Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Повышение образовательного уровня населения активное приобщение народа. Повышение образовательного уровня населения страны

«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…»
Ни для кого не секрет, что за последние десятилетия качество образования в России существенно снизилось. Проблемы российской школы и пути их решения вызывают живой интерес наших респондентов.


Общий объём выборки: 1000 респондентов.

Исследуемая совокупность: население России в возрасте от 18 лет и старше.

Вопрос: Как повысить уровень образования в России?

Мнения респондентов разделились следующим образом:

Наиболее распространённые мнения респондентов:

Сделать образование платным:

"При этом базовый уровень образования должен быть гарантирован государством (например, ваучером). Но каждая семья сама выбирает, в какое учебное заведедение направлять эту оплату."
(Директор по производству, 44 года, г. Екатеринбург)

"Можно сделать образование платным, но только сделать это нужно минимально, чтобы оразование было доступно всем (обучение за небольшую плату) ипредоставлять студентам вечерних отделений (по возможности) работу.
(Руководитель технической службы, 22 года, г. Ростов-на-Дону)

"Когда человек платит за образование, он заинтересован в качестве своего обучения. Так же, как и те, кому он платит.
Вопрос в том, потянет ли нищий "средний класс" платные образовательные услуги?"
(Художник-оформитель, 22 года, г. Москва)

Повысить заработную плату работникам образования:

"Нищий учитель - позор нации!"
(Коммерческий директор, 37 лет, г. Москва)

"Профессионалам за работу надо платить. За хорошую работу надо хорошо платить. Если хорошо платить, то можно предполагать хорошее качество выполняемой работы."
(Офис-менеджер, 28 лет, г. Москва)

"Таким образом, работа в сфере образования станет престижной, а это, в свою очередь, обеспечит конкурсный отбор. Будут работать те люди, для которых этот выбор не явится случайным."
(Менеджер по персоналу, 45 лет, г. Москва)

Усилить государственный контроль за качеством образовательных услуг:

"Сегодня, я считаю надо усилить контроль за качеством образовательных услуг. В наше время слишком много ВУЗов, которые не гарантируют выпуск из своих стен профессионалов."
(Начальник производства, 33 года, г.Казань)

"Образование в большинстве коммерческих учебных заведений вообще построено по принципу "утром деньги - вечером диплом" - усилить государственный контроль просто необходимо, если мы не хотим отупеть окончательно."
(Бухгалтер, 31 год, г.Барнаул)

Другим способом:

"Вернуть старую систему образования."
(Заместитель директора, 38 лет, г. Ростов-на-Дону)

"Культуру, образованность, достоинство гражданина страны возвести в ранг первейшей национальной политики."
(Исполнительный директор., 44 года, г.Уфа)

"Чтобы повысить уровень образования надо, на мой взгляд:
1. Уменьшить количество бумаг, которыми загрузили учителей;
2. Создать хорошую базу для учебного процесса (компьютеры, учебные модули, наглядные материалы);
3. Уменьшить количество детей в классах до 15 человек;
4. Заинтересовать учителей не только зарплатой, но и системой льгот (квартира, путёвки и т.д.)
5. Изменить отношение государства к учителю, чтобы родители не относились к нам как к людям второго сорта, которые должны всем и которым не должен никто.
Если государство не научится уважать учителя, ничего не изменится."
(Учитель, 36 лет, г. Москва)

Код для вставки в блог

Как повысить уровень образования в России?

«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…» Ни для кого не секрет, что за последние десятилетия качество образования в России существенно снизилось. Проблемы российской школы и пути их решения вызывают живой интерес наших респондентов. Подробнее...

ПОВЫШЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ МОЛОДЁЖИ

Усиков Анатолий Владимирович

студент 4 курса, кафедра менеджмента ВГТУ, г. Вологда

Е- mail : kidd 35@ list . ru

Советова Надежда Павловна

научный руководитель, канд. экон. наук, доцент ВГТУ, г. Вологда

В современных рыночных условиях многие молодые люди (девушки и юноши) Вологодской области стоят перед затруднительным выбором: как правильно и эффективно использовать свое свободное время. Одних привлекают запретные плоды в виде курения и употребления крепких спиртных напитков; других - просто гулять на улице с утра до вечера; третьих затягивают различные социальные сети, предоставляющие возможность круглосуточного общения, и лишь оставшаяся малая часть посещает различные кружки и секции. По результатам опросов молодых людей у большинства молодежи популярностью пользуются такие вредные привычки, как алкоголь и курение. Как известно из курса биологии, алкоголь и курение отрицательно влияют не на отдельные органы тела, а на весь организм в целом. Отсюда и происходят различные проблемы с развитием и созреванием. Популярным и привлекательным для молодежи выступает посещение множества ночных клубов. С одной стороны, это положительный аспект в воспитании молодежи - дети танцуют, отдыхают, но с другой стороны - если бы это был только отдых! Почти в каждом развлекательном клубе не обходятся без наркотиков. Подросткам предлагают: «Попробуй: один раз - это ничего не изменит». Зная, подростковую психологию и тягу к новому запретному ответ становится очевидным. Не может не радовать и тот факт, что среди молодежи все же встречаются воспитанные порядочные дети, которые выбирают другой образ жизни, других друзей, посещают различные развлекательные кружки, спортивные секции. Родительское влияние дает о себе знать.

Психологи утверждают, что каждый из нас должен в один день задать себе несколько важных вопросов: «Что я сделал в своей жизни?» Надо решить, что же мы будем делать дальше? Смогу ли я добиться чего-то в жизни? Могу ли я быть не только лидером компании друзей, но и найти работу, найти себя в жизни?»

Поэтому современное общественное развитие России поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере гражданско-патриотического воспитания населения. Необходимо обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Проведенный анализ молодежной среды позволил выявить ряд социально-экономических проблем. Самой первой и главной выступает социальное неравенство, бедность, нищета. На втором месте - преступность. Статистика ежегодно подтверждает рост детской и подростковой преступности, в основном за счет социального неравенства, бедности, нищеты и предельной доступности алкоголя и наркотических средств. Следующей проблемой является наркомания и алкоголизм. Разумеется, не подростки и не молодежь сами построили спиртозаводы и изобрели наркотические препараты, но в 90-е годы российская власть сначала отменила государственную монополию на алкоголь и создала грандиозный нелегальный и полулегальный алкогольный рынок, а также и провела такие законы, которые фактически легализовали «пушерство».

Более того существуют еще и политические, и культурные проблемы такие как:

· Культурная деградация (общества в целом и деградация молодежной культуры в первую очередь);

· Реформа образования, которая в ближайшем будущем приведет к тотальному внедрению платного образования, резкому падению качества образования и образовательному социальному апартеиду: «элитному» образованию для социальной верхушки и видимости образования (на уровне ПТУ, если не церковно-приходской школы) для всех остальных;

· Тотальное наступление на культуру со стороны «поп-культуры», «массовой культуры», а также продажных и «желтых» СМИ - с их примитивным интеллектуальным, эстетическим, моральным уровнем и эксплуатацией ограниченного набора тем, таких как деньги, насилие и секс;

· Разрушение семейного и социального пространства, деградация семьи как института воспитания и эмоциональной поддержки, превращение неполной и неблагополучной семьи в социальную норму;

· Насаждение воинствующего индивидуализма, воспевание эгоизма и «культа успеха», что создает в молодежной среде атмосферу цинизма и тотального недоверия друг к другу; следствием этого является растущая асоциальность и психопатизация, неспособность к установлению длительных доверительных межличностных отношений (в том числе и в интимной сфере);

· Углубление морального кризиса; исчезновение целей (кроме личного обогащения любой ценой) и независимых общественных (не навязанных властью под угрозой репрессии) авторитетов; неспособность потому к критическому восприятию информации, усиление зависимости от правительственной пропаганды и манипуляции сознанием; развитие в связи с этим конформизма;

· Насаждение ксенофобии (в первую очередь кавказофобии и исламофобии);

· Ослабление здоровья и физической подготовки молодого поколения, отсутствие современных уличных площадок, дворовых катков и стадионов.

Назревает актуальный вопрос: - «А что думает сама молодежь?» Проведенный Институтом сравнительных социальных исследований опрос молодежи в РФ раскрывает сложившуюся ситуацию. Так, отвечая на открытый вопрос (С какими наиболее важными проблемами сталкивается молодежь?) 32 % подростков назвали курение. Чаще назывались только употребление наркотиков и алкоголя (54 % и 35 % соответственно) (рисунок 1).

Рисунок 1. Как Вы считаете, с каким наиболее серьезными проблемами сталкиваются подростки сегодня? (представлены наиболее частые ответы, допускалось несколько ответов на поставленные вопросы)

Взрослые называют подростковое курение серьезной проблемой гораздо реже - только 8 %. Наряду с такими проблемами, как употребление наркотиков и алкоголя, которые считаются наиболее серьезными проблемами подростков (36 % и 20 %, соответственно). Взрослые россияне видят гораздо более широкий спектр проблем молодежи: безработица (52 %), коммерциализация образования (12 %), избыток свободного времени (18 %), преступность (11 %), низкое качество жизни, вызванное ограниченными финансовыми возможностями (15 %) .

Оценка важности и значимости по 5 бальной шкале молодежных проблем (таблица 1) подростками и взрослыми колебалась от 3.46 балла (добрачные половые связи) до 4.76 (употребление наркотиков), при этом курение по степени серьезности оказалось на четвертом месте со средним баллом 3.99 по 5-балльной шкале .

Таблица 1.

Оценка проблем, с которыми сталкивается молодежь


Значимость различных проблем, с которыми сталкивается молодежь (категории оценивались по шкале от 1 до 5)


Подростки


Взрослые


Нелегальное использование наркотиков




Преступность




Алкоголь




Курение подростков




Бездомность




Жестокое обращение с детьми




Безработица




Безграмотность




Внебрачные половые контакты



А что же происходит в молодежном сообществе Вологодской области по сравнению с процессами в других регионах Российской Федерации? Численность молодых людей в возрасте 15―29 лет составляет 23 % от общего числа жителей Вологодчины. Если говорить о проблеме употребления алкоголя, наркотиков и иных психотропных веществ в возрастной категории 15―17 лет, то данные по Вологодской области, в целом, не вызывают опасения. Однако в возрастной категории 18―19 лет наблюдается резкий всплеск этих асоциальных явлений. По случаям употребления алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ регион занимает уверенное третье место по Северо-Западному федеральному округу. Более 10 % случаев алкоголизма, среди молодежи на Северо-Западе, зарегистрированы на Вологодчине.

Очевидно, что указанные процессы негативно сказываются на состоянии здоровья молодых людей. Показатели заболеваемости молодежи в Вологодской области на четверть (по некоторым видам ― на треть) превышают среднероссийские показатели. В регионе зарегистрирован самый высокий уровень заболеваемости молодежи психическими расстройствами, болезнями крови, глаз и дыхания.

Не может не тревожить статистика преступлений, совершаемых подростками и молодежью. В возрастной группе 14―17 лет в 2010 году было зарегистрировано 1200 преступлений. Это лишь немногим меньше, чем в Архангельской области и Республике Коми, где наблюдается наиболее сложная криминальная обстановка в подростковой среде на Северо-Западе России. По показателям преступности в возрастной группе 18―29 лет (4900 преступлений) Вологодская область также занимает лидирующие позиции, уступая лишь Санкт-Петербургу, Архангельской области и Республике Коми .

Для разрешения сложившейся критической ситуации на наш взгляд необходимо создание молодежного культурно-образовательного центра «Здравое общество», основным направлением которого выступит оздоровление социально-психологического климата, вовлечение жителей Вологодской области в решение проблем образования и воспитания, здорового образа жизни, организацию отдыха и досуга, благоустройство, поддержание правопорядка. В такой разноплановой, разновозрастной среде создаются благоприятные условия для воспитания подрастающего поколения, реализации потенциальных возможностей каждого участника центра.

Насущность таких преобразований становится особенно отчетливой и необходимой при обращении к Концепции государственной молодежной политики региона на 2006―2016, которая принимается в развитии закона области «О государственной молодежной политике Вологодской области», и определяет конкретные принципы, цели, задачи, основные направления, механизмы реализации, субъекты и объекты государственной молодежной политики. Наш проект выступает механизмом реализации Концепции по таким направлениям как: «Инициатива молодых», «Молодая семья», «Здоровье и спорт», а также к государственным программам: «Развитие образования», «Культура России», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Молодежь России», «Физвоспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации», «Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи» .

Важнейшая проблема, которую разрешит молодежный центр в данной области, ― выработка методики и технологии построения молодежного культурно-образовательного центра (поливариативной образовательной среды), создание условий для оптимальной самореализации в социо-культурной среде, в социальной и экономической жизни, в самосоздании и самосовершенствовании личности.

Цель Молодежного центра заключается в восстановлении утраты контактов молодого поколения со старшим, разрешения кризиса самореализации подрастающего поколения путём создания и реализации условий, обеспечивающих динамичное развитие центра как культурно-образовательной площадки г. Вологды, ориентированной на решение социальных, моральных, культурных проблем молодежи вне зависимости от экономических возможностей семьи и уровня подготовки. Задачами центра выступают:

· реализация проекта толерантности, развитие взаимоответственности, коллективизма;

· создание условий для духовного возрождения молодежи;

· активное включение детей и подростков в социально значимую деятельность: учебную, трудовую, природоохранную, благотворительную, спортивную;

· организация культурного досуга, профилактика асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде;

· пропаганда здорового образа жизни, развитие массовой физкультуры и спорта;

· повышение информационно-образовательного и культурного уровня населения;

· воспитание и развитие творческой инициативы, самостоятельности, умения ставить цели, нести ответственность за свои поступки.

Культурно-образовательную деятельность центра «Здравое общество» планируем реализовать в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Они включают комплекс конкретных методов: спортивно-массовые мероприятия, лекции, семинары, игры, ориентированные на оптимальную реализацию интеллектуального, социального, творческого потенциала молодежи. Количество занятий составит 45―50 часов, планируемый срок обучения 4―5 месяцев.

Работа МЦ «Здравое общество» построена на принципах гуманизации (соблюдение прав обучающихся и их родителей; формирование системы мировоззрения, признающей ценность человека как личности; создание условий для развития и проявления способностей каждого участника учебно–воспитательного процесса), сотрудничества (построение взаимоотношений в центре и учреждениях дополнительного образования на основе компетентности, толерантности, взаимного уважения и доверяя педагогов, участников проекта, родителей) и целостности (создание сбалансированного культурно-образовательного пространства, предполагающего реализацию различных процессов развития, обучения и воспитания; организация деятельности школы на основе единства)

Реализации проекта позволяет получить следующие результаты:

1.Эффективное функционирование школы как культурно-образовательного центра муниципального образования г. Вологда, в котором созданы максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эстетического, физического развития личности и оздоровления социально-психологического климата микросоциума.

2.Создание поливариантной образовательной среды, в которой осуществляется формирование будущего гражданина общества ― личности с высоким интеллектом и уровнем культуры, способной к самосовершенствованию и самореализации, умеющей общаться с окружающим миром на языке гармонии и согласия.

3.Снижение количества молодежных преступлений на 5―7 %, повышение культурного уровня молодежи, снижение доли асоциальных явлений и уровня заболеваемости молодежи психическими расстройствами, болезнями крови, глаз и дыхания до 10 %.

4.Освоение «новых» педагогических технологий, в первую очередь ― информационно-коммуникационных, являющихся основой для обновления и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Создание условий для развития творческого потенциала каждого учителя, организация дистанционного обучения педагогических кадров.

5.Создание новой системы комплексного мониторинга деятельности школы как культурно-образовательного центра.

Список литературы:

1.Выступление Марины Смирновой на заседании Палаты депутатов СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ в Вологодской области - 2012 - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// www.spravedlivo.ru/

2.Открытый вопрос: Наиболее важные проблемы молодежи в России - 2012 - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www cessi.ru

3.О Концепции государственной молодежной политики Вологодской области - 2012 - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности реализации государственной политики в образовательной сфере. Роль государственной политики в жизни общества. Анализ направлений государственной политики в сфере образования в Саратовской области: повышение образовательного уровня общества.

    дипломная работа , добавлен 21.01.2015

    Организационно-правовые, финансовые и социально-экономические основы государственной политики в сфере сохранения и развития культуры. Развитие системы управления культурой в муниципальных образованиях Владимирской области: проблемы и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 12.05.2018

    Государственное регулирование муниципального управления в сфере образования. Современная ситуация в сфере образования в городе Улан-Удэ. Муниципальные органы управления в области образования города Улан-Удэ. Проблемы и пути решения выявленных проблем.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2011

    Государственная политика в сфере общего образования на территории г. Челябинска. Предмет и основные задачи деятельности Управления. Стратегическая цель муниципальной политики в области образования. Алгоритм организации инновационной деятельности.

    отчет по практике , добавлен 27.08.2012

    Вопросы предоставления и полномочия местного самоуправления в сфере общеобразовательных услуг. Проблемы муниципалитетов в сфере общего образования. Характеристика приоритетных направлений государственной политики в сфере образования и их реализация.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2010

    Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования и состояние работы органов муниципального управления в современной Российской Федерации. Анализ деятельности органов самоуправления в городе Новочебоксарске Чувашской Республики.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2011

    Реестр муниципальной собственности. Организационно-правовые формы муниципальных предприятий (казенные, унитарные и автономные). Деятельность муниципальных предприятий на территории образования округа г. Батайска, использование муниципального имущества.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2016

    Организационно–правовые и социально–экономические основы государственной политики в сфере образования. Реализация государственной политики в сфере образования в регионе. Разработка предложений по повышению эффективности системы управления образованием.

    дипломная работа , добавлен 12.05.2018

Демографические изменения и экономика
Статья вторая

Над темой номера работали

Анатолий
ВИШНЕВСКИЙ

Михаил
ДЕНИСЕНКО

Никита
МКРТЧЯН

Елена
ТЮРЮКАНОВА

Рынок образовательных услуг на волнах демографических изменений

Демографические изменения определяют численность главных потребителей образовательных услуг – детей и молодежи. На протяжении последних десятилетий численность этих групп испытывала значительные колебания, которые происходили на общем фоне тенденции к сокращению численности населения. Такая волнообразная динамика, сохранится и в будущем (рис. 18). Самые малочисленные в послевоенной истории России поколения появились на свет в период демографического спада 1990-х годов. Переход этих поколений из одной фазы жизненного цикла в другую во многом предопределит развитие системы образования в ближайшие пятнадцать лет.

Рисунок 18. Динамика основных образовательных контингентов, 1980-2031, тысяч человек

Дошкольники. Численность контингента дошкольников сократилась по сравнению с 1989 годом практически в два раза – с 16,8 млн. до 9,1 млн. детей, достигнув своего минимума в 2003 году. Увеличение числа рождений в начале 2000-х годов повлекло за собой и рост числа детей дошкольного возраста. Дальнейшие перспективы изменения их числа определяются главным образом, тенденциями рождаемости, хотя на нем будут сказываться также особенности динамики количества потенциальных матерей. Рост числа детей происходит на фоне огромного неудовлетворенного спроса на услуги дошкольных учреждений, и, судя по всему, такая ситуация вряд ли изменится в ближайшем будущем. По данным Росстата, в начале 2009 года 1,7 миллиона детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения.

Среднее образование . Среднее образование в России стало практически всеобщим. После 9 класса в общеобразовательной школе и профессиональных учебных заведениях разного типа учится более 90% детей. С начала 1970-х годов численность школьников достигла максимальной величины – 26,2 млн. детей - в 1996 году, когда обучением были охвачены сравнительно многочисленные поколения 1980-х годов рождения. Но сейчас система среднего образования переживает нелегкие времена. В 2011 году контингент потребителей ее услуг сократится до исторического минимума – 14,9 млн. Ожидаемый в перспективе рост будет достаточно умеренным (на 2-3 миллиона человек к 2025 году). Столь значительное сокращение числа лиц в школьных возрастах влияет не только на систему образования, но и на всю общественную и экономическую системы страны, поскольку ведет к перераспределению ресурсов между институтами, обслуживающими те или иные возрастные группы населения. Система подушевого финансирования школ предполагает конкуренцию между ними за учеников. Но более сильной эта конкуренция будет на следующей ступени обучения - между вузами.

Динамика числа лиц в возрасте от 18 до 24 лет непосредственно влияет на развитие системы вузов и ссузов страны. Охват обучением на третьей ступени образования за постсоветский период заметно увеличился и достиг высокого по мировым стандартам уровня. В 2009 году только на очных и вечерних отделениях вузов и ссузов училось более 35% молодежи против 25% в 1990 году. Однако, демографические тенденции вносят существенные коррективы в судьбы средних специальных и высших учебных заведений. С конца 1980-х годов численность их контингента устойчиво увеличивалась до 2007 года (17,6 млн. человек). Однако, в ближайшие десять лет последует его резкое сокращении до 9,2 млн. Сейчас идет процесс быстрой убыли потенциальных абитуриентов. Если в начале 2000-х годов их ежегодно насчитывалось порядка 2,5 млн., то к 2017 году их станет меньше в 2 раза - 1,2 млн. Многие учебные заведения, прежде всего негосударственные платные, могут остаться без необходимого минимума учащихся.

Конкуренция за молодежь: армия, вузы и рынок труда. Наступающее десятилетие можно охарактеризовать как период открывающихся возможностей для молодежи - малочисленных поколений, родившихся в 1990-х годах, а с другой – как период усиливающейся конкуренции за молодежь между учебными заведениями, рынком труда и армией. Для учебных заведений жизненно необходимо набрать студентов, при этом высшие учебные заведения получат определенные преимущества перед средними, снижая планку вступительных требований. В условиях сокращающегося предложения рабочей силы неудовлетворенный спрос повлечет за собой рост заработной платы, в том числе для профессий, не требующих высокой квалификации.

В планах Правительства России намечено дальнейшее сокращение армии - до 1 млн. человек в 2012 году. Ежегодное число призывников вряд ли опуститься заметно ниже отметки в 500 тысяч. В 2009 году на военную службу отправилось около 580 тысяч призывников. На дневное обучение в вузы, где предоставляется отсрочка от армии, было принято порядка 730 тысяч человек, из которых примерно половина (около 350 тысяч) – юноши. По прогнозным оценкам, в 2017 году юношей, окончивших школу, будет насчитываться всего лишь 650 тысяч. С учетом вышеприведенных цифр, а также стоящих задач по модернизации экономики, становится очевидной неизбежность реформирования как системы образования (в сторону сокращения приема студентов и повышения качества их обучения), так и российской армии (в пользу развития набора по контракту). На рынке труда, в свою очередь, должны распространяться гибкие формы занятости, соответствующие трудовым возможностям учащейся молодежи.

Уровень образования. Распространение охвата обучением в системе среднего профессионального и высшего образования в 1990-х годах отразилось в заметном повышении образовательного уровня населения России (табл. 11, рис. 19). В 2007 году по доле лиц в возрасте от 25 до 65 лет с уровнем образования третьей ступени Россия была одним из мировых лидеров (54%). 20% из них имели высшее образование. По последнему показателю Россия заметно уступала только США (30%), Израилю (27%), Норвегии (31%), Нидерландам (28%), Новой Зеландии, Дании и Канаде (по 25%).

Таблица 11. Состав населения Российской Федерации по уровню образования (%)

Группы по уровню образования

По данным переписей населения*

По данным ОНПЗ*

Прогноз ИДЕМ

Неполное высшее

Среднее профессиональное

Начальное профессиональное

Среднее общее

Основное общее

Начальное общее

Не имеют начального

Примечание . Переписи населения - лица в возрасте от 15 лет и старше; ОНПЗ – обследование населения по проблемам занятости: лица в возрасте от 15 до 72 лет

Рисунок 19. Состав населения Российской Федерации по уровню образования, %

Примечание . Переписи населения - лица в возрасте от 15 лет и старше; ОНПЗ – обследование населения по проблемам занятости: лица в возрасте от 15 до 72 лет

Уровень образования занятого населения еще выше (табл. 12, рис. 20). Более 70% имеют высшее или профессиональное образование, в том числе 26% - высшее. Обращает на себя внимание тот факт, что лица, имеющие основное среднее или начальное общее образование сосредоточены в группе экономически неактивного населения. Все это говорит о происходящем вымывании из российской экономики работников с невысоким уровнем образования и объясняет природу дефицита неквалифицированой рабочей силы на российском рынке труда . Значительную часть этого дефицита в последние годы покрывает приток работников из стран СНГ.

Таблица 12. Уровень образования и статус экономической активности населения России, 2008 год, %

Статус активности

Выс-шее

Непол-ное высшее

Среднее проф.

Началь-ное проф.

Сред-нее общее

Основ-ное общее

Не имеют основ-ного общего

Итого

Уровень образования по статусу экономической активности (%)

Экономически активные

Безработные

Неактивные

Экономически активные

Безработные

Неактивные

Рисунок 20. Уровень образования и статус экономической активности населения России, 2008 год, %

Рассчитано по ОНПЗ для лиц в возрасте от 15 до 72 лет.

Опираясь на тенденции изменения количества учащихся на разных ступенях обучения, изменения уровня образования отдельных возрастно-половых групп, с учетом перспективной трансформации возрастно-половой структуры, в ИДЕМ ГУ-ВШЭ выполнен прогноз изменения численности образовательных групп населения России (рис. 21). Главный результат прогноза (средний вариант) состоит в том, что, что при сложившемся спросе на высшее образование, доля лиц, закончивших вузы, превысит после 2020 года 30%. Число экономически активных лиц с высшим образованием может стабилизироваться и даже чуть увеличиться в условиях заметного сокращения населения в трудоспособных возрастах. Это произойдет, в первую очередь, за счет уменьшения числа лиц со средним и начальным профессиональным, а также полным средним образованием. Доля лиц с уровнем образования ниже среднего как в экономически активном, так и во всем населении будет незначительной.

Существующий в настоящее время дефицит рабочей силы низкой квалификации в ближайшие годы распространится и на работников средней квалификации. В данном случае недостающую рабочую силу придется «импортировать из-за рубежа», все активнее привлекая мигрантов, либо резко повышать оплату за подобный труд, делая его минимально привлекательным для лиц со сравнительно высоким образованием.

Рисунок 21. Прогноз изменения численности образовательных групп населения России, млн. человек

Таким образом, экономика, в определенном смысле, становится заложником деформаций, возникающих на рынке образовательных услуг, где предложение намного превышает спрос. Стремление к загрузке имеющихся мощностей системы образования высоких уровней приводит к искусственному поддерживанию спроса за счет снижения требований к образованию, в силу чего возникает его инфляция, развивающаяся наряду с дефицитом труда относительно более низкой квалификации. Проигрывают все.

OECD at a Glance 2009: OECD Indicators. Paris, 2009.
Капелюшников Р.И. Записка об отечественном человеческом капитале. Препринт WP3/2008/01/ Серия WP3. ГУ-ВШЭ.

· формирование и укрепление национальной сознательности гражданина Республики Беларусь, а также чувства уважения к другим странам и народам мира;

· обеспечение овладения государственного языка, как главного средства общения между гражданами Республики Беларусь;

· сохранение и умножение интеллектуальной собственности и культурных ценностей белорусского народа и других национальных сообществ республики;

· формирование экологической сознательности;

· воспитание уважения к семейной жизни;

· содействие интеллектуальным устремлениям личности;

· достижение разумного соотношения опыта и веры личности;

· развитие научной, технической и культурной деятельности в соответствии с потребностями развития республики;

· воспитание сознательного уважения к демократии как форме управления и существования, которая позволяет каждой личности участвовать в принятии решений, направленных на улучшение общества;

· содействие установлению отношений человечности и милосердности в отношениях между людьми;

· воспитание сознательного уважения к всемирному порядку, основанного на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира;

· укрепление здоровья и физического усовершенствования воспитанников и студентов.

Чтобы достигнуть этих целей в 1996 году бала принята реформа. Концепция реформы исходит из того, что основными задачами общеобразовательной школы являются:

· подготовка молодого поколения к полноценной жизни и деятельности в обществе;

· формирование представлений и готовности к жизни в изменчивом мире;

· передача фундаментальных основ национальной и мировой культуры;

· содействие гармоничному развитию личности, ее патриотическому, гражданскому и духовно-моральному воспитанию.

Для достижения этого необходимо реализовать следующие цели и меры:

повышение образовательного уровня населения страны:

Введение обязательного десятилетнего образования;

Повышения до 12 лет срока получения общего среднего образования;

Обеспечение доступности общего среднего образования;

Усовершенствование системы непрерывного образования;

повышение качества общего образования:

Обновление содержания образования;

Внедрение современных технологий обучения;

Обеспечение разноуровневого и вариативного обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учеников;

Усовершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

удовлетворение общеобразовательных потребностей личности ученика с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей:

Создание в начальной школе условий, которые обеспечивают адаптацию ребенка к процессу обучения с учетом его реальных возможностей;

Придание содержанию образования на уровне базовой (основной) школы относительно законченного характера;

Осуществление профильной дифференциации на завершающем этапе общего среднего образования, что обеспечивает оптимальные условия на протяжении обучения;

Создание оптимальных условий для физического развития и охраны здоровья учеников, ликвидация учебной перегрузки;

повышение престижности образования:

Реальное закрепление за сферой образования статуса приоритетного в государстве и обществе;

Повышение статуса учителя;

Более полное материально-техническое обеспечение общеобра­зова­тель­­ной школы;

Развитие форм самообразования учреждений образования.

Процессы реформирования, которые развернулись в системе образования в последние годы, не могут быть эффективными как без глубокого теоретического осмысления его проблем, так и без основательной экспериментальной проверки предлагаемых преобразований.

Любое теоретическое положение, которое пытаются внедрить в массовую практику, должно обладать в первую очередь двумя качествами: быть технологичным и воспроизводимым. Быть технологичным, значит возможным для реализации в рамках принятых сегодня моделей деятельности учебных учреждений. Быть воспроизводимым, значит возможным для применения каждым педагогом. Альтернативные программы, которые не обладают этими качествами, не могут стать основой массовой педагогической практики.

Несколько лет тому назад в республике развернулась активная и массовая экспериментальная работа. Сегодня она стала реальностью для десятков учебных учреждений. Вместе с тем реальностью для сотен школ, детских садов и других учреждений стало участие в инновационных процессах, связанных с внедрением целого ряда перспективных технологий, которые зарекомендовали себя.

До 90-х годов ХХ в. Беларусь практически не имела опыта экспериментальной работы в образовании. Опробация всех нововведений проводилась Академией педагогических наук СССР в своих экспериментальных школах, и БССР в готовом виде получала все материалы, необходимые для внедрения в массовую практику. Опыт экспериментальной работы начала 90-х годов был минимальным, поскольку массовые нововведения в системе образования планировалось проводить, начиная с 1996-1997 гг.

Первый массовый опыт экспериментальной работы связан с процессами реформирования общеобразовательной школы и переходом на 12-ти летний срок обучения. Однако с 1999-2000 учебного года процесс экспериментальной и инновационной (в узком смысле) работы становится массовым. В 2000-2001 году в республике проходила экспериментальная работа по 28 и инновационная по 14 различным направлениям.

Программа “Школа 2100” является альтернативной программой. Ее методы, приемы, дидактические средства, на мой взгляд, наиболее эффективно позволяют достигнуть целей образования, сформулированные в “Законе об образовании” и “Реформе общеобразовательной школы”. Тем более, что с 1 сентября 2001 года начался массовый эксперимент по данной программе и скоро мы получим результаты по полному внедрению ее в образование Республики Беларусь. Мы, как учителя-практики, можем говорить об эффективности программы “Школа 2100” в начальной школе. Ведь младший школьник, изучая определенные дисциплины, получает не только специальные знания (основы), но и наращивает личностные качества параллельно с интеллектуальными способностями, которые совершенствуются в старших классах. Одна из главных задач, стоящих перед учеником начальной школы, заключается в том, чтобы ребенок научился не только самостоятельно пользоваться своими знаниями, но и обрел потребность в саморазвитии, в анализе своей деятельности, научился перед собой ставить цель и планировать свою деятельность для ее достижения.

Образовательная программа “Школа 2100” рассчитана на дошкольное, начальное и общее среднее образование. На всех этих этапах она предусматривает:

· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

· воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· единство государственного культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!