Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Локальные конфликты на территории бывшего ссср и рф. О причинах на территории бывшего Союза

Августовский путч 1991 г . Угроза подписания нового союзного договора, согласно которому республики СССР получили практически полную автономию, вынудила наиболее реакционно настроенную часть руководства страны пойти на крайние меры. 19 августа 1991 г. в стране ввели чрезвычайное положение, в крупные города были введены войска. Была запрещена деятельность всех партий, кроме КПСС, демократически настроенные средства массовой информации были закрыты, по всей стране был введен комендантский час.
Пользуясь отсутствием в Москве М. С. Горбачева, и. о. президента СССР Г. И.Янаев, первый заместитель председателя Совета обороны О. Д. Бакланов, председатель КГБ СССР В. А. Крючков, премьер-министр СССР В. С. Павлов, министр внутренних дел СССР Б. К. Пуго, председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, министр обороны СССР Д. Т. Язов и президент Ассоциации госпредприятий А. И. Тизяков объявили, что вся полнота власти принадлежит сформированному ими «Государственному комитету по чрезвычайному положению» (ГКЧП). Основной задачей своих действий ГКЧП объявил сохранение СССР и социалистических порядков.
Главным политическим противником ГКЧП был только что избранный президент РСФСР Б. Н. Ельцин, поэтому против него был направлен основной удар. Для ареста Б. Н. Ельцина и его сторонников к зданию Верховного Совета, где он находился, были отправлены спецподразделения. Но переворот провалился. Народ не поддержал программу ГКЧП, а руководители силовых структур отказались применять оружие против своих граждан. К тому же среди самих членов ГКЧП не было единства и решимости идти к поставленной пели до конца. Инициатива полностью перешла к демократическому лагерю, и уже 22 августа «путчистов» арестовали.
Основными последствиями «августовского путча» стали лишение КПСС власти и ускорение процесса распада СССР.
Распад СССР . К сентябрю 1991 г. Латвия, Литва и Эстония стали полностью независимыми, и Россия вынуждена была официально признать это. Но это был еще не конец СССР, агония некогда великого государства продолжалась еще несколько месяцев до декабря 1991 г., когда из него вышла одна из республик-учредительниц - Украина.
Распад СССР довершили Беловежские соглашения. Лидеры России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич) 8 декабря 1991 г. подписали документ о ликвидации СССР и создании Содружества Независимых Государств. Чуть позже в состав СНГ вошли и другие бывшие республики СССР, кроме трех прибалтийских и Молдавии. Правопреемницей СССР стала Россия, практически вернувшаяся, таким образом, к своим границам XVII в.
Распад СССР чуть было не повлек за собой распад РФ, так как многие автономные республики изъявили желание стать самостоятельными. Только большие уступки и твердая позиция президента предотвратили этот процесс.
В результате длительных переговоров 31 марта 1992 г. большинство субъектов Российской Федерации подписали Федеративный Договор, согласно которому к субъектам Федерации были отнесены республики в составе РФ, края, области, автономные образования и города Москва и Санкт-Петербург.
Противостояние президента и парламента. Первым Президентом России, еще в составе СССР, 12 июня 1991г. был избран Б. Н. Ельцин. В первом же туре выборов его кандидатура получила поддержку более 60 % граждан, принявших участие в голосовании. Вторым лицом в государстве являлся вице-президент А. В. Руцкой. На 5 съезде Верховного Совета России председателем этого органа власти был избран Р. И. Хасбулатов, представлявший, таким образом, высшую законодательную власть в РФ.
Уже в 1993 г. между президентом и парламентом начались разногласия по вопросу о формах проведения реформ. К осени эти разногласия достигли своей высшей точки и 21 сентября 1993 г. Ельцин объявил об упразднении Верховного Совета и съезда народных депутатов, а также о формировании двухпалатного Федерального Собрания на основе проведения выборов в Государственную Думу и о наделении функциями верхней палаты парламента Совета Федерации.
В ответ на это на срочно созванном 23 сентября X съезде народных депутатов было принято постановление о прекращении президентских полномочий Ельцина и о возложении его обязанностей на А. В. Руцкого. Собравшиеся в «Белом доме» депутаты решили не покидать здание и организовать его оборону.
«Белый дом» был, как и в 1991 г., блокирован войсками, на улицах снова появились баррикады, однако уставший от политических потрясений народ на этот раз не выразил своей поддержки ни одной из сторон. 3 октября сторонники парламента перешли в наступление, они пытались захватить здание телецентра, но это нападение было отбито, и уже 4 октября все закончилось.
В этот день по приказу президента тяжелые танки, выведенные на прямую наводку, не встречая никакого ответного сопротивления, расстреляли здание парламента. Обстрел длился несколько часов и в прямом эфире транслировался по телевидению. Начавшийся пожар и большое количество погибших и раненых заставили парламентариев сдаться. С кровавой войны в России началась новая эра - эра президентского правления.
Выборы в Государственную думу 1993 г . В декабре 1993 г. одновременно состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по проекту новой Конституции. Согласно новой конституции, одобренной большинством избирателей, Россия стала президентской республикой. Дума, по конституции, продолжает играть важную роль в политической жизни страны, но ее полномочия ограничены.
По итогам выборов состав ГД сложился следующим образом: из 450 мест наибольшее число депутатских мандатов получили представители пропрезидентского блока «Выбор России» (Е. Т. Гайдар) - 96 мест. Второе место получила Либерально-демократическая партия В. В. Жириновского- 70 мандатов. Компартия России (КПРФ) (Г.А.Зюганов) получила 65 мандатов, Аграрная партия России, близкая по взглядам к КПРФ, - 47 мандатов. Остальные партии («Яблоко», Партия российского единства и согласия (ПРЕС), ДПР и «Женщины России») получили от 14 до 21 мандата.
Таким образом, состав ГД точно отражал глубочайшее расхождение политических пристрастий народа. Ни сто ронники президента, ни его противники не имели твердого, необходимого для бескомпромиссной законотворческой деятельности большинства.
Выборы в Государственную думу 1995 г. Выборы в ГД, согласно Закону о выборах, предусматривали теперь 5 % барьер для проведения избирательными блоками своих депутатов по федеральному списку. Т. е. избиратель отмечал в бюллетене не только фамилию кандидата, но и блок, которому он отдает предпочтение.
На конец 1995 г. данные по наиболее популярным блокам оказались следующими: КПРФ - 22,3% голосов избирателей, ЛДПР - 11,8 %, «Наш дом Россия» - 10 %, «Яблоко» - 6,89 %. По одномандатным округам предпочтение избирателей и их симпатии распределились примерно также: КПРФ получила 58 мандата, НДР - 10, «Яблоко» - 14. Таким образом, ГД в 1995-1999 гг. была по своему составу прокоммунистической. Однако, поскольку Россия уже была президентской республикой, это не имело решаюшего значения для определения ее политического и экономического курса. Гораздо более значимы были грядущие выборы президента.
Президентские выборы 1996 г. Зима и весна 1996 г. в политической жизни России ознаменовались беспрецедентной агитационной кампанией в поддержку Б. Н. Ельцина и проводимого им курса радикальных преобразований.
Избиратели были поставлены перед выбором: либо построение новой России на демократических основах, либо возврат в мрачное тоталитарное прошлое, которое прочно увязывалось с «советской действительностью» и властью Коммунистической партии. В первом туре выборов большинство голосов избирателей было отдано за Ельцина, Зюганова и Лебедя. На прошедшем 3 июля втором туре выборов победу одержал Б. Н. Ельцин, за которого проголосовали 53,8 % избирателей, или около 37 % общего списка имеющих право голоса россиян.
Выборы в Государственную думу в 1999 г. Выборы в ГД 19 декабря 1999 г. принесли следующие результаты: первое место снова заняла КПРФ, получив 111 мандатов, на втором месте оказался блок «Единство» («Медведь») с 76 мандатами, на третьем ОВР («Отечество - вся Россия») - 62 мандата, на четвертом СПС («Союз правых сил»), на пятом «Яблоко» - 22 мандата и на шестом блок Жириновского- 17 мандатов.
Выборы президента в 2000 г. 26 марта 2000 г. прошли выборы Президента РФ; как и предполагалось, убедительную победу уже в первом туре одержал и.о. президента В. В. Путин, набрав 52,64 % голосов; второе место вновь, как и 4 года, назад занял лидер коммунистов Г. А. Зюганов, получив 29,34 %. Третье место досталось яблочнику Г. А. Явлинскому - 5,84 %. Четвертое А. М. Тулееву - 3,02%. И только пятое В. В.Жириновскому - 2,72 %. Таким образом, новым президентом России стал В. В. Путин.
Экономическое развитие. Дефицит. В конце 1991 г. экономическая ситуация в стране была весьма напряженной. Инфляция (обесценивание денег) достигала 25-30 % в месяц, что фактически сделало невыгодным производство и привело к его свертыванию. В магазинах и на складах отсутствовали товары первой необходимости, в некоторых областях нехватка продовольствия была столь велика, что угроза голода стала реальной.
В связи с этим правительство РФ разработало концепцию быстрого перехода к рыночной экономике, или шоковой терапии». «Отцом» реформы был заместитель председателя Совета Министров Е. Т. Гайдар (и.о. председателя в это время был Б. Н. Ельцин). Первым шагом Гайдара в экономической политике была либерализация цен (отказ от административного управления ценами), которая привела к стремительному росту цен и довольно быстрому наполнению внутреннего рынка продуктами питания и промышленными товарами. Однако столь резкий переход от социалистической экономики к капиталистической вызвал к жизни целый ряд негативных моментов. За полгода цены выросли более чем в 10 раз, а за последующие годы - в тысячи раз, вклады населения в сберкассах «сгорели», подавляющая часть жителей России оказалась за чертой нищеты. Недовольство народа реформой было так велико, что Гайдар был лишен занимаемого поста, а дальнейшие реформы заморожены.
Пытаясь сгладить последствия реформ, правительство вынуждено было прибегнуть к политике крупных займов у иностранных государств и международных фондов. Предоставляя кредиты РФ, иностранные державы диктовали свои условия, обрекая страну на послушное выполнение их воли. Одним из условий кредитования была приватизация.
Приватизация- передача государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов. В РФ приватизация была проведена летом 1992 г. Каждый гражданин РФ получил приватизационный чек, т. е. его часть общенародной собственности и теоретически равные стартовые возможности. Но эта реформа не привела к оживлению экономики, так как производство требовало не только смены формы собственности, но и капиталовложений. Поэтому с лета 1994 г. правительство приняло решение о переходе ко второму этапу приватизации - денежному. Распродажа государственной собственности позволила правительству временно снизить остроту социальных проблем, перебрасывая получаемые средства в социальные фонды.
Полученные за счет приватизации и кредитов деньги не были вложены в реальный сектор экономики и очень быстро закончились, что в результате повлекло за собой дефицит бюджета. Для получения средств государство было вынуждено передавать наиболее доходные предприятия в управление частных компаний - это окончательно уничтожило значимость и прибыльность госсектора. Однако политическая конъюнктура (близящиеся выборы) требовала немедленной подпитки социальной сферы, в связи с чем на финансовый рынок были выброшены акции ГКО, по сути дела, была построена финансовая пирамида, обреченная на крах.
Дефолт. 17 августа 1998 г. правительство, будучи не в состоянии обеспечить выплату процентов по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), разрешило банкам в течение 90 дней не производить выплат по своим финансовым обязательствам нерезидентам, т. е. объявило фактический дефолт (в экономике - отказ платить по своим обязательствам).

Курс доллара мгновенно вырос в 4 раза, акции российских компаний упали. После девальвации рубля правительство С. В. Кириенко было отправлено в отставку. Финансовый кризис перерос в политический после двукратного отказа Государственной думы утвердить В. С. Черномырдина на посту премьер-министра. Компромиссной для депутатов фигурой оказался Е. М. Примаков, в правительство которого были включены кандидаты от КПРФ. Падение рубля продолжалось в течение года, кризис охватил все социальные сферы: резко выросла безработица, упал и без того низкий уровень жизни.
В 1999-2000 гг. ситуация в экономике начала стабилизироваться. Рост курса доллара был остановлен, была достигнута договоренность о реструктуризации внешних долгов России. Правда, уровень зарплат в госсекторе и на большинстве частных предприятий так и не поднялся до прежнего докризисного уровня. Обострилась борьба между экономическими группами за наиболее доходные отрасли производства.
Чеченские войны. Еще до официального прекращения существования СССР, осенью 1991 г., в Чечне был осуществлен государственный переворот. Во главе республики встал Д.Дудаев, бывший генерал Советской Армии. Ни руководство СССР, ни впоследствии РФ не признали независимость мятежной республики, считая ее субъектом РФ. Это означало продолжение финансирования Чеченской республики по всем статьям производственного и социального обеспечения. Полученные средства руководство Чечни направляло на организацию и вооружение незаконных военных формирований. Способствовало этому процессу и наличие в Чечне огромных запасов вооружения, оставленного там частями СА. Не подчиняясь федеральному центру, Чечня стала постоянной угрозой безопасности РФ.
Желая ликвидировать этот очаг напряженности на Северном Кавказе и взять под контроль республику, правительство РФ негласно поддержало оппозиционные Дудаеву силы в Чечне. Однако в ходе гражданской войны между дудаевцами и их противниками последние были разбиты, что вынудило российское руководство пойти на силовое решение проблемы. Поводом ввода войск в Чечню послужил отказ Дудаева выдать пленных российских офицеров, воевавших на стороне его противников.
10 декабря 1994 г. в Чечню была введена группировка федеральных войск. Как было объявлено, целью военной операции являлись блокада Грозного, разоружение боевиков и восстановление на территории республики конституционного строя и правопорядка.
Начало военных действий в Чечне, наглядно продемонстрировало слабость военного руководства РФ. Нес-3 мотря на массовый героизм и высокий профессиональный уровень солдат и офицеров, из-за плохой подготовки и тактических просчетов федеральные войска смогли взять столицу Чечни - Грозный только в конце февраля 1995 г., ценой огромных потерь.
Противостоящие федеральным войскам чеченские боевики после потери Грозного и других крупных городов Чечни перешли к партизанской войне, руководил ими объявленный преступником Д.Дудаев.
В ходе полномасштабных боевых действий города И села Чечни были сильно разрушены, была уничтожена практически вся инфраструктура, большинство населения ie имело ни средств к существованию, ни работы. Эти обстоятельства вынудили правительство России выделить ia восстановление Чечни особую статью расходов.
В июне 1995 г. отряд боевиков под командованием UJ. Басаева совершил налет на г. Буденовск (Ставропольский край) и захватил в заложники всех находившихся в городской больнице и других жителей города. Ради спасения жизни заложников российское правительство выполнило все требования боевиков и согласилось начать мирные переговоры с представителями Дудаева. Но сложный переговорный процесс был сорван в октябре 1995 г. з результате покушения на командующего российскими войсками генерала А. С. Романова. Военные действия продолжились. Война выявила недостаточную боеспособность российской армии и требовала все больших бюджетных вложений. В глазах мировой общественности авторитет России падал. После провала операции федеральных войск в январе 1996 г. по обезвреживанию боевиков С. Радуева в Кизляре и с. Первомайском в России усилились требования прекратить военные действия. Промосковские власти в Чечне не сумели завоевать доверия населения и вынуждены были искать запиты федеральных властей.
Гибель Дудаева в апреле 1996 г. ситуации не изменила. 13 августе чеченские формирования фактически захватили Грозный. В этих условиях Ельцин принял решение о введении мирных переговоров, которые поручил вести секретарю Совета Безопасности А. И. Лебедю. 1996 г. в г. Хасавюрте (Дагестан) были подписаны мирные соглашения, по которым предусматривались полный вывод российских войск с территории Чечни, ведение всеобщих демократических выборов, решение по статусу Чечни откладывалось на пять лет. По неофициальным данным, число погибших во время войны составило 80 тыс. человек (в основном мирных жителей), Раненых - 240 тыс. Российская армия потеряла почти 25 тыс. человек.
По итогам выборов, состоявшихся в Чечне в конце января 1997 г., президентом республики стал бывший полковник Советской Армии А. Масхадов, сформировавший новый состав чеченского руководства, в основном из полевых командиров. Однако реальной полнотой власти А. Масхадов не обладал, что повлекло за собой превращение Чечни в бандитское государство, где правил не закон, а сила оружия.
В начале августа 1999 г. начался военный конфликт в Дагестане, спровоцированный чеченскими боевиками под командованием Басаева и Хаттаба. Отряды численностью около 2 тыс. человек захватили несколько сел в Ботлихском районе (на юго-западе Дагестана) под предлогом установления в этом регионе Северного Кавказа исламской республики. В конце августа боевики были выбиты из этого района федеральными войсками. Но конфликт начал разрастаться, охватив практически все приграничные с Чечней районы Дагестана.
Не надеясь на военную силу, боевики прибегли к терроризму: были заложены подрывные устройства и взорваны жилые дома в Буйнакске, Волгодонске и Москве, погибли сотни ни в чем не повинных людей. Это привело к возвобновлению боевых действий в Чечне.
Осенью 1999 г. федеральные войска вновь были введены в Чечню, После длительных кровопролитных боев российским войскам удалось взять штурмом Грозный и ряд других населенных пунктов Чечни. К началу мая 2000 г. практически вся территория Чечни перешла под контроль федерального центра. На освобожденной от боевиков территории стала возрождаться нормальная жизнь.
Внешняя политика . Распад СССР привел к появлению двух линий во внешней политике РФ: взаимоотношений с государствами ближнего (бывшие республики СССР) и дальнего зарубежья (весь остальной мир).
РФ и ближнее зарубежье. Внешнеполитический курс РФ в отношении стран ближнего зарубежья строился на принципах формирования нового типа сотрудничества, основанного на взаимном уважении и доверии. Важнейшей задачей на начальном этапе было определение круга общих задач и интересов.
СНГ оказался довольно рыхлой организацией, где каждый член союза «тянул одеяло на себя». К 1993 г. окончательно рухнула единая рублевая зона, каждое государство обзавелось своей валютой. Большой проблемой стал раздел некогда общего имущества Советской Армии, особенно негативные последствия имела неудачная попытка создать объединенные вооруженные силы СНГ.
В связи с проблемой раздела Черноморского флота и вопросом о статусе Крыма и Севастополя обострились отношения России с Украиной. Только в 1997 г. после больших уступок со стороны РФ были достигнуты договоренности по этому вопросу.
Определенная напряженность возникла и в вопросе сокращения ядерного оружия. На момент распада СССР ядерное вооружение базировалось на территории не только Российской Федерации, но и в Белоруссии, на Украине и в Казахстане. Три бывших советских республики декларировали свой безъядерный статус и обязались передать России находившееся на их территории ядерное оружие. Однако из-за осложнений российско-украинских отношений Киев долго оттягивал практическое осуществление передачи ядерного арсенала. Только в 1994 г. было подписано совместное американо-российско-украинское заявление о ликвидации ядерного потенциала на Украине и ее присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия.
Наиболее тесные и добрососедские отношения установились между РФ и Белоруссией, создано единое экономическое пространство, заключен договор о создании союзного государства. Хочется верить, что процесс интеграции этих двух независимых государств будет продолжаться.
РФ и дальнее зарубежье. Помощь западных стран попавшей в тяжелое экономическое положение России заставила нашу страну некоторое время идти в русле их политики. Этот процесс имел как положительные, так и отрицательные стороны.
Так, в 1992 г. была подписана российско-американская Декларация об окончании «холодной войны» и заявлено, что обе державы более «не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников». Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), в соответствии с которым обе стороны согласились на значительные сокращения своих ядерных потенциалов (на 2/3) к 2003 г. В 1996 г. Россия вошла в Совет Европы. Из стран Европы были полностью выведены российские войска.
Однако очень скоро в отношениях между Россией и Западом наметился целый блок противоречий, в частности по вопросу о вступлении в НАТО бывших социалистических стран (Польши, Чехии и т.д.), по поводу бомбежек Югославии войсками НАТО, по чеченской проблеме. Большой отрицательный резонанс в мире вызвала попытка объединения России и европейских стран для создания противовеса США.
Эти противоречия вызвали некоторое охлаждение отношений. МВФ отказался продолжить политику предоставления кредитов РФ. Совет Европы приостановил членство РФ в этой организации, выставляя в качестве причины нарушение прав человека в Чечне, и т.д.
Югославский кризис. Одним из самых серьезных противоречий между Россией и НАТО была позиция но отношению к Сербии. После распада СССР в Югославии в 1990-1991 гг. наметились аналогичные тенденции. Сторонниками сохранения федерации выступили лишь Сербия и Черногория, остальные республики склонялись к конфедерации и полной независимости. Первой провозгласила свою независимость Словения, но особенно тяжело сербами было воспринято заявление Хорватии о выходе из СФРЮ, ведь на значительной части ее территории проживали сербы. Начались военные действия, вначале успешные для сербов, но из-за иностранного вмешательства Сербская Краина была практически очишена от сербов.
Конфликт продолжился в Боснии и Герцеговине, где после тяжелых сражений, этнических чисток и взаимных обвинений в геноциде под нажимом НАТО и ООН в 1995 г. были подписаны мирные соглашения. Контроль за соблюдением этих соглашений был возложен на силы ООН.
Следующим пунктом программы НАТО стало отторжение от Сербии автономного края Косово под предлогом зашиты интересов проживающих там албанцев.
В ночь с 23 на 24 марта 1999 г. авиация НАТО начала бомбардировки Сербии, в результате которых экономике страны и ее жителям был нанесен колоссальный ущерб. Косовский кризис вызвал крупнейший конфликт между НАТО и Россией после окончания «холодной войны».

30 сентября 2015 года Россия начала военную кампанию в Сирии. После окончания Второй мировой СССР и потом Россия участвовали в десятках военных операций, в которых несли потери. От Китая и Кубы до Анголы и Чехословакии - где и чего добились российские вооруженные силы - в спецпроекте «Ъ»

Нагорный Карабах
В конце 1980-х обострился армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) с преимущественно армянским населением, входившей в состав Азербайджанской ССР. 20 февраля 1988 года совет депутатов НКАО обратился к руководству СССР, Армянской и Азербайджанской республик с просьбой о передаче Нагорного Карабаха Армении. Политбюро ЦК КПСС ответило отказом, что привело к массовым акциям протеста в Ереване и Степанакерте, к нарастанию конфликта, а потом к погромам как среди армянского, так и азербайджанского населения. Силы МВД СССР и войск Закавказского военного округа проводили акции по разведению и разоружению участников.

После распада Советского Союза конфликт перерос в масштабные военные действия. Обе стороны использовали вооружения, полученные в результате раздела советского военного имущества, оставшегося на их территориях. В мае 1994 года стороны подписали Бишкекский протокол о прекращении огня, который действует до сих пор. В результате конфликта Азербайджан фактически потерял контроль над Нагорным Карабахом и считает регион оккупированной территорией.

В ходе трехлетней войны стороны потеряли убитыми от 15 тыс. до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания. По уточненным на 1 января 1999 года данным, потери частей Советской армии и внутренних войск МВД СССР и России, привлекавшихся для разъединения конфликтующих сторон,- 51 человек.
Территория: Нагорный Карабах
Период: 1988–1994 годы
Продолжительность: 6 лет
Участники: Армения / Азербайджан
Задействованные силы СССР/России: части СА и внутренних войск МВД СССР
Потери: 45 человек ВВ МВД, 6 человек СА
Верховный главнокомандующий: Михаил Горбачев

Северная Осетия и Ингушетия
4 июня 1992 года ВС РФ принял закон об образовании Ингушской Республики без определения границ, что привело к обострению территориальных споров между Ингушетией и Северной Осетией по поводу Пригородного района (переданного в состав Северной Осетии после депортации чеченцев и ингушей в 1944 году). В ночь на 31 октября 1992 года на его территории начались межнациональные столкновения. В продолжавшихся до 5 ноября боях участвовали осетинские и ингушские вооруженные формирования. Для разведения противоборствующих сторон в зону конфликта была введена сводная группа войск Северо-Кавказского военного округа и внутренних войск МВД РФ.

По данным прокуратуры РФ, в период вооруженного конфликта с обеих сторон погибли 583 человека (включая 27 военнослужащих), ранены свыше 900 человек, пропал без вести 261 человек. Более 60 тыс. проживавших в Пригородном районе ингушей были вынуждены покинуть свои родные места.
Территория: Северная Осетия и Ингушетия
Период: 31 октября-4 ноября 1992 года
Продолжительность: 4 дня
Участники: Северная Осетия / Ингушетия
Задействованные силы СССР/России: войска СКВО и ВВ МВД РФ (12,5 тыс.)
Потери: 27 человек (22 Минобороны, 5 МВД)

Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

Приднестровье
В 1990 году Приднестровская Молдавская Республика провозгласила свою независимость от Молдавской СССР. Весной 1992 года противостояние Кишинева и Тирасполя переросло в вооруженный конфликт. Самые ожесточенные бои между молдавскими военными и приднестровскими вооруженными формированиями развернулись в июне за контроль над городом Бендеры, расположенным на правом берегу Днестра, но включенном в состав ПМР.

23 июня вместе с батальоном спецназа ВДВ в Тирасполь прибыл генерал-майор Александр Лебедь, которому было поручено взять ситуацию под контроль. Он возглавил базировавшуюся на территории Молдавии и Приднестровья с советских времен 14-ю гвардейскую общевойсковую армию и заявил, что отныне она будет сохранять вооруженный нейтралитет: «Мы достаточно сильны для того, чтобы дать отпор кому угодно... Пока нас трогать не будут, и мы никого трогать не будем».
21 июля 1992 года президенты России и Молдавии Борис Ельцин и Мирча Снегур подписали «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». Оно предусматривало создание зоны безопасности и введение в регион трехсторонних миротворческих сил. В августе в регион прибыл российский миротворческий контингент, включавший шесть батальонов, вертолетную эскадрилью (шесть Ми-8 и четыре Ми-24), мобильную группу 138-го отдельного полка связи ВГК (всего 3,1 тыс. военнослужащих).

За время конфликта с обеих сторон погибли, по разным оценкам, 800–1000 человек. Потери российских военнослужащих, находившихся в зоне конфликта и принимавших участие в миротворческой деятельности,- 21 солдат и 3 офицера. Конфликт фактически заморожен до сих пор.
Территория: Приднестровье
Период: март-август 1992 года
Продолжительность: 5 месяцев
Участники: Молдавия / Приднестровье
Задействованные силы СССР/России: части 14-й армии, спецназ ВДВ
Потери: 24 человека
Верховный главнокомандующий: Борис Ельцин
Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

Таджикистан
После распада СССР в Таджикистане обострились политические и клановые противоречия. К лету 1992 года началась полномасштабная гражданская война между сторонниками власти и вооруженной оппозицией. Дислоцированная в республике российская 201-я мотострелковая дивизия подвергалась нападениям противоборствующих группировок, пытавшихся завладеть ее оружием и военной техникой. Участились нападения на погранотряды со стороны Афганистана. В ночь на 13 июля 1993 года одна из российских застав была практически полностью уничтожена отрядом исламской оппозиции, были убиты 24 пограничника.

После этого инцидента решением Минобороны РФ 201-я МСД была доукомплектована, в ее состав включили 41-ю вертолетную эскадрилью, 2-й отдельный реактивный дивизион. Также была создана авиационная группировка ВВС России в Таджикистане. В сентябре 1993 года в Москве было подписано соглашение о формировании коллективных миротворческих сил СНГ в Таджикистане, в состав которых вошла 201-я МСД и подразделения от республик Казахстан, Киргизия и Узбекистан.

Война продолжалась до 1997 года, одновременно с 1994 года прошло несколько раундов межтаджикских переговоров. 27 июня 1997 года в Москве президент Эмомали Рахмонов и лидер Объединенной таджикской оппозиции Саид Абдулло Нури подписали соглашение об установлении мира и национального согласия.

По разным оценкам, в ходе гражданской войны в Таджикистане погибли от 60 тыс. до 150 тыс. человек. В ходе столкновений на границе, нападения на воинские части и выполнения миротворческой деятельности Россия потеряла убитыми, умершими и пропавшими без вести 302 военнослужащих. В 1999 году Россия и Таджикистан договорились о создании на базе 201-й мотострелковой дивизии российской военной базы (действует с 2004 года).
Территория: Таджикистан
Период: 1992–1997
Продолжительность: 5 лет
Участники: таджикские власти / оппозиционные группировки
Задействованные силы СССР/России: 201-я мотострелковая дивизия (6 тыс.), группа погранвойск в Таджикистане (20–25 тыс.)
Потери: 302 человека, из них 104 пограничника
Верховный главнокомандующий: Борис Ельцин
Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

Южная Осетия
В конце 1980-х в Грузии и Южной Осетии активизировались национальные движения. Осенью 1990 года, после прихода к власти в Грузии Звиада Гамсахурдии, руководство Южной Осетии взяло курс на создание независимой республики. В ночь на 6 января 1991 года руководство Грузии ввело в столицу автономии Цхинвали подразделения милиции и национальной гвардии, начались вооруженные столкновения и блокада региона. Боевые действия продолжались до середины 1992 года.

24 июня 1992 года президент РФ Борис Ельцин и председатель Госсовета Грузии Эдуард Шеварднадзе подписали Дагомысское соглашение о принципах урегулирования конфликта. На его основе в июле в республику были введены совместные смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы (по одному мотострелковому батальону численностью 500 военнослужащих). От России миротворческие функции выполняли соединения и воинские части 58-й армии Северо-Кавказского военного округа.

С ноября 1990-го по июль 1992 года в результате конфликта погибли свыше 3 тыс. мирных жителей. В ходе выполнения мероприятий по стабилизации обстановки в регионе российские военнослужащие потеряли 46 человек, в том числе Минобороны - 34, МВД - 6, ФСБ - 6 человек.

С 1992 года Южная Осетия оставалась фактически независимым государственным образованием. Грузинские власти продолжали рассматривать ее как административную единицу Цхинвальский регион, но активных шагов по установлению контроля над ним не предпринимали. Все это время в регионе оставались российские миротворцы (см. главу «Понуждение Грузии к миру»).
Территория: Южная Осетия
Период: январь 1991-го-июль 1992-го
Продолжительность: 1,5 года
Участники: Южная Осетия / Грузия
Задействованные силы СССР/России: военнослужащие в составе смешанных миротворческих сил (500 человек)
Потери: 46 человек
Верховный главнокомандующий: Михаил Горбачев, Борис Ельцин
Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

Абхазия
В конце 1980-х на сходах абхазского населения стали выдвигаться требования о выходе Абхазии из состава Грузии, начались первые столкновения грузин и абхазов. В 1992 году после ввода войск Грузии на территорию республики противостояние переросло в вооруженный конфликт. С обеих сторон были убиты несколько тысяч человек, сотни тысяч покинули свои дома.

В августе 1992 года в Гудауту был переброшен 345-й парашютно-десантный полк, который занимался эвакуацией российских курортников и семей военнослужащих (вывезли 4,3 тыс. человек), охраной военных объектов. 14 мая 1994 года грузинская и абхазская стороны подписали Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. В июне в зону конфликта были введены Коллективные силы по поддержанию мира, укомплектованные только российскими военнослужащими. Их основой стал 345-й полк (позже преобразован в 10-й отдельный парашютно-десантный полк миротворческих сил). Миротворческий контингент прекратил деятельность в Абхазии с 1 сентября 2008 года, в Гудауте осталась 7-я российская военная база.

Территория: Абхазия
Период: 1992–1994
Продолжительность: 2 года
Участники: Абхазия / Грузия
Задействованные силы СССР/России: ВДВ, миротворческий контингент (1 800 человек)
Потери: 73 человека
Верховный главнокомандующий: Борис Ельцин
Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

Методическое обеспечение: Тема соответствует теме рабочей программы по истории для 5-9 классов и УМК «История России» под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.

Форма проведения: урок формирования новых знаний.

Тип урока: комбинированный урок.

Образовательная цель:

1.Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в 90-е годы.

2.Подвести учащихся к пониманию особенностей международного положения России.

3.Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы.

1. Обучающая: работая с ресурсными материалами, познакомиться с международной обстановкой после распада СССР; выяснить причины, приведшие мир к новому витку непонимания и неприятия позиций друг друга.

2. Развивающая: развивать умение учащихся самостоятельно работать с историческими документами, источниками, анализировать исторические факты.

3. Воспитательная: воспитание интереса к Отечественной истории, в целом и к данному периоду, как к периоду, послужившему отправной точкой многим политическим событиям конца XX и начала XX I века.

Методы: словесно- репродуктивный, наглядный, частично – поисковый, объяснительно- иллюстративный.

Формы деятельности обучающихся: фронтальная, в парах, самостоятельная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Наглядно - дидактические материалы: карта «Политическая карта», отрывок из серии фильмов «Намедни» (автор Л.Парфенов, серия «1991»), освещающий события распада СССР, видео «НАТО использует ситуацию на Украине»; раздаточный материал: текст « Как изменились после распада СССР место и роль России в мире? Как это влияло на пересмотр её внешней политики?»(Приложения 1), «Россия и Запад»,»Россия и Восток», Россия и СНГ» (Приложение 2), глоссарий (понятия) (Приложение 3)., «История расширения НАТО» (Приложение 4)

Для успешной организации урока учащимся необходимо ознакомиться с текстом параграфа, посвященного внешней политике России в 90-х гг. дома.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.Надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем. В течение урока вы будете работать индивидуально, в парах. Я попрошу вас быть внимательными друг к другу, помогать друг другу, активно работать.

II.Мотивация. Актуализация опорных знаний об учающихсяпоранееизученномуматериалу.

Учитель. 90 – е г. это сложное время для России на международной арене, когда России приходится за каждое решение, в отстаивании своих интересов, вести борьбу с другими странами. Также мы знаем и положение нашей страны в период существования СССР во время холодной войны, когда почти все решения в мировой политике не решались без участия СССР.

Как могло произойти такое резкое изменение обстановки всего за небольшой период времени с 1991 года по 2000 год?

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос.

Учащимся представляется отрывок из серии фильмов «Намедни» (автор Л.Парфенов, серия «1991»), освещающий события распада СССР.

Вопросы для класса:

1) Какой исторический факт демонстрирует данный фильм?

2) Назовите год, в котором произошло данное событие.

Подготовка к восприятию темы.

Учитель. Конец XX в. в истории нашей страны и всего мира - особое время. Это время глобальной неопределенности.

Распад СССР и породил эту глобальную неопределенность. Прежде всего, было неясно, ограничится ли всё выходом 15 бывших советских союзных республик или процесс фрагментации евразийского пространства пойдет дальше.

Несколько десятилетий отношения между СССР и Западом не выходили за рамки «холодной войны». С распадом СССР положение и роль России в мире изменились. Прежде всего, изменился мир: окончилась «холодная война», ушла в прошлое мировая система социализма, достоянием истории стало противоборство двух сверхдержав - СССР и США.

Вопросы для класса:

1.Дайте определение понятию «холодная война».

2.Назовите два полюса противостояния во время « холодной войны»?

3.Назовите военные блоки времён «холодной войны».

Учитель предлагает обучающимся определить какие вопросы будут изучаться на сегодняшнем уроке.

Предполагаемый ответ: Как изменилась внешняя политика России в 90-е гг.? Как изменились международные отношения в 90-е гг. и роль России на международной арене?

В ходе урока вы сможете:

– определить основные внешнеполитические проблемы, которые Россия должна была решать после распада СССР и образования РФ;

Определить основные направления внешней политики России и ее задачи в 90-е гг.;

Учитель сообщает тему урока. Тема урока: «Геополитическое положение и внешняя политика России в 90-е гг.»

Объявление темы урока и целеполаганние.

Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь.

Учитель обращает внимание на понятие геополитика.

Геополитика – это концепция, которая провозглашает зависимость внешней политики страны от её географических факторов (положение страны, природные ресурсы, климат и др.)

III.Поисково-исследовательский этап.

1991 г. можно считать точкой отсчета нового времени, времени в котором, как тогда могло показаться, не будет противостояния двух сверхдержав и, как следствие, уменьшение числа локальных конфликтов. Однако какую картину мы можем наблюдать в реалиях?!

Работа с раздаточным материалом.

Учащимся представляется текст и задания к тексту.

Как изменилось после распада СССР место и роль России в Мире?

Как это влияло на пересмотр её внешней политики? (Приложение №1)

Задания и вопросы к тексту:

1.Какие внешнеполитические проблемы встали перед РФ после распада СССР?

2.Сформулируйте основные направления, задачи в виде 3-4-х тезисов.

Какие внешнеполитические проблемы встали перед РФ после распада СССР?

1.После распада СССР интерес к нашей стране в мире уменьшается, Россия утрачивает статус «великой державы».

2.Россия стала правопреемницей СССР и унаследовала его место в международных организациях. В том числе, она стала членом Совета Безопасности ООН.
Однако международное положение России нельзя было назвать благоприятным.

3.Наша страна осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой. Однако ее военные возможности сократились. Распалась единая система противоракетной обороны, перестал существовать единый военно-промышленный комплекс, военно-морской флот лишился баз в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане. К середине 90-х гг. - 1: 3, а после вступления в НАТО Польши, Венгрии и Чехии - 1: 4 в пользу НАТО. К концу 90-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз.

4.Ситуацию осложняло и разрастание военных конфликтов вблизи границ со странами СНГ, которые в 90-е гг. были фактически открытыми. Перед Россией стояла задача сохранение территориаль­ной целостности и независимости;

5.В то же время изменились внешнеполитические реалии для России: страны Запада больше не являлись врагами, а страны Восточной Европы больше не являлись друзьями.

Сформулируйте основные направления, задачи в виде 3-4-х тезисов.

Основные направления внешней политики Российской Федерации в настоящее время остаются достаточно традиционными:

1.Отношения с государствами «ближнего зарубежья»; отношения со странами «бывшего социалистического лагеря».

2. Отношения с государствами Западной Европы.

3. Отношения с Соединенными Штатами Америки.

4.Оношения со странами Востока и Азии.

Учитель дополняет ответы учащихся. Основные задачи записываются в тетрадь.

Учитель: Удалось ли России достигнуть поставленных важнейших внешнеполитических задач?! Это мы с вами и попытаемся выяснить.

Обучающимся предлагается одна из задач, так образуются учебные пары.

Задание учащимся:

Вспомнив прочитанный материал в учебнике, и воспользовавшись дополнительными материалами, определите:

1.Определите, была ли достигнута выбранная вами задача в реализации внешнеполитического курса России в 90-е гг.? Сформулируйте полученную информацию в виде вывода (суждения).

2.Обоснуйте ваш вывод, используя исторические факты (не менее 3-х).

Оценке подлежит: Итоговый продукт – сформулированный вывод о реализации задачи. Вывод должны быть сформулированы четко, конкретно и доказан историческими фактами. Количество их определяется принципом достаточности или учителем.

Оценка в группе носит дифференцированный характер.

Учащиеся могут самостоятельно определить критерии выставления оценок в соответствии с вкладом каждого учащегося в работу группы (сложности выполняемого задания и объема).

На самостоятельную работу в группе отводится 10 минут

Учащиеся определяют выступающего от пары. На выступление каждой пары отводится 1 мин.

Все правильно названные выводы фиксируют в тетради.

Общее задание, выполняемое учащимися во время выступления пар.

Задание: На основе полученной информации определите, и запишите изменения, которые произошли во внешней политике России в 90-е гг. ХХ века.

1 пара. Развитие и укрепление отношений со странами Запада, и в первую оче­редь с США. Приложение №2

2группа. Активизация восточного направления внешней политики, которое было второстепенным в начале 1990-х гг.

3 группа. Налаживание взаимовыгодного и эффективного сотрудничества со стра­нами СНГ;

Учитель дополняет ответы учащихся, обращает их внимание на понятие многополярность. Основные выводы записываются в тетрадь.

IV.Подведение итогов урока.

Учитель. Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е годы была разносторонней, ориентированной на сохранение мировой многополярности, поддержку отношений с бывшими советскими республиками и интеграцию демократической России в мировое сообщество.

Учитель вместе с обучающимися подводит итог внешней политики России в 90-е гг. Он обращает внимание, на то что политика России в 90-е гг. имела противоречивый характер.

С одной стороны, снизился уровень военного противостояния со странами Запада.

1. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны.

2. Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность ведущих международных организаций.

3. Во второй половине 90-х гг. активизировалось восточное направление российской внешней политики.

4.Наша страна заняла центральное место в Содружестве Независимых Государств.

С другой стороны:

1.Выявились новые опасности и проблемы. Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали ее позицию и интересы.

2.Принятие решения о расширении НАТО на Восток и включении в повестку дня вопроса о приеме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик.

3.Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении.

Учитель. Всё это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки новой концепции, определяющей место России в мире, отражающей ее национальные интересы.

Основной вопрос: Россия и НАТО: партнеры или соперники?

Что Вы знаете об организации НАТО? Что было основным противоречием в отношениях России и НАТО в 1990-е годы?

Видео «НАТО использует ситуацию на Украине»

Какие сегодня противоречия между Россией и НАТО?

Учитель. Новый мировой либеральный порядок, установившийся после развала СССР в 1991 году, доживает свой век и Америке пора проститься с мировым господством.
Сегодня к Великим державам можно отнести США, Китай, Россию и Евросоюз. Для предотвращения возможной войны между ними великие державы обязаны признать друг друга равными игроками. Россия или Китай ведут самостоятельную политику, не подчиняясь диктату США. По его мнению, новый многополярный порядок уже сформировался, однако еще не осмыслен теоретиками и властями США.

Вывод: В целом российская внешняя политика проходит этап своего становления и эволюции, адаптации к новым мировым и российским реальностям, к пониманию своей исторической роли в условиях глобализации. В силу своей истории, территории, геополитического положения и обладания статусом ядерной державы Россия призвана быть великой державой. Понять, что это означает для страны на рубеже XX и XXI столетия после всех исторических катаклизмов и трансформаций – в этом состоит важнейшая задача российской внешней политики.

IV Рефлексия Примерные вопросы для обсуждения:

Какая информация была для вас наиболее полезной для понимания современных событий? Поясните свою точку зрения.

– Какие события стали основными в международных отношениях мировой истории в конце ХХ века?

Домашнее задание. 1) П. 55, вопросы к параграфу. 2) Подготовить сообщения о межрегиональных конфликтах в период 1991 - 2000 гг., обращая внимание на участие НАТО в них

В условиях глобализации конфликты создают серьезную угрозу мировому сообществу в связи с возможностью их расширения, опасностью экономических и военных катастроф, высокой вероятностью массовых миграций населения, способных дестабилизировать ситуацию в сопредельных государствах. Международные конфликты - одна из форм взаимодействия между государствами. К ним можно отнести гражданские волнения и войны, государственные перевороты и военные мятежи, восстания, партизанские действия и др.

Характеризуем причины международных конфликтов. Причинами этих конфликтов ученые геополитики называют конкуренцию государств, несовпадение национальных интересов; территориальные притязания, социальную несправедливость в глобальном масштабе, неравномерное распределение в мире природных ресурсов, негативное восприятие сторонами друг друга, личную несовместимость руководителей и пр.

Для характеристики международных конфликтов используется различная терминология: «враждебность», «борьба», «кризис», «вооруженное противостояние» и пр. Общепринятого определения

международного конфликта пока не существует.

Изучаются положительные и отрицательные функции международных конфликтов.

В период холодной войны понятия «конфликт» и «кризис» являлись

практическим инструментарием для решения военно-политических проблем противостояния СССР и США, снижения вероятности ядерного столкновения между ними. Существовала возможность сочетать конфликтное поведение с сотрудничеством в жизненно важных областях,

находить пути деэкскалации конфликтов.

К числу положительных функций конфликтов можно отнести:

1. Предотвращение стагнации в международных отношениях.

2. Стимулирование созидательных начал в поисках выходов в сложных ситуациях.

3. Определение степени рассогласованности интересов и целей государств.

4. Предотвращение более крупных конфликтов и обеспечение стабильности путем институционализации конфликтов малой

интенсивности.

Деструктивные функции международных конфликтов усматриваются в том, что они:

1. Вызывают беспорядок, нестабильность и насилие.

2. Усиливают стрессовое состояние психики населения в странах-

участницах.

3. Порождают возможность неэффективных политических решений.

сейчас международные отношения все еще остаются сферой несовпадений интересов, соперничества, непредсказуемости, конфликтов и насилия Можно утверждать, что международный конфликт - это столкновение разнонаправленных сил с целью реализации целей и интересов в условиях противодействия.



Субъектами международного конфликта могут быть государства, межгосударственные объединения, международные организации, организационно оформленные общественно-политические силы внутри государства или на международной арене

Понимание природы международных конфликтов и нахождение способов их решения требует, кроме объяснения их причин, выяснения глубины и характера самого конфликта, в значительной мере достигаются с помощью их классификации распространенной на Западе традиционная типология конфликтов, согласно которой различают: международный кризис; конфликты малой интенсивности терроризм; гражданскую войну и революцию приобретающих международный характер; войну и мировую войну.

Международный кризис - это конфликтная ситуация, при которой: затрагиваются жизненно важные цели действующих субъектов международной политики, для принятия решения субъекты имеют крайне ограниченное время, события обычно развиваются непредсказуемо; ситуация, однако, не перерастает в вооруженный кон.

Итак, кризис - это еще не война, а скорее, пример ситуации \"ни мира, ни войны\" Это такой вид отношений между субъектами международных отношений, при котором одна из сторон не желает войны или насилия, но обе две считают свои цели достаточно весомыми, чтобы рисковать ради них возможным решением войны.



Конфликты малой интенсивности Отношения между государственными и негосударственными субъектами довольно часто омрачаются мелкими стычками на границах, индивидуальным или небольшим групповым насилием их опасности ЭКУ начали понимать только сегодня Она заключается в том, что, во-первых, такой конфликт может превратиться в полномасштабный Во-вторых, при современных военных вооружениях даже конфликт малой интенсивности и может привести к большим разрушениям В-третьих, в условиях тесной взаимосвязи современных независимых государств нарушение мирной жизни в одном регионе влияет на все остальные.

Терроризм.

Гражданская война и революция - это конфликты в самом государстве между двумя или более сторонами из-за разногласий взглядов относительно будущего строя этого государства или клановых противоречий, в гражданских х войнах обычно хотя бы одна из воюющих сторон получает поддержку от зарубежных политических сил, причем внешние субъекты политики часто жизненно заинтересованы в конкретном результате.

Гражданские войны и революции занимают специфическое место в любой типологии войн и насилия: они очень жестокие и кровавые Согласно исследованиям, 10 из 13 наиболее смертоносных конфликтов XIX и и XX вв были именно гражданскими войнамми.

Война - это крупномасштабный конфликт между государствами, которые стремятся достичь своих политических целей с помощью организованной вооруженной борьбы Мировая война возникает, когда в военный конфликт вовлекаются группы государств, преследующих глобальные цели, она приводит к значительным человеческим и материальным утратам.

Можно выделить следующие фазы развития конфликта:

Первая фаза конфликта - это формирование отношения противоположных сторон друг к другу, которое обычно выражается в более или менее конфликтной форме

Вторая фаза - это субъективное определение конфликтующими сторонами своих интересов, целей, стратегий и форм борьбы для разрешения противоречий

Третья фаза - связанная с привлечением к конфликту экономических, политических, идеологических, психологических, моральных, правовых, дипломатических средств, а также других государств, через блоки или договоры

Четвертая фаза - предполагает нарастание борьбы до наиболее острого политического уровня - международного политического кризиса, который может охватить отношения непосредственных участников, государства определенного региона, других х регионов На этой фазе возможен переход к применению военной силы.

Пятая фаза - международный вооруженный конфликт, который может развиться до высокого уровня вооруженной борьбы с применением современного оружия, возможным привлечением сообщников

На любой из указанных фаз может начаться альтернативный процесс развития, который может воплощаться в переговорный процесс и приводит к ослаблению и ограничение конфликта

Рассматриваются вопросы, связанные со способами урегулирования конфликтов.

В качестве наиболее эффективных способов выступают:

1. Переговорные процессы.

2. Посреднические процедуры.

3. Арбитражные.

4. Сокращение и прекращение поставок оружия сторонам конфликта.

5. Организация свободных выборов.

урегулирования международных конфликтов сегодня способствуют также некоторые объективные тенденции мирового развития Во-первых, в мире, в том числе и у непосредственных участников конфликтов, возникает понимание опасности военных методов решения спорных вопросов Поэтому стороны, которые конфликтуют, обычно переходят к политическому диалогу на переговорах Во-вторых, усиливаются интеграционные об этом си, разрушаются межгосударственные и межрегиональные барьеры, снижает уровень конфронтации и создает условия для формирования региональных и международных союзов, ассоциаций, объединений государств, таких как Европейская содружество т.д., ставящие целью координации действий, объединения сил и возможностей для обеспечения более тесного сотрудничества, которая уменьшает вероятность конфликтных ситуаций.

Наиболее распространенными методами уре-гулирования конфликтов, известными в международных отношениях еще с древних времен, являются переговоры, использование услуг тре-тьей стороны и посредничества с целью помочь сторонам прийти к согласию. Хотя последние две возможности «постороннего» вмешательства рассматриваются международным правом как совершенно за-конные, сами конфликтующие государства далеко не всегда соглашаются на них добровольно. Гораздо чаще они предпочитают урегулировать свои споры непосредственно друг с другом.

В целом воздействие на конфликт для его мирного завершения осуществляется за счет:

¦ превентивной дипломатии (англ.: preventive diplomacy)-,

Поддержания мира (англ.: peacekeeping)",

* сохранения мира (англ.: peacemaking)-,

¦ восстановления мира (англ.: peacebuilding).

Превентивная дипломатия используется для того, чтобы не дать конфликту перейти в вооруженную стадию. Она включает деятельность, связанную с «восстановлением доверия» между конфликтующими сторонами; работу миссий гражданских наблюдателей по установлению фактов нарушения мира; обмен информацией и т.п.

Поддержание мира подразумевает меры, направленные на прекращение огня. Это может быть развертывание миссий военных наблюдателей, миротворческих сил; создание буферных зон, а также зон, свободных от полетов, и т.п. Вводимые миротворческие силы могут называться «чрезвычайными», «временными», «охранительными», «силами разведения», иметь различные мандаты, определяющие допустимые средства достижения цели.

Деятельность по поддержанию мира ориентирована не на поиск мирного решения проблемы, а лишь на снижение остроты конфликта. Она предусматривает разведение противоборствующих сторон и ограничение контактов между ними.

Сохранение мира предполагает процедуры, связанные с организацией переговорного процесса и осуществлением посреднических усилий третьей стороной для поиска взаимоприемлемых решений. Здесь важно, чтобы, в отличие от поддержания мира, деятельность по сохранению мира направлялась не только на снижение уровня противостояния сторон, но и на такое решение проблемы мирным путем, которое удовлетворяло бы конфликтующие стороны.

Результатом деятельности по сохранению мира не всегда является разрешение противоречий. Стороны порой лишь вынужденно идут на подписание договоренностей, понимая, что продолжение конфликта на данном этапе становится невозможным. При этом та или иная сторона может не очень стремиться к их выполнению. В этом случае нередко требуются гарантии выполнения соглашений. Третья сторона, участвующая в посредничестве, нередко и становится таким гарантом.

Под восстановлением мира понимается активное вовлечение третьей стороны в постконфликтное урегулирование. Это может быть деятельность, направленная на подготовку выборов, управление территориями до полного восстановления мирной жизни, передачу власти местным органам и т.п. В рамках восстановления мира осуществляются также мероприятия по примирению конфликтующих сторон. Большое значение имеют экономическое развитие, разработка проектов, предполагающих сотрудничество бывших противников (как это было, например, по окончании Второй мировой войны в Западной Европе). Кроме того, восстановление мира включает просветительскую работу, которая тоже направлена на примирение участников, формирование толерантного поведения.

В связи с интенсивным развитием практики воздействия на конфликты к концу XX столетия появился термин «миротворческие операции второго поколения». Они предполагают более широкий спектр применения в конфликте третьей стороной различных средств, в том числе использование военно-морских сил и авиации. При этом военные операции стали осуществляться и без согласия государства, в котором возник конфликт, как было, например, в бывшей Югославии. Эта практика получила название «принуждение к миру» (англ.: peace enforcement) и довольно неоднозначно воспринимается различными государствами, политическими деятелями, движениями и т.п.

В научной литературе утвердились также термины: предупреждение открытых вооруженных форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями - войнами, массовыми беспорядками и т.п. (англ.: conflict prevention); урегулирование конфликтов, направленное на снижение уровня враждебности в отношениях сторон, что предполагает посреднические процедуры и переговоры (англ.: conflict management); разрешение конфликтов, ориентированное на устранение их причин, формирование нового уровня взаимоотношений участников

Задачи миротворчества - помочь конфликтующим сторонам разобраться в том, что их разъединяет, насколько объект спора заслуживает конфронтации и нет ли способов решить его мирными средствами - переговорами, услугами посредников, апелляции к общественности и, наконец, обращением в суд. Миротворческие усилия

должны быть направлены на создание инфраструктуры, урегулирования конфликтов (место встреч, транспорт, связь, техническое обеспечение).

Подлинное миротворчество предполагает также оказание конфликтующим сторонам помощи кадрами, финансовыми средствами,

поставками продовольствия, медикаментов, обучения персонала, содействие в проведении выборов, референдумов, обеспечением контроля за соблюдением соглашений. Все эти миротворческие процедуры были

опробованы в операциях ООН многих «горячих точек» планеты.

Современным политикам и геополитикам предстоит разработать концепцию миротворчества с акцентом не на военно-политической стороне дела, а на формулировании совокупности мер по предотвращению и урегулированию конфликтов.

Эффективное, адекватное обстоятельство миротворчества призвано стать одним из существенных факторов формирования новой

международной системы.

После развала в 1991 г. Социалистической Федеративной Республики Югославия Балканский полуостров погрузился в пучину междоусобных войн. Начало череде военных конфликтов положила в июне-июле 1991 г. война Словении за независимость, за ней последовал сербскохорватский конфликт 1991-92 г.г. С 1992 г. по 1995 г. война между сербами и хорватами несколько поутихла, но весной 1995 г. хорваты проверки серию наступательных операций. В апреле 1992 г. началась гражданская война между сербами, хорватами и мусульманами, населявшими некогда союзную республику Боснию-Герцеговину. Миротворческие силы ООН и самолеты НАТО появились на Балканах в 1992 г., однако до осени 1995 г. их присутствие ощущалось мало. Заключенные в ноябре 1995 г. в Дейтоне мирные соглашения стали широкими воротами, через которые НАТО вошло на территорию бывшей Югославии. В рамках Североатлантического блока были сформированы Силы реализации (Implementation Force, IFOR) и Силы стабилизации (Stabilization Force, SFOR). Соглашения в Дейтоне на касались проблемы Косова. В этой провинции Сербии проживали, главным образом, косовары – этнические албанцы. Буря на Балканах докатилась до Албании в 1997 г., в страну были введены под эгидой Италии европейские миротворческие силы. После событий в Албании, ситуация в Косово еще более обострилась, а в 1998 г., по мнению Запада стала просто критической. В провинции началась самая настоящая война, в которую НАТО не преминуло влезть.


Бипланы Ан-2 из югославских аэроклубов и сельскохозяйственных авиапредприятий широко использовались хорватами для решения самых разнообразных задач – от перевозки людей и грузов до нанесения ударов по наземным целям.


Воздушная мощь играла ключевую роль во всех конфликтах на Балканах 1991-2000 г. г. Летом 1992 г. авиация стран НАТО непосредственно втянулась в боевые операции над Югославией. На протяжении десяти лет едва ли не каждая эскадрилья ВВС основных европейских держав побывала в небе Балкан. Постоянно в регионе присутствовали самолеты и вертолеты ВВС, палубной авиации, авиации корпуса морской пехоты США. Летчики не туманили себе мозги рассуждениями о политической составляющей их присутствия на Балканах или о степени вовлеченности в конфликт – они просто профессионально выполняли свою работу в очередной «горячей точке» мира. Разброс применения НАТО и ООН авиации был чрезвычайно велик как по типам летательных аппаратов, так и характеру выполняемых заданий: от нанесения ударов стратегическими бомбардировщиками В-2 до сброса продовольственной помощи с вертолетов.

Один из европейских политиков Карл Бильд назвал бывшую Югославию «Европейским Вьетнамом». Он был прав – конца войнам на Балканах не видно. Последним военном конфликтом стало вторжение летом 2001 г. косоваров на территорию Македонии.



Многие самолеты ВВС Хорватии имели, как /тот Ан-32, гражданскую регистрацию и соответствующую окраску. Таким образом Загреб обходил запрет на полеты военных самолетов над всей территорией бывшей Югославии.

Выгрузка раненых с борта самолета Ан-2, аэродром Плесо, июль 1992 г.



Хорватская военная промышленность смогла освоить производство небольших разведывательных ДПЛА, которые широко использовались в ходе проведенной в июле-августе 1995 г. операции «Буря» против Србской Краины.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!