Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Живая и неживая природа зимой старшая группа. Конспект нод "живая и неживая природа" с использованием икт в старшей группе

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

для детей старшей группы

Образовательная область: «Познание»

Раздел: «Основы экологии».

Тема: «Живая и неживая природа».

Цель: учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы.

ОЗ: Формировать представление о неразрывной связи человека с природой.

РЗ : Развивать мышление, речь, интерес к объектам живой и неживой природы.

ВЗ : Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: понятия «живая», «неживая» природа

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Приносит в группу предметы, сделанные руками человека, объекты живой

и неживой природы

в трех мешочках.

Проявляют интерес

к содержимому мешочков.

Организационно–поисковый

Читает стихотворение Л. Данейко

«Вот на земле огромный дом». Беседует и задает вопросы

Объясняет понятия «живая», «неживая» природа. Поясняет,

что предметы сделанные руками человека не относятся

к неживой природе.

Организует дидактическую игру на классификацию объектов природы «Живая-неживая».

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы, приводят примеры.

Запоминают значение новых слов.

Активно участвуют

в игре, комментируют свой выбор.

Рефлексивно– корригирующий

Предлагает детям сделать выводы, дополняет ответы.

Завершает стихотворением

В. Орлова «Под одною голубою общей крышей мы живем...»

Делают выводы

об объектах природы, о связи человека

с природой

и бережном отношении к ней.

Ожидаемый результат:

Знать:

Понятия «живая» природа;

- «неживая» природа.

Иметь:

Представления об отличии объектов живой и неживой природы от предметов, сделанных руками человека;

О взаимосвязи живых и неживых объектов природы, о значении их в жизни человека.

Уметь:

Классифицировать объекты живой и неживой природы;

Отвечать на вопросы;

Называть признаки, отличающие объекты живой и неживой природы.

НОД по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная группа).

Тема: «Живая и неживая природа»


Цель: Дать детям понятие о живой и неживой природе, и что природа - это наш общий дом.

Задачи: 1. Развивать познавательные способности детей.

2. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
3.Учить детей различать и называть объекты живой и неживой природы, сравнивать, логически мыслить и устанавливать причинно - следственные связи.
4. Тренировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.
5.Воспитывать любознательность, ощущение личной причастности к природе.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, чтение художественной литературы.
Социализация: приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение к окружающим.
2. Познание: расширять и уточнять представление об окружающем мире.

3. Коммуникация: развивать и поощрять стремление высказывать свою точку зрения и делиться с педагогом и другими детьми.
4.Чтение художественной литературы: формировать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказ.
Раздаточный: фломастеры (красный, оранжевый, желтый),цветные карандаши, картинки- силуэты.
Тип занятия: Изучение новой темы.
Словарная работа: живая и неживая природа

Ход занятия:

Ребята, мы с вами живем в обычном доме, в котором есть стены, крыша, пол и потолок. Нам в нем хорошо, уютно и тепло, но как только выходим за порог нашего дома мы попадаем в другой дом. Этот дом –Природа.

Я приглашаю вас, сейчас отправится в путешествие по миру природы.

Посмотрите, ребята
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг природа.
Ребята в доме природы, что является крышей (стенами, полом, потолком)?
В доме природы крышей будет небо.(горы,почва,облака)

Ребята, а знаете ли вы, что природа делится на два огромных мира?

Сегодня мы узнаем о том, что существует Мир живой и Мир неживой природы.

Как вы думаете, что относится к живой природе?
-Птицы, животные, насекомые, лес, растения.
Почему?
Дети рассуждают.

Давайте обратимся к нашей Мудрой Сове. Пусть нас рассудит кто из нас прав.
Открыть и прочитать:
Живая природа- это что растет, дышит, питается, приносит потомство и умирает.

Например, животные: растут, дышат, питаются, приносят потомство и умирают.
Вывод: Животные - живая природа
Дети приводят свои примеры живой природы, выстраивая цепочку жизни на Земле.
Как вы думаете, что такое неживая природа?
Чем она может отличатся от живой природы?

Дети: Неживая природа не дает потомства, не дышит, не растет, не питается.
Вы совершенно правы. Молодцы! Приведите примеры. неживой природы.
Дети: камень,песок, вода.
Вывод:
1.Живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство.
2.Неживая природа не дает потомства, не дышит и не растет.
Физминутка:

Раз- два обернись и в солнце превратись - руки вверх;
Раз- два обернись и в дождик превратись- хлопки;
Раз- два обернись и в снежинку превратись - покружиться;
Аиста (стоять на одной ноге)
Лягушку (сидя прыгать)
Раз- два обернись и в детей превратись.
Дети садятся на места.

Послушайте «Сказку о том, как Солнце, Вода и Почва между собой поспорили»

Поспорили как-то Вода , Солнце и Почва между собой: кто из них главнее, кто большую пользу приносит для всего живого на земле.

– Я, - сказала Вода, - самая главная. Это я утоляю жажду у бегущего оленя, это меня ждут все растения в жаркий летний денек теплым дождиком, это я журчу бегущим ручейком, где живут рыбы и цветут красивые кувшинки. Это мне в пруду теплым тихим вечером квакают лягушки. Я главная, я утоляю жажду у всего живого.

Подумаешь, - засмеялось Солнце своим задорным смехом и весело тряхнуло своими золотистыми лучиками, - я согреваю все живое на земле. Лишь коснусь опушки своими лучиками, и уже виднеется первая зеленая травка, распускаются цветы на полянке, а с цветка на цветок уже порхают бабочки, летают пчелки, шмели, внизу копошатся жужелицы, божьи коровки, труженики – муравьи заняты своей работой с утра до вечера. Поглажу листочки у деревьев, и глянь – уж почки лопаются, из них появляются первые листочки. И летят птицы с юга – весна пришла. Разбудило я весну, а значит и всю природу от долгой зимней спячки. Не было бы меня – темно бы было на земле, как ночью, а лишь только я появлюсь – и день зарождается.

А как же я? – сказала Почва, - я ведь дом родной и для растений, и для некоторых животных. Во мне корни растений живут, да и ты, Вода , во мне живешь, а растения тебя из меня своими корнями высасывают. Не было бы меня, где бы ты была? Что, задумалась? А кроты, черви дождевые, личинки жуков и других насекомых где бы жили? Нет, что и говорить, главная я для всего живого на земле.

Как же так, сказала Вода , все считают себя главным, кто же тогда самый – самый главный?

Задумались Солнце , Вода и Почва , да так и не выяснили – кто.


К какой природе они относятся?
А как вы думаете, кто из них главнее? Почему?
Ребята, может мир существовать без солнца, воды и воздуха? А почему?
Дети:Все живое погибнет.

Как мы должны относиться к природе?
Дети:Природу мы должны любить, охранять и приумножать
-Да, действительно, мы должны беречь и охранять нашу живую и неживую природу.
Природа- это наш общий дом.

Итог занятия:
Что нового вы узнали?
Чему научились?



Автор: Прокудина Евгения Александровна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы:
Месторасположение: Кемеровская область, Беловский район, с. Менчереп, Ул. Центральная

Интеграция областей: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.

Программные задачи:

Образовательные: расширять и . Формировать интерес к , познакомить детей с нормами и .

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в населения, развивать кругозор, мышление, связную речь.

Предварительная работа: Видео презентация “Жизнь водоемов”, чтение художественной литературы, .

Материал: оформленный зал, большой таз с водой, сачки, ведерки, нарисованная карта путешествия, транспорт и стульчики (соответствующие билету), музыкальное сопровождение.

Ход НОД:

Ребята, нам пришло письмо, нас приглашают в гости. Да здесь ещё что-то есть. Что это? (дети карта). Молодцы, правильно. А знаете ли Вы о том, что на карте нарисовано(путь). Давайте вместе рассмотрим. Вот какое путешествие, а хотите отправимся в путешествие? Для начала нем необходимо рассчитать расстояние, а как его рассчитать (измерить). Правильно чем измеряют (линейка. Рулетка, метр). Ну у нас из этих предметов нет ничего. А вот что есть. Давайте проверим свои карманы. Машинка, заколка, расчёска. А возможно ли этими предметами измерить расстояние..да (измеряют). Вот как здорово мы теперь знаем, что до станции …………………….а до станции……………………….и до станции……………………………………А где больше расстояние между какими станциями………..а где меньшее расстояние. Молодцы ребята. Отправляться в путешествие можно каким транспортом (машина, поезд, автобус, самолёт). Мы поедим на автобусе. Но непросто так для поездки необходим что купить…(билеты). Подходите пожалуйста в кассу билеты покупают за деньги…мы будем за волшебные слова. Запоминайте. Здравствуйте. Дайте пожалуйста мне 1 билет. Спасибо.

Теперь занимайте свои места согласно вашим билетам (геомерт.фигугам). Все готовы поехали, споём (поют припев: Мы едем, едем, едем в далёкие края …).

1 Первая станция «Весенняя поляна».

Какая же это поляна. Весенняя. Ребята как вы думаете, что здесь произошло. Отдыхающие намусорили. А как вы считаете какие правила должны соблюдать отдыхающие (ответы детей). Что же нам теперь делать? Конечно поможем и наведём чистоту и порядок (собрать весь мусор в мешки для мусора). Вот мы сейчас уедем, а вдруг снова приедут отдыхающие. Давайте здесь на поляне оставим знак «Мусорить нельзя». Вот он на нём явно чего-то не хватает (красного знака –зачеркнуть значит не кидать). Ставят знак.

Теперь снова в путь. Занимаем места согласно своим билетам. Едут поют песню. Приехали. Куда это мы попали.

2 Это станция «Водный мир»

Посмотрим. Что такое болото?

1. ребёнок -Это очень сильно заросшее озеро, которое загрязнилось. Здесь есть змеи, лягушки. Растут кувшинки, камыши –влаголюбивые растения, которым нужно много воды. На болоте живут птицы аисты. А ещё водомерки и стрекозы они скользят по воде, как на коньках.

А что такое родник (ответы).

2. ребёнок – Родничок. А ещё говорят ключ. Это не тот который открывает двери. Ключ бьёт из-под земли. В нём чистая пресная вода. В нём не бывает больших рыб.

Что такое море, океан (ответы ).

3. ребёнок – В море, океанах вода солёная. Пить такую невозможно. Зато там плавают медузы и самые большие млекопитающие киты. Мне нравятся акулы – это хищники. И дельфины – их называют спасателями, самыми умными они лечат людей, детей.

Что такое 4 озеро?

4 . ребёнок – Озеро может быть не очень большим-маленьким. Но есть и самое большое это озеро Байкал. Там самая чистая вода. Его подводные жители занесены в Красную книгу.

Внимательно посмотрели это….озеро. Только, по-моему, с нашим озером беда…посмотрите (кто то выловил всех рыбок, ракушки, камушки и водоросли). Давайте поможем (дети запускают рыбок, ракушки, камушки и водоросли). Молодцы. Так здорово стало. Только думаю я сейчас о то, что скоро мы уедем, а наше озеро останется бес таких прекрасных помощников. Как же быть …(давайте поставим знак беречь красоту живого водоёма –Озера).

Вы готовы отправиться в путь? (едут, поют).

3 Приехали это станция «Мир животных и птиц». Здесь похоже произошла какая беда. Вы видели, что стало с поляной, что случилось с озером. Вот животные, птицы и не смогли жить по-прежнему они ушли. Здесь на этой станции все вместе теперь живут. Да вот только не понятно. Давайте поможем. Послушайте внимательно кто это просит о помощи (звучит фонограм. Кукушки – да это же ВОЛК, дети НЕТ это КУКУШКА ) . Молодцы правильно. ,,скажи, что ты знаешь о такой птице кукушке (рассказ реб.)

6 . ребёнок – Ку-ку, ку-ку кукушка, Кукует на опушке.
Листва её скрывает, От глаз оберегает.
Зовёт кукушка лето, Что заблудилось где-то,
Жару дать солнце просит, Пусть ветер дождь уносит.
Года она считает, И сколько жить нам знает.

Ещё послушаем –это просит о помощи ВОРОНА (рычит медведь). Кто …правильно медведь. ……… скажи, что ты знаешь о медведе

7. ребёнок – Спит зимою великан, В тепленькой берлоге.

Ждет весеннего тепла, И расцвет природы.

Косолапый очень ловкий, Любит рыбку половить.

Чтобы мед отведать сладкий, Может улей разорить.

Ещё послушаем (воет ВОЛК) Это кто? скажи, что ты знаешь о нём.

8. ребёнок -У нас в Кузбассе в лесах водятся волки. Про них ещё говорят: «Серые акулы». Они очень злые и опасные. Волки едят всё они хищники. Все лесные жители защищают своих детёнышей. Волчица своих волчат спасать не станет если они попали в беду, она спасать будет себя.

А это кто КУЗНЕЧИКи…. скажи, что ты знаешь о ДЯТЛЕ.

9. ребёнок – У деревьев доктор свой, Не обычный, а лесной,

Разговаривает просто, Он с берёзой и сосной.

Без лекарств и инструмента. Он излечит пациента,

Прилетел и сел на сук –Как здоровье? тук-тук-тук…

А это кто СОЛОВЕЙ.Правильн. скажи, что ты знаешь о животном 10 . ребёнок -Это не животное это птица. Она не домашняя, живёт в лесу, а точнее прилетает к нам весной. Маленькая и не очень яркая. У неё прекрасные песни. Когда поёт соловей все любят слушать.

Выходят 2 гномика.

1гномик: Я боюсь… И я боюсь Вед: Кто же это. Ну смелее.

2 гномик : Мы гномики. Я Тим. А он Том.

1 гномик : Мы пришли поблагодарить ребят от всех лесных жителей и от матушки природы сказать вам большое СПАСИБо.

Вед: Ребята что ответим.. пожалуйста (шепчет на ушко ведущей). Гномики очень стеснительные.. они приготовили для вас подарок.

1 гномик : У нас есть любимая игра. Мы сейчас вам её подарим. Научим играть, и вы сможете забрать её и научить других ребят играть (проводится игра).

Гномики: (несут большую конфету). Мы знаем, что все ребята сладкоешки. Вот вам подарок (дети-спасибо).

Вед: Мы так хорошо подружились. Но пора отправляться домой. Скажем до свидания и в путь (едет, поют). Приехали (подходят к карте). Ребята путешествие понравилось? На каких станциях вы побывали?

Мы всем помогли. Давайте вспомним правила поведения в природе.

Молодцы! Теперь можно отправляться кушать сладости.

Название статьи: Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе “Путешествие в мир живой природы”

САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО НОД

Воспитатель: Прокудина Е.А.

В занятии была использована интеграция областей: “ Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”.

Программные задачи:

Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе. Формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связную речь.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Была проведена предварительная работа:

Видео презентация “Жизнь водоемов”, чтение художественной литературы, дидактические игры о природе.

Материал:

оформленный зал, большой таз с водой, сачки, ведерки, нарисованная карта путешествия, транспорт и стульчики (соответствующие билету), музыкальное сопровождение.

В ходе НОД воспитанники побывали на 3 станциях: 1 ПОЛЯНА, где очистили её от мусора и для отдыхающих приготовили макет –Памятки бережного отношения к природе; 2 Озеро – восстановили равновесие в природе привели в порядок и запустили живых рыбок, так же изготовили макет –Памятки бережного отношения к водоёмам; на 3 станции – Лесные жители вернули всем животным и птицам их домики. А в награду получили от лесных Гномиков большую сладкую конфету.

Воспитанники показали ЗУН по экологическому воспитанию. Были активны, творчески подходили к выполнению заданий.

Название: Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе “Путешествие в мир живой природы”
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, Внеурочная работа, Мастер – классы

Конспект открытого занятия

по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе.

Тема: «Живая и неживая природа».

Воспитатель:

Литвиненко Е.В.

апрель 2016 год

Форма проведения: путешествие по телевизионным передачам .

Цели : закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; сформировать у ребенка представление о неразрывной связи живой и неживой природы; закреплять, уточнять знания детей, полученные за период учебного года; развивать речь детей, умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы; продолжать формировать знания о нормах и правилах поведения в природе (воспитывать бережное отношение к природе); расширять диапазон познавательных интересов детей, формировать новые способы познавательной деятельности.

Методы стимулирования и мотивации : загадывание загадки, обобщающая беседа, пояснение, объяснение, уточнение, поощрение, педагогическая оценка.

Методы организации учебно – познавательного процесса: игровой персонаж, показ, ТСО, демонстрация познавательного характера, наблюдение.

Практические методы : метод коллективных заданий, моделирование.

Словарь – (активный) живая природа, неживая природа, чистота, доброта, правдивость, трудолюбие, охрана, животный мир, растительный мир, травоядные, грызуны, хищники, тайга, животные севера, животные жарких стран (пассивный), развивается, размножается, питается, изменяется, дышит.

Оборудование : ТСО – магнитофон.

Демонстрационный материал: 3 прямоугольника (зеленый, синий, красный, обозначающие природные зоны; карточки с изображением животных и птиц (клест, тигр, рысь, лось, белка, лиса, бобр, кабан, заяц, еж, бурый медведь, дятел, соболь, верблюд, скорпион, змея, ящерица, сова, морж, тюлень, олень, полярная сова, медведь, песец, жираф, лев, носорог, зебра, слон.) ; кубики с изображением (белки, елки, земли, воздуха, солнца, воды).

Раздаточный материал: на каждого ребенка тарелочка с карточками (зеленая-красная), картинка-объект природы; кусочек мела и два стаканчика, один с водой, клей ПВА, клеенка, салфетка.

Предварительная работа : цикл познавательных занятий по природным зонам: «Тайга и лес», «Пустыня», «Теплые страны», «Ледниковая зона, тундра»; общее знакомство с понятиями: «Живая природа», «Неживая природа»; игры и упражнения на приобретение навыков: для классификации животных растений, птиц, для умения отличать объект живой от неживой природы, для развития логического мышления, памяти. Чтение стихотворения «Живой букварь».

Ход занятия:

I . Мотивационно-побудительный:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется -

Утро доброе начнется.

ДОБРОЕ УТРО! (обращаемся к гостям)

Воспитатель : (Загадка - ребенок)

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года

Это все вокруг... (природа).

Вос-ль: Что такое природа?

Дети : Природа - это то, что существует независимо от человека (т.е. без помощи человека).

Вос-ль: Что нельзя назвать природой?

Дети: То, что сделано руками человека.

Вос-ль: Правильно, это уже называется рукотворный мир. (сели за столы)

Д/игра: «Природа бывает разной». (работа в парах с карточками)

(Воспитатель называет объекты живой и неживой природы.

Живой объект - зеленая карточка, неживой - красная. В конце игры называю «самолет». Самолет есть в природе? Дети высказывают свое мнение.)

Вос-ль: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу.

Д/игра: «На что похоже». Например: вертолет похож на стрекозу, подводная лодка на кита, зонт на гриб, мост на радугу, вентилятор на ветер, ковер на траву, душ на дождь, самолет на птицу, лампочка на солнце, музыкальный колокольчик на цветок колокольчик и т.д.

Вос-ль: Природа существует независимо от человека.

Посмотрите на ваши столы, вы увидите на них кусочки мела и стаканчики - один пустой, другой с водой.

    Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом? Он перестал быть мелом или нет?

Правильно, мел остался мелом, только кусочки его стали меньше.

    Возьмите стакан воды и перелейте часть воды в другой стакан. Что стало с водой, она перестала быть водой?

Правильно, вода осталась водой, только ее стало меньше в стаканчиках.

Вос-ль: -А что будет с бабочкой, жуком, цветком, деревом, птицей, животным, если мы их разделим на части?

Дети : Они погибнут.

Вос-ль: - А в чем вы видите отличие живой природы от неживой? (*Живая природа: дышит, растет, питается, движется, развивается, размножается, изменяется, умирает)

II. Вос-ль: Продолжая разговор о природе, я приглашаю вас отправиться на телевидение и побывать в гостях у нескольких телепередач, а так же побывать участниками этих передач.

Физкультминутка «Мы – шоферы».

Едем, едем не машине,

Нажимаем на педаль.

Скорости переключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы - шоферы хоть куда!

    Программа: «Умники и умницы» . (проигрывается заставка-мелодия этой передачи).

Вос-ль: - Вот мы и попали на программу «Умники и умницы».

- Правила этой программы таковы – нужно отвечать очень быстро и четко и полным предложениями.

1. Как надо вести себя в лесу?

2. Назовите лиственное дерево с белой корой?

3. Что значит «волка ноги кормят»?

4. Где раньше начинает таять снег – в лесу или в городе?

5. Куда зайцу легче бежать в гору или с горы?

6. Почему нельзя трогать яйца в гнезде?

7. Что птицам страшнее – голод или холод?

8. Большую часть территории нашей планеты Земля, занимает вода или суша?

9. Назовите живую и неживую природу?

Вос-ль : - Я довольна вами, вы настоящие умники и умницы.

А сейчас мы с вами отправляемся на другую телепередачу.

    Звучит заставка к программе «В мире животных».

Вот мы попали на программу : «В мире животных».

Вос-ль: Мы с вами знаем, как разнообразен животный и растительный мир.

- Скажите пожалуйста, чем отличаются животные друг от друга? (цветом шерсти, величиной, питанием, повадками, местом обитания).

- А чем отличаются растения? (цветом, формой, структурой (строением), местом произрастания).

- Как можно разделить животных по тому, как они питаются? (травоядные, грызуны, хищники).

Д/и: «Кто, где живет?»

А сейчас ребята у нас такая задача. Нужно подойти к столам и разложить картинки с животными и птицами по месту их обитания. (Зеленый круг – тайга и лес, синий круг – ледниковая зона и тундра, красный круг - пустыня и степи, теплые страны).

(Дети должны доказать правильность своих действий).

Как вы думаете, могут ли жить животные жарких стран, например, жираф в наших лесах? Или бурый медведь в Африке? Почему? (Потому, что каждое животное привыкло к тому климату, где оно проживает и к той растительности, которой питается).

    (Звучит заставка к программе «Клуб путешественников»)

Программа: «Клуб путешественников»

Вос-ль: Сейчас мы побываем в гостях у передачи «Клуб путешественников».

- О ком мы сегодня будем говорить, вы узнаете по загадке.

Рыжая, но не лисица. Маленькая, но не кошка.

Прыгает, но не заяц. Живет в дупле, но не сова. (Белка)

- Найдите кубик с изображением белки. Где живет белка? (В лесу, в дупле).

- На каких деревьях белка находит себе жилье? (Найдите кубик с изображение елки(сосны) и поставьте под кубиком белки).

- А чтоб эти деревья росли, что необходимо для их роста? (Земля, солнце, воздух, вода).

- Найдите кубики с этими изображениями и определите место в этой пирамиде.

- Мы составили пирамиду, в которой видно, что живая природа взаимосвязана с неживой.

ИТОГ: Так какой же мы сможем сделать вывод, глядя на эту пирамиду? (Все в природе взаимосвязано: люди, растения, животные, почва, воздух и вода. Все находится в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой и наоборот .)

Вос-ль: Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой природы мир неживой природы.

Д/игра: «Живая и неживая природа» .

У вас на тарелочках лежат картинки, рассмотрите. Доска разделена на две части. Задание : слева разместить объекты живой природы, а справа объекты неживой природы..

Вос-ль: (Вы назвали объекты живой и неживой природы.)

- Как вы думаете, к каким объектам относиться человек? (показываю картинку)

- Докажите, что человек относиться к живой природе.

Дети : Человек рождается, дышит, передвигается, растет, ест(питается), размножается, умирает (добавляю картинку к объектам живой природы)

Вос-ль: Что нужно для роста и развития человеку?

Дети: Тепло - питание - вода - воздух - любовь близких.

Вос-ль: А как вы думаете, природа может быть без человека? (может)

А человек без природы? (нет) Почему? Докажите.

Дети: Человек - часть природы. Он без природы обречен на гибель (природа дает ему пищу, тепло, воздух, воду,).

- А что будет, если не будет воздуха?

Вос-ль: А чем человек отличается от других объектов природы?

Дети: Человек умеет думать, рассуждать,

Вос-ль: Человек - существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы. На Земле он всех умней, потому и всех сильней!

Вос-ль: Ребята, а природа нас чему-то учит? Чему? (правдивости, чистоте, доброте, справедливости, терпению, труду, дружбе). Природа учит человека, как он должен вести себя в той или иной ситуации. Поэтому мы с вами должны охранять и беречь природу!

Аппликация: «Берегите природу» (муз. «Дорогою добра»)

Вос-ль: И в заключении нашей беседы я предлагаю вам сейчас окунуться в мир природы. Пройдите и сядьте на ковер. Давайте закроем глаза, представим, что мы в лесу и послушаем музыку - природы.

«Аутотренинг»( Д. Лолвий «Одинокий пастух»-музыка природы)

(Открыли глаза. Тихонько встали.)

Вос-ль: У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям:

Подводится итог занятия:

Где мы сегодня побывали? (На телевидении, в гостях у телепередач: «Умники и умницы»; «В мире животных»; «Клуб путешественников».)

О чем сегодня мы с вами говорили?

(О живой и неживой природе, о том, что в природе все взаимосвязано.

Закрепили правила поведения в природе. Играли в игры: «Природа бывает разной»; «На что похоже?»; «Кто где живет?»; «Живая и неживая природа».

Спасибо всем за работу.

Аутотренинг. (Д. Лолвий «Одинокий пастух»-мелодия природы)

И в заключении нашей беседы я предлагаю вам сейчас окунуться в мир природы. Пройдите и сядьте на ковер. Давайте закроем глаза, представим, что мы в лесу и послушаем музыку.

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок,

Я вдыхаю его чистый,

Свежий воздух.

Колышутся травы,

Пахнет ароматом лесных ягод и цветов

Надо мной гордо кружат птицы.

Мне хорошо и приятно.

Я хочу жить в мире с природой.

Я буду другом и защитником природы.

Расслабтесь, вы ощущаете,

Как в вас вливается положительная энергия леса.

Вы стали бодрыми, здоровыми, усталость прошла.

(Открыли глаза. Встали.)

Стоя в кругу:

У Вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям:

    дотроньтесь друг друга кулачками

    дотроньтесь друг друга локотками

    дотроньтесь друг друга ладошками

Д/игра: «На что похоже?»

самолет - птицу

гриб - зонтик

лампа - солнце

парашют - одуванчик

вертолет - стрекозу

подводная лодка - кита

мост - радугу

музыкальный колокольчик - цветок колокольчик

душ - дождь

вентилятор - ветер

иголка - иголки у ежа

ковер - трава

пол - земля(почва) и т.д.

Название: Конспект занятия по познавательному развитию (экология) в старшей группе «Живая и неживая природа»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОБУ детский сад № 29 «Серебряное копытце»
Месторасположение: г. Минусинск, Красноярский край

Конспект занятия по познавательному развитию (экология)
в старшей группе
«Живая и неживая природа»

Цель: совершенствование знаний детей о живой и неживой природе

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»
  • Упражнять в назывании и классификации объектов живой и неживой природы
  • Упражнять в различении понятий «природа» и «не природа»

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательных интересов
  • Развивать любознательность, память, умение делать выводы

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней
  • Учить способам самостоятельного познания
  • Воспитывать коммуникативные навыки

Воспитатель вносит искусственные цветы.

– Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе.

– Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?

Дети:

– Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.

Воспитатель:

– Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе.

– Знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей).

Воспитатель:

– Природа – это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это – солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы.

Воспитатель:

– Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?

Дети:

– Это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней.

Воспитатель:

– Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?

Дети:

– Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе.

Воспитатель:

– Юные экологи должны много знать о природе. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Три слова». Я называю понятия, а вы должны назвать три названия, которые относятся к этому понятию.

Игра «Три слова»

  1. Комнатные цветы (фиалка, герань, фикус)
  2. Садовые цветы (ромашка, роза, петунья)
  3. Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)
  4. Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка)
  5. Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)
  6. Домашние животные (корова, лошадь, собака)
  7. Дикие животные (волк, лиса, заяц)
  8. Животные Крайнего Север (белый медведь, тюлень, морской котик)
  9. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
  10. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
  11. Насекомые (комар, муха, бабочка)

Воспитатель:

– Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы? Почему?

Дети:

– К миру живой природы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания.

Воспитатель:

– Правильно. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что относится к неживой природе. Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы. Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая» природа. (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)

Воспитатель:

– Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?

Дети:

– Это живая природа.

Воспитатель:

– Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла). Эти предметы можно назвать природой? Почему? (ответы детей)

Дети:

– Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут.

Воспитатель:

– Правильно. Например, машина – она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.

– Значит, какой мы сделаем вывод – что такое природа и что такое «не природа»?

Дети:

– Природа – это то, что существует без помощи человека, а «не природа» – это все то, что сделано руками человека.

Воспитатель:

– Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы? Почему?

Дети:

– Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.

Воспитатель:

– Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к природе и «не природе».

– А сейчас пройдете на стулья. Мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я называю группу слов, а вы должны определить лишнее слово и обосновать свой выбор.

Игра «Четвертый лишний»

  • Гриб, морковка, облако, мяч
  • Грач, луна, цветок, коза
  • Муха, медведь, ветер, береза
  • Кукла, снег, облако, камень
  • Машина, ведро, дом, вода

Воспитатель:

– Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как – круговорот воды в природе. Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте.

Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе , от слова «круг», то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)

– Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе. Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)

– Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы. Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта.

  1. Охрана водоемов
  2. Охрана лесов
  3. Охрана насекомых
  4. Охрана деревьев
  5. Охрана птиц

Итог:

Воспитатель:

– Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.

– Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!