Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Условия и порядок применения оружия. Рекомендации по правовым основам применения оружия (45636)

Беликин В.В.д.ю.н., профессор,
начальник кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки

Зарыпов В.З.
старший преподаватель кафедры профессиональной, служебной ифизической подготовки
Академии управления МВД России

Косиковский А.Р.к.пед.н., член РАЮН,
преподаватель кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки
Академии управления МВД России

Применение сотрудником полиции огнестрельного оружия.

Среди мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции для защиты личности, интересов общества и государства от противоправных посягательств самыми жесткими являются право на применение огнестрельного оружия.

С одной стороны, эти полномочия, как никакие другие, глубоко вторгаются в сферу основных, закрепленных Конституцией Российской Федерации, прав граждан и сопряженных с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни. С другой - это действенные средства зашиты законных интересов правопослушных граждан и сотрудников полиции от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон, и обеспечения безопасности личности. Поэтому применение данных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом.

Федеральный закон «О полиции» предоставляет право сотруднику полиции лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

  • для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
  • для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении)полиции;
  • для освобождения заложников;
  • для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
  • для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
  • для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
  • для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

В юридической литературе применение огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел рассматривается как мера административного принуждения.

В соответствии с принятой в науке административного права классификацией мер административного принуждения, в основу которой положен способ и цели обеспечения правопорядка, применение оружия отнесено к мерам административного пресечения.

Меры административного пресечения характеризует то, что их применение вызывается реально возникшей противоправной ситуацией и имеет смысл лишь тогда, когда нарушение правопорядка еще длится. Главная определяющая цель применения этих мер состоит в обеспечении прекращения нарушения, устранения противоправной ситуации. В зависимости от конкретной ситуации в качестве непосредственной цели может быть и недопущение противоправного поведения, устранение вредных последствий противоправного поведения, создание необходимых условий для возможного в будущем привлечения виновных лиц к ответственности.

Данные меры используются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности лишь уполномоченными на то субъектами административной власти (в том числе полицией), что является результатом проявления их государственно-властных полномочий.

Меры пресечения представляют собой оперативные действия органа или должностного лица по непосредственному прекращению противоправного поведения. Применение данных мер связано с прямым вмешательством в действия правонарушителя с целью их прекращения. В результате посредством психологического или физического воздействия правонарушитель лишается фактической возможности продолжать неправомерные действия, побуждается к выполнению определенных обязанностей. Перечисленные признаки являются общими для всех мер данной группы. Они в полной мере относятся к применению огнестрельного оружия, что и позволило ученымадминистративистам отнести данную меру воздействия к мерам административного пресечения.

Вместе с тем применение административного принуждения главным образом связывают с совершением административного проступка, поскольку это присуще большинству мер административного принуждения. Особенность же применения огнестрельного оружия, в отличие от других мер административного пресечения, состоит в том, что использование данной меры, как правило, связано не с совершением административного проступка, а обусловлено необходимостью прекращения только таких деяний, которые по степени общественной опасности квалифицируются как преступления. В связи с этим в литературе встречаются различные суждения по поводу отраслевой принадлежности рассматриваемой меры.

Так, одни авторы считают, что применение огнестрельного оружия является мерой уголовно-правовой, поскольку оно направлено на пресечение преступления, а не административного правонарушения. Другие утверждают, что применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения, поскольку огнестрельное оружие может применяться только к лицам, совершившим преступление, и причем, тяжкое преступление. Ряд авторов, исходя из того, что применение оружия в качестве меры пресечения допустимо лишь в отношении особо опасных преступников, делают вывод о том, что применение оружия не может быть признано мерой административного пресечения, а должно быть отнесено к мерам уголовно-процессуального характера.

Поддерживая в целом позицию ученых-административистов, подвергающих критике подобного рода точки зрения и обосновывающих принадлежность применения огнестрельного оружия к мерам административного принуждения, считается, что для того, чтобы правильно определить отраслевую принадлежность рассматриваемой меры воздействия, необходимо более четко уяснить характер тех общественных отношений, которые складываются в момент применения сотрудниками органов внутренних дел огнестрельного оружия, то есть правовую природу данной меры.

Прежде всего, следует отметить, что результаты научных исследований ученых-административистов по проблемам административного принуждения убедительно доказывают необходимость его применения не только в связи с совершением административных проступков, но и при возникновении особых условий, либо для предупреждения и пресечения преступлений.

Специфика применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции, как и других мер административного пресечения, состоит в том, что его применение происходит в рамках особых охранительных (административно-правовых) отношений, складывающихся в сфере государственного управления, которые имеют своей целью, прежде всего, устранение самого факта правонарушения на месте и во время его совершения. Специфика этих управленческих отношений объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования предоставленных им государственно-властных полномочий.

В соответствии с установленными законом случаями, огнестрельное оружие сотрудники полиции имеют право применять лишь тогда, когда необходимо обеспечить немедленную реакцию на совершаемые общественно опасные и, как правило, противоправные действия. Однако подобные действия не всегда являются уголовно наказуемыми (например, действия водителя транспортного средства, создающего опасность для жизни и здоровья людей и отказывающегося остановиться на неоднократные законные требования сотрудника полиции, действия невменяемого лица, либо совершенные лицом, не достигшим соответствующего возраста, непосредственно угрожающие жизни и здоровью граждан)

Основания применения огнестрельного оружия, то есть юридические факты, с которыми законодатель связывает возможность его применения, заключают в себе признаки наиболее опасных и достаточно часто встречающихся на практике ситуаций, которые одновременно могут выступать в качестве элементов, характеризующих объективную сторону тяжких и особо тяжких преступлений, а также иных опасных действий, влекущих нарушение субъективных прав граждан и (или) интересов государства.

Особенность складывающихся на основе данных юридических фактов правоотношений заключается в том, что они возникают в связи с необходимостью прекращения только наличного и действительного общественно опасного посягательства либо события. Содержание данных правоотношений состоит в совершении должностным лицом защитных действий в момент, когда возникает реальная угроза либо происходит вредоносное вторжение в сферу охраняемых законом общественных отношений. Защитные действия могут совершаться не только сотрудниками полиции, но и самими гражданами, которые подвергаются нападению либо оказались на месте совершения противоправных действий. Правовой основой таких действий для граждан является законодательство о необходимой обороне, крайней необходимости и задержании преступника.

В отличие от граждан, действия сотрудников полиции, для которых пресечение различных по характеру противоправных действий входит в число их профессиональных обязанностей, получили в законе более подробную регламентацию. Полномочия по использованию имеющегося на вооружении полиции огнестрельного оружия изложены ст. 23 Закона РФ «О полиции», а в ст. 18 этого закона закреплены меры принуждения, применяемые сотрудниками полиции в качестве средств и способов необходимой обороны, задержания правонарушителей, защиты правопорядка в условиях крайней необходимости. Данные меры обращены в настоящее и потому чаще всего способны самостоятельно и оперативно разрешить конфликтную ситуацию. Это естественная первичная охранительная реакция.

Именно первой помощью и исчерпывается назначение данной группы мер, в том числе таких, как применение огнестрельного оружия. Поэтому правовая природа применения огнестрельного оружия состоит в том, что данные меры воздействия применяются сотрудниками полиции при возникновении состояния необходимой обороны, крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление.

Таким образом, применение огнестрельного оружия, исходя из их правовой природы и назначения, относятся к мерам специального административного пресечения (защиты), а в зависимости от способа осуществления являются правомерными насильственными способами воздействия на лицо, совершающее общественно опасное деяние, транспортное средство или животное (непосредственным принуждением).

Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением признаются сопротивление сотруднику полиции и нападение на него, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых полицейскому могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

Закон РФ «О полиции» расширяет право сотрудника полиции применять огнестрельное оружие:

  • для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
  • для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
  • для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 Федерального закона «О полиции»;
  • для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 ФЗ «О полиции» сотруднику полиции предоставляется право применять служебное огнестрельное оружие нового вида - огнестрельное оружие ограниченного поражения.

Огнестрельное оружие ограниченного поражения - это пистолеты, револьверы и огнестрельные бесствольные стреляющие устройства отечественного производства, предназначенные для поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением травматического действия и не предназначенные для причинения смерти человеку.

Применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения сотрудник полиции имеет право во всех ранее перечисленных случаях применения огнестрельного оружия, а также:

  • для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
  • для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
  • для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
  • для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.

Федеральным законом «О полиции» сотруднику полиции запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Кроме того, сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Вооруженный сотрудник полиции, в соответствии с ФЗ «О полиции», при выполнении функциональных обязанностей в целях соблюдения гарантий личной безопасности имеет право обнажать огнестрельное оружие и приводить его в готовность к немедленному применению, в случае возникновения оснований для его применения.

Список литературы.

1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993, (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, статьи 20, 22, 25 гл. 2).

2. О полиции: ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета от 10 февраля 2011г., № 28. ст. 15.

3. Об оружии: ФЗ РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (принят ГД РФ 13 ноября 1996 года) (с изм. на 5 апреля 2011 г.) // Российская газета, от 8 апреля 2011 г. № 75.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Издательская группа ИНФРА М-Норма, 2009. С. 74.

5. Административное Право: Учебник /Под ред. Ю.М. Кохюва, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2009. С 304; Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть 1. М.: МЮИ МВД России, 2008. С. 197 - 198; Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багкшаев З.А. Российское административное «право: Учебник. М.: Юристъ, 2008. С. 172, 203.

6. Административное Право: Учебник / Под ред. Ю.М. Кохюва, Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2009. С. 304; Коренев А. П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть 1. М.: МЮИ МВД России, 2008. С. 197 - 198.

7. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багкшаев З.А. Российское административное право: Учебник. М.: Юристъ, 2008. С. 172, 203.

8. Попов Л.Л. Правовая основа административно-принудительных мер охраны общественного порядка // Правовые основы обеспечения общественного порядка: Учебное пособие / В.В. Лазарев, Л.Л. Попов, Л.М. Розин. - М., 2008. С.71.

Применение огнестрельного оружия на территории Российской Федерации (РФ) регулируется несколькими статьями федеральных законов (ФЗ). Это закон ФЗ «О полиции» (применение огнестрельного оружия), закон «Об оружии» и закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

Применение стрелкового оружия правоохранительными органами

Законом «О полиции» предусмотрены все случаи, при которых сотрудник полиции может применять оружие. Все причины применения достаточно подробно расписаны в 23 статье данного закона (части 1 и 3). В случаях, непредусмотренных данным законом, применение огнестрельного оружия сотрудником полиции является недопустимым.

Порядок применения оружия полицией возможен лишь в таких случаях:

  • Для защиты гражданского населения, если происходит нападение, которое угрожает их жизням. Угрожающим жизни считается нападение, продолжением которого будет увечье или смерть;
  • Также закон о применении оружия разрешает его применение полицией при нападении на полицейского, когда есть явная угроза его жизни и здоровью или преступник пытается завладеть оружием полицейского.

Во всех данных случаях закон разрешает применение табельного оружия. Все остальные действия сотрудников полиции с оружием, например демонстрация, приведение в боевую готовность и даже удары огнестрельным оружием не считаются применением оружия по ст. 23 ФЗ РФ.

Основные случаи, при которых соблюдаются условия применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции

Закон «О полиции» говорит, что применение физической силы совместно с применением огнестрельного оружия возможно в следующих ситуациях:

  • При попытке угона преступником полицейского автомобиля или любой иной техники, которая состоит на вооружении органов ОВД. В этом случае правовые основы применения оружия предусматривают предварительный выстрел в воздух;
  • При отказе человека сдать оружие, радиоактивные или взрывчатые веществ а, которые незаконно находятся у него. В данном случае сначала демонстрируется угроза применения оружия. Если человек начинает размахивать оружием или бросать в полицейских или гражданских лиц взрывчатыми или радиоактивными веществами, то закон допускает применение физической силы с использованием оружия;
  • При освобождении заложников закон разрешает применение физической силы и огнестрельного оружия только по отношению к лицам, которые могут причинить вред или убить заложников. Против лиц, которые не причиняют физического вреда заложникам, оружие не применяется (разрешено только применение физической силы);
  • При задержании преступника, который совершает тяжкое преступление против жизни, здоровья или имущества. Применение огнестрельного оружия в данном случае возможно, если преступник пытается скрыться и не реагирует на предупредительный выстрел. Перед использованием огнестрельного оружия полицейский обязан лично убедиться в факте незаконных действий нарушителя. Если сотрудник полиции действует исходя из показаний свидетелей, то разрешается только применение физической силы и спецсредств, так как подозреваемый может быть абсолютно непричастен к данному преступлению;
  • При отбитии вооружённого нападения на любые частные или государственные учреждения разрешается применение огнестрельного оружия;
  • Для пресечения побегов лиц, которые задержаны, помещены в тюрьму или конвоируются для перемещения в места отбывания наказания. При попытке сообщников заключённого помочь побегу также разрешается применение стрелкового оружия.

Данные пункты являются основным тезисом закона о применении стрелкового оружия полицией.

Другие случаи, связанные с применением огнестрельного оружия сотрудниками МВД

Существуют и другие случаи, связанные с применением огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел:

  • Сотрудники ГАИ могут применять для остановки транспортных средств нарушителей не только различные спецсредства, но и табельное оружие. Применение огнестрельного оружия допускается лишь после неоднократных невыполняемых требований остановиться и предупредительного выстрела в воздух. Огонь ведётся для механического поражения транспортного средства с целью его остановки;
  • Для обезвреживания граждан, которые своими действиями создают опасную обстановку для других граждан и при этом никак не реагируют на требования сотрудников МВД остановиться;
  • Для обезвреживания опасного дикого или бешеного животного, которое может угрожать жизни или здоровью граждан;
  • Пределы применения стрелкового оружия допускают совершение выстрелов с целью подачи сигналов опасности или предупредительных выстрелов в воздух;
  • Сотрудники МВД могут использовать служебное оружие для разрушения замков, которые препятствуют проникновению (на основании закона) полиции внутрь помещений.

Необходимо понимать, что при наличии разрешения, сотрудник МВД имеет право проникновения в любые помещения. Присутствие хозяев или владельцев помещения при этом не требуется.

Статья 23 также говорит о том, когда случаи применения оружия неприемлемы:

  • Нельзя стрелять на поражение в женщин, инвалидов или несовершеннолетних, если их инвалидность или возраст известен или очевиден сотруднику полиции. Допускается применение стрелкового оружия к таким лицам лишь при оказании сопротивления с применением оружия или при групповых или вооружённых нападениях данных лиц;
  • Если на месте совершаемого преступления наблюдается значительное скопление граждан, непричастных к данному преступлению, применяемые при задержании средства не должны причинить им вред. Использование в таких случаях стрелкового оружия запрещено, если могут пострадать непричастные граждане.

Закон, касающийся применения оружия гражданами Российской Федерации

Применение оружия и специальных средств гражданами РФ регулирует закон «Об оружии». В отличие от применения огнестрельного оружия сотрудниками МВД, владелец гражданского или охотничьего оружия может применять его только в случае крайней необходимости. Применяя оружие, его владелец должен чётко осознавать ответственность, которую придётся нести за превышение мер необходимой самообороны. Применять гладкоствольное или стрелковое оружие возможно лишь в следующих ситуациях:

  • Для защиты своей жизни, здоровья или имущества, если в этом есть крайняя необходимость;
  • Перед применением нужно обязательно предупредить лицо, в отношении которого планируется применить стрелковое оружие;
  • Выстрел без предупреждения возможен лишь в том случае, когда промедление может стоить жизни хозяину оружия или другим невиновным лицам;
  • При самообороне с помощью стрелкового оружия недопустимо причинение вреда третьим лицам.

Запрещено применять огнестрельное оружие по отношению к женщинам, инвалидам и несовершеннолетним лицам. Если данные лица участвуют в вооружённом или групповом нападении, тогда применение стрелкового оружия разрешается. В любом случае, о каждом факте применения оружия для самообороны, владелец обязан незамедлительно сообщить в ближайшее отделения органов внутренних дел. Если нападающий серьёзно ранен, владелец оружия обязан оказать ему первую помощь и вызвать медиков. Если стрелявший не знает, как оказывать первую помощь, лучше не трогать раненого до приезда скорой помощи.

Применение оружия военнослужащими

Ситуации применения оружия военнослужащими во многом сходны с ситуациями применения служебного оружия сотрудниками МВД. Все военнослужащие могут применять стрелковое оружие для защиты своей жизни и здоровья, если это необходимо для обороны. Командный состав может приказать своим подчинённым применить оружие в следующих случаях:

  • Для отражений различных нападений на объекты, находящиеся под охраной военной части, колонн, машин и иного армейского имущества;
  • Применение оружия часовым производится по уставу, сначала должно последовать предупреждение и выстрел в воздух, потом открывается огонь на поражение;
  • Если замечена попытка захвата оружия или военной техники, открывается огонь на поражение;
  • Применение оружия разрешается при задержании лиц, которые вооружены и не подчиняются требованиям о сдаче.

Кроме перечисленных случаев, командир может лично применить оружие или приказать подчинённым это сделать в случае бунта во вверенной ему части.

Применение стрелкового оружия и специальных средств в охране

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности» позволяет использовать оружие сотрудникам охранных фирм и частным детективам только при соблюдении требований, указанных в данном законе.

Любой сотрудник частного охранного агентства при применении стрелкового оружия или специальных средств обязан:

  • Предупредить нарушителя о том, что он вынужден применить оружие, если нарушитель не выполнит его требований. При этом охранник обязан предоставить нарушителю достаточно времени для выполнения своих требований. Немедленное открытие огня возможно лишь в случаях, когда нарушитель может угрожать жизни окружающих или охранникам и промедление повлечёт за собой тяжёлые последствия;
  • Охранник обязан даже при использовании стрелкового оружия стараться причинить минимальный вред нападающему. По возможности нужно просто нейтрализовать преступника;
  • При причинении телесных повреждений или пулевых ранений охранник обязан оказать первую помощь и вызвать медиков. Обращение в ближайший отдел внутренних дел является обязательным условием;
  • При причинении тяжких повреждений или смерти нападающего, охранник обязан в кратчайший срок уведомить об этом прокурора.

Все представители охранных структур обязаны иметь документы, подтверждающие их квалификацию. Нужно помнить, что лишь охранники самого высокого (шестого) разряда имеют право пользоваться гражданским стрелковым оружием. Кроме разряда, охранники должны с периодичностью проходить проверки на знание основ применения оружия и специальных средств. Данные проверки назначаются местными органами исполнительной власти, так же как и их периодичность. Любое превышение мер самообороны или применение оружия без крайней на то необходимости влечёт за собой уголовную ответственность.

Часто приходится сталкиваться с непониманием охранниками инструкций применения оружия и специальных средств, поэтому руководители охранных фирм должны уделить время для объяснения спорных моментов в должностной инструкции. Часто охранники считают, что их форма и бэйдж является достаточным способом объяснения их статуса. Перед тем, как дать какие либо указания нарушителю, охранник обязан уведомить его о том, что он является охранником и находится при исполнении своих обязанностей.

Если ситуация требует применения стрелкового оружия, охранник обязан сделать предупредительный выстрел в воздух. Многие охранники в стрессовой ситуации забывают сделать предупредительный выстрел, что часто приводит к непоправимым последствиям.

Статья 16 чётко указывает лишь на два случая, когда можно применять спецсредства или стрелковое оружие без предупреждения:

  • Если промедление повлечёт за собой опасность для жизни и здоровья охранника;
  • Если действия нарушителя могут повлечь за собой непоправимые последствия.

Огонь без предупреждения, в каких ситуациях он возможен?

Если более подробно рассмотреть данные пункты, можно выделить, какие именно действия нарушителя могут угрожать жизни и здоровью охранника или жизни других людей, в результате которых можно открывать огонь без предупреждения:

  • Если охранник видит огнестрельное оружие, направленное на другого человека, он может стрелять без предупреждения. С данным пунктом следует быть очень аккуратным, ведь существует множество моделей пневматического или сувенирного оружия (его называют ещё охолощённым) которое по внешнему виду не отличается от боевых аналогов (охолощённое оружие изготавливают на базе боевых образцов, лишая их возможности стрелять);
  • Нападение на охранника или другого человека с использованием холодного оружия или другого предмета, которым можно лишить жизни. В этом случае также стоит трезво оценивать ситуацию, возможно расстояние между преступником и жертвой достаточно велико и применение стрелкового оружия не является необходимым;
  • Если преступник начинает душить охранника путём сдавливания горла;
  • При выталкивании на ходу из автомобиля или другого движущего транспорта также допускается стрельба без предупреждения;
  • Если злоумышленник направил транспорт на человека, и существует опасность того, что он погибнет;
  • Попытка нападающего отобрать огнестрельное оружие может быть остановлено стрельбой без предупреждения.

Кроме этого, существует ещё множество внештатных ситуаций, при которых применение стрелкового оружия без предупреждения является оправданным. Например, попытки утопления, сожжения и тому подобные ситуации.

Случаи, когда существует опасность наступления тяжких последствий из-за промедлений, бывают различные. Только профессионализм охранника может определить реальную степень опасности. Например, если преступник приготовился к броску гранаты или самодельного взрывного устройства, следует незамедлительно открыть огонь.

Разбойное нападение на охраняемое имущество

Под нападением на имущество следует понимать нападение на охранника с целью завладения охраняемым имуществом. Действия, которые связаны с завладением чужого имущества, путём вооружённого нападения, квалифицируются как разбой, поэтому сотрудник охраны имеет право применять огнестрельное оружие для защиты своей жизни и здоровья.

Более сложный вариант – это кража имущества, когда преступники пытаются незаметно от охранника похитить вверенное ему имущество. В этом случае применение огнестрельного оружия зависит от конкретной ситуации. Не стоит стрелять в любого постороннего человека на охраняемом объекте, возможно, что это случайный прохожий, который заблудился или пьяный.

Существует один нюанс, касающийся предупредительных выстрелов в воздух. Если охранник выстрелит, не имея права открывать огонь на поражение, психологическая составляющая будет конечно высока и преступник сразу образумится, а вот действия охранника в этом случае подпадают под статью административного кодекса (стрельба в непредназначенных для этого местах), и за это предусмотрен денежный штраф.

Не стоит забывать, что статус частного охранника действует лишь во время его дежурства. В свободное от работы время охранник является обычным человеком, и все его действия с применением оружия подпадают под статьи закона «Об оружии», применяемом к обычным гражданам.

Применение оружия для защиты своего дома и имущества

В качестве огнестрельного оружия для обороны вашей квартиры или частного дома можно выбрать два варианта:

  1. Травматическое оружие;
  2. Охотничье оружие.

Если с первым вариантом всё более или менее понятно, то второй нужно рассмотреть более подробно. Так как в России множество охотников, глупо было бы им покупать для защиты своего имущества ещё и травматический пистолет. Тем более, что убойная сила гладкоствольного ружья не идёт ни в какое сравнение с мощностью травматического оружия.

Лучшим вариантом использования ружья при защите от грабителей будет вариант бескровный. Постарайтесь просто держать преступника на мушке до приезда полиции. Можно для демонстрации своей серьёзности выстрелить поверх его головы (так и полиция приедет быстрее, и соседей разбудите). Если преступник ведёт себя непредсказуемо и пытается бежать или ждёт момента, чтобы напасть на вас, лучше позволить ему уйти, чем стрелять на поражение. Это убережёт вас от проблем с превышением мер необходимой самообороны.

Применение стрелкового оружия в России – тема достаточно скользкая. Гражданским лицам рекомендуется применять огнестрел лишь в самых крайних случаях, когда угроза жизни очевидна.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.

Статьи, устанавливающие условия и порядок применения оружия гражданами и частными охранниками, содержатся в следующих нормативных актах:

Статья 24 «Применение оружия гражданами»:

Граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного или группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия.

Правила использования спортивного и охотничьего оружия устанавливаются законодательством Российской Федерации.

2. Закон РФ от 11 марта 1992 года «О частной детективной и охранной деятельности в Российской. Федерации».

Статья 16 «Условия применения специальных средств и огнестрельного оружия»:

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности — специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при применении специальных средств обязаны:

. предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

. стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

. обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;

. немедленно уведомить прокурора обо всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные детективы и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой лишение лицензии, а также иную ответственность, установленную законом.

Статья 17 «Применение специальных средств»:

На частную детективную и охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством Российской Федерации.

Частные детективы и охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан;

2) для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.

Статья 18 «Применение огнестрельного оружия»:

Охранник имеет право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;

3) для предупреждения (выстрелов в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.

Указанные статьи во многом сходны по содержанию, однако между ними есть существенные различия:

. по кругу лиц, на которых распространяется их действие;

Статья 24 Закона «Об оружии» действует в отношении всех граждан России, обладающих оружием на законных основаниях, в том числе на частных охранников.

Статьи 16, 17, 18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в российской Федерации» действуют только в отношении частного детектива и охранника.

. по основаниям к применению оружия;

В статье 24 Закона «Об оружии» такими основаниями являются условия необходимой обороны и крайней необходимости.

Применение оружия согласно статье 16 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» возможно лишь на основаниях, перечисленных в этом Законе (см. статьи 17,18) и в пределах предоставленных лицензией прав.

Частный охранник является таковым только во время исполнения обязанностей, предусмотренных Договором с заказчиком, т.е. с момента заступления на дежурство до момента сдачи дежурства. Промежуток времени между получением оружия охранником и заступлением на дежурство, а также между сдачей дежурства и сдачей оружия в комнату хранения оружия не входит в пределы действия статей 16, 17, 18. При необходимости применения оружия в этих случаях охранник действует на общегражданских основаниях, перечисленных в статье 24 Закона «Об оружии».

. по видам оружия;

Статья 24 Закона «Об оружии» регламентирует применение служебного и гражданского оружия самообороны (см. статьи 3, 4 Закона «Об оружии»).

Статьи 16, 17, 18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в российской Федерации» устанавливают условия и порядок применения только служебного оружия и специальных средств, выдаваемых охраннику для исполнения служебных обязанностей (см. Перечень видов специальных средств и Перечень видов вооружения охранника).

. по порядку мероприятий после применения оружия

Статья 24 Закона «Об оружии» обязывает владельца оружия незамедлительно сообщать в органы внутренних дел о каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека.

Статья 16 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» обязывает частного детектива и охранника, кроме оповещения органов внутренних дел, обеспечивать доврачебную помощь пострадавшим от применения оружия и специальных средств и уведомлять прокурора о случаях смерти или причинении телесных повреждений.

Перед получением лицензии кандидат проходит специальную подготовку по программе обучения частных охранников, куда входит и медицинская подготовка, поэтому охранник обязан уметь оказывать доврачебную помощь. Нарушение требований закона, в том числе и этого требования, может повлечь за собой лишение статуса частного охранника или детектива. Гражданин, не являющийся охранником, не обязан уметь оказывать доврачебную помощь. Но, несмотря на отсутствие в статье 24 Закона «Об оружии» обязанности оказания доврачебной помощи пострадавшим от применения оружия, его владелец может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 125 УК РФ «Оставление в опасности» независимо от того, является он охранником или нет.

Уведомление прокурора обязательно только для детективов и охранников по причине того, что надзор за исполнением Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Предлагаем образец рапорта о применении оружия

Начальнику ________________

(наименование ОВД по месту применения)

Рапорт

Докладываю Вам,что _______________________________________________________

(дата, время, место, адрес применения)

мною охранником __________________________________________________________

(наименование ЧОП,СБ)

при _______________________________________________________________________

(нахождении на посту, следовании с поста(на пост)

применено: оружие, спецсредство, физическая сила(указать нужное)

(вид, модель, номер, калибр, расхд боеприпасов)

при следующих обстоятельствах _______________________________________________

(подробно о нарушителях -действия, слова,приметы)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(о своих действиях)

____________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(о потерпевших и свидетелях)

___________________________________________________________________________

(о соблюдении Вами оснований, порядка и правил применения мер силового воздействия или обоснования своих действий, как гражданина, в рамках ст.37,38,39 УК РФ)

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(ваши установочные данные)

Подпись_________________

Дата____________________

Говоря об условиях применения частным охранником специальных средств и огнестрельного оружия, необходимо отметить, что само применение этих средств поражения является правом охранника, но не обязанностью. Это право может быть реализовано только в случаях, когда использованы все иные менее опасные для жизни и здоровья средства пресечения преступных действий, например, словесное предупреждение, применение физической силы, помощь других лиц и т.д., а также, когда возникли основания к применению (статьи 17,18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»). В то же время, если охранник принял решение применять эти средства, то обязанностью его является соблюдение условий их применения (статья 16).

Закон не уточняет, каким образом необходимо предупреждать о применении оружия и специальных средств. Основание 3 статьи 18 дает право предупредительного выстрела в воздух. Кроме этого, предупреждение может быть выражено и иным способом, доступным пониманию правонарушителя.

Различия в применении специальных средств и огнестрельного оружия заключаются в следующем:

Специальные средства могут применяться для защиты жизни и здоровья охранника, а огнестрельное оружие — только для защиты его жизни ;

Для охранника необходимо представлять различия между угрозой для жизни или здоровья и отсутствием таковой, а в большинстве случаев эту границу определить затруднительно, учитывая его эмоциональное состояние в момент нападения. Насилием, опасным для жизни или здоровья, признаются (даже при отсутствии серьезных последствий) такие действия, как нанесение лежащему человеку ударов ногами, целенаправленное нанесение ударов в жизненно важные органы, перекрывание дыхательных путей, применение предметов, предназначенных для нанесения ранений, и т.п. Поэтому данные действия могут являться основанием для применения охранником специальных средств или огнестрельного оружия, с учетом личности правонарушителя, его физических данных, возраста.

Насилием, не опасным для жизни или здоровья, которое может быть применено правонарушителем при нападении или сопротивлении, дающим основание к применению специальных средств, является нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, ограничение свободы потерпевшего против его воли. Однако огнестрельное оружие здесь применять недопустимо.

Специальные средства могут применяться и для защиты жизни и здоровья охраняемых граждан , а огнестрельное оружие — только для защиты жизни самого охранника ;

Защита жизни и здоровья граждан - это одно из охранных мероприятий, разрешенных лицензией. Но основание 1 статьи 18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» не дает возможности охраннику на основании договора защищать их путем применения огнестрельного оружия. Применяя огнестрельное оружие для защиты жизни и здоровья других лиц, частный охранник может мотивировать это действие основанием 2 статьи 18, отражая групповое или вооруженное нападение на охраняемую собственность, когда под охраной состоят личные вещи клиента, и при этом реализует свое гражданское право на защиту законных интересов других лиц на основании статьи 24 Закона РФ «Об оружии».

Для применения специальных средств достаточно физического сопротивления правонарушителя при посягательстве на охраняемую собственность, а для применения огнестрельного оружия необходимо наличие группового или вооруженного нападения на нее.

Сопротивление менее общественно опасно по сравнению с нападением, поскольку сопротивление — это действие, при котором активной стороной является лицо, пресекающее преступление. Это состояние может возникнуть, например, после совершения кражи (тайного хищения имущества) или грабежа (открытого хищения имущества), умышленного повреждения или уничтожения имущества.

При нападении активен нападающий . Одиночное невооруженное нападение на охраняемую собственность не дает права охраннику применять огнестрельное оружие против правонарушителя. Любые групповые преступления всегда признавались наиболее опасными формами преступной деятельности. Например, организованная группа — более опасное формирование, чем простая группа, т.к. в организованной группе существуют дисциплина, сплоченность, распределение обязанностей, специализация отдельных членов группы и т.д., тогда как простая группа лиц — формирование обычно разовое, бесструктурное. Групповое (два и более нападающих) или вооруженное (с применением угрожающих жизни предметов) нападение является обстоятельством, отягчающим наказание.

Все эти посягательства для обязательной реакции на них частного охранника должны быть совершены в отношении охраняемой собственности, которой является имущественный комплекс, принадлежащий клиенту и перечисленный в договоре об оказании охранных услуг. Если посягательство совершается в отношении собственности, в договоре не означенной, то охранник не обязан реагировать на него, а имеет право на общегражданских основаниях.

Справка: В Российской Федерации 4,5 млн. граждан получили право на владение оружием, во владении имеется 5,4 млн. единиц оружия, в основном охотничьего. Около 9,5 тыс. единиц наградного оружия находится у 6,5 тыс. граждан.

У организаций различных форм собственности имеется в общей сложности 400 тыс. единиц оружия, им владеют в т.ч. 17 тыс. юридических лиц.

Частные охранные предприятия имеет более 130 тыс. единиц оружия, в т.ч. 86 тыс. короткоствольного служебного оружия.

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Закон РФ «О полиции» - N 3-ФЗ - ориентирован на создание корректных взаимоотношений между обществом и такой силовой структурой, как полиция. Утверждает, что данный орган предназначен для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан нашей страны, а также иностранцев, лиц без гражданства. Устанавливает правовой статус полиции и права, а также обязанности её служащих, границы, необходимость и порядок применения огнестрельного оружия, использования специальных устройств и физической силы. Корректирует деятельность полиции с учётом современных требований общества. Регламентирует меры принуждения и порядок их применения.

Закон РФ «О полиции» 2015 года № 3-ФЗ был принят 28.01.2011 г.

Закон РФ «О полиции» – регулирует организацию милиции в нашем государстве, служебные обязанности, права, правила приёма и увольнения, гарантии правовой и соц. защиты сотрудников милиции. Утверждает систему данной структуры, описывает иерархию должностного подчинения в её рамках. Указывает гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции, а также ситуации, когда сотрудникам милиции допустимо применять специальные средства, огнестрельное оружие и физическую силу.

9226 11.03.2019 5 мин.

Право на использование огнестрельного оружия в первую очередь связывают с предупреждением преступлений. При реализации возложенных полномочий право на вооружение получают исключительно представители органов правопорядка исполнительной власти. Связывают эту меру пресечения с определенными административно- правовыми нормами. Применение вооружения классифицируют как меры админпресечения.

Когда можно применять

Закон «О полиции», оговаривает все случаи, когда правоохранитель может прибегнуть к применению огнестрельного оружия (при этом слово «использование» исключается). Все причины для применения подробно расписаны в частях 1 и 3 статьи 23 Закона «О полиции».

Там сказано, что объектом для применения вооружения становится физическое лицо, которое выполняет опасное правонарушение против человека, животного или транспорта. Немаловажным является соблюдение и наличие . О том, можно ли использовать пневматический пистолет для самообороны смотрите по .

Другие, разрешенные законом РФ, оружейные манипуляции, выполненные в виде демонстрации, обнажения, приведения в полную готовность, нанесение физических ударов оружием без выполнения предупредительного выстрела в юридическом плане не считаются применением оружия.

Использование оружия

Сотрудником полиции

Закон говорит о применении оружия сотрудниками полиции в следующих ситуациях:

    1. С целью защиты мирных граждан во время нападения, небезопасного для жизни. Таковым считается воздействие, которое при беспрепятственном продолжении приведет к тяжелым увечьям или смерти человека.
    2. Если осуществляется нападение на правоохранителя, появляется угроза его здоровью и жизни, налицо попытка завладеть табельным оружием.

Смотрите видео:

  1. Если злоумышленник пытается завладеть служебным автомобилем полиции или же иной техникой, стоящей на вооружении в органах правопорядка.
  2. Если человек отказывается от законных требований правоохранителей сдать оружие, боевые комплекты, взрывчатые и радиоактивные вещества, находящиеся с ним, оказывает активное сопротивление (замахивается боеприпасами, разбрасывает ядовитые вещества), выполняет действия, предоставляющие реальную угрозу для находящихся рядом лиц.
  3. С целью освобождения заложников. Полицейский может применить оружие исключительно против граждан, которые могут нанести физический вред или причинить смерть заложникам. Против лиц, которые причастны к преступлению, однако физического вреда потерпевшим нанести не могут, оружие не применяется.
  4. При необходимости задержать злоумышленника, во время совершения им преступления тяжкой степени против здоровья, жизни и чужого имущества. При этом подозреваемый пытается сбежать с места преступления. Полицейский должен лично увидеть факт противоправных действий, видеть, что деяние может быть продолжено, а злоумышленник пытается скрыться или оказывает сопротивление. Если же полицейского позвали свидетели, и они утверждают о совершенном преступлении, то применение оружия не допускается, поскольку лицо может оказаться непричастно к указанным деяниям.
  5. Если требуется отбить вооруженное нападение, а также штурмовое нападение группы злоумышленников на государственные помещения, различные общественные заведения, организации и частное жилье.
  6. Чтобы пресечь побег задержанного гражданина.
  7. Лица, помещенного под стражу.
  8. Гражданина, осужденного к определенному сроку лишения свободы.
  9. Чтобы пресечь попытки освобождения силой таких граждан.

Сотрудниками МВД

Страж порядка может использовать табельное оружие (например ) при возникновении таких ситуаций:

  1. Когда нужно остановить транспортное средство (движущееся) путем его механического повреждения, если гражданин своими действиями создает опасную обстановку для окружающих граждан, однако не реагирует на множественные требования полицейского остановиться.
  2. Чтобы обезвредить животное, которое угрожает жизни граждан.
  3. Для подачи срочных сигналов опасности, выполнения предупредительного сигнала, чтобы позвать на помощь.
  4. Чтобы разрушить запирающие конструкции (различные устройства и их элементы), которые препятствуют проникновению полицейского на законных основаниях внутрь жилого или любого другого помещения.

Сотрудник МВД имеет право проникать в жилые, административные и хозяйственные здания граждан в любое время суток. При этом присутствие хозяев жилья или уполномоченных лиц необязательно.

При проникновение в различные помещения

Согласно части 3 ст. 15 ФЗ «О полиции» предусмотрены четыре главных основания, когда полицейский вправе проникнуть в помещение:

  1. Для спасения человеческой жизни или гражданского имущества при возникновении чрезвычайных ситуаций, а во время массовых беспорядков, для обеспечения и контроля безопасности рядовых граждан.
  2. Для задержания граждан, которые по подозрению полицейского, совершили противоправные деяния.
  3. В целях пресечь готовящееся противозаконное деяние.
  4. Чтобы выяснить все обстоятельства несчастного случая.

О том, как сделать пневматику своими руками смотрите тут.

Гарантии соблюдения законности для правоохранителей

Статья 16 Закона «О полиции» оговаривает гарантии персональной безопасности полицейского. Он вправе обнажать оружие и приводить его в полную боевую готовность, если, мнению правоохранителя, наступят вышеописанные причины для применения.

Если человек держит в руках оружие, в это же время пытается подойти к полицейскому, активно сокращая расстояние между ними, или же пробует коснуться табельного оружия, страж порядка может применить имеющееся огнестрельное оружие.

При этом запрещено применять его против инвалидов (признаки явные), лиц женского пола и несовершеннолетних (при этом возраст правонарушителя известен полицейскому или явно виден). Но если вышеуказанные граждане оказывают сопротивление, групповое или вооруженное нападение, допускают другие действия, несущие угрозу для жизни и здоровья других граждан, применения оружия разрешается.

В данном видео вас ознакомят со статьей 23 Закона РФ “О полиции” в части применения оружия.

Максимально серьезной мерой админпресечения считается применение огнестрельного оружия. Следствием подобных действий могут стать тяжкие телесные повреждение, в некоторых случаях оружие может привести к смерти человека.

В таком случае полицейскому нужна дополнительная гарантия законной защиты своих действий. Обо всех случаях применения оружия правоохранитель в течение суток обязан в письменном виде (подать рапорт) сообщить начальнику отделения (управления) полиции по месту работы.

Возможна подача рапорта по месту настоящего нахождения полицейского. Если появляется необходимость, начальник органа внутренних дел имеет право назначить проведение служебной проверки, при проведении которой будет установлена законности применения оружия.

Если после применения оружия злоумышленник был ранен, убит, об этом в срочном порядке уведомляется прокурор.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что применять огнестрельное оружие полицейский может при возникновении ситуации, угрожающей жизни, здоровью, а также нанесению вреда имуществу.

Использовать оружие можно с целью стабилизации ситуации, для упреждения преступлений, для задержания предполагаемого преступника. Про пневматический пистолет мр 661к 09 Дрозд бункерный читайте .

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!