Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Всероссийская олимпиада школьников по экологии. Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии

В заключительном этапе обычно принимают участие учащиеся 9-11 классов, однако среди участников встречались и учащиеся 7-8 классов. Олимпиада является частью системы всероссийских олимпиад школьников .

Заключительный этап состязания проводится с 1994 года и проходит в различных российских городах. Победители и призёры Всероссийской олимпиады по экологии пользуются льготами при поступлении на биологические факультеты и на факультеты почвоведения различных университетов России.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Олимпиада проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний. Основными целями и задачами регионального этапа Олимпиады по экологии являются: выявление талантливых обучающихся в области экологии, прошедших школьный и муниципальные этапы олимпиады и формирование из них команды для участия в заключительном этапе олимпиады; а также: популяризация экологических знаний, формирование будущей интеллектуальной элиты государства, а также развитие экологической культуры юных граждан, становление экологического мировоззрения школьников; создание условий для самореализации школьников в сфере экологии; мотивации подрастающего поколения к будущей экологоориентированной профессиональной деятельности; поддержка экологического образования в регионах России.

    История олимпиады

    История Всероссийской олимпиады школьников по экологии неразрывно связана с историей экологического образования в России. А история экологического образования, в свою очередь, отражает мировые тенденции природоохранного движения.

    В 90-е годы прошлого столетия мировое сообщество констатировало, что антропогенное давление на биосферу достигло той грани, за которой экологический кризис становится необратимым. В связи с этим в 1992 году в Рио-де-Жанейро был принят всемирный план действий - Повестка дня на 21 век, - направленный на решение экологических проблем, где особое внимание уделяется образованию, просвещению и информированию населения в области окружающей среды. Был декларирован принцип «sustainable development», переведенный как «устойчивое развитие».

    Становление и развитие экологического образования в России было последовательным процессом, четко обусловленным, с одной стороны, уровнем развития науки экологии, трансформировавшейся в настоящее время в проблемно-ориентированный комплекс научных знаний, а с другой - запросами общества.

    Всплеск интереса к экологическим проблемам не мог ни отразиться на системе образования России, и с 1994 года в перечень Всероссийских олимпиад вошла олимпиада по экологии, а учебный предмет «Экология» был введен в Федеральный компонент Базисного учебного плана для изучения в 9-х классах.

    С 1994 и по 2002 годы Россия принимала участие и в Международной экологической олимпиаде, которая традиционно проводилась в Турции в г.Стамбуле.

    В 1997 году этот предмет был изъят из Федерального компонента Базисного учебного плана и введен в Региональный компонент, причем, только в старших классах (10 и 11 классы), но на проведении олимпиады это не отразилось.

    V заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии традиционно проводится в апреле. В первые годы ее существования количество участников не было большим - 80 человек из 25 - 30 регионов России. В 2011 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 10-15 мая в Республике Башкортостан (г. Уфа).

    В 2012 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 6-12 апреля в Оренбургской области (г. Оренбург).

    В 2013 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 1-7 апреля в Оренбургской области (г. Оренбург).

    В 2014 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 10-15 мая в Республике Татарстан (г. Казань).

    В 2015 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 30 марта-5 апреля в Смоленской области (г. Смоленск).

    В 2016 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 11-17 апреля в Свердловской области (г. Екатеринбург).

    В 2017 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 24-30 апреля в Санкт-Петербурге.

    Этапы проведения олимпиады

    Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников, выделяются следующие этапы олимпиады:

    • Школьный этап - организуется и проводится образовательными учреждениями в октябре; участие в нём могут принимать желающие учащиеся 5-11 классов образовательных учреждений.
    • Муниципальный этап - проводится органами местного самоуправления или местными (муниципальными) органами управления образованием в ноябре-декабре; участие в нём могут принимать учащиеся - победители и призёры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года.
    • Региональный этап - организуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования; проводится в январе - феврале; участие в нём могут принимать учащиеся 9-11 классов образовательных учреждений, ставшие победителями и призёрами муниципального этапа текущего года и (или) призёры и победители регионального этапа предыдущего года.
    • Заключительный этап - организуется Федеральным агентством по образованию; проводится в апреля; помимо победителей и призёров предыдущего этапа олимпиады, в заключительном этапе принимают участие победители и призёры заключительного этапа прошлого года, если они по-прежнему обучаются в образовательных учреждениях.

    Школьный этап

    Проводится в один письменный тур. Продолжительность составляет 60 минут.

    Муниципальный этап

    Проводится в один письменный тур. Продолжительность составляет 120 минут.

    Региональный этап

    Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проводится в три тура:

    Продолжительность составляет 180 минут.

    • проектный тур (очный - защита экологических проектов).

    На представление проекта во втором туре олимпиады каждому конкурсанту отводится до 7 минут.

    Заключительный этап

    Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии: проводится в два тура

    • теоретический тур

    Продолжительность составляет 240 минут.

    • проектный тур

    В установленные Оргкомитетом и Центральной предметно-методической комиссией по экологии сроки в адрес ЦПМК по экологии участники высылают электронный вариант тезисов экологического проекта. Оценка тезисов, присланных своевременно является частью оценки за проектный тур. Тезисы, присланные (привезённые) позже указанного в информационном письме срока, не оцениваются. Все участники заключительного этапа должны иметь при себе рукописи своих экологических проектов. Защита экологических проектов проводится в письменном виде по вопросам разработанным ЦПМК по экологии. На представление проекта в письменном виде конкурсантам отводится 120 минут.

    Апелляция

    Апелляция проводится в случае несогласия участника с результатами оценивания его работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады. Участник может оспорить результаты только теоретического тура - результаты практического и тестового тура не апеллируются. Для проведения апелляции участник Олимпиады подает заявление на имя председателя жюри. После этого оргкомитет олимпиады формирует апелляционную комиссию, которая рассматривает работу участника. На рассмотрении апелляции имеет право присутствовать только участник Олимпиады, подавший заявление. По результатам рассмотрения апелляции о нарушении процедуры Олимпиады апелляционная комиссия выносит одно из следующих решений: либо удовлетворяет, либо отклоняет апелляцию. После апелляции на всеобщее обозрение в месте проведения Олимпиады вывешивается итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя жюри школьного этапа Олимпиады, которая является официальным итогом заключительного этапа.

    ВОПРОСЫ

    7-8 класс

    1. Что лишнее в этой пищевой цепи:

    а). змееяд; б). божья коровка; в). воробей домовой; г). тля

    2. Выбрать правильное утверждение:

    Вопросы типа «ОДИН ИЗ ЧЕТЫРЕХ»

    Вам предлагаются задания, в которых необходимо выбрать один ответ из 4-х предложенных.

    1. Функциональные изменения в жизнедеятельности организмов, совпадающие по периоду с внешними, геофизическими циклами, называют:

    а). циклическими биотическими факторами;

    б). ритмическими физиологическими циклами;

    в). адаптивными биологическими ритмами;

    г). периодами биологической активности

    2. Какое из перечисленных правил и законов связаны с адаптациями животных к температурному фактору:

    а). правило Копа; б). правило Аллена;

    в). закон Ремане; г). правило Уоллеса

    3. Гомойотермия характерна для:

    а). травяной лягушки; б). озерной лягушки;

    в). степного орла; г). бенгальского варана

    4. «Разорванный» ареал имеет:

    а). зяблик; б). фламинго;

    в). полевой воробей; г). желтая трясогузка

    5. Особенностью стратегии эксплерентов является:

    а). небольшой размер растения; б). слабая корневая система;

    в). высокая семенная продуктивность; г). накопление органических веществ

    6. Для водной экосистемы характерно:

    а).длинные пищевые цепи; б). замедленный круговорот веществ;

    в). короткие пищевые цепи;

    8. Существенную роль в возникновении «кислотных дождей» играет:

    а). углекислый газ; б). метан;

    в). сернистый газ; г). угарный газ

    9. Что из перечисленного ниже является популяцией:

    а). группа гепардов Московского зоопарка;

    б). семья волков;

    в). улитки одного вида в одном горном ущелье;

    г). колония грачей

    10. Какая среда будет наиболее емкой для пшеницы:

    а).лес; б). луг; в).вырубка; г). орошаемое поле

    11. Продуцентом и консументом второго порядка может быть:

    а). клевер луговой; б). пузырчатка обыкновенная;

    в). большой веретенник; г). морская чернеть

    12. К неморозостойким относят растения:

    а). дождевых тропических лесов; б). таежной зоны;

    в). степей и лесостепей; г). тундры и лесотундры

    13. К тенелюбивым растениям относят:

    а). невяник обыкновенный; б). кислицу обыкновенную;

    в). адонис весенний; г). манжетку обыкновенную

    14. К кустарникам не относится:

    а). жарновец метельчатый; б). дрок красильный;

    25. Разнообразие форм и размеров клювов у дарвиновских вьюрков, встречающихся на Галапагосских островах, обусловлено:

    а). недостатком некоторых микроэлементов в почве;

    б). использованием в пищу разных видов кормов;

    в). повышенной влажностью климата;

    а). четыре; б). один; в). два; г). три

    30. Какая из международных организаций ответственна за издание Красной книги:

    а). «Римский клуб»;. б). МСОП (ВСОП); в). ЮНЕП; г). Гринпис

    31. В хозяйстве вырыли котлован и заполнили его водой. Можно ли сразу поселить в нем рыб?

    а). да, рыбы сами создадут себе необходимые условия;

    б). нет, нужно очень длительное время для заселения водоема рыбами;

    в).нет, нужно поместить в водоем растения, создать кормовую базу и места для укрытия;

    г). рыбы ни при каких условиях не смогут жить в вырытом котловане

    32. Какой абиотический фактор в первую очередь определяет вертикальную структуру биоценозов:

    а). свет; б). вода; в). кислород; г). почва

    33. Самый высокий прирост первичной продукции в водных экосистемах имеют:

    а). воды океана субртропиков; б). озера умеренных широт;

    в). океанское мелководье коралловых рифов; г). озера умеренных широт

    34. Экологи убеждены, что использование более продуктивных сортов сельскохозяйственных растений и пород животных, решает не только экономические, но и природоохранные проблемы. Почему?

    а). они более питательны, и, чтобы утолить голод, нужно съесть меньшее количество пищи;

    б). увеличивается емкость среды, и с одной и той же площади можно получить больше продукции, освободившиеся площади будут заняты природными сообществами;

    в). для выращивания более продуктивных сортов с/х растений и пород животных нужно меньше времени;

    г). использование более продуктивных сортов с/х растений и пород животных не решит природоохранные проблемы

    35. Что произойдет с распаханным полем в лесной зоне через несколько лет, если человек перестанет возделывать на нем культуры?

    а). оно зарастет сначала луговыми растениями, а затем лесами;

    б). поле сразу зарастет деревьями, т. к. находится в лесной зоне;

    в). оно в течение долгих лет останется сельскохозяйственным полем, т. к. после распашки на нем не осталось никаких семян;

    г). постепенно станет болотом

    Вопросы муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии уч. год

    10-11 класс

    Вопросы типа «ОДИН ИЗ ЧЕТЫРЕХ»

    Вам предлагаются задания, в которых необходимо выбрать один ответ из 4-х предложенных.

    6. Почему у песца ноги короче, а ушные раковины меньше, чем у рыжей лисицы?

    а). так предопределено генетически;

    б). чтобы увеличить в северных районах теплоотдачу;

    в). такие отличия бывают не всегда;

    г). чтобы уменьшить в северных районах теплоотдачу

    в). если хозяин слишком ослаб;

    8. О чем свидетельствует наличие в травянистом ярусе мелколиственного леса крапивы двудомной:

    а). в почве имеется недостаток азота ;

    б). произошло вытаптывание лесной подстилки скотом;

    в). в почве накопилось много азота;

    г). нет верного ответа

    9. Дополните последовательность биосфера – атмосфера – биом -…..одним понятием, используя нижеприведенные понятия:

    а). саванны; б). тропические леса; в). вода; г). экосистема

    10. Термин «экосистема» предложил:

    а). А. Тенсли; б). Ю. Одум; в). ; г). Ю. Либих

    11. К некрофагам относятся:

    а). черный гриф; б). деревенская ласточка;

    в). сетчатый жираф; г). щурка золотистая

    12. К пойкилотермным относится:

    а). горностай; б). тритон альпийский;

    в). косуля европейская; г). северный опоссум

    13.Перенос животными семян, спор и плодов растений носит название:

    в). миграции; г). зоохории

    14. Правило «видовое разнообразие увеличивается по мере движения от полюса к экватору» носит название:

    а). правило Бергмана; б). правило Уоллеса;

    в). правило Ремане; г). правило Аллена

    15. Какие процессы лежат в основе изменения уровня теплоотдачи, способности удерживать или рассеивать тепло?

    а). физические; б). поведенческие;

    в). химические; г). социальные

    16. организмы, оптимум жизнедеятельности которых приурочен к области высоких температур, относят к экологической группе:

    а). термофилов; б).гомойотермных;

    в). криофилов; г). пойкилотермных

    а). слепень бычий; б). сколия желтолобая;

    в). минога речная; г). цепень бычий

    18. При осенне-зимней линьке существенно изменяется окраска у:

    а). рыси; б). горностая;

    в). бурого медведя; г). белого медведя

    19. Выберите организм, который в цепях питания занимает всегда строго определенное место:

    а). пузырчатка обыкновенная; б). ястреб;

    в). человек; г). корова

    20. Экосистема – это:

    а). совокупность организмов и неорганических компонентов, на определенной территории, в которой поддерживается круговорот веществ;

    б). совокупность организмов разных видов, взаимосвязанных между собой, обитающих на определенной территории;

    в). совокупность популяций, разных видов, обитающих на определенной территории;

    г). совокупность организмов, обитающих на определенной территории и неорганических компонентов

    21. Выберите животное, навсегда исчезнувшее с лица Земли:

    а). дронт; б). джейран;

    в). лошадь Пржевальского; г). бизон

    22. К ООПТ не относятся:

    а). охотничьи угодья; б). природные парки;

    в). санатории; г). дендропарки

    23. Первым заповедником, созданным на территории России, является:

    а). Ильменский; б). Хоперский;

    в). Астраханский; г). Баргузинский

    24. Лучшими индикаторами (показателями) состояния среды являются виды, которые:

    а).требуют строго определенных условий существования;

    б). существуют в широком диапазоне условий среды обитания;

    в). приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов;

    г). проявляют пластичность к действию факторов среды

    25. Извращенная чувствительность или реактивность организма к тому или иному веществу называется:

    29. По данным международной экологической организации «Гринпис» основным поставщиком хлорфторуглеродов (фреонов) в атмосферу является:

    а). США; б). Япония; в). Россия; г). Великобритания

    30. «Кислотные дожди» образуются при промышленных выбросах в атмосферу:

    а). углекислого газа; б). озона и угарного газа;

    в). хлорфторуглеродов; г). диоксида серы и оксида азота

    31. Последовательная закономерная смена биоценозов на одной и той же территории под влиянием природных и антропогенных факторов называется:

    а). климакс; б). сукцессия; в). эвтрофикация; г). цикличность

    32. Цепи питания, начинающиеся с поедания фотосинтезирующих организмов, относятся к:

    а). детритным цепям; б). смешанным цепям;

    в). пастбищным цепям; г). накопительным цепям

    33. В биосферу входят:

    а). часть атмосферы, большая часть гидросферы и верхняя часть литосферы;

    б). вся атмосфера, вся гидросфера и верхняя часть литосферы;

    в). часть атмосферы и часть гидросферы;

    г).атмосфера, гидросфера, литосфера, ноосфера

    34. В антропогенный ландшафт не входит:

    а). техногенный ландшафт; б). урбанистический ландшафт;

    в). охраняемый ландшафт; г). агроландшафт

    35. По источникам происхождения все ресурсы подразделяются на:

    а).биологические; б). химические;

    в). минеральные; г). энергетические

    Исключить неверный ответ

    36. Важный для экологов документ «Повестка дня на XXI век» принята на конференции ООН в:

    а). Киото; б). Вене; в). Рио-де-Жанейро; г). Стокгольме

    37. Какое количество площади Республики Башкортостан (в процентном соотношении) занято лесами:

    а). около 4%; б). около 40%; в). около 70%; г). около 10%

    38. Загрязнение среды в результате недопустимого превышения естественного уровня звуковых колебаний:

    а). радиоактивное загрязнение; б). шумовое загрязнение;

    в). химическое загрязнение; г). электромагнитное загрязнение

    39. Стадия взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обостряются противоречия между экономикой и экологией:

    а). экологический кризис; б). рациональное природопользование ;

    в). экологический мониторинг; г). экологическое нормирование

    40. Закон об особо охраняемых территориях в Российской Федерации принят:

    а). в 1990 году; б). в 1985 году; в). в 1995 году; г). в 2003 году

    ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА

    Вам предлагаются задания, в которых необходимо выбрать один ответ из четырех предложенных и обосновать выбранный ответ.

    41. Чем можно объяснить большое различие суточной потребности в энергии (на единицу массы тела) у человека и у мелких птиц или мелких млекопитающих?

    а). пища, употребляемая человеком более калорийная;

    б). мелкие птицы и мелкие млекопитающие больше двигаются;

    в). у мелких птиц и мелких млекопитающих отношение поверхности тела к его объему больше, чем у человека и они быстрее теряют тепло;

    г). мелким птицам и мелким млекопитающим нужно больше энергии при добывании пищи, чем человеку

    42. Чем объяснить то, что если в борьбе двух собак одна подставит незащищенную шею, другая не станет за нее хватать, в то время как в борьбе рыси и собаки, такое поведение окажется роковым для подставившей шею собаки?

    а). собаки – особи одного вида, они не уничтожают соплеменников, а выстраивают определенную иерархию;

    б). собака не уверена в своей силе, боится ответной атаки;

    в). собака никогда не подставит незащищенную шею;

    г). собачьи и кошачьи издавна являются врагами

    43. Почему чрезмерное увеличение численности слонов нарушает исходные экосистемы Африки, приводя в конечном итоге к смене сообществ:

    а). слоны вытаптывают многие травянистые растения, а также подрост древесных и кустарниковых растений;

    б). слоны поедают много древесно-кустарниковой растительности;

    в). своим весом уплотняют почву и не дают прорастать семенам растений;

    г). распугивают естественных обитателей тех или иных сообществ, чем вызывают их смену

    44. Лес после пожара восстанавливается не скоро. Но особенно сильный урон лесные пожары наносят ельникам. Почему ель так чувствительна к пожарам?

    а). ее корневая система располагается в поверхностном слое почвы;

    б). у ели тонкая кора побега;

    в). ель содержит большое количество горючей смолы;

    г). у ели сравнительно долго сохраняются усохшие нижние ветви.

    45. На крутых склонах Бугульминско-Белебеевской возвышенности произрастает адонис весенний, Ваши предложения по его охране:

    б). создать в местах произрастания памятники природы, в режим которых обязательно включить сохранение традиционного природопользования;

    в). создать в местах произрастания памятники природы, запретить все виды хозяйственной деятельности;

    г). создать в местах произрастания памятники природы, лимитировать выпас, запретить карьерные и различные земляные работы

    46. В летние месяцы в прудах и озерах наблюдается цветение воды. Что бы вы порекомендовали местным экологам:

    а). провести облесение берегов водоемов, запретить выпас скота около них, разрешить сенокошение;

    б). лимитировать применение удобрений на полях;

    г). любые меры окажутся бесполезными

    47. Около автодороги высок уровень шума. Как его снизить?

    а). ограничить скорость движения, лимитировать проезд;

    б). лимитировать проезд большегрузного транспорта;

    в). создать вокруг дороги зеленые полосы из берез, снизить скорость;

    г). создать защитные зеленые полосы из густых кустарников, ограничить скорость автотранспорта

    48. Какой из нижеперечисленных факторов обеспечивает развитие шляпочных грибов в лесных массивах:

    а). полное заповедование; б). интенсивный выпас скота;

    в). периодическая санитарная чистка леса; г). массовый сбор грибов и ягод

    49. В небольшом городе вы встречаете на улице варакушку. Какой вывод вы делаете?

    а). появились определенные условия для ее местообитания;

    б). в прежнем месте ее обитания исчезла кормовая база;

    в). исчезли ее естественные враги в данной местности;

    г). кардинально меняется климат

    50. Сочетание каких экологических факторов обеспечивает круговорот воды:

    а). температура, ветер, выветривание горных пород;

    б). температура, ветер, гравитация;

    в). температура, осадки, процесс выветривания;

    г). ветер, водная эрозия, осадки

    Сопроводительное письмо

    к заданиям муниципального этапа Всероссийской экологической олимпиады школьников учебного года

    Муниципальный этап Всероссийской экологической олимпиады школьников согласно графика проведения предметных олимпиад в Республике Башкортостан состоится 26 ноября 2010 года. Рекомендуется муниципальный этап провести в 2 тура: теоретический и заслушивание экологических рефератов (7-8 кл.), учебно-исследовательских экологических работ (9-11 кл.).

    Оценка ответов на задания теоретического тура производится следующим образом:

    - для учащихся 7-8 классов предлагается 30 тестовых вопросов типа «ОДИН ИЗ ЧЕТЫРЕХ». За каждый правильный ответ ставится 1 балл; за неверный ответ: 0 баллов. Таким образом, максимальное количество баллов – 30;

    - для учащихся 9 классов предлагаются тестовые задания двух типов. 30 тестовых заданий типа «ОДИН ИЗ ЧЕТЫРЕХ». За каждый правильный ответ – 1 балл; за неверный – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 30.

    Тестовые задания открытого типа (второй вариант заданий) предусматривают не только выбор правильного варианта ответа, но и объяснение, почему он выбрал именно этот ответ и не выбрал другой.

    Например, предложено задание:

    Развитие городов обусловлено влиянием самых разнообразных экологических факторов, среди которых основными не являются:

    а) географическое положение;

    в) особенности рельефа;

    г) видовое разнообразие

    Правильный ответ г, поскольку видовое разнообразие не влияет на развитие города. Наоборот, те места, где большое видовое разнообразие, например, тропические леса, являются недоступными для людей и, следовательно, нежелательными для строительства городов.

    Если учащийся выберет правильный ответ, ничего не обосновывая, он получит 2 балла. За полное, логически правильное обоснование верного ответа он получает плюс ещё 5 баллов. То есть, всего за решение каждой тестовой задачи открытого типа учащийся может получить максимально 7 баллов (2+5). В случае ошибочного ответа ставится 0 баллов.

    Шкала для проверки тестовых заданий открытого типа по экологии

    Показатель

    Макс. балл

    Выбран ошибочный ответ

    Выбран правильный ответ

    Оценка обоснования правильного ответа

    Обоснование отсутствует

    Обоснование есть, но ошибочное

    Обоснование построено без опоры на экологические знания

    Обоснование нелогичное и неточное

    Обоснование с неточностями или неполное

    Обоснование логичное, экологически и стилистически грамотное

    Таким образом, максимальное количество баллов в 9 классе составит 65 б. (30 б+35 б.).

    - для учащихся 10-11 классов предлагаются тестовые задания типа «ОДИН ИЗ ЧЕТЫРЕХ» и тестовые задания открытого типа. Шкала оценок точно такая же, как и для учащихся 9 класса. Таким образом, максимальное количество баллов за задания 10-11 классам составит: 110 баллов (40+70).

    Для ответов на тестовые задания открытого типа необходимо предусмотреть чистые листки (можно на них проставить печати), затем все листки с ответами учащихся скрепить между собой и сдать на проверку конкурсной комиссии. Все работы перед началом олимпиады шифруются!

    При проведении 2 тура «Заслушивание рефератов» (7-8 кл.) и учебно-исследовательских работ (9-11кл.) предлагается пользоваться следующими критериями:

    Правильность и обоснованность выбора темы исследования: 5 баллов;

    Соответствие цели выбранной теме: 5 баллов;

    Правильность описания объекта исследования и изучаемого свойства:10 баллов;
    - актуальность исследования – 10 баллов;

    Соответствие поставленных задач цели исследования: 10 баллов;

    Гипотеза: раскрытие характера связи между объектом и фактором 10 баллов;

    Методика: соответствие методике для получения необходимых данных

    о свойстве объекта 10 баллов;
    - оборудование: 5 баллов;

    Логичность получения результатов исследований: 10 баллов;

    Наглядное представление работы (диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, схемы): 10 баллов;

    Выводы: соответствие выводов опытным результатам и задачам исследования 15 баллов.

    Таким образом, максимальное количество баллов за 2 тур муниципального этапа Всероссийской экологической олимпиады школьников составляет: 100 баллов.

    Суммарное количество баллов за 1 и 2 туры муниципального этапа Всероссийской экологической олимпиады школьников учебного года составляет: 7-8кл. (30 баллов + 100 баллов = 130 баллов); 9 кл. (65 баллов + 100 баллов = 165 баллов); 10-11 кл. (110 баллов + 100 баллов = 210 баллов). Для ответов на задания 1 тура во всех параллелях отводится не более 2-х астрономических часов, для представления учебно-исследовательских работ и рефератов – не более 7 минут, для ответов на вопросы дается еще до 5 минут.

    Из всех участников муниципального этапа олимпиады по каждой параллели выбираются победители и призеры. Их количество должно быть не больше 25% от общего числа участников по каждой параллели. Победителем считается учащийся, набравший наибольшее количество баллов по каждой параллели, если он набрал не менее 50% баллов от максимального количества баллов. Остальные считаются призерами. Если никто из участников не перешел 50% отметку, то победителей по данной параллели (-лям) не будет, будут только призеры.

    Учебно-исследовательские работы победителей или призеров муниципального этапа олимпиады с количеством набранных ими баллов отдельно по 1 и 2 туру (ОБЯЗАТЕЛЬНО) необходимо направить не позднее 1 0 декабря 20 10 года по адресу: г .Уфа, ул.50-лет Октября, 14/1, РДЭБЦ.

    Ответы на вопросы муниципального этапа Всероссийской экологической олимпиады школьников учебного года будут отправлены по электронной почте education во все отделы образования 26 ноября 2010 года после 14.00 часов (в день проведения теоретического тура муниципального этапа Всероссийской экологической олимпиады школьников 20 10 -20 11 учебного года ) .

    В адрес республиканского оргкомитета необходимо также направить отчет о проведении муниципального этапа олимпиады по форм ам :

    город (район) ________________________________________

    Кол-во участников

    Кол-во победителей

    Кол-во призеров

    Форма предоставления сведений о результатах всероссийской олимпиады школьников

    Этап:

    Предмет:

    Организатор

    олимпиады:

    Данные ученика

    Отчество

    Дата рождения

    Учился в классе

    Количество баллов (1 и 2 этап отдельно)

    Тип диплома

    обязательное поле для заполнения

    обязательное поле для заполнения

    обязательное поле для заполнения

    обязательное поле для заполнения

    обязательное поле для заполнения

    обязательное поле для заполнения

    Данные ОУ

    Полное название ОУ

    Сокращенное название ОУ

    обязательное поле для заполнения

    Данные учителя

    Отчество

    Дата рождения

    Должность

    обязательное поле для заполнения

    обязательное поле для заполнения

    обязательное поле для заполнения

    обязательное поле для заполнения

    Республиканский Оргокомитет

    экологической олимпиады


    Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии

    10-11 класс

    Задания 1.

    Выберите два верных из шести предложенных вариантов ответов

    (правильный ответ – 1 балл; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов)

    Общая экология

    1.Учёные, которые внесли существенный вклад в развития научных основ экологии – это…

    а) Ю. Одум +

    б) Ф. Реди

    в) Л. Пастер

    г) В. Шелфорд +

    д) Т. Морган

    2.Виды животных, в наибольшей мере страдающие при изменении мест обитания в результате хозяйственной деятельности человека – это…

    а) виды, использующие небольшое число пищевых объектов +

    б) виды, питающиеся разнообразной пищей

    в) оседлые виды +

    г) виды, совершающие миграции

    д) виды, популяции которых находятся в центре ареалов

    е) виды, быстро осваивающие новые территории

    3.Динамическими показателями популяции являются…

    а) численность

    б) плотность

    в) смертность +

    г) рождаемость +

    д) возрастная структура

    е) половая структура

    4. Компонентами биоценоза являются…

    а) зооценоз +

    б) биотоп

    в) микробоценоз +

    г) экотоп

    д) экотон

    е) ценопопуляция

    5. К абиотическим факторам среды относятся:

    б) хищничество

    в) рельеф +

    г) сведение лесов

    е) загрязнение

    6. Выживание вида обеспечивается …

    а) генетической однородностью

    б) слабым воздействием внешних условий +

    в) генетическим разнообразием +

    г) сильным воздействием внешних условий

    д) экстремальной ситуацией

    е) экспансией других видов

    7. Какова роль растений в экологических системах?

    а) создают органические вещества +

    б) связывают неорганические вещества

    в) участвуют в круговороте двуокиси углерода и +

    е) полностью обеспечивают круговорот кислорода

    8. Назовите причины, по которым согласно правилу экологической пирамиды, каждого из последующих уровней уменьшается примерно в 10 раз

    а) обмен веществ потребителей слишком интенсивный

    б) пищи должно быть меньше, чем требуется потребителям

    в) биомасса предыдущих уровней не полностью перерабатывается последующими +

    г) биомасса предыдущих уровней полностью перерабатывается последующими уровнями

    д) часть пищи расходуется на удовлетворение физиологических потребностей организма – дыхание, передвижение, размножение +

    е) пищи потребителям не хватает

    д) озона +

    е) фосфора

    Социальная экология

    12. Выберите явления, относящиеся к глобальным экологическим проблемам, решение которых зависит от человека

    а) парниковый эффект +

    б) вырубка просеки под высоковольтную линию

    г) усовершенствование технологий нефтедобычи

    д) снижение биологического разнообразия организмов +

    е) ураганы и наводнения

    13.Укажите стратегические задачи, которые определила для мирового сообщества Конференция ООН, проходившая в 1992 году в Рио-де-Жанейро:

    а) ограничение роста производства и потребления в развитых странах +

    б) ограничение потребления во всех странах

    в) увеличение роста производства в «бедных» странах

    г) предотвращение углубления неравенства между богатыми и бедными странами и регионами +

    д) разумное увеличение роста населения развитых стран

    е) совершенствование производственных технологий

    14. Рекреационные ландшафты – это…

    а) ландшафты, имеющие разное функциональное назначение

    в) ландшафты для отдыха городского населения +

    г) ландшафты природных лесохозяйственных угодий

    д) ландшафты, обеспечивающие восстановление здоровья населения +

    е) ландшафты, являющиеся результатом хозяйственной деятельности

    Прикладная экология

    15. Какое усовершенствование автотранспорта является наиболее перспективным в целях уменьшения загрязнения атмосферы выхлопными газами…

    а) внедрение более совершенных конструкций

    б) перевод на газовое топливо

    в) добавление к топливу различных присадок

    г) применение электрического двигателя +

    д) использование такого топлива как биодизель +

    е) увеличение мощности двигателя

    16. Мониторинг окружающей природной среды – это…

    а) система многочисленных кратковременных наблюдений

    б) система долгосрочных наблюдений +

    в) оценка и прогноз состояния природной среды +

    г) оценка и прогноз хозяйственной деятельности

    д) ограничение хозяйственной деятельности

    е) система экспериментальных данных

    17. К сооружениям механической отчистки сточных вод относятся…

    а) биологические пруды

    б) метантенки

    в) песколовки +

    г) аэротенки

    18. Экологическую ситуацию в каждом отдельном регионе в значительной степени определяют:

    а) характер размещения производства

    б) уровень территориальной концентрации производства +

    в) специфика отраслевой структуры промышленности +

    г) природные условия региона

    д) характер градостроительной застройки

    е) характер ландшафтной планировки

    19. Современный уровень загрязнения атмосферного воздуха на территории Республики определяется выбросами…

    а) предприятий металлургии и +

    б) предприятий промышленности

    г) автотранспортом +

    е) авиационным транспортом

    20. В Хакасии наиболее эффективная охрана экосистем достигается путем создания…

    национальных парков

    а) заказников +

    б) резерватов

    в) заповедников +

    г) памятников природы

    д) ботанических садов

    е) дендрологических парков

    Задание 2.

    Верно ли утверждение ("да" - "нет") ? Обоснуйте свой ответ.

    21. Сброс неочищенных сточных вод в водоём приведёт к его эвтрофикации (да).

    Обоснование правильного ответа: Сброс сточных вод в водный объект приводит к загрязнению водоёма такими загрязнителями как фосфаты, нитраты, органические вещества, обуславливая интенсивное развитие микроорганизмов. Это снижает содержание растворённого кислорода в воде, вызывая развитие процессов загнивания.

    22. Для стабилизации численности населения Земного шара каждая семья должна иметь 2-3 ребёнка (да).

    Обоснование правильного ответа: Семья представлена 2 человеками. Для воспроизводства необходимо иметь 2 ребёнка.

    23. Агроэкосистемы более устойчивы, чем естественные экосистемы (нет).

    Обоснование правильного ответа: Агроэкосистема характеризуется преобладанием монокультур. Это упрощает межвидовые отношения. Круговорот веществ в агроэкосистеме незамкнутый, в результате агроэкосистема не может существовать без внесения из вне.

    24. Начальным источником энергии почти во всех экосистемах служит энергия Солнца (да).

    Обоснование правильного ответа: Существование экосистем обусловлено постоянным круговоротом вещества, который, в свою очередь, поддерживается постоянным притоком солнечной энергии. Энергия солнечных лучей поглощается зелёными растениями, являющимися продуцентами. Именно, продуценты являются начальным звеном трофической структуры экосистемы.

    25. Эрозия почв это – процесс разрушения почвенного покрова в результате взрывных работ, рытья каналов, строительства дорог (нет).

    Обоснование правильного ответа: Эрозией называется процесс смыва почвы текущей водой, либо производимый ветром. В этом случае, процесс называется . При взрывных работах, рытье каналов, строительстве дорог почва, как правило, изымается полностью.

    26. Замещение соболя куницей в биоценозе леса существенно его не изменит (да).

    Обоснование правильного ответа: Соболь и куница питаются как животной, так и растительной пищей, одинаковой для этих животных пищей. Соболь и куница, живущие в одном лесу, могут конкурировать за среду обитания. В результате замещение в лесном биоценозе соболя куницей существенно не изменит его.

    Задание 3.

    Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным

    27. Если обработать пестицидами поля Западной Европы, то наиболее вероятен следующий результат:

    а) пестициды не распространяться за пределы полей

    б) все пестициды перейдут в растения

    в) следы пестицидов могут быть обнаружены на других континентах +

    г) все пестициды останутся в почве

    Ответ в) является правильным. Пестициды – наиболее опасные загрязнители биосферы. Большинство из них – это трудно разлагающиеся соединения, при этом используется по назначению лишь приблизительно5 % от внесённого. Остальная часть рассеивается по компонентам природной среды, создавая сложные экологические проблемы, особенно при систематической обработке больших площадей.

    28. Роль продуцента и консумента в экосистеме одновременно может выполнять…

    а) инфузория туфелька

    б) эвглена зелёная +

    в) амёба обыкновенная

    г) лямблия печёночная

    Ответ б) является правильным. Эвглена зелёная имеет миксотрофный (смешанный) тип питания. Наличие хлорофилла в хроматофорах даёт ей возможность осуществлять фотосинтез и выполнять роль продуцента. Питаясь органическими веществами, имеющимися в воде, она может быть в водной экосистеме как консументом, так и редуцентом. В связи с этой ролью эвглена зелёная используется при диагностике сапробности воды.

    29. В результате уничтожения растительности возникают нарушения водного баланса территории. К каким последствиям приведёт вырубка древесной растительности в береговой зоне :

    а) произойдет осушение береговой зоны

    б) произойдет заболачивание береговой зоны +

    в) последствий для береговой зоны не будет

    г) в береговой зоне водоёма вырастит новая более густая древесная растительность

    Ответ б) является правильным. Растения играют большую роль в регулировании водного режима территории. Вырубка лесов может привести к разным последствиям: в условиях избыточного увлажнения и высокого уровня залегания грунтовых вод в результате вырубки произойдет снижение расходов воды на транспирацию в итоге приходная часть водного баланса территории превысит расходную. Накопление избыточной влаги приведет к заболачиванию территории.

    30. В истории человечества выделяют ряд экологических кризисов. Современный кризис называют…

    а) «кризисом продуцентов»

    б) «кризисом консументов 1 порядка»

    в) «кризисом редуцентов» +

    г) «кризисом консументов 2 порядка»

    Ответ в) является правильным. Современный кризис называют так потому, что природные редуценты уже не успевают очищать биосферу от антропогенных отходов или потенциально не способны это делать в силу чуждого характера выбрасываемых синтетических веществ – ксенобиотиков. В результате биосфера теряет способность к самовосстановлению.

    Задание 4.

    Выберите несколько правильных ответов из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему эти ответы Вы считаете правильными. Обоснуйте и неправильные ответы.

    31. Какова роль растений в круговороте веществ в биосфере?

    а) участвуют в круговороте углерода +

    б) участвуют в круговороте азота +

    в) участвуют в круговороте воды +

    г) участвуют в процессах минерализации

    Ответ а) является правильным. Из атмосферы двуокись углерода поступает в организм растения, где участвует в фотосинтетических реакциях. В процессе дыхания углерод вновь поступает в атмосферу в виде двуокиси углерода.

    Ответ б) является правильным. Азот поступает в растение вместе с удобрениями и в результате действия нитрифицирующих бактерий, которые, разлагая органические соединения, делают его доступным для растений.

    Ответ в) является правильным. Растения поглощают воду из почвы и испаряют её в атмосферу в процессе транспирации, а также участвуют в разложении воды, осуществляя процесс фотолиза.

    Ответ г) является неправильным. Процессы минерализации – это процессы разложения органического вещества. В экосистемах данные процессы выполняются редуцентами – микроорганизмами, грибами и, частично, другими формами.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!