Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Жизнь животных осенью. Развлечение «Осенние заботы животных

Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме.

Дети должны знать:

Названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;
- что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
- как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло);
- кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);
- кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, белка), рога (лось, олень);
- различать названия частей тела животных и людей.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;

Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;

Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).

Беседа "Как дикие звери к зиме готовятся."

Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.

Где спрячется ежик? В норе.

Где будет спать медведь? В берлоге.

Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.

Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.

Какого? - Почему белого?
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка.

Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.

А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно.
Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться.
Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.

Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.
Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

Где живет белка? В дупле.
-Как она подготовилась к зиме?
Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.
- Кто это? Лось.
- Чем питается лось? Растениями.
-А много ли растений зимой можно найти в лесу?
В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? Много. Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.

Дидактическое упражнение "Один-много" (образование множественного числа существительных):

Лиса – лис.
Ёж – ежей.
Белка – белок.
Заяц – зайцев.
Волк – волков.
Лось – лосей.
Кабан – кабанов.

Дидактическое упражнение "Назови ласково" (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :

Белка – белочка.
Лиса – лисичка.
Заяц – зайчишка, зайчонок.
Белка – бельчонок.
Медведь – медвежонок.
Волк – волчонок.

Дидактическое упражнение "Сосчитай до пяти" (согласование существительных с числительными) :

Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.
Одна лиса, … ,пять лис.
Один волк, …,пять волков.
Один медведь, … ,пять медведей.
Одна белка, …, пять белок.

Дидактическая игра "Чей? Чья? Чье? Чьи?"

Хвост лисы - лисий хвост.
Лапа медведя - медвежья лапа.
Зубы волка - волчьи зубы.
Иголки ежа - ежиные иголки.

След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.

Дидактическое упражнение "Подбери определения" :

Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж (какой?) – колючий, маленький, …
Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,

Дидактическая игра "Кто где живёт?" (употребление именительного падежа сущ-х):

В берлоге живёт (кто?) – медведь.
В норе живёт (кто?) – лиса.
В логове живёт (кто?) – волк.
В норке живёт (кто?) – ёжик.
В дупле живёт (кто?) – белка.

Дидактическое упражнение "Сравни животных с людьми".

У человека - рот, а у животных – пасть.
У человека - лицо, а у животных – морда.
У человека - зубы, а у животных – клыки.
У человека - живот, а у животных – брюхо.
У человека - ногти, а у животных – когти.
У человека - руки, а у животных – лапы.

Дидактическая игра "Назови семью" (упражнение в словообразовании):

Папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата).

Папа – волк, мама – волчица, детёныш(и) – волчонок (волчата).

Папа – лис, мама – лисица, детёныш(и) – лисёнок (лисята).

Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш(и) – зайчонок (зайчата).

Лиса – тявкает.
Медведь – рычит.
Волк – воет.
Ёжик – фыркает и т.д.

Дидактическое упражнение "Что лишнее и почему?"

Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).
Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).
Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).
Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).
Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).

Игра "Кому что дадим?"

Мясо – волку.
Малину - ...
Мёд - ...
Морковку - ...
Яблоко - ...
Орехи - ...
Грибы - ... и т.д.

Игра "У кого – кто?"

У медведя – медвежата.
У лисы - ...
У волка - ...
У зайца - ...
У ёжика - ...
У белки - ... и т.д.

Зимой объем пищи значительно уменьшается, именно поэтому большинство зверей начинают готовиться к холодам еще с осени, а некоторые начинают заниматься заготовкой продуктов с лета. Самыми первыми собирают припасы грызуны:

  • мышки,
  • бурундуки,
  • бабаки.

Уже летом они ищут по всему лесу семечки, орешки, откладывая их в норки. Это дает им возможность всю зиму сидеть в своем домике и не выходить наружу. Во время холодов грызуны почти все время спят, прерывая сон только лишь для того, чтобы подкрепиться.

Кому не страшны морозы?

Лисички, зайцы и волки к морозам практически не готовятся, так как проводят зиму на ногах в поисках пищи. Зайчата только переодеваются: меняют серую шубку на белую, чтобы хищники не замечали их на снежном ковре. Очень интересно наблюдать за тем, как звери готовятся к зиме, ведь у каждого есть свой секрет.

Лисички и волки

Лисички и волки цвет шубки не меняют, но мех у них становится более густым и пушистым: так легче пережить лютые морозы. Волки собираются в стаи, потому что так намного удобнее выживать зимой. Хитрые лисички ищут любые норки, чтобы отдохнуть и спрятаться от метели.

Бобры и белочки

Белки и бобры не впадают в спячку, но подготовку проводят ответственно. Бобры живут большими семьями, все вместе они строят около водоемов уютные домики, рядом с которыми складывают свою пищу - веточки с деревьев. Также они питаются кореньями растений, которые растут в воде.

Интересно, как белка готовится к зиме? Рыжие обитательницы лесов не впадают в спячку, хотя и проводят большинство времени в своих жилищах - дуплах, которые они обустраивают высоко на деревьях.

Этот грызун меняет цвет своей шубки из рыжего на сероватый для маскировки от хищников. Что же ест белочка зимой? На период холодов этот грызун запасается такими пожитками:

  • желуди,
  • грибы,
  • орешки,
  • семечки.

Расскажем о мишке

Медведи заранее обустраивают свой дом. Они ищут пещеры, рвы, куда сносят листья, ветки, мох, сверху делают себе мягкий матрац из веточек ели. Когда выпадает снег, он маскирует медвежий тайник и хранит в нем тепло.

Медведи не делают запасов пищи, но осенью они очень активно питаются орехами, рыбой, чтобы накопить как можно больше жиру на время зимовки. На самом деле хищник не спит, а дремлет, и в случае необходимости он может выйти из берлоги. Именно зимой у медведицы появляются маленькие медвежата.

Вот так и зимуют животные. Одни спят всю зиму, другие пытаются не замерзнуть и найти себе пищу. А вот Ты можешь узнать еще много интересного о животных, птицах и насекомых.

Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее. После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее.

Растения осенью
Основное изменение в неживой природепохолодание — влечет за собой изменения в живой природе.
С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья клена, березы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черемухи. Становятся бронзовыми листья дуба. Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые.
Постепенно начинается листопад . Раньше других деревьев сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.
Желтеет и вянет трава. Только кое-где цветут ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все чаще небо заволакивают темные тучи. Все чаще идет мелкий моросящий дождь. В дождливые дни небо кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман.

Птицы осенью
Летом птицы не голодают. Но осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.
Уже в начале осени увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края.
Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи, иволги, ласточки, стрижи.
Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы — утки, гуси, кулики, лебеди.
Все птичьи стаи летят в те же знакомые теплые страны, куда улетали они зимовать в прошлые годы.
Вместе с птицами улетают на зиму в теплые края и многие насекомые. Перелеты совершают стрекозы, божьи коровки и некоторые виды бабочек.

Звери осенью
Звери тоже готовятся к зиме. Мыши полевки, кроты, хомяки, крысы вырыли зимние кладовые. Мыши и хомяки заполняют их зерном. В одной такой кладовой может оказаться до пяти килограммов зерна. Кроты и крысы носят с полей картофель, бобы, морковь, зерна и семена.
Белки развешивают на ветках деревьев грибы, а орешки и шишки прячут в гнезде. Одна белка запасает примерно 15 килограммов орехов, грибов и различных семян.
Еж готовит себе на зиму теплое уютное гнездо, в котором проспит всю зиму. Змеи, лягушки, жабы, улитки, ящерицы спрятались в укромных местах.
Барсуки запасают семена и корни растений, высушенных лягушек, желуди. У многих зверей к зиме отрастает пушистая, густая шерсть. Ежи, барсуки, медведи откладывают под кожей много жира. Осенью барсуки увеличивают свой вес до шести килограммов. Жир для этих животных — зимний запас пищи.
В середине осени у зайцев, белок, песцов изменяется окраска меха. У зайца она становится белой, у белки — серой, а у песца серо-голубой. Такие изменения окраски и густоты меха называются линькой.
Многие звери и птицы могут найти пищу зимой — это лисы, волки, зайцы, лоси, сороки, вороны, воробьи. Они активны в любое время года.

Домашние животные осенью
Домашние животные осенью продолжают пастись на пастбищах, но с приходом холодов и дождей их переводят в специальные помещения и дают подкормку — силос, сенаж, солому.
Домашним животным нужен особый уход. Они боятся сквозняков, поэтому все щели в коровниках и свинарниках тщательно закрывают. Помещения изнутри белят известью. Это делает их более светлым и уютным, и, кроме того, известь убивает болезнетворные бактерии.

Труд людей осенью
Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.
Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.
Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.
Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.
Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.
В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.
Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА ОСЕНЬЮ
(беседа)

З а д а ч и: способствовать углублению представлений о лесе: живут разные животные (звери, птицы, насекомые); установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период, понимание необходимости сохранения его целостности; обучить умениям вести себя в лесу.

П р е д в а р и т е л ь н а яр а б о т а.

– Беседы с детьми.

– Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

– Работа в экологической комнате (лес).

– Отгадывание загадок.

– Работа с моделями (звери, птицы, насекомые) и др.

– Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков.

Ход занятия

1. Ч т е н и ес т и х о т в о р е н и я«Осень-художница»:

Повязала осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по лесу,

Листья позолотой обвела.

2. Б е с е д а.

– Каких зверей можно встретить в лесу осенью?

– Кто укладывается спать на всю зиму?

– Кто меняет на зиму шубку?

– Кто делает запасы на зиму?

– Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?

Дети отвечают на вопросы и находят картинки животных, которых называют.

3. Р а с с к а звоспитателя о подготовке зверей к зиме.

Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.

Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.

Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.

Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.

Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.

4. О б с у ж д е н и ер а с с к а з а.

– Медведь что делает? (Залез в берлогу.)

– Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.)

– А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)

– Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?

5. О т г а д ы в а н и ез а г а д о к.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь?

Приглядись-ка! Это… (еж).

Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)

Кто в лесу голодный рыщет,

Под кустом зайчишку ищет? (Волк.)

Что за беленький клубочек

Под кустом на землю лег? (Заяц.)

Первый снег прилег на крыши,

Опушил мехами сад.

Птичница в шубейке рыжей

6. С о с т а в ьр а с с к а з - з а г а д к у о любимом или понравившемся лесном звере. Остальные дети отгадывают.

Цель: закрепить представления об особенностях жизнедеятельности диких животных в осенний период.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить представления о правилах поведения в лесу;
  • уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных перед долгой зимой;
  • закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность;
  • учить детей активно участвовать в беседе на заданную тему;
  • побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными явлениями в природе и поведением животных;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение сопереживать.

Развивающие:

  • развивать эстетический вкус;
  • продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, умение говорить ясно, понятно для окружающих;
  • развивать мышление, речь, воображение, творческие способности — умения передавать в движении походку и характер животного.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций с изображением диких животных;
  • игры с игрушками, изображающими животных;
  • загадывание загадок;
  • беседы о диких животных;
  • заучивание стихотворений;
  • совместная работа родителей и детей: выставка поделок из природного материала «Животные леса»;
  • Д/и “Кто, как зимует”, П/и “Зайка беленький сидит”, «У медведя во бору».

Словарная работа : дикие животные, берлога, кора, белая шубка.

Действующие лица : Ведущая, Кикимора, аудиофонограмма звук ветра.

Оформление : зал оформлен в виде осенней полянки: ёлочки, пенёчки, листочки, грибочки.

Материал к занятию . Демонстрационный материал: иллюстрации диких животных, иллюстрации «Правила поведения в лесу»; шапочка медведя и ёжика, костюм кикиморы, брызгалка с водой, грибок с конфетами.

Сопутствующие методы :

  • игровой;
  • объяснительно–иллюстративный;
  • практические.

Ход занятия

Дети зашли в зал, сели на стульчики.

Ведущая : Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает?

Ответы детей.

Ведущая : Верно ребята, вот и немного осталось до седой зимы. Осень уже заканчивается. Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Это ранняя осень. Еще её называют золотой осенью, другая — неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тяжелыми тучами на небе. Это поздняя осень. И поздней осенью уже выпадает первый снег. Давайте споём песню про первый снег.

Песня «Первый снег» (Приложение№1).

Ведущая : Дорогие ребята, я приглашаю вас на прогулку в осенний лес. Вы хотите отправиться в лес?

Ответы детей.

Ведущая: Для того чтобы отправиться в осенний лес нам нужно превратиться в осенние листочки. Давайте скажем волшебные слова: 1, 2, 3, покружись и в листочек превратись. Мы с вами настоящие осенние листочки, давайте потанцуем.

Танец «Листочки» (Приложение№2)

Ведущая : Ребята, а какие бывают осенние листочки? (Ответы детей). Как называется природное явление, когда листья падают с деревьев?

Дети читают стихотворения «Листопад» (Приложение №3)

Ведущая : Молодцы ребята, а сейчас давайте отправимся на прогулку в осенний лес, но прежде чем мы туда пойдём, давайте вспомним, как нужно себя вести в осеннем лесу.

Дети с опорой на иллюстрации рассказывают о правилах поведения в лесу.

Ведущая : Правильно, молодцы, вы знаете правила поведения в лесу. В лесу не надо убегать далеко, иначе можно заблудиться; не шуметь, чтоб не спугнуть зверей, птиц. Давайте все вместе скажем волшебные слова и сразу окажемся в лесу, повертелись, покружились и в лесу мы очутились.

(В зале частично гаснет свет).

Ведущая: Посмотрите как темно в лесу, наверное туча спрятала солнышко. Дети, надо солнышко спасать, надо тучку прогонять! Мы сейчас превратимся в ветер и разгоним ненастье.

(Приложение № 4).

Ведущая: Ой, ребята, посмотрите лучик солнца выглянул из-за тучки!

Вбегает кикимора.

Кикимора : Эй, чаво расшумелись, а? Развеселились, понимаешь-ли! А ну кыш из леса, спать не даёте. Ишь ты, буря, солнце….. Я вот сейчас на вас настоящую бурю с холодом напущу.

(Дует ветер — аудиозапись).

Ведущая: Ой, и вправду холодно стало! Ребята, что нужно сделать, чтобы не замёрзнуть? Давайте встанем в круг и подвигаемся!

Физминутка «Холод» (Приложение№5)

Кикимора : А тогда я вас ….. намочу!

Разбрызгивает воду из брызгалки. Дети убегают на стульчики.

Ведущая: Скажите пожалуйста кто вы такая?

Кикимора : Кто-Кто? Любопытная какая. Я кикимора лесная. Лес на зиму убаюкиваю. А весной бужу помогаю принарядиться. Ведущая: А ведь и верно, осень нарядила лес в яркие одежды, ветерок лес раздел, дождик осенний песню спел и потанцевал, а зима придёт, укроет лес тёплым снежным одеялом. И правда ребята, нельзя в лесу шуметь. Не сердись на нас Кикимора, ведь мы помогаем солнышку тучку прогнать.
Хорошее дело вы делаете, только может и мне поможете, не слушают меня лесные жители и совсем не хотят готовиться к зиме.

Ведущая: Ребята, давайте расскажем, как лесные звери готовятся к зиме.

Кикимора: Как называются животные которые живут в лесу? ( Ответы детей). Каких вы знаете диких животных? (Ответы детей ).

Ведущая : Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Каких животных вы знаете, которые впадают в спячку?

Кикимора : А я знаю, это заяц!

Ведущая: Разве это заяц? Ребята, скажите кто спит всю зиму? (Ответы детей). А как готовится ежик зиме? (Ответы детей).

Ведущая предлагает детям иллюстрацию с изображением ежа.

Ведущая обобщает ответы детей: Ёжик еле-еле передвигается, спит на ходу. Он приготовил себе гнездо под кучей листьев и хвороста. С наступление заморозков ёж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

Ребёнок читает стихотворение «Ёжик» (Приложение№6).

Подвижная игра « Ёжик» (Приложение№7).

Ведущая предлагает детям иллюстрации с изображением медведя.

Ведущая : А где зимуют медведь? Он тоже роет себе глубокую нору?

Кикимора : А я знаю, я знаю, он спит в дупле!

Ведущая: Разве это так? Ребята, расскажите уважаемой Кикиморе, что делает медведь зимой? (Ответы детей).

Ведущая обобщает ответы детей: Медведь запасает жир, готовит себе уютную берлогу, засыпает на всю зиму и сосёт лапу. Берлога - это глубокая яма в земле. В берлоге тепло. Спит медведь очень чутко. При беспокойстве покидает берлогу и долго бродит кругами, прежде чем снова залечь в берлогу. Зимой берлогу можно узнать по струйке пара, поднимающейся над входным отверстием.

Ребёнок читает стихотворение «Медведь» (Приложение№7).

Игра «Медведь и дети» (Приложение №8).

Ведущая предлагает детям иллюстрации с изображением белочки.

Ведущая : Ребята посмотрите на картинку, а чем занимается белочка в осенние прохладные деньки?

Кикимора: А я знаю, я знаю, белочка наедается осенью чтоб зимой ничего ни кушать, и всю зиму скачет по ёлкам и деревьям!

Ведущая : Действительно белочка не спит зимой, здесь ты права! Но разве белочка наедается осенью? (Ответы детей).

Ведущая обобщает ответы детей: Белочка сушит грибы, орехи и желуди- зимой всё пригодится. У белочки в лесу кладовочки есть. В таких кладовочках под разными деревьями белочка делает так много запасов, что за зиму сама не съедает. Очень трудолюбивая белочка. Летом шёрстка у белки буро-рыжая, а к зиме белочка меняет шубку и становится серой. Белочка очень красива в любое время года!

Ребёнок читает стихотворение «Белочка» (Приложение№9)

Ведущая: Но совсем по другому готовятся к осенним холодам звери которые не впадают в зимнюю спичку и не делают себе запасов. Какие это животные?

Ведущая предлагает детям иллюстрации с изображением зайца, лисы, волка.

Кикимора : Расскажите ребята пожалуйста, а то я всё перепутала. (Ответы детей).

Ведущая обобщает ответы детей: Зайцы, лисы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. Этим животным щедрая осень раздаривает теплые пушистые красивые шубы. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе. В таких шубах можно пережить морозы. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся. У зайца нет ни норы, ни гнезда. Он прячется под кустом. Иногда ямку в снегу выкопает – там и ночует. Заяц питается корой и побегами деревьев.

Кикимора : Ну, спасибо детки, что мне всё это рассказали, теперь я уже знаю, как готовятся дикие животные к зиме, а мне пора. (Убегает ).

Ведущая: Ребята, посмотрите, солнышко еще лучик показало! И в лесу стало совсем светло.

(В зале полностью зажигается свет).

Ведущая с детьми ходят по лесу.

Ведущая : Как красиво в осеннем лесу! Лес точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный. Ну а нам пора возвращаться в детский сад, а для этого надо вспомнить волшебные слова. Повертелись, покружились и в детском саду очутились. Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Ой, ребята смотрите трудолюбивая белочка и про нас не забыла! Что же она нам приготовила?

Ведущая с детьми находят под ёлочкой гриб: В этом грибочке белочка нам оставила угощенье — вкусные конфеты! Спасибо ей большое. Сейчас мы с вами пойдём к себе в группу и будем пить чай.

Приложение №1

Песня «Первый снег»

Цель: продолжать развивать интерес к музыке; обогащать музыкальные впечатления; способствовать стремлению петь мелодично, чисто, выразительно, передавая характер музыки; выражать свои чувства движением.

1. С неба звёздочки летят
Весело играя.
Залетели прямо в сад
Землю укрывая.

Припев:
Белый снег, белый снег
Белый снег пушистый
Первый снег первый снег
Самый самый чистый!

2. Стали белыми дома
И румяны лица.
Это зимушка-зима
В гости к нам стучится.

Приложение №2

Танец« Листочки»

Цель: Побуждать детей начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, согласовывать свои движения с произносимыми словами; развивать ловкость и координацию движений; способствовать укреплению мышечного корсета позвоночника.

Ход игры: По показу воспитателя дети выполняют несложные движения в соответствии с текстом произносимого им стихотворения.

Мы листочки осенние (дети встали – руки вверх)
На веточках сидели (присели на корточки)
Дунул ветерок (закачали руками)
И мы полетели (кружатся)
Мы летели, летели и на землю тихо сели (садятся на стульчики).

Приложение №3

Стихотворения «Листопад»

Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Падают падают листья,
В нашем саду листопад
Красные жёлтые листья,
По небу вьются летят.
Листопад, листопад
Листья кружатся летят
Разноцветные, резные
Словно кистью расписные…

Приложение № 4

Дыхательное упражнение «Ветер»

Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углублённого выдоха.

Ход: Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: дуем как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Повторить 3 раза.

Приложение № 5

Физминутка «Холод»

Цель: снятие усталости и напряжения у детей; внесении эмоционального заряда.

Мы топаем ногами – топ, топ, топ,
Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп,
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы руки подаем, и бегаем кругом.

Приложение №6

Стихотворение «Ёжик»

Цель: Развивать интонационную выразительность, понимание образности речи; воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

Я тоже буду спать, как мишка,
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил.
Мне нужно отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил,
А для вас, мои друзья,
Принёс грибов корзинку я.

Приложение № 7

Подвижная игра «Ёжик».

Цель: Учить выполнять имитационные движения, демонстрируя красоту, выразительность; соблюдать правила игры.

Ход: Дети встают в круг. В центре круга стоит ребенок, на голове шапочка ежа с иголками. Дети ходят вокруг «Ёжика» и поют песню. «Ёжик» ходит по кругу и демонстрирует свою красоту. После окончания песни дети разбегаются, а «Ёжик» догоняет детей. Игра повторяется, роль ёжика исполняет желающий ребёнок.

Ёжик, ёжик покажи нам свои иголки! Говорят что вы ежи очень-очень колки! Покажи, покажи нам свои иголки, Говорят что вы ежи очень-очень колки!

Приложение№8

Стихотворение «Медведь»

Цель: Развивать интонационную выразительность, понимание образности речи; воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

В берлогу скоро лягу спать,
За осенью зима придёт опять.
Пусть мне во сне приснится мёд.
Проснусь, когда весна придет!

Приложение №9

Игра « Медведь и дети»

Цель: учить двигаться крадущимся шагом в паре; согласовывать движения с музыкой; соблюдать правила игры.

Ход: В одном углу зала на стуле сидит ребёнок, на голове шапочка медведя. Ведущая поёт, дети подпевают. Дети осторожно, крадущимся шагом двигаются к берлоге. В конце первого куплета останавливаются, прикладывают к губам палец и, поворачиваясь друг другу, произносят:

«Тс-с-с!» Под пение второго куплета подходят ещё ближе к « берлоге», опять произносят: «Тс-с-с!». После третьего куплета громко кричат: « Ой, медведь!»- и убегают. « Медведь» просыпается, рычит и догоняет детей. Игра повторяется, роль медведя исполняет желающий ребёнок.

1. Кто уснул под дубком
И накрылся кожушком? Тс-с-с!

2. Ой, ребята, не шуметь!
Может, это спит медведь?! Тс-с-с!

3. Этот гость в один присест,
Коль проснётся, всех поест! Т-с-с!

Ой, медведь!

Приложение №10

Стихотворение «Белка»

Цель: Развивать интонационную выразительность; воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.

Приложение №11




Список литературы:

1. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. — 2004. — N 7. — с. 38-46.

2. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 5. — с. 70-73.

3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - с.144 (Серия «Программа развития»)

4. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства // Дошкольное воспитание. — М.,2002.- с.112.

5. Целищева И., Большакова М. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, – 2005. — N 11. — с. 53-64.

6. Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание.-7-8 /1992.

7. Шишкина В. А., Дедулевич М. Н. «Прогулки в природу». М.: Просвещение, 2003 г. – 112с.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!