Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Экологические сценарии для летнего лагеря. Экологическая конкурсная игровая программа для малышей «Земля – наш общий дом

Задачи:

образовательная: формировать познавательные интересы учащихся через игровую деятельность по теме «Природа: растительный и животный мир»;

коррекционно-развивающая: развивать творческое воображение, связную (монологическую и диалогическую) речь, смысловую память, произвольное внимание, мыслительные процессы (анализ, сравнение), коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, обогащать словарь и расширять кругозор учащихся;

воспитательная: воспитывать чувство доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает; учить уважительно относиться ко всем участникам игры.

Оборудование: карточки с заданиями, игрушки - лиса и заяц, компьютер, запись голосов птиц.

В игровой программе принимают участие две команды.

1 Разминка.

Команды поочередно отвечают на поставленные вопросы.

Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (Клест.)

Самая маленькая птичка в мире. (Колибри.)

Как называется птичий домик? (Скворечник.)

Как называется будущий цветок? (Бутон.)

Рыба с усами. (Сом.)

Птица - лесной доктор. (Дятел.)

Какое самое крупное наземное животное? (Слон.)

Ствол деревьев покрывает и надежно защищает. (Кора.)

Как зовем мы человека, что зимой полезет в реку? («Морж».)

Растет зеленый кустик, дотронешься - укусит. (Крапива.)

2 Конкурс загадок .

Отгадывают по командам.

Рос шар бел. Дунул ветер и шар улетел. (Одуванчик.)

Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)

Был ребенок - не знал пеленок, стал стариком - сто пеленок на нем. (Капуста)

Ни окон, ни дверей - полна горница людей. (Огурец.)

Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур подсчитать. (Лиса.)

Гребень имеет, а им не чешется, шпоры имеет, а верхом не ездит. (Петух.)

Озорной мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крошки собирает. (Воробей.)

Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб.)

Не портной, а с иголками не расстается. (Ёж.)

В воде купался, а сух остался. (Гусь.)

3 Конкурс «Лесные веселушки».

Дети выстраиваются друг за другом в команды. Учитель называет любого обитателя леса (птицу, зверя, насекомого), а игроки по очереди показывают способ передвижения этого животного и его голос. Игроки, стоящие первыми прыгают, бегут до заранее указанного места и обратно. Дети, стоящие вторыми, изображают повадки другого животного и так далее. Учитель может назвать: «Заяц», «Медведь», «Комар», «Волк», «Пчела», «Кукушка», «Лиса».

4 Конкурс «Продолжи пословицу»

Команды поочередно продолжают поговорку или пословицу.

Красна птица пером, а …(человек - умом).

Солнце на лето, …(зима - на мороз).

Январь - году начало, а …(зиме - середина).

На чужой сторонушке, рад …(родной воронушке).

Волков бояться - (в лес не ходить).

Мала пчёлка, да и та …(работает).

Мороз и метели …(под февраль полетели).

Мороз не велик, …(да стоять не велит).

5 Конкурс «Кто где живет?»

Команды отвечают по очереди в быстром темпе.

Собака - …(в конуре)

Пчела - …(в улье)

Мышь - …(в норе)

Лошадь - …(в конюшне)

Медведь -…(в берлоге)

Сова -…(в дупле)

6 Конкурс «Определи лишнее слово».

Нужно найти в каждом ряду одно лишнее слово и доказать правильность своего ответа.

Лисица, медведь, заяц, дятел, бурундук.

Гнездо, муравейник, курятник, нора, берлога.

Дятел, летучая мышь, соловей, синица, грач.

Комар, жук, синица, пчела, бабочка.

Берёза, сосна, липа, рябина, дуб.

Корова, свинья, овца, кабан, коза.

7 Игра «Мишки и шишки».

Выбирают по одному человеку из каждой команды. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают их собрать лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.

8 Музыкальный конкурс «Узнай птицу по голосу».

8 Игра «Веселая физкультминутка».

На месте ведущего один из игроков - «ёжик». Он проводит со всеми ребятами игру. Ребята вместе с ним произносят слова и повторяют движения.

Прибежали - прибежали (бегут на месте)

-Ёжики - ёжики (показывают растопыренные пальцы)

Наточили - наточили (трут ладонью о ладонь)

Ножницы - ножницы (показывают руками ножницы)

Прискакали - прискакали (скачут на месте)

Зайчики - зайчики (показывают уши)

Ну-ка, дружно! Ну-ка, вместе! (все мальчики громко кричат: «Мальчики!», а все девочки кричат: «Девочки!»)

9 Конкурс «Кто больше назовёт животных».

Каждый игрок команды называет по одному животному. Команда, назвавшая животное последней, побеждает.

10 Конкурс «Выбери правильный ответ».

Каждая команда получает карточку с заданием. Игрокам нужно, посовещавшись, прийти к единому мнению и ответить на вопрос.

1)Чем хвойные растения отличаются от лиственных?

Хвойные растения всегда выше лиственных

Хвойные растения растут только в лесу

У хвойных растений нет листьев

У хвойных растений - листья-хвоинки.

2) Какой признак характерен только для зверей?

Их тело покрыто перьями

У них шесть ног

Они выкармливают детенышей молоком

Их тело покрыто чешуёй.

11 Игра «Лиса и зайчик».

Все участники игры встают в один общий круг. Двум из них, стоящим напротив друг друга, дают игрушки: одному - лису, другому - зайца. По сигналу дети начинают передавать эти игрушки по кругу. Заяц старается «убежать», а лиса его «догнать».

Подведение итогов.

Сценарий мероприятия «Зеленое царство Берендея» для учащихся начальной школы

Шелягина Анна Вячеславовна, педагог-организатор МБУ ДО СЮН, г. Новокузнецк.

Мероприятие посвящено теме леса и предназначено для учащихся начальной школы. Его основная задача - воспитание бережного и ответственного отношения к лесным ресурсам через актуализацию знаний детей о значении леса в жизни человека, правилах поведения в природе, растениях леса и т.д.
Данный конкурс может быть использован учителями начальной школы, педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами для разработки и проведения классных часов, внеурочных занятий, тематических праздников.
Ход мероприятия.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Приветствуем вас на нашем мероприятии, которое сегодня посвящается лесу. Кто может мне ответить: «Что же такое лес?» (ответы детей). Правильно, верно. А я отвечу вам на этот вопрос одной увлекательной историей. Послушайте, пожалуйста.
Сказка «Как один художник решил нарисовать лес».

Один художник решил нарисовать лес.
-Что такое лес? - размышлял он. - Конечно деревья.
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похоже
они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и
положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а
через некоторое время увидел сухие стволы.
-Это не лес!- послышался голос старичка - лесовичка из угла
картины.
-Без цветов, без трав - не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
-А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
-Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, - не унимался старичок -
лесовичок. Дорисовал, но все равно лес стал чахнуть.
-Нарисуй жабу и ящерицу!
-Нет! - сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей.
Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье - то фырканье.
-Вот это лес! - сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а
притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в нем тысячи
жителей. И все они и есть лес.
(Авторы: Брыкина Н.Т.,Жиренко О.Е.,Барылкина Л.П.)
Лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
(Выбегает Незнайка).
Незнайка: (запыхавшись) Ох, еле успел! Как же вы про меня–то забыли?! Я тоже в лес пойду!
Ведущий: А ты готов к такому походу, Незнайка?
Незнайка: Тоже мне! Велика важность! Готов, конечно! Вот, даже рюкзак взял!
Ведущий: Одного рюкзака мало будет, Незнайка!
Незнайка: Что ж вы раньше не сказали? Я б еще чемодан прихватил!
Ведущий: Да ты не понял, Незнайка! В лес не чемодан нужно брать! А хорошее настроение и обязательно - багаж знаний!
Незнайка: А что все остальные взяли с собой в лес?
Ведущий: А вот давай у самих ребят и спросим, как они к походу подготовились.
1.Домашнее задание: представление команд
«Лесные робинзоны», «Берендеи», «Лесовички»,
«Хранители лесных сокровищ», «Знатоки леса».


Посмотри, Незнайка, какие дружные команды у нас на станции натуралистов. Таких любителей леса не страшно в поход брать, уж они-то не подведут!
Незнайка: Ой, ой, ой! Подумаешь! (Копошится в рюкзаке). Зато у меня много вкусненького: жвачка, конфетки, кока- кола! Всю дорогу жевать можно! И магнитофон есть, в лесу слушать, чтобы не скучно
было!
Ведущий: Эх, Незнайка! Страшно тебя с таким набором в лес–то пускать. Ты же себя вести в природе не умеешь.
Незнайка: Чего?! Я - то не умею? Да я все знаю! Надо в лесу погромче разговаривать, чтобы не заблудиться или музыку слушать на полную катушку, чтоб медведь не напал! Если холодно - костер посильнее развести...
Ведущий: Ох, Незнайка, Незнайка! Придется тебя многому научить.Поможете, ребята? Давайте, напомним нашему незадачливому путешественнику, как следует себя вести в природе.
Конкурс - эстафета «Правила поведения в лесу».


1.Не ломать ветки деревьев, не рубить деревья.
2.Не шуметь в лесу.
3.Не оставлять в лесу мусор.
4.Не оставлять не потушенным костер. Не разжигать его вблизи деревьев.
5.Не рвать цветов и редких растений.
6.Собирая грибы, ягоды, орехи, оставлять плоды другим - обитателям леса.
7.Не разорять муравейники.
8.Не брать домой лесных животных.
9.Не разорять птичьи гнезда.
10.Не ловить красивых насекомых.
11.Ходить по тропинкам.
12.Весной не брать с собой собак - они могут поймать еще неокрепшее потомство лесных зверьков и птиц и др.
13.Не заезжать в лесную зону на автомобилях.
Ведущий: Молодцы, друзья! Теперь ты понял, Незнайка, как себя в лесу вести следует?
Незнайка (застенчиво): Кажется, понял.
Ведущий: Что ж, тогда можно в лес за новыми знаниями и впечатлениями отправляться.
Разбежались грибы по лесному откосу,
Перестал врачевать умный дятел березу.
Шаловливый ручей что-то быстро лепечет.
На ладонь мне отчаянно прыгнул кузнечик.
Совещаются тихо о чем-то травинки.
Муравей, как разведчик, изучает ботинки.
И захлопали радостно листья в ладоши:
К нам пришел человек! И не злой, а хороший!

Незнайка (машет руками): Ой, ой, ой! Кто это в меня вцепился?!
(отряхивается). Это же колючки! Вот противный репей, прицепился! И зачем он только здесь растет, только мешает. Пусть бы росли в лесу ромашки да огоньки. А вот репей здесь совсем лишний!
Ведущий: Это почему же он лишний, Незнайка?
Незнайка: А потому что ромашки и огоньки - красивые, а лопух - он и есть лопух!
Ведущий: В природе лишнего не бывает, дружок! Но с цветами лесными лопуху, конечно, не тягаться. Хотя и лопух – растение полезное. А я предлагаю сейчас нашим ребятами самим выбрать лишнее растение или животное в ряду других.
III. Конкурс «Выбери лишнее».
Участники получают конверты с наборами рисунков:
1.береза, рябина, осина, лиственница. (лиственница - хвойное дерево)


2.кукушка, синица, свиристель, поползень.(кукушка-перелетная птица)


3.бурундук, еж, медведь, белка .(белка зимой не спит)


4.подорожник, медуница, мята, вороний глаз .(вороний глаз - ядовитое растение)


5.белый гриб, подберезовик, подосиновик, бледная поганка .(поганка - ядовитый гриб)


Каждая команда должна найти среди своих картинок лишнюю и объяснить, почему она не может стоять в ряду с другими.
Дополнительные вопросы к участникам:
1.Почему лиственница стоит между лиственными и хвойными деревьями? (сбрасывает на зиму иголки)
2.Чем кукушка вообще отличается от всех птиц нашего края? (не выводит потомства сама)
3.Как белка проводит зиму? (делает запасы загодя)
4.Какие еще, кроме вороньего глаза, вы знаете, ядовитые лесные растения, в названиях которых звучит упоминание животного? (волчье лыко)
5.Как отличить поганку от съедобного гриба? (это ядовитый гриб с белой шляпкой на тонкой ножке с волнистой юбочкой)
Ведущий: Ты видишь, Незнайка, сколько всего интересного наши ребята о лесе знают.
Незнайка (заносчиво): Подумаешь! Знайки - зазнайки!
Ведущий: Не знайки, а знатоки! И вовсе не зазнайки. Ведь наши ребята готовы и с другими своими знаниями поделиться! Верно,ребята? Давайте и с нашим героем поделимся!
V. Викторина «Мы о лесе знаем всё».
Вопросы:
1.Какой лес шумит, а какой шелестит? (шелестит лиственный лес,а хвойный лес шумит, гудит. Когда дует ветер, листья деревьев соприкасаются друг с другом и создают звук, похожий на шепот. Хвоинки не соприкасаются друг с другом, но задерживают поток воздуха, создавая гул).
2.Почему лесные дороги после дождя не просыхают намного дольше, чем в городе? (В лесу ветер задерживается кронами деревьев, потому циркуляция воздуха идет медленнее и испарение воды замедляется).
3.Можно ли в лесу вырубать дуплистые деревья? (Нельзя. В дуплах живут лесные обитатели: птицы, белки, летучие мыши и другие обитатели).
4.Какая земляника слаще: та, которая растет под деревьями, или та,которая на открытой поляне? (Образование крахмала и сахара в плодах земляники протекает только при участии света. При недостатке света сахара будет образовываться меньше. Поэтому слаще земляника вырастет на поляне).
5.Почему в сосновом лесу на земле можно увидеть много отмерших сучьев? (Сосна - светолюбивое растение. Сучья этих деревьев получают мало света и отмирают. А зеленеют только верхушки деревьев.)
Незнайка: А я зато про лес поговорку знаю!
Ведущий: Это какую же, Незнайка?
Незнайка: Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит! Вот!
Ведущий: Молодец, Незнайка! А объяснить, что она означает сможешь?
Незнайка: Конечно! Это значит, что как бы вкусно волка человек не кормил, а в лесу ему все равно лучше. Волк - ведь дикое животное, в лесу его дом.
Ведущий: Ах, какой ты, Незнайка, сообразительный! Ты прав. Лес необходим в природе. Ведь в нем живет столько живых существ: птицы, звери, насекомые, лягушки, ужи... Без леса им не прожить. А теперь мы вместе с ребятами подумаем, для чего еще нужен лес. «Почему мы с лесом дружим, почему он всем нам нужен?»
V. Конкурс «Почему мы с лесом дружим, почему он всем нам нужен»
Каждой команде предлагается набор слов из известных пословиц и поговорок о лесе. За одну минуту команда должна «восстановить» поговорку и объяснить её экологический смысл.
1.Защищает, помогает, лес, ветра, от, урожаю. (Лес от ветра защищает, урожаю помогает.) Лес - наш друг; задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
2.Не губи, леса, много, леса, береги, мало, леса, посади, нет.(Много леса - не губи, мало - леса - береги, нет леса - посади.)Лес - наше богатство! Человек должен беречь лес и пополнять природные ресурсы: не рубить деревья, а сажать их.
3.Радует, зеленый, взгляд, наряд. (Зеленый наряд радует взгляд.) Леса имеют и эстетическое значение в жизни человека. Лес восхищает свой красотой, богатством, поражает своим разнообразием. Человек, побывавший в лесу, чувствует себя бодрым, умиротворенным, радостным.
4.Чем, в, дров, дальше, лес, тем, больше. (Чем дальше в лес, тем больше дров).Чем глубже заходишь в лес, тем гуще он становится, увеличивается количество деревьев, не всегда можно пройти такую чащобу, пробраться через бурелом. Обычно в таких местах и заготавливают дрова, добывают древесину.
5.Жить, леса, голодному, возле, не быть. (Возле леса жить - голодному не быть). Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Незнайка: А я и не знал, что лес так важен для человека и в природе!
Ведущий: Как же не знал, Незнайка? Без леса ни одно существо не выживет. Ведь лес - это еще и настоящая фабрика кислорода!
Без леса мы просто бы не смогли дышать, ведь растения на свету производят кислород и поглощают углекислый газ. А мы все дышим кислородом.
Незнайка: Ой, а я об этом не подумал. Зато я теперь твердо знаю, что лес надо беречь, уважать и любить.

Станция первая «Угадай дерево».

Команды по очереди отвечают на вопросы ведущего. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Следить за правильностью ответов будет наше уважаемое жюри (представляем членов жюри).

Загадки для 1 команды

1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза.)

2. Прямо в небо рвутся ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ель.)

3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел - и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь.)

4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива.)

5. Дерево чудесное,
Листья интересные -
Веерочки, веерки,
Белой свечкою цветки. (Каштан.)

Загадки для 2 команды

1. Летом знойным зацветет -
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар…
Кто-то дерево узнал? (Липа.)

2. Не береза, не сосна -
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина.)

3. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина.)

4. Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает,
В воздухе летает. (Тополь.)

5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья - звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен.)

Станция вторая «В мире животных и растений». Предлагаю вам ответить на вопросы викторины.

  1. Какое дерево щедро поит людей и насекомых соком? (Береза.)
  2. Какие лесные жители едят желуди? (Кабан, медведь, лось, белка.)
  3. Какой гриб любит жить под березой? (Подберезовик.) А под осиной? (Подосиновик.)
  4. Кто из обитателей леса любит полакомиться семенами шишек? (Медведь, белка, дятел, клест.)
  5. Кто любит лакомиться корой осины, яблони и некоторых других деревьев? (Заяц.)
  6. Кому по нраву в лесу ягоды рябины? (Снегирь, свиристель, медведь, лось, белка.)
  7. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосна.) Почему?
  8. Какие блюда можно приготовить из лесных груш и яблок? (Варенье, компот, сок, повидло.)

Станция третья «Прочти пословицу»

У вас на столах лежат карточки №1. Буквы соединены между собой по горизонтали (слева направо и справа налево) и по вертикали (сверху - вниз и снизу-вверх). Прочтите пословицу.

С

Р

Е

И

Н

Т

И

Т

Р

Е

В

М

У

С

Т

Е

У

Д

О

Ь

Т

А

Ь

Л

Б

Ь

-

Т

,

Р

-

О

И

Т

П

Я

В

Ы

С

Т

Ответ. Срубить дерево - пять минут, вырастить - сто лет.

Станция четвертая «Народные приметы».

Расшифруйте значение пословиц.

  1. Когда лист с березы и с дуба опал чисто, жди год урожайный.
  2. Не сей пшеницы прежде дубового листа.
  3. Когда черемуха цветет, всегда холод живет.
  4. Зацвела рябина - жди тепло.
  5. Если ягод рябины много уродилось, осень будет сырая, а зима морозная.

Станция пятая «Угадай дерево»

участники команд дают описание дерева указывая на его особенности, а другая команда должна угадать о каком растении идет речь. Например: она бывает плакучая (ива).

Станция шестая «Сделай сам»

Из имеющихся у вас на столах принадлежностей (ножницы, цветная бумага, клей) изготовьте модель деревца.

Станция седьмая «Правила поведения в лесу»

В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова «Не». Как вы думаете, что это за советы?

Примерные ответы учащихся.

  1. Не разводи костров в сухую погоду.
  2. Не руби в лесу деревьев.
  3. Не разоряй муравейники.
  4. Не пугай птиц, не разоряй гнезд.
  5. Не бери в лесу животных.
  6. Не убивай жаб и лягушек, они питаются вредными насекомыми.
  7. Не рви лесные и полевые цветы.
  8. Не убивай змей, они приносят огромную пользу, уничтожая грызунов.
  9. Не делай надписей на камнях и деревьях, они вызывают лишь ощущение досады и сожаления у тех, кто придёт после тебя.

Станция восьмая «Дерево».

На рисунке зашифрована пословица о бережном отношении к окружающему миру. Расшифруйте ее. Как вы понимаете эту пословицу?

Ответ. Не мудрено дерево срубить - мудрено вырастить. (Читать следует по часовой стрелке, «перепрыгивая» через слоги.)

Ведущий : а сейчас члены жюри огласят результаты нашей игры.

Экологическая конкурсно-игровая программа

«Эта загадочная природа»

Кудровец Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

ГУО «Эсьмонский учебно-педагогический комплекс

детский сад-средняя школа Белыничского района»

Цель:

Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе.

Ход конкурса

Ведущий:

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
На встречу солнцу и ветрам.
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!

Ведущий: Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он, да и все живое, часть ее. Природа кормит и поит, радует и волнует, тревожит и успокаивает. Прекрасна природа, неповторима и многолика. И сегодня я предлагаю вам провести конкурсную игру «Эта загадочная природа». В нашем турнире будут участвовать две команды. Судить правильность ответов и выполнение заданий будет жюри. (Представление жюри.)

Тур 1. «Представление команд»
Ведущий: Начнем мы с вами нашу игру с представления команд. В этом конкурсе будут оцениваться название, которое обязательно должно быть экологическим, эмблема, представление команды. Итак, согласно жребию, мы приглашаем на сцену 1 команду.

На сцену приглашается вторая команда.

Пока жюри оценивает конкурс, участники команды осваиваются со сценой, я предлагаю вам послушать стихотворение «В природе столько красоты!» (В. Чижов), которое прочитает Колочева Тамара.

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Тур 2 «Разминка»

Ведущий: Каждой команде по очереди дается по четыре подсказки. Если команда ответила с 1 подсказки получает 4 бала, если со 2 – 3, если с 3 - 2, если с 4 – 1 бал. Если команда не ответила на вопрос, а ответила другая команда она получает 1 бал.

1. Оно может жить до 2000 тыс. лет.
2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
3. Из него делают бочки и паркет.
4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)

1. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
2. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
3. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников.
4. Оно всегда зеленое или голубое. (Ель)

1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2. Из его коры делают много полезных вещей.
3. Из него самые лучшие дрова.

4. Это самое любимое русское дерево. (Береза)

1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.
2. Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
3. Бобры его любят и заготавливают на зиму.
4.Его листья дрожат даже в безветренную погоду. (Осина)

1. Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.
2. Про нее сложено много песен.
3. Кора целебней ягоды.
4. У нее есть родственница с блестящими черными плодами – городовика. (Калина)

1. Цветет летом и очень душистое.
2. Отвар цветков не заменим при простуде.
3. С его цветков лучший мед.
4. Из него делают ложки и лапти. (Липа)

Ведущий: Пока жюри подводит итоги я предлагаю всем зрителям вспомнить народные приметы и ответить, к чему эти приметы?

1. Ворона прячет нос под крыло - (к морозу).

2. Когда возникает две или три радуги, (бывает продолжительный теплый дождь).

3. Если цветок белок кувшинки совсем не поднимается из воды, (будет затяжной ливень или наступит похолодание).

4. Если клевер складывает листочки, (то это признак надвигающейся бури).

5. Если поздно вечером долго слышна звонкая песня зеленого кузнечика, (утро будет тихим, солнечным).

6.Вороны, ходящие по земле –(к теплу).

7.Вечером расквакались лягушки –(на весь день «запланирована» ясная погода).

8.Если идет дождь, а домашняя птица не прячется – (скоро распогодится).

9.Воробьи сбились в стайки и летают меж деревьев – (к засушливым дням).

10. Кукушка с самого утра кукует без умолку – (к потеплению).

11.Утром вороны каркают (к дождю).

12.У зайцев шерсть побелела – (зима близко).

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Тур 3. «Рассказ Бабы – Яги»

Ведущий: Переходим с вами к третьему туру.

Появление Бабы – Яги. (Б.Я. появляется на метле)

Б.Я . Здравствуйте, вот и я.

Ведущий: Это что еще за чудо, и взялось оно от куда?
Б.Я . Сама ты чудо! Я ж красавица! Или что-то вам не нравится! А откуда взялась сами догадайтесь. Сейчас вам загадаю загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Лес)
Б.Я. Конечно я пришла к вам из лесу. А пришла, потому что недавно у нас в гостях побывали ваши ребята и нарушили много правил поведения в природе. Вот теперь командам предстоит найти эти ошибки и подчеркнуть. Кто больше найдет ошибок, тот и выигрывает. За каждый правильный ответ команда получает 1 бал. А я пока поиграю со зрителями. Значит так!

Сейчас я буду называть месяц так, как его называли наши предки, а вы должны назвать, как называется этот месяц по григорианскому календарю, т. е. так, как мы привыкли называют этот месяц.

1. Зимец -Январь.

2. Бокогрей-Февраль.

3 Протальник- Март.

4. Цветень- Апрель.

5. Травень- Май.

6. Липень- Июнь

7. Сеностав -Июль.

8. Серпень -Август.

9. Хмурень -Сентябрь.

10. Грязник-Октябрь.

11. Полузимник -Ноябрь.

12. Волчий-Декабрь.

(Команды сдают свои работы жюри)

Б.Я. : Пока жюри будет подводить итоги мы с вами попоем.

Игра со зрителями. «Спеть песни о птицах».

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Тур 4. «Собери пословицу»

Ведущий: Задание командам. Нужно собрать разрезанную пословицу и приклеить на лист, потом они будут зачитываться по очереди.(Командам раздаются конверты с разрезанными пословицами). А мы с вами послушаем песню Владимира Шаинского «Облака» в исполнении учащихся начальных классов.

Пословицы.

    Много снега - много хлеба..

    Сорока на хвосте принесла.

Ведущий: Пока жюри работает, мы с вами поиграем в игру «Правда ли что..» . вы должны отвечать «Да» или «Нет».

1. Крокодилы могу взбираться на деревья? (да)
2. Змеи могут совершать прыжки до метра в высоту. (да)
3. Стрижи даже спят на лету? (да)
4. Голубые розы растут только в Китае? (Нет, их вообще не существует).
5. Зеленный картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (да)

6. Народная молва нарекла аиста сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Нет. Сова)

7. Кукушка считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. (Да)
8. Бабочки живут всего один день? (нет)
9.Правда ли, что из ландыша делают лекарство, что бы лечить сердце? (Да)

10. Правда ли, что шиповник богат витамином С? (Да)

11. Правда ли, что подорожник лечит" ссадины и раны? (Да)

12. Змея может проглотить добычу крупнее своей головы? (Да)

13. Шипение у змей возникает благодаря трению чешуй друг о друга? (Да)

14. У птиц роль руля выполняет хвост? (Да)

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

ТУР 6. «А мы поем»
Ведущий: Каждая команда готовила домашнее задание-песню. Давайте проверим, как они с ним справились.(Команды исполняют песни)

Ведущий: Пока жюри совещается, послушайте стихотворение «Сберегите Землю».

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля,

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя,

Терзал за веком век

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

Можешь только ты,

Разумный человек!

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Тур 7. «Живая буква»

Ведущий: Команды выстраиваются в две колонны. (На расстоянии от команд приготовлены листы с таблицами на разные буквы). Конкурс проводится по принципу эстафеты. По сигналу два первых участника с маркерами вместо эстафетных палочек добегают до таблиц и записывают название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя (напр., М: Маргаритка, муравей, медведь и т.д) и передают маркер следующим участникам. Побеждает команда, первой заполнившая таблицу.

Цветок

Дерево

Насекомое

Рыба

Птица

Зверь

Ведущий: Пока жюри трудится, мы поиграет в «Путаницу». В стихотворениях перепутаны понятия. Надо распутать стихотворение, правильно вставить слова.
1. Я гулял по зоопарку.
Мимо клеток проходил.
Вдруг, смотрю, сидит на ветке
Весь зеленый... крокодил.
Попугай.
2. Поздно ночью не усну, –
Кто-то воет на луну!
У него ужасный нрав,
А зовут его... жираф.
Волк.
3. Сладко пахнет спелой земляникой,
Па траве играют солнечные блики.
Верхушки деревьев задевают облака –
Это место называется... река.
Лес.
4. То на дереве сидит,
То, как самолет, летит.
Черный, каркает – сюрприз,
Дружно скажем: это... лис.
Ворон.
5. У него большая грива,
Он, ребята, зверь красивый.
У него большая миска,
Осторожно: это... киска.
Лев.

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Заключительная часть. Подведение итогов. Награждение победителей.

Приложение

Лебеди

Зорька алая вставала под осенним небосклоном.

А по небу пролетала стая диких лебедей.

А куда они так рано с первым колокольным звоном.

Улетают в небе тают серой стаей от людей.

Кто им вслед махал платочком, кто слезу ронял на ветер.

Провожали и встречали их пруды и дерева.

Им шептали вслед цветочки так заведено на свете.

Возвращайтесь поскорее на родные острова.

Припев:

Да, да с берега моря корабли уплывали.

Да, не в радость, не в горе лебеди улетали.

На шальные просторы ветры южные звали.

Через пропасть и горы лебеди улетали.

Солнце выше поднималось, ветерок срывал листочки.

Осень шла и продолжаясь на земле меняя цвет.

Улетала в дали стая, превращались птицы в точки.

А вернутся ли обратно, мне ни кто не даст ответ.

Припев:

Журавлик

То ли в радость, то ли в горе

Земли в головном уборе

Седина у моря на виду.

Только одиноко бродит

Маленький журавлик вроде

белого кораблика на льду.

Где же ты остановился,

Как ты от своих отбился.

Стая на югах давно твоя.

Знаю, мама бы просила

Собери сыночек силы,

Долети скорее до меня

Знаю, мама бы просила

Собери сыночек силы,

Долети скорее до меня

Припев:

Ты плыви, плыви кораблик,

Ты лети, лети журавлик

На краю земли остановись

Вскоре облака растают

В море до небес достанут

Вскоре облака растают

В море до небес достанут

Ты поймешь, что значит эта жизнь

Знаю, тяжела разлука

День за днем сплошная мука

Только ты в дорогу соберись

То, что белый снег растает,

Ты свою увидишь стаю,

То, что белый снег растает,

Ты свою увидишь стаю,

Ты мне в этом сердцем поклянись.

«Кто построил радугу»

1. Кто построил радугу

В небе над землёю

Семь цветов, семь мостиков

И загнул дугою

2. Как бы мне хотелось знать

Кто рукой могучей

В небе замок сказочный

Вылепил из тучи

Это, это, это видно дождик.

Он немного архитектор

И чуть-чуть художник (2 раза)

3. Кто луга весенние

Засадил цветами

Вот теперь я думаю

Догадались сами

Это, это, это видно дождик.

Он немного архитектор

И чуть-чуть художник (2 раза)

«Облака»

Мимо белого яблока луны

Мимо красного яблока заката

Облака из неведомой страны

К нам спешат и опять бегут куда-то

Припев:

Облака белогривые лошадки

Облака что вы мчитесь без оглядки

Мы помчимся в заоблачную даль

Мимо гаснущих звезд на небосклоне

К нам неслышно опустится звезда

И ромашка останется в ладони

Припев

Не смотрите вы пожалуйста свысока

А по небу прокатите нас облака

Рассказ Бабы Яги.

Весело музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. Дни стояли жаркие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Мы с лешим на перегонки вырывали грибы из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше.

Перед уходом мы с Лешим устроили соревнование, кто дальше выбросит пустые банки и полиэтиленовые мешки. А что, все равно микробы их разрушат. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой, авось пригодится.

Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Леший решил показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. С охапками луговых и лесных цветов мы возвращались в свой лес. Весело прошел день.

В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

Пословицы.

    Весна красна цветами, а осень - снопами.

    Какова береза, такова и отростка.

    Ласточка день начинает, а соловей кончает.

    Много снега - много хлеба..

    Мороз не велик, да стоять не велит.

    На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

    Рощи да леса - всему миру краса.

    Сегодня не тает, а завтра кто знает.

    Сорока на хвосте принесла.

    Что летом родится - зимой сгодится.

    Январь год начинает, а декабрь кончает

Пословицы.

    Весна красна цветами, а осень - снопами.

    Какова береза, такова и отростка.

    Ласточка день начинает, а соловей кончает.

    Много снега - много хлеба..

    Мороз не велик, да стоять не велит.

    На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

    Рощи да леса - всему миру краса.

    Сегодня не тает, а завтра кто знает.

    Сорока на хвосте принесла.

    Что летом родится - зимой сгодится.

    Январь год начинает, а декабрь кончает

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля,

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя,

Терзал за веком век

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!

Цели:

  1. Активизировать познавательную деятельность детей.
  2. Показать значимость бережного отношения к окружающему миру.
  3. Расширять кругозор, развивать творческие способности детей.
  4. Способствовать сплочению коллектива класс.

Предварительная подготовка:

  1. Подготовка рисунков, оформление выставки.
  2. Подготовка раздаточного материала для конкурсов
  3. Дети придумывают названия и девиз команд, выбирают капитанов.
  4. Подбор музыкального сопровождения.

Материалы и оборудование:

  • магнитофон, карточки с вопросами;
  • плакаты с изображением животных;
  • музыкальный молоточек для аукциона;
  • предметы и картинки с живой и неживой природой.

Плакаты:

1. Логика природы есть самая доступная и
самая полезная логика для детей. (К.Д. Ушинский)

2. Каждый по-своему чем-то хорош:
Поганка и ежик, лягушка и еж!
Нет ни цветка, ни зверька, ни куста,
Где бы ни встретилась нам красота. (Т.А. Пушкарев)

Ход занятия

Под крышей голубой огромной
Солнышко рыжее живет,
А ночью среди звездных тучек
Танцует звездный хоровод.

И лес живет, под синим небом,
И дождь, и грозы, и цветы,
И яблоньки в саду зеленом,
Твоя семья живет и ты.

Большой, огромный этот дом,
Вон сколько птиц, цветов в нем и народа,
Мы знаем все (хором) – ПРИРОДА!

Ведущий 1. Здравствуйте, ребята!

Ведущий 2. Здравствуйте! Сегодня перед вами стоит задача показать, кто из вас достоин звания жителя планеты Земля.

Ведущий 1. На самом деле сегодня нам бы хотелось убедиться, что будущее нашей планеты в безопасности.

Ведущий 2. Что вымирающие виды животных никогда не превратятся в исчезнувшие виды.

Ведущий 1. Что ныне существующие никогда не превратятся в вымирающих.

Ведущий 1. Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не в первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное – никто не знал, почему это случилось.

Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.

А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. Рвали и распустившие цветы, и те, на которых были еще бутоны. Словом, все подряд. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины. Когда приходило время, тахины откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, и именно эти личинки уничтожали гусениц, наносящих вред лесу.

Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. И некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И все потому, что дети, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.

Ведущий 2. Экология – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей природе.

Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где- то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.

Ведущий 1. Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушали законы природы. Недавно мы это поняли. И для того, чтобы все- таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы), люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла экология. Кстати, это слово составлено из двух греческих слов: ойкос – дом и логос – наука. Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Ведущий 2. Группа делится на две команды. И так первое задание! За каждое задание начисляется 5 баллов. Баллы могут сниматься за неточность, не до конца доделанное задание и т.д. и прибавляться за активность.

I. Конкурс «Живая и неживая природа».

Каждая команда получает набор одинаковых предметов и картинок, которые разложены на двух столах. Ребятам необходимо разделить предметы живой и неживой природы. Оценивается правильность ответа и быстрота.

Предметы и картинки: песок, цветок, вода, камень, грибы, заяц, глина, птица, дерево, солнце и т.д.

  1. Живая природа: цветок, грибы, заяц, птица, дерево.
  2. Неживая природа: песок, вода, камень, глина, солнце.

II. Конкурс «Животные».

От каждой команды прошу по три человека на сцену. Для вас приготовлены карточки. Выбирайте! На карточке написано название одного животного. Это животное необходимо изобразить. А команды должны разгадать название этого животного.

Карточки: бобер, осел, жираф, тигр, лошадь, свинья…

III. Конкурс «Эрудит».

Команды показали свои знания повадок животных. А сейчас мы проверим вашу эрудицию. Я буду вам задавать вопросы, а ваша задача заключается в том, чтобы дать правильные ответы. Если команда затрудняется в ответе, то ей помогает команда-соперник, которая получает за это дополнительные баллы.

  1. Назовите 10 домашних животных.
  2. Назовите 10 животных на букву А.
  3. Назовите 10 птиц.
  4. Назовите 10 рыб.
  5. Назовите 10 кошачьих кличек, не совпадающих с именами людей.
  6. Назовите 10 диких животных обитающих в России.

IV. Конкурс «Загадки».

В этом конкурсе принимают участие по 2 человека от каждой команды. По мере озвучивания загадок: 1-й участник (от каждой команды) находит карточку – отгадку и располагает ее на стенде; 2-й участник пишет отгадки на доске.

Загадки:

1. Я увидел: на опушке
Гриб растет, на нем веснушки.
Все, как на подбор.
Значит, это – ... (Мухомор.)

2. Ах, зеленая коса…
Не девица, а краса.
Только прячется в темнице
Эта красная девица. (Морковь.)

3. Длинный хвост и белобока
И трещит, значит – ... (Сорока.)

4. Он питается лишь травкой,
Дружит с каждой он козявкой,
Зелен весь, как огуречик.
А зовут его – ... (Кузнечик.)

5. Он зубастый, серый, злой.
На пути его не стой!
За зайцем гоняется.
Кем он называется? (Волк.)

6. Все с цветка да на цветок,
Запасет она медок.
Ее день рабочий долгий.
Кто та труженица? (Пчелка.)

7. Кто спешит к нам в хоровод
Прямо в ночь под Новый год?
Кто пушистая, в иголках?
Ну, конечно, это – ... (Елка.)

8. Кто природе помогает,
Кто лучами не ласкает,
Загляни в оконце?
Это наше... (Солнце.)

9. Кто румян и краснощек?
У кого мясист бочок?
Кто скажите тот сеньор?
Ну, конечно, ... (Помидор.)

10. Все под ним зазеленеет,
Травку напоить умеет.
Если зонтик не возьмешь,
И тебя намочит... (Дождь.)

11. Очень любят солнышко
Розовые глазки.
На полянке в рассыпную –
Словно бусы в сказке.
Под листочком, посмотри-ка,-
Поспевает... (Земляника.)

12. У воды сидит певица,
Очень уж старается.
Из всех ее стараний
Ква-ква получается. (Лягушка.)

13. Словно кружевом расшита
Зеленая рубашка.
Так по лугу разбрелась
Белая... (Ромашка.)

V. Конкурс «Экологический».

Каждой команде раздаются карточки с вопросами.

  1. Что можно сделать, чтобы остановить загрязнение воздуха?
  2. Если бы я был президентом, то какие бы законы я принял, чтобы остановить браконьерство?
  3. Представьте некоторые правила, которые люди должны соблюдать, чтобы избежать загрязнение окружающей среды.
  4. Что вы делаете для того, чтобы помочь вымирающим животным или, что вы хотели сделать, чтобы помочь им?

VI. Конкурс «Ассоциации».

Молодцы вы прекрасно справляетесь с заданиями. Сейчас я произнесу слова, а вы назовете животное, с которым ассоциируется это слово. И что интересного вы можете сказать об этом животном?

  1. Гриб. (Лисичка.)
  2. Бездельник. (Ленивец.)
  3. Маршрутка. (Газель.)
  4. Денежная единица Болгарии. (Лев.)
  5. Военный корабль. (Броненосец.)
  6. Автомобиль. (Ягуар.)
  7. Шахматы. (Конь, слон.)
  8. Компьютерный манипулятор. (Мышь.)
  9. Безбилетный пассажир. (Заяц.)
  10. Пешеходный переход. (Зебра.)
  11. Река. (Тигр.)
  12. Торговая марка. (Пума.)
  13. Оборонительное заграждение. (Еж.)
  14. Шипы для лазанья по столбам. (Кошки.)
  15. Жилище животного. (Норка.)
  16. Символ России. (Медведь.)

VII. Конкурс «Отгадай животное».

  1. Животное, являющееся одним из самых крупных быков мира. Его рост достигает 2 метра, вес доходит до 1тонны. Могучее телосложение не мешает быть ему быстрым и ловким в движениях. Держатся эти звери группами по 6-8 голов. (Зубр.)
  2. Эти маленькие обитатели лесов, степей и пустынь могут фыркать, чихать, ворчать, храпеть и клацать зубами как люди. Кто они? (Ежи.)
  3. Эта птица бывает 18 видов, в том числе: Домовый, Черногрудый, Саксаульный, Полевой, Пустынный и даже Рыжий. О ней писали Горький и Есенин, Пришвин и Бианки. Кто же этот пернатый житель городов и сел? (Воробей.)
  4. Она – тезка некоторых из девочек. Ее часто путают с другой птицей семейства, к которому она принадлежит. Нельзя сказать, что у нее прекрасная внешность, но поэтому поводу она совсем не комплексует. Ее можно встретить и в городе, и в лесу, и на огородах. И везде она ведет себя очень уверенно. О какой птице идет речь? (Галка.).

VIII. Конкурс аукцион по теме «Птицы и животные».

Ведущий называет первое слово, например, «волк». Далее указывает на участника из команды, и тот произносит слово, которое начинается с последней буквы предыдущего – «Коза». Следующий говорит «антилопа», затем «альбатрос», «сова»,и т д.

После каждого слова ведущий ударяет музыкальным молоточком и произносит: «Раз, два, три». Если после слова «три» никто из участников не может предложить новое слово, значит, выигрывает та команда, которая была последней.

Ребята, мы сегодня многое узнали о природе. Она дает нам воду и воздух, свет и тепло, а также пищу. Так могут ли люди жить без природы, уничтожая ее? Конечно, нет. Ведь и сам человек – это частица природы. Значит всем нам, чтобы жить, надо заботиться о природе и ее обитателях и оберегать их.

Давайте послушаем стихотворение Н. Заболоцкого «Журавли».

Чтец 1.

Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.

Чтец 2.

Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное сияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величия
С высоты обрушилась на нас.

Чтец 3.

Два крыла как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:

Чтец 4.

Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе-
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.

Чтец 5.

Мы порой со смущеньем отводим глаза,
Увидав беспризорного грустного пса,
Убеждаем себя, что не мы виноваты,
Если в нашем подвале плачут котята.
Только знайте: мечтают животные все
О хозяине добром, о своем уголке,
Мечтают вас вечером ждать у дверей,
Тереться о ноги хозяйки своей.
На улице ждут их холод и вьюга,
А в доме всегда есть местечко для друга.
Если вам тесно в квартирах огромных,
Вы покормите животных бездомных.

(Г. Ульянова)

Итог занятия.

В конце занятия ребята делятся впечатлениями. Ведущий помогает им вопросами:

  1. Как вы думаете, кто у нас сегодня самый большой знаток?
  2. Что вы узнали нового с нашего занятия?
  3. Почему надо много знать о природе?
  4. Чье выступление вам больше всего понравилось?

Список литературы:

  1. Внеклассные мероприятия: 4 класс. /Авт.-сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая. - М.: ВАКО, 2007. 272с. (Мозаика детского отдыха.)
  2. Внеклассные мероприятия: 6 класс. /Авт.-сост. О.Г. Черных. - М.: ВАКО, 2008. 256с. (Мозаика детского отдыха.)
  3. Внеклассные мероприятия: 7 класс. /Авт.-сост. Л.Л. Загуменова. - М.: ВАКО, 2008. 176с. (Мозаика детского отдыха.)
  4. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 4-5 классы. - М.: ВАКО, 2007. 208с. (Педагогика. Психология. Управление.)
  5. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников: 5-6 классы. - М.: ВАКО, 2008. 288с. (Мозаика детского отдыха.)
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!