Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Экскурсия деревья и кустарники зимой. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Экскурсия в зимний парк в старшей группе

Летом ботаник смотрит вниз, а зоолог – вверх: под ногами растут самые разные травы, а над головой поют всевозможные птицы. Зимой все наоборот: на снегу, закрывшем зеленый покров, зоолог находит множество следов. Ботаник же в это время всецело поглощен общением с гигантами растительного мира – деревьями.

Большинство деревьев на зиму сбрасывает листья и открывает нам тайны своей судьбы. Причудливый узор стволов и ветвей способен рассказать опытному наблюдателю о важнейших этапах жизни дерева, поведать об условиях, в которых оно растет.

Зимой легко видеть всю структуру леса: самые высокие деревья – первый ярус, их догоняет второй, еще ниже подрост, подлесок – все прозрачно и четко видно далеко вокруг. Зайдя в зимний лес, первым делом попробуйте рассмотреть эти лесные этажи.

Давайте разберемся с нижними этажами. Обычный человек, не ботаник, назвал бы все это кустами. Ботаник же без труда укажет вам будущих великанов – вот они, молодые деревца, которые через несколько десятков лет будут оправдывать название «лес». Но прежде чем они раскинут над нашими головами свой зеленый шатер, им предстоит жестокая борьба за выживание. Большая часть лесного подроста обречена на гибель – такова цена естественного отбора.

Под пологом леса прорастают, живут, плодоносят и отмирают многие «кусты». Поэтому они и называются подлеском. Но и они не все одинаковы.

Вполне доволен жизнью в тени более мощных собратьев бересклет. Зимой его нетрудно узнать по тонким зеленым веточкам, сплошь усеянным пупырышками. Недаром его называют бересклет бородавчатый . Согласна с ним и крушина ломкая – вот ее веточки, черные с беловатыми чечевичками. Эти кустарники только в очень редких случаях можно встретить где-нибудь далеко от леса.

Орешник, или лещина, тоже чувствует себя в лесу хорошо. Разрастается он здесь густо, его тонкие стволики вырастают выше человеческого роста. Зимой и в лесу, и на вырубке вы всегда его узнаете: молодые веточки коричневого цвета опушены коричневыми волосками, а на концах некоторых веточек встречаются 2–3 сережки – это соцветия мужских цветков орешника. Как только весной побегут первые ручьи, сережки сначала заметно потолстеют, потом вытянутся, станут рыхлыми, пожелтеют, и из них полетит пыльца. А в это же время из боковых почек высунутся малюсенькие красные рыльца женских цветков. На них осядет пыльца, а осенью на их месте появятся орехи. Особенно хорош орешник на вырубках. Стволики силой наливаются, образуя высоченные сильные кусты. На вершине – самые крупные орехи, а попробуй-ка до них доберись! Не так-то легко нагнуть нужную ветку.

Есть в подлеске и такие растения, которые всю жизнь мечтают о вырубке или опушке. Такова, к примеру, рябина. На открытом месте она – невысокое раскидистое дерево, каждый год дающее огромный урожай. На опушке она тонка, изящна, но тоже приносит большой урожай; ее отягощенные плодами ветви клонятся в сторону от леса. Зато в лесу это самый что ни на есть разне-счастный подлесок: на длинном тонком прутике летом вырастает всего 2–3 листа. Зимой вы без труда узнаете этот бледно-серый прутик. Как и у орешника, молодые веточки и почки рябины опушены, но только волоски у нее не коричневые, а белые.

А теперь давайте поговорим о признаках, по которым можно отличить друг от друга разные растения зимой, поподробнее.

Зимой отличить друг от друга древесные растения не сложнее, чем летом. Однако здесь нужна некоторая сноровка. Летом мы ориентируемся в основном по листьям деревьев. Видов деревьев не так уж много, и мы позволяем себе ориентироваться по этому весьма сомнительному признаку. Нам незачем обращать внимание на места произрастания деревьев, их величину, форму кроны, цвет и внешний вид ветвей. И так понятно, что клен – это клен, а дуб – это дуб. Иное дело – зимой. Теперь нам приходится призвать на помощь весь наш жизненный опыт, интуицию, наблюдательность.

Определить растение зимой проще всего, имея перед глазами его ветку. Она может быть тонкая, как у березы, или толстая, как у ясеня, голая, как у липы, или опушенная, как у рябины. Кроме того, у каждого растения свой цвет коры. Иногда именно благодаря коре растения и получают названия.

Возле нашей школы растет кустарник – спиш кроваво-красный . Осенью ребята, ходившие ко мне на кружок, никак не могли запомнить это название. Им трудно было понять, почему это растение с крупными широколанцетными листьями и белыми ягодками-бусинками так странно называется. Но вот пришла зима, и я снова спросила ребят, что это за растение. «Ну, этот... красный... кровавый... Кроваво-красный, вот!» – заголосили наперебой ребята. «Наконец-то вы его запомнили. Совершенно верно, это спиш кроваво-красный», – обрадовалась я. И тут один мальчик повернулся к кусту и сказал ему: «А-а, теперь-то я понял: когда ты спишь, ты кроваво-красный!»

Есть и другие растения, которые получили свои названия скорее всего зимой. Я уже рассказывала вам о бересклете бородавчатом. Все знают березу плакучую, или бородавчатую. «Бородавки» на ветвях этих растений – это чечевички, еще один важный зимний определительный признак.

Чечевички нужны растению для того, чтобы обмениваться газами с окружающей средой, или «дышать». В этих местах кора более рыхлая, и через нее без труда проходит воздух. Чечевички могут быть круглыми и овальными, крупными и еле заметными, иметь продольное или поперечное направление, их может быть много или мало. Кроме того, различаются они и по цвету. Принесите с улицы несколько ветвей различных растений, найдите на них чечевички и убедитесь в этом сами.

Побеги серой ольхи с боковой (а) и верхушечной (б) почками

Теперь обратите внимание на почки. Они бывают крупными или мелкими, смолистыми или опушенными, могут прижиматься к стеблю или отставать от него, а могут даже сидеть на ножках, как у ольхи.

Почки покрыты почечными чешуями – видоизмененными листьями, защищающими нежные ткани внутри почки. Почечные чешуи могут отличаться по форме и количеству. Так, у ивы и липы почечных чешуй всего две, а у дуба их около двадцати.

Не забывайте, что почки располагаются в пазухах листьев. Если у растения листорасположение очередное, то так же будут располагаться и почки. Если супротивное, то и почки будут располагаться друг напротив друга.

Но и сами листья не пропали бесследно. Там, где они прикреплялись к стеблю, остались следы – листовые рубцы. У разных видов растений они различаются формой и размерами. Небольшие черешки березы оставят маленькие листовые рубцы, а от крупных листьев ясеня и рубцы останутся большие. Если вы внимательно посмотрите на довольно крупный листовой рубец, то заметите на нем точечки. Как вы думаете, что это такое? Конечно же, это следы жилок. Бывает, что веточки близких видов растений можно отличить только по количеству жилок на листовых рубцах.

На стеблях древесных растений есть и следы почечных чешуй. Поскольку почечные чешуи защищают почку со всех сторон, их следы тоже будут располагаться по кругу, близко друг от друга. Поэтому ботаники и называют их почечным кольцом. А важны для нас эти рубцы потому, что они ограничивают участки побега, выросшие за один год. Посудите сами: весной почки раскроются, почечные чешуи отпадут, и почечное кольцо покажет нам начало нового побега. Если вы проследите взглядом от вершины вниз по побегу, то без труда заметите прошлогоднее почечное кольцо. Веточки первого и второго года обычно отличаются друг от друга и по цвету, так что найти прирост этого года не составляет труда.

Мы уже говорили, что побеги деревьев и кустарников бывают очень разными. Одни побеги – стройные, прямые, длинные. Называются такие побеги удлиненными, листья на них располагались на некотором расстоянии друг от друга. Другие побеги короткие, кора на них как будто сморщенная. Если приглядеться получше, можно заметить, что «сморщенной» кора оказалась оттого, что листовые рубцы и почечные кольца расположены очень близко друг от друга. Получается, что здесь не было просвета между черешками. Листья образовали розетку. Такие побеги носят название укороченных.

Летом удлиненные побеги обеспечивают растению быстрый рост, а укороченные помогают сделать крону более густой – ведь листья сидят на них почти без промежутков. У некоторых деревьев, например рябины и яблони, на укороченных побегах растут цветы, а потом развиваются плоды. Поэтому у плодовых деревьев такие побеги называют плодушками.

Иногда дачники пытаются обрезать деревья в своем саду, не зная, как это правильно сделать. При этом они часто обрезают именно эти побеги – они кажутся им уродливыми, больными, растущими не на своем месте (еще бы, их удлиненные собратья давно их обогнали!). После такой обрезки еще долго придется ждать урожая.

В некоторых странах, например в Венгрии, поступают иначе. Яблоням не дают вырасти выше человеческого роста, и вся крона таких деревьев состоит из одних плодушек. Растут яблони рядами, на таком расстоянии, чтобы только-только друг другу не мешать, а тянутся эти ряды до самого горизонта. Вот и получается, что хоть Венгрия и маленькая страна, но на московских прилавках не переводятся венгерские яблочки.

А теперь, когда мы знаем, по каким признакам отличаются друг от друга ветки разных растений, давайте вернемся в лес. Дома или в классе, имея перед собой книжку-определитель и несколько веточек, распознать растения очень просто. Но как быть в лесу? Как определить, например, деревья самого верхнего, первого, яруса? Ведь до их ветвей нелегко добраться.

Вот тут-то и пришло время поучиться быть натуралистами. Натуралист – это человек, который изучает природу, но микроскопам и лаборатории предпочитает прогулки на свежем воздухе и непосредственное общение с животными и растениями. Каждый уважающий себя натуралист умеет обращаться с микроскопами и определителями, но делает это только в случае необходимости. Он узнает зверей по следам, птиц – по голосу, растения – по внешнему облику. Поэтому и в зимнем лесу опытный натуралист сможет назвать все или почти все деревья и кустарники, не сломав ни одной ветки.

Вот мы и в лесу. Вокруг нас пушистые коричневые веточки с сережками – это лещина. А над головами тянут к небу черные ветви пока еще не известные нам деревья. Стволы этих деревьев тоже черные, а кроны корявые. Сила, непоколебимость, выносливость – такими эпитетами хочется наделить эти растения. Похоже, это дубы . Попробуем подтвердить нашу догадку. Ветка дуба несколько лет растет верхушкой, а потом перевершинивается – верхушечная почка отмирает, и ее дело продолжает одна из боковых. Поэтому и кроны у дубов корявые. Если нам удастся раздобыть веточку этого дерева, то мы сразу обратим внимание на почки с множеством почечных чешуй. Но охотиться за веткой тоже не всегда нужно – сухой листик, за–стрявший в развилке ветвей, может быть достаточным признаком. Как бы в знак согласия кивают от дуновения ветерка и коричневые веточки с сережками на ближайшем кустарнике: орешник и дуб – большие друзья.

Между черными стволами дубов проглядывают белые стволы берез. Их здесь немного, и все они очень старые. Значит, раньше на этом месте был березняк.

Березняк – светлый лес, в нем всегда густая трава, и часто бывает трудно пройти из-за зарослей кустарников и молодых деревьев. Под сенью березняка и начали расти дубы. Со временем крошки становились все выше, их кожистые листья начали образовывать более плотный полог леса. В лесу стало темнее, и многие березки отмерли, не выдержав недостатка света. А другие к тому времени просто состарились. Березняк сменился дубравой.

А вот здесь, на окраине леса, растут липы . Они ниже дубов, и кроны у них более правильной формы. К тому же кора липы не такая толстая, как у дуба. Молодые побеги липы красноватые, а почки прикрыты всего двумя почечными чешуями. Одна чешуя больше другой, поэтому внешне эти почки напоминают боксерские перчатки. Сам побег неровный. Он растет как бы зигзагами от одной почки к другой. И заканчивается побег не верхушечной почкой, а пазушной. Верхушечная почка должна расти на самом верху побега, а около этой виден листовой след.

Липа первой сообщает нам о приближении весны. Как только начинают двигаться по дереву соки, молодые веточки липы становятся зелеными, и только когда появятся на них листья, они снова приобретут характерный красноватый оттенок.

На опушках и просеках то здесь, то там можно встретить коренастые деревца с зеленой корой. Это осины . Осины иногда можно спутать с их родственниками – ивами . И правда, кора на ветках зеленая, а под почечными чешуями – белые «хомячки» зачаточных соцветий. Только у осины почечных чешуй не две, как у ивы, а много. Осина – дерево, а ивы обычно имеют форму кустарника. Осина встречается в более сухих местах, а ива – во влажных. У осины крона корявая, потому что у нее есть не только удлиненные побеги, как у ивы, а еще и укороченные, как у тополя.

По берегам рек часто можно встретить непролазные заросли деревьев с серой корой. Это – серая ольха . Мы уже знаем, что у нее почки сидят на ножках. Отличить ее можно еще по... шишкам. И правда, соплодия ольхи похожи на самые настоящие шишки, как у ели или сосны. В детстве мне это казалось каким-то чудом: я думала, что ольха – это гибрид лиственного и хвойного дерева. Но потом я узнала, что такого не бывает, что шишечки ольхи – это просто видоизмененные сережки, как у березы, только покороче, потолще и одеревеневшие. Оказывается, ольха – родственница березы и лещины. Все эти растения относятся к семейству березовых.

Это лишь некоторые растения, с которыми вы можете встретиться в зимнем лесу. Распознать другие деревья и кустарники зимой вам помогут специальные определители и собственный опыт.

Вы наверняка знаете, какие растения растут возле вашего дома и школы, во дворе и по дороге к магазину. Запомните их зимний облик и попробуйте узнать эти растения, оказавшись в незнакомом месте. Летом отмечайте для себя те черты растения, которые помогут вам узнать его и зимой. Обращайте внимание не только на вид побегов и почек, но и на форму кроны, а также на места, где эти растения встречаются.

Природа России немыслима без зимы. Те, кто по-настоящему интересуется природой родного края, обязательно должны научиться видеть ее богатство и красоту в любое время года.

Здравствуйте, друзья!
Сегодня я познакомлю вас немного с процессом своей профессиональной деятельности. Я расскажу вам о потенциале зимней экскурсии на реальном примере мероприятия «Особенности древесных жизненных форм растений в зимний период. Выносливость травянистых растений, зимующих над снегом», которое я проводила в рамках своего авторского спецкурса 7 класса.

Было время в нашем лицее, когда выделялись часы на развитие интересов школьников по биологии и в среднем звене. Эти детки уже закончили школу и 50%, посещавших курс, поступили на медицинские специальности. Надеюсь в мире станет чуть больше хороших врачей.

Презентация электронного дневника наблюдений составлена слушателями спецкурса «Основы систематики органического мира» с информационной поддержкой (7 класс). Я лишь немного подкорректировала дизайн и исправила неточности, а также я снабдила некоторые слайды дополняющими комментариями.




ВЫВОДЫ: Температурный режим не позволил нам походить подольше, но даже тот материал, который был собран нами в краткие сроки, позволил понять, что жизнь в природе продолжается и зимой. Нас удивило то, что ветви деревьев так не похожи друг на друга: у одних почки липкие и пахучие, у других – спрятаны в глубине коры, а у третьих – похожи на круглый коричневый бисер. Раньше мы этого не замечали. Оказывается, деревья тоже загорают! Кора их голых ветвей под действием яркого солнца становится с красноватым оттенком (у ивы) или с сизым налетом (у клена), это их защищает от ультрафиолетовых лучей. Мы снимали экскурсию на фотоаппарат, а также вели карандашные записи в походном блокноте. Нам понравилось наблюдать и мы хотим проверить на собственном опыте наши предположения!
Теперь я хочу прокомментировать самые главные моменты, которые должны сопровождать любую экскурсию, основанную на маршрутном методе. Многие учителя боятся проводить экскурсии, их пугает, что дети обнаружат что-то такое, на что учитель не сможет дать ответа.

Потеря авторитета, обнаружение своего невежества, отсутствие дисциплины - это те учительские страхи, которые лишают ребенка опыта познания. И биология остается кабинетной и наукой, которую изучают по картинкам. Но нельзя научиться наблюдать по книжкам, нужна практика в природе.

Конечно, прежде чем вывести детей на экскурсию, нужно самому пройти по маршруту, обратить внимание на узловые моменты.

Важно, чтобы после экскурсии у детей оставались положительные эмоции. Эмоциональная приподнятость и удивление, получаемое в процессе направленного наблюдения развивает внимание и познавательный интерес. А наблюдаемые факты побуждают задавать новые и новые вопросы.

В данном случае ребята посадили семена, и они взошли! А почему мороз не убил их? Это новый вопрос, который ребята, как вагончик прицепили к своему паровозику познания. И они начинают получать от процесса познания УДОВОЛЬСТВИЕ! А это и является одним из ведущих факторов настоящего обучения, на мой взгляд, поскольку позволяет поднять мотивацию к познанию до небес.

У родителей есть неоспоримое преимущество перед учителем, родитель вместе с ребенком может активно познавать мир в индивидуальном порядке. Что-то обнаружить, а потом найти описание в Интернете, энциклопедии, спросить у знающих людей. Не вместо, а вместе с ребенком. И радоваться открытиям, поощрять любознательность, осуществлять постановку мышления, играя. А еще творить, таким образом, прочную связь, поднимая общение на более высокий уровень, становится для ребенка не наставником, а равноправным партнером.

В ближайших постах я расскажу о том, как выглядят ветки знакомых деревьев зимой. А пока приглядывайтесь к ветвям деревьев в своем дворе. Тема: «Учимся различать деревья и кустарники зимой»

Урок – экскурсия

Цель: научить определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам. Учить делать выводы из наблюдений, развивать познавательный интерес, речевые умения, внимание. Воспитывать культуру поведения в природе.

Оборудование: этикетки с названиями деревьев

Планируемый результат

Дети учатся:

Определять признаки деревьев

Фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков

Следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии

-проводить простейшие наблюдения для нахождения необходимой информации

Умения характеризующие достижение результата:

Определять признаки деревьев,

выстраивать план наблюдения и фиксировать результаты;

Следовать инструкции

- делать обобщения

Подготовка к экскурсии .

Экскурсия проводится в январе. Место проведения экскурсии - школьный сад. Перед экскурсией учитель развешивает на деревья этикетки с названиями.

Ход урока - экскурсии


Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. ^ Актуализация знаний. Мотивация. (проводится в классе)

-Послушайте отрывок из стихотворения замечательного поэта Фёдора Тютчева.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
- Что описал поэт в своём стихотворении?

Зима навела строгий порядок в лесу. Не балует она природу ни красками, ни цветами. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям шубы, стоят они в одинаковых нарядах, попробуй, отгадай, где какое дерево. Вот сейчас мы попробуем это сделать.

Зиму


Личностные УУД: смыслообразование

КоммуникативныеУУД: сотрудничество с учителем


Формулировка цели и задач экскурсии, результата, который будет получен в ходе экскурсии.

^ Детям предлагается по силуэтам на слайдах попробовать определить некоторые виды деревьев (тополь, осина, липа)

Выслушиваются предположения детей. Учитель подчёркивает наличие разных точек зрения в предположениях детей.

- Что нам нужно знать, чтобы решить эту проблему? На какие внешние признаки нам необходимо обратить внимание?


Предположения детей

Мы не можем определить, какое дерево изображено на слайде.

Нам необходимо обратить внимание на:

А) ствол, кору дерева

Б) рассмотреть крону дерева

В) обратить внимание на наличие плодов

Г) обратить внимание на расположение почек


Личностные УУД:

самоопределение.

Познавательные УУД: общеучебные

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками


Планирование деятельности.

Учитель проводит инструктаж, повторяют правила поведения на экскурсии

Распределяет детей по группам (не более четырёх человек)

Каждой группе выдаётся рабочий лист:


  • Внимательно прочитай загадку, отгадай её

  • Найди нужное дерево

  • Внимательно рассмотри, как выглядят:
- Ствол, какого цвета кора

Как расположены ветви дерева?

Если плоды? Как они выглядят?

Рассмотри и зарисуй, как расположены почки


  • Расскажи одноклассникам что ты узнал о своём дереве.

Регулятивные УУД:

целеполагание


Осуществление самостоятельной деятельности учащихся .

Перед тем как учащиеся приступят к сбору информации, необходимо провести вводную беседу. Для этого детей можно построить в круг и напомнить им цель экскурсии.

Исследование в малых группах

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками;

познавательные: построение логической цепи рассуждений


Аналитический.

Каждая группа называет, показывает и рассказывает о дереве. Возможны дополнения учителя. Делается снимок дерева.

Коммуникативные:

взаимодействовать (сотрудничать)


Рефлексия

- Молодцы. Нам осталось только сравнить полученные выводы с предположениями, высказанными вами в начале урока.

Какие же деревья изображены на слайдах?

Продолжите высказывание:

Я сегодня узнал …

Мне понравилось …

Было интересно …

Я бы хотел узнать …


Высказывания учащихся

Регулятивные: самоконтроль, самооценка.

^ Материал к уроку

Стоит Аленка- платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

У березы стройный ствол и крупные боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки березы тонкие, свисающие вниз. Белая кора деревьев имеет черные штрихи, которые идут поперек ствола. Оказывается это чечевички - специальные отдушины, через которые летом проходит воздух к живым внутренним тканям ствола березы. Сама береста для воздуха непроницаема. Не будь чечевичек, дерево буквально задохнулось бы. Но на зиму чечевички наглухо запечатываются – в холодное время года дерево почти не дышит.

Полюбилась русскому народу белоствольная береза. Сколько песен, стихов о ней сложено! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.
С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня ж все обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

У липы ствол черный, чуть морщинистый с крепкими толстыми ветвями. Ветви липы растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются. Плоды липы – орешки размером с горошину – «подвешены» к широкому крылышку.

Полезен и ароматен чай с липовым цветом. А о вкусовых и лечебных свойствах липового меда и говорить не приходится.

Из коры липы в старину плели лапти, да и сейчас их делают для сувениров.

Ягоды - не сладость,

Зато глазу - радость.

И лесам – украшение,

И дроздам – угощение.

(Рябина)
Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит.

Осину можно узнать по гладкому и очень зелёному по сравнению с другими деревьями стволу. Он у неё ровный и только на самом верху разрастается шапкой курчавых ветвей.

Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем.
(тополь)

Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(клен)

Одним из самых важных наглядных методов образовательной работы с дошкольниками является наблюдение в природе на экскурсиях.

Ушинский К.Д. считал: «Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы…

Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенно е, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом.

В нашем детском саду на экскурсии ходят не только дети старшего возраста, но и малыши. Совсем недавно средняя группа «Карамельки» МКДОУ детского сада «Капелька» с воспитателем Суховаловой О.С. и помощником воспитателя Воробьёвой Т.А. , совершила экскурсию в зимний лес, где дети имели возможность полюбоваться красотой зимнего пейзажа, убедиться в том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих на одной территории. Дети обнаружили следы животных, обсуждали их происхождение, играли в подвижные игры, изображая животных, которые не спят зимой. Дети открыли для себя новые знания, что они в лесу гости и должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы не нарушить жизнь хозяев леса.

«Экскурсия в зимний лес»

Цель :

1. Развивать умение определять и называть состояние погоды зимой: стало холодно, идёт снег, деревья без листьев.

Задачи:

1. Закреплять свойства снега, познакомить с новыми свойствами: из снега можно ле­пить, кататься на санках, лыжах, играть в зимние игры.

2. Познакомить детей с зимними месяцами.

3. Расширять знания детей о диких животных: какие звери живут в лесу и почему их называют дикими животными.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Активизация словаря :

Снежная, морозная, сверкает, пушистый, рыжая.

Индивидуальная работа с: Сашей, Лизой.

Предварительная работа :

Рассматривание картин про зиму, альбом с дикими животными, наблюде­ние на прогулке, беседы.

Ход:

Ребята, послушайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Про какое время года можно так сказать? (Зима) А как вы догадались, что

это зима?

Ответы детей: - Потому что на санках прокатила.

- Разукрасила окошки.- Запорошила дорожки.

Ребята, а что вы можете сказать о зиме? Зима какая? Бывает... (холодная, морозная, снежная потому, что много снега)

А снег какой? (снег белый, пушистый, холодный, мягкий)

А ещё какой снег бывает? (Ещё снег бывает рассыпчатым, когда морозы, и липким - когда тёплые дни. Вот тогда снег липкий, можно лепить снеговиков, разные фигурки из снега)

Ребята, скажите мне, зима это хорошо? (Да)

Почему хорошо, как вы думаете? (Зимой много снега, можно кататься на лыжах, санках, на коньках, играть в хоккей)

А ещё зимой может быть плохо. Почему? Как вы думаете? (Потому что зимой бывает очень холодно, бывают сильные, метели, можно про­студиться и заболеть, дни становятся короткими, солнце греет слабо)

Ребята, а вы знаете, что зима живёт в 3-х месяцах? Давайте назовём их, пожалуйста. (Это декабрь, январь, февраль)

А сейчас я хочу пригласить вас на экскурсию (прогулку) в Зимний лес.

Давайте мы с вами наденем тёплые брюки, носки, шубу и куртку тёплую, шапку, ва­ленки, сапоги, варежки, завяжем шарфы и отправимся в зимний лес, посмотрим, как живут и спасаются от морозов звери и птицы в лесу.

Дети входят в лес.

Ой, ребята, посмотрите какой красивый зимний лес. Идём тихо, ребята, по хрустящему снегу. Мы видим в лесу деревья, у которых листочки остались под снегом, зимой наши деревья отдыхают.

Только ёлочка «Зимой и летом одним цветом». Почему?

(Потому что у ёлочки иголки и зимой, и летом зелёные)

А какие животные живут в лесу? (Заяц, лиса, волк, медведь)

Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие, животные)

Лиза, а почему их называют диким? (Потому что у них нет хозяина и они живут в лесу, и сами себе добывают еду)

Ребята, послушайте загадку

Маленький, беленький,

По лесу прыг-прыг,

По снежку тык-тык.

Это кто? (Зайчик)

Правильно. Ой, а вот и зайчик сидит.

Ребята, а зайчик какой? (Шубка белая, хвост короткий)

Почему у него зимой шубка белая, вы не знаете? Потому что он прячется от врагов в снегу.

Чем зайчик питается? Как вы думаете? Зайчик днём спит, а ночью ходит на кормёжку.

Зимой он питается корой молодых осинок, ив, берёз - корой деревьев.

А сейчас мы поиграем в игру «Зайка беленький сидит».

Игра «Зайка беленький сидит»

Молодцы! А вот другая загадка:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна

Проснется ото сна (Медведь)

А вот и мишка - спит под ёлочкой.

Ребята, а когда просыпается медведь? (Когда наступит тепло. Весной)

А где он спит? Чем питается? (сосёт лапу) Молодцы!

Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

Это кто? (Лиса)

Ребята, а как лиса зимует в лесу?

Ходит она тихонько, не слышно. Питается мышами. Лиса слышит хорошо и поэтому слышит мышек под снегом. От холода ей помогает спасаться её тёп­лая пушистая, густая шубка.

Давайте походим как лисичка. Физ. минутка

Ребята, а вы знаете, кто ещё живёт в лесу? (Ответы детей) А вот и белочка. Алиса, расскажи, где живёт белочка. (В дупле на дереве)

Чем белочка питается зимой? (грибочками, орешками)

Откуда она берёт их зимой? (Она собирала их летом и сушила)

Зверей мы всех увидели. Посмотрите, кто это сидит на дереве? (Птицы)

Каких птиц вы видите?

Как называют птиц, которые живут зимой в лесу? (Зимующие птицы)

Птиц бывает много. Некоторые из них улетают в тёплые края, их называют перелётными.

Они питаются червяками и пауками. Эти птицы боятся холода, и когда у нас зима они улетают в тёплые края.

А как мы с вами должны заботиться о птицах, нам расскажет Коля. (Подкармливать хлебными крошками, семечками)

Мы пришли в зимний лес.(ходьба).

Сколько здесь вокруг чудес!(разводят руки).

Справа – березка в шубе стоит,(руку отводят в указанную сторону),

Слева елка на нас глядит.(прослеживают взглядом).

Снежинки в небе кружатся,(движение фонарики и смотрят вверх).

На землю красиво ложатся.(кружатся, приседают).

Вот и зайка проскакал,(прыжки).

От лесы он убежал.

Это серый волк рыщет,(руки на поясе, наклоны в стороны).

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас,(приседают, прячутся).

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,(имитируют сон).

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири(имитируют полет).

Как красивы они!

В лесу красота и покой,(разводят руками).

А нам пора домой.

Ребята, вот и закончилась наша с вами прогулка по зимнему лесу. Понравилось вам? Давайте вместе вспомним:

Про какое время года мы сегодня говорили?

Про каких животных мы рассказывали?

Молодцы! А сейчас мы с вами вернёмся обратно в детский сад.

Занятие по экологическому воспитанию в первом классе школы- интерната 8 вида.

Тема: « Экскурсия в зимний лес».

Цели и задачи.

Уточнить и расширить представление детей о лесе.

Дать представление о лесе как о сообществе растений и животных проживающих на одной территории.

Воспитывать у детей интерес к жизни леса, его обитателям.

Учить соблюдать правила поведения в лесу. Развивать познавательный интерес к тем событиям, которые происходят в лесу зимой.

Учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.

Оборудование и материалы.

Детские лопатки для раскапывания снежного покрова.

Виды деятельности.

Исследование, изобразительная деятельность.

Предварительная работа.

Рассматривание картин И. Шишкина, А. Пластова, А.Саврасова, И. Левитана и других, серии сюжетных картин о жизни животных в лесу.

Чтение художественных произведений поэтов и писателей: Пушкина, Одоевского, Некрасова, Бианки.

Место проведения

Лесопарк.

Художественно-творческая деятельность.

Рисование

«Зимняя сказка», «Снег идет».

Аппликация «Снег в еловом лесу».

Прогулка.

На прогулке проводятся наблюдения за деревьями и кустарниками. Обращается внимание на красоту деревьев в зимнем уборе. Проводится исследовательская работа по определению деревьев в зимний период, предлагается найти березу, клен, тополь. Обращается внимание детей на характерные признаки деревьев, рассказывается о том, что зимой деревья не погибают, а отдыхают, как только наступит тепло, из почек разовьются листочки.

Примерный ход экскурсии.

Воспитатель:

Дети, накануне мы посетили с вами выставку картин посвященную лесу. А сегодня мы отправляемся с вами на экскурсию в зимний лес, чтобы поближе познакомиться с ним и его обитателями.

(Вносится игрушка Лесовичка).

Проводить нас в путь пришел Лесовичок. Давайте послушаем, что он нам скажет.

Лесовичок:

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы отправляетесь на экскурсию в зимний лес. Помните, пожалуйста, что в лесу вы гости. Не шумите, не пугайте лесных жителей. Не обижайте деревья, не задевайте кустов- зимой замерзшие ветки легко ломаются, ходите по дорожкам протоптанным в снегу.

Будьте внимательны, чтобы не пропустить следы на снегу и увидеть красивые пейзажи. Я желаю вам интересной прогулки.

Воспитатель:

Спасибо, Лесовичок, мы обязательно постараемся выполнить твои пожелания.

На опушке леса воспитатель предлагает остановиться и поздороваться с лесом.

Здравствуй, лес дремучий лес, полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи: ты же видишь - мы свои!

(Воспитатель обращает на красоту зимнего пейзажа).

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на деревья и кустарники. Почему они голые?

(Ответы детей).

Воспитатель вместе с детьми делает вывод:

В зимнее время года деревья и кустарники находятся в состоянии покоя (не растут, не цветут), т. К. условия для жизни не достаточны: холодно, мало света, вместо воды снег. К таким условиям деревья приспособились – сбрасывают листву, а сами отдыхают.

Воспитатель:

Давайте найдем ель и сосну. Посмотрите, только эти деревья зимой зеленые, а потому самые красивые. Рассмотрим иглы сосны.

Исследование «Рассмотрим сосновую ветку».

Иглы сосны твердые, покрытые плотной кожицей, им не страшен мороз.

Воспитатель:

Ребята, выберете себе дерево. Подойдите к нему, посочувствуйте – обнимите, погладьте кору, погрейте дыханием. Скажите дереву ласковые слова.

(Дети выбирают себе дерево, обнимают его, гладят, разговаривают с ним).

Воспитатель:

Вы молодцы! Очень добрые и чуткие ребята. От ваших слов деревьям стало теплей. А сейчас давайте посмотрим на снег. Что вы видите?

(Дети рассматривают снег, делятся увиденным-на снегу осыпавшиеся семена, упавшие шишки, веточки, следы птиц).

А сейчас заглянем под снег и узнаем, что находится под ним.

Исследование «Что под снегом?».

Дети вместе с воспитателем отыскивают места, где под снегом есть зелена я трава, рассматривают ее, обсуждают, почему она могла остаться зеленой.

Вывод:

Некоторые травянистые растения не очень боятся холода, прикрытые снегом, они всю зиму остаются зелеными. Уточняется, что для того, чтобы они не погибли от холода, их нужно засыпать снегом.

Воспитатель:

Ребята, а каких животных можно встретить в зимнем лесу?

(ответы детей)

Воспитателем уточняется, что животные, которые не впадают в спячку, хорошо приспособлены к жизни в зимнем лесу.

Воспитатель:

А сейчас давайте постоим тихо- тихо, послушаем звуки леса, тишину, шорохи. Что ж, пришла пора расставаться с лесом. Надо поблагодарить его за гостеприимство, попрощаться с ним.

Лес дремучий, до свидания! Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем, добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес!

На обратном пути дети обмениваются впечатлениями, вспоминают загадки, поговорки, пословицы о лесе.

В группе воспитатель предлагает детям рассказать об экскурсии в лес.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!