Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Загадка смерти Зои Федоровой: советская актриса выжила в тюрьме, но не спаслась от выстрела в затылок. Алмазная пыль

Причина громкого убийства знаменитой советской актрисы Зои Фёдоровой не установлена и по сей день. Также нет официальной версии и относительно личности убийцы. Несмотря на тысячи опрошенных, следствие так и не пришло хоть к какому-либо заключению.

Убийство произошло в декабре 1981 года, следователи установили, что смерть наступила от огнестрельного ранения в затылок. Кому понадобилось убивать пожилую артистку и, самое главное, за что? В ходе расследований выдвигались разные версии, начиная с убийства на бытовой почве и заканчивая политическими мотивами.

Политические мотивы

Популярность к Зое пришла в 1936 году. Она сыграла немало главных ролей, которые сделали ее знаменитой на весь Советский Союз. У нее появилось множество поклонников, среди которых были известные политические деятели. Основываясь на личной переписке Федоровой, историки пришли к заключению, что сам Берия проявлял к ней внимание. Казалось бы, жизнь удалась. Она неоднократно выходила замуж. В 45 году Зоя познакомилась с одним из американских дипломатов и уже через год родила от него дочь. Почти сразу же после рождения девочки Зою арестовали, предъявив обвинения в шпионаже. Приговор был достаточно жесток – кроме 25 лет колонии усиленного режима, власти конфисковали имущество и приговорили всю ее семью к ссылке.

На свободу Зоя вышла, спустя 9 лет, попав в списки реабилитации «политических» осужденных. Но власти ее в покое не оставили. Впоследствии, изучая письма актрисы, выяснилось, что она собирала компромат на некоторых высокопоставленных лиц. И этот факт стал одной из основных версий, который вполне может служить причиной для ее убийства. В 1978 году Фёдоровой, несмотря не несколько предыдущих отказов от правительства, все-таки удалось побывать у дочери в Америке. И она даже начала собирать документы, чтобы уехать туда на ПМЖ. Но этого так и не произошло.

Бриллиантовые махинации

В свое время Фёдорова занималась скупкой бриллиантов и драгоценностей, которые потом перепродавала по большей цене. Своего рода, спекуляция – и следователи неоднократно ставили этот факт как одну из основных причин преступления. В начале 70-х актриса вошла в так называемый клан «бриллиантовой» мафии, членами которого были весьма высокопоставленные лица, а также жены многих политических деятелей. Как утверждали впоследствии на допросах ее приближенные, она знала о многих крупных махинациях. И эта информация вполне могла стать поводом для убийства. Тем более, следователи пришли к выводу, что Фёдорова однозначно знала своего убийцу, так как нашли ее на месте преступления в старом домашнем халате и протертых шлепанцах. Такой вид она себе могла позволить только при встрече с хорошо известным ей человеком.

Банальная кража с последствиями

Спустя 33 года после этого трагического события, свою версию изложил бывший следователь уголовного розыска, который расследовал убийство. Борис Кривошеин воспроизвел все этапы следствия в деталях и выдвинул свою точку зрения: незадолго до своей гибели Фёдорова обзавелась подругой, которая собиралась ехать в штаты. Учитывая, что актрису не выпускали из Союза, она решила с этой знакомой передать дочери драгоценности. И здесь сыграло роль обычное человеческое корыстолюбие. Новая подруга застрелила Фёдорову и собрала все драгоценные вещи, которые были в доме. Впоследствии на допросах подозреваемая, естественно, все отрицала, и следствию так и не удалось доказать ее причастность. На сегодняшний день убийца остается безнаказанным.

В деле о загадочной смерти знаменитой советской актрисы Зои Федоровой не так давно появилась новая версия. Тем не менее убийство так и не раскрыто.

Судьба этой женщины завораживает крутыми переменами и испытаниями. А ее смерть до сих пор остается загадкой и порождает легенды. Звезда советского кино Зоя Федоров а была найдена застреленной в собственной квартире. С той поры прошло больше тридцати лет, а дело так и осталось нераскрытым.

Страшная находка

11 декабря 1981 года в элитном доме 4/2 на Кутузовском проспекте, где жили родственники советской партийной элиты и видные деятели культуры, от высокого милицейского начальства рябило в глазах. Случилось резонансное преступление: в квартире №234 была убита заслуженная артистка РСФСР Зоя Федорова.

У присутствующих кровь стыла в жилах от увиденного: в комнате за прямоугольным столом на стуле сидела женщина. Ее голова лежала на столе, а правая рука была вытянута и сжимала красную трубку телефона, в котором раздавались тоскливые протяжные гудки. Говорят, что приехавшие первыми на место преступления следователи не сразу поняли, из-за чего умерла артистка.

Казалось, что у нее случился инсульт, так как по носогубной складке струилась кровь, а тело было еще теплым. Но, приподняв голову жертвы, милиционеры увидели дыру над левой бровью, а потом обнаружили, что стреляли в затылок, с расстояния около 20 сантиметров. Но самое страшное, что после убийства Федорову кто-то причесал! После выстрела волосы жертвы должны были растрепаться и закрутиться, а у нее была гладкая прическа.

Актрису обнаружил племянник, которому позвонила подруга Зои Алексеевны и попросила срочно приехать к тете. Дело в том, что женщины должны были встретиться, но подруга уже дважды приходила к артистке домой, настойчиво звонила, но дверь так никто и не открыл. Племянник зашел в квартиру и увидел ужасающую картину. Кто мог убить 74-летнюю звезду, не дожившую до своего юбилея 10 дней?


Плата за любовь

Слухов о том, кто мог убить любимую миллионами актрису, ходило много. Одной из основных версий выдвигали утверждение, что это сделали сотрудники КГБ. Дело в том, что в далеком 1927 году, когда Зое было всего 20 лет и она работала счетчицей в Госстрахе, с ней приключилась очень неприятная история. По выходным дням она ходила на вечеринки, которые устраивал у себя дома один знакомый ей молодой человек. Там она увлеклась неким военным по имени Кирилл , играющим на рояле, читающим стихи и красиво ухаживающим.

Вскоре этого Кирилла арестовали сотрудники ГПУ (Главное политуправление) и объявили его английским шпионом. Арестована была и Федорова. Но после нескольких допросов она была отпущена домой, и больше ей никаких обвинений не предъявляли. Это можно было объяснить тем, что следователи поверили юной влюбленной девушке и не стали ломать ей судьбу.

Но за спиной начали шептаться, что именно тогда она была завербована НКВД, так как ГПУ был подведомственной организацией. В пользу этой версии говорит и тот факт, что уже известной артистке Зое Федоровой позволили крутить роман с заместителем американского атташе в СССР Джексоном Тейтом .


Статная красавица Федорова и Тейт познакомились в 1945 году. И, как предполагают сторонники «шпионского следа», артистке было поручено «приглядеть» за красавцем американцем, героем войны. Но Зоя влюбилась, более того – забеременела от иностранца.

НКВД наказало обоих: американца в течение суток выслали из СССР. А Федоровой сначала позволили родить свою единственную дочь Викторию , а потом арестовали. Актрису обвиняли не только в шпионаже и антисоветской деятельности, но и в организации покушения на Иосифа Сталина . Не выдержав пыток, Федорова пыталась покончить с собой, но надзиратели ее спасли, избили до полусмерти и закрыли в карцере.


В результате Зою Алексеевну приговорили к 25 годам лагерей усиленного режима и конфискации имущества у всей семьи. Затем наказание изменили на тюремное заключение во Владимире. Пострадали и сестры актрисы. Одна из них была приговорена к пожизненной ссылке с двумя детьми на север Казахстана. Именно Александра и воспитывала дочь Федоровой Викторию, которая долго называла тетку своей мамой.

Вторая сестра, Мария, была осуждена на 10 лет, но умерла в Воркуте, не отбыв полностью срок.

Артистка отсидела девять лет, выйдя на свободу в 1955 году, через два года после смерти Сталина. Но чем могла не угодить КГБ пожилая женщина в 81-м? Дело в том, что ее дочь в 1975 году эмигрировала в США, к отцу. Федорова приезжала к Вике в Америку три раза. В первый свой приезд Зоя Алексеевна даже встретилась со своим бывшим возлюбленным Джексоном Тейтом. В 81-м она начала собирать документы на выезд на постоянное место жительство в Штаты. Но ей отказали, а вскоре в ее квартире оказался убийца.


Любители бриллиантов

Чтобы найти убийцу известной актрисы, оперативники начали допрашивать всех ее знакомых. Но они не ожидали, что придется опросить около четырех тысяч человек. В записной книжке советской звезды были обнаружены более двух тысяч телефонных номеров, и 1400 почтовых адресов, как московских, так и из других городов.

По воспоминаниям следователей, они познакомились практически со всеми сотрудниками «Мосфильма», артистами и режиссерами, общавшимися с Федоровой. Милиционеры понимали, что убийца кто-то из этих четырех тысяч человек. Но они что-то упускали из виду. И тогда было решено вновь выехать на место преступления.

При повторном осмотре была обнаружена незаметная дверь, которая вела в небольшую кладовку. В темной комнате от пола до потолка на полках стояли сумочки Зои Алексеевны. Обыскав каждую из них, сотрудники уголовного розыска нашли несколько тысяч рублей и золотые украшения. А также бирки, срезанные с ювелирных изделий.

По воспоминаниям следователей, они еще при первом осмотре собрали целую гору этикеток. Но на этот раз маленькие картонки валялись в чулане на полу, полках и исчислялись сотнями. Оперативники насобирали два полиэтиленовых пакета. Но куда делись драгоценности? Тогда говорили, что Зоя Алексеевна держала ювелирные украшения в огромном дорожном чемодане. Но он тоже исчез.

Было выдвинуто предположение, что Федорова стала жертвой так называемой «бриллиантовой мафии», к которую принадлежали жены и дети партийной элиты. Говорят, что артистка сумела войти в доверие к кремлевским любителям драгоценностей, антиквариата и картин еще в начале 70-х. И именно благодаря этим связям она сумела приобрести элитную квартиру на Кутузовском, где ее соседями были родственники Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева , председателя КГБ Юрия Андропова , главы МВД Николая Щелокова .

Выдвигалась версия, что Федорова, получив отказ в выезде на ПМЖ в Америку, могла начать шантажировать кого-то из высокопоставленных лиц. Благо, компрометирующей информации за 10 лет существования в этом привилегированном клане она накопила много. И проще было убрать ненужную свидетельницу.

Загадочная подруга


Существует еще одна версия убийства заслуженной артистки РСФСР, о которой знают немногие. Она была озвучена через тридцать с лишним лет после того, как нашли тело Федоровой. Говорят, что ее выдвигают оперативники, которые занимались этим делом, но тогда ничего раскрыть не смогли.

Когда в 82-м вовсю шли допросы знакомых актрисы, в УГРО раздался звонок: женщина, не пожелавшая назвать свое имя, сообщила, что Федорова перед смертью тесно общалась с новой подругой, у которой сын жил в США. Тогда на этот «сигнал» не обратили внимания. А уже потом, спустя годы, один из следователей предположил, что именно эта новая подруга и была убийцей Зои Алексеевны.

Как выяснили милиционеры, незадолго до гибели артистка купила кольцо с бриллиантом стоимостью около 50 тысяч рублей (цена «Волги» была около 12 тысяч, а средняя зарплата - около 200 рублей). Естественно, этого кольца в квартире убитой не нашли. Как предполагают следователи, именно оно и стало причиной гибели актрисы. Новая приятельница Федоровой собиралась эмигрировать в США, но, в отличие от Зои Алексеевны, она получила разрешение на выезд и уже имела билет на самолет.

Версия выглядит примерно так. Подруги встретились незадолго до отъезда. Федорова хотела передать через эту женщину своей дочери то самое кольцо с бриллиантом. Актриса, которая всегда была очень осторожной, решила обезопасить хоть как-то свою «посылочку» и сообщить дочери номер рейса, на котором прилетит из СССР приятельница с кольцом. А вот это как раз в планы новой подруги не входило. Она надеялась забрать кольцо и обеспечить себе безбедное существование в первые месяцы на чужбине.

Следователи установили по положению головы убитой, по тому, как она была повернута к телефону, как актриса держала трубку, что это не Федорова намеревалась позвонить, а ей позвонили. И именно во время звонка и раздался выстрел. Актрису обнаружили в очках, которые считались домашними. Они были старые, немодные и совершенно не шли артистке. Скорее всего, жертва намеревалась прочесть какой-то документ. И если следовать этой версии, то это был билет на самолет.

Также не стоит забывать, что убийца причесал свою жертву после выстрела. То есть он хорошо к ней относился и даже пожалел. Возможно, это могла быть та самая загадочная новая приятельница, которая помимо кольца прихватила и другие драгоценности актрисы.

11 декабря 1981 года трагически оборвалась жизнь известной советской актрисы Зои Фёдоровой. Она была застрелена в своей квартире на Кутузовском проспекте. Существует много версий причин гибели актрисы: её причастность к тайнам КГБ, её связь с «бриллиантовой мафией», ограбление. Однако они не имеют подтверждений. Но недавно появилась ещё одна версия, связанная с женщиной, якобы ставшей близкой подругой Фёдоровой в последние годы её жизни.

Зоя Фёдорова: версия убийства

Зоя

Родилась Зоя Фёдорова 21 декабря 1907 года в Петербурге в семье рабочего-металлиста Алексея Фёдорова. После революции её отец, преданный делу большевиков, стал начальником паспортной службы в Кремле, и семья перебралась в Москву. Алексей был из числа бессребреников, он сразу же отказался от роскошной обстановки 6-комнатной квартиры, предоставленной ему по службе, и двух комнат, в которые заселил совершенно посторонних людей.
Зоя ещё со школы бредила театром, но отец не считал это достойным занятием для дочери, поэтому девушка вынуждена была работать в Госстрахе. В 1927 году она на одной из вечеринок познакомилась с англичанином Кириллом Прове. Это знакомство и сыграло роковую роль в судьбе актрисы. Прове арестовали, а следом за ним и Фёдорову, обвинив в связи с иностранным шпионом. Правда, на этот раз ей повезло: её допросили и отпустили.
Вскоре Фёдорова поступила в театральное училище, её стали приглашать сниматься в фильмах, пока в эпизодах. На съёмках одного из фильмов она познакомилась с оператором Владимиром Рапопортом, за которого позднее вышла замуж. Актёрская карьера Зои набирала обороты, несмотря на то что она попала в разряд детей врагов народа: в 1938 году её отец был арестован и приговорён к 10 годам лишения свободы.
Актриса делала всё возможное, чтобы добиться освобождения отца. Ей удалось даже попасть на приём к Лаврентию Берии, который ей очень симпатизировал. Что там происходило в кабинете Берии, неизвестно, но в 1941 году Алексей Фёдоров вышел на свободу, правда инвалидом - ему ампутировали обмороженные пальцы на обеих руках. А через три месяца его не стало. Берия же продолжал домогаться актрисы. Однажды она не выдержала и в приступе гнева оскорбила всесильного наркома. Он догнал её уже на улице и вручил ей букет со словами: «Это на вашу могилу». Однако репрессий не последовало.
В 1945 году Зоя познакомилась с американцем, главой военной миссии Джексоном Тейтом. Вспыхнул бурный роман, в результате которого Фёдорова родила дочь Викторию. Уже тогда ходили слухи, что актриса была агентом МГБ, а эта связь была её заданием. Война закончилась, американцы перешли в разряд врагов, Тейт был выслан из страны, а Фёдорову в 1946 году арестовали и приговорили к 25 годам заключения. В тюрьме она некоторое время сидела в одной камере с Лидией Руслановой, которая и помогла ей выжить. В 1955 году Зоя была реабилитирована. Она воссоединилась с дочерью и снова стала сниматься в кино. Виктория выросла и получила в 1975 году разрешение уехать к отцу в США. А в 1976 и 1978 годах Фёдорова ездила в Америку для встречи с дочерью и Тейтом. В трагическом для неё 1981 году Зоя снова собиралась поехать в Америку, на этот раз навсегда. Её долго не выпускали, а когда разрешение на выезд было получено, актрису нашли мёртвой.

Агентов не прощаю

В тот злополучный декабрьский вечер племяннику Фёдоровой позвонила её близкая подруга с просьбой срочно приехать на квартиру к тёте с ключами. Женщина была обеспокоена тем, что Зоя несколько часов не открывает ей дверь, хотя о встрече подруги договорились заранее. Когда племянник открыл дверь, он увидел жуткую картину. Фёдорова сидела в кресле, лицо её было все в крови, а рука сжимала телефонную трубку. Приехавшая опергруппа констатировала смерть. Орудием убийства был пистолет «Зауэр» калибра 7,65 миллиметра. Актрису убили выстрелом в затылок в тот момент, когда она собиралась поговорить с кем-то по телефону. При этом замки были целы - значит, хозяйка сама впустила убийцу. Скорее всего, он был ей хорошо знаком, так как Зоя не впускала в квартиру никого постороннего, даже соседей и службы ЖКО.
Следствие рассматривало разные, версии, и прежде всего политическую. Есть предположение, что в 1927 году девушку освободили после ареста не просто так, она стала агентом ОГПУ. Ведь неслучайно Берия в 1941 году предложил ей работать на советскую разведку, если в Москву войдут немцы. Кроме того, во время ареста Фёдорову допрашивал сам полковник Лихачёв. Для сравнения: главкома Жукова и замминистра Серова допрашивал просто старший следователь. Это свидетельствует о том, что актриса могла рассказать нечто такое, о чём не всем полагалось знать. На допрос Фёдорову водили 99 раз. Но из всех протоколов сохранилось только 23, в одном из которых имелись показания Фёдоровой о том, что она имела намерение убить Сталина. Куда делись остальные, неизвестно.
Ещё одним подтверждением связи актрисы с МГБ является то, что дело Фёдоровой не было передано в суд, его рассматривало Особое совещание при МВД. Причина в том, что на этом совещании подсудимые не присутствовали и не давали показания. Поэтому Зоя не могла повторить то, о чём говорилось в исчезнувших протоколах.
И наконец, то, что ей ужесточили наказание, заменив лагеря тюрьмой, где можно было контролировать её переписку. Кто-то очень боялся, что её письма к Берии дойдут до адресата. Возможно, её «признания» о преступном замысле против «вождя народов» были сделаны не только под давлением следователя. Скорее всего, здесь можно было проследить связь с кем-то наверху. Может быть, этот кто-то и помог ей выйти на свободу в 1955-м, в обмен на молчание. А уехав в Америку, она могла нарушить уговор. Поэтому её и убили.

Бриллиантовая смерть

Криминальная версия гибели актрисы базировалась на её причастности к «бриллиантовой мафии », состоящей из родственников высокопоставленных чиновников. Эти люди занимались скупкой и перепродажей драгоценностей, антиквариата и ценных произведений искусства. Фёдорова не только была членом этой негласной группировки, но и занимала в ней довольно высокое положение. Иначе как объяснить то, что она смогла приобрести квартиру на Кутузовском проспекте, где жили семьи Брежнева, Андропова и Щёлокова. Похоже, что у неё имелся компромат на многих членов этой мафии. В её записной книжке следователи нашли более 2 000 телефонов и столько же адресов. Возможно, это и стало причиной её смерти. Когда её не хотели выпускать из страны, скорее всего, она решилась на шантаж.
А писатель Юрий Нагибин предположил, что Зоя владела каким-то уникальным бриллиантом, который очень хотела заполучить супруга Щёлокова. Кто знает, может, он и прислал убийцу. Правда, Юлиан Семёнов считает, что версия Нагибина надуманная. Ведь Фёдорова занималась организацией «левых» гастролей. За это её вполне можно было посадить с конфискацией и заполучить камень.
У Вячеслава Панкина, одно время возглавлявшего уголовный розыск СССР, имеется своя версия. Он рассказывает, что Фёдорова во время гастролей скупала драгоценности с бриллиантами и передавала их дочери в США, чтобы обеспечить себе безбедную старость на чужбине.
Незадолго до смерти она отправила Виктории очень ценную картину, надеясь выручить за неё столько денег, что хватит им обеим. Но полотно оказалось подделкой. Её дочь рассказала следствию, что за два дня до гибели актриса во время телефонного разговора сказала: «Меня скоро убьют», - но подробности сообщить отказалась. Возможно, Фёдорова попыталась свести счёты с продавцом, а получилось наоборот.

Ищите женщину

Благодаря бывшему начальнику уголовного розыска 123-го отделения милиции Москвы Борису Кривошеину появилась ещё одна, наиболее правдоподобная версия. Выйдя на пенсию, Кривошеий решил провести собственное расследование гибели актрисы, тем более, будучи при исполнении, он вёл это дело. Проанализировав картину происшествия, он пришёл к выводу, что положение трупа соответствовало больше человеку, снимающему трубку, а не тому, который собирался позвонить сам. Судя по всему, выстрел прозвучал, когда Зоя потянулась к телефону. Кроме того, на Фёдоровой были очки, которые она никогда не носила при посторонних и надевала лишь тогда, когда собиралась читать или писать дома. Значит, тот, кто был рядом, не был чужим.
Борис вспомнил, что во время расследования ему позвонила женщина, не назвавшая своего имени, и просила обратить внимание на знакомую актрисы, которая часто навещала её перед смертью. Об этой знакомой было известно, что её сын уехал в США на ПМЖ и жил там по соседству с дочерью Фёдоровой.
Когда Зоя познакомилась с этой женщиной, у той уже было получено разрешение на выезд в Америку, и даже имелся билет на самолёт. Именно поэтому актриса, которая тоже пыталась уехать к дочери, отнеслась с доверием к новой знакомой.
Кривошеий уверен, что Фёдорову убила женщина. Убийца стрелял с расстояния около 20 сантиметров. Выхлоп из пистолета должен был взъерошить волосы на затылке, но покойная была аккуратно причесана. Вряд ли мужчина стал бы приводить причёску своей жертвы в порядок. А женщина вроде как пожалела покойницу, пригладила ей волосы. Ещё следует учитывать то, что дверь в комнату, где произошло убийство, открывалась вовнутрь и должна была отгородить Зою от убийцы. С её тюремным опытом и осторожностью она бы обязательно отреагировала. Она не принимала дома незнакомых людей. Значит, убийце она доверяла.
Проведя логическую цепочку, Кривошеий решил, что, скорее всего, Фёдорова хотела передать кольцо с бриллиантом своей дочери через «подругу», которая улетала в США к сыну. С этой целью она и пригласила её к себе домой. Одновременно с этим визитом должна была позвонить Вика и записать номер рейса, чтобы встретить и забрать посылку. Таким образом, актриса подстраховывалась, ведь телефонный разговор - какое-никакое, а доказательство того, что драгоценность передана.
Убийца очень надеялась, что она успеет уйти, прежде чем позвонит Виктория, так как потом никто не сможет доказать, что она получила кольцо. Ну а если что-то пойдёт не так, она захватила с собой «Зауэр» 1939 года, оставшийся у неё с военной поры. Скорее всего, она не собиралась убивать актрису, но звонок все же прозвенел. Когда Зоя потянулась к трубке, «подруга» зашла за её спину и выстрелила.
В тот день, когда эту женщину допрашивали, Кривошеий был в отпуске, поэтому смог ознакомиться только с протоколом допроса, оказавшимся пустым и неинформативным. Допрашиваемая на все вопросы отвечала, что ничего не знает и не видела. Оказалось, что она какое-то время работала на «Мосфильме», а у следователя там работали родственники. Поэтому их беседа приобрела дружеский оттенок, а по делу не было зафиксировано ничего. Кривошеий, вернувшись из отпуска, решил вызвать её на допрос ещё раз, но она вначале сменила адрес, а потом и вовсе уехала в США к сыну.
Убийца успела забрать не только кольцо, но и все драгоценности, которые были в квартире Фёдоровой, а их было немало, учитывая её страсть к камушкам. Кстати, этой страстью она заразилась у Лидии Руслановой. А если к этому добавить пустые рамы от картин (говорили, что у Фёдоровой была хорошая коллекция картин), то «подруга» обеспечила не только свою старость, но и будущее своих детей и внуков.
Тем не менее Борис Кривошеий проявил благородство: «Я уверен, что именно она убийца Зои Фёдоровой. Убийство было совершено из корысти и осталось безнаказанным. Но имя преступницы я вам не назову. Почему? Да потому что она давно умерла, а у неё остались дети, внуки. Я считаю, что им не нужно страдать за грехи бабки».
Была ещё одна версия, принадлежащая сценаристу Эдуарду Володарскому. Он предположил, что Фёдорову мог убить американец Ричард Пойнт, муж её дочери. Он работал лётчиком и постоянно совершал полёты Москва - Нью-Йорк. А после смерти тёщи он вдруг сменил работу, организовав крупный бизнес. Кстати, Виктория такого хода событий не отрицала: «Вполне возможно - он такая гадина».
Следствие по делу шло несколько лет, но из них только первые два года добросовестно, да и то из-за известности жертвы. Были опрошены более 4 000 свидетелей. Скорее всего, в органах знали, кто убийца. Иначе как объяснить слова благодарности Виктории сыщикам «за найденную справедливость». Но по какой-то причине убийца не только не понёс наказания, но и имя его не было обнародовано. А преступление осталось не раскрытым.

НОВАЯ ВЕРСИЯ НЕРАСКРЫТОГО УБИЙСТВА АКТРИСЫ ЗОИ ФЕДОРОВОЙ

Убийство известной советской актрисы Зои Фёдоровой (1911-1981) до сих пор остается нераскрытым. Кто же застрелил звезду кино, кому и чем могла помешать пожилая актриса? На этот счет существует множество версий. Говорят, что это могли сделать сотрудники КГБ, «бриллиантовая мафия», скупщики драгоценностей или антиквариата. Только те, кто так считает, в основном имеют весьма посредственное отношение к расследованию. В распоряжении редакции появилась альтернативная версия мотивов убийства. Как убили актрису и кто это сделал, решился рассказать бывший начальник уголовного розыска, который расследовал преступление.

На фильмах, в которых снималась заслуженная артистка РСФСР Зоя Фёдорова, выросло не одно поколение россиян. С ее участием в главных и эпизодических ролях вышло более 70 кинокартин, за две из которых она удостоилась Сталинских премий. «Девушка без адреса», «До свиданья, мальчики», «О любви», «Подруги», «Москва слезам не верит» принесли Зое Фёдоровой славу и узнаваемость, но вовсе не легкую судьбу.

В ее жизни были почет и признание, дружба в высших кругах номенклатуры, любовь к американскому дипломату и рождение от него дочки, потом обвинение в шпионаже: «А не рожай от американцев!» Тюрьма. Отсидев в лагерях девять из 25 лет, Зоя Фёдорова была реабилитирована и безуспешно пыталась уехать к дочери в США - прямо перед решением переехать на новое место жительства ей отказали в выезде. Оборвалась жизнь Зои Фёдоровой так же трагично. За две недели до 70-летия ее убили выстрелом в затылок в собственной квартире. Убийство актрисы списывали на КГБ, «бриллиантовую мафию» и даже зятя ее дочери - американского летчика, который после смерти тещи внезапно разбогател.

Тайну смерти любимицы Берии пытались разгадать известные писатели, журналисты, актеры и даже генерал, возглавлявший в то время уголовный розыск в СССР, Вячеслав Панкин. На телеэкранах появился сериал «Зоя», в основу которого легла версия о том, что убийство было заказано тогдашним министром внутренних дел Николаем Щёлоковым, который захотел получить ее бриллианты. Но для объективной картины не хватало свидетельств такого человека, который бы знал дело изнутри, а лучше - принимал участие в расследовании.

Поклонники актрисы терялись в догадках, пока рассказать о случившемся не решился бывший начальник уголовного розыска, который возглавлял штаб по расследованию убийства Зои Фёдоровой. Спустя 33 года после смерти актрисы оперативник воспроизвел в деталях все нюансы следствия, а также поделился своими выводами о том, кому была выгодна ее смерть и почему убийца остался безнаказанным.

ОТ ЧЕГО УМЕРЛА АКТРИСА, ПОНЯЛИ НЕ СРАЗУ

Нет, мне еще никто не докладывал об этом.

Якобы криминальный, Кутузовский, 4/2, Зоя Фёдорова, актриса, заслуженная артистка РСФСР, - уточнил он.

Борис Кривошеин, оперативники и сотрудники Московского уголовного розыска примчались к дому по Кутузовскому проспекту почти одновременно. Возле подъезда их ожидал племянник актрисы, который и обнаружил тетушку мертвой. Он приехал проведать родственницу, звонил и стучал в квартиру, но никто не открыл. В двери торчала записка от соседки, которая тоже безрезультатно пыталась достучаться в квартиру. Племянник сбегал за запасным комплектом ключей, открыл дверь и обнаружил в квартире труп родственницы.

Входим. Комната обычная. Чуть справа стоит стол прямоугольной формы, относительно большой. Спиной к нам на стуле, скажем так, не труп, а силуэт - тело женщины. Первое, что бросилось в глаза, - под стул натекла лужа крови. Сначала, не трогая ничего, провели внешний осмотр. Самое интересное, что мы все-таки были уже не новички, кое-что видели и кое-что понимали. А здесь мы не могли определить, от чего она умерла. Я взял ее руку, потрогал пульс, пульса нет, но тело было еще теплое, - вспоминает бывший начальник УГРО.

Голова актрисы лежала на столе, по носогубной складке стекала кровь. В вытянутой на столе правой руке жертвы лежала снятая с красного дискового телефона трубка, из которой доносились протяжные гудки. Никакого ранения, которое указывало бы на то, что она умерла насильственной смертью, не было заметно. Первое, что пришло в голову оперативникам, - у пожилой актрисы случилось кровоизлияние в мозг.

В замешательстве Борис Кривошеин начал рыскать взглядом по комнате, чтобы найти какую-то зацепку. Возле ножки журнального столика он увидел использованную гильзу. Сомнений в том, что в квартире произошло убийство, не оставалось. Когда оперативники наклонили тело, чтобы осмотреть его, из дырки над левой бровью потекла кровь.

Кому она могла помешать, непонятно. Пожилая женщина, актриса, заслуженный человек. Для меня это было, можно сказать, в диковинку. Что я, молодой начальник уголовного розыска, видел? О всяких таких моментах я слышал только на лекциях. Да нет, даже никто обычно не рассказывал примеров таких вот преступлений. Я наклонился, взял гильзу, место зафиксировал. Так как я с детства стреляю, определил калибр и прикинул, что гильза от вальтера или зауэра. Но тут началось самое страшное - приезд большого руководства. Они как слоны начали ломиться в дверь, хотя по всем правилам это запрещено. Спас напарник, который встал в дверях и матом их остановил, не пуская внутрь, - заново переживает моменты 33-летней давности Борис Кривошеин.

Осмотр помещения продолжался до глубокого вечера. Только к полуночи начальник уголовного розыска попал в отделение милиции. Не успел он переступить порог помещения, в кабинете раздался телефонный звонок. Женщина на другом конце провода сообщила, что помогает органам БХСС, и попросила обратить внимание на одну знакомую убиенной.

Она рассказала, что перед смертью Зоя Фёдорова сдружилась с одной женщиной, у которой сын жил в Америке, и часто приходила к ней в гости. Имя моей таинственной собеседницы я так и не узнал. Договорив, я автоматически положил трубку на рычаги аппарата. Это было ошибкой, нужно было положить ее рядом с телефоном и попросить дежурного определить, откуда поступил звонок. Подсказка могла сыграть важную роль в раскрытии преступления. Наверное, звонившая видела, как Зоя Фёдорова заводила эту женщину к себе домой перед смертью, - рассуждает Борис Кривошеин.

ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ ЗНАКОМЫХ НЕ ПОМОГЛИ СЛЕДСТВИЮ

Поиск преступника начался с опроса лиц из записной книжки Зои Фёдоровой. В блокноте было более 2 тыс. телефонных номеров, более 1 тыс. почтовых адресов, московских и иногородних. Большинство из них принадлежали актерам с «Мосфильма» и театральным деятелям. Сотрудники УГРО принялись вызывать и опрашивать знакомых Зои Фёдоровой в поисках хоть какой-то зацепки. В результате было опрошено более 4 тыс. знакомых актрисы, но установить убийцу это не помогло.

Я допрашивал Ролана Быкова, Никиту Михалкова, - вспоминает Борис Кривошеин. - Когда столько людей через тебя проходит, волей-неволей приходится ковыряться в грязном белье. И каждый из актеров просит: об этом не говорите никому, вот это не записывайте. Мы старались вести более доверительные беседы, не в протокол, но результатов это не давало. Мы без толку копались в мосфильмовской каше, в дрязгах, кто там какую-то шубу приволок, кто туфли продал, другой стучит, этот с 15-летними мальчиками кувыркается. А информации, представляющей оперативный интерес по делу, практически не было. Только стандартные вопросы и такие же ответы: да, нет, не знаю, не видел.

В это время Бориса Кривошеина начали посещать сомнения: какая-то зацепка, которую он не заметил, могла остаться в квартире, где убили Зою. Ключи от квартиры были у него. Начальник УГРО отправился на Кутузовский проспект. Чутье не подвело оперативника.

Незамеченной ранее осталась дверца в кладовку, за которой он обнаружил помещение полметра на метр, до потолка забитое старыми женскими сумочками. Их было больше сотни, но в любой могли оказаться какие-то важные документы и записи, представляющие интерес для следствия. Потому вся груда была разложена на пол и обследована вплоть до подкладок. Сомнения следователя, что сумочки никто не проверял, подтвердились. В одной из них нашлись 3 тыс. рублей, а в другой золотая цепочка. Но на этом находки не закончились.

Еще раз внимательно осмотрев комнату, Борис Кривошеин заметил разбросанные на полу и на полочках бирки от ювелирных украшений. Он принялся сгребать их в пакеты. Сотни, если не тысячи маленьких картонных этикеток едва поместились в две целлофановых торбы.

Конечно, меня это насторожило. Я понимаю, что часть бирок изъяли при первом осмотре. Но такое количество откуда могло появиться? И кто мог их разбросать? Оперативники не могли этого сделать. Наши оперативники, если и проводили осмотр места происшествия или даже обыск, старались всегда возвращать предмет на место. У меня проскочила мысль, что кто-то подсовывает мне специально эти бирки, - предположил начальник угрозыска.

Не исключено, что бирки были разбросаны спецслужбами, чтобы списать убийство Зои Фёдоровой на «бриллиантовую мафию». А может, и нет. Актриса была частым гостем на метро «Октябрьское поле». Там находился магазинчик антиквариата, в котором, по рассказам продавцов, она скупала все, что только видела. Купленные там украшения она могла передавать в Америку через мужа дочки, который часто летал в Россию, или через знакомых. Отсюда и появились оторванные бирки. Ходили также слухи, что после убийства Зои Фёдоровой в квартире был обнаружен чемодан с драгоценностями, который впоследствии пропал. Но единственное, что видел Борис Кривошеин при осмотре помещения, - пустые подрамники. Чемодана не было.

ОХОТА ЗА ПОДОЗРЕВАЕМЫМ

В ходе следствия оперативникам стало известно, что незадолго до смерти Зое Фёдоровой предлагали купить украшения с бриллиантами - кольца, серьги и браслет. Но она отказалась, так как перед этим уже приобрела кольцо с бриллиантом примерно за 50 тыс. рублей. Огромная по тем временам сумма, на которую можно было купить три «Волги».

В штаб поступила информация, что к продаже драгоценностей мог быть причастен преступник, находящийся во всесоюзном розыске за спекуляцию. И что у него якобы был пистолет «зауэр», из которого произвели роковой выстрел. Преступник находился на Таганке и в любое время мог скрыться.

Борис Кривошеин схватил всех оперов, которых поймал в коридоре, на лету в дежурке взял пистолет, влетел в машину и от Киевского вокзала рванул к Курскому. По указанному адресу через арку метра три шириной находился глухой двор, обнесенный высокими, как в крепости, стенами. Во дворе стоял деревянный одноэтажный узкий барак и ни одной другой пристройки, за которыми могли укрыться оперативники. В это время дверь барака открылась.

На пороге весь в черном появился «трехстворчатый шкаф» ростом не ниже 2 метров и с бородищей как у хорошего попа - до пупа. А у меня фотография-то была черт знает какой давности. С паспорта. Молоденький мужик какой-то, и близко с этим ничего похожего нет. Он спокойно вышел. Провел взглядом. На нас посмотрел. А мы стоим, как на витрине, все. И спокойно, уверенным шагом пошел прямо в арку. У меня чутье сработало, и я как гаркнул на своих оперов: «Это он, берем!»

В это время слева от арки из-за стены вынырнуло такси, водитель на лету распахнул дверь, в которую и запрыгнул «шкаф». Оперативники выбежали вслед за удаляющейся машиной, но ни транспорта, ни оружия, кроме как у начальника УГРО, у них не было. Рядом заскрипели тормоза - другая машина-такси чуть не сбила замешкавшегося на проезжей части Бориса Кривошеина. Недолго думая, он влетел в автомобиль, приставил под ребра водителю пистолет и приказал догонять преступника.

На одном из светофоров он вычислил такси, в котором находился беглец, и указал своему водителю таранить автомобиль. В этот момент такси со спекулянтом остановилось, видимо, у водителя сдали нервы, когда он увидел, что машина с начальником уголовного розыска перестраивается и выбирает угол атаки.

Борис Кривошеин получил за пойманного преступника премию 100 рублей, но более никакой пользы в расследовании по делу убийства Зои Фёдоровой он не принес. Следствие не установило причастность спекулянта к трагической смерти актрисы.

После этого начальник УГРО перешел в другой отдел. На место Бориса Кривошеина назначили выпускника Высшей школы МВД Александра Петрушко. Периодически встречаясь на заседаниях у высшего руководства, Борис Кривошеин интересовался ходом следствия. Но дело после его ухода не сдвинулось с места, попав в разряд висяков, или глухарей.

ВЫСТРЕЛ СПРОВОЦИРОВАЛ ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК

Спустя некоторое время Бориса Кривошеина сняли с должности зама по розыску и назначили старшим оперуполномоченным по особо важным делам Кировского района. С тех пор он начал заниматься только самыми тяжкими преступлениями - убийствами и покушениями на убийства. Эту должность Борис Кривошеин занимал до выхода на пенсию и набрался много опыта, чтобы начать вести свою личную работу по раскрытию убийства Зои Фёдоровой.

Чтобы мозги на пенсии не закисли, решать одни кроссворды маловато. Поэтому я занялся любимым делом. В первую очередь посмотрел документальные фильмы по убийству Зои Фёдоровой. Начал смотреть сериал «Зоя». Плюнул. Выключил. Больше не включал. Потому что все, что там показывали, на самом деле не соответствует действительности. Особенно то, что комментировали актеры про ее убийство. Не знаю, может, они говорили то, что было выгодно им, а может, чего-то не знали. Я могу судить об этом, потому что через нас прошел практически весь «Мосфильм». Уж сколько мы наслушались помимо того, что было записано в протоколах допросов. Потому я подумал: дай-ка я сяду, помыслю, учитывая тот колоссальный опыт, который я наработал по раскрытию таких преступлений, - решил Борис Кривошеин.

Для начала милиционер восстановил в памяти картину происшествия и проанализировал динамику движений жертвы в момент, когда пуля попала в затылок. Выстрел был сделан в то время, когда Зоя потянулась к трубке. Но следователи не знали, хотела ли она позвонить сама или кто-то позвонил ей. По динамике движений человека, снимающего телефонную трубку, и по тому, в каком положении находился труп, Борис Кривошеин установил, что в трагический момент не актриса звонила кому-то, а позвонили ей! Она повернулась к телефону, но неизвестно, успела ли ответить, так как в этот момент прозвучал выстрел.

Убитую обнаружили в очках, причем в тех, которые она не носила в повседневной жизни, а надевала только для чтения. Зою Фёдорову никто не видел в этих очках в грубой роговой оправе, которые на самом деле были ей не к лицу. Она носила их только дома. Значит, что-то подвигло ее надеть очки в присутствии того человека, который ее потом убил. Вероятно, она хотела прочесть какой-то документ или что-то написать. Также Борис Кривошеин пришел к выводу, что убийца выстрелил в момент звонка, когда актриса повернула голову и потянулась рукой к телефону.

И тут Кривошеин припомнил таинственный звонок от женщины, которая попросила обратить внимание на одну из знакомых Зои Фёдоровой. О ком говорила незнакомка? Звонившая утверждала, что покойная часто посещала одну из своих знакомых перед смертью. Вероятно, она видела, как Зоя Фёдорова заводила эту женщину в день убийства в квартиру. Знакомая, о которой она говорила, не числилась среди близких друзей убитой, в протоколах допросов о ней практически ничего не упоминалось. Интерес для следствия представляло то, что у этой женщины был сын, который уехал на ПМЖ в Америку и поселился недалеко от того места, где жила дочь актрисы Вика.

УБИЙЦЕЙ БЫЛА ЖЕНЩИНА

Зоя Фёдорова тоже хотела переехать к дочери. Трижды ей разрешали выезжать в Америку для встречи с Викой и своим бывшим возлюбленным. Но в 1981 году, когда она решила навсегда переехать в США, ей отказали. Случилось это за несколько недель до ее убийства. В это время Фёдорова и познакомилась со своей подругой, у которой уже были оформлены документы на выезд к сыну, а также куплен билет. Учитывая женскую психологию, кому, как не находящейся в таком же положении женщине, могла поплакаться и излить свою душу актриса?

Я уверен, что убийцей была женщина! Экспертиза определила, что выстрел был сделан с расстояния 20 сантиметров. Выхлопные газы должны были распушить волосы на затылке и как бы загнуть их вперед. А она была как причесанная. Кто причесал убитую и зачем? Если это кто-то и сделал, то только женщина. Причем женщина, которая к вам хорошо относилась и которая, прощаясь, пожалела, пригладила вам волосы. Ни один мужик никогда бы этого не сделал. Все остальные версии - Комитет госбезопасности, наемные киллеры, «бриллиантовая мафия» - не влезают ни в какие ворота. Никто даже не обратил внимания на одну простую деталь. Говорили, что бандит открыл дверь, зашел, Зоя сидела за столом и т. д. Но дверь в комнату открывается вовнутрь, и если бы преступник попытался войти, он бы этой дверью прикрыл Зою. А она, с ее опытом зоны или с боязнью всего, думаете, не отреагировала бы? - считает Борис Кривошеин.

Зоя Фёдорова была очень осторожным человеком. За все время своего проживания в доме на Кутузовском проспекте она ни разу не пустила к себе в квартиру не только никого из соседей, но даже техника-смотрителя. Обычно с посторонними посетителями актриса разговаривала через дверь, и, если гость настаивал на встрече, Фёдорова просила его спуститься во двор и встречалась с ним там.

Мотивом убийства Зои Фёдоровой послужила корысть. По мнению Бориса Кривошеина, актриса хотела передать через убийцу кольцо с бриллиантом для своей дочери. Потому что другого способа у нее не было - она боялась, что с ней что-то может случиться, а тут подруга уже улетала на днях в Америку. В то же время пожилая женщина летела на ПМЖ к единственному сыну без стартового капитала, и ей бы совсем не помешала дорогая драгоценность, чтобы продать ее и не быть обузой для родственников.

«ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ СТРАДАТЬ ЗА ГРЕХИ БАБКИ»

В день убийства Зоя Фёдорова зашла к подруге в гости. Они перекусили на скорую руку вермишелью с корнишонами. Ни в одном меню столовой поблизости от Кутузовского проспекта такого не продавали. Это позволило оперативникам сделать вывод, что еда была приготовлена дома.

Узнав, что у приятельницы уже куплен билет на самолет и они видятся в последний раз, актриса пригласила ее к себе домой. Днем как раз должна была звонить дочка Вика. Зоя предложила передать подружке кольцо с бриллиантом и в то же время сообщить Вике по телефону данные с билета, чтобы она встретила и забрала передачу. Таким способом Зоя Фёдорова хотела перестраховаться. Хоть какое-то косвенное доказательство в виде телефонного разговора с дочерью, что она передала драгоценности этой женщине.

А приятельница Зои Фёдоровой в то же время надеялась, что звонка не будет. Она думала, что зайдет к актрисе, заберет драгоценности и, сославшись на спешку, а также необходимость собирать чемоданы, уйдет. Если телефонного разговора с дочкой Зои Фёдоровой не будет, доказать, что передача драгоценностей состоялась, станет практически невозможно. Но Вика должна была позвонить. На этот случай приятельница актрисы взяла пистолет образца 1939 года и положила его в сумочку. Она была чуть моложе Зои Фёдоровой, и, вероятнее всего, оружие досталось ей с фронта.

Гостья до последнего не решалась застрелить Зою Фёдорову и оттягивала этот момент. Пока они ждали звонка, она могла под любым предлогом подойти к актрисе и выстрелить. Но женщина выжидала и надеялась, что Вика не позвонит. Когда звонок тем не менее прозвучал, она зашла за спину Зое и, пока та обернулась к телефону, чтобы взять трубку, выстрелила ей в затылок.

Эту женщину допрашивали. Она прошла через сито. Допрашивал мой хороший товарищ из райотдела. А я в этот день в отпуске был, поспать хотелось, понимаете, я же каждый день раньше двенадцати ночи никогда не уезжал из отделения. И в этот день как специально получилось. Я приехал на работу где-то к двенадцати, а она пришла на допрос к десяти. Вместо меня ее допросил мой товарищ, который в то время был в отделении, - признается Борис Кривошеин.

Допрос оказался бесполезным и пустым, на все вопросы женщина отвечала, что ничего не видела и ничего не знает. Оказалось, что она имела какое-то отношение к «Мосфильму», а у оперативника, проводившего допрос, родители были оттуда. Между ними завязалась дружеская беседа, потому оперативник, не получив никакой полезной информации, отпустил ее. Когда Борис Кривошеин узнал, что эта женщина приходила на допрос, но от нее не получили никакой ценной информации, он спохватился и поехал к ней домой, чтобы повторно вызвать ее в отделение. Но к тому времени она уже переехала на другое место жительства. А спустя несколько дней предполагаемая убийца улетела в Америку к сыну.

Мотивом к преступлению послужила корысть, считает Борис Кривошеин. Убийца не только забрала кольцо с бриллиантом, но и выгребла все ценности Зои Фёдоровой, которых ей наверняка хватило на безбедную старость в Америке. Учитывая любовь актрисы к драгоценностям, которой она заразилась от певицы Лидии Руслановой, украшений из ее квартиры хватило бы на безбедную жизнь нескольких таких старушек. Если добавить сюда опустошенные кем-то подрамники, которые Борис Кривошеин видел после убийства актрисы, преступник получил большой куш.

Я уверен, что именно она убийца Зои Фёдоровой. Убийство было совершено из корысти и осталось безнаказанным. Но имя преступницы я вам не назову. Почему? Да потому что она давно умерла, а у нее остались дети, внуки. Я считаю, что им не нужно страдать за грехи бабки.


поделиться:

Убийство Зои Федоровой, известной советской актрисы, шокировало общественность. 11 декабря 1981 после 14.00 Фёдорова Зоя Алексеевна была убита выстрелом в затылок в своей трёхкомнатной квартире № 243 дома 4/2 по Кутузовскому проспекту. Убийство до сих пор не раскрыто. Среди предполагаемых мотивов убийства знаменитой советской актрисы рассматривали ее причастность к секретным операциям КГБ, ходили, также слухи о причастности КГБ к убийству. Прорабатывалась и её связь с так называемой «бриллиантовой мафией», состоявшей в основном из родственников высокопоставленных советских чиновников и занимавшейся скупкой и перепродажей драгоценностей и антиквариата. Данные обстоятельства, также могли служить причиной трагедии. Среди наиболее вероятных подозреваемых в убийстве был некто Анатолий Бец, одесский налётчик. Он находился в розыске за ограбление вдовы писателя Алексея Толстого. Но, был убит в Грузии сотрудниками ГАИ, и следствие забуксовало. Кто же убил Зою Федорову?
Согласно одной из версий, к убийству Федоровой был причастен КГБ. Эта история уходит своими корнями в середину 40-х годов, когда Федорова якобы была завербована НКВД. Тогда Джексон Тейт, заместитель главы морской секции американской военной миссии, влюбился в Федорову, и невольно оказался втянут в шпионскую игру советской разведки. Все вышло из под контроля. Федорова ответила на чувства американца взаимностью. Оставить подобную ситуацию без внимания, произошедшую со своей «подопечной» НКВД не мог: Тейт был выслан из СССР, а Федорова была приговорена за шпионаж в пользу иностранного государства к 25 годам лагерей. Вернувшись на свободу, Федорова, видимо, так и не сумела избавиться от назойливого внимания КГБ. Особенно оно усилилось, когда взрослая дочь Зои Федоровой - Виктория в 1975 году решила навсегда уехать в США к своему отцу. Викторию все же выпустили из страны, но Зоя Федорова осталась в СССР. В апреле 1976 года Федоровой все же разрешили съездить в США для встречи с дочерью и своим бывшим возлюбленным. В 1978 году Тейт скончался от рака, а Федоровой еще дважды разрешали выезжать в Америку для встреч с дочерью. В 1981 году ее долго не отпускали, комментируя это тем, что ее дочь снялась в антисоветском фильме и издала книгу "Дочь адмирала". Кроме того, по неосторожности, Зоя Федорова проговорилась, что планирует покинуть СССР навсегда. И все же, виза на отъезд в конце концов была получена. Но днем 11 декабря 1981 года, не дожив до своего 72-летия 11 дней, 3оя Федорова была застрелена в своей квартире. Версия вторая основана на том, что Федорова в течение нескольких лет, якобы входила в так называемую "бриллиантовую" мафию, костяк которой состоял из жен и детей высокопоставленных кремлевских деятелей. Участники этой «организации» занимались скупкой и перепродажей изделий из золота, антиквариата и произведений искусства. Федорова вошла в эту структуру в начале 70-х и, говорят, даже добилась в нем определенных высот. По факту, она довольно быстро сумела поменять свою двухкомнатную квартиру на набережной Тараса Шевченко на роскошную квартиру в престижном доме на Кутузовском проспекте. Ее ближайшими соседями стали семьи Брежнева, Андропова, Щелокова. Не каждому простому смертному выпадала честь попасть в такой привилегированный круг. Согласно этой же версии Федорова обладала уникальной информацией о многих участниках «бриллиантовых махинаций» в СССР. О ее масштабной осведомленности говорит и тот факт, что в ее записной книжке были записаны 2032 телефонных абонента, 1398 почтовых адреса -971 московский и 427 иногородних. Возможно, что именно эти «знания» и стоили Федоровой жизни. Когда ее не отпустили в США, она, могла попытаться шантажировать кого-то из высокопоставленных «мафиози». Логично, что последовало решение о ее ликвидации. Следствие по делу об убийстве Зои Федоровой велось довольно тщательно и добросовестно первые год-два. В ходе его были опрошены около четырех тысяч свидетелей, среди которых, наверняка, фигурировал и убийца. Сыщики, видимо, догадывались, кто он, и это стало известно дочери убитой Виктории Федоровой-Пойнт. В сентябре 1984 года она прислала в МУР письмо, в котором благодарила сыщиков "за найденную справедливость". Однако, подозреваемый так и не был привлечен к уголовной ответственности, имя его так и не стало достоянием гласности. Интересную версию выдвинул сценарист Эдуард Володарский. В своей книге «Русская, или Преступление без наказания», он предполагает, что Федорову убил ее зять, американский муж Виктории Фредерик Ричард Пойнт, летчик гражданской авиации из «Пан-Американ».«Викин американский муж — летчик, постоянно летал рейсом Москва — Нью-Йорк. Зарплата у него была небольшая. А после смерти Зои Алексеевны он неожиданно занялся крупным бизнесом» . Кстати, по свидетельству все того же Володарского, Виктория, узнав об этой версии, сказала: «Очень может быть — он такая гадина…»
Красивая, талантливая женщина, всю свою жизнь боролась со злым роком, который ее все таки настиг.Убийство Зои Алексеевны Федоровой - знаменитой, и любимой советским зрителем актрисы, так и осталось, и, по всей видимости и останется - одним из странных и нераскрытых убийств знаменитостей 20 века.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!