Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Грибы. Грибы, развивающиеся на промышленных материалах (на металле, бумаге и изделиях из них) ✎ Положение грибов-симбионтов в природе

Отделы грибов ВАРИАНТ 1

А1. Биологи объединяют все грибы в систематическую группу

3) царство

4) семейство

А2. По типу питания грибы являются организмами

1) гетеротрофными

2) автотрофными

3) фотосинтезирующими

4) хемосинтезирующими

A3. Вегетативное тело грибов образовано

1) корнями

2) побегом

3) мицелием

4) системой органов

А4. Грибы размножаются бесполым способом с помощью

4) спермиев

А5. Взаимовыгодные отношения между растением и грибом это пример

2) симбиоза

3) конкуренции

4) хищничества

А6. Плесневый гриб, весь мицелий которого состоит из одной клетки, - это

1) гриб мукор 3) дрожжи

2) белый гриб 4) пеницилл

А7. Сморчки и строчки близки по систематическому положе­нию к грибам

1) шляпочным 3) дрожжам

2) пенициллу 4) мукору

А8. В плодовом теле шляпочного гриба

1) созревают споры 3) созревают семена

2) сливаются гаметы 4) закладываются почки

А9. В круговороте веществ в природе грибы играют роль

1) производителя органических веществ

2) фотосинтезирующего организма

3) растительноядного организма

4) разрушителя органических веществ

А. В клетках грибов запасается питательное вещество гли­коген.

Б. Грибница шляпочных грибов имеет клеточное строение.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

А. Среди представителей царства грибов отсутствуют па­разитические организмы.

Б. Плодовое тело шляпочного гриба образовано гифами.

1) Верно только А 3) Верны оба суждения

2) Верно только Б 4) Неверны оба суждения

БЗ. Выберите три верных утверждения. В состав клетки гри­бов входит

1) наружная мембрана

2) хлоропласт

3) неоформленное ядро

4) цитоплазма

5) клеточная стенка

1) фитофтора

3) спорынья

4) трутовик

6) подосиновик

ОСОБЕННОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯ­ТЕЛЬНОСТИ ЦАРСТВО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

А Образуют органические ве­щества на свету 1. Грибы

Б. Запасают питательное веще­ство - гликоген 2. Растения

В Запасают вещество - крахмал

Г. Питаются, поглощая готовые

питательные вещества

В1. Задание на работу с рисунком 1.

1) шляпочный гриб на почве 3) почвенные бактерии

2) дрожжи в тесте 4) мукор на хлебе

Б. Названный организм питается

4) как симбионт

1) портит пищевые продукты

3) съедобный

4) ядовитый

ВАРИАНТ 2

В каждом задании выберите один верный ответ из четырех пред­ложенных.

А1. Изучением грибов занимается наука

1) зоология

2) микология

3) ботаника

4) анатомия

А2. В клетках грибов отсутствует

2) цитоплазма

3) хлоропласт

4) наружная мембрана

A3. Плодовое тело грибов образуют

3) плод с семенами

4) стебель с почками

А4. Дрожжевые грибы размножаются путем

3) половым

1) почкования

2) слияния ядер

3) оплодотворения

А5. Нити грибницы и корни растения вместе образуют

1) плодовое тело гриба

2) спороносную ткань растения

3) микоризу

4) cnopы гриба

А6. Плесень или белый налет на хлебе образует

1) шляпочный гриб

2) гриб мукор

4) бактерии

А7. Тело пекарских дрожжей состоит из

1) шляпки и ножки

3) одной клетки

4) почвенной грибницы

А8. Гриб спорынья, обитающий на злаках, питается

1) в процессе фотосинтеза

2) как симбиотический организм

4) как хищник

А9. Гриб сыроежка является близкородственным организмом

1) пенициллу

2) мухомору

3) дрожжам

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. В состав клеточной оболочки грибов входит углевод хи­тин.

Б.Заболевание стригущий лишай вызывают хемосинтези- рующие бактерии.

3) Верно только А

4) Верно только Б

5) Верны оба суждения

6) Неверны оба суждения

Б2. Верны ли следующие утверждения?

А. Гифы трутовика произрастают в древесине деревьев. Б. Фитофтора представляет собой гриб, осуществляющий процесс фотосинтеза.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

БЗ. Выберите три верных утверждения. Представители царст­ва грибов размножаются

1) спорами

2) семенами

3) частями мицелия

5) корнями

6) гаметами

7) почкованием

Выберите три верных утверждения. В состав шляпочного гриба входит

1) почвенная грибница

2) корни растения

3) шляпка плодового тела

4) корневище

5) ножка плодового тела

Б5. Установите соответствие между особенностью жизнедея­тельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы.

ОСОБЕННОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Питаются путем заглаты­вания пищевых частиц

Б. Неограниченный рост у большинства организмов

В.Активное передвижение

Г. Питаются путем всасыва­ния веществ

Д. Неподвижны, ведут при­крепленный образ жизни

ЦАРСТВО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

2) Животные

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

Bl. Задание на работу с рисунком 2.


А. Какой организм изображен на рисунке?

1) шляпочный гриб

3) пеницилл

4) сморчок

Б.Названный организм питается

1) образуя органические вещества на свету

2) расщепляя органические вещства

4) как симбионт

В. Роль изображенного организма в хозяйственной дея­тельности людей заключается в том, что он

2) источник лекарства - антибиотиков

3) съедобный

Н икто не знает, когда именно грибы и растения заключили между собой взаимовыгодный союз, называемый микоризой. Речь идет о тесном симбиозе корневой системы высших растений и грибного мицелия. Для некоторых представителей флоры этот альянс оказался жизненно важен. Впрочем, и грибы не остаются внакладе. Что же представляет собой микориза и чем она полезна для древесных?

Грибокорень

Следы симбиотических ассоциаций грибов с корнями растений были найдены еще в ископаемых остатках каменноугольных и девонских отложений. В настоящее время микоризообразование характерно для всех голосеменных, большинства наземных покрытосеменных (более 70 % однодольных и 80 % двудольных) и высших споровых – папоротников, мхов, плаунов.

Без микоризы способны нормально развиваться подавляющее большинство водных, а также представители некоторых семейств наземных травянистых растений, например осоковые, ситниковые, гвоздичные, маревые, крестоцветные. У многолетних растений микориза встречается чаще, чем у однолетних.

У многолетних растений микориза встречается чаще, чем у однолетних.

Извлекая пользу

Микоризные ассоциации играют важную роль в жизни растений. Благодаря симбиозу с грибным мицелием многократно увеличивается поглощающая поверхность корневой системы и улучшается поступление питательных веществ и воды из почвы, что в свою очередь приводит к оптимизации водного режима растительных симбионтов, интенсификации их физиологических процессов, повышению стойкости к стрессовым факторам. Это особенно важно для молодых сеянцев древесных с еще слабо развитой корневой системой. Способность к микоризообразованию также спасает древесные от дефицита питания в условиях недостаточной влажности, сухости или засоленности почв (в холодных таежных областях, пустынных и полупустынных районах). За счет симбиоза с грибным мицелием на бедных питательными веществами кислых почвах выживают вересковые.

Грибы-микоризообразователи способны синтезировать биологически активные вещества типа витаминов (в основном группы В) и регуляторов роста, разлагать различные почвенные соединения, переводя их в доступную для растений форму. Была доказана непосредственная передача через грибные гифы к деревьям таких важнейших элементов, как фосфор, азот, калий, натрий, магний, кальций и др. При хорошем обеспечении этими незаменимыми элементами многие растения могут нормально развиваться и без микоризы, однако на обедненном субстрате без нее они растут плохо или погибают. При помощи разветвленного и протяженного мицелия грибов-симбиотрофов происходит также перераспределение и обмен питательными компонентами между различными организмами в растительном сообществе.

В почвах микориза улучшает сцепляемость почвенных частиц, снижает эрозию, повышает способность почвы удерживать воду. Совместно с сапрофитами грибы-микоризообразователи помогают ускоренному разложению лесного опада. Благодаря способности разрушать минералы горных пород органическими кислотами (гликолевой, щавелевой и др.) они играют важную роль в процессах почвопреобразования.

Формирующийся вокруг корней деревьев и кустарников «чехол» из гиф грибного мицелия является также естественным механическим барьером, предохраняющим растения от воздействия патогенных микроорганизмов и различных загрязняющих веществ. Некоторые грибы-микоризообразователи способны выделять вещества, подобные антибиотикам, что повышает устойчивость и продлевает жизнь всей микоризной ассоциации в целом.

Положительное воздействие гриб-симбионт оказывает также и на семена различных растений. Нередко прорастание семян и развитие проростков возможно только в присутствии грибного мицелия. Это особенно характерно для вересковых и орхидных.

В свою очередь грибы-микоризообразователи получают от растений углеводы, аминокислоты, фитогормоны, которые не в состоянии синтезировать самостоятельно. Многие трубчатые, сыроежковые, паутинниковые не образуют плодовых тел при отсутствии растений-симбионтов, хотя их мицелий при этом вполне может существовать сапрофитно. В целом следует отметить, что определенная часть таких грибов (в частности свинушки) достаточно мобильна по отношению к типу питания в зависимости от условий обитания.

Вступая в симбиоз с лесными растениями, шляпочные грибы могут формировать на поверхности почвы своеобразные «ведьмины кольца», возникающие за счет кругового роста в почве грибницы, на периферии которой ежегодно образуются плодовые тела грибов.

Благоприятные свойства микоризы достаточно широко используют в лесотехническом и сельском хозяйстве. Стандартный прием – микоризация субстратов, посевного и посадочного материала. Так, в питомниках у хвойных специально проводят микоризацию почвы с целью защиты сеянцев от возбудителей корневой губки. В тех климатических зонах, где естественное развитие микоризы происходит относительно медленно (например, в южных районах), проводят искусственное заражение лесозащитных полос для ускорения приживаемости саженцев.

Внесение лесной почвы с грибным мицелием особенно благоприятно сказывается на выживании дуба при разведении его в степных районах. У молодых дубков в присутствии микоризы отмечали повышение концентрации хлорофилла в листьях и более активный фотосинтез. Аналогичные результаты получали для всходов ели. Выявлена возможность стимулирования микоризообразования у местных грибов, находящихся в почвах, путем подбора агротехнических приемов (рыхление, обработка почвы). При использовании таких методов для достижения наилучших результатов необходимо учитывать специфику воздействия грибов-микоризообразователей и подбирать наиболее благоприятные сочетания.

Внесение лесной почвы с грибным мицелием особенно благоприятно сказывается на выживании дуба при разведении его в степных районах.

Грибы-симбионты

Со стороны грибов в формировании микоризы могут участвовать представители базидиомицетов (гименомицеты, гастеромицеты), реже аскомицетов и зигомицетов. Так, микоризообразователями является большинство трубчатых, многие из которых съедобны и широко известны: моховики, подосиновики, подберезовики, белые. Микоризу могут образовывать пластинчатые (грузди, зонтики, рядовки), некоторые сумчатые (например, относящиеся к трюфелевым). Специфическая особенность грибов-микоризообразователей – ограниченный набор или отсутствие гидролитических ферментов, разлагающих лигнин и целлюлозу (например лакказы), и, соответственно, обусловленная этим фактором энергетическая зависимость от растительных симбионтов.

При формировании микоризы находящиеся в почве гифы гриба тесно переплетаются, срастаются с корнями и корневыми волосками растений, часто образуя своеобразный чехол. Корни при этом могут претерпевать значительные анатомические и морфологические изменения, но это не приносит вреда хозяину. Интересно, что микоризу с одним и тем же «хозяином» могут одновременно образовывать несколько видов грибов, кроме того, у симбионтов различна степень избирательности при выборе партнеров. Так, например, мухомор красный и белый гриб могут вступать в симбиотическую связь с представителями более 20 видов древесных растений, среди которых пихта, ель, сосна, бук, тополь, дуб. В то же время различные виды масленка способны образовывать микоризу только с определенными хвойными породами, а подберезовик и подосиновик – чаще всего с березой и осиной.

Характер взаимоотношений

По характеру взаимоотношений между мицелием и корнями различают три основных типа микоризы: наружная эктотрофная (лат. ektos – «снаружи»), внутренняя эндотрофная (лат. endon – «внутри»), переходная или смешанная эктоэндотрофная (сочетает в себе черты и экто- и эндомикоризы).

При развитии наружной, или эктотрофной, микоризы гифы гриба плотно оплетают поверхность корня или корневища, широко расходятся в окружающей почве, а также могут проникать на небольшую глубину в межклеточное пространство коры корня. Корневые волоски обычно отмирают, может происходить частичное разрушение поверхностных тканей корня, корневой чехлик частично редуцируется, молодые корни остаются укороченными, начинают ветвиться и утолщаться, может прекращаться апикальный рост. Обычно это однолетние ассоциации, отмирающие к зимним холодам. Эктотрофная микориза характерна в основном для лесных древесных – большинства хвойных (ель, лиственница), многих лиственных (бук, береза, дуб), встречается у некоторых кустарников, травянистых.

Если при взаимодействии с грибным мицелием внешний вид растительных корней практически не меняется, а гифы гриба не только локализуются в межклеточном пространстве периферических тканей корня, но и проникают внутрь клеток – это говорит о формировании внутренней или эндотрофной микоризы. Причем «грибной» чехол на поверхности корня отсутствует, корневые волоски сохраняются, а форма корней, как правило, остается постоянной. Внутри клеток корня гифы иногда могут образовывать древовидные разрастания (арбускулы), клубки (пелетоны), вздутия или пузырьки (везикулы), сами же клетки остаются жизнеспособными и могут частично переваривать внедрившийся в них мицелий. Эндотрофная микориза широко распространена в основном у различных видов травянистых (прежде всего у орхидных, для которых такой симбиоз обязателен), наблюдается также у некоторых древесных (можжевельник, тополь, яблоня, груша) и кустарниковых пород.

У древесных растений часто встречается также микориза переходного типа – эктоэндотрофная, которая сочетает в себе признаки экто- и эндомикоризы. В этом случае грибной мицелий оплетает корневые окончания растения, образуя плотный грибной чехол, а гифы гриба проникают и в клетки корня, и в межклеточные пространства, где разрастаются, образуя густую сеть (сеть Гартига).

Интересно, что во всех случаях развития микоризы на корневой системе растения гифы гриба-симбионта не проникают в центральный цилиндр и эндодерму, а также в меристему апекса корня.

Интенсивность микоризообразования находится в прямой зависимости от условий окружающей среды. Так, к примеру, при низком содержании доступных минеральных соединений (особенно азота и фосфора) в почве у микотрофных растений может наблюдаться тенденция к формированию максимально развитой микоризы, так как симбионты вынуждены выстраивать обширную сеть для поиска питательных компонентов. Оптимальные значения кислотности почвы обычно варьируются в пределах рН=3,5–5,5; при смещении значений рН в более щелочную область (6,5–7,0) микоризообразование угнетается.

Не менее важный фактор – содержание достаточного количества воды в почве. В теплые периоды при равномерном выпадении осадков, проникающих в почву на оптимальную для роста мицелия глубину (до 1,5 м), у многих грибов-микоризообразователей может наблюдаться повышенная продуктивность с активным образованием плодовых тел, в частности у белых, подосиновиков, подберезовиков, моховиков, сыроежек и др. Во время засухи при недостатке влаги развитие микоризы может замедляться и останавливаться, а формирования плодовых тел не происходит. Напротив, избыточная увлажненность препятствует насыщению питательного субстрата кислородом, от содержания которого зависят дыхательные процессы симбионтов.

Определенное значение имеют температурный и световой режимы. Наиболее благоприятными температурами считаются 15–20 °С, при температуре ниже 7–8 °С рост грибного мицелия постепенно прекращается. У деревьев, растущих в сильном затенении, отмечают относительно слабую интенсивность формирования микоризы, что, по-видимому, связано с низкой скоростью накопления углеводов, необходимых для нормального функционирования грибной составляющей.

Оптимальные значения кислотности почвы обычно варьируются в пределах рН=3,5–5,5.

Симбионт – организм – участник симбиоза.

Сопрофит – растение, лишенное хлорофилла и питающееся разлагающимися органическими веществами из остатков или отбросов животных и растений.

Мицелий – вегетативное тело грибов, состоящее из тонких разветвленных нитей (гиф).

Гифы – нитевидное образование у грибов, состоящее из многих клеток или содержащее множество ядер.

Базидиомицеты – отдел царства грибов, включающий виды, производящие споры в булавовидных структурах, именуемых базидиями.

Аскомицеты (сумчатые грибы) – отдел в царстве грибов, включающий виды с септированным (разделенным на части) мицелием и специфическими органами полового спороношения – сумками (асками).

Зигомицеты – отдел грибов, включающий виды с развитым ценоцитным мицелием непостоянной толщины, в котором септы образуются только для отделения репродуктивных органов.

Вариант 1

А1.Биологи объединяют все грибы в систематическую группу

1)род 2)отдел 3)царство 4)семейство

А2.По типу питания грибы являются организмами

1)гетеротрофными 2)автотрофными

3)фотосинтезирующими 4)хемосинтезирующими

А3.Вегетативное тело грибов образовано

1)корнями 2)побегом 3)мицелием 4)системой органов

А4.Грибы размножаются бесполым способом с помощью

1)гамет 2)семян 3)спор 4)спермиев

А5.Взаимовыгодные отношения между растением и грибом-это пример

А6.Плесневый гриб, весь мицелий которого состоит из одной клетки, - это

1)гриб мукор 2)белый гриб 3)дрожжи 4)пеницилл

А7.Сморчки и строчки близки по систематическому положению к грибам

1)шляпочным 2)пенициллу 3)дрожжам 4)мукору

А8.В плодовом теле шляпочного гриба

1)созревают споры 2)сливаются гаметы

3)созревают семена 4)закладываются почки

А9.В круговороте веществ в природе грибы играют роль

1)производителя органических веществ

2)фотосинтезирующего организма

3)растительноядного организма

4)разрушителя органических веществ

А.В клетках грибов запасается питательное вещество гликоген.

Б.Грибница шляпочных грибов имеет клеточное строение.

Б.Плодовое тело шляпочного гриба образовано гифами.

1)верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)неверны оба суждения

В состав клетки грибов входит

1)наружная мембрана 3)неоформленное ядро 4)цитоплазма

2)хлоропласт 5)клеточная стенка 6)жгутик

1)фитофтора 4)трутовик 3)спорынья 6)подосиновик

2)мукор 5)дрожжи

А.Образуют органические вещества на свету 1.Грибы

Б.Запасают питательное вещество- гликоген 2.Растения

В.Запасают вещество-крахмал

Г.Питаются, поглощая готовые питательные вещества

Б6. Установите соответствие между видами шляпочных грибов и систематическими группами, к которым их относят.

ВИДЫ ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

А.Трутовик 1.Сумчатые грибы

Б.Сморчок 2.Шляпочные грибы

В.Дрожжи

Г.Бледная поганка

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

В1. Задание на работу с рисунком 1.

Рис.1

1)шляпочный гриб на почве 3)почвенные бактерии

2)дрожжи в тесте 4)мукор на хлебе

Вариант 2

А1.Изучением грибов занимается наука

1)зоология 2)микология 3)ботаника 4)анатомия

А2.В клетках грибов отсутствует

1)ядро 2)цитоплазма 3)хлоропласт 4)наружная мембрана

А3.Плодовое тело грибов образуют

1)гифы 2)корни 3)плод с семенами 4)стебель с почками

А4.Дрожжевые грибы размножаются путем

1)половым 2)почкованием 3)слиянием ядер 4)оплодотворения

А5.Нити грибницы и корни растения вместе образуют

1)плодовое тело гриба 2)спороносную ткань растения

3)микоризу 4)споры гриба

А6.Плесень или белый налет на хлебе образует

1)шляпочный гриб 2)гриб мукор 3)дрожжи 4)бактерии

А7.Тело пекарских дрожжей состоит из

1)шляпки и ножки 2)тканей 3)одной клетки 4)почвенной грибницы

А8.Гриб спорынья, обитающий на злаках, питается

1)в процессе фотосинтеза 2)как симбиотический организм

А9.Гриб сыроежка является близкородственным организмом

1)пенициллу 2)мухомору 3)дрожжам 4)мукору

Б1.Верны ли следующие утверждения?

А.В состав клеточной оболочки грибов входит углевод хитин.

Б.Заболевание стригущий лишай вызывают хемосинтезирующие бактерии.

1)верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)неверны оба суждения

Б2.Верны ли следующие утверждения?

А.Гифы трутовика произрастают в древесине деревьев.

Б.Фитофтора представляет собой гриб, осуществляющий процесс фотосинтеза.

1)верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)неверны оба суждения

Б3.Выберите три верных утверждения.

Представители царства грибов размножаются

1)спорами 2)семенами 3)частями мицелия 4)корнями 5)гаметами 6)почкованием

Б4. Выберите три верных утверждения.

В состав шляпочного гриба входит

1)почвенная грибница 2)корни растения 3)шляпка плодового тела 4)корневище

5)ножка плодового тела 6)побег

Б5.Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы.

ОСОБЕННОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

А.Питаются путем заглатывания пищевых частиц 1.Грибы

Б.Неограниченный рост у большинства организмов 2.Животные

В.Активное передвижение

Г.Питаются путем всасывания веществ

Д.Неподвижны, ведут прикрепленный образ жизни

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

Б6. Установите соответствие между видами шляпочных грибов и группами, к которым их относят.

ВИДЫ ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ ГРУППЫ

А.Подберезовик 1.Трубчатые

Б.Сыроежка 2.Пластинчатые

В.Белый гриб

Г.Мухомор

Д.Подосиновик

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

В1. Задание на работу с рисунком 2.

Рис.2

А.Какой организм изображен на рисунке?

1)шляпочный гриб 2)дрожжи 3)пеницилл 4)сморчок

Б.Названный организм питается

2)расщепляя органические вещества 4)как симбионт

В.Роль изображенного организма в хозяйственной деятельности людей заключается в том, что он

3)съедобный 4)ядовитый

Ответы

В царстве грибов

Царство грибов очень разнообразно. Учёным известно около 100 тысяч видов этих организмов.
Издревле грибы играли в питании человека важную роль. Известно, что первобытные охотники и собиратели уже умели распознавать не только их питательные свойства, но и умели отличать съедобные грибы от ядовитых и несъедобных.
Грибы , которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. Это только надземная часть гриба, или плодовое тело. А под землёй от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница - подземная часть гриба. Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.
Многие грибы в лесу тесно связаны с деревьями. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету. Так грибы и деревья помогают друг другу.
А еще грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные. Грибы - богатство леса.

Части гриба

О какой части гриба говорится в загадке?

Беленькая нитка загуляла прытко:
Под землёй ходила, землю шила - шила,
А потом снаружи заплелась потуже -
Заплелась в моточек, завилась в клубочек.
Ответ: грибница

Заполни таблицу.

Подпиши под рисунками грибов их названия. Можно ли есть эти грибы?

Эти грибы относятся к несъедобным и ядовитым грибам. Их есть нельзя!

Разгадай кроссворд "Грибы".

По горизонтали:
4. Время дня, когда большинство людей идёт за грибами. Ответ: утро
5. Верхняя надземная часть гриба. Ответ: шляпка
7. Подземная часть гриба. Ответ: грибница
8. Орудие обработки и чистки грибов. Ответ: нож
9. Гриб, который выращивают и продают в овощных магазинах.
Ответ: шампиньон
12. Гриб, получивший своё название за цвет. Ответ: рыжик
13. Царь грибов. Ответ: боровик
15. Гриб, у которого шляпка всегда влажная. Ответ: маслёнок

По вертикали:
1. Гриб, некоторые виды которого можно есть сырыми. Ответ: сыроежка
2. Ядовитый гриб. Ответ: поганка
3. Семя гриба. Ответ: спора
6. Место, где растут грибы. Ответ: лес
7. Человек, собирающий грибы. Ответ: грибник
10. Красивый несъедобный гриб. Ответ: мухомор
11. Нижняя надземная часть гриба. Ответ: ножка
14. Гриб, растущий на пнях большой семьёй. Ответ: опёнок


Отделы грибов

ВАРИАНТ 1

А1. Биологи объединяют все грибы в систематическую группу

3) царство

4) семейство

А2. По типу питания грибы являются организмами

1) гетеротрофными

2) автотрофными

3) фотосинтезирующими

4) хемосинтезирующими

АЗ. Вегетативное тело грибов образовано

1) корнями

2) побегом

3) мицелием

4) системой органов

А4. Грибы размножаются бесполым способом с помощью

3) спор

4) спермиев 

А5. Взаимовыгодные отношения между растением и грибом - это пример

1) симбиоза

3) конкуренции

4) хищничества

А6. Плесневый гриб, весь мицелий которого состоит из одной клетки, — это

1) гриб мукор

2) белый гриб

4) пеницилл

А7. Сморчки и строчки близки по систематическому положению к грибам

1) шляпочным

2) пенициллу

3) дрожжам

А8. В плодовом теле шляпочного гриба

1) созревают споры

2) сливаются гаметы

3) созревают семена

4) закладываются почки

А9. В круговороте веществ в природе грибы играют роль

1) производителя органических веществ

2) фотосинтезирующего организма

3) растительноядного организма

4) разрушителя органических веществ

Б1.

А. В клетках грибов запасается питательное вещество гликоген.

Б. Грибница шляпочных грибов имеет клеточное строение.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

Б2. Верны ли следующие утверждения?

Б. Плодовое тело шляпочного гриба образовано гифами.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

БЗ. Выберите три верных утверждения. В состав клетки грибов входит

1) наружная мембрана

2) хлоропласт

3) неоформленное ядро

4) цитоплазма

5) клеточная стенка

1) фитофтора

3) спорынья

4) трутовик

6) подосиновик

Б5.

ОСОБЕННОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Образуют органические вещества на свету

Б. Запасают питательное вещество — гликоген

В. Запасают вещество — крахмал

Г. Питаются, поглощая готовые

питательные вещества 

ЦАРСТВО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

2) Растения

В1. Задание на работу с рисунком 1.

А.

1) шляпочный гриб на почве

2) дрожжи в тесте

3) почвенные бактерии

4) мукор на хлебе

Б. Названный организм питается

2) расщепляя органические вещества

4) как симбионт

В.

1) портит пищевые продукты

3) съедобный

4) ядовитый

ВАРИАНТ 2

А1. Изучением грибов занимается наука

1) Зоология

2) микология

3) ботаника

4) анатомия

А2. В клетках грибов отсутствует

2) цитоплазма

3) хлоропласт

4) наружная мембрана

А3. Плодовое тело грибов образуют

1) гифы

3) плод с семенами

4) стебель с почками

А4. Дрожжевые грибы размножаются путем

1) половым

2) почкования

3) слияния ядер

4) оплодотворения

А5. Нити грибницы и корни растения вместе образуют

1) плодовое тело гриба

2) спороносную ткань растения

3) микоризу

4) споры гриба

А6. Плесень или белый налет на хлебе образует

1) шляпочный гриб

2) гриб мукор

4) бактерии

А7. Тело пекарских дрожжей состоит из

1) шляпки и ножки

3) одной клетки

4) почвенной грибницы

А8. Гриб спорынья, обитающий на злаках, питается

1) в процессе фотосинтеза

2) как симбиотический организм

4) как хищник

А9. Гриб сыроежка является близкородственным организмом

1) пенициллу

2) мухомору

3) дрожжам

4) мукору 

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. В состав клеточной оболочки грибов входит углевод хитин.

Б. Заболевание стригущий лишай вызывают хемосинтезирующие бактерии.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

Б2. Верны ли следующие утверждения?

А. Гифы трутовика произрастают в древесине деревьев.

Б. Фитофтора представляет собой гриб, осуществляющий процесс фотосинтеза.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

БЗ. Выберите три верных утверждения. Представители царства грибов размножаются

1) спорами

2) семенами

3) частями мицелия

4) корнями

5) гаметами

6) почкованием

Б4. Выберите три верных утверждения. В состав шляпочного гриба входит

1) почвенная грибница

2) корни растения

3) шляпка плодового тела

4) корневище

5) ножка плодового тела

6) побег 

Б5. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы.

ОСОБЕННОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Питаются путем заглатывания пищевых частиц

Б. Неограниченный рост у большинства организмов

В. Активное передвижение

Г. Питаются путем всасывания веществ

Д. Неподвижны, ведут прикрепленный образ жизни

ЦАРСТВО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

2) Животные

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

В1. Задание на работу с рисунком 2.

А. Какой организм изображен на рисунке?

1) шляпочный гриб

3) пеницилл

4) сморчок

Б. Названный организм питается

1) образуя органические вещества на свету

2) расщепляя органические вещества

4) как симбионт

В. Роль изображенного организма в хозяйственной деятельности людей заключается в том, что он

2) источник лекарства - антибиотиков

3) съедобный

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!