Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Евразийская интеграция в XXI веке. Евразийская интеграция в современных условиях

ЕВРАЗИЙСКАЯ

ИНТЕГРАЦИЯ В ХХI ВЕКЕ

ББК 66.2 66.4

Издание подготовлено от имени «Евразийского диалога» по заказу ПИТ-Фонда Межотраслевым институтом региональных исследований(МИРИ)

Евразийская интеграция в ХХI веке / Ред. группа: А. А. Климов, В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. - М.: ЛЕНАНД, 2012. - 288 с.

Сборник включает статьи известных политиков и ученых, посвященные политическим, экономическим и правовым вопросам организации процессов интеграции на евразийском пространстве.

В статьях представлен широкий спектр сложившихся официальных позиций

и экспертных мнений, отражающих принципиальное единство и известные различия в подходах к пониманию сути и целей, механизмов и форм, темпов и последствий евразийской интеграции.

Статьи подготовлены на основе выступлений участников международного форума (3 декабря 2012 г., Санкт-Петербург), организованного под эгидой «Евразийского диалога».

Организаторы проекта выражают благодарность группе компаний «МЕТРОПОЛЬ» за оказание финансовой поддержки издания настоящего сборника статей

Формат 60×90/16. Печ. л. 18. Зак. № ВР-92.

Отпечатано в ООО «ЛЕНАНД».

117312, Москва, пр-т Шестидесятилетия Октября, 11А, стр. 11.

7IF9H1-AAFDFD !

Все права защищены. Никакая часть настоящей книги не может быть воспроизведена или передана в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, а также размещение в Интернете, если на то нет письменного разрешения владельцев.

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . .

Приветствие В. И. Матвиенко. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Программная статья В. В. Путина . . . . . . . . . . . . . . .

Путин В. В. Новый интеграционный проект

для Евразии - будущее, которое рождается сегодня. . . . . . .

Политические предпосылки

и перспективы евразийской интеграции . . . . . . . . .

Нарышкин С. Е. Парламентский вектор

евразийской интеграции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Лавров С. В. Евразийский интеграционный проект:

устремленность в будущее. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Косачев К. И. Евразийский проект:

реалии, проблемы, перспективы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Мунтиян В. И. Будущее за Евразийским

экономическим союзом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Слуцкий Л. Э. Евразийская интеграция:

первые итоги и новые задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Басаргин В. Ф. Развиваться с учетом интересов

друг друга во имя общего благополучия. . . . . . . . . . . . . . . .

Ельченко В. Ю. Евразийская интеграция

в украинско-российском диалоге. . . . . . . . . . . . . . . .

Евразийская интеграция в глобальном

и региональном измерениях . . . . . . . . . . . . . . .

Вардомский Л. Б. О проблемах и перспективах формирования

Евразийского центра мировой экономики. . . . . . . . .

Климов А. А. Некоторые вопросы российской региональной

политики в условиях евразийской интеграции. . . . . .

Косикова Л. С. Евразийская стратегия России

как форма участия в глобальной экономике. . . . . . . .

Матвеев В. А. Евразийское измерение и Китай:

новые вызовы. . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Симчера В. М. Почему буксует евразийская интеграция

Фоменко А. В. О структурировании евразийского

цивилизационного пространства. . . . . . . . . . . . . . . .

Чернявский С. И. О перспективах развития

Единого экономического пространства России,

Беларуси и Казахстана. .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Инвестиционные и финансовые проекты

евразийской интеграции . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Кузнецов А. В. Инвестиционная основа евразийской

экономической интеграции

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ломакин А. Г., Вечернин Д. С. Состояние финансовых

рынков стран ЕврАзЭC и перспективы их интеграции

Рудашевский В. Д., Рыскулов Д. М. Меридиональный

Трансазийский коридор развития. . . . . . . . . . . . . . . .

Слипенчук М. В. Интеграционные проекты

Евразийского экономического пространства. . . . . . . .

Правовые аспекты международных интеграционных процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .237

Тихомиров Ю. А. Единое экономическое пространство: проблема соотношения международно-правовых

и национально-правовых регуляторов. . . . . . . . . . . . . . . . . 238

Швецов А. А. Интеллектуальная собственность без таможенных границ: регулирование охраны и защиты

интеллектуальных прав в Таможенном союзе и ЕЭП. . . . . . 252

Евразийская интеграция в оценках политических элит и населения . . . . . . . . . . . . . . . . .259

Перебоев В. С. Общественное восприятие евразийской интеграции: опыт организации

систематического наблюдения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260

Шкуренко А. В. Плоды евразийской интеграции и их восприятие политическими кругами и обществом. . . . . 273

Предисловие

Предлагаемый читателю сборник экспертно-аналитических и научных материалов приурочен к годовщине выхода в свет программной статьи В. В. Путина «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня», опубликованной в газете «Известия» 4 октября 2011 г. Эта статья вызвала широкий общественный интерес и дала новый мощный импульс дискуссиям на актуальные темы евразийской интеграции как в России, так и за ее пределами. Именно этой статьей мы посчитали полезным открыть обсуждение евразийской проблематики и на страницах настоящего издания.

Следует напомнить, что евразийской идее как самостоятельному направлению политической философии скоро исполнится сто лет. В ряду ее зачинателей и адептов - выдающиеся люди различных профессиональных интересов: лингвист Н. С. Трубецкой, музыковед П. П. Сувчинский, экономист и географ П. Н. Савицкий, философы Г. В. Флоровский и Л. П. Карсавин, литературный критик Д. П. Святополк-Мирский, историк Г. В. Вернадский, правовед Н. Н. Алексеев, историк и географ Л. Н. Гумилев¨ и ряд других их последователей. Идеология и политика евразийства рождались как результат междисциплинарного диалога, и такой диалог вновь становится востребованным в наши дни, когда евразийская идея начинает воплощаться в конкретных организационноправовых формах и межгосударственных экономических проектах Евразийского союза.

Экономический союз Беларуси, Казахстана и России по сравнению с другими межгосударственными объединениями относительно молод, но он стремительно развивается и, естественно, обретает на этом пути и сторонников, и оппонентов. Достаточно про-

смотреть публикации ведущих изданий и ознакомиться с выступлениями известных политиков и экспертов ближнего и дальнего зарубежья, чтобы убедиться в неоднозначности, а подчас и тенденциозной политизированности взглядов на процессы евразийской интеграции.

Выявлению всего богатства экспертных мнений призван служить «Евразийский диалог» - проект, имеющий своей первоочередной задачей создание уникальной дискуссионной площадки, где могли бы широко и открыто обсуждаться самые острые проблемы и конкретные проекты евразийской интеграции. Такие диалоги уже возникают на международных конференциях, круглых столах и других общественно-политических и экспертно-аналити- ческих мероприятиях, которые начали регулярно проводиться под эгидой «Евразийского диалога». В частности, плодотворными оказались дискуссии, развернувшиеся на состоявшейся 28–29 июня 2012 г. в г. Казани международной конференции «Евразийский союз: амбиции, проблемы, перспективы».

Не вызывает никаких сомнений, что и очередной раунд обсуждений евразийской проблематики в рамках намеченного на 3 декабря 2012 г. в г. Санкт-Петербурге международного форума «Евразийская интеграция: государства и общество» также будет отмечен новыми идеями, яркими выводами и конструктивными предложениями. В пользу этого свидетельствуют помещенные в настоящем сборнике статьи, подготовленные в связи с организацией этого форума, посвященного вопросам евразийской интеграции в XXI в.

Отрадно, что многогранная евразийская проблематика все чаще выплескивается на страницы многих изданий. Но отдельные разрозненные публикации не в силах удовлетворить быстро возрастающие потребности в углубленных знаниях, достоверных данных, прорывных проектах. Евразийству нужна самостоятельная трибуна. Предлагаемый вниманию читателей сборник статей, знаменующий собой начало издательского проекта «Евразийского диалога», является реакцией на этот вызов.

Мы планируем организовать регулярный выпуск актуальных аналитических материалов, целиком и полностью посвященных актуальным политическим, экономическим, правовым и гуманитарным аспектам евразийской интеграции. Реализация названного

проекта существенно увеличит число участников нашего открытого диалога, что, несомненно, будет способствовать эффективному преодолению возникающих на этом пути трудностей.

А. А. Климов, координатор «Евразийского диалога»

Приветствие В. И. Матвиенко

Участникам, организаторам и гостям Международного форума «Евразийская интеграция:

государства и общество»

Уважаемые участники форума!

Рада приветствовать Международный форум «Евразийская интеграция: государства и общество».

Сегодня в стенах авторитетной международной организации - МПА СНГ, которая имеет уникальный опыт обсуждения вопросов сотрудничества стран в самых различных сферах, вам предстоит рассмотреть актуальные вопросы, связанные с созданием Евразийского союза.

В современных условиях мировой глобализации очень важным является определение и выполнение совместных планов действий,

в том числе разработка механизмов дальнейшего взаимодействия государств. Своевременное осмысление новых требований, предъявляемых к Евразийской интеграции, становится существенным условием жизни входящих в нее стран. Именно они впоследствии могут стать ведущими мировыми центрами устойчивого хозяйственного, политического, социального, научно-техническо- го и культурного развития, поэтому создание принципиально нового интеграционного объединения - Евразийского союза - сегодня является внешнеполитической задачей межгосударственного характера. Уверена, что Евразийский союз докажет свое значение

в мировых и региональных процессах. Но при этом важно не только использовать опыт, накопленный другими государствами в ходе их становления и развития, но и особое внимание уделять пре-

01-Matvienko.tex

Приветствие В. И. Матвиенко

емственности традиций и поколений, сохранению национальных особенностей.

Нельзя не отметить еще один фактор, необходимый для дальнейшей работы в этом стратегическом направлении, - инициативность и поддержку институтов гражданского общества, которые вносят значимый вклад в модернизацию национальных экономик, реализацию социальной политики государств, создание рабочих мест, противодействие коррупции, защиту прав и свобод граждан, образование и воспитание молодежи. И здесь большое значение имеет «Евразийский диалог» как дискуссионная площадка, отвечающая поставленным целям и задачам.

Желаю вам плодотворной и содержательной работы, установления новых деловых контактов, добра и благополучия.

В. И. Матвиенко, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

На современном этапе политиками и руководителями многих стран осознается необходимость интеграции народов, исторически тесно связанных, и при этом имеется в виду взаимодействие на качественно иной основе — современной евразийской идее, вобравшей в себя наиболее ценное из предшествующих разработок и применимой к современным реалиям . Именно такой концептуальной идеей стал Проект формирования Евразийского Союза государств, выдвинутый Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым в марте 1994 г. в качестве идейной основы интеграционных процессов на пространстве СНГ.

Развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве сегодня в основном связано с евразийским проектом, который получил название ЕврАзЭс. В современной евразийской концепции, выдвинутой Н.А.Назарбаевым, подлинная интеграция предопределяет безусловное соблюдение и уважение суверенитета и независимости государств и их подлинное равноправие. Наиболее перспективной формой многостороннего взаимодействия должно стать формирование Евразийского Союза государств (ЕАС) на основе осознанного волеизъявления заинтересованных стран, стремящихся в максимальной мере сблизиться друг с другом при решении практически идентичных проблем переходного периода.

При многообразии международных организаций, которые появились после распада Советского Союза — СНГ, ЕЭП, ШОС, ГУАМ — на сегодняшний день наиболее действенной и эффективной в экономической сфере является ЕврАзЭс. Основной целью создания ЕврАзЭс является эффективное продвижение процесса формирования Таможенного Союза и Единого экономического пространства, а также реализация других задач, определенных в соглашениях о Таможенном Союзе 1995 г., Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. и Договоре о Таможенном Союзе и Едином Экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., подписанных пятью государствами .

Он призван заниматься интеграцией в сфере экономики. Других таких организаций, которые направлены на решение только экономических задач, не существует. Так, ГУАМ, у которого заявлена большая экономическая составляющая, в основном нацелен на решение политических вопросов. Существует ОДКБ — это военно-политическая организация. Шанхайская организация сотрудничества создана как организация региональной безопасности. В структуре данной организации существует антитеррористический центр, таким образом, сфера ее деятельности предусматривает решение вопросов национальной безопасности, борьбу с реакционными идеологическими течениями.

Современное геополитическое развитие стран Евразии представляет собой сложный процесс взаимодействия политического курса ведущих стран мира и политики, проводимой отдельными государствами. Совокупность объективных процессов и субъективных действий оказывает свое влияние на формирование геополитических координат Евразии и ее региональных процессов. Пространство СНГ, в первую очередь России и Казахстана, является объектом внимания и действий различных сил мировой политики. Будучи евразийским государством, Казахстан первым инициировал евразийский вектор международной политики, который поддержали Россия, Украина, Белоруссия, Кыргызстан и Таджикистан. В условиях развития евразийских интеграционных процессов актуализируются вопросы изучения исторического опыта развития евразийских государств, стремящихся к созданию единой евразийской геополитической модели, основы которой были заложены в евразийском учении.

Евразийская стратегия Президента Н.А.Назарбаева представляет собой уникальный виток в истории развития евразийских народов, насыщенный современными реалиями, перспективами, нередко и противоречиями. Новый подход к изучению и осмыслению истории Евразии в доктрине Президента Республики Казахстан в контексте интеграционных процессов на Евразийском пространстве наполняет ее практическими перспективами, позволяет актуализировать некоторые проблематичные и малоосвещенные вопросы истории евразийского пространства.

На Евразийских форумах, проводимых в республике, Президент Н.А.Назарбаев неоднократно подчеркивал ценность евразийской исторической концепции, которая заключается в смелости, самостоятельности суждений, научной добросовестности, позволившей по-новому взглянуть на историю народов, населяющих Евразию. Евразийское видение и понимание хода исторического процесса на евразийском пространстве позволяют современным ученым представлять дальнейшую картину альтернативного евразийского взаимодействия многих постсоветских республик.

Как показывает мировая практика, только коллективными усилиями переходные общества в состоянии осуществить успешную модернизацию. Продолжающиеся попытки решить эту задачу отдельными странами Содружества в одиночку по-прежнему недостаточно плодотворны и малоэффективны, пока не будет реализована экономическая интеграция на новых условиях. Учитывая различия между странами в уровне развития рыночной экономики, демократизации политических процессов, лидер Казахстана предложил формирование новой интеграционной структуры — Евразийского Союза, не отрицая при этом деятельность СНГ, принимая во внимание поливариантность интеграции, разные темпы, неоднородность и разновекторность в развитии постсоветских государств.

Проект формирования Евразийского Союза государств в процессе своей реализации пережил несколько этапов — от подписания межправительственных соглашений до создания единой экономической зоны, создания Таможенного Союза . В настоящее время происходит активный процесс совершенствования единой законодательной базы, изучаются пути расширения экономической интеграции, прежде всего. За время своего существования ЕврАзЭС не только обрел массу сторонников, но и доказал свою реалистичность, актуальность и жизненность.

Такая организация, как СНГ сегодня больше рассматривается как зонтичная. Заметное пересечение интересов и дублирование задач было у ЕврАзЭС и Организации «Центрально-Азиатское сотрудничество». В связи с этим главы государств ЕврАзЭс приняли решение интегрировать ОЦАС в ЕврАзЭС. Во многом это обусловлено реалиями существующего положения дел этих организаций, их функциональной и содержательной направленностью.

Ведь параллельно решались одни и те же задачи в одном и том же регионе, с одним и тем же количеством участников. В 2004 г. появился замысел по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП), куда бы вошел ряд стран постсоветского пространства. Такое желание, в частности, высказывали представители России, Белоруссии, Казахстана. Но как реально действующая эта структура еще не сформирована, в то время как ЕврАзЭС уже реально существует и проводит активную интеграционную политику. Таким образом, можно с определенной долей уверенности считать, что ЕврАзЭС — единственная организация на постсоветском пространстве, имеющая чисто экономическую направленность и единую экономическую политику.

Первым шагом к единой экономической политике явилось создание зоны свободной торговли. Такая зона на сегодняшний день в рамках Сообщества уже создана, в ней обеспечено свободное передвижение товаров, произведенных на территории государств-участников. Второй шаг — создание Таможенного Союза. Решение этой задачи находится в стадии разработки и организационно-правового оформления. На заседании Межгосударственного совета на уровне глав государств, который состоялся 23 июня 2007 г. в Минске, были подписаны ряд документов и соглашений по Таможенному Союзу. По мнению специалистов, Таможенный Союз позволит разрешить ряд экономических проблем, связанных с перемещением граждан ЕврАзЭс, товарооборотом и т. д.

Для стран-участниц ЕврАзЭс существуют главные факторы экономического объединения. Многое зависит от динамики экономического развития стран. Когда речь заходит о зоне свободной торговли, то стороны просто договариваются о том, что ликвидируют ввозные таможенные пошлины, унифицируют другие методы регулирования, значительную роль при этом имеют вопросы структуры экономики, а вопросы политического вектора выходят на второй план.

Экономика каждой страны развивается по-своему. Некоторые страны используют государственные рычаги в большей степени, некоторые в меньшей. Это не влияет на выработку стратегии о единых правилах. Однако возникают определенные трудности при создании Таможенного Союза. Здесь ситуация усложняется, потому что есть два ключевых элемента — создание единой таможенной территории с единой внешней таможенной границей и некий регулирующий орган, которому делегируются определенные национальные полномочия. Прежде всего, это изменения в тарифах и регулирование тарифной политики. Всю эту деятельность государство передает на межгосударственный уровень, где в дальнейшем все и решается. Другое дело, что сам орган находится под контролем государства, подчиняется определенным правилам. Для этого все законы, относящиеся к сфере таможенного регулирования, должны находиться в высокой степени гармонизации и быть фактически одинаковыми для всех стран. В связи с этим первоочередной задачей является выработка единого законодательного подхода к созданию единого таможенного правового поля. Он получил название «Основы таможенного законодательства».

Если этот документ будет принят, то появятся некие единые правила в области таможенного регулирования всех государств ЕврАзЭС. Сейчас документ находится на стадии рассмотрения, после его одобрения и экспертных проработок руководством ЕврАзЭс он вступит в законную силу. Закон должен пройти согласование и в ЦБ, и в таможне, и на уровне правительства. Помимо единой тарифной политики, вырабатываются меры на стадии Таможенного Союза, такие как: вопрос технического регулирования, технический регламент, определяющий требования к качеству товаров. Это один из обязательных элементов.

В августе было подписано соглашение о едином товарном знаке. Если он присуждается или ставится на товар, это означает, что товар может обращаться на территории ЕврАзЭС без какой-то дополнительной сертификации и лицензирования.

До этого существовал другой порядок. Если, например, произвели лекарства в Белоруссии, а выставили на продажу в России, на них нужно было получить лицензию от российских органов, а в Казахстане — от казахстанских. Теперь лекарству с единым товарным знаком такого повторного лицензирования не потребуется. Это очень важное соглашение, оно значительно облегчает продвижение товаров.

Преимущество члена ЕврАзЭС на товарных рынках заключается в больших возможностях для доступа на рынки. Кроме того, членство дает больше шансов на помощь от партнеров. Так, например, готовится к пуску крупный энергообъект в Таджикистане. Осуществление такого проекта стало возможным только при объединении и консолидации усилий нескольких стран. Для энергетики Таджикистана введение в строй объекта крайне важно.

Важно отметить, что сотрудничество стран-участниц ЕврАзЭс взаимовыгодное. В рамках проекта обсуждался и вопрос создания единой валюты. В программных документах отмечается, в частности, что единая валюта — это финальный акт создания единого экономического пространства и было подчеркнуто, что введение единой валюты не имеет определяющего значения в деле экономической интеграции. Она может быть введена в отдаленной перспективе. Чтобы к этому подойти, нужно решить массу важных и сложных вопросов, создать единое экономическое пространство, что включает в себя много разных аспектов. Например, потребуется согласование некоторых параметров в формировании бюджета, в развитии экономики.

За время существования ЕврАзЭс многие вопросы уже получили практическое воплощение в жизнь, были апробированы и корректируются специалистами стран-участниц. Если оценивать по итогам прошлого года, то присоединение Узбекистана, слияние с Организацией «Центрально-Азиатское сотрудничество» и создание Евразийского банка развития стали неким результатом деятельности этой организации. По всем трем пунктам приняты решения, реализация которых сейчас происходит.

Как отмечал Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, только при коллективных усилиях переходные общества в состоянии осуществить успешную интеграцию . При этом было подчеркнуто, что интеграция в сфере экономики — это создание совместной собственности. Это основа интеграции. Все остальное — взаимодействие и сотрудничество. Нередко можно слышать мнение: дескать, давайте возродим в сфере экономики те связи, которые были на территории Советского Союза. Ведь в них было очень много полезного: при недостатке ресурсов в одном месте их можно взять в другом — то, что называется международным разделением труда. Но при СССР собственность была единой, и тогда сделать это было возможно. Сейчас нет. Поэтому создание единой собственности — это ключ к экономической интеграции. Если мы способны «сдать совместную собственность, мы готовы к интеграции. Для этого у нас должно быть единое или схожее законодательство по вопросам, скажем, организационной деятельности». Сегодня разработан закон о защите инвестиций. Когда инвестор готов вложить свои деньги, он должен быть уверен, что все договоренности будут соблюдаться. Наша задача — создание единой собственности, единой правовой основы, единой тарифной политики. Это главные условия для экономической интеграции, к которой мы стремимся .

Очень актуальной сегодня становится энергетическая политика стран Евразийского сообщества. Энергетическая политика практически любой страны мира в значительной степени определяется наличием или отсутствием на ее территории ресурсного потенциала энергетики. Страны ЕврАзЭС в целом обладают огромным топливно-энергетическим потенциалом, развитой энергетической инфраструктурой и выгодным геополитическим расположением. Это обеспечивает основу для гарантированного энергоснабжения экономики и социальных нужд государств, входящих в сообщество, и возможности для эффективной торговли энергоресурсами на внешних рынках, включая услуги по транзиту. В целом можно констатировать, что государства-члены в определенной степени преодолели последствия системного экономического кризиса после распада СССР и перехода к новым условиям хозяйствования.

Регион отличается выгодным геополитическим расположением — между Европой, СевероВосточной, Центральной и Южной Азией. Чрезвычайно важными в геополитическом плане являются взаимная привязка территорий и распределение ресурсов, в первую очередь энергетических. Три государства ЕврАзЭС (Россия, Казахстан и Узбекистан) располагают большими запасами углеводородного сырья, Киргизия и Таджикистан обладают огромным потенциалом водно-энергетических ресурсов, в то время как Белоруссия, Казахстан, Узбекистан и Россия являются странами, через территорию которых осуществляется экспорт нефти и газа по магистральным трубопроводам в страны СНГ и на европейский рынок.

Страны ЕврАзЭС заинтересованы в повышении эффективности использования энергии и вследствие этого в обмене технологиями, опытом и в кооперации по производству необходимого оборудования и приборов учета. Создание Единого энергетического пространства ЕврАзЭС призвано решать те экономические задачи, которые не удалось решить в рамках СНГ. Объединение рынков электроэнергии, нефти и нефтепродуктов, а также природного газа и, таким образом, расширение оперативного пространства для инвесторов позволяют последним существенно снижать коммерческие и политические риски, придают дополнительные импульсы темпам роста экономики, позволяют развивать эффективную специализацию национальных экономик и их кооперацию.

На практике торговля энергетическими ресурсами на национальном и международном уровнях ограничена огромным количеством разного рода правил, условий и барьеров. Более того, по разным причинам ряд государств вынужден направлять значительные ресурсы и средства на развитие собственного производства энергии, более дорогой по сравнению с доступной на мировом рынке и даже в соседних странах. Это объясняется целями национальной энергетической безопасности, что зачастую мотивируется стремлением обеспечить развитие и защитить интересы предприятий и компаний собственного национального энергетического комплекса.

Сказанное актуально в отношении стран с переходной экономикой, где для успешного развития энергетики необходимо соблюдение целого ряда условий, которые во многом зависят от проводимой этими странами внутренней и внешней политики в сфере энергетики. К их числу следует отнести:

  • - широкий приток зарубежных инвестиций, требуемых для поддержания в рабочем состоянии и развития топливной, генерирующей и передающей базы энергетики;
  • - наличие надежных источников поставок или рынков сбыта энергоресурсов;
  • - обеспечение безопасного и недискриминационного транспорта и транзита энергоносителей через территории третьих стран;
  • - разработку и осуществление согласованной политической линии на международных рынках энергоносителей и т. д. .

На Сочинском саммите в августе 2006 г. главами государств-членов ЕврАзЭС была поставлена задача разработать концептуальные подходы к формированию общего энергетического рынка государств-членов сообщества. В дополнение к разрабатываемой правовой базе органы ЕврАзЭС реализуют конкретные программы, направленные на обеспечение прогнозируемых уровней энергопотребления и экспортных поставок энергетических ресурсов. Сегодня эти программы поэтапно осуществляются в соответствии с принятым планом формирования общего энергетического рынка стран Евразийского Экономического сообщества .

Прежде всего речь идет о реконструкции и расширении газотранспортной системы САЦ с участием инвестиций и технической поддержки всех государств-членов ЕврАзЭС; развитии СП России и Казахстана на базе Оренбургского ГПЗ; строительстве новых гидромощностей в Таджикистане; развитии системы линий электропередачи между странами-участниками ЕврАзЭС; координации развития проектов по экспорту углеводородного сырья (Европа, прочие страны СНГ, Китай, Иран); развитии деятельности СП по обеспечению топливом атомных электростанций на территории государств ЕврАзЭС (с участием России, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии).

Наибольший вклад в развитие ЕврАзЭс внесли и продолжают вносить, прежде всего, Казахстан и Россия. Это служит еще одним ярким доказательством тесных партнерских взаимоотношений между Казахстаном и Россией. Являясь крупнейшими странами в регионе, обладая экономическим потенциалом, сравнимым с потенциалом самых крупных мировых держав, Казахстан и Россия осуществляют многовекторный политический курс на поддержание национальных приоритетов и сохранение безопасности. Помимо участия в различных международных организациях и проектах, Казахстан и Россия являются основными партнерами в самостоятельном интеграционном проекте — ЕврАзЭс.

Казахстанско-российские отношения в рамках евразийского проекта основываются на осознании необходимости сотрудничества, при соблюдения единой экономической стратегии. Казахстан и Россия сегодня представляют собой ядро интеграционных процессов в СНГ, и именно в России евразийская инициатива Казахстанского Президента была позитивно воспринята. Руководители двух крупных евразийских стран обоюдно высказываются за ведущую роль в процветании своих народов взаимовыгодного сотрудничества на евразийской основе.
Евразийская стратегия Президента Н.А.Назарбаева нацелена на долгосрочные приоритеты взаимовыгодного сотрудничества с евразийскими партнерами на основе уважения суверенитета и поддержания мира и стабильности в регионе. Исходя из этого Генеральный секретарь ЕврАзЭс Т.Мансуров подчеркивает: «наше будущее в мировой политике ХХІ в. будет во многом зависеть от того, сумеем ли мы реализовать наш евразийский статус, утвердившись в мировом сообществе в качестве эффективного политического, экономического и культурного моста между западом и востоком континента. Мы убеждены, что без развития сотрудничества и партнерства Казахстану и России вряд ли удастся эффективно использовать преимущества евразийских государств. Наши отношения ориентированы на дальнейшее углубление взаимовыгодного многопланового сотрудничества, и условия этому благоприятствуют: по всему спектру вопросов наши точки зрения близки или совпадают, что обусловлено не только богатейшей общей историей, но и реальным политическим, экономическим, культурно-гуманитарным, оборонным и научно-техническим сотрудничеством .

Казахстан и Россия сегодня представляют собой ядро интеграционных процессов в СНГ, и именно в России евразийская инициатива Казахстанского Президента была позитивно воспринята. Понимание и совпадение взглядов прогрессивных руководителей обеих стран на евразийский проект способствовали собственно его вхождению в жизнь, а в дальнейшем его популярности, основанной на реалистичности и дальновидном прагматизме.

Вероятно, в перспективе число государств-участников ЕврАзЭС увеличится. Быть членом Сообщества становится выгодно. Интеграция (и это общемировая практика) позволяет быстрее решать многие экономические и социальные вопросы. Сейчас, например, в ЕврАзЭС идет разработка целевых программ, связанных с медицинским оборудованием, новейшими технологиями. Реализовать столь грандиозные проекты стало возможно только при тесном взаимодействии всех стран Сообщества.

Анализ современного состояния и прогноз перспективного развития политической и общеэкономической интеграции в рамках ЕврАзЭС показывают, что Евразийское экономическое сообщество относится к региональной интегрирующейся организации второго типа, что предполагает соответствующее нормативно-правовое обеспечение процесса.
Очевидно, что в нынешних рамках не удастся реализовать в полной мере процедуры и механизмы, аналогичные применяемым в Европейском Сообществе. Наиболее приемлемым представляется нормативно-правовое обеспечение создания единого энергетического пространства в рамках ЕврАзЭС на основе международных взаимоотношений, предусмотренных правилами ВТО, с учетом национальных интересов каждой страны.

Евразийское Экономическое сообщество стало международной экономической организацией, наделенной функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

В современных условиях развития многих политических и экономических процессов, происходящих в странах Европы и Америки, евразийская интеграция крупных постсоветских республик свидетельствует о существовании самостоятельного выбора этих стран в решении интеграционных целей и наилучшего распределения своих экономических и топливно-энергетических ресурсов. Динамичное развитие партнерских отношений стран-участниц евразийского проекта нередко вызывает некоторое недовольство политических кругов США, обеспокоенных проблемами распространения своего контроля над каспийской нефтью и самим регионом. Ни для кого не секрет, что самостоятельная энергетическая политика стран евразийского проекта подвергается острой, иногда необоснованной критике со стороны западных аналитиков и СМИ. Однако приоритеты Евразийского сообщества не вызывают сомнения в их экономической эффективности и важности в обеспечении коллективной безопасности в регионе.

Сложности, возникающие в процессе создания единой законодательной базы и ее реального воплощения в жизнь, свидетельствуют о поисках наилучших вариантов в деле взаимовыгодного партнерства, нередко и в вопросах снятия напряжения по отдельным вопросам, лоббируемым западными политическими кругами. Евразийская интеграция набирает полный ход, и результаты ее деятельности играют важную роль в политической, экономической и культурной жизни огромного региона.

Важность создания ЕврАзЭС сегодня стала очевидной для всех стран-участниц. Основной целью сообщества по-прежнему остается задача достижения такого уровня интеграции, который будет взаимовыгодным, станет способствовать экономическому росту всех стран Сообщества.

Таким образом, развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве, при всем многообразии существующих организаций и договоров, имеет четко ориентированную направленность экономического характера, связанную прежде всего с ЕврАзЭс, а также с проблемами безопасности в регионе, которые, на наш взгляд, несомненно получат еще большее развитие в ближайшем будущем.

Список литературы
1. Договор об учреждении ЕврАзЭС. — Астана, 2000. — С. 3.
2. Назарбаев Н.А. Стратегия независимости. — Алматы: Атамура, 2003. — С. 139.
3. Рапота Г. Только интеграция обеспечит устойчивое развитие и безопасность // Мировая энергетика. — 2007. — № 3.— С. 98.
4. Мансуров Т.А. Казахстанско-российские отношения в контексте евразийской цивилизации // Материалы 15-й Междисциплинарной дискуссии «Будущее России, СНГ и евразийской цивилизации». — М., 2005. — С. 10.

Как отразилась евразийская интеграция на основных экономических показателях России?

Марат Шибутов

Евразийская интеграция становится темой новостных публикаций, как правило, в случае возникновения конфликтов или проблем между странами-участницами. Значительно реже упоминается тот факт, что она привела к бурному росту количества российских компаний в Казахстане или увеличению сумм беспошлинных закупок в интернет-магазинах.

Как же именно отразилась евразийская интеграция на основных экономических показателях России? Для оценки возьмем Белоруссию и Казахстан как страны, которые были в Таможенном союзе, Евразийском экономическом пространстве и Евразийском экономическом союзе с самого начала, а значит, взаимное влияние между этими государствами наиболее выражено.

Торговля товарами

Самой упоминаемой сферой экономического сотрудничества является торговля товарами. Однако она зависит от девальвации, мировых цен и востребованности того или иного товара, поэтому значения могут колебаться довольно сильно.

Российский экспорт в Казахстан с 2010 года рос до 2013 года, а затем стал снижаться. Доля в экспорте России весьма небольшая — 2,7−3,3% — однако относительный рост присутствует. При этом на Россию приходится треть казахстанского импорта, что очень много.

Российский экспорт в Белоруссию в среднем в 1,5 раза больше, чем в Казахстан, по абсолютным и относительным цифрам. И доля в белорусском импорте тоже больше — от 40 до 55%, — что говорит о доминировании. Однако если взять несырьевые товары, то тут доля Белоруссии в 1,5 раза ниже казахстанской. Всё дело в поставках в Белоруссию российских нефти, газа и другого сырья, которые составляют от половины до двух третей экспорта.

Отдельно выделим группы товаров российского экспорта, где доля в экспорте Казахстана и Белоруссии больше 20%. Таких групп 63 — почти две трети номенклатуры. Если взять диапазоны, то получается: от 20 до 39% — 34 группы; от 40 до 59% — 22 группы; от 60% и выше — 7 групп. Тут важно, что для производителей этих товаров евразийская интеграция является крайне важным фактором поддержания экспорта — не будет ее, и экспорт упадет. А довольно часто такая продукция производится в моногородах, и от нее зависит благосостояние целых регионов.

Если сравнить сальдо торгового баланса, то для России он будет положительным даже в 2016 году — в случае с Казахстаном это 6 миллиардов долларов, а с Белоруссией — 4 миллиарда долларов США, то есть в целом 10 миллиардов.

Торговля услугами

Помимо торговли товарами есть такая экономическая сфера, как торговля услугами. Несмотря на то, что там объемы составляют не более 20% от торговли товарами, услуги не менее важны по следующим причинам:

  • намного больше использование рабочей силы, это трудоемкие отрасли;
  • это наукоемкие отрасли, особенно если учитывать консалтинг как прикладную науку;
  • тут высока доля малого и среднего бизнеса;
  • это поддержка, кроме науки, еще и культуры;
  • услуги менее зависимы от временных колебаний, чем товары, — тот же ремонт техники просто так не отменишь.

Торговля услугами не менее важна, чем торговля товарами. Конечно, в экспорте услуг страны ЕАЭС занимают небольшую долю — от 8,5 до 10,5%, но это от 4,7 до 6 миллиардов долларов в год. Динамика положительная, особенно учитывая девальвацию того же рубля. Ключевые услуги — это транспортные услуги и поездки.

В импорте доля ЕАЭС ниже в 3−4 раза — всего 2,8−3,8%. Да и в денежных средствах это почти в два раза меньше — от 2,9 до 3,7 миллиарда долларов в год. Это связано с тем, что странам ЕАЭС тяжело конкурировать на рынке услуг для России — их экономики для этого пока слабоваты. Если подвести итоги, то получится, что Россия имеет по торговле услугами устойчивое положительное сальдо от 1,5 до 2,4 миллиарда долларов в год, причем с довольно устойчивым ростом.

Прямые инвестиции

Также важной сферой являются прямые инвестиции. Они долгосрочны и создают основу для более глубокого сотрудничества. Если рассмотреть инвестиции в Россию, то Белоруссия и Казахстан увеличили их с 2010 года по 2016 год с 80 миллионов долларов до 398 миллионов долларов, то есть почти в пять раз. Они — основные инвесторы из СНГ, это 75−85% объема. Правда, в общем потоке это не очень большие цифры.

Что же касается инвестиций из России, то тут цифры в несколько раз больше. В 2010 году российские бизнесмены инвестировали примерно 700 миллионов долларов в Белоруссию и Казахстан, а в 2015 году эта сумма достигла 1 379 миллионов долларов. Но это цифры инвестиций по данным Банка России, следует учитывать довольно сложную методику расчета, куда включены и долги.

Если мы возьмем статистику ЕЭК, где в качестве прямых инвестиций рассматривается только покупка активов, то цифры будут немного отличаться, правда, совсем незначительно. Плюс ЕЭК ведет свою статистику только с 2013 года.

Совместные предприятия

В статистике Белоруссии нет открытых данных по совместным предприятиям, поэтому берем статистику по Казахстану. Количество действующих компаний с российским участием показывает следующую динамику:

на 1 января 2013 года в Казахстане было 5029 действующих компаний с российским участием, из которых 61 крупные, 265 средние, 4703 мелкие;

на 1 мая 2015 года в Казахстане было 5793 действующие компании с российским участием, из которых 66 крупные, 136 средние и 5591 мелкие компании;

на 1 октября 2017 года в Казахстане было всего 7898 компаний с российским участием, малых 7669, средних 157, крупных 72 (всего совместных 23 094).

За почти пять лет количество компаний с российским участием в Казахстане выросло в 1,57 раза: крупных незначительно, количество средних сократилось, а основной прирост пошел за счет мелких компаний. Это, скорее всего, инфраструктура для продвижения российского экспорта и контроля инвестиций. Тем не менее это дает и рабочие места, и налоги, и даже привнесенные технологии, что тоже хорошо — для Казахстана.

Для России это означает расширение ее рынка сбыта товаров и услуг, увеличение экономического влияния и получение прибыли с инвестиций.

Трансграничные операции физических лиц

Важной составляющей экономики являются переводы физических лиц — они отражают объемы помощи родственникам, совершения сделок и других операций. Несмотря на то, что обычно их не рассматривают как значимый показатель, о переводах стоит упомянуть — они отражают реальную включенность людей в экономику. Не секрет, что тот же ВВП имеет весьма опосредованное влияние на личные доходы граждан, можно даже сказать, что никакого — там сложная связь. А вот такие показатели, как трансграничные операции, показывают реальные потоки денег рядовых граждан.

По переводам из России — они в целом растут до 2014 года, а затем показатели снижаются в два раза. То же самое касается и переводов в страны СНГ. Однако переводы в Белоруссию и Казахстан имеют другую динамику: там так же максимум переводов был достигнут в 2014 году — 955 миллионов долларов, однако дальше наблюдается падение — не в два раза, а всего до 744 миллионов, — а затем увеличение до 822 миллионов. Это говорит о большей стабильности заработков (видимо, за счет единого трудового рынка) и о том, что обмен переводами идет среди более обеспеченных граждан.

Что касается переводов в Россию в целом, то тут другая ситуация — с 2013 года они находятся примерно на одном и том же уровне. Для стран СНГ пик был достигнут в 2014 году, затем идет падение.

А вот переводы из Белоруссии и Казахстана только растут — в 2010 году они составляли 757 миллионов долларов, затем постоянно росли до 2015 года, составив 1 718 миллионов долларов. Да и падение в 2016 году было незначительным — всего до 1 296 миллионов долларов. В общем, евразийская интеграция привела к тому, что поток переводов в Россию стал устойчивым и продолжает постепенно расти.

Если говорить о сальдо переводов для России, то оно всегда положительное. Если в 2010 году сальдо переводов с Белоруссией и Казахстаном было 236,5 миллиона долларов, то в 2015 году оно составило уже 974 миллиона. Для России это хороший экономический эффект, особенно на фоне того, что в целом сальдо трансграничных операций для страны отрицательное — переводится из России в два раза больше денег, чем в обратном направлении.

Валюта

Несмотря на то, что общего валютного рынка между странами нет и не предвидится, евразийская интеграция влияет и на валюты. Так как экономика России в несколько раз больше экономик других стран ЕАЭС, вместе взятых, то значит, и влияние рубля в ЕАЭС будет расти.

К сожалению, нет постоянных и достоверных данных по использованию валют в расчетах, но можно на примере Казахстана посмотреть, как обстоят дела с наличным российским рублем. Приблизительный общий оборот наличных рублей в 2017 году составит около 200 миллиардов — 48 миллиардов покупка, 152 миллиарда продажа.

Фактически за семь лет произошел прирост использования казахстанцами наличных рублей в пять раз. Это говорит о возросшей привлекательности российской валюты, а также о том, что казахстанцы активно занимаются торговлей с россиянами, ездят в Россию и тратят там деньги.

Образование

В этой сфере также можно оценить динамику по Казахстану. Итак, сколько казахстанских студентов учится в России:

  • в 2010/2011 учебном году их было 30 699 человек, или 16,4% от общего количества иностранных студентов в России;
  • в 2015/2016 году их было уже 74 тысячи, это больше 25% от общего числа иностранных студентов, обучающихся в России.

Также в России учится около 30 тысяч белорусских студентов.

За пять лет произошел рост численности казахстанских студентов в России в 2,5 раза. И существует тенденция к увеличению показателя. Это также имеет большой положительный эффект для России: помимо «мягкой силы», воспитывающей лояльных к стране образования людей, притока денег за обучение и проживание студентов, существует и эффект миграции молодежи из сопредельных стран. Россия экономит на школьном обучении и получает готового молодого образованного гражданина, скорее всего, довольно активного и мотивированного, как большинство эмигрантов. Приток иностранных студентов позволяет работать вузам в регионах, сохраняя их кадровый и научный потенциал, несмотря на дефицит собственно российских абитуриентов из-за демографической «ямы».

Российская элита и евразийская интеграция

Надо отметить, что в целом российская элита к евразийской интеграции относится равнодушно из-за малого объема рынка стран ЕАЭС, сырьевой направленности и инерционности мышления. Основной двигатель интеграции, помимо президента России, — малый и средний бизнес, который кровно заинтересован в расширении рынка сбыта для своих несырьевых товаров и услуг.

Крупный же российский бизнес пока ЕАЭС как источник возможностей не рассматривает.

Выводы

Учитывая все вышеупомянутое, можно отметить, что для России евразийская интеграция принесла следующие результаты:

  1. положительное сальдо баланса со странами ЕАЭС, причем с постоянным ростом;
  2. устойчивый экспорт и высокую долю экспорта несырьевых товаров в страны ЕАЭС;
  3. положительное сальдо по торговле услугами;
  4. возможность для роста прямых инвестиций, причем в реальный сектор;
  5. бурный рост числа совместных предприятий;
  6. в целом большие перспективы по инвестициям, торговле товарами и услугами, созданию совместных предприятий для малого и среднего бизнеса;
  7. положительное сальдо денежных переводов физических лиц с Белоруссией и Казахстаном;
  8. рост в пять раз использования населением Казахстана российского рубля в наличной форме;
  9. рост образовательной миграции, которая создает рост переводов физических лиц;

10. в целом сохранение научного, культурного и образовательного потенциала России, который оказывается более востребованным за счет сотрудничества в рамках ЕАЭС.

Надо отметить, что положительный экономический эффект от евразийской интеграции — это большой внешнеполитический успех России.


Евразийская интеграция является одной из самых важных тем для современного Казахстана.

Идеология и практика евразийской интеграции для Казахстана – это важная часть государственной политики.

Евразийство является одним из системообразующих элементов государственной идеологии – неслучайно, что один из ведущих университетов страны – Евразийский – носит имя Льва Гумилева. В России еще только задумываются об открытии кафедр евразийской интеграции или евразийских интеллектуальных центров, а в Казахстане они существуют уже более десяти лет, причем не только в столичных городах – Астане и Алматы, – но и в регионах – Уральске, Павлодаре, Костанае.

Казахстан стал первым государством на пространстве бывшего СССР, активно продвигающим идею восстановления кооперационных связей, экономического сотрудничества на новой основе.

На смену Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС) приходит Евразийский экономический Союз, который начинает свою работу с 1 января 2015 года. По словам президента Республики Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева, речь идет о сугубо экономической интеграции.

Первым шагом на пути евразийской интеграции стало создание в 1995 году ЕврАзЭС с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в него государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка. В мае 2000 года президент России Владимир Путин выступил с инициативой преобразования данного сообщества. Год спустя в новый состав ЕврАзЭС вошли РФ, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

Вторым этапом стало образование Таможенного союза (ТС) России, Беларуси и Казахстана, в пределах которого действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. 6 октября 2007 года был подписан договор о создании Таможенного союза. Но формально ТС начал свою работу 1 января 2010 года.

Третьим этапом интеграции является создание Единого экономического пространства (ЕЭП). Решение об этом было принято 27 ноября 2009 года в Москве главами России, Беларуси, Казахстана. Целью ЕЭП является устранение барьеров во взаимной торговле, создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также согласованная валютная политика.

В Казахстане по-разному оценивают проходящие интеграционные процессы. «Полагаю, что официальный курс на евразийский союз останется неизменным. Не стоит забывать, что начало этому положило выступление президента Назарбаева еще в начале 90-х в МГУ», - сказал казахстанский аналитик Казбек Бейсебаев.

Между тем ряд общественных деятелей выступают против вступления Казахстана в Евразийский экономический союз, считая интеграционные процессы главной угрозой для государственного суверенитета. Руководитель молодежного движения «Рух пен тил» (Дух и язык) Жанболат Мамай заявил о том, что «если Казахстан будет идти на поводу у Москвы, то однозначно превратится в сателлит России и будет изолирован от всего мира».

По его мнению, «Россия давно придерживается позиции "кто не с нами, тот нам враг» - примером тому служат «конфетно-молочные войны» с Украиной, ситуация вокруг «Уралкалия». Как считает Жанболат Мамай, Кремль пытался использовать и Казахстан, «чтобы надавить на Украину для того, чтобы она вступила в ТС и Евразийский союз».

Многие казахстанские эксперты полагают, что новый Евразийский экономический союз повторит не очень позитивный опыт предыдущих интеграционных объединений - ЕврАзЭС и ТС, где Казахстан, по их мнению, оказался не в самом выгодном положении.

Директор Группы оценки рисков, политолог Досым Сатпаев отметил, что плюсами интеграционных процессов является попытка создания единого рынка труда, открытие новых экономических рынков для реализации своей продукции, попытка привлечения новых технологий, и то, что участие в интеграционных проектах позволяет действовать сообща в условиях глобальной конкуренции.

Но, как подчеркивает Сатпаев, «реалии таковы, что все эти плюсы в итоге превращаются в минусы». Надежды и прогнозы казахстанских властей относительно того, что, к примеру, ТС откроет для казахстанских предпринимателей 153-миллионный рынок сбыта, пока не оправдались. «Доля Казахстана в ТС в 2012 году составила чуть меньше 17%, тогда как в 2011 году этот показатель составлял 20%. «Казахстан по-прежнему активно продает России и Беларуси сырье, а взамен получает готовую продукцию, которую в том числе из нашего сырья и делают», - говорит Досым Сатпаев.

Как отмечает политолог, точно также проигрывает Казахстан и в том, что касается единого рынка труда. «Казахстан - это не Таджикистан и не Узбекистан. У нас нет такого потока гастарбайтеров, которые едут на заработки в Россию. Конечно, есть люди, которые работают в РФ, но по сравнению с таджиками и узбеками их единицы», - говорит политолог.

В свою очередь вице-министр экономики и бюджетного планирования Казахстана Тимур Жаксылыков также отметил, что ожидания Казахстана не оправдались. «Мы ожидали, что сразу получим положительный эффект в виде увеличения сбыта наших товаров, "бешеного" роста занятости и загрузки промышленных мощностей. Но этот процесс является достаточно длительным», - признался Тимур Жаксылыков.

По мнению лидера казахстанских социал-демократов Жармахана Туякбая, для Казахстана очень важен вопрос экономической независимости. «Нам нужен Евразийский экономический союз»

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!