Одна н и две нн в существительных. А13
Суффиксы -н- и -нн- относятся к тем трудностям русской грамматики, которые требуют запоминания большого объема материала и усвоения не только правил, а и исключений из них. Основная часть этих правил касается имен прилагательных, а также наречий и причастий. Свои особенности есть и у написания этих суффиксов в существительных.
Правописание н и нн в суффиксах прилагательных
Если имя прилагательное образовано от существительного с помощью таких суффиксов, как -ан-, -ян- и -ин-, то оно пишется с одной н, например, как в слове глиняный. И этого грамматического правила есть три слова-исключения: оловянный, деревянный, стеклянный. Если же в образовании прилагательного участвовали такие суффиксы, как -онн- и -енн-, то писать нужно удвоенную н, как в слове родственные.
Но и из этого правила есть исключения – это два слова, ветреный и масленый .
Если прилагательное образовано от слова с основой на -н с помощью суффикса -н-, то получается слово с удвоенной н, хотя одна буква является частью основы, а вторая – суффиксом – картинный.
Прилагательные также могут образовываться от глаголов – и это роднит их с причастиями, так что правила правописания н и нн в суффиксах в данном случае будут общими.
Так, если прилагательное или причастие имеют приставку или зависимое слово, то в суффиксе следует делать удвоение н: вспаханный, варенная на воде. То же самое касается случаев, когда в слове есть такие суффиксы, как -ова-, -ева-, -ирова-: маринованный .
Кроме того, если слово образовано от глагола без приставки, но он относится к совершенному виду, н также следует удваивать: лишенный .
Исключением из данного правила является слово раненый .
При этом в кратких причастиях всегда будет писаться одна н, а в кратких прилагательных этих букв столько же, сколько и в полных, за исключением одной формы – это единственное число мужского рода, в которой, как и в причастиях, пишется одна н.
Нужно отличать причастие и отлгагольное прилагательное, которые часто совпадают. Например, слово “воспитанный” может быть и тем, и другим, но если у причастия краткая форма в женском роде будет воспитана, то у прилагательного – воспитанна. Сделать это несложно – перед “подозреваемым” нужно поставить слово более. Если оно неуместно, то это причастие, а если уместно, то прилагательное.
Другие трудности с суффиксом -н-
Эта словообразовательная единица используется в разных частях речи. Так, в наречиях и именах существительных, образованных от прилагательных, пишется столько же букв н, сколько и в исходном слове: воспитанник (от воспитанный), организованно (от организованный) .
Что мы узнали?
Основные трудности выбора между н и нн в суффиксах касаются имен прилагательных. Именно на их правописании основано правописание тех существительных и наречий, которые от них образуются. Прилагательные же могут образовываться от существительных и глаголов разными способами, которые и объясняют использование н или нн. Необходимо различать отглагольные прилагательные и причастия.
1. С одной буквой н пишутся:
1). Прилагательные с непроизводной основой:красный, юный, синий. Суффикса в таких прилагательных нет. Буква н входит в состав корня.
2). Отымённые прилагательные с суффиксом -н: зимний (от: зима), летний (от: лето).
3). Отымённые прилагательные с суффиксами -ан, -ян: песчаный, серебряный (прил. со значением "название материала, вещества"), и -ин: мышиный, воробьиный (прил. со значением "принадлежности").
Исключение:
деревянный, оловянный, стеклянный пиши с двумя буквами нн .
4). Отглагольные прилагательные, если нет приставки и пояснительного слова: жареное мясо.
Исключение:
Пиши с двумя буквами нн
слова из списка:
данный, чванный, брошенный, желанный, купленный, виденный, деланный, жеманный, пленённый, лишенный, священный, читанный, отчаянный, чеканный, окаянный, неслыханный, невиданный, нечаянный, негаданный
Не путай!
В список исключений не входят слова непрошеный , незваный , названый , которые созвучны данным выше. Пиши их в соответствии с правилом: непрошеный совет , незваный гость , названый брат .
5). Краткие прилагательные в форме мужского рода единственного числа: совет ценен - (м.р.), а также краткие прилагательные во всех других формах, если они образованы от полных прилагательных с одной буквой н : красна девушка (от полной формы с одной буквой н : красный), красно солнышко, красны девушки.
7). Наречия на -о и -е, образованные от прилагательных с одной буквой н : ветрено, аккуратно.
2. С двумя буквами нн пишутся:
1). Отымённые прилагательные с суффиксом -н, если корень существительного оканчивается на букву н : осенний, весенний, сонный.
2). Отымённые прилагательные с суффиксами -енн, -онн: буквенный, порционный.
Исключение:
ветреный человек , ветряная мельница , ветряная оспа , но безветренный день , подветренная сторона.
3). Отглагольные прилагательные с суффиксом -нн: корчёванный участок, бракованная вещь.
Разберись, как образовано слово: бракованный←браковать + нн.
Суффикс -нн пиши в отглагольных прилагательных, образованных от производящей основы с суффиксами: -ёва//-ова, -ева: корчёванный←корчевать, образованный←образовать.
Проще запомнить так: прилагательные на ёва+нн+ый,ова+нн+ый, ева+нн+ый.
4). Прилагательные-исключения:
Исключение:
деревянный
, оловянный
, стеклянный
пиши с двумя буквами - нн
.
Исключение:
данный
, чванный
, брошенный
, желанный
, купленный
, виденный
, деланный
, жеманный
, пленённый
, лишенный
, священный
, читанный
, отчаянный
, чеканный
, окаянный
, неслыханный
, невиданный
, нечаянный
, негаданный
(см. пункт5).
5). Страдательные причастия прошедшего времени, если есть приставки или пояснительные слова: написанное сочинение, вязанные (кем?) бабушкой варежки, а также причастия и отглагольные прилагательные, образованные от глаголов совершенного вида без приставок: купленный, брошенный, данный (последние включены в список слов для запоминания в п.5 наряду с другими примерами).
6). Краткие прилагательные, образованные от полной формы с двумя буквами нн (кроме формы м.р. ед.ч., в которой всегда одна буква н ): ночь безлунна, советы ценны.
7). Наречия на -о и -е, образованные от прилагательных с двумя буквами нн : искренне, обдуманно, безветренно.
Орфограмма: Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-): правописание суффиксов имён существительных, имён прилагательных, глаголов и наречий.
1. Правописание суффиксов имён существительных
Суффиксы -чик/-щик. Суффикс -чик пишется после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж, суффикс -щик - в остальных случаях (разведчик, метчик, образчик, подписчик, перебежчик, носильщик, сменщик).
Суффиксы -ек/-ик. Суффикс -ек пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе выпадает; суффикс -ик пишется, если при склонении слова гласный в суффиксе сохраняется (замочек - замочка, ключик - ключика).
Суффиксы -ец/-иц. Суффикс -ец пишется:
- в существительных мужского рода (братец, делец, хлебец);
- в существительных среднего рода, когда ударение падает на окончание (письмецо, пальтецо).
Суффикс -иц- пишется:
- в существительных женского рода (улица, мыльница, мельница);
- в существительных среднего рода, когда ударение падает на основу (платьице, строеньице).
Суффиксы -ичк-/-ечк-. Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от существительных на -иц- (луковица - луковичка, рукавица - рукавичка). Суффикс -ечк- пишется в словах, образованных от существительных не на -иц — (нянечка, лукошечко, Танечка).
Суффиксы -ышк-/-ушк-/-юшк- . Суффикс -ышк- пишется в существительных среднего рода (после него пишется окончание -о) (зёрнышко, солнышко, донышко). Суффикс -ушк- пишется в существительных мужского и женского рода (дедушка, девушка, соловушка). Суффикс -юшк- пишется в словах всех трёх родов (полюшко, долюшка, дядюшка).
Суффикс -инк-(-ин- + -к-)/-енк-. Суффикс -инк- пишется в словах, образованных от существительных с суффиксом -ин- (соломина - соломинка, рябина - рябинка). Суффикс -енк- пишется в уменьшительных формах существительных на -на, -ня , у которых в Р. п. мн. ч. не пишется на конце мягкий знак (блесна - блёсен - блесенка, башня - башен - башенка ), а также в словах беженка, неженка, француженка, черешенка и т. п.
2. Правописание суффиксов имён прилагательных
Суффиксы -ив-/-ев-, -еват-/-евит- . Суффикс -ив- пишется под ударением, -ев- в безударном положении (красивый, спесивый, строевой, молодцеватый). Исключения : милостивый, юродивый.
Суффиксы -ов- и -ев-. После шипящих и ц под ударением пишется суффикс -ов- , без ударения - суффикс -ев- (парчовый, перцовый, камышовый, ключевой, концевой, ковшевой, вещевой).
Суффиксы -чив-/-лив-. Всегда пишутся с и (приветливый, переменчивый).
Суффиксы -к- и -ск-. Суффикс -к- пишется:
- в качественных прилагательных, которые имеют краткую форму (резкий - резок, низкий - низок);
- в прилагательных, образованных от существительных с основой на к, ч, ц, суффикс -ск- упрощается в к; звуки к, ч чередуются с ц (ненец - ненецкий, казак - казацкий, ткач- ткацкий). Исключения: узбек - узбекский, Углич - угличский).
Суффикс -ск- сохраняется в относительных прилагательных с основой на согласные д, т, з, с (матросский, французский, братский, городской) и с основой на согласные г, к, х, которые часто чередуются (Онега - онежский).
3. Правописание суффиксов глаголов
- В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед -ть (видеть - видел, облегчить - облегчила, принять - приняло).
- В неопределённой форме глагола и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова-, -ева- , если в 1-м лице глагол оканчивается на -ую, -юю (рисую - рисовать).
- Если в 1-м лице глагол оканчивается на -ываю, -иваю без ударения на а , то суффикс -ыва-, -ива- сохраняется (раздумывать - раздумываю, заканчивать - заканчиваю).
Открытый урок русского языка в 6 классе
Тема: Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных.
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора н, нн в суффиксах прилагательных, образованных в существительных; совершенствовать умение писать слова с изученной орфограммой, формировать орфографическую зоркость.
развивающие: развивать навыки устной и письменной речи учащихся, способности и умения самостоятельно добывать знания, систематизировать их и применять на практике; развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные: формировать умение чувствовать красоту слова через работу с текстом.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, мультимедийная презентация, раздаточный материал, таблицы, карточки.
Ход урока:
I . Организационный момент
II . Языковая разминка (повторение теоретических сведений по теме).
Прием «Закончи фразу».
Имя прилагательное – это часть речи, которая…
Имена прилагательные изменяются по…
По значению и форме имена прилагательные делятся на…
Буква о после шипящих и ц в суффиксах прилагательных пишется…
III . Актуализация опорных знаний
Прочитайте ряды слов. Сформулируйте свое задание.
1). Кумач…вый, свинц…вый, лебеди…ый;
2). Лиц…вой, осе…ий, ключ…вой;
3). Образц…вый, соломе…ый, еже…вый;
4)…………………………………………….
Какие слова можно исключить из первого ряда, второго и третьего? Почему?
Запишите эти слова в четвертый ряд.
4). Лебединый, осенний, соломенный.
IV . «Вызов». Определение темы и целей урока.
Постановка учебной проблемы.
Прочитайте слова, записанные в четвертом ряду. К какой части речи они относятся?
В какой части прилагательных вы вставили буквы?
Сравните свои записи с правильным вариантом (открыть образец правильного написания).
Все ли слова вы написали правильно? Почему? Что нам неизвестно?
Какова тема урока?
Что должны будем иметь к концу урока?
V . Поиск решения учебной проблемы
Побуждающий к гипотезам диалог.
Работа с текстом (тексты у каждого учащегося);
Серебряная сказка.
Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима!
Ночами лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, звериными тропами.
Пушистый иней все вокруг делает торжественным.
Травинки превратились в белые цветы, искусственные кружева. Шишки сосен напоминают ледяные кудри великана. Березки кажутся таинственными призраками.
О чем текст?
Какую роль играют прилагательные в тексте?
Задание
Выписать имена прилагательные в два столбика: с – н – и – нн-
серебряная лунные
звериные сонные
ледяные искусственные
таинственными
Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна н , а в других – нн ? (выдвижение гипотез).
Вспомните, в какой морфеме находится изучаемая орфограмма?
От каких частей речи образованы имена прилагательные?
С помощью каких суффиксов?
2. Работа с таблицей.
(таблицы перед каждым учащимся)
Образование и написание прилагательныхСуществительное
Суффикс
Прилагательное
I
чугун
экскурсия
клюква
Н –
Они –
Енн -
II
орел
кожа
трава
Ин –
Ан –
Ян -
Задание:
Образуйте от каждого существительного имя прилагательное с указанным суффиксом.
В прилагательных выделите суффикс и определите количество н.
Используя таблицу, сформулируйте правило о написании н и нн в суффиксах прилагательных.
(Учащиеся работают с таблицей и делают выводы.)
VI . Организация деятельности по применению новых знаний.
1. Рассмотрим алгоритм работы с правилом (карточки с алгоритмом – правилом учащиеся получают заранее). Обратите внимание на слова – исключения.
Буквы н и нн в прилагательных, организованных от существительных
- Н - - НН -
1. Если корень слова не 1. – н + н -:
оканчивается на - н -; Если корень слова
Оканчивается на – н -;
2. – ин - : 2. – онн - ;
суффикс указывает на
принадлежность к
живому существу.
3. – ан – (- ян -) : 3. – енн - ;
прилагательные с этим
суффиксом указывает
на материал, из которого
сделан предмет.
Исключения: Исключения:
- стеклянный; ветреный (но: безветренный)
- оловянный; масленый (но: промасленный)
- деревянный.
Коллективная работа.
2. Устно объяснить правописание слов:
Утренний утро + енн
Лебединый лебедь + ин
Стеклянный исключение
Телефонный телефон + н
Государственный государство + енн
3. Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор – н – и – нн -.
гусь –
дерево –
трава –
лимон –
солома –
клюква –
Взаимопроверка.
VII . Физкультминутка.
4. Работа с учебником.
Выполнение упражнения № 369.
(Образовать прилагательные от существительных. Сгруппировать полученные слова: а). прилагательные, образованные от существительных с н на конце основы; б). прилагательные с суффиксом – ан – (- ян -); в). прилагательные с суффиксом – енн -, - онн - . Обозначить условия выбора изучаемой орфограммы).
5. Выборочная проверка выполнения упражнения.
6. Буквенный диктант.
Написать в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Под каждой цифрой обозначить только н и нн , в зависимости от того, сколько их в словах, которые читает учитель.
Стеклянный, ржаной, муравьиный, лиственный, ветреный, каменный, песчаный, таинственный, мышиный, оловянный.
Проверка
7. Работа в группах.
(Каждая группа получает лист с заданием вставить в слова буквы - н – и – нн -. Учащиеся по очереди выполняют задание, проверяя правильность написания предыдущих слов).
VII . Рефлексия.
Возвращение к началу урока.
Обоснование правильного написания слов, предложенных в начале урока.
X . Итоги урока.
С какой новой орфограммой познакомились?
Расскажите о правописании – н – и – нн – в прилагательных, образованных от существительных.
XI . Домашнее задание.
Используя словосочетания серебряный иней, торжественная тишина, багряное солнце, звериные тропы - … написать сочинение - миниатюру «Волшебница зима».