Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Владение японским мечом. Стили боя японским мечом

На другом конце земли в Японии, искусство владения клинком развивалось по несколько иным законам, тесно привязанным к качеству оружия.

Пока мечи были тяжелыми и прямыми - ими кололи, как только стали изготавливать сталь для легких и острых клинков - катана - ими стали больше рубить. Катана - легкий изогнутый клинок, который легко и быстро можно было выхватить из ножен (одновременно с ударом), что часто спасало жизнь бойцу. Первый удар играл важнейшую роль в схватке. Фехтование в европейском смысле, катана " не любил", так как не выдерживал сильных ударов по своей боковой поверхности и был хрупким оружием.

Недостатки катаны в сравнении с шашкой.

1) Стандартная катана короче.
2) Школа фехтования подразумевает, что противник также вооружен катаной и не сможет сделать укол с вытянутой руки, парировать который катаной еще можно, а вот противопоставить что - либо - нет, из - за длинны клинка и двуручной техники.
3) Сила удара. Шашка тяжелее, размашистее, иначе сбалансирована, удар, обрушиваемый на противника, парировать очень сложно, катану же отбить ввиду ее легкости проще.
4) То, что каждый самурай был мастером единоборств - это миф, он был обычным служакой в лучшем случае, в худшем - просто землевладелец, у которого был меч. Ввиду того, что мастерское владение японским мечом подразумевает несколько лет упорных тренировок, а базу шашки/сабли можно освоить гораздо быстрее у европейцев явное преимущество. Ну и масса условностей, национального характера, окружающая японскую фехтовальную технику, сильно влияет на ее качество.
5) Самураи - конные лучники. Меч стал развиваться гораздо позднее и как вспомогательное оружие.
6) Основная масса солдат в армиях японских императоров - далеко не самураи, а обычные вооруженные и немного обученные крестьяне и наемники. Сравните их с казаками или регулярной европейской армией.
7) Катана делалась из дрянной стали. Как бы она не превозносилась в кино, настоящий японский меч очень редко можно было противопоставить европейскому оружию, ибо в Японии металла нет, и нормальные мечи они стали делать только из привозной стали.

В защиту катаны скажу, что для своего времени и внутри японии - это было грозное, но гражданское оружие. Плюс сама идеология и красота фехтования часто вызывает восхищение.

Катана - результат намеренного облегчения меча для повседневного ношения, в бою часто использовали меч тати, он длиннее, тяжелее, более изогнут и носился лезвием вниз, а не вверх, как катана или шашка. Основная задача этого меча была - свалить сильным ударом противника на землю и колющим ударом добить. Зачастую, добивали даже не этим мечом, а кодзукой - маленьким ножом, похожим на перочинный. Удар в сердце или в глаз.

Преимущества катаны.

Катана была очень удобна своей универсальностью. Это и одноручное, и полуторное (хват усилен второй рукой) оружие одновременно, в зависимости от того, как лучше ее владельцу. Во время битвы в конном строю самураи пользовались только одной рукой, но когда им приходилось спешиваться, они, чтобы воспользоваться преимуществом большого веса своего меча, задействовали уже обе руки.

Первоначально техника боя при использовании катаны состояла только из широких круговых рубяще-режущих движений мечом, но со временем, по мере ее развития, количество приемов в арсенале самураев значительно возросло. Весомым преимуществом катаны перед обычным мечом европейского образца является возможность наносить при помощи нее как колющие и рубящие удары, так и режущие, а ее длинная рукоять позволяет более активно маневрировать мечом. Благодаря этому, самурай мог при использовании в бою обоих рук, описывать мечом круги с достаточно большой амплитудой, при этом, не затрачивая больших усилий.

В общем, различных техник боя на мечах в Японии существует огромное количество. Некоторые из них основной упор делают на умение мгновенно уходить с линии атаки противника, нанося при этом вертикальный удар по нему в то время как другие развивают технику блокировки при помощи меча. Но эти способы мы рассмотрим позже.

Фехтование катаной - искусство

Фехтование с использованием катаной изначально называлось кэн-джитсу, но это название уже устарело и очень редко используется. Сейчас фехтование с катаной чаще называют просто кэндо.. Главной особенностью этого искусства является то, что мастера совершают минимальное количество движений во время боя. Настоящий мастер фехтования на катанах должен уметь побить противника одним только движением, он должен за несколько секунд успеть выхватить катану из ножен, ударить противника и вернуть катану в ее ножны.

Существует легенда, связанная с фехтованием на катанах. В ней рассказывается о том, что однажды молодой человек по имени Ходзе Дзинсукэ основал фехтовальную школу. Главной целью этого юноши, к осуществлению которой он шел целых три года, было совершить месть за смерть его отца. Для этого он очень долго тренировался, и в итоге стал столь быстр, что мог убить человека тогда, когда тот только еще дотрагивался до своего меча.

Мастера боя на катанах

Сейчас возможности, которыми обладают мастера, занимающиеся фехтованием на катанах, нам - не посвященным людям - кажутся просто уникальными. К примеру, человек, отменно владеющий катаной, может разрубить летящую в воздухе каплю воды на две части, и еще до того, как частички капли упадут на пол, успеет спрятать катану в ножны.

В прошлом слава мастеров, которые прекрасно владели катаной, «гремела» на всю Японию. Таких людей ставили в пример каждому самураю, ведь один известный мастер в бою мог принести столько же пользы, сколько несколько десятков бойцов более низкого класса мастерства.

Одним из самых известных воинов, великолепно фехтовавших на катанах, имя которого помнят и сегодня, был Такэда Синген, живший в шестнадцатом веке. Однажды этот человек с помощью всего десяти самураев три месяца оборонялся от вражеских воинов, численность которых достигала полторы тысячи. Вражеский отряд так и не смог победить Такэда Сингена с его соратниками, и отступил. В истории Японии есть имена еще многих людей, настолько же хорошо владевших знаменитым японским мечом.

Самурайское воинское искусство

Начало искусству владения мечом самураев было положено еще в десятом-одиннадцатом веках. Между искусством фехтования у японцев и у европейцев существовала огромная разница.

Японское фехтование содержит в себе достаточно мало элементов, при помощи которых принято сражаться в европейском фехтовании. Обычно боец в начале поединка занимал определенную стойку, при этом в руках он держал поднятую катану. После перемещения на исходную позицию, боец стоял, не шевелясь и ничего не делая. Он просто ждал, пока его соперник не выдержит и откроется. Когда это происходило, боец наносил молниеносный удар, иногда таких ударов было сразу несколько, но в большинстве случаев даже одного из них хватало для того, чтобы убить противника.

В десятом-одиннадцатом веках в Японии существовало около 1700 школ, в которых изучали боевое искусство кэн-дзюцу, то есть фехтования на катанах. И в каждой из этих школ бои проводили именно описанным выше способом. При этом меч зачастую держали сразу обеими руками, хотя его вес вполне позволял орудовать лишь одной рукой.

Современное фехтование на катанах

Начало современному фехтованию на катанах было положено в двенадцатом веке, после объединения Японии под властью дома Токугава. Именно тогда кэндзюцу преобразилось в кэндо, и стало не просто боевым искусством, а настоящей школой по самоусовершенствованию личности, и не только с физической, но и с нравственной стороны. В настоящее время кэндо является одним из самых популярных видов спорта в Японии, в котором используется не настоящее оружие, а его спортивные муляжи из дерева и бамбука.

Самые первые деревянные мечи, носившие названия боккэн или боку-то и по своему внешнему виду ничем не отличавшиеся от настоящих, были сделаны в Японии в семнадцатом веке. Эта идея пришла в голову одному из известнейших тогдашних мастеров меча - Миямото Мусаси. Правда, стоит отметить, что этот меч был весьма опасным оружием, так как при помощи него можно было без особого труда проломить голову противника, либо переломать ему руки или ноги. Именно поэтому многие самураи хранили их у себя в изголовье, так как в случае внезапного нападения они могли обезоружить и захватить своего противника без лишнего кровопролития, просто сломав ему что-либо.

Способы вызова на бой

Самураи могли вызывать на бой другого самурая, не произнося не слова. Для этого достаточно было сделать определенный жест или поступок. К примеру, если к катане одного самурая прикоснулась катана другого самурая, он мог воспринять этот как вызов на бой.

Когда самурай замечал, что его собеседник прикасается к ручке своей катаны, или что он ее осторожно поглаживает, он немедленно вынимал свою катану из ножен. Так же поступал самурай и в том случае, когда кто-либо случайно (или специально) отталкивал его ножны.

Такое поведение считалось оскорбительным, и воин обязан был немедленно защитить свою честь и честь своей главной святыни - катаны.

Также вызовом на бой для самурая было клацанье об ножны гардой. И если самурай не замечал этого, и не успевал подготовиться к защите, то он мог быть даже убит на месте. Поэтому самурай всегда должен был быть чрезвычайно внимательным, чтобы заметить опасность, ведь очень часто, невнимательность могла стоить ему жизни.

Катана «для всех случаев жизни»

Известно, что фехтование при помощи катаны состоит из немногих движений, но это не всегда так. К примеру, самураям нужно было уметь при помощи катаны сбивать летящие со всех сторон стрелы, при этом не забывая уклоняться от них. Для этого нужно было уметь очень быстро вращать мечом, описывая круги и восьмерки. В идеале самурай должен был создать вокруг себя практически невидимую, стремительно вращающуюся «веерную защиту».

Работа с катаной

Хотя вес катаны сравним с весом прямого европейского меча, техники боя, тем не менее, у этих двух видов холодного оружия абсолютно различны. Так, при работе с европейским мечом, предполагается использование его инерции движения, а сам удар наносится с «проносом», таким образом, получается, что человек движется за своим мечом, что создает значительные проблемы воину при попадании по цели.

В противоположность этому, при использовании катаны, все происходит с точностью до наоборот, то есть человек имеет полную власть над своим мечом. Удар катаной также наносится с использованием массы тела, но не с привычного обыкновенного шага, а с приставного, при котором тело получает значительно больший толчок в сторону движения, чем даже при развороте тела. Сам удар при этом наносится фиксированно, на необходимый вам уровень, а лезвие меча при ударе останавливается строго в том месте, где необходимо мастеру.

Таким образом, даже если удар не попадет в цель, меч не тянет за собой своего владельца, как в случае использования европейского меча, а позволяет ему мгновенно изменить направление движения для защиты, либо для последующего удара.

Особенности фехтования катаной

Одной из главных особенностей ведения боя катаной можно считать практически полное отсутствие разделения техники боя на привычные в европейском фехтовании «блок-удар». Дело в том, что даже защита при помощи катаны сводится к уходу с линии атаки и нанесению мечом по оружию своего противника ударов, известных под названием «слив» (или «сбив»). Уход от атаки противника при этом происходит не назад, а вперед и в сторону, с последующим нанесением атакующего удара.

Также стоит не забывать о том, что при нанесении прямого удара катаной, можно разрубить практически все, и в этом случае японский доспех, впрочем, как и европейский, не является надежной защитой. А значит, результат поединка при разнице умений противников определяется буквально в течение первых ударов. Другое дело - поединок двух равных по силе мастеров, которые могут долго завораживать зрителей своим «танцем».

Интересно, что в современном «кэндо» существует особый вид поединка, так называемый, «поединок сердец», при котором мастера просто без движения стоят либо сидят и смотрят друг на друга. При этом проигравшим считается тот, кто первый не выдержит и потянется к оружию. Это еще одно подтверждение тому, что кэн-до - искусство не только физического, но и нравственного совершенствования.

Если сравнивать технику боя катана с поздним европейским фехтованием.

Техника боя катана сходна с немецкой школой - рубящий удар по плечам и голове важнее уколов в корпус. Соответственно, подобный подход делает ее менее эффективной по сравнению с общеевропейской техникой.

КТО КОГО?

Встречи мастеров запада и востока в поединках отмечены крайне редко потому нельзя судить и противопоставлять школы, но те не многие факты говорят о преимуществе европейских мастеров.

В войне России с Японией 1903-1905 года, японцы всегда проигрывали сабельный бой в конном строю. Они особенно сильно недолюбливали казаков. Один из генералов японской армии говорил: "К этим русским самураям невозможно подступиться". Разговор шел или о черкесах или о казаках, но и те и другие имели на вооружении шашки.

Казакам и другим европейцам, кстати, традиционно проигрывали не только японцы, но и китайцы.

Есть интересные сведения, что после революции Мейдзи, японцы неоднократно проводили соревновательные командные встречи, против сборной европейцев, проживавших в Японии. На традиционном для каждой стороны оружии - катана против европейских шпаги или лёгкой сабли.
Так вот, как показали первые встречи, для того что-бы на этих соревнованиях побеждать, японцы должны были собирать сборную из самых лучших мастеров меча со всей Японии. Сразу выяснилось, что среднему уровню европейского фехтовальщика - добротному любителю (верхний предел любительского уровня - ну, откуда тогда взяться в Японии европейцу фехтовальщику-профессионалу, и тем более чемпиону?) даже самурай, владеющий кен-дзюцу сильно выше среднего (профи!), в большей части случаев, проигрывает.
Т.е. недостатки своего оружия японцы были вынуждены компенсировать не просто высоким, а высочайшим классом своих бойцов.
И именно по итогам этих встреч, японцами было принято психологически тяжёлое решение - офицерский состав и кавалеристов, в реформируемой японской армии, вооружать лёгкими саблями европейского типа.
И никаких катан!

Недостатки японского фехтования.

Удержание оружия двумя руками (потеря скорости), меньшая длина клинка, широкие замахи (В Европе в индивидуальной схватке (дуэли) палаш всегда проигрывал шпаге) , малоподвижная стойка, убогое парирование, слабая техника уколов (а то и вовсе ее отсутствие), хрупкие клинки.

Шпага против катаны.

У японцев техника уколов развита слабо, они, в основном, рубят. Рубить одной рукой легче. Как бы то ни было, против шпаги катана - ничто. Ну не сможет ничего сделать шпажисту человек, держащий обеими руками катану и пытающий ею рубить. Шпажист просто будет отходить назад и делать рывок вперед (техника бокса). При этом удерживая катану в двух руках теряется поворотливость, радиус действия, ловкость (отходить от ударов сложнее).
Можете сами проверить. Возьмите ровную палку длиной примерно с катану, такую же дайте напарнику (при условии что уровень подготовки у вас одинаково хороший, ну или одинаково плохой). Держите свою палку наподобие самурайсекого меча, а напарник пусть держит её как шпагу. И посмотрите кто первый сможет нанести удар - укол.

"Превосходство японского оружия" - это очередная легенда (карате, медитация, Брюс Ли, плейер, ниндзя и Sony).
Качество холодного оружия, которое в Японии считается превосходным, для Европы того же периода - типовое.
А самое страшное холодное оружие, - французские дуэльные шпаги, начала 19 века.

МИФ О БИТВЕ СТИЛЕЙ.

Уникальная битва, демонстрирующая эффективность боевого фехтования испанцев, произошла в 1574 году у побережья Манилы. Испанский гарнизон из трёхсот человек, большая часть которых не успела надеть доспехи, противостоял отряду пиратов, состоящему из японцев и китайцев, вдвое превышающему количество испанцев. По словам историка Тена Датуса и филиппинского этнографа Оттли Бейера, в отряде пиратов насчитывалось несколько сотен хорошо подготовленных самураев и бывших военных китайской армии. Из нескольких тысяч пиратов был создан десантный отряд, состоящий из шестисот наиболее подготовленных бойцов, который и высадился на берег. Испанцы такой возможностью не располагали, и в бой пошли все, включая даже 50 - 60-летних ветеранов. К концу боя пираты были вынуждены отступить, потеряв более четырёхсот человек, у испанцев оказались убитыми около пятидесяти. При этом японский отряд, отказавшийся отступать, следуя кодексу чести самурайского сословия, был уничтожен почти полностью.
Примечательно, что исход сражения решило именно холодное оружие: каких-либо укреплений в Маниле не было, характер боя не позволял применить мушкеты и аркебузы, а гарнизонные пушки просто не успели пустить в ход, так как нападение произошло неожиданно.

На самом деле:

Форт китайцам взять не удалось - испанцы всё же умели воевать, но фехтования как такового там, судя по описаниям, не было - при первой высадке пиратов потрепали аркебузеры (потери испанцев там были связаны как раз с тем, что некторые из них ввязались в рукопашную)... при атаке города и форта были перестрелки и схватки на древковом оружии.

Итак, что же эффективней - евро - стиль или японское искусство? Здесь как в извечном споре бокса и борьбы - ответ у каждого свой.

Существуют две главные системы боя на мечах Японии: “Кенджутсу” и “Яйджитсу”. Через эти две системы все искусство владения японским мечом можно понять и охватить одним взглядом. Кенджутсу является агрессивным стилем, содержащим семь основных техник, четыре для длинного меча и три для короткого. В кенджутсу мало фехтовальных элементов, большое место уделяется выбору уязвимого участка противника и нанесения решающего удара (или серии ударов), ведущего к летальному исходу. Меч принято держать двумя руками, но существует и техника фехтования двумя мечами (малым и большим) одновременно – так называемое “рёто-дзукай”.

В технику боя мечом входят также и всевозможные техники работы против других видов оружия, таких как другие виды мечей, алебарды, палки, копья и проч. Легендарный Миямото Мисаси ввел в тренировочный процесс деревянный меч “боккен” - точную копию настоящего меча из твердой древесины. Впрочем, н такой меч мог привести не только к серьезной травме, но и к смерти при неосторожном ударе. Поскольку тренировки велись в условиях максимально приближенных к схватке, то такие тренировки были опасны, пока знаменитый мастер Оно Тадаки не ввел употребление на тренировках защитных доспехов - шлема, забрала, нагрудника и проч., а также облегченного бамбукового меча - “синая”. Синай состоит из перевязанного в нескольких местах пучка бамбуковых полос. Вес этого учебного оружия около полутора кг., а длина - чуть меньше метра. Параллельно с контактными методами тренировки развивалось искусство “кенджутсу ката” - формальных упражнений - объединившее безопасные методы тренировки и отшлифовывавшее движения. В ката использовались настоящие мечи, и мастера демонстрировали высокую технику владения, разрубая на лету стрекозу или перерубая волос.

Существует также мастерство работы с завязанными глазами, в котором используется “внутреннее виденье”, единицы могли работать с завязанными глазами будто с развязанными. Постепенно кенджутсу трансформировалось в кен-до, где “до” символизирует “путь”, “искусство” и означает окончательный поворот от жестокого прикладного искусства к спортивно-духовному началу.

Другой веткой японского искусства фехтования является “яйджитсу” - “искусство мобилизации разума”. Это искусство воспитывало навыки мгновенной концентрации при переходе от пассивного, расслабленного состояния и стремительной атаке. Легенда гласит, что юноша Ходзе Дзинсуке, мечтая отомстить выдающемуся мастеру фехтования, убившему его отца, нашел уникальный путь к победе. Он понимал, что обычный поединок с первым фехтовальщиком Японии равносилен самоубийству. После долгих размышлении он пришел к выводу, что единственной возможностью выполнить задуманное не прибегая к убийству из-за угла, было успеть вынуть меч из ножен и нанести решающий удар до того, как это сделает противник - опередить его на первом этапе, пока он будет извлекать меч из ношен. В течение трех долгих лет оттачивал молодой самурай свое мастерство, единственное движение - обнажение меча, доводя его до немыслимой быстроты. И его расчет оказался правильным - пальцы врага еще только коснулись рукояти меча, а он уже упал, разрубленный быстрым ударом. По сегодняшний день мастери яйджитсу могут разрубить надвое падающую каплю воды и вложить меч в ножны до того, как обе половники капли коснутся земли. Существует много школ этого направления, но все они объединялись общими требованиями - быстрота, неожиданность, четкость исполнении.

В яйджитсу весь расчет строится на одном, от силы двух ударах. Поединок начинается из положения сидя на коленях, воин должен молниеносным, почти невидимым движением выхватить меч и атаковать, при этом он может даже резко подпрыгнуть с колеи вверх н нанести удар и прыжке. Скорость должна быть такой, чтобы противник не успел опомниться н уклониться в сторону. Такое искусство требовало исключительной физической, психической и духовной подготовки. Традиционно считается, что искусство яйджитсу носит оборонительный характер, и в тренировке значительное внимание уделяется ментальному тренингу. Однако, часть мастеров были сторонниками первого, упреждающего удара, который не оставляет шансов противнику. “Разить прежде чем поразят тебя” - таков принцип применения яйджитсу и практическом поединке.

В настоящее время все школы яйджитсу объединены в единой федерации кен-до, которое сохранилось как национальный вид спорта и способ физического воспитания.

Для ясности здесь опущены обычаи всех японских искусств, таких как, проявление уважение к своему оружию или завязывание хакама (самурайских штанов). Если не указано иначе, «вид искусства», «искусство» и «форма» относятся к искусству владения японским мечом.

Шаги

    Выберите вид искусства. Поскольку каждый имеет свои особенности боя, вы должны найти вид боевого искусства, в котором вы компетентны. Если вы не знакомы с японскими боевыми искусствами, то вот несколько самых известных:

    Соберите необходимое снаряжение. Снаряжение зависит от вида искусства. Среди видов оружия известны такие:

    Возьмите книги. После того, как вы выбрали вид искусства, в котором заинтересованы и подобрали необходимое снаряжение, подберите учебники по теме и проведите некоторые исследования. Книгами нужно пользоваться В СОЧЕТАНИИ с квалифицированным учителем! Пытаться самостоятельно изучить приемы настоятельно не рекомендуется, поскольку это может разрушить ваши основы.

    Найдите сенсея (боевого наставника). Невозможно обучиться искусству без учителя. Найдите додзё или школу для изучения желаемого искусства.

    Тренируйтесь. Практикуйте ката, или последовательность движений, до того, как вы сможете выполнять их быстро и эффективно. При необходимости, найдите себе партнера для тренировки. Затем, если разрешено, переходите на других. Не забывайте о старых.

  1. Приобретайте настоящее (или, по крайней мере, лучшее) оружие. Как только вы почувствуете в себе уверенность, приобретите лучшее (которое обычно означает более опасное) оружие.

    • Боккен является очень эффективным инструментом для обучения. Он на самом деле облегчит размахивание настоящим мечом во многих случаях.
    • Правильно изъятие шинкена, или боевого клинка, не производит никакого звука. Плохое производит все виды звуков. Работайте с новым клинком или используйте новые техники пока вы не научитесь не царапать сая (ножны). Самая большая ошибка при изъятии оружия – это когда оно вынимается вверх, выходит наружу и может порезать сая-ножны.
    • Не торопитесь. Наспех изучая технику и виды без освоения понятия в целом, приведет к целому ряду проблем. Рубить быстро не настолько важно, как рубить правильно.
    • Отступайте. Не все твердо, как камень. Если вы находите что-то особенное некомфортным, экспериментируйте, пока не найдете то, что вам подходит, но не изменяйте это настолько, что будет далеко от оригинала.
    • Держите меч правильно. Правая рука (или ваша рабочая рука) должна находиться непосредственно под цуба (металлическая пластинка-защита), а левая (или нерабочая) рука должна быть как можно дальше от правой. Самые маленькие пальцы должны сжимать крепче, давление должно уменьшаться вверх по руке и наконец, указательный палец должен просто опираться на рукоятку, а не схватывать ее. При размахивании левая рука должна выполнять тяговое движение, в то время как правая направлять левую. Когда вы размахиваете мечом, плотнее схватите его рукой, превращая руку с рукояткой в одно целое. Если все сделано правильно, это одновременно создаст разрубающее и распиливающее движение.
    • Наличие хай (пазов) на мече сделает его легче, таким образом, ставя под угрозу целостность плохо выполненного разреза. Пазы присутствуют, т.к. материал был удален.
    • Катана не предназначена для блокирования и может обрубить при ударе, поскольку ее край сделан из твердой стали. Единственный способ, которым вы могли бы повредить режущий край – это блокировать им удар. Блокирование при использовании катаны осуществляется с помощью мун, или задней кромки клинка. Лучше всего отойти, когда вы отклоняете удар мечом. Нужно пытаться использовать его для отражения удара и дать ему соскользнуть, вместо того чтобы остановиться вместе, соприкасаясь лезвиями, что действительно искорежит вашу катану, если вы неосторожны. Для каждого типа кири-режущего движения или цуки-нападения существует защита с помощью скользящего блокирования.
    • Поищите кого-нибудь, чтобы потренироваться, это очень помогает при спарринге.
    • После обращения со своим мечом, лучше всего протереть его чистой тряпочкой и нанести тонкий слой масла. Исходя из традиционной точки зрения, вы можете использовать масло чожи, хотя минеральное масло тоже хорошо действует. Несколько капель масла на чистую тряпочку сделают свое дело – не надо промачивать катану. Будьте осторожны при чистке вашего меча – сконцентрируйте на нем все свое внимание и продолжите свой разговор по окончанию чистки. Люди поймут.
    • В действительности овладение любым видом боевого искусства может занять более 50 лет. Наберитесь терпения, если вы действительно хотите изучить искусство.

    Предупреждения

    • Не пытайтесь «поймать» падающий меч. Если вам не повезло, и вы уронили клинок, отойдите немедленно – он может отскочить в каком-угодно направлении. Если вы попытаетесь схватить падающий меч, вам может понадобиться помощь, чтобы собрать свои пальцы с пола.
    • Не покупайте катаны из «нержавеющей стали». Они обычно являются декоративными и предрасположены к разламыванию, что может быть потенциально опасно для любого, находящегося на линии прицеливания, когда (и это СЛУЧИТСЯ) она ломается. Если необходимо купить, то возьмите катану из твердой стали.
    • Настоящая катана, как известно, способна полностью уничтожить другие виды оружия. Как правило, каждая цель, пораженная катаной, имеет летальный исход. Не используйте настоящую катану для состязания, если вы и ваш партнер не являются профессионалами, или не намерены умереть.
    • Не провоцируйте и не угрожайте другим своим искусством. Помимо того, что угроза может быть уголовным преступлением, многие другие владеют или даже превосходят вас в одном или нескольких боевых искусствах. Провокация потенциально вредна для вашего здоровья. Наконец, не стройте из себя крутого или мачо только потому, что у вас есть меч.
    • Не нападайте, пока на вас не нападут, в этом случае последующее убийство (вами) будет оправдано. Используйте здравый смысл.
    • Проверяйте свой меч! Если какая-то его часть не зафиксирована, дайте взглянуть кому-нибудь с большим опытом. Если вы не знаете никого, напишите письмо в местное додзё и спросите, не согласятся ли они проверить ваш меч. У вас не получится остановить клинок, вылетающий из рукоятки.
    • Не пытайтесь чинить меч, если только поломка незначительна для вас.
    • Катана, вакизаши и танто должны быть легально зарегистрированы. Перед приобретением выясните это у адвоката.
    • Ни при каких обстоятельствах не покупайте настоящее оружие, если вы не знаете, как умело обращаться с учебным оружием. Оружие, даже находясь в вашем распоряжении, может легко обернуться против вас, если вы некомпетентны.
    • Не покупайте оружие, если вы не обращались с ним лично и не знаете, подходит ли оно вам.
    • Не изучайте искусство с целью мести или для исполнения насильственных преступлений. Это крайне позорно и, бесспорно, вы не станете такими же компетентными, как настоящие студенты.
    • Ношение оружия, которое может быть истолковано как угроза или запугивание, является при определенных юрисдикциях, размахиванием оружием. Опять же, прежде чем делать это, посоветуйтесь с адвокатом.
    • НИ ПРИ КАКИХ обстоятельствах не используйте свое лезвие, чтобы проверить, режет ли оно предметы. Возьмите слово с каждого – оно режет. Это касается упаковок воды, продуктов питания, кирпичей, баночных напитков, веток деревьев и любых других предметов, на которых люди, как известно, испытывают режущую силу. На это есть две причины; раз – неумелый разрез непоправимо испортит ваш клинок, два – если вы совершите ошибку, это может привести к потере пальца или глубокой ране прежде даже, чем вы осознаете, что вы истекаете кровью. Даже у мастеров иногда случаются оплошности, но дабы свести к минимуму вероятность травмы и максимально продлить срок службы вашего лезвия, режьте только тщательно подготовленные гоза, или свернутые татами.
    • Не рекомендуется применять любое боевое искусство, когда вы находитесь под воздействием тормозящих средств или наоборот, инкапаситантов, в состоянии болезни, расстройства или инвалидности.
    • Не изучайте искусство самостоятельно. Одна ошибка в процессе обучения приведет к эффекту снежного кома и сделает владение искусством потенциально опасным для вас.

Всем известно, что главный атрибут ниндзя, помимо традиционных сюрикенов и другого оружия, присущего только воинам ночи, это традиционный японский меч катана. Конечно, синоби пользовались ниндзя-то, специальными мечами, которые были короче, чем катаны самураев, и по некоторым данным имели квадратную цубу. На самом деле никто не может ни опровергнуть, ни доказать данный факт, но катана была у многих ниндзя того времени и пользоваться катаной они умели и любили.

Как научиться владеть катаной? Такой вопрос задавал себе каждый, кто хотел постичь искусство меча. Источники феодальной Японии скупо описывают тренировки ниндзя , но вполне возможно, что умение владеть катаной синоби осваивали так же, как и самураи, разве что со временем ниндзя добавляли в конструкцию катаны специальные изменения, что в корне меняло всю технику.

Сразу последует оговорка, что ниндзя на долгий бой не рассчитывали (и не рассчитывают, как и клан ниндзя ShadowLaw), а посему владение катаной у ниндзя было так себе. Пускали её в ход чаще всего неожиданно, при нападении из засады либо при преимуществе ночью и т.д. Вдобавок, поединок на катанах самурая и ниндзя заканчивался для последнего плачевно.

Мы не будем с вами вдаваться в подробности того, как устроена катана, всякие там цубы, цуки и так далее. Этого добра хватает на специализированных сайтах. Вы же хотите научиться владеть катаной и сражаться на мечах, так ведь? Давайте без прелюдий.

Итак, катана. У ниндзя она часто укороченная, с спрятанными ништяками в ней самой и в ножнах. Ништяки вы также найдете у нас на сайте либо додумаете сами. Защита кисти у катаны слабая, часто небольшая закругленная металлическая вставка-цуба не защищает пальцы и кисть, как крестовина европейского меча. Но и фехтование на катанах сильно разнится с европейским - если европейский меч был рассчитан на мощный удар, то японская катана на скорость. Поэтому синоби при обращении с катаной должны обязательно развивать умение наносить скоростные удары. Так же, при работе с катаной ниндзя должен правильно держать её - одна рука несильно сжимает рукоять прямо под цубой (защитой), а вторая держит рукоять у конца, цепляясь мизинцем за самый конец рукоятки. При этом кисти ниндзя должны быть расслаблены. Если у вас есть катана, то потренируйтесь в следующем:

Возьмите катану вышеуказанным способом и вытяните руки перед собой. Лезвие должно смотреть на противника, а сама катана держаться параллельно вашему телу. Теперь медленно начните замахиваться ей вверх, стараясь держать руки прямо, чтобы лезвие не ходило из стороны в сторону. Когда рукоять окажется у вашего лба, сделайте движение кистями, похожее на то, как встряхивают градусник, чтобы сбить температуру. В этот момент вы должны обеими кистями совершить подобное движение, в начале движения меча ваши кисти расслаблены, в конце они крепко держат катану. Настоящий синоби, конечно, дождется видео с этим движением, которое доблестный Фабио ла Седра попробует загрузить.

В итоге мы должны иметь следующее: вы поднимаете меч для замаха и делаете расслабленное и резкое движение кистями, отчего катана с большой скоростью опускается вниз. Это базовое упражнение, не ленитесь и совершайте его как можно чаще, и вы освоите потрясающий по скорости удар. Остальные уроки по владение катаной скоро появятся. на страницах этого сайта.

Если вы искали самоучитель по практике японского фехтования кендзюцу (иногда пишут по-другому: кен-дзюцу, кэн-дзюцу) то вы нашли его здесь. Если же вам нужен Учитель кендзюцу, то вам .

На данном сайте имеется раздел, описывающий последовательную практику японского фехтования кендзюцу. Этот раздел “Дистанционное обучение” (см. ссылку далее) представлен последовательным описанием практики с фото и видео материалом.

Как и ранее, довожу до вашего сведения (хотя наверняка вы имеете свое даже противоположное мнение), что самостоятельно изучать кендзюцу, впрочем как и другой вид специализации и мастерства, например: вождение автомобилем в экстремальной ситуации, управление самолетом (Боевые Искусства здесь не исключение), конечно можно, но изучить корректно – не возможно!

Если же вы считаете, что БИ можно изучить самоучкой без Учителя – флаг вам в руки!

Также понятно, что если вы находитесь вдали от нашей Школы, которая располагается в Санкт-Петербурге, то вы не можете практиковать у нас.

При этом у вас имеется выбор:
1) практиковать самостоятельно;
2) практиковать с нами у себя дома при нашем содействии, например, создав филиал;
3) практиковать с нами в Санкт-Петербурге.

Итак выбор за вами, пишите, звоните, мы ждем информации о вашем выборе.

Так же следует иметь ввиду, что имеется ОГРОМНАЯ разница между японским преподаванием кендзюцу (как историческое фехтование) и реальным японским кендзюцу, которое практикуем мы.

Вы спросите: в чем разница? Читайте ответ на .

Так же следует обратить внимание на наши 3 группы:

  1. кендзюцу,
  2. кендзюцу с неотъемлемой её частью тайдзюцу,
  3. кендзюцу с неотъемлемой её частью тайдзюцу.

Урок №04
04 Раздел “Кобудзюцу — фехтовальная техника”. Урок 01

Фехтовальная техника, как основа работы с клинком. “Склеенные мечи”. Кен-дзюцу, как открытая форма ведения боя клинковым оружием.

Кен-дзюцу -– искусство фехтования катаной, универсальным клинковым оружием, дающим возможность работать как тяжелым мечом, быстрой саблей, лёгкой шпагой или коротким мечом. Одновременное использование нескольких фехтовальных техник -– сложное и красивое искусство, напрямую связанное с уровнем владения собственным телом (тай-дзюцу, тай-сабаки) и “манипулированием” противником (тактика и стратегия хэйхо-дзюцу).

Вспомним о некоторых методах практики в Традиционной Школе:
1. Ката -– формальные сольные и парные упражнения
2. Рандори –- свободное фехтование
3. Специальные упражнения, в т.ч. тай-сабаки, субури
4. Тамеси гири -– разрубание предметов
5. Кумитэ -– различные виды соревнований, как доступный способ проверки результатов.

Ката (кадзё, форма), медитативная одиночная и парная практика с мечом в Японии, начинается с использованием “боккэн”, имитирующего настоящий меч – катану.

Для сравнения посмотрите два подхода в практике кен-дзюцу парных кадзё (ката, форм):

1-я форма стиля Катори. Омотэ-но тачи: Ицуцу-но тачи

1-я форма Син Кагэ стиля. Сан Гаку тай-но тачи. Итто Рёдан

Сразу бросается в глаза достаточно длинный ката в Катори, в т.ч. для более лучшего вхождения в медитативную практику (кстати на среднем и высоком уровне обучения они становятся значительно короче). А в Син Кагэ -– очень короткий ката (если не обращать внимание на нарочито «медленные» действия исполнителей в этом ролике), который можно выполнять двумя способами:
1. за счёт физической силы, грубо, но практично
2. технически тонко и более «мягко»

Вопрос: А можно ли изучить тонкую и мягкую работу катаной в короткой ката?

Ответ: Можно, если уже имеется достаточная чувствительность и умение работать не жестко.

Имеющиеся различия в технике специалистам видны невооруженным глазом:
– Катори использует прямолинейные силовые методы, простые и надежные, чем обусловлена её популярность в армейской среде. Катори никогда не была закрытой школой, и подобная демократичность сыграла роль спасательного круга в смутные времена, которые поглотили немало прекрасных стилей.
– Син Кагэ представляется некой противоположностью, так как практиковалась в рядах высшей знати. Приемы округлы, “мягки”, движения “тоньше”, точно выверены, акцент смещен в сторону мастерства, а не пробивной мощи. Наблюдается явно отличная от Катори стратегия КАГЭ (Тень) и Принципом Маробаси, “заимствованным” из более старинной Традиционной Школы Боевых Искусств (БИ) Кагэ-рю.

Кстати, стоит вспомнить, что Традиционные Школы в Японии, преподававшие в целях бизнеса, разделяли обучение как минимум на 3 уровня:
1. Омотэ -– открытый раздел, «скрывающий» истинные техники, которым обучали только своих;
2. Тюдан – средний;
3. Окудэн – закрытый.
И хотя, о раскрытии “тайн” в Омотэ говорить не приходится, в первых ката тем не менее можно найти ВСЁ из арсенала стиля.

Открою вам тайну: невозможно научиться «секретам» (даже если их тебе дают) в начале обучения, должно пройти некоторое время в наработке чувствительности собственного тела, видении преподаваемой техники и умении повторить.

Вопрос: Можно ли фехтовать без чувствительности?

Ответ: Можно и без чувствительности, но фехтованием это будет назвать затруднительно, не говоря уж о “секретах”. Но при этом работать мечом вы научитесь значительно быстрее. Поэтому мы начнем с практики Катори стиля одновременно со свободными спаррингами, а через некоторое время перейдем к стилю Син Кагэ.

Вопрос: Как можно наработать чувствительность?

Ответ: Практикой специальных упражнений: тай-сабаки, «липких рук», «склеенных мечей» и др.

Поэтому параллельно с обучением фехтованию в виде практики ката и рандори, необходимо обязательно развивать чувствительность другими специальными упражнениями. Продолжая совершенствовать начатое в первом уроке о тай-сабаки, перейдем непосредственно к фехтовальной технике.

Урок №01
01 Методический раздел. Урок 01. План обучения

Недавно на одном из уважаемых форумов, посвящённых боевым искусствам, обсуждался вопрос: «Можно ли обучиться этим искусствам самому, без учителя по книгам и фильмам, обмену опытом и пр.?»

Большинство участников обсуждения пришло к выводу, что обучиться полноценно и корректно без Учителя — крайне затруднительно. И поэтому любой материал (видеоролики, книги, фотографии, обсуждение на форумах) могут носить информацию:
– либо как память своего опыта. Например, всем известный трактат «Хэйхо кадэн сё» Ягю Мунэнори – сборник разделов “Мокуроку”, копируемых и выдаваемых ученику после окончания обучения именно по этим разделам;
– для собственного развития… при условии уже имеющейся СЕРЬЁЗНОЙ базы.

В современное время можно и нужно пользоваться новыми методами сохранения и передачи информации, в частности — ВИДЕОФИЛЬМАМИ, поэтому Академия наметила запись обучающих видеороликов по темам:

1. Кен-дзюцу – искусство меча (катаны):
1.1 Базовая техника:
1.1.1 Стойки, перемещения, удары, блоки, парирования
1.2 Стиль Катори
1.2.1 Разовые техники (удар – смещение тела с ответным ударом)
1.2.2 Кадзё – формы (ката)
1.3 Стиль Син Кагэ
1.3.1 Ката: удар – блок – парирование (смещение оружия) со смещением тела с ударом
1.4 Стиль Муто
1.4.1 Провал атакующего с одновременным ударом

2. Иаи-дзюцу – искусство внезапного нанесения удара: удары (учи, кири, цки), вкладывание меча (ното), стряхивание (тибури)

3. Дзё-дзюцу – искусство посоха (палка 120 см): удары, блоки, парирования

4. Калли, в т.ч. парные: удары, блоки, парирования

5. Ки в КокюХо и Ци в Тайцзи-цюань:
5.1 По силе:
5.1.1 Через руки перед собой у груди
5.1.2 Через руки перед собой снизу сидя и стоя
5.2 АйКи, как присоединение к силе атакующего:
5.2.1 Айки-но дзюцу
5.2.2 Айкидзюдзюцу
5.3 Ки/Ци (АйКи и КиАй) по силе и в обход силы атакующего и защищающегося:
5.3.1 Тайцзи-цюань

6. Таи-дзюцу – искусство тела, как «скрытая» техника рукопашного боя:
6.1 Атэми – ударная техника:
6.1.1 Удары на месте
6.1.2 Удары с движением
6.1.3 Удары одновременные с уклоном (скрытая техника)
6.1.4 Удары разночастотные с перемещением
6.2 Таи-сабаки – перемещение тела:
6.2.1 Уклоны, нырок, приседание от ударов рук, ног, палки, мячей
6.2.2 Техника перемещений без смещения стоп и укоренения
6.2.3 Микширования с входом от удара: в плечо спереди и сзади, в грудь, в спину, голову, бедро, ногу
6.2.4 Проваливание атаки в Пустоту – Муто
6.3 Аси-сабаки – перемещения тела посредством смещения стоп:
6.3.1 Техника перемещений
6.3.2 Перемещение с ударами
6.3.3 «Блокирование» с перемещением
6.4 Нагэ – бросковая техника с Ки/Ци и без – только физической силой (Ли):
6.4.1 Дзю-дзюцу, тайцзи-цюань
6.4.2 Айки-но дзюцу, тайцзи-цюань
6.4.3 Айкидзюдзюцу, тайцзи-цюань
6.5 Техника контроля «противника»:
6.5.1 Японское осаэ вадза
6.5.2 Китайское тин-на (цин-на)
6.6 Спец. упражнения:
6.6.1 Вращение дзё
6.6.2 Столбовая работа одиночная, с партнером на ногах, на руках
6.6.3 С тяжелым мячом, с метал. трубой, с длинным шестом, с короткой палкой
6.6.4 Комплекс разминки
6.6.5 Комплекс на сухожилия
6.6.6 Комплекс с дзё
6.6.7 Вращение кали
6.6.8 Маробаси с колесом (выведение из равновесия, броски)

7. Хэйхо-дзюцу – искусство стратегии

8. Госин-ё-но-тэ – методы самообороны

Уточнения по технике можно получать:
– дистанционно в vkontakte в нашей группе
– в рамках обучения в нашей Школе – на татами
– периодически на семинарах, а также на Открытых Уроках Академии.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!