Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Многообразие животного мира; многообразие Хордовых, их широкое распространение по Земле, освоение ими различных сред обитания, понятие «хорда»; классификация типа; характеристика класса Ланцетники и класса Круглоротые

Ход урока

Актуализация знаний

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

К каким существам относятся беспозвоночные?

одноклеточным

многоклеточным

могут относиться и к тем, и к другим

2. На какие группы делят многоклеточных?

позвоночные и безпозвоночные

кишечнополостные и черви

членистоногие и молюски

3. Где обитают кишечнополостные?

в водной среде

в воздушно-наземной среде

в почвенной среде

4. Как называется самый известный представитель червей?

дождевой червь

5. Чем моллюски отличаются от других беспозвоночных?

наличием раковины

живут в воде

удлиненное вытянутое тело

6. К какому типу беспозвоночных относятся насекомые?

моллюски

членистоногие

7. К какому типу беспозвоночных относятся ракообразные?

членистоногие

кишечнополостные

иглокожие

8. Какие беспозвоночные могут менять твердость своих покровов?

иглокожие

моллюски

членистоногие

9. К какому типу беспозвоночных относят медуз?

кишечнополостные

моллюски

10. Что объединяет всех беспозвоночных?

отсутствие скелета

среда обитания

способ передвижения

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

ПОДТИПЫ: БЕСЧЕРЕПНЫЕ И ЧЕРЕПНЫЕ, ИЛИ ПОЗВОНОЧНЫЕ

1.Какие характерные особенности имеют животные, относящиеся к типу хордовых?

2.Что отличает ланцетника от беспозвоночных животных?

3.Чем круглоротые отличаются от ланцетника?

4.Чем характеризуются Бесчерепные и Черепные хордовые?

Общая характеристика. К типу хордовых относятся двусторонне-симметричные животные с внутренним скелетом, который представ-лен прочным осевым стержнем — хордой. Низшие хордовые — лан-цетник, минога, миксина имеют хорду в виде упругого эластичного тяжа, расположенного на спинной стороне тела от головного отдела к хвостовому.

Высшие хордовые — рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (включая человека) имеют хорду в зароды-шевом состоянии. С ростом и развитием этих организмов она заме-няется хрящевым или костным позвоночником. Хорда или позво-ночник являются опорой для прикрепления мускулатуры.

Нервная система представлена трубчатымтяжем, лежащим над хордой. У высших хордовых нервная трубка в передней части расширяется и превращается в головной мозг. Пищеварительная систе-ма в виде трубки находится под хордой. Наземные хордовые имеют жаберные щели на ранних периодах зародышевого развития. Крове-носная система у хордовых замкнутая. Хордовые преимущественно свободно живущие организмы.

В типе хордовых мы рассмотрим подтип Бесчерепные и под-тип Черепные, или Позвоночные.

Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники

Общая характеристика. К подтипу бесчерепных относится только один класс — Ланцетники. Это полупрозрачные, рыбообразные морские животные, длиной от 1 до 8 см (рис. 79). Форма тела напо-минает хирургический инструмент ланцет (отсюда их название). К настоящему времени известно около 30 видов ланцетников, оби-тающих в умеренных и теплых морях. Они распространены у бере-гов Атлантического, Индийского и Тихого океанов.

Обычно ланцетники живут на глубине от 10 до 30 м. Они зары-ваются в песок, выставив наружу переднюю часть тела с ротовым отверстием, окруженным щупальцами.

Ланцетники фильтруют воду. Пищей им служит планктон — взвешенные в воде одноклеточные животные и водоросли. Ланцет-ники беззащитны и имеют много врагов. Потревоженные, они мгновенно покидают убежище, переплывают на другое место и быстро вновь зарываются в грунт. Наиболее активны в ночное время.

Тело ланцетников сжато с боков, заострено с обоих концов, ли-шено обособленной головы. У них отсутствует череп, головной мозг не сформирован, нет парных плавников. Имеется непарный спинной плавник, который тянется вдоль спины, переходит в хвостовой плав-ник и заканчивается на брюшке. Снаружи ланцетники покрыты ко-жей, имеющей большое количество железистых клеток, обильно сма-чивающих тело слизью. Мышечный слой этого животного расположен по бокам тела и разделен перегородками на 50—80 сегментов. Внут-ренний скелет состоит из хорды, над ней располагается нервная труб-ка со светочувствительными клетками. Органы чувств развиты очень слабо. Хорда и нервная трубка покрыты общей оболочкой. Ланцетни-ки — раздельнополые организмы. В ночное время при благоприятных для размножения условиях половозрелые особи выметывают мелкую икру и сперматозоиды. Оплодотворение икры наружное. Личинки, выходящие из икры, плавают в толще воды в течение 3 месяцев. Половозрелыми становятся на 2—3 году жизни, живут 3—4 года.


Ланцетики служат хорошим кормом для многих водных позво-ночных животных. Азиатский ланцетик служит объектом специ-ального промысла. Местные жители Юго-Восточной Азии употреб-ляют ланцетников в пищу в жареном, вареном и сушеном виде. Ежегодно вылавливают до 35 т ланцетников, что соответствует 280 млн особей этих животных.

Подтип Бесчерепные

" Тип Хордовое . Класс Головохордовые "

Подтип Черепные, или Позвоночные

Общая характеристика. Позвоночные — группа животных, имею-щая скелет головы, или череп, и позвоночник, состоящий из по-звонков. Череп и позвоночник защищают головной и спинной мозг, который образовался из нервной трубки бесчерепных.

У позвоночных усложняются органы чувств. Особенно совер-шенствуются органы слуха и зрения. Многочисленные группы мышц обеспечивают значительную подвижность животным, осуществляе-мую в основном при помощи парных конечностей. Есть сердце, ко-торое гонит кровь по замкнутой кровеносной системе. Дыхание водных животных происходит с помощью жабр, а наземных — с помощью настоящих легких.

Позвоночных насчитывают около 40—45 тыс. видов. Живут в воде, на суше, часть из них приспособлена к полетам и подземному образу жизни. К подтипу позвоночных, или черепных, относятся классы: Круглоротые, Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земновод-ные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

Класс Круглоротые


Общая характеристика . Круглоротые представляют наиболее прими-тивную группу современных позвоночных. К этому классу относятся миноги и миксины. У них нет костной ткани в скелете и в течение всей жизни сохраняется хорда. Рот круглый, имеет форму присасыва-тельной воронки. Есть роговые зубы и мощный язык (рис. 81). Кругло-ротые не имеют челюстей и конечностей. По бокам головы находятся недоразвитые глаза, в отличие от всех позвоночных орган обоняния у круглоротых открывается на переднем конце одной ноздрей (рис. 80). Такое вооружение используется для прикрепления к твердым предме-там и прокусывания кожных покровов жертв. В воде круглоротые передвигаются, совершая червеобразные движения. Голая кожа обиль-но смачивается слизью. Миноги и миксины живут в морях и пресных водоемах. К настоящему времени описано около 45 их видов.

Первые настоящие позвоночные животные - круглоротые

Образ жизни скрытый. Эти круглоротые предпочитают на-ходиться на дне водоемов, способны зарываться в грунт, но могут свободно плавать как у поверхности, так
и на глубине.

Миксины — морские животные. По форме тела они напоминают больших
червей. Миксины охотятся на морских беспозвоночных и рыб. Нападая на
рыбу, миксина прогрызает тело жертвы, а затем попадает внутрь. От рыбы оста-
ется только кожа и скелет.

Морские чудовища - минога

Ланцетник был впервые описан в XVIII в. Первооткрыватель ланцетника российский ученый П. С. Паллас принял его за мо-ллюска и назвал ланцетовидным слизнем. Лишь спустя 60 лет была выяснена принадлежность ланцетика к хордовым. Содержание жира в теле миноги перед ходом на нерест 34%, а возле мест нереста — 1%.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы

1.Каково наиболее существенное отличие ланцетников от беспозво- »■ ночных животных?

2.Перечислите черты приспособленности ланцетника к жизни в воде.

3.Каких ранее изученных животных напоминает по своему облику ланцетник?

4.Можно ли утверждать, что круглоротые — исключительно вредные животные?

5. Докажите, что круглоротые не относятся к беспозвоночным живот-ным

6.Обитают ли представители круглоротых в вашей местности?

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

Хостинг презентаций

Класс круглоротые включает современных бесчелюстных, распределяемых по двум подклассам. Это наиболее древний класс из ныне живущих позвоночных.

Система класса (включает 38-45 ныне живущих видов).
Класс Круглоротые - Cyclostomata
Подкласс Миноги - Petromyzones
Отряд Миногообразиые - Petromyzoniformes
Подкласс Миксины - Myxini
Отряд Миксинообразные - Myxiniformes .

Подкласс миноги включает один отряд и одно семейство миноговые - Petromyzonidae , объединяющее 20-24 вида 7 родов. Делятся на 3 группы: а) наиболее крупные виды (до 1 м длины) - морские или проходные миноги - большую часть времени проводят в море, в прибрежных водах, на нерест входят в реки (атлантическая морская минога - Petromyzon marinus , каспийская минога - Caspiomyzon wagneri и др.); б) речные проходные миноги населяют более опресненные прибрежные участки морей, нерестуя в реках (европейская речная минога - Lampetra fluviatilis , японская минога - L. ayresii и др.); в) в пресных водах Европы и Азии живут непроходные речные, озерные и ручьевые мелкие миноги p. lampetra , а в Северной Америке - p. Ichtyomyzon.

Подкласс миксины включает один отряд с двумя семействами: миксиновых Myxinidae (наружные протоки жаберных мешков впадают в подкожный канал, который открывается наружу одним отверстием на боковой стороне в конце передней трети тела) и бделлостомовых Bdellostomidae (каждый из 5-16 пар жаберных мешков открывается наружу самостоятельным отверстием). В отряде 18 видов, относимых к 5 родам. Живут в морях; при солености ниже 29°/0о перестают питаться, а при 25%о и ниже погибают. Держатся около дна на глубинах от нескольких метров до 400-500 и более. Достигают длины 50- 60 см.

Особенности организации круглоротых . Форма тела угреобразная или червеобразная. Небольшой хвостовой плавник протоцеркальный (равнолопастный). Парных плавников нет. У миног есть два (редко один) спинных плавника, а у самок перед нерестом развивается небольшой анальный плавник. У миксин спинные плавники не развиты.

Покровы . Кожа мягкая, без следов наружного скелета. В эпидермисе многочисленны одноклеточные железы, выделяющие обильную слизь, покрывающую тело круглоротых. Слизь имеет защитное значение; у миксин она, вероятно, облегчает проникновение в тело жертвы.

Двигательная система . Миохордальный комплекс полностью сохраняет свое значение. В течение всей жизни осевой скелет представлен плотной хордой. Ее окружает толстая соединительнотканная оболочка ("жировая подушка"; она охватывает и лежащий над хордой спинной мозг. У миног в толще этой оболочки по бокам спинного мозга образуются маленькие палочковидные хрящики (по две пары в каждом сегменте тела), представляющие собой зачатии позвонков; их называют верхними (невральными) дугами. У миксин не образуются.

Мозговой череп круглоротых находится на эволюционной стадии, соответствующей ранним этапам эмбрионального развития черепа остальных позвоночных. Он представляет собой разрастание пара хордалий и окружает головной мозг только снизу и с боков (у миксин боковые участки не развиты); сверху мозг закрыт соединительнотканной пленкой. Затылочный отдел мозговой коробки не развит. Спереди к мозговому черепу примыкает непарная, но двураздельная обонятельная капсула, а к задним боковым стенкам - парные слуховые капсулы).

Своеобразен висцеральный скелет; он включает скелет предротовой воронки, жаберную решетку и околосердечный хрящ. Кольцевой хрящ и несколько непарных хрящей поддерживают стенки предротовой воронки и мощную мускулатуру языка. Некоторые из них (задний верхний хрящ) прирастают к мозговому черепу. Жаберная решетка развита только у миног и отсутствует у миксин. Она расположена под кожей, кнаружи от жаберных мешков и состоит из изогнутых 9 вертикальных и 4 продольных хрящевых балочек, сливающихся в точках пересечения. К жаберной решетке прирастает околосердечный хрящ, охватывающий сердце сзади и с боков. К висцеральному скелету относится и подглазничная дуга, прирастающая к мозговому черепу и ограничивающая снизу плохо выраженную глазницу. Такой висцеральный скелет, очевидно, развился путем дифференцировки висцеральных дуг предков - скелетных образований, находившихся в перегородках между жаберными щелями.

Речная минога (Lampetra fluviatilis)

Хвостовой и спинные плавники поддерживаются длинными и тонкими хрящевыми лучами, доходящими до наружного края плавников.

Мышечная система круглоротых значительно мощнее, чем у бесчерепных. Она состоит из мышечных сегментов - миомеров, отделенных друг от друга соединительнотканными перегородками - миосептами. Каждая миосепта образует ломаную линию в виде лежащей на боку латинской буквы W; средний угол расположен примерно посредине тела и вершиной направлен вперед. В голове и жаберной области под миомерами соматической мускулатуры дифференцируется висцеральная мускулатура, образующая сложную систему мышц предротовой воронки, языка и жаберных мешков. Они обеспечивают присасывание к жертве, пробуравливание отверстия в ее покровах и насасывание пищи, а также создание тока воды через жаберные мешки. Двигаются в толще воды с помощью боковых изгибов туловища (ундулирующих движений).

Органы пищеварения и питание . Пищеварительная трубка начинается предротовой воронкой, более развитой у миног. По краям воронки у них расположены облегчающие присасывание мелкие складочки кожи, а у миксин - две пары подвижных усиков. Ороговевшие сосочки эпителия внутренней поверхности воронки образуют роговые зубчики и зубные пластинки; их размеры, форма и расположение имеют систематическое значение. В глубине воронки расположено округлое ротовое отверстие, снизу ограниченное вершиной мощного языка, вооруженного 1-2 крепкими роговыми зубами или сложной роговой зубной пластинкой. Мелкую добычу миноги засасывают с током воды.

Присосавшись к крупной добыче, минога вершиной языка пробуравливает ее кожу, а миксина вгрызается зубом языка, проникая в тело жертвы. Парные слюнные железы, открывающиеся протоками под вершиной языка, выделяют в рану антикоагулянты, препятствующие свертыванию крови, и протеолитические ферменты, растворяющие (лизирующие) белки. Особенно много выделяют в добычу протеолитических ферментов миксины; это позволяет им растворить и затем всосать все мягкие ткани добычи, оставив лишь кожу и кости. Крайне своеобразное и не свойственное остальным позвоночным "вне кишечное пищеварение" позволяет круглоротым питаться крупной добычей. Благодаря сокращению и расслаблению мощной мускулатуры языка, объем ротовой полости меняется в значительных пределах, и в нее, как в полость шприца, насасывается пища. За ротовой полостью у миксин и личинок миног идет глотка, в которую открываются внутренние отверстия жаберных мешков. При насасывании пищи миксинами внутренние отверстия мешков закрываются специальными мышцами - сфинктерами, и пища проходит в кишечник, не попадая в жаберные мешки.

У личинок миног в начальной части глотки есть мерцательный желобок, выделяющий слизь - эндостиль. Мерцанием их ресничек и движениями паруса - складки на границе ротовой полости и глотки - создается подвижный шнур слизи, тянущийся к кишечнику. Попавшие с током воды в глотку пищевые частицы захватываются потоком слизи и направляются в кишечник, а вода проходит в жаберные мешки и через их наружные отверстия вытекает наружу. Такой способ питания личинки миноги-пескоройки удивительно близок к тому, что имеет место у взрослого ланцетника, и служит примером рекапитуляции - повторения в развитии потомков предковых признаков.

Во время метаморфоза личинки миноги складка, вырастающая от дна задней части глотки, разделяет глотку на два изолированных отдела: переходящий в кишечник пищевод и кончающуюся слепо дыхательную трубку, в которую открываются внутренние отверстия жаберных мешков. Со стороны ротовой полости вход в дыхательную трубку прикрывает подвижная складка - парус. У плавающей миноги парус отогнут и прикрывает вход в пищевод; вода через рот проходит в дыхательную трубку и оттуда в жаберные мешки.

Когда минога присосалась к добыче, парус закрывает вход в дыхательную трубку и насасываемая кровь жертвы идет в пищевод и кишечник, не попадая в жаберные мешки. За счет сокращения мускулатуры и эластичности жаберной решетки изменяется объем жаберных мешков и вода поступает в них и выводится через наружные отверстия; при этом дыхательная трубка способствует перераспределению воды между жаберными мешками. Тонкостенный пищевод миног незаметно переходит в кишечник. У всех круглоротых кишечник, не образуя петель, опускается вдоль печени на вентральную сторону и открывается самостоятельным анальным отверстием. У миног всасывательная поверхность кишечника увеличивается развитием крупной складки - спирального клапана, идущего вдоль всей кишечной трубки.

Крупная компактная печень лежит за сердцем и имеет форму конуса, вершиной направленного назад; желчный пузырь протоком открывается в кишечник. У идущих на нерест и прекращающих в это время питаться миног желчный пузырь и проток редуцируются. Поджелудочная железа островками рассеяна по стенке кишечника и при обычном анатомировании не видна.

Круглоротые способны поглощать большие количества пищи. Так, миксина за 7-10 ч потребляет пищу, превышающую ее вес в 7-8 раз. Насытившееся животное способно переносить длительное голодание (видимо, в течение нескольких недель).

20. Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные.

1. Закончите схему «Систематические группы типа Хордовые».

тип Хордовые
- подтип Бесчерепные
- подтип Черепные

2. Приведите примеры низших и высших хордовых животных.

Низшие хордовые: ланцетник, минога, миксина .
Высшие хордовые: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие .

3. Укажите верные утверждения.

1. Нервная система хордовых представлена трубчатым тяжем, лежащим под хордой.
2. Пищеварительная система хордовых в виде трубки находится под хордой.
3. Кровеносная система у хордовых замкнутая.
4. Только водные хордовые имеют жаберные щели на всех стадиях развития.
Ответ: 2, 3, 4.

4. Что общего в значении хорды у хордовых животных и хитинового панциря у членистоногих?

Хорда, как и хитиновый панцирь, служит опорой для прикрепления мускулатуры.

5. В чем отличие скелета высших и низших хордовых?

Низшие хордовые имеют хорду на протяжении всей жизни, а у высших хордовых хорда имеется только в зародышевом состоянии, с ростом и развитием этих животных она замещается позвоночником.

6. Каково происхождение головного мозга у высших хордовых животных?

У высших хордовых животных головной мозг развивается из расширенной передней части нервной трубки.

7. Можно ли встретить ланцетника в Балтийском море? (да, нет).

А в водоемах вашей местности? (да, нет).

Объясните свой вариант ответа.
Ланцетник обитает только в умеренных и теплых морях и океанах.

8. Рассмотрите рисунок 79 учебника (с. 93). Вы видите, что у ланцетника нет глаз, но известно, что он наиболее активен в ночное время. Как ему удается различать ночь и день?

У ланцетника есть светочувствительные клетки.

9. Вспомните, как питаются моллюски. Что общего в питании ланцетников и моллюсков?

И моллюски, и ланцетники являются фильтраторами - питаются планктоном.

10. Известно, что выметывание икры ланцетником происходит ночью. Предположите, с чем это может быть связано.

Ланцетники - беззащитные животные, и ночь для них является более благоприятным временем суток для выметывания икры.

11. Какое значение имеет ланцетник в природе?

Ланцетник служит кормом для водных позвоночных, сам же он питается планктоном, то есть является составным элементом пищевых сетей.

12. Как используется ланцетник человеком?

Азиатский ланцетник является объектом промысла. Жители Юго-Восточной Азии употребляют ланцетников в пищу.

13. Почему появление позвоночника и черепа у животных имеет большое приспособительное значение?

Череп и позвоночник защищают головной и спинной мозг.

14. Докажите примерами утверждение: «Животные разных сред обитания имеют разные типы дыхания».

15. Закончите схему «Систематические группы подтипа Черепные».

Подтип Черепные (Позвоночные)
- класс Круглоротые
- класс Хрящевые рыбы
- класс Костные рыбы
- класс Земноводные
- класс Пресмыкающиеся
- класс Птицы
- класс Млекопитающие

16. Как вы можете объяснить, что содержание жира у миноги перед ходом на нерест 34%, а возле мест нереста - 1%.

Минога тратит много энергии во время нереста, при этом израсходует запасы жира (при расщеплении которого энергия выделяется).

17. Докажите верность утверждения: «Круглоротые - связующее эволюционное звено между бесчерепными и рыбами, которое природа сохранила до наших дней».

Круглоротые - наиболее примитивная группа современных позвоночных. Эти животные имеют некоторые признаки бесчерепных (сохраняется хорда, нет костной ткани), но более развиты (имеют череп из хряща, зубы, язык, глаза, орган обоняния).

Вопрос 1. Каково наиболее существенное отличие ланцетников от беспозвоночных живот­ных?

Наиболее существенное отличие лан­цетников от беспозвоночных животных заключается в наличии внутреннего ске­лета, представленного хордой.

Вопрос 2. Перечислите черты приспособлен­ности ланцетника к жизни в воде.

Во-первых, у ланцетника обтекаемая форма тела, есть спинной и хвостовой плавники. Во-вторых, кожа у ланцетни­ка имеет большое количество железис­тых клеток, обильно смачивающих тело слизью. В-третьих, ланцетник дышит жабрами — органами, обеспечивающими газообмен в водной среде.

Вопрос 3. Каких ранее изученных животных напоминает по своему облику ланцетник?

По своему облику ланцетник напомина­ет головоногих моллюсков — кальмаров, но значительно более мелких размеров. Известно, что впервые описавший ланцет­ника в XVIII в. П. С. Паллас принял его за новый вид моллюска.

Вопрос 4. Можно ли утверждать, что круглоротые — исключительно вредные животные?

Личинки круглоротых (у миног они на­зываются пескоройками) являются фильтраторами. Они способствуют очищению водной среды.

Некоторые виды круглоротых являют­ся денными объектами промысла, напри­мер миноги.

Вопрос 5. Докажите, что круглоротые не от­носятся к беспозвоночным животным.

Беспозвоночные — животные, не имею­щие внутреннего скелета, представленно­го осевым стержнем — хордой или позво­ночником. Круглоротые имеют хорду, расположенную на спинной стороне тела в виде внутреннего упругого и эластичного тяжа. Следовательно, круглоротых нель­зя отнести к беспозвоночным животным.

Вопрос 6. Обитают ли представители кругло­ротых в вашей местности?

Представители круглоротых обитают в реках бассейнов Северного Ледовитого оке­ана, Каспийского, Черного и Балтийского морей. Наиболее известны обыкновенная, ручьевая и каспийская миноги. В низовья рек, впадающих в Балтийское море, иног­да выходит морская минога. Миксины — исключительно морские животные.

20. Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

3 (60.9%) 577 votes

На этой странице искали:

  • каково наиболее существенное отличие ланцетников от беспозвоночных животных
  • каково наиболее существенное отличие ланцетников от беспозвоночных
  • докажите что круглоротые не относятся к беспозвоночным животным
  • перечислите черты приспособленности ланцетника к жизни в воде
  • обитают ли представители круглоротых в вашей местности

Какие характерные особенности имеют животные, относящиеся к типу хордовые?

Хордовые животные имеют двустороннюю симметрию тела и внутренний скелет.

Что отличает ланцетника от беспозвоночных животных?

Ланцетник, в отличие от беспозвоночных, имеет внутренний скелет в виде упругого эластичного тяжа.

Чем круглоротые отличаются от ланцетника?

Чем характеризуются Бесчерепные и Черепные хордовые?

К типу хордовые относятся животные с двусторонней симметрией тела, внутренним скелетом в виде хорды. У бесчерепных хордовых хорда представляет собой эластичный тяж, который сохраняется всю жизнь. У них нет черепа. Черепные хордовые сохраняют хорду только в зародышевым состоянии. У взрослых особей ее сменяет хрящевой или костный скелет. У позвоночных животных есть череп, и выделяется головной отдел.

Вопросы

1. Каково наиболее существенное отличие ланцетников от беспозвоночных животных?

У ланцетников впервые появляется внутренний скелет.

2. Какие черты приспособленности к жизни в воде имеет ланцетник?

Ланцетники имеют обтекаемую форму тела, есть спинной плавник. Они приспособились добывать пищу путем фильтрации планктона из воды. Слизь, выделяемая на поверхность тела уменьшает трение.

3. Каких ранее изученных животных напоминает по своему облику ланцетник?

По своему облику ланцетник напоминает кольчатых червей.

4. Можно ли утверждать, что круглоротые - исключительно вредные животные?

Круглоротые могут приносить и пользу, регулируя численность некоторых рыб. Миног можно употреблять в пищу.

5. Обитают ли представители круглоротых в вашей местности?

Миноги обитают в белом море. Каспийская минога - эндемик бассейна Каспийского моря, ведёт проходной образ жизни. По речному руслу передвигается вдоль берега или по стрежню. Встречается в реках Урал, Терек, Кура, Аракс. Ранее заходила в Волгу и её притоки. После постройки Волгоградской плотины выше неё не заходит, лишь единичные особи встречались в Волгоградском и Саратовском водохранилищах. Украинская минога обитает в Азовском, Балтийском, Черном, Каспийском морях. Недавно обнаружена в ряде рек Средней Волги, в том числе широко распространена в бассейне реки Сура.

6. Что общего в питании ланцетника и двустворчатых моллюсков?

Двустворчатые моллюски и ланцетники питаются, отфильтровывая планктон из воды.

Задания

Используя различные источники информации, подготовьте сообщение о личинках миног – пескоройках.

Пескоро́йка - личинка миноги. Стадия жизни миноги, после выхода из отложенной икры и до метаморфоза. Пескоройки сильно отличаются от взрослых миног. До середины XIX века их выделяли в самостоятельный род.

Докажите, что круглоротые не относятся к беспозвоночным животным.

Круглоротые относятся к позвоночным животным, поскольку имеют внутренний скелет – хорду. Эта черта не характерна не для одного типа беспозвоночных животных.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!