Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Т 62 танк в монголии. О танковых пулеметах

Уже после принятия на вооружения среднего танка, вооруженного 100-мм пушкой, выяснилось, что в долгосрочной перспективе огневая мощь орудия калибра 100 мм будет недостаточной. Увеличение калибра орудия неизбежно приводило к росту массы пушки и увеличению силы отдачи при выстреле, которую требовалось компенсировать. Стандартным калибром пушек русских тяжелых танков был калибр 122 мм, для среднего танка максимально возможным представлялся калибр 115 мм. За счет использования гладкоствольной пушки и оперенных подкалиберных снарядов удалось резко поднять бронепробиваемость. Опыт второй мировой войны показал, что подкалиберный снаряд способен пробить броню толщиной в шесть своих калибров при условии, если он соприкасается с ней, не вращаясь вокруг оси. Быстрое развитие в СССР противотанкового управляемого оружия в 50-е годы привело к введению в боекомплект танков ПТУР, запускаемых через ствол орудия. Наличие в боекомплектах советских танков управляемых ракет было установлено западными специалистами только в начале 70-х годов.В середине 50-х годов начались испытания повой 115-мм гладкоствольной танковой пушки Д-68. Два танка Т-54 были перевооружены данными орудиями. «Объект 165» имел стандартную башню от Т-54, адаптированную к установке нового орудия, на прототипе «объект 166» использовалась башня новой конструкции. Пушка Д-68 была принята на вооружение под обозначением У-5ТС (2А20).

Танк Т-62 одной из частей Советской АрмииВ 1961 г. начатая в 1957 г. разработка и испытания танка Т-62 были окончательно завершены. Предсерийную партию из 25 машин изготовили в конце 1961 - начале 1962 г.г. Полномасштабное производство новых танков началось в июле 1962 г. Командирские танки (в обозначение присутствуют литера «К») комплектовались второй радиостанцией и имели сокращенный боекомплект. Машины первых выпусков не имели зенитных пулеметов, пулеметы ДШК-М стали ставиться с 1965 г. Усовершенствования, которые внедрялись на танках Т-55, параллельно находили место и в конструкции Т-62 . Доработанные танки получили обозначение Т-62М или Т-62МК. В 1976 г. начался процесс оснащения машин лазерными дальномерами, которые монтировались над стволами орудий. К 1972 г. было изготовлено примерно 20000 танков Т-62 , которые поступили на вооружение армий двадцати государств.

В 80-е годы модернизация танков Т-62 шла сходным путем с совершенствованием танков Т-55. Модернизированные машины получили международную известность, главным образом, из-за их применения в Афганистане. В Афганистане использовались Т-62 с установленным над орудием лазерным дальномером и дополнительной броней, навешенной на лобовые части и борта корпуса и башни. На Западе эти машины назвали Т-62Б. Танки Т-62 получили комплекс ПТУP9K116-1 «Шексна»с ракетами З-УБК-Ю-2.Существует огнеметная модификация танка Т-62 - ОТ-62. Известны случаи, когда вместо зенитного пулемета ДШК-М монтировался пулемет ПКТ калибра 7.62 мм. Согласно данным министерства обороны СССР в 1991 г. на вооружении Советской Армии состояло 2144 средних тайка Т-62.

Тактико-технические характеристики танка Т-62
Производство: СССР Харьков, Нижиий Тагил (Омск),
Использовался: СССР, Афганистан, Алжир, Ангола, Бангладеш, Куба, Конго, Эфиопия, Финляндия, Гвинея-Бисау, Венгрия, Индия, Ирак, Израиль, Лаос, Ливия, Мадагаскар, Южный Йемен, Пакистан, Сирия, Вьетнам, Югославия
Выпускался: 1960-1972 г.г.
Экипаж: 4 человека
Боевая масса: 36.0 т
Длина с пушкой: 9335 мм
Длина корпуса: 6630 мм
Ширина: 3270 мм
Высота: 2395 мм
Вооружение: 1 пушка У-5ТС (2А20) калибра 115 мм (боекомплект 40 снарядов) 1 пулемет СГМТ или ПКТ калибра 7.62 мм 1 зенитный пулемет ДШК-М калибра 12.7 мм (боекомплект 500 патронов)
Двигатель: 12-цилиндровый дизель В-2-62ВР мощностью 580 л.с. (или 620 л.с. или 680 л.с.)
Скорость по шоссе: 50 км/ч
Запас хода: 400-600 км

Автопарк Вооруженных Сил России представлен большим ассортиментом различных моделей бронетранспортеров и боевых машин. В годы Советского Союза одним из первых серийных танков калибра 115 мм стал Т-62. Как утверждают специалисты, появление данной модели внесло огромный вклад в развитие отечественного танкостроения. За десять лет промышленностью СССР было выпущено не менее 20 тыс. единиц этой техники. Информация об устройстве, боевом применении и тактико-технических характеристиках танка Т-62 содержится в статье.

Знакомство с боевой единицей

Т-62 является советским средним танком. Спроектирован он на базе Т-55. Серийное производство модели длилось до 70-х годов. В 2013-м в России Т-62 официально сняли с вооружения. Тем не менее он еще используется в нескольких армиях мира.

Начало создания

В 1950 годах в СССР в качестве основного среднего танка использовался Т-55, оборудованный нарезной пушкой Д-10Т калибра 100 мм. Как утверждают специалисты, стрельба из этого орудия калиберными бронебойными снарядами была не в состоянии эффективно поразить появившийся в то время американский средний танк М48. В армиях западных стран уже производили линейку новых кумулятивных и подкалиберных снарядов. На оптимальной боевой дистанции таким боеприпасом можно было бы уничтожить советский танк старого образца. Появление в потенциального противника новых и более качественных снарядов стимулировало советских оружейных конструкторов к созданию отечественного танка, не уступающего западным образцам.

О направлениях в проектировании

Инженерами Конструкторского Бюро Уралвагонзавода велись конструкторские работы по созданию нового перспективного танка, который в технической документации значился как Объект № 140. В 1958 году главный конструктор завода Л. Н. Карцев выступил с инициативой дальнейшее проектирование прекратить, поскольку имелась вероятность того, что боевая единица будет слишком нетехнологичной и сложной в использовании.

Одновременно велись работы по Объекту № 165. Для данной модели с Объекта № 140 конструкторы взяли корпус и башню, а из Т-55 моторно-трансмиссионное отделение и ходовую часть. После успешных заводских испытаний в 1959 году Минобороны СССР постановило продолжить разработки именно в данном направлении. Перед советскими оружейными инженерами была поставлена задача - создать перспективный танк, конструктивно приближенный к Т-55.

О дальнейших разработках

Изначально Объект № 165 планировали оснастить новой 100-милиметровой нарезной пушкой Д-54, созданной еще в 1953 году. Это орудие в качестве основного использовалось и в других средних советских танках. В отличие от Д-10, снаряд, выпущенный из новой пушки, обладал увеличенной начальной скоростью, которая составляла 1015 м/с. Улучшения коснулись и бронепробиваемости, которую удалось повысить на 25%. Однако, по мнению советских специалистов, этого было недостаточно, чтобы эффективно противостоять западным танкам. Кроме того, много нареканий вызывал дульный тормоз орудия. Во время эксплуатации пушки образовывалось снежное, песчаное или пылевое демаскирующее танк облако. Также оно мешало наблюдателю увидеть результат стрельбы. Кроме того, дульная волна могла навредить здоровью находящихся вблизи от танка пехоты и десанту. Работы по новому перспективному танку были начаты в 1957 году в КБ завода № 183. В 1959-м был готов первый опытный образец. Его тестирование длилось до 1961-го. В августе модель танка Т-62 была полностью готова.

О конструкции

Для танка Т-62 (фото боевой единицы представлено в статье) характерна классическая компоновка. А именно: моторно-трансмиссионное отделение размещено в кормовой части, управленческое - в лобовой, а боевое отделение - в средней. В экипаже танка Т-62 предусмотрено четыре человека: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий.

Танк защищен дифференцированным противоснарядным бронированием. Для изготовления жесткой коробчатой сварной конструкции броневого корпуса использовались стальные листы толщиной от 1,6 до 10 см. Лобовую часть изготовили путем соединения двух 10-сантиметровых бронированных плит. Верхняя по отношению к нижней наклонена на 60 градусов. Нижнюю в вертикальной плоскости расположили под углом 55 градусов. Для бортов танка Т-62 применены цельные вертикальные стальные бронированные листы толщиной 8 см. Кормовая часть состоит из двух листов: верхний 4,5-сантиметровый расположен вертикально, а нижний, толщина которого составляет 1,6 см, расположили под наклоном в 70 градусов. Толщина крыши башни 3 см, а крышка, прикрывающая моторно-трансмиссионное отделение, немного тоньше - 1,6 см. При изготовлении днища для Т-62 советские конструкторы использовали четыре листа, прошедшие процедуру штамповки. Их толщина составляет 2 см. Для производства лобовых и бортовых листов применялась хромо-никель-молибденовая сталь 42 СМ, кормовой части и крыши - марка 49 С, а для днища хром-молибденовая сталь 43 ПСМ.

О защите экипажа

Поскольку в результате ядерного взрыва внутри танка образуется избыточное давление, разработчики с целью обезопасить экипаж от радиации, разработали специальную противоатомную защиту. Заключалась она в том, что корпус и башню Т-62 выполнили максимально герметичными. Кроме того, боевая машина оборудована автоматическими закрывающимися лючками, воздухозаборниками и жалюзи. Внутри кабины работает специальный нагнетатель-сепаратор, предназначение которого - создавать в танке повышенное давление и фильтровать поступающий воздух. Активация противоатомной защиты выполняется автоматически после того, как сработал прибор РБЗ-1М, реагирующий на гаммы-излучения. Дополнительно танк оборудовали прибором ДП-ЗБ, с помощью которого также осуществляется регистрация ионизирующего излучения.

О вооружении

Конструкторы оснастили танк 115-миллиметровой гладкоствольной полуавтоматической пушкой У-5ТС. Крепление орудия выполнено при помощи кожуха. Для пушки предусмотрен эжектор и пружинный тип полуавтоматики. Она оборудована горизонтальным клиновым затвором и двумя спусковыми механизмами: электрическим и резервным. В качестве противооткатных устройств используются подствольные гидравлический откатник и гидропневматический накатник. Максимальный показатель давления, образующегося в ствольном канале, составляет 3730 кг/см кв. После каждого выстрела гильза автоматически экстрагируется через специальный люк в башне.

О боеприпасах

Для пушки были разработаны подкалиберные бронебойные, кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды. В боекомплекте на одну боевую единицу предусмотрено снарядов численностью 40 штук. Укладываются они в моторно-трансмиссионном отделении в специальных стеллажах. Стандартное оснащение танка представлено 16-ю бронебойными, 16-ю осколочно-фугасными и 8-ю кумулятивными снарядами. Однако, как утверждают специалисты, в зависимости от того, какая перед танковым экипажем поставлена задача, боевая укладка может быть изменена.

Изначально оперенный подкалиберный бронебойный снаряд был представлен в двух вариантах: 3БМЗ и 3БМ4 с одинаковой массой и баллистическими свойствами. В стальном корпусе содержались бронебойные и баллистические наконечники. С целью придать снаряду вращательный момент, его оборудовали специальным шестиперым стабилизатором. В результате вращение снаряда положительно отразилось на скорости полета. 3БМ3 благодаря наличию карбид-вольфрамового сердечника обладал лучшей бронепробиваемостью. Вскоре советскими оружейниками был создан новый боеприпас, который значится как 3БМ6. В отличие от предыдущих вариантов для нового боеприпаса характерно наличие цельностального корпуса и увеличенный объем заряда. Несмотря на то что этот боеприпас обладает отличными баллистическими качествами, на вооружение приняли 3БМ21, содержащий карбид-вольфрамовый сердечник и демпфер-локализатор, и 3БМ28, для изготовления моноблочного корпуса которого использовали обедненный уран.

О танковых пулеметах

Кроме основного орудия боевая техника до 1964 года комплектовалась 7,62-миллиметровым советским станковым Позже СГМТ заменили пулеметом Калашникова, имеющим аналогичный калибр. Поскольку оба варианта орудий пользуются одинаковыми боеприпасами и обладают схожими баллистическими свойствами, необходимости в изменении прицельных приспособлений не было. Тем не менее, как утверждают специалисты, новый ПКТ легче и компактнее. В отличие от пулемета Горюнова новая модель обладает повышенным темпом стрельбы. В течение одной минуты можно произвести 800 выстрелов, а не 600, как это было раньше. Пулеметный боекомплект представлен 2500 патронами. Содержатся они в собранном виде в лентах по 250 штук в каждой. Боеприпасы оснащены стальными сердечниками, трассирующими и бронебойно-зажигательными пулями. Используя последний вариант, можно с расстояния 500 м пробить бронированную пластину толщиной 0,6 см. Тем не менее основное предназначение спаренных пулеметов - уничтожать живую силу противника и небронированные огневые средства.

О силовом агрегате

Танк оборудован V-образным 12-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем с жидкостным охлаждением В-55В. Показатель максимальной мощности агрегата составляет 580 лошадиных сил. Как утверждает производитель, гарантийный период бесперебойной работы двигателя не менее 350 часов. Местом его расположения в танке стало моторно-трансмиссионное отделение. Охлаждение силового агрегата осуществляется одним трубчатоленточным радиатором и специальным вентилятором. Двигательный воздухозаборник очищается двухступенчатым воздухоочистителем ВТИ-4.

О топливной системе

Боевая техника комплектуется четырьмя внутренними топливными баками, суммарная емкость которых составляет 675 л. В бак, расположенный в носовой части танка, заливают 280 л. Остальные емкости рассчитаны на 125, 145 и 127 л. Дополнительно танк оборудовали тремя наружными топливными баками по 95 л. Устанавливаются они на специальную надгусеничную полку в правой части боевой машины. Кроме того, кормовая часть танка может быть оборудована двумя топливными бочками по 200 л.

Их подключение к топливной системе не предусмотрено. Переливание их содержимого в систему осуществляется на стоянках штатными заправочными средствами. Как утверждают специалисты, наличие бочек с топливом совершенно не влияет на маневренность боевой машины.

О тактико-технических характеристиках

  • Т-62 относится к классу средних танков.
  • Боевую технику производили с 1961 по 1975 гг. в Советском Союзе. С 1980 по 1989 гг. в Корейской Народно-Демократической Республике.
  • Размеры Т-62: 933,5 см - общая длина танка с орудием, 663 см - длина корпуса. Высота - 239,5 см, а ширина - 330.
  • Вес Т-62 - 37 т.
  • Техника оснащена телескопическим и перископическим электронно-оптическим ночным прицелами.
  • На ровной асфальтированной поверхности танк может двигаться со скоростью 50 км/ч. По пересеченной местности - 27 км/ч.
  • Наведение пушки и спаренного пулемета на цель выполняется при помощи телескопического шарнирного прицела ТШ2Б-41.

О виртуальной боевой технике

Судя по многочисленным отзывам, у геймеров среди большого ассортимента различных игр большой популярностью пользуется Armored Warfare. Из всех имеющихся образцов боевой техники особенно хорошо себя зарекомендовал в проекте "Армата Т-62".

В игре данная модель значится как ВТРН. Как утверждают опытные игроки, танк Т-62 Ветеран» практически никак не отличается от прокачанной 62-й модели. Поскольку ВТРН не относится к категории премиумных, то с этой боевой техникой любителям танковых симуляторов модули придется открывать заново.

В заключение

В 1969 году танки Т-62 были доставлены на Дальний Восток, где и состоялось их боевое крещение. В 70-х годах они были активными участниками арабо-израильских вооруженных конфликтов.

В Ираке советские танки противостояли американским М60 и английским «Чифтенам». Афганистан, Эфиопия, Африка и Грузия - это неполный перечень стран, в которых Т-62 показали себя с наилучшей стороны.

Холодная война подстегнула все отрасли оборонной промышленности. Вероятность вооруженного конфликта была достаточно высока, и новые угрозы требовали новых решений. Из-за этого пятидесятые и шестидесятые годы прошлого века стали одним из самых результативных периодов в советской оборонки. К примеру, в танкостроении эти десятилетия «отметились» созданием нескольких боевых машин, каждая из которых получала ряд нововведений, касавшихся оборудования, вооружения и т.д. Кроме того, именно в 60-х отечественная танковая отрасль дошла до создания нового класса бронетехники под названием «основной танк». Этот класс в итоге вытеснил и средние, и тяжелые танки, которые более не производились. Последними отечественными серийными танками среднего класса оказались бронемашины семейства Т-62.

На протяжении пятидесятых годов основным советским танком среднего по массе класса были Т-54 и его обновленная версия Т-55. В ходе эксплуатации эти бронемашины получили массу нововведений, прежде всего касавшихся ходовой части, оборудования и живучести. В частности, именно Т-55 стал первым отечественным танком с полноценной противоатомной защитой. Однако все модернизации исходного Т-54 не затрагивали коренным образом вооружение. Все боевые машины на основе Т-54 вооружались 100-мм нарезными пушками семейства Д-10Т. Самая первая версия орудия Д-10 появилась еще в 1944 году. Для того времени это было достойное и эффективное . Но со временем защищенность потенциальных целей пушки росла, что в итоге привело к снижению эффективности орудия до неприемлемого уровня. Поэтому к концу 50-х советские военные затребовали новый танк, оснащенный еще более мощным орудием.


Второй предпосылкой к модернизации существующей техники стали сообщения разведки о начале совместного немецко-французского проекта единого танка. Единую машину так и не создали, но по результатам этой программы были сделаны танки Leopard 1 и AMX-30. В качестве симметричного ответа перспективному европейскому единому танку в 1957 году в Советском Союзе было начато сразу два проекта. Оба варианта глубокой модернизации Т-54/55, пожалуй, даже сопряженных с кардинальным обновлением оборудования и конструкции, были развернуты на Заводе №183 (нынешний «Уралвагонзавод»). Главным конструктором обоих проектов был Л.Н. Карцев. Разрабатывавшиеся танки отличались друг от друга, прежде всего вооружением. «Объект 165» предполагалось оснастить 100-миллиметровой нарезной пушкой У-8ТС новой конструкции – рассматривалась возможность сохранить старый калибр, улучшив характеристики – а в качестве главного оружия для «Объекта 166» рассматривалось 115-мм гладкоствольное орудие У-5ТС. Танк «166» в итоге был принят на вооружение под индексом Т-62 и позже стал в некоторой мере прародителем всех будущих отечественных танков. «Объект 165», в свою очередь, не получил такой славы, но тоже был весьма интересным проектом.

Бронированный корпус «Объекта 165» в целом был аналогичен соответствующему агрегату танков Т-54 и Т-55. Панели из катаной броневой стали скреплялись друг с другом при помощи сварки. Толщина деталей корпуса находилась в пределах от 100 миллиметров (верхний и нижний лобовые листы) до 20 мм нижнего кормового листа. Требования по вооружению и защите потребовали переработать башню «базового» танка. Фактически, литой агрегат был спроектирован заново. Орудие, наводчик, командир и заряжающий были защищены слоем брони от 240 мм лба башни до 30 мм крыши. Заново спроектированная башня привела к необходимости изменить верхнюю часть корпуса. Так, диаметр погона башни на «Объекте 165» был увеличен до 2245 мм. Кроме того, капитально переработали механику поворота.

При создании ходовой части для танка «Объект 165» за основу был взят тот же Т-54, однако расположение опорных катков было изменено. Кроме того, доработали конструкцию индивидуальной торсионной подвески. Подвижность новому танку должен был обеспечивать 12-цилиндровый дизельный двигатель В-55 производства Челябинского тракторного завода. При рабочем объеме почти в 39 литров этот дизель выдавал мощность до 580 лошадиных сил. Расчетная боевая масса танка равнялась 36,8-37 тоннам, что давало бронемашине удельную мощность порядка 15,5-16 л.с. на тонну. В конечном итоге, это позволяло «Объекту 165» двигаться по шоссе со скоростью до 50 километров в час. Запаса дизельного топлива хватало на 450-500 километров пути. Параметров ходовой части танка было достаточно для подъема по поверхности с уклоном до 32°, преодоления стенки высотой в 80 сантиметров и рва шириной до 2,8 метра. Без специального оборудования «Объект 165» мог пересекать вброд водные препятствия глубиной до 140 см.

Основное вооружение «Объекта 165» – 100-миллиметровая пушка У-8ТС (2А24). Это нарезное орудие разрабатывалось на базе пушки Д-54, созданной в первой половине пятидесятых. Отличия У-8ТС от предыдущих вариантов Д-54 заключались в установке нового стабилизатора («Метеор» вместо «Молнии»), применении нового сплава ствола, а также переработанной нарезке. Для облегчения работы заряжающего орудие имело механизмы досылания и выбрасывания стреляной гильзы. После выстрела гильзы автоматически удалялись за пределы башни через люк в ее кормовой части. Пушка оснащалась эжектором и дульным тормозом. Последняя деталь являлась предметом множества споров. По мнению противников орудия с дульным тормозом, наличие последнего почти не влияло на характеристики стрельбы в положительную сторону. Зато при стрельбе со снежной или песчаной поверхности расходящиеся в стороны пороховые газы поднимали облако снега или песка и демаскировали позицию танка. Впоследствии эта особенность скажется на судьбе всего проекта. Боекомплект пушки из 40 выстрелов мог содержать осколочно-фугасные снаряды, а также бронебойные различных типов. Укладки располагались в боевом отделении, а также в передней части машины, сбоку от механика-водителя. Дополнительное вооружение танка «Объект 165» состояло из двух пулеметов СГМТ, один из которых был спарен с пушкой, а второй устанавливался в лобовом листе корпуса. Общий боекомплект пулеметов составлял 2500 патронов.

Наведение пушки и спаренного пулемета осуществлялось при помощи дневного прицела ТШ-2-41 и инфракрасного ночного ТПН-1-41-11. Командир танка имел в своем распоряжении прибор наблюдения ТКН-2 «Кармин». Для связи с танками своего подразделения и т.п. на «Объекте 165» установили радиостанцию Р-113. Стабилизация орудия была «поручена» системе «Метеор». В перспективе ее можно было совместить с дополнительным оборудованием наподобие дальномера или баллистического вычислителя.

В 1958 году было собрано три опытных образца «Объекта 165», которые в следующем году отправились на испытания. До 1961 года в ходе поездок по полигону и пробных стрельб был выявлен ряд недостатков конструкции, которые в скором времени были исправлены. Одновременно с доводкой самого танка смежные предприятия дорабатывали оборудование для него. Результатом всех доработок и совершенствований стал приказ министра обороны СССР от 9 января 1962 года, которым «Объект 165» был принят на вооружение под обозначением Т-62А. Одновременно с ним на вооружение был принят и «Объект 166» – он получил индекс Т-62. Однако вопрос о начале серийного производства обоих танков рассматривался в верхах еще в июле 61-го. До конца того же года были изготовлены установочные партии обеих бронемашин. Т-62А был построен в количестве 25 штук.

В начале 1962 года необходимость развертывания полноценного серийного производства танков Т-62А была поставлена под сомнение. Против танка приводился целый ряд доводов. Военных не устраивала необходимость расширения номенклатуры производимых и закупаемых боеприпасов, проблемы с производством ряда дополнительного оборудования, а также дульный тормоз пушки. Ввиду того, что танк Т-62 благодаря своей 115-мм гладкоствольной пушке превосходил Т-62А по огневой мощи, в марте 62-го было решено не увеличивать число имеющихся на вооружении и массово эксплуатируемых типов танков. Производство Т-62А не было продолжено, а изготовленные танки использовались для обучения танкистов. По имеющейся информации, в строевые части попало не более полутора десятков этих танков.

Т-62А стал последним советским принятым на вооружение танком, который оснащался нарезной пушкой. Кроме того, после Т-62А ни один отечественный танк не оснащался орудием калибра 100 миллиметров. Именно вооружение, ставшее к началу 60-х относительно слабым, и привело к закрытию проекта. Однако ряд наработок по «Объекту 165» и «Объекту 166» до сих пор используются в отечественном танкостроении. Так или иначе, несмотря на все свои плюсы и минусы, Т-62А остался последним советским танком с нарезным орудием и одним из последних представителей среднего по массе класса.

Десятый уровень ветки развития средних танков СССР в игре займет Т-62А. В топовой комплектации эта машина будет оснащаться 100-мм орудием Д-54ТС

По материалам сайтов:
http://armor.kiev.ua/
http://militaryrussia.ru/
http://vadimvswar.narod.ru/

http://tankinfo.ru/
http://tanky.dovidnyk.info/

Т-62 (объект 166) - советский основной танк. Создан на базе танка Т-55. Производился в СССР с 1961 по 1975 год. Первый в мире серийный танк с гладкоствольным орудием калибра 115 мм и массой среднего танка при высоком уровне бронирования.


Танк Т-62 является дальнейшим развитием танка Т-55 и отличается от него, главным образом, более мощным вооружением. Разработан в 1958-1960 годах в КБ завода № 183 в Нижнем Тагиле (УВЗ). Принят на вооружение в августе 1961 года. В 1961 году завод № 183 изготовил установочную партию танков из 25 штук, которые поступили в Прикарпатский военный округ. 1 января 1962 года завод был остановлен на шесть месяцев для переоборудования сварочного контейнера в корпусном цехе, замены карусельных станков для обработки погона башни и проведения других мероприятий по подготовке производства. С 1 июля 1962 года начался массовый выпуск танка Т-62. За время серийного производства с 1961 по 1973 год, по западным данным, было выпущено около 20 тыс. танков.
Т-62 отличается от своего предшественника Т-55 целым рядом конструктивных особенностей. Он имеет такую же общую компоновку, в его конструкции используется большое число аналогичных узлов и агрегатов, но вместе с тем корпус, башня, вооружение и многое другое спроектированы заново.

Корпус танка Т-62 сварен из броневых листов различной толщины. Верхний 100-мм лобовой лист наклонен по углом 60 градусов к вертикали. Толщина бортов в нижней части корпуса составляет 15 мм, в верхней - 79 мм. Днище корпуса изготовлено из броневых листов толщиной 20 мм, крыша - толщиной 31 мм.
В расположенном в передней части корпуса отделении управления у левого борта находится место механика-водителя. Оно оборудовано двумя призменными приборами наблюдения, левый из которых может быть заменен прибором ночного видения ТВН-2. В отделении управления имеется также гироскопический курсо-указатель ГПК-59. Над местом механика-водителя в крыше корпуса смонтирован люк. Курсовой пулемет изъят.
Башня танка Т-62 литая, обтекаемой формы. По размерам она несколько превосходит башню танка Т-55 (диаметр погона в свету 2245 вместо 1816 мм) и имеет стенки весьма большой толщины: 242 мм в передней части и 153 мм по бортам.
В башне размещены командир танка, наводчик и заряжающий и установлено основное вооружение: 115-мм гладкоствольная пушка У5-ТС (2А20) и спаренный с нею 7,62-мм пулемет ПКТ (до августа 1964 года - СГМТ).
Стрельба из пушки ведется унитарными выстрелами с тремя основными типами оперенных снарядов: осколочно-фугасными ОФ-18, кумулятивными БК-4 и БК-4М и бронебойными подкалиберными БМ-6. Подкалиберный снаряд имеет высокую начальную скорость 1615 м/с и по бронепробиваемости превосходит аналогичные 105-мм снаряды английской нарезной пушки L7. Благодаря наличию двухплоскостного стабилизатора вооружения «Метеор» (на танках поздних выпусков «Метеор М» и «Метеор М1») прицельную стрельбу из пушки можно вести во время движения танка. Для обеспечения требуемого снижения пушки крыша корпуса от башни в сторону кормы имеет наклон 3°15", а в сторону носа - 0 °30".
Боекомплект пушки танка Т-62 состоит из 40 унитарных выстрелов. Из-за больших размеров только 2 выстрела размешены в башне, остальные находятся в боеукладках вне ее. По этой же причине пришлось отказаться от возврата стреляных гильз в боеукладки - в башне смонтирован специальный механизм, который после перевода ствола в положение для заряжения (+3,5°) выбрасывает стреляную гильзу через люк в кормовой части башни. Следствием такого решения стало снижение скорострельности пушки до 4 выстр./мин. и нарушение герметичности помещений танка во время открытия люка для выброса гильзы.

Для ведения стрельбы из пушки наводчик пользуется прицелом ТШ-2Б-41 (на танках поздних выпусков - ТШС-41У) со сменным увеличением, который обеспечивает ведение прицельной стрельбы подкалиберным снарядом на дальность до 4 км. Кроме того, имеется электронно-оптический монокулярный ночной прицел ТПН-1-41-11 с дальностью видения 800 м. В качестве источника инфракрасного света для ночного прицела используется прожектор Л-2Г с ИК-фильтром. Командир ведет наблюдение через комбинированный бинокулярный перископический прибор ТКН-2 «Кармин» (с августа 1964 года - ТКН-3). Дневная ветвь прибора имеет пятикратное увеличение при угле обзора 10°. в ночное время угол обзора уменьшается до 8°, а увеличение - до 4,5-кратного. В распоряжении командира имеются также четыре перископических прибора наблюдения. Для стрельбы с закрытых позиций устанавливаются боковой уровень и азимутальный указатель.
На танках Т-62, выпускавшихся с 1972 года, на турели люка заряжаюшего устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет ДШКМ обр. 1938/46 г.


В МТО танка установлен такой же, как и на Т-55, У-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-55 или В-55В. При 2000 об/мин он развивает максимальную мощность 580 л/с. У танка Т-55 заимствована и силовая передача, в состав которой введен гидропневматический сервопривод управления 19-дисковым главным фрикционом. На лентах тормоза поворота установлены тормозные колодки из пластмассы.
В ходовой части использованы по пять сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт. Подвеска индивидуальная торсионная. В узлах подвески первого и последнего катков с каждого борта установлены гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса расположены сзади. Гусеницы мелкозвенчатые. с цевочным зацеплением, металлические или резинометатлические.
Танк оборудован системой ПАЗ, состоящей из герметизирующих устройств, ФВУ и нагнетателя, а также автоматической системой ППО. Для постановки дымовых завес используется термодымовая аппаратура.

Модификации среднего танка Т-62:
Т-62 (объект 166) - основной серийный вариант, выпускавшийся с 1962 по 1973 год. Начиная с 1975 года часть выпущенных машин оборудовали лазерными (квантовыми) дальномерами КДТ-1.
Т-62К (1964 г.) - командирский вариант, Дополнительная радиостанция Р-112, танковая навигационная аппаратура ТНА-2, зарядный агрегат АБ-1-П/30-У, дополнительный комплект 4-метровой штыревой антенны. Боекомплект уменьшен на 4 артвыстрела и на 3 коробки с лентами для спаренного пулемета.
Т-62М (объект 166М 1983 г.) - модернизированный вариант. Многослойные экраны из комбинированной брони на корпусе и башне, борговые резинотканевые противокумулятивные экраны, дополнительно бронировано днище. Антинейтронный подбой на башне. Установлены комплекс управляемого вооружения 9К116-1 «Шексна» и СУО «Волна» (лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-62, прицел ТШСМ-41У, стабилизатор «Метеор» М1). Часть машин оснащена зенитным пулеметом НСВТ вместо ДШКМ. Двигатель В-55У мощностью 620 л. с. Введены гусеница с РМШ и гидроамортизаторы на узлах подвесок вторых опорных катков. Ствол пушки оснащен теплозащитным чехлом. Радиостанция Р-173. система запуска дымовых гранат 902Б «Туча», система зашиты от напалма «Сода». Боевая масса 41,5 т.
Т-62М1 - Т-62М без комплекса управляемого вооружения 9К116-1 «Шексна».
Т-62М1-1 - Т-62М1 с двигателем В-46-5М мощностью 690 л. с.
Т-62М1-2 - Т-62М1 без дополнительного бронирования корпуса.
Т-62М1-2-1 - Т-62М1-2 с двигателем В-46-5М.
Т-62Д (1983 г.) - модернизированный вариант танка Т-62. Комплекс активной зашиты 1030М «Дрозд». Отсутствуют дополнительное бронирование башни и система запуска дымовых гранат «Туча». Боевая масса 40 т.
Т-62Д-1 - Т-62Д с двигателем В-46-5М.
Т-62МВ (1985 г.) - модернизированный вариант танка Т-62М. Навесная динамическая зашита башни и корпуса, бортовые резинотканевые экраны толщиной 10 мм, дополнительное бронирование днища. На части танков элементы КДЗ устанавливались на бортовых экранах. Боевая масса 38,4 т.
Т-62МВ-1 - Т-62МВ с двигателем В-46-5М.

Боевое крещение Т-62 получили во время советско-китайского конфликта в районе о. Даманский 2-17 марта 1969 года. Во время нашей контратаки 15 марта один танк был поврежден и остался на ночь в ничейной зоне на льду р. Уссури. Утром огнем советской артиллерии лед метровой толщины вокруг танка был разбит, и он затонул. Однако в мае китайцы подняли танк, и в их руки попали секретные агрегаты: прицел, стабилизатор, а также оперенные подкалиберные снаряды. По-видимому после этого и начались масштабные поставки рассекреченного танка в страны Ближнего Востока. В частности, с 1971 по 1973 год только в Египет было поставлено 200 Т-62.
Несколько танковых полков, оснащенных Т-62, а затем Т-62М действовали в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане.
Танки Т-62 интенсивно использовались в арабо-израильских войнах 1973-го и 1982 годов, ирано-иракской войне 1980-1988 гг., гражданской войне в Афганистане 1989-2001 гг. и гражданской войне в Анголе 1975-2002 гг. Вооруженная ими сирийская танковая дивизия принимала участие в операции «Бури в пустыне» в 1991 году. Последний факт боевого применения танков Т-62 имел место в ходе Операции по принуждению Грузии к миру (отражению агрессии Грузии против Южной Осетии) в августе 2008 года.


Производство танка Т-62 завершено. Танк состоит на вооружении Российской Армии. В частности, этими машинами укомплектован танковый полк 42-й гвардейской мотострелковой дивизии, дислоцирующейся в Чеченской республике на постоянной основе.
По состоянию на 1 января 2010 года танки Т-62 различных модификаций состоят на вооружении в Алжире (300 единиц), Анголе (50), Афганистане, Вьетнаме (70), Египте (500 на хранении), Израиле (на хранении), Иране (75), Йемене (200), Казахстане (280), КНДР (более 350), Кубе, Ливии (100 + 70 на хранении), России, Сирии (около 1000), Сомали, Узбекистане (170), Эфиопии.

Тактико-технические характеристики среднего танка Т-62
Размеры, мм: длина корпуса – 6630, длина с пушкой вперед – 9335, ширина корпуса – 3300, высота – 2395, база – 4230, колея – 2640, клиренс – 430;
Бронирование, мм/град.: (тип брони - стальная катаная и литая гомогенная), лоб корпуса (верх) - 102/60°, лоб корпуса (низ) - 100/55°, борт корпуса - 80/0°, борт корпуса (верх) - 45/60°, борт корпуса (низ) - 20/45°, корма корпуса (верх) - 45/2°, корма корпуса (низ) - 20/70°, днище - 20/0°, крыша корпуса – 16-30/0°, лоб башни - 220/17° (242 с 1972 г.), борт башни – 165, корма башни – 65, крыша башни – 30-58;
Динамическая защита: Т-62МВ с 1985 г.;
Вооружение: 115-мм гладкоствольная пушка 2А20 (боекомплект 40 у Т-62М – 42), 1 х 7,62-мм пулемет СГМТ, с 1964 г. ПКТ, 1 х 12,7-мм пулемет ДШКМ;
Прицелы: телескопический ТШ2Б-41, перископический электронно-оптический ночной ТПН-1-41-11;
Двигатель: В-55В мощностью 580, л. с. (В-46-5м на Т-62М1-1,Т-62Д-1 и Т-62М1-2-1 мощностью 690 л. с.);
Скорость по шоссе, км/ч: 50;
Скорость по пересеченной местности, км/ч: 22-27;
Запас хода по шоссе, км: 450-650;
Запас хода по пересеченной местности, км: 320-450;
Удельная мощность, л. с./т: 15,7 (16,4)4
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 32; стенка, м - 0,8; ров, м - 2,85; брод, м - 1,4 (до 5 с ОПВТ)

В июле 1962 года началось серийное производство последнего советского среднего танка Т-62. Последнего потому, что все последующие боевые машины относились уже к классу основных танков. Будучи последним, Т-62 стал и первым в мире серийным средним танком, вооруженным гладкоствольной пушкой. Путь в серию у этого танка был трудным, а судьба — боевой.

В 1958 году была создана первая в мире гладкоствольная танковая пушка У-5ТС «Молот» (индекс ГРАУ 2А20). В течение 1959 года на заводе № 183 в Нижнем Тагиле (Уралвагонзавод, УВЗ) под руководством главного конструктора Л. Н. Карцева было изготовлено несколько опытных образцов танка «объект 166» с этой пушкой.

ПРИНЯТИЕ НА ВООРУЖЕНИЕ

К осени 1960 года машины успешно прошли полигонные испытания. Проводившая их комиссия рекомендовала принять этот танк на вооружение. Эффективность пушки У-5ТС оказалась выше, чем у ее «прародительницы» — 100-мм противотанковой гладкоствольной пушки Т-12.

Помимо гладкоствольной пушки, «изюминкой» нового танка стала цельнолитая башня. Танки семейства Т-54/55 имели литые башни с вварными катаными крышами, основания люков крепились к крыше болтами. С точки зрения снарядостойкости, все это были ослабленные зоны. По техусловиям броня башни «держала» бронебойный снаряд на расстоянии полутора калибров от сварного шва или от болтового соединения.

На новой машине решили попробовать установить полностью литую башню. Идеологом этого решения был заместитель главного конструктора УВЗ И. С. Бушнев, до 1957 года возглавлявший бюро вооружения и башни. В свое время он принимал участие в разработке литой башни танка Т-34. Непосредственное проектирование башни вел конструктор Ф. Ю. Беркович. Месяца через три изготовили ее первый опытный экземпляр.

В ходе испытаний «объекта 166» выявилось одно обстоятельство — при требуемом темпе стрельбы загазованность боевого отделения вдвое превышала норму. Чтобы снизить загазованность, конструкторы Ю. А. Ковалев, В. М. Быстрицкий. Е. Е. Кривошея и Ю. С. Цыбин предложили разработать механизм выброса стреляных гильз. Принцип работы механизма был таким: экстрактируемая гильза (а для пушки У-5ТС использовалось два типа гильз — стальная массой 7,95 кг и латунная массой 8,45 кг) попадала в ловушку механизма выброса, в задней части башни открывался специальный люк, и гильза пружиной выбрасывалась наружу, после чего люк закрывался. При выстреле во время отката пушки механизм взводился для очередного броска. Испытания показали, что этот механизм позволил сократить загазованность в танке более чем едва раза и избавил экипаж от необходимости укладывать гильзы на место использованных выстрелов. В 1961 году завод № 183 изготовил установочную партию из 25 танков, которые поступили в Прикарпатский военный округ.

1 января 1962 года завод был остановлен на шесть месяцев для переоборудования сварочного конвейера в корпусном цехе, замены карусельных станков для обработки погона башни и проведения других мероприятий по подготовке производства. С 1 июля 1962 года начался массовый выпуск танка Т-62, который осуществлялся Уралвагонзаводом до 1973 года, когда на сборочном конвейере его сменил танк Т-72. За 10 лет производства было изготовлено в общей сложности около 20 тыс. «шестьдесятдвоек».

МОДИФИКАЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Единственной серийной модификацией стал командирский танк Т-62К, отличавшийся от линейной машины установкой дополнительной радиостанции Р-112, танковой навигационной аппаратуры ТНА-2 и зарядного агрегата. Боекомплект уменьшился на четыре артвыстрела и три коробки с лентами для спаренного пулемета. Был добавлен еще один комплект четырехметровой штыревой антенны, изменено крепление сиденья заряжающего, а также внесены некоторые изменения в схему электрооборудования, размещение боекомплекта и ЗИП и компоновку аппаратов ТПУ.

Что же касается линейных Т-62, то за время серийного производства они изменились мало. Все усовершенствования сводились в основном к установке более современного оборудования и вооружения. Так, в августе 1964 года спаренный пулемет СГМТ был заменен на ПКТ, а командирский прибор наблюдения ТКН-2 — на ТКН-3. С 1965 года вместо радиостанции Р-113 иТПУ Р-120 стали устанавливать радиостанцию Р-123 и ТПУ Р-124. В том же году ввели броневой колпак ночного прицела ТПН-1-41-11.

С мая 1966 года гирополукомпас ГПК-48 заменили на ГПК-59, а в 1967 году ликвидировали люки в крыше МТО. С 1972 года стал устанавливаться зенитный пулемет ДШКМ. Начиная с 1975 года часть выпущенных танков оборудовали лазерными дальномерами КДТ-1.

Опыт боевых действий в Афганистане был использован при разработке программы модернизации танков Т-62, призванной повысить их боевую эффективность до уровня танков Т-64А и Т-72 первых выпусков.

Эта работа должна была осуществляться танкоремонтными заводами ГБТУ в ходе капитального ремонта боевых машин. В 1983 году на вооружение Советской армии был принят модернизированный танк Т-62М («объект 166М6»). На этой машине устанавливались многослойные экраны из комбинированной брони на корпусе и башне, бортовые резинотканевые противокумулятивные экраны; было дополнительно бронировано днище и оборудован антинейтронный подбой на башне, установлены комплекс управляемого вооружения 9К116-1 «Шексна» и новая СУО «Волна». Часть машин оснащалась зенитным пулеметом НСВТ вместо ДШКМ. Установили двигатель В-55У мощностью 620 л. с, ввели гусеницы с РМШ и гидроамортизаторы на узлах подвесок вторых опорных катков. Ствол пушки оснастили теплозащитным чехлом. Установили радиостанцию Р-173, систему запуска дымовых гранат 902Б «Туча», систему защиты от напалма «Сода». Боевая масса возросла до 41,5 т. В том же 1983 году на вооружение приняли еще одну модернизированную версию — Т-62Д. На этой машине также было усилено бронирование корпуса и башни, установлен новый двигатель и усилена ходовая часть. Но главное — впервые в мире танк был оснащен комплексом активной защиты ЮЗОМ «Дрозд». В 1985 году на вооружение приняли модификацию Т-62МВ, которая отличалась от Т-62М системой дополнительного бронирования. Вместо экранов из комбинированной брони на башне и корпусе Т-62МВ разместили комплекс навесной динамической защиты.

Конструкция танка Т-62

Танк Т-62 имеет классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Внутри его корпус делится на три отделения: управления, боевое и силовое. Корпус танка Т-62 сварен из броневых листов различной толщины. Верхний 100-мм лобовой лист наклонен под углом 60° к вертикали. Толщина бортов в нижней части корпуса составляет 15 мм, в верхней — 79 мм. Днище корпуса изготовлено из броневых листов толщиной 20 мм, крыша — толщиной 31 мм. В расположенном в передней части корпуса отделении управления у левого борта находится место механика-водителя. Над местом механика-водителя в крыше корпуса смонтирован люк.

Курсовой пулемет отсутствует. Позади сиденья механика-водителя в днище корпуса расположен люк запасного выхода, справа — два бака-стеллажа. Башня литая, обтекаемой формы. По размерам она несколько превосходит башню танка Т-55 (диаметр погона в свету 2245 вместо 1816 мм) и имеет стенки весьма большой толщины: 242 мм в передней части и 153 мм по бортам. В башне размещены командир танка, наводчик и заряжающий и установлено основное вооружение: 115-мм гладкоствольная пушка У5-ТС (2А20) и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ {до августа 1964 года — СГМТ). Подкалиберный снаряд имеет высокую начальную скорость 1615 м/с и по бронепробиваемости превосходит аналогичные 105-мм снаряды английской нарезной пушки L7. Благодаря наличию двухплоскостного стабилизатора вооружения «Метеор» (на танках поздних выпусков — «Метеор М» и «Метеор М1») прицельную стрельбу из пушки можно вести во время движения танка.

Боекомплект пушки состоит из 40 унитарных выстрелов. Из-за больших размеров только два выстрела размещены в башне, остальные находятся в боеукладках вне ее. По этой же причине пришлось отказаться от возврата стреляных гильз в боеукладки — в башне смонтирован специальный механизм, который после перевода ствола в положение для заряжения (+3,5°) выбрасывает стреляную гильзу через люк в кормовой части башни. Следствием такого решения стало снижение скорострельности пушки до 4 выстр/мин и нарушение герметичности помещений танка во время открытия люка для выброса гильзы. Боекомплект пулемета ПКТ (или СГМТ) состоит из 2500 патронов (10 лент в магазин-коробках). Боекомплект пулемета ДШКМ (при наличии последнего) включает в себя 300 патронов (6 лент в магазин-коробках). Кроме того, в танк укладываются автомат АК (АКМ) и 120 патронов к нему, 10 ручных гранат Ф-1, сигнальный пистолет и 12 патронов к нему.

Для ведения стрельбы из пушки наводчик пользуется прицелом ТШ-2Б-41 (на танках поздних выпусков — ТШС-41У) со сменным увеличением, который обеспечивает ведение прицельной стрельбы подкалиберным снарядом на дальность до 4 км. Кроме того, имеется электронно-оптический монокулярный ночной прицел ТПН-1-41-11 с дальностью видения 800 м. В качестве источника инфракрасного света для ночного прицела используется прожектор Л-2Г с ИК-фильтром. В МТО танка установлен 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-55 или В-55В. При 2000 об/мин он развивает максимальную мощность 580 л. с. Трансмиссия танка состоит из гитары, многодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по стали), пятискоростной коробки передач, двух двухступенчатых планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач и привода вентилятора и компрессора. В ходовой части использовано по пять сдвоенных обрезиненных литых опорных катков на борт. Подвеска индивидуальная торсионная. В узлах подвески первого и последнего катков с каждого борта установлены гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса расположены сзади. Гусеницы мелкозвенчатые, с цевочным зацеплением, металлические или резинометаллические.

Танк оборудован системой ПАЗ, состоящей из герметизирующих устройств, ФВУ и нагнетателя, а также автоматической системой ППО. Для постановки дымовых завес используется термодымовая аппаратура.

6343
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!