по сертификации, акционерные общества, созданные на базе ведущих научно-исследовательских организаций, располагающих необходимой испытательной базой, высококвалифицированными кадрами, профессионально работающих в соответствующей области.

В соответствии с Законами Российской Федерации "О защите прав потребителей" и "О сертификации продукции и услуг", "Правилами производства и реализации продукции (услуг) общественного питания", утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 г. N 332, Госстандартом России, Роскомторгом и Госкомсанэпиднадзором России услуги общественного питания внесены в "Номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации" (Протокол Госстандарта России от 22.03.95 N 6).

Для обеспечения проведения работ по обязательной сертификации указанных услуг разработаны и введены в действие основополагающие стандарты: ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий", ГОСТ Р 50763-95 "Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению" и ГОСТ Р 50764-95 "Услуги общественного питания. Общие требования".

Централизованно, на основе специально разработанной и согласованной с Роскомторгом программы, проводится подготовка экспертов по сертификации услуг общественного питания.

Обязательная сертификация услуг общественного питания осуществляется на соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах, государственных стандартах России, санитарных нормах и правилах, строительных нормах и правилах, Правилах производства и реализации продукции и услуг общественного питания, утвержденных Постановлением N 332 Правительства Российской Федерации от 13.04.93 и других документах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к услугам.

При сертификации услуг общественного питания должны проверяться характеристики (показатели) услуг, условий обслуживания и использоваться методы, позволяющие:

Полно и достоверно подтвердить соответствие услуг требованиям, направленным на обеспечение безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, установленным в нормативных документах для этой услуги, а также другим требованиям, которые в соответствии с законодательными актами должны подтверждаться при обязательной сертификации;

Провести идентификацию услуг, в т.ч. испытаний кулинарной продукции, проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам.

Органы по сертификации услуг проводят сертификацию услуг общественного питания в соответствии с областью аккредитации. Работа проводится экспертами Органа по сертификации или привлеченными экспертами из других организаций, аттестованными на право проведения работ по сертификации услуг общественного питания.

Сертификация услуг предприятий общественного питания иностранных фирм осуществляется по тем же правилам и процедурам, что и отечественных предприятий.

Подача и рассмотрение заявки.

Для проведения сертификации услуг общественного питания заявитель - юридическое лицо направляет заявку в орган по сертификации. При наличии у предприятия общественного питания филиалов, сертификации подлежат услуги, оказываемые каждым филиалом.

Заявитель дополнительно к заявке заполняет анкету - вопросник, перечень вопросов которой может уточняться по согласованию с заявителем.

Срок рассмотрения заявки и принятие решения о проведении (не проведении) сертификации не должен превышать одного месяца после ее получения Органом по сертификации.

Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации услуги.

Причиной отказа в рассмотрении заявки является наличие официальной информации от органов Госкомсанэпиднадзора России о несоответствии предприятия санитарным правилам и нормам.

Орган по сертификации при рассмотрении заявки на сертификацию услуги выполняет следующие функции:

Выбирает схему сертификации услуги;

Определяет наименование продукции, количество и порядок отбора образцов продукции, подлежащей испытаниям;

Определяет аккредитованную испытательную лабораторию, которая будет проводить испытания;

Запрашивает у заявителя, при необходимости, дополнительные сведения, позволяющие определить стабильность производства и качества услуг, в т.ч. заключения Госсанэпидслужбы, Госторгинспекции, Госпожнадзора, данные о поставщиках сырья и материалов, ассортимент производимой продукции (согласованный с органами Санэпиднадзора) и др.

По результатам рассмотрения заявки и дополнительных материалов Орган по сертификации принимает решение по заявке. Если решение по заявке принимается отрицательное, то Орган по сертификации аргументировано сообщает заявителю о невозможности проведения сертификации услуги.

При положительном решении по заявке Орган по сертификации направляет заявителю решение.

Одновременно с положительным решением по заявке Орган по сертификации направляет заявителю проект договора (по типовой форме) на проведение сертификации услуг, включая инспекционный контроль за сертифицируемыми услугами. К договору также прилагаются календарный план работ по этапам и калькуляция работ.

Работы Органа по сертификации по рассмотрению заявки включаются в договор.

После получения от заявителя подписанного договора Орган по сертификации приступает к сертификации услуг и испытаниям кулинарной продукции.

Проведение проверок и испытаний при сертификации.

Инспекционный контроль за сертифицированными услугами проводится Органом по сертификации с целью установления, что оказываемая услуга продолжает соответствовать требованиям, на которые она была сертифицирована.

Порядок проведения инспекционного контроля обусловливается принятой для данной услуги схемой сертификации.

Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания - контроль качества кулинарной продукции.

Инспекционный контроль в общем случае содержит следующие виды работ:

Сбор и анализ информации о сертифицированных услугах;

Разработка и утверждение программы инспекционного контроля;

Формирование группы для проведения инспекционной проверки;

Проведение инспекционной проверки;

Оформление результатов инспекционного контроля и принятие решений по результатам.

Инспекционный контроль предусматривает:

Проверку стабильности процесса предоставления услуг в соответствии со схемой выполненной сертификации;

Подтверждение того, что в процессе оказания услуги не внесены изменения, влияющие на сертифицируемые показатели.

При необходимости для проведения Инспекционного контроля привлекаются представители Общества потребителей, Государственной торговой инспекции, Госкомсанэпиднадзора России.

Инспекционный контроль предусматривает проведение проверки услуг непосредственно на предприятии - заявителе. Оценка качества (испытаний) кулинарной продукции (отобранных проб) производится аккредитованной испытательной лабораторией.

Инспекционный контроль проводится по инициативе Органа по сертификации, за исключением случаев, когда предприятие - заявитель внес изменение в нормативную документацию или провел переоснащение. В этих случаях предприятие - заявитель заблаговременно извещает Орган по сертификации о необходимости проведения Инспекционного контроля, который должен быть проведен в обязательном порядке.

Периодичность определяется Органом по сертификации при сертификации услуги, не реже 1 раза в год.

Внеплановый Инспекционный контроль проводится при получении официальных сообщений государственных органов контроля (Госкомсанэпиднадзора, Минприроды России, Госстандарта РФ, Госторгинспекции и др.), независимых организаций (обществ потребителей и др.) об отрицательных результатах проверок сертифицированных услуг, жалоб и претензий потребителей к исполнению услуги.

Результаты Инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов проверки заявителя и испытаний образцов продукции и делается общее заключение о состоянии процесса оказания услуги и возможности сохранения действия выданного сертификата. Акт хранится в органе по сертификации. Копии направляются предприятию - исполнителю и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле. На основании акта инспекционного контроля принимается решение о сохранении действия сертификата или проведения сертификации услуг вновь.

Орган по сертификации может приостановить или аннулировать действие сертификата соответствия (при этом он приостанавливает или аннулирует лицензию на применение знака соответствия) по результатам Инспекционного контроля в случае:

Несоблюдения требований нормативных документов, контролируемых при сертификации услуг;

Изменения нормативного документа на услуги или метод испытаний;

Изменения процесса оказания сертифицируемой услуги и условий обслуживания, системы обеспечения качества, методов контроля и испытаний, если указанные изменения могут вызвать несоответствие услуги и условий обслуживания требованиям, контролируемым при сертификации;

Представления материалов от территориальных органов санэпиднадзора о нарушениях санитарных норм и правил.

Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с Органом по сертификации, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных проверок (испытаний) соответствие услуг нормативным документам.

Информация о приостановлении действия или отмене сертификата соответствия доводится Органом по сертификации до сведения заявителя, потребителей услуг, территориальных органов санэпиднадзора и всех заинтересованных организаций не позднее 7 дней с момента принятия решения.

Решение об отмене действия сертификата соответствия принимается в следующих случаях:

Недостатки невозможно устранить за приемлемое время;

Корректирующие мероприятия не выполнены или не дали результата в установленный решением о приостановлении действия сертификата соответствия срок.

Отмена сертификата действует с момента исключения его из Реестра.

Повторная сертификация услуги, на которую был отменен сертификат, осуществляется по той же процедуре.

После выполнения корректирующих мероприятий Орган по сертификации направляет заинтересованным организациям уведомление о снятии приостановления действия сертификата, запрета на применение знака соответствия, об отмене приостановления действий лицензии.


В заключении подведем основные итоги работы.

Данная работы была посвящена изучению, анализу организации структуры управления на предприятии.

На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

Общественное питание выполняет три взаимосвязанные функции: производство готовой продукции, ее реализацию и организацию потребления. Деятельность предприятий общественного питания в процессе выполнения этих трех функций характеризуется рядом признаков, сближающих их с предприятиями пищевой промышленности и розничной торговли.

Выполнение функции реализации сближает предприятия общественного питания с предприятиями розничной торговли. Предприятия общественного питания, как и предприятия розничной торговли, реализуют продукцию населения в обмен на его денежные доходы. Общественное питание организационно входит в состав торговли. Его оборот составляет более 10% общего розничного товарооборота государственной и индивидуальной торговли страны. Однако по характеру реализации продукции предприятия общественного питания существенно отличаются от предприятий розничной торговли, так как они не только реализуют, но и организуют потребление готовых блюд и кулинарных изделий и предоставляют населению различные виды услуг.

Более двух третей реализуемой предприятиями общественного питания продукции является продукцией собственного производства, а в заводских и фабричных столовых удельный вес ее товарообороте достигает 80% и даже 90%.

До 90% труда, затрачиваемого в общественном питании, является производительным, то есть связанным с созданием новых потребительских стоимостей. Поэтому в классификации отраслей народного хозяйства общественное питание относится к сфере материального производства.

Основными задачами предприятий общественного питания являются наиболее полное удовлетворение спросов населения, улучшения качества выпускаемой продукции, повышение культуры обслуживания.

Для успешного функционирования деятельность предприятий общественного питания должна соответствовать государственным стандартам.

В процессе написания работы были рассмотрены и изучены следующие вопросы:

Охарактеризованы предприятия общественного питания, рассмотрены особенности государственного регулирования деятельности предприятия общественного питания;

Проведен анализ правового регулирования деятельности предприятий общественного питания.

Общественное питание как отрасль народного хозяйства представляет собой совокупность предприятий, объединенных по характеру перерабатываемого сырья и выпускаемой продукции, организации производства и формы обслуживания населения.

Таким образом, в данной работе были затронуты и детально проработаны все необходимые составляющие, проведен анализ правового регулирования деятельности предприятий общественного питания.

Данная работа характеризуется достаточно глубоким изучением теоретических аспектов, обоснованным анализом правового регулирования деятельности предприятий общественного питания.


1. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 1997.

2. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: «ДИС», НГАЭ и У, 1997 г.

3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. // Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997 г.

4. Басапов М.И. Анализ хозяйственной деятельности.-М.: Экономика, 1990 г.

5. Большаков С.В. Проблемы укрепления финансов предприятий // Финансы-1999.

6. Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология. - М.: Финансы и статистика, 1991 г.

7. Волков О.И. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 1997 г.

8. Гуляев В.Г. Организация бизнеса. - М.: Нолидж, 1996 г.

9. Ефимова О.П. Экономика общественного питания. - Мн.: ООО «Новое знание», 1997 г.

10. Кадацкий В.Т. Затраты и прибыль. // Экономист. - 1995.

11. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: ЗАО «Центр экономики и маркетинга», 1997 г.

12. Ковалев В.В. Финансовый анализ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1999 г.

13. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.: ИКЦ «Дис», 1997 г.

14. Менеджмент гостиничного и ресторанного обслуживания. - М.: РМАТ, 1997 г.

15. Палли М. Справочник современного хозяина ресторана. 100 идей для достижения превосходства в конкурентной борьбе. - М.: ООО «Современный ресторан и розничные технологии», 1999 г.

16. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. М.: ИВУ «Маркетинг», 1996 г.

17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2002 г.

18. Слепов В.А., Щеглова Н.В. Финансовая и ценовая адаптация российских предприятий к рыночной среде. // Финансы. - 1999.

19. Усов В.В. Организация обслуживания в ресторанах. - М.: Высшая школа, 1990 г.

20. Федцов В.Г. Культура сервиса. - М.: «Издательство «ПРИОР», 1997 г.

21. Финансовое управление фирмой // Под ред. В. И. Терехина. - М.: Экономика, 1998 г.


Палли М. Справочник современного хозяина ресторана. 100 идей для достижения превосходства в конкурентной борьбе. – М.: ООО «Современный ресторан и розничные технологии», 1999 г. – 148 с.

Усов В.В. Организация обслуживания в ресторанах. - М.: Высшая школа, 1990 г. – 385 с.

Ефимова О.П. Экономика общественного питания. – Мн.: ООО «Новое знание», 1997 г. – 304 с.

Федцов В.Г. Культура сервиса. – М.: «Издательство «ПРИОР», 1997 г. – 208 с.

Усов В.В. Организация обслуживания в ресторанах. - М.: Высшая школа, 1990 г.

Сертификационная проверка - независимая проверка (анализ), позволяющая определить соответствие деятельности заявителя по оказанию услуги требованиям нормативных документов.

В настоящее время современные рыночные отношения практически в любой стране регулируются государственным законодательством. В настоящее время происходит усиление государственного регулирования предпринимательства изменение организационных форм взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса.

Торговые предприятия, приобретая товары, оборудование, помещения, предметы материально-технического оснащения, включаются в гражданский оборот и становятся объектами гражданско-правовых сделок. Таким образом, эффективное и устойчивое развитие торговых предприятий невозможно без выполнения комплекса мер по совершенствованию правовой среды, в которой осуществляют свою финансово-хозяйственную деятельность.

Все законодательные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы и подзаконные нормативные акты.

В системе федеральных законов главную юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан и регулирует отношения собственности на территории страны.

Особое место в законодательной сфере занимает Гражданский кодекс Российской Федерации, являющийся исходной базой для развития всего текущего законодательства применительно к различным сферам деятельности, в том числе и торговой.

В настоящее время в торговле установлены правовые нормы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области стандартизации, метрологии сертификации и защиты прав потребителей. Действуют следующие виды законов:

¾ «О сертификации продукции и услуг»;

¾ «О стандартизации»;

¾ «Об обеспечении единства измерений»;

¾ «Об антимонопольной политике и поддержании новых экономических структур»;

¾ «О защите прав потребителей»;

¾ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;

¾ «О личных подсобных хозяйствах»;

¾ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

¾ «О товарных биржах и биржевой торговле» и т.п.

Среди подзаконных нормативных актов ведущую роль в системе гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ. Указы Президента издаются в целях оперативного регулирования хода экономических преобразований и охватывают широкий спектр отношений, к которым относятся вопросы валютно-финансовой, банковской, инвестиционной, таможенной деятельности, а также ценообразования, налогообложения, порядок формирования и уровня компетенции исполнительных органов власти конкретных территорий.

Правительство РФ на основании - и во исполнение Гражданского кодекса, законов, указов Президента РФ принимает постановления, направленные на совершенствование деятельности торговых предприятий в соответствии с изменяющейся рыночной ситуацией.

К ним относятся следующие постановления Правительства РФ:

¾ «Правила продажи отдельных видов товаров»;

¾ «Правила продажи товаров по образцам»;

¾ «Правила комиссионной торговли продовольственными товарами»;

¾ «Правила продажи товаров длительного пользования в кредит»;

¾ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и т.д.

Процесс правового регулирования торгового предпринимательства осуществляется не только путём разработки основных законов РФ, утверждения указов Президента, постановлений Правительства, но и через нормативные акты, принятые соответствующими министерствами РФ, а также Государственной налоговой службой, Госстандартом России.

Практическая реализация всех аспектов государственного регулирования торгового предпринимательства осуществляется через соответствующие федеральные и территориально-исполнительные органы. Они не вправе вмешиваться в оперативную деятельность предприятий до тех пор, пока предприятие соблюдает закон. Однако они могут и должны выступать в качестве органов, контролирующих правомерность хозяйственной деятельности предприятия, принятого законодательства.

Контроль за соблюдением торговыми предприятиями принятых законодательных актов возложен на Министерство торговли РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых структур и другие компетентные органы государственного управления.

Государственной службой контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком формирования цен, качеством и безопасностью товаров является департамент Госторгинспекции министерства торговли РФ. Права и обязанности Госторгинспекции, её организационная структура, методы осуществления и оказания услуг в сфере общественного питания определены Постановлением Правительства РФ «О государственной инспекции по торговле и качеству товаров и защите прав потребителей».

Стратегической целью государства в торговой сфере является создание необходимых условий для совершенного контроля за потребительским рынком, его экономической безопасностью. При этом сам механизм государственного воздействия должен обеспечивать конкуренцию везде, где это необходимо. Такой подход означает отказ со стороны государственных структур от непосредственного управления торговыми предприятиями.

Государственное регулирование общественного питания представляет собой вмешательство государственной системы в функционирование предприятий, воздействие на их экономику посредством административных и экономических методов.

Под административными методами понимаются действия исполнительной власти, рычагом управления которой являются законодательные и нормативные акты. Экономическое регу­лирование осуществляется через валютно-финансовые, денежно-кредитные, бюджетно-налоговые и другие рычаги управления.

В основу регулирования качества услуг общественного питания и отношений между субъектами хозяйствования и госу­дарством заложены законодательные и нормативные акты, определяющие права и обязанности сторон. Базой для разра­ботки документов является Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О защите прав потребителей».

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» разработаны и утверждены специальным Постановлением Правительства РФ «Правила оказания услуг общественного питания», которые являются обязательными для всех исполнителей услуг общественного питания.

На право осуществления услуг общественного питания требуется специальное разрешение - лицензия, получаемая в ус­тановленном государством порядке с соблюдением требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензированию подлежит деятельность предприятий общественного питания по предоставлению услуг в целом, а также продажа отдельных видов товаров, например алкогольной и табачной продукции.

Лицензирование - это способ защиты субъектов рынка от действий непрофессиональных участников, форма регулирова­ния и контроля государства за деятельностью субъекта.

Субъектами общественного питания являются юридиче­ские лица различных организационно-правовых форм, осуще­ствляющие торговую деятельность (торговые организации), объединения торговых организаций, а также граждане, осуще­ствляющие торговую деятельность (индивидуальные предпри­ниматели).

Принимая на себя обязанности по оказанию услуг общественного питания, субъект торговой деятельности обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных и противопожарных правилах, технологических нормативах, других правилах и нормативных документах обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.

Ассортиментный перечень производимой продукции общественного питания, как и перечень оказываемых услуг, определяется исполнителем самостоятельно, но по согласованию с организациями, контролирующими условия предоставления услуг и их реализацию. В местах оказания услуг владелец вправе устанавливать правила поведения для потребителей, не противоречащие действующему законодательству (ограничение или запрещение курения, нахождение в верхней одежде и т. д.).

При оказании услуг общественного питания исполнитель должен довести до сведения потребителя следующую информа­цию, размещенную в удобных для ознакомления местах:

¾ предприятие, где оказываются услуги, должно иметь вывеску с указанием полной информации о предприятии и собственнике;

¾ для индивидуальных предпринимателей обязательно наличие информации о государственной регистрации и на­именование зарегистрировавшего его органа;

¾ сведения о номере, сроке действия лицензии и органе, ее выдавшем;

¾ полные данные об оказываемых услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора (перечень услуг и условия их оказания, цены и условия оплаты услуг и т. д.);

¾ сведения о сертификации услуг;

¾ информацию о продуктах и технологии производства продукции собственного производства, покупных товарах;

Другую дополнительную информацию по просьбе потребителя, если она не является коммерческой тайной.

Потребителем услуг общественного питания является лю­бой желающий, и условия оказания их, в том числе и цена, ус­танавливаются одинаковыми для всех. Однако Федеральными законами и правовыми актами государства допускается предос­тавление льгот отдельным категориям потребителей. Перечень категорий граждан и предоставляемые льготы и преимущества определяются нормативными актами Российской Федерации и органами местной власти в границах своего влияния.

Особое внимание уделяется качеству покупных товаров и пищевых продуктов и товаров, используемых в общественном питании для приготовления продукции собственного произ­водства и реализуемых потребителю.

Качество пищевых продуктов определяется как совокуп­ностью их характеристик, способных удовлетворить потребности человека в еде при обычных условиях их использования.

Качество и безопасность пищевых продуктов регулируются специальным федеральным законом, государственными стандартами, санитарными и ветеринарными нормами и правилами, которые устанавливают требования к качеству и безопасности продуктов, материалов и изделий, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, перевозок, хранения и использования, утилизации или уничтожения некачественных, опасных пищевых продуктов, материалов и изделий.

Контроль качества и безопасности осуществляется в отношении следующих пищевых продуктов, используемых в общественном питании:

¾ пищевые продукты в целом (продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые в пищу, вода и т. д.);

¾ продукты детского питания (предназначены для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечают физиологическим потребностям детского организма);

¾ продукты диетического питания (предназначены для лечебного и профилактического питания);

¾ продовольственное сырье, используемое для изготовления пищевых продуктов;

¾ пищевые добавки и их соединения, вводимые в пищевые продукты в процессе изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) для со­хранения качества пищевых продуктов;

¾ биологически активные добавки, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введенные в состав пищевых продуктов;

¾ материалы и изделия, контактирующие с пищевыми продуктами (упаковка, технологическое оборудование, приборы и устройства, тара, посуда, столовые принадлежности).

Нарушение выполнения правил оказания услуг общественного питания в любой его части может повлечь серьезные последствия, вплоть до лишения права собственника на ведение коммерческой деятельности.

Появление на рынке потребительских услуг субъектов хо­зяйствования различных форм собственности привело к их полной хозяйственной самостоятельности и изменило взаимоотношения между ними и органами государственной власти.

Государственное регулирование и контроль на рынке товаров и услуг осуществляют органы, наделенные правами кон­троля в соответствии со своей компетентностью по направлени­ям, определенным государством. Контроль должен проводиться согласно нормативным документам и носить правовой характер.

Вопросы для обсуждения

1) В чем заключаются сущность и значение торгового предприятия?

2) Чем отличаются понятия «предприятие», «фирма» и «организация»?

3) Какие функции выполняет торговое предприятие?

4) От каких факторов зависит объем выполняемых предприятием функций?

5) Какие выделяют особенности функционирования торговых предприятий?

6) Перечислите основные признаки классификации торговых предприятий.

7) Что понимается под материально-вещественной структурой торгового предприятия?

8) В чем сущность и различие индивидуальных, партнерских и корпоративных предприятий?

9) Какие факторы влияют на выбор организационно-правовой формы деятельности?

10) По каким параметрам различают крупные, средние и малые предприятия?

11) Что является правовой основой регулирования торговой деятельности?

12) В чем сущность лицензирования деятельности предприятий общественного питания?

13) В отношении каких пищевых продуктов, используемых в общественном питании, осуществляется контроль качества и безопасности?


Похожая информация.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!