Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Журавская ольга семеновна. Ольга Журавская: С Лизой мы дружили, как дружат девочки

МУЧЕНИЦА АГРИППИНА
Святая Агриппина жила в III веке. Она родилась в Риме и происходила из знатной семьи. С юности дева посвятила себя Богу. Благоухание ее добродетелей было для христиан подобно предвкушению райского блаженства, и они отрекались от страстей, чтобы вслед за святой Агриппиной пойти по пути чистоты и девства. Многие юные девы и женщины зрелого возраста стремились разделить ее образ жизни, чтобы иметь часть в той благодати, которую Господь даровал святой Агриппине.
Однако у язычников ее сияющие добродетели породили завистливую ненависть. Они выдали святую Агриппину властям во времена гонений при Валериане (257). Ее обвинили в том, что она восстает против института брака и с помощью мошенничества обманывает девушек. На это невеста Христова отвечала, что отнюдь никого не вводит в заблуждение, но приводит к Богу и что проповедуемое ею девство не угрожает общественным установлениям, а является путем единения со Спасителем, Который пришел в мир, родившись от Девы.
Из любви к Небесному Жениху святая Агриппина с готовностью пошла на мученичество. Ее били по устам, но она хранила молчание, подрывая этим сами основы нечестия. Ее обнажили и бичевали так, что кровь залила всю землю вокруг, но мученица преодолела все вероломные козни врага рода человеческого. С руками и ногами, закованными в колодки, она развенчала заблуждения язычников. Ангел Божий посетил мученицу и исцелил ее раны, и вскоре она снова с той же решимостью предстала перед судом. В новых мучениях святая Агриппина предала Богу душу и унесла на Небеса победный венец.
Подруги и духовные сестры Агриппины, святые Васса, Павла и Агафоника, пришли на суд, невзирая на угрозу их собственной жизни. Когда тело мученицы бросили на съедение псам, девы взяли останки и ушли. Ночью их вел столп света, они переходили от одного города к другому и наконец достигли Сицилии. Они погребли тело Агриппины в месте, называвшемся Мений.
Впоследствии там была возведена церковь в честь мученицы Христовой. Присутствие ее святых мощей изгнало бесов, которым обитатели острова поклонялись как богам, и спасло людей от мрака заблуждений. Сарацинские пираты, посмевшие напасть на храм, погибли после того, как в небе явилась золотая голубка с крестом. Впоследствии прокаженные и многие другие больные, приходившие почтить мощи святой Агриппины, получали исцеление от недугов.
Святые Васса, Павла и Агафоника также удостоились мученических венцов.
Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря
День памяти: Июнь 23

СОБОР ВЛАДИМИРСКИХ СВЯТЫХ


День празднования: 23 июня

МУЧЕНИКИ ЕВСТОХИЙ, ГАИЙ, ПРОВИЙ, ЛОЛЛИЙ И УРВАН
Святые мученики Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий и Урван пострадали за Христа во время гонения при императоре Максимиане (286 - 310).
Святой Евстохий был языческим жрецом, но, видя неодолимое мужество христианских мучеников и совершаемые ими чудеса, обратился ко Христу. Он пришел к Антиохийскому епископу Евдоксию, принял от него святое Крещение и был посвящен в сан пресвитера. В городе Листре святой Евстохий обратил на путь спасения своего племянника Гаия и всех домашних его, в том числе отроков Провия, Лоллия и Урвана. Святого Евстохия схватили воины императора и привели на суд. Истязания не поколебали веры Евстохия. Тогда святого послали в галатийский город Анкиру к правителю Агриппину. С ним был отправлен и новообращенный Гаий с семейством. Всех их, не исключая женщин и младенцев, подвергли жестоким пыткам, но мученики не отреклись от Христа и были обезглавлены.
День памяти: Июнь 23

СВЯТОЙ АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ, ОТРОК
Родился в 1532 г. в селе Верколе Двинского края, в благочестивой крестьянской семье. Воспитанный в страхе Божием и христианском благочестии, св. Артемий еще и в детстве отличался кротостью, послушанием и трудолюбием. В возрасте 12 лет, работая в поле, он был убит молнией. Суеверные односельчане оставили тело блаженного Артемия, как умершего от внезапной смерти, неотпетым и положили его лесу, поверх земли, прикрыв хворостом и берестой.
Так пролежало оно, всеми забытое, 32 года. Но в 1577 г. мощи св. Артемия были чудесно обретены нетленными и прославились многими чудесами и исцелениями болезней. Так, во время распространившейся в Двинском краю злокачественной лихорадки веркольский селянин Калинник, взяв с гроба св. Артемия бересту, привесил ее к кресту на груди умиравшего сына, и тот получил исцеление.
Впоследствии были написаны иконы праведного Артемия. От досок, на которых их писали, оставались стружки. От них больные также получали исцеления от своих недугов. На месте обретения мощей св. отрока был основан монастырь, где и положили его святые мощи.
Дни памяти: Июнь 23, Октябрь 20

СВЯТИТЕЛЬ ГЕРМАН, АРХИЕПИСКОП КАЗАНСКИЙ
Святитель Герман, архиепископ Казанский, жил в XVI веке, родился в городе Старице, происходил из древнего боярского рода Полевых. В молодые годы Григорий (так его звали в миру) принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия, впоследствии святого архиепископа Казанского (+ 1563). (Святой Гурий был настоятелем обители с 1542 до 1551 года.) В монастыре святой занимался книгописанием, был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком. В.1551 году братия Старицкого Успенского монастыря, узнав о благочестии своего соотечественника, избрала его архимандритом.
Вступив в управление монастырем, святой Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве - как внешнем, так и внутреннем. Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в своей обители устав Преподобного Иосифа Волоцкого (+ 1515).
Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему постриженику, священноиноку Иову, впоследствии первому Патриарху Московскому, подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Любовь к уединенным подвигам вернула его в родной Волоколамский монастырь, где святой Герман спасался как простой инок. Когда же в Москве появился новый еретик Матфей Башкин, не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу, святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор 1553 г. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры.
В 1555 году, после покорения Казани, там была учреждена архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена Волоколамского монастыря святителя Гурия. Ему было поручено устроить в миссионерских целях Успенскую обитель в городе Свияжске. Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в г. Свияжске по указанию святителя Гурия был назначен святой Герман. Был выстроен каменный собор с колокольней и монашеские келлии. Сам настоятель жил весьма скромно, в тесной келлии под соборной колокольней. Святой Герман особенно заботился о собирании монастырской библиотеки.
Вскоре монастырь его прославился широкой благотворительностью и стал центром просвещения Казанского края.
12 марта 1564 года, по преставлении святителя Гурия, святой Герман был посвящен во епископа Казанского. Непродолжительное время его управления кафедрой отмечено заботой о построении храмов и о просвещении края. В 1566 году святителя Германа вызвал в Москву Иоанн Грозный и повелел избрать его на митрополичью кафедру. Святитель Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и святитель должен был поселиться в митрополичьих покоях до возведения в сан митрополита. Видя несправедливости со стороны царского окружения, святитель Герман, верный своему пастырского долгу, попытался вразумить царя своими увещаниями. - "Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу", - передал царь архиепископу через своих любимцев и приказал изгнать святителя Германа с митрополичьего двора и держать Москве под надзором. Около двух лет святитель пробыл в опале и 6 ноября 1567 года скончался. Его похоронили в церкви Святителя Николая Гостунского. По просьбе жителей города Свияжск, мощи святителя в 1592 году были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Гроб его встречал святитель Ермоген, тогда митрополит Казанский.
Дни памяти: Июнь 23 (Второе перенесение мощей), Сентябрь 25 (Перенесение мощей), Ноябрь 6

Святая мученица Агриппина

Святая Агриппина жила в III веке. Она родилась в Риме и происходила из знатной семьи. С юности дева посвятила себя Богу. Благоухание ее добродетелей было для христиан подобно предвкушению райского блаженства, и они отрекались от страстей, чтобы вслед за святой Агриппиной пойти по пути чистоты и девства. Многие юные девы и женщины зрелого возраста стремились разделить ее образ жизни, чтобы иметь часть в той благодати, которую Господь даровал святой Агриппине.

Однако у язычников ее сияющие добродетели породили завистливую ненависть. Они выдали святую Агриппину властям во времена гонений при Валериане (257). Ее обвинили в том, что она восстает против института брака и с помощью мошенничества обманывает девушек. На это невеста Христова отвечала, что отнюдь никого не вводит в заблуждение, но приводит к Богу и что проповедуемое ею девство не угрожает общественным установлениям, а является путем единения со Спасителем, Который пришел в мир, родившись от Девы.

Из любви к Небесному Жениху святая Агриппина с готовностью пошла на мученичество. Ее били по устам, но она хранила молчание, подрывая этим сами основы нечестия. Ее обнажили и бичевали так, что кровь залила всю землю вокруг, но мученица преодолела все вероломные козни врага рода человеческого. С руками и ногами, закованными в колодки, она развенчала заблуждения язычников. Ангел Божий посетил мученицу и исцелил ее раны, и вскоре она снова с той же решимостью предстала перед судом. В новых мучениях святая Агриппина предала Богу душу и унесла на Небеса победный венец.

Подруги и духовные сестры Агриппины, святые Васса, Павла и Агафоника, пришли на суд, невзирая на угрозу их собственной жизни. Когда тело мученицы бросили на съедение псам, девы взяли останки и ушли. Ночью их вел столп света, они переходили от одного города к другому и наконец достигли Сицилии. Они погребли тело Агриппины в месте, называвшемся Мений.

Впоследствии там была возведена церковь в честь мученицы Христовой. Присутствие ее святых мощей изгнало бесов, которым обитатели острова поклонялись как богам, и спасло людей от мрака заблуждений. Сарацинские пираты, посмевшие напасть на храм, погибли после того, как в небе явилась золотая голубка с крестом. Впоследствии прокаженные и многие другие больные, приходившие почтить мощи святой Агриппины, получали исцеление от недугов.

Святые Васса, Павла и Агафоника также удостоились мученических венцов.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

Имя Агриппина правильнее было бы назвать фамилией или даже родовым прозвищем, распространенным в древнем Риме. Агриппина – это словосочетание из двух греческих слов: «ἄγριος» – дикий и «ἵππος» – лошадь. Иначе говоря, имя Агриппина переводится на русский язык, как дикая лошадь. Сложно рассуждать о распространенности этого имени в древней Греции, а вот в Древнем Риме имя Агриппина было известно в среде аристократии. Агриппиной звали жену полководца, оратора и римского консула Германика, мать императора Калигулы. Агриппиной именовали и мать императора Нерона.

Супруга Германика, Випсания Агриппина (Агриппина старшая) и вовсе вошла в анналы истории как образец римской матроны, как женщина, которая ради любви нарушала неписанные законы. Например, она отправилась в Галлию вслед за мужем, возглавившим римские войска. Там же, в военном лагере, Агриппина родила четверых детей.. Когда Агриппина неожиданно овдовела (Германик был предательски отравлен в Антиохии), то не было в Риме женщины, более нее скорбящей о смерти супруга. Ее утрату разделяли многие, ведь консул Германик, наследник Тиберия, был настоящим национальным героем. Несмотря на свое положение, вдова имела серьезное влияние в Риме. Она сумела дать понять императору Тиберию, что считает его причастным к смерти Германика. Рассерженный Тиберий, выслал Агриппину на один из островов в Тирренском море. Она умерла в изгнании в возрасте 47 лет, испытывая нужду и голод.

Европейские художники не раз обращались к образу Агриппины. Тема ее искренней и глубокой скорби над прахом мужа нашла отражение в работах Лоуренса Альма-Тадема, Бенджамина Уэста, Уильяма Тёрнера. Агриппина в европейском искусстве и литературе стала воплощением образа целомудренной женщины, любящий матери, преданной и верной супруги.

Бенджамин Вест, «Агриппина сходит на берег
с прахом Германика в Бриндизии», ru.wikipedia.org

В русской истории имя Агриппина не было столь популярно. Перекочевав на Русь, имя не только смягчило свое звучание, но и отчасти утратило аристократический статус. Более популярной стала народная форма имени – Аграфена, Груня, Груша. И даже мать последнего рязанского князя Ивана Ивановича и его регент, княжна Агриппина Бабичева, все-таки звалась Аграфена.

Имя Агриппина, в том числе в транскрипции Аграфена, было популярно в России вплоть до революции. В 1920 году на 10 тысяч новорожденных, как минимум 12, были крещены с именем Агриппина. Несмотря на меняющуюся в стране атмосферу, церковные традиции наречения имени были весьма сильны. Это подтверждали исследования, проведенные в 1884 году В. А. Никоновым. Он изучал метрические книги Тамбовской и Пензенской губернии. Согласно его данным, 92% женщин с именем Агриппина (Аграфена) были рождены в июне. Это не удивительно, ведь 6 июля по новому стилю (23 июня по старому стилю) Русская Православная Церковь отмечает день памяти мученицы Агриппины Римлянки.

Житие Агриппины Римлянки

Мученица Агриппина, ru.wikipedia.org

Агриппина родилась в Риме, в III веке. Происхождение ее неизвестно, но не исключено, что она была дочерью знатного вельможи. Во всяком случае, с детства девочка воспитывалась в страхе Божием и очень рано поняла, что хочет посвятить себя служению Христу. Этот поступок заметили многие, ведь Агиппине приходилось отказывать претендентам на ее руку. Во времена гонений на христиан императором Валерианом, правившим в 253–259 годах, Агриппина «дерзновенно и мужественно», как говорит святой Дмитрий Ростовский, объявила себя христианкой. Возможно, ее целомудренный образ жизни привлек внимание гонителей или на нее донес кто-то из оскорбленных женихов. Не исключено, что ее арестовали вместе с другими христианами, которым согласно императорскому указу 257 года, запрещено было теперь собираться вместе. Как бы то ни было, она не убегала, не скрывала своей веры и фактически добровольно пошла на мучения. Ее жестоко пытали. На ее теле от ударов палками не осталось целых костей. Обнаженную девушку, истекающую кровью, заковали в цепи, чтобы продолжить мучения. Но чудесным образом она оказалась освобожденной от оков и вскоре предала Богу дух. Видевшие ее мучения святые девы Васса, Павла и Агафоника, тайно ночью вывезли тело мученицы из Рима. Они отправились с ним к берегам Сицилии, где так же тайно погребли тело святой Агриппины в городе Минео, у стен дома римской матроны Евпрессии. У Евпрессии была парализованная дочь. Первое чудо, исходившее от святых мощей, случилось, когда девочка неожиданно поднялась с постели, к которой была прикована много лет. В 263 году над могилой мученицы Агриппины была построена часовня, примыкавшая к стене жилого дома. Тогда же у мощей начали совершаться чудеса и многие люди, страдавшие болезнями, получали здесь исцеление. Позже, когда часовня перестала вмещать желающих, на ее месте воздвигнута была уже большая церковь. В июне 312 года храм освятил епископ Катании Северин. Житие рассказывает, что жители города не только неожиданно перестали поклоняться идолам, но все чаще обращались к святой Агриппине с молитвой о заступничестве. Так, например, город избег разорения беспощадными пиратами, орудовавшими у берегов Сицилии.

По некоторым данным, в XI веке мощи с почестями были перенесены в Константинополь. Дело в том, что именно на этот период приходится завоевание Сицилии арабами. Возможно, мощи просто перезахоронили, чтобы они не были осквернены. Во всяком случае храму этой участи избежать не удалось. К нему были пристроены минареты и он стал функционировать как мечеть. Где мощи находятся теперь, не вполне ясно. Однако, частица мощей все-таки уцелела и по сей день хранится в соборе святой Агриппины (chiesa di Sant’Agrippina) в Минео. Храм пострадал в 1169 году от серьезного землетрясения и был полностью перестроен в XV веке. В конце XVIII века Себастьяно Ло Монако расписал стены собора сценами из жития святой. По сей день паломники могут поклониться в соборе мощам святой Агриппины, заступницы и покровительницы города Минео, почитаемой обеими ветвями христианской церкви.

Тропарь мученице Агриппине

Агница Твоя, Иисусе, Агрипина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученице Агриппине

Светлых подвиг твоих светоносный наста день,/ воньже почитающи сих, Божественная Церковь/ вся созывает весело вопити тебе:/ радуйся, дево и мученице,// Агрипино всечестная.

11 декабря 2017 года в Деловом центре «Москва» состоялась пресс-конференция, посвященная совместной деятельности РФПЛ, БК «Лига Ставок» и Благотворительного фонда «Созвездие Добра» имени Олега Журавского.

Предлагаем вашему вниманию текст выступления учредителя Фонда О.Г. Журавской, а полную версию пресс-конференции смотрите в официальном сообществе «Наш Футбол» https://vk.com/rfpl?w=wall-51812607_5911448

Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас от имени благотворительного фонда «Создведие Добра. Спортивное будущее России» имени Олега Журавского.

Фонд носит имя человека, заложившего принципы социальной ответственности бизнеса. Цель этого Фонда - сохранить преемственность этих принципов, содействовать развитию детско-юношеского спорта и воспитывать будущих чемпионов России. В рамках Фонда мы реализуем две программы, каждая из которых, можно сказать, является проектом в проекте.

Первая – это поддержка детско-юношеского спорта, юных талантливых спортсменов. У нас есть подопечные - талантливые дети, показывающие высокие результаты в разных видах спорта. Среди них чемпион России, Европы и Мира по шахматах среди школьников И. Маковеев, Миша Осипов, ставший в четыре года обладателем второго разряда по шахматам. Кстати, в прошлом году на Moscow Open он обыграл моего сына, чемпиона Москвы по быстрым шахматам 2015 года, который старше Миши на семь лет.

Среди талантливых ребят всегда существует такая проблема: невозможность быть замеченными профессиональным спортивным сообществом. У родителей может не быть средств на покупку экипировки, на поездки на соревнования. Многие знают, что такая проблема существует. Поэтому в сотрудничестве с Федерациями мы ищем таких детей, оказавшихся в трудных ситуациях, и оказываем им поддержку и помощь. Более того, в сотрудничестве с РФПЛ планируем поддерживать школы в отдалённых уголках нашей страны.

Вторая программа – по поиску и поддержке интеллектуально одарённых детей. При поддержке правительства Тверской области мы ведём тестирование порядка 700 детей - воспитанников детских домов, социально-реабилитационных центров из восьми учреждений Тверской области. Могу с гордостью сказать, что этот проект - уникальный. Тверская область – пилотный проект, мы планируем расширять географию. У нас амбициозные планы, и в перспективе мы хотим создать специализированное учреждение-интернат для обучения одарённых детей.

Пользуясь возможностью, хотела бы поблагодарить БК «Лига Ставок», партнёров Фонда, отдельное спасибо сказать волонтёрам и сотрудникам компании, которые на этапе становления Фонда оказали нам большую поддержку и помощь. Благодарю и попечителей Фонда - Николая Баскова, Наталью Починок, Сергея Прядкина, Андрея Филатова. Спасибо друзьям Фонда - Евгению Савину и Марии Орзул.

Добавлю, что несмотря на короткий период существования Фонда, была проделана огромная работа в нашем искреннем желании помогать детям. Спасибо вам за внимание.

Фонд «Галчонок» помогает детям с поражениями центральной нервной системы (ЦНС): детям с детским церебральным параличом (ДЦП) и другими нарушениями. Фонд поддерживает детей, которых нельзя вылечить, и помогает восстановиться тем, у кого есть потенциал, а также занимается инклюзивным образованием (совместным обучением обычных детей и детей с особенностями).

Ольга Журавская

президент фонда «Галчонок»

Давайте поговорим про детей с детским церебральным параличом. Часто ли случается так, что родителям говорят: «У вашего ребенка ДЦП», и дальше они остаются наедине с болезнью?

Каждый ребенок с ДЦП – это философский камень, вокруг которого должны собраться несколько специалистов и определить, какая реабилитация ребенку нужна, какая методика лечения. Но, к сожалению, очень часто, когда ребенку ставят диагноз, родители совершенно не знают, что им делать дальше. Все, что у них есть – это выписка, с которой они тыкаются то туда, то сюда, пытаются нащупать дальнейший путь, и дальше кому-то везет, и они находят нужных и хороших специалистов, начинают лечение и реабилитацию, а кому-то нет.

- Часто ли лжеспециалисты обманывают родителей детей с ДЦП? Относится ли сюда дельфинотерапия?

Нет такого заболевания, ради которого можно держать дельфинов в замкнутом пространстве. Это – зло, дельфинотерапия не показана никому. Родители на такие удочки попадаются очень часто: у них зачастую нет четкого понимания, что им нужно делать, как ребенку помочь, при этом у родителей, разумеется, нет медицинского образования, неясно куда обращаться, – все это делает их легкой мишенью для нечистоплотных людей.

- Что нужно изменить в системе здравоохранения, чтобы родители не оставались наедине с болезнью?

Надо отстроить систему, которой сейчас нет. Допустим, рождается ребенок с некой проблемой. Собираются специалисты, продумывают для него план реабилитации на ближайшие три года, советуют родителям реабилитационные центры, где работают специалисты, в которых они уверены, которых они знают, с которыми они сотрудничают. Для этого врачи, как минимум, должны больше сотрудничать с НКО, советовать нам, во что стоит вкладывать деньги, а во что – нет

-Правда ли, что заболеваемость ДЦП в России выросла?

Да. С 2012 года действует приказ Минздрава, согласно которому реанимационные мероприятия можно проводить, если вес недоношенного ребенка составляет 500 грамм и более, а роды происходят после 22 недели. Как работать с такими маленькими недоношенными детьми, чтобы уменьшить количество заболеваний, которые сопутствуют реанимации – это большой вопрос, и тут все зависит от неонатологов. А они не везде есть (хотя у нас есть прекрасные, по-настоящему сильные неонатологи), так что до них нужно доехать, и это, ко всему прочему, дорогие довольно специалисты. Методики реабилитации таких крошечных детей есть, но снова все упирается в финансирование.

В то же время, о ДЦП стали больше говорить. Дети с нарушениями центральной нервной системы (ЦНС) стали выходить из тени, им надоело жить в гетто, они стали заявлять о себе, требовать пандусы, свободу передвижений, учебу в школе – стали требовать то, что, на самом деле, гарантировано им по праву рождения.

-Боятся ли родители детей с особенностями отдавать своих детей в школу?

Нет. Они бесстрашные – они боятся только одной вещи: что будет с их детьми, когда их (родителей) не станет, и больше они не боятся ничего. Любой родитель ребенка с особенностями хочет, чтобы его ребенок учился в школе. Но мы пока не можем обеспечить образование всем детям, и это огромная трагедия для нас – ко мне каждый день обращаются родители, которые хотели бы попасть в наш проект, а у нас, к сожалению, количество мест ограничено. Мы не можем предоставить инклюзию всем, кто в ней нуждается: нам нужно обучать специалистов, нам нужно платить им деньги, для этого нам нужно собирать больше денег.

А если директор согласен, а родители остальных детей спрашивают, например, такое: «А если ребенок будет кричать на уроке, будет срывать уроки и качество образования станет падать»?

Мы им на это отвечаем, что если такое произойдет, ребенок вместе с тьютором пойдет в ресурсный класс, и будет там идти по своей программе. Мы никого не стремимся ставить в такие тяжелые и неприятные условия. Здесь нужно понимать, что детям в классе просто неприятно слушать крик, а ребенок кричит потому, что ему, возможно, страшно, потому что поток информации для него слишком велик, и еще по тысяче других причин. Крик – это просто форма общения. Но эта ситуация маловероятна просто потому, что мы никогда не приведем в общий класс ребенка, если мы не знаем точно, что он в состоянии спокойно посидеть на уроке хотя бы десять минут. Я понимаю страхи родителей: систему инклюзивного образования у нас не выстроена, она только начинает формироваться, и есть очень много примеров пагубной инклюзии, когда ребенка просто берут и швыряют в класс, без тьютора, без понятной программы, без специалистов. Конечно, при таком раскладе, инклюзия превращается в достаточно нервный и болезненный процесс для всех его участников. Но это совсем не наш метод.

Важно понимать базовые принципы инклюзии: к каждому ребенку прикреплен тьютор, в каждой школе, где действует инклюзия, есть ресурсный кабинет или комната, в которой особенные дети могут находиться, если им тяжело пока сидеть в классе. У каждого ребенка есть своя программа, выработанная вместе с супервайзерами, и супервайзер в дальнейшем мониторит работу тьютора. Даже если ребенок в общий класс не зайдет ни разу, он будет по своей программе заниматься. Мы очень внимательно следим за тем, как ребенок реагирует на то количество новой информации, которое к нему поступает. Если все идет хорошо, мы постепенно начинаем инклюзировать ребенка в класс – и делаем это очень осторожно и поэтапно. Если мы понимаем, что ребенок может просидеть на уроке десять-пятнадцать минут – здорово, нам больше и не надо. В начале детям действительно тяжело привыкнуть, но потом они адаптируются и чувствуют себя очень хорошо. Чаще всего бывает так, что уроки по предметам, которые ребенку даются хорошо, ребенок может высидеть полностью, а по предметам, которые ему даются хуже – только часть.

-Как вы начали проект инклюзивного образования?

Мы присоединились к проекту по инклюзии вместе с центром проблем аутизма (ЦПА), программу начинали они, а мы просто включились позднее, и ЦПА провел огромную подготовительную работу. Cначала нужно обратиться к директору школы (это может сделать фонд или инициативная группа родителей) и если директор к этой идее относится хорошо, то это уже 50 процентов успеха.

-А государство этим не занимается?

Занимается. Но государство – это тяжелый механизм, и поворачивается он долго. Но мы стараемся работать над этим. Например, центр проблем аутизма научился: когда проект инклюзивного образования только открылся, один класс на шестерых человек за год забирал порядка 10 000 000 рублей, а сейчас только 3 000 000 – существенно уменьшилась сумма именно за счет того, что государство взяло на себя часть расходов. Наша идея заключается в том, чтобы заинтересовать и вовлечь государство в инклюзивный проект: те дети, которые сегодня отучатся в школе, сегодня уже социализированы, а завтра они смогут получить профессию и не быть на иждивении у государства, а самостоятельно себя содержать. Сейчас наша основная статья расходов – оплата работы тьюторов, работа одного тьютора обходится нам в 55 000 рублей в месяц.

Опыт нашей школы легко внедряется в другие школы. Но для этого нужны инициативные родители, которые будут ходить в школы, изучать, по каким принципам устроена инклюзия, которые будут обращаться к нам за консультацией, советами, как организовать инклюзию в своей школе. Без родителей фонды не справятся.

- Я родитель ребенка с особенностями, я хочу, чтобы он ходил в школу. Что мне надо сделать?

Сейчас вам нужно сделать все, так как системы инклюзивного образования нет. Вам нужно определить, в какую школу вашего ребенка будут готовы взять с учетом того, что вы им приведете тьютора, оборудуете ресурсную комнату и прочее. Вам нужно найти тьютора, его работу должен кто-то оплачивать, нужно найти на это средства - родителям, чтобы их ребенок учился в школе, нужно проделать огромную работу.

Та инклюзия, которую мы сейчас внедряем, уже давно и успешно действует в США – здесь эта революция в образовании произошла порядка 30-40 лет назад, когда родители особенных детей стали бороться за права своих детей. Нам тоже очень хочется, чтобы они боролись за своих детей, понимали, что такое инклюзия, как она работает, ходили и разговаривали с директорами школ, обращались в школы, где инклюзия уже существует – как-то начали разрушать эту стигму.

- Вы сказали, что ребята сейчас уже закончили среднюю школу. Как это их изменило?

Каждый из наших детей изменился и продвинулся так, что можно схватить любого, рассказать его историю и это будет история безоговорочного успеха. Но я расскажу про Даню. Даню не брали ни в одну школу потому, что он не разговаривал, и ему ставили диагноз «Не обучаем». Очень ярко его характеризует история, которую нам рассказала его мама. Как-то раз в магазине Даня сложил в одну кучу все йогурты с истекшим сроком годности, а в другую те, которые еще не испортились. Потом он вычислил, кто в магазине продавец (по униформе). Он нашел его, подвел за руку к витрине и стал ему показывать, что он сделал. Но тут его подвела неспособность говорить: он стал что-то мычать, а менеджер его не понимал. Мама предполагает, что, скорее всего, они разошлись с одной и той же мыслью: «Какой глупый менеджер», - подумал Даня. «Какой глупый мальчик» - подумал менеджер. Когда Даня собирался в школу, мы подумали: «Ну, ладно. Он не может говорить голосом. Пусть говорит через планшет». Мальчишки, его одноклассники, с огромным уважением относились к такому способу говорить. На уроке Даню вызывали к доске, он выходил, и включал на планшете программу, которая говорит за человека. Вот так он общался. А потом Даня настолько проникся школой, друзьями и всем, что его окружает, что он решил учиться говорить. А ведь это очень сложно для аутиста – решить, что он хочет комммуницировать с людьми и готов работать целенаправленно на развитие своих речевых навыков. И сейчас Даню понимает не только мама. Самое главное, что Даня уже не хочет быть в своем мире ребенка-аутиста, а хочет жить вместе со всеми, в мире, где рядом с ним живут разные люди. В этом и заключается суть проекта. Самое простое для ребенка-аутиста – закрыться, и часто общество на детей с особенностями реагирует так, что запереться в своем мире – это единственный выход. Но мы стараемся создать такой уникальный микроклимат, чтобы помочь аутисту коммуницировать с людьми, чтобы все друг друга понимали. Ведь аутисту нельзя сказать «собери пирамидку», а, когда он не соберет, сделать вывод, что он глупый. Если ему это неинтересно и ненужно, он просто не будет это делать, аутиста нельзя заставить выполнять команды, он делает все только исходя из внутреннего желания.

- Как на совместное обучение реагировали дети?

Все наши дети, которые участвуют в проекте – золотые. Когда ты учишь людей, что мы все не очень разные, что мы можем найти способ совместно жить, раз мы все вместе на этой планете собрались, то не приходится удивляться, что наши дети стали гораздо добрее. Сами родители нам рассказывали, что их дети стали куда более эмпатичнее, перестали требовать во что бы то ни стало дорогих подарков, стали теплее и внимательнее к старшим родственникам. Это – еще одна сторона инклюзии: когда ты видишь, как тяжело дается другому то, что у тебя получается легко, сколько он усилий тратит, чтобы сделать то, над чем ты даже не задумываешься, это развивает в человеке доброту, принятие, умение услышать собеседника, умение помочь, терпение.

Сейчас мы работаем в трех школах. Мы хотим, чтобы наша модель инклюзии заработала в максимальном количестве школ. Но мы, в то же время, не можем прийти в каждую школу и отстроить там систему. Нам нужны инициативные родители, которые будут готовы работать вместе с нами, а мы будем их консультировать и советовать. Инклюзия должна начинаться с детского сада – если ребенок приходит в школу, но до этого у него не было опыта социализации, то обучение и включение в процесс дается ему гораздо тяжелей. Поэтому мы считаем, что начинать работу нужно с самыми маленькими детьми. В детском саде инклюзировать детей куда проще – нет строгой школьный дисциплины.

- Мы очень часто говорим о детях с ДЦП, а о взрослых – нет. Такое чувство, будто их просто не существует.

А это, отчасти, так и есть. Их в нашей картине мира нет. Я уже 10 лет занимаюсь этой проблемой, и у меня очень мало взрослых друзей с ДЦП: выйти из дома они практически не могут, пандусов нет, очень мало у кого есть хорошие функциональные коляски, на которых удобно передвигаться.

Так происходит отчасти потому, что, коляска, которая положена по индивидуальной программе реабилитации (перечень, в том числе, необходимых пациенту устройств и приспособлений, которые закупает государство – Добро.Mail.Ru) ИПР, просто ужасная! Она не держит правильно голову, не дает правильного положения тела, человеку в ней неудобно, он не может в ней вести активный образ жизни, даже если он захочет. Сейчас в мире делают такие потрясающие коляски, есть даже коляски, в которых можно плавать.

А кому-то просто некуда пойти: люди не были инклюзированы, никогда никуда не выходили, просто сидят дома, и сидят. А когда у человека умирает родственник, который за ним ухаживал, его отправляют в интернат. Чтобы этого не происходило, мы должны инклюзировать детей, должны попытаться дать им профессию, научить их зарабатывать.

- А как общество реагирует на людей с особенностями?

Инклюзия – это не только погружение людей с особенностями в мир обычных людей, но и погружение обычных людей в мир людей с особенностями. Негативная реакция может быть вызвана тем, что люди просто боятся всего необычного, отличного от того, к чему они привыкли. Постепенно, я точно знаю, мы пройдем этот барьер, как прошли многие другие (например, предрассудки, связанные с цветом кожи) - мы, как человечество, стараемся уходить от подобного разделения.

- Мы можем сделать, чтобы людям с особенности было легче и проще жить, не замыкаясь в себе?

Мы–кто? Если вы журналист – пишите больше на социальные темы, просвещайте читателей, если вы врач – сотрудничайте больше с фондами, не бойтесь просить о помощи, помогайте нам определять, за что стоит платить, а за что – нет. Родители – будьте более активными, защищайте своих детей, не думайте, что кто-то будет делать что-то за вас. А все остальные могут просто быть более эмпатичными, не показывать пальцем на детей в коляске, не оттаскивать своего ребенка, который хочет с этим ребенком пообщаться.

- Расскажите, как вы пришли в благотворительность?

Несколько лет назад в ЖЖ у Екатерины Чистяковой (сейчас директора фонда «Подари Жизнь»), а тогда просто волонтера в Российской детской клинической больнице (РДКБ), я прочла, что на носу Новый год, а у детей, которые лечатся от онкологических заболеваний в РДКБ, не будет подарков, потому что родители уже потратили последнее на лечение, и денег на подарки уже не осталось. Я тогда работала в большой компании и подумала: «Какая мелочь! Что нам всем стоит скинуться и купить детям подарки?» Мы с коллегами поехали в Детский Мир, нахватали тьму разных красивых коробок, приехали и поняли: помогать нужно уметь – мы не знали, сколько детям лет, что они хотят, мы просто накупили всего. Тогда на меня снизошло страшное откровение: если хочешь что-то сделать – сначала подумай, как. На следующий год, конечно, мы эти ошибки не повторяли, мы точно знали, что дети хотят получить, кому сколько лет, у нас были списки.

Но главное, что со мной тогда случилось, – это встреча с Галиной Владиленовной Чаликовой, создателем и первым директором фонда «Подари жизнь», и мы с ней много работали вместе. Но 5 лет назад Галина сама заболела раком, мы сделали все, что могли, но битву мы проиграли. Уже в конце я спросила ее: «Галочка, я очень хочу что-нибудь для тебя сделать, что я могу? - Ты знаешь, Рыжик, - ответила Галина, - сейчас детям с онкологией стали помогать, в этой области все относительно нормально. А вот детям с органическими поражениями центральной нервной системы помогают мало, особенно тем, кому нужна паллиативная помощь, о них никто не говорит, никто о них ничего не знает. Мне кажется, ты должна сделать маленький фондик». Я говорю: «Ну, Галя, я вообще ничего не знаю об органических поражениях ЦНС, я это даже выговорить не могу». Но Галочка сказала, что мол, ничего, ничего, все получится, и умерла.

Так мы создали фонд и назвали его «Галчонок» в честь Гали. И вот потихонечку мы пытаемся воплотить ее идеи в жизнь. На самом деле, Галина оставила такой подарок не только мне, но и прекрасной Лиде Мониаве, которая получила от нее задание создать первый детский московский хоспис, который сейчас уже строится, и мы болеем за него всей душой.

- Что самое тяжелое в вашей работе?

Самое тяжелое – это фандрайзинг, заработать денег на все удовольствия, за которые приходится платить.

- А что вам больше всего не нравится делать?

Не знаю, вы застали меня врасплох. Этот фонд – этот будто бы мой ребеночек, мне все нравится делать. Единственное, пожалуй, что мне по-настоящему не нравится – это отказывать людям, которые обращаются за помощью в фонд. В прошлом году мы закрывали прием обращений, и готовимся его открыть только сейчас, когда оплатим все предыдущие просьбы. У нас очередь на два года вперед- мы просто не можем взять на себя такие обязательства. Когда мне поступает новая заявка, я понимаю, что у нас этот ребенок будет ждать сбора год, а реабилитация должна была начаться еще вчера, и мы честно говорим родителям, что мы не можем, что им нужно обращаться в другие фонды, чтобы не терять времени.

Отказывать – это просто ужасно, никому такого не пожелаешь. Поэтому хочется собирать еще больше денег, чтобы все было как у Стругацких в «Пикнике на обочине»: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!