Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Японский меч воина-самурая. Танто "Увядание листьев"

Тати древнее, чем катана, а его статус выше. Уже задолго до кровавого периода "воюющих провинций" меч тати был принадлежностью конного воина, одновременно являясь атрибутом парадного костюма.

Катана же составляла оснастку пеших самураев низкого ранга, а также всего гражданского люда. Величественные носители тати, в свою очередь, пользовались катаной при повседневной одежде и в быту.

В период Эдо, когда громоподобные столкновения закованных в латы армий уступили место благородным (или неблагородным) схваткам на городских улицах и пустырях, участники которых не имели на себе ничего, кроме собственной кожи и кимоно, ловкость и скорость фехтовальной техники стали цениться выше ломовой силы.

Способ же ношения катана как нельзя лучше подходил к любому платью - меч затыкали за пояс лезвием вверх, где он и пребывал в слегка наклонном положении до того мгновения, пока тренированная рука в долю секунды не выдергивала его на свободу. Здесь же, по соседству, размещался его младший брат "вакизаси", но об этом ниже.

В подобной ориентации носились кавказские и донские шашки, причем снова приходится подчеркнуть - японский способ рациональнее. Шашка висела слишком вертикально, мешая ходьбе и прочим маневрам. На бегу тяжелую железку приходилось держать левой рукой, иначе она немилосердно колотила по ногам. Напротив - меч, расположенный у центра тела, да еще плотно зафиксированный как поясом, так и собственным шнуром "сагэо" (Sageo), нисколько не мешал выполнять даже акробатические номера, позволяя к тому же демонстрировать технику "иай" и обнажать клинок с последующим ударом непосредственно на выходе, скажем, из кувырка.

Длина рукоятки составляет от 25 до 30 см, а длина рабочей зоны (между цубой и острием) - не более 75 см. Убранство катана отличается от слегка варварской роскоши тати. Его декор может быть передан словами "скромность", "элегантность", в крайнем случае - "сдержанный шик", но не более. Именно в монтировке катана наиболее отчетливо проявились традиционные черты японского понимания красоты, сформулированные четырьмя формулами "измерения прекрасного" - ваби, саби, сибуй и югэн. Три первых уходят корнями в древнюю религию синто, "югэн" же - буддийская категория.

"Ваби" - это отсутствие чего-либо нарочитого, вычурного, броского, то есть в представлении японцев вульгарного. Это мудрая сдержанность, красота простоты.

"Саби" - дословно "ржавчина". Этим понятием передается прелесть потертости, некоего налета времени, патины, следов прикосновения многих рук. Считается, что время способствует выявлению сути вещей. Поэтому японцы видят особое очарование в свидетельствах возраста. Их привлекает темный цвет старого дерева, замшелый камень в саду и т. д. Категория "саби" выражает связь искусства с природой.

Но "ваби" и "саби" - слова старинные, и постепенно их стали употреблять совместно, слитно, как одно понятие. Так родилось популярное слово "сибуй". Если спросить японца, что это означает, он ответит: "Сибуй - то, что человек с хорошим вкусом называет красивым". Таким образом, "сибуй" - это окончательный приговор в оценке предмета. На протяжении столетий у японцев развилась почти мистическая, интуитивная способность распознавать качества, определяемые категорией "сибуй". Это красота естественности плюс красота простоты. Это красота, присущая назначению данного предмета, а также материалу, из которого он сделан. Меч или нож красив не потому, что изукрашен драконами. В первую очередь в нем должна чувствоваться острота лезвия и прочность закалки. Вот почему все японские клинки внушают бессознательный страх, смешанный с восхищением. Мы явственно ощущаем их смертоносную целесообразность, чего, увы, лишено подавляющее большинство западного оружия. Чем-то подобным веет от хищного силуэта современного истребителя.

"Югэн" - очень загадочное и трудноуловимое понятие. Постичь его - значит постичь самое сердце Японии. Тайна состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное и любоваться невидимым. Это мастерство намека, прелесть недоговоренности. У японских живописцев есть крылатая фраза: "Пустые места на свитке исполнены большего смысла, нежели то, что начертала на нем кисть". Югэн - это та красота, которая лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность.

Именно таким качеством обладает "хада" - узор японского Дамаска на боковых гранях клинка. Японцы не прибегают к вульгарному травлению стали едкими растворами для проявления рисунка. Вместо этого в ход идет фантастически скрупулезная и длительная традиционная полировка, дающая в итоге невероятный по эстетике феномен, когда металл приобретает словно бы прозрачность и глубину, как зеркальная гладь горного озера. Упомянутые узоры могут быть обнаружены в этой глубине только при использовании особой техники созерцания. То же относится и к отдельным, наиболее выигрышным аспектам закалочных структур "ниэ" и "ниои", образующих знакомую многим волну хамон вдоль режущей кромки меча.

Вольно или невольно поддаваясь тихому голосу югэн, формировался также строгий ритуал разглядывания меча, согласно которому клинок никогда не извлекается из ножен полностью, а ласкает взор только небольшим участком примерно в 1/3 общей длины. И лишь по особому разрешению владельца, пересыпая свои действия бесконечными извинениями, можно было обнажить клинок целиком, чтобы насладиться, к примеру, его киссаки (острием).

Что касается геометрических размеров больших мечей, то они таковы: общая длина полосы катана составляет в среднем 90 см (72 - клинок и 18 - хвостовик), а для тати эти значения будут соответственно 100-110 см (80 и 20). Ширина клинка колеблется в зависимости от школы и моды в пределах 27-35 мм. Прогиб катана обычно равен или чуть больше ширины полосы, тати - вдвое, а то и втрое выше. Длина цука (рукоятки) - три охвата руки. Для узкой ладони это будет примерно 25-27 см, для широкой - от 30 и более. Так, самураи восточных провинций предпочитали длинные рукояти, прозванные в народе "ароматными", поскольку фактически упирались в нос своему владельцу.

Вакизаси (Wakizashi) и танто (Tanto)

Область применения данных предметов двояка - каждый из них мог служить дополнением к основному вооружению, но мог являться и самостоятельной боевой единицей. Комплект складывался в зависимости от принадлежности клинка к той или иной категории. В то время как вакизаси почти всегда носили с катаной, опоясывание тати чаще сопровождалось вкладыванием за пояс большого танто (или его прародителя - косигатаны). Но где походит граница между ножами и мечами? Если говорить о размерах, то не будет ошибкой признать мечами клинки, рабочая кромка которых (от рукоятки до острия) более 40 см, независимо от стиля и формы. При этом значения 30-40 см являются переходными, так как максимальные габариты танто (20-40 см) порой оказываются выше минимума для вакизаси (30-60 см).

Но традиционно малый меч не отличается от большого абсолютно ничем, кроме габаритов, тогда как модификаций ножа мы встречаем великое множество. Вакизаси справедливо именуется "мечом", потому что его базовый образец в точности повторяет слегка урезанную катану. Диаметр цубы, разумеется, также немного меньше, но ширина и сечение клинка - никогда.

В полном соответствии со своим названием ("вакизаси" - "воткнутый сбоку") сей предмет располагается слева за поясом, но ближе к телу, чем катана. В зависимости от веяний моды или пристрастий владельца, его либо сдвигали почти на живот, либо ориентировали практически параллельно основному мечу. Разумеется, японцы бы не были японцами, не разработай они массу изящных и замысловатых способов его фиксации с помощью шнура сагэо, продетого в специальную скобу куригата (Kurigata) на лицевой стороне ножен (подробнее об этом в главе "Этикет меча"). Такие путы не позволяли катана и вакизаси свалиться наземь или потеряться еще каким-либо образом, предоставляя в то же время определенную свободу относительно торса. Нечто похожее мы видим у многих азиатских народов, включая горцев Кавказа, для которых выход из дома без кинжала равноценен выходу вовсе без одежды. И еще: катану или громадный тати можно было нести просто в руках, но малый меч и нож оттягивали пояс всегда, порою даже во сне.

Длина рукоятки вакизаси составляет обычно полтора-два хвата ладони (около 20 см), и никаких стилевых вариаций не отмечается. Как правило, она оплетена тесьмой (абсолютное большинство экземпляров), но отдельные драгоценные мечи, составляющие к тому же пару аналогичным тати, могли иметь гладкую рукоятку, обтянутую кожей ската, либо сплошь укрытую великолепно гравированным металлом.

Характерен следующий момент - очень часто катана и вакизаси изготавливались одним мастером в комплекте, а при монтаже оформлялись в едином стиле. Именовалась такая пара сочетанием "дай-сё" (Dai Sho), что означает "большой-малый" или "длинный-короткий". Если предметы разнородные, то это уже не "дай-сё". Единообразие предполагало, в первую очередь, унификацию внешнего вида. Поэтому ножны, цубы и прочие детали (касира, фучи и т. д.) отличались друг от друга только размером, но не техникой исполнения или дизайном.

Окончательно традиция оформилась, конечно же, в период Эдо, поскольку ранее лихим головорезам "эпохи войн" было не до изысков. Кроме того, позволить себе хорошую пару могли люди состоятельные, так как её приходилось заказывать специально. Абсолютное большинство дошедших до нас комплектов представляют собой замечательные образцы кузнечного и декоративно-прикладного искусства.

В. Хорев."Японский меч. Десять веков совершенства" Взято с сайта

Вакидзаси - второй меч самурай, буквально переводится как “воткнутый сбоку”, он короче чем катана и носили их оба носили на поясе. Длина составляет - 30 до 61 см. Учитывая рукоять 50-80 см. Клинок заточен с одной стороны - это позволяло лучше рубить цель. Малый меч производился с оформлением разной формы и длины, как правило тоньше, нежели как у катаны. Выпуклость у второго меча меньше, поэтому он был более резок. Рукоять классическая как у японского меча, только меньше.

Принято было, что пару мечей делал один мастер. У пары есть название “Дайсё”, что означало “длинный-короткий” или “большой-малый”. Если мечи делали разные мастера, их нельзя было считать дайсё. Соответственно в этой паре - вакидзаси исполнял роль короткого или малого меча.

Фиксация мечей дайсё

Чтобы было удобно носить мечи, а также для удобного их изъятия из ножен, японцы придумывали разные способы их фиксации. Мечи фиксировались шнуром, который был протянут через отверстие на ножнах или цубу (гарда). Такой способ не давал мечам упасть и в тоже время не мешали передвижениям.

Вакидзаси был удобен в применении в ситуациях, когда катана была менее эффективна, например в малых пространствах. Входя в помещение самурай оставлял катану слугам или на подставке, а вакидзаси брал с собой, оставлял его только в случае, если надолго оставался, например в гостях. Самураи часто называли этот меч “Меч своей чести” и потеря этого меча означала потеря чести.

В некоторых боевых школах учили использовать оба меча сразу.

Катану могли использовать только самураи, а вакидзаси разрешалось носить купцам и ремесленникам.

Обычно вакидзаси находился за поясом слева, ближе к телу, чем катана, но были и исключения, некоторые самураи желающие выделится сдвигали меч ближе к животу, почти параллельного катане.

Меч вакидзаси из истории Японии

Влиятельные личности Японии всегда носили при себе вакидзаси, даже при императорском дворе, иногда малый меч служил скорее эстетическим атрибутом.

Первая попытка отменить ношения оружия у простолюдинов была предпринята в конце 16-ого века когда Япония объединилась и была поголовно вооружена, некоторые Сёгуны чувствовали опасность. До этого каждый человек мог носить с собой оружие свободно. В эпоху Эдо, Токугавский сёгунат воплотил это в общий закон, было запрещено носить собой некоторые оружие и только самураи могли носить с собой два меча, что добавляло им больше прав. Горожанам нельзя было носить с собой что-то более крупное чем вакидзаси, да и обходилось им это дорого, поэтому только разбойники нарушали закон, нося с собой любое оружие.

Мал да удал! Вакидзаси не менее опасный, чем катана

Несмотря на то, что вакидзаси был меньше катаны, его смертоносные способности не становились меньше. Воины учились орудовать этим мечом в самых тесных помещения, даже на коленях или лежа. Многие орудовали им наравне против катаны. В некоторых случаях, когда владели двумя мечами сразу, малый меч отлично помогал блокировать удары, после блока сразу же шел удар катаной.

Малый меч использовали также для ритуала “харакири”, так как он был более удобен для этого. Харакири - очень эстетический ритуал, сделав неверные действие, более длинным мечом - можно было повредить себе позвоночник и уйти из жизни без чести, нарушив этику ритуала. Малый меч исключал такой финал и позволял провести такую процедуру от начала и до конца, как полагается.

Задать вопрос о предмете

Ваше имя (обязательно):

Ваш E-Mail (обязательно):

Тема:

Текст сообщения, вопроса (обязательно):

Традиционный короткий японский меч вакидзаси

Очень интересный и красивый экземпляр традиционного японского короткого меча вакидзаси.
Деревянная рукоять меча покрыта самэ (кожей ската) белого цвета и оплетена коричневой тесьмой. Клинок находится в очень хорошем состоянии. Особого внимания достойна цуба, украшенная очень интересным узором с изображениями склонившихся вниз ветвей цветущей сакуры, и райских птиц, летающих над бегущими водами извилистой реки.

По мнению наших специалистов, стоимость одной только цубы данного вакидзаси соизмерима со стоимостью всего меча.
Также достоен внимания красивый растительный орнамент, которым украшены фути и касира меча.
Ножны меча деревянные, покрыты черным лаком. В верхней части ножны имеют небольшие повреждения и трещину. На ножнах находится куриката – ушко для прохождения шнура, закреплявшего вакидзаси на поясе.

Длина в ножнах: 815 мм
Длина меча: 642 мм.
Длина клинка от цубы: 440 мм
Ширина клинка у хабаки: 27 мм
Ширина клинка в середине: 23мм
Ширина клинка около киссаки: 19 мм
Толщина клинка у хабаки: 5 мм.
Размеры цубы: 69х64 мм.
Толщина цубы: 6,7 мм

Вакидзаси – короткий японский меч. Носили его в паре с Катаной в качестве короткого меча (в ранние периоды вместо Вакидзаси в паре носили кинжал Танто). Общая длина Вакидзаси – 50-80 см, длина клинка – 30-61 см. Клинок – односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси носили на поясе лезвием вверх. Он всегда был при самурае. Даже входя в помещение, если Катана оставлялся на катанакакэ или у слуги, Вакидзаси всегда оставался при своем хозяине, исключением было лишь длительное пребывание в гостях. Его часто называли «хранителем чести».

Вакидзаси использовался в качестве оружия, когда нельзя было применить Катану. Также при помощи Вакидзаси могло совершаться ритуальное самоубийство («сэппука»), если у самурая не было специального кинжала Кусунгобу.
Еще одним отличием от Катаны является то, что меч Вакидзаси был разрешен купцам и ремесленникам, использующим его в качестве полноценного оружия.

Далеко не секрет, что в своей истории самурайский меч прошёл не одну гражданскую войну, а также был закалён огнём Мировых войн. В период становления японской армии и флота нередко можно было встретить боевые армейские мечи со старыми клинками, перенесёнными из великих самурайских мечей типов Катана и Вакидзаси. Культура ношения мечей также претерпела некоторые изменения, поэтому мечи стали носить либо на кожаной петле, либо просто заткнув за пояс.

Наиболее распространенной модификации является модификация с одной или двумя обоймицами (аси) на ножнах, помещённых в проходной кожаный чехол. К примеру, Вакидзаси, приспособленный для использования во время второй мировой войны, в большинстве своём встречался со съёмным проходным чехлом из коричневой кожи, наличие которого предполагает армейское использование, снабжённым одной либо двумя обоймицами. Наличие двух обоймиц более характерно для подразделений морской пехоты. Кожаная петля, предназначенная для крепления меча в ножнах, обматывалась вокруг муфты рукояти (фути), а ремешок проходил через отверстие в гарде (цубе) и пристёгивался к походным ножнам.

Другими менее распространёнными модификациями являлись удаление куриката (ушко для шнура, закрепляющего ножны на поясе) и дополнение рукояти меча металлической петлёй для темляка (сарутэ).

Вы можете приобрести эти клинок и ножны от меча Кай-гунто через любую форму заказа на нашем сайте, кнопка «нажать» (press «push» button)
Также, вы можете купить клинок и ножны просто написав нам.
Цена установлена на уровне европейских цен.


МУГЕН-РЮ ХЕЙХО

Вакидзаси периода Эдо, XIX век.

Вакидзаси (яп.) - короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Длина клинка - от 30 см до 61 см. Общая длина 50-80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх.
Вакидзаси изготавливался с дзукури различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны. Степень выпуклости сечения лезвия (нику) вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси обычно квадратного сечения.
В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).
Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории кинжал танто носился вместо вакидзаси. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ - двухъярусной деревянной подставке. Вакидзаси всегда носился при себе, служа личным оружием самурая. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Опытные самураи использовали вакидзаси в бою как второе оружие - для нанесения неожиданного удара. Катана при этом удерживалась в главной руке и служила основным оружием.

Также вакидзаси использовался для совершения ритуального самоубийства (сэппуку) - если у самурая отсутствовал предназначенный специально для этой цели кинжал кусунгобу - и для мелких повседневных дел.

В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану.

Более правильная классификация:
Hесколько условно можно произвести классификацию оружия по длине клинка.
"Танто" должен иметь клинок не короче 30 см и не длиннее 40 см,
"вакидзаси" - от 41 до 60 см,
"катана" - от 61 до 75 см, "таси" - от 76 до 95 см.
"Hодати" традиционно имел клинок длиной 152 см и весил 4 кг.

Танто (яп. "тан" - короткий, "то" - меч) - вспомогательный короткий меч самурая.

По современным правилам в Японии танто признается национальным культурным достоянием - одним из вариантов ниххон-то или японского меча. Изготовлять танто могут только сертифицированные мастера, таких единицы в Японии, поскольку получить такое право очень сложно; соответственно настоящих танто выпускается совсем мало и стоят они от $3000 до $30000.

По правилам танто как японский меч должен быть изготовлен из Тамахогане и иметь характерный хамон, съемную рукоять, крепящуюся к хвостовику бамбуковыми палочками и съемной круглой гардой цуба; при этом танто должен быть менее 30 см длиной (иначе это будет уже не короткий меч). Каждый танто (как национальное достояние) должен быть лицензирован, в том числе и найденный исторический танто. При этом изготовленные в массовом порядке танто времен Второй Мировой Войны из серийной стали лицензированию не подлежат и уничтожаются, так как не имеют культурной ценности, поскольку не имеют ничего общего с национальной традицией, а являются наследием милитаристского прошлого.

Танто использовался только как оружие и никогда как нож, для этого существовал козука, носимый в пару к Тан-То в одних ножнах.

Танто имеет односторонний, иногда обоюдоострый клинкок и длиной от 15 до 30 см (то есть менее одного сяку).
Иногда считается, что танто, вакидзаси и катана это фактически «один и тот же меч разного размера».

Танто отличается от двух других тем, что является в основном колющим оружием, хотя может быть использован и как режущее. Первые танто появились в эпоху Хэйан и были лишены каких-либо признаков художественности. В раннюю эпоху Камакура начали появляться высококачественные,­ искусно выполненные образцы, созданные, например, знаменитым Ёсимицу (самым известным мастером, который делал танто). Производство танто, достигшее значительных величин в эпоху Муромати, резко упало в период Синто («новых мечей»), и танто этого периода довольно редки. В период Син-Синто («новых новых мечей») на них снова возник спрос, и производство выросло, однако качество их невысоко.

Танто куются обычно в стиле хирадзукури, то есть плоскими, без ребра жёсткости. Некоторые танто, имевшие толстый трёхгранный клинок, назывались ёроидоси и были предназначены для протыкания доспехов в ближнем бою. Существуют танто без гарды (цубы) - аикучи.

Танто использовались по большей части самураями, но его носили и доктора, торговцы как оружие самообороны - собственно это короткий меч. Женщины высшего света порой также носили маленькие танто, называемые кайкэн, в поясе кимоно (оби) для самозащиты. Кроме того танто используется в свадебной церемонии царских особ по сей день.
Иногда танто носили как сёто вместо вакидзаси в дайсё. До XVI столетия среди самураев было обычным носить тати и танто, а не катану и вакидзаси.

Данный вид оружия был любим ниндзя, из-за его лёгкости.

Айкути, айкучи - короткий кинжал или нож, использовавшийся самураями более всего в XV веке. Во время ближнего боя айкути применялся, чтобы нанести противнику последний удар, после того, как тот повергнут на землю.

Заточенный с одной стороны клинок имеет слегка изогнутую форму. Для айкути характерна длина лезвия до 1 сяку (= 30 см), а также отсутствие цубы (гарда). Фактически айкути это танто без цубы.

Его рабочая кромка составляет более 30 см, независимо от выбранного стиля и формы. При этом, стоит отметить, что значения 30-40 см - переходные, так как самые максимальные габариты вакизаси колеблются в пределах 30-60 см.

Согласно традиции малый меч (Wakizashi) от большого () не отличается приктачески ничем, кроме своих габаритов, в то время как модификаций ножа существует очень много. Вакизаси довольно справедливо именуется «мечом», так как его базовый образец повторяет в точности урезанную Катана.

Назначение меча

Вакидзаси - в одном из прочтений означает «воткнутый сбоку» - меч самурая располагается за поясом слева, но намного ближе к телу, нежели Катана. Так называют короткий, или малый меч, который имеет вспомогательное предназначение и носится вместе с основным, длинным Катана. Рассказывая о вакизаси, нужно подчеркнуть такой момент: его ношение разрешалось почти повсеместно, даже людям низших сословий — мастеровым и торговцам. Если в расчет не брать довольно короткие периоды достаточно яростного преследования всевозможных нарушителей закона, нахождение за поясом простолюдина малого меча было обыкновенным делом. Другой разговор - Тати или Катана. Все виды длинных принимались за атрибут самурая, воина, не зависимо от того, служит он своему господину или является вольным ронином.

Стоит отметить, что в зависимости от моды или пристрастий отдельного владельца, Вакидзаси сдвигали практически на живот, или же его ориентировали почти параллельно главному мечу. Конечно же, бы не были японцами, не придумай они множество замысловатых и изящных способов его полной фиксации при помощи шнура сагэо, продетого в скобу куригата (Kurigata) на специальной лицевой стороне ножен. Это не давало возможности Катана и Вакизаси упасть на землю или же еще каким-то образом потеряться, предоставляя тем самым свободу торсу.

Зачастую длина рукоятки Вакизаси составляет 1,5 - 2 хвата ладони (примерно 20 см), и не отмечается никаких стилевых вариаций. В основном, она оплетена специальной тесьмой, но отдельные драгоценные мечи, например, Тати, вполне могли иметь гладкую рукоятку, качественно обтянутую кожей ската, или же сплошь укрытую гравированным металлом.

Характерен такой момент - достаточно часто катана и вакизаси делались в комплекте одним мастером, а при качественном монтаже оформлялись в одном стиле. Именовалась эта пара сочетанием «дай-сё», что в свою очередь означает «длинный-короткий» или «большой-малый». В том случае, если предметы были разнородные, то это было не «дай-сё». Единообразие в первую очередь предполагало полную унификацию внешнего вида. В связи с этим, ножны, цубы и другие детали (фучи и касира) отличались один от одного лишь размером, но никак не техникой исполнения или же своим внешним видом. Цуба вакидзаси зачастую немного меньше, нежели тати и цуба Катана. Если для последних характеными являются цифры 75-85 мм, то для Вакидзаси размер диска цубы составляет примерно 65-75 мм. Цуба танто, соответственно, еще меньше - примерно 50 мм.

Историческая справка

Малый меч постоянно сопровождал хозяина, где бы он ни находился. Тогда как так называемое «тяжелое вооружение» правила этикета предлагали оставлять в особом месте или у входа в чужой дом (за исключением только лишь откровенно враждебного визита). В свою очередь Вакизаси допускался в качестве последнего рубежа обороны даже при дворце Сегуна. Иногда его именовали как «хранитель чести». Изображения множества влиятельных особ, которые были одеты в пышные парадные одежды, никогда не обходятся у пояса без короткого меча.

Самая первая реальная попытка полностью разоружить гражданское население («катана-гари» - в переводе «охота за мечами») предпринята была лишь в конце 16 века Тоётоми Хидэёси, который смог справедливо усмотреть потенциальную опасность для недавно объединенной Японии в поголовной вооруженности. До этого каждый человек был волен носить на себе практически что угодно, как в годы полного освоения американского Запада, где вместе с совершеннолетием отрок также получал свое законное право на револьверы. Немного позже, в эпоху Эдо, Токугавский сёгунат смог довести начатое до своего логичного конца, превратив тем самым страну в абсолютно тоталитарную империю с сомнительными неукоснительными правилами бытия. Лишь мог иметь 2 меча - малый и большой, что в свою очередь наделяло их особыми правами, но при этом загоняло в строгое ограничение. Горожанам ношение чего-то крупнее Вакизаси или Танто обходилось сильно дорого, а в связи с этим лишь отпетые разбойники открыто нарушали закон.

Несущий смерть

Но при своей малости в опытных руках Вакизаси оставался смертоносным орудием. Конечно же, ведущие школы кэн-дзюцу в арсенале имели эффективные и утонченные техники владения данным предметом, приспособленные к непосредственным баталиям в тесноте домашних покоев, при этом на коленях или практически лежа. Многие из них могут быть свободно отнесено к категории «иай», то есть к превосходному умению наносить мгновенный удар или же ставить защиту именно от ножен. Кроме этого, в старые времена массовых сражений обычный короткий меч обеспечивал правильное выполнение многих полезных дел, начиная с простого отсечения врага у поверженного трофейной головы и заканчивая вспарыванием своего живота (харакири). Уходя из жизни от меча, доблестный муж постоянно рисковал всадить его намного глубже, чем нужно, повредить себе позвоночник и тем самым нарушить прекрасный старинный обычай своим неэстетичным падением. Короткий нож полностью исключал такой финал, позволяя с неверятным блеском завершить процедуру и четкостью ритуала.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!