Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Беседа о лесе в детском саду в подготовительной группе. Конспект занятия беседы на тему «Лес – многоэтажный дом» в подготовительной группе

Познавательное развитие. Тема недели «Краски осени (грибы, годы)».

Занятие №3.

Комплексное занятие «Беседа о лесе».

Программное содержание.

Уточнить и расширить представление детей о лесе (лесные растения, животные, птицы, насекомые; их пища и места для гнезд и нор), об урожае в лесу.

Познакомить с видами лесов: смешанные, березовые и дубовые рощи, сосновый бор, тайга.

Познакомить с репродукциями картин известных художников.

Развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику.

Оборудование.

Четыре экспозиции: картины – лес весной, летом, осенью и зимой; репродукции картин И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Лесные дали», «Сосновый бор»; И. С. Остроухова «Золотая осень»; И. И. Левитана «Березовая роща»; И. Куинджи «Березовая роща»; В. М. Васнецова «Дубы»; картины из пособий для детского сада: «Медвежья берлога», «Волчья стая зимой», «Заяц на лежке», «Белки спасаются от куницы», «Лоси в зимнем лесу», «Семья волков летом», «Семья ежей», «Купание медвежат», «Семья лосей летом», «Белки с бельчатами в летнем лесу», «Медведи весной», «Белки строят гнезда», «Медведи в осеннем лесу», «Заяц в осеннем лесу», «Спячка ежа», «Белки осенью».

Игрушка старичок-лесовичок, предметные картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев, кустарников, лесных ягод, муляжи грибов, объявление с названием выставки.

Ход занятия.

Организационный момент.

1.Время года, месяц, день недели.

2.Игра «Съедобный – несъедобный» (грибы).

3.Педагог вносит игрушку: Лесовичок.

-К нам в гости пришел старичок-лесовичок.

I Основная часть.

Часть 1.

Старичок –лесовичок хочет услышать, что вы знаете про лес: «Кто был в лесу? Что видели в лесу? Что растет в лесу? Какие животные живут?» (Дети отвечают лесовичку. )

Лесовичок слушает, хвалит тех детей, которые хорошо рассказывают про лес. Затем сообщает, что самые главные жители леса – деревья, их много, они высокие. Выставляет картинки с изображением разных деревьев, просит детей назвать их. Спрашивает, как они узнали березу, дуб, рябину, клен, ель, сосну, осину. Загадывает загадку:

Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет,

Падает – почернеет. ( Лист дерева. )

Лесовичок сообщает, что леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные темные леса (тайга); в березовых рощах растут одни березы – это светлые леса; в сосновом бору – одни сосны, там приятно пахнет смолой.

В смешанном лесу под деревьями растут кустарники – бузина, лещина (орешник), лесная малина (лесовичок показывает картинки с изображением кустарников). Еще ниже на земле растут травы, маленькие ягодные кустранички, грибы.

Упражнение на дыхание «Собираем грибы».

И. п. – стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед, вверх – глубокий вдох, опустить вниз и, отведя руки назад, наклониться вперед – полный выдох (живот втягивается).

Лесовичок выставляет муляжи грибов, читает детям стихи и загадки, просит найти и показать отгадки.

В чаще леса, вдоль тропинок Нет грибов нежней, чем эти.

Он стоит среди осинок. Знают взрослые и дети –

Шляпка есть, но нет пальто. На пеньках растут в лесу,

Отгадайте, это кто? (Подосиновик. ) Как веснушки на носу. (Опята. )

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали заметных, собирай,

Не мешкая, это … (сыроежки ).

Белый гриб . Мухомор.

Белый гриб – боровик Возле леса на опушке,

Всех грибов отличнее: Украшая темный бор,

Богатырь – лесовик Вырос пестрый, как Петрушка

С головой коричневой. Ядовитый мухомор. Е. Алексеева

Лесовичок показывает лесные ягоды на картинках, просит их назвать. Загадывает загадки.

На полянке у дорожки Черненька,

Красные горошины. Маленька,

Кто мимо пройдет, Сладенька,

Всяк в рот к себе кладет. (Земляника. ) Ребятам миленька. (Черника. )

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ягодка росла в лесу. (кулак одной руки лежит

Я домой ее несу. на ладони другой, меняем)

Солнце ягодку согрело, (пальцы гладят по щекам)

Наша ягода поспела. («колечки»)

Дети по очереди называют лесные ягоды.

Воспитатель подводит итог:

Дети, я вижу, Лесовичок доволен вашими ответами, рассказами: вы бывали в лесу и многое в нем видели. Лес – это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и ягодами, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной, прохладой, чистым воздухом, пением птиц, лесными шорохами. Лес надо беречь и ценить, он красив во все времена года. Тот, кто чувствует красоту леса, наполняется хорошими, добрыми чувствами. У поэтов рождаются стихи; художники, очарованные красотой, пишут картины. Мы сейчас пойдем с вами в «картинную галерею». Прочитайте название выставки. (Дети читают: «Круглый год» .) На выставке представлены картины художников – пейзажистов, которые пишут природу, и анималистов, которые рисуют животных. Там есть картины очень известных художников: Шишкина, Левитана, Куинджи, Ватагина. Вы увидите лес в разное время года и его обитателей – животных.

Упражнение на координацию речи и движения.

Отправимся в лес.

Мы в лес пойдем, (руки в стороны, вверх)

Детей позовем: (руки в стороны, вниз)

Ау, ау, ау! (руки сложить рупором)

Никто не отзывается (руки в стороны)

Лишь эхо откликается:

Ау, ау, ау.

Часть 2.

Воспитатель, Лесовичок и дети идут на выставку. Воспитатель обращает внимание на объявление, читает его, сообщает, что картины будут висеть несколько дней, дети смогут их посмотреть в дальнейшем.

В «картинной галерее» тихо играет музыка, раздается пение птиц. Воспитатель показывает последовательно четыре экспозиции – лес весной, летом, лес осенью, завершает зимней тематикой. Подводя детей к каждой экспозиции, воспитатель обращает внимание на признаки сезона, тип леса, его обитателей. Предлагает детям самим всмотреться в картины, «почувствовать» красоту леса, назвать животных. Особое внимание обращает на репродукции знаменитых художников. Возле некоторых экспозиций можно зачитать стихотворения знаменитых поэтов.

III Итог.

В завершение осмотра воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им выставка картин, какая из них понравилась больше других. Спрашивает мнение Лесовичка о лесных пейзажах.

Конспект проведения занятия

по экологическому воспитанию

детей подготовительной группы

«Лес в жизни человека»

Цель : уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе.

2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.

Развивающие задачи:

1.Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).

2. Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному.

3.Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.

2.Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.

Словарная работа: березовая роща, березняк, хвойный лес, ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес, дубовая роща, дубрава, дубравушка, лиственный лес, смешанный лес.

Предварительная работа: беседа о лесе, о его пользе, рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного, смешанного лесов, альбомов: «Звери леса»; «Времена года», «Дикие животные», «Вот так птички – птички невелички», «Насекомые», «Съедобные и ядовитые грибы», «Ягоды», «Царство цветов», заучивание стихов, пословиц, песен о лесе; отгадывание загадок на лесную тематику; рисование на тему «лес».

Ход занятия:

Воспитатель: Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?

От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
И загадку отгадать.

Сейчас я вам ее зачитаю:

Загадка Я люблю гулять по лесу В лесу хожу я каждый день. Все в лесу мне интересно: Каждый куст и каждый пень.

Дружу я с дубом, с вербой, с кленом,
Зверей понятен мне язык.
Зовусь я дедом Спиридоном.
Я не волшебник, я - …
Дети: Лесник.

Воспитатель : Молодцы, ребята, загадку правильно отгадали. Письмо пришло от Лесничего - от дедушки Спиридона. Вот что он пишет: «Дорогие ребята! Приглашаю вас на прогулку в лес. Я знаю от лесных обитателей, что вы их большие друзья. И Лес будет рад видеть вас у себя в гостях. До встречи. Дед Спиридон».

Воспитатель: Ну что, принимаем приглашение дедушки Спиридона? Отправляемся на прогулку в лес.

И вот мы с вами в лесу. Лес – это целый мир! Это дом для зверей, птиц, насекомых, растений.

Без чего не возможно представит лес? (без деревьев)

А какие деревья вы знаете мы сейчас проверим

1. от дровец ее в печи уголечки горячи

Из дощечек ладят бочки

Для больных готовят почки

А когда растет она-

Белоствольна и стройна.(береза)

А если лист с березы, то он какой? …(березовый)

Если в лесу растут одни березы? …..(березовая роща, березняк)

Что весной собирают с деревьев березы?... (березовый сок)

Он очень полезен, в нем много витаминов, он уталяет жажду в жару.

2. Кузовочки, лапоточки

Что за дерево дает?

И в июле пахнет медом,

Ароматом пчел зовет..(липа)

Какие листья …..(липовые)

А какие дары нам приносит липа?.......(мед липовый, цветки липы заваривают и пьют настой липовый от простуды)

3. дружно к деревцу спешат

Птицы и зверята-

Витаминами зимой

Ягода богата….(рябина)

Какие листья?.....(рябиновые)

4. у дерева этого листья немножко

Похожи на пальцы раскрытой ладошки

Какое же дерево шлет нам поклон?

Не дуб, не береза, а дерево…(клен)

Какие же листья у клена?...(кленовые)

5. если на небе появятся тучи

Прячутся птицы под кроной могучей

Здесь кабаны у него под корнями

Громко похрустывают желудями,

Мебель из дерева сноса не знает,

Вредных микробов кора убивает.

Дерево это живет сотни лет

Кто его знает? Подскажет ответ?..(дуб)

Какой лист у дуба?... дубовый

Как называется лес, где растут одни дубы?...(дубрава)

Назовите дары дуба? Кому они нужны?

А как называются деревья о которых мы говорили?... лиственные

Какие еще лиственные деревья вы знаете?...(осина, тополь, кедр, ольха..)

Если в лесу растут одни лиственные деревья, как он называется?... (лиственный)

6. это дерево не елка.

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол, сверху крона, как шатер…(сосна)

Если в лесу растут одни сосны?.... (сосновый бор)

Сосна- это высокое дерево, поэтому нижних веток у нее нет. Она очищает воздух от микробов.. смола очень полезна.

7. что же это за девица?

Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет

А в иголках круглый год…(елка)

Елка солнца не любит. Она очищает воздух. Из ее древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

Если в лесу растут одни ели?……….(ельник)

Что же у ели и сосны

Вместо листьев?.........хвоя

8. есть у родственницы елки неколючие иголки

Но в отличие от елки – опадают все иголки…(лиственница)

Если в лесу растут одни сосны, ели, лиственница, как называют такой лес?...........(хвойный)

Что же приготавливают из этих деревьев?.........

Таблетки, настои.

Ребята, а мы с вами оказались в лесу, где разные деревья, хвойные, лиственные, как лес называется?....(смешанный)

Одним из даров природы, которое человек научился использовать это дерево.

Как мы его используем?...

Мы ходим по деревянному полу, закрываем и открываем двери из дерева, окна, сидим на деревянных стульях, за деревянными столами. Храним одежду в деревянных шкафах, игрушки и книги на деревянных полках. Но прежде чем все это сделать, кто же валит лес? …- лесорубы.

Правильно, они валят деревья, обрубают ветки, вывозят из леса на больших машинах на деревообрабатывающий завод. Где их распиливают на доски, а потом строят дома, заборы, мебель.

Ребята, вот есть такая пословица: « Возле леса жить – голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться?...(грибами, ягодами, орехами)

Какие лесные ягоды вы знаете?....(земляника, черника, брусника, малина, костяника)

Какие грибы можно найти в лесу?...(белый, подосиновик, подберезовик, сыроежку, опенок…..)

Грибы можно собирать только со взрослыми, не следует брать в руки, тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.

Послушайте загадку: «Возле леса на опушке,

Украшая темный бор

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый…….мухомор

Можно ли уничтожать мухоморы?

Правильно, нельзя, мухоморы- лекарство для лосей.

Игра « 4-й лишний»

Воспитатель: рассмотрите картинки, назовите, что лишнее?

Малина, черника, земляника, крыжовник

Подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор

А из чего можно приготовить вкусный лесной чай?..(душица, зверобой, иван-чай, земляника..)

Все эти растения какие?... лекарственные

Почему их так называют?.....

Потому что они применяются при лечении разных заболеваний.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

Ребята, лесовик Спиридон, в своем письме написал нам рассказ, давайте послушаем..Лесовик: Гулял как-то я по лесу и сочинил рассказ.
«Однажды я пошел в лес и вижу: листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сиди на дупле. Дятел стучит к дереву. Гусеница ползет под веточкой. Заяц убегает к лисе. Цветы растут над деревом.»

Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу?.....

(давайте вспомним правила поведения в лесу)…….

“ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ”.

1. Ветки не ломать, деревья не калечить, не делать на них вырезки, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо насовсем.

3. Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

4. Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

5. В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, поаукать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

6. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

7. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

8. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

д/и « можно- нельзя»

дети анализируют варианты поведения людей в лесу, поднимают фишки (зеленая – верно, красная- нет0

можно(нельзя) : ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костры, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, разорять муравейники, отдыхать на пне, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять после себя мусор,

О лесе существует много пословиц, давайте мы их с вами повторим

ПОСЛОВИЦЫ О ЛЕСЕ.

1. Кто лес губит, тот свой народ не любит.

2. Кто умеет добрым быть, тот сможет лес беречь и любить.

3. Птиц, зверей в лесу оберегайте и всегда им помогайте.

4. Рощи да леса – всему свету краса.

5. По лесу ходи – под ноги гляди.

6. Лес и вода – брат и сестра.

7. Растения – Земли украшения.

8. Лес не школа, а всех учит.

9. Много леса – не губи; мало леса – береги; нет леса – посади.

10. Лес – богатство и краса, береги свои леса.

11. И лес шумит дружней, когда деревьев много.

12. Враг природы тот, кто лес не бережет.

13. Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.

Молодцы ребята, очень много пословиц о лесе знаете.

Ну вот и заканчивается наша прогулка по лесу. Мы много с вами узнали о пользе леса: дает древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. В лесу мы наслаждаемся природой. Лес – это наше богатство! Берегите лес!


Анкудинова Елена Юрьевна

Тема: «Лес – богатство нашего края»

Цель образовательной деятельности : уточнять представления детей о значении леса в жизни людей.

Задачи:

Образовательные :

  • Закрепить представления детей о родном крае, его богатстве-лесе и его многообразии, роль в жизни животного мира и человека.
  • Закрепить знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам кислород;
  • Уточнить этажность леса и особенностях расположения растений и обитателей на этажах.
  • Особенности использования человеком лесных ресурсов и их восстановление.
  • Уточнить правила поведения в лесу.

Развивающие : развивать память, внимание, желание узнать что – то новое; способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные : Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к использованию природных ресурсов своего края. Умение видеть красоту природы, воспитывать интерес к искусству: картины, стихи.

Словарная работа : Активизировать словарь детей: сосновый бор, дубрава, березовая роща, ельник, смешанный лес, лиственный лес, хвойный лес.

Предварительная работа: беседы о лесе, о растениях, о животных. Рассматривание картин и иллюстраций о лесе. Прослушивание звуков природы.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и внимательно послушать аудиозапись «Шум леса».

Воспитатель: ребята, что вы сейчас слышали? (ответы)

Сегодня мы поговорим о лесе - богатстве нашего края.

Я приглашаю вас совершить путешествие в волшебный мир леса, в растительный мир, а поможет нам в этом «Чудо дерево», обратите внимание на необычные листочки на нем. Но сначала скажите, что есть у дерева?

Давайте вспомним, какие части есть у дерева? (слайд1)

- Правильно, у каждого дерева есть корень.

Проблемный вопрос: ЗАЧЕМ ДЕРЕВУ КОРЕНЬ?

(с помощью него дерево добывает питательные вещества, воду из земли, и он служит якорем для дерева). У дерева есть ствол, ветви, маленькие веточки, листья и плоды. (слайд2)

А теперь давайте сорвем листочек с нашего Чудо-дерева.

Дерево предлагает разгадать загадки и о его друзьях-деревьях.

Стоит Аленка

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан. (Береза)

(слайд3)

Рассматривание березы: Как мы узнаём берёзу?

Что есть у березы? Кора белая, черные черточки, через них береза дышит, их называют черевички.

Когда в лесу растут одни березы как называется такой лес? (березовая роща) (слайд4)

Срываем второй листочек.

Величавый и могучий,
Он растёт на склоне кручи,
Зубчатой своей листвой
Укрывает в летний зной,
А когда наступит осень,
Жёлудь в дар он нам приносит. (дуб)

(слайд5, 6)

Посмотрите, какой у него толстый ствол, какие неровные, корявые ветки. Какого цвета у дуба кора? Она не гладкая, шероховатая.

Не боится засух и бурь. Хорошо растет даже на каменистой почве. К осени на дубе созревают желуди. Раньше из них готовили хлеб. Теперь они идут на корм скоту. Живут дубы до 2000 лет.

Как называется лес, где одни дубы? (Дубовая роща или Дубрава) (слайд7)

Давайте рассмотрим жёлуди дуба поближе. (слайд8) (раздать детям рассмотреть)

Срываем третий листочек.

ЕЕ всегда в лесу найдешь-

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель) (слайд9)

Рассматривание ели:

Что вы можете рассказать о елочке?

Верхние ветви у нее молодые, а снизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

Посмотрите на лес, где растут одни ели. (слайд10) Как называется такой лес? Ельником.

Срываем четвертый листочек.

У меня длинней иголки,

Чем у елки,

Очень прямо я расту в высоту,

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

(слайд11)

Рассматривание сосны:

Какой ствол у сосны?

Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

Как называется лес, где растут одни сосны?(сосновый бор или сосняк).

(слайд12)

Почему эти деревья зеленые круглый год?

Что общего у ели, сосны? (иголки)

Как называется лес, в котором растут ели, сосны? (хвойным, так как у них есть хвоя, иголки). (слайд13)

Как называется лес с лиственными деревьями? (слайд14)

Как называется лес, в котором встречаются и хвойные и лиственные деревья? (Смешанный) (слайд15)

Физ. Минутка

Утром дети в лес пошли

Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),
Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),
По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).

Ребята, а вы знаете, что в лесу есть тоже этажи, как у наших домов.

(слайд16)

3 этаж – деревья такие, как сосна.

2 этаж – кустарник и низкорослые деревья.

1 этаж - трава, мхи.

Подвал – в нем находятся корни.

А поскольку лес - это многоэтажное здание, на каждом этаже есть жильцы. (слайд17)

На земле живут насекомые, растут различные травы, ягодники, грибы. Прямо на земле, в траве вьют гнезда некоторые птицы, например, соловьи, славка черноголовка. Стоят жилища ящерицы, ежи, роют лисы. Под землей находятся жилища мышей, кротов и разных насекомых. К жителям подземелья относятся и земляные черви, они рыхлят почву. На опушке леса много кустарников. В них селится много птиц, например, дроздов. Наверху в дуплах делают домики синицы, дятлы, белки, выше их- совы и другие птицы. Летом на всех этажах много жильцов.

(слайд18)

Как вы думаете, почему в лесу дышится легче, чем в городе?(ответы)

Лес – это наш зеленый друг, наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. В лесу у нас всегда хорошее настроение.

Люди строят санатории, детские оздоровительные лагеря на территории леса или рядом с ним. (слайд19,20)

Как ещё люди используют богатства леса? (изготавливают мебель, посуду, бумагу) (слайд21,22,23,24,25,26,27)

Очень многими дарами леса пользуется человек, но ресурсы леса небезграничны и люди стараются восполнить, то, что берут у него. Как?

(слайд28,29,30,31)

А сейчас, раз уж мы пришли сегодня в гости к лесу что нам необходимо вспомнить? Правила поведения в лесу! Сейчас мы рассмотрим различные ситуации и скажем, какие правила мы знаем. (слайд31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,41)

(ответы)

Люди благодарны лесу и свою любовь и восхищение отражают в прекрасных творениях искусства: музыке, стихах, картинах…

(слайд42,43,44)

«Берёзовая роща »Куинджи, «Сосны» , «Дубы», «Медведи» Шишкин

(слайд45)

Будь здоров зелёный лес!

Стой в торжественном наряде!

Парты, книги и тетради

Ты нам дал, зелёный лес.

Чтоб навеки не исчез

Зверь лесной и птица тоже,

Процветай, наш друг хороший,

Будь здоров зелёный лес!

На этом наше путешествие подходит к концу. Понравилось оно вам? Что запомнилось больше всего из этого путешествия?

Установка на дальнейшую деятельность…


На территории нашей Родины встречаются разные леса: хвойные, лиственные и смешанные.

Леса, в которых растут ели, сосны, лиственницы, пихты, кедры называются хвойными. У этих пород деревьев на ветках не листья, а зеленые иглы — хвоя.

В лиственных лесах растут березы, осины, дубы, липы, клены, ясени. Ветки некоторых деревьев (дуба, клена, ясеня и т.д.) украшают листья — крупные, широкие, потому такие леса и называют широколиственными.

Как вы думаете, какие леса называются смешанными?

Верно! В смешанных лесах бок о бок растут дубы и ели, березы и сосны, осины и лиственницы, т.е. хвойные и широколиственные деревья.

Существует три основных вида лесов: хвойные (20% всех лесов России), широколиственные (30%) и смешанные (50%).

Хвойные леса, в свою очередь, подразделяются: на еловые (ельники), где преобладают ели; сосновые (сосняки), в которых главное дерево — сосна; лиственничные — самые светлые из хвойных лесов, их основу составляет лиственница; пихтовые, в которых больше всего пихт, и кедровые (их называют кедрачи), где главное дерево — кедр.

Широколиственные леса тоже подразделяются на несколько видов: дубовые — называют дубравами (вы, наверное, уже догадались, что главное дерево в дубраве — могучий дуб); березовые — называют березняками (в них преобладает береза); осиновые — называют осинниками (здесь больше всего осин).

Вопросы

1. Какие леса встречаются на территории нашей страны?

2. Какие породы деревьев относятся к хвойным?

3. Что растет на ветках хвойных деревьев — иглы или листья?

4. Какие деревья преобладают в широколиственных лесах? Почему эти леса так называются?

5. Какие виды широколиственных лесов вы знаете?

6. Расскажите о смешанных лесах. Какие деревья в них растут?

Еловый лес

Поговорим подробнее о еловых и сосновых лесах.

Еловый лес иногда называют еловым бором, а иногда — ельником. Главное дерево в еловом лесу — ель. Я уверена, что вам она хорошо знакома. Ведь пушистая елочка, украшенная сверкающими шарами, бусами и гирляндами, — наша новогодняя гостья! Она появляется у нас дома перед зимними праздниками — Новым годом и Рождеством — и приносит чудесный смолистый аромат.

Послушайте стихотворение.

Новогодние деньки

Новогодние деньки!

Снег морозный, колкий,

Загорелись огоньки

На пушистой елке.

Шар качнулся расписной,

Бусы зазвенели,

Пахнет свежестью лесной

От смолистой ели.

Как выглядят ели?

Ели — высокие могучие деревья. Растут они очень медленно, но живут долго: 500 или 600 лет. Ветви и стволы елей — замшелые, смолистые, зеленовато-серые. Про ель говорят: «Зимой и летом одним цветом». Ведь это хвойное дерево в любое время года зеленое, а хвоинки опадают с него один раз в пять-семь лет. Если с нарядной лесной опушки, залитой ярким солнечным светом, войти в ельник, сразу окажешься в зеленовато- влажном сумраке, почувствуешь прохладу и свежесть. Еловый лес — тенистый, влажный. Стволы покрыты мхом, с ветвей свешиваются лишайники. Ели — теневыносливые деревья, им нравится влажная почва, а в сухих местах они не растут.

Какие растения окружают ель в лесу?

Растения, привыкшие жить под плотным навесом ее колючих темно-зеленых лап, в густой тени. Землю в ельниках покрывает мягкий сплошной ковер мхов. Он всегда зелен — зимой и летом: один похож на крошечные пальмочки, другой напоминает шелковистые светло-зеленые перышки, третий — уменьшенные резные листья папоротника.

На ковре мхов выделяются невысокие кустики черники, ее молодые серебристо-зеленые веточки покрыты мелкими гладкими листочками. В июле —августе на кустиках созревают ягодки — черные, с синим отливом, с сочной и сладкой мякотью. Еловый лес, в котором много черники, называют ельником-черничником.

В тех местах ельника, где почва богаче питательными веществами, можно увидеть невысокие изящные стебельки кислицы, украшенные тремя листками, выходящими из одного черешка (их называют трилистниками). Еловые боры, в которых на моховом ковре зеленеет кислица, называют ельниками-кисличника- ми.

Весной под колючим пологом еловых ветвей раскрываются белые цветы майника, седмичника, кислицы.

Знаете ли вы, почему в ельнике цветы белые, а не голубые, красные или лиловые?

Дело в том, что ветер редко залетает в нижние этажи ельника, поэтому воздух там неподвижный. Опыляют весенние цветы только шмели и пчелы, а белый цвет лепестков для них лучше заметен в полумраке елового бора.

Послушайте стихотворение.

В смолистом ельнике

Забреду в смолистый ельник,

Где и в знойный полдень тень,

Вижу рыжий муравейник

И большой замшелый пень.

В сарафанчике из ситца

Мне головкой вслед кивнет

Белолицая кислица,

Что на старом пне цветет.

Послушайте сказку.

Цветы ельника

Жил-был старичок-лесовичок. Однажды жарким летним днем брел он по лесу и ворчал себе под нос:

— Что же это такое, в самом деле? Во всем лесу прохладного местечка не сыщешь. Повсюду так и пышет жаром. А листва-то, листва — зелеными кострами на солнце горит. Пойду-ка в ельник, может быть, там попрохладней будет.

Старичок-лесовичок отодвинул колючую еловую ветку и вошел в зеленоватый полумрак густого елового бора.

— Ах! Ну и славно же здесь! Прохладой веет. Посижу-ка я на пенечке, да и вздремну немножко.

Уселся старичок-лесовичок на пенек, подпер голову руками и задремал.

Вы спросите, а какой он из себя — этот старичок-лесовичок? Я вам отвечу. Маленький, седенький, лицо у него доброе-предоброе, все в морщинках, нос картошкой, а глаза под густыми бровями голубые, как незабудки.

Рубашка у старика тоже голубая, под цвет глаз. Эту рубашку ему сама Весна-красна из лепестков незабудок сшила. Серый зайка лесовику из липового лыка лапоточки сплел, мышки из полевых травинок поясок к рубашке связали, а лисонька-лиса штанишки из кленовых листьев смастерила.

Сидел старичок-лесовичок на пеньке, подремывал, да вдруг и проснулся.

Старичок-лесовичок на всякий случай за густыми еловыми ветвями схоронился.

А ребятишки тем временем стали в салочки играть, перекликаться-аукаться да ягодку-чернику собирать.

Надоело старичку прятаться, он и вышел из-за ели.

Ребята его увидели, обрадовались.

— Здравствуйте, дедушка! Вы что в лесу делаете? — спрашивают они.

— В лесу-то я живу! Это мой дом. Нравится вам у меня в гостях?

— Нравится! — отвечают дети хором.

— Что же вам здесь нравится, расскажите.

— Да все нравится! Тенисто здесь, не жарко, — сказал маленький светловолосый мальчик Ваня.

— Сладких ягод много!

Только одна девочка опустила голову и промолчала, ничего не сказала старику-лесовику.

— Как тебя зовут? — спросил ее старичок.

— Аня, — ответила она.

— Тебе что, Анечка, в ельнике не нравится? — спросил старичок.

— Здесь цветочков нет, — тихо ответила девочка. — А я их очень люблю!

Старичок-лесовичок огляделся по сторонам. И вправду, цветов в ельнике не было.

— Какие же цветы тебе нравятся? — продолжал он расспрашивать.

Девочка на минутку задумалась, а потом ответила:

— Колокольчики, клевер, одуванчики!

Старичок вздохнул.

— Эх, жаль, Анечка, но эти цветы в ельнике расти не могут. Для елового бора только белые цветы подходят. А колокольчики-то ведь лиловые, клевер — розовый, одуванчики — желтые.

— Почему только белые? — удивилась девочка.

Как вы думаете, почему?

— Потому что лиловые, синие, красные и желтые цветы в темной еловой чаще не найдут ни пчелки, ни шмели и опылить их не смогут. А вот белые — сразу заметят и полетят к ним! Вот что, ребятки! Приходите в ельник следующей весной. Будут здесь цветочки!

Ребятишки еще немного побегали, поиграли, а потом попрощались с добрым старичком и ушли домой.

А старичок-лесовичок отправился по тропинке к самому большому лесному муравейнику. В этом муравейнике, похожем на настоящий дворец, жил Муравьиный царь.

Стал старичок-лесовичок кликать Муравьиного царя. Когда тот появился, старик попросил его:

— Не в службу, а в дружбу, помоги мне, Муравьиный царь, ельник цветами украсить.

— Что ж, помогу, — согласился царь. — Ведь и ты нам помогал муравейник поправить, когда неуклюжий медведь его чуть не раздавил своей лапищей. А что надо делать-то?

— Прикажи своим подданным принести в ельник по одному семечку кислицы. В награду они получат лакомый кусочек, который семечко для них припасло.

— Что ж, будь по-твоему, — пообещал Муравьиный царь и приказал муравьям принести в ельник семена кислицы.

Муравьи так и сделали — принесли семена. Матушка-земля приютила их, а щедрый дождик водицей полил.

На другой год выросла кисличка-невеличка и раскрыла свои нежные белые чашечки. Будто крошечные восковые свечи замерцали в лесной чащобе.

Стало в ельнике светлее и веселее!

Пришли ребятишки весной в лес и обрадовались — кругом белые цветы рассыпались.

Не обманул их старичок-лесовичок. Украсил темный ельник цветами. И Анечка рада была, доброго старичка не забыла поблагодарить.

К концу лета на елях вырастают крупные смолистые золотисто-коричневые шишки. Внутри них спрятаны крылатые семена. Выпавшее из шишки семечко долго кружится в воздухе, налетевший ветерок уносит его подальше от материнского дерева.

Многие звери и птицы дружат с еловым бором.

Вспомните, кто из лесных обитателей любит угоститься семенами елей.

Белочка ловко срывает с веток шишки и прячет их в свою лесную кладовку — запасает на зиму. Медведь осенью нагуливает жирок перед долгой спячкой и тоже лакомится семенами шишек. Осенью прилетают в еловые леса дятлы. Сорвав шишку, дятел закрепляет ее в развилках ветвей или продалбливает своим сильным клювом углубление в коре дерева, вставляет в него шишку и длинным языком с крючком на конце ловко достает семена. Нарядные клесты — постоянные обитатели зимнего ельника. Своим крестообразным клювом эти птицы легко и быстро вылущивают семена шишек, еды у них всегда вдоволь, а потому не страшен им и трескучий мороз.

Удивительно красив еловый бор зимой!

Послушайте стихотворение.

Берендеево царство

В небе гаснет пламенный

Золотой костер,

В глыбах белокаменных

Замер хвойный бор.

Снег укутал дерево

С головы до ног,

Царство Берендеево,

Сказочный чертог!

Порой залетят в ельник красавцы-снегири, рассядутся на заснеженных лапах, и зажгутся снега розовым сиянием. Отдохнут птицы и дальше полетят — поближе к жилью, в сады, парки, где на кустах еще ждут их замерзшие, но вкусные ягоды.

Послушайте стихотворение.

Зимний ельник

Пышно матушка-зима

Ели наряжает:

Ледяная бахрома

С хвойных лап свисает.

Может, отблески зари

На снегах зарделись?

Нет, красавцы-снегири

В зимний бор слетелись!

Вопросы

1. Какой лес называют еловым?

2. Какое основное дерево в еловом лесу?

3. Как выглядит ель?

4. Как выглядит еловый лес?

5. Какие еловые леса называют ельниками-черничниками и почему?

6. Какие еловые леса называют ельниками-кисличниками и почему?

7. Почему в еловых лесах растут только белые цветы?

8. Как выглядят еловые шишки?

9. Какие звери и птицы питаются семенами еловых шишек?

Сосновый лес

Представьте, что вы оказались в сосновом лесу. Здесь светло, просторно, как в новом только что срубленном доме. Солнечные зайчики пробегают по стволам, будто играют с вами в прятки. Сосны стройны и красивы. Будто стрелы, уходят ввысь их прямые стволы. Сквозь ажурные кроны сосен льются на землю потоки янтарного света.

Послушайте стихотворение.

Сосновые леса

Шумят сосновые леса,

И сосны — стройные, прямые,

Как будто стрелы золотые, —

Уходят смело в небеса.

Внизу сосновая кора грубая и шершавая, серо-коричневая. Наверху — тонкая, золотисто-оранжевая. Воздух в сосновых лесах особенный — сухой, душистый, целебный. Он пахнет смолой и хвоей. В нем много кислорода и фитонцидов*. Сосновый воздух оказывает оздоравливающее действие на организм.

Как выглядят сосновые иглы?

Верно! Они зеленые, длинные и узкие. На ветках хвоинки-иголочки располагаются парами. Осенью более старые побеги, которым два или три года, сбрасывают пожелтевшие иголки, а хвоинки на молодых ветках остаются ярко-зелеными и не опадают. Поэтому про сосну говорят: «Стоит сосна, зимой и летом зелена».

Шишки на сосне растут долго — два года. Вначале они зеленые, а когда семена в них полностью созреют, становятся коричневыми.

Каким растениям полюбились сосновые леса?

Как и в ельниках, здесь растут черника и брусника, весной белеют нежные цветочки кислицы. Поэтому сосняки, в которых густо разрослась кислица, называют сосняками-кисличниками, а те, где много черники, — сосняками-черничниками. В сосновых лесах встречается и вереск. Это невысокий кустарник с крошечными прелестными розово-сиреневыми цветами, собранными в соцветия. Как и в ельнике, в сосняке ноги утопают в пышных, мягких коврах мха. Растет там мох с красивым названием «кукушкин лен».

Знаете ли вы, ребята, что такое тайга?

«Тайга» в переводе с тюркского языка означает «дремучий». Тайгой называют хвойные леса, расположенные как на равнине, так и в горах, идущие непрерывной полосой. Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток покрыты таежными лесами.

Каких животных приютила тайга?

Их очень много, и занимают они разные лесные этажи.

Под землей прорывают длинные извилистые ходы и устраивают норки кроты, землеройки и мышки. Можно сказать, что живут они в подвальном этаже. Первый этаж хвойных лесов занимают ежи, зайцы, бурундуки, лоси и олени, медведи, волки и лисицы. На втором этаже, в дуплах старых деревьев, среди густых колючих ветвей прячутся белки, соболи, куницы, рыси и росомахи. Высоко на деревьях вьют гнезда лесные птицы.

Тайга бывает темнохвойной (в ней растут ели, пихты и кедры) и светлохвойной (лиственницы и сосны).

В середине лета в хвойных чащобах крепко пахнет грибным ароматом. Появляются боровики, рыжики и другие грибы.

Вопросы

1. Какой лес называют сосновым?

2. Какое главное дерево в сосновом лесу?

3. Какие растения растут в ельниках?

4. Как выглядит ель?

5. Как выглядит еловый лес?

6. Какие растения облюбовали сосновые леса?

7. Есть ли в сосняках ковры мха?

8. Что означает слово «тайга»?

9. Где расположена тайга?

10. Какие животные обитают в тайге?

11. Какие грибы растут в еловом и сосновом лесах?

Конспект беседы о лесе для детей 5-7 лет "Путешествие по комнатам зеленого дома"

Коробкина Алевтина Германовна, воспитатель МДОУ Детский сад «Улыбка», Пермский край, поселок городского типа Суксун.

Описание: Данный материал можно использовать воспитателям, вожатым и учителям начальных классов, а так же родителям по экологическому воспитанию.

Цель: продолжать формировать представление о лесе и профессии лесника.
Задачи:
Образовательные.
Содействовать:
уточнению и систематизации представлений о лесе и профессии лесника;
укреплению познавательного интереса и любви к природе;
эстетическому восприятию красоты природы, через репродукции картин;
Развивающие.
Содействовать:
развитию связной речи, умению поддерживать беседу, отвечать на вопросы полным ответом;
развитию уважения к трудовой деятельности человека профессии лесника;
развитию мышления, внимания, памяти.
Воспитательные.
Содействовать:
воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Материал:
репродукции картин художников:
Шишкин «В лесу графини Мордвиновой»,
Шишкин «Корабельная роща»,
Левитан «Березовая роща»
Иллюстрации по теме
фонограмма «Звуки леса»
корзинка лесных орехов

Предварительная работа:
чтение детям природоведческой литературы,
рассматривание репродукции картин художников о природе,
чтение и заучивание стихов на экологическую тему,
экскурсии в парк, сосновый бор.

Организация: дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Хороводная игра «По малину в лес пойдем»
1. По малину в лес пойдем, в лес пойдем
в лес пойдем (дети идут по кругу).
Плясовую заведем, заведем, заведем
(поочерёдно выставляют ноги)
Припев:
Солнышко на дворе (руки поднимают вверх, пальцы раскрыты – «солнышко»)
А в лесу тропинка (сложенные вместе ладони выполняют волнообразные движения перед собой)
Сладкая ты моя, ягодка – малинка (скользящие движения ладоней – движение «Тарелочки»)
2.Ты, малинка, не в роток, не в роток, не в роток (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки, выполняют движение ко рту)
Насыпайся в кузовок, кузовок, кузовок.
(щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод в корзину, перед грудьюПрипев: движения те же
3. Как малины наберем, наберем, наберем. (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод с земли – с наклоном корпуса)
Пирогов мы напечем, напечем, напечем (движение «пирожки»).
Припев: движения те же.
4. Пирогов мы напечем, напечем, напечем. (движение «пирожки»).
Всех соседей позовем, позовем, позовем (движение кисти рук, ладошки обращены к лицу – «приглашение»).
Припев: движения те же.

ХОД БЕСЕДЫ.

Воспитатель: Что мы сегодня задумали с вами?
Дети: отправится в путешествие по разным комнатам.
Воспитатель: по каким комнатам можно путешествовать?
Ответы детей
Воспитатель: поможет нам загадка, которую придумал поэт Йован Йованович – Змай, слушайте внимательно!

В одно прекрасное село
Хочу я нас позвать.
Тому немало повезло,
Кто смог гам побывать.
Там каждый дом и каждый двор
Зелёной крышей крыт,
Цветами вытканный ковёр

На улице лежит
Там нет заборов и дверей
Открыты окна в сад.
Там встретят песнями гостей,
На славу угостят.
Кому бывать там повезло,
Тот повидал чудес!
А необычное село
Зовут …
Дети: Зеленый лес
Воспитатель: а как догадались, что загадка про лес?
Дети рассуждают.
Воспитатель: Да, наше путешествие в большой зеленый дом и по его комнатам.


Воспитатель: помните, какую загадку, утром, нам загадал Незнайка? Женя пришел сегодня первый и может повторить, давайте все внимательно послушаем Женю.
Женя: «многоэтажный дом, который не строил человек. С невидимыми стенами и с невидимым потолком. В этом доме очень разные квартиры. В верхних этажах - светлые, сухие. В нижних этажах – темные и сырые. В доме есть теплые квартиры, в которых Можно жить круглый год. Есть холодные квартиры, в которых Можно жить только летом или весной».
Автор загадки: Иванова Валентина Тарасовна

Воспитатель: почему можно лес назвать домом?!
Дети: дом, потому что растения и животные, не могут жить друг без друга.
Воспитатель: вы знаете таких жильцов, кто друг без друга жить не может в лесу?
Дети: высказывают и доказывают свои версии, раскладывают картинки лесных обитателей, связанных между собой.


Воспитатель: что же за невидимые стены в этом доме, который не построил человек?
Дети: можно идти по лесу и разное видеть, стенок нет, а все равно разное.
Воспитатель: да, лес очень разный! Шуршит сухими брусничными листьями сосняк.


Воспитатель: это где мы были?


Дети: В сосновом лесу.
Воспитатель: сосновый лес ещё называют БОР. Пошли дальше и видим, изумрудный ковер черники.


А теперь в какой лес вошли?


Дети: в хвойный лес.
Воспитатель: и хвойный лес тоже называют БОРОМ. Перешли в другую комнату. А стенку увидели?
Дети: нет, мы перешли из соснового бора в еловый лес.
Воспитатель: да, разные комнаты, разный лес. Пошли дальше. Непролазна чаща кустарника. Это что там растет?


Дети: малина
Воспитатель: идем дальше по лесу. Дошли до болота.


Лес стал редким. Прошли болото. И вдруг стало кругом светло-светло. Какой лес радует светом и белизной?


ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА»
Дети: березняк
Воспитатель: а жильцов можете назвать?
Дети называют лесных жителей
Воспитатель: какой лес любит бурый МЕДВЕДЬ?
Дети: где много ягод и есть река.
Воспитатель: медведь хищник, но если есть растительная пища, то обходится и без мяса. В речке рыбку выловит, вот ему и хватит. Потому, как его называют?
Дети: всеядный.
Воспитатель: ну, а где любит жить ЛИСИЦА?


Дети: в норе, среди корней роет нору.
Воспитатель: что за невидимые потолки, почему в загадке так сказано?


Воспитатель: какой первый этаж?
Дети: под землей корни, мыши живут, кроты.
Воспитатель: кто же живет повыше?
Дети: в кустах живут кукушки, делают гнезда. А дятел ещё повыше дупло долбит. Белка еще выше дятла может сделать дупло. Выше делают те птицы, которые любят поближе к небу быть.
Воспитатель: да, соколиные семейства. Какие же квартиры сухие и светлые?
Дети: те, которые на деревьях, белки и птицы.
Воспитатель: какие заняты круглый год?
Дети: летом, потому что многие птицы улетают на зиму в теплые страны.
Воспитатель: у кого темные квартиры?
Дети у медведя, лисицы, барсука, ежа.
Воспитатель: кто охраняет лес?
Дети: лесничий.
Воспитатель: лесничий, лесник, лесовод. Она из древних профессий, с давних пор на Руси охраняли леса. Больше чем 150 лет тому назад в Петербурге был открыт лесной институт. Сейчас это Лесотехническая академия, университет или институт


У нас на Урале, лесотехнический университет готовит лесничих, которые выращивают леса во всех уголках России. Так, зачем люди придумали профессию лесничих, если лес растет сам и без человека? Мы узнаем, если зайдем лесотехнический университет и превратимся студентами этого университета


ДЕТИ САДЯТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ, ИМИТИРУЯ АУДИТОРИЮ УНИВЕРСИТЕТА.
Воспитатель: Зачем лесничий охраняет лес, а вот зачем. Вдруг - лесной пожар? Вдруг плохой человек с топором придёт? Вдруг - заведется вредная гусеница, жучок? Вот и прощай лес! А чтобы этого не было на кордоне, лесник отправляется в обход. Он обходит лес и первый видит, если появится жук-короед.


Жук-короед небольшой, а может съесть большой лес. Жуков столько, что на каждом дереве сидят, у каждого сучка сидят, грызут и точат. Их руками не снимешь. И тогда лесник вызывает помощь. Прилетит самолёт, и разбросает жёлтый ядовитый порошок. Забегает короед, но никуда не деться, не спастись.
Воспитатель: так зачем создают кордон?
Ответы детей
Воспитатель: если рубить лес, то только старые деревья, а молодые не трогать, тогда вреда не будет. Так и СЕКУТ лес, секут - значит, валят старые большие деревья. Вывозят лес грузовыми машинами - лесовозами.


Лесовозы вывозят длинные деревья с обрубленными сучьями - ХЛЫСТАМИ они называются. Пилят деревья пилами.


Когда вывезут хлысты, на большой поляне, где раньше очень старые деревья росли одни пеньки остаются.
Воспитатель: так, какие деревья секут в лесу лесорубы?
Ответы детей
Воспитатель: так, а как же тогда лес восстанавливается? Кто его сажает
Дети: наверно, лесник?
Воспитатель: чтобы уверенно ответить на мой вопрос, слушайте дальше
А на кордоне - лесном посту - возле избы лесника - грядки! А на грядках не помидоры, не огурцы растут. ЧУДО


маленькие, пушистенькие ёлочки растут! Когда жарко, их поливают, и землю вокруг них тоже разрыхляют граблями. Все, как на огороде. У ёлочек на грядках земля чёрная. А у сосенок - песок. Кто что любит! Весной этого лесного питомника, саженцы - совсем еще молоденькие сосенки и ёлочки - привезут на лесосеку. Здесь их посадят, будет расти новый лес.


Воспитатель: а почему саженцы привезут на лесосеку?
Дети: потому, что там вырубили старые деревья.
Воспитатель: А лет через семьдесят станет взрослым. Быстро или долго? Вот тебе 6, а тебе сейчас 7 лет. На ёлочке её возраст легко считать по рядам лап, как по ступенькам. Или можно узнать по кольцам на стволе разрезанного дерева.


Так самое удивительное заключается в том, что посадит один человек, а пользоваться этим деревом будут уже люди другого поколения, наверно, про них можно будет сказать, что это дети ваших будущих внуков или даже правнуков?! Дерево очень медленно растёт. Так кто же знает ГРАМОТУ леса?!
Дети: ЛЕСНИК.
Воспитатель : наше путешествие подходит к концу, давайте вспомним стихотворение поэта
Алексея Кольцова "Домик лесника»
Под фонограмму «Звуки леса» дети рассказывают по строчке стихотворение

В темном лесе, за рекой
Стоит домик небольшой,
С двумя светлыми окнами,
С распашными воротами.
Под замком те ворота,
И калитка заперта,-
Чтоб не зашел туда рогатый
Леший, страшный и косматый;
Чтобы не зашел туда упырь,
Ни проезжий богатырь,
Кто ж живет тут одиноко,
От жилья кругом далеко?
Рыболов ли небогатый?
Иль разбойник бородатый
В нем спасается мольбой
С сундуками и казной?
Живет в доме с давних пор -
Караулит царский бор -
Лесной староста с женою.
Третьей дочкой молодою.

Заключение.
Воспитатель: вот и вернулись мы с вами из путешествия по лесным комнатам. Что вам больше понравилось в путешествии?
Ответ детей
Воспитатель: что нового узнали?
Ответ детей
Воспитатель: лесник передал вам угощение, как вы думаете, что это может быть?
Ответ детей
Воспитатель: корзинка лесных орехов.
Воспитатель: один ли лесник бережёт лес?
Дети называют людей разных профессий, которые помогают леснику.

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!