Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Воздух часть живой или неживой природы. Объекты неживой природы: примеры

Природа – это окружающий нас мир со всеми его обитателями и явлениями. Именно она всегда выступала главным объектом для исследований и научных экспериментов, за счет чего многие школьники сегодня изучают естественные науки.

Однако с малых лет каждому ребенку необходимо донести, что такое объекты неживой природы, чтобы он мог правильно воспринимать окружающую действительность. О методах, описаниях и примерах такой трактовки мы поговорим в этой статье.

Что такое неживая и живая природа?

В привычном понимании человека природа – это цветы, солнце, животные, растения и ископаемые. В общем, это естественный мир, который был создан без участия человека или инновационных технологий. Однако в научном понимании этот термин объясняется гораздо шире: природой обозначают все явления и предметы, которые нас окружают. И для того, чтобы разграничить понятия, следует подробно разобрать каждое из них.

Компоненты природы – это атмосферный воздух, околоземное космическое пространство, земля, поверхностные воды, почва, растительный мир, недра, животный мир, подземные воды, озоновый слой атмосферы и прочие организмы, которые в совокупности создают благоприятные условия для обеспечения постоянной жизни на планете Земля.

При этом объекты живой природы – это вся флора и фауна: все животные на планете, растения всех классов и видов, бактерии, грибы. Также в это понятие включен человек. При этом природа без человека может существовать в первозданном виде, примерами чему выступают необитаемые острова со своей экосистемой, а также астрономические объекты (планеты, спутники и пр.).


Что такое неживая природа?

Неживой мир – это различные вещества, а также поля, обладающие энергией. Она представлена несколькими уровнями организации: от элементарных частиц, химических элементов и атомов до небесных тел и Вселенной. Под этим термином понимают все объекты, образовавшиеся без человеческого вмешательства и состоящие из материи или поля. Важным отличием является то, что объекты неживой природы устойчивы, статичны и слабо изменчивы. Камни, горы, вода, атмосфера – это все существует миллиарды лет и крайне медленно подвергается изменениям.


Как объяснить ребенку 2 класса различия?

Чтобы наглядно рассказать и показать школьнику примеры и объекты живой и неживой природы можно опираться на такие факты:

  1. Чтобы поддерживать процессы жизнедеятельности, представители живого мира нуждаются в получении энергии извне – например, растениям и животным нужен солнечный свет, чтобы правильно развиваться.
  2. Живые организмы сложно устроены, их биологическая система поддерживает жизнедеятельность благодаря важным процессам. Они могут развиваться, дышать, размножаться, стареть и умирать. Несмотря на то, что трудно заметить, как дышит растение, этот процесс все равно присутствует на молекулярном уровне.
  3. Объекты живого мира могут передвигаться, проявлять реакции на внешние раздражители. К примеру, если тронуть животное – оно убежит либо нападет, в отличие от каменных пород, которые не сдвинутся с места.
  4. В конце концов, многие представители живого мира могут мыслить и имеют рефлексы, помогающие им выжить.

Таким образом, мы рассмотрели, что представляет собой мир живой и неживой природы. Главное что стоит помнить, что обе сферы тесно взаимосвязаны. Материя, вещества, энергия – все это позволяет развиваться и жить всем организмам на Земле, создавая единую экосистему.

Правила этикета в обществе. Как вести себя в магазине, на улице, транспорте

Природой называется все то, что окружает нас и не создано при участии человека. Так, окружающие нас леса, горы, моря, звезды — это природа. А дома, книги, машины, космические корабли к природе не относятся.

В природе выделяют живые и неживые объекты. К живым принято относить все, что способно самостоятельно жить, развиваться, расти, питаться, размножаться. Это растения, животные, и, конечно, сам человек.

Признаки объектов живой природы

К главным признакам объектов живой природы относят способности организма совершать следующий жизненный цикл:

  • Рождение, рост и развитие. Так, из семечка вырастает целое дерево, младенец становится взрослым человеком.
  • Размножение. Объекты живой природы способны производить себе подобных.
  • Питание. Все живые существа нуждаются в пище: растения просят воды, животные питаются травой, растениями или другими животными.
  • Дыхание. Все живые организмы имеют органы дыхания: у человека и многих животных — это легкие, у рыб — жабры, у растений — клетки, поглощающие углекислый газ.
  • Движение. В отличие от большинства объектов неживой природы, живые организмы движутся: животные и человек передвигаются на ногах, лапах, растения поворачиваются вслед за солнцем, распускают цветы.
  • Умирание — это конечный цикл жизни организма. После того, как объект живой природы перестает поглощать пищу, дышать и двигаться, он умирает и переходит в разряд объектов неживой природы. Так, дерево — это объект живой природы, а вот срубленный ствол уже относится к неживой природе.

Все эти способности присущи только живым организмам. То есть, те объекты, которые растут, размножаются, питаются, дышат и относят к объектам живой природы.

В отличие от объектов живой природы, неживые неспособны к таким действиям. Например, луч Солнца, Луна, комета, песок, камень, скала, вода, снег — это объекты неживой природы. Несмотря на то, что многие из них способны двигаться (например, вода в реке), другие — растут (например, горы), эти объекты не размножаются, не питаются, у них нет органов дыхания.

Зато растения, которые, не движутся, способны к питанию и дыханию, а потому относятся к живой природе.

Объекты живой природы: примеры

В биологии выделяют следующие виды объектов живой природы:

Микроорганизмы — это древнейшие формы жизни на нашей планете. Первые микроорганизмы появились миллиарды лет тому назад. Микроорганизмы живут там. Где есть вода. Главная особенность их — невероятная жизнестойкость, так как микроорганизмы выживают практически при любых условиях. К объектам живой природы их относят потому, что они потребляют пищу (воду и питательные вещества) могут размножаться и расти. А с течением времени умирают.

К микроорганизмам относятся различные виды бактерий, вирусы, грибы.

Растения. Мир флоры на земле необычайно велик и многогранен. Начиная от одноклеточных водорослей вроде инфузории-туфельки или амебы и заканчивая гигантскими кедрами или баобабами, все растения относятся к объектам живой природы. Во-первых, они способны расти и размножаться. Во-вторых, все растения нуждаются в питании, часть которых получают из воды, часть — из почвы. В-третьих, растения двигаются: разворачивают и сворачивают листочки, сбрасывают листья и цветы, распускают бутоны, поворачиваются вслед за солнцем. В-четвертых, растения дышат, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

Однако стоит помнить, что после умирания растения переходят в класс объектов неживой природы.

Животные — еще одна разновидность объектов живой природы, наиболее многочисленная, так как сюда относятся самые разнообразные виды: млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные, насекомые. Представители фауны также способны к размножению, они дышат и питаются, двигаются и растут, приспосабливаясь у условиям окружающей среды.

Человек — высшая ступень развития живого организма. Именно человеку присущи все способности объекта живой природы: человек рождается, растет, производит себе подобных, питается, дышит и, в конце концов, умирает.

Взаимодействие живой и неживой природы

Все объекты живой и неживой природы находятся в тесной взаимосвязи и оказывают влияние друг на друга. Так, Солнце — это объект неживой природы. Но без его тепла и энергии невозможно существование жизни. То же можно сказать и о воде, которая послужила источником зарождения жизни на нашей планете.

Все живые организмы дышат. А потому для выживания им необходим воздух, который является объектом неживой природы.

С помощью звезд и Солнца птицы ориентируются в полете, человек с их помощью определяет циклы для выращивания растений

В свою очередь, и живая природа оказывает влияние на объекты неживой природы. Так, человек, строя города, осушает болота и разрушает горы, растения, выделяя кислород, меняют структуру воздуха, некоторые виды животных роют норы, выбирая для своего жилища объект неживой природы — почву.

При этом нужно помнить, что неживая природа является первичной, основной. Все необходимое мы черпаем именно из неживой природы, оттуда мы получаем воду, воздух, тепло и энергию, без которых невозможна жизнь.

Всё, окружающее нас, - воздух, вода, земля, растения и животные - это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа - это человек, животные, растительный мир, микроорганизмы. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться. Неживая природа - это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Они могут не изменяться и оставаться в одном и том же состоянии многие тысячелетия. Связи живой и неживой природы существуют. Все они взаимодействуют друг с другом. Ниже схема живой и неживой природы, о которых и пойдет разговор в этой статье.

Взаимосвязь на примере растений

Наш окружающий мир, живая, неживая природа не могут существовать по отдельности друг от друга. Например, растения относятся к объектам живой природы и не могут выживать без солнечного света и воздуха, так как именно из воздуха растения получают для своего существования углекислый газ. Как известно, он в растениях запускает процессы питания. Получают питательные вещества растения из воды, а ветер помогает им размножаться, разнося их семена по земле.

Взаимосвязь на примере животных

Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды. Например, белка питается орехами, которые растут на дереве. Она может дышать воздухом, она пьет воду и так же, как растения, не может существовать без солнечного тепла и света.

Наглядная схема живой и неживой природы и их взаимосвязь приведены ниже.

Появление неживой природы

На Земле изначально появилась неживая природа. Объекты, относящиеся ней, - это Солнце, Луна, вода, земля, воздух, горы. Со временем горы превратились в почву, а солнечное тепло и энергия позволили первым микробам и микроорганизмам появиться и размножаться сначала в воде, а затем и на земле. На суше они учились жить, дышать, питаться и размножаться.

Свойства неживой природы

Неживая природа появилась вначале, и ее объекты являются первичными.

Свойства, которые характерны для объектов неживой природы:

  1. Они могут находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом состоянии они устойчивы к воздействиям окружающей среды и крепки по своей форме. Например, это земля, камень, гора, лед, песок. В жидком состоянии они могут находиться в неопределенной форме: туман, вода, облако, нефть, капли. Объекты в газообразном состоянии - это воздух и пар.
  2. Представители неживой природы не питаются, не дышат и не могут размножаться. Они могут менять свой размер, уменьшать или увеличивать его, но при условии, что это происходит при помощи материала из внешней среды. Например, кристалл льда может увеличиться в размере за счет присоединения к нему других кристаллов. Камни могут терять свои частицы и уменьшаться в размерах под воздействием ветров.
  3. Неживые объекты не могут рождаться, а соответственно, и умирать. Они появляются и никуда уже не исчезают. Например, горы не могут никуда пропасть. Несомненно, что некоторые объекты способны переходить из одного своего состояния в другое, но не могут умереть. Например, вода. Она способна находиться в трех разных состояниях: в твердом (лед), жидком (вода) и в газообразном (пар), но она так и остается существовать.
  4. Неживые объекты не могут передвигаться самостоятельно, а только при помощи внешних факторов окружающей среды.

Отличия неживой природы от живой

Отличием от живых организмов, признаком неживой природы является то, что они не могут воспроизводить потомство. Но, появляясь в мире однажды, неживые объекты никогда не исчезают и не умирают - кроме случаев, когда под влиянием времени они переходят в другое состояние. Так, камни через какое-то количество времени вполне могут превратиться в пыль, но, изменяя свой вид и свое состояние и даже распадаясь, своего существования не прекращают.

Появление живых организмов

Возникли сразу же после появления объектов живой природы. Ведь природа и объекты живой природы смогли появиться только при определенных благоприятных условиях внешней среды и непосредственно при особом взаимодействии с объектами неживой природы - с водой, с почвой, с воздухом и Солнцем и их сочетанием. Взаимосвязь живой и неживой природы неразрывна.

Жизненный цикл

Все представители живой природы проживают свой цикл жизни.

  1. Живой организм может питаться и дышать. Связи живой и неживой природы, конечно же, присутствуют. Так, живые организмы способны существовать, дышать и питаться при помощи объектов природы неживой.
  2. Живые существа и растения могут рождаться и развиваться. Например, растение появляется из маленького семени. Животное или человек появляется и развивается из эмбриона.
  3. Все живые организмы имеют способность размножаться. В отличие от гор, растения или животные могут бесконечно сменять жизненные циклы и смену поколений.
  4. Жизненный цикл любого живого существа всегда заканчивается смертью, то есть они переходят в другое состояние и становятся объектами неживой природы. Пример: листья растений или деревьев уже не растут, не дышат и им не нужен воздух. Труп животного в земле предается разложению, его составляющие становятся частью земли, минералами и химическими элементами почвы и воды.

Объекты живой природы

Объектами живой природы являются:

К объектам неживой природы относятся:

  • камни;
  • водоемы;
  • звезды и небесные светила;
  • земля;
  • горы;
  • воздух, ветер;
  • химические элементы;
  • почва.

Связи живой и неживой природы присутствуют повсюду.

Например, ветер срывает листву с деревьев. Листья - это объект живой природы, а ветер относится к неживым объектам.

Пример

Взаимосвязь живой и неживой природы можно увидеть на примере утки.

Утка - живой организм. Она - объект живой природы. Утка создает свой дом в В этом случае она связана с растительным миром. Пищу утка себе ищет в воде - связь с неживой природой. При помощи ветра она может летать, солнце согревает и дает свой свет, необходимый для жизни. Растения, рыбы и другие организмы являются для нее пищей. Солнечное тепло, солнечный свет и вода помогают жизни ее потомства.

Если в этой цепи убрать хоть одну составляющую, то жизненный цикл утки нарушается.

Все эти взаимосвязи изучает живая, неживая природа. 5 класс в средней общеобразовательной школе по предмету "естествознание" полностью посвящен этой теме.

Отличать неживую и живую природу детей учат в начальной школе, но наиболее подробно эту тему рассматривают именно в 3-м классе. Зная главные нюансы, дети научатся правильно воспринимать окружающую среду и бережно относиться к объектам планеты.

Чтобы дети научились легко относить любые предметы к нужной сфере, следует объяснить им различия между разными предметами. Чаще всего проблема в определении сущности возникает при рассмотрении неживых объектов, которые часто путают с искусственными предметами, созданными человеком.

Понятия живой и неживой природы

Под природой понимается окружающая человека среда , которая зародилась и развивается без участия людей. В ней происходит взаимное сосуществование живых и неживых объектов. Живые создания способны дышать, расти, питаться и размножаться, тогда как неживые предметы не обладают такими признаками и практически не меняются.

Природные компоненты - это предметы, которые создаются природой, а не человеком. К живой природе относятся люди, звери, птицы, насекомые, растения, микробы и все, что растет, двигается, питается, развивается, дышит и живет. А к неживой природе относят все остальное.

Если уехать за город и оказаться там, где нет строений и изобретений человека, каждый может заметить, что его окружает множество объектов неживой природы . В стороне можно увидеть струящийся ручей, а вдали - вершины высоких гор. Взглянув вверх, можно лицезреть плывущие по небу облака и ласково пригревающее солнышко.

Эта природа выступает первичной, поскольку именно в ней произошло зарождение жизни на Земле. Все живое использует дары неживой среды и существует за ее счет, а после смерти становится ее частью. Срубленные стволы деревьев, опавшая листва, умершее животное - все это объекты неживой природы.

В рассмотрении темы часто возникают вопросы, к чему относятся такие предметы, как, например, кирпичи, стекло, автомобили, телефоны, дома. Все, что создано, руками человека, является искусственными объектами .

Признаки и особенности объектов

При сравнении неживых организмов с живыми можно сразу сказать, что они не способны дышать, питаться, расти, размножаться и умирать. Например, появившиеся однажды горы всегда будут устремлены своими вершинами в небо. Или планеты со звездами, возникшие миллиарды лет назад и выстроившиеся в определенные системы, так и существуют по сей день.

Объекты этой сферы можно распознать по следующим отличительным признакам:

Классификация

Во всем мире существует большое число предметов неживой природы . Огромное разнообразие объектов изучается специалистами химии, физики, геологии, гидрографии, астрологии и других наук.

Основная классификация объектов включает в себя три основные группы:

У объектов всех трех групп отсутствует потребность в дыхании, питании и размножении, однако многие из них являются жизненно необходимыми для людей, животных и растений.

Взаимосвязь с живыми организмами

Большая часть неживых объектов играет важную роль в жизнедеятельности живых организмов. Живая природа не может существовать без неживой, так как они полностью взаимосвязаны. Самыми важными предметами неживой среды являются:

Объекты неживой и живой природы имеют тесную связь между собой. Люди, животные и растения нуждаются в воздухе, и солнце. Растения могут жить только с почвой, водой, солнечным теплом и светом. А наличие в воде живых объектов - рыб, животных и микроорганизмов - способствует поддержанию ее химического состава. Узнав все эти нюансы, дети поймут, что необходимо беречь и защищать окружающую их среду, чтобы жить в гармонии с миром.

Материал по программе учебника: «Окружающий мир 2 класс»

Что такое явление природы?

Определение: Явлением природы называют любое изменение в природе: ветер изменил направление, солнце взошло, вылупился из яйца цыплёнок.

Природа бывает живая и неживая.

Погодные явления неживой природы зимой.

Примеры погодных изменений: понижение температуры, мороз, снегопад, вьюга, метель, гололедица, оттепель.

Сезонные явления природы.

Все изменения в природе связанные со сменой сезонов - времен года (весна, лето, осень, зима), называются сезонными явлениями природы.

Примеры зимних явлений в неживой природе.

Пример: на воде образовался лед, землю покрыл снег, солнце не греет, появились сосульки и гололед.

Превращение воды в лед - это сезонное явление в неживой природе.

Наблюдаемые природные явления в неживой природе, происходящие вокруг нас:

· Мороз покрывает льдом реки и озера. Рисует на окнах забавные узоры. Кусает нос и щеки.

· С неба падают, кружась снежинки. Снег покрывает землю белым одеялом.

· Метели и вьюги заметают дороги.

· Солнце стоит низко над землей и слабо греет.

· На улице холодно, день короткий, а ночи длинные.

· Приходит Новый Год. Город одевается в нарядные гирлянды.

· В оттепели снег тает и замерзает, образуя, на дорогах, гололед.

· Растут на крышах большие сосульки.

Какие явления, живой природы, можно наблюдать зимой. 2 класс.

К учебнику: «Окружающий мир 2 класс»

Например: впадают в спячку медведи, деревья сбросили листья, люди оделись в зимнюю одежду, дети вышли на улицу с санками.

Зимой деревья стоят без листьев - это явление называется сезонным.

Примеры изменений, происходящих зимой, в живой природе, которые мы наблюдаем:

· Растительный мир, живой природы, зимой отдыхает.

· Спит медведь, в своей берлоге, и сосет лапу.

· Спят деревья и травы, на лугах, укрытые теплым одеялом – снегом.

· Животным зимой холодно, они одевают красивые и пушистые шубы.

· Зайцы переодеваются – меняют, свою, серую шубку на белую.

· Люди одевают теплые вещи: шапки, шубы, валенки и варежки.

· Дети катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу и играют в снежки.

· На Новый Год, дети, наряжают елку игрушками и веселятся.

· На праздник приходят, к нам, Снегурочка и Дед Мороз.

· Зимой из леса, к нашим кормушкам, прилетают птицы - синицы и снегири.

· Птицы и животные, зимой, голодают. Люди их подкармливают.

Явления природы, весной, в неживой природе.

Примеры: растаял снег и лед, солнце светит ярче, воздух стал теплее.

Весенние сезонное явление – с рек сошел лед.

Какие явления, в неживой природе, можно наблюдать на прогулке весной:

  • Весной солнце светит ярче и в небе поднимается выше.
  • Температура воздуха стала теплее. Вместо снега выпадает дождь.
  • Тает снег, бегут ручьи, с рек и озер сходит лед.
  • Таят ледяные горки, капают сосульки с крыш.
  • На дорогах появляются лужи и весенняя грязь.

Какие весенние явления в живой природе?

Пример: растут листочки на деревьях, прилетели с юга скворцы, зацвели цветы, выросла трава.

Сезонное явление весной – зацвела черемуха.

Примеры весенних явлений в живой природе, которые мы можем наблюдать в родном крае:

  • Просыпается живая природа, просыпаются медведи и ежи.
  • Появляются первые насекомые и цветы – верба, подснежники и одуванчики.
  • На деревьях набухают почки и появляются листочки.
  • Весь окружающий живой мир весной переодевается.
  • Растительный мир одевает зеленый и цветущий наряд.
  • Животные, начинают линять - меняют свои зимние шубы на летние.
  • Люди надевают резиновые сапоги и легкие куртки.
  • Дачники перекапывают землю, выполняют весенние работы.
  • Люди начинают сеять овощи и сажать деревья.
  • В городах население занимается уборкой улиц, проводит субботники.
  • Школьники делают кораблики и скворечники.
  • С юга прилетают перелетные птицы.

Удивительное явление живой природы.

Зимние явления в природе, например жизнь животных, можно наблюдать по следам на снегу. Наверное, вы слышали про следы снежного человека. Его, еще называют - йети.

Про это, удивительное явление живой природы , можно прочитать в книге авторов Лариной О. В. и Мошенской Г. Н. Эта книга написана для семейного чтения. Она будет, очень, интересна и детям, и взрослым. В ней рассказывается о самых интересных явлениях природы. Издание будет полезно в написании реферата, подготовки доклада или презентации по теме окружающего мира. Электронную версию книги «Удивительные явления природы», можно приобрести на сайте «ЛитРес» . Стоимость 100 руб.

Многие задаются вопросом, почему же, до сих пор, не пойман, если он на самом деле существует. Были разные гипотезы, что он живет в мире, параллельном с нами и попадается на глаза - случайно или, что он - внеземного происхождения. Но, эти предположения мало убедительны. Йети соответствует облику земных существ - коренастое тело, покрытое шерстью, как у больших обезьян и первобытных людей. Многие рассказывают, что он появляется внезапно, без всякого шороха и шума веток и, также, внезапно исчезает.

Есть гипотеза ученых и исследователей, что йети владеет внушением. Поэтому, его трудно увидеть и тем более поймать. Он не исчезает, как кажется людям, а делается невидимым, при помощи своего внушения. Ученые уверены, что наши далекие предки, тоже, владели такими приемами. Но, в процессе эволюции развилась речь, и люди, постепенно, теряли возможность передавать мысли на расстоянии и воздействовать на сознание другого человека. А, снежный человек не научился разговаривать, поэтому у него сохранилась, эта возможность, воздействовать на сознание людей, как бы внушать, что его нет. И, все это, делает его, еще более загадочным...

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!