Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Сара бернар краткая биографическая справка. Сара Бернар

Имя: Сара Бернар (Sarah Bernhardt)

Возраст: 78 лет

Место рождения: Париж, Франция

Место смерти: Париж, Франция

Деятельность: актриса театра и кино

Семейное положение: была разведена

Сара Бернар - биография

Сару Бернар называют первой суперзвездой мирового масштаба: почти полвека имя Сары Бернар не сходило со страниц газет и журналов. Во времена, когда не существовало ни Интернета, ни телевидения, добиться такой популярности практически невозможно. В ее честь Сары назван кратер на планете Венера, сорт пиона.

Сара Бернар прославилась не только благодаря своему уникальному актерскому таланту: она постоянно поражала современников эпатажными выходками и шокирующими привычками. К примеру, актриса любила проводить время... в гробу.

Она не видела в этом ничего странного: гроб был для нее чем-то вроде счастливого талисмана. Он появился в жизни юной Сары, когда врачи поставили ей диагноз туберкулез. Девушка, уверенная, что жить ей осталось недолго, очень беспокоилась о том, как будет выглядеть после смерти.

Она уговорила мать купить роскошный гроб, расшитый атласными лентами, и выбрала платье, в котором ее должны были похоронить. После этого Сара чудесным образом выздоровела и сохранила нежную привязанность к атрибуту смерти, уверенная, что он сыграл не последнюю роль в случившемся чуде.

Биография Сары Бернар началась с её появлением на свет в 1844 году в Париже, городе свободных богемных нравов. Полное настоящее имя полученное при рождении - Генриетт Розин Бернар. Мать Сары была «дамой полусвета» - так называли куртизанок, существовавших за счет богатых покровителей. Она была привязана к дочери, однако понимала, что девочке не место среди окружавших ее любителей плотских удовольствий, поэтому Сара большую часть детства провела, меняя нянь и пансионы.


Самым большим счастьем для девочки были редкие встречи с матерью. Она мечтала, что когда-нибудь мама заберет ее домой навсегда, но после очередных каникул Сару снова возвращали в пансион. Однажды в момент отъезда матери девочка бросилась вслед за каретой, упала на мостовую и сломала руку. После этого ее мечта сбылась: она провела с мамой несколько счастливых месяцев.

Чтобы обуздать неукротимый нрав девочки и привить ей благородные манеры, ее решили отдать в школу при монастыре. Но даже монашеская дисциплина не помогла сделать благовоспитанную даму из того сорванца, которым была Сара. Ее бросало из крайности в крайность: она то молилась до исступления и мечтала посвятить всю свою жизнь служению Господу, то подбивала других воспитанниц на очередную проказу.

Как-то Сара умудрилась организовать настоящий побег из монастыря, выбравшись с подружками из окна по связанным простыням. В конце концов, монахини настоятельно порекомендовали матери Сары забрать ее домой.


Добившись долгожданной свободы, Сара, которой, как обычно, овладел дух противоречия, вдруг почувствовала страстное желание стать монахиней. Когда ее мать собрала совет из друзей и родственников, чтобы решить дальнейшую судьбу девочки, Сара выбежала на середину комнаты, в отчаянии заломила руки и, упав на колени, стала исступленно твердить, что не хочет быть куртизанкой, а мечтает уйти в монастырь. Присутствовавший на совете герцог, покровитель матери девочки, воскликнул: «Да ей нужно не в монастырь, а на сцену!»

Сара Бернар - театральная биография

В этот же вечер герцог отвел девушку в «Комеди Франсез». Сара, впервые оказавшись в настоящем театре, еще до начала спектакля пришла в необычайное волнение. Когда после третьего удара гонга занавес над сценой начал подниматься, она едва потеряла сознание. Позже Бернар скажет: «Это поднимался занавес над моей жизнью». У нее было четкое ощущение, что с этого мгновения ее судьба изменилась навсегда.

Тем не менее, актерская карьера Сары чуть не завершилась, едва начавшись. Она окончила театральную консерваторию, но режиссеры не спешили задействовать ее в спектаклях. Таланта в ней никто не видел, а внешность ее по тем временам оказалась непрезентабельной.

В моде были дамы с формами, и Сару с ее тоненькой фигуркой считали слишком худой и даже прозвали «шваброй». Единственными козырями девушки были копна вьющихся рыжих волос и пронзительные дерзкие голубые глаза.

Из-за своего бунтарского нрава Сара потеряла первое место в театре, куда ее устроили по протекции. Оставшись без средств к существованию, она была вынуждена вести ту же жизнь, что и ее мать, даря свою благосклонность богатым покровителям.

Однако, беззаветно влюбившись в театр, девушка ни на минуту не забывала о своем предназначении. Ожидая, когда судьба даст ей шанс проявить себя, Сара брала уроки актерского мастерства у признанных мэтров сцены.

Сара Бернар - Королева эпатажа

Первый громкий успех пришел к Саре Бернар после роли... юноши. Ее телосложение вполне позволяло играть мужские роли, а ей самой очень нравилось перевоплощаться в представителей противоположного пола. Слава новой звезды французского театра, обладавшей «золотым голосом» и необыкновенной пластичностью, стремительно росла.


За пределами Франции Сару Бернар узнали после первого мирового турне. Ей рукоплескали Европа и Америка, публика в считанные часы раскупала билеты на ее спектакли, а журналисты выстраивались в очередь, чтобы взять у нее интервью.

С ростом популярности все ярче проявлялась присущая Саре с детства эксцентричность. Теперь она могла воплощать в жизнь свои капризы и позволять себе любые чудачества.

Гроб, купленный в юношеские годы, по-прежнему был с ней. Он стоял в спальне актрисы рядом с кроватью, и когда Бернар чувствовала упадок сил, то перебиралась с мягких перин на жесткое ложе. Она отдыхала, учила роли, принимала гостей, лежа в гробу. Поговаривали, что гроб фигурировал даже в ее интимных встречах с мужчинами.


В квартире актрисы царил хаос: повсюду были разбросаны безделушки, пледы, подушки и прочие вещи. В своей спальне Сара разместила скелет, а по дому бегали многочисленные собаки и кошки, подобранные на улице. Попугаи, обезьянка и даже змеи, привезенные из заморских стран, тоже нашли свой приют у актрисы.


Необыкновенная во всем, Сара Бернар даже макияж использовала не так, как все женщины. Она ввела среди актрис моду наносить темный грим на уши, чтобы оттенить белизну лица. Кончики пальцев Сара красила красным, чтобы движения рук казались более выразительными.

О себе актриса писала так: «Я очень люблю, когда меня навещают, но ненавижу ходить в гости. Обожаю получать письма, читать их, комментировать; но не люблю на них отвечать. Ненавижу места людских прогулок и обожаю пустынные дороги, уединенные уголки. Люблю давать советы и очень не люблю, когда их дают мне».

Сара Бернар - последний спектакль

О мужчинах Сары Бернар ходили легенды. По слухам, она покорила чуть ли не всех монарших особ Европы и родила сына Мориса от бельгийского принца. Перед ней преклонялись Эмиль Золя, Виктор Гюго , Марк Твен. Ей дарили яхты, дома и бриллианты, ей посвящали поэмы, из-за нее стрелялись на дуэлях, но...никто не смог ее приручить.

Да, ей нравилось мужское внимание, она часто влюблялась, заводила романы, но никогда не теряла голову из-за мужчин. Она знала, что каждой клеточкой души и тела принадлежит театру.

Ничто не могло сломить ее, актриса репетировала и выходила на сцену в любом состоянии: в лихорадке, после тяжелого гриппа, с переломом... Даже когда после долгого и неудачного лечения в возрасте 70 лет ей ампутировали часть ноги, она не ушла из профессии. Выбирая роли, в которых можно было находиться на одном месте, Сара Бернар продолжала играть в театре.

Когда врачи сообщили Саре, что жить ей осталось недолго, она начала планировать свои похороны как последний спектакль. Снова, как в юные годы, актриса выбрала себе гроб, купила наряд, придумала, как будет проходить церемония... И стала ждать, поражая окружающих мужеством и чувством юмора.

На этот раз чуда не произошло: 26 июня 1923 года мир облетела печальная весть о кончине великой актрисы. В последний путь ее провожали десятки тысяч поклонников, и каждый пришел с букетом камелий - цветов, которые так любила несравненная Сара Бернар.

Когда она выходила на сцену, весь зал сидел затаив дыхание. Когда у нее начинался новый роман, это обсуждал весь город. Если же общество хотя бы ненадолго позволяло себе потерять интерес к великой Саре Бернар, она тут же исправляла положение. В ход шли любые средства от высокохудожественных и неподражаемых на сцене до неожиданных и скандальных в жизни. Казалось, что эта неукротимая женщина играла каждую минуту своей жизни, играла эпатажную пьесу в модном стиле модерн, не позволяя публике оставаться равнодушной к происходящему. И она преуспела ее боготворили и обожали, критиковали и порицали, ставили в пример и завидовали.

Великолепная Сара и в жизни, и на сцене тонко чувствовала публику, но при этом никогда не следовала благоразумному мнению большинства. Часто, слишком часто она изящным движением разрушала привычные рамки, страстно бросалась в омут эксперимента и выходила победителем из самых невероятных передряг. Публика рукоплескала. Писатель Пол Моран, ее современник, напишет об этом так: «В 1900-х годах в Париже жизнь была театром, и этим театром была одна Сара Бернар ».

Укрощение строптивой

22 октября у парижской содержанки Юдит Харт родилась дочь. Девочку нарекли Генриеттой Розиной и передали на руки кормилице: мать обладала достаточными средствами, но не имела времени и желания воспитывать свою незаконнорожденную малышку. Тем более что очень скоро выяснилось, что у девочки очень непростой характер, и удержать ее поведение в границах дозволенного было почти невозможно. К десяти годам чертенка Генриетту отправили учиться в школу при монастыре Граншан. И, несмотря на то что заведение это славилось мягким обращением с воспитанницами, девочку несколько раз выгоняли за чинимые ею безобразия. И тут же принимали обратно — так убедительно она раскаивалась в содеянном и обещала больше никогда-никогда не вести себя плохо. Очевидно, монахини были ее первой публикой, на которой она испробовала свою неподражаемую трагически-эмоциональную манеру игры. Позже, кокетничая с обществом, она даже рассказывала, что в юном возрасте собиралась принять постриг. Но она не была создана для монастырских стен и для обычной и примерной жизни. Природа создала ее, чтобы играть на сцене. Может быть, именно этот талант разглядел в ней «друг семьи» герцог де Морни и настоятельно рекомендовал отдать ее в драматический класс парижской консерватории. Что и было сделано. Позже злые языки болтали, что успехами в учебе юная Генриетта обязана богатству ее покровителя, а вовсе не своим способностям. На подобные высказывания юной актрисе было наплевать, как и на все, что мешало достижению поставленной цели. Ее жизненным девизом было «Во что бы то ни стало», и это весьма подходило к ее неукротимому характеру. Свою первую роль она получила в знаменитом парижском театре «Комеди Франсез», который также почтительно называли «Домом Мольера». Афиши скромно оповещали о дебюте некоей Сары Бернар в пьесе Расина «Ифигения в Авлиде». Реакция критиков была также весьма скромной — игра юной актрисы их не впечатлила. Однако театр принял решение заключить с ней контракт. Но время блистать в «Комеди Франсез» для Сары Бернар еще не пришло — на театральном вечере, посвященном Мольеру, младшая сестра актрисы наступила на шлейф пожилой примы театра, и... случился скандал. Сара отказалась извиняться за пощечину, которую она залепила приме, защищая сестренку. Из театра пришлось уйти...

От скандала до триумфа

Хлопнув дверью в «Доме Мольера» и не испытывая по этому поводу ни капли сожаления, Сара Бернар поступила в театр «Жеменаз». Здесь актриса много работала, «искала себя», но особыми успехами похвастаться не могла. И в один прекрасный день она решила все бросить, не сказав никому ни слова, и уехала в Испанию — «подышать воздухом и сменить обстановку». Директору театра она оставила записку, которая заканчивалась словами: «Простите бедную сумасшедшую!» Похоже, уходить из театра со скандалом входило у актрисы в привычку. Нет, ее это совсем не смущало, тем более что вскоре ей пришлось пережить романтически-печальную историю на личном фронте. Увидев молодую красавицу Сару, бельгийский - принц Анри де Линь влюбился с первого взгляда. Несмотря на протест его августейшей семьи, он предложил своей Золушке руку и сердце, обещал признать их новорожденного сына Мориса и даже был готов отказаться от короны. Правда, с одним условием: Сара навсегда уходит со сцены и посвящает себя семье... И хотя она любила своего прекрасного принца, но предпочла театр и личную свободу. Родственники принца и принцессы на выданье вздохнули с облегчением.

В 1867 году она поступила в театр «Одеон», и именно на его сцене к актрисе наконец пришел успех. Примечательно, что первое заметное одобрение критики получила ее роль в жанре «травести» — она играла юношу Занетто в пьесе Ф. Конпе «Прохожий» (1867). Позже она весьма охотно бралась за мужские роли на сцене: блистала в «Женитьбе Фигаро» Бомарше, играя красавчика Керубино, прекрасно исполняла роль сына Наполеона в трагедии Ростана «Орленок» (1900). Причем довольно солидный для актрисы возраст — пятьдесят шесть — не помешал ей сыграть двадцатилетнего юношу. Тогда же Сара Бернар сыграла самую желанную для актеров всех времен роль принца Гамлета. Но все же первый настоящий триумф ей принесла женская роль — королевы в «Руи Балзе» (1872) Виктора Гюго. Публика и сам автор были в восхищении — Гюго вышел на сцену и, преклонив калено, поцеловал актрисе руку. Критики наперебой восхваляли «поэтическую грацию» Сары Бернар и «удрученное подлинной скорбью величие». Театр «Одеон» готовился к дальнейшим переаншлагам. Но тут восходящую звезду переманил к себе «Комеди Франсез», предложив баснословные гонорары. Сара оставила «Одеон», в утешение выплатив театру огромную неустойку.

Пьеса о бесконечной любви

Любовные истории Сары Бернар были не менее знамениты, чем ее роли. Однажды ее спросили, когда она собирается прекратить освещать свою жизнь пламенем любви. Бернар ответила: «Когда перестану дышать!» В связях с ней подозревали едва ли не всех августейших персон Европы, тем более что многие из них давали к этому повод. Так, английский принц Эдуард, австрийский император Франц Иосиф, король Испании Альфонсо и датский король Кристиан IХ щедро одаривали актрису расположением и драгоценностями. Да, Сара Бернар был знаменита своими любовниками. Среди которых, к слову, были не только властные и великие, но и ее партнеры по сцене. Иногда даже казалось, что ей было просто необходимо влюбиться в своего партнера, и порой такая связь длилась ровно до тех пор, пока играли пьесу. Иногда это способствовало головокружительному успеху дуэта, как, например, было в случае с актером Жаном-Муне Сюлли. И всего однажды Сара Бернар прельстилась узами законного брака. Ее избранником стал греческий дипломат Аристид Дамала, с которым она познакомилась на гастролях в России в 1881 году. Избранник, конечно же, был красивым мужчиной, моложе ее на одиннадцать лет, но из этого союза не вышло ничего хорошего. Обнаружив, что муж неисправимый охотник за юбками, игрок и наркоман, великолепная Сара немедленно бросила его — очевидно, без особого сожаления. Мужчины обожали ее за красоту, оригинальность и эксцентричность, и за свою долгую жизнь она ни одного дня не была одинокой. Даже оставленные ею, они порой вспоминали о времени, проведенном с ней, как о «лучших днях своей жизни». Для долгих отношений Саре Бернар не хватало постоянства — часто за ним она видела скуку и застой и посему старалась устраивать себе в жизни как можно больше потрясений.

Жизнь в стиле «эпатаж»

Сегодня мало кого можно удивить скандальным ореолом жизни звезд. Но во времена Сары Бернар это было весьма нетипично даже для знаменитостей. И казалось, что, однажды вкусив прелесть эпатажного поведения, она уже не желала вести себя иначе. Она не признавала канонов ни на сцене, ни в жизни, обожала оригинальность во всем. Во время Франкопрусской войны (1870—1871) она, вместо того чтобы оставить Париж, превратила театр в госпиталь и блестяще справилась с ролью сестры милосердия. В одну из суровых зим она истратила круглую сумму на хлеб... для парижских воробьев. Ее дом был полон экзотики, но самым знаменитым предметом интерьера был гроб красного дерева. Иногда она спала в нем, иногда учила роли, иногда занималась любовью, иногда возила его с собой на гастроли. Демонстрируя завидную смелость, однажды она поднялась на воздушном шаре на 2600 метров — по тем временам это был значительный риск для жизни. Устав от академичного «Комеди Франсез», она решила открыть свой собственный театр и быть в нем полновластной хозяйкой. И хотя эра эмансипации уже приближалась, ее поступок общество посчитало очередным безумством. Сару Бернар это устроило. В 1893 году она приобрела театр «Ренессанс», а спустя 5 лет еще и театр «Шатле», который и стал «Театром Сары Бернар». Она руководила и играла в нем почти четверть века, до самой своей кончины. Казалось, что актриса совершенно не боялась провалов и неудач, и, может быть, именно за эту смелость судьба не уставала делать ей подарки. Великие современники-драматурги — Ростан, Гюго, Дюма-сын — специально под нее писали свои пьесы, и она обеспечивала им триумф. Оскар Уайльд во время ее английских гастролей бросал ей под ноги белые лилии, а Станиславский превозносил ее безупречную актерскую технику. Сара Бернар никогда не скрывала свой возраст и не обращала внимания на ворчание отдельных критиков, что ей давно пора на покой. Казалось, что слова «покой» не существует в ее жизни. Помимо руководства и игры в театре она успевала заниматься живописью и скульптурой, находить новые поводы для сплетен и скандалов и даже сниматься в немом кино. Правда, говорят, что первый опыт работы в синематографе ужаснул актрису и она даже упала в обморок, но позже все-таки снялась в нескольких лентах и позволила оставить их для истории.

Конец легенды

Сара Бернар обожала играть трагедии, и, возможно, ее мечтой было умереть на сцене. Она не мыслила себя без театра, и даже когда в 1915-м врачи ампутировали ей ногу, она продолжала появляться в спектаклях — ее выносили на специальных носилках. Здесь очень подходили к случаю слова, однажды сказанные актрисой: «Велик тот артист, который заставляет зрителей забыть о деталях ».

Пожалуй, все понимали, что ее звезда скоро закатится, но никто не думал об этом, когда она произносила со сцены свои монологи. Незадолго до своей смерти она назначила шести самым красивым актерам театра нести на похоронах ее гроб, который на этот раз она собиралась использовать по назначению. Ее не стало 26 марта 1923 года. После себя она оставила огромное количество воспоминаний современников, противоречивые рецензии знаменитых критиков, книгу собственных мемуаров. Последняя, впрочем, совсем не отвечает на вопросы любопытных, укрывая жизнь актрисы вуалью дразнящей тайны. Сара Бернар считала, что «легенда всегда берет верх над историей», и старалась следовать этому. И снова преуспела, став самой легендарной актрисой своего времени. Сколько было в этом таланта, а сколько скандала, теперь уже никто точно не скажет. Да и можно ли упрекать женщину за желание быть любимой, неповторимой и божественной?


«Божественная Сара» - именно там публика называла одну из самых известных актрис конца 19-начала 20 вв Сару Бернар . Незаурядная внешность, драматический талант, волшебная энергетика сделали ее тогда известной на весь мир. Чехов писал: «Играя, она гонится не за естественностью, а за необыкновенностью. Цель ее – поразить, удивить, ослепить…»




Сара Бернар (Sarah Bernhardt ) родилась в 1844 году в семье модистки-куртизанки и адвоката. Детство будущей актрисы прошло в окружении нянек. Девочка практически не виделась с матерью, т. к. та проводила время на балах и приемах со своими покровителями. В 15-летнем возрасте, узнав об истинном занятии матери, Сара Бернар бросилась ей в ноги и умоляла отправить в монастырь. Свидетелем этой сцены стал герцог де Морни, очередной обожатель матери. Он воскликнул, что этой девочке место не в монастыре, а в театре. По его протекции Сару приняли в Национальную академию музыки и декламации, а через 2 года в театр «Комеди Франсэз».



Благодаря великолепно исполняемым драматическим ролям и трагическим перевоплощениям, публика окрестила актрису «Божественной Сарой». Перед ней преклонялись зрители всей Европы, России, Северной и Южной Америки. Повсюду ее осыпали драгоценными подарками, посвящали стихи.



Как правило, актрисы позволяют себе вольности, но Сара Бернар эпатировала публику своим поведением не только на сцене, но и в жизни. Еще в юности, когда актриса переболела чахоткой, она упросила мать купить ее гроб из красного дерева. Девушка боялась, что ее похоронят в каком-нибудь некрасивом гробу. В последствие Сара Бернар возила этот гроб на все гастроли. Она спала в нем, разучивала роли, позировала фотографам, в общем, считала его своим талисманом.
В доме у актрисы было много необычных вещей. На стенах висели чучела птиц с черепами в клювах, из домашних питомцев там присутствовали гепард, крокодил, хамелеон.



Помимо женских ролей актриса блестяще справлялась с мужскими партиями. Роль сына Наполеона в пьесе «Орленок» Ростана вызывала восхищение публики. А за исполнение партии 20-летнего юноши зрители вызывали Сару Бернар (которой на тот момент было 56 лет) на бис 30 раз.
С появлением кинематографа Сара Бернар была первой, кто принимал участие в съемках. На тот момент актриса была далеко немолодой женщиной, а камера показывала все ее морщины. После просмотра фильма со своим участием «Дама с камелиями» Сара Бернар больше не снималась в фильмах.



В 1905 году, во время выступления в театре Рио-де-Жанейро, Сара Бернар повредила себе колено. Травма оказалась серьезной. К 1915 году из-за гангрены ей пришлось ампутировать всю правую ногу. Актрисе даже предлагали 10000 долларов за то, чтобы демонстрировать ее конечность перед медиками, но та отказалась. Несмотря на отсутствие ноги, женщина не прекращала свои выступления до 1922 года.

Феликс Надар, которого современники прозвали «Тицианом фотографии».

Французская актриса Генриетт Розин Бернар, которую поклонники называли Божественной Сарой, признана первой звездой международной сцены. Она сыграла около 70 ролей в 125 постановках в Европе, США, Канаде, Южной Америке, Австралии и на Ближнем Востоке. Заметными ролями Сары Бернар в театре были Федра Жана-Батиста Расина, Тоска и Теодора Викторьена Сарду, Адриенн Лекуврер Эжена Скриба, Донья Соль из «Эрнани» Виктора Гюго и Маргарита Готье из «Дамы с камелиями» Александра Дюма-сына. Она управляла несколькими театрами в Париже, прежде чем арендовала «Театр наций», переименованный позже в «Театр Сары Бернар» (сегодня это «Театр де ла Вилль»). Бернар выступала в качестве публичной персоны, сценические романы и трагедии которой наполняли ее собственную жизнь.

Ранняя биография

Сара Бернар была дочерью голландской куртизанки еврейского происхождения Юлии Бернар. Родилась 23 октября 1844 года. Ее свидетельство о рождении было утеряно, и биографы часто указывают дату 22 октября. Сара была старшей из трех незаконнорожденных дочерей Юлии. Второй была Жанна (1851-1900), а третьей - Регина (1853-1884). Неясно, кем был отец великой актрисы. Предполагается, что это был молодой студент по имени Морель, который впоследствии сделал карьеру офицера военно-морского флота. Когда Саре было 13 лет вместо отца в ее свидетельстве о крещении подписался ее дядя Эдуард.

Детство девочки прошло в пансионе, где за ней ухаживала няня, а затем в школе-интернате близ Версаля. Большую часть времени мать отсутствовала. Учитывая религиозное образование, девочка хотела стать монахиней. И все же, когда ей исполнилось 16, любовник ее матери Шарль Дюк де Морни, незаконнорожденный сводный брат Наполеона III, устроил ее в театр.

Учеба и сценическое имя

В течение двух лет Бернар училась актерскому мастерству в Парижской консерватории, где ее идеалом стала выпускница этого учебного заведения знаменитая актриса Рахиль, которая тоже была еврейкой. На протяжении всей своей карьеры у Сары был ее портрет, с которым она постоянно себя сравнивала. Рахиль стала знаменитостью в Париже и Лондоне благодаря исполнению роли Федры в 1843 г. и Адриенны Лекуврер в 1847 г.

Выбирая сценическое имя, Бернар знала, что слава Рахили и ее собственная будущая репутация будут связаны с романтическим и антисемитским интересом к еврейским женщинам. Их происхождение порождало дискриминационные антисемитские карикатуры, которые атаковали их, например, за предполагаемую жадность. Национальность актрис подчеркивалась в антисемитских романах и псевдобиографиях, таких как «Дина Самуил» Фелисьена Шампсо, «Мемуары Сары Барнум» Мари Коломбье и др.

После франко-прусской войны 1871 г. Бернар была вынуждена защищаться от обвинений в том, что она была еврейкой и немкой, гордо признав первое и отвергнув второе. В письме, написанном в связи с этими обвинениями, она повторно признала свою еврейскую идентичность. Иностранный акцент, о котором она очень сожалела, Бернар называла космополитичным, но не тевтонским. Она утверждала, что является дочерью великой еврейской расы, и ее необузданный язык - это результат вынужденных скитаний.

Когда Сара достигла славы и независимости, она возила свою труппу по всему миру, превратившись из отвергнутой странницы в международную звезду, почитаемую всеми.

Начало карьеры

В 1862 г. актриса Сара Бернар впервые выступила в национальном театре Comédie Française в роли героини пьесы Расина Ифигении. Но уже через несколько месяцев она была уволена после того, как дала пощечину старшей актрисе, оскорбившей ее. Недовольная маленькими ролями, которые ей давали в модном театре Gymnase-Dramatique, она сбежала в Брюссель. 22 декабря 1864 г. Бернар родила своего единственного сына Мориса. Это был плод ее любви с Анри Принсом де Линем.

В 1866 г. она начала работать в «Одеоне». В 1868 г. Бернар добилась первого публичного успеха, играя соблазнительную Анну Демби в «Кине» Александра Дюма. Критики отметили ее эксцентричный костюм и теплый голос. В том же году она сыграла Корделию в «Короле Лире» Шекспира. В 1869 году большим успехом пользовалась ее роль мальчика-менестреля Занетто, ухаживающего за пожилой куртизанкой в одноактной пьесе «Прохожий» Франсуа Коппе.

Во время франко-прусской войны Бернар открыла в «Одеоне» больницу. Когда Виктор Гюго вернулся из ссылки, она блестяще сыграла королеву Марию в его «Рюи Блазе». Аудитория была очарована ее жестами, выразительным голосом и превосходной декламацией.

В 1872 г. успех актрисы убедил Comédie Française пригласить ее снова. В последующие годы она полностью развилась и стала знаменитостью благодаря исполнению роли Федры и Доньи Соль.

Таланты актрисы

Бернар разработала собственный эмоциональный романтический актерский стиль, основанный на лирическом голосе, эмоциональной игре, срыве ожиданий зрителей в отношении ее персонажей, раскрытии силы в слабости и слабости в силе. Она выразительно играла травести, такие как Занетто в «Прохожем» и Гамлета Шекспира. Однако суть выступления была изобразительной.

Память у Сары Бернар была удивительной. Она очень быстро запоминала роли, прочитав текст 2-3 раза. Но после прекращения выступлений она полностью забывала текст. В начале карьеры у Бернар случались приступы потери памяти, и у нее была боязнь сцены.

Помимо сцены Сара занималась скульптурой и добилась некоторого успеха, выставлялась в Парижском салоне между 1876 и 1881 годами. В 1880 г. она выставила там свою картину. Тем не менее, ее наибольшим талантом было проецирование эмоциональных поз в незабываемые сцены. Она беспокоилась о том, чтобы ее внешность гармонировала с шедеврами (например, играя Теодору, она одевалась так же, как императрица в мозаичных росписях в Равенне), или рекламировалась как таковая благодаря портретам, плакатам и фотографиям, на которых она изображалась в ключевых сценах. Знаменитым стало фото Бернар в роли Меландри, на котором она запечатлена лежащей с закрытыми глазами в гробу, повторяя картину «Офелия» сэра Джон Эверта Милля и «Юную мученицу» Поля Делароша. Изображение служило рекламой ее любимых сцен умирающих героев, таких как Маргарита, Федора и Адриенна, безжизненно падающих в объятия своих любовников.

Богемная жизнь

В 1876 году в личной жизни Сары Бернар произошла трагедия: умерла ее мать. В том же году ее репутация роковой женщины спровоцировала скандал, когда в защиту ее чести на дуэль были вызваны два журналиста.

В то же время она покинула свою квартиру на Рю-де-Ром и переехала в свой недавно построенный величественный дом на углу улицы Фортуни и проспекта де Вильерса. Ее друзья - известные художники Гюстав Доре, Жорж Клерин, Луиза Аббема и Филипп Парро - расписали стены ее дома аллегорическими картинами. Художественный бастион символизировал ее новый богемный образ жизни.

В отличие от других известных европейских салонов II половины XIX в., главной достопримечательностью ее дома были не гости, а сама хозяйка. Среди друзей Бернар были авторы Джордж Санд и Виктор Гюго, художник Густав Моро, романист Пьер Лоти и такие драматурги, как Жан Ришепен и Жюль Ламетр, также являвшиеся ее любовниками.

Международный успех

В июне и июле 1879 г. Сара Бернар в составе Comédie Française произвела триумфальный дебют в лондонском театре Gaiety. А в начале 1880 г. она ушла из театра и со своей труппой отправилась в турне по Европе и США. Для американского турне Бернар выбрала пьесы, в которых лучше всего проявлялись ее таланты: «Федру», «Адриенну Лекуврер», «Эрнаниту», «Фру-Фру» Анри Мельяка и Людовика Галеви и еще не сыгранную «Даму с камелиями» Дюма-сына. Ее тур имел огромный финансовый успех.

В начале 1882 г. Сара встретила Аристидиса Дамалу, офицера греческой армии, который был младше ее на 12 лет. Они поженились в Сент-Эндрю на протестантской церемонии в Лондоне в конце успешного тура по Италии, Греции, Венгрии, Австрии, Швеции, Англии, Испании, Португалии, Бельгии, Голландии и России. Почитаемая наравне с членами королевских семей, Сара была признана высшим дворянством. Король Италии Умберто подарил ей восхитительный венецианский веер, король Испании Альфонсо XII дал ей бриллиантовую брошь. После ее выступления в «Федре» император Австрии Франц-Иосиф надел на нее старинное ожерелье. В Санкт-Петербурге царь Александр III был глубоко тронут ее искусством.

Приобретение театра

В июле 1882 г. после возвращения во Францию Сара Бернар, воодушевленная успехом ее труппы, купила на имя сына Мориса театр de l’Ambigu. Это решение стало ее первой управленческой катастрофой, которая, однако, сопровождалась ее триумфом как актрисы бульварного театра.

Драматург Викторьен Сарду предложил ей свои мелодраматические сценарии, которые подчеркивали ее таланты. С согласия Бернар он писал такие пьесы, как «Федора», «Теодора» и «Тоска». Поскольку она получила самую высокую плату как актриса, ее театр влез в огромные долги. Сын Морис отказался от руководства, и Бернар арендовала большой 1800-местный театр «Порт Сен-Мартен».

После успеха «Фру-Фру» и «Дамы с камелиями» новая пьеса Ришепена «Нана Сахиб», написанная специально для нее, потерпела фиаско. Бернар вернулась к «Даме с камелиями», чтобы спасти театр от финансовой катастрофы.

Работа в театре «Порт Сен-Мартена»

В сентябре 1884 г. Сара Бернар начала успешное сотрудничество с Феликсом Дюкенелем в качестве нового директора «Порт Сен-Мартена» и Сарду в качестве драматурга. Их главной сенсацией стала пьеса «Теодора», премьера которой состоялась 26 декабря 1884 года. В 1885-86 гг. она была сыграна 300 раз в Париже и более 100 раз в Лондоне. В 1886 г. Бернар отправилась в тур по Южной и Северной Америке, начиная с Бразилии. Летом 1887 г. она вернулась в Париж и с гордостью похвасталась друзьям, что тур сделал ее богатой. Бернар купила дом на бульваре Перейр, 56, где жила до своей кончины. В том же году ее сын Морис женился на польской княжне Марии-Терезе Яблоновской. Партнерство Бернар с Дюкенелем и Сарду достигло еще большего триумфа с постановкой «Тоски».

В 1889 г. ее муж умер от передозировки морфина.

Через несколько месяцев после того, как у актрисы Сары Бернар появилась внучка Симона, она попросила Дюкенеля руководить постановкой новой пьесы Эмиля Моро «Процесс Жанны д"Арк». Игрой 19-летней девы 45-летняя актриса восстановила свою честь, поскольку до сих пор отождествлялась ​​с ролями порочной королевы, проститутки и дамы сомнительного поведения. Хотя пьеса была зрелищной и успешной, она закрылась после 16 недель, потому что Бернар физически страдала от необходимости постоянно падать на колени. Успешное партнерство было приостановлено с провалом «Клеопатры» Сарду в 1890 году.

Мировое турне

В 1891 году Бернар отправилась в очередное мировое турне. В июне 1892 г. она уехала в Лондон репетировать «Саломею» Оскара Уайльда, написанную специально для нее по-французски. Репетиции были прерваны из-за отказа лорда Чемберлена предоставить разрешение на ее показ в Англии. Через год она продала театр «Порт Сен-Мартен», и ее агент организовал покупку Théâtre de la Renaissance, предназначенного для небольших постановок и интимных вечеров, оформленных в стиле рококо. Бернар вернулась во Францию ​​из мирового турне самой богатой и популярной актрисой того времени. Ее капитал составил 3,5 млн франков.

Творческие поиски

Пять лет, которые Сара Бернар посвятила оттачиванию каждого аспекта репетиции, были самыми инновационными. Она была готова экспериментировать с такими молодыми писателями, как Жюль Леметр и Октав Мирбо. Обращение последнего к теме бастующих фабричных рабочих вызвало скандал, который заставил ее временно закрыть театр. Пьеса «Принцесса Греза» (1895) Эдмона Ростана явилась ее попыткой присоединиться к современному символистскому театру. Но ей не удалось извлечь выгоду из мистицизма и религиозности, играя в спектаклях по пьесам Сарду «Спиритизм» и Ростана «Самаритянин». Соревнуясь с сенсационным сезоном 1897 г. Элеоноры Дузе, в следующем году Бернар представила «Мертвый город» любовника Дузе Габриэле Д"Аннунцио. Однако долги ее театра составили 2 млн франков.

«Театр Наций»

В январе 1899 г., решив избежать дальнейших финансовых потерь, Бернар взяла в оренду на 25 лет «Театр Наций» в Шателе, принадлежавший Парижу. Театр был монументальным, позволяя ей в возрасте 55 лет находиться на безопасном расстоянии от аудитории. Она отремонтировала помещение в соответствии с ее звездным статусом. Фойе стало ее собственным маленьким Лувром. Здесь были представлены большие полотна Аббемы, Клерена, Луи Бернара и Альфонса Мухи, изображавшие актрису в роли самаритянки, Гисмонды, Теодоры, Маргариты Готье («Дама с камелиями»), принцессы Грезы и сына Наполеона.

Театр открылся с возрождением «Тоски», продолжил спорное исполнение роли Гамлета. Сара Бернар добилась триумфа благодаря ее травести-роли в «Орленке» Ростана в марте 1900 г. Одетая в военную форму, она изобразила 17-летнего сына Наполеона. Постановка была приурочена к Парижской выставке, которая привлекала большие толпы и поощряла патриотический дух. Сара дала 250 спектаклей «Орленка», заслужила уважение и стала национальной героиней.

В 1903 г. был достигнут дальнейший успех благодаря седьмой и последней по счету исторической мелодраме Сарду «Волшебница», место действия которой происходит в Толедо во времена инквизиции. Сара исполнила роль страстной цыганки, преследуемой злодеем. В 1904 г. она сыграла Пеллеаса в лондонской постановке «Пеллеас и Мелизанда» Мориса Метерлинка.

Поездки в Америку

В 1905 г. Бернар отправилась в длительный тур по Америке. Во время своего последнего выступления в «Тоске» в Рио-де-Жанейро с ней произошел несчастный случай, из-за которого спустя десятилетие ей ампутировали правую ногу.

В марте 1906 г. она выступала в огромном шатре, вмещающем 5 тыс. зрителей, в Канзас-Сити, Далласе и Уэйко. В 1906 г. после ее возвращения в Париж, она сыграла святую Терезу в скандальной пьесе «Дева Авила» Катуле Мендеса.

В октябре 1910 г. после успешного выступления в Лондоне с «Орленком» Бернар в возрасте 66 лет снова отправилась в Америку. Ведущим тура она избрала 27-летнего красавца Лу Телегана, который стал ее любовником на следующие 3 года.

Фильмография Сары Бернар включает несколько немых фильмов, но единственным успешным была картина 1912 г., в которой она сыграла английскую королеву Елизавету. После возвращения в Париж в конце 1913 г. она исполнила в пьесе Тристана Бернара «Жанна Доре» роль Сары, матери человека, который убил соперника, похитившего его невесту.

В 1914 г. актриса стала кавалером французского Ордена Почетного легиона.

Поддержка армии

Во время Первой мировой войны Бернар посещала французских солдат на фронте и снялась в агитационном фильме «Французские матери». В этом году в возрасте 70 лет она уехала в свой последний американский тур, который продолжался 18 месяцев. Она была принята как знаменитость и выступала на публичных собраниях, призывая американцев присоединиться к союзникам. Хотя Бернар была лишена возможности свободно передвигаться по сцене, достаточно было одного ее голоса, чтобы привести аудиторию в экстаз.

Последние годы жизни

В 1920 г. Бернар играла в «Атали» Расина, представляя монолог стареющей женщины. Она выступала в «Данииле» Луи Вернея и в «Глуаре» Мориса Ростана. Осенью 1922 г. Бернар дала бенифис, чтобы собрать деньги для лаборатории мадам Кюри, играя в «Рейн-Армане» Вернея.

В начале марта 1923 г. голливудский агент предложил ей главную роль в фильме Саши Гитри. Вскоре после этого 26 марта 1923 года Бернар умерла от уремии. Состоялась массовая похоронная процессия из дома на бульваре Перейр в церковь св. Франциска Сальского и оттуда до кладбища Пер-Лашез. Там и расположена могила Сары Бернар.

Произведения

Бернар писала поэзию, прозу и пьесы. В 1878 г. она опубликовала прозаический этюд «В облаках». Бернар написала две пьесы, в которых сама же и сыграла: одноактную мелодраму о прелюбодеянии L"Aveu (1888) и 4-актную пьесу «Сердце мужчины» (1911). Кроме того, она адаптировала драму «Адриенн Лекуврер» (1907). Бернар написала автобиографию «Моя двойная жизнь» (1907) и два вымышленных эпизода из своей жизни - роман «Маленький идол» (1920) и Jolie Sosy. Ее ретроспективный обзор актерского мастерства и театра опубликован в книге «Искусство театра» в 1923 г.

Сара Бернар была одной из трех незаконных дочерей Юдифь Бернар (фон Хард), портнихи голландско-еврейского происхождения. Красавица Юдифь появилась в Париже в качестве куртизанки, ее посещали Дюма (отец и сын), Россини и герцог де Морни. «Вот это была семейка, — писали враги актрисы, братья Гонкуры в своем знаменитом „Журнале“. — Мать заставляла дочерей быть путанами, когда им еще не исполнилось и 13 лет».
Что касается отца Сары Бернар, то трудно установить, кто он. Многие полагают, что это офицер французского флота по имени Морель.
До пяти лет Сара жила у кормилицы. Затем она находилась в пансионе госпожи Фрессар и монастыре Гран-Шан. В четырнадцать лет Сара попадает в Париж, где мать нанимает ей учительницу. Затем, по совету герцога де Морни, Бернар отдают в Парижскую консерваторию. Сара училась в драматических классах у Прово и Сансона.
По рекомендации Дюма-отца и герцога де Морни она получает ангажемент в «Комеди Франсез». 1 сентября 1862 года Бернар дебютировала на прославленной сцене в роли Ифигении («Ифигения в Авлиде» Расина). Франсиск Сарсе писал в «Опиньон насьональ»: «Мадемуазель Бернар, дебютировавшая вчера в „Ифигении“, — высокая, стройная девушка приятной наружности, особенно красива у нее верхняя часть лица. Держится она хорошо и обладает безупречной дикцией».
Но уже в следующем году, после того как в припадке гнева она ударила другую актрису, Бернар ушла из «Комеди Франсез». Так начиналась ее сложная и бурная артистическая жизнь.
Сара получила ангажемент в театре «Жимназ» и здесь впервые продемонстрировала как свой выдающийся талант драматической актрисы, так и непредсказуемый характер: накануне представления пьесы Лабиша, в которой она играла главную роль, она внезапно покинула Париж, оставив лишь письмо автору, заканчивающееся словами: «простите бедную сумасшедшую». Совершив довольно продолжительное путешествие по Испании, Бернар вернулась в Париж.
Ее первым известным любовником был граф де Кератри. Но более сильное чувство связывало Бернар с принцем де Линем, от которого она родила сына Мориса. Впоследствии де Линь предложил Морису признать его и дать свое имя, но тот отказался.
Итак, в двадцать лет Сара — молодая актриса, потерпевшая фиаско, имеющая сына, которого надо было кормить, и много добрых друзей. Она выступала недолго в театре «Порт-Сен-Мартен», а потом перешла в «Одеон».
В спектакле «Завещание Жиродо» она с успехом играла роль Гортензии, а в пьесе А. Дюма «Кин» — Анну Демби. После премьеры «Кина», состоявшейся 18 февраля 1868 года, рецензент «Фигаро» писал: «Мадемуазель Сара Бернар появляется в эксцентричном костюме, что еще более подогревает разбушевавшуюся стихию, но ее теплый голос, необычайный удивительный голос, проникает в сердца зрителей. Она обуздала, покорила их, подобно сладостному Орфею!» Прекрасно справилась Бернар и с ролью Занетто в лирико-драматической пьесе современного драматурга Коппе «Прохожий» (1869). Это роль мальчика, юноши. А Сара была худа, угловато грациозна, с плоскими формами несложившейся женщины, с необычайно певучим, как арфа, голосом, и произвела сенсацию.

Сара имела огромный успех в драмах Шекспира и Расина. Она стала кумиром студентов и получала от поклонников букетики фиалок, сонеты, поэмы…
Во время войны 1870 года, вместо того чтобы уехать со своей семьей, Сара Бернар осталась в осажденном Париже, устроила в театре «Одеон» госпиталь, полностью посвятив себя раненым и отказавшись даже от своей артистической комнаты, и все это с той удивительной легкостью, которая свидетельствует об истинном мужестве, с той веселостью, без которой любая жертва становится невыносимой. Однажды Сара Бернар приняла в госпитале раненого юношу, который попросил у нее фотографию с автографом. Было ему девятнадцать лет, и звали будущего маршала Франции Фердинанд Фош…
День 26 января 1872 года стал для «Одеона» подлинным праздником актерского искусства. Появление Бернар в роли Королевы в «Рюи Блазе» Виктора Гюго было поистине триумфальным. «Спасибо, спасибо», — восклицал автор, целуя ей руки после премьеры спектакля.
После триумфа на сцене «Одеона» Бернар возвращается в «Комеди Франсез». 22 августа она с огромным успехом сыграла роль Андромахи. Ее партнер и возлюбленный Муне-Сюлли был просто великолепен в образе Ореста.
Впоследствии актриса сыграла Федру, но еще с большим успехом вторую героиню трагедии — Арисию. Тогда писали: «Кто не видел и не слышал Сару в Арисии и Муне-Сюлли в Ипполите, тот не знает, что такое гений, молодость и красота!»
В театре «Комеди Франсез» Сара Бернар блистала в трагедиях Расина и Вольтера (особенно — в «Заире»), являвшихся как бы пробным камнем для актрисы на амплуа трагических героинь. Правда, некоторые критики указывали на отсутствие трагического темперамента, но все же игра актрисы в отдельных сценах давала возможность знатокам театра сравнивать ее с Рашелью.
В 1875 году на тихой зеленой и достаточно престижной авеню де Вилье Сара Бернар построила себе особняк. Архитектором был модный в те годы Феликс Эскалье, а к внутреннему убранству дома приложили руку и талант десятки художников и скульпторов. Соперничая друг с другом, они расписывали стены и потолки, украшали лестницу и зимний сад, придумывали оригинальные решения интерьеров.
Неожиданно Сара Бернар воспылала страстью к ваянию. В мастерской ее навещали друзья: они рассаживались вокруг Сары, пели, играли на фортепьяно, яростно спорили о политике — актриса принимала самых выдающихся представителей различных партий. Сам Адольф де Ротшильд заказал ей свой бюст.
Однажды ей сообщили о приходе Александра Дюма. Он принес добрую весть о том, что закончил для «Комеди Франсез» пьесу под названием «Иностранка», одна из ролей которой — роль герцогини де Сетмон — подойдет ей как нельзя лучше. В ту пору, когда театр «Комеди Франсез» репетировал комедию «Иностранка», в Париже находился знаменитый итальянский актер Эрнесто Росси. Он рассказывал:
"По слухам, Дюма был в подавленном расположении духа и боялся провала своей новой пьесы, где главная роль Иностранки была специально написана для Сары Бернар, с расчетом на ее внешние данные, строй чувств, характер и нервический склад. Однако актриса отказывалась играть героиню, предпочитая ей роль Графини, предназначенную для мадемуазель Круазетт. Поэтому работала она без всякого интереса и спустя рукава. Никому не сказав ни слова, я пришел в театр и, незаметно проскользнув в ложу, принялся следить за тем, что происходило на сцене. Актеры репетировали с увлечением, и только Сара, держа текст перед собой, что-то бубнила себе под нос. Дюма, сидя рядом с суфлерской будкой, нервничал и от нетерпения ерзал на стуле. Репетировалась та самая сцена, где Иностранка, разбив кофейную чашку, уходит из дома маркиза. Хотя Сара Бернар и репетировала в полсилы, тем не менее была так естественна и натуральна, что, казалось, все происходит само собой, что нет ни игры, ни предварительных размышлений и раздумий. Она выговаривала текст с житейской небрежностью, мало заботилась о картинности своих движений и ушла со сцены через среднюю дверь. Тогда Дюма, не выдержав, поднялся с места и сказал: «Послушай, Сара, если ты так будешь играть на премьере, мы пропали».
«Болваны, — думал я, притаившись в уголке, — вы не пропали, а спасены». Не вникая в характер своей героини, Сара по наитию добралась до его сути, до его правды. Благодаря ее мастерской игре пьеса облеклась в плоть. Через несколько дней должна была состояться премьера. Все предсказывали провал, и, вероятно, сама Сара не верила в успех. Но стоило ей выйти на сцену и уйти так, как она делала на репетиции, публика взвыла от восторга. Участь «Иностранки» была решена. Сара этого не ожидала и, пораженная приемом публики, вдохновенно и умно довела роль до конца".
«Сара Бернар совершенно непохожа ни на одну актрису прошлого или настоящего, — продолжает Эрнесто Росси. — Это абсолютно новый тип художника, странный, если угодно, но тем не менее новый. Все в ее творчестве и даже в личной жизни поражает эксцентричностью».

Премьера «Эрнани» Виктора Гюго, состоявшаяся 21 ноября 1877 года, стала триумфом как для автора, так и для всех исполнителей. Роль Эрнани исполнял Муне-Сюлли. Бернар же играла донью Соль. После спектакля Виктор Гюго прислал ей такое письмо: «Мадам! Вы были очаровательны в своем величии. Вы взволновали меня, старого бойца, до такой степени, что в одном месте, когда растроганные и очарованные зрители Вам аплодировали, я заплакал. Дарю Вам эти слезы, которые Вы исторгли из моей груди, и преклоняюсь перед Вами».
Новый успех на сцене «Комеди» окончательно сделал Сару Бернар любимицей публики. В 1877 году она становится сосьетеркой. Ее коллеги восприняли это не без ревности.
Тем временем Бернар решила заняться живописью: «Я немного умела рисовать, и мне особенно удавался цвет. Для начала я сделала две-три небольшие картины, а затем написала портрет моей дорогой Герар. Альфред Стевенс нашел, что он сделан очень умело, а Жорж Клэрен похвалил меня и посоветовал продолжать мои занятия».
Во время парижской выставки 1878 года Бернар каждый день поднималась в воздух в привязанном аэростате господина Жиффара. Затем вместе с ученым она совершила воздушное путешествие, свидетельствующее о бесстрашном характере Сары Бернар. Аэростат поднимался на высоту 2600 метров от земли. Волшебный полет вдохновил Сару на написание очаровательной новеллы «Среди облаков».
В 1879 году «Комеди Франсез» гастролирует в Лондоне. Сара Бернар становится любимицей английской публики. После «Федры» ей устраивают овацию, «не имевшую аналогов в истории английского театра». Одну из сцен Сара Бернар превращала в законченную «картину», столь же содержательную, как шедевр живописи: после откровенного разговора с наперсницей Эноной ее Федра «садится в кресло, по виду спокойная и как бы полумертвая, и так и застывает в неподвижной позе с простертыми руками, с поблекшим взором, — это дает великолепный образ словно раньше смерти умершей женщины…»
«Комеди Франсез» возвращается в Париж. И вскоре Сара Бернар во второй раз уходит из этого театра. Произошло это после премьеры «Авантюристки» (17 апреля 1880 года).
Сара рвалась из театра, который ей казался академичным и далеким от всего нового в театральном искусстве. Парижская публика, слишком пресыщенная, постепенно стала привыкать к благородному обольщению себя и зевать от скуки, услышав об очередном успехе Бернар.
А она не могла позволить это публике Она сама становится своим импресарио с собственным театром и труппой, и любой провал мог вынудить ее продать драгоценности, костюмы и даже свой собственный дом. В эти периоды она ездила в Данию, Лондон, где внимание принца Гэльского открывало ей доступ в дома самых аристократических семейств.
И каждый раз она возвращалась домой еще более богатой, чем прежде. А обыватели этого не прощали, падкие до сенсации журналисты обвиняли ее в жадности, «высшее общество» ее игнорировало. Но… лишь до следующего успеха, после которого великой актрисе прощали все грехи.
Наконец она отправилась на гастроли в Америку, где по договору должна была играть восемь пьес: «Эрнани», «Федру», «Адриенну Лекуврер», «Фруфру», «Даму с камелиями», «Сфинкса», «Иностранку» и «Принцессу Жорж». Бернар заказала тридцать шесть костюмов, на общую сумму 61 тысяча франков.

Гастроли продолжались семь месяцев. За это время актриса посетила пятьдесят городов и дала сто пятьдесят шесть спектаклей. Чаще всего шла «Дама с камелиями» А. Дюма — Бернар отыграла в ней 65 раз.
Роль Маргерит Готье была одной из лучших в репертуаре актрисы. Известный русский критик А. Кугель писал об этом шедевре: «Он памятен по нежной женственности и грации первых актов, по изяществу и стилю ее объяснений с отцом Дюваля, по этой, какой-то совершенно исключительной выразительности ее плачущих рук и рыдающей спины и всего менее в сценах внутреннего переживания и великой скорби».
В 1881 году Сара познакомилась с советником греческой миссии в Париже 26-летним красавцем Жаком Дамала (настоящее его имя — Аристид Дамала), приятелем своей младшей сестры Жанны, тоже актрисы. Его любовные похождения снискали ему репутацию нового Казановы и нового маркиза де Сада. В момент их знакомства Сара так растерялась перед лицом этой торжествующей красоты и самоуверенной дерзости, что даже разрешила ему курить в своем присутствии, чего не разрешала никому. Именно Дамала в течение нескольких месяцев будет ее мужем. Больше она в брак не вступала.
Воодушевленный успехом Сары Бернар за океаном, ее американский антрепренер Жаретт предложил актрисе шестимесячную поездку в Европу.
…Путь гастролей лежал из Бельгии в Нидерланды, потом в Данию и Норвегию, через Польшу — в Вену и Будапешт (Германии Сара избегала еще со времен франко-прусской войны, в результате которой чрезвычайно обострились ее патриотические чувства), затем в королевство Румынию, в Яссы, оттуда — в Одессу. В качестве личной свиты Сары Бернар ехали ее постоянная наперсница мадам Герар (по прозвищу Сударушка), камеристка Фелиси и ее лакей Клод. И тут следует сказать, что при фантастической вздорности характера и капризах актрисы, о чем написаны тома анекдотов, ее любили и были ей верны всю жизнь слуги и домочадцы. Английская актриса Патрик Кэмпбелл писала в своих мемуарах: «Мир знает о ее гениальности и ее огромном мужестве; но далеко не всем известно, с каким вниманием она относится к своим друзьям, сколько любви к ним таится в глубине ее сердца…»
Импресарио Шюрман неукоснительно заботился о том, чтобы на каждый железнодорожный вокзал заблаговременно дана была телеграмма о часе прибытия мадам Сары; телеграммы входили в стоимость рекламы. Новость мигом распространялась по городу, и тысячи любопытных стекались к вокзалу. Прибытие поезда встречалось криками и цветами. Говорились приветственные речи. Дверь вагона Сары Бернар осаждали поклонники, и самые сильные из актеров вместе с импресарио привычно прокладывают ей путь в толпе, конечно, не без помощи полиции, а в России — конных казаков. Толпа следовала за актрисой до самой гостиницы и расходилась только после того, как Сара Бернар трижды или четырежды выходила на балкон своего номера (балкон предусматривался тоже) — приветствовать свой народ. Так было во всех городах гастролей.
Сара Бернар привезла в Россию любимые спектакли: «Даму с камелиями», «Сфинкса», «Адриенну Лекуврер». Она поразила театральную публику изысканностью и романтичностью манеры исполнения.
Талант актрисы, ее мастерство и громкая слава заставляли драматургов писать пьесы специально для нее, как бы делая их по меркам ее дарования, с учетом особенностей ее манеры игры. Для нее сочинял пышные, псевдоисторические драмы, а точнее говоря, мелодрамы, Викторьен Сарду. Он начинает свой альянс с Сарой Бернар русской пьесой «Федора». Действие происходит в Петербурге и в Париже. Главными героями были нигилист Борис Иванов, убивший графа Горышкина, и полюбившая его вдова графа красавица Федора. История кончается трагически…
Чтобы взять максимум с «Федоры», нужна была актриса, которая, собственно, на эту пьесу его и вдохновила, на которую писалась главная роль — Сара Бернар. Позже Сарду напишет для великой актрисы пьесы «Тоска» (1887), «Колдунья» (1903).
Начиная с 1890-х годов значительное место в репертуаре актрисы занимали роли в неоромантических драмах Ростана, также написанных специально для нее: «Принцесса Греза» (1895), «Орленок» (1900), «Самаритянка» (1897).
Сара Бернар охотно выступала в мужских ролях (Занято в «Прохожем» Коппе, Лорензаччо в «Лорензаччо» Мюссе; герцог Рейхштадтский в «Орленке» Ростана и др.). Среди них была и роль Гамлета (1899). Этот травестированный Гамлет позволил актрисе продемонстрировать высокое совершенство техники и «вечную молодость» своего искусства (роль Гамлета Сара Бернар сыграла, когда ей было пятьдесят три года). Трагический принц был сыгран Сарой Бернар с подлинно парижским шиком и элегантностью. Ее Гамлет был очень молод и женственно красив. Французская театральная критика высоко оценила новую роль «божественной Сары», хотя и отмечала, что иногда шекспировский герой заменяется грациозной и живой фигурой лукавого и дерзкого пажа, «в глазах которого светится вместо скорби принца поэтическое сумасбродство».
В 1891 году Бернар совершает триумфальное турне по Австралии. Затем во второй раз приезжает в Россию. На этот раз три роли из ее репертуара привлекли к себе внимание театральной России: «Федра» Расина, «Орлеанская дева» Барбье и «Клеопатра» Сарду (последняя пьеса была написана для Сары Бернар по мотивам трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра»).
Образ египетской царицы, воплощенный Сарой Бернар, был создан с большим мастером. Сцена с вестником восхищала сценической техникой, полной грации и художественной красоты. В исполнение Федры Сара Бернар внесла столь желанную на русской сцене правду чувств; и знаменитые рифмы Расина лились со сцены почти как естественная речь. Во многих местах своей роли актриса поражала силой драматизма. При этом эстетическая сила и художественный такт не покидали ее в самые трагические моменты… Этот спектакль вызвал у русской публики восторженные отклики.
Вторично покинув театр «Комеди Франсез», Сара Бернар неоднократно пыталась создать собственный театр, становясь во главе сначала театра «Порт-Сен-Мартен», затем в 1893 году она приобрела театр «Ренессанс», а в 1898 году — театр на площади Шатле, получивший название «Театра Сары Бернар».
Во время скандала, связанного с так называемым «Делом Дрейфуса», 15 ноября 1897 года Бернар отправляется к Золя, чтобы рассказать ему о свершившейся несправедливости и призвать к борьбе! Эмиль Золя соглашается с ней. 25 ноября он пишет: «Правда двинулась в путь, и ничто ее не остановит…», а 13 января 1898 года — знаменитое «Я обвиняю». Тотчас дом Золя окружает толпа враждебно настроенных манифестантов. Появляется Сара Бернар. Ее авторитет так велик, что манифестанты молча расходятся. Сара Бернар шла на риск. На нее обрушивается не только пресса, но и — что для нее гораздо важнее — ее обожаемый сын, изысканный Морис, принадлежавший к Патриотической лиге. Они поссорились и целый год не разговаривали. Любовь к справедливости восторжествовала над материнской любовью, притом любовью беспримерной, ибо Сара Бернар была несравненной матерью, до последнего дня она работала, чтобы покрыть расходы своего обворожительного сына — завсегдатая Жокейского клуба, а главное, игорных домов.
Сарой Бернар восхищались и аристократическая публика, и простой люд. К ним можно добавить Пруста и Джеймса, Диккенса и Уальда, Твена и Гюго, которые восторженно отзывались о ее таланте. Станиславский считал искусство Бернар примером технического совершенства.

Ее актерское мастерство вызывало восхищение своей эстетической завершенностью. Манера игры Сары Бернар основана прежде всего на виртуозной внешней технике — на выразительности и пластичности жестов, поз, движений, великолепном владении мелодичным голосом и тщательно разработанной системе интонационных оттенков речи. Ее искусство было великолепным воплощением эстетических принципов «школы представления». Талант актрисы, ее острая наблюдательность и блестящая техника позволяли ей убедительно играть и даже трогать публику в ролях, не требующих трагедийной масштабности мыслей и страстей.
«Думаю, что драматическое искусство преимущественно женское искусство, — пишет в книге „Моя жизнь“ Сара Бернар. — В самом деле, желание украшать себя, прятать истинные чувства, стремление нравиться и привлекать к себе внимание — слабости, которые часто ставят женщинам в укор и к которым неизменно проявляют снисходительность. Те же самые недостатки в мужчине вызывают отвращение».
Чехов и Шоу были ее противниками. Шоу, например, описывая игру актрисы в драме Мюссе «Лорензаччо», говорит об интересном исполнении отдельных сцен и сожалеет, что актриса не поняла сложности и противоречивости характера Лорензаччо, в котором сочетаются «демон и ангел» и «кроется ужас перед порочностью и подлостью мира…» По словам Шоу, извлечь «из текста эту концепцию образа мадам Бернар не сумела». Чехов же писал: «Каждый вздох Сары Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок».
Бернар неоднократно пыталась возродить умершие театральные эпохи и отдельные спектакли. Так было с «Эсфирью» в 1905 году, где все роли играли женщины, а сама Сара исполнила роль царя Ассуэра.
Во время гастролей в Бразилии, исполняя роль Тоски (которая должна была совершить самоубийство, бросившись с крепостной башни), Бернар упала с большой высоты, и никто не подумал о том, чтобы подстраховать ее при помощи матрацев. Актриса повредила колено, причинявшее ей страдания еще с детства: в семь лет она выпрыгнула из окна в надежде, что мать заберет ее к себе.
В 1906 году Бернар дает спектакль в американском городе Вадо. Здесь даже были ковбои, прибывшие из Техаса, чтобы увидеть свою «Камиллу» («Даму с камелиями»), сотворенную из «слез и шампанского», как писал Г. Джеймс. Один ковбой заявил, что он проскакал на лошади 300 миль, чтобы попасть на представление. И вот она демонстрирует свой драматический репертуар на Диком Западе перед двумя тысячами зрителей, причем вынуждена выходить на сцену, волоча больную ногу.
В 1908 году состоялись ее последние гастроли в России. На афишах же Сары Бернар (в 64 года!) значилась все та же «Дама с камелиями», две пьесы Сарду, для нее написанные — «Колдунья» и «Тоска», — затем «Сафо» по роману Додэ, пьеса «Адриенна Лекуврер» и три мужские роли: созданный для нее Ростаном «Орленок», Жакас в «Шутах» Замакоиса и шекспировский Гамлет, шедший в ее бенефис (первый акт, после которого следовала «Федра» Расина).
«Вы хотите знать мое мнение о Саре Бернар? Я нахожу, что она феноменальное явление в том отношении, что поборола время и сохранила обаятельную женственность», — заявила газетчикам актриса Мария Савина.
Теперь Сара Бернар чаще играла даже на полутонах. От ее редких переходов по сцене создавалось впечатление какой-то музыки движений. Она не играла теперь всей пьесы, а выбирала несколько моментов, в которые вкладывала все свое мастерство. Не было больше великолепных изломов и изгибов тела, не было поражающей неожиданными ритмами декламации.
«Во мне еще живо представление о России, — сказала Сара Бернар по приезде в Петербург, — как о прекрасной северной стране, с ее тройками, которые я так люблю, бодрящим морозом, и белым, белым снегом. Но холод вашей природы забывается, однако, при встрече с вашим радушием и вашим энтузиазмом. <…> Я люблю русскую литературу. Из ваших новых писателей я хорошо знакома с Максимом Горьким. Из ваших артистов встречалась с Шаляпиным. Я поклоняюсь его разностороннему таланту…»
Сара Бернар была демонстративно экзотичной, вызывающей, шокирующей. Она была стремительного нрава, но как туалетами подчеркивала свою худобу, так, вооружившись хлыстом, случалось, доводила свою необузданность до бешеной грации.
Сара Бернар написала нечто вроде пособия для артистов, два романа («Маленький идол» и «Красивый двойник»), четыре пьесы для театра («Адриенна Лекуврер», «Признание», «Сердце мужчины», «Театр на поле чести»).
Толпы мужчин, включая Зигмунда Фрейда, были влюблены в ее ум и экзотическую ауру. Американский писатель Генри Джеймс назвал ее «гением саморекламы, воплощением женского успеха». Она много любила, и каждый роман ее был сенсацией. Хищница, даже в том возрасте, когда женщина должна утихомириться, она имела массу любовных связей, называя себя одной из «великих любовниц мира». Во время длительных гастролей по США 66-летняя актриса познакомилась с американцем голландского происхождения Лу Теллегеном, который был младше ее на 35 лет. Их связь продолжалась четыре года. Позже Теллеген назвал это время лучшим в своей жизни!

Она достаточно своеобразно гримировалась. Это от нее пошла обычная уже впоследствии манера французских актрис сильно красить уши, чтобы оттенить бледность лица. Она гримировала многое, что не принято было гримировать, вроде кончиков пальцев, которые она красила, и тогда игра пальцев приобретала особую живописность.
Бернар была первой великой актрисой, появившейся на экране. Произошло это в 1900 году, когда в Париже была продемонстрирована фонорама, обеспечивающая синхронную проекцию изображения и звука Сара была заснята в сцене «Дуэль Гамлета».
В начале 1908 года киностудия «Фильм д"ар» экранизировала «Тоску» с участием Сары Бернар, Люсьена Гитри и Поля Мунэ. Знаменитая актриса была так недовольна этим первым опытом, что при поддержке Викторьена Сарду добилась того, что картину не выпустили на экран.
Неудача в «Тоске» отдалила Сару Бернар от кино, но постоянные денежные затруднения снова привели ее на экран. Находясь в тисках у своих кредиторов, преследовавших ее до самой смерти, она согласилась исполнить роль Маргариты Готье. Молодого Дюваля играл Поль Капеллани.
Увидев себя на экране, актриса, несомненно, нашла, что она далеко не прелестна. Рассказывали даже, будто она упала в обморок от ужаса. Но она не могла, как это было с «Тоской», изъять фильм из проката, его уже продали всему миру, и в частности США. Располневшая актриса, на которую года наложили свою жестокую печать, чрезвычайно далека от образа молодой и прелестной чахоточной девушки, созданной Дюма-сыном.
Тем не менее «Дама с камелиями» (1912) пользовалась всемирным успехом. Бернар получила множество приглашений сниматься в новых фильмах. Сначала она отказывалась. «Я не снималась, — заявила она в прессе, — и дала слово не сниматься ни для какой фирмы, кроме „Фильм д"ар“, с которой я связана контрактом».
Однако вскоре фирма сделала ей некоторые послабления. В мае 1912 года Сара Бернар отправилась в Лондон, чтобы играть в новом фильме «Королева Елизавета». Режиссерами этой картины были Анри Дефонтен и Луи Меркантон, доверенный друг Сары Бернар, много лет состоявший в ее труппе. «Елизавета» оказала значительное влияние на стиль Голливуда. В 1922 году ведущие голливудские актеры отправили во Францию послание, чтобы отметить десятилетний юбилей фильма.
Огромный, всемирный успех «Королевы Елизаветы» создал имя Луи Меркантону. Великая Сара выразила желание сниматься только в его картинах. Он снял ее в «Адриенне Лекуврер». После фильма «Французские матери» (1915) по произведению Жана Ришпена Бернар согласилась на роль в новом фильме Меркантона — «Жанна Дорэ» по пьесе Тристана Бернара. Другая лента с участием актрисы «Его лучшее дело» (1916) была показана королеве…
Совершенно ошеломляет письмо, которое она однажды послала своему врачу, обращаясь к нему с просьбой: «Я прошу или ампутировать мне ногу, или сделать с ней, что посчитаете нужным… если Вы откажетесь, я прострелю себе колено и тогда заставлю Вас сделать это». В 1915 году, с ампутированной ногой, но все еще желая приносить пользу людям, Сара Бернар уезжает на фронт. Ее сопровождает маршал Фердинанд Фош.
Через много лет после ухода из «Комеди Франсез» Сара Бернар вынуждена вернуться к драматургии Расина. Больная и старая, Сара Бернар выбирает для себя роль Аталии, которая всего два раза появляется на сцене и по сану может не подниматься с носилок, в которых актриса проводила последние годы жизни.
«В последний раз мне пришлось видеть ее в роли Гофолии, — писал Ж. Кокто в книге „Портреты-воспоминания“. — Ей уже ампутировали ногу. Ее выкатили на сцену в какой-то тележке негры. Она декламировала сон Гофолии. Дойдя до строки: „Чтобы восполнить лет урон непоправимый“, она воздела и прижала к груди руки в перстнях и поклонилась, относя этот стих к себе и извиняясь перед публикой за то, что все еще появляется перед ней. Зал вскочил, загрохотал… <…> Госпожа Сара Бернар являла собой образец и такой игры на пределах возможного и в жизни, и на сцене. Весь мир был захвачен ее экстазом. Ее считали чахоточной, может быть из-за того, что у нее была привычка теребить и подносить к губам платок, а в любовных сценах губы ее пламенели, как розы. Она декламировала размеренно, сильным трепетным голосом. И вдруг ломала ритм, убыстряя речь, чтобы придать какому-нибудь месту особый смысл, тем более поразительный, что рождается внезапно, по наитию».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!