Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Кто был основателем красного креста. Жан ДюнанJean Henri Dunant

Он основал крупнейшую мировую организацию помощи

раненым, стал первым лауреатом Нобелевской премии мира и умер в нищете,

отдав все деньги на благотворительные цели. Его имя мало кому известно,

но его творение знают все.

года в Женеве в семье негоцианта Жана Жака Дюнана, входившего в

правящий совет города. Родители, искренне верующие люди, с детства

старались научить сына не только предпринимательской сметке, но и

человеколюбию, состраданию, стремлению делать добро. Дюнан увлекается

экономикой, религией, общественной деятельностью. С 18 лет днем он

учится экономике, а по вечерам посещает бедняков и больных. С 20 лет по

воскресеньям он приходит к узникам городской тюрьмы, общается с ними,

окончания колледжа он поступает стажером в банк.

В 26 лет Дюнан

приезжает в Алжир и работает в представительстве женевского банка, не

оставляя и своей благотворительной деятельности, принимая активное

участие в борьбе против рабства. В 1859 году он решает открыть

собственное предприятие и создает акционерное общество мельниц

Мон-Джемиля, для финансирования которого приглашает друзей и

родственников. И вот собран достаточно большой капитал, выбрано хорошее

место, мельница оснащена современным оборудованием. Для окончательного

осуществления планов остается получить землю. Но здесь Дюнан

сталкивается с непреодолимым бюрократическим противодействием. Не

добившись успеха в переговорах с алжирскими чиновниками, он

отправляется в Париж, обивает пороги различных ведомств.

Безрезультатно. Дюнан не опускает руки и с присущим ему упорством и

целеустремленностью решает обратиться к последней инстанции -

императору. Наполеон III находится в это время в Сольферино во главе

французской армии, которая вместе с итальянскими союзниками готовится

отразить вторжение австрийских войск. И Дюнан отправляется в Италию.

приходят в жизнь человека события, которые полностью меняют ее?

Стечение обстоятельств? Судьба? А может быть, в каком-то смысле человек

сам создает свою судьбу, призывая те ситуации, к которым он готов и

через которые должен пройти?

В Италии Дюнан становится свидетелем

одной из самых жестоких и кровопролитных битв XIX века - битвы при

убитых и раненых.

какое только может представить себе человеческое воображение, -

рассказывает Дюнан. - Все поле битвы усеяно трупами людей и лошадей;

дороги, канавы, овраги полны мертвыми телами, а в окрестностях

Сольферино земля буквально сплошь покрыта ими... Несчастные раненые,

которых поднимают в течение дня, мертвенно бледны и совершенно

обессилены; у некоторых, особенно у тяжелораненных, взгляд отупелый,

они точно ничего не понимают, но это... не мешает им ощущать страдания;

иные возбуждены и содрогаются от нервной дрожи; другие, с воспаленными,

зияющими ранами, точно обезумели от жестоких страданий; они умоляют их

прикончить и с искаженными лицами бьются в предсмертных судорогах...

Всевозможные осколки, обломки костей, клочки одежды, земля, куски

свинца раздражают раны и усиливают мучения раненых». Тела погибших

погребают в течение трех дней.

Ближайший город Кастильон весь

заполнен ранеными. 9000 человек лежат на улицах, в церквях, на

площадях. Не в силах остаться в стороне, Дюнан активно включается в

оказание помощи раненым, организует добровольцев. У него нет никаких

медицинских знаний, но он как умеет накладывает повязки, приносит еду,

воду, табак. Даже просто разговаривает с ранеными, многие из которых

находятся в очень подавленном состоянии, так как им не оказывается

никакая помощь. Дюнан помогает всем - и своим, и солдатам противника -

и убеждает в таком подходе остальных добровольцев. Его призыв «Tutti

Fratelli» («Все мы братья») стал в дальнейшем девизом системы помощи.

оказался в это время в этом месте по чистой случайности. Он мог бы

просто пройти мимо - как это и сделали многие другие. Но не смог. Может

быть, именно это и отличает настоящего Человека?

Медицинская

служба армии в те времена была очень немногочисленна и не могла

справиться с таким количеством раненых. В городе всего шесть

французских врачей. «В течение первой недели после сражения раненых,

про которых доктора говорили „тут ничего нельзя сделать», оставляли без

всякого ухода, и они умирали совершенно заброшенными. И это было вполне

естественно, ввиду ограниченного количества фельдшеров и огромной массы

раненых. Это жестоко и ужасно, но неизбежно; нельзя терять драгоценное

время на безнадежных, когда оно нужно тем, кого еще можно спасти».

«Сколько молодых венгерцев, чехов, румын, только что поступивших на

военную службу, пали от усталости после сражения или от потери крови, и

даже легкораненные - погибли от голода и истощения!»

страшные дни у Дюнана рождается идея создания системы добровольных

медицинских обществ, которые могли бы оказывать помощь раненым во время

войны. «Как нужны были бы в этих городах Ломбардии сотня-другая

добровольных фельдшеров и фельдшериц, но опытных, знающих свое дело!..

Действительно, что могла сделать в громадном и спешном деле горсть

единичных личностей, как бы ни были они воодушевлены добрыми

намерениями». «...Если б было достаточно лазаретной прислуги, чтоб

поднимать раненых на равнинах Медоля, в оврагах Сан-Мартино и на холмах

помощи, в страшной тоске и страхе быть забытыми и не делали бы

неимоверных усилий, только ухудшающих их положение, чтоб подняться,

невзирая на жестокие мучения, в надежде, что их увидят и принесут

носилки. И, наконец, на другой день, не грозила бы еще худшая опасность

живому быть похороненным с мертвыми!»

Является ли слабостью

способность чувствовать чужую боль как свою собственную, если не

острее? Или, наоборот, такое сострадание становится движущей силой,

позволяющей человеку совершать казалось бы невозможное?

Несколько

дней перевернули жизнь Анри Дюнана. Так и не встретившись с

императором, он возвращается в Женеву и пишет книгу «Воспоминание о

битве при Сольферино», в которой натуралистично описывает всю ту

ужасную оборотную сторону войны, о которой в те времена было не принято

говорить. В ней он высказывает и свои идеи организации добровольных

обществ помощи раненым.

Книга оказалась своевременной и оказала

сильнейшее воздействие на многих людей. Со всех концов Европы к Дюнану

приходят письма. Его идеи начинают воплощаться в жизнь. В феврале 1863

года в Женеве организуется небольшой комитет, ставящий своей целью

создание таких добровольных обществ. Дюнан - секретарь комитета.

Ведутся переговоры с правительствами разных стран, идет подготовка к

международной конференции, которая объединила бы усилия национальных

групп помощи.

Дюнан рассылает письма правительствам разных стран,

излагая свои идеи, лично встречается со многими из них. И вот,

делегатов из 16 стран встречаются в Женеве. Подписывается договор,

известный как Женевская конвенция. В него вошли такие важнейшие

положения, как гарантия неприкосновенности для тех, кто оказывает

помощь, введение для этих людей опознавательного знака - красный крест

на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг - как знак

признательности стране, представитель которой выдвинул эти идеи). 29

октября 1863 года считается днем рождения Красного Креста. Менее чем

через два месяца открывается первое Общество помощи в

Вюртенберге.

В течение следующего года открываются еще 10 обществ Красного Креста: в

герцогстве Ольденбургском, в Бельгии, Пруссии, Дании, Франции, Италии,

Макленбурге, Испании и Германии.

Конференции Международного комитета по оказанию помощи раненым эмблема

Красного Креста обретает особый статус: теперь она обеспечивает защиту

людям, которые ее носят, средствам передвижения, зданиям. Это было

узаконено межправительственным соглашением - «Женевской конвенцией об

улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны»,

Основополагающие принципы Движения Красного Креста

Гуманность .

Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца,

порожденное стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без

исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах как на

международном, так и на национальном уровне предотвращать или облегчать

страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и

обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует

достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира

между народами.

Беспристрастность . Движение не проводит

никакого различия по признаку расы, религии, класса или политических

убеждений. Оно лишь стремиться облегчать страдания людей, и в первую

очередь тех, кто больше всего в этом нуждается.

сторону в вооруженных конфликтах и вступать в споры политического,

расового, религиозного или идеологического характера.

Независимость .

Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим

правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь

законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию,

чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами

Красного Креста.

Добровольность . В своей добровольной

деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не

руководствуется стремлением к получению выгоды.

Единство .

В стране может быть только одно общество Красного Креста или Красного

Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою

гуманитарную деятельность на всей территории страны.

Универсальность . Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.

Задумаемся

на минуту. За два года пройден путь от создания комитета из пяти

человек до подписания международного соглашения правительствами 16

стран (причем Женевские конвенции до сих пор считаются одними из

наиболее стойких соглашений международного права). И все это было

сделано в основном благодаря усилиям и борьбе одного человека!

разногласий, возникших с членами Комитета, Дюнан, хотя и остается его

одиночку. Он выступает также за предоставление защиты военнопленным,

раненым и потерпевшим кораблекрушение на флоте. Между тем, алжирское

предприятие Дюнана, которому он уже давно не уделял внимания,

развалилось. В 1867 году Дюнан объявляется банкротом и подвергается

резкому осуждению со стороны женевской общественности. Несмотря на это,

в том же году он объявляется почетным членом Комитетов Красного Креста

Австрии, Голландии, Швеции, Пруссии и Испании. И все же, так как одним

из условий членства в МККК был определенный материальный достаток,

желая избежать кривотолков, Дюнан вынужден подать в отставку с поста

секретаря Международного Комитета. Отставка принимается.

расхожее выражение: «человек не от мира сего». Таких людей не волнует

материальное благосостояние, положение в обществе - они живут ради

одной идеи, в которой видят свое предназначение, и посвящают ей все

свои силы, весь свой талант. Не правда ли, странно звучит применительно

к деловому человеку? Однако Анри Дюнан полностью соответствует этому

1870 год. В Европе новая война (между Пруссией и

Францией). Несмотря на катастрофическое финансовое положение, Дюнан

снова помогает раненым. Он активно участвует в снаряжении медицинских

лазаретов, которые французское Общество помощи раненым отправляет на

фронт. Посещает раненых в больницах Парижа. Именно по предложению

Дюнана вводятся в обращение солдатские медальоны, позволяющие

опознавать погибших и тяжелораненых.

Многие идеи Дюнана опередили

его время. Например, понимая необходимость просвещения людей, он

берется за осуществление проекта международной библиотеки. Первые книги

начали выходить в 1869 году, но война помешала реализации этого

проекта. В 1874 году Дюнан снова заявляет о себе, выступая инициатором

последнее общественное выступление Дюнана. Его материальное состояние

Забытый почти всеми, Дюнан десять лет пребывает в

безысходной нищете. Он странствует пешком по Эльзасу, Германии, Италии,

Швейцарии, часто не имея денег на еду, скрывая ветхость сюртука с

помощью чернил и отбеливая рубашки мелом. Благодаря небольшим денежным

средствам, которые стали высылать ему родственники, он поселяется в

Хайденском приюте, где живет до конца дней.

Страдал ли он,

лишившись всего - состояния, элементарных жизненных условий,

общественного признания? Трудно сказать. Но рискну предположить, что

эти лишения не были для него ужасными. Ведь то, что он утратил, не

играло существенной роли в его жизни. А то, что было в ней главным,

отнять у него не мог никто - милосердие, сострадание, готовность

откликнуться на чужое горе, способность жить ради других.

году Красный Крест существует уже в 37 странах мира, Женевская

конвенция об обращении с ранеными подписана 42 государствами. В том же

году мир снова вспоминает о Дюнане благодаря журналисту Вильгельму

Зондреггеру, которому удается его отыскать. Интервью с Дюнаном

становится сенсацией, его перепечатывают ведущие газеты мира. Узнав о

бедственном положении Дюнана, русская императрица назначает ему

денежную пенсию. Дюнан не притрагивается к этим деньгам, как и к другим

денежным субсидиям, и переводит практически все деньги в Красный Крест,

оставляя себе лишь минимальные средства на жизнь.

В 1901 году

Анри Дюнан становится первым лауреатом Нобелевской премии мира,

разделив ее с Фредериком Пасси. Полученную крупную денежную сумму он

передает на благотворительную деятельность в Швейцарии и Норвегии.

изображает опустившегося на колени человека, подающего воду раненому

Международное движение Красного Креста

на сегодняшний день

1. Международный Комитет Красного Креста (МККК) ,

созданный в 1863 году, - основатель движения Красного Креста.

Штаб-квартира МККК находится в Женеве, его отделения есть практически

во всех странах, где существуют национальные общества Красного Креста.

МККК занимается в основном вопросами общей организации и координации.

2. Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОККиКП) .

Федерация, основанная в 1919 году, оказывает помощь и поддержку

национальным обществам Красного Креста, разрабатывает и осуществляет

программы по оказанию международной помощи при стихийных бедствиях,

техногенных катастрофах и т. д.

3. Национальные общества Красного Креста .

Существуют более чем в 170 странах мира (в арабских странах, Пакистане,

Афганистане, Туркменистане, Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане -

общества Красного Полумесяца, в Иране - Общество Красного Льва и

Солнца). Национальные общества помогают своим правительствам,

осуществляя программы оказания помощи во время вооруженных конфликтов,

при стихийных бедствиях, оказывают гуманитарную помощь и т. д.

Всякий раз, когда наступает «Нобелевская неделя», начинаются разговоры о том, правильно ли присудили Нобелевскую премию в этом году. По поводу премий, врученных физикам, химикам, биологам и экономистам, возражений выдвигается немного. Ведь для того, чтобы критиковать выбор специалистов, необходимо хотя бы в общих чертах понимать суть работ, удостоенных награды. А вот в литературе и в политике экспертом мнит себя всякий. Потому-то главные порицания Нобелевским комитету достаются после присуждения Нобелевских премий по литературе и за укрепление мира. Членов комитета то и дело обвиняют в ангажированности и даже, прости Господи, в продажности.

Надо сказать, что для критики есть поводы. Например, просматривая список лауреатов “Нобелевки” по литературе, мы обнаружим среди них едва ли четверть литераторов, имена которых когда-либо слышали. Ещё меньше будет таких авторов, которых приходилось читать. А уж тех писателей, книги которых запомнились и полюбились, наберётся хорошо если пяток.

С Нобелевской премией мира ещё бОльшие непонятки. За последние несколько лет, иной раз, они вручались за какие-то странные (если не сказать, мифические) действия, которые никак не способствовали воцарению мира во всем мире. Более того, в нарушение статуса премии, её неоднократно вручали не “простым людям”, а политикам. То есть, тем людям, которым по должности следует “гасить” опасные конфликты и в руках которых для этого сосредоточены непомерные ресурсы. Основатель же премии, Альфред Нобель, имел в виду совсем других людей.

И, кстати, первый лауреат Нобелевской премии мира, швейцарский предприниматель Жан Анри Дюнан (Jean Henri Dunant) (1828 — 1910) является прекрасным примером того, каким в начале 20-го века виделся истинный миротворец лучшим представителям “прогрессивного человечества”.

Дюнан родился в Женеве в протестантской семье. Следовательно, он был с детства настроен на протестантский идеал: прилежный и производительный труд, а также на активную помощь бедным и немощным. Общественной деятельностью Дюнан начал заниматься ещё в юности. В 24 года он стал основателем швейцарского филиала Междунaродной юношеской христианской организации (YMCA).

С 1849 года Дюнан стал служащим банка, так и не получив специального образования, но имея большой практический опыт. С 1854 года А.Дюнан становится представителем своего банка в Алжире, оккупированном в то время Францией. Развитие сельского хозяйства в прибрежных районах страны оказалось перспективным делом. В 1859 году Дюнан организует акционерное общество по созданию здесь мельниц. Но помощи от местных властей, которые обещали выделить землю для размещения предприятия, он не дождался. В поисках поддержки Дюнан решает обратиться напрямую к императору Франции Наполеону III.

Наполеон III в это время был занят войной с Австрией. В результате этой войны на карте Европы через несколько лет появится новое государство Италия. Но пока итальянские поля увлажняли своей кровью солдаты. По пути к французскому императору Анри Дюнан лично убедился в том, что человеческая кровь реально может течь ручьями.

Вечером 24 июня 1859 года Анри Дюнан оказался в районе небольшого городка Сольферино, расположенного на севере Италии. Это был конец дня кровопролитной битвы, в ходе которой были убиты или ранены 40 тысяч человек. При этом судьба раненных оказывалась ещё более безрадостной, чем судьба убитых. Оставленные без помощи на поле боя, они медленно умирали от голода и жажды или истекали кровью. Врачи не справлялись - слишком их было немного. В соседнем с Сольферино городке Кастильоне 9 тысяч раненных лежали на улицах, на площадях и в церквах, а кровь их текла по водосточным канавам. Ещё хуже было то, что и мирные жители ожесточились. Они пытались линчевать пленных австрийцев. С большим трудом удалось удержать людей от жестокого убийства безоружных.

И не меньших усилий потребовало воодушевить местных жителей оказывать помощь раненым. Жители Кастельоне элементарно боялись это делать. Вдруг, если они будут помогать раненым австриякам, сегодняшние победители, французы, накажут их за помощь врагам? А если завтра французов потеснят австрийцы? Не покарают ли те местных жителей за помощь врагам?

Но даже добровольцы не могли оказать раненым солдатам квалифицированную помощь, которая помогла бы спасти жизни. А военных врачей в это время было в городке только 6 человек. До Дюнана вдруг доходит простая мысль: то, что он видит сейчас, не какой-то эксцесс, а обычное дело. Большинство раненых умирает после сражения потому, что ими некому заниматься. Они никому не нужны!

Увиденное потрясло Анри Дюнана. Он забыл о цели своего визита, он не встретился с императором. А.Дюнан возвратился в родную Женеву и, что называется, «на одном дыхании» пишет книгу «Воспоминания о битве при Сольферино». Книга эта написана так, что читать ее интересно даже сейчас. Интересно и страшно. Все ужасы войны, вся ее грязь и вонь - перед глазами читателя.

Но Дюнан не гнался за лаврами писателя. Его книга была призывом ко всем людям - не скажем «доброй воли» - но, по крайней мере, европейской культуры. «Надо выработать какие-нибудь международные договорные и обязательные правила, которые раз принятые и утвержденные, послужили бы основанием для создания Обществ помощи раненным в разных государствах Европы».

Проблема помощи раненным была поставлена, внимание общественности было привлечено. Но А.Дюнан этим не удовлетворился. По его инициативе для реализации проекта в Женеве был создан специальный комитет, состоящий из пяти человек. А.Дюнан был в этом комитете не председателем (эту должность предоставили генералу Дюфуру), а «всего-навсего» секретарем. Но он же был и «мотором» всего предприятия, и «генератором идей». Так, например, он придумал, что все, кто занят помощью раненым, должны будут носить специальный опознавательный знак. Этим же знаком будут мечены санитарные транспорты, лазареты и полевые госпитали. Этот знак должен быть запрещающим для военных: все, что его несет, не должно обстреливаться и расстреливаться.

Эта идея позволила решить вопрос защиты военных врачей и санитаров. До этого, спасая раненых с поля боя, они оказывались беззащитными перед неприятельским огнем. Ведь они носили форму той армии, в которой служили, и оказывались идеальной и законной целью для врага. Точно также в пылу боя у воюющих не было возможности (а зачастую, и желания) исследовать, что везут на повозках, военную амуницию или раненных. Здания военно-полевых госпиталей тоже ничем не выделялись и могли быть приняты за вражеский склад или - того лучше - штаб.

Через несколько лет опознавательный знак для военных медиков был принят и утвержден всеми европейскими и американскими странами. Таким знаком стал красный крест на белом фоне. Этот символ был многозначным. Во-первых, для каждого христианина крест - символ сострадания и общечеловеческого братства. Во-вторых, красный крест на белом фоне напоминал о флаге Швейцарии (белый крест на красном фоне), гражданами которой являлись все члены учредительного комитета. Наконец, есть также версия о том, что красный крест, состоящий из пяти квадратов - это память о пяти членах учредительного комитета. Каждый может выбрать версию по вкусу. По крайней мере, в 1877 - 1878 годах во время русско-турецкой войны Османская империя отказалась использовать знак красного креста, как символ милосердия, заменив его на знак красного полумесяца. В дальнейшем все мусульманские страны стали использовать этот символ. В Израиле в качестве аналогичного символа используется шестиконечная звезда, щит Давида («Маген Давид»), а национальная добровольческая организация, оказывающая помощь всем страждущим, невзирая на их гражданство и национальность, называется Красным Щитом Давида («Маген Давид Адом»). Несколько лет назад, чтобы избежать религиозной коннотации, международный комитет Красного Креста и Красного Полумесяца принял в качестве своего третьего равноправного символа Красный Кристалл - ромб красного цвета.

Но вернемся к Анри Дюнану. В 1863 году он лично разослал всем государям и правителям Европы приглашение прислать представителей своих стран на международную гуманитарную конференцию, которая должна была состояться в Женеве 26 октября.

Конференция состоялась. На ней присутствовали представители 14 европейских государств. Конференция оправдала все надежды ее организаторов. Было принято решение о создании в каждом из государств-участников добровольных организаций помощи раненым и пострадавшим. В случае войны обязанностью этих людей должна была быть помощь вооруженным силам своего государства в развертывании помещений для ухода за ранеными и предоставлении обученного персонала для помощи военным врачам. Дата подписания этого решения, 29 октября 1863 года, считается днем рождения Красного Креста. В течение года добровольные организации помощи раненым были созданы в десяти странах Европы. А 8 августа 1864 года в Женеве собирается конференция представителей 16 европейских держав, которые 22 августа подписывают Женевскую международную конвенцию об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны.

Эта конвенция, без всякого преувеличения, ознаменовала новый этап в истории человечества. Она стала первым актом, формализующим правила ведения военных действий, которые до этого определялись не законами, а «понятиями», были весьма субъективными и сильно зависели от доброй (или недоброй) воли того или иного командира или военачальника.

Казалось бы, все прекрасно. Новая организация становится все более популярной в постоянно воюющей Европе. Царствующие особы и руководители государств (а более всего, их супруги) считают за честь быть членами общества Красного Креста и собственноручно ухаживать за ранеными.

Но беда подкралась оттуда, откуда А.Дюнан ее никак не ожидал. Он посвятил четыре года исключительно организации работы общества Красного Креста. В то же время акционерное общество, организованное им прежде в Алжире, то самое, ради которого он собирался встретиться с императором Наполеоном III в Сольферино, пришло в упадок. Дюнан разорился. На нем числился почти миллионный долг. В 1868 году Женевский суд объявил его банкротом.

Возвратиться в Женеву из-за своего банкротства Анри Дюнан не мог: его сразу же посадили бы в тюрьму. Но главное, из-за своего банкротства А.Дюнан был исключен из комитета Красного Креста, созданного его же усилиями. Из швейцарской организации YMCA его тоже исключили. Он остался в Париже, голодая и совершенно обнищав. В течение последующих двенадцати лет он ведет фактически жизнь бродяги, перебираясь из одного города Европы в другой: Штутгарт, Рим, Корфу, Карлсруэ... В 1881 году он поселился в маленькой швейцарской деревушке Хайден, забытый, казалось бы, всеми за исключением нескольких друзей.

Об организаторе Красного Креста вспомнили в 1895 году. Сначала появилось несколько статей в швейцарских и немецких газетах. К тому времени Красный Крест уже был известен повсюду. В нескольких войнах, прошедших за двадцать лет, его деятельность реально спасла сотни тысяч жизней раненых солдат. Статьи из немецких газет были перепечатаны во многих европейских странах. Имя Анри Дюнана снова стало известным. Он получил несколько премий от филантропических организаций. Большую финансовую поддержку ему оказала вдовствующая российская императрица Мария Феодоровна. А.Дюнан, наконец, стал жить в относительном достатке.

В 1901 году А.Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии за укрепление мира между народами, разделив ее с французским пацифистом Фредериком Пасси. Дюнан был награжден за его выдающуюся роль в организации Международного движения Красного Креста и за деятельность, которая привела к подписанию Женевской конвенции. В приветствии Международного Нобелевского комитета отмечалось, что без Дюнана, движение Красного Креста, высшее гуманитарное достижение 19-го века, не могло бы осуществиться. Эта награда не только поправило финансовые дела А.Дюнана, но и восстановило его репутацию в глазах мирового сообщества. А.Дюнан при жизни не воспользовался деньгами, полученными от Нобелевского комитета. БОльшая часть этих денег по завещанию Дюнана была потрачена на выплату задолженности кредиторам. Эта задолженность не давала А.Дюнану покоя до самой смерти и привела к развитию у него мании преследования.

Кстати, уже первое награждение Нобелевской премией мира вызвало споры. Многие критики считали, что деятельность Красного Креста и Женевская конвенция были вредны, поскольку, уменьшая страдания, причиняемые войной, они способствовали героизации войны и делали ее в целом более привлекательной. Награждение непримиримых пацифистов они полагали более соответствующим воле Альфреда Нобеля: вручать премию физическим лицам, добившимся максимальных успехов в деле достижения международного братства, уничтожения или сокращения армий и проведении конгрессов в защиту мира. Их оппоненты считали, что Анри Дюнан Нобелевской премии достоин, поскольку его деятельность по созданию Красного Креста способствовала снижению взаимной ненависти между людьми, а значит, соответствовала достижению международного братства. Поэтому первая Нобелевская премия мира была поделена между А.Дюнаном и Ф.Пасси. Поэтому же, кстати, в 1901 году премию не получила организация, собственно Международное движение Красного Креста.

Таким образом, маленькая Швейцария подарила миру не только сыр, шоколад, армейский универсальный нож и еще много полезных вещей и изобретений. Ее гражданин стал первым лауреатом Нобелевской премии мира.

Полезные ссылки:

Анри Дюнан – основатель Красного Креста Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 года в Женеве в семье Жана Жака Дюнана, входившего в правящий совет города. Родители, искренне верующие люди, с детства старались научить сына не только предпринимательской сметке, но и человеколюбию, состраданию, стремлению делать добро. Обучаясь в колледже, Дюнан увлекся экономикой, религией, общественной деятельностью. А по вечерам, после учебы, он посещает бедняков и больных. В 26 лет Дюнан приезжает в Алжир и работает в представительстве женевского банка, не оставляя также своей благотворительной деятельности. Молодой, активный, предприимчивый бизнесмен, он решает в 1859 году открыть собственное предприятие и создает акционерное общество мельниц Мон-Джемиля, но сталкивается с непреодолимым бюрократическим противодействием. Дюнан не опускает руки и едет в Италию, чтобы встретиться с французским императором Наполеоном III, чтобы обсудить с ним трудности ведения бизнеса в Алжире, вот уже 25 лет как покорённому французскими войсками Луи-Филиппа. 24 июня 1859 года он приезжает в городок Сольферино, где становится свидетелем жесточайшей битвы между французскими войсками, возглавляемыми императором Франции Наполеоном III, вступившимся за Италию, ведущую борьбу за свою свободу и независимость против австрийской армии. Во время этой битвы погибло и было ранено около 80 тыс.человек. Анри Дюнан был шокирован последствиями битвы и отсутствием элементарной помощи раненым. У Дюнана нет никаких медицинских знаний, но он пытается помочь любому раненому, независимо от того француз это, или его противник, и убеждает в таком подходе остальных добровольцев. Его призыв «Tutti Fratelli» («Все мы братья») стал в дальнейшем девизом системы помощи. Эти несколько дней в Сольферино перевернули жизнь Анри Дюнана. Так и не встретившись с императором, он возвращается в Женеву и пишет книгу «Воспоминание о битве при Сольферино», в которой натуралистично описывает всю ту ужасную оборотную сторону войны, о которой в те времена было не принято говорить. В ней он высказывает и свои идеи организации добровольных обществ помощи раненым. Книга оказывает сильнейшее воздействие на многих людей. Со всех концов Европы к Дюнану приходят письма. Его идеи начинают воплощаться в жизнь. В феврале 1863 года в Женеве организуется небольшой комитет, ставящий своей целью создание таких добровольных обществ. Дюнан - секретарь комитета. Дюнан рассылает письма правительствам разных стран, излагая свои идеи, лично встречается со многими из них. И вот, благодаря его усилиям и неимоверной энергии, 29 октября 1863 года 39 делегатов из 16 стран встретились в Женеве и подписали договор, известный как Женевская конвенция. В него вошли такие важнейшие положения, как гарантия неприкосновенности для тех, кто оказывает помощь, введение для этих людей опознавательного знака - красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг - как знак признательности стране, представитель которой выдвинул эти идеи). 29 октября 1863 года считается днем рождения Красного Креста. 1870 год. В Европе новая война между Пруссией и Францией. Несмотря на катастрофическое финансовое положение, Дюнан снова помогает раненым. Он активно участвует в снаряжении медицинских лазаретов, которые французское Общество помощи отправляет раненым на фронт. Посещает раненых в больницах Парижа. Именно по предложению Дюнана вводятся в обращение солдатские медальоны, позволяющие опознавать погибших и тяжелораненых… 1 февраля 1875 года в Лондоне состоялось последнее общественное выступление Дюнана. Далее идут годы забвения. Вложив все свои деньги в организованное им движение, Дюнан десять лет пребывает в безысходной нищете. Он странствует пешком по Эльзасу, Германии, Италии, Швейцарии, часто не имея денег на еду, скрывая ветхость сюртука с помощью чернил и отбеливая рубашки мелом. Благодаря небольшим денежным средствам, которые стали высылать ему родственники, он поселяется в Хайденском приюте, где живет до конца дней. К 1895 году Красный Крест существует уже в 37 странах мира, Женевская конвенция об обращении с ранеными подписана 42 государствами. В том же году мир снова вспоминает о Дюнане благодаря журналисту Вильгельму Зондреггеру, которому удается его отыскать. Интервью с Дюнаном становится сенсацией, его перепечатывают ведущие газеты мира. Узнав о бедственном положении Дюнана, русская императрица назначает ему денежную пенсию. Дюнан не притрагивается к этим деньгам, как и к другим денежным субсидиям, и переводит практически все деньги в Красный Крест, оставляя себе лишь минимальные средства на жизнь В 1901 году Анри Дюнан становится первым лауреатом Нобелевской премии мира. Полученную крупную денежную сумму он передаёт на благотворительную деятельность Швейцарии и Норвегии. Анри Дюнан умер 30 октября 1910 года. Надгробный камень на его могиле изображает опустившегося на колени человека, подающего воду раненому воину.

Он основал крупнейшую мировую организацию помощи раненым, стал первым лауреатом Нобелевской премии мира и умер в нищете, отдав все деньги на благотворительные цели. Его имя мало кому известно, но его творение знают все.

Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 года в Женеве в семье Жана Жака Дюнана, входившего в правящий совет города. Родители, искренне верующие люди, с детства старались научить сына человеколюбию, состраданию, стремлению делать добро. Достигнув определенного возраста, Дюнан увлекся экономикой, религией, общественной деятельностью. Еще в 17 лет он начал искать для себя ответ на вопросы: как можно познать Бога? В чем смысл жизни? Что значит быть христианином? В 18 лет Дюнан уверовал в Бога и сразу же начал посещать заключенных в тюрьмах, рассказывая им о том, как он нашел Господа. Для друзей-студентов он организовал еженедельные прогулки по горам, где главной темой разговора были вера и Бог. В скором времени в таких прогулках стали участвовать более сотни молодых людей. После каждой прогулки Дюнан приглашал всех к себе домой, где происходили специальные собрания, которые потом были преобразованы в первый швейцарский Христианский союз молодежи (ИМКА). Такие союзы впоследствии стали появляться и в других частях Европы. Дюнан, работавший в то время разъездным банковским администратором, смог наладить контакты и установить взаимосвязь со всеми этими ответвлениями ИМКА. Организовывая многочисленные молодежные собрания, он был настолько полон энергии, что один из его сотрудников писал: «Моя задача была не из легких. Я должен был сдерживать Дюнана - у него было удивительное усердие и энергия». В этот же период он изучал экономику, а по вечерам посещал бедняков и больных. С 20 лет по воскресеньям он приходил к узникам городской тюрьмы, общался с ними, стараясь поддержать их, сохранить в них веру в людей и в Бога.

После окончания колледжа он поступил стажером в банк. Однажды руководство банка, в котором работал Дюнан, заметив его организаторские и дипломатические способности, повысило его в должности, назначив своим представителем в Северной Африке. Так он оказался в стране с богатыми перспективами, где стразу же поставил своей главной задачей построить и развивать шахты, заводы, домовладения и фермерские хозяйства на участке в 20 тысяч гектар, не оставляя и своей благотворительной деятельности, принимая активное участие в борьбе против рабства. В разрез со своим служебным положением Дюнан решил заняться собственным бизнесом и с риском для себя стал покупать землю и продавать ее с наценкой. Затем он пошел дальше и получил от правительства право на аренду более 400 га земли с перспективой постройки плантаций, шахт и заводов. Это стоило ему потери должности главного управляющего Женевской банковской компании.

Он смог получить большие инвестиции для своих Алжирских поместий, за которые должен был выплачивать 10 процентов годового дохода. Он с головой ушел в свой бизнес. Он в спешном порядке построил суперновые мельницы, дома, насадил плантации, надеясь, что скоро получит и разрешение на постройку водопровода, который для его бизнеса нужен был как воздух. Однако французские власти в Алжире не торопились дать ему право на пользование водой. Через год разочарований и проволочек Дюнан был доведен до отчаянья. Он испытал практически все средства, чтобы обеспечить водоснабжение, и теперь ему оставался единственный путь: подать прошение императору Франции Наполеону III. Наполеон III находился в это время в Сольферино во главе французской армии, которая вместе с итальянскими союзниками готовилась отразить вторжение австрийских войск. И Дюнан отправился в Италию.

Как приходят в жизнь человека события, которые полностью меняют ее? Стечение обстоятельств? Судьба? А может быть, в каком-то смысле человек сам создает свою судьбу, призывая те ситуации, к которым он готов и через которые должен пройти? Впереди у Дюнана были три дня, которые изменили его жизнь. В Италии он стал свидетелем одной из самых жестоких и кровопролитных битв XIX века - битвы при Сольферино (24 июня 1859). Итогом этого сражения стало 40 тысяч убитых и раненых. Дюнан пережил сильнейший шок. Когда на следующий день после битвы поднялось солнце, оно осветило самые жуткие картины, какие только можно себе представить. Тела людей и лошадей покрывали поле битвы; трупы валялись на дорогах, в окопах, в оврагах, зарослях и на открытых местах. Подступы Сольферино были буквально устланы мертвецами. Понадобилось три дня и три ночи, чтобы похоронить трупы, валявшиеся на поле битвы. Раненые, которых было, по меньшей мере, сорок тысяч, лежали в грязных кровавых лужах. Дюнан отправился в поисках штаб-квартиры Наполеона, но вместо этого он нашел тысячи тяжело раненных солдат обеих армий, в огромном количестве лежавших в церквях и на тротуарах. Не хватало врачей, которые могли бы оказать им помощь. Дюнан не смог просто так покинуть этот ад. Он оказался в это время в этом месте по чистой случайности. Он мог бы просто пройти мимо - как это и сделали многие другие. Но не смог. Может быть, именно это и отличает настоящего Человека?

В течение трех дней и ночей он занимался организацией и руководством медицинской помощи пострадавшим в битве. Здесь он стал известен под именем «человек в белом», которого чтили, чуть ли не как ангела. Имея помощниками всего несколько крестьян, он кормил людей и перевязывал им раны, пока, наконец, не прибыли несколько врачей для организации полевого госпиталя. Дюнан помогал всем - и своим, и солдатам противника - и убеждал в таком подходе остальных добровольцев. Его призыв «Tutti Fratelli» («Все мы братья») стал в дальнейшем девизом системы помощи. Является ли слабостью способность чувствовать чужую боль как свою собственную, если не острее? Или, наоборот, такое сострадание становится движущей силой, позволяющей человеку совершать, казалось бы, невозможное? Однако эти три дня он запомнил на всю жизнь.

Даже страх о судьбе бизнеса не мог вытеснить прошедшие события. Тогда он взялся за перо и начал изливать свои воспоминания на бумагу. Из них получилась книга, которая потрясла мир и заставила задуматься даже глав государств. В этой книге под названием «Воспоминание о Сольферино» он подробно описал ужасы битвы вместе с ее последствиями и обратился с призывом к благотворительным организациям, которые могли бы содействовать в оказании помощи раненым, оставаясь при этом нейтральными по отношению к конфликтующим сторонам. Его поддержала группа влиятельных людей из Женевы, которые образовали «Комитет пяти» для воплощения идеи в жизнь.

Они предложили главам правительство прислать представителей на конференцию. Дюнан посетил нескольких глав европейских государств, а затем председательствовал на первой международной конференции в Женеве по организации Красного Креста, где была составлена Женевская конвенция.

8 августа 1864 года на Конференции Международного комитета по оказанию помощи раненым эмблема Красного Креста обрела особый статус: теперь она обеспечивала защиту людям, которые ее носят, средствам передвижения, зданиям. Это было узаконено межправительственным соглашением - «Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны», подписанной 22 сентября 1864 года.

Между тем, алжирское предприятие Дюнана, которому он уже давно не уделял внимания, развалилось. В 1867 году его объявили банкротом и подвергли резкому осуждению со стороны женевской общественности. Несмотря на это, в том же году он был избран почетным членом Комитетов Красного Креста Австрии, Голландии, Швеции, Пруссии и Испании. И все же, так как одним из условий членства в МККК был определенный материальный достаток, желая избежать кривотолков, Дюнан вынужден был подать в отставку с поста секретаря Международного Комитета.

В 1871 году, во время франко-прусской войны, Дюнан основал Общество провидения, в задачу которого входила защита военнопленных; его отделения были созданы во Франции, Англии, Бельгии, Баварии, США. В 1872 году общество получило название Всемирного союза порядка и цивилизации; французское и британское отделения союза присоединились к призыву Дюнана о распространении нейтралитета на заключенных. Русский царь Александр II способствовал подготовке конференции в Брюсселе, где была разработана конвенция о ведении войны и обращении с пленными. Несмотря на катастрофическое финансовое положение, Дюнан снова помогал раненым. Он активно участвовал в снаряжении медицинских лазаретов, которые французское Общество помощи раненым отправляло на фронт. Посещал раненых в больницах Парижа. Именно по предложению Дюнана ввелись в обращение солдатские медальоны, позволяющие опознавать погибших и тяжелораненых.

С 1871 по 1874 годы Дюнан большую часть времени посвящал Всемирному альянсу. В 1874 году он стал инициатором кампании против работорговли, которая все еще процветала в отдельных частях Африки, в Египте, Турции, Афганистане. Хотя рабство в Европе запрещалось законом, в 1875 году британское Адмиралтейство предписало капитанам возвращать беглых рабов их владельцам. Как член антирабовладельческого общества Дюнан организовал энергичные акции протеста, и новые инструкции были отменены. 1 февраля 1875 года в Лондоне состоялось последнее общественное выступление Дюнана. Его материальное состояние было на нуле.

Дюнан выступал в поддержку стремления европейских евреев вернуться на родину предков в Палестину (в то время не было государства Израиль). В 1864 году он основал Международное общество возрождения Востока, целью которого было создание европейской колонии в Палестине.

После разорения в Алжире, у него осталось совсем немного материальных возможностей. Некоторое время он имел небольшой доход, позволявший ему оставаться обеспеченным человеком. Однако, вернувшись в Париж в возрасте пятидесяти трех лет, он был вынужден пополнить ряды нищих. Дюнан проводил долгие, тоскливые дни, бродя по холодным улицам, преследуемый воспоминаниями прошлого. И тогда, отвергнутый миром и забытый всеми, он снова искренне обратил свои надежды к Богу, как блудный сын из евангельской притчи. Ни бизнес, не добрые дела не могли заменить ему общение с Его Отцом.

Вскоре Дюнан вернулся в Швейцарию и начал странствовать от деревни к деревне, часто не имея и куска хлеба. Несмотря на нищету, он тщательно следил за своей внешностью, скрывая ветхость сюртука с помощью чернил и отбеливая рубашки мелом. В 1892 году он поселился в Хайденском приюте, где и провел остаток жизни.

Позже мир снова вспомнил о нем. После многих лет безвестности его отыскал журналист Вильгельм Зондреггер, чье интервью с Дюнаном было перепечатано многими европейскими газетами. Узнав о его бедственном положении, вдовствующая русская императрица назначила ему небольшую пенсию. Дюнан не притрагивался к этим деньгам, как и к другим денежным субсидиям, и переводил практически все деньги в Красный Крест, оставляя себе лишь минимальные средства на жизнь. В 1901 году Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира, которую он разделил с Фредериком Пасси. Возвращение из забвения и Нобелевская премия, конечно же, значили для него многое, но все это было ничто в сравнении с тем, что он снова обрел Христа. Семьи Дюнан не создал. Все средства, полученные от Нобелевского комитета, он завещал филантропическим организациям Норвегии и Швеции. Он также учредил бесплатную койку для бедных в Хайденском приюте, в котором он провел последние 18 лет своей жизни.

Страдал ли он, лишившись всего, - состояния, элементарных жизненных условий, общественного признания? Трудно сказать. Но то, что он утратил, не играло существенной роли в его жизни. Ему доводилось обедать за королевскими столами и питаться объедками с бродягами. А то, что было в ней главным, отнять у него не мог никто - вера в Бога, милосердие, сострадание, готовность откликнуться на чужое горе, способность жить ради других. Камень над его могилой украшен изображением коленопреклоненного человека, который подает воду раненому солдату.

Инна Никитина
по материалам

Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 года в Женеве в семье негоцианта Жана Жака Дюнана, входившего в правящий совет города. Родители, искренне верующие люди, с детства старались научить сына не только предпринимательской сметке, но и человеколюбию, состраданию, стремлению делать добро. Дюнан увлекается экономикой, религией, общественной деятельностью. С 18 лет днем он учится экономике, а по вечерам посещает бедняков и больных. С 20 лет по воскресеньям он приходит к узникам городской тюрьмы, общается с ними, стараясь поддержать их, сохранить в них веру в людей и в Бога. После окончания колледжа он поступает стажером в банк.

В 26 лет Дюнан приезжает в Алжир и работает в представительстве женевского банка, не оставляя и своей благотворительной деятельности, принимая активное участие в борьбе против рабства. В 1859 году он решает открыть собственное предприятие и создает акционерное общество мельниц Мон-Джемиля, для финансирования которого приглашает друзей и родственников. И вот собран достаточно большой капитал, выбрано хорошее место, мельница оснащена современным оборудованием. Для окончательного осуществления планов остается получить землю. Но здесь Дюнан сталкивается с непреодолимым бюрократическим противодействием. Не добившись успеха в переговорах с алжирскими чиновниками, он отправляется в Париж, обивает пороги различных ведомств. Безрезультатно. Дюнан не опускает руки и с присущим ему упорством и целеустремленностью решает обратиться к последней инстанции - императору. Наполеон III находится в это время в Сольферино во главе французской армии, которая вместе с итальянскими союзниками готовится отразить вторжение австрийских войск. И Дюнан отправляется в Италию.

Как приходят в жизнь человека события, которые полностью меняют ее? Стечение обстоятельств? Судьба? А может быть, в каком-то смысле человек сам создает свою судьбу, призывая те ситуации, к которым он готов и через которые должен пройти?

В Италии Дюнан становится свидетелем одной из самых жестоких и кровопролитных битв XIX века - битвы при Сольферино (24 июня 1859 г.). Итогом этого сражения стало 40 тысяч убитых и раненых.

«25 июня солнце осветило самое ужасное зрелище, какое только может представить себе человеческое воображение, - рассказывает Дюнан. - Все поле битвы усеяно трупами людей и лошадей; дороги, канавы, овраги полны мертвыми телами, а в окрестностях Сольферино земля буквально сплошь покрыта ими... Несчастные раненые, которых поднимают в течение дня, мертвенно бледны и совершенно обессилены; у некоторых, особенно у тяжелораненных, взгляд отупелый, они точно ничего не понимают, но это... не мешает им ощущать страдания; иные возбуждены и содрогаются от нервной дрожи; другие, с воспаленными, зияющими ранами, точно обезумели от жестоких страданий; они умоляют их прикончить и с искаженными лицами бьются в предсмертных судорогах... Всевозможные осколки, обломки костей, клочки одежды, земля, куски свинца раздражают раны и усиливают мучения раненых». Тела погибших погребают в течение трех дней.

Ближайший город Кастильон весь заполнен ранеными. 9000 человек лежат на улицах, в церквях, на площадях. Не в силах остаться в стороне, Дюнан активно включается в оказание помощи раненым, организует добровольцев. У него нет никаких медицинских знаний, но он как умеет накладывает повязки, приносит еду, воду, табак. Даже просто разговаривает с ранеными, многие из которых находятся в очень подавленном состоянии, так как им не оказывается никакая помощь. Дюнан помогает всем - и своим, и солдатам противника - и убеждает в таком подходе остальных добровольцев. Его призыв «Tutti Fratelli» («Все мы братья») стал в дальнейшем девизом системы помощи.

Он оказался в это время в этом месте по чистой случайности. Он мог бы просто пройти мимо - как это и сделали многие другие. Но не смог. Может быть, именно это и отличает настоящего Человека?

Медицинская служба армии в те времена была очень немногочисленна и не могла справиться с таким количеством раненых. В городе всего шесть французских врачей. «В течение первой недели после сражения раненых, про которых доктора говорили „тут ничего нельзя сделать», оставляли без всякого ухода, и они умирали совершенно заброшенными. И это было вполне естественно, ввиду ограниченного количества фельдшеров и огромной массы раненых. Это жестоко и ужасно, но неизбежно; нельзя терять драгоценное время на безнадежных, когда оно нужно тем, кого еще можно спасти». «Сколько молодых венгерцев, чехов, румын, только что поступивших на военную службу, пали от усталости после сражения или от потери крови, и даже легкораненные - погибли от голода и истощения!»

В эти страшные дни у Дюнана рождается идея создания системы добровольных медицинских обществ, которые могли бы оказывать помощь раненым во время войны. «Как нужны были бы в этих городах Ломбардии сотня-другая добровольных фельдшеров и фельдшериц, но опытных, знающих свое дело!.. Действительно, что могла сделать в громадном и спешном деле горсть единичных личностей, как бы ни были они воодушевлены добрыми намерениями». «...Если б было достаточно лазаретной прислуги, чтоб поднимать раненых на равнинах Медоля, в оврагах Сан-Мартино и на холмах Сольферино 24 июня, несчастные не оставались бы по несколько часов без помощи, в страшной тоске и страхе быть забытыми и не делали бы неимоверных усилий, только ухудшающих их положение, чтоб подняться, невзирая на жестокие мучения, в надежде, что их увидят и принесут носилки. И, наконец, на другой день, не грозила бы еще худшая опасность живому быть похороненным с мертвыми!»

Является ли слабостью способность чувствовать чужую боль как свою собственную, если не острее? Или, наоборот, такое сострадание становится движущей силой, позволяющей человеку совершать казалось бы невозможное?

Несколько дней перевернули жизнь Анри Дюнана. Так и не встретившись с императором, он возвращается в Женеву и пишет книгу «Воспоминание о битве при Сольферино», в которой натуралистично описывает всю ту ужасную оборотную сторону войны, о которой в те времена было не принято говорить. В ней он высказывает и свои идеи организации добровольных обществ помощи раненым.

Книга оказалась своевременной и оказала сильнейшее воздействие на многих людей. Со всех концов Европы к Дюнану приходят письма. Его идеи начинают воплощаться в жизнь. В феврале 1863 года в Женеве организуется небольшой комитет, ставящий своей целью создание таких добровольных обществ. Дюнан - секретарь комитета. Ведутся переговоры с правительствами разных стран, идет подготовка к международной конференции, которая объединила бы усилия национальных групп помощи.

Дюнан рассылает письма правительствам разных стран, излагая свои идеи, лично встречается со многими из них. И вот, благодаря его усилиям и неимоверной энергии, 29 октября 1863 года 39 делегатов из 16 стран встречаются в Женеве. Подписывается договор, известный как Женевская конвенция. В него вошли такие важнейшие положения, как гарантия неприкосновенности для тех, кто оказывает помощь, введение для этих людей опознавательного знака - красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг - как знак признательности стране, представитель которой выдвинул эти идеи). 29 октября 1863 года считается днем рождения Красного Креста. Менее чем через два месяца открывается первое Общество помощи в

Вюртенберге. В течение следующего года открываются еще 10 обществ Красного Креста: в герцогстве Ольденбургском, в Бельгии, Пруссии, Дании, Франции, Италии, Макленбурге, Испании и Германии.

8 августа 1864 года на Конференции Международного комитета по оказанию помощи раненым эмблема Красного Креста обретает особый статус: теперь она обеспечивает защиту людям, которые ее носят, средствам передвижения, зданиям. Это было узаконено межправительственным соглашением - «Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны», подписанной 22 сентября 1864 года.

Задумаемся на минуту. За два года пройден путь от создания комитета из пяти человек до подписания международного соглашения правительствами 16 стран (причем Женевские конвенции до сих пор считаются одними из наиболее стойких соглашений международного права). И все это было сделано в основном благодаря усилиям и борьбе одного человека!

Из-за разногласий, возникших с членами Комитета, Дюнан, хотя и остается его секретарем до 1867 года, дальше продолжает действовать практически в одиночку. Он выступает также за предоставление защиты военнопленным, раненым и потерпевшим кораблекрушение на флоте. Между тем, алжирское предприятие Дюнана, которому он уже давно не уделял внимания, развалилось. В 1867 году Дюнан объявляется банкротом и подвергается резкому осуждению со стороны женевской общественности. Несмотря на это, в том же году он объявляется почетным членом Комитетов Красного Креста Австрии, Голландии, Швеции, Пруссии и Испании. И все же, так как одним из условий членства в МККК был определенный материальный достаток, желая избежать кривотолков, Дюнан вынужден подать в отставку с поста секретаря Международного Комитета. Отставка принимается.

Есть расхожее выражение: «человек не от мира сего». Таких людей не волнует материальное благосостояние, положение в обществе - они живут ради одной идеи, в которой видят свое предназначение, и посвящают ей все свои силы, весь свой талант. Не правда ли, странно звучит применительно к деловому человеку? Однако Анри Дюнан полностью соответствует этому образу.

1870 год. В Европе новая война (между Пруссией и Францией). Несмотря на катастрофическое финансовое положение, Дюнан снова помогает раненым. Он активно участвует в снаряжении медицинских лазаретов, которые французское Общество помощи раненым отправляет на фронт. Посещает раненых в больницах Парижа. Именно по предложению Дюнана вводятся в обращение солдатские медальоны, позволяющие опознавать погибших и тяжелораненых.

Многие идеи Дюнана опередили его время. Например, понимая необходимость просвещения людей, он берется за осуществление проекта международной библиотеки. Первые книги начали выходить в 1869 году, но война помешала реализации этого проекта. В 1874 году Дюнан снова заявляет о себе, выступая инициатором компании против работорговли. 1 февраля 1875 года в Лондоне состоялось последнее общественное выступление Дюнана. Его материальное состояние на нуле.

Забытый почти всеми, Дюнан десять лет пребывает в безысходной нищете. Он странствует пешком по Эльзасу, Германии, Италии, Швейцарии, часто не имея денег на еду, скрывая ветхость сюртука с помощью чернил и отбеливая рубашки мелом. Благодаря небольшим денежным средствам, которые стали высылать ему родственники, он поселяется в Хайденском приюте, где живет до конца дней.

Страдал ли он, лишившись всего - состояния, элементарных жизненных условий, общественного признания? Трудно сказать. Но рискну предположить, что эти лишения не были для него ужасными. Ведь то, что он утратил, не играло существенной роли в его жизни. А то, что было в ней главным, отнять у него не мог никто - милосердие, сострадание, готовность откликнуться на чужое горе, способность жить ради других.

К 1895 году Красный Крест существует уже в 37 странах мира, Женевская конвенция об обращении с ранеными подписана 42 государствами. В том же году мир снова вспоминает о Дюнане благодаря журналисту Вильгельму Зондреггеру, которому удается его отыскать. Интервью с Дюнаном становится сенсацией, его перепечатывают ведущие газеты мира. Узнав о бедственном положении Дюнана, русская императрица назначает ему денежную пенсию. Дюнан не притрагивается к этим деньгам, как и к другим денежным субсидиям, и переводит практически все деньги в Красный Крест, оставляя себе лишь минимальные средства на жизнь.

В 1901 году Анри Дюнан становится первым лауреатом Нобелевской премии мира, разделив ее с Фредериком Пасси. Полученную крупную денежную сумму он передает на благотворительную деятельность в Швейцарии и Норвегии.

Дюнан умирает 30 октября 1910 года. Надгробный камень на его могиле изображает опустившегося на колени человека, подающего воду раненому солдату.

Основополагающие принципы Движения Красного Креста

Гуманность . Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порожденное стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах как на международном, так и на национальном уровне предотвращать или облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.

Беспристрастность . Движение не проводит никакого различия по признаку расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремиться облегчать страдания людей, и в первую очередь тех, кто больше всего в этом нуждается.

Независимость . Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.

Добровольность . В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.

Единство . В стране может быть только одно общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.

Универсальность . Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.

Международное движение Красного Креста
на сегодняшний день

1. Международный Комитет Красного Креста (МККК) , созданный в 1863 году, - основатель движения Красного Креста. Штаб-квартира МККК находится в Женеве, его отделения есть практически во всех странах, где существуют национальные общества Красного Креста. МККК занимается в основном вопросами общей организации и координации.

2. Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОККиКП) . Федерация, основанная в 1919 году, оказывает помощь и поддержку национальным обществам Красного Креста, разрабатывает и осуществляет программы по оказанию международной помощи при стихийных бедствиях, техногенных катастрофах и т. д.

3. Национальные общества Красного Креста . Существуют более чем в 170 странах мира (в арабских странах, Пакистане, Афганистане, Туркменистане, Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане - общества Красного Полумесяца, в Иране - Общество Красного Льва и Солнца). Национальные общества помогают своим правительствам, осуществляя программы оказания помощи во время вооруженных конфликтов, при стихийных бедствиях, оказывают гуманитарную помощь и т. д.

Если вы хотите сделать подарок своей любимой девушке, жене, сестре или подруге, но затрудняетесь с выбором, то вам на помощь придет сайт интернет магазина «Два Халата» - 2halata.ru. В огромном каталоге представлена женская одежда от самых известных мировых брендов, все виды и на все сезоны.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!