Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Сколько независимых судей в международном суде оон. Международный суд оон

Ещё несколько столетий тому назад основными способами решения международных конфликтов или иных вопросов были дипломатия и война. Причём второй способ использовался значительно чаще, чем первый, из-за того, что с его помощью можно было добиться больших результатов в случае победы. Но по мере развития общества эволюционировала его правовая культура. Стало понятно, что война приносит вред как побеждённым, так и победителям. Таким образом, общество начало искать более комфортные способы решения Большим толчком к подобным размышлениям стало появление специфической правовой отрасли, которая регулировала отношения между субъектами, имевшими статус государств.

Международное право во многом помогло развить способ диалога между странами, при помощи которого можно было бы решать практически любые проблемы. Чтобы добиться реализации международно-правовых норм, создали специальные органы, которые получили статус судов. На сегодняшний день в такие суды обращается большое количество субъектов как публичного, так и частного права. В статье мы охарактеризуем и раскроем основные аспекты международных судов разной направленности.

Понятие международных судебных инстанций

Для любого рядового гражданина практически всегда остаётся загадкой вопрос о том, что такое международный суд.Вне зависимости от статуса и направленности международной судебной инстанции существует единый правовой регламент деятельности подобных органов. Интересен тот факт, что любой международный суд - это следствие определённого договора, заключённого между государствами. Учитывая данный факт и иные особенности, можно выделить единое понятие. Таким образом, международная судебная инстанция - это орган, который создаётся исключительно на основе определённого международного договора с целью решения и рассмотрения споров различного характера между государствами и в некоторых случаях частными лицами. Сегодня в мире существует масса различных судебных инстанций, каждая из которых отвечает за тот или иной сектор международного права. В статье будут представлены наиболее известные из них.

Правовой статус решений международных судов

Существует множество вопросов о том, как реализуется право международных судов.Проблема в том, что не существует единого механизма, при помощи которого решения представленных в статье инстанций использовались на национальном уровне в отдельных странах. В теории международного права выработана концепция, гласящая, что решение международного суда реализуется в рамках того договора, вследствие которого он создан. Учитывая специфику подобных организаций, представленная концепция вполне обоснованна. Таким образом, статус международного суда любой направленности регламентируется конкретным международным договором между определёнными государствами.

ООН

Одним из наиболее известных и поистине важных органов в сфере регулирования международных споров является суд ООН.

Эта инстанция была учреждена в соответствии с уставом Организации Объединённых Наций в 1945 году. Орган является одним из шести основных ведомств Организации. Согласно Уставу, он осуществляет регулирование международно-правовых споров в соответствии с принципами справедливости и разрешения конфликтов мирными способами. Международный суд ООН был во многом основан из-за Второй мировой войны, когда люди поняли весь ужас подобного рода конфликтов. Его деятельность регулируется отдельным нормативным документом организации. На сегодняшний день таковым является статут международного суда ООН.

Статус суда ООН и применяемые им

Правовой статус суда полностью зависим от нормативных документов Организации Объединённых Наций. Как правило, ее члены по совместительству являются членами международного суда. Учреждён этот орган на основе статуса Организации. В своей деятельности суд ООН пользуется значительным количеством источников международного права. Согласно статье 38 его Статута, для решения определённых правовых споров применяются следующие правовые источники:

  • конвенции, договора международно-правового характера;
  • общие принципы права, которые существуют во всех правовых системах;
  • решения отдельных специалистов, а также наиболее известные

В некоторых случаях суд может обосновывать свои решения принципами справедливости, не ограничивая себя формализированными международно-правовыми нормами.

Юрисдикция

Международный суд ООН распространяет свою юрисдикцию лишь на тех субъектов, которые дали прямое согласие на рассмотрение дела в данной инстанции. Как правило, у государств-участников ООН имеется несколько основных способов, при помощи которых они могут выразить своё желание участвовать в судебном разбирательстве под руководством международного суда. К подобным способам относятся следующие:

  1. Соглашения специального характера (стороны спора договариваются между собой о его передаче в международный суд).
  2. В некоторых договорах существуют статьи, которые изначально обязывают сторону решать все возникающие споры с другим государством в международном суде ООН.
  3. Иногда страна-участница признаёт юрисдикцию суда для себя обязательной посредством одностороннего заявления.

На основе представленных условий международный суд ООН осуществляет свою деятельность в процессе решения споров между государствами.

Международный суд по правам человека

Во многих цивилизованных государствах современности основной ценностью является, прежде всего, человек. Поэтому его права и свободы охраняются многими законодательными актами как национальной, так и международной системы права.

Но даже с учётом развитости правовой культуры населения планеты достаточно часто права человека нарушаются. С этим негативным фактором пытаются бороться, однако в некоторых случаях приходится обращаться в суд. Основным органом в данной сфере является международный суд по правам человека.Данное название является не совсем корректным, потому что орган имеет несколько иное наименование, а именно - по правам человека, основанный в 1953 году. Реализация норм суда осуществляется исключительно по отношению к странам-участникам конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Юрисдикция европейского суда по правам человека

Не является более высоким инстанционным органом, чем вся судебная система того или иного государства. Тем не менее, если взять для примера Российскую Федерацию, которая является членом Европейской конвенции о защите прав человека и его основных свобод, то решения международного суда входят в систему национального права как обязательный элемент. При этом юридическая сила решений больше, чем нормативные акты органов национального законодательства РФ.

Что касается вопроса реализации решений международного суда по правам человека, то за всю историю существования этого органа не было случаев неисполнения его актов. В своих решениях суд вправе справедливо удовлетворить требования сторон, а также компенсировать вред, моральный ущерб и судебные издержки.

Условия для подачи жалоб в международный суд по правам человека

Чтобы суд принял жалобу к рассмотрению, она должна отвечать двум основным условиям, а именно:

  1. Жаловаться можно за нарушения только тех прав и свобод человека, которые прямо предусмотрены конвенцией. Не учитываются исключительные права, прописанные только в конституциях отдельных государств. Интересен тот факт, что некоторые свободы, перечисленные в конвенции, для многих государств-участников являются новеллой, однако данный факт не исключает ответственность за их нарушение.
  2. В соответствии со статьей 34 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека, в суд могут поступать жалобы от физических лиц, группы физических лиц и некоммерческих организаций, которые, по их мнению, стали жертвами прямого нарушения прав.

Суд имеет статус международной организации, поэтому в него может обратиться лицо, которое не является гражданином страны-члена Совета Европы. Ещё одним важным условием для подачи жалобы на рассмотрение в суде по правам человека является тот факт, что лицо должно израсходовать все способы защиты своих прав на национальном уровне и лишь потом обращаться в международные инстанции.

Международный коммерческий арбитраж

Сегодня большое внимание уделяется международной торговле, потому что мировой рынок эволюционирует практически ежесекундно. Как и во всех иных сферах жизнедеятельности человека, в этой также возникают споры, которые необходимо каким-либо образом решать.

Для этого существует международный коммерческий арбитражный суд. Этот орган специально предназначен для рассмотрения и решения споров, возникающих непосредственно между участниками международных коммерческих сделок. В данном случае лицами или же сторонами споров могут быть организации совершенно разной принадлежности к государственным структурам. Международный коммерческий суд нужно отличать от иных инстанций, которые решают споры непосредственно между государствами.

Особенности международного арбитража

Наряду с государственными судебными органами международный коммерческий арбитражный суд является достаточно популярным способом разрешения споров между сторонами контракта, сделки и т. п. Это позволяет выделить наиболее яркие особенности представленного органа, а именно:

  1. Исполнения решений международного арбитража — это достаточно трудоёмкий и спорный момент. На сегодняшний день не существует единого механизма исполнения судебных решений международного органа, который бы реализовывался абсолютно во всех государствах. Этот негативный фактор в некоторых ситуациях даёт возможность сторонам злоупотреблять своими правами вопреки судебному решению.
  2. Международный арбитражный суд использует принцип конфиденциальности, что позволяет сторонам оставить втайне от всех свой спор.
  3. Учитывая тот факт, что арбитражное производство вполне может затянуться на годы, этот специфический вид защиты своих прав отличается большими затратами, прежде всего, на судебные издержки и иные необходимые расходы (найм консультантов, юристов и т. п.).
  4. Международный арбитражный суд - это нейтральный орган, который не будет отдавать личное предпочтение ни одной из сторон спора.

Уголовный международный суд

Важным прорывом в сфере международной юстиции стало создание международного уголовного суда. Согласно Римскому статуту (документу-учредителю органа), международный уголовный суд является инстанцией уголовной юстиции всемирного характера. В его непосредственную компетенцию входит преследование лиц, которые совершили следующие виды правонарушений: военные преступления, геноцид, преступления против человечества.

Статус суда

Международный уголовный суд является постоянным органом, в отличие от точечных трибуналов, которые рассматривают отдельные преступления. Помимо этого, МУС - это отдельная судебная инстанция, расположенная в Гааге. Он не входит в хотя в определённых случаях может возбуждать производства на основании представления этого органа. Рассмотрение дел производится по факту ратификации Римского статута, нормы которого на сегодняшний день действуют на территории 123 государств. Существуют такие страны, которые не вошли в число участниц статута, однако активно помогают в осуществлении деятельности международного уголовного суда и его структурных органов. К числу подобных государств относится Российская Федерация.

Заключение

В заключение следует отметить, что международная юстиция - это не только важная отрасль мирового права в целом, но ещё и большой шаг на пути развития диалога между государствами. Будем надеяться, что вскоре все важные вопросы между странами будут рассматриваться в международных органах.

спор безопасность международный суд

Идеи вечного мира на Земле и торжества мирных средств разрешения международных споров высказывались еще во времена глубокой древности. Историки утверждают, что один из римских цезарей помышлял даже о разоружении, что, однако стоило ему жизни. Во все времена мирные средства разрешения споров, несмотря на их ограниченный и условный характер, приносили известную пользу человечеству, поскольку они служили предотвращению военных столкновений межу государствами.

Наиболее древняя форма международной юрисдикции - третейские суды, практика применения которых была известна уже народам Древнего Востока. В примитивном виде эта форма эта форма разрешения споров встречалась довольно часто в средние века. В истории международного арбитража нового времени особое значение имел спор между США и Англией по делу о крейсере «Алабама». Организационное оформление третейский способ разрешения международных споров получил лишь в начале 20 века, после первой конференции мира 1899 года, созванной по инициативе России, когда была создана Постоянная палата третейского суда (в 1902 г.).

Что касается идеи постоянного международного суда, то уже в 17 столетии в ее пользу начали высказываться некоторые писатели, например, Я.А. Каменский. Большое внимание этой идее уделяли и русские юристы-международники начиная со Стоянова. Но особое значение имеет труд Л. Комаровского о международном суде.

В этой работе впервые в мировой юридической литературе даются теоретические основания и формируются общие организационные начала деятельности постоянного международного суда.

Л. Комаровский обосновывает необходимость международного суда, исходя из начала сочетания суверенитета и международного общения. Международное общение означает равенство и взаимность в отношениях между государствами. В конечном счете, постоянный международный суд, мыслится как межгосударственный, а не надгосударственный орган. Л. Комаровский вообще осуждает идею всемирного государства, которое, по его мнению, означало бы общий застой и деспотизм.

Л. Комаровский полагал, что постоянный международный суд должен быть основан на следующих организационных принципах: независимость суда, коллегиальность, состязательность, публичность, кассационность, деление на департаменты по характеру международных дел. Исходя из принципа суверенитета, обращение к суду должно быть добровольным для государств. Из компетенции суда должны совершенно исключаться все внутренние дела государств. Решение суда обязательно. Принуждение возможно, но ограничено. Во всяком случае, недопустима передача, вооруженных сил в ведение суда. Наоборот, по мнению автора, человечество должно стремиться к разоружению, которое со временем станет не только возможностью, но и обязанностью для всех государств. Выдвинутые Л. Комаровским положения об организации и деятельности международного суда позднее были использованы при организации международной юстиции.

Практически создать международный суд оказалось возможным только после первой мировой войны.

Статья 14 Статута Лиги наций, предусматривавшая такую возможность, определила и основные функции международного суда - Постоянной палаты международного правосудия. В ней указывалось: «Эта палата будет ведать всеми спорами международного характера, которые стороны передадут ей. Она также будет давать консультативные заключения по всем спорам и по всем вопросам, которые будут внесены в нее Советом или Ассамблеей».

На основании этой статьи в 1920 году Советом Лиги наций была образована специальная комиссия юристов, которая выработала проект Статута суда, одобренный в декабре того же года Советом и Ассамблеей Лиги наций. В 1921 году состоялось избрание судей - членов Постоянной палаты международного правосудия. Судьи избирались сроком на девять лет. Вначале суд состоял из одиннадцати судей и четырех заместителей, затем число судей было доведено до пятнадцати.

Обращение к палате было добровольным, но государства по своему усмотрению могли заранее принять на себя обязательную юрисдикцию Палаты по юридическим вопросам. Помимо осуществления правосудия, то есть вынесения решений по спорным делам, Постоянная палата была вправе высказывать свое мнение по юридическим вопросам по просьбе Совета и Ассамблеи Лиги наций.

Как замечает, Кожевников Ф.И., что членство в Лиге наций не обязывало государства принимать Статут Постоянной палаты международного правосудия. Так, СССР вступивший в Лигу наций в 1934 году, не принял, однако, участия в Постоянной палате.

Постоянная палата международного правосудия непрерывно функционировала в течении почти двадцати лет (с 1 сентября 1921 г. по февраль 1940 г.) и за это время рассмотрела 65 дел (37 дел представляют собой споры между государствами и 28 составили консультативные заключения по запросам Совета Лиги наций).

Эти дела, за редким исключением не имели особого значения для поддержания мира, ибо в основном в Палату поступали споры второстепенного характера. Заправилы Лиги наций не раз пытались использовать Палату в антисоветских целях. В этой связи интересно отметить позицию Палаты, при рассмотрении так называемого дела о Восточной Карелии. Оно приобрело характер важного прецедента в деятельности Палаты. «Дело» о Восточной Карелии возникло в результате обращения финляндского правительства в Совет Лиги наций с жалобой, в которой Советское государство обвинялось в том, что оно якобы не выполняет Юрьевского мирного договора 1920 года и не представляет «обещанной автономии» Восточной Карелии. Совет Лиги наций получив эту жалобу, немедленно занялся ее рассмотрением, хотя Советское государство не будучи членом Лиги, не принимало участия в обсуждении этого вопроса. Тогда Совет Лиги обратился к Постоянной палате международного правосудия с запросом дать консультативное заключение по этому «делу».

23 июля 1923 г. Палата приняла резолюцию, из которой следовало, что Совет Лиги не может обсуждать жалобу без согласия Советского правительства. В ней прямо отмечалось, что «в международном праве установлено, что никакое государство не может быть обязано подчинять свои споры с другими государствами посредничеству ли, третейскому ли разбирательству или же, наконец, всякому иному порядку мирного урегулирования без своего согласия. Это соглашение может быть дано однажды для всех случаев в форме свободно принятого обязательства, оно может быть, напротив, дано в одном определенном случае, помимо всяких существовавших ранее обязательств».

Таким образом, в резолюции было подтверждено, что ни международный суд, ни какой-либо другой международный орган, не имеют права рассматривать споры без согласия обеих спорящих сторон.

Деятельность Постоянной палаты международного правосудия фактически прекратилась до ликвидации Лиги наций. С 1940 года до октября 1945 года Палата не заседала. В октябре 1945 г. она собралась для того чтобы решить некоторые организационные вопросы: о судьбе своих архивов, помещений и т.п. 31 января 1946 года члены Палаты подали в отставку. Распад Лиги наций привел к формальному упразднению Палаты. Официально она перестала существовать 18 апреля 1946 года, когда состоялось специальное постановление об этом Ассамблеи Лиги наций.

История учреждения Международного Суда ООН тесно связана с историей создания самой этой организации. Вопрос о международном суде встал уже в первой половине 1944 г. в ходе дипломатических переговоров участников Московской конференции 1943 г. по вопросам создания будущей международной организации всеобщей безопасности. Дальнейшее развитие этот вопрос получил на конференции в Думбартон-Оксе, открывшейся 21 августа 1944 г. Результатом работ этой конференции явилось решение о необходимости создания Организации Объединенных Наций, с включением в число ее основных органов также Международного Суда. Глава 7 Думбартон-Оксского проекта была специально посвящена Международному Суду. Текст ее был подготовлен юридической подкомиссией под председательством американского делегата Хэкворта.

Уже на этой стадии были выработаны следующие важные положения: а) создаваемый Международный Суд является основным судебным органом Организации (п. 1); б) все члены Организации являются ipso facto участниками Статута Международного Суда (п. 4); в) в условия, на которых не члены Организации могут стать участниками Статута Международного Суда, определяются в каждом случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности (п. 5); г) суд действует в соответствии со Статутом, прилагаемым к Уставу Организации, частью которого Статут является (п. 2).

В тот период еще не был решен важный вопрос, о том будет ли Международный Суд ООН иметь новый статус или для него будет сохранен в силе Статут Постоянной Палаты международного правосудия.

Важным этапом создания Международного Суда ООН явилась работа специального комитета юристов. Комитет работал в Вашингтоне с 9 по 20 апреля 1945 г. под председательством Хэкворта. Докладчиком комитета по вопросам Международного Суда был известный французский юрист Бадеван. В работах приняли участие представители 43 государств.

В ходе обсуждений Статута в Комитете возник ряд вопросов. Так, представитель Англии предлагал установит выдвижение кандидатов в судьи не «национальными» группами, как это было в Статуте Постоянной палаты международного правосудия, а непосредственно правительствами. Однако это предложение вызвало возражения со стороны представителей Франции, США, Канады и других. Поскольку голоса в Комитете разделились поровну (16 за и 16 против), было решено представить два текста:

  • 1) с сохранением порядка выдвижения кандидатов в судьи национальными группами и
  • 2) с предложением о выдвижении кандидатов непосредственно правительствами.

Возникли споры и по вопросу о том, обновлять ли состав суда целиком или по третям. Большинство членов комитета (26) поддержало предложение о частичном обновлении суда по третям. Комитет решил также чтобы суды избирались одновременно как Генеральной Ассамблеей, так и Советом Безопасности.

Существенное расхождение возникло в Комитете по вопросу о компетенции суда. Большинство представителей склонялись к тому, чтобы была установлена обязательная компетенция суда. Однако эта позиция натолкнулась на решительное противодействие ряда государств, высказавшихся за сохранение того порядка, который имел место в Постоянной палате международного правосудия, иначе говоря, за предоставление Международному Суду лишь факультативной компетенции. Это предложение было выдвинуто представителем Советского Союза и поддержано рядом государств (США, Англией, Францией, Голландией и др.). В результате было решено представить на рассмотрение конференции в Сан-Франциско оба предложения.

Оживленную дискуссию в Комитете вызвал также вопрос о том, споры какого характера, то есть правовые или любые, государства имеют право передавать в суд. 21 голосом против 9 было решено не вносить в Статут указания, что имеются ввиду лишь споры правового характера.

Комитет же решил вопрос о том, сохранять ли Постоянную палату международного правосудия, пересмотрев лишь ее Статут, или считать создаваемый Международный Суд новым судом, что должно было повлечь ликвидацию Постоянной палаты. Представитель Советского Союза решительно выступил за второе решение, то есть за учреждение нового суда, и в связи с этим за упразднение Постоянной палаты.

По предложению представителя СССР Комитет согласился с тем, что суд обязан предоставить сторонам право пользоваться в судоговорении любым другим языком помимо официальных языков - английского и французского.

На Сан-Францисской конференции вопросами Международного Суда занимался Комитет 4-1, который заседал с 4 мая по 14 июня 1945 г. В Комитете были согласованы все основные положения Статута Международного Суда. Положительно были решены принципиальные вопросы о факультативности компетенции суда и о том, что суд является новым органом. 4 Комиссия Сан-Францисской конференции единогласно приняла Комитетом проект Статута и соответствующих статей главы 14 Устава ООН.

Глава 14 устава ООН полностью посвящена характеристике Международного Суда ООН, определяя принципиальные направления его деятельности. Она состоит из пяти статей (ст. 92-96), содержащих в ряде мест упоминание о статуте Международного Суда.

Статут суда - неотъемлемая часть Устава ООН - был подписан 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г.

Он включает в себя 70 статей. 69 статей (первая статья является вводной) образует 5 глав, рассматривающих вопросы организации суда (ст. 2-33), его компетенции (ст. 34-38), судопроизводства (ст. 39-64), консультативных заключений (ст. 65-68) и поправок (ст. 69-70).

Кроме того, в соответствии со ст. 30 Статута Международного Суда, суд составляет Регламент, определяющий порядок выполнения ими своих функций. Он, в частности устанавливает правила судопроизводства. Регламент Международного Суда был принят 6 мая 1946 г. Он состоит из трех разделов:

  • 1) учреждение и функционирование суда (ст. 1-30),
  • 2) судопроизводство по спорным делам (ст. ст. 31-81) и 3) консультативные заключения (ст. 82-85).

Согласно ст. 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Его учреждение означало реализацию п. 1 ст. 33 Устава ООН в той части, которая предусматривала возможность организации судебного разбирательства в качестве одного из мирных средств разрешения международных споров.

Устав ООН (ст. 95) не препятствует членам Организации поручать разрешение своих разногласий другим судам в силу уже существующих соглашений или таких, которые могут быть заключены в будущем. Такие суды могут иметь особую организацию и различную, в том числе и специальную компетенцию. Известны случаи образования иных международных судебных органов. Так, 15 декабря 1950 г. Генеральная Ассамблея ООН создала временный суд ООН из трех лиц для рассмотрения споров между Великобританией и Францией и ливийским и итальянским правительствами. 29 января 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН создала временный суд для рассмотрения споров между Великобританией и правительствами Италии и Эфиопии в связи включением Эритреи в состав Эфиопии.

Учреждение Международного Суда означает, что он является новым судебным органом, а не простым продолжением Постоянной палаты международного правосудия.

Новый характер Международного Суда ООН подтвержден в решении самого суда от 26 мая 1959 г. Это решение прямо указывает на факт роспуска прежнего суда и учреждения нового суда.

Международный Суд ООН является новым и с точки зрения осуществления правосудия, так как сама основа международного правосудия - международное право - существенным образом изменилась. В своей деятельности Международный Суд не связан прецедентами, установленными практикой Постоянной палаты международного правосудия. Это не означает, что между правилами судопроизводства нового суда и процессуальными формами старого суда существует полный разрыв. Международный Суд во многом воспринимает те формы судопроизводства, которые были установлены в Постоянной палатой международного правосудия. В этом смысле следует понимать и положение ст. 92 Устава ООН о том, что Международный Суд «действует в соответствии с прилагаемым Статутом, который основан на Статуте Постоянной палаты международного правосудия». Таким образом, новый Статут лишь основан на прежнем, но не тождествен ему.

О Постоянной палате международного правосудия упоминается также в ст. ст. 36 и 37 Статута суда. В п. 5 ст. 36 Статута Постоянной палаты международного правосудия, продолжающие оставаться в силе, считаются в отношениях между участниками Статута признанием ими для себя обязательной юрисдикции Международного Суда на неистекший срок действия этих заявлений и в соответствии с условиями, в них изложенными. А в ст. 37 указывается, что во всех случаях, когда действующий договор или конвенция предусматривает передачу дела суду, который должен был быть учрежден Лигой наций, или Постоянной палате международного правосудия, дело между сторонами - участниками настоящего Статута должно передаваться в Международный Суд.

Эти положения Статута суда имеют ввиду лишь отдельные все реже и реже встречающиеся случаи сохранения в силе некоторых юридических актов, относившихся к прежнему суду. Даже в этих случаях Международный Суд ООН ни в малейшей степени не связан с прецедентами прежнего суда, хотя Статут Международного Суда не запрещает ему принимать во внимание различного рода прецеденты.

Наконец, Международный Суд является новым и с точки зрения своего состава. Состав Постоянной палаты международного правосудия не обеспечивал представительство в суде главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира, так, в нем не было представителя социалистической системы права. Международный Суд же обеспечивает такое представительство, так же как и других правовых систем мира.

Суд открыт для всех государств-участников Статута. Но кроме того, согласно ст. 35 Статута, суд может быть открыт и для других государств на условиях, которые определены Советом Безопасности с соблюдением особых постановлений, содержащихся в соответствующих договорах. Эти условия не могут ставить стороны в неравное положение перед судом.

Указанные условия были определены в резолюции Совета Безопасности 15 октября 1946 г. Главные из них сводятся к тому, что соответствующее государство обязано предварительно предоставить в секретариат суда текст заявления, по которому оно принимает юрисдикцию суда и обязуется добросовестно выполнять его решения, а также все обязательства, налагаемые на членов ООН согласно ст. 94 ее Устава. Такое заявление может иметь как частный, так и общий характер. В первом случае юрисдикция суда возникает в отношении уже существующих споров, во втором - имеются в виду также споры, которые могут возникнуть в будущем. Государство может принять на себя обязательную юрисдикцию суда безоговорочно или с оговорками.

Международный суд ООН, в соответствии с п. 1 ст. 7 Устава организации, выступает в качестве одного из основных органов, уполномоченных на рассмотрение мировых споров. Данная инстанция функционирует на постоянной основе.

Международное право: Международный суд ООН

В п. 1 ст. 33 указанного документа приводится перечень средств урегулирования конфликтов между государствами. Одним из них выступает разбирательство в суде. Рассматриваемый институт был учрежден в 1945 году. Статут суда, совместно с гл. 14 Устава ООН, были разработаны на конференциях в Сан-Франциско и Думбартон-Оксе. Они проводились в 1945 и 1944 годах, соответственно. Все члены ООН выступают и как участники Статута Суда. Государства, не входящие в организацию, могут стать ими на условиях, установленных Ген. Ассамблеей по рекомендации СБ. Совет Безопасности устанавливает порядок, в соответствии с которым рассматривается каждое отдельное дело в Международном суде.

Состав

В Международный суд ООН входит 15 человек. Они формируют независимую коллегию. Члены инстанции выбираются независимо от гражданства. Они должны обладать высокими моральными качествами, удовлетворять требованиям, которые предъявляются в их государствах к кандидатам на высшие судебные должности. Члены органа могут быть также юристами, с признанным мировым авторитетом. Кандидаты в Международный суд в каждой стране выдвигаются "национальными группами". В них входят члены Постоянной палаты третейской инстанции.

В случае если какое-либо государство не участвует в ней, то формируется специальная национальная группа. Окончательный состав утверждается СБ и Генеральной ассамблеей из числа кандидатов, внесенных в перечень по представлению указанных групп. Международный суд выбирает председателя и вице-председателя. Продолжительность их полномочий - три года. Они могут быть переизбраны на следующий срок. Голосование осуществляется тайно по принципу абсолютного большинства. В случае если Председатель выступает в качестве одной из стороны в споре, который рассматривает Международный суд, он должен уступить свое место. Аналогичное правило действует и в отношении вице-председателя.

Секретарь

Он также избирается абсолютным большинством. Срок полномочий - 7 лет. Секретарь также может переизбираться. Аналогичный порядок действует и для его заместителя. Работа секретаря осуществляется в следующих направлениях:

  1. Судебном. Она заключается в подборе различных прецедентов, договорных, нормативных текстов, мнений компетентных юристов.
  2. Дипломатическом. В полномочия секретариата входит направление различных сообщений от имени Международного суда.
  3. Финансовом и административном. Секретариат выполняет работу, связанную с решениями кадровых вопросов, подготовкой бюджета, помещений и пр.
  4. Лингвистическом. В компетенцию секретариата входит выполнение редактирования и перевода документов.

Ad hoc

Деятельность Международного суда в отношении некоторых споров может осуществляться не только выбранными 15 членами. При разбирательстве определенных конфликтов могут участвовать и так называемые лица ad hoc. Они являются судьями, которые избираются по ст. 31 Статута по выбору страны-стороны в споре, если она не представлена на слушаниях. Если в составе коллегии присутствует лицо, являющееся гражданином одного из участников конфликта, другой может выбрать для присутствия на заседании лицо по собственному выбору. Такие судьи не выступают как постоянные члены. Они привлекаются только к разбирательству конкретных споров. Вместе с этим, в процессе рассмотрения материалов они обладают равными правами с другими избранными членами коллегии. Международный суд также может пригласить для участия в заседании асессоров. В отличие от лиц ad hoc, они не обладают правом голоса и выбираются самой коллегией, а не сторонами.

Процедура

Инстанция располагается в Гааге. Однако ее местонахождение не создает препятствий для выполнения своих задач в любом ином месте. По п. 1 ст. 23 Статута, орган действует постоянно, кроме вакаций (каникул), продолжительность и сроки которых устанавливает сам Суд. Члены коллегии должны находиться в распоряжении инстанции в любое время, кроме периодов пребывания в отпуске, на больничном или отсутствия по другим серьезным причинам. Заседания проводятся в полном составе коллегии, за исключением случаев, прямо установленных Статутом. Для формирования присутствия достаточно кворума в 9 судей. По п. 1 ст. 30 Статута, коллегия составляет регламент. В нем определяется порядок реализации инстанцией своих функций, устанавливаются правила судопроизводства. Заседания ведутся на английском или французском языках. При этом каждой стороне спора разрешается использовать и иной язык, переводя документы и речи на один из официальных.

Стадии

Разбирательство проходит, как правило, два этапа: письменный и устный. Первая стадия может продолжаться до нескольких месяцев. Это обуславливается тем, что от каждой стороны необходимо предоставление письменных разъяснений-меморандумов. Обычно для начала дела в Суд передается соглашение двух стран - так называемого компромисса о рассмотрении. Государство может принять на себя обязательство подчиниться компетенции коллегии. В этом случае подается односторонний иск в Международный суд от другой стороны. Устное рассмотрение спора начинается, когда все материалы изучены, и проведена подготовка к слушанию. Этот этап продолжается обычно несколько дней. В некоторых случаях он может длиться 2-3 недели. Выступление сторон осуществляется через их представителей. Участники разбирательства могут использовать помощь адвокатов и поверенных. После проведения устного разбирательства, начинается закрытое совещание.

Решения Международного суда ООН

После завершения устной стадии разбирательства коллегия удаляется на закрытое совещание. Решения Международного суда принимаются простым большинством. Если в ходе вынесения акта образовалось равное количество голосов, то определяющим будет мнение Председателя. По ст. 57 Статута, каждый член коллегии может представить свое особое мнение, если он не согласен с частью постановления Международного суда или с ним в целом. В п. 2 ст. 74 установлены ограничения для уполномоченных лиц. В частности, судьи вправе или только заявить о своем несогласии, или представить свое мнение, возражая против мотивов или решения в целом. В последнем случае мнение именуется особым, в первом - индивидуальным. Согласно практике Постоянной палаты, они должны быть представлены до второго чтения проекта постановления. Это необходимо для того, чтобы мнения и сам проект были направлены одновременно для публикации. Признание юрисдикции Международного суда не является обязанностью государств. Однако, если она была воспринята на официальном уровне, то акты, вынесенные коллегией, являются обязательными для исполнения на территории таких стран.

Обжалование и реализация

Решение Суда является окончательным - оспорить его нельзя. Стороны вправе только обратиться в инстанцию для толкования акта или пересмотра по открывшимся обстоятельствам, если последние не были известны при рассмотрении спора. П. 2 ст. 94 предусматривается способ обеспечения исполнения решения. Если кто-либо из участников не выполняет возложенные в соответствии с вынесенным актом обязательства, другая сторона может обратиться в СБ. Совет Безопасности, при необходимости, вправе направить рекомендации или предпринять принудительные меры.

Компетенция коллегии

Юрисдикция Международных судов определяется в гл. 2 и гл. 4 Статута. Компетенция распространяется только на межгосударственные споры. Суд не вправе рассматривать конфликты, возникшие между частным лицом и страной или двумя гражданами. Вместе с этим разбирательство может осуществляться только при согласии всех сторон. Из этого следует, что юрисдикция Суда для государств является факультативной, а не обязательной. Соответствующее положение о компетенции было закреплено на конференции в Сан-Франциско. Факультативность юрисдикции выражается в том, что по п. 1 ст. 36 Статута, к ведению коллегии могут относиться споры, которые переданы ей сторонами.

Обязательная компетенция

Страны, участвующие в Статуте, могут признать ее по конкретным делам. В документе предусмотрено несколько вариантов принятия обязательности компетенции. Например, государство вправе выступить с заявлением или стать участником двустороннего соглашения, в условиях которого присутствуют соответствующие положения о юрисдикции Международного суда. К последним, в частности, относятся договоры о мире, сотрудничестве, совместном использовании естественных ресурсов, разграничении морского пространства и пр.

Практика оговорок

Она применяется достаточно широко и в ряде случаев значительно сужает пределы распространения обязательной юрисдикции Суда. В юридических изданиях выделяют, как правило, 4 типа оговорок. По своей сути, они выступают в качестве норм международного права. К ним относят оговорки:


Дополнительная классификация

Прочие оговорки можно подразделить на 5 видов. Наиболее популярными считаются такие, которые относят признание обязательности компетенции Суда к спорам, при разрешении которых участники согласятся либо согласились использовать иные способы мирного урегулирования. Такие оговорки включаются в текст большинства стран. Следует сказать, что положение об использовании иных методов урегулирования споров имеет большое значение. Оно ограничивает область распространения обязательной компетенции только такими вопросами, в отношении которых нет договоренности о применении прочих мирных средств. Это положение вводит пределы субсидиарности, дополнительности юрисдикции Суда.

Достаточно важная группа конфликтных отношений из компетенции коллегии исключается оговорками, относящимися к событиям, связанным с военной оккупацией, войной, боевыми действиями, прочими вооруженными актами. В определенной степени опосредованной международным соглашением считается положение, включенное в заявление стран-членов Британского содружества о неподчинении споров, которые между ними возникают, юрисдикции Суда. Некоторые оговорки ограничивают компетенцию коллегии по конкретным спорам или конфликтам с определенными государствами. Так, к примеру, Гватемала в своем заявлении указала, что ее разбирательство с Великобританией о Белизе неподсудно инстанции и может рассматриваться в Международном суде исключительно на основах справедливости.

Заключение

Кроме заявлений государств, юрисдикция Суда предусмотрена в различных конвенциях. Этими документами регламентируются некоторые особые сферы межгосударственных отношений. В таких конвенциях обычно достаточно жестко фиксируются правила и условия, по которым страны могут передать дела на разбирательство в Международный суд. Все это говорит о том, что несмотря на сравнительно низкую степень признания обязательной компетенции коллегии, она все же наделяется в некоторых случаях достаточно широкими полномочиями.

В качестве одного из общепринятых положений выступает требование к истцу об обосновании юрисдикции Суда в рассмотрении данного конфликта по существу. Кроме того, именно на заявителя возлагается обязанность по доказыванию самого факта существования спора и его юридической природы. В случае нарушения этого требования предъявляемая претензия становится беспредметной. Соответственно, юрисдикция Суда применяться не может. Кроме прямых функций, коллегия исполняет и консультативные. Суд дает разъяснения по любым правовым вопросам по запросам любой организации или учреждения, которые уполномочены направлять их.

Является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он разрешает, на основании международного права, юридические споры между государствами и дает консультативные заключения по юридическим вопросам, которые могут быть перед ним поставлены органами или специализированными учреждениями ООН.

Учрежден Уставом ООН , подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско (США), вместо существовавшей с 1920 года при Лиге наций Постоянной палаты международного правосудия.

Суд формируется и действует в соответствии со своим Статутом, который является неотъемлемой частью Устава ООН, и своим Регламентом.

Статут Международного суда был подписан 26 июня 1945 года и вступил в силу 24 октября 1945 года.

Свое первое открытое заседание Международный Суд ООН провел 18 апреля 1946 года в Гааге (Нидерланды). Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 года.

Сторонами в рассматриваемых Международным Судом ООН делах могут быть только государства. Суд не обладает уголовной юрисдикцией и не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных ООН, а также Международного уголовного суда (МУС).

Суд уполномочен рассматривать правовые споры, связанные с нарушением международных договоров и обязательств или возникающие при их толковании; принимать обязательные к исполнению решения по всем спорам, которые передаются государствами на его рассмотрение; давать консультативные, не имеющие обязательной силы, заключения по правовым вопросам по просьбе Генеральной Ассамблеи ООН, Совета Безопасности и других органов ООН с разрешения ГА ООН.

В Суд могут обращаться участники его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Государство, не являющееся членом ООН, может стать участником Статута на условиях, определяемых в каждом отдельном случае ГА ООН по рекомендации СБ ООН. Все государства-участники Статута Международного Суда могут быть сторонами в рассматриваемых им делах. Другие государства могут передавать на его рассмотрение дела на условиях, определенных СБ ООН. Кроме того, СБ ООН может рекомендовать передать на рассмотрение Суда любой юридический спор.

Разбирательство возбуждается одним из двух следующих способов:

1) Посредством уведомления о специальном соглашении: специальное соглашение является двусторонним по своему характеру, заключается государствами, желающими совместно представить спор на рассмотрение Суда, и состоит из одного текста вопросов, которые они согласились передать на рассмотрение Суда; любое из этих государств может возбудить разбирательство, уведомив Секретариат об этом соглашении;

2) Посредством заявления: заявление, которое является односторонним по своему характеру, подается государством против другого государства на основе юрисдикционной статьи в договоре или заявлений в рамках системы "факультативной оговорки".

Заявление должно быть более подробным, чем специальное соглашение: государство-заявитель должно указать основания наличия, по его мнению, у Суда юрисдикции, точный характер претензии и представить краткое изложение фактов и оснований, лежащих в основе этой претензии. Секретарь препровождает специальное соглашение или заявление другой стороне и судьям, а также Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций и всем государствам-членам, имеющим право обращаться в Суд.

Он включает дело в общий список Суда и информирует прессу.

Решение Суда является обязательным для соответствующих сторон. Любое государство, независимо от того, является ли оно членом ООН или нет, которое считает, что другая сторона не выполнила решение Суда, может довести этот вопрос до сведения Совета Безопасности. Последний, если признает это необходимым, может сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение.

В составе Суда 15 судей . Они избираются ГА ООН и СБ ООН, голосующими независимо друг от друга. При назначении обращается внимание на то, чтобы в Суде были представлены основные правовые системы мира. Судьи избираются на девятилетний срок, причем треть состава суда переизбирается каждые три года. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и выступают в личном качестве, а не как представители государств, гражданами которых они являются, однако в числе судей не может быть более одного гражданина любого государства. К работе суда привлекаются также временные судьи.

Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Суд избирает сроком на три года председателя и вице-председателя Суда, которые могут быть переизбраны. Суд назначает своего секретаря.

Официальные языки Суда — французский и английский.

Местопребыванием Суда является Дворец Наций в Гааге (Нидерланды).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Международный Суд - главный судебный орган ООН. Действует на основе Устава ООН и Статута Международного Суда ООН. Государства, не члены ООН, также могут участвовать в Статуте Международного Суда, на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Суд состоит из 15 независимых судей, избранных из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области МП. В составе Суда не может быть 2 граждан одного и того же государства. Члены Суда действуют в личном качестве и не являются представителями своего гражданства. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Государства представляют список кандидатур в члены Суда Генеральному секретарю ООН. Члены Суда избираются на раздельных заседаниях Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Безопасности. Срок полномочий - 9 лет, при этом каждые 3 года переизбираются 5 судей. Кворум образует присутствие 9 судей.

Стороной по делу, разбираемому Судом, может быть только государство. Физические и юридические лица обращаться в Суд не могут.

К ведению Суда относятся все дела, передаваемые ему сторонами, и вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или конвенциями.

По общему правилу, юрисдикция Суда факультативна, т.е. Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия. Но государства могут делать заявления о признании юрисдикции Суда по всем правовым спорам, касающимся толкования договора, любого вопроса МП, наличии факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушений международного обязательства. В этом случае Суд правомочен рассмотреть дело по заявлению одной из сторон.

Дела возбуждаются в Суде путем нотификации (объявления) соглашения сторон или письменным заявлением одной из сторон.

Судопроизводство в Суде состоит из 2 этапов: письменного и устного. Письменное - сообщении Суду и сторонам меморандумов (Дипломатический документ, излагающий фактическую или юридическую сторону какого-либо вопроса), контрмеморандумов, ответов на них, представлении иных документов и длится, как правило, несколько месяцев. Во время устного этапа Судом заслушиваются свидетели, эксперты, представители сторон, адвокаты и другие участники процесса. Представляет интерес тот факт, что Суд может принимать меры к собиранию доказательств. Так, Суд вправе поручить производство расследования или экспертизы любому лицу или органу по своему выбору.

Разбирательство дела в Суде производится публично, если стороны не просят о проведении закрытых заседаний.

После окончания выступлений сторон Суд удаляется на совещание, которое происходит в закрытом заседании. Все вопросы Судом разрешаются большинством голосов присутствующих; в случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.

По итогам судебного разбирательства выносится решение. В решении указываются имена судей, соображения, на которых оно основано. Решение подписывается Председателем и секретарем Суда и объявляется в открытом заседании. При этом судьи имеют право на особое мнение.

Следует учитывать, что решение Суда не имеет характера прецедента и обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Решение Суда окончательно и не подлежит обжалованию, однако может быть пересмотрено на основании вновь открывшихся обстоятельств.

Суд вправе давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Суд выносит консультативные заключения в открытом заседании.

Суд решает споры на основании МП и применяет международные конвенции, устанавливающие правила, признанные спорящими государствами; международные обычаи; общие принципы права.

В настоящее время заявления о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН сделали около пятидесяти государств. СССР долгое время отрицательно относился к обязательной юрисдикции Суда. Российская Федерация пересматривает позицию.

Официальными языками Суда являются французский и английский Суд обязан по ходатайству любой страны предоставить ей право пользоваться и другим языком, однако решения Суда выносятся на французском и английском языках.

Местопребывание Суда -- Гаага (Нидерланды). Это, однако, не препятствует Суду заседать и выполнять свои функции в других местах во всех случаях, когда Суд найдет это желательным. Председатель и Секретарь Суда должны проживать в месте пребывания Суда.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!