Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

«Новая вещественность» как явление в немецкой живописи и графике: возникновение, развитие и особенности. Волошин максимилиан александрович Новая вещественность в искусстве

НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ (нем. Neue Sachlichkeit) - на-прав-ле-ние в немецкой жи-во-пи-си 1920-х годов, воз-ник-шее как ре-ак-ция на экс-прес-сио-низм с его по-вы-шен-ной эмо-цио-наль-но-стью и ис-ка-же-ния-ми на-ту-ро-по-доб-ной фор-мы.

На-зва-ние да-но в 1923 году кри-ти-ком Г. Харт-лау-бом; в 1925 году он же ор-га-ни-зо-вал од-но-именную вы-став-ку в Кун-ст-хал-ле (Ман-гейм). Ху-дож-ни-ки «Новой вещественности» не соз-да-ва-ли объ-е-ди-не-ния с осо-бой про-грам-мой и не вы-сту-па-ли с кол-лек-тив-ны-ми за-яв-ле-ния-ми. На-прав-ле-ние сфор-ми-ро-ва-лось в ре-зуль-та-те на-рас-та-ния оп-ре-де-лён-ной сти-ле-вой тен-ден-ции, от-ве-чав-шей до-ми-ни-рую-щим на-строе-ни-ям в об-ще-ст-ве.

Первая ми-ро-вая вой-на и её тя-же-лые по-след-ст-вия для Гер-ма-нии (ра-зо-ре-ние стра-ны, горь-кое чув-ст-во на-цио-наль-но-го уни-же-ния, об-ни-ща-ние на-ро-да, на-рас-та-ние со-ци-аль-ных про-ти-во-ре-чий) при-ве-ли к на-строе-ни-ям по-дав-лен-но-сти, ощу-ще-нию бес-пер-спек-тив-но-сти и за-ве-до-мой без-ре-зуль-тат-но-сти уси-лий по усо-вер-шен-ст-во-ва-нию об-ще-ст-ва. Во-зоб-ла-да-ла по-зи-ция от-ре-шён-но-го, не-за-ин-те-ре-со-ван-но-го изу-че-ния ок-ру-жаю-щей дей-ст-ви-тель-но-сти и объ-ек-тив-но-го опи-са-ния её про-яв-ле-ний. Ха-рак-тер-ная сти-ли-сти-ка на-прав-ле-ния про-яви-лась в чёт-ко-сти ли-ний, твёр-дой про-ри-сов-ке кон-ту-ра, яр-ких ло-каль-ных цве-тах на глян-це-вых по-верх-но-стях. Эмо-цио-наль-ная без-у-ча-ст-ность в про-цес-се де-таль-но-го «про-то-ко-ли-ро-ва-ния» на-блю-дае-мо-го объ-ек-та по-ро-ж-да-ет за-сты-лость, «ове-ще-ст-в-лён-ность» об-раза, да-же в та-ких (ти-пич-ных для это-го на-прав-ле-ния) жан-рах, как порт-рет, бы-то-вая сцен-ка, вид го-ро-да с че-ло-ве-че-ски-ми фи-гу-ра-ми.

По-сколь-ку в дви-же-ние «новой вещественности» бы-ли во-вле-че-ны ху-дож-ни-ки с раз-ны-ми ми-ро-воз-зренческими ус-та-нов-ка-ми и эс-те-тическими пред-поч-те-ния-ми (в т. ч. бывшего мас-те-ра да-да-из-ма , экс-прес-сио-ни-сты), в нём вы-де-ляют-ся раз-ные те-че-ния. В искусстве т. н. ве-ри-стов (О. Дикс, Г. Грос, М. Бек-манн, К. Шад, Р. Шлих-тер) пре-об-ла-да-ли са-ти-ри-че-ски трак-то-ван-ные сю-же-ты городской жиз-ни, порт-ре-ты. Осо-бую груп-пу со-ста-ви-ли ху-дож-ни-ки ре-во-люц. ори-ен-та-ции, по-свя-тив-шие своё твор-че-ст-во изо-бра-же-нию жиз-ни ра-бо-че-го клас-са, со-ци-аль-ных ни-зов (О. На-гель, К. Коль-виц, Х. и Л. Грун-диг, О. Гри-бель).

Пред-ста-ви-те-ли бо-лее со-зер-ца-тель-ной вер-сии «новой вещественности», ре-ши-тель-но от-вер-гая и аван-гард-ные но-ва-ции, и со-ци-аль-ную во-вле-чён-ность, ори-ен-ти-ро-ва-лись на клас-сическую фор-му, на приё-мы жи-во-пи-си ста-рых мас-те-ров. К этой вет-ви при-над-ле-жа-ли А. Ка-нольдт, Г. Шримпф, Ф. Ленк, К. Гросс-берг. По-сред-ст-вом яс-ных ли-ний, тща-тель-ной мо-де-ли-ров-ки объ-ё-мов, про-зрач-ных лес-си-ро-вок соз-да-ва-лись от-чу-ж-дён-ные, слов-но вы-рван-ные из вре-мен-нó-го по-то-ка пей-за-жи, на-тюр-мор-ты, об-ра-зы лю-дей. Эта вер-сия «новой вещественности» сбли-жа-ет-ся с на-прав-ле-ни-ем ма-ги-че-ско-го реа-лиз-ма, с итальянской ме-та-фи-зи-че-ской жи-во-пи-сью. С на-сту-п-ле-ни-ем на-циз-ма, на-са-ж-дав-ше-го собственную эс-те-ти-ку, «новая вещественность» ухо-дит со сце-ны ху-дожественной жиз-ни.

Тема лекции: Западная цивилизация в 1-й половине 20 века. Искусство и архитектура. Часть 2.

В главе рассматриваются направления - новая вещественность, ар-деко, Баухаус и советский конструктивизм .

Новая вещественность

Магический реализм - это художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира.

В современном значении этот термин скорее описательный, чем точный. Первоначально термин "магический реализм" использовался немецким критиком Францем Рохом для описания картины, которая изображала изменённую реальность .

Истоки магического реализма

Основами латиноамериканского магического реализма являются литература, верования, мышление доколумбовых индейских цивилизаций, таких как: ацтеки, майя, чибча, инки . Уже в произведениях, имеющих индейские корни, будь то написанные самими индейцами, будь то испанскими писателями - историками, священниками, солдатами, сразу после конкисты , встречаются все составляющие чудесной реальности. Наиболее значимыми авторами являлись:

Франсиско де Авила - перуанский священник, писавший на языке кечуа и собравший богатый этнографический материал народов кечуа .

Педро Симон
- разработчик мифа об Эльдорадо .

Бартоломе Арсанс де Орсуа-и-Вела - житель крупнейшего мегаполиса Старого и Нового Света - Потоси, разработавший соединение истории и мифа.

Элементы магического реализма (в литературе)

Фантастические элементы могут быть внутренне непротиворечивыми, но никогда не объясняются.

Действующие лица принимают и не оспаривают логику магических элементов.

Многочисленные детали сенсорного восприятия.

Часто используются символы и образы.

Эмоции и сексуальность человека как социального существа часто описаны очень подробно.

Искажается течение времени, так что оно циклично или кажется отсутствующим. Ещё один приём состоит в коллапсе времени, когда настоящее повторяет или напоминает прошлое.

Меняются местами причина и следствие - например, персонаж может страдать до трагических событий.

События представляются с альтернативных точек зрения, то есть голос рассказчика переключается с третьего на первое лицо, часты переходы между точками зрения разных персонажей и внутренним монологом относительно общих взаимоотношений и воспоминаний.

Прошлое контрастирует с настоящим, астральное с физическим, персонажи друг с другом.

Открытый финал произведения позволяет читателю определить самому, что же было более правдивым и соответствующим строению мира - фантастическое или повседневное.

Магический реализм в изобразительном искусстве

Магический реализм - это стиль изобразительного искусства, который использует реализм в сочетании с некоторой кажущейся аберрацией зрения художника при изображении повседневных сюжетов. В живописи этот термин иногда взаимозаменяем с постэкспрессионизмом . В 1925 году критик Франц Рох использовал это термин для описания картины, которая положила начало возвращения к реализму после экстравагантности экспрессионистов , которые изменяли внешний вид объектов для проявления их внутренней сущности. Согласно определению Роха , другие важные аспекты магического реализма в живописи включают:

Возвращение к повседневным объектам в противоположность фантастическим

Наложение движения вперёд с ощущением расстояния, в противоположность эксппрессионистской тенденции укорачивания объекта

Использование миниатюрных деталей даже в очень больших картинах, например, больших ландшафтах.

Художники - представители магического реализма

Микалоюс Чюрлёнис, Марк Шагал, Джордж Грие, Карел Виллинк, Питер Дойг, Педро Ипинья, Пол Кадмюс, Алекс Колвил, Майкл Паркес, Джордж Тукер, Айвен Олбрайт, Вим Шумахер, Филип Эвергуд, Эндрю Уайет, Роб Гонсэлвес, Рене Магритт, Стенли Спенсер, Георг Шримп .

Ар-деко, варианты: ар деко, арт деко, арт-деко (фр. art déco букв. "декоративное искусство", из Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes - "Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств" 1925 г. Париж) - течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Представляло собой синтез модерна и неоклассицизма . Отличительные черты - строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма .

Обзор

Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся "Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes" , дала жизнь термину "ар-деко" . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны . Золотой медалью был награждён художник Вадим Меллер за своё оформление спектакля в театре "Березіль" .

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 - это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х гг. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne - американизированное ответвление ар-деко , ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Париж оставался центром стиля ар-деко . В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн - самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато , продукция компании "Süe et Mare" , ширмы Айлин Грей (Eileen Gray) , изделия из кованного металла Эдгара Брандта , металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана , стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино , а также часы и ювелирные изделия Cartier .

Символом Art Deco в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости . Вдохновляясь "Русскими сезонами" Дягилева , искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями "века машин" , французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х - 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня "высокого искусства" . Классическими представителями Art déco в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия). Крупнейшая коллекция скульптуры из бронзы и слоновой кости в России принадлежит Русскому Дому Art déco и насчитывает более 700 уникальных произведений.

Хотя термин ар-деко возник в 1925 г., он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным , находившимся под влиянием нескольких источников , например:

- "Венский сецессион" раннего периода (Wiener Werkstätte) ; функциональный индустриальный дизайн.

Примитивное искусство Африки, Египта и индейцев Центральной Америки.

Древнегреческое искусство (период архаика ) - наименее натуралистичное из всех.

- "Русские сезоны" Сергея Дягилева в Париже - эскизы костюмов и декораций работы Льва Бакста .

Граненые, кристаллические, фацеточные формы кубизма и футуризма .

Колористическая палитра фовизма .

Строгие формы неоклассицизма: Буле (Étienne-Louis Boullée) и Шинкель, Карл Фридрих .

Эпоха Джаза .

Растительные и животные мотивы и формы; тропическая растительность; зиккураты; кристаллы; колористическая черно-белая гамма клавиш рояля (т. н."sunburst" ).

Гибкие и атлетичные формы женщин-спортсменок, которых стало очень много; острые углы коротких стрижек у представительниц клубной жизни - флапперов ("flapper") .

Технологические достижения "Века машин" - такие как радио и небоскребы.

Мастера ар-деко любили использовать такие материалы , как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Мы видим смелое применение зигзагообразных и ступенчатых форм, широких и энергичных кривых линий (в отличие от мягких текучих кривых модерна ), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио Мьюзик Холла (Radio City Music Hall) и шпиля небоскреба Крайслер билдинг . В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как "Иль де Франс" (Île de France) и "Нормандия" (Normandie) . Ар-деко был стилем роскошным, и считается, что это роскошество - психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны .

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, был Streamline Moderne (название от англ. "streamline" — "линия обтекания", термина из области аэродинамики, характеризующего такие внешние формы машин и механизмов, которые обеспечивают им наилучшую функциональность и скорость при движении или полете) . В "Стримлайн Модерн" мы находим все большее влияние промышленных штамповочных, а также аэродинамических технологий, которые брали начало от развития науки и предметов массового производства, приводя к тому, что в произведениях этого стиля появились очертания самолетов или револьверных пуль - тех предметов, для которых так важны линии обтекания . Когда дизайн первого автомобиля фирмы Крайслер , пущенного в массовую продажу "Chrysler Airflow" в 1933 г. оказался популярным, формы, использующие "линии обтекания" стали использоваться даже для таких предметов, как точилки карандашей или холодильники. В архитектуре признаками этого стиля являются скругленные углы , применявшиеся преимущественно для зданий на автомобильных развязках.

Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма .

Ар-деко незаметно исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны . В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х гг. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х гг. было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле "фильм нуар" (film noir) и очарованием 30-х гг. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

Известные художники и дизайнеры ар-деко

Адольф Мурон Кассандр (1901-1968) фр. Adolphe Jean Marie Mouron Cassandre
Жан Дюнан (1877-1942) фр. Jean Dunand
Жан Дюпа (Jean Dupas)
Эрте (Ромэн де Тиртофф) (Erté /Romain de Tirtoff)
Вадим Меллер (1884-1962) русск. Вадим Георгиевич Меллер
Александра Экстер (1882-1949) русск. Александра Александровна Экстер (Григорович)
Соня Делоне (1885-1979)
Элейн Грей (Eileen Gray)
Георг Йенсен (Georg Jensen)
Рене Лалик (1860-1945) фр. René Jules Lalique
Жорж Барбье (1882-1932) (George Barbier)
Жюль Лёлё (Jules Leleu)
Тамара де Лемпицка (1898-1980) польск. Tamara Łempicka
Пол Мэншип (Paul Manship)
Эмиль-Жак Рульманн (Émile-Jacques Ruhlmann)
"Süe et Mare"
Уолтер Дорвин Тиг (Walter Dorwin Teague)
Карл Пол Дженневейн (Carl Paul Jennewein)
Георгий Дмитриевич Лавров (1895-1991) George Lavroff

Известные архитекторы ар-деко

Кормье, Эрнест (Ernest Cormier)
Худ, Раймонд (Raymond Hood)
Уильям ван Элен (William van Alen)
Роуленд, Уирт (Wirt C. Rowland)
Санлайт, Джозеф (Joseph Sunlight)
Антонио, Пабло (Pablo Antonio)
Уокер, Ральф (Ralph Walker)
Кан, Эли Жак (Ely Jacques Kahn)

Баухаус (нем. Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung - Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) - учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре.

В выпущенном школой "Манифесте" 1919 года архитектура была названа ведущим направлением в дизайне, провозглашались принципы равенства между прикладными и изящными искусствами, декларировались идеи повышения качества промышленной продукции. Основатели движения видели целью удовлетворение массовых потребностей населения и стремились сделать промышленные товары красивыми, доступными по цене и максимально удобными.

История

Школа Баухаус (Государственный Баухаус) была образована в Веймаре 25 апреля 1919 в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Будучи инициатором создания нового заведения, на должность руководителя А. Ван де Вельде предложил кандидатуру молодого берлинского архитектора Вальтера Гропиуса .

Преподавателей и учащихся в эпоху Веймарской республики объединяли левые взгляды и новаторские подходы к искусству. Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства. Школа выпускала одноименный журнал (Bauhaus) и серию Баухаус -книг (Bauhausbücher).

В 1925, когда Веймарские власти перестали субсидировать школу, заведение прекратило существование в Веймаре и было переведено в Дессау.

Директором школы с 1919 по 1928 был Гропиус , затем его сменил Ханнес Мейер , а в 1930 руководящую должность занял Людвиг Мис ван дер Роэ. Помимо них преподаванием занимались многие ведущие архитекторы и художники-авангардисты , в частности И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Маркс, Ю. Шмидт, Г. Штёльцль.

В 1933 школа была упразднена нацистским правительством (нацисты и в 1920-х выступали против Баухауса , считая школу рассадником коммунизма ).

Преподаватели Баухауса

В разное время в учебном заведении преподавали следующие художники:

Герберт Байер, Йозеф Альберс, Наум Габо, Вальтер Гропиус, Иоханнес Иттен, Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь, Пит Мондриан, Людвиг Мис ван дер Роэ, Лионель Фейнингер, Оскар Шлеммер.

Видео на английском о Баухаусе , даже если не знаете языка, там всё наглядно - дизайн вещей :

Кто заинтересуется - на ютьюбе есть больше видео.

Издания "Баухауса"

"Staatliches Bauhaus Weimar. 1919-23", (1923) ; серия "Bauhausbücher" (с 1925) ; журнал Bauhaus. Zeitschrift für Bau und Gestaltung (c 1926).

Конструктивизм - советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 - нач. 1930 годов.

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов - ОСА , представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования , основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма - фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.

То творческое мировоззрение , что принято называть конструктивизмом в пределах архитектурного стиля, проявилось несколько раньше, чем непосредственно в архитектуре. Конструктивизм , как и функционализм с рационализмом , принято относить к понятию "современная архитектура" .

В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов .

Появление конструктивизма

Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня , сочетающая в себе элементы как модерна , так и конструктивизма . Как писал В. В. Маяковский в своём очерке о французской живописи: "Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства - конструктивизм..."

Как же возникло это принципиально новое направление?

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего "старого" , новаторы провозглашали отказ от "искусства ради искусства" . Отныне искусство должно было служить… производству.

Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов , были идеологами так называемого "производственного искусства" . Они призывали художников "сознательно творить полезные вещи" и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Так, один из теоретиков "производственного искусства" Б.Арватов писал, что "...Будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены..."

"Производственное искусство" не стало более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова "конструкция" , "конструктивный", "конструирование пространства" ).

Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов, однако социально обусловленной основой стало именно "производственное искусство" с его непосредственным обращением к текущим российским реалиям 1920-х.

Функциональный метод

Функциональный метод - есть теоретическая концепция зрелого конструктивизма (1926-1928 гг.), основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции ). На этой волне происходит борьба конструктивистов против стилизаторского отношения к конструктивизму . Иначе говоря, лидеры ОСА боролись против превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство, без постижения сущности. Так, нападкам подвергся архитектор Г. Бархин , создавший известный Дом "Известий" .

В эти же годы происходит увлечение конструктивистов идеями Ле Корбюзье : автор и сам приезжал в Россию, где плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА .

В среде ОСА выдвигается ряд перспективных архитекторов , таких, как братья Голосовы, И.Леонидов, М. Барщ, В. Владимиров .

Конструктивисты активно участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Особой фигурой в истории конструктивизма считается любимый ученик А. Веснина - Иван Леонидов , выходец из крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с ученика иконописца. Его во многом утопические, устремлённые в будущее, проекты не нашли применения в те трудные годы. Сам Ле Корбюзье называл Леонидова "поэтом и надеждой русского конструктивизма" . Работы Леонидова и теперь восхищают своими линиями - они невероятно, непостижимо современны.

Конструктивизм в дизайне и фотографии

Конструктивизм - направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое видение было бы однобоким и даже крайне неверным, ибо, прежде, чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко .

В графических видах творчества конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого. В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции - на волне общемирового увлечения прямыми линиями в дизайне одежды , советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы .

Среди модельеров выделяется Варвара Степанова , которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа , проектировала модели спортивной и повседневной одежды.

Александр Родченко и Варвара Степанова



«Новая вещественность» / Neue Sachlichkeit - это течение в немецком искусстве, зародившееся в 1920-х годах и просуществовавшее вплоть до прихода к власти нацистов в 1933 году.


Появившись изначально в изобразительном искусстве, «новая вещественность» быстро распространила свое влияние на литературу, музыку, кино и архитектуру.


Специалисты считают, что «новая вещественность» в Германии имеет ярко выраженные региональные особенности, и тем не менее, все работы данного направления демонстрируют преувеличенно четкие, тщательно детализированные формы, а персонажи кажутся какими-то отчужденными и застылыми.


Не будучи специалистами в этом вопросе, мы просто предлагаем познакомиться с тремя эрфуртскими зданиями, которые искусствоведы относят к архитектуре «новой вещественности».


В 1928-1929 г.г. архитектор Тео Кельнер / Theo Kellner построил первое в Эрфурте здание с железобетонным каркасом для «Всеобщей Региональной Больничной Кассы» / Allgemeine Ortskrankenkasse (Augustinerstrasse, 38).



Очень простое, облицованное песчаником строение было бы совсем неприметным, если бы не его необычной формы портал и крупноформатные горельефы, фланкирующие с двух сторон входную дверь.




Все скульптурные работы выполнил эрфуртский скульптор Ханс Вальтер / Hans Walter.







Следующее здание, возведенное для филиала Средне-немецкого земельного банка, появилось на главной торговой улице Эрфурта в 1930 году (Anger, 25-26, арх. Johannes Klass и Ludwig Boege).




Верхние этажи фасада горизонтально разделены лентами окон, а в двух нижних этажах появляются оптические вертикали в виде двух фризов с горельефами работы того же скульптора Ханса Вальтера.


Фигуры левого фриза символизируют расточительность.





Соответственно, с правой стороны – образы бережливости.






Эти горельефы в свое время привели к внутригородскому скандалу. Консервативные и правоориентированные круги Эрфурта называли это искусство «дегенеративным» и требовали убрать «безобразие» с главной, парадной улицы города.


Третье, пожалуй самое впечатляющее здание, построенное в 1934-35 г.г. для Эрфуртской сберкассы, находится на центральной средневековой площади города Fischmarkt / Рыбный рынок.





Перед архитектором Иоханнесом Классом / Johannes Klass стояла очень непростая задача. С одной стороны, новопостроенная сберкасса должна была создать гармоничный ансамбль с новоготической Ратушей конца 19 века, к которой она вплотную примыкает. С другой стороны, здание из стекла и железобетона не должно было вступать в диссонанс со средневековыми домами, стоящими по периметру площади.


Надо сказать, что архитектор вполне справился с этой трудной задачей. Между Ратушей и основным корпусом сберкассы он поместил низкий объем, оптически связавший оба здания.






Единое окно лестницы перекликается с вертикалями неоготической Ратуши.



Горельефы со знаками зодиака обрамляют окно снизу доверху.








Гладкий, ныне однотонный фасад сберкассы изначально был покрыт росписями работы мюнхенской художницы Луизы Клемпт / Luise Klempt.



К сожалению, эти настенные фрески не сохранились.



Практически на углу в нижней части здания находится горельеф.




С противоположной стороны сохранился оригинальный почтовый ящик.




Нависающая верхняя часть опирается на пилястры, «капителями» которых служат каменные скульптуры, выполненные все тем же эрфуртским скульптором Хансом Вальтером.




Скульптурные образы призваны олицетворять человеческие пороки и слабости, такие как обжорство, кокетство, лень, глупость и жадность.













Надо сказать, что эти фигуры производят странное и при этом сильное впечатление. С одной стороны, они кажутся ирреальными и какими-то отстраненными, с другой стороны все персонажи очень конкретны и по-детски прямолинейны.


Но, повторим, мы не специалисты в области искусства и не берем на себя смелость рассуждать на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Мы просто хотели показать «новую вещественность» эрфуртского образца и высказать свои сугубо субъективные ощущения от увиденного.

Немецкий художник-коммунист: картины 1920-х

Георг Шольц (1890-1945). Arbeit schändet. 1920/1921. Кунстхалле, Карлсруэ / Georg Scholz. Arbeit schändet. 1920/1921. Zeitungsträger oder Arbeit schändet - Paper delivery or Labor disgraces. 30,5 x 49,3 cm. Kunsthalle Karlsruhe. via , via

В англоязычном мире термин приобрел известность вместе с выставкой “Американские реалисты и магические реалисты”, проведенной в 1943 в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Директор музея Алфред X. Барр писал, что термин “иногда применялся к работам художников, пытавшихся с помощью средств точной реалистической техники сделать правдоподобными и убедительными свои невероятные, призрачные и фантастические видения”.

3.

Георг Шольц. Немецкий город ночью. 1923. Работа из частной коллекции в Базельском художественном музее / Georg Scholz. Deutsche Kleinstadt bei Nacht, 1923. Öl auf Karton. Kunstmuseum Basel, Leihgabe aus Privatbesitz Inventar Nr. G 2010.11. via

Название было дано Густавом Хартлубом, директором Кунстхалле в Мангейме, в связи с проводившейся там в 1925 выставкой и относилось к художникам, сохранявшим верность позитивной, объективной реальности. Это течение не отличалось стилистической однородностью; общей позицией было стремление к детальному показу зла в целях острой социальной сатиры. Видными представителями “Новой вещественности” были Отто Дикс (1891-1969), Георг Гросс (1893-1959), Конрад Феликсмюллер (1897-1977), Кристиан Шад (1894-1982), Рудольф Шлихтср (1890-1955). В 1930-х, с распространением нацизма, это направление перестало существовать.

5.

Георг Щольц. Сидящая с гипсовым бюстом, 1927 / Georg Scholz. Female Nude with Plaster Bust . 1927. Staatliche Kunsthalle Karlsruhe. The exhibition " ", Guggenheim Museum. via

Георг Шольц родился в Вольфенбюттеле. Художественное образование получил в Академии художеств Карлсруэ. По окончании академии продолжил обучение в Берлине. Во время Первой мировой войны с 1915 по 1918 год служил в армии.

В 1925 году Георг Шольц получил должность профессора Государственной академии искусств в Карлсруэ. В 1926 году Шольц начал сотрудничать с сатирическим журналом «Симплициссимус ». В 1928 году посетил Париж.

6.


Георг Шольц (1890-1945). Автопортрет, 1926. Кунстхалле, Карлсруэ / Georg Scholz (1890-1945). Self-Portrait in Front of Litfaß Column, 1926.

После прихода в Германии к власти в 1933 году Гитлера и национал-социалистов Шольц быстро потерял работу преподавателя. Его работы были причислены к дегенеративному искусству, в 1937 году в рамках кампании по «очищению» немецкой культуру его произведения были изъяты. В 1939 году художнику было запрещено заниматься живописью.

В 1945 году французские войска назначили Георга Шольца мэром

Новая вещественность, (Neue Sachlichkeit) - художественное течение возникшее в Веймарской Германии 20-ых годов. Считается, что это течение объединило явления литературы и искусства пришедшие на смену экспрессионизму и ставшие его демонстративной противоположностью.

Название новая вещественность ввёл в обиход в 1925 году директор Маннгеймского художественного музея Густав Хартлауб, пытаясь определить отход молодых художников от авангарда и переосмысление ими реалистических традиций. К Neue Sachlichkeit примкнула целая когорта художников, но именно живопись Кристиана Шада стала визитной карточкой нового течения.

Портрет Марчеллы, жены художника, 1926


Кристиан Шад был баловнем судьбы, его отец был состоятельным адвокатом и первую половину жизни Кристиан не испытывал финансовых трудностей. Когда началась война и его товарищи по цеху в порыве патриотизма дружно отправились на фронт, Кристиан (видимо с помощью друзей отца) симулировал сердечную болезнь и получил белый билет. Несмотря на войну художественная жизнь в Германии продолжалась и в 1915-ом году Кристиан Шад впервые выставил свои работы на Мюнхенском сецессионе. Между тем, молох войны требовал все новых и новых жертв, Германия несла чудовищные потери во Фландрии и под Верденом, призывать начали всех подряд. Кристиан решил не риковать и уехал в Цюрих.

В Цюрихе Кристиан Шад сначала увлекся гравюрами на дереве...

Перед балетом, 1915

Автопортрет

Затем последовательно футуризмом, кубизмом, экспрессионизмом...

Портрет Вальтера Зернера, 1916

И в финале примкнул к движению Дада.

После окончания войны начался самый интересный период в творчестве Кристиана Шада, он вместе с другими блудными сыновьями реализма решил вернуться к истокам.

Anna Gabbioneta, 1927

Joseph Matthias Hauer, композитор и музыкальный теоретик, независимо от Шёнберга создал 12-тоновую систему композиции (додекафонию)

Ludwig Bäumer, 1927

Maria and Annunziata, актрисы из театра Россини в Неаполе, 1923

Lotte, 1927-1928

Доктор Hans Haustein

Доктор Хаустейн был известным врачом-дерматологом, одним из лучших специалистов по лечению сифилиса, но еще более известным он стал благодаря салону, который он организовал вместе своей женой Фридель. Салон стал центром бурной жизни Берлина в 20-ых. Салон посещали лучшие люди города, чтобы вкусить плодов "высочайшей интеллектуальной и эротической свободы". Гостями салона были многие знаменитости, в частности писатель Лион Фейхтвангер и нарком Анатолий Луначарский.

"Курящая тень" на стене, это Соня, любовница доктора

Соня, 1928

Судьба доктора Хаустейна была трагичной. Покончила с собой Фридель, не выдержавшая постоянных измен мужа, плоды "эротической свободы" оказались слишком ядовитыми. В 1933-ем году пришедшие к власти нацисты отбирают у доктора практику и оправляют его в тюрьму, где он кончает жизнь самоубийством приняв цианид.

Наследие доктора получило неожиданное продолжение уже в наши дни. Ученые-микробиологи, исследовавшие возникновение болезней, нашли в цюрихском архиве фундаментальную работу доктора, Die Frühgeschichte der Syphilis 1495-1498. Хаустейн исследовал в архивах Германии и Швейцарии первые упоминания о болезни. Он сомневался в господствующей тогда теории, что болезнь была завезена в Европу из Америки участниками экспедиции Колумба. Исследования доктора Хаустейна являются актуальными до сих пор.

Операция, 1929

Один из посетителей салона доктора Хаустейна был хирургом и пригласил Шада понаблюдать за операцией удаления аппендицита. Атмосфера операционной захватила художника, и он в тот же вечер начал рисовать скетчи к будущей картине.

Count St.Genois d"Anneaucourt, 1927

Фрида Корнелиус, 1928

Баронесса Вера Массилка, 1926

Автопортрет с натурщицей, 1927, знаковая картина, присутствующая на обложках всех альбомов и каталогов работ художника.

Две подруги, 1930

Ню, как без них, выбрал поприличнее, 1929

Немцы, как известно, народ точный, поэтому название картины не "Ню", а Пол-ню (Нalbakt)

Портрет англичанина (Roger Mone-Kyrle), 1926

Портрет англичанки (Lilian Kennard)), 1926

Портрет сына,

На вершине своего успеха Кристиан Шад получает заказ на портрет Папы Пия XI

В 1929-ом году грянул кризис, финансовая поддержка со стороны отца прекратилась и Шад практически перестал писать картины. Нужно было на что-то жить и художник брался за любую работу. Одно время он даже работал коммерческим директором пивоварни. Брак с Марчеллой распался, они продолжали поддерживать дружеские отношения, но в 1931-ом Марчелла тонет во время купания в море.

О жизни художника в последующие годы мало что известно. В 1942-ом он получает заказ на портреты актрис Кристины Зодербаум и Луизы Ульрих и в процессе работы знакомится с молодой актрисой Бетиной Миттельштадт, ставшей впоследствии его женой. В 1943 году во время бомбежки была разрушена его студия в Берлине, уцелели только его ранние работы. В том же году умирает его отец и Шад остается полностью без средств, их семейный дом в Мюнхене тоже разрушен бомбой.

Каким-то чудом ему удается получить заказ на копию картины Грюневальда "Штуппахская мадонна", работу над которой он закончит уже после войны.

Кристиан Шад, 1967

Кристиан Шад и Бетина, 1978

Кристиан Шад скончался в 1982-ом году, он прожил долгую жизнь, но пик его творчества неразрывно связан с культурным вихрем Веймарской республики, оказавшейся столь недолговечной...

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!