Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Экологическая экскурсия «Секреты зимнего леса. Экскурсия в зимний лес.docx - Экскурсия в зимний лес с детьми старшего дошкольного возраста Экскурсия деревья и кустарники зимой

Цель.

Задачи экскурсии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсия в зимний парк в старшей группе

Цель. Сформировать представление о зиме, как времени года, научить детей подмечать характерные признаки зимних явлений в неживой и живой природе. Способствовать воспитанию любви к родной, развитию интереса к живой природе. Сравнивать зиму с летом, активизировать и обогатить словарный запас, развивать логическое мышление, пробудить желание узнавать новое о природе.

Задачи экскурсии.

1. Расширять у детей знания о зимнем времени года;

2. Воспитывать умение связно и последовательно вести беседу, учить давать полные ответы на вопросы;

3. Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение;

4. Развивать умение сравнивать, делать обобщение.

Вид экскурсии. Природоведческая.

Обогащение словаря.

Вьюга, метель, снегопад, зимующие, линяют, шероховаты ствол, корявые ветки.

Предварительная работа воспитателя.

Определить цель, место экскурсии, путь, наметить места коллективного и самостоятельного наблюдения, подготовить конспект.

Место проведения экскурсии.

Экскурсия в парк, расположенный в 100 метров от территории детского сада.

Методы:

1. Наблюдение

2. Игры

3. Беседа

Методические приемы

1. Сюрпризный момент

2. Художественное слово

3. Поисковая деятельность

План экскурсии:

1 . Вводная часть - сюрпризный момент, беседа с героем -10 минуты.

2. Основная часть: - коллективное наблюдение – 10 минут

Игра - 5 минут

Самостоятельные наблюдения -5 минуты

Игры с природным материалом - 5 минут

3. Заключительная часть:

Итоговая беседа, анализ экскурсии, возвращение в детский сад - 5 минуты.

Ход экскурсии:

1. Вводная беседа. Обратить внимание на погоду. Сообщить цель экскурсии, правила поведения на улице, как лучше одеться. Познакомить с гостем, попугаем кешей, который прилетел к нам с юга и хочет сопровождать нас во время экскурсии. Воспитатель: Ребята, откуда прилетел попугай Кеша? (с юга, с Африки). Правильно. Скажите мне, а зачем он прилетел к нам? Да, он никогда не видел зимы. Но сидя в группе, он не поймет чем отличается холодная зима от жаркого лета.

Вот наденем шарфик и шапочку, чтобы он не замерз и можно отправляться в путь.

2. Все идут в парк. По дороге воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время года, какая сегодня погода (светит ли солнце, идет ли снег, какой ветер) .

3. Коллективное наблюдение в парке. Воспитатель отмечает красоту зимнего пейзажа. Разучивает стихотворение:

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда,

Вьюга злится,

Снег кружится,

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

Дети отвечают на вопросы Кеши: Как вы определили, что наступила зима? Воспитатель и попугай Кеша слушают ответы детей, которые объясняют, что приход зимы можно определить по одежде людей, погоде. Деревья зимой голые, без листочков стоят, ветки у них хрупкие.

Воспитатель предлагает поиграть в игру: "К названному дереву беги".

4. Воспитатель замечает, что в парке тихо, не слышны голоса птиц. Попугай Кеша задает вопросы детям: А кто я? А какие птицы у вас есть? А на зиму какие-нибудь птицы остаются? А почему они не улетают в теплые страны, как другие?

Воспитатель предлагает повесить птицам кормушку с семенами, крошками, зернами.

5. Попугай Кеша интересуется у детей, знают ли они животных, которые живут в теплых странах, есть ли животные в этих местах? Как они зимуют, чем отличается жизнь животных летом и зимой? предлагает поиграть в игру: "Перелет птиц".

6. Самостоятельные наблюдения. Предложить детям самостоятельно поискать насекомых. Вопрос воспитателя: Где зимой можно найти насекомых? (спрятались в коре деревьев, в лесу под снегом, в земле)

7. Игра с природным материалом: "Разведчики леса". Дети запоминают название деревьев, собирают веточки, семена, кусочки коры. Они рассматривают их, рассказывают воспитателю и попугаю Кеши, с какого они дерева, кустарника. Начинается новая игра "Детки, с какого они дерева".

8. Попугай благодарит за экскурсию по зимнему парку, за познавательную беседу и прощается с детьми.

9. Заключение: Что происходит зимой с живой природой? Что делают люди зимой? Что понравилось и что запомнилось во время экскурсии?


Транскрипт

1 Экскурсия «Деревья зимой» Цель: Создать условия для формирования представлений учащихся о жизни деревьев зимой. Задачи: - способствовать расширению представлений младших школьников о жизни хвойных и лиственных растений зимой; - содействовать формированию у детей умения распознавать деревья по силуэтам и другим признакам; развитию произвольной памяти, внимания, мышления, устной речи; - способствовать формированию экологической культуры младших школьников, эстетических чувств. Оборудование: иллюстрации ели и сосны, карточки для определения деревьев по силуэтам, иллюстрации свиристеля и снегиря. Ход экскурсии 1. Орг. момент. 2. Вводная беседа. - Что происходит в неживой природе с наступлением зимы? - Какая сегодня погода? - Вам нравится природа после снегопада? Какая она? - Послушайте стихотворение. Как автор в нем представляет природу? Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело - Точно пеленою Все го одело. Темный лес, что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно. 3. Беседа на улице. - Рассмотрите деревья вокруг нас. Что произошло с ними с приходом зимы? -Да, они без листьев, в снегу. - Как вы думаете, как живут деревья зимой? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос. - Зимой деревья находятся в сонном состоянии. В холод они не пьют корнями из почвы воду. Сможем ли мы узнать наших старых знакомых? - Легче всего узнать березу. Почему? - Рассмотрите березу. У нее белый с черными пятнами ствол, свисающие тонкие ветви и сережки. - Рассмотрим дуб. Морщинистая кора, мощные ветви, на них сухие прошлогодние листья. - Есть такое могучее дерево, полное жизни, силы и красоты. Если посмотришь на него, то не оторвешь глаз.

2 Дуб Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу можно простудиться? Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый! Значит, он выносливый, значит, закаленный. И. Токмаковой - Это дерево считается символом силы, здоровья. - На нем в течение всей зимы сохраняются листья. Они бурые, засохшие, но свисают и трепещут на ветках. - Дерево имеет шероховатую кору. Давайте подойдем и потрогаем ее руками. По каким признакам вы ее узнаете? Какие плоды у дуба? Желуди. - А теперь рассмотрите рябину. По каким признака вы ее узнаете? По гроздьям ягод. - Рассмотрите ягоды рябины. Они покрыты снегом, ярко-оранжевые или красные. После мороза ягоды становятся сладкие, и их с удовольствием едят птицы. Вот почему нельзя без пользы срывать эти ягоды. Ведь они являются пищей для прилетающих из более холодных областей нашей страны свиристелей и снегирей (илююстрация). - А еще у рябины замечательная кора. Рассмотрите, какая она. Гладкая, малиновая, блестящая. Правда, красивая?! - А вот кора осины серая. Ее легко узнать издали. Осина - дерево с гнилой сердцевиной, поэтому долго не живет, как дуб. - Рассмотрим другие деревья - клен, липу. - Какие деревья своей зеленью украшают лес зимой? Отгадайте загадки Стоят дома высокие, Этажи несчетные, Шпили колючие Под тучами могучими. (Ель). А на верху над мглою этой, Перерастая в небеса, В лучах

3 заката, в бликах свет Горела красная... (Сосна). - Почему сосна красная? У нее кора оранжевая, яркая. Ствол у сосны золотистый, солнечный. Даже в пасмурный день сосна как будто светится. - Чем отличается ель от сосны? Ветви деревьев покрыты хвоей. Это тоже листья, но покрыты они плотной кожурой. Поэтому хвоя не боится морозов и не опадает зимой. - Рассмотрите, как расположены на иллюстрации ветви ели и сосны. У ели ветви начинаются у самой земли. Не зря говорят «пушистая ёлочка». У сосны ветки на самой макушке длинного стройного ствола. - Не стоит их ломать, пусть они украшают лес. - Давайте сравним иголочки ели и сосны. У ели они жесткие и короткие, а у сосны - более длинные и растут по две. - А вы знаете, что кроме красоты эти хвойные деревья обладают еще и лечебными свойствами. Смолистые вещества, которые выделяют деревья, убивает микробов, а хвоя успокаивает нервную систему, если принять ванну. - Итак, сосна и ель не сбрасывают хвою на зиму. - Как поживают другие наши соседи? Отправимся к яблоне. - Яблони, как и другие лиственные деревья, стоят с обнаженными ветками. - Рассмотрите силуэт яблони. Какая у яблони кора? - А теперь вспомните теплую весну. Что происходит с нашей яблоней? Она зацветает, появляются листья. - Откуда же возьмутся листья и цветы? - Из почек. Оказывается, зачатки листьев и цветов зимой спрятаны в надежный футляр из плотных чешуек. Они защищают нежные будущие листья и цветки от мороза. Пригреет солнце, чешуйки раскроются, и появится долгожданная зелень. - Рассмотрите почки, но не ломайте ветки. Ведь деревья - это тоже живые существа. 4. Самостоятельное наблюдение детей.

4 Работа выполняется в группах по 3-4 человека, используются карточки. Задание 1. - Рассмотрите березу. Внимательно изучите кору дерева, чем она отличается от коры рябины, что у них общего? - Есть ли на березе прошлогодние листья? Семена? Рассмотрите их. - Рассмотрите почки березы. Чем они отличаются от почек рябины? - Подготовьте рассказ о березе. Задание 2. - Рассмотрите дуб. Изучите кору дерева. Чем она отличается от коры клена, что у них общего? - Есть ли на дубе прошлогодние листья? Семена? Рассмотрите их. - Рассмотрите почки дуба. Чем они отличаются от почек клена? - Подготовьте рассказ о дубе. Задание 3. - Рассмотрите осину. Внимательно изучите кору дерева, чем она отличается от коры березы, что у них общего? - Есть ли на осине прошлогодние листья? Семена? Рассмотрите их. - Рассмотрите почки осины. Чем они отличаются от почек березы? - Подготовьте рассказ об осине. Задание 4. - Рассмотрите липу. Внимательно изучите кору дерева, чем она отличается от коры рябины, что у них общего? - Есть ли на липе прошлогодние листья? Семена? Рассмотрите их. - Рассмотрите почки липы. Какие они? Чем они отличаются от почек рябины? - Подготовьте рассказ о липе. 5. Работа в классе. Чтение рассказа учителем. ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ Все зеленое, что так радовало глаз весной н летом, исчезло или спрятано глубоко под снегом. Сосны, ели да оголенные кроны спящих лиственных деревьев вот и все, что можно сейчас наблюдать из растительного мира. Ну, что же! И это лучше, чем ничего. Бели приятно увидеть липу, клен или дуб летом, вдвое приятнее узнать их при встрече зимой. Узнать издалека, как узнаешь старого знакомого по походке, по какому-нибудь одному ему свойственному жесту. Вот вдали дерево, у которого все ветки изогнуты в середине прогибаются книзу, наверху опять поднимаются. Это липа. Можно проверить, на ней или под нею на снегу, наверное, еще сохранились крылатые липовые орешки. А вот мощное дерево с засохшими листьями на верхушках ветвей. Это дуб. Он никогда не успевает сбросить всю листву до морозов, и убитые листья остаются на ветвях. А это небольшое дерево издали узнать, может, и не так легко, но вблизи уже не ошибешься: ни у одного другого нет таких маленьких черных шишечек, как у ольхи. А у ясеня на ветвях висят целые грозди длинных узких плодов-крылаток.

5 Благодаря этим длинным крылаткам ясень не спутаешь с кленом. А так у них есть общая черта, которая у других наших деревьев не встречается: все ветки у них расположены попарно. Это самый хороший признак для того, чтобы отличить клен. Ведь разных кленов в садах и парках очень много, и листья у них до того разнообразны, что иной раз не хочется верить, что это все клены. Но стоит только посмотреть, как сидят эти листья, как расположены ветки, чтобы убедиться. Вот парочка молодых побегов, над нею наперекрест вторая, выше, опять наперекрест... Да, это клен несомненно! А вот дерево... Впрочем, каждый сам по-своему может научиться узнавать деревья и кустарники зимой. Это нетрудно, ведь у них еще сохранилось столько примет! А теперь хочется дать еще совет тому, кто соскучился по красоте природы, кто жаждет вновь пережить радость, восторг и изумление. Горячо советую встать на лыжи и отправиться в молодой еловый лес. Никакими словами не передать очарования совершенно преображенного снежной скульптурой сказочно великолепного волшебного леса. Это не передать. Это надо увидеть самому. Н. Павлова Вопросы: - О каких деревьях идет речь в рассказе? - Как отличить дуб, липу, клен, ель? Работа по карточкам. Учащимся раздаются карточки с силуэтами деревьев. Следует распознать изображенные деревья. 6. Итог экскурсии: - Как изменилась жизнь деревьев зимой? - Что такое почка? Как в них зимуют листья? - Как отличить березу от дуба? Как отличить яблоню от рябины? - Какие птицы прилетают зимой кормиться ягодами рябины? - Какие деревья остаются зимой зелеными? - Почему нельзя ломать ветви деревьев?

6 Карточка 1. Определи деревья по силуэту Карточка 2, Определи деревья по силуэту. 1

7 Карточка 3. Определи деревья по силуэту Карточка 4. Определи деревья по силуэту 1. Клен

8 Каштан конский


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области Выполнили: М.Р. Головня Т.В. Петелина р.п.белый Яр 2016 Удивительные факты

Тема: «Деревья». Цель: содействовать развитию лексико-грамматической системы языка, становлению самостоятельного развернутого высказывания у дошкольников с речевой и (или) познавательной патологией (общее

МКОУ «Новорычанская ООШ» ДО Конспект НОД для детей старшей группы «Осень золото роняет» Подготовила: воспитатель Нурманова А.К. 2013г. Цель: Закрепление знаний по теме недели; Задачи: 1.Закреплять представления

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 11 Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Деревья» Воспитатель:

Непосредственно образовательная деятельность «Деревья -наши друзья» (Подготовительная группа) Подготовила: воспитатель Е.В. Жабина. Цель: Формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Теремок» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Человек и деревья» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель Горьковенко Светлана

Конспект занятия по теме «Осень», «Деревья» с детьми средней группы. Автор: воспитатель МДОБУ «Детский сад 3 Лесозаводского городского округа» Баева Ольга Александровна. Цель: Закрепление представлений

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования (оттиск поролоном) в средней группе. Тема: «Зимнее дерево» Цель: учить передавать в рисунке картину

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 15 «Медвежонок» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Берегите лес лес наше богатство»

Русский лес (викторина) Цель: проверить знания детей о деревьях, кустарниках, растительности леса. Оборудование: картины; плакаты; русский костюм; иллюстрации. В записи звучат звуки леса; шум листвы, пение

Лексическая тема: «Деревья и кустарники» 1. Рассмотреть во время прогулки деревья: березу, тополь, каштан, клен, рябину, дуб сосну, ель. Познакомить ребенка с плодами и семенами некоторых деревьев (каштан,

Урок 26. Тема: Времена года. Зима: покой природы. Цели: познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы; научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленушка» Формирование логического мышления при ознакомлении детей с природой Семинар для воспитателей Воспитатель: Шарец Е.Е.

Лексическая тема «Осень» Уважаемые родители! Осень одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему

Краткое описание деревьев. Береза Берёза считается самым красивым деревом в Сибири. Не зря его называют русская красавица. Родина этого растения - Европа. Берёза - это изящное листопадное дерево с прозрачной,

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 2 города Коврова Конспект урока по предмету «Окружающий мир» тема «Хвойные деревья» (1 класс) Разработал учитель II квалификационной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 128 «Детский сад общеразвивающего вида» «Здравствуй, дерево» /Конспект НОД по экологии в средней группе/ Воспитатель: Гуменнова Е.В. Кемерово

Конспект занятия в старшей группе на тему: «В зимнем лесу». Программные задачи: - Учить детей использовать средствами мнемотехники при заучивании стихотворений; - Учить анализировать, сравнивать, делать

Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста Воспитатель: Сентябриева Х.Я. Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 61 городского округа Самары Конспект интегрированного занятия «Золотая осень». Возрастная группа: старшая

Тамбовская область, Петровский район, село Петровское Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петровский детский сад Конспект занятия в старшей группе «Зимушка зима» Подготовила:

Живой мир ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Разговорная устная речь в 4 классе представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга

МБДОУ 102 Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему «Хвойные деревья наших лесов» Подготовила: Воспитатель Казанцева Н.И. Г.Ростов-на-Дону, ул. Сарьяна 4/20 2017 г Тема: «Хвойные деревья

Консультация для родителей Тема ОСЕНЬ 1.Поговорите с ребенком о том, какое время года наступило. Можно задать ему вопросы и предложите дать на них полные ответы. Объясните, как нужно отвечать на ваши вопросы.

Лексическая тема «Зима» Дети должны усвоить: смена времен года, основные признаки зимы, зимние забавы; подготовка людей и животных к зиме. Лексика Словарь ребенка должен включать слова: зима, время года,

Это всё хвойные Сосна, ель, кедр Узнать хвойные деревья легко. Почти все они вечнозелёные. И вместо листьев у них иголки, хвоя. Хвоя бывает разная. У одних деревьев она твёрдая и колючая. У других мягкая,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 85 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга Конспект непосредственно образовательной деятельности по

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида 9 354066, г. Сочи, ул. Ростовская, 10 телефон\факс 47-21-85 e-mail:[email protected] Утверждаю: Заведующая

О чём поговорить с ребёнком осенью? (составление осенних рассказов и заучивание осенних стихов по пиктограммам, осенние раскраски, штриховки) 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило.

Конспект НОД «Береза символ России» Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира. Задачи: Расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте

Ганичкина Елена Сергеевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 11 города Фрязино Московской области ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 24» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе: "Растение живое существо" Составила и провела воспитатель:

Конспект занятия в 1-ой старшей группе на тему: «Прощание с осенним лесом» Воспитатель: Райкина Е.С. Образовательные задачи: - Наблюдать с детьми явление природы. - Помогать устанавливать причинно-следственные

ГБОУ ШКОЛА 222 СПд 1230 Тема: "Зимушка-зима" Воспитатель: Татаренкова Т Р 2011 "Зимушка-зима" Цель: Закрепить накопленные детьми представления о зиме; Обогащать представления детей о природе; Воспитывать

МДОУ ИРМО «Усть-Кудинский детский сад» План - конспект прогулки «В гостях у березы» в подготовительной к школе группе Составила: Хороших Н.А. воспитатель Цель: создать условия для расширения представления

Образовательные задачи: 1. Формировать представление о России. 2. Расширить и уточнить представление детей о русской березе, о ее удивительных особенностях, полезных свойствах; пополнить знания и представления

Непрерывная образовательная деятельность Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие «Прогулка в зимний лес» Задачи: Развивать интерес к окружающему

Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? Правильно, ёлку, или понаучному ель. Ели высокие стройные деревья с пушистыми ветками, которые покрыты колючими иголочками. Эти иголочки называются

Конспект цикла занятий по изобразительной деятельности «Осень» - рисование шерстью Травкина Елена Ильинична, педагог дополнительного образования, дошкольное отделение 4, ГБОУ Школа 1265, г. Москва Цель:

Занятие «Экологическая тропа» Программное содержание. Расширять знание детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представление о посадке деревьев. Формировать трудовые навыки. Материалы.

ПРОЕКТ «Деревья нашего детсада» Цель: Создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей; Изучение жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой, а так же природоохранная

АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад 188 «Степашка» г.о.тольятти Конспект занятия с детьми старшей группы «ЗИМА» Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста Ивлева И.П г.тольятти Тема:

MyH ufl flafl bhoe orcaxerhoe oopa3obarerbho yqp?na Hl cpeahcq ooureo6pasobatej.rbhafl rukojra.l!!22 r, Eep$HnKr Roacnexm omkpbtmoeo ypok& o -o*t Htacce no mewe t Paspa6o"ra.na: Moxonuxona

Конспект Совместной деятельности по экологии в средней группе Тема: «Деревья и кустарники» Воспитатель: Пукаленко Т. А. 2017 г. Тема: «Деревья и кустарники». Цель: учить различать деревья и кустарники.

Слайд 1. Темой моего выступления является Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Слайд 2. Началом работы по данной теме стало проведение

Солдаткина Людмила Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 38 г.апатиты, Мурманская область КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

ГБОУ СОШ 932 д/о 3 Цикл путешествий по экологической тропе детского сада. Воспитатель: Кожунова Надежда Викторовна Москва, 2015 г. Цикл путешествий по экологической тропе Детского сада (ГБОУ СОШ 932 д/о

19.08.2015 2798 0

Цели: познакомить детей с отличительными признаками деревьев и кустарников зимой; закреплять правила поведения в природе; развивать мышление, внимание; воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: семена деревьев и кустарников; корм для птиц.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы отправимся в зимний парк. Мы будем учиться узнавать деревья и кустарники по их силуэтам.

Учитель проводит инструктаж о правилах поведения во время экскурсии: при продвижении по маршруту не забегать вперед, но и не отставать, продвигаться парами, разговаривать тихо, не кричать, все время держать друг друга в поле зрения (учитель определяет, кто за кого отвечает во время продвижения по маршруту), во время беседы стоять полукругом на расстоянии вытянутой руки от учителя.

II. Основная часть экскурсии.

Во время проведения экскурсии учитель подходит с учащимися к тому или иному растению, учит их на практике различать деревья и кустарники, обращая внимание на силуэт кроны, цвет коры, внешний вид почек.

– Обратите внимание на белый цвет коры дерева. Как оно называется? (Это береза.)

Белый цвет коры березы объясняется наличием в ней белого красящего вещества – бетулина.

Если провести по стволу темной рукавичкой, на ней появится белый налет, как будто прислонился к побеленной стене. А почему на стволе березы видны темные черточки, которые идут поперек ствола? Оказывается, это чечевички – специальные отдушины, через которые летом проходит воздух к живым внутренним тканям ствола березы. Сама береста для воздуха непроницаема. Не будь чечевичек, дерево буквально задохнулось бы. Но на зиму чечевички наглухо запечатываются – в холодное время года дерево почти не дышит.

– Рассмотрите следующее дерево. (Учитель останавливает детей около дуба.)

– Обратите внимание на его ветви. Как называется это дерево? (Дуб.)

– Почему у дуба ветки корявые?

– Почему дуб зимой стоит с бурой листвой, а не сбрасывает листья, как другие деревья? (Предположения детей.)

– Разгадка кроется в родословной дуба. Многие его родственники, обитающие в субтропиках, остаются зелеными и зимой. Наш дуб унаследовал от них способность сохранять листву, но климат не позволяет нашему дубу зимой «зеленеть», листья гибнут от холода и теряют зеленый цвет, но остаются на дереве.

– Издали это дерево похоже на дуб. Но когда присмотритесь внимательнее, то увидите его особенности. У вяза крупные боковые ветви отходят от главного ствола под острым углом. Молодые веточки расположены густо и придают дереву «пушистый вид». У вяза древесина такая плотная, что когда приходится рубить дерево, топор прямо-таки «вязнет» в ней. Отсюда дерево и получило свое название.

– Рассмотрите следующее дерево. (Учитель показывает осину.)

– Осину можно узнать по гладкому и очень зеленому по сравнению с другими деревьями стволу. Он у нее ровный и только на самом верху разрастается шапкой курчавых ветвей.

– Лиственница – хвойное дерево. Она сбрасывает на зиму хвоинки, за что и получила свое название. Зимой лиственница стоит голая, с растопыренными черными ветвями. Узнать ее можно по оставшимся на ветвях большим круглым шишкам.

– Сравните крону, хвою, шишки сосны и ели.

– У сосны иголочки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, сидят парами, а у ели – короткие, колючие и прикреплены поодиночке.

У сосны шишки небольшие, с одного конца заостренные, а у ели – длинные, ровные, большие.

– Рассмотрите хвойный кустарник. Как он называется? (Можжевельник.)

– Хвоинки можжевельника не похожи на хвою ели и сосны. Они плоские, неколючие, сизо-зеленого цвета. Сидят они на веточках по три вместе.

– Узнавать деревья и кустарники зимой в природе можно и по запаху древесины. Особенный запах у древесины дуба – густой и терпкий, чуть-чуть с кислинкой. Специфический «карандашный» запах у можжевельника. Дело в том, что из его древесины делают карандаши, точнее их «одежду». Своеобразный, чуть-чуть «дегтярный» запах имеет древесина осины.

По запаху почек можно узнать черную смородину. Они пахнут очень приятно. А вот у почек бузины запах неприятный. Своеобразный запах у клейких заостренных почек тополя. Сами почки шерстисто-пушистые, покрытые крупными коричневыми чешуями. Сидят почки на веточках поочередно: одна справа, другая слева, следующая опять справа, другая опять слева, и так до самой верхушки. Необычны почки у крушины ломкой. У них нет почечных чешуй. Каждая почка – пучок крохотных бурых зачатков листьев. Будущие листья зимуют совершенно открыто. Наступит весна, и крохотные бурые листовые зачатки превратятся в обычные зеленые листья. У всех других наших деревьев и кустарников зачатки листьев спрятаны внутри почек под «футляром» из плотных чешуй.

III. Итог экскурсии.

– Что нового вы узнали на экскурсии?

– Какие деревья и кустарники встретили на экскурсии?

– По каким признакам мы учились узнавать деревья и кустарники? (По кроне, почкам, плодам, запаху древесины, запаху почек.)

Тема: «Учимся различать деревья и кустарники зимой»

Урок – экскурсия

Цель: научить определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам. Учить делать выводы из наблюдений, развивать познавательный интерес, речевые умения, внимание. Воспитывать культуру поведения в природе.

Оборудование: этикетки с названиями деревьев

Планируемый результат

Дети учатся:

Определять признаки деревьев

Фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков

Следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии

-проводить простейшие наблюдения для нахождения необходимой информации

Умения характеризующие достижение результата:

Определять признаки деревьев,

выстраивать план наблюдения и фиксировать результаты;

Следовать инструкции

- делать обобщения

Подготовка к экскурсии .

Экскурсия проводится в январе. Место проведения экскурсии - школьный сад. Перед экскурсией учитель развешивает на деревья этикетки с названиями.

Ход урока - экскурсии


Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. ^ Актуализация знаний. Мотивация. (проводится в классе)

-Послушайте отрывок из стихотворения замечательного поэта Фёдора Тютчева.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
- Что описал поэт в своём стихотворении?

Зима навела строгий порядок в лесу. Не балует она природу ни красками, ни цветами. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям шубы, стоят они в одинаковых нарядах, попробуй, отгадай, где какое дерево. Вот сейчас мы попробуем это сделать.

Зиму


Личностные УУД: смыслообразование

КоммуникативныеУУД: сотрудничество с учителем


Формулировка цели и задач экскурсии, результата, который будет получен в ходе экскурсии.

^ Детям предлагается по силуэтам на слайдах попробовать определить некоторые виды деревьев (тополь, осина, липа)

Выслушиваются предположения детей. Учитель подчёркивает наличие разных точек зрения в предположениях детей.

- Что нам нужно знать, чтобы решить эту проблему? На какие внешние признаки нам необходимо обратить внимание?


Предположения детей

Мы не можем определить, какое дерево изображено на слайде.

Нам необходимо обратить внимание на:

А) ствол, кору дерева

Б) рассмотреть крону дерева

В) обратить внимание на наличие плодов

Г) обратить внимание на расположение почек


Личностные УУД:

самоопределение.

Познавательные УУД: общеучебные

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками


Планирование деятельности.

Учитель проводит инструктаж, повторяют правила поведения на экскурсии

Распределяет детей по группам (не более четырёх человек)

Каждой группе выдаётся рабочий лист:


  • Внимательно прочитай загадку, отгадай её

  • Найди нужное дерево

  • Внимательно рассмотри, как выглядят:
- Ствол, какого цвета кора

Как расположены ветви дерева?

Если плоды? Как они выглядят?

Рассмотри и зарисуй, как расположены почки


  • Расскажи одноклассникам что ты узнал о своём дереве.

Регулятивные УУД:

целеполагание


Осуществление самостоятельной деятельности учащихся .

Перед тем как учащиеся приступят к сбору информации, необходимо провести вводную беседу. Для этого детей можно построить в круг и напомнить им цель экскурсии.

Исследование в малых группах

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками;

познавательные: построение логической цепи рассуждений


Аналитический.

Каждая группа называет, показывает и рассказывает о дереве. Возможны дополнения учителя. Делается снимок дерева.

Коммуникативные:

взаимодействовать (сотрудничать)


Рефлексия

- Молодцы. Нам осталось только сравнить полученные выводы с предположениями, высказанными вами в начале урока.

Какие же деревья изображены на слайдах?

Продолжите высказывание:

Я сегодня узнал …

Мне понравилось …

Было интересно …

Я бы хотел узнать …


Высказывания учащихся

Регулятивные: самоконтроль, самооценка.

^ Материал к уроку

Стоит Аленка- платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

У березы стройный ствол и крупные боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки березы тонкие, свисающие вниз. Белая кора деревьев имеет черные штрихи, которые идут поперек ствола. Оказывается это чечевички - специальные отдушины, через которые летом проходит воздух к живым внутренним тканям ствола березы. Сама береста для воздуха непроницаема. Не будь чечевичек, дерево буквально задохнулось бы. Но на зиму чечевички наглухо запечатываются – в холодное время года дерево почти не дышит.

Полюбилась русскому народу белоствольная береза. Сколько песен, стихов о ней сложено! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.
С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня ж все обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

У липы ствол черный, чуть морщинистый с крепкими толстыми ветвями. Ветви липы растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются. Плоды липы – орешки размером с горошину – «подвешены» к широкому крылышку.

Полезен и ароматен чай с липовым цветом. А о вкусовых и лечебных свойствах липового меда и говорить не приходится.

Из коры липы в старину плели лапти, да и сейчас их делают для сувениров.

Ягоды - не сладость,

Зато глазу - радость.

И лесам – украшение,

И дроздам – угощение.

(Рябина)
Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит.

Осину можно узнать по гладкому и очень зелёному по сравнению с другими деревьями стволу. Он у неё ровный и только на самом верху разрастается шапкой курчавых ветвей.

Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем.
(тополь)

Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(клен)

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности на видовой точке экологической тропы

«Удивительное рядом»
«В ГОСТИ ХВОЙНИКАМ»

для детей подготовительной к школе группы

Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к растительному миру нашей экологической тропинки «Удивительное рядом»

Задачи:

1. Формировать представления о сезонных изменениях в природе; учить замечать изменения, которые происходят с деревьями зимой.

2. Закреплять и углублять знания детей о сосне, ели и туе, можжевельнике, как представителях хвойных деревьев.

3. Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.

4. Учить различать хвойные деревья по коре, расположению веток, хвое, шишкам.

5. Учить детей через практическую деятельность определять возраст дерева по количеству годичных колец.

6. Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

Материал к занятию:

    иллюстрации хвойных деревьев;

    части хвойных деревьев: шишки, хвоя, семена;

    стволы деревьев, поврежденные вредителями;

    спилы деревьев;

    лопатки (для снега) для уборки.

Предварительная работа:

    чтение познавательной литературы по теме;

    рассматривание картин русских художников на тему “Лес”;

    экскурсии и прогулки в лес, в парки, в Алтуфьевский заказник с родителями;

    работа с дидактическим материалом чемоданчика «Юные экологи Москвы»

    дидактические игры “Найди дерево”, “Определи дерево по описанию”; «Рассмотри и опиши», «Какую пользу я приношу», «Детки на ветке»;

    работа с природным материалом – шишками;

    разучивание стихов, загадок, пословиц о деревьях, зиме.

Ход деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим экскурсию по экологической тропинке, а куда мы отправимся, вы поймете, отгадав загадки:

Её всегда в лесу найдёшь,

Пойдём гулять - и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

Дети: Елка

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

Дети: Сосна

Воспитатель: А как, одним словом можно назвать эти деревья? (Хвойные).

Правильно, сегодня мы отправимся на экскурсию по экологической тропинке к объекту «Хвойники» ипознакомимся с ними поближе, и вы узнаете о них что-то новое и интересное. Вся природа спит, кругом бело, а наши хвойники стоят все зеленые. А какие хвойные деревья у нас растут?

Дети: Ель, сосна, туя, можжевельник.

Воспитатель: Ну, тогда пойдемте гулять.

Ребята, посмотрите внимательно, к каким красивым, зеленым деревьям мы подошли. Как вы думаете, почему эти деревья стоят зеленые?

Дети: Это хвойные деревья и в отличие от лиственных деревьев они всегда зеленые.

Воспитатели: А где обычно растут хвойные деревья?

Дети: в лесу, в парке, в питомнике.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете легенду о том, как эти деревья стали вечно зелеными? Тогда послушайте:

Легенда о "живой воде"

Собрались птицы на опушке леса и выбрали гонца за живой водой. Этим гонцом оказалась ласточка. Когда она набрала в Лукоморье живой воды и летела обратно, захотела она оповестить окружающих о своем прилете, приоткрыла клювик и выронила несколько капель живой воды. Попали эти капли на три дерева: сосну, пихту, ель. Стали эти растения " вечнозелеными". Зеленая одежда украшает хвойные деревья во все времена года. Периодически деревья сбрасывают хвою, но не всю сразу, поэтому человек не замечает листопада . (Мифы и легенды. Славянские традиции).

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на наших красавиц и расскажем о них, что знаем.

Посмотрите на нашу елочку , какая она?

Дети: Наша елочка зеленая, колючая, пушистая, пахучая и еще она новогоднее дерево, ее украшают на Новый год.

Воспитатель: Давайте рассмотрим, какой ствол у елочки, потрогаем его? Какого цвета кора? Какие ветки? (потрогаем).

Дети: Ствол у елочки прямой, коричневый. Кора шершавая. Верхние ветки у елочки молодые, короткие. А снизу длинные, старые. Веточки у ёлочек растут вниз.

Воспитатель: А может их сломать снег, ветер?

Дети: Нет, потому-то они гибкие.

Воспитатель: Давайте рассмотрим хвою у елочки, какая она?

Дети: Хвоя у елочки колючая, зеленая, острая, маленькая, а если потрогать их, то можно почувствовать и запах ели.

Воспитатель: А еще хвоинки у елочки колючие и недружные. Растут на веточке по одной. Посмотрите, каждая хвоинка крепится к веточке отдельно.

Как называется веточка у ели?

Дети: Еловая.

Воспитатель: А как называется лес, где в основном растут елки?

Дети: Ельник.

про сосну ?

Дети: Она колючая, зеленая, пахучая.

Воспитатель: А какой ствол у сосны? Давайте, рассмотрим, потрогаем кору у сосны.

Дети: Ствол у сосны светлый, золотистый. Обычно сосна выше ели, а наша сосна, еще молодая. У сосны кора внизу грубая с трещинами, а вверху нежная, слоистая, светло-коричневого цвета.

Воспитатель: Какие у нее хвоинки?

Дети: Они зеленые, острые, колючие, длиннее, чем у елки.

Воспитатель: Хвоинки у сосны отличаются от еловых. Они дружат по две, то есть растут по две. Посмотрите на веточки сосны, какие дружные хвоинки у сосны.

Воспитатель: А как называется лес, где растут одни сосны?

Дети: Сосновый бор.

Воспитатель: А что вы можете рассказать про тую ?

Дети: Туя тоже хвойное дерево. Кора у нее гладкая, коричневого цвета. Веточки плоские и сплюснутые. Хвоя зеленая и мелкая, не колючая, как у елки. Хвоинки, в виде чешуек прижаты к веточкам. Имеет приятный запах

Воспитатель: Туя в отличие от других хвойных деревьев растет не только в лесах, но и на садовых участках. Она хорошо переносит стрижку. В течение зимы хвоя несколько светлеет, весной вновь приобретает яркий цвет. Туя очищает воздух от вредных веществ, но и обогащает кислородом. Послушайте про тую стихотворение:

Можно гладить ветку Туи,

Уколоться не рискуя.

Шепчет Туя безмятежная:

«Я хоть хвойная, но нежная».

Воспитатель: Посмотрите вокруг, может, где-то еще есть дерево или кустик с иголочками?

Дети: можжевельник.

Воспитатель: Давайте подойдем к нему поближе и рассмотрим его и потрогаем. Какие у него иголочки? А веточки, какие? А ствол? Скажите, а похож можжевельник на другие хвойные деревья?

Дети: Можжевельник низкий, почти лежит на земле, поэтому его плохо видно из под снега. Он кустарник. Иголочки маленькие в виде чешуек, но в отличие от туи они колючие. Ствол у него кривой. Веточки тонкие.

Воспитатель: Можжевельник тоже очень полезный. Там, где растет можжевельник, воздух намного чище. Древесину можжевельника применяют для изготовления карандашей и тростей.

Воспитатель: А кто знает, какое из хвойных деревьев называют “поющим” деревом? И почему?

Дети: Ель. Из этого дерева изготавливают хорошие музыкальные инструмент.

Воспитатель: А как вы думаете, как появляются новые, молодые деревья? (Рассуждения детей)

Воспитатель: У взрослого дерева шишки весной начинают цвести, семена созревают и осыпаются на землю. Семечко попадает в землю, начинает прорастать, но не обязательно рядом с взрослым деревом, их может отнести ветром, птицы и мелкие животные тоже разносят семена по лесу. И через некоторое время то тут, то там появляются молодые деревья. И чтобы стать “лесным великаном”, дереву нужно расти много-много лет. Хвойные деревья растут медленно.

Воспитатель: Давайте подведем итог: что общего у хвойных деревьев и чем они отличаются?

Дети: Общее: они зимой и летом стоят зеленые. У всех хвойных деревьев есть ХВОЯ. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев.

У хвойных деревьев семена образуются в шишках.

Воспитатель: А вы знаете, что хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу.

Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.

Дети: Отличия: у туи и можжевельника иголки прижаты к стволу и веточки поэтому плоские, а у ели и сосны нет.

Сосна, туя и елка – это деревья, а можжевельник – кустарник.

У сосны, ели и можжевельника хвоинки колючие, а у туи нет.

У ели и сосны шишки большие, а у туи и можжевельника маленькие.

Воспитатель: Предлагаю решить Вам задачу на сообразительность:

У нашего дерева 3 соседа, один из них – куст, остальные деревья. Сколько соседей-деревьев растет с нашим деревом.

Физминутка

Елка выросла большая.

Посмотрите, вот какая.

Ветер чуть ее колышет

Тише, тише, тише, тише.

Ветер хочет поиграть-

Елку в стороны качать.

Елке нравится играть,

Ветками легко махать

Воспитатель: Ой, ребята, что это лежит? Корзинки, интересно чьи? Давайте заглянем в них. Письмо!?

«Дорогие мои маленькие друзья! Зовут меня Лесовичок, я прекрасно понимаю язык животных, растений и деревьев. Тут одна сорока прилетела, рассказала, что вы идете ко мне в гости, и я решил узнать, что вы знаете, о хвойных деревьях и приготовил для вас задания:

Первое задание – «Отгадайте, с какого дерева веточки».

Второе задание – «Отгадайте, с какого дерева шишки».

Третье задание - при помощи лупы осмотрите, нет ли на деревьях вредителей.

Желаю вам удачи. А я буду незаметно наблюдать за тем, как вы выполняете задания.

Ваш старичок-Лесовичок»

Воспитатель: Я предлагаю вам разделиться на 2 команды и приступить к выполнению первого задания. Возьмите по одной картинке и определите, к какому дереву относятся ваша веточка.

1 команда: У нас сосновая веточка, так как у нее длинные иголки, и они дружные растут по две вместе.

2 команда: У нас веточка еловая, у нее короткие зеленые, колючие иголочки и растут по одной.

Воспитатель: Лесовичок еще приготовил нам корзинки с шишками. А мы должны определить, какому дереву они принадлежат.

1 команда: У нас - Еловые шишки, они большие, удлиненные, чешуйки мягкие, пахнут смолой.

2 команда: А у нас сосновые шишки, они округлые, маленькие, чешуйки твердые.

Воспитатель: А еще нам Лесовичок предлагает поиграть в подвижную игру: «Собери шишки».

Давайте мы сейчас разделимся на две команды и попробуем собрать как можно больше шишек. Одна команда будет собирать шишки еловые, а другая команда - сосновые.

Воспитатель: А теперь мы приступаем к выполнению третьего задания. Лесовичок предлагаем вам стать лесниками и обследовать хвойные деревья при помощи лупы. Лесовичок приготовил нам стволы больных деревьев, давайте мы их обследуем с помощью лупы. Что вы можете про них сказать?

Дети: Отсутствует частично кора, кора легко снимается, под ней труха. На стволе видны ходы жука короеда.

А теперь мы осмотрим наши хвойные деревья; нет ли повреждений на коре, нет ли вредителей, портящих кору дерева. Посмотрите, не сломаны ли ветки.

Дети осматривают деревья при помощи лупы.

Дети: Никаких повреждений нет, вредители отсутствуют, наши деревья ЗДОРОВЫ.

Воспитатель: Ребята, Лесовичок очень рад, что вы так много знаете о лесе, о хвойных деревьях. Он приготовил нам угощение целебный настой из иголочек хвойных деревьев, который ждет нас в группе.

Воспитатель: Продолжаем нашу экскурсию, посмотрите на наши деревья какие они разные, большие и маленькие. Как вы думаете, можно ли определить возраст дерева? Как? (Рассуждение детей – чем больше дерево, тем оно старше, наверное, по количеству веток, толщине ствола).

Рассказ воспитателя о кольцах

Дерево растет всю жизнь. Каждый год на концах веток вырастают молодые побеги, от чего крона становится выше и шире.

И каждый год под корой образуется новый слой древесины и ствол и ветки каждый год становятся толще. Внутри ствола есть кольца, которые хорошо видны на срезе, например, на поверхности пня. Эти кольца называют ГОДИЧНЫМИ, по ним можно узнать возраст дерева и историю его жизни.

И сейчас, я вам раздам спилы, и мы попробуем разглядеть и сосчитать возраст деревьев.

Раздаются спилы, где видны годичные кольца.

Широкие кольца (показ ) – это годы, когда было много тепла и дождей и дерево росло особенно быстро. Узкие кольца (показ) – память о засушливых, холодных годах, когда рост дерева тормозится. Бывает так, что с одной стороны кольца широкие, а с другой - узкие. Возможно, возле дерева росло рядом другое растение, которое затеняло часть его ствола.

Давайте рассмотрим спил сосны. На спиле очень хорошо видны годичные кольца. Сколько колец, столько лет сосне. Давайте посчитаем, сколько годичных колец? (Дети определяют количество колец и устанавливают возраст дерева)

Теперь вы сами умеете определить возраст дерева по годичным кольцам и можете рассказать об этом своим родителям.

Воспитатель: Вы молодцы, все задания выполнили. Ребята, а для чего нужны хвойные деревья?

Дети: Хвойные деревья красивы в любое время года. Из их древесины делают бревна для строительства, доски для мебели, дрова для печки, бумагу, спички, музыкальные инструменты и многое другое.

Они дарят нам чистый воздух и даже лекарства.

Воспитатель: Правильно. Хвойные деревья приносит большую пользу зверям и птицам, обитающим в лесу. Из еловых шишек птицы достают семена, которыми они питаются в суровое зимнее время. Особенно нравятся семена ели клестам, которые даже свои гнезда вьют на еловых ветвях. Не отказываются полакомиться этими семенами и дятлы. Часть семян у них просыпается мимо. Эти семена достаются лесным мышам. Лоси зимой поедают молодые еловые побеги. А между корней зеленой елки медведи выкапывают свои берлоги, зайцы прячутся под ветками ели. Вот какие хорошие наши хвойники. Давайте обнимем нашу елочку.

Воспитатель: Хвойные деревья растут медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Из семечки появляется росток, а на его вершине несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить». Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).

Воспитатель: В большом городе необходима помощь хвойных деревьев. И мы с вами тоже можем им помочь. Зимой необходимо подгребать снег к стволу дерева, чтобы их корни не замерзали. Давайте сгребем снег к нашим деревьям.

Труд на участке: сгребание снега к стволу.

Воспитатель: Вот и кончается, ребята, наше сегодняшнее путешествие. Понравилось Вам? Что нового вы узнали на занятии? Что вам показалось наиболее интересным? (Ответы детей).

ЛИТЕРАТУРА

    Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1991 г. – 42 с.

    Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г.- 52 с.

    Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево»- «Обруч». – 1997 г. - №2 – 32-35 с.

    Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002 г. - №10 с 15-20

    Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!»- М.: Карапуз, 2005. – 43-36 с.

    Бондаренко Т. М. «Экологическое воспитание детей 5-6 лет» В; 2012

Приложение № 1

Чтение художественной литературы

«Двенадцать месяцев», Александрова З. «Птичья ёлка», Андерсен Г.Х. «Ёлка», Воронкова Л. «Таня выбирает ёлку», Демьянов И. «Ель», Кайгородов Д. «Красавица ёлка», Михалков С. «Ёлочка», «Стояла ёлочка», Носов Н. «Бенгальские огни», Рыжова Н. «Не новогодняя ёлка», Скрабцова М. «Колючая упрямица», «Звёздная ёлочка», «Почему у ёлки белые лапки», «Ёлкины шубки», Трутнева Е. «Ёлка», Телегина Н. «Сказка о маленькой ёлочке», «Сказка о ёлочке, которую не срубили».

Приложение № 2

Пословицы, загадки и поговорки о лесе

Пословицы и поговорки:

Лес – богатство и краса, береги свои леса.

Люби лес, люби природу – будешь вечно мил народу.

Лес и вода – брат и сестра.

По лесу иди – под ноги гляди.

Лес не школа, а всех учит.

Не высок лесок, а от жары спасает.

Какой лес без чудес.

Заблудиться в трех соснах

Лес поит, кормит, одевает, укрывает, согревает

Хорошо в лесу, береги его красу.

Сосна кормит, липа одевает.

Всякая сосна своему лесу весть подает.

Где выросла сосна, там она и красна.

Ель не сосна: шумит неспроста.

От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.

Ель не сосна, шумит неспроста.

Сосна там красна, где росла.

Загадки

Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

Но в иголках круглый год.

(Сосна или ель)

У меня длинней иголки,

Чем у самой рослой ёлки.

Подо мной полно соседей –

Кабанов, волков медведей.

Стихи

Даже ели мы в начале

От сосны не отличали,

Раз растут иголки, значит это елки

А когда на ветку ели мы поближе поглядели

Оказалось что она не такая как сосна

Приложение № 3

Картины о лесе

Иван Иванович Шишкин «Сосновый бор», «Корабельная роща», «Сосны, освещенные солнцем», «Бугры», « Зима», «Опушка леса», «На Севере диком», «Утро в сосновом лесу», «Рожь»,

Виктор Васнецов «Аленушка»

Юлий Клевер «Зимний закат в еловом лесу», «Закат солнца зимой»

Константин Крыжицкий «Лес зимой»

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!