Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Урок окружающего мира на тему "Погода и климат. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер)

Почему погодные условия зависят от состояния нижнего слоя атмосферы? Какие типы погоды вы наблюдали во время летнего отдыха?

1. Погода. Элементы и явления погоды. Погодой называется состояние атмосферы в данном месте за какой-либо короткий промежуток времени (за сутки, неделю, месяц). Атмосферное давление, температура, влажность - элементы погоды; осадки, ветер, туман, облака - явления погоды.
Состояние погоды определяется не только по одному элементу, скажем, температуре или осадкам, но и по всей совокупности элементов и явлений. Например, для погоды недостаточно определение «прохладная». Прохладная погода может быть ветреной, облачной, дождливой.
Погода изменяется в течение времени. Изменение температуры воздуха приводит к изменению давления, а оно к характеру ветра, облачность оказывает влияние на температуру и т.п. Отсюда, чтобы дать полную характеристику погоды, необходимо постоянное наблюдение образующих ее элементов и явлений (см. приложения 5, 6).

2. Воздушные массы. Погода изменяется в зависимости от перемещения воздуха над поверхностью Земли. Свойства погоды связаны с особенностями местности. Воздух в полярных зонах сильно охлаждается из-за малого количества солнечного тепла. На экваторе и в тропиках воздух сильно нагревается. Воздух над сушей сухой, над океанами - влажный.
Большие участки тропосферы, отличающиеся друг от друга по таким свойствам (температура, прозрачность, влажность), называют воздушными массами. Любые воздушные массы занимают миллионы квадратных километров над Землей.

В каждом полушарии различают 4 вида воздушных масс в зависимости от места образования:
1. Арктический (в южно-полярной области - антарктический) воздух.

2. Воздух у меренных широт.

3. Тропический воздух.

4. Экваториальный воздух.

Каждая из этих воздушных масс (кроме экваториальной) делится на континентальную (над сушей) и морскую. Воздух над морем отличается большой влажностью. В экваториальной зоне не только на море, но и на суше достаточно влаги. В заболоченных влажных лесах, как и на море, имеются условия для большого испарения. Поэтому в этой области над морем и сушей формируется одинаково горячий и влажный воздух.

Воздушные массы перемещаются с одного места на другое. Соответственно этому устанавливается определенная погода. Например, когда у нас зимой проходит северный арктический воздух, устанавливается морозная погода. Когда с запада, со стороны Атлантического океана, приходит морской воздух умеренных широт, то наступает оттепель и выпадает снег. Также летом с приходом южного тропического воздуха на многие недели устанавливается жаркая погода.

При смещении различных воздушных масс меняются давление, облачность, температура, влажность, прозрачность воздуха.

3. Прогноз погоды. Изучение погоды необходимо для повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека. Любой человек хочет знать заранее прогноз погоды. Каждый человек слушает сообщение о погоде по радио или телевидению и старается соответственно одеться. Предсказание погоды обеспечивает безопасность кораблям дальнего плавания, авиатранспорту. Такой прогноз необходим также весной при проведении посевных работ, дает возможность уберечься от опасных погодных явлений - заморозков, града и др. Прогноз погоды основывается на наблюдениях всех метеорологических станций Земли и наблюдениях, проводимых в верхних слоях атмосферы. В настоящее время на земном шаре есть свыше 10 тысяч метеорологических станций. Специалисты-метеорологи всего мира проводят одновременные наблюдения по времени Гринвича.

Время начального меридиана, проходящего через обсерваторию Гринвича близ Лондона, называют временем по Гринвичу. Время города Астаны отличается от него на 5 часов.

В полярных областях, на высоких горных вершинах имеются автоматические станции, которые сами проводят наблюдения и сообщают их результаты. Специальными приборами они измеряют состояние атмосферы, температуру воздуха, облачность, осадки и др.
Сведения о состоянии атмосферы поступают также с кораблей, с самолетов, ракет, метеорологических спутников Земли.
Результаты наблюдений собирают в каждом государстве в учреждениях службы погоды. Поступившие туда сведения обрабатываются с помощью электронно-вычислительных машин. На их основе создаются карты погоды. На таких картах с помощью условных знаков и цифр обозначается состояние погоды за определенный период.

Рис. 64. Условные знаки карты погоды.

На рисунке 64 в увеличенном виде показаны метеорологические сведения, нанесенные на карту погоды с помощью условных знаков. Место станции обозначено кружком. Кружочек наполовину закрашен черным цветом, что обозначает - небо наполовину затянуто облаками. Если небо чистое, то кружочек не закрашивается, остается белым. Когда облака полностью затягивают небо, кружочек целиком закрашивается черным цветом. Стрелка одним концом на кружочке обозначает направление ветра. Ветер дует с юго-востока, число черточек на стрелке показывает скорость ветра (м/сек). Длинная черточка - 5 м/сек, короткая - 2,5 м/сек. На этом примере сила ветра - 7,5 м/сек. Цифры над кружочком - температура воздуха (0°) и давление. Давление воздуха 1015,8 мб. (записываются три последние цифры). Знак слева под станцией показывает, что идет снег.

Кроме этого на карту наносятся воздушные массы, области атмосферного давления, осадки и др. На одни сутки составляют 4 такие карты. Сравнивая их друг с другом, определяют, куда и с какой скоростью перемещается прохладный или теплый воздух, какую в связи с этим можно ожидать температуру, в каком направлении и с какой силой дует ветер, будет ли дождь или снег, есть ли возможность образования тумана и т.п. Это все показано на картах прогноза погоды.
Прогноз погоды сообщается по радио, телевидению, через газеты. Кроме того, специальные сообщения об опасных явлениях (заморозки, буран, густой туман, шторм) должны срочно передаваться различным учреждениям по телеграфу.
Погоду на ближайшее время можно предсказать приблизительно и с помощью местных признаков.

Признаки ясной, летом - жаркой, зимой - морозной погоды

1. Утром небо ясное, к обеду поднимаются кучевые облака. Вечером облака рассеиваются.

2. Солнечное зарево перед восходом и заходом желтоватого цвета.

3. После захода Солнца на траве появляется роса. Ближе к утру она увеличивается, с восходом Солнца исчезает. В прохладное время вместо росы выпадает иней.

4. Летом день безветренный. Утром ветер слабый, днем усиливается, к ночи - слабеет.

5. К вечеру и ночи в низменностях прохладнее, чем на возвышенностях.

6. После дождливой погоды ветер постепенно утихает, осадки прекращаются, облака рассеиваются. Летом ночи прохладнее.

7. Повышается атмосферное давление.

Признаки перед переменой погоды

1. Кучевые облака вечером не рассеиваются, а увеличиваются и уплотняются.

2. Утреннее и вечернее солнечное зарево оранжевого цвета.

3. Уменьшается разница между ночной и дневной температурами. Вечером становится теплее, чем утром.

4. Вечером ветер не прекращается, даже усиливается.

5. Не образуются роса и иней.

6. Температура воздуха в низменных и возвышенных местах уравнивается.

7. Образуется светлый круг вокруг Солнца или Луны.

8. Понижается атмосферное давление.

Для прогноза погоды наличие только одного из названных признаков недостаточно, необходимо совпадение нескольких.

1. Что такое погода?

2. Почему изменяется погода?

3. Что называется воздушной массой?

4. Какие бывают виды воздушных масс?

5. Для чего необходимо изучение погоды?

6. Как прогнозируют погоду?

7. Дайте письменное описание ежемесячной погоды, начиная с начала учебного года, по вашим дневникам погоды. Была ли постоянной погода каждого месяца?

8. По местным признакам предскажите предстоящую погоду. Проверьте правильность вашего прогноза.

Тема урока: «Погода»

Цель: усвоение умения самостоятельно применять знания, умения, навыки, перенос в новые условия

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Расширить знания о параметрах, характеризующих состояние атмосферы. Дать знания о погоде, методах изучения погоды, причинах изменения. Сформировать понятия: погода, метеорология, воздушные массы, синоптические карты.. Уметь выявлять причинно-следственные связи: погода - воздушные массы. Научить применять знания о погоде, использовать их в новых условиях.

Метапредметные: Продолжать обучать приемам самостоятельной познавательной деятельности. Оформление выводов. Развивать логическое мышление, речь и внимание. Формировать информационную культуру, компьютерную грамотность и потребность в приобретении знаний. Продолжить формирование умения работать с источниками информации.

Личностные: продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества

Цель, адаптированная на ученика:

  • Объяснять элементы и явления погоды,
  • Устанавливать связи между элементами и явлениями погоды
  • Уметь работать с источниками географической информации

Тип урока: урок комплексного применения знаний

- Ведущий вид деятельности: повторение, обобщение, практическая работа

Методы и приемы: частично-поисковый

Оборудование:

  • Учебник и рабочая тетрадь для 6 класса
  • Атлас для 6 кл.
  • Набор фотографий “Погодные явления” (возможны работы учащихся)

Схема технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС

1 Предмет: география

  1. Тема урока: «Погода и климат»
  2. Класс: 6 класс
  3. Тип урока: Урок комплексного применения знаний .
  4. ФИО учителя: Кириллова Л.И.
  5. МБОУ «Большечакинская основная общеобразовательная школа» Урмарского района.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок!

Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

II. Проверка знаний и умений

Учитель: Учащимся необходимо распределить «урожай» по корзинам

Корзины:

Литосфера Гидросфера Атмосфера

Урожай: море; залив; синоптик; земная кора; ледник; атмосфера; воздушные массы; подземные вода; гора; температура воздуха; метеоролог; вулкан; океан; реки; муссон; ветер; землетрясение; атмосферное давление; озеро; мантия; облако; погода; пролив; равнина; атмосферные осадки; каналы; бриз

Атмосфера

Воздушные массы

Температура воздуха

Метеоролог

Муссон

Ветер

Синоптик

Атмосферное давление

Облако

Погода

Атмосферные осадки

Бриз

Учащиеся называют известные, изученные слова

Как вы думаете, ребята, какое слово является связывающим словом

Как вы считаете, чему сегодня будет посвящен урок?
Дети отвечают.


Спасибо ребята, вы мне очень помогли. Тема сегодняшнего нашего урока звучит так: Погода. А как вы считаете, какую цель урока можно поставить?
Дети отвечают.
Учитель: Итак, цель нашего сегодняшнего урока – формирование представлений о погоде, выявление причин влияющих на погоду.

Откройте ваши тетради, запишите в них число и тему нашего урока: «Погода».
Учитель: Ребята, давайте теперь вернемся к тем понятиям, с которыми мы работали в начале урока.
Учитель: Я вам предлагаю задание: У меня на руках карточки с номерами, каждый из вас выбирает любую и дает определение того понятия, которое записано на обратной стороне (дети тянут карточки со знакомыми им определениями и отвечают на вопросы).
Фронтальный опрос:

  1. Что такое атмосферное давление?
  2. Что такое туман?
  3. Что такое ветер?
  4. Что такое муссон?
  5. Что такое бриз?
  6. Что такое атмосферные осадки?

Учитель: Ребята, а вот подумайте и скажите мне, как вы считаете, география имеет связь с какими-нибудь другими предметами?
Дети отвечают.
Учитель: Я предлагаю вам решить задачу.
Решение задачи:
1. Определите высоту холма, если у его подножья атмосферное давление 750 мм рт. ст., а на вершине – 745 мм рт. ст.? (52,5 м).

2. На высоте 3 км температура воздуха -15 0 С, чему равна температура воздуха у поверхности Земли (+3 0 С)

3. Если на вершине холма 30 м атмосферное давление 752 мм.рт. ст., то у подножия холма атмосферное давление равно… (749 мм рт.ст.)

4. Будет ли лежать снег на вершине горы Килиманджаро (высота 5895 м), если температура воздуха у её подножия летом +25 0 С. Почему? (Да, так как на высоте более 5 км Температура – 5 0 С при минусовой температуре)

III. Изучение нового материала
Учитель: Мы не случайно вспомнили материал предыдущих уроков. Все о чем мы говорили тесно связано с таким понятием как «погода».
Слово «Погода» знакомо каждому из нас.
Скажите мне, в каких ситуациях вы говорите о погоде? Ну и что же такое «погода» по вашему мнению? (дети отвечают). Хорошо, а вот теперь посмотрите какое определение «погоде» дает наука:
Погода - это состояние атмосферы в данное время в данном месте.

Видеозапись о прогнозе погоды.

Внимательно послушали прогноз погоды, какие элементы характеризуют погоду?

Основные признаки погоды: температура воздуха, влажность, атмосферное давление, ветер, облака, осадки.

Влажность температура воздуха

ПОГОДА ветер

атмосферное давление

облака

Осадки

На предыдущих уроках мы с вами обо всех этих показателях погоды говорили, и вы наверняка помните, с помощью каких приборов эти показатели можно измерить. Я приготовила для вас карточки, сейчас я вам их раздам, а вам нужно установить соответствие между показателем погоды и прибором, который измеряет этот конкретный показатель. У вас на это не более минуты, кто быстрее всех тот заслуживает особой похвалы.
Задание «Найди пару»


На экране проектора учитель показывает правильное выполнение этого задания
взаимопроверка работы

Определения признаков погоды

Учитель: Ребята, скажите, а погода всегда одинаковая?

Внимание на экран – просмотр м-ф

А как вы думаете, что может влиять на изменение погоды?
Дети отвечают (выдвигают версии, учитель записывает на доске)

Проверка версий по тексту учебника стр. 125-126 пункт

«Причины изменения погоды»

Причины изменения погоды

1. Изменение температуры воздуха
2. Перемещение воздушных масс
Учитель: Итак, при повышении температуры увеличивается влажность воздуха, при понижении – уменьшается.
Другая причина изменения погоды - перемещение воздушных масс с одной территории на другую. Если воздух находится над какой-либо земной поверхностью, он приобретает определенные свойства. Например, над Северным Ледовитым океаном образуется холодная воздушная масса. Над тропическими пустынями воздушная масса горячая, запыленная и сухая. Над океаном воздух, насыщенный водяным паром.


Учитель: Ребята, скажите мне, а как вы узнаете какая погода на улице? До того как выйти на улицу
Дети отвечают.
Учитель: Правильно, в большинстве стран мира существуют специальные службы погоды, которые занимаются изучением и измерением погоды.

Краткое сообщение ученика о метеорологической службе

С танции эти называются – метеорологические, а сотрудники, работающие там – метеорологи. На метеорологических станциях снимают сведения о температуре, влажности, ветре, направлении и скорости ветра. Потом эти данные передают в метеорологические центры. Там полученные данные особыми знаками наносят на карты.

Эти карты называются синоптическими

Спасибо, Никита

В настоящее время метеорологи пытаются не только прогнозировать погоду, но и воздействовать на неё. Во многих странах специалисты умеют вызывать искусственный дождь, предотвращать выпадение града.

Организация работы по синоптической карте – карта погоды

Стр. 126, рисунок 83, атлас стр 30

1. Учащиеся знакомятся с условными знаками карты погоды

2. Задание: определите облачность, ветер, температуру воздуха и атмосферные осадки в Казани и в Москве

А как вы считаете, как же люди предсказывали погоду, когда не существовало таких служб и специальных приборов?
Дети отвечают.
Учитель: Кто уже слышал об этом и может нам рассказать?
Дети отвечают.
Учитель: Отлично, эта прекрасная тема для выполнения проекта. Я предлагаю самым творческим и креативным выполнить проект на тему «Животные и растения – уникальные метеорологи». Кого заинтересовало мое предложение, прошу подойти ко мне после уроков, и мы с вами обсудим вопросы, касающиеся этой работы.

IV. Закрепление

Учитель: Итак, мы сегодня на уроке узнали о погоде:

1. Погода – состояние тропосферы в данный момент на определённой территории

2. Она зависит от перемещения воздушных масс и изменения температуры

3. Существует два типа погоды, отличающиеся по сезонам года: холодного времени года и тёплого

4. Человек погоду научился прогнозировать и изменять

Чистая доска

Уберите те понятия, с которыми вы познакомились сегодня на уроке и определение которых сможете дать.

Учащиеся выходят по одному к доске, убирают известное им понятие и говорят, что оно означает

V. Рефлексия Учитель: Наш урок подходит к концу, как вы считаете, цель, которую мы поставили в начале урока, была достигнута? А что нового вы сегодня для себя открыли? Вам понравился сегодняшний урок?

VI. Домашние задание: учебник параграф


ОС «Школа 2100». Окружающий мир. 2 класс

Тема: Погода и климат. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Практическое измерение температуры воздуха при помощи термометра.

Цели: - познакомить с погодой как состоянием атмосферы в определенное время в определенном месте;

Учить описывать погоду с использованием терминов: температура воздуха, сила ветра, облачность, осадки;

Прогнозировать погоду, учитывая климат данной местности;

Научить детей использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды.

Оборудование: уличный и комнатный термометры, модель термометра, презентация, учебник «Окружающий мир. 2 класс», маркеры, листы А3, листочки, карточки.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

    Организационный момент

Приветствие партнеров по плечу, по лицу.

    Проверка домашнего задания

Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (Quiz - Quiz - Trade ) – «опроси-опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

Встаньте, задвиньте стульчики для безопасности, поднимите руку и найдите ближайшую пару. 1 ученик спрашивает другого – задает вопрос (заготовленный дома, с ответом). 2-ой отвечает. 1 ученик помогает при затруднении или хвалит при положительном ответе. Затем ученики меняются ролями. Ученики обмениваются карточками и благодарят друг друга. (Повтор 2-3 раза) Начинает ученик выше ростом (мизинчик короче, глаза светлее).

Спасибо! Вы хорошо подготовились к уроку. Молодцы! Похвалите друг друга. Займите свои места.

    Актуализация знаний.

Какие осадки вам известны? (Ответы детей.)

    Новая тема.

Послушайте и дополните стихотворение.

Почему повсюду лужи?

Мама зонтик свой берет.

Почему же? Почему же?

Потому что … (дождь идет). Слайд 2 Мальчик смотрит в окно

Это Сережа. Он собирается на улицу. Помогите ему собраться.

Партнеры 3, возьмите на столе 2 белых листочка с заданием, один листочек отдайте партнеру 1. Перед вами «Гардероб». Прочитайте задание, выполните работу с партнером по плечу.

Какую одежду приготовите? Раскрасьте ее.

В летний день _ (тепло, холодно) _, поэтому Сережа наденет

В зимний день _ (тепло, холодно) _, поэтому он наденет

Структура СИНГЛ РАУНД РОБИН (Single Round Robin ) – учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.

Проговорите ответ на данный вопрос по кругу один раз. Начнет партнер 4.

Почему в этих случаях выбрана разная одежда? (связать с погодой)

Ребята, а все ли вы знаете о погоде? Хотите узнать? Для чего нам надо это знать? Где понадобятся знания о погоде? Правильно. Какая тема нашего урока? (Погода)

Правильно. Тема урока: Погода и ее составляющие.

Цели урока: познакомимся с погодой как состоянием атмосферы в определенное время в определенном месте; научимся описывать погоду с использованием терминов: температура воздуха, сила ветра, облачность, осадки.

Если Сережа одет не по погоде, может заболеть. Слайд 3 Каким предметом измеряют t

Каким предметом можно измерить температуру тела? (Градусник) Только ли температуру тела можно измерить? Каким прибором измеряется температура воздуха?

Есть и другие виды термометров. Слайд 4-8, 9 Части термометра

Рассмотрим термометр. Он состоит: из шкалы с делением, стеклянной трубки с жидкостью. Одно деление – это 1 градус. Имеется граница между градусами тепла и холода.

Работа с моделью. Запись температуры на доске. Обратить внимание на значок градусы и разницу показателя тепла и холода. Слайд 10 + 25 ͦ, + 10 ͦ

Структура СИ-ФИНК-УАНДЭ (See - Think - Wonder ) – объект, подталкивающий к обсуждению.

Рассмотрите внимательно практическую часть урока.

Это ёмкость, заполненная водой. Опускаю кораблик в воду. (Дую на кораблик. Он плывет.)

Что вы увидели? (1 мин – запись мыслей)

Что вы думаете об этом? (1 мин)

О чем это заставляет вас задуматься? (1 мин)

(Варианты ответов: Кораблик поплывет, если на него дунуть)

Кораблик поплыл? Что для этого необходимо? (Ветер)

Что такое ветер?

Откройте учебник на с. 72. Рассмотрите картинки. Прочитаем текст.

После чтения. Слайд 11 Знаки силы ветра

Если ветер дует с севера, значит он … (северный - С), а если с востока, то он … (восточный - В). На доске запись знаков направления ветра и силы. С →→, В→

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише.

Дерево все выше, выше.

Вашему вниманию пейзажи русских художников. Слайды 12-14

Как вы определяете пасмурный день или ясный? (по наличию облаков)

Что вы можете рассказать об облаках?

На с. 73 прочитаем информацию о них.

На доске появляются знаки: ясно, малооблачно, пасмурно. Слайд 15 Условные знаки

    Закрепление

Структура ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС (Placemat Consensus ) – «Карта» согласия - учащиеся принимают командное решение.

Я задам вам тему. Команда должна записать максимальное количество идей по теме на своей части листа. Партнеры по очереди обмениваются своими идеями. Если вся команда приходит к консенсусу («большой палец вверх»), один ученик записывает эту идею в центральный квадрат. Вы продолжаете до тех пор, пока все не поделятся своими идеями. Идеи, записанные в центральном квадрате, являются решением всей команды.

Тема: «Что составляет погоду?»

Кто защитит работу команды.

    Домашнее задание

Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Открыли для себя что-то новое, но узнаете еще больше прочитав дома с. 70-74 и выполните интересные задания в рабочей тетради на с. 22-24.

    Подведение итога. Рефлексия

А сейчас подумайте, кто из ребят на уроке был сегодня очень активен, предлагал интересные мысли, правильно рассуждал и заслужил оценку «5». (Варианты детей). Вы согласны?

Кому можно поставить за урок оценку «4»? (Варианты детей). Вы согласны?

Если вы узнали на уроке новое, вам было интересно, и вы довольны своими ответами, нарисуйте на стикере солнышко.

Если что-то у вас не получилось, вы испытали трудность, не на все вопросы нашли ответ, нарисуйте тучку.

Оставьте свои рисунки на парковке.

Я вами довольна! Спасибо за урок! Молодцы! Слайд 16

Присутствие делает воздух влажным. Водяной пар, как и любой газ, обладает собственным давлением, которое вместе с давлением сухого воздуха составляет атмосферное. Парциальное давление водяного пара (собственное давление пара) характеризует влажность воздуха и измеряется в тех же единицах, что и атмосферное (гПа). Максимальное давление водяного пара зависит от температуры и называется насыщающим. Если влага продолжает попадать в атмосферу, а давление водяного пара равно насыщающему, происходит конденсация или сублимация водяного пара, и образуются капельки воды или кристаллы льда. Отношение фактического парциального давления к насыщающему при данной температуре называется и выражается в процентах. Относительная влажность меняется от нуля для сухого воздуха до 100% при насыщенном водяном паре. Измерения воздуха производят гигрометром - прибором, в котором используется обезжиренный человеческий волос, имеющий свойство изменять длину в зависимости от влажности: удлиняться во влажном воздухе и укорачиваться в сухом.

Наиболее влажный воздух наблюдается в приземном слое в . При удалении от темной поверхности влажность воздуха в безоблачной атмосфере стремительно уменьшается. Так, в на высоте от 0 до 2 км содержится около 55% всего количества водяного пара, а в слое на высоте от 0 до 5 км - 90%. В стратосфере количество водяного пара составляет десятые или даже сотые доли процента от всего содержания влаги в атмосфере.

Это скопление мельчайших капелек воды или кристалликов льда, плавающих в воздухе и видимых человеческим глазом. Капли и кристаллы настолько малы, что их вес почти уравновешивается трением о воздух. Когда такие скопления образуются у поверхности земли, они называются . Скорость падения капель в неподвижном воздухе равна нескольким миллиметрам в секунду, а скорость падения кристаллов еще меньше. Существующие в атмосфере вертикальные движения воздуха препятствуют выпадению капелек и кристалликов из облаков, и они длительное время плавают в воздухе, увлекаясь воздушными потоками и смещаясь то вверх, то вниз. При определенных условиях капли и кристаллы начинают расти и становятся настолько тяжелыми, что уже не удерживаются в облаке и выпадают в виде осадков. В других случаях, когда относительная влажность воздуха становится меньше 100%, капли и кристаллы испаряются и облака рассеиваются.

Для образования облаков нужно, чтобы пар, содержащийся в воздухе, достиг насыщения. При подъеме пар охлаждается, конденсируется, и образуются мельчайшие капельки воды и кристаллы. Это и есть облака. Если облака состоят только из капель воды и пара, то их называют водяными, если из пара и кристаллов льда - кристаллическими. А смешанные облака включают и водяной пар, и капли воды, и кристаллы. Все облака, за небольшим исключением, образуются на разных высотах в тропосфере и принимают различные формы, которые отражают характер воздушных течений, несущих эти облака. Такова облачность, которую мы наблюдаем с Земли в пределах видимого горизонта, т. е. в пределах радиусом примерно 5 км. С запуском искусственных спутников Земли появилось новое средство слежения за . Телевизионные и инфракрасные снимки облаков, получаемые с искусственных спутников Земли, позволяют наблюдать облачные системы, их развитие, перемещение, непрерывные изменения на огромных пространствах. Самое замечательное, что облачные системы фронтов, построенные синоптиками теоретически, на основе наблюдений с Земли за облаками, были блестяще подтверждены, когда стало возможно наблюдать эти системы со спутников. Кроме того, спутниковые изображения открыли многие новые облачные скопления размером от 20 до 200 км и подтвердили правильность классификации облаков, созданной по наблюдениям с Земли. Облака делают видимыми движения воздуха и процессы, происходящие в воздушных потоках. По этой причине в метеорологии уделяется большое внимание формам облаков и их классификации. Для того чтобы наблюдатели во всем мире на метеорологических станциях одинаковым образом определяли формы облаков, созданы Международная классификация облаков и Атлас облаков, принятые Всемирной метеорологической организацией.

Прежде всего, облака разделяют по высотным слоям, так называемым ярусам, а затем по их строению и форме. В наиболее высоком и самом холодном верхнем ярусе от 6 до 13 км (о полярных широтах - от 3 до 8 км; в тропических - от 6 до 18 км) образуются кристаллические облака: перистые, перисто-кучевые и перисто-слоистые.

Перистые облака похожи на отдельные нити, коготки, запятые. Перисто-кучевые облака напоминают мелкие шарики и барашки, а перисто-слоистые представляют собой тонкую белую пелену, застилающую все небо или часть его. Перистые облака полупрозрачны и мало затеняют солнечный свет.
В среднем ярусе (от 2 до 7 км — в умеренных широтах; от 2 до 4 км — в полярных и от 2 до 8 км - в тропических широтах) существуют только две формы облаков - высокослоистые и высококучевые. Высокослоистые облака представляют собой молочно-серый облачный покров, застилающий весь небосвод или часть его.

Через менее плотные его участки могут просвечивать Солнце и Луна, но только в виде размытых пятен. Через более плотные, обычно серые участки. Солнце и Луна не просвечивают. Эти облака смешанные. Высококучевые же облака выглядят как система облачных гряд, состоящих из овалов в основном белого цвета, но с серыми основаниями. Они затеняют Солнце, но их толщина невелика. По краям овалов иногда наблюдается радужная окраска. Высококучевые облака всегда водяные. В нижнем ярусе (на всех широтах до 2 км от земли), различают три формы облаков: слоисто-дождевые, слоисто-кучевые и слоистые.

Слоисто-дождевые - это плотные свинцовые или темно-серые облака, из которых обязательно выпадают осадки: идет или обложной дождь, или обложной снег. Солнце и Луна сквозь них не просвечивают. Слоисто-дождевые - это смешанные облака.

Слоисто-кучевые облака представляют собой длинные гряды облаков, состоящих из мощных светло-серых опалой с серыми основаниями, между которыми либо просвечивает небо, либо тонкая белая облачность, связующая валы.

Слоистые облака - это однородный серый слой плотных облаков, из которых ни дождь, ни снег не выпадают. Иногда может идти морось. И слоистые, и слоисто-кучевые облака — водяные.

Это дождь, морось, снег, снежная и ледяная крупа, град, выпадающие из облаков на земную поверхность. Измеряются осадки в миллиметрах слоя воды, выпавшей на поверхность. Когда говорят, что выпало 10 мм осадков, это значит, что слой воды, покрывший земную поверхность, имел бы толщину 10 мм, если бы вода не стекала, не испарялась и не просачивалась в почву. Нетрудно догадаться, что 10 мм осадков - это 10 кг воды, выпавшей на I м». Осадки измеряются простыми приборами - дождемерами. Дождемер - это цилиндрическое ведро, в котором накапливаются осадки в течение 6 или 12 ч. К ведру прилагается дождемерный стакан, который позволяет измерять выпавшие осадки в миллиметрах слоя воды на квадратный метр. В случае твердых осадков (снег, град) их предварительно превращают в воду (растапливают). Кроме того, толщину слоя выпавшего снега определяют с помощью снегомерной рейки.

В умеренных широтах осадки идут только из смешанных облаков. Это происходит потому, что в смешанных облаках, где соседствуют водяной пар, капли воды и кристаллики льда, создаются условия для роста кристалликов. Известно, что давление насыщенного водяного пара над водой больше, чем надо льдом, поэтому в смешанном облаке насыщенный для капелек воды водяной пар оказывается перенасыщенным для ледяных кристалликов, вследствие чего водяной пар конденсируется на кристалликах. При этом водяной пар становится ненасыщенным по отношению к каплям воды, и они начинают испаряться. В смешанном облаке происходит перегонка водяного пара с капель на кристаллы льда. После того как капли и кристаллы льда вырастают до 20 - 60 мкм основную роль D их укрупнении начинает играть процесс слияния (коагуляции) облачных элементов, которому способствуют как столкновения, так и хаотическое (турбулентное) и броуновское движения, всегда существующие в облаке. Наиболее быстро процесс укрупнения облачных элементов происходит при сильных вертикальных движениях внутри облака. При быстром подъеме воздуха резко понижается температура, создается большое перенасыщение водяного пара не только над кристаллами льда, но и над каплями, которые также могут расти. Затем капли и кристаллы, поднятые на большую высоту восходящим потоком, падая, проходят большую толщу облака. В результате слияния и примораживания кристаллами переохлажденных водяных капель облачные элементы вырастают до таких больших размеров, что они уже не способны удерживаться в облаке и выпадают на землю. Таким образом, если температура в слое под облаком ниже нуля, то идет снег, а если выше нуля - дождь.

Есть такие непокорные облака, которые не соблюдают ярусов: они образуются внизу, затем простираются на всю высоту тропосферы. Это кучево-дождевые облака. Всем знакомы плотные с резко очерченными контурами ослепительно белые водяные облака, поднимающиеся вверх в виде куполов с серыми горизонтальными основаниями. Их гряды с просветами ясного неба - признак хорошей погоды в умеренных широтах, но при определенных условиях в тропосфере кучевые облака начинают быстро расти вверх, наслаиваясь, купол над куполом и расширяясь по площади. За считанные минуты они охватывают всю тропосферу, и их верхние части принимают волокнистую перистообразную структуру. Облако становится кучево-дождевым. Перистообразная структура свидетельствует о том, что в верхней части образовались кристаллы и облако стало смешанным. Из кучево-дождевых облаков выпадают ливни, иногда град, с ними связаны электрические явления - молнии и гром, поэтому часто кучево-дождевые облака называют грозовыми, а также ливневыми.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!