Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Систематическое положение человека в животном мире. Общие признаки человека и млекопитающих Человек и животный мир

Появление в процессе эмбрионального развития человека хорды, жаберных щелей в полости глотки, дорсальной полой нервной трубки, двусторонней симметрии в строении тела - определяет принадлежность человека к типу Хордовых (Chordata). Развитие позвоночного столба, сердца на брюшной стороне тела, наличие двух пар конечностей - к подтипу Позвоночных (Vertebrata). Теплокровность, развитие млечных желез, наличие волос на поверхности тела свидетельствует о принадлежности человека к классу Млекопитающих (Mammalia). Развитие детеныша внутри тела матери и питание плода через плаценту определяют принадлежность человека к подклассу Плацентарных (Eutheria). Множество более частных признаков четко определяют положение человека в системе отряда Приматов (Primates).

Итак, с биологической точки зрения, человек - один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов, подотряду узконосых.

Место человека разумного в современной классификации представляется следующим образом:

1. Подвид Homo sapiens sapiens

2. Вид Homo sapiens

4. Триба Homini

5. Подсемейство Homininae

6. Семейство Hominidae

7. Надсемейство Hominoidea

8. Секция Catarrhini

9. Подотряд Harlorhini (Antropoidea)

10.Отряд Primates

Сравнительно-анатомические доказательства. О животном происхождении человека свидетельствует наличие у него рудиментарных органов и атавизмов.

Рудименты – это органы, которые в процессе эволюции утратили свое первоначальное значение. Всего 90 рудиментов имеется в организме человека:

1. копчиковые позвонки (остаток хвостового отдела);

2. слабо развитой волосяной покров на теле;

3. подкожная мышца;

4. мышцы, поднимающие волосы;

5. мышцы, двигающие ушные раковины;

7. надбровные дуги в черепе;

8. зубы мудрости;

9. аппендикс – слепая кишка;

10. в углу глаза – третье веко;

11. в кровеносной системе – срединная крестцовая артерия.

Атавизмы – являются доказательством животного происхождения. Это отклонения от нормы.

Атавизмы – появление признаков, свойственных далеким предкам. Это признаки, которые закладывались в эмбриональном развитии, но не исчезли, а остались на всю жизнь в генотипе человека:

o несколько пар сосков – многососковость;

o волосяной покров – полимастия по всему телу;

o шейная фистула – в результате незаращивания жаберной щели;

o сильное проявление клыков;

o хорошо развитый бугорок в уголке уха.



o Атавизмы, нарушающие нормальную жизнедеятельность:

o отверстие в межжелудочковой перегородке сердца;

o отверстие между предсердиями – боталлов проток.

К сравнительно-анатомическим доказательствам относятся: одинаковое строение опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, выделительной и других систем органов у человека и обезьян. Эмбриологические доказательства животного происхождения человека.

Эмбриология - наука, изучающая зародышевое развитие организмов.

На ранних этапах развития у зародыша человека имеются признаки низших позвоночных:

ü хрящевой скелет – хорда;

ü жаберные дуги;

ü симметричное отхождение сосудов от сердца;

ü гладкая поверхность мозга.

Позже появляются черты, характерные для млекопитающих:

Ø густой волосяной покров на теле плода;

Ø несколько пар сосков;

Ø левосторонняя дуга аорты;

Ø постоянная температура тела;

Ø полость тела разделена диафрагмой: на грудной и брюшной отделы;

Ø зрелые эритроциты;

Ø зубы имеют две смены (молочные и постоянные) и делятся на 3 группы;

Ø в скелете человека нет ни одной кости, которой не было бы у млекопитающих;

Ø во внутреннем ухе есть 3 слуховые косточки;

o 6-месячный человеческий плод покрыт волосяным покровом. Сходства человека и человекообразных обезьян

o Одинаковое выражение чувств радости, гнева, печали.

o Обезьяны нежно ласкают детенышей.

o Обезьяны заботятся о детях, но и наказывают их за непослушание.

o У обезьян хорошо развита память.

o Обезьяны способны использовать предметы природы как простейшие орудия.

o Обезьяны имеют конкретное мышление.

o Обезьяны могут ходить на задних конечностях, опираясь на руки.

o На пальцах у обезьян, как у человека, ногти, а не когти.

o У обезьян 4 резца и 8 коренных зубов - как у человека.

o У человека и обезьян общие болезни (грипп, СПИД, оспа, холера, брюшной тиф).



o У человека и человекообразных обезьян сходное строение всех систем органов.

o Биохимические доказательства близости человека и обезьян:

o степень гибридизации ДНК человека и шимпанзе равна 90-98 %, человека и гиббона - 76 %, человека и макаки - 66 %;

o Цитологические доказательства близости человека и обезьян:

o у человека 46 хромосом, у шимпанзе и мартышек по 48, у гиббонов - 44;

o в хромосомах 5-й пары хромосом шимпанзе и человека имеется инвертированный перицентрическии участок

Все перечисленные факты свидетельствуют о том, что человек и человекообразные обезьяны произошли от общего предка и позволяют определить место человека в системе органического мира Человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, виду человек разумный.

Сходство между человеком и обезьянами является доказательством их родственности, общности происхождения, а отличия - следствием разных направлений эволюции обезьян и предков человека, особенно влияния трудовой (орудийной) деятельности человека. Труд-ведущий фактор в процессе превращения обезьяны в человека.

Наиболее характерной особенностью человека, отличающей его от антропоморфных обезьян, является исключительно сильное развитие большого мозга. По массе тела человек занимает примерно среднее место между гориллой и шимпанзе. Данные о величине мозга у человека и других приматов приведены в табл. 11 и на рис. 13.9.

Большой мозг человека отличается от большого мозга антропоморфных обезьян не только большой массой, но и другими важными особенностями: более развита лобная доля и теменные, увеличена численность мелких борозд. Значительная часть коры у человека связана с речью: «двигательный центр» речи, «слуховой центр». Отмечается большее богатство межнейронных контактов. У человека возникли новые качества - звуковой и письменный язык, абстрактное мышление. Многие анатомические особенности человека связаны с прямохождением и трудовой деятельностью, что потребовало перестройки многих органов. Позвоночный столб человека имеет характерные изгибы в сагиттальной плоскости (лордозы и кифозы), грудная клетка имеет уплощенную форму, таз расширен, так как он принимает на себя давление внутренних органов (рис. 13.10).

Для человека характерно значительное укрепление связи позвоночного столба с тазом, более массивные нижние конечности: бедренная кость - самая мощная в скелете, она может выдержать нагрузку до 1650 кг. Сильно развиты и мышцы нижних конечностей: ягодичные, которые обеспечивают отведение и разгибание бедра, большая седалищная (препятствует стремлению туловища опрокинуться вперед), икроножная мышца и пяточное сухожилие (рис. 13.11). Стопа - орган опоры, обладает высоким сводом в отличие от плоской стопы обезьян.

Первый палец у человека менее подвижен. У обезьян верхние конечности приспособлены к подвешиванию тела в вытянутом состоянии и к передвижению по деревьям путем «брахиации». Первые пальцы кисти и стопы короткие (рис. 13.12), они играют роль крюка при подвешивании на ветке. При передвижении по земле длинные передние конечности выполняют роль дополнительной опоры. У человека верхние конечности, не выполняющие функцию опоры, укорочены, менее массивны (рис. 13.13). Для быстрых свободных движений чрезмерно большие конечности кистей рук были бы невыгодны.

У человека увеличена подвижность кисти, что дает возможность большей свободы движений и обеспечивает их разнообразие. Значительно лучше развит первый палец, мускулатура его более дифференцирована.

Для человека характерно доминирующее развитие мозгового отдела черепа, отсутствие сагиттального и затылочного гребней, к которым у обезьян прикрепляются жевательные мышцы, более слабое развитие надглазничного рельефа (надбровные дуги). Лицевой отдел черепа в отличие от обезьян менее развит (рис. 13.14), что связано с уменьшением массивности жевательного аппарата, масса нижней челюсти в процентах по отношению к массе черепа у гориллы составляет около 45 %, а у человека лишь 15 %.

Зубы имеют относительно небольшие размеры, типичным признаком человека является отсутствие конической формы клыков и меньшая их величина. Характерно развитие подбородочного выступа, чего не наблюдается ни у одной из обезьян, у древних предков человека этот выступ отсутствует. Образование подбородка связывают с редукцией альвеолярной части, выпрямлением зубов и особенностями роста костей лицевого черепа. У человека редуцирован волосяной покров. Указанные черты свидетельствуют о коренном отличии человека от животных, в том числе и от обезьян.

Все современные приматы не являются предками человека, они отделились от общего ствола предковых форм еще в третичном периоде. В понимании природы человека наблюдаются две тенденции; с одной стороны, недопонимание качественной специфики человека и сведение его особенностей только к количественным (вульгарное биологизаторство), с другой - противоположное нигилистическое отношение к биологической основе человека, противопоставление его другим живым организмам, отрыв его от животного мира и от природы, частью которой он является. Диалектический материализм даст основу для научного определения сущности человека, имеющего двойственную природу: биологическую и социальную

79.Палеонтологические данные о происхождении приматов и человека. Парапитеки, дриопитеки, австралопитеки, архантропы, палеоантропы, неоантропы. Ученые утверждают, что современный человек произошел не от современных человекообразных обезьян, для которых характерна узкая специализация (приспособление к строго определенному образу жизни в тропических лесах), а от вымерших несколько миллионов лет тому назад высокоорганизованных животных - дриопитеков. Процесс эволюции человека очень длительный, основные его этапы представлены в схеме.

Основные этапы антропогенеза (эволюция предков человека)

По данным палеонтологических находок (ископаемых остатков), около 30 млн. лет назад на Земле появились древние приматы парапитеки, жившие на открытых пространствах и на деревьях. Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. Парапитеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви дриопитеков. Последние в своем развитии разделились на три линии: одна из них привела к современной горилле, другая - к шимпанзе, а третья - к австралопитеку, а от него - к человеку. Родство дриопитека с человеком установлено на основе изучения строения его челюсти и зубов, обнаруженных в 1856 г. во Франции.

Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных животных в древнейших людей было появление прямохождения. В связи с изменением климата и изреживанием лесов наступил переход от древесного к наземному образу жизни; чтобы лучше обозревать местность, где у предков человека было много врагов, им приходилось вставать на задние конечности. В дальнейшем естественный отбор развил и закрепил прямохождение, и, как следствие этого, руки освободились от функций опоры и передвижения.Так возникли австралопитеки - род, к которому относятся гоминиды (семейство людей) .

Австралопитеки

Австралопитеки - высокоразвитые двуногие приматы, использовавшие предметы естественного происхождения в качестве орудий (следовательно, австралопитеков еще нельзя считать людьми). Костные остатки австралопитеков впервые обнаружены в 1924 г. в Южной Африке. Они были ростом с шимпанзе и массой около 50 кг, объем мозга достигал 500 см 3 - по этому признаку австралопитек стоит ближе к человеку, чем любая из ископаемых и современных обезьян.

Строение тазовых костей и положение головы было сходно с таковыми человека, что свидетельствует о выпрямленном положении тела. Они жили около 9 млн. лет тому назад в открытых степях и питались растительной и животной пищей. Орудиями их труда были камни, кости, палки, челюсти без следов искусственной обработки.

Человек умелый

Не обладая узкой специализацией общего строения, австралопитеки дали начало более прогрессивной форме, получившей название Homo habilis - человек умелый. Костные остатки его были обнаружены в 1959 г. в Танзании. Возраст их определен примерно в 2 млн. лет. Рост этого существа достигал 150 см. объем головного мозга был на 100 см 3 больше, чем у австралопитеков, зубы человеческого типа, фаланги пальцев как у человека, сплющены.

Хотя в нем сочетались признаки, как обезьян, так и человека, переход этого существа к изготовлению галечных орудий (хорошо выделанных каменных) свидетельствует о появлении у него трудовой деятельности. Они могли ловить животных, бросать камни и совершать другие действия. Кучи костей, находящиеся вместе с ископаемыми остатками человека умелого, свидетельству ют о том, что мясо стало постоянной частью их диеты. Эти гоминиды пользовались грубыми каменными орудиями труда.

Человек прямоходящий

Homo erectus - человек прямоходящий. вид, от которого, как полагают, произошел современный человек. Его возраст 1,5 млн. лет. Его челюсти, зубы и надбровные дуги все еще оставались массивными, но объем головного мозга у некоторых индивидуумов был таким же, как у современного человека.

Некоторые кости Homo erectus найдены в пещерах, что позволяет предполагать о его постоянном жилище. Кроме костей животных и довольно хорошо выделанных каменных орудий, в некоторых пещерах обнаружены кучи древесного угля и обгоревшие кости, так что, по-видимому, в это время австралопитеки уже научились добывать огонь.

Эта стадия эволюции гоминид совпадает с заселением выходцами из Африки других более холодных областей. Выдержать холодные зимы, не выработав сложных видов поведения или технических навыков, было бы невозможно. Ученые предполагают, что дочеловеческий мозг Homo erectus был способен находить социальные и технические решения (огонь, одежда, запас нищи и совместное проживание в пещерах) проблем, связанных с необходимостью выжить в зимнюю стужу.

Таким образом, все ископаемые гоминиды, особенно австралопитеки, рассматриваются как предшественники человека.

Эволюция физических особенностей первых людей, включая современного человека, охватывает три этапа: древнейшие люди, или архантропы ; древние люди, или палеоантропы ; современные люди, или неоантропы .

Архантропы

Первый представитель архантропов - питекантроп (японский человек) - обезьяночеловек, прямоходящий. Его кости обнаружены на о. Ява (Индонезия) в 1891 г. Первоначально его возраст определяли равным 1 млн. лет, но, согласно более точной современной оценке, ему немногим больше 400 тыс. лет. Рост питекантропа составлял около 170 см, объем черепной коробки - 900 см 3 .

Несколько позже существовал синантроп (китайский человек). Многочисленные его остатки найдены в периоде 1927 по 1963 гг. в пещере близ Пекина. Это существо использовало огонь и изготовляло каменные орудия. К этой группе древнейших людей относят еще и гейдельбергского человека.

Палеоантропы

Палеоантропы - неандертальцы появились на смену архантропам. 250-100 тыс. лет тому назад они были широко расселены на территории Европы. Африки. Передней и Южной Азии. Неандертальцы изготовляли разнообразные каменные орудия: ручные рубила, скребла, остроконечники; пользовались огнем, грубой одеждой. Объем их мозга выросло 1400 см 3 .

Особенности строения нижней челюсти показывают, что у них была зачаточная речь. Они жили группами по 50-100 особей и во время наступления ледников использовали пещеры, выгоняя из них диких зверей.

Вопрос 1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.
Человек относится к типу Хордовых, подтипу Позвоночных, классу Млекопитающих, подклассу Плацентарных, отряду Приматов, подотряду Человекоподобных (антропоиды-Высшие обезьяны) приматов, надсемейству Высших узконосых обезьян, семейству Гоминид (Людей),единственному роду Человек (Homo) с единственным видом Человек разумный (Homo Sapiens).
Кроме подотряда антропоидов, к приматам относят еще лемуров и долгопятов.

Вопрос 2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.
Человека можно отнести к классу Млекопитающие по следующим признакам:
семь шейных позвонков;
волосяной покров, потовые и сальные железы кожи;
хорошо развитые губы и мускулистые щеки;
диафрагма и альвеолярные легкие;
ушная раковина и три слуховые косточки среднего уха;
одна дуга аорты (левая) и безъядерные эритроциты;
теплокровность;
молочные железы, забота о потомстве;
сходство в развитии зародыша.

Вопрос 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
Человека с человекообразными обезьянами (понгидами) роднят большая величина тела, отсутствие хвоста и защечных мешков, хорошее развитие мимической мускулатуры, сходная структура черепа и скелета вообще. Кроме того, общими у людей и человекообразных обезьян являются группы крови и резус-фактор, сходство хромосом (из 23 хромосом 13 сходны с шимпанзе), различные заболевания, длительный срок беременности и продолжительный препубертатный (дорепродуктивный) период. Объединяет их и высокий уровень развития высшей нервной деятельности, способность к быстрому обучению, способность использовать орудия, хорошая память, богатые эмоции. В качестве примера можно привести эксперименты по обучению человекообразных обезьян языку глухонемых, в ходе которых гориллы и шимпанзе усваивали до 200-300 слов-жестов. Геном человека и шимпанзе совпадает на 98,5%.

Вопрос 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.
Существуют отличия человека от животных.
Человек - социальное существо, производящее орудия труда, использующее их для воздействия на природу. Человек имеет высокоразвитый мозг, обладает сознанием, мышлением, членораздельной речью и рядом анатомических особенностей, возникших в связи с трудовой деятельностью, свойственной только человеку. Отличия связаны с направлением эволюции. Человек и человекообразные обезьяны - две ветви отряда приматов, которые в сравнительно недавнее время отделились от общего родословного ствола.
Для человека характерно:
1. Приспособление к прямохождению. Позвоночник приобрел S-образную изогнутость, стопа имеет куполообразную форму. Это главные приспособления, обеспечивающие амортизацию ударов и сотрясений тела при ходьбе, прыжках, что важно для защиты головного мозга. Большой палец ноги выполняет функцию опоры. Таз шире, он принимает на себя давление органов в вертикальном положении. Грудная клетка плоская, сжата с боков, в связи с давлением, которое внутренние органы оказывают на ребра, вследствие горизонтального положения туловища при ходьбе. Мозговая часть черепа увеличилась и преобладает над лицевой. Отсутствуют надбровные дуги. Челюсти и жевательная мускулатура развиты слабее. В нижнем отделе тела особенно развиты ягодичные, четырехглавая, икроножная, камбаловидная мышцы. Последствия прямохождения связаны с ограничением быстроты передвижения, гипертонией, неподвижным крестцом, расширением вен на ногах, остеохондрозом.
2. Наличие гибкой кисти руки - органа труда, приспособленного к сложным движениям. Кисть человека специализирована как хватательный орган, хорошо подвижен большой палец. У человека руки короче ног.
3. Хорошо развит мозг. У человека сильно развиты височные, лобные и теменные доли, где находятся главнейшие центры высшей нервной деятельности. Поверхность мозга - 1250 см2. Поверхность коры в лобном отделе вдвое больше, чем у высших обезьян. Характерно появление речи, отвлеченное мышление, сознание.
4. Кожа, лишенная шерсти, стала гигантским рецепторным полем, способным приносить в мозг ополнительную информацию. Это послужило фактором интенсивного развития мозга. "Полысение" кожи - последняя биологическая предпосылка для становления человека как творческого социального существа.

Вопрос 5. Какое
Увеличение размера и усложнение структуры мозга обеспечили человеку возможность развития множества функций, таких как высокоорганизованная нервная деятельность, способность к обучению, наличие большого объема памяти и сложных эмоций, речи. Также они способствовали возникновению абстрактного мышления и способности к труду. Центры, связанные с органами чувств, обеспечивают тончайший анализ зрительной и слуховой информации, что позволяет нам воспринимать и понимать мимику и речь. Двигательные центры мозга осуществляют чрезвычайно точное и оперативное управление мышцами пальцев, голосовых связок и т. д. Во многом именно развитие мозга позволило человеку достичь той высокой ступени эволюционного развития, кото-рую он сейчас занимает.

Каково место человека в системе органического мира? На этот вопрос, казалось бы, давно дан ответ, который все чаще оспаривают и подвергают пересмотру.

Место человека в системе органического мира

Кратко можно сказать, что место человека строго определено в классификации органического мира. Он - представитель царства животные. В таблице представлены его ключевые ранги в иерархии биологического мира:

Есть несколько групп доказательств того, что человек - животное и от них произошел.

Животное происхождение человека

В пользу этого говорят:

    Сравнительно-анатомические доказательства: похожее строение клеток, расположение органов, рудименты и атавизмы у человека.

    Эмбриологическое доказательство: внутри утробы на начальном этапе развития младенец похож на детенышей некоторых животных. Это называется закон Бэра, и, если кратко, он постулирует: чем младше зародыш, тем меньше у него видовых особенностей.

    Физиологическое сходство (дыхание, питание и т. п.) человека и животного.

    Схожий хромосомный аппарат.

Есть физиологические особенности человеческого вида, которые свидетельствую, что место человека в системе органического мира среди животных:

    Прямохождение, сводчатость стопы, развитая мускулатура нижних конечностей.

    Строение позвоночника с 4 изгибами.

    Подвижные кисти рук.

    Объем мозга и, соответственно, высокая организация поведения.

    Бинокулярное зрение.

    Плодовитость ограничена: одна самка в норме вынашивает один плод.

Все эти видовые и физиологические особенности вывели человека на новую ступень эволюции.

Антропогенез и становление человечества

Антропогенез (часть эволюции, что привела к возникновению человека) начался от гоминидов. Человеческое общество получило право так называться и перестало быть стадом около 50 тысяч лет назад, когда неоантропы (кроманьонцы) образовали новый вид Homo sapiens.

Последующее развитие людей стали определять социальные, экономические и религиозные законы. Прогресс начал идти вопреки биологической природе. Чтобы быть членом общества нельзя вести себя как зверь и подчиняться инстинктам. Место и особенности человека в системе органического мира оказались таковы, что само право называться биологическим видом поставлено под сомнение.

Что выделяет человека из органического мира

Есть целый ряд высокоразвитых организмов (например, слоны или дельфины), что же выделяет на их фоне человека? Высокая социальная составляющая жизни людей: их созидательная функция, знания, труд, сознание, речь. Все это выносит место человека в системе органического мира за обычные рамки, доступные другим животным.

Принципиальные отличия человека от органического мира

Место человека в системе органического мира и его биосоциальная природа иногда противоречат друг другу. Человек не ведет себя как животное в нескольких случаях:

  1. Ему свойственно абстрактное мышление.
  2. Планирование семьи, а не бесконтрольное размножение, согласно инстинкту.
  3. Сознание (не просто высокоразвитый мозг, как у дельфинов, например, не только во всех смыслах слова большой мозг).
  4. Речь.
  5. Человек - это часть общества. Люди сосуществуют в искусственно созданной ими среде обитания.

Эти пять пунктов отражают социальную природу человека.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление - это присущая только человеку способность. Благодаря ему, место человека в системе современного органического мира уникально. После ряда повторений определенных действий и их последствий многие животные (особенно, приматы) демонстрируют образное мышление. Они способны запомнить образ, особенно, если голодны, а представить надо пищу. Но следующая ступень, абстрактное мышление, им не доступно. Представить и запомнить, сделать вывод и выделить обобщающий признак того, чего не существует, что нельзя потрогать или понюхать, они не способны.

Накопление опыта, абстрактные выводы, умение находить выходы из различных ситуаций, анализировать и, исходя из этого, принимать решение и предпринимать действия, рассуждать, обобщать понятия - привилегия людей.

В данной статье нет цели подробно разбирать понятие абстрактное мышление, но стоит привести пример того, какая пропасть отделяет от людей одних из ближайших родственников - обезьян шимпанзе. Они принадлежат к семейству гоминиды. Характерный эксперимент над ними проводился в лаборатории им. И.П. Павлова в Колтушах под Санкт-Петербургом.

Шимпанзе Рафаэль должен был, чтобы полакомиться, потушить горящий перед едой огонь на выступе полки. Он довольно быстро научился использовать для этой цели чашку и воду, которую ему предлагали в баке и других емкостях. Потом на озере на двух плотах, связанных шаткой переправой, поставили на одном еду (как всегда за огнем), а на другом чашку и бак с водой. Шимпанзе из раза в раз предпочитал совершить сложную переправу, чтобы зачерпнуть в баке, но игнорировал целое озеро воды. Стало ясно, что он не может обобщить это понятие. Вода для него привязана к образу бака. Ради справедливости к Рафаэлю стоит добавить, что, когда воду из бака убрали, в конце концов, пусть и случайно, он зачерпнул воду из озера и, потушив огонь, получил лакомство.

Созидание

Место человека в системе органического мира уже вся планета. Люди не живут строго в пределах места рождения, а подстраивают выбранное место жизни под свои нужды. И не всегда это максимально комфортная среда обитания. Но люди ее преобразуют. Это -простейшее созидание, отвечающее за покрытие насущных нужд, но которые возникли в результате осознанного выбора жизни в неподходящей среде. Люди в прямом смысле идут против биологического отбора. Не ищут максимально легкие ареалы обитания, а приспосабливают очень неподходящие.

Есть созидание творческое. Желание оставить след в истории, повлиять на окружающий мир, а не просто прокормиться.

Речь

Еще один признак абстрактного мышления человека - речь. Даже сама ее возможность. Когда неким естественным явлениям присваивается конкретное (и, кстати, абстрактное) понятие - слово и его смысловое значение. Оно не связано напрямую с тем, как и что воспринимают органы чувств в конкретный отрезок времени здесь и сейчас. Образ, который каждый человек формирует о предметах, конечно, несет в себе информацию-воспоминания о весе, температуре и прочих ассоциациях. Но с помощью слов описывают и несуществующие объекты, те, что руками не потрогать. Любимые примеры ученых - любовь или математические термины. Как описать понятие семь?

Человек - просто высокоразвитое животное

Этот проблемный вопрос. Рассмотрены доказательства животной природы и происхождения человека. Как утверждает биология, место человека в системе органического мира. Есть антропологические факторы, которые до некоторой степени объясняют, как физиологические особенности в результате могли повлиять на становление высокоразвитого индивида и человеческого общества. Но есть длинный ряд социальных факторов, которые ставят человека на другую ступень. Можно ли говорить об отдельном пятом царстве органического мира? Или продолжать выдвигать теории на тему: откуда пошел наш род? Душа - это отдельная от тела материя или это физиологические процессы, которые имитируют сознание, но остаются химией?

Чтобы примирить противоположности принято говорить о биосоциальной природе человека.

Школьная программа пока не отошла от строгой ориентированности на эволюцию. Учителя биологии и зоологии не всегда грамотно подчеркивают, что Дарвин лишь выдвинул теорию. Она популярна, но не обоснована неопровержимыми доказательствами. Наоборот, остается еще много вопросов, белых пятен и аргументов против.

Хотя основные постулаты этой теории - обязательная часть школьной программы, и необходимо их знать, чтобы быть образованным человеком с широким кругозором. Но что говорит против теории происхождения видов, кроме того, что социальная природа человека ярко выражена, а мышление уникально?

Теория происхождения видов Дарвина: главные аргументы против

Как сам Дарвин и его современники утверждали: идея эволюции носилась в те времена в воздухе. Гений самого знаменитого натуралиста, автора “Происхождения видов” в том, что он сформулировал, как из малого через миллиарды лет проистекает большое. Выживает не сильнейший, а наиболее приспособленный к постоянным изменениям окружающей среды. Это и есть краткая формулировка естественного отбора.

Противники дарвинизма обращаются к понятию несократимая сложность. Многие организмы не могли в процессе эволюции постепенно формировать (вследствие мутаций) преимущества, которыми они обладают на данном этапе развития и благодаря которым выжили в определенной среде обитания, иначе говоря, прошли естественный отбор.

Другой главный аргумент против теории эволюции - это информационная сложность хромосом и, как следствие, молекулы ДНК. Столь упорядоченная и длинная цепь не могла быть получена случайно даже за миллиарды миллиардов лет. К тому же при огромном возрасте Земли и обнаруженных ископаемых, датируемых самыми разными периодами, не обнаружено достаточное количество недостающих звеньев, переходных форм жизни, которые теория эволюции предполагает в большом объеме между всеми видами.

Вопрос происхождения самым тесным образом связан с местом человека в системе органического мира и его роли. Возможно, именно социальная составляющая жизни людей определяющая. Она налагает на человечество ответственность за всю биосферу. Роль, место человека в системе органического мира даны ему не зря - чтобы оберегать и разумно распоряжаться планетой, независимо от того, являются ли люди частью экосистемы, или просто похожи на другие биологические организмы, но имеют высшее происхождение и цель существования.

Человек появился на Земле в ре­зультате длительного процесса историко-эволюционного развития – филогенеза и тесно связан своим происхождением с животным миром.

Однако человек отличается от жи­вотных не только более совершен­ным строением, но и развитым мыш­лением, наличием членораздельной речи, интеллектом, которые опреде­ляются комплексом социальных усло­вий жизни, общественными взаимо­отношениями, общественно-истори­ческим опытом. Труд и социальная среда изменили биологические осо­бенности человека.

В системе животного мира чело­век занимает следующее положение: царство – Животные, тип – Хордо­вые, подтип – Позвоночные, класс – Млекопитающие, отряд – Приматы, подотряд – Человекоподобные, сек­ция – Узконосые, надсемейство – Гоминоиды, семейство – Гоминиды, род – Человек, вид – Человек ра­зумный (Homo sapiens).

Организм человека обладает сле­дующими отличительными признака­ми, свойственными всем представи­телям класса млекопитающих.

1. Семь шейных позвонков и сочленение черепа с первым шейным поз­вонком при помощи мыщелков за­тылочной кости.

2. Грудобрюшная преграда (диа­фрагма), построенная из мышечной ткани и отделяющая грудную по­лость от брюшной.

3. Два поколения зубов – мо­лочные и постоянные, подразделяющиеся на резцы, клыки и коренные зубы.

4. Наличие оформленных губ и мускулистых щек.

5. Четырехкамерное сердце, обес­печивающее доставку в ткани арте­риальной крови, которая не смеши­вается с венозной.

6. Сохранение одной (левой) ду­ги аорты, тогда как амфибии и рептилии имеют две (правую и ле­вую) дуги аорты.

7. Развитие наружного уха и на­личие в полости среднего уха трех слуховых косточек.

8. Кожа покрыта волосяным по­кровом (у некоторых – только в ут­робный период развития), богата по­товыми и сальными железами.

9. Наличие молочных желез.

Кроме перечисленных признаков строения человек имеет ряд сходных с млекопитающими биологических особенностей. Так, тело человека об­ладает постоянной температурой, близкой к 37 °С. Человеку свойствен­но живорождение, продолжительное вынашивание плода в теле матери и развитие специальных органов для выполнения этих функций.

Наиболее велико сходство челове­ка с приматами. Приматы – живот­ные, обладающие пятипалой хвата­тельной конечностью. Они способны схватывать предметы, что обеспечи­вается увеличением подвижности пальцев и способностью большого пальца противопоставляться осталь­ным.

Большая подвижность верхней конечности связана с развитием клю­чицы и с особенностями строения шаровидного плечевого сустава. Пальцы приматов снабжены плоски­ми ногтями, а не когтями. Прима­ты – стопоходящие животные. При передвижении они опираются на всю стопу. Приматы имеют хорошо раз­витые полушария большого мозга.

Для них характерна низкая пло­довитость, забота о потомстве, высо­кое развитие стадных отношений, богатая мимическая и звуковая сиг­нализация.

Человек и антропоморфные (че­ловекообразные) обезьяны (шим­панзе, горилла, орангутанг, гиббон) образуют надсемейство высших узко­носых, или гоминоидов. Важнейшие черты сходства антропоморфных обезьян с человеком проявляются в пропорциях тела: короткое туловище и длинные конечности, комплекс признаков, связанных с прямохождением: редукция хвостовых позвонков, уменьшение числа грудных и пояс­ничных позвонков, увеличение коли­чества крестцовых позвонков, нали­чие зачатков изгибов позвоночного столба, широкая грудина и др.

Человек и антропоморфные обезь­яны сходны по цитологическим и биохимическим признакам. Так, двойной набор (диплоидное число) хромосом в ядрах соматических кле­ток у высших антропоморфных при­матов и у человека почти одинаков (48 хромосом у приматов, 46 – у человека). Установлена гомология человека и шимпанзе по группам кро­ви и резус-фактору, который был впервые обнаружен у обезьян.

В то же время человек в отличие от высших, человекообразных обезь­ян имеет ряд характерных особен­ностей (признаков «гоминизации»).

1. Прямохождение, связанное с преобразованиями в опорно-двига­тельном аппарате.

2. Интенсивное развитие голов­ного мозга, особенно коры полуша­рий большого мозга.

3. Приспособление руки и особен­но кисти к трудовой деятельности. Возможность противопоставления большого пальца кисти остальным пальцам, особенно мизинцу.

4. Изменения зубочелюстного аппарата и формирование членораз­дельной речи.

5. Перестройка этапов онтогене­за – увеличение длительности внут­риутробного периода, замедление по­лового созревания, удлинение перио­да детства, увеличение продолжи­тельности жизни.

Следует подчеркнуть, что у чело­века свойства, появившиеся у выс­ших обезьян, выражены наиболее ярко.

Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень Сивоглазов Владислав Иванович

18. Положение человека в системе животного мира

Вспомните!

Назовите общие признаки представителей типа Хордовые; класса Млекопитающие.

Данные сравнительной эмбриологии и анатомии человека и других животных позволяют чётко определить, что по критериям зоологической систематики вид Homo sapiens (Человек разумный) относится к царству Животные, подцарству Многоклеточные, типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды (рис. 58).

Рис. 58. Систематическое положение человека в отряде приматов

Рассмотрим те свойства и признаки, на основании которых мы занимаем это положение в системе органического мира.

Данные сравнительной анатомии. Вряд ли кто-то будет оспаривать нашу принадлежность к определённому царству и подцарству. Мы двусторонне-симметричные многоклеточные животные и по этим признакам подобны всем червям, членистоногим и хордовым.

Для человека, как и для всех представителей типа Хордовые, характерны общие черты организации, не встречающиеся у других типов.

У зародыша человека есть нерасчленённый на сегменты внутренний осевой скелет – хорда. Наши нервная и пищеварительная системы закладываются в виде двух трубок, лежащих с разных сторон от хорды: нервная трубка – над хордой, а пищеварительная – под хордой. На ранней эмбриональной стадии развития передний отдел пищеварительной системы человека – глотка – пронизан жаберными щелями, которые в дальнейшем исчезают, причём одна из них даёт начало слуховому проходу и евстахиевой трубе. Кровеносная система человека замкнутая, и сердце находится на брюшной стороне тела.

Тип хордовых делят на три подтипа, а подтип позвоночных, в свою очередь, объединяет шесть классов. Перечислим признаки, которые роднят нас с другими представителями класса Млекопитающие: костный позвоночник, замещающий хорду; семь шейных позвонков; две пары конечностей рычажного типа; наличие костного мозга (у птиц кости полые); волосяной покров; потовые и сальные железы кожи; молочные железы; хорошо развитые губы и мускулистые щёки; диафрагма; три слуховые косточки среднего уха (у птиц и рептилий – одна); ушная раковина; четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения и одна левая дуга аорты; безъядерные эритроциты (у всех остальных классов позвоночных – ядерные); альвеолярные лёгкие. Кроме этих морфологических признаков следует отметить, что для всех млекопитающих, и в том числе человека, характерны такие прогрессивные черты организации, как высокое развитие центральной нервной системы, особенно коры больших полушарий; многообразные приспособительные реакции и сложное поведение; интенсивный обмен веществ и совершенная терморегуляция. Внутриутробное развитие и питание зародыша через плаценту характеризует нас как представителей подкласса Плацентарные. Необходимо отметить, что все перечисленные морфологические признаки, общие для человека и остальных млекопитающих, являются гомологичными, т. е. имеют одинаковое происхождение.

Общими признаками человека и остальных представителей отряда Приматы являются следующие: конечность хватательного типа (первый палец кисти противопоставлен остальным); наличие ключицы, что обеспечивает высокую подвижность руки; расширенные конечные фаланги пальцев с ногтями; зубы трёх типов – резцы, клыки, коренные; высокое развитие полушарий головного мозга; размножение в течение всего года; наличие одной пары молочных желёз; рождение обычно одного детёныша и длительный уход за ним; сложная организация отношений между особями и высокий уровень развития высшей нервной деятельности.

О родстве человека с животными свидетельствуют также многочисленные рудименты и атавизмы, которые известны практически для всех систем органов. Рудименты – это недоразвитые органы, которые практически утратили в процессе эволюции свои функции. Их наличие указывает на родство человека с более низкоорганизованными позвоночными животными. Примерами таких рудиментов являются мышцы ушной раковины, хвостовые позвонки (копчик), остатки мигательной перепонки глаза, червеобразный отросток слепой кишки. Атавизмы – это признаки, которые некогда существовали у наших предков, в дальнейшем были утрачены, но гены, отвечающие за их развитие, ещё сохраняются и при определённых условиях вызывают образование этих древних признаков. Яркими примерами атавизмов являются волосяной покров на лице, наружный хвост, лишние пары молочных желёз, перепонки между пальцами (рис. 59).

Данные сравнительной эмбриологии. Кроме данных сравнительной анатомии весомыми доказательствами происхождения человека от животных являются результаты сравнительного изучения онтогенеза человека и животных.

Индивидуальное развитие человека, как и остальных животных, размножающихся половым путём, начинается с образования зиготы. В двухнедельном возрасте у эмбриона человека прослеживаются признаки рыбообразных предков: двухкамерное сердце, жаберные щели, хвостовая артерия. Позже в строении эмбриона можно наблюдать черты, унаследованные от земноводных: мигательная перепонка во внутреннем углу глаза, плавательные перепонки между пальцами. У шестинедельного зародыша есть несколько пар молочных желёз, закладывается хвостовой отдел позвоночника, который затем редуцируется и превращается в копчик. Гладкая поверхность больших полушарий и сплошной волосяной покров у плода человека указывают на родство с примитивными млекопитающими. Таким образом, основные черты эмбрионального развития человека чётко определяют его животное происхождение.

Рис. 59. Атавизмы человека

Сходство и отличия человека и человекообразных обезьян. С человекообразными обезьянами люди имеют много общих признаков, например таких, как большая величина тела, отсутствие хвоста и защёчных мешков, хорошее развитие мимической мускулатуры и сходная структура черепа (рис. 60). Шимпанзе, гориллы, орангутаны имеют хорошо развитый головной мозг, особенно его лобные доли, большое число извилин в коре больших полушарий. Кроме морфологических признаков о нашем близком родстве свидетельствуют и другие данные: мы похожи по резус-фактору и группам крови (АВ0), мы болеем одними и теми же «человеческими» болезнями. Беременность и гориллы, и человека составляет около 280 дней.

Рис. 60. Человекообразные обезьяны

Эволюционное родство организмов можно определить, сравнивая их хромосомы. Чем больше сходство между нуклеотидными последовательностями ДНК, тем ближе родство между видами. Человек и шимпанзе имеют более 95 % схожих генов.

У человекообразных обезьян, как и у людей, высокий уровень развития высшей нервной деятельности, они легко обучаются, у них прекрасная память и богатая эмоциональная жизнь.

В то же время между человеком и высшими приматами существуют коренные отличия. Только человеку свойственно настоящее прямохождение (рис. 61). Благодаря этому человек имеет длинные и мощные ноги, сводчатую стопу, широкий таз, S-образный позвоночник. Гибкая кисть и подвижные пальцы обеспечивают точные и разнообразные движения.

Человек имеет сложно устроенный головной мозг, средний объём которого составляет 1350 см 3 (у гориллы 400 см 3). Благодаря развитию структур гортани человек способен к членораздельной речи.

Человек – это биосоциальное существо, занимающее высокую ступень эволюционного развития, обладающее сознанием, речью, абстрактным мышлением и способное к общественному труду.

Рис. 61. Скелеты обезьяны и человека

Вопросы для повторения и задания

1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.

2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.

3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?

4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.

5. Какое значение в антропогенезе имело увеличение объёма мозга?

Подумайте! Выполните!

1. В ранний период развития сердце человеческого зародыша состоит из одного предсердия и одного желудочка. Прокомментируйте этот факт.

2. Вспомните из курса зоологии и назовите основные признаки подтипа Позвоночные. Какие ещё два подтипа выделяют в типе хордовых? Кто их представители? Каковы особенности их строения?

3. Некоторые виды млекопитающих активно охраняют и агрессивно защищают свою территорию и территорию своей стаи; для других видов это не характерно. К какой группе относится человек и как это повлияло (и влияет) на развитие человеческого общества?

4. Создавая орудия труда и совершенствуя разнообразные навыки, человек расширяет возможности своего организма. Обсудите с этой точки зрения, какую роль в развитии человека сыграли огонь и одежда, рычаг и колесо, рисунки и письменность.

5. Распределите характерные особенности, свойственные только человеку, на три группы: признаки, связанные с прямохождением, с трудовой деятельностью и с общественным образом жизни.

6. Выполните практическую работу «Наблюдение за физиологическими рудиментами». Понаблюдайте за ходьбой человека. Если его руки свободны, то при ходьбе они будут двигаться в том же ритме, что и ноги, совершая маховые движения вдоль тела. У большинства людей шаг левой ногой сопровождается движением вперёд правой руки и наоборот. Попробуйте пройти, прижав руки плотно к туловищу. Какие ощущения вы испытываете? Насколько комфортно вам идти? Усложните задачу: попробуйте одновременно шагать левой ногой, выбрасывая вперёд левую руку. Удобно ли вам идти? В ходе этого простого задания вы познакомились с так называемыми содружественными движениями. В большинстве случаев содружественные движения представляют собой рудименты когда-то целесообразных совместных и слаженных движений. Например, движения рук при ходьбе сохранились у человека с тех времён, когда наши далёкие предки передвигались на четырёх конечностях.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Узнайте больше

Хромосомы человека и человекообразных обезьян. У всех представителей семейства гоминид по 24 пары хромосом. Исключение составляют люди, у которых лишь 23 пары хромосом. Изучение нуклеотидной последовательности хромосом, особенностей их строения, расположения перетяжек и т. д. позволило прийти к выводу, что человеческая 2-я хромосома является результатом слияния двух хромосом предков.

Ближайший родственник человека – шимпанзе бонобо имеет практически идентичные находящимся во 2-й хромосоме человека последовательности ДНК, но они расположены на двух отдельных хромосомах. То же самое обнаружено и в хромосомном наборе более дальних родственников: гориллы и орангутана. Есть ещё один весомый аргумент в пользу этой точки зрения. Обычно хромосома имеет только одну центромеру, но на длинном плече 2-й хромосомы наблюдаются остатки второй центромеры.

Таким образом, особенности строения 2-й хромосомы являются убедительным доказательством эволюционного происхождения людей и других обезьян от общего предка.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Происхождение собак и их породная классификация автора Автор неизвестен

Отряд хищных и семейство псовых в систематике животного

Из книги Лечение собак: Справочник ветеринара автора Аркадьева-Берлин Ника Германовна

Конституция тела животного Конституция складывается в процессе роста и развития собаки и выражается в определенных формах телосложения, обмене веществ и является мерой приспособленности организма к определенным условиям жизни.Все свойства организма, в том числе

Из книги Жизнь животных Том I Млекопитающие автора Брэм Альфред Эдмунд

Глава седьмая Система животного мира Со времен классической древности, начиная от Аристотеля и Плиния, и в течение первых 10 веков нашей эры, наука о животных - зоология, представляла собою собрание разрозненных сведений и рассказов о животных, об их наружном виде и

Из книги Человек в лабиринте эволюции автора Вишняцкий Леонид Борисович

Место человека в системе живых организмов Любое из живых существ, обитающих на нашей планете, может быть отнесено к тому или иному таксону. Этим термином именуют значимые для биологической систематики группы организмов. Таксоны высшего ранга, несводимые в более крупные

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Из книги Находки остатков верхнеюрских рептилий в Савельевском сланцевом руднике автора Журавлев Константин Иванович

Географическое положение Савельевского рудника В 1931 г. была организована добыча горючего сланца в Саратовской области на Савельевском месторождении горючих сланцев, расположенном на правом берегу р. Сакмы (левого притока р. Б. Иргиза) в 35 км к юго-западу от г. Пугачева,

Из книги Занимательная зоология. Очерки и рассказы о животных автора Цингер Яков Александрович

Система животного мира Чтобы разобраться в колоссальном разнообразии животного мира, необходимо знание систематики, которая основана на родственных связях между видами, родами, семействами, отрядами, классами и типами. Виды объединяются в роды; роды - в семейства;

Из книги Основы психофизиологии автора Александров Юрий

2.6. Основное положение теории активной памяти Основные положения концепции активной памяти заключаются в следующем.Память выступает как единое свойство, т.е. не существует разделения на кратковременную и долговременную. Временной градиент ухудшения памяти показывает

Из книги Как возникла и развилась жизнь на Земле автора Гремяцкий Михаил Антонович

7. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА СУБЪЕКТИВНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ 7.1. Историческая детерминация уровневой организации систем Представления о закономерностях развития многими авторами разрабатываются в связи с идеями уровневой организации (см. в [Анохин, 1975, 1980; Роговин, 1977;

Из книги Животный мир Дагестана автора Шахмарданов Зияудин Абдулганиевич

IV. Положение вопроса о зарождении жизни после Пастера Своими безупречными опытами Пастер, как мы видели, окончательно установил, что произвольного зарождения не происходит. Но такое решение не было утешительным для тех, кто мучился над вопросом о начале жизни: как же

Из книги Животные автора Беспалов Юрий Гаврилович

Из книги Современное состояние биосферы и экологическая политика автора Колесник Ю. А.

Раздел 1 Разнообразие животного мира

Из книги Антропология и концепции биологии автора

6.2. Положение и законы термодинамики Общеизвестно, что термодинамику определяют как науку о законах превращения энергии из одного вида в другой. Существование живых организмов, все разнообразие проявлений жизни также сопровождаются превращением энергии, хотя данная

Из книги Поведение: эволюционный подход автора Курчанов Николай Анатольевич

Положение вирусов в системе живой природы Спорным на протяжении истории биологии является положение в мегасистеме вирусов. Одни авторы считают вирусы особой «неклеточной» формой жизни, другие – что их нельзя относить к живым организмам в полном понимании этого слова,

Из книги автора

Глава 7. Место человека в системе живой природы Положение человека в системе живой природы отражает его долгий путь эволюции. Это положение мы начнем рассматривать с характеристики класса млекопитающих, к которому принадлежит

Из книги автора

2.6. Место человека в системе живой природы Человек, естественно, имеет свою «прописку» в филогенетическом древе живой природы, где он относится к отряду приматов (Primates) класса млекопитающих (Mammalia). Чтобы понять систематическое положение человека, необходимо представлять

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!