Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

События в дюнкерке 4 июня 1940. На последнем берегу

Немецкое наступление во Франции оказалось столь стремительным и мощным, что для противостоящей стороны это оказалось совершенно деморализующим сюрпризом. Британский экспедиционный корпус оказался не готов к войне нового типа, поэтому, невзирая на существенную численность и приличное техническое оснащение, он терпел поражение за поражением. Это не могло в итоге не привести к катастрофе - по мере продвижения немцев к Ла-Маншу панические настроения среди личного состава корпуса нарастали, и в конце мая 1940 года плотина рухнула. Британцы начали движение к спасительному проливу, за которым их ждали родные берега. Отступление было беспорядочным - дороги, забитые вперемешку беженцами и бегущими войсками, брошенный по обочинам транспорт. Офицеры, бросившие свои части, бежали первыми, невзирая на прямой приказ до последнего оставаться на посту. Стало понятно, что то, что нельзя остановить, придётся возглавить - и был отдан приказ об организации эвакуации британских военнослужащих и их союзников из зоны боевых действий. Сначала речь шла только о вывозе вспомогательного персонала, но быстро стало ясно, что эвакуировать придётся всех.

Отступление к побережью, май 1940 г.

Приготовления к эвакуации начались 20 мая. Командующим был назначен вице-адмирал Бертрам Рэмси (в некоторых источниках фамилию транскрибируют как Рамсей). Сама эвакуация получила название "операция «Динамо»" в честь генератора (динамо-машины) Дуврского замка - именно в генераторной Рэмси составил план операции и обсудил его с Черчиллем, оттуда же он ей и командовал.


Вице-адмирал Бертрам Рэмси на своём командном пункте в Дувре

Одной из загадок битвы при Дюнкерке остаётся приказ, отданный Гитлером - приказ об остановке наступления, который дал британцам время на проведение операции «Динамо». Не дойдя буквально нескольких километров, немецкие наземные войска остановились и заняли оборону, прижав остатки английских войск (совместно с некоторым количеством французских) к берегу в районе города Дюнкерк. Огромная масса солдат оказалась запертой в городе и на прилегающих к нему песчаных пляжах. Отдельные исследователи даже высказывают гипотезу о том, что фюрер специально приостановил карающий меч, чтобы не слишком настраивать против себя британцев - мол, цивилизованные белые люди же, не низшая раса. Однако вероятность справедливости подобной трактовки крайне мала. По крайней мере, жалеть англичан точно никто не собирался, так как окружённых на протяжении всей эвакуации непрерывно бомбили. В первый же день массированным налётом был уничтожен дюнкеркский порт. Значительная часть бомб попала и на город - число жертв среди мирных жителей, согласно некоторым источникам, достигало тысячи человек, около трети от всего оставшегося на тот момент в городе населения. Городской водопровод был повреждён бомбами, что сделало невозможным тушение пожаров, и Дюнкерк выгорел практически полностью. Скопившихся на пляжах солдат немцы бомбили и расстреливали из бортовых пулемётов. Британская авиация оказывала максимально возможную помощь - только за первый день прибывшей с противоположного берега «кавалерией» было сбито 38 немецких самолётов. Всего за время эвакуации британцы смогли уничтожить 145 вражеских самолётов ценой потери 156 своих, ещё 35 немецких самолётов было уничтожено зенитной артиллерией с кораблей.


Британские моряки наблюдают за пожарами на французском берегу

Наиболее вероятной причиной остановки немецких войск в настоящее время считается желание избежать лишних потерь. Загнанные в угол французы и британцы явно собирались отчаянно сопротивляться до последнего, Геринг же обещал расправиться с окруженцами исключительно при помощи ударов с воздуха, и эта перспектива показалась фюреру заманчивой. Впоследствии Гудериан и Манштейн считали приказ об остановке наступления одной из наиболее критичных ошибок Гитлера, а Рундштедт называл его «одним из ключевых моментов войны».


Бойцы в ожидании эвакуаци

Как бы то ни было, передышка оказалась для англичан спасительной. Эвакуацию начали 27 мая - для неё к побережью возле Дюнкерка было подведён британский лёгкий крейсер «Калькутта», восемь эсминцев и двадцать шесть транспортных судов. Проблема была в том, что берег в том месте пологий и песчаный, поэтому отмели простираются на большие расстояния под водой, делая невозможным подход крупных кораблей непосредственно к линии прибоя. Для перевозки людей с пляжей на корабли Адмиралтейство буквально прочесало все окрестные британские порты, отмобилизовав все малые суда, до каких только смогли дотянуться. Это был самый пёстрый и разнообразный флот, какой только можно себе представить - в него входили и прогулочные катера, и портовые буксиры, и рыболовецкие лодки, и даже личные парусные яхты. Впрочем, как быстро выяснилось, отмели не позволяли подойти к берегу даже этим небольшим судам.


Гражданские катера и яхты выдвигаются для оказания помощи в эвакуации

Солдатам приходилось несколько сот метров идти от линии прибоя вброд, иногда до штормтрапа катера они добирались по шею в воде. Для борьбы с подобными затруднениями офицеры на местах прибегали к различным ухищрениям. Например, во время отлива выгоняли на обнажившееся дно автомобили, выстраивая их в цепочку, направленную к морю, и укладывая на их крыши наспех сколоченные деревянные мостки. В порту Дюнкерка причалы были разрушены немецкими бомбардировщиками, но уцелели два бетонных мола, каждый из которых выдавался в море больше, чем на километр - их и стали использовать для погрузки.


Погрузка на катер

Ото дня ко дню количество задействованных в операции кораблей и судов росло - всего в «Динамо» приняли участие 693 британских плавсредства. В это число входили упомянутый ранее крейсер «Калькутта», 39 эсминцев, 36 тральщиков, 13 торпедных катеров и охотников, 9 канонерских лодок. Малых судов (без учёта шлюпок и катеров, принадлежащих большим кораблям и судам) было 311. Помимо этого, помощь в эвакуации оказывали и корабли иных союзников (в основном французские) - их насчитывалось 168, в том числе 49 боевых. Занимать внутренние помещения на кораблях солдаты по большей части отказывались из страха не успеть выбраться, если корабль начнёт тонуть, поэтому занимали палубы и надстройки, набиваясь, в самом буквальном смысле, как сельди в бочку. Там, где солдаты добирались до кораблей на лодках, они нередко бросали лодку, достигнув цели. Никто не хотел возвращаться на берег даже ненадолго - поэтому оставшимся на пляже приходилось ждать, пока пустую лодку прибьёт к берегу ветром. Из-за описанных выше затруднений с погрузкой практически всё тяжёлое имущество было оставлено на берегу. Фактически, солдаты не брали с собой ничего, кроме одежды - многие бросали даже оружие и ранцы с личными вещами. Всего британцами было оставлено 455 танков, более 80 тысяч автомобилей, мотоциклов и другой техники, две с половиной тысячи пушек, 68 тысяч тонн боеприпасов, 147 тысяч тонн горючего и 377 тысяч тонн прочих припасов.


Британские солдаты ведут огонь по немецким самолётам, бомбящим пляж

Загруженные корабли, покидавшие Дюнкерк, шли к Британским островам тремя маршрутами, носившими условные обозначения «X», «Y» и «Z». Самым коротким был маршрут «Z» (всего 72 км), корабли преодолевали его в среднем за два часа, но он пролегал вдоль французского берега, и следовавшие им корабли на протяжении значительной части пути подвергались обстрелу немецкой артиллерии с суши. Маршрут «X» был самым безопасным, хотя и заметно длиннее (105 км), однако он пролегал в непосредственной близости от ряда мелей и минных полей, из-за чего не мог использоваться ночью. Маршрут «Y» был самым длинным (161 км, четыре часа пути) - он проходил в стороне от мин и пушек, но следовавшие им корабли постоянно подвергались атакам немецкого флота и авиации. Всего было потеряно более четверти кораблей из участвовавших в эвакуации - 243 из 861.


Французский эсминец Borrasque тонет, подорвавшись на мине. На палубе видны эвакуируемые солдаты

Первоначально предполагалось, что затишье в немецком наступлении продлится не более сорока восьми часов. За это время планировалось спасти 45 тысяч человек. Фактически план был сорван (в первый день было вывезено чуть более семи с половиной тысяч человек, во второй - немногим менее восемнадцати тысяч, то есть суммарно около 25 тысяч вместо запланированных сорока пяти), но немцы продолжали стоять на месте, атакуя союзников лишь с воздуха, и эвакуация постепенно набрала обороты - 29 мая было вывезено более 47 тысяч человек за один день, за последующие два дня эвакуировались более 120 тысяч человек.

Британские солдаты грузятся на корабль


Эвакуация

31 мая немцы нажали, и «дюнкеркский карман» существенно сжался. 1 июня было эвакуировано 64 тысячи человек. 2 июня отбыли британские силы прикрытия, оборонявшие Дюнкерк. На континенте остались лишь французы - их тоже вывозили, но не в первую очередь. 3 июня воздушные налёты стали гораздо интенсивнее, и дневные рейсы пришлось прекратить. В ночь с третьего на четвёртое удалось эвакуировать около 53 тысяч союзных бойцов, но четвёртого немцы, наконец, пошли в наступление, и операцию пришлось завершить. Последний корабль, британский эсминец «Сикарий», покинул французский берег в 3:40 утра 4 июня с приблизительно девятью сотнями эвакуированных на борту. Две французских дивизии, оставленные прикрывать периметр, были брошены на произвол судьбы и вынуждены были сдаться.

Итогом операции «Динамо» стало спасение более чем трети миллиона солдат и офицеров – то есть, фактически, всего Британского экспедиционного корпуса во Франции (его общая численность составляла около 400 тысяч человек). Утрата практически всей техники и значительного числа вооружения, конечно, сильно ударила по боеспособности британской армии, но сохранение большой массы личного состава – кадрового, обученного, слаженного и, самое главное, обладающего реальным боевым опытом – практически полностью это компенсировало. Вдобавок, не стоит и упоминать о том, какое мощное воздействие было оказано на моральное состояние населения Великобритании. Парни вернулись домой целыми и невредимыми, а не сгинули бесславно на чужой стороне – на этом фоне и потеря танков с пушками воспринималась как досадная мелочь. Танков, мол, можно и новых наделать. Поскольку предшествующие эвакуации разгром и паническое бегство британскими СМИ, по понятным причинам, не освещались, произошедшее имело в глазах гражданских героический оттенок. Дескать, пострадали от врага, но не дали себя убить и в плен не сдались, так что позже смогут вернуться и как следует отомстить. В оборот английского разговорного языка даже вошло выражение «дюнкеркские настроения» («Dunkirk spirit»), обозначающее единодушное сплочение народа перед лицом страшной угрозы. Неизвестно, возникло ли оно естественным образом или было привнесено пропагандой, но в словарях значится.


Эвакуировавшихся солдат встречают на родине

Об эвакуации британцы помнят до сих пор, именуя её «Чудом при Дюнкерке». В её память был учреждён специальный «дюнкеркский» флаг, право поднимать который имеют только гражданские суда, участвовавшие в операции «Динамо». Таковых до сегодняшнего дня дожило несколько десятков, они регулярно принимают участие в торжествах, посвящённых годовщинам эвакуации.


"Дюнкеркский флаг"

А нгличане и французы полагали что у них достаточно сил для противостояния Гитлеру.
Но их легко и непринужденно прихлопнули, особо не заметив. Немецкое наступление во Франции оказалось столь стремительным и мощным, что для противостоящей стороны это стало совершенно деморализующим сюрпризом. После прорыва линии Мажино 10 мая 1940 года и капитуляции Нидерландов, немецкое командование развило свой успех. Как это было под КАТ...

Части Британских экспедиционных сил под командованием лорда Джона Горта, французские части и соединения, входившие в 16-й корпус, и остатки бельгийских войск оказались блокированными в районе города Дюнкерк. Командующий британскими войсками лорд Горт впервые открыто предложил рассмотреть вопрос эвакуации союзных войск на Британские острова.

20 мая 1940 года быстрые немецкие танковые соединения прорвались к Абвилю и войска 1-й группы армий союзников (в общей сложности, 10 английских, 18 французских и 12 бельгийских дивизий) оказались отрезаны и прижаты к морю в районе Гравлин, Аррас, Брюгге.

С юга и юго-запада против них действовали войска немецкой группы армий «А» под командованием генерал-полковника Герда фон Рундштедта (танковая группа Э. Клейста, танковая группа Г. Гота и 4-я армия вермахта), с востока и юго-востока — войска немецкой группы армий «Б» под командованием генерал-полковника В. Лееба (части 18-й и 6-й армий).

Кабинет Черчилля и Британское Адмиралтейство решили эвакуировать части британского экспедиционного корпуса на Британские острова.

20 мая британское правительство начало собирать корабли и суда, которые были способны принять участие в эвакуации (см. Маленькие корабли Дюнкерка). Для эвакуации командование союзников мобилизовало все имевшиеся в наличии корабли военно-морского и торгового флотов: 693 английских и около 250 французских. Планировал и руководил операцией контр-адмирал Бертрам Рамсей.

Англичане и французы пытались контратаковать, но действовали разобщенно и несогласованно.

22 мая 1940 года части танковой группы Клейста заняли Булонь. В этот же день английское военно-морское министерство реквизировало 40 голландских шхун, находившихся в английских портах, с целью использовать их для эвакуации войск с континента.

24 мая Гитлер отдал приказ немецким танковым дивизиям, наступавшим вдоль побережья Ла-Манша, остановить наступление на рубеже канала Аа и отвести назад части, продвинувшиеся на Азбрук. Дальнейшее продвижение разрешалось только частям, выполнявшим задачи по разведке и охранению. В результате немецкие части остановились на рубеже Бетюн — Сент-Омер — Гравлин.

Гитлер приказал «не приближаться к Дюнкерку ближе чем на 10 км» и не использовать против блокированной группировки танки.

Тем не менее, 24 мая по приказу командира дивизии СС «Адольф Гитлер» нацисты переправились через канал Аа и взяли высоту Монваттан на противоположном берегу, которая обеспечивала господство над равнинной местностью (развалины средневекового замка на вершине позволяли превратить её в опорный пункт).

28 мая 1940 года бельгийский король Леопольд III подписал акт о капитуляции Бельгии. Капитуляция бельгийских войск высвободила немецкие воинские части и осложнила положение англо-французских войск, блокированных в районе Дюнкерка.

Эвакуация из района Дюнкерка проходила рассредоточено, под непрерывным огнём артиллерии и постоянными бомбардировками противника. Особо массированные налёты начинались после отхода на заправку английских истребителей, прикрывавших побережье. При сужении кольца окружения огонь вёлся и из стрелкового оружия, в первую очередь из пулемётов.
При бомбардировке побережья поражающее действие немецких авиабомб оказалось снижено в результате низкой плотности морского песка.

По официальным данным военно-морского министерства Великобритании, в ходе операции «Динамо» (в период с 26 мая по 4 июня 1940 года) с французского побережья в районе Дюнкерка было эвакуировано в общей сложности 338 226 военнослужащих союзников.

В общей сложности, было оставлено 2472 артиллерийских орудий, почти 65 тысяч автомашин, 20 тысяч мотоциклов, 68 тысяч тонн боеприпасов, 147 тысяч тонн топлива и 377 тысяч тонн снаряжения и военного имущества, 8 тысяч пулемётов и около 90 тысяч винтовок, в том числе всё тяжёлое вооружение и транспорт 9 английских дивизий. Потери королевских военно-воздушных сил, прикрывавших эвакуацию, составили 106 самолетов. В ходе операции и при транспортировке в Англию погибло и пропало без вести около 2 тысяч солдат и моряков союзников, были пленены в общей сложности 50 тысяч военнослужащих французской армии.

В ходе операции были потеряны более четверти участвовавших в эвакуации кораблей и судов (224 английских и около 60 французских судов), в том числе 6 эсминцев английского военно-морского флота и 3 французских ВМС. Значительное количество кораблей получили повреждения (в том числе, 19 или 23 корабля английского военно-морского флота).

Почему Гитлер пожалел англичан и французов и не скинул группировку в море? Думал англосаксы будут добрее?))) Возможно Гитлер понимал что загнанные в угол будут сопротивляться яростно, ведь терять им нечего. Об истинных причинах остановки наступления военные историки спорят и по сей день. Официальная главная причина объясняющие это решение - Гитлер стремился избежать больших потерь в танковых частях, которые должны были оперативно проутюжить Европу до Атлантики во второй фазе французской кампании. При этом есть много иных причин. Возможно Гитлер поверил шефу люфтваффе Герингу, обещавшему фюреру, что сможет легко превратить эвакуацию в ад лишь с помощью ВВС Германии.

О причинах остановки нацистских войск Гитлером спорят до сих пор...

Инфа и фото (С) интернет

Миф Дюнкерка

Главный миф, связанный с эвакуацией британского экспедиционного корпуса из Дюнкерка в конце мая - начале июня 1940 года, состоит в утверждении, будто Гитлер сознательно дал возможность англичанам уйти, остановив преследующие их танковые дивизии. Таким образом, он рассчитывал, что Англия, не испытав унижения в виде пленения ее экспедиционного корпуса, охотнее пойдет на заключение мира с Германией, что позволило бы бросить все германские силы против Советского Союза. При этом почему-то упускается из виду то обстоятельство, что, лишившись экспедиционного корпуса, Англия стала бы гораздо сговорчивее в принятии германских мирных предложений.

На самом деле знаменитый «стоп-приказ» Гитлера вызывался чисто военными соображениями. Более того, он никак не повлиял на ход эвакуации британских войск из Дюнкерка.

10 мая 1940 года началось германское наступление во Франции, а уже 15 мая капитулировала Голландия, ряд стратегических пунктов которой был захвачен неприятельскими воздушными десантами. На следующий день пал Брюссель. 20 мая танковая группа генерала Эвальда фон Клейста вышла к Ла-Маншу, а 28 мая капитулировала бельгийская армия. Основные силы французской армии оказались в окружении в Бельгии и Северной Франции и к концу мая прекратили сопротивление. Английская экспедиционная армия под командованием лорда Горта, сознававшего безнадежность продолжения борьбы на континенте, начала отход к порту Дюнкерк для последующей эвакуации на Британские острова. Англичане к тому времени уже раскрыли секрет германских шифровальных машин и читали переговоры германских штабов на Западе. Это помогло английскому командованию принять правильное решение.

21 мая британская оперативная группа Франклина в составе 5-й и 50-й дивизий с 74 танками из 1-й армейской танковой бригады при поддержке частей 3-й французской мехдивизии нанесла контрудар, который пришелся по тылам 7-й танковой дивизии и моторизованной дивизии СС «Мертвая голова» в районе Арраса. Утром 23 мая 1-я французская армия также нанесла контрудар по направлению Арраса, что грозило танковой группе Клейста окружением. Клейст доложил Гальдеру вечером 23-го, что уже потерял половину танков и не сможет двигаться к Дюнкерку, пока не ликвидирует кризис у Арраса. Кроме того, он сообщил, что танки впервые подверглись чувствительным налетам. После этого вечером 23 мая командующий группой армий «А» генерал Герд фон Рундштедт отдал приказ 24 мая приостановить наступление танковых групп Гота и Клейста для подтягивания сил и выяснения обстановки. Утром 24 мая штаб Рундштедта посетил Гитлер. Командующий группой армий убедил фюрера приостановить продвижение танковых дивизий для их пополнения и перегруппировки. Требовалось дождаться отставших пехотных дивизий, которые должны были вести бои в городах, для чего танки были мало пригодны. При этом «стоп-приказ» (директива № 13) подтверждал, что «ближайшей целью операций является уничтожение франко-англо-бельгийских войск, окруженных в Артуа и Фландрии, посредством концентрического наступления нашего северного крыла, а также быстрое занятие и охрана побережья моря. При этом задача авиации состоит в том, чтобы сломить всякое сопротивление окруженных частей противника, воспрепятствовать эвакуации английских войск через пролив и обеспечить южный фланг группы армий „А“»…

Контратака двух английских танковых батальонов у Арраса так напугала командующего группой армий «Юг» Рундштедта, что он добился от Гитлера получения 24 мая приказа на остановку наступления германских танков у Ла-Манша по линии Ланс - Гравелин в 16 км от Дюнкерка. «Стоп-приказ» объяснялся тем, что германское командование не было уверено, что английский экспедиционный корпус будет немедленно эвакуирован на Британские острова, а не попытается вместе с французскими войсками удержать дюнкеркский плацдарм в течение более или менее длительного времени, как на том, кстати сказать, настаивало французское командование. В случае если бы верным оказался второй сценарий, танковые дивизии стоило перегруппировать, чтобы ударить по более слабым и значительно более британских деморализованным французским войскам. Контратака свежих британских танковых частей навела Рундштедта на мысль, что принято решение удерживать дюнкеркский плацдарм. Поэтому и был отдан «стоп-приказ», чтобы понять намерения противника и в зависимости от них использовать танковые дивизии Клейста, которые в боях с британскими бронетанковыми частями понесли существенные потери. Даже если бы германские танки и вошли бы в Дюнкерк, без поддержки пехоты они были бы уничтожены подходившей к городу основной массой британских экспедиционных сил. Ближайшие два дня показали, что сопротивление французских войск, отступающих к побережью, значительно ослабло, были взяты порты Булонь и Кале. Стало ясно, что противник не способен к масштабному контрудару. В то же время выяснилось, что пехотные части наступают слишком медленно. Поэтому существовала угроза, что союзники создадут на побережье плацдармы для длительного сопротивления. 26 мая штаб группы армий «Б» генерала риттера Вильгельма фон Лееба высказал опасение, что возникнут «три крупных центра сопротивления - у Брюгге, в районе Лиль, Ипр и под Дюнкерком, ликвидация которых потребует много времени и сил». Чтобы не допустить этого, наступление германских танковых групп возобновилось. Таким образом, германское командование больше опасалось не эвакуации, а длительного сопротивления союзных войск на побережье Ла-Манша.

Через два дня наступление возобновилось, но англичане сумели удержать подступы к Дюнкерку. 28 и 29 мая войска союзников отошли на небольшой плацдарм у Дюнкерка. К 4 июня были эвакуированы 215 тыс. британских солдат, 114 тыс. французских и 9 тыс. бельгийских. Всего в эвакуации участвовало 861 судно, в том числе около 300 французских, польских, голландских, норвежских. Было потоплено около 240 судов, включая 6 эсминцев. 40 тыс. французов попало в плен. Люфтваффе, вопреки обещанию Геринга, не смогли воспрепятствовать эвакуации. Немецкие атаки были отбиты британскими истребителями, сбившими 130 немецких самолетов и потерявшими 106 своих. Британцам помогла также облачная и дождливая погода, мешавшая Люфтваффе бомбить Дюнкерк. Потери британского корпуса составили 68 тыс. убитых, раненых и пленных. Он лишился всей артиллерии (2,5 тыс. орудий), более 300 танков и 64 тыс. автомашин, но сумел эвакуировать танки.

То, что «стоп-приказ» на самом деле никак не повлиял на исход эвакуации британских войск, доказывается следующими фактами. После того как немцы остановились, Горт тоже не сразу получил приказ на отступление. В Лондоне решали, есть ли еще шансы на продолжение борьбы, устоят ли французы, стоит ли оставлять английскую армию во Франции. Только вечером 26 мая, накануне возобновления германского наступления, Горту наконец приказали начать отход к Дюнкерку с целью последующей эвакуации. При этом окончательное согласие на эвакуацию было передано ему только 27 мая в час дня. Вот что сообщает по этому поводу известный британский теоретик Джон Фуллер, близкий к Министерству обороны: «Быстрое наступление с юга вместе с неуклонным давлением с востока заставило все левое крыло союзных армий собраться в равностороннем треугольнике, основанием которого служила линия Гравелин, Тернеуцен, а вершина располагалась немного севернее Камбре. Северная половина восточной стороны треугольника удерживалась бельгийской армией, которая 24 мая подверглась ожесточенной бомбардировке. 25 мая она начала поддаваться. На следующий день, когда исчезла всякая надежда, что французские армии, находившиеся южнее Соммы, будут наступать на север, лорд Горт получил приказ: отступлением к побережью спасти все, что еще можно спасти от его армии». Можно не сомневаться, что, если бы германские танковые группы продолжали 24-го безостановочное движение к Дюнкерку, отступление англичан началось бы соответственно двумя днями раньше, а не утром 27 мая, одновременно с возобновлением германского наступления. Дело было не в каких-то задержках или ошибках, а в совершенно объективных вещах. Британская армия, в отличие от французской или бельгийской, не потеряла присутствия духа. Тех сил, которыми располагал Горт, включая 3 танковые бригады (последняя, 3-я, высадилась во Франции 25 мая, уже только затем, чтобы прикрыть эвакуацию), вооруженных тяжелыми танками с сильной броней, было вполне достаточно для того, чтобы удерживать небольшой дюнкерский плацдарм, где линия фронта была мала, а плотность боевых порядков максимальна, в течение 10 дней, необходимых для подготовки и проведения эвакуации. Англичанам помогла и тихая, ясная погода. Волнения на море не было, и для эвакуации удалось использовать все суда, включая малотоннажные шхуны, яхты и катера. Кроме того, британская авиация не уступила Люфтваффе господство в воздухе над Ла-Маншем. «Харрикейны» и «спитфайеры» не уступали «мессершмиттам», а британские летчики дрались не хуже асов Германа Геринга. Немцы не смогли предотвратить эвакуацию из Дюнкерка прежде всего из-за слабости своего надводного и подводного флота, у которого не было достаточно сил, чтобы атаковать конвои с эвакуируемыми британскими войсками.

Из книги Сокрушение империи автора Махов Сергей Петрович

Крейсерские операции в Европе, 1635–1646 годы. Взятие Дюнкерка После вступления в войну Франции (на стороне Голландии) корсары Дюнкерка получили в качестве противника флот, который был еще слишком неопытен в деле защиты своей торговли. Корсары Дюнкерка продолжали наносить

Из книги Атлантический вал Гитлера автора Широкорад Александр Борисович

Глава 3 От Дюнкерка до Булони Район французского побережья от Дюнкерка до Булони расположен ближе всего к Англии. В самом узком месте пролив Ла-Манш, а точнее, его часть, именуемая Па-де-Кале или Дуврским проливом, имеет ширину 34 км. Установка там немцами береговых орудий

Из книги Борьба за господство на море. Аугсбургская лига автора Махов Сергей Петрович

8.1. Блокада Дюнкерка Впервые англичане озаботились блокадой главного корсарского пристанища в 1691 г. Первым предложил этот метод борьбы с рейдерами статс-секретарь Ноттингем. Такая мера имела две основные цели: не выпускать корсаров в море и не дать крупным кораблям

Из книги Все мифы о Второй мировой. «Неизвестная война» автора Соколов Борис Вадимович

Миф Дюнкерка Главный миф, связанный с эвакуацией британского экспедиционного корпуса из Дюнкерка в конце мая - начале июня 1940 года, состоит в утверждении, будто Гитлер сознательно дал возможность англичанам уйти, остановив преследующие их танковые дивизии. Таким

Из книги Военные дневники люфтваффе. Хроника боевых действий германских ВВС во Второй мировой войне автора Беккер Кайюс

Из книги Секретные операции ХХ века: Из истории спецслужб автора Бирюк Владимир Сергеевич

Эвакуация из Дюнкерка За восемь месяцев до того, как вспыхнула война между Германией и Францией, основная мощь германских сухопутных и воздушных сил была сконцентрирована на границе с Польшей для вторжения в эту страну и ее завоевания. Вдоль всего Западного фронта - от

Из книги Нацизм. От триумфа до эшафота автора Бачо Янош

Что случилось у Дюнкерка Хотя английская дипломатия действительно сделала все от нее зависящее, чтобы повернуть нацистов против Советского Союза, Гитлер после долгих колебаний все-таки решил сначала пробиться на Запад. Он думал поставить на колени Францию и Англию, а

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

129. После Дюнкерка. Гитлер или Сталин - кто был опасней для СССР? - В моей жизни 1940 год - очень глубокий рубеж. Я был очень тогда ортодоксален, очень. Трещинки, которые появлялись, имели глубоко запрятанный, как будто побочный характер. Но договор с Гитлером 1939 года был для

Из книги Золотая эпоха морского разбоя автора Копелев Дмитрий Николаевич

Из книги Тайные смыслы Второй мировой автора Кофанов Алексей Николаевич

Чудо Дюнкерка 21 мая немцы достигли Ла-Манша, прижав к проливу войска союзников. Вермахт мог их испепелить, но внезапно (24 числа) получил приказ остановиться возле реки с удивительным названием А. Союзники же оказались точнехонько в порту Дюнкерк. И начали драпать

После того, как 10 мая 1940 года была прорвана линия Мажино, а 14 мая капитулировала Голландия, Британский экспедиционный корпус, французские части и соединения и остатки бельгийских войск оказались в окружении в районе города Дюнкерк. Причем, как писал Монтгомери после войны, битва в Бельгии и во Франции была проиграна еще до ее начала. То есть само расположение войск, действия французского командования, разногласия между англичанами и французами — все это привело к тому, что войска в данной ситуации уже были обречены на поражение. Хотя дивизия Монтгомери проявила себя очень хорошо.

Для Дюнкеркской эвакуации собрали все, что было можно

20 мая британское правительство начало собирать корабли и суда, которые были способны принять участие в эвакуации союзных войск на Британские острова. Для этого были мобилизованы все корабли военного и торгового флотов, портовые буксиры, даже речные трамвайчики. Всего было привлечено порядка семисот судов. Планировал и руководил операцией контр-адмирал Бертрам Рамсей. Большой вклад в эвакуацию внес и лорд Горт, командующий британскими войсками.

За неделю на Британские острова было перевезено 338 тысяч человек

За неделю, с 26 мая по 4 июня, морем, по Ла-Маншу, на Британские острова было перевезено 338 тысяч человек. Поразительно, но потери при проведении операции «Динамо» (кодовое название Дюнкеркской эвакуации) были невелики. Почему? Во-первых, потому что военные корабли сумели прикрыть гражданские суда. Английские пилоты действовали очень храбро. Немецкие тоже сражались. Непосредственно в боях вокруг самого плацдарма было потеряно порядка 100 самолетов (и с той, и с другой стороны), погибло около 1200 человек. Но было оставлено вооружение: 2500 орудий, 60 тысяч автомашин, было брошено огромное количество боеприпасов, топлива, имущества. Нельзя не сказать и о французах, которые попали в плен, фактически прикрывая всю эту операцию, — 50 тысяч человек.

Британские солдаты следуют на посадку на британский эсминец у побережья Дюнкерка в ходе операции «Динамо», 1940 год

Эвакуация проводилась в несколько этапов. На побережье были выстроены импровизированные причалы. Сначала людей везли на небольших судах, которые могли вплотную подойти к берегу, потом перегружали на большие корабли. Каждой части был определен свой порядок отхода: одна прикрывала оборону, другая уходила в тыл. То есть они постоянно менялись, ходили друг за другом. Это было сделано для того, чтобы «обрубить» возможность немцев прорваться к пляжам, где проводилась эвакуация. Оборону держали до последнего. Немцы не смогли ее прогрызть. Они не рискнули.

В Дюнкерке вся полнота власти была у англичан

Существует версия, что Гитлер отдал приказ остановиться, «не приближаться к Дюнкерку ближе, чем на 10 километров» и не использовать против блокированной англо-французской группировки танки. На самом деле немецкие части остановились и без его приказа. В этом им «помогли» англичане. Во-первых, германские войска вошли в зону действия корабельной артиллерии англичан, и точечный мощный огонь корабельных орудий сыграл здесь очень большую роль. Во-вторых, битва за Францию была далеко еще не закончена. Франция не капитулировала, война продолжалась. И было непонятно, как в дальнейшем развернутся события, стоит ли рисковать танковыми частями, немецкой пехотой в боях за этот плацдарм? Немецкие генералы не посчитали это нужным. Главное для них было то, что англичане уходят.

Кстати, если говорить о политике, то есть еще одна очень интересная версия, согласно которой немцы рассчитывали, что когда эвакуированные английские части в панике вернутся домой, принесут с собой дух поражения, Британия капитулирует, откажется от продолжения войны. Ничего подобного не произошло.

Черчилль предлагает объединить Англию и Францию в одно государство

Стоит отметить, что помимо англичан и французов в Дюнкеркской операции (правда, в небольшом количестве) были задействованы бельгийцы и голландцы. И если бельгийская армия, подчиняясь приказу короля, капитулировала, то голландцы за несколько дней яростной борьбы смогли нанести немцам тяжелые потери. Например, над Голландией немецкая транспортная авиация потеряла 300 самолетов. Вообще, 8 мая 1940 года — это день самых тяжелых потерь германской авиации за всю мировую войну.

Раз уж речь зашла об авиации, нельзя не упомянуть об английских летчиках, которые под Дюнкерком впервые «показали немцам зубы». Действовали они просто блестяще, прикрывая с воздуха корабли, которые увозили людей.


Солдаты французской армии, эвакуированные в Великобританию во время операции «Динамо». Дувр, 1940 год

Ну и несколько слов про фигуру Уинстона Черчилля, которая, конечно, была ключевой в этот период. Известно, что британский премьер-министр был сторонником войны до победы в любом случае. Ведь именно ему принадлежит идея объединить Англию и Францию в одно государство, которое будет противостоять Гитлеру. Однако французы не рискнули пойти на этот шаг.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!