Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Законы перцептивной организации. Восприятие формы и перцептивная организация

Как феноменальный мир организован в восприятии? Когда мы смотрим вокруг, то видим не хаос ощущений, о котором писал Джеме, а окружение, четко разделенное на осмысленные предметы. Вот это карандаш (желтый), лежащий на книге (зеленой), а не просто желтое продолговатое пятно на зеленом поле; это - лицо Самюэля Джонса, а не хаотическое нагромождение красных, белых и коричневых ощущений. Очень может быть (как думают эмпиристы), что до перцептивного научения внутренний опыт хаотичен по своему характеру, но наверняка к тому времени, когда у молодых индивидуумов развиваются их моторные способности в мере, достаточной для проведения на них экспериментов, сенсорный хаос оказывается подчиненным перцептивному порядку. Какова же природа этого перцептивного порядка? Какие виды организации при этом имеют место? При каких стимулах и центральных условиях? И "почему" в терминах физиологической, гештальтистской и бихевиористской теорий перцептивная организация имеет свои специфические особенности?

ФЕНОМЕНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Рис.1-а. Расположение фигур, которое позволяет наблюдать меняющуюся организацию (по Шуманну, 1900)

Посмотрите пристально в течение некоторого времени на фигуру из маленьких черных квадратов, изображенную на рис. 1а: вы заметите постоянные изменения в ее организации - то горизонтальные, то вертикальные линии, то группы из четырех квадратов, то центральный крест. Мы здесь имеем двусмысленную ситуацию, в которой различные периферические (стимульные) и различные центральные (установка, значение и т. д.) факторы соревнуются в определении того, что будет воспринято. Впервые эта "шахматная доска" была описана Шуманном (1900), который приписал флуктуации перцептивной организации капризам внимания.


Рис.1-б. Расположение, при котором одна доминирующая организация сопротивляется изменениям.

На рис. 1-б мы ввели доминирующий стимульный фактор - группу кружков, образующих знакомую фигуру,- и он полностью подавил процессы внимания. Попробуем, насколько это возможно, направить наше внимание на горизонтальные и вертикальные ряды; попробуем, насколько это возможно, воспринять Х-образную форму (необходимо составленную из черных и белых фигур разной формы) - эти организации сопротивляются нашим усилиям. Вертгаймер (1923) первый осуществил подробное исследование факторов, влияющих на перцептивную группировку элементов в зрительном поле. Последующее изложение исходит из его классификации этих факторов, хотя точно и не соответствует ей.

  1. Близость

    Чем ближе (при прочих равных условиях) объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы. Пары линий на рис. 2, А по этой причине легко организуются так, что две соседние воспринимаются как целое, при этом почти невозможно воспринять как целое линии, разделенные большим промежутком, т.е. разрушить единицы, основанные на факторе пространственной близости. Кстати, здесь имеет место не просто пространственная близость, но близость процессов одинакового качества.


    Рис.2. А - фактор близости предрасполагает наблюдателя организовать линии в группы. Б - фактор продолжения работает в противовес близости, способствуя группировке менее близких линий. В - замкнутость исключает возможность группировки близких частей раздельных фигур.

    Сходство

    Сходство процессов в зрительном поле: чем больше единые и целостные образы, тем с большей вероятностью они организуются. Тот факт, что крест на рис. 1, Б воспринимается мгновенно и продолжает видеться неизменно, иллюстрирует действие этого стимульного фактора - крест состоит из качественно одинаковых элементов.

    Продолжение

    Чем больше элементы в зрительном поле оказываются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности, т. е. функционируют как части знакомых контуров, тем с большей вероятностью они организуются в единые целостные образы. На рис. 2, Б факторы близости и сходства остаются теми же, что и на рис. 2, А, однако здесь более отдаленные элементы обладают свойством продолжения, выступая как части простого целого. Поэтому можно легко организовывать в связанные единицы относительно отдаленные ломаные линии, несмотря на фактор близости.

  2. Замкнутость

    Чем в большей степени элементы зрительного поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовностью они будут организовываться в отдельные образы. Это простое логическое развитие принципа продолжения. На рис. 2, В ломаные линии продолжены до соединения друг с другом и образования форм квадратов; такие замкнутые контуры обладают сильным приоритетом в зрительной организации.

    Выше мы перечислили объективные, стимульные переменные. Существуют также центральные факторы (смысл, отношение), которые определяют организацию зрительного поля. Строчка букв которую мы приводим ниже, довольно легко распадается на единицы в соответствии со значениями отдельных слов.

    Собакаестмясо

    Если то же сделать на незнакомом языке, то, естественно, такой организации не произойдет. Очевидно, мы накладываем организацию на сенсорные данные, осмысливая их, и это является результатом научения, а не врожденной перцептивной организации. Смысловая организация не ограничивается словесным материалом.


    Рис.3. Две фигуры, иллюстрирующие влияние значения на перцептивную организацию (обсуждение см. в тексте).

    Изображения на рис. 3, по-видимому, имеют небольшой смысл для большинства читателей - просто некое скопление форм и линий. Но как только вам скажут, что рисунки изображают "Солдата с собакой, проходящих за воротами забора" и "Женщину, моющую пол", они сразу превращаются в понятную организацию. Примечательно, что после того, как эти рисунки ассоциируются с конкретными значениями (и поэтому воспримутся определенным образом), становится очень трудно реконструировать их и воспринять как что-то другое.

    К настоящему времени физиологическая точка зрения может мало внести в наше понимание описанных законов группировки. Верно, конечно, что формирование контура есть необходимое предшествующее условие всех типов перцептивной организации, и статистические механизмы, описанные Маршаллом и Тальботом, безусловно, имеют к ней отношение. С другой стороны, точка зрения гештальтпсихологии предлагает объяснение почти всех фактов, что неудивительно, поскольку гештальттеория развивалась преимущественно в рамках экспериментальных исследований восприятия. Сходство и близость в перцептивной организации являются прямым выражением факторов, влияющих на величину связывающих сил. Продолжение контуров и замкнутость могут рассматриваться как выражение закона прегнантности. Роль смысла как организующей силы не затрагивается классической гештальттеорией, которая делает большой акцент на врожденном характере перцептивных процессов.

    Довольно удивительно, что бихевиористская точка зрения может сказать больше об этих характеристиках организации, чем о других перцептивных феноменах. В соответствии со схемой Халла организмы способны вырабатывать реакции различения на повторно предъявляемые комплексы стимулов, отличающиеся от реакции на компоненты стимулов в другой комбинации. Связь большинства объектов между собой является физическим фактом; из этого следует, что стимулы от объектов будут повторяющимся образом действовать на организм как взаимодействующие комплексы. Маленький ребенок выучивается отдельным реакциям на свою собственную руку, бутылочку, лицо матери как на различимые "целые", и последующее применение словесных обозначений облегчает организацию стимульного множества. Связывающие факторы сходства и близости, способствующие группировке стимульных элементов, становятся основой генерализованных перцептивных навыков. Поскольку связь объектов, с которыми производятся манипуляции, имеет физическую основу, стимулы, близкие в сенсорном пространстве, будут объединяться во взаимодействующие комплексы гораздо чаще, чем те, которые удалены друг от друга. Эта генерализованная тенденция отвечать на соседние части как на "принадлежащие друг другу" приводит к многочисленным ошибкам ребенка: он может схватить башню из кубиков за верхний кубик и очень удивиться, увидев, что только он один окажется поднятым. Подобным образом у многих объектов практического действия ребенка (ложки, застежки, прутья кровати) взаимодействующие части в высшей степени похожи по сенсорным качествам, и это приводит к генерализованной тенденции воспринимать сходные элементы как единые целые. Ребенок делает усердные попытки взять красивый красный цветок с платья матери; ему трудно воспринимать тонкую бечевку как связанную с яркой красной игрушкой, которую он старается притянуть к себе.

    Ч. Осгуд (С. Е. Osgood. Method and Theory in Experimental Psychology. N. Y., 1953, ch. 5, pp. 212-228.)

Перцептивная организация – объединение отдельных элементов стимульного поля в законченные конфигурации. Механизм выделения фигуры из фона, восприятия формы предметов. Важнейший фактор интерпретации ощущений.

Законы или принципы ПО.

  1. Закон сходства: сходные элементы объединяются.
  2. Закон близости: близко расположенные элементы объединяются.
  3. Закон вхождения без остатка: конфигурации образуются с включением в них всех имеющихся элементов.
  4. Закон замкнутости: как целое воспринимаются элементы, имеющие тенденцию к замыканию.
  5. Закон хорошей линии:
  6. Закон общей судьбы: движущиеся в одном направлении предметы воспринимаются как целое.

Вопрос 21: Восприятие формы. Фигура и фон. Двойственные изображения .

Ответ: То, что определяет какой-либо предмет как целое, выделяя его из окружающих предметов, это — форма. Воспринять и опознать предмет – это прежде всего воспринять и опознать его форму.

Фазы становления субъективного образа формы по мере сокращения дистанции наблюдения:

Нерасчлененное, бесформенное пятно. Это восприятие предмета на предельно далекой дистанции. В образе фиксируются лишь грубые пропорции предмета и его локализация в пространстве.

«Мерцающая форма». Неустойчивое отражение общих особенностей формы. Происходит при сокращении дистанции. Видится то многоугольная форма, то овальная, например.

Грубое различение основных деталей объекта, в частности, резких перепадов контура. При дальнейшем сокращении дистанции.

Образование устойчивого и достаточно полного образа формы, но без различения мелких деталей.

Завершающая фаза формирования образа формы. Она отражается во всей возможной полноте деталей.

С переходом от одной фазы к другой осуществляется все более полное различение особенностей предмета и точное его опознание. Аналогичная динамика происходит при условиях:

а) перемещении фигуры из периферических частей поля зрения в центр,

б) постепенном увеличении освещенности,

в) постепенном увеличении времени экспозиции.

Решающее значение в восприятии формы имеет отношение «фигура/фон». Воспринять фигуру – это значит выделить ее из окружающего пространства. Характеристика отношения фигура/фон: фигура имеет форму, фон относительно бесформен, фигура имеет характер вещи, фон же выглядит как неоформленный материал. фигура имеет тенденцию выступать вперед, фон – отступать назад, фон кажется непрерывно продолжающимся позади фигуры, фигура производит большее впечатление, чем фон, и легче запоминается. В выделении фигуры из фона проявляется избирательность восприятия, которое является выражением его предметности как основного свойства. А также гибкая структурность, как мера схематичности восприятия, способность отделять существенные детали от второстепенных. Между фигурой и фоном возможны реверсивные отношения в так называемых двойственных изображениях. Как в рисунке Боринга: жена и теща.

Законы перцептивной организации

Перцептивная организация

Dmitry Иллюзии год 4 комментария 3444

Как феноменальный мир организован в восприятии? Когда мы смотрим вокруг, то видим не хаос ощущений, о котором писал Джеме, а окружение, четко разделенное на осмысленные предметы. Вот это карандаш (желтый), лежащий на книге (зеленой), а не просто желтое продолговатое пятно на зеленом поле; это — лицо Самюэля Джонса, а не хаотическое нагромождение красных, белых и коричневых ощущений. Очень может быть (как думают эмпиристы), что до перцептивного научения внутренний опыт хаотичен по своему характеру, но наверняка к тому времени, когда у молодых индивидуумов развиваются их моторные способности в мере, достаточной для проведения на них экспериментов, сенсорный хаос оказывается подчиненным перцептивному порядку. Какова же природа этого перцептивного порядка? Какие виды организации при этом имеют место? При каких стимулах и центральных условиях? И «почему» в терминах физиологической, гештальтистской и бихевиористской теорий перцептивная организация имеет свои специфические особенности?

ФЕНОМЕНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ


Рис.1-а. Расположение фигур, которое позволяет наблюдать меняющуюся организацию (по Шуманну, 1900)

Посмотрите пристально в течение некоторого времени на фигуру из маленьких черных квадратов, изображенную на рис. 1а: вы заметите постоянные изменения в ее организации — то горизонтальные, то вертикальные линии, то группы из четырех квадратов, то центральный крест. Мы здесь имеем двусмысленную ситуацию, в которой различные периферические (стимульные) и различные центральные (установка, значение и т. д.) факторы соревнуются в определении того, что будет воспринято. Впервые эта «шахматная доска» была описана Шуманном (1900), который приписал флуктуации перцептивной организации капризам внимания.


Рис.1-б. Расположение, при котором одна доминирующая организация сопротивляется изменениям.

На рис. 1-б мы ввели доминирующий стимульный фактор — группу кружков, образующих знакомую фигуру,- и он полностью подавил процессы внимания. Попробуем, насколько это возможно, направить наше внимание на горизонтальные и вертикальные ряды; попробуем, насколько это возможно, воспринять Х-образную форму (необходимо составленную из черных и белых фигур разной формы) — эти организации сопротивляются нашим усилиям. Вертгаймер (1923) первый осуществил подробное исследование факторов, влияющих на перцептивную группировку элементов в зрительном поле. Последующее изложение исходит из его классификации этих факторов, хотя точно и не соответствует ей.

    Близость

Чем ближе (при прочих равных условиях) объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы. Пары линий на рис. 2, А по этой причине легко организуются так, что две соседние воспринимаются как целое, при этом почти невозможно воспринять как целое линии, разделенные большим промежутком, т.е. разрушить единицы, основанные на факторе пространственной близости. Кстати, здесь имеет место не просто пространственная близость, но близость процессов одинакового качества.


Рис.2. А — фактор близости предрасполагает наблюдателя организовать линии в группы. Б — фактор продолжения работает в противовес близости, способствуя группировке менее близких линий. В — замкнутость исключает возможность группировки близких частей раздельных фигур.

Сходство процессов в зрительном поле: чем больше единые и целостные образы, тем с большей вероятностью они организуются. Тот факт, что крест на рис. 1, Б воспринимается мгновенно и продолжает видеться неизменно, иллюстрирует действие этого стимульного фактора — крест состоит из качественно одинаковых элементов.

Продолжение

Чем больше элементы в зрительном поле оказываются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности, т. е. функционируют как части знакомых контуров, тем с большей вероятностью они организуются в единые целостные образы. На рис. 2, Б факторы близости и сходства остаются теми же, что и на рис. 2, А, однако здесь более отдаленные элементы обладают свойством продолжения, выступая как части простого целого. Поэтому можно легко организовывать в связанные единицы относительно отдаленные ломаные линии, несмотря на фактор близости.
Замкнутость

Чем в большей степени элементы зрительного поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовностью они будут организовываться в отдельные образы. Это простое логическое развитие принципа продолжения. На рис. 2, В ломаные линии продолжены до соединения друг с другом и образования форм квадратов; такие замкнутые контуры обладают сильным приоритетом в зрительной организации.

Выше мы перечислили объективные, стимульные переменные. Существуют также центральные факторы (смысл, отношение), которые определяют организацию зрительного поля. Строчка букв которую мы приводим ниже, довольно легко распадается на единицы в соответствии со значениями отдельных слов.

Собакаестмясо

Если то же сделать на незнакомом языке, то, естественно, такой организации не произойдет. Очевидно, мы накладываем организацию на сенсорные данные, осмысливая их, и это является результатом научения, а не врожденной перцептивной организации. Смысловая организация не ограничивается словесным материалом.


Рис.3. Две фигуры, иллюстрирующие влияние значения на перцептивную организацию (обсуждение см. в тексте).

Изображения на рис. 3, по-видимому, имеют небольшой смысл для большинства читателей — просто некое скопление форм и линий. Но как только вам скажут, что рисунки изображают «Солдата с собакой, проходящих за воротами забора» и «Женщину, моющую пол», они сразу превращаются в понятную организацию. Примечательно, что после того, как эти рисунки ассоциируются с конкретными значениями (и поэтому воспримутся определенным образом), становится очень трудно реконструировать их и воспринять как что-то другое.

К настоящему времени физиологическая точка зрения может мало внести в наше понимание описанных законов группировки. Верно, конечно, что формирование контура есть необходимое предшествующее условие всех типов перцептивной организации, и статистические механизмы, описанные Маршаллом и Тальботом, безусловно, имеют к ней отношение. С другой стороны, точка зрения гештальтпсихологии предлагает объяснение почти всех фактов, что неудивительно, поскольку гештальттеория развивалась преимущественно в рамках экспериментальных исследований восприятия. Сходство и близость в перцептивной организации являются прямым выражением факторов, влияющих на величину связывающих сил. Продолжение контуров и замкнутость могут рассматриваться как выражение закона прегнантности. Роль смысла как организующей силы не затрагивается классической гештальттеорией, которая делает большой акцент на врожденном характере перцептивных процессов.

Довольно удивительно, что бихевиористская точка зрения может сказать больше об этих характеристиках организации, чем о других перцептивных феноменах. В соответствии со схемой Халла организмы способны вырабатывать реакции различения на повторно предъявляемые комплексы стимулов, отличающиеся от реакции на компоненты стимулов в другой комбинации. Связь большинства объектов между собой является физическим фактом; из этого следует, что стимулы от объектов будут повторяющимся образом действовать на организм как взаимодействующие комплексы. Маленький ребенок выучивается отдельным реакциям на свою собственную руку, бутылочку, лицо матери как на различимые «целые», и последующее применение словесных обозначений облегчает организацию стимульного множества. Связывающие факторы сходства и близости, способствующие группировке стимульных элементов, становятся основой генерализованных перцептивных навыков. Поскольку связь объектов, с которыми производятся манипуляции, имеет физическую основу, стимулы, близкие в сенсорном пространстве, будут объединяться во взаимодействующие комплексы гораздо чаще, чем те, которые удалены друг от друга. Эта генерализованная тенденция отвечать на соседние части как на «принадлежащие друг другу» приводит к многочисленным ошибкам ребенка: он может схватить башню из кубиков за верхний кубик и очень удивиться, увидев, что только он один окажется поднятым. Подобным образом у многих объектов практического действия ребенка (ложки, застежки, прутья кровати) взаимодействующие части в высшей степени похожи по сенсорным качествам, и это приводит к генерализованной тенденции воспринимать сходные элементы как единые целые. Ребенок делает усердные попытки взять красивый красный цветок с платья матери; ему трудно воспринимать тонкую бечевку как связанную с яркой красной игрушкой, которую он старается притянуть к себе.

Ч. Осгуд (С. Е. Osgood. Method and Theory in Experimental Psychology. N. Y., 1953, ch. 5, pp. 212-228.)

Сравнение фигуры и фона (Рубин). Законы гештальта

Понятие «гештальт» введено Х. Эренфельсом (1890г.). Представители: М. Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфгагн Келлер. Гештальт-психология возникла на основе критики структурализма.

История гештальт психологии начинается с выхода работы М.Вертгаймера “экспериментальные исследования восприятия движения” (1912г.). Выражено сомнение в наличии отдельных элементов в акте восприятия — стробоскопическое движение (фи-феномен) – испытуемый отчетливо видит движение, не воспринимая перемещающегося объекта. Исследование фи-феномена – иллюзия перемещается с места на место одного источника света в результате поочередно включающих двух лампочек. Эксперимент с транспонированием мелодии – перевод в другое состояние (тон), Эренфельс.

Основная идея : Человек воспринимает окружающий мир в форме некоторых целостных единиц – гештальтов (в переводе с немецкого – структура, форма). Понятие, обозначающее целостность образов восприятия как основного содержания сознания, т.е. несводимость восприятия к сумме свойств составляющих его ощущений. Человек стремится воспринимать целостные и имеющие смысл формы.

В качестве первичного в восприятии выступает целое. Элементы зрительного поля объединяются в структуру в зависимости от ряда факторов (близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и т.д.).

Образ восприятия – это целостная форма, имеющая свойства, которых нет у её отдельных частей.

Целостный образ – это динамичная структура, которая образуется по специальным законам организации. В зрительном поле при восприятии действуют связывающие и сдерживающие перцептивные силы. Восприятие треугольника не зависит от суммы ощущений.

1. Закон фигуры и фона (Рубин) — любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне.Фигура – четко очерченный, имеющий смысл образ, который хорошо запоминается; фигура более сильная и более устойчивая структура, нежели фон — размытая, бесформенная субстанция, плохо запоминается.

Сравнение фигуры и фона Э.Рубин:

2. Закон прегнантности («хорошей формы» — симметричные, простые, правильные формы) – существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной конфигурации из всех возможных вариантов.

3. Закон дополнения до целого (“амплификация”, если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое).

4.Принцип структурности – целое, которое определяет свойства и значение своих частей, называется структурой: элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен (в коде восприятия выделяется структура образа восприятия, который относительно не зависит от ощущений).

5.Принцип изоморфизма — физические воздействия отражаются в мире наших ощущений двояко в виде физиологической реальности мозговых процессов и феноменальной, или психологической реальности.

3) хорошей формы (хорошего продолжения)

5) однотипной связи

Законы группировки в гештальт-психологии (организации элементов в образы):

  • Объединяются расположенные близко друг к другу («закон близости» ),
    • Объединятся сходные объекты («закон сходства»),
    • Существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков («закон замкнутости»)
    • Элементы, лежащие на одной прямой или простой линии, проще выделяются в процессе восприятия («Закон хорошего продолжения»),
    • Двигающиеся в одном направлении элементы перцептивно выделяются в одну группу («Закон «общей судьбы»),
    • Приоритет в восприятии отдается симметричным фигурам («Закон симметрии»)
    • 14. Свойства восприятия

      Перцептивный образ используется при создании рекламы

      15. Восприятие времени. Виды восприятия времени

      Восприятие времени — это отражение скорости, длительности последовательности событий.

      Основная проблема изучения : отсутствие соответствующих анатомических рецепторов времени (анализаторов).

      Типы восприятия времени: тахихронический тип – субъективное ускорение времени; брадихронический тип – субъективное замедление времени.

      Типы отражения времени: х ронометрия (часы); хронология (времена года, исторические события); хроногнозия (субъективное отражение времени).

      На хроногнозию влияет ряд факторов:

      • Биологические факторы , влияющие на восприятие времени: наличие суточных ритмов (действие мелатонина), скорость обмена веществ (температура тела) – Хогланд, действие лекарственных препаратов и химических веществ, сердечный ритм.
      • Психологические факторы: заполненность промежутка времени.

      Закон заполненного промежутка времени (Рубенштейн) — чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Характерно для воспоминания прошлого. При оценке настоящего наблюдается обратный эффект.

      Закон эмоционально детерминированной оценки времени. Оценка времени (настоящее время): положительно окрашенные события (позитивные) – субъективно укорачивают время; негативно окрашенные события – субъективно удлиняют время.

      Влияние возраста. Возраст: дети – переоценивают большие промежутки времени; взрослые – недооценивают промежутки времени.

      Психические расстройства . Виды расстройства : маниакальные расстройства – недооценка времени; депрессия – переоценка времени; шизофрения – потеря субъективного ощущения времени, расщепление непосредственного переживания длительности и опосредованной оценки времени.

      Пример расщепление непосредственного переживания длительности и опосредованной оценки времени : «Времени я не чувствую; долго ли это было или мало времени прошло – для меня это безразлично, безвкусно. Другие говорят: как быстро прошло время или как медленно, а мне безразлично».

      16. Понятие о представлении. Отличие процесса представления от восприятия

      Представление — это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются , но воссоздаются на основе прошлого опыта.

      Представление — это вторичный психический образ, тесно связанный с памятью.

      Представление — форма психического отражения, предполагающая воспроизведение чувственных образов в сознании.

      Для возникновения образа представления не требуется непосредственный контакт с отражаемым объектом. Представления являются связующим звеном между чувственной и рациональной ступенями познания. Составляет основу формирования понятий. Не требуют непосредственного действия раздражителей на органы чувств.

      · Сигнальная – представления вместе с образом воспроизводят информацию о нем, которые преобразуются в систему сигналов, управляющих поведением.

      · Настроечная – представления организуют деятельность человека, обеспечивая тренирующий эффект.

      Идеомоторный акт – сопровождение представлений о движении слабым сокращением соответствующих мышц.

      Отличие процесса представления от восприятия:

      Представления – это чувственно наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы восприятия являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент , тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом . Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.

      Возникшие в процессе ощущений и восприятий образы не исчезают бесследно, а сохраняются в сознании человека. Образы ранее воспринятых предметов и явлений и называются представлениями.
      Представления возникают на базе восприятий, но они отличаются от них. Если в восприятиях отражаются только те предметы и явления , которые непосредственно взаимодействуют с органами чувств, то представления - это образы тех предметов и явлений , которые в данный момент не воспринимаются, а воспринимались раньше. В процессе восприятия работает весь анализатор (рецептор, проводящие пути, мозговые концы); представления же возникают на основе работы только корковых концов анализаторов . Физиологический механизм представлений - это оживление в коре головного мозга следов прошлых воздействий. Так, при зрительных представлениях человек как бы вновь видит то, что видел раньше, при слуховых - как бы вновь слышит чей-то голос и т. п.
      Образы представлений наглядны, но менее ярки, чем образы восприятий. В отличие от образов восприятий, которые конкретны, детальны, фотографичны, образы представлений фрагментарны. В них выделяется существенное, главное, а все второстепенное выпадает или отходит на второй план. Образы восприятий более устойчивы, чем образы представлений. Отличие восприятия от представлений объясняется тем, что образы восприятий подкрепляются тем объектом, который находится перед человеком. В представлениях такого подкрепления нет.
      Роль представлений в процессе познания исключительно велика. Образы представлений имеют большое значение для работы памяти, воображения и мышления. Способность образов представлений сохраняться в сознании человека лежит в основе памяти; на способность же этих образов видоизменяться, переконструироваться опирается воображение, а способность выступать в обобщенном виде заложена в основу мышления.

      17. Виды и свойства представлений

      1. Представления памяти – воспроизводимые образы по памяти

      Представления воображения – новые образы, которые создаются в сознании

      Представление и воображение в психологии рассматриваются как самостоятельные психические процессы.

      2. Произвольные представления – требуют волевых усилий

      Непроизвольные представления («персеверирующие образы») спонтанно возникающие образы

      3. Единичные представления – образы об отдельных, конкретных объектах

      Обобщенные представления – представления предмета с существенными характеристиками данного класса предметов

    • Неустойчивость – проявляется в «мерцании формы», текучести элементов представления
    • Фрагментарность – отсутствие некоторых элементов образа в представлении
    • Обобщенность – представление является обобщенным образом целого класса предметов
    • Знания о представлении необходимы для реализации техник визуализации. Техника визуализации – это работа с образом (образ болезни, образ страха и т.д.), терапевт меняет характеристики образов, меняет отношение к образу, преодоление фобий и изменяется состояние человека.

      Основные положения гештальтпсихологии восприятия. Законы перцептивной организации;

      Теория Найссера.

      Теория Брунера.

      Теория Гельмгольца.

      Три вида образов:

      1) первичный образ — имеет чувств. природу, порождается физиол. элементами; полностью очищен от опыта

      2) образ-представление — он содержит знания человека, складывающиеся в опыте взаимодействия с внеш. миром (напр., представление о форме вещей, их простр. локализации и т.п.

      3) перцептивный образ — синтез (1) И (2) через процесс бессознат. умозаключения.

      Восприятие — выражение знаний о мире в чувственной форме.

      4 стадии процесса категоризации:

      2) Поиск признаков — если выделенные на (1) признаки соответствуют какой-то категории, то категоризация происходит мгновенно; если признаки неопределенные, то идет поиск дополнительных признаков.

      3) Подтверждающая проверка — поиск признаков, подтверждающих отнесение к категории.

      4) Окончательное подтверждение — завершение процесса категоризации, образ имеет окончательное перцептивное значение

      1) Любая познавательная деятельность должна рассматриваться в контексте естеств. целенапр. деятельности

      2) Восприятие должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек

      3) Восприятие должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения

      Найссер критикует Гибсона: Гибсон не рассматривает механизм (что происходит в голове)

      Когнитивная схема средство описания и фиксации феноменологии, касающейся знаний человека о мире. Т.е., наши знания о мире представлены в виде когнитивных схем. Знания амодальны (получены из разных источников). Схемы упорядочены, структурированы.

      Схемы постоянно развиваются, дополняются, уточняются. Они задают направленность процесса восприятия (общий план сбора информации). Схемы участвуют и в интерпретации информации.

      Ф-ции схем : предвосхищение, ориентиров.-исслед. деятельность, интерпретация.

      2 важных аспекта восприятия :

      1) это активный познават. процесс (направляемый когнитивными схемами)

      2) это непрерывно развивающийся процесс (по мере развития знаний чел-ка о мире)

      Гештальт — целостная форма.

      Осн. тезис: сложное перцептивное образование нельзя рассматривать как сумму его частей.

      Феномены :

      1) фигуры и фона (два целостных образования, не сводимые к сумме частей).

      2) фи-феномен (кажущееся движение при мигании двух лампочек)

      3) транспозиция (не меняет восприятие музыки)

      Законы перцептивной организации:

      1) смежности (близости в пространстве)

      2) сходства (общей судьбы)

      Эти законы описывают внешнюю сторону явлений.

      Механизмы описываются следующим законом:

      действие двух разнонаправленных сил (в перцептивном поле): связывающей и разъединяющей. Борьба этих сил обусловливает динамичность образа (напр., смена фигуры и фона). Происхождение этих сил, в свою очередь, объясняется принципом изоморфизма. Проекция образа в ЦНС, образование электрического поля. Формообразующая сила — разность потенциалов в ЦНС, сдерживающая сила — отсутствие разности потенциалов на рецепторах.

      Гештальтпсихология восприятия. Законы перцептивной организации

      Гештальт — целостная форма.

      Основной тезис : сложное перцептивное образование нельзя рассматривать как сумму его частей.

      Гештальтпсихология предложила рассматривать в качестве первоосновы психических образований не ощущения, а структуру (гештальт).

      Главное направление исследований касалось организации элементов зрительного поля (Коффка, Келер).

      Курт Коффка резко критиковал «гипотезу константности» - распространенное мнение о том, что ощущения имеют одно и только одно значение. Цыпленок клюет более крупное из двух зерен, даже если оно находится от него дальше и имеет меньшее изображение в глазу, чем более мелкое. Это говорит о том, что животные (как и люди) реагируют на целостную ситуацию.

      1) фигуры и фона (два целостных образования, не сводимые к сумме частей, фон менее структурирован, чем фигура, фигура всегда имеет замыкающие линии, если даже они отсутствуют, фигура всегда закрыта, фон имеет субстанциональный, а фигура – вещный характер);

      2) фи-феномен (кажущееся движение при мигании двух лампочек);

      3) транспозиция (перенесение музыкального произведения из одной тональности в другую не меняет восприятие музыки).

      22.Восприятие как процесс категоризации. Перцептивные категории и перцептивная готовность. Экспериментальные феномены.

      восприятие есть акт категоризации ;

      отличительные (сигнальные) признаки — свойства стимулов дают возможность отнести их к соответствующим категориям;

      умозаключения необходимы для перехода от признака к категории;

      Стратегии категоризации: набор правил, определяющих, какие явления могут быть объединены в один класс, характер требуемых критических признаков, способ их комбинирования, их относительный вес, допустимые пределы их вариативности;

      — категории различаются по их готовности . Это зависит от двух факторов: от ожидаемой вероятности явлений и от требований, диктуемых потребностями и наличной активностью организма. Функции: минимизирует неожиданности внешней среды, и максимизирует успех в получении необходимых объектов;

      истинное восприятие требует обучения категориям и системам категорий, соответствующим объектам и связям физического мира;

      — при неоптимальных условиях восприятие будет «истинно» в той мере, в какой готовность систем категорий отражает вероятность появления событий.

      Категоризация – это движение от признаков к категориям, и во многих случаях происходит «бессознательно». Перцептивная категоризация объекта позволяет нам выйти за пределы непосредственно воспринимаемых свойств и предсказывать другие свойства , еще не воспринятые.

      (а) надо меньше необхо­димой информации для отнесения объекта к этой категории,

      (б) шире набор характеристик «входа», которые будут приня­ты как соответствующие этой категории,

      (в) ниже вероятность других категорий соответствовать текущей сенсорной основе.

      Эксп. если с помощью компьютерного тахистоскопа на очень короткое время (70-90 мс) предъявлять человеку различные картинки. Если наш испытуемый проинформирован о том, что в набор картинок включено изображение яблока, оно будет опознаваться легче и быстрее других картинок, более того, многие другие картинки будут ошибочно опознаны как яблоко.

      Эксп. слова-табу опознаются намного хуже, чем нейтральные слова, однако в том случае если они предъявляются повторно или когда испытуемый предупрежден об их появлении, то точность опознания нецензурных слов становится даже выше, чем нейтральных слов.

      «Стратегии» перехода от признаков к категории (стратегия, т.к. есть процесс решения).постепенное сужение ряда ка­тегорий, к которым относится объект

      Поиск признаков (бессознательно, если знакомый объект, или намеренно, если новый). Входы организма максимально открыты

      Подтверждающая проверка. Предваритель­ ная категоризация . «Открытость» входов резко уменьшается в том смысле, что теперь поиск ограничивается кругом признаков, могущих подтвердить предварительную гипотезу (категорию).

      Завершение проверки . «Открытость» к дополнительным признакам здесь уже почти исчезает, и несоответствующие признаки либо отбрасываются, либо «блокируются». Вероятность того, что сенсорный «вход» будет отнесен к данной категории, не определяется только соответствием между его свойствами и отличительными свойствами категории; она зависит также и от готовности категории.

      Перцептивная готовность – готовность категорий к восприятию. Чем больше готовность, тем меньше информации необходимо для отнесения объекта к категории.

      Готовность зависит от:

      Вероятности появления объекта (частоты появления).

      Пр.: за окном мелькнула какая-то тень, человек не видел, что это было, но он скорее подумает, что это была кошка, чем то, что это был Карлсон.

      Механизмы, опосредствующие перцептивную готовность:

      Группировка и интеграция (анатомические процессы или что-то еще, непонятно)

      Упорядочивание готовности (зависит от мотивации, потребности, опыта, инструкции, контекста…)

      Установления соответствия (непонятно, как работают)

      -«блокировки» входов (адаптация, хабитуация, отвлечение, реакции НС)

      Ошибки готовности. Два средства против ошибочного восприятия: переучивание неподтверждающихся ожиданий; «постоянно внимательный взгляд».

      Несоответствующие категории. Негр в лондоне принял патрулей за очень доброжелательных людей (они поднимали руки машинам же!). Обучение новому языку с сохранением своего акцента (слова понятны, отнесены к категории, другие признаки нивелируются)

      Разделил мнение Брунера, что восприятию нужно учиться. Но есть и врожденные навыки.

      Эксперимент Котята в карусели. Активный научается видеть, пассивный нет.

      Случай С.Б. человек прозрел в 52 года, но все равно не мог воспринимать объекты зрительно без ощупывания. Рисовал автобус всегда без передней части, т.к. никогда не трогал ее. Научение произошло в детстве, перестроиться полностью не смог на зрительное восприятие.

      Эксп. Фантца. Регистрация движений глаз грудничков в ответ на картинки. Наибольшее кол-во движений по рисунку лиц. Тот же набор черт лица в случайном порядке не привлекает взгляд. Дети, по-видимому, предпочитают простые круглые предметы плоскому изображению тех же предметов, что наводит на мысль о наличии у них некоторой врожденной оценки глубины. Вывод: есть реакция на биологически значимые стимулы (лицо мамы).

      Эксп. Элеоноры Гибсон. Врожденная реакция на глубину. Дети не ползут по прозрачному настилу над пропастью. дети-ползунки могут зритель­но оценивать глубину.

      Эксп. Стрэттона с перевертывающими очками. Вначале ему было трудно совершать действия с объектами, он был полностью дезориентирован. По истечении 8 дней образовались новые зрительно-моторные координации, с течением времени он все меньше осознавал, что зрительный мир перевернут, зрительная система адаптировалась к измененному миру. Пространствен­ная ориентация в норме базируется на «выученных» свя­зях между импульсами к активным движениям и измене­ниями сетчаточных проекций в результате последних. Когда характер связей меняется, как это имеет место при перево­рачивающих или искривляющих очках, нервная система каким-то образом тормозит старые и быстро приобретает новые связи. Животные не адаптируются.

      Влияние мотивации на восприятие (“New look”) – эксперимент Брунера с переоценкой монет бедными и богатыми детьми, эксперимент Стрэттона с больными, которым удалили катаракту (необходимо обучать видеть, этот процесс требует времени); эксперимент Кванеро – зрение без сетчатки, специальный прибор, передающий конфигурацию пространство на спину незрячему, благодаря чему тот научается «видеть» без сетчатки.

      • Как и где получить кредитную карту без справки о доходах? Кредитная карта является исключительно удобным инструментом для заемщика, если ему срочно необходимы деньги. Несмотря на то, что проценты по кредиткам довольно высоки, и иногда приходится переплачивать до 60% […]
      • Особенности договора купли-продажи квартиры с участием несовершеннолетних детей: образец документа Как правило продажа квартиры осуществляется через договор купли-продажи, заключаемый сторонами, одна из которых выступает продавцом, другая покупателем. Основная особенность […]
      • Президент Республики Абхазия Кодексы Республики Абхазия Арбитражный Процессуальный кодекс Республики Абхазия Водный кодекс Республики Абхазия Воздушный кодекс Республики Абхазия Гражданский Кодекс (часть третья) Гражданский Процессуальный кодекс Республики Абхазия […]
      • Прокат авто без залога Обычно практика отдачи автомобилей в аренду в Москве без залога популярна для сегмента эконом или средних автомобилей. Это вызвано тем, что взвешенные риски при умышленной или случайной порче, утрате или угоне автомобиля покрываются суммой страховки. […]
      • Развод через суд Когда развод проводится через суд? Эти случаи указаны в ст.21 Семейного кодекса РФ: есть несовершеннолетние дети (общие, родные или усыновленные); муж или жена отказываются разрывать брак; один из супругов отказывается подавать заявление или не […]
      • Onlinebank_kkb Ответы на часто задаваемые вопросы 1. Кому предоставляются займы? Займы предоставляются только резидентам РК 2. Существуют ли возрастные ограничения? Да, заемщик должен быть не моложе 21 лет и не старше пенсионного возраста, определенного в РК. За […]
      • Как зарегистрировать право собственности на квартиру? Право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре (ЕГРН) и возникает с момента внесения соответствующей записи в данный реестр. При этом государственная […]
      • Как определяется очерёдность платежей при банкротстве юридического лица? Вопрос: У нас в организации начата процедура банкротства и назначен арбитражный управляющий. Нам необходимо будет оформлять платёжные поручения, и мне сказали, что поле 21 «очерёдность платежа» […]

    Ч. Осгуд

    ПЕРЦЕПТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ1

    Как феноменальный мир организован в восприя­тии? Когда мы смотрим вокруг, то видим не хаос ощущений, о котором писал Джемс, а окружение, четко разделенное на осмысленные предметы. Вот это карандаш (желтый), лежа­щий на книге (зеленой), а не просто желтое продолговатое пятно на зеленом поле; это - лицо Самюэля Джонса, а не хаотическое нагромождение красных, белых и коричневых ощущений. Очень может быть (как думают эмпиристы), что до перцептивного научения внутренний опыт хаотичен по своему характеру, но наверняка к тому времени, когда у мо­лодых индивидуумов развиваются их моторные способности в мере, достаточной для проведения на них экспериментов, сенсорный хаос оказывается подчиненным перцептивному порядку. Какова же природа этого перцептивного порядка? Какие виды организации при этом имеют место? При каких стимулах и центральных условиях? И «почему» в терминах физиологической, гештальтистской и бихевиористской тео­рий перцептивная организация имеет свои специфические особенности?

    ФЕНОМЕНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ

    Посмотрите пристально в течение некоторого вре­мени на фигуру из маленьких черных квадратов, изобра­женную на рис. 1, А: вы заметите постоянные изменения в ее организации - то горизонтальные, то вертикальные ли­нии, то группы из четырех квадратов, то центральный крест. Мы здесь имеем двусмысленную ситуацию, в которой раз­личные периферические (стимульные) и различные цент­ральные (установка, значение и т. д.) факторы соревнуются

    С. Е. Osgood. Method and Theory in Experimental Psychology. N. Y., 1953, ch. 5, pp. 212-228.

    в определении того, что будет воспринято. Впервые эта «шах­матная доска» была описана Шуманном (1900), который приписал флуктуации перцептивной организации капри­зам внимания. На рис. 1,Б мы ввели доминирующий стимульный фактор - группу кружков, образующих знако­мую фигуру,- и он полностью подавил процессы внима­ния. Попробуем, насколько это возможно, направить наше внимание на горизонтальные и вертикальные ряды; попро­буем, насколько это возможно, воспринять Х-образную фор­му (необходимо составленную из черных и белых фигур разной формы) - эти организации сопротивляются нашим усилиям. Вертгаймер (1923) первый осуществил подробное исследование факторов, влияющих на перцептивную груп­пировку элементов в зрительном поле. Последующее изло­жение исходит из его классификации этих факторов, хотя точно и не соответствует ей.

    1. Близость

    Чем ближе (при прочих равных условиях) объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы. Пары линий на рис. 2, А по этой причине легко организуются так, что две соседние воспринимаются как целое, при этом почти невоз­можно воспринять как целое линии, разделенные большим про­межутком, т. е. разрушить единицы, основанные на факторе пространственной близости. Кстати, здесь имеет место не про­сто пространственная близость, но близость процессов одина­кового качества.

    2. Сходство

    Сходство процессов в зрительном поле: чем больше
    единые и целостные образы, тем с большей вероятностью они
    организуются. Тот факт, что крест на рис. 1, Б воспринимается
    мгновенно и продолжает видеться неизменно, иллюстрирует
    действие этого стимульного фактора - крест состоит из каче­ственно одинаковых элементов.

    3. Продолжение

    Чем больше элементы в зрительном поле оказыва­ются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности, т. е. функционируют как части знакомых контуров, тем с большей вероятностью они организуются в

    Рис. 1.А - расположение фигур, которое позволяет наблюдать меняющу­юся организацию (по Шуманну, 1900). Б - расположение, при котором одна доминирующая организация сопротивляется изменениям.

    единые целостные образы. На рис. 2, Б факторы близости и сходства остаются теми же, что и на рис. 2, А, однако здесь более отдаленные элементы обладают свойством продолжения, выступая как части простого целого. Поэтому можно легко орга­низовывать в связанные единицы относительно отдаленные ломаные линии, несмотря на фактор близости.

    4. Замкнутость

    Чем в большей степени элементы зрительного поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовностью они будут организовываться в отдельные образы. Это простое логи­ческое развитие принципа продолжения. На рис. 2, В ломаные

    Рис. 2. А - фактор близости предрасполагает наблюдателя организовать линии в группы. Б - фактор продолжения работает в противовес близос­ти, способствуя группировке менее близких линий. В - замкнутость ис­ключает возможность группировки близких частей раздельных фигур.

    линии продолжены до соединения друг с другом и образова­ния форм квадратов; такие замкнутые контуры обладают силь­ным приоритетом в зрительной организации.

    Выше мы перечислили объективные, стимульные перемен­ные. Существуют также центральные факторы (смысл, отно­шение), которые определяют организацию зрительного поля. Строчка букв которую мы приводим ниже, довольно легко распадается на единицы в соответствии со значениями отдель­ных слов.

    Собакаестмясо

    Если то же сделать на незнакомом языке, то, естественно, такой организации не произойдет. Очевидно, мы накладыва­ем организацию на сенсорные данные, осмысливая их, и это является результатом научения, а не врожденной Перцептив­ной организации. Смысловая организация не ограничивается словесным материалом. Изображения на рис. 3, по-видимому, имеют небольшой смысл для большинства читателей - про­сто некое скопление форм и линий. Но как только вам ска­жут, что рисунки изображают «Солдата с собакой, проходящих за воротами забора» и «Женщину, моющую пол», они сразу превращаются в понятную организацию. Примечательно, что после того, как эти рисунки ассоциируются с конкретными зна­чениями (и поэтому воспримутся определенным образом), ста­новится очень трудно реконструировать их и воспринять как что-то другое.

    К настоящему времени физиологическая точка зрения мо­жет мало внести в наше понимание описанных законов груп­пировки. Верно, конечно, что формирование контура есть необ­ходимое предшествующее условие всех типов перцептивной организации, и статистические механизмы, описанные Маршал­лом и Тальботом, безусловно, имеют к ней отношение. С дру­гой стороны, точка зрения гештальтпсихологии предлагает объяснение почти всех фактов, что неудивительно, поскольку гештальттеория развивалась преимущественно в рамках экс­периментальных исследований восприятия. Сходство и бли­зость в перцептивной организации являются прямым выра­жением факторов, влияющих на величину связывающих сил. Продолжение контуров и замкнутость могут рассматриваться как выражение закона прегнантноспги. Роль смысла как орга-

    низующей силы не затрагивается классической гештальттео-рией, которая делает большой акцент на врожденном харак­тере перцептивных процессов.

    Довольно удивительно, что бихевиористская точка зрения может сказать больше об этих характеристиках организации, чем о других перцептивных феноменах. В соответствии со схе­мой Халла организмы способны вырабатывать реакции разли­чения на повторно предъявляемые комплексы стимулов, отли­чающиеся от реакции на компоненты стимулов в другой ком-

    Рис. 3. Две фигуры, иллюстрирующие влияние значения на перцептив­ную организацию (обсуждение см. в тексте).

    бинации. Связь большинства объектов между собой является физическим фактом; из этого следует, что стимулы от объек­тов будут повторяющимся образом действовать на организм как взаимодействующие комплексы. Маленький ребенок выу­чивается отдельным реакциям на свою собственную руку, бу­тылочку, лицо матери как на различимые «целые», и последу­ющее применение словесных обозначений облегчает организа­цию стимульного множества. Связывающие факторы сходства и близости, способствующие группировке стимульных элемен­тов, становятся основой генерализованных перцептивных на­выков. Поскольку связь объектов, с которыми производятся манипуляции, имеет физическую основу, стимулы, близкие в сенсорном пространстве, будут объединяться во взаимодейству­ющие комплексы гораздо чаще, чем те, которые удалены друг от друга. Эта генерализованная тенденция отвечать на сосед­ние части как на «принадлежащие друг другу» приводит к многочисленным ошибкам ребенка: он может схватить баш­ню из кубиков за верхний кубик и очень удивиться, увидев, что только он один окажется поднятым. Подобным образом у многих объектов практического действия ребенка (ложки, за­стежки, прутья кровати) взаимодействующие части в высшей степени похожи по сенсорным качествам, и это приводит к генерализованной тенденции воспринимать сходные элемен-

    ты как единые целые. Ребенок делает усердные попытки взять красивый красный цветок с платья матери; ему трудно вос­принимать тонкую бечевку как связанную с яркой красной игрушкой, которую он старается притянуть к себе.

    ТРАНСПОЗИЦИЯ (ПЕРЕНОС )

    Перцептивные формы как интегрированные целые допускают перенос, несмотря на значительные изменения в сен­сорных элементах, их составляющих. Известной иллюстраци­ей тому является мелодическая тема. Временная последова­тельность тонов, которая неизменно узнается нами как «Ми­лая Аделина», может переходить от струнных к духовым или голосу, из одного ключа в другой и т. п.: даже измененная по ритму, она еще сохраняет свой «целостный характер». Одна­ко этот характер теряется, когда мелодия проигрывается в об­ратном направлении,- факт, которому теоретики гештальта не уделили достаточного внимания. Подобно этому, квадрат или круг сохраняет свой «целостный характер» вопреки боль­шим изменениям в величине, цвете, точке зрения и т. д. Этот феномен тесно связан как с константностью восприятия, так и с образованием понятий.

    Сюда может быть привлечена нейрофизиологическая ги­потеза Хебба, хотя, по общему признанию, она спекулятивна по своей природе. Вопреки изменению в характере стимуля­ции от треугольников разных размеров, вопреки изменению локализации возбудительного процесса в 17-е поле, в 18-м поле могут образовываться соответствующие клеточные объе­динения, например возбуждение в этом месте (18-го поля) представляет «форму» треугольности. Подобный же аргу­мент может быть применен к «формам» и в других модаль­ностях, например мелодиям, меняющимся в ключе. Для геш-тальттеоретиков транспонируемость с легкостью следует из идеи изоморфизма: мозговые процессы, имеющие одну и ту же молярную физиологическую организацию или структуру, сопровождаются восприятием одинаковых форм в феноме­нальном поле.

    Халл обсуждает феномены переноса, в особенности пара­докс арпеджио Хамфри, в связи со своей гипотезой взаимо­действия. Однако его аргументация не является ни достаточно подробной, ни достаточно убедительной.

    ФЕНОМЕН «ОДИН» И «ДВА»

    Центральным для гештальтистской точки зрения на перцептивную организацию является принцип прегнантности, в соответствии с которым наши восприятия стремятся быть на­столько простыми и «хорошими», насколько позволяют усло­вия стимуляции. Коффка (1935) в связи с этим ставит следую­щий вопрос: когда контурная фигура с линиями внутри будет выглядеть как «одно», а когда как «два»? Фигура на рис. 4, А воспринимается как «одно» - как прямоугольник, разделен­ный включенной в него линией. Фигура же 4, Б, напротив, воспринимается как «два» - как две раздельные единицы, приложенные друг к другу боковыми сторонами. Почему это так? Согласно Коффке, «причина ясна: в первом случае общая фигура лучше, чем каждая из двух ее частей, тогда как во втором имеет место обратное». Коффка отклоняет объяснение эмпиристов, что «лучшими» фигуры становятся благодаря прак­тическим манипуляциям (знакомости), ссылаясь на экспери­менты Готтшальдта (1926). В этих экспериментах испытуемые повторно знакомились с простыми фигурами типа той, которая приведена на рис. 5, А. Затем им предъявлялись фигуры, по­добные той, которая изображена на рис. 5, Б, с просьбой сооб­щить, что они видят. Хотя знакомая фигура всегда была вклю­чена в новую, только в исключительных случаях испытуемые ее замечали. В самом деле, трудно обнаружить знакомую фор­му, даже если намеренно ее искать. Используя эти результаты как аргументы против обучения восприятию формы, Коффка считает, что эмпиризм есть также с необходимостью элемента-ризм. Почти любой сравнительный бихевиорист согласится с тем, что дополнение одной стимульной организации к другой представляет нечто большее, чем просто сложение,- взаимо­действие приводит к изменению всей ситуации. В приведен­ном примере следует заметить, что наиболее успешно маски­руют простую фигуру те дополнения, которые продолжают ее контуры в прежних направлениях и вызывают ошибочные движения глаз (что в соответствии с физиологической точкой зрения приводит к формированию несовместимых с прежней формой клеточных ансамблей). Дополнительные линии на рис. 5, В не интерферируют с видимой исходной формой, посколь­ку пересекают исходный контур почти под прямыми углами.

    Рис. 4. Одно и два. А воспринимается как одна фигура, разделенная внут­ренней линией. Б воспринимается как две независимые фигуры, соеди­ненные боковыми сторонами.

    ВЫДЕЛЕНИЕ ФИГУРЫ ИЗ ФОНА

    Почему, как образно выразился Коффка, мы видим вещи, но не дыры между ними? Когда я протягиваю руку с распростертыми пальцами и смотрю на нее, рука, конечно, выглядит фигурой, вещью, а различные другие объекты в поле зрения становятся бессмысленными слитными в невы­разительную аморфную массу, которую мы и называем фо­ ном. В исключительных обстоятельствах мы способны ви­деть «дыры» так, как если бы они вдруг стали фигурой, на­пример, когда через темную массу скал видится пронзитель­но яркий кусок голубого неба; однако мы подозреваем, что в таких случаях многие факторы, нормально связанные с фи­гурами, переносятся на то, что обычно выступает как фон. В обычном видении нашего трехмерного мира имеется целый ряд чисто физиологических факторов, содействующих выде­лению того, что фиксируется. «Вещь», на которую мы смот­рим, видится как единичная, тогда как объекты, располо­женные ближе и дальше в поле зрения, выглядят как неясно

    Рис. 5. Простая форма А включена в £ и В. Ее очень трудно выделить в Б, и то время как в В она легко отделяется (эксперименты Готтшальдта, 1926; по Коффке, 1935, стр. 126).

    двоящиеся; аккомодационный механизм настраивается на поверхность вещи, на которую мы смотрим, и это делает зри­тельно ясным один объект за счет других. Но существует много других сил, обеспечивающих различие фигуры и фона, и большинство их наилучшим образом может быть проил­люстрировано на двухмерных формах (возможно, из-за этого передача научных идей в нашей культуре осуществляется большей частью через посредство плоских поверхностей книжных страниц).

    В процессе образования фигуры прежде всего находят об­щее выражение уже изученные нами феноменальные законы группировки. Чем ближе друг к другу элементы, образующие фигуру, тем легче она может быть изолирована. Фактическим доказательством этого может быть то обстоятельство, что сис­темы звезд, получившие наименования, содержат звезды, рас­положенные близко друг к другу, и не содержат тех, которые не составляют часть общей конфигурации.

    Аналогично чем больше сходство между элементами, образу­ющими фигуру, тем легче она воспринимается как таковая. Дру­гой параметр стимуляции, еще не обсуждавшийся нами как об­разующий «целостность»,- контраст: при прочих равных ус­ловиях чем сильнее контраст между элементами фигуры и фона (либо по яркости, либо по цвету или форме), тем легче образуется фигура. То же справедливо в отношении непрерывности и замк­ нутости: чем более легко элементы, образующие фигуру, следу­ют закономерным и зрительно предсказуемым направлениям, чем более они образуют замкнутые пространства, тем с большей легкостью возникают фигуры. Осмысленность является еще од­ним определяющим фактором. Если просвечивающие между скалами куски неба имеют характер знакомой формы: профиля, животного, привычной геометрической формы,- они с большей готовностью приобретают качество фигуры.

    Как правило, большинство «хороших» фигур, подобно чер­ному кругу на белом фоне, сочетает в себе все эти качества организации: части фигуры плотно скомпонованы (близки), в высокой степени сходны и отделены резким контрастом от частей фона; их контуры непрерывны и правильны по форме; кроме того, они представляют привычные формы как целые.

    Каковы феноменальные характеристики, различающие фи­гуру и фон?

    Рубин (1915, 1921), используя перевертывающиеся изобра­жения фигуры и фона, подобные тем, которые приведены на рис. 6 и 7, выделил следующие различия.

    1. Части фигуры имеют характер объекта или «вещи», фон
    же относительно аморфен и имеет характер материала или суб­страта.

    2. Части фигуры кажутся лежащими феноменально бли­ же к наблюдателю, чем фон; хотя этот пространственный
    эффект не первый по значению, он вполне отчетлив, так
    что фигура кажется лежащей поверх фона. В самом деле,
    когда обратимые фигуры перевертываются, нередко возни­кает впечатление движения назад и вперед в третьем изме­рении.

    3. В соответствии с этим пространственным эффектом фон
    кажется непрерывно простирающимся за фигуру, приводя к
    тому, что Коффка называл «двойственной репрезентацией».
    Так, часть географического поля, представляющаяся нам как
    фигура, в психологическом поле выступает дважды: один раз
    как поверхность фигуры и второй - как (подразумеваемая)
    поверхность фона.

    4. Контуры воспринимаются принадлежащими фигуре, а
    не фону.
    Это еще одно отчетливое впечатление, которое возни­кает при восприятии перевертывающихся фигур (см. рис. 6).
    Хотя каждый контур является общим для обеих возможных
    фигур, он как бы «прилипает» к той части поля, которая выс­тупает в данный момент как фигура.

    Коффка (1935) приводит множество примеров этого эффек­та, высказывая мнение о том, что эта «односторонность» кон­туров является важным аспектом формообразующих процес­сов в восприятии.

    Выводы Рубина получили подтверждение и развитие в ра­ботах Уивера (1927). Используя черные фигуры на белом фоне и ограниченное время экспозиции (при помощи тахистоскопа Додж а), он дополнительно обнаружил, что

    5. В то время как фигура имеет вполне определенную лока­ лизацию в пространстве и структуру поверхности, фон пло­хо локализован и обладает поверхностью «пленки». Уивер на­
    шел также, что при постепенном увеличении длительности эк­спозиции различные характеристики фигуры (контур, форма,
    выступы и т. д.) обнаруживаются с различным успехом. Ста-


    новление контура является необхо­димым условием любого феномено­логического опыта в отношении фи­гуры. Кроме того, как уже отмеча­лось, восприятие фигуры облегчает­ся наличием «хорошей» формы, а также фактором осмысленности (Эренштейн, 1930). Особенно инте­ресным в наблюдениях Рубина (1921) было то, что испытуемые с трудом узнавали конфигурации сти­мулов, ее ли отношения фигуры и фона были перевёрнуты. Обычной иллюстрацией этого факта может служить вид знакомой карты, на ко­торой массы воды и земли закрашены противоположным об­разом, а также рассматривание негативов.

    ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Упорядоченность и стабильность, накладываемые перцептивными процессами на сенсорные данные, в луч­шем случае являются делом времени. Любое сенсорное поле, если оно пристально рассматривается достаточно длитель­ное время, начинает изменяться на наших глазах, обнару­живая свой действительно неоднозначный характер. Ког­да сенсорная информация нарочито делается двусмыслен­ной, как, например, в случае обращающихся фигур, эта тен­денция становится просто более отчетливой. Можно рассмат­ривать любой сенсорный объект как потенциально способ­ный вызывать множественную перцептивную организацию. В большинстве «нормальных» случаев восприятия один из способов организации безраздельно доминирует над осталь­ными благодаря либо врожденным, либо приобретенным механизмам, либо и тому и другому вместе. Когда я смотрю на портрет деда, висящий на стене, имеется крайне высо­кая вероятность того, что произойдет специфическая орга­низация восприятия и в силу ее высокой вероятности она останется неизменной продолжительное время. Однако даже лицо деда через несколько минут начинает испытывать нео­жиданные трансформации.

    Посмотрите пристально некоторое время на рис. 7, А: в от­личие от лица деда этот объект с самого начала двусмыслен; первое, что вы видите,- это фигуру, напоминающую вазу, за­тем что-то похожее скорее на двух полных дам, поглощенных светским разговором, затем снова вазу и т. д. Как сенсорная информация этот зрительный объект почти в одинаковой сте­пени ассоциируется с этими двумя альтернативными органи­зациями. Мы можем специально изменить вероятностные от­ношения в этой ситуации. Если, как показано на рис. 7, Б, мы придадим вазоподобной области различные метки, что, кроме всего прочего, увеличит ее «вещный характер», то переход ко второму способу организации затруднится. Если же, как это показано на рис. 7, Б, мы сделаем осмысленные лица из двух внешних областей, то близнецы возьмут верх над вазой. Эти манипуляции мы производили с самой сенсорной информаци­ей. Но мы можем также изменить перцептивные вероятности, меняя значения, отношения, смысл для наблюдателя. Шафер и Марфи (1943), например, показали, что поощрение и наказа­ние могут надежно определить, какая из двух обращающихся фигур будет восприниматься.

    Неоднозначность не ограничивается только альтернативой между двумя конкурирующими организациями. Могут быть созданы такие зрительные ситуации, которые будут вызывать большое число различных перцептивных организаций пример­но с одинаковой вероятностью. Майлс (1931) предложил уста­новку, названную им кинефантоскопом: отчетливая тень вра­щающейся горизонтальной металлической полосы проециру­ется на экран, и зрительная последовательность, изображенная на рис. 8, повторяется неограниченное время. Наблюдатель может видеть «две руки, протягивающиеся к нему», затем вдруг «две руки, машущие от него», затем «нечто вращающееся по часовой стрелке», после чего «брусок» растягиваемый и сжи­мающийся», потом опять «машущие к нему руки», затем «дыру в белой простыне, открывающуюся, и вновь закрывающуюся» и т. д. Эти многочисленные возможности легко подвергаются влиянию подсказки: если наблюдатель монотонно повторяет: «машут к...к...к..., машут от...от...от... и т. п.», то характер воспринимаемого движения обычно подстраивается к такому самовнушению. Харроувер (1939) показала, что люди с мозго-


    Рис. 7. Изменение отношений фигура - фон. А - поле без дополнитель­ных влияний: появление «вазы» и «лица» почти равновероятно. Б - «ваза» как фигура сделана более вероятной. В - более вероятной фигу­рой сделано «лицо».

    выми поражениями обычно менее гибки и в меньшей степени подвержены влиянию осмысленной оценки стимульных веро­ятностей. Она использовала плоские обращающиеся фигуры, подобные тем, которые приведены на рис. 7. Выводы, получен­ные при этом для стойкости социального восприятия, заслу­живают детального экспериментального исследования.

    ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЦЕПТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВРОЖДЕННОЙ ИЛИ ПРИОБРЕТЕННОЙ ?

    Гештальтисты, постулирующие изоморфизм, склон­ны приписывать все характеристики восприятия врожден­ным «полевым» свойствам центральной нервной системы. Бихевиористы, следуя некоему принципу экономии, пыта­ются найти во всех этих формах поведения признаки науче­ния. Это составляет часть непрерывной и, вероятно, необхо­димой полемики между нативизмом и эмпиризмом. Одна­ко, как это обычно случается, ответ постепенно оказывается компромиссным - определенные аспекты перцептивной организации врожденно детерминированы, другие являются

    продуктом жизненного опыта. Как можно исследовать эту проблему? Поскольку перцептивная организация развивает­ся вместе с инструментальным поведением - а в случае приматов, может быть, идет впереди него - и последнее при­ходится использовать в качестве показателя, возникает не­обходимость задержать перцептивное развитие в период, когда формируются другие способности. В случае животных это означает воспитание их от рождения в полной темноте (если мы желаем изучить зрительное восприятие); в отношении же людей мы должны положиться на случай - иногда с помощью операции возвращается зрение лицам, слепым от рождения.

    Хебб (1949) дает наиболее полное описание фактов, имею­щих отношение к этой проблеме, и читатель, желающий раз­рабатывать ее дальше, должен познакомиться с его книгой и цитируемыми в ней источниками (в особенности с обзором Зендена (1932) случаев возвращения зрения лицам, слепым от рождения, и исследованием Райзена (1947) на шимпанзе, вы­ращенных в темноте). Хебб приходит к выводу, что, хотя неко­торые свойства перцептивной организации врожденно детер­минированы (особенно процессы выделения фигуры из фона), другие свойства, как это может быть показано, являются про­дуктом длительного периода научения. И как раз к этим по­следним формам организации он адресует свои нейрофизио­логические гипотезы (образование клеточных ансамблей и пр.).

    Литература

    1. Ehrenstein W. Untersuchungen tiber Figur-Grund und
    Fragen. «Z. Psychol.», 1930, 117, 339-412.

    2. Gottschaldt K. Uber den Einfluss der Erfahrung auf die
    Wahrnehmung von Figuren. «Psychol. Forsch.», 1926, 8,
    261-317.

    3. Hebb D. O. The organization of behavior. A neuropsy-
    chological theory. N. Y.: Wiley, 1949.

    4. Miles W. R. Movement interpretations of the silhouette of
    a revolving. «Amer. J. Psiyichol.», 1931, 43, 392-405.

    5. Richardson H. M. The growth of adaptive behavior in
    infants: an experimental study at seven age levels. «Genet.
    Psychol. Monogr.», 1932, 12, 195-359.

    6. Riesen A, H. The development of visual perception in
    man and chimpanzee. Science, 1947, 106, 107-108.

    7. Rubin E. Synsoplevede Figurer. Kobenhavn, 1915.

    8. Schumann F. Beitrage zur Analyse der Gesichtswahrne-
    hmungen. «Z. Psychol.», 1900, 23, 1-32. 24, 1-33.

    9. Senden M. Von Raum-und Gestaltauffassung bei
    operierten Blindgeborenen vor und nach der Operation.
    Leipzig: Barth, 1932.

    10. Wertheimer M. Untersuchungen zur Lehre von der
    Gestalt. П «Psychol. Forsch.», 1923, 4, 301-350.

    11. Wever E. G. Figure and Ground in the visual perception
    of form. Amer. J. Psychol., 1927, 38, 194-226.

    Гештальттеория восприятия. Законы перцептивной организации. Перцептивные силы.

    Гештальтпсихология как направление вытекает из признания первичности сознательных, или феноменальных, объектов (Брентано,Гуссерль ) и резкого неприятия положений элементаризма. Идея гештальтов связана с именами Э. Маха ифон Эренфельса (1890 ). Как научная школа гештальтпсихология сложилась в Германии в 1920-40 гг. Ведущими её представителями былиМ. Вертгеймер ,К. Коффка, В. КёлериК. Дункер . Наибольший вклад они внесли в изучение психологии восприятия и решения её задач. Начало было положено после обнаружения в 1912 г. феноменального (ʼʼфи ʼʼ) движения, когда при определенном сочетании длительности предъявления двух стимулов, их пространственного расположения и межстимульного интервала возникало ощущение движения без идентификации самого движущегося объекта. Исследовались также феномены индуцированного и автокинетического кажущегося движения, восприятия скорости движения, цветовых и структурных отношений, организации и восприятия пространства. Были сформулированы принципы (законы организации ), в соответствии с которыми части комбинируются в устойчивое целое. Важным достижением гештальтпсихологов явилась выработка проблемы среды, или поля восприятия, в котором на объекты действуют определенные силы притяжения и отталкивания. Устойчивое состояние достигается при равновесии приложенных моментов и должна быть выведено из принципов векторного анализа. Динамические принципы организации включают соотношение фигуры и фона, иерархическую организацию перцептивных систем отсчета, транспозицию и константность скорости. Гештальтпсихология базируется на философии холизма, центральным положением которого является известное утверждение˸ целое всегда больше суммы своих частей . Такой подход можно проиллюстрировать на примере так называемого ʼʼ гештальтистского треугольникаʼʼ . Несмотря на то что нарисованы только три точки, наше сознание непроизвольно достраивает изображение до целого – треугольника. По мнению гештальтпсихологов, структурализм, рассматривая восприятие как простую сумму ощущений, игнорирует такую категорию, как связь между элементами воспринимаемого объекта. В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам (законам) перцептивной группировки . Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне . 1) Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Фигура и фон взаимозаменяемы. Ж. Годфруа ˸ когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами. Отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного деления) – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. С точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален˸ роли фигуры и фона определяются наблюдателем. 2) Закон близости . Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке. 3) Закон сходства . М. Вертгеймер ˸ при прочих равных условиях, в случае если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными . 4)Закон замкнутости˸ при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться. 5) Закон хорошего продолжения . Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными. 6) Закон прегнантности (хорошей формы) . Все принципы группировки - проявление тенденции перцептивной организации быть ʼʼхорошей ʼʼ, ʼʼпростой ʼʼ, ʼʼстабильной ʼʼ, ʼʼвнутренне непротиворечивой ʼʼ, ʼʼсимметричной ʼʼ, ʼʼпрегнантной ʼʼ. Прегнантность - значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации. К. Коффка ˸ фактор хорошей формы превалирует даже при столкновении с прошлым опытом. В. Келер˸ принцип изоморфизма - в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие - не процесс.

    Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов

    Физиолог основа: Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями.

    Основные свойства восприятия: Предметность - это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Целостность образа предмета (обобщение инфы об отдельнсв-вах и кач-вах). Структурность -доводит до нашего сознания структуру предмета или явления Константность -постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Апперцепция - зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни (опыта). Осмысленность - попытки установить сходство,поиск наилучшего толкования данных. Стабильность видимого мира (сво-во зрит восприят) - изображение постоянно остается на одном и том же месте, даже если наблюдатель перемещается.

    Виды восприятия***Классификации:1. В зависимости от анализатора выделяют: зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

    Обычно восприятие - результат взаимодействия ряда анализаторов. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и возникают сложные виды восприятия. 2. В зависимости от формы существования материи выделяют: восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

    Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служитьваза Рубина . В качестве фигуры может восприниматься либо ваза, либо два профиля. Соответственно фоном будет служить черный или белый цвет изображения. Иными словами, фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

    Канадский психолог Ж. Годфруа приводит следующие примеры соотношения фигуры и фона для разных модальностей восприятия. Когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

    Подчеркнем, что отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного деления) – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. Этот факт становится совершенно очевидным в таких ситуациях, когда мы обнаруживаем иные способы распознания стимула.

    Например, в той же вазе Рубина одно и то же изображение можно считать белой вазой, а можно – двумя человеческими профилями. Такие реверсивные изображения помогают понять, что с точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален: роли фигуры и фона определяются наблюдателем.

    Закон близости . Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке.

    Закон сходства . Согласно М. Вертгеймеру , при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными .

    Закон замкнутости утверждает, что при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться.

    Например, одному незрячему испытуемому было предложено рельефное изображение утки, на котором было только одно крыло . Слепой пошутил, что второе крыло, должно быть, находится «на другой стороне листа ». И добавил, что, конечно же, это второе крыло «только воображаемое ».

    Закон хорошего продолжения . Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход » использовали введенный М. Вертгеймером и отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение» . Согласно закону хорошего продолжения, части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными.

    Закон прегнантности (хорошей формы) . Последователи гештальтпсихологии были убеждены, что все принципы группировки являются проявлением тенденции перцептивной организации быть «хорошей », «простой », «стабильной », «внутренне непротиворечивой », «симметричной » или, если использовать немецкое слово, введенное гештальтпсихологами и включающее все эти понятия, «прегнантной ».



    Прегнантность означает значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Иными словами, имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации. Наиболее ясно этот закон изложил К. Коффка .

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!