Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

"экскурсия в зимний лес". Экскурсия «Деревья зимой Как нарисовать экскурсию безопасности зимой

Летом ботаник смотрит вниз, а зоолог – вверх: под ногами растут самые разные травы, а над головой поют всевозможные птицы. Зимой все наоборот: на снегу, закрывшем зеленый покров, зоолог находит множество следов. Ботаник же в это время всецело поглощен общением с гигантами растительного мира – деревьями.

Большинство деревьев на зиму сбрасывает листья и открывает нам тайны своей судьбы. Причудливый узор стволов и ветвей способен рассказать опытному наблюдателю о важнейших этапах жизни дерева, поведать об условиях, в которых оно растет.

Зимой легко видеть всю структуру леса: самые высокие деревья – первый ярус, их догоняет второй, еще ниже подрост, подлесок – все прозрачно и четко видно далеко вокруг. Зайдя в зимний лес, первым делом попробуйте рассмотреть эти лесные этажи.

Давайте разберемся с нижними этажами. Обычный человек, не ботаник, назвал бы все это кустами. Ботаник же без труда укажет вам будущих великанов – вот они, молодые деревца, которые через несколько десятков лет будут оправдывать название «лес». Но прежде чем они раскинут над нашими головами свой зеленый шатер, им предстоит жестокая борьба за выживание. Большая часть лесного подроста обречена на гибель – такова цена естественного отбора.

Под пологом леса прорастают, живут, плодоносят и отмирают многие «кусты». Поэтому они и называются подлеском. Но и они не все одинаковы.

Вполне доволен жизнью в тени более мощных собратьев бересклет. Зимой его нетрудно узнать по тонким зеленым веточкам, сплошь усеянным пупырышками. Недаром его называют бересклет бородавчатый . Согласна с ним и крушина ломкая – вот ее веточки, черные с беловатыми чечевичками. Эти кустарники только в очень редких случаях можно встретить где-нибудь далеко от леса.

Орешник, или лещина, тоже чувствует себя в лесу хорошо. Разрастается он здесь густо, его тонкие стволики вырастают выше человеческого роста. Зимой и в лесу, и на вырубке вы всегда его узнаете: молодые веточки коричневого цвета опушены коричневыми волосками, а на концах некоторых веточек встречаются 2–3 сережки – это соцветия мужских цветков орешника. Как только весной побегут первые ручьи, сережки сначала заметно потолстеют, потом вытянутся, станут рыхлыми, пожелтеют, и из них полетит пыльца. А в это же время из боковых почек высунутся малюсенькие красные рыльца женских цветков. На них осядет пыльца, а осенью на их месте появятся орехи. Особенно хорош орешник на вырубках. Стволики силой наливаются, образуя высоченные сильные кусты. На вершине – самые крупные орехи, а попробуй-ка до них доберись! Не так-то легко нагнуть нужную ветку.

Есть в подлеске и такие растения, которые всю жизнь мечтают о вырубке или опушке. Такова, к примеру, рябина. На открытом месте она – невысокое раскидистое дерево, каждый год дающее огромный урожай. На опушке она тонка, изящна, но тоже приносит большой урожай; ее отягощенные плодами ветви клонятся в сторону от леса. Зато в лесу это самый что ни на есть разне-счастный подлесок: на длинном тонком прутике летом вырастает всего 2–3 листа. Зимой вы без труда узнаете этот бледно-серый прутик. Как и у орешника, молодые веточки и почки рябины опушены, но только волоски у нее не коричневые, а белые.

А теперь давайте поговорим о признаках, по которым можно отличить друг от друга разные растения зимой, поподробнее.

Зимой отличить друг от друга древесные растения не сложнее, чем летом. Однако здесь нужна некоторая сноровка. Летом мы ориентируемся в основном по листьям деревьев. Видов деревьев не так уж много, и мы позволяем себе ориентироваться по этому весьма сомнительному признаку. Нам незачем обращать внимание на места произрастания деревьев, их величину, форму кроны, цвет и внешний вид ветвей. И так понятно, что клен – это клен, а дуб – это дуб. Иное дело – зимой. Теперь нам приходится призвать на помощь весь наш жизненный опыт, интуицию, наблюдательность.

Определить растение зимой проще всего, имея перед глазами его ветку. Она может быть тонкая, как у березы, или толстая, как у ясеня, голая, как у липы, или опушенная, как у рябины. Кроме того, у каждого растения свой цвет коры. Иногда именно благодаря коре растения и получают названия.

Возле нашей школы растет кустарник – спиш кроваво-красный . Осенью ребята, ходившие ко мне на кружок, никак не могли запомнить это название. Им трудно было понять, почему это растение с крупными широколанцетными листьями и белыми ягодками-бусинками так странно называется. Но вот пришла зима, и я снова спросила ребят, что это за растение. «Ну, этот... красный... кровавый... Кроваво-красный, вот!» – заголосили наперебой ребята. «Наконец-то вы его запомнили. Совершенно верно, это спиш кроваво-красный», – обрадовалась я. И тут один мальчик повернулся к кусту и сказал ему: «А-а, теперь-то я понял: когда ты спишь, ты кроваво-красный!»

Есть и другие растения, которые получили свои названия скорее всего зимой. Я уже рассказывала вам о бересклете бородавчатом. Все знают березу плакучую, или бородавчатую. «Бородавки» на ветвях этих растений – это чечевички, еще один важный зимний определительный признак.

Чечевички нужны растению для того, чтобы обмениваться газами с окружающей средой, или «дышать». В этих местах кора более рыхлая, и через нее без труда проходит воздух. Чечевички могут быть круглыми и овальными, крупными и еле заметными, иметь продольное или поперечное направление, их может быть много или мало. Кроме того, различаются они и по цвету. Принесите с улицы несколько ветвей различных растений, найдите на них чечевички и убедитесь в этом сами.

Побеги серой ольхи с боковой (а) и верхушечной (б) почками

Теперь обратите внимание на почки. Они бывают крупными или мелкими, смолистыми или опушенными, могут прижиматься к стеблю или отставать от него, а могут даже сидеть на ножках, как у ольхи.

Почки покрыты почечными чешуями – видоизмененными листьями, защищающими нежные ткани внутри почки. Почечные чешуи могут отличаться по форме и количеству. Так, у ивы и липы почечных чешуй всего две, а у дуба их около двадцати.

Не забывайте, что почки располагаются в пазухах листьев. Если у растения листорасположение очередное, то так же будут располагаться и почки. Если супротивное, то и почки будут располагаться друг напротив друга.

Но и сами листья не пропали бесследно. Там, где они прикреплялись к стеблю, остались следы – листовые рубцы. У разных видов растений они различаются формой и размерами. Небольшие черешки березы оставят маленькие листовые рубцы, а от крупных листьев ясеня и рубцы останутся большие. Если вы внимательно посмотрите на довольно крупный листовой рубец, то заметите на нем точечки. Как вы думаете, что это такое? Конечно же, это следы жилок. Бывает, что веточки близких видов растений можно отличить только по количеству жилок на листовых рубцах.

На стеблях древесных растений есть и следы почечных чешуй. Поскольку почечные чешуи защищают почку со всех сторон, их следы тоже будут располагаться по кругу, близко друг от друга. Поэтому ботаники и называют их почечным кольцом. А важны для нас эти рубцы потому, что они ограничивают участки побега, выросшие за один год. Посудите сами: весной почки раскроются, почечные чешуи отпадут, и почечное кольцо покажет нам начало нового побега. Если вы проследите взглядом от вершины вниз по побегу, то без труда заметите прошлогоднее почечное кольцо. Веточки первого и второго года обычно отличаются друг от друга и по цвету, так что найти прирост этого года не составляет труда.

Мы уже говорили, что побеги деревьев и кустарников бывают очень разными. Одни побеги – стройные, прямые, длинные. Называются такие побеги удлиненными, листья на них располагались на некотором расстоянии друг от друга. Другие побеги короткие, кора на них как будто сморщенная. Если приглядеться получше, можно заметить, что «сморщенной» кора оказалась оттого, что листовые рубцы и почечные кольца расположены очень близко друг от друга. Получается, что здесь не было просвета между черешками. Листья образовали розетку. Такие побеги носят название укороченных.

Летом удлиненные побеги обеспечивают растению быстрый рост, а укороченные помогают сделать крону более густой – ведь листья сидят на них почти без промежутков. У некоторых деревьев, например рябины и яблони, на укороченных побегах растут цветы, а потом развиваются плоды. Поэтому у плодовых деревьев такие побеги называют плодушками.

Иногда дачники пытаются обрезать деревья в своем саду, не зная, как это правильно сделать. При этом они часто обрезают именно эти побеги – они кажутся им уродливыми, больными, растущими не на своем месте (еще бы, их удлиненные собратья давно их обогнали!). После такой обрезки еще долго придется ждать урожая.

В некоторых странах, например в Венгрии, поступают иначе. Яблоням не дают вырасти выше человеческого роста, и вся крона таких деревьев состоит из одних плодушек. Растут яблони рядами, на таком расстоянии, чтобы только-только друг другу не мешать, а тянутся эти ряды до самого горизонта. Вот и получается, что хоть Венгрия и маленькая страна, но на московских прилавках не переводятся венгерские яблочки.

А теперь, когда мы знаем, по каким признакам отличаются друг от друга ветки разных растений, давайте вернемся в лес. Дома или в классе, имея перед собой книжку-определитель и несколько веточек, распознать растения очень просто. Но как быть в лесу? Как определить, например, деревья самого верхнего, первого, яруса? Ведь до их ветвей нелегко добраться.

Вот тут-то и пришло время поучиться быть натуралистами. Натуралист – это человек, который изучает природу, но микроскопам и лаборатории предпочитает прогулки на свежем воздухе и непосредственное общение с животными и растениями. Каждый уважающий себя натуралист умеет обращаться с микроскопами и определителями, но делает это только в случае необходимости. Он узнает зверей по следам, птиц – по голосу, растения – по внешнему облику. Поэтому и в зимнем лесу опытный натуралист сможет назвать все или почти все деревья и кустарники, не сломав ни одной ветки.

Вот мы и в лесу. Вокруг нас пушистые коричневые веточки с сережками – это лещина. А над головами тянут к небу черные ветви пока еще не известные нам деревья. Стволы этих деревьев тоже черные, а кроны корявые. Сила, непоколебимость, выносливость – такими эпитетами хочется наделить эти растения. Похоже, это дубы . Попробуем подтвердить нашу догадку. Ветка дуба несколько лет растет верхушкой, а потом перевершинивается – верхушечная почка отмирает, и ее дело продолжает одна из боковых. Поэтому и кроны у дубов корявые. Если нам удастся раздобыть веточку этого дерева, то мы сразу обратим внимание на почки с множеством почечных чешуй. Но охотиться за веткой тоже не всегда нужно – сухой листик, за–стрявший в развилке ветвей, может быть достаточным признаком. Как бы в знак согласия кивают от дуновения ветерка и коричневые веточки с сережками на ближайшем кустарнике: орешник и дуб – большие друзья.

Между черными стволами дубов проглядывают белые стволы берез. Их здесь немного, и все они очень старые. Значит, раньше на этом месте был березняк.

Березняк – светлый лес, в нем всегда густая трава, и часто бывает трудно пройти из-за зарослей кустарников и молодых деревьев. Под сенью березняка и начали расти дубы. Со временем крошки становились все выше, их кожистые листья начали образовывать более плотный полог леса. В лесу стало темнее, и многие березки отмерли, не выдержав недостатка света. А другие к тому времени просто состарились. Березняк сменился дубравой.

А вот здесь, на окраине леса, растут липы . Они ниже дубов, и кроны у них более правильной формы. К тому же кора липы не такая толстая, как у дуба. Молодые побеги липы красноватые, а почки прикрыты всего двумя почечными чешуями. Одна чешуя больше другой, поэтому внешне эти почки напоминают боксерские перчатки. Сам побег неровный. Он растет как бы зигзагами от одной почки к другой. И заканчивается побег не верхушечной почкой, а пазушной. Верхушечная почка должна расти на самом верху побега, а около этой виден листовой след.

Липа первой сообщает нам о приближении весны. Как только начинают двигаться по дереву соки, молодые веточки липы становятся зелеными, и только когда появятся на них листья, они снова приобретут характерный красноватый оттенок.

На опушках и просеках то здесь, то там можно встретить коренастые деревца с зеленой корой. Это осины . Осины иногда можно спутать с их родственниками – ивами . И правда, кора на ветках зеленая, а под почечными чешуями – белые «хомячки» зачаточных соцветий. Только у осины почечных чешуй не две, как у ивы, а много. Осина – дерево, а ивы обычно имеют форму кустарника. Осина встречается в более сухих местах, а ива – во влажных. У осины крона корявая, потому что у нее есть не только удлиненные побеги, как у ивы, а еще и укороченные, как у тополя.

По берегам рек часто можно встретить непролазные заросли деревьев с серой корой. Это – серая ольха . Мы уже знаем, что у нее почки сидят на ножках. Отличить ее можно еще по... шишкам. И правда, соплодия ольхи похожи на самые настоящие шишки, как у ели или сосны. В детстве мне это казалось каким-то чудом: я думала, что ольха – это гибрид лиственного и хвойного дерева. Но потом я узнала, что такого не бывает, что шишечки ольхи – это просто видоизмененные сережки, как у березы, только покороче, потолще и одеревеневшие. Оказывается, ольха – родственница березы и лещины. Все эти растения относятся к семейству березовых.

Это лишь некоторые растения, с которыми вы можете встретиться в зимнем лесу. Распознать другие деревья и кустарники зимой вам помогут специальные определители и собственный опыт.

Вы наверняка знаете, какие растения растут возле вашего дома и школы, во дворе и по дороге к магазину. Запомните их зимний облик и попробуйте узнать эти растения, оказавшись в незнакомом месте. Летом отмечайте для себя те черты растения, которые помогут вам узнать его и зимой. Обращайте внимание не только на вид побегов и почек, но и на форму кроны, а также на места, где эти растения встречаются.

Природа России немыслима без зимы. Те, кто по-настоящему интересуется природой родного края, обязательно должны научиться видеть ее богатство и красоту в любое время года.

Цель.

Задачи экскурсии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсия в зимний парк в старшей группе

Цель. Сформировать представление о зиме, как времени года, научить детей подмечать характерные признаки зимних явлений в неживой и живой природе. Способствовать воспитанию любви к родной, развитию интереса к живой природе. Сравнивать зиму с летом, активизировать и обогатить словарный запас, развивать логическое мышление, пробудить желание узнавать новое о природе.

Задачи экскурсии.

1. Расширять у детей знания о зимнем времени года;

2. Воспитывать умение связно и последовательно вести беседу, учить давать полные ответы на вопросы;

3. Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение;

4. Развивать умение сравнивать, делать обобщение.

Вид экскурсии. Природоведческая.

Обогащение словаря.

Вьюга, метель, снегопад, зимующие, линяют, шероховаты ствол, корявые ветки.

Предварительная работа воспитателя.

Определить цель, место экскурсии, путь, наметить места коллективного и самостоятельного наблюдения, подготовить конспект.

Место проведения экскурсии.

Экскурсия в парк, расположенный в 100 метров от территории детского сада.

Методы:

1. Наблюдение

2. Игры

3. Беседа

Методические приемы

1. Сюрпризный момент

2. Художественное слово

3. Поисковая деятельность

План экскурсии:

1 . Вводная часть - сюрпризный момент, беседа с героем -10 минуты.

2. Основная часть: - коллективное наблюдение – 10 минут

Игра - 5 минут

Самостоятельные наблюдения -5 минуты

Игры с природным материалом - 5 минут

3. Заключительная часть:

Итоговая беседа, анализ экскурсии, возвращение в детский сад - 5 минуты.

Ход экскурсии:

1. Вводная беседа. Обратить внимание на погоду. Сообщить цель экскурсии, правила поведения на улице, как лучше одеться. Познакомить с гостем, попугаем кешей, который прилетел к нам с юга и хочет сопровождать нас во время экскурсии. Воспитатель: Ребята, откуда прилетел попугай Кеша? (с юга, с Африки). Правильно. Скажите мне, а зачем он прилетел к нам? Да, он никогда не видел зимы. Но сидя в группе, он не поймет чем отличается холодная зима от жаркого лета.

Вот наденем шарфик и шапочку, чтобы он не замерз и можно отправляться в путь.

2. Все идут в парк. По дороге воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время года, какая сегодня погода (светит ли солнце, идет ли снег, какой ветер) .

3. Коллективное наблюдение в парке. Воспитатель отмечает красоту зимнего пейзажа. Разучивает стихотворение:

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда,

Вьюга злится,

Снег кружится,

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

Дети отвечают на вопросы Кеши: Как вы определили, что наступила зима? Воспитатель и попугай Кеша слушают ответы детей, которые объясняют, что приход зимы можно определить по одежде людей, погоде. Деревья зимой голые, без листочков стоят, ветки у них хрупкие.

Воспитатель предлагает поиграть в игру: "К названному дереву беги".

4. Воспитатель замечает, что в парке тихо, не слышны голоса птиц. Попугай Кеша задает вопросы детям: А кто я? А какие птицы у вас есть? А на зиму какие-нибудь птицы остаются? А почему они не улетают в теплые страны, как другие?

Воспитатель предлагает повесить птицам кормушку с семенами, крошками, зернами.

5. Попугай Кеша интересуется у детей, знают ли они животных, которые живут в теплых странах, есть ли животные в этих местах? Как они зимуют, чем отличается жизнь животных летом и зимой? предлагает поиграть в игру: "Перелет птиц".

6. Самостоятельные наблюдения. Предложить детям самостоятельно поискать насекомых. Вопрос воспитателя: Где зимой можно найти насекомых? (спрятались в коре деревьев, в лесу под снегом, в земле)

7. Игра с природным материалом: "Разведчики леса". Дети запоминают название деревьев, собирают веточки, семена, кусочки коры. Они рассматривают их, рассказывают воспитателю и попугаю Кеши, с какого они дерева, кустарника. Начинается новая игра "Детки, с какого они дерева".

8. Попугай благодарит за экскурсию по зимнему парку, за познавательную беседу и прощается с детьми.

9. Заключение: Что происходит зимой с живой природой? Что делают люди зимой? Что понравилось и что запомнилось во время экскурсии?


Одним из самых важных наглядных методов образовательной работы с дошкольниками является наблюдение в природе на экскурсиях.

Ушинский К.Д. считал: «Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы…

Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенно е, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом.

В нашем детском саду на экскурсии ходят не только дети старшего возраста, но и малыши. Совсем недавно средняя группа «Карамельки» МКДОУ детского сада «Капелька» с воспитателем Суховаловой О.С. и помощником воспитателя Воробьёвой Т.А. , совершила экскурсию в зимний лес, где дети имели возможность полюбоваться красотой зимнего пейзажа, убедиться в том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих на одной территории. Дети обнаружили следы животных, обсуждали их происхождение, играли в подвижные игры, изображая животных, которые не спят зимой. Дети открыли для себя новые знания, что они в лесу гости и должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы не нарушить жизнь хозяев леса.

«Экскурсия в зимний лес»

Цель :

1. Развивать умение определять и называть состояние погоды зимой: стало холодно, идёт снег, деревья без листьев.

Задачи:

1. Закреплять свойства снега, познакомить с новыми свойствами: из снега можно ле­пить, кататься на санках, лыжах, играть в зимние игры.

2. Познакомить детей с зимними месяцами.

3. Расширять знания детей о диких животных: какие звери живут в лесу и почему их называют дикими животными.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Активизация словаря :

Снежная, морозная, сверкает, пушистый, рыжая.

Индивидуальная работа с: Сашей, Лизой.

Предварительная работа :

Рассматривание картин про зиму, альбом с дикими животными, наблюде­ние на прогулке, беседы.

Ход:

Ребята, послушайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Про какое время года можно так сказать? (Зима) А как вы догадались, что

это зима?

Ответы детей: - Потому что на санках прокатила.

- Разукрасила окошки.- Запорошила дорожки.

Ребята, а что вы можете сказать о зиме? Зима какая? Бывает... (холодная, морозная, снежная потому, что много снега)

А снег какой? (снег белый, пушистый, холодный, мягкий)

А ещё какой снег бывает? (Ещё снег бывает рассыпчатым, когда морозы, и липким - когда тёплые дни. Вот тогда снег липкий, можно лепить снеговиков, разные фигурки из снега)

Ребята, скажите мне, зима это хорошо? (Да)

Почему хорошо, как вы думаете? (Зимой много снега, можно кататься на лыжах, санках, на коньках, играть в хоккей)

А ещё зимой может быть плохо. Почему? Как вы думаете? (Потому что зимой бывает очень холодно, бывают сильные, метели, можно про­студиться и заболеть, дни становятся короткими, солнце греет слабо)

Ребята, а вы знаете, что зима живёт в 3-х месяцах? Давайте назовём их, пожалуйста. (Это декабрь, январь, февраль)

А сейчас я хочу пригласить вас на экскурсию (прогулку) в Зимний лес.

Давайте мы с вами наденем тёплые брюки, носки, шубу и куртку тёплую, шапку, ва­ленки, сапоги, варежки, завяжем шарфы и отправимся в зимний лес, посмотрим, как живут и спасаются от морозов звери и птицы в лесу.

Дети входят в лес.

Ой, ребята, посмотрите какой красивый зимний лес. Идём тихо, ребята, по хрустящему снегу. Мы видим в лесу деревья, у которых листочки остались под снегом, зимой наши деревья отдыхают.

Только ёлочка «Зимой и летом одним цветом». Почему?

(Потому что у ёлочки иголки и зимой, и летом зелёные)

А какие животные живут в лесу? (Заяц, лиса, волк, медведь)

Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие, животные)

Лиза, а почему их называют диким? (Потому что у них нет хозяина и они живут в лесу, и сами себе добывают еду)

Ребята, послушайте загадку

Маленький, беленький,

По лесу прыг-прыг,

По снежку тык-тык.

Это кто? (Зайчик)

Правильно. Ой, а вот и зайчик сидит.

Ребята, а зайчик какой? (Шубка белая, хвост короткий)

Почему у него зимой шубка белая, вы не знаете? Потому что он прячется от врагов в снегу.

Чем зайчик питается? Как вы думаете? Зайчик днём спит, а ночью ходит на кормёжку.

Зимой он питается корой молодых осинок, ив, берёз - корой деревьев.

А сейчас мы поиграем в игру «Зайка беленький сидит».

Игра «Зайка беленький сидит»

Молодцы! А вот другая загадка:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна

Проснется ото сна (Медведь)

А вот и мишка - спит под ёлочкой.

Ребята, а когда просыпается медведь? (Когда наступит тепло. Весной)

А где он спит? Чем питается? (сосёт лапу) Молодцы!

Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

Это кто? (Лиса)

Ребята, а как лиса зимует в лесу?

Ходит она тихонько, не слышно. Питается мышами. Лиса слышит хорошо и поэтому слышит мышек под снегом. От холода ей помогает спасаться её тёп­лая пушистая, густая шубка.

Давайте походим как лисичка. Физ. минутка

Ребята, а вы знаете, кто ещё живёт в лесу? (Ответы детей) А вот и белочка. Алиса, расскажи, где живёт белочка. (В дупле на дереве)

Чем белочка питается зимой? (грибочками, орешками)

Откуда она берёт их зимой? (Она собирала их летом и сушила)

Зверей мы всех увидели. Посмотрите, кто это сидит на дереве? (Птицы)

Каких птиц вы видите?

Как называют птиц, которые живут зимой в лесу? (Зимующие птицы)

Птиц бывает много. Некоторые из них улетают в тёплые края, их называют перелётными.

Они питаются червяками и пауками. Эти птицы боятся холода, и когда у нас зима они улетают в тёплые края.

А как мы с вами должны заботиться о птицах, нам расскажет Коля. (Подкармливать хлебными крошками, семечками)

Мы пришли в зимний лес.(ходьба).

Сколько здесь вокруг чудес!(разводят руки).

Справа – березка в шубе стоит,(руку отводят в указанную сторону),

Слева елка на нас глядит.(прослеживают взглядом).

Снежинки в небе кружатся,(движение фонарики и смотрят вверх).

На землю красиво ложатся.(кружатся, приседают).

Вот и зайка проскакал,(прыжки).

От лесы он убежал.

Это серый волк рыщет,(руки на поясе, наклоны в стороны).

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас,(приседают, прячутся).

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,(имитируют сон).

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири(имитируют полет).

Как красивы они!

В лесу красота и покой,(разводят руками).

А нам пора домой.

Ребята, вот и закончилась наша с вами прогулка по зимнему лесу. Понравилось вам? Давайте вместе вспомним:

Про какое время года мы сегодня говорили?

Про каких животных мы рассказывали?

Молодцы! А сейчас мы с вами вернёмся обратно в детский сад.

Мария Рогожкина

Задачи: Уточнить представления детей о первых признаках зимы и о типичном состоянии природы зимой (Снег покрыл всю землю. Он лежит на ветках кустарников и деревьев. На снегу видны следы людей, животных. Деревья, за исключением хвойных, без листьев).

Обогатить эстетические впечатления детей. Учить видеть красоту зимнего леса, слышать тишину, ощущать покой и запах зимнего леса, воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

Ежедневные наблюдения за погодой;

Заучивание стихотворений;

Наблюдение за состоянием животных и растений;

Рисование животных и деревьев;

Ход экскурсии

1. В группе. Объясняем детям о правилах поведения в лесу, помогаем детям назвать правила поведения в лесу: не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса и шорохи; ходить по дорожкам, протоптанным в снегу; не задевать кустов – зимой замерзшие ветки легко ломаются; быть внимательными, увидеть красивые пейзажи. Вспоминаем, какие животные обитают в нашем лесу, какие растения, деревья, кустарники растут в лесу.

2. По дороге в лес. Обращаем внимание детей на следы на снегу, обсуждаем их происхождение. Останавливаем детей в таком месте, где лес виден, издали и хорошо просматривается его ярусность. Предлагаем поздороваться с лесом:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

С. Погореловский

Обращаем внимание ребят на красоту пейзажа, затем обсуждаем разную высоту деревьев – ярусность леса.


3. В лесу. Обращаем внимание на деревья и кустарники, обсуждаем с детьми, почему они голые, в каких условиях они сейчас живут, чего им в условиях не хватает. Находим сосну – только они остаются зимой зелеными, а потому самыми красивыми. Рассматриваем иглы сосны – они твердые, покрытые плотной кожицей, им не страшен мороз.


Предлагаем детям узнать деревья зимой (по коре, веткам, почкам).

Показываем специальные карточки, на которых нарисованы разные деревья. Дети рассматривают карточки с картинками, сравнивают их с деревьями, узнают их названия и угадывают, если в данном лесу эти деревья или нет. Предлагаем каждому ребенку выбрать дерево, подойти к нему и посочувствовать – обнять, погладить кору, погреть дыханием, прижаться щекой, сказать ласковые слова: «Деревце, я тебе очень сочувствую, я понимаю, как тебе холодно и трудно зимой, я тебя немного погрею, потерпи – весной и летом тебе будет очень хорошо!»


Беседуем с детьми о животных леса, их жизни на разных ярусах-этажах. Чем они питаются зимой, какой окрас меха приобретают в зимний период. Замолкают, слушают звуки леса, тишину, шорохи. Смотрим на следы на снегу, пытаемся узнать, к какому животному принадлежит данный след.

Вспоминаем, как человек может помочь животным или птицам прозимовать знойную зиму. Для птиц люди могут строить кормушки и вешать их на деревья, рядом с окнами. Подкармливать птиц лучше всего семечками, любыми сушеными ягодами, хлебными крошками, если не жалко денег - можно приобретать зерновые смеси в магазинах.

В лесу же тяжело приходится крупным животным в период, когда на снеге появляется твердая корка - наст. Их ноги проваливаются под наст, они их ранят, режут острой кромкой наста, не могут быстро убегать от хищников. Это такие животные, как лоси, олени, зубры и т. п. Лесничие и лесники подкармливают таких животных хлебом и зерновыми, насыпают им на пни соль. Если вы любите гулять по зимнему лесу, например, на лыжах, вы можете также нанизывать кусочки хлеба на ветки деревьев - лесные звери и птицы найдут ваше угощение.

Затем обращаем внимание ребят на снежный покров, на множество знаков, которые есть на нем, – следы животных, осыпавшиеся семена, сломанные веточки, сучочки, упавшие или кем-то брошенные шишки. Отыскиваем места, где под снегом есть зеленые травы, раскапываем, смотрим на них, обсуждаем, почему они могли остаться такими, снова закапываем, чтобы им не было холодно.


4. На опушке леса. Предлагаем сделать живую картинку «Если бы я был деревом…». Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд, воображая, что они корнями вросли в землю.


Затем все обсуждают, что они испытывали, будучи деревьями. Прощаемся с лесом:

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес!

С. Погореловский


5. На обратном пути. Дети обмениваются впечатлениями, вспоминают загадки, поговорки, пословицы о лесе.


В группе даем детям задание на дом: рассказать родителям об экскурсии в лес, предлагаем желающим нарисовать свои впечатления.

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе «Экскурсия в зимний лес к зверям». Конспект НОД в старшей группе «Экскурсия в зимний лес к зверям». НОД образовательная область "Познание". Как звери в лесу зимой живут. Группа:.

Пришла долгожданная зима. Закружила, завьюжила, заметелила. Одела всё в снег и лед. Снег белый-белый, искристый. Все улицы – в сугробах.

Конспект занятия-прогулки «Экскурсия в зимний лес» Экскурсия в зимний лес. Тема: «Чародейкою зимою околдован лес стоит» Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация»,.

Конспект занятия «Экскурсия в зимний лес» Тема: Экскурсия в зимний лес Задачи: Развивающая: Развитие у детей стремления радоваться красивым рисункам и рассматривать их;развивать.

Рограммные задачи: закрепить с детьми названия деревьев, растущих на территории детского сада: рябина, береза, липа, ель. Познакомить детей.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Цели: - учить детей наблюдать за изменением в природе зимой;

- воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

-прививать внимательное отношение к птицам

- Сегодня урок окружающего мира мы проведем необычно. За партами сидеть не будем, а

отправимся в лес за знаниями, впечатлениями, эмоциями.

Для наблюдений разделимся на три группы. Первая группа – сидящие за первым рядом. Ваша

задача - наблюдать заизменениями в неживой природе, прошедшие с осенней экскурсии. Вторая

группа рассматривает снег, его форму, цвет, количеств. Задача третьей группы –наблюдение за

живой природой. Итак, мы отправляемся в зимний парк.

Зимний лес, это сказочный сон.

Внём волшебностью веет повсюду.

Тишиной очарует вас он.

Серебро вдруг подарит, как другу.

Им осыплет вас щедро с высот,

Лучом солнца помашет игриво,

И узорами снежных красот

Покорит ваше сердце, как диво.

Бахромой серебристой сверкая,

Манит лес своей сказкой всегда,

Я в плену у него, понимая,

Он - источник всех тайн бытия.

- Первая остановка. Что вы заметили? Чем зимний парк отличается от осеннего?

- Действительно, солнце появляется на небосклоне меньше, греет не так, как летом и осенью.

Температура воздуха стала ниже, поэтому осадки выпадают в виде снега. Проходя около реки, мы

заметили, что вода скрыта подо льдом. На земле лежит снежный покров.

Лёгкий ветерок и воздух свежий,

Под ногами снега звучный хруст,

Будто острым ножиком я режу

Сочный, спелый, сахарный арбуз...

Падает снежинка- парашютик -

И пошло: разверзлись небеса!..

Зрелище, прекрасное до жути -

Снежный нескончаемый десант!

И не знаешь, к берегу какому

В круговерти этой повернуть...

В гущу снегопада, словно в омут,

Поневоле хочется нырнуть..

Из него снегурочкою выйти -

Фонари, как огоньки лампад -

И сказать всем: "Только посмотрите!

- Вторая группа поделится своими наблюдениями за снегом.

Обычные снежинки имеют диаметр 5 мм. Самая крупная в мире снежинка разрослась до 12 см.

Вес обычной снежинки всего 1 мг, так как она на 95% состоит из воздуха. Снег падает со

скоростью меньше 1 км/час.Снег отражает до 95 процентов солнечной энергии, поэтому на солнце

он может не таять. По этой же причине в горах даже при самой солнечной и жаркой погоде может

находиться уйма снега. А в населенных пунктах снег может таять из- за пыли, которая оседает на

снегу и нагревается на солнце.

Кстати, сам снег бывает не только белым. В арктических и горных регионах розовый или даже

красный снег –обычное явление. Дело в том, что живущие между его кристаллов водоросли

окрашивают целые участки снега. Но известны случаи, когда снег падал с неба уже окрашенный –в

голубой, зеленый, серый и черный цвета.Эскимосы используют 24 слова, для того чтобы описать

снег в его различных состояниях. У саамов для определения и описания снега во всех его возможных

видах используется 41 слово.

Каждая из снежинок редко превышает размеры в 5 мм, но вот ажурное переплетение граней может

быть самое разнообразное. Пока еще непонятно, почему каждая снежинка не похожа друг на друга,

почему каждая из них имеет идеальную симметрию. Сегодня уже доказано, что все снежинки имеют

четкие геометрические линии, которые объединены в шестиугольном формате, именно

шестиугольную форму имеет сама молекула воды, поэтому, замерзая в облаках и превращаясь в

кристалл льда, вода и формируется по данному принципу, захватывая по цепочке другие молекулы,

находящиеся в тесном соседстве.

На причудливую формувлияет и температура воздуха, и показатель его влажности. Но в том, что

сомневается. Контуры самой снежинки угловаты. Кончики, скорее всего, напоминают острые

наконечники или иглы. Причем все они разные, у каждой снежинки - свой остроконечный узор.

Сегодня нет ответа на вопрос, почему так происходит. Возможно, мы совсем скоро станем

свидетелями новых научных открытий, которые откроют нам тайну геометрической симметрии и

непохожести снежинок.

Наличие снега играет важную роль. Снежное покрывало укутывает землю толстым слоем белого

покрывала. Оно держит тепло и не дает погибнуть растениям и мелким животным. Без него погибнут

озимые, не будет урожая, не родится хлеб.Снег создает тот необходимый запас влаги, который так

важен при весеннем пробуждении. Поэтому переоценить значение снега нельзя.

- Как называют явления природы, когда дует ветер и идет снег?

Отличаются эти три явления силой ветра и объемом поднимаемых снежных масс: метель (метелица)

- просто сильный ветер со снегом, вьюга - снежная буря, когда сила ветра может быть

вьюга, которая представляет для человека смертельную опасность.

- Остановка третья . Присмотритесь – кого можно увидеть в зимнем лесу?

что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве

пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в

теплые страны.Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, -отсутствие еды и

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия

для существования и не совершают перелетов. Таких птиц называют оседлыми .

Дятлыспособны истреблять врагов леса, которые совсем недоступны длядругихптиц. А

разрушая и вскрывая ходы личинок короедов и иных жуков, они помогают остальным птицам –

синицам, поползням и другим –добирать всех насекомых на больном дереве. Правда, иной раз они и

грешат: крадут птенцов синиц. Но главное –они как бы подготавливают фронт работы всему

пернатому населению для уничтожения вредителей. Кроме того, во вскрытые ходы легче проникают

мелкие насекомые –хищники, вызывающие гибель личинок и куколок всяких жуков.

Уменье дятлов выдалбливать дупла в малоценных и сухих деревьях привлекает в наши сады и

леса много других полезных птиц, которые также строят свои гнезда в дуплах, а сами их долбить не

В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, пищухи, поползни,

сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда -вкусная сосновая хвоя. А вот

тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.

Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов. Кормится

клест семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва.

Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места

на место. Это кочующие птицы.

черным пятнышком на горле. Её нежнейшее оперение имеет дымчато- розовую окраску, а темный

хвостик заканчивается широкой желтой полоской. Если присмотреться, то можно увидеть, что на

крыльях большинства особей второстепенные маховые перья заканчиваются маленькой алой

пластиночкой.

Названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает "громко кричать,

свистеть". Песня свиристеля -нежная журчащая трель «сви- ри- ри - ри- ри», похожая на звучание

свирели. Вот сидит эта поистине дивная пташка на ветке и щебечет, а потом нежданно- негаданно как

свистнет!.. Но не от испуга, нет. Бояться ей совсем некого, привыкла она к людям, подпускает их

совсем близко, разрешает полюбоваться собой.

В начале весны вьют свиристели очень мощное гнездо, причем дно его выстилают исключительно

самец бережно кормить их.

Начиная с марта - апреля свиристели отправляются на север, где в приполярной тайге они выводят

Летом эти птицы питаются насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными

ягодами и молодыми побегами растений. Осенью и зимой главная пища свиристелей - ягодырябины,

а также плоды шиповника, барбариса. Зимой свиристели кочуют стайками в поисках корма и

зачастую полностью снимают урожай с этих кустарников. Прожорливость свиристелей так велика,

что не вся пища, съеденная ими, усваивается организмом: часть ягод иплодов в не переваренном

виде выделяется из кишечника птиц и, попав в почву, дает полноценные всходы. Так свиристели

способствуют распространению растений, оказывая лесу как бы «услугу за услугу».

Снегирь птица доверчивая и несколько мнительная. Сидя рядом с человеком, он продолжает

заниматься своим делом и подолгу не слетает с ветки. Даже «завтракая», он не перестанет петь.

Самка выглядит поскромнее самца, в серовато- дымчатом наряде. И так же поет, подсвистывая

же уптицсамочки лишены этой прекрасной особенности.Где любят селиться снегири?

Снегирь –птица чистолесная. И все его знают. Зимой возле человеческих жилищ вместе с

другими пернатыми обитателями тайги появляется и румяный красавец снегирь. Эта красногрудая

птичка доверчива и добродушна.

Излюбленное местопребывание –хвойные и смешанные леса. Зимой, кочуя, он встречается везде,

даже в селах и городах.

Зимний день в лесу. Тихо, только иногда где- то пискнет синица, прокричит сойка. Кажется, жизнь

застыла. Где же животные? Неужели все улетели или залегли вспячку? Но приглядитесь - вот

цепочка каких- то точек тянется по снегу и приводит к маленькой норке. А вот следы покрупнее, они

разворошил лесную подстилку. Даже зимой жизнь в лесу кипит, надо только уметь её увидеть.

Большинство зверьков очень скрытны, и заметить их сложно, тем более что многие ведут ночной

образ жизни. Птиц наблюдать проще, хотя и они не спешат показаться нам на глаза. Но все

животные оставляютследы. По следам можно не только определить вид животного, но и узнать его

пол, возраст, куда оно направлялось и зачем.

- Чем мы можем помочь птицам зимой?

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!