Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Болгария состоит в евросоюзе. Определение и цели деятельности Европейского союза

(Евросоюз , ЕС ) – англ. European Union , Europäische Union – это объединение части государств Европы, призванное служить организационной формой для политического и экономического сотрудничества стран-членов. Девиз ЕС: «Согласие в многообразии». Гимн: «Ода к радости». Имеет единую валюту на территории стран, образующих еврозону.


Европейский союз: синий – страны-члены; желтый – кандидаты на вступление. Графика: Alexrk2, CC BY-SA 3.0

Толчком для создания Европейского союза стал период после Второй мировой войны. Основная идея заключалась в том, чтобы страны, имеющие тесные торговые и экономические взаимоотношения, могли сотрудничать без угрозы возникновения военного конфликта.

Первоначально сообщество носило название Европейское объединение угля и стали (European Coal and Steel Community): оно было учреждено в 1951 году при подписании Парижского договора.

Оно включало в себя 6 стран-членов:

  • Бельгия
  • Италия
  • Люксембург
  • Нидерланды.

Уже в 1958 году тем же составом свою работу начало Европейское экономическое сообщество (European Economic Community). Союз стал основой для масштабной внутренней площадки для ведения рыночных взаимоотношений, чей потенциал продолжал реализовывать себя вплоть до международного финансового кризиса 2007-08 гг.

В 1993 году было решено переименовать Европейское экономическое сообщество в путём подписания Маастрихтского договора в городе Маастрихт, Нидерланды. Данное событие можно назвать ключевым моментом в переходе сообщества от экономической торговой площадки к полноценному политическому союзу. Одновременно именно данный момент многими оценивается как начало конца успеха ЕС. Пока речь шла лишь об экономической интеграции, государства-члены ЕС сохраняли свой политический суверенитет, а Брюссель имел лишь ограниченную компетенцию. Однако с переходом к политическому союзу Евросоюз начал активно перенимать на себя государственные функции стран-участниц.

«Европейский» или «Полуевропейский союз»?

Часто Европейский союз называют просто – «Европа». Данное отождествление является абсолютно не верным.

Страны, задумавшиеся о выходе из ЕС

До лета 2016 года не было ни одного случая, когда какая-либо страна покинула ряды Евросоюза. В 1985 году состав Европейских экономических сообществ покинула Гренландия; важно, однако, отметить, что речь шла не о выходе целой страны (Гренландия принадлежит Королевству Дания), а именно о выходе отдельной территории.

Гренландия

Вступление Гренландии в ЕЭС в 1973 году было инициативой не самого северного острова, а проевропейской Дании. Так как большинство датчан проголосовало в пользу присоединения к альянсу, голос гренландцев, как жителей колонии, не имел особой силы. Для Союза Гренландия представляла экономическую важность: северная территория может похвастаться богатыми ресурсами и рыбной промышленностью.

Но время шло. А с ним приходило и осознание, что членство в интеграционному проекте скорее вредит местным интересам (уж очень активно (тогда – западные) немцы вылавливали рыбу вблизи берегов острова). 23 февраля 1982 года народ Гренландии проголосовал за выход из ЕЭС; уже 1 января 1985 года данный шаг был оформлен юридически.

  • Подробно:

Великобритания

  • Подробно:

Стремления к выходу из Союза в других странах

В настоящее время дебаты о выходе из Евросоюза активно ведутся в следующих странах:

  • Австрия

Политическое устройство

Европейский союз состоит из следующих основных руководящих органов: парламента, совета, комиссии, суда. Деятельность каждого из органов теоретически должна быть построена на верховенстве закона, а каждое решение согласовываться со всеми странами-участницами ЕС по принципу представительской демократии.

Однако в настоящее время ЕС превратился в своего рода постоянного нарушителя своих же собственных правил: например, за историю существования еврозоны любой её член хотя бы раз нарушал Маастрихтские критерии; кроме того, ЕЦБ – вопреки прямому запрету на субсидирование какого-либо государства-члена еврозоны – .

Европейский парламент

  • Подробно: .

Европейский парламент () выступает в роли законодательного органа Европейского союза. Первоначально основан в 1952 году, как собрание Европейского объединения угля и стали, а уже в 1962 году – стал непосредственно Европарламентом.

Европарламент. Графика: CherryX, CC BY-SA 3.0

На 2016 год включает в себя 751 депутата, которые избираются напрямую гражданами ЕС сроком на 5 лет. В основном орган заседает в Страсбурге (Франция), но также собрания проводятся в Брюсселе (Бельгия) и Люксембурге.

Европарламент выполняет три основные функции:

  • Законодательную: принятие законов в сотрудничестве с Советом и Европейской комиссией, принятие решений по европейским вопросам, ратификация международных соглашений и т. д.;
  • Контролирующую: надзор за всеми органами ЕС и выборами президента или председателя ЕС, одобрение финансовой отчётности; контроль денежно-кредитной политики ЕС и т.д.;
  • Финансовую: участие в формировании бюджета вместе с советом, утверждение долгосрочного бюджета ЕС.

Совет делится на два органа: Европейский совет и Совет Европейского союза (Совет министров).

Европейский совет выступает в роли высшего органа правительства Европейского союза, чей первостепенной задачей является определение политического курса и приоритетов Европейского союза.

Основой для создания органа выступили неофициальные саммиты лидеров государств ЕС (в частности, в 1974 году). В 1992 году орган получил официальный статус, а в 2009 году стал полноправным органом ЕС.

В состав Европейского совета входят главы стран-участниц ЕС, президент Европейской комиссии, председатель Европейского совета (руководит заседанием совета) и Верховный представитель Европейского союза по внешней политике и безопасности. Заседания проходят четыре раза в год (каждый квартал) в Брюсселе (Бельгия).

Совет Европейского союза – также известный как Совет министров – выступает законодательным органом ЕС наряду с Европарламентом. Первостепенной задачей органа является согласование и принятие законодательства ЕС.

Впервые был основан в 1958 году в качестве Совета Европейского экономического сообщества.

В его состав входят национальные министры стран-членов ЕС в зависимости от сферы законодательства. К примеру, министры финансов заседают для обсуждения вопросов связанных с экономикой. Также, на плечи Совета министров ложится координация международных законодательных вопросов ЕС наряду с Европарламентом.

Председатель Совета выбирается каждые 6 месяцев среди участников. Орган заседает в Брюсселе (Бельгия) в одном здании с Европейским советом.

Напомним: Европейский совет отвечает за политический курс ЕС, а Совет ЕС – за согласование и утверждение законодательства ЕС!

Комиссия

Европейская комиссия (ЕК) выступает в качестве исполнительного органа власти ЕС, который отвечает за выполнения решений и постановлений Совета и Европарламента, а также контролирует соблюдения законодательства ЕС и следит за течением текущих дел союза.

Здание Еврокомиссии. Графика: Amio Cajander, cc-by-sa-2.0.

Это единственный орган ЕС, который может представить совету и парламенту законопроект для рассмотрения и голосования. Также принимает участие в формировании бюджета ЕС и контролирует трату средств.

Комиссия была создана в 1958 году и на сей день состоит из коллегии 28-и комиссаров ЕС. Каждый из них представляет страну участницу. По состоянию на 2017 год председателем является Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker).

Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Графика: European People’s Party

Суд Европейского союза

Суд Европейского союза является органом судебной власти и выступает гарантом применения и соблюдения законодательства ЕС на территории стран-членов. Рассматривает как дела связанные с нарушением прав граждан ЕС, так и дела международного характера (споры стран-членов ЕС и т.д.).

Впервые был основан в 1952 году как Суд Европейского объединения угля и стали, соответственно в 1958 году поменял своё название на Суд Европейских сообществ. Сегодняшний вид принял в 2009 году с подписанием Лиссабонского договора.

В состав судебного органа входит по одному судье из каждой страны участницы. Заседает в Люксембурге.

Бюджет

По последним данным, на 2017 год бюджет Европейского союза составляет около 157,86 миллиардов евро.

Основная идея при создании Европейского союза (ЕС, Евросоюз) в 1951 году (тогда Европейского объединения угля и стали) заключалась в организации единой платформы для торгового и экономического сотрудничества 6 государств без риска военных действий со стороны друг друга. Собственно Евросоюз закреплен юридически при подписании Маастрихтского договора уже 12 государствами в 1992 году. Страны, входящие в ЕС, независимы, но при этом подчиняются общим законам, касающимся образования, медицинского обслуживания, пенсионной, судебной и других систем.

Определение и цели деятельности Европейского союза

Евросоюз – это уникальная организация, интегрирующая европейские государства, подписавшие договор о вступлении, с целью улучшения жизни их граждан во всех сферах общественной жизни.

Цели деятельности ЕС в разных сферах:

  1. Права и свободы человека:
  • содействие сохранению мира и благосостояния народов;
  • обеспечение гражданам свободы, безопасности и законности;
  • продвижение и защита своих интересов в отношениях с другими странами.
  1. Экономика:
  • создание общего внутреннего рынка;
  • поддержание здоровой конкуренции;
  • социально-ориентированная рыночная экономика;
  • содействие занятости населения;
  • социальный прогресс;
  • повышение качества окружающей природной среды;
  • научно-технический прогресс.
  1. Социальная сфера:
  • борьба с дискриминацией, в том числе гендерной;
  • социальная защита населения;
  • обеспечение справедливости;
  • защита прав детей.

Если страны-основатели ЕС были нацелены в основном на создание общего рынка стали и угля, что решило бы проблемы занятости населения в этих отраслях и повысило эффективность производства, то на сегодня устремления Евросоюза значительно расширились.

Евросоюз призван обеспечить максимальную сплоченность и солидарность стран содружества в плане экономического развития, территориальной организации и социального порядка.

Страны-участники ЕС обязаны уважать богатство и разнообразие национальных культур друг друга, а также обеспечивать защиту объектов общеевропейского культурного наследия.

Перечень стран Евросоюза на 2019 год

С момента подписания Маастрихтского договора идет процесс активного развития Евросоюза: увеличивается количество стран-участниц, вводится единая европейская валюта, вносятся изменения в договоры. Чтобы узнать о том, сколько стран в ЕС на 2019 год, нужно проанализировать количество стран, присоединившихся к 12 государствам ЕС после 1992 года:

  • 1995 год – плюс 3 страны (Австрия, Финляндия, Швеция);
  • 2004 год – плюс 10 стран (Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Кипр, Мальта);
  • 2007 год – плюс 2 страны (Болгария, Румыния);
  • 2013 год – плюс 1 страна (Хорватия).

Таким образом, количество стран в ЕС в 2019 году составляет 28.

Говоря о том, какие страны входят в состав ЕС, кроме перечисленных выше, назовем следующие:

  • Германия;
  • Бельгия;
  • Италия;
  • Люксембург;
  • Нидерланды;
  • Франция;
  • Великобритания;
  • Дания;
  • Ирландия;
  • Греция;
  • Испания;
  • Португалия.

На территории стран Евросоюза принята стандартизированная система законов, создан общий рынок, отменен паспортный контроль в пределах Шенгенской зоны, которая включает также и некоторые другие страны Европы, не входящие в ЕС.

Все страны-члены ЕС обязаны согласовывать свои политические решения с другими участниками союза. Денежная валюта Евросоюза – евро. На сегодняшний день 19 государств ЕС ввели евро в обращение, образовав тем самым единую еврозону.

Экономика Евросоюза: особенности и принципы функционирования

Экономику Евросоюза составляют экономические системы всех 28 стран-участниц, уровень которых существенно разнится. При этом более слабые государства поддерживаются за счет эффективного перераспределения средств и ресурсов между странами. Это происходит через общую казну, в которую каждое государство вносит свою долю средств в зависимости от объема внутреннего валового продукта (ВВП). Такая политика – один из главных принципов функционирования ЕС (принцип кохезии или сплоченности).

С одной стороны, такая координация экономики способствует социальной интеграции на рынке труда, предотвращает безработицу и уменьшает ее, устраняет региональный дисбаланс в Евросоюзе, с другой – может приводить к обострению и взаимным обвинениям стран-доноров и реципиентов.

Так, наиболее развитые страны-доноры ЕС, то есть вложившие в казну больше средств, чем оттуда получившие, которыми в 2015 году стали Германия, Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Дания, Австрия и Кипр, были недовольны тем, что новые участники Союза фактически живут за их счет. Этот факт, а также увеличение дешевой рабочей силы, прибывающей из стран Восточной Европы, явились одними из главных причин намерения Великобритании выйти из состава ЕС.

Выход Великобритании из ЕС: ситуация на 2019 год

Brexit (от двух слов: Br – Britain – Британия, exit – выход), который был активирован Великобританией во время референдума касательно членства страны в Европейском союзе в 2016 году, ожидается в 2019-2020 годах. Два года отведено на переходной период, поэтому в 2019 году Британия все еще числится активным членом ЕС.

Возможные последствия Брекзит

В мировом масштабе Брекзит может негативно сказаться на наполнении фонда официальной помощи на цели развития (ОПР), так как вклад Британии в бюджет ЕС уменьшится, а Евросоюз – это четвертый по величине донор в мире в ОПР.

Из-за ограничений в свободе перемещения и торговли после выхода Великобритании из ЕС будет нанесен ущерб британскому финансовому сектору. Прогнозируемые причины этого: проблемы в турбизнесе и отток квалифицированных кадров. Результатом Брекзит также может стать значительное снижение доходов работающего населения – по мнению экспертов, потери британских семей составят почти полторы тысячи евро ежегодно.

Еще одно возможное последствие Брекзит – отделение Шотландии от Великобритании. Как известно, еще в 2014 году шотландцы подняли вопрос о выходе из состава Британии, причем голоса за и против разделились тогда почти поровну – 44,7 % и 55,3 % соответственно. А поскольку Шотландия, в отличие от Англии, намерена оставаться в ЕС, то Брекзит, возможно, форсирует процесс получения ею независимости.

Причины и последствия референдума-2017 в Каталонии

Главная причина современного сепаратизма в Каталонии, одном из самых богатых и развитых регионов Испании, кроется в недовольстве местного правительства и населения распределением средств государственного бюджета. Загвоздка заключается в том, что Каталония платит в общую казну страны значительно больше, чем получает обратно.

1 октября 2017 года властями Каталонии был организован и проведен референдум о выходе Каталонии из состава Испании. Однако властями страны эта процедура была признана незаконной. Несмотря на действия испанской полиции, направленные на блокирование голосования, опрос все же состоялся. Проголосовать удалось 43 % избирателей, из них 90,2 были за отсоединение, а 7,8 % – против.

Официального признания результатов референдума властями Испании так и не произошло. Вместо этого действующий на тот момент парламент Каталонии был распущен, Женералитет во главе с лидером Карлесом Пучдемоном отстранен, а на декабрь назначены досрочные парламентские выборы.

На сегодняшний день точно не определено, какая именно партия будет формировать правительство. Однако, по мнению экспертов, Мадрид настроен на бескомпромиссное решение конфликта в пользу сохранения целостности Испании.

Копенгагенские критерии вступления в ЕС

Вступление в Европейский союз доступно не для всех стран. Рассчитывать на членство в ЕС могут только государства, четко соответствующие Копенгагенским критериям, принятым в 1993 году на заседании ЕС в Копенгагене. Так, внутри страны-претендента должны:

  1. Соблюдаться принципы демократического правового государства.
  2. Присутствовать рыночная экономика, способная конкурировать на европейском рынке.
  3. Признаваться правила и стандарты Евросоюза.

Со страной-кандидатом на вступление в ЕС проводятся переговоры, затем проверки на соответствие вышеприведенным критериям. На основании тщательного анализа данных принимается решение о возможности (либо невозможности) членства в Союзе.

Страны, претендующие на вступление в Евросоюз

Среди желающих вступить в ЕС не только развитые государства, но и страны с развивающимися экономиками. В 2019 году определены следующие официальные страны-кандидаты на вступление в ЕС:

  1. Турция – заявка с 1987 года.
  2. Македония – 2004 год.
  3. Черногория – 2008 год.
  4. Албания – 2009 год.
  5. Сербия – 2009 год.

Переговоры о присоединении уже ведутся с тремя из этих стран – Турцией, Черногорией и Сербией. Все кандидаты, кроме Турции, подписали соглашение об ассоциации, что обычно предшествует вступлению в ЕС.

В 2009 году заявка на членство была подана Исландией, но в 2013 году переговоры были заморожены. Особый интерес к вступлению в ЕС проявляют также все 6 стран Восточного партнерства, однако, на данный момент по разным причинам они не рассматриваются союзом в качестве серьезных претендентов.

Евросоюз. Сравниваем страны Евросоюза: Видео

Европейский Cоюз (Евросоюз, ЕС) – экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Европейский Cоюз был юридически закреплён Маастрихтским договором, подписанным 7 февраля 1992 г. и вступившим в силу 1 ноября 1993 г. на принципах Европейских сообществ.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах Европейского Союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Европейский Cоюз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. 18 стран Европейского Союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Европейский Cоюз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, «Большой восьмёрке» и «Большой двадцатке». Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

ЕС – международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других – осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счётная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

В Европейский Союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

Страны – члены Европейского Союза:

С 25 марта 1957 г. – Бельгия, Федеративная Республика Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция.


С 1 мая 2004 г. – Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.

Кандидаты в страны – члены Европейского Союза: Исландия, Македония, Сербия, Турция и Черногория. Заявка отправлена: Албания Расцениваются как потенциальные кандидаты, которые еще не подали заявку на членство: Босния и Герцеговина и Косово.

Заморские территории и коронные владения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Великобритании), входящие в Европейский союз через членство Великобритании: Нормандские острова: Гернси, Джерси, Олдерни (входит в состав коронного владения Гернси), Сарк (входит в состав коронного владения Гернси), Херм (входит в состав коронного владения Гернси), Гибралтар, Остров Мэн.

Особые территории вне Европы, входящие в Европейский союз: Азорские острова, Гваделупа, Канарские острова, Мадейра (Португалия), Мартиника (Франция), Мелилья (Испания), Реюньон (Франция), Сеута (Испания), Французская Гвиана (Франция), Сен-Мартен (Франция), Майотта (Франция).

Также, согласно ст.198 (бывшая ст.182) Договора о функционировании Европейского союза, страны-члены Европейского Союза ассоциируют с Европейским Союзом земли и территории вне Европы, которые поддерживают особые отношения с: Данией – Гренландия; Францией – Новая Каледония, Сен-Пьер и Микелон, Французская Полинезия, Уоллис и Футуна, Французские Южные и Антарктические Территории, Сен-Бартелеми; Нидерландами – Аруба, Кюрасао, Синт-Мартен, Карибские Нидерланды (Бонайре, Саба, Синт-Эстатиус); Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии –Ангилья, Бермуды, Британская антарктическая территория, Британская территория в Индийском океане, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Монтсеррат, Острова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья, Фолклендские острова, Острова Питкэрн, Тёркс и Кайкос, Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова.

Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных 6 – Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции – до сегодняшних 28 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

Для вступления в Европейский Союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене и утверждённым в декабре 1995 г. на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава Сообществ в 1985 г. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

В настоящий момент 5 стран имеют статус кандидата: Исландия, Македония, Сербия, Турция и Черногория, при этом Македония и Сербия ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Балканского полуострова, Албания и Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, так как независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.

Норвегия попыталась вступить в Европейское сообщество (позже – в Европейский союз) дважды, и после двух провалов на национальных референдумах Норвегия отказалась от намерения вступить в ЕС. Первый договор был подписан в Брюсселе 22 января 1972 г., а второй договор был подписан на Корфу 24 июня 1994 г.

Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны. В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы, НАТО, Западноевропейский союз.

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951 г.: Бельгия, Германия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC – European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 г. учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC – European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom – European Atomic Energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

Основные события в истории углубления евроинтеграции:

1951 г. – подписание Парижского договора о создании Европейского объединения угля и стали.

1957 г. – подписание Римского договора о создании Европейского сообщества по атомной энергии.

1957 г. – подписание Римского договора о создании Европейского экономического сообщества и Евратома.

1965 г. – подписание договора о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трёх европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома. Вступил в силу с 1 июля 1967 г.

1973 г. – первое расширение ЕЭС (присоединились Дания, Ирландия, Великобритания).

1978 г. – создание Европейской валютной системы.

1979 г. – первые общеевропейские выборы в Европейский парламент.

1981 г. – второе расширение ЕЭС (присоединилась Греция).

1985 г. – подписание Шенгенского соглашения.

1986 г. – третье расширение ЕЭС (присоединились Испания и Португалия).

1986 г. – Единый европейский акт – первое существенное изменение учредительных договоров ЕС.

1992 г. – подписание Маастрихтского договора о создании Европейского союза на основе Европейского экономического сообщества.

1995 г. – четвёртое расширение (присоединение Австрии, Финляндии и Швеции).

1999 г. – введение единой европейской валюты – евро (в наличном обращении с 2002 г).

2004 г. – пятое расширение (присоединение Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Эстонии, Латвии, Литвы, Кипра, Мальты).

2007 г. – подписание Договора о реформе в Лиссабоне.

2007 г. – вторая волна пятого расширения (присоединение Болгарии и Румынии). Отмечается 50-летний юбилей создания ЕЭС.

2013 г. – шестое расширение (присоединилась Хорватия).

В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции:

Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро.

Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.

Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.

Договорами Европейского Союза являются ряд международных договоров между странами ЕС, в которых излагаются конституционные основы Европейского Союза (ЕС). Ими устанавливаются различные институты ЕС, их процедуры и цели.

Договор об учреждении Европейского сообщества (Римский договор, действует с 1958 г.) и Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор, действует с 1993 г.) в сочетании образуют правовые основы ЕС. Они также известны как «договоры основатели». С момента их подписания, они были неоднократно расширены, путем внесения поправок. Каждый раз, когда новая страна присоединится к ЕС, вносятся необходимые изменения в договор о присоединении. Дополнительные договоры также могут влиять на изменение некоторой части из основополагающих договоров. Существует также ряд целенаправленных реформаторских поправок.

Амстердамский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе, договор об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с этим акты, широко известен как Амстердамский договор. Был подписан 2 октября 1997 г. и вступил в силу 1 мая 1999 г. Внёс существенные изменения в договоре о Европейском союзе, который был подписан в Маастрихте в 1992 г. Чётко прописаны условия вступления в ЕС, включены шенгенские соглашения, изменена нумерация статей и параграфов учредительных договоров.

Ниццкий договор был подписан европейскими лидерами 26 февраля 2001 г. и вступил в силу 1 февраля 2003 г. Он внес изменения в Маастрихтский договор (или Договор о Европейском союзе), а также Римский договор (или Договор о создании Европейского сообщества). Ниццкий договор реформировал институциональную структуру Европейского союза для расширения на восток, т.е. способствовал задаче, которая была изначально поставлена Амстердамским договором, но не была решена на текущий момент.

Вступление договора в силу некоторое время было под сомнением после его отклонения гражданами Ирландии, на референдуме в июне 2001 г. В результате договор был принят лишь после повторного референдума, состоявшемся чуть более года спустя

Согласно официальному определению главной целью Договора является завершение процесса подготовки к функционированию институтов в рамках Европейского Союза, начатого Амстердамским договором. Общая ориентация на подготовку к расширению и стремление предотвратить и минимизировать риски, связанные со вступлением большой группы новых государств-членов.

Реформируются практически все институты Евросоюза. Меняется численный состав и полномочия Европейского парламента. Пересматривается и строго фиксируется количество голосов, которое имеет каждое государство-член в Совете ЕС. Одновременно вносятся изменения в процедуру голосования и определяется квотум и порог численного большинства, необходимый для принятия решений (обязательна сумма голосов устанавливается не только для государств-членов, но и для всех государств-кандидатов на вступление в ЕС).

Договор предусматривает масштабную реформу судебной системы ЕС. Вводится такая структура судовых инстанций как Суд ЕС, Суд первой инстанции (СПИ) и специализированные судебные палаты. СПИ приобретает фактически статуса суда общей юрисдикции и наделяется соответствующей компетенцией. Детали изменений, которые проводятся, фиксируются в новом Уставе Суда ЕС, который прилагается к Ниццкому договору и дополняется дальнейшими решениями Совета ЕС.

В 2000-е годы была предпринята попытка ввести в действие Договор о введении Конституции для Европы.

Конституция Европейского союза должна была объединить все предыдущие договоры (за исключением договора Евратома) в единый документ. Она также содержала изменения в системе голосования, упрощение структуры ЕС и увеличение сотрудничества во внешней политике. Договор был подписан в Риме 29 октября 2004 г. и должен был вступить в силу 1 ноября 2006 г., если бы был ратифицирован всеми государствами-членами. Однако этого не произошло: сначала Франция отвергла документ в ходе общенационального референдума 29 мая 2005 г. а затем, 1 июня 2005 г., это сделали и Нидерланды.

Конституция ЕС (полное официальное название – Договор о введении Конституции для Европы) – международный договор, призванный играть роль конституции Европейского союза и заменить все прежние учредительные акты ЕС. Подписан в Риме 29 октября 2004 г. В силу не вступил. В настоящее время возможность вступления его в силу не рассматривается ввиду подписания Лиссабонского договора.

Вопрос о необходимости изменения принципов управления Евросоюзом и структуры руководящих органов встал в 1990-е годы, когда стало очевидно, что в ближайшем будущем произойдёт самое масштабное в истории расширение ЕС (с 15 до 25 членов). До сих пор в ЕС при принятии важнейших решений действовал принцип консенсуса – но с расширением состава возникала вероятность того, что самые важные решения окажутся надолго заблокированными.

Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в декабре 2001 г. Рабочий орган по разработке проекта конституции получил название конвент, возглавил его бывший Президент Франции Валери Жискар д`Эстен.

Работа над проектом конституции длилась три года. Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004 г.

29 октября 2004 г. главы всех 25 государств-членов Европейского союза подписали в Риме новую европейскую конституцию. Уникальность этого документа состоит в том, что он появился сразу на 20 языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире. Европейская конституция, по мнению её авторов, должна была способствовать появлению общеевропейского самосознания и сделать ЕС моделью нового миропорядка.

Церемония прошла в зале Горациев и Куриациев римского дворца Киджи на Капитолийском холме. Именно здесь 25 марта 1957 г. главы Бельгии, Германии, Франции, Италии, Люксембурга и Нидерландов подписали Римский договор о ликвидации торговых барьеров, совместной экономической политике и унификации жизненных стандартов в своих странах.

Проект Конституции упорядочивает правовые основы всех договоров, заключённых между странами Евросоюза.

Конституция меняет структуру и функции институтов ЕС:

В Совете ЕС предусмотрена должность президента. Сейчас пост главы Совета по принципу ротации каждые полгода передаётся от одной страны ЕС другой – согласно Конституции, президент должен был назначаться Советом сроком на 2,5 года.

Предусмотрена также должность министра иностранных дел ЕС, который, по мысли авторов, должен представлять единую европейскую внешнюю политику – ныне внешнеполитические функции разделены между верховным представителем ЕС по внешней политике (с 2009 г. этот пост занимает Кэтрин Эштон) и членом Еврокомиссии, ответственным за внешние связи (Бенита Ферреро-Вальднер). Однако страны – члены ЕС по-прежнему могут вырабатывать собственную позицию по любому вопросу, и глава МИД Европы сможет говорить от имени ЕС только в том случае, если будет достигнут консенсус.

Проект Конституции предполагал сокращение состава Еврокомиссии: сейчас действует принцип «одна страна – один еврокомиссар», но с 2014 г. число еврокомиссаров должно было составить две трети от числа стран-членов.

Проект Конституции расширял полномочия Европарламента, который, как предполагалось, должен был не только утверждать бюджет, но и заниматься проблемами, связанными с состоянием гражданских свобод, пограничного контроля и иммиграции, сотрудничества судебных и правоохранительных структур всех стран ЕС.

Проект конституции, среди прочего, предполагал отказ от принципа консенсуса и замену его на принцип так называемого «двойного большинства»: решение по большинству вопросов (кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, где сохраняется принцип консенсуса) считается принятым, если за него проголосовали не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65 % населения всего союза. У отдельных государств не будет существовать «права вето», однако, если постановление Совета ЕС вызывает недовольство одной страны, она сможет остановить его действие при условии, что её поддержат ещё как минимум 3 других государства.

Для вступления Конституции в силу её должны были ратифицировать все страны ЕС. Если хотя бы одна страна-член не ратифицирует Конституцию, она не вступит в силу; но это не приведёт к распаду ЕС, поскольку в таком случае все предыдущие договоры, подписанные его членами, останутся в силе.

Разные страны приняли различные варианты ратификации – голосованием в парламенте или на всенародном референдуме.

В половине стран, руководство которых решилось на референдумы, имеется сильная оппозиция идее общеевропейского единства: к ним относятся Дания, Великобритания, Польша (она вступила в Евросоюз лишь в 2004 г., но с самого начала заявляла о своих особых претензиях на одно из лидирующих мест в ЕС), Франция и Нидерланды.

На саммите ЕС 22-23 июня 2007 г. достигнута принципиальная договорённость о разработке вместо Конституции «Договора о реформе» – облегчённой версии, содержащей главным образом положения о порядке функционирования институтов ЕС в новых условиях. Такой договор был подписан в Лиссабоне 13 декабря 2007 г.

Таким образом, после "периода размышлений" Конституция в её первоначальном виде была пересмотрена и заменена Лиссабонским договором.

С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 18 государств Союза, образуя еврозону.

Развитие между странами-участниками общего рынка (впоследствии переименованного в единый рынок), а также создание таможенного союза были двумя из основных целей создания Европейского экономического сообщества. При этом, если таможенный союз подразумевает запрещение любых пошлин в торговых отношениях между государствами-членами и формирование общего таможенного тарифа по отношению к третьим странам, то общий рынок распространяет эти принципы и на другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик стран союза, гарантируя так называемые четыре свободы: свободу движения товаров, свободу движения лиц, свободу движения услуг и свободу движения капитала. Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария входят в общий рынок, но не в таможенный союз.

Свобода движения капитала подразумевает не только возможность беспрепятственных платежей и переводов через границы, но и покупку недвижимости, акций компаний и инвестирование между странами. До принятия решения о формировании экономического и валютного союза развитие положений о свободе капитала шло медленно. По принятию Маастрихтского договора Европейский суд начал ускоренно формировать решения в отношении ранее пренебрегаемой свободы. Свобода перемещения капитала действует также и на отношения между странами – участниками ЕС и третьими странами.

Свобода движения лиц означает, что гражданин Евросоюза может беспрепятственно перемещаться между странами союза в целях проживания (в том числе и по выходу на пенсию), работы и учёбы. Обеспечение этих возможностей включает упрощение формальностей при переезде и взаимное признание профессиональных квалификаций.

Свобода движения услуг и свобода учреждения позволяет лицам, занимающимся самостоятельной экономической деятельностью, свободно перемещаться между странами союза и заниматься этой деятельностью на постоянной или на временной основе. Несмотря на то, что услуги представляют 70 % ВВП и рабочих мест в большинстве государств-членов, законодательство в отношении этой свободы не столь развито, как в области других устанавливаемых свобод. Этот пробел был недавно восполнен принятием директивы об услугах на внутреннем рынке с целью снятия ограничений между странами по оказанию услуг.

Евросоюз разрабатывает и контролирует исполнение антимонопольного законодательства для обеспечения на внутреннем рынке свободной конкуренции. Комиссия, являясь регулирующим органом в вопросах конкуренции, отвечает за антимонопольные вопросы, контроль слияний и поглощений предприятий, разделение картелей, поддержку экономического либерализма и контроль за оказанием государственной помощи.

Принципы, регулирующие валютный союз, были заложены уже в Римском договоре 1957 г., а официальной целью валютный союз стал в 1969 г. на саммите в Гааге. Однако лишь с принятием Маастрихтского договора в 1993 г. страны союза были юридически обязаны создать валютный союз не позднее 1 января 1999 г. В этот день евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты одиннадцатью из пятнадцати на тот момент стран союза, а 1 января 2002 г. были введены в наличное обращение банкноты и монеты в двенадцати странах, входящих к этому моменту в еврозону. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 гг., в соотношении 1:1. На данный момент в еврозону входят 18 стран.

Все остальные страны, кроме Дании и Великобритании, юридически обязаны присоединиться к евро, когда будут соответствовать критериям, необходимым для вступления в еврозону, однако лишь несколько стран установили дату для планируемого присоединения. Швеция, хотя и обязана вступить в еврозону, использует правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать маастрихтским критериям и не работать в направлении устранения выявленных несоответствий.

Евро предназначен помочь в построении общего рынка путём упрощения туризма и торговли; устранения проблем, связанных с обменными курсами; обеспечения прозрачности и стабильности цен, а также низкой процентной ставки; создания единого рынка финансов; предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны.

Управляющий банк еврозоны, Европейский центральный банк, определяет денежно-кредитную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. Он является центром Европейской системы центральных банков, объединяющей все национальные центральные банки стран Евросоюза и контролируемой Советом управляющих, состоящим из президента ЕЦБ, назначаемым Европейским советом, вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств – членов ЕС.

В целях дальнейшего укрепления экономики еврозоны лидеры стран союза в 2012 г. предложили создание банковского союза. Цели банковского союза – снятие с налогоплательщиков финансовой ответственности за проблемные банки и ужесточение контроля за деятельностью банков.

С момента создания Европейский союз обладает законодательной властью в области энергетической политики; это восходит своими корнями к Европейскому объединению угля и стали. Введение обязательной и всеобъемлющей энергетической политики было одобрено на встрече Европейского совета в октябре 2005 г., а первый проект новой политики был опубликован в январе 2007 г.

Основные задачи единой энергетической политики: изменение структуры потребления энергии в пользу возобновляемых источников, повышение энергоэффективности, снижение объёма выбросов парниковых газов, создание единого энергетического рынка и содействие развитию на нём конкуренции.

ЕС работает в направлении развития общеевропейской инфраструктуры, например, посредством трансъевропейских сетей (TEN). Так проекты в рамках TEN включают в себя Евротоннель, LGV Est, Мон-Сенисский туннель, Эресуннский мост, тоннель Бреннер и мост через Мессинский пролив. По оценке 2001 г. сеть должна была к 2010 г. покрыть: 75 200 км дорог, 76 000 км железнодорожного полотна, 330 аэропортов, 270 морских портов и 210 портов внутри континента.

Другой инфраструктурный проект ЕС – система навигации «Галилео». Будучи спутниковой системой навигации, «Галилео» разрабатывается Европейским союзом совместно с Европейским космическим агентством и планируется к запуску в эксплуатацию в 2014 г. Завершение формирования спутниковой группировки назначено на 2019 г. Проект нацелен, отчасти чтобы снизить зависимость от контролируемой США GPS, отчасти чтобы обеспечить лучшие покрытие и точность сигнала по сравнению с устаревающей американской системой. В процессе разработки проект «Галилео» испытал множество финансовых, технических и политических трудностей.

Единая сельскохозяйственная политика – старейшая из программ Европейского экономического сообщества, его краеугольный камень. Политика ставит целью увеличение сельскохозяйственной производительности, обеспечение стабильности снабжения продовольственными товарами, обеспечение достойного уровня жизни сельскохозяйственного населения, стабилизацию рынков, а также обеспечение разумных цен на продукцию. До недавнего времени осуществлялась посредством субсидий и вмешательства в рынок. В 1970-х и 1980-х гг. на нужды сельскохозяйственной политики выделялось около двух третей бюджета Европейского сообщества, на 2007-2013 гг. доля этой статьи расходов снизилась до 34 %.

Политическое устройство Европейского Союза представляет собой совокупность многочисленных институтов Европейского союза. Необходимо иметь в виду, что традиционное для государств разделение на законодательные, исполнительные и судебные органы для ЕС не характерно.

Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей – министров иностранных дел. Членами Европейского совета также являются председатель Европейского совета и председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.

Европейский Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции – основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год – либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня. Решения совета обязательны для поддержавших их государств.

В рамках Европейского совета осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность. С момента вступления в силу Лиссабонского договора, то есть с декабря 2009 г., Европейский совет официально вошёл в структуру институтов ЕС. Положениями договора учреждена новая должность председателя Европейского совета, который принимает участие во всех заседаниях глав государств и правительств стран-членов ЕС. Европейский совет следует отличать от Совета Европейского союза и от Совета Европы.

Европейская комиссия – высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 28 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

Европейская комиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определённую сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).

Европейская комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа «TACIS»).

Совет Европейского союза (официальное название – Совет, обычно неофициально упоминается как Совет министров) – наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Союза и один из семи его институтов. В Совет входят 28 министров правительств стран-членов в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. При этом, несмотря на различные составы, Совет считается единым органом. В дополнение к законодательным полномочиям Совет также обладает некоторыми исполнительными функциями в области общей внешней политики и политики безопасности.

Европейский парламент является собранием из 754 депутатов (в редакции Ниццкого договора), напрямую избираемых гражданами государств-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Основная роль Европейского парламента – законодательная деятельность. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом её роспуска.

Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.

Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.

Суд Европейского союза проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.

Суд состоит из 28 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.

Суд ЕС следует отличать от Европейского суда по правам человека.

В соответствии со статьями 2-6 Договора о функционировании Европейского союза:

Исключительная компетенция:

«Союз располагает исключительной компетенцией в законодательствовании и по заключению международных соглашений, когда это предусмотрено в законодательных актах Союза»: таможенный союз, установление правил конкуренции, денежная политика, сохранение морских биологических ресурсов, общая торговая политика.

Совместная компетенция:

«Государства-члены осуществляют свою компетенцию в той мере, в какой Союз не воспользоваться своей компетенцией». «Союз располагает компетенцией при условии, что осуществление данной компетенции не будет препятствовать государствам-членам осуществлять свою собственную компетенцию»: внутренний рынок, социальная политика применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре, экономическое, социальное и территориальное сплочение, сельское хозяйство и рыболовство, за исключением сохранения морских биологических ресурсов, окружающая среда, защита потребителей, транспорт, трансъевропейские сети, энергетика, пространство свободы, безопасности и правосудия, общие проблемы безопасности в сфере здравоохранения применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре, научные исследования, технологическое развитие и космос, поддержка развития и гуманитарная помощь.

«Союз определяет условия, по которым государства-члены координируют свою политику»: экономическая политика и политика занятости, общая внешняя политика и политика безопасности, общая оборонная политика.

Вспомогательная компетенция:

«Союз располагает компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов, не подменяя при этом их компетенцию в данных сферах»: охрана и улучшение здоровья людей, промышленность, культура, туризм, образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт, гражданская оборона, административное сотрудничество.

19 сентября 2012 г. главы министерств иностранных дел 11 из 27 стран Евросоюза предложили проект реформы, принятый по итогам заседания группы по вопросам будущего Европейского союза. Группа по вопросам будущего Евросоюза, куда входят министры иностранных дел Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Польши, Португалии и Франции, предложила создать в ЕС пост президента, избираемого всеобщим голосованием, учредить министерство иностранных дел союза, ввести единую европейскую въездную визу и, возможно, сформировать единую армию.

Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.

Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право – учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право – акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права.

Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.

Право ЕС подразделяют на институционное право (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное право (нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕСообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. С учетом структуры ЕС («три опоры») право ЕС подразделяется также на право Европейских сообществ, Шенгенское право и др.

В европейских институтах официально равноправно используются 24 языка: английский, болгарский, венгерский, греческий, датский, ирландский, испанский, итальянский, латышский, литовский, мальтийский, немецкий, нидерландский, польский, португальский, румынский, словацкий, словенский, финский, французский, хорватский, чешский, шведский, эстонский.

На рабочем уровне, как правило, используются английский, немецкий и французский.

Европы, зародилась еще по окончании Второй мировой войны. Как раз в это время появилось НАТО, Западноевропейский союз и Совет Европы, а на востоке существовал огромный СССР.

Изначально Европейский союз создавался как экономическое объединение. В 1951 году было создано Европейское объединение стали и угля - «прародитель» современного Европейского союза. На тот момент список стран, входящих в ЕС, состоял всего из шести государств: Германии, Франции, Бельгии, Италии, Нидерландов и Люксембурга.

В 1957 году появилось Европейское сообщество атомной энергии и Европейское экономическое сообщество. На базе этих объединений и был создан Евросоюз.

По мере того, как расширялся состав стран ЕС и централизовалось управление, менялись и задачи объединения. Постепенно оно начало решать не только общие экономические, но и политические задачи, принимая законы и участвуя в международных отношениях.

Современный Евросоюз

Страны, входящие в ЕС (2014 г.):


Евросоюз: хронология расширения сообщества

Страны, входящие в ЕС-2014, вступали в союз на протяжении нескольких десятилетий. Рассмотрим хронологию:

  • 1957 год. Францией, Германией, Бельгией, Нидерландами, Италией и Люксембургом подписан договор о создании Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии.
  • 1973 год. Перечень стран, входящих в ЕС, пополняется Объединенным королевством, Данией и Ирландией.
  • 1981 г. Десятой страной союза стала Греция.
  • 1986 г. Присоединение Испании и Португалии.
  • 1995 г. Перечень стран ЕС расширяется за счет Австрии, Швеции и Финляндии.
  • 2004 г. Ознаменован присоединением Венгрии, Польши, Словении, Чехии, Эстонии, Словакии, Мальты, Литвы, Латвии и Кипра.
  • 2007 г. В ЕС принимаются Болгария и Румыния.
  • 2013 г. Звание члена Евросоюза получила Хорватия.

Преимущества Шенгена

Некоторые являются участниками Шенгенского соглашения от 1985 года, значительно упрощающего передвижение по Европе. На границах между этими государствами нет паспортного контроля, а гражданам государств, не являющимся членами Евросоюза, достаточно оформить шенгенскую мультивизу, которая обеспечит им свободное передвижение по всем странам зоны Шенгена.

Сегодня в Шенгенскую зону не входят страны ЕС, список которых состоит из пяти государств:

  • Объединенное королевство.
  • Ирландия.
  • Кипр.
  • Румыния.
  • Болгария.

Однако отсутствие пограничного контроля вовсе не означает, что граждане могут перемещаться по Европе, не имея при себе необходимых документов. Работники уполномоченных служб любой европейской страны могут потребовать предъявить действительные документы, которые подтверждают право иностранного гражданина находиться на территории конкретного государства.

Политическая структура Европейского союза

Базой политического устройства является Римский договор, который страны, входящие в ЕС, подписали в 1958 году.

Структура ЕС отличается тем, что ее нормы законодательства превалируют над решениями органов власти государств-членов союза.

Административное устройство состоит из Европейского:

  • совета;
  • комиссии;
  • парламента;
  • суда.

Это высший Европейского союза. Он состоит из двух уровней, состоящих из:

  • глав государств и правительств;
  • министров правительств (Совет ЕС или Совет министров).

Основные задачи Европейского совета заключаются в определении генеральной политической линии Европы. С этой целью четыре раза в год проводятся саммиты, на которые страны, входящие в состав ЕС, отправляют своих глав государств и правительств.

Совет Европейского союза является законодательным и исполнительным органом. Он заседает несколько раз в месяц. Голосование основывается по принципу большинства, при этом каждое государство располагает определенным количеством голосов. На распределение голосов влияет населенность страны и ее интересы.

Европейский парламент

Европейский парламент является законодательным органом. В него входят не все страны-члены ЕС. На сегодняшний день в составе парламента около восьмисот представителей из 25 стран ЕС. Парламентарии выбираются на основе прямых выборов.

Парламент работает по принципам партийной принадлежности. Самыми крупными партиями, из ста партий в его составе, являются либералы и социалисты. Основная работа этой структуры - утверждение законопроектов и единого бюджета ЕС.

Европейская комиссия

Это исполнительный орган. В ее составе присутствуют все страны Европы, входящие в ЕС (по одному представителю от каждой). Возглавляет Еврокомиссию Председатель ЕК, на сегодняшний день - это Жозе Мануэл Баррозу.

Штаб-квартира ЕК расположена в Брюсселе. Состав Еврокомиссии выбирается Европарламентом сроком на пять лет. Ему же она и подотчетна. Европарламент имеет право распустить ЕК, что и было сделано в 2004 году по причине громкого коррупционного скандала.

ЕК оказывает содействие в реализации интересов Европейского союза, занимается разработкой и претворением в жизнь законодательных норм, подписанием международных соглашений от имени Евросоюза. Именно на ЕК ложится проведение переговоров, подписание соглашений и договоров со странами третьего мира.

Европейский суд

Судебным органом Евросоюза является Европейский суд. Эта структура занимается правовым толкованием законов ЕС, разрешением споров между государствами, юр- и физлицами Евросоюза. Штаб-квартира Европейского суда находится в Люксембурге.

Вступление в Евросоюз

Страны, входящие в ЕС, присоединяясь к договорам, идут на урезание своего суверенитета, заменяя его представительством структур Евросоюза, действующем на благо общности интересов.

При вступлении в ЕС к стране-претенденту предъявляются требования, соответствующие Копенгагенским критериям, которые были одобрены в 1993 году заседанием Евросовета в Копенгагене и утверждены Евросоветом в 1995 году в Мадриде.

Основными требованиями к странам-кандидатам являются соблюдение:

  • демократических принципов;
  • принципов свободы и прав человека;
  • принципов правового государства.

Кроме того, в стране должна быть развита конкурентная рыночная экономика. Граждане страны должны признавать и поддерживать стандарты и правила, которые приняли страны ЕС. Список официальных кандидатов на сегодняшний день состоит из пяти стран:

  • Исландия.
  • Турция.
  • Сербия.
  • Македония.
  • Черногория.

Деятельность Евросоюза

Страны, входящие в ЕС, защищают интересы Европы и продвигают европейские ценности по всему миру.

10 примеров деятельности ЕС:


За время своего существования ЕС наладил тесные контакты со странами, только вставшими на путь развития. С частью соседних европейских стран подписаны двухсторонние Соглашения об ассоциации в ЕС.

На сегодняшний день Евросоюз добился дипломатических отношений с большинством стран мира, располагающим потенциалом к стратегическому партнерству и мирному сосуществованию.

Исполнилось 60 лет с года создания. Однако годом ранее Великобритания преподнесла "сюрприз": национальный референдум выявил желание британцев выйти из состава этой межнациональной организации. 29 марта 2019 года Королевство Великобритания станет первой и пока единственной страной в истории, которая покинет Евросоюз. А какие страны входят в Евросоюз? Каковы его перспективы?

Какие страны входят в Евросоюз? Список

Страна Столица Год вступления Глава правительства
1 Австрия Вена 1995 Канцлер - Себастьян Кунц
2 Бельгия Брюссель 1957 Премьер-министр - Шарль Мишель
3 Болгария София 2007 Премьер-министры - Бойко Борисов и Цвета Караянчева
4 Венгрия Будапешт 2004 Премьер-министр - Виктор Орбан
5 Великобритания Лондон 1973 Премьер-министра - Тереза Мэй
6 Греция Афины 1981 Премьер-министр - Алексис Ципрас
7 Германия Берлин 1957 Канцлер - Ангела Меркель
8 Дания Копенгаген 1973 Премьер-министр - Ларс Расмуссен
9 Италия Рим 1957 Премьер-министр - Джузеппе Конте
10 Ирландия Дублин 1973 Премьер-министр - Лео Вардкар
11 Испания Мадрид 1986 Премьер-министр - Педро Санчес
12 Кипр Никосия 2004 Президент - Никос Анастасиадис
13 Люксембург Люксембург 1957 Премьер-министр - Ксавье Беттель
14 Латвия Рига 2004 Премьер-министр - Марис Кучинскис
15 Литва Вильнюс 2004 Премьер-министр - Саулюс Сквернялис
16 Мальта Ла-Валетта 2004 Премьер-министр - Джозеф Мускат
17 Нидерланды (Голландия) Амстердам 1957 Премьер-министр - Марк Рюгге
18 Португалия Лиссабон 1986 Премьер-министр - Антониу Кошта
19 Польша Варшава 2004 Премьер-министр - Матеуш Моравецкий
20 Румыния Бухарест 2007 Премьер-министр - Виорика Дэнчилэ
21 Словения Любляна 2004 Премьер-министр - Мирослав Церар
22 Словакия Братислава 2004 Премьер-министр - Петер Пеллегрини
23 Франция Париж 1957 Премьер-министр - Эдуард Филипп
24 Финляндия Хельсинки 1995 Премьер-министр - Юха Сипиля
25 Хорватия Загреб 2013 Премьер-министр - Андрей Пленкович
26 Чехия Прага 2004 Премьер-министр - Андрей Бибиш
27 Швеция Стокгольм 1995 Премьер-министр - Стефан Левен
28 Эстония Таллинн 2004 Премьер-министр - Юри Ратас

Составив такую таблицу, мы, думается, ответили на вопрос о том,сколько стран и какие входят в Евросоюз.

"Неевропейский" Евросоюз

А ведь в Евросоюз входят также и не находящиеся в пределах Европы, следующие заморские территории стран Евросоюза, имеющие особый статус, - это:

Несмотря на эти прецеденты, в Евросоюз не включены аналогичные территории Великобритании, Голландии и Дании.

Евроскептики

Впрочем, в этом ничего удивительного. Ведь даже далеко не все стремятся стать его членами. Холодно к нему относятся северяне-скандинавы. Например, Швеция и Дания не перешли полностью на евро, сохранив национальные валюты. А какая скандинавская страна не входит в Евросоюз? Их таких даже две - Норвегия и Исландия. Норвегию не устроили ограничения, устанавливаемые условиями входа, хотя страна трижды подавала заявку на участие. Сегодня Норвегия входит в другие европейские соглашения вроде шенгенского, но не более. Для Исландии это вообще не актуальный вопрос. Особенно после уже имевших место переговоров.

Также не является членом Евросоюза вечно нейтральная Швейцария. Правительство было задумалось о вступлении, но население на референдуме 1992 года ясно сказало: "Нет!". Являются евроскептиками и не смотрят на запад Белоруссия и Россия.

Не рассматривают перспективы стать "единоевропейцами" карликовые Андорра, Монако, Сан-Марино и Лихтенштейн. Но, впрочем, не мешает желающим подключится. Это - балканские страны.

"Школа" Евросоюза

Вот список стран, имеющих договор об ассоциации с здесь - кандидаты на вступление в него. Но ассоциация гораздо шире Европы.

Страна Столица Часть света Год подписания договора Глава правительства
Албания Тирана Европа 2009 Председатель - Эди Рама
Алжир Алжир Африка 2005 Премьер-министр - Ахмед Уяхья
Босния и Герцеговина Сараево Европа 2008 Председатель - Денис Звиздич
Грузия Тбилиси Азия 2014 Премьер-министр - Мамука Бахтадзе
Египет Каир Африка 2004 Премьер-министр - Шериф Исмаил
Израиль Тель-Авив Азия 2000 Премьер-министр - Биньямин Нетаньяху
Иордания Амман Азия 2002 Премьер-министр - Хани Аль-Мульки
Канада Оттава Америка 2013 Премьер-министр - Джастин Трюдо
Косово Приштина Европа 2015 Премьер-министр - Рамуш Харадинай
Ливан Бейрут Азия 2006 Премьер-министр - Саад Харири
Македония Скопье Европа 2001 Премьер-министр - Зоран Заев
Марокко Рабат Африка 2000 Премьер-министр - Саад ад-Дин Аль-Османи
Молдавия Кишинев Европа 2014 Премьер-министр - Павел Филип
Мексика Мехико Америка 2000 Президент - Энрике Пенья Ньето
Сербия Белград Европы 2011 Премьер-министр - Ана Брнабич
Тунис Тунис Африка 1998 Премьер-министр - Юсеф Шахед
Турция Анкара Европа, Азия 1963 Президент - Реджеп Тайип Эрдоган
Украина Киев Европа 2014 Премьер-министр - Владимир Гройсман
Черногория Подгорица Европа 2010 Премьер-министр - Душко Маркович
Чили Сантьяго Америка 2003 Президент - Себастьян Пиньера
ЮАР Претория Африка 2000 Президент - Сирил Рамафоса

Вот какие страны входят в "школу" Евросоюза. Ведь чтобы стать его членом, нужно отвечать выдвигаемым требованиям, то есть, по сути, пройти обучение и сдать "экзамены".

Три выпускника

Сегодня ее проходят Албания, Македония, Сербия, Черногория, Турция, Босния и Герцеговина, Косово. В Тиране и Скопье пока застыли на стадии средних "классов": у них статус кандидатов. Белград, Подгорица и Анкара на "выпуске": ведут переговоры с Брюсселем (столицей Евросоюза). Причем турецкий "второгодник" делает это уже почти десять лет (с 1999 года), но его постоянно проваливают на "экзаменах". В Сараево и Приштине - "младшеклассники". Первые только подали заявку на вступление, а вторые - пока лишь устно объявили о намерениях.

Возможны изменения и в обратную сторону. Вот, например, ходят разговоры о "антиевросоюзном" референдуме в Голландии.

Так что, возможно, ответ на вопрос "какие страны входят в состав Евросоюза?" через несколько десятков лет будет звучать совсем по-другому. Состав может и измениться.

Какие страны первыми вошли в Евросоюз?

История создания этого национального объединения уходит в 1951 год, когда ФРГ, Франция, Люксембург, Бельгия, Голландия и Италия учредили "Европейское объединение угля и стали", призванное улучшить развитие этих

В 1957 году эти же страны решили расширить "платформу" до ЕЭС (Европейского экономического сообщества). Теперь сотрудничество касалось не только металлургии и угледобычи и всего прочего. Тогда ответ на вопрос, какие страны входят в Евросоюз, был краток. В 60-е годы были сняты торговые пошлины между странами-участницами Союза. А потом были: 1973-й, 1981-й, 1986-й, 1995-й, 2004-й, 2007-й, 2013-й. В эти годы к Евросоюзу присоединялись другие страны. На полную катушку Евросоюз заработал в период с 1995-го по 1999 годы, когда "шенгенская зона" стала не проектом, а реальностью, когда была введена в оборот новая общеевропейская валюта - "евро", когда заработали наднациональные политические органы власти.

Быть ли Евросоюзу?

К сожалению, последние явления в мировой экономике и политике добавили весомых граммов на весы евроскептиков. Мировой финансовый кризис, плохо контролируемая миграция населения из охваченных войной и беспорядками Ливии и Сирии в страны Евросоюза, хроническое от северян отставание экономики и социальных институтов южан, которые никак не удается преодолеть, дефолт в Греции, трудности новичков Евросоюза, надеявшихся на свой быстрый экономический рост, а не стагнацию, или, вообще, деградацию. Добавили проблем и санкции против России, ведь значительные объемы целых секторов экономики стран Евросоюза были ориентированы на восток.

Вызывает у европейцев опасения и высказывание американского президента Дональда Трампа о возможном пересмотре отношений в рамках военного блока НАТО. Создавать свою армию? На какие деньги? Кто ей будет командовать?

Ницше знает

Сейчас ЕС переживает кризис, и это для него же хорошо. "То, что нас не убивает, делает нас сильнее" - говаривал немецкий философ Фридрих Ницше. Сегодняшний день бросает Евросоюзу вызов, если он его переживет, то станет значительно сильнее, чем был до этого.

Быть ли Евросоюзу? Это покажет время, но вряд ли он рухнет в одночасье. Становой его хребет - та самая шестерка стран-основателей - делали и делают все, чтобы Евросоюз жил и развивался.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!