Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Стратегическая крылатая ракета «Буря.

Ее появлению способствовала мировая политическая обстановка, заставляющая действовать на опережение в сфере ядерного вооружения.

Предпосылки создания

Появление атомной, а позднее водородной бомбы еще не говорило о надежной ядерной защите СССР. Оружие необходимо было уметь использовать, что требовало от советских инженеров новых решений для разработки стратегических носителей, способных переносить атомное оружие на необходимую территорию. Такие средства (бомбардировщики) уже существовали, однако появление ПВО и зенитных управляемых ракет стало предпосылкой для создания принципиально новых, более надежных «доставщиков» ядерной бомбы.

Одним из вариантов решения вопроса стала разработка аппарата, способного лететь со скоростью больше звуковой, чтобы обеспечить доставку атомного заряда в нужное место. После предварительных исследований определились два направления. Одним из них стала работа по созданию баллистических ракет (МБР), вторым - проектирование крылатых ракет (МКР). Поскольку оба направления были разделены по ведомствам, между конструкторами существовала скрытая конкуренция, кто быстрее и лучше завершит проект с запланированной дальностью полета в 8 000 км.

Первые старты

В 1954 году начинаются работы по созданию сверхзвукового крылатого аппарата. Проект получил название «Буря». Ракета, состоящая из двух ступеней, весом 90 тонн и титановым корпусом по плану должна была пролететь 8000 км. Надежный жидкостный двигатель, обеспечивающий вертикальный старт и дальнейший набор высоты, помещался в первой ступени. Вторая ступень с крыльями оснащалась воздушно-реактивным двигателем для всего маршрута следования. Отклонение ракеты от намеченной конечной точки составляло не более 1000 метров.

Первые испытания «Бури» стартовали в 1957 году, а впервые основной запуск (удачный) произошел годом позже. В течение нескольких запусков ракета показала максимум для того периода – аппарат на скорости 3300 км/ч преодолел дистанцию 1350 км, во время еще одного полета на скорости 3500 км/ч – дистанция следования составила 1760 км соответственно.

В СССР того времени ни одна разработка не проходила такие расстояния. В момент одного из следующих запусков «Буря» уже с механизмом астронавигации прошла 4000 км, что стало абсолютным рекордным показателем. После выполнения намеченной программы аппарат развернулся и далее ориентировался по радиосигналам. Самый последний полет (на 6500 км) был произведен в 1960 году.

Конец проекта

Последний запуск аппарата ознаменовал закрытие проекта «Буря». К тому моменту у советской армии уже появилась межконтинентальная баллистическая ракета модификации Р-7 конструктора Королева. Также к 1960 году существовали и другие варианты ракет, противостоящие любой ПВО того периода, имеющие лучшие показатели полета и достаточно простое устройство.


С. Лавочкин – главный разработчик «Бури» пытался отстоять свое изобретение с обоснованием, что проект крылатого летательного аппарата, обладающего уникальными тактическими характеристиками, не должен быть закрыт. Конструктор рекомендовал применять «Бурю» в качестве разведчика-беспилотника на большие расстояния или как ракету-мишень, однако проект все-таки не получил дальнейшего развития.

В мае 1954 года ОКБ С.А.Лавочкина получило новое важное правительственное задание. Необходимо было создать крылатую ракету, обладавшую скоростью полета, соответствующей числу М=3, и межконтинентальной дальностью — 8000 км.

Эта ракета получила наименование «Буря» и заводской индекс «350″. «Бурю» Лавочкин противопоставил межконтинентальной ракете Р-7 генерального конструктора Королева как носитель атомного оружия. Буря отличалась высокими по тем временам характеристиками — скоростью свыше 3 000 км в час на высоте 20 километров. Комплекс состоял из самолета-матки с двумя ракетными двигателями и крылатой ракеты, корпус которой был выполнен из ранее неиспользуемого в авиации жаропрочного титана. Самолет-матка с крылатой ракетой «Буря» взлетал вертикально, как ракета. Полет от самолета-матки «Буря» начинала на высоте чуть ниже 20 километров. По мере выгорания топлива самолет-снаряд забирался все выше и продолжал полет на высоте более 20 километров. Такую же компоновку можно наблюдать и современного «Шаттла». Отклонение «Бури» от цели составляло не более 1 км на дистанции 8000 км, что для ядерного заряда — несущественно. Однако авторитет Королева был настолько высок, что на вооружение пошла его громоздкая, малонадежная в то время и дорогая Р-7 вместо экономичной системы «Буря».

При создании этой ракеты коллектив ОКБ столкнулся со многими научными проблемами самого разного плана, из которых ключевой стала проблема преодоления теплового барьера. При скоростях полета, превышающих число Маха, равное двум, происходит сильное увеличение температуры пограничного слоя. В конструкции «Бури» нашли применение титан, новые марки жаростойких сталей, новые термостойкие материалы, использующиеся для герметизации, различных покрытий, изоляции, остекления и так далее. Большинство из них к моменту создания «Бури» советской промышленностью освоены не были и их внедрение шло параллельно с работами по ракете.Эскизное проектирование этой ракеты было завершено уже в 1955 году.

Ракета «Буря» была выполнена по двухступенчатой схеме. Первая ступень состояла из двух стартовых ускорителей, которые оснащались четырехкамерными двухкомпонентными ЖРД С.2.1150 конструкции А.М.Исаева со стартовой тягой порядка 65 тонн каждый. Вторая (маршевая) ступень — крылатая ракета, выполненная по нормальной самолетной схеме со среднерасположенным тонким треугольным крылом малого удлинения со стреловидностью 70 градусов по передней кромке. Крестообразное оперение было размещено в хвостовой части. Корпус имел цилиндрическую форму, немного суженную спереди и сзади. Двигательная установка маршевой ступени состояла из одного сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (СПВРД) конструкции ОКБ М.М.Бондарюка — РД-012У.

Как уже отмечалось, особое внимание на этой машине уделялось обеспечению нормальных условий для работы аппаратуры и агрегатов, поэтому приборный отсек был снабжен специальной системой кондиционирования, а рулевые приводы имели водяную систему охлаждения. Кроме того, ракета была оборудована азотной системой, предназначенной с одной стороны для охлаждения приборного отсека, с другой — для наддува водяных и топливных баков. Стартовая масса ракеты «Буря» составляла около 100 тонн.

Старт крылатой ракеты производился вертикально с лафета-установщика. На разгонном участке траектории полет проходил по заданной программе, затем ракета постепенно переходила в горизонтальный полет на маршевой высоте и с маршевой скоростью полета. После достижения числа М=3,5 и высоты полета 18000 м происходила отцепка ускорителей от маршевой ступени, двигатель второй ступени к этому моменту уже был запущен. Полет второй ступени проходил с постоянной скоростью, соответствующей числу М=3,1, и с постоянным аэродинамическим качеством. Управление осуществлялось от бортовой астронавигационной системы. При приближении к конечной точке маршрута ракета автопилотом переводилась в пикирование и на этом режиме осуществлялся сброс головного конуса с ядерным боезарядом.

Монтаж Бури на стартовом комплексе

Летные испытания начались 31 июля 1957г. на полигоне Капустин Яр. При попыткепервого запуска 1 августа взорвался клапан в одном из ускорителей по чистой случай-ности все не закончилось взрывом самой ракеты. Первый раз ракета оторвалась отпускового устройства 1 сентября, но из-за преждевременного сброса газовых рулейракета потеряла управление, упала и взорвалась недалеко от старта.

При второмпуске ракета взорвалась на 31 секунде полета, в третьем -на 63, в четвертом -на 81.В это время (в конце 1957г.) были прекращены работы по «Бурану», который так и неуспел совершить ни одного полета. Только в пятом полете 22 мая 1958г. первая сту-пень отработала положенные 90,5 сек до отделения. На высоте 17,3км. при скоростиМ=2,95–2,97 в этом полете впервые был запущен СПВРД, успевший проработать до окон-чания топлива 29,5сек. Первая попытка шестого запуска снова была неудачной из-заотказ ускорителей ракета осталась на старте. Следующая попытка сделана 3 июля –пуск состоялся но на 56-й секунде полета произошел отказ автопилота. В седьмомполете 13 июля маршевая ступень потеряла устойчивость на 96-й секунде из-занештатного отделения ускорителей.

В восьмом полете 10 сентября удалось запуститьСПВРД, который неустойчиво проработал 65 сек. Девятый полет 28 декабря продолжался309 сек. до взрыва топливного бака. В десятом — 29 марта 1959г. была достигнутапродолжительность полета 25мин. 20сек. и дальность 1315км. Одиннадцатый запусксостоялся со второй попытки 2 октября 1959г. программа полета была выполненаполностью. Полет продолжался 33,5 минут по замкнутой трассе при крейсерской ско-рости М=3,15. При начальной высоте 17км. была достигнута дальность 1766км. Полетыпо короткой трассе без использования системы астронавигации на этом завершились.На «Бурю» установили систему астронавигации и последующие полеты осуществлялись намаксимальную дальность в направлении Камчатки. Первая попытка включения навигациипо звездам была произведена в 12-м полете который продолжался чуть более 10 минут.В 13-м полете была достигнута дальность 5500 км. ракета была оснащена модернизиро-ванными ускорителями с двигателями С2.1150 и СПВРД РД-012У.

Чертеж стартового комплекса

Но к тому времени первые МБР Р-7 встали на боевое дежурство, проводились летные испытания МБР Р-16М. Янгеля. Эти ракеты могли преодолеть любую противовоздушную оборону тех лет,имели большую скорость полета, относительно простую конструкцию и т.д. Было при-нято решение ограничить стратегический ракетный парк страны баллистическими раке-тами от крылатых ракет решено было отказаться. «Буря», только начавшая летатьопоздала. Согласно постановления правительства от 5 февраля 1960г. работы по проекту МКР «Буря» были прекращены, но работы над вариантом беспилотного фоторазведчика большой дальности и мишени были продолжены, но ненадолго.

Последние четыре пуска — с пятнадцатого по восемнадцатый,- производились по длинной испытательной трассе Владимировка — Мыс Озерной (Камчатка). В последних двух из них была достигнута дальность порядка шести с половиной тысяч километров и на основании этих данных был сделан вывод о возможности получения расчетной дальности и полной доводки «Бури» в короткое время. Однако, в этот период была создана и также успешно прошла испытания межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, созданная под руководством С.П.Королева. Ей и было отдано предпочтение при запуске в серийное производство.

Заброшенный стартовый комплекс Бури. Капустин Яр.

Тем не менее, нужно отметить, что «Буря» явилась единственной советской межконтинентальной сверзвуковой крылатой ракетой первого поколения, которая была построена и успешно летала. Создание ракеты «Буря» свидетельствовало о том, что ОКБ С.А.Лавочкина в конце 50-х годов являлось одним из лидеров отечественного ракетостроения. По свидетельству многих ветеранов ОКБ, Лавочкин в это время всерьез подумывал о создании воздушно-космического самолета. Но осуществиться этим мечтам, к сожалению, не было суждено. Опередившая время эта уникальная система стала «лебединой песней» выдающегося конструктора С.А. Лавочкина.

Проект «Буран» Мясищева

Опытно-конструкторские работы по межконтинентальной крылатой ракете (МКР) «Буран» были начаты в ОКБ-23 в апреле 1953 года

Крылатая ракета «40» была спроектирована по нормальной самолетной схеме с треугольным крылом с углом стреловидности по передней крoмке 70º и тонким сверхзвуковым профилем, корпус выполнен из титановых сплавов. Оперение — крестообразное, с аэродинамическими рулями. Конструкция ракеты аналогична МКР «Буря», но стартовый вес несколько больший, т.к. предполагалось разместить более мощную и тяжелую боевую часть, оснащенную взрывными устройствами контактного и дистанционного типа. В качестве силовой установки использовался ПВРД, разрабатывавшийся в ОКБ М.М.Бондарюка с лобовым воздухозаборником, на входе которого находилось центральное многоскачковое тело. Внутри последнего размещалась боевая часть весом 3500 кг. Горючее находилось в кольцевых фюзеляжных топливных баках.

Для старта и разгона маршевой ступени «42» до скорости запуска сверхзвукового ПВРД использовались четыре ускорителя «41» с ЖРД тягой по 55 т, разработанные на базе самолетных ускорителей «СУМ». Двигатели первой ступени разработаны в ОКБ-456 главного конструктора В.П.Глушко. После запуска маршевого двигателя на высоте 18200 метров ускорители отстреливались, и самолет-снаряд должен был лететь к цели, расположенной на удалении 7500-8000 км, в автоматическом режиме со скоростью 3290 км/ч на высотах 24-25 км. Поддержание заданного курса осуществлялось с помощью гироинерциальной навигационной систем с астрокоррекцией от звездных датчиков, размещавшихся в отсеке на верхней части фюзеляжа. Система астрокоррекции для ракеты разработана под руководством Р.Г.Чачикяна.

Вот так выглядел первый «Буран»

В 1957 г. опытное производство ОКБ-23 построило одну крылатую ракету, рассчитанную под новую боевую часть и получившую обозначение «40А». В этом же году начались ее стендовые испытания.
В процессе создания «сороковки» удалось получить ответы на множество принципиально новых теоретических вопросов и решить ряд конструктивно-технологических задач. Был интересный вариант с размещением на маршевой ступени МКР «Буран» кабины пилота для участия пилота на определенном этапе испытания. Предусматривалось катапультирование пилота и спуск его на парашюте. Специально для «Бурана» разработали рулевые приводы и смазку, обеспечивающие функционирование органов управления до температуры +400 ºС.

Осенью 1957 года работы по ракете «40» были прекращены. До закрытия работ было изготовлено две ракеты «Буран» для проведения ЛКИ. Однако, если за «Бурю» еще пытались бороться, то у «Бурана» защитников не нашлось.

«Буран-44″

В конструкторском бюро Мясищева параллельно шла работа над стратегическим бомбардировщиком М-50 и коллектив бюро без особых эмоций переключился на решение этой проблемы. Полностью работы по теме «КРМД» были закрыты решением руководства страны (Н.С.Хрущева) в ноябре 1957 года после проведения успешных испытаний межконтинентальной ракеты Р-7 С.П.Королева, способной доставить ядерный заряд до территории США. В 1958 г. по инициативе ОКБ В.М.Мясищева началась разработка управляемой ракеты «43″ и самолета-снаряда «изделие 44″ класса «воздух-поверхность». Согласно расчетным данным ракета К-44 могла доставлять боевую часть весом 230 кг на расстояние 2000-2300 км.

Полет ее должен был проходить со скоростью 3000-3200 км/ч на высоте 22-24 км. По другим сведениям ракета «44″ (М-44) разрабатывалась в ОКБ-23 с использованием опыта по созданию маршевой ступени (М-42) стратегической крылатой ракеты «Буран» (М-40). Ее масса в момент отделения от М-56К должна была равняться 12-14 тоннам, а компоновка и аэродинамика увязывались с самолетом-носителем с целью получения минимального сопротивления в полете. Ракета оснащалась двумя ТРД типа КР-5-26, максимальная скорость должна была достигать 3000-3200 км/ч, высота полета 28000-30000 м, боевая нагрузка достигала 2,3 тонны.

В июне 1960 г. скончался генеральный конструктор Лавочкин, проект разведчика просуществовал до октября, а мишени — до начала следующего года. Было произведено 4 пуска «Бури» в интересах создания фоторазведчика и скоростной высотной мишени для комплекса ПВО«Даль». 23 марта 1960г. за 2 ч. 4 мин. полета на высоте 18–24,5км. при скоростиМ=3,2–3,15 ракета преодолела 6500 км! Захват навигационной звезды произошел на 114-й секунде полета. Полет завершился после полной выработки топлива (заправка во всех испытательных полетах была неполной). Последний полет состоялся 16 декаб-ря дальность составила 6425км. Всего произведено 17 (по другим данным 18) пусков.

Напомню вам про и как выглядели Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье « ».

Предисловие автора: В выпуске № 4 за 1996 год журнала "Самолеты мира" уже было рассказано о межконтинентальной крылатой ракете (МКР) С. А. Лавочкина «Буря». Продолжая разговор об этом классе летательных аппаратов, остановлюсь на трех других его представителях: американских ракетах «Snark» и «Navaho», советской «Буран», а также попытаюсь объяснить, почему работы по МКР не получили большего развития.

Начнем с американских. В 1946 г. ВВС США (US Air Force) заключили договоры с фирмами Consolidated Vultee, Martin Co., Northrop Corp. и North American Aviation Inc. на разработку различных управляемых ракет класса «земля-земля».

Northrop в 1947 г. приступила к разработке дозвуковой крылатой ракеты «Snark» (обозначалась также XSSM-A-3, SM-62 и В-62) с межконтинентальной дальностью полета по программе МХ-775. Она представляла собой высокоплан со стреловидными крыльями без горизонтального оперения, с турбореактивным двигателем Pratt-Whitney J-57 (первоначально предполагалось установить двигатель Allison J-71). Старт производился при помощи двух сбрасываемых твердотопливных ускорителей фирмы Aerojet Corp. Летные испытания ракеты начались в марте 1951 г., а в середине 1959-го «Snark» поступили в войска (702nd Strategic Missile Wing). Эта МКР могла нести боеголовку весом в 2250 кг на расстояние 10140 км без подвесных баков и на расстояние 11200 км — с подвесными баками.


Чтобы в перспективе получить ракету практически неуязвимую для средств ПВО, параллельно с дозвуковыми крылатыми ракетами проектировалась сверхзвуковая. Ее разработка велась фирмой North American, по программе МХ-770, под обозначениями XSSM-A-2 и XSV-64 «Navaho».

Требования постоянно менялись. Сначала в 1946 г. запланировали создание ракеты с дальностью в 500 миль (804,5 км) и маршевой скоростью полета, соответствующей числу М=1. Со временем требуемая дальность возросла до 6300 миль (10137 км), а скорость маршевого полета до М=3. На разгонной ступени ракеты с дальностью полета 800 км предполагалось установить однокамерный ЖРД тягой 331 кН, затем на ракете G-26 — двухкамерный с тягой 1600 кН, а на ракете G-38 — трехкамерный с тягой 1788 кН.

Маршевая ступень представляла собой крылатую ракету с треугольным крылом. После отстыковки разгонной ступени она совершала самостоятельный полет с помощью двух маршевых СПВРД Curtiss-Wright Corp. RJ-47. Для отработки маршевой ступени был разработан аналог Х-10, который проходил летные испытания самостоятельно, без первой ступени. На нем устанавливался вначале ТРД Westingause J-40, а позднее ТРД Pratt-Whitney J-57. При первом полете, состоявшемся 6 ноября 1956 г., из-за дефекта в системе управления на высоте в 2 мили (3200 м) ракета была уничтожена; во втором возникли неполадки в ускорителе; в третьем и четвертом — трудности с зажиганием ПВРД. US Air Force 11 июля 1957 г. аннулировало контракт на разработку «Navaho». Оставшиеся семь ракет были использованы при реализации программы RISE (Research in Supersonic Environment) для проведения замеров температур и давления на скорости, соответствующей числу М=3. В пятом пуске, состоявшемся 12 августа 1957 г., удалось получить дальность полета 300 миль (480 км). В восьмом полете 10 января 1958 г. была достигнута дальность 2000 миль (3200 км) — максимальное значение, полученное, на этой ракете. Последний — одиннадцатый — пycк «Navaho» состоялся 18 ноября 1958 г.

Как уже говорилось, в СССР научно-исследовательские работы по сверхзвуковым МКР были начаты еще во второй половине сороковых годов. Согласно постановлению правительства от 13 февраля 1953 г. в ОКБ-1 НИИ-88 приступили к созданию экспериментальной крылатой ракеты (ЭКР) с дальностью полета 800 км, предназначенной для проверки основных принципов и технических решений, закладываемых в МКР. После передачи этой темы в авиационную промышленность в мае 1954 г. задание на разработку МКР получили ОКБ-23 В.М. Мясищева и ОКБ-301 МАП С.А. Лавочкина.

Мясищевская ракета «Буран» (индекс «40») должна была нести нагрузку в полтора раза большую, чем «Буря». СПВРД РД-018А с диаметром камеры сгорания 2000 мм для маршевой ступени создавался в ОКБ-670 М.М. Бондарюка, его дублировало ОКБ-36 В.Д. Добрынина. Разработка ЖРД для двигательной установки первой ступени велась в ОКБ-456 В.П. Глушко. После проведения аэродинамических, динамических исследований и компоновки «Бурана» в 1954 г. предварительно приняли одно-двигательную схему для маршевой ступени, а для первой ступени — схему с четырьмя ускорителями. Маршевая ступень получила индекс «42», ускорители — «41». МАП предъявил на рассмотрение ВВС эскизный проект «Бурана» 12 сентября 1955 г. В марте следующего года он был взят за основу для дальнейшей разработки ракеты. Однако в августе 1956 г. от ОКБ-23 потребовали установить новый боезаряд большего веса. «Буран» пришлось перекомпоновать. Уже в октябре МАП представил заказчику дополнения к эскизному проекту и макет крылатой ракеты с новым боезарядом «40А». Точно так же, как на «Буре», на «Буране» предполагалось использовать титановый сплав ВТ-5, из-за отсутствия которого в мае — апреле 1957 г. рабочие чертежи на первые восемь «40А» пришлось переделать под нержавеющую сталь.

Первая ступень «Бурана» включала в себя крылатую ракету «42А» и закрепленные на ней (симметрично относительно ее продольной оси) четыре ускорителя «41А». В передней и средней частях ускорителей располагались баки для компонентов топлива — окислителя АК-27И, горючего (вероятно, керосина) и перекиси водорода, в хвостовой части — ЖРД конструкции ОКБ-456 МОП с тягой 70000 кгс. Для воспламенения топлива в камерах сгорания использовалось пусковое топливо ТГ-02, самовоспламеняющееся при взаимодействии с окислителем АК-27И. На каждом ускорителе было установлено по четыре газовых руля в одном сбрасываемом отсеке.

Второй (маршевой) ступенью являлась сама крылатая ракета, выполненная по нормальной самолетной схеме со среднерасположенным тонким треугольным крылом и трапециевидным оперением. Корпус имел цилиндрическую форму и состоял из трех частей: передней, средней и хвостовой. В хвостовой части установили СПВРД РД-018А. Топливо поместили в пяти герметичных топливных отсеках, на которые разделялось пространство между наружной и внутренними обшивками средней части. Сверху этой части имелся гаргрот с размещенными в нем приборами астронавигационной системы управления и автопилота, электрооборудование и другая аппаратура. Передняя часть корпуса, несущая боевой заряд, выполнялась отделяемой. Пространство между коком и обтекателем, из которых состояла передняя часть, служило входным каналом диффузора двигателя. По всей длине передней и средней частей проходил канал воздухозаборника СПВРД.

Старт «Бурана» производился вертикально со стартового стола. С момента отрыва ракета управлялась газовыми рулями, затем шло переключение на воздушные рули, а газовые сбрасывались. После достижения соответствующей М=3,2 скорости происходило выключение ЖРД ускорителей и спустя две секунды — сброс ускорителей. Через несколько секунд включался маршевый СПВРД. Затем ракета достигала вершины траектории участка выведения — около 20000 метров, скорость снижалась до скорости маршевого полета—3290 км/ч (М=3,1) и включалась астронавигационная система. Далее происходило снижение высоты полета ракеты с высоты 20000 до 17400 метров. Заброс траектории на участке выведения осуществлялся с целью получения максимальных скоростных напоров, приблизительно равных максимальным скоростным напорам на участке маршевого полета. На этом этап выведения заканчивался. Маршевый полет проходил с постоянной скоростью, соответствующей числу М=3,1. По мере выгорания топлива высота полета возрастала до 24700-25200 метров в районе цели. По достижении заданной географической точки производилось отделение головной части и начинался участок свободного падения головной части корпуса на цель.

Работы по межконтинентальной крылатой ракете «Буран» были прекращены 28 ноября 1957 г. На этот момент в производстве находилисьтри опытных экземпляра «42А»: на первом закончили агрегатную сборку, но монтаж систем с готовыми изделиями и монтажными макетами задерживался; ко второму и третьему только еще изготавливались отдельные детали и узлы.

С. П. Королев со своими МБР Р-7 значительно опережал работы, проводившиеся в ГКАТ (Государственный комитет при Совете Министров СССР по авиационной технике) по межконтинентальным крылатым ракетам. Первый пуск Р-7 состоялся через три года после выхода постановления правительства — 15 мая 1957 г. Он оказался неудачным, затем последовало еще два неудачных пуска. За одиннадцать дней до начала летных испытаний «Бури» в четвертом пуске Р-7 впервые достигла района цели. В период с 24 декабря 1958 г. по 27 октября 1959 г. прошли совместные испытания. Из 16 пусков — два аварийных, в четырех точность оказалась недостаточной, но в десяти ракеты достигли цели с заданной точностью.

За день до завершения совместных испытаний (26 ноября 1959 г.) подкомиссия в составе К. А. Вершинина, П.В. Дементьева, В. Д. Калмыкова и других представителей министерства обороны и промышленности рассмотрела вопрос о создании крылатых ракет класса «земля-земля». В отношении межконтинентальных ракет отмечалось, что МКР, обладая существенно меньшими, чем у МБР, высотами и скоростями полета при приблизительно равных точностях попадания в цель, требованию заблаговременного и точного определения координат цели, сложности старта и технического обслуживания ракет, огневой производительности — все же имеют некоторые преимущества перед ними. МКР способны выполнять задачи, которые нельзя возложить на другие виды летательных аппаратов. Так, при оборудовании их системой наведения на конечном участке полета МКР могли поражать малоразмерные цели. Определенные преимущества давала траектория полета: малая высота полета, а следовательно, и небольшая дальность обнаружения РЛС значительно расширяли непросматриваемую с иностранных территорий зону размещения стартовых позиций. Также существовало мнение, что одновременное нахождение на вооружении баллистических и крылатых ракет должно заставить противника понести большие расходы на средства обороны от двух различных типов межконтинентальных ракет. И, наконец, привлекала возможность создания на базе крылатых ракет беспилотных разведчиков как одноразового, так и многоразового использования.

Наилучший результат, полученный к 26 ноября 1959 г. при испытании «Бури» — дальность 1760 км при средней скорости 3400 км/ч. Комиссия заявила о прекращении работ по боевому варианту «Бури», но при этом летные испытания и доводку решили продолжать. Их результаты и предложения по применению ракеты потребовали доложить во второй половине 1960 г. Кроме того, на базе МКР предполагалось разработать беспилотный фоторазведчик.

Ракета Р-7 была принята на вооружение 20 января 1960 г. К тому времени уже велись летно-конструкторские испытания Р-7А с головной частью массой в 3000 кг и дальностью 12000 км. Осенью 1960 г. ее также приняли на вооружение и впоследствии она заменила Р-7.

5 февраля 1960 г. вышло постановление Совета Министров и ЦК КПСС о прекращении работ по «Буре» в боевом варианте. Правда, разрешалось провести еще пять пусков в рамках работ по беспилотному фоторазведчику.

Однако споры вокруг крылатых ракет с большой дальностью полета не утихали. На состоявшемся в марте 1960 г. заседании ГКАТ много внимания было уделено вопросу участия комитета в создании ракетной техники. Приведу несколько выдержек из стенограммы.

А. И. Микоян:

«... Необходимо создавать беспилотные летательные аппараты, так как большие скорости усложняют и делают невозможной работу с летчиком...»

М.В. Келдыш:

А.С.Яковлев:

«...Ракеты, которые создали т. т. Лавочкин и Ильюшин, нужно сохранить и развивать...»

С. Б. Ильюшин:

«... Разработку баллистических ракет из Государственного комитета передавать не нужно. Надо самим более организованно заняться этим делом, так как самолеты для достижения дальних целей в период войны не смогут обеспечить доставку груза к цели...».

В феврале и марте 1960 г. по длинной испытательной трассе произвели три пуска ракет «350» с полной заправкой топливом, оборудованных системой автоматической ночной астронавигации. 23 марта 1960 г. в семнадцатом пуске была получена наибольшая дальность—6500 км. Работа маршевого двигателя прекратилась из-за полной выработки топлива. Значение удельной тяги СПВРД(и) оказалось меньше принятого при проектировании. Тем самым подтвердились прежние опасения. В 1956 г. макетная комиссия по МКР «Буран» заметила, что значение «J» получено без учета реальной теплотворной способности топлива. На XVIII «Научных чтениях по космонавтике» представитель бывшего ОКБ-670 -дал еще одно объяснение. Реальные сопротивления знали по продувкам, но с определенной степенью точности, и поэтому переразмерили критическое сечение сопла. Удельная тяга, которая должна была быть на уровне 1710 кгс.с/кг, стала 1615 кгс.с/кг.

Однако дальность 8000 км не позволяла охватить всю территорию «вероятного противника», и в 1959 г. военные потребовали большей дальности. Так же думали и за океаном: в августе 1959 г. первая американская МБР «Atlas» доставила боевой груз на расстояние 9000 км. Ей «ответила» Р-7А. Увеличение дальности полета шло за счет уменьшения массы головной части. На крылатой ракете решение подобной задачи невозможно без увеличения запаса топлива и, следовательно, потребовалась бы значительная модернизация.

Конечно, о превосходстве МБР над МКР по скорости и высоте полета знали с самого начала работ по межконтинентальным ракетам, на иное никто и не рассчитывал. Другое дело — средства ПВО, способные бороться со сверхзвуковыми МКР, которых ни у нас, ни у американцев тогда еще не было (они появились только в начале шестидесятых годов). ЗУРы «Nike Ajax», В-300 и В-750 имели наклонную дальность 30-40 км и могли защищать только отдельные объекты, а у истребителей типа МиГ-17 потолок около 17000 метров («Snark» летела на высоте 18000 метров со скоростью 1060 км/ч). Даже дозвуковая МКР оказывалась способна прорваться сквозь ПВО конца пятидесятых годов, за исключением разве только ПВО вокруг Москвы и некоторых других важных объектов. Примером прорыва высотного самолета могут служить полеты разведчиков U-2, одному из которых 9 апреля 1960 г. удалось пролететь почти через весь Советский Союз, не попав в зону действия ЗУР.

На новом витке истории повторилась ситуация конца второй мировой войны, когда крылатая ракета V-1 противостояла баллистической V-2: относительная простота конструкции и низкая стоимость первой и неуязвимость второй. Ракеты V-1 могли быть сбиты истребителями ПВО, обладавшими такой же скоростью полета, но, несмотря на это, 32-м процентам V-1, выпущенных по Лондону и обнаруженных британской службой наблюдения, удалось достичь района цели. Стоимость изготовления «Snark» составляла всего 10% от стоимости изготовления стратегического бомбардировщика В-52, и можно сказать, что, даже имея такие же потери, как и V-1, «Snark» являлась весьма эффективным носителем ядерного боезаряда. Небольшие, по сравнению со стратегическим бомбардировщиком, габариты обеспечивали ей существенно меньшую дальность обнаружения наземными и авиационными радиолокационными средствами, что также снижало вероятность уничтожения этой крылатой ракеты противовоздушной обороной. Таким образом, в конце 50-х — начале 60-х годов из-за недостаточного развития средств ПВО существовало «окно», в котором даже дозвуковые МКР могли конкурировать с баллистическими ракетами того же назначения. Однако с появлением зенитных ракетных комплексов дальнего действия — «Даль», «Nike Hercules» и «BOMARC» — вероятность прорыва в район цели межконтинентальных крылатых ракет постепенно свелась к нулю. Так, уже в сентябре 1959 г. ракеты «ВОМАRС» поразили две мишени (переделанные из крылатых ракет «Regulus 2»), летевшие со сверхзвуковыми скоростями, а 23 марта 1961 г. такую же мишень, но на дальности 718 км сбила «Super ВОМАRС».

Большие высоты полета перестали защищать крылатую ракету или бомбардировщик от ПВО противника и упростили их обнаружение РЛС. По этой причине в начале шестидесятых годов свернули работы и по сверхзвуковому бомбардировщику ОКБ В.М. Мясищева «50». Кроме того, сверхзвуковая МКР по целому ряду показателей была сложнее, чем баллистическая того же класса, и, следовательно, менее надежна. Это обстоятельство усугублялось тем, что активный участок полета у баллистической ракеты измерялся минутами, а у «Бури» он составлял два с половиной часа.

Испытания МКР «Буря» в 1960 г. еще не были закончены. Поэтому даже при благоприятном решении на вооружении она появилась бы самое раннее во второй половине 1961 г. —то есть «Буря» становилась современницей уже не Р-7, а гораздо более поздних и совершенных ракет. В октябре 1960 г. начались летные испытания новой МБР Р-16 конструкции КБ М.К. Янгеля на низкокипящих компонентах топлива, а в 1961 г. на боевое дежурство заступил первый ракетный полк, вооруженный этими ракетами. В том же 1960-м приступили к летным испытаниям МБР Р-9А конструкции КБ СП. Королева.

Подводя итог, можно сказать, что вне зависимости от причин, по которым прекращены работы по той или иной межконтинентальной крылатой ракете, большого будущего они не имели. Как всегда, главным судьей остается время: если бы это решение по сверхзвуковым МКР оказалось ошибочным, то очень скоро к ним вернулись. Однако прошло 35 лет, а «возврат» не состоялся.

Удивительно схожи дальнейшие судьбы ОКБ-23 и ОКБ-301. Года через два с половиной—три после закрытия работ по МКР они стали филиалами ОКБ-52: в октябре 1960 г. ОКБ-23 (филиал №1), в декабре 1962 г. ОКБ С. А. Лавочкина (филиал № 3). Правда, Мясищев получил новое назначение на должность начальника ЦАГИ и в 1967 г. вновь стал генеральным конструктором. А вот М.М. Пашинин — генеральный конструктор Машиностроительного завода им. С.А.Лавочкина — на этом закончил свою карьеру. И дело тут не в мистике, а в практике. Разработка МКР на значительное время отвлекла внимание конструкторских бюро и после закрытия этой тематики их позиции существенно ослабли. Затем последовали еще два проекта с аналогичным результатом: для ОКБ-23 таковым стал бомбардировщик «50», для ОКБ С.А.Лавочкина — зенитно-ракетная система «Даль».

Вероятно, пусть даже не прямо, а косвенно, драматическая судьба «Бурана» и «Бури» предопределила и судьбу их создателей.

Ввиду занятости ОКБ-1 НИИ-88 работами по созданию и развитию боевых ракет Р-5 и Р-7 после выхода Постановления Совета Министров СССР от 20 мая 1954 года тематику по крылатым ракетам дальнего действия передали в Министерство авиационной промышленности. К работам были привлечены ОКБ-301 главного конструктора С.А.Лавочкина и ОКБ-23 главного конструктора В.М. Мясищева.

История межконтинентальной крылатой ракеты Буря

Постановлением СМ СССР от 20 мая 1954 года N957-409 задавалась разработка двух типов межконтинентальных самолетов-снарядов для поражения целей на территории США. Поисковая работа конструкторских коллективов получила наименование «КРМД» — крылатая ракета межконтинентальной дальности.
Результаты темы «КРМД» были использованы при разработке комплексов с межконтинентальной крылатой ракетой «Буря» (изделие «350», В-350, Ла-350) в ОКБ-301 и с МКР «Буран» (изделие «40») — в ОКБ-23.
Научным руководителем проектов «Бури» и «Бурана» был назначен директор НИИ-1 академик, будущий президент Академии наук СССР Мстислав Всеволодович Келдыш.

Он входил в состав королевского Совета Главных конструкторов, прекрасно был знаком с результатами разработки экспериментальной крылатой ракеты, был наиболее информированным ученым по всем важнейшим научно-техническим проблемам, требовавшим решения при создании носителей ядерного оружия.

Главным конструктором крылатой ракеты «Буря» у Лавочкина был назначен Наум Семенович Черняков (позднее был главным конструктором Т-4 ОКБ П.О.Сухого). Среди наиболее важных и сложных технических проблем, решенных в процессе подготовки «Бури» и «Бурана», можно отметить создание для них СПВРД и астронавигационной системы (ее разработал филиал НИИ-1, руководимый Рубеном Чачикяном).

Ракета из титана

Кроме того, на этих ракетах впервые нашел применение новый тогда для советского ракетостроения материал — титан. Этот металл, способный сохранять высокие механические свойства при значительных температурах, оказался незаменим в условиях длительного полета на больших сверхзвуковых скоростях.
Во время работы над «Бурей» в ОКБ-301 Семена Лавочкина впервые в Советском Союзе была разработана и внедрена технология сварки титана, а также некоторые виды механической обработки этого материала. Вместе с титаном в конструкции «Бури» использовались и другие термостойкие материалы, применявшиеся для герметизации, различных покрытий, изоляции, остекления и т.д.

Большинство из них к моменту создания «Бури» были не освоены в СССР, и их внедрение шло параллельно работам над ракетой. Эскизный проект «Бури» был выполнен в августе 1954 года. Как и предлагал Королев, ракета была составной (двухступенчатой). После рассмотрения заказчиком эскизный проект ракеты был доработан в 1955 году, вес боевого заряда увеличили с 2,1 до 2,35 тонны.

Это повлекло за собой изменения в конструкции и, соответственно, отразилось на сроках подготовки машины «350».

Габариты ракеты

Вес МКР несколько увеличился (стартовый вес достиг 95 000 кг, вес маршевой ступени — 33000 кг). Для первой ступени ракеты «Буря» в ОКБ-2 главного конструктора А.М.Исаева с 1954 года разрабатывался четырехкамерный ракетный двигатель С2.1100 с турбонасосной системой подачи топлива. Вскоре началось изготовление стартовых ускорителей первой ступени на заводе №207.
Отработка аэродинамической схемы ракеты проводилась на экспериментальных стендах в ЦАГИ и ЛИИ в натурных условиях на сбрасываемых с самолета масштабных моделях длиной около 2 м (работы велись под руководством Е.Д.Ямпольского).

Принцип старта и полета

Стартовала «Буря» вертикально с лафета, затем, в соответствии с заданной программой, проходила разгонный участок траектории, на котором сначала управлялась газовыми рулями, затем они сбрасывались и управление переключалось на воздушные рули.

После разгона, когда скорость полета достигала нужного значения, СПВРД выходил на режим полной тяги, и на высоте 17500 метров производилась расцепка ускорителей с маршевой ступенью.

После этого полет корректировался с помощью системы автоматического астронавигационного управления типа «Земля». Система была рассчитана на дальность 8000 километров. «Буря» летела с постоянной скоростью, соответствующей М=3,1-3,2. При подходе к цели ракета должна была совершить противозенитный маневр, подняться на высоту 25 километров и оттуда резко спикировать на цель, и на этом режиме происходило сбрасывание головного конуса с боезарядом.

По результатам самолетных испытаний вероятное отклонение от цели не должно было превышать 10 километров.
Техническая документация для «Бури» была завершена в 1957 году и вскоре было начато производство опытного экземпляра. Параллельно с ним на заводах в Куйбышеве была запущена серия ракет для проведения летных испытаний.

Летно-конструкторские испытания

Летно-конструкторские испытания ракеты «Буря» начались 31 июля 1957 года на ГЦП-4 (Капустин Яр). Была выполнена попытка запуска. Первый же пуск с наземной наводимой по азимуту стартовой установки (восьмиосная железнодорожная платформа, установленная на поворотной конструкции) состоялся 1 сентября 1957 года.

При старте произошел преждевременный сброс газовых рулей, ракета через несколько секунд упала и взорвалась. Во втором пуске ракета взорвалась в полете на 31 секунде, в третьем — на 63 секунде и в четвертом — на 81 секунде полета. Только 22 мая 1958 года в пятом пуске успешно прошла расцепка ступеней ракеты и был запушен маршевый СПВРД. Затем последовало три неудачных пуска.
Специалистам приходилось преодолевать проблемы, с которыми никто ранее не сталкивался, а сроки поджимали. Уже в конце 1957 года были прекращены работы по «Бурану», который так и не успел совершить ни одного полета.

Погоня за скоростью и дальностью

Но для «Бури» после определенных доработок полоса неудач закончилась. В девятом пуске — 28 декабря 1958 года — продолжительность полета составила 309 секунд. В десятом и одиннадцатом пусках были получены рекордные для того времени результаты: ракета улетела на 1350 км при скорости 3300 км/ч и на 1760 км при скорости 3500 км/ч соответственно.

В СССР в атмосфере на скоростях порядка М=3 так далеко еще не летал ни один аппарат. В двенадцатом пуске на «Бурю» установили систему астронавигации, но он был неудачным. В тринадцатом пуске ракета была оснащена модернизированными ускорителями с двигателями С2.1150 и СПВРД РД-012У с укороченной камерой сгорания, полет продолжался около 10-минут.

При пуске 2 декабря 1959 года ракета, оснащенная системой астронавигации, пролетела 4000 км. Это был абсолютный рекорд. После выполнения программы полета ракета была развернута на 210 о и далее летела по радиокомандам. Испытания ракеты по короткой трассе (около 2000 км) завершились. Начались испытания по длинной трассе.
Один из участников тех событий, заместитель Лавочкина по испытаниям Леонид Закс, рассказывал, что как-то в руки конструкторов «Бури» попал американский журнал, в котором была представлена карта СССР с нанесенными точками взлетов и попаданий, а также трассами полетов отечественных ракет дальнего действия. Там были все ракеты, кроме «Бури».

Другая траектория

Дело в том, что у НАТО в Турции были системы наблюдения, которые засекали верхнюю часть траектории полета советских баллистических ракет. Опираясь на законы баллистики, можно легко рассчитать остальную трассу ракеты, место ее взлета и падения.

Но «Буря» была создана по другому принципу, кроме того, эта ракета могла совершить маневр в любой заданный момент, поэтому по части ее траектории нельзя было рассчитать весь полет, определить место старта или попадания. Это тоже был успех. Тем временем испытания продолжались.

Следующие пуски (с пятнадцатого по восемнадцатый) были произведены по длинной трассе: полигон Владимировка (севернее Каспийского моря) — полуостров Камчатка. Последний пуск, при котором ракета пролетела 6500 км, состоялся 16 декабря 1960 года. СПВРД работал нормально, но расход топлива значительно превосходил расчетный.

Реально полученное круговое вероятностное отклонение — 4-7 км. Проектная дальность — 8000 км достигнута не была, но результаты этих пусков позволили сделать вывод о возможности увеличения дальности ракеты. Началась подготовка к серийному производству.
Но к тому времени уже была поставлена на вооружение межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, вышла на летные испытания новая баллистическая ракета «Р-16» конструкции Михаила Янгеля на высококипящих компонентах топлива.

Завершение проекта

Эти ракеты могли преодолеть любую противовоздушную оборону тех лет, имели большую скорость полета, относительно простую конструкцию и т.д. Было принято решение ограничить стратегический ракетный парк страны баллистическими ракетами и руководство СССР сочло нецелесообразным создавать еще один носитель.
Генеральный конструктор Семен Лавочкин пытался доказать, что не стоит отказываться от крылатого летательного аппарата с уникальными летно-тактическими данными. Он предлагал использовать «Бурю» как беспилотный фоторазведчик большой дальности или как ракету-мишень.
Хотя работы по фоторазведчику начались еще в 1958 году, постановление правительства № 138-48 о такой разработке появилось лишь 5 февраля 1960 года, по этому же постановлению прекращались работы над «Бурей» как стратегической ракетой.

Оставшиеся 5 ракет выделялись для отработки фоторазведчика. Однако в июне 1960 года генеральный конструктор скончался. Проект разведчика просуществовал до октября, а мишени — до начала следующего года, но и их закрыли.
Было произведено 4 пуска «В-350» в интересах создания фоторазведчика и скоростной высотной мишени для комплекса ПВО «Даль». Последняя ракета была пущена с полигона Капустин Яр 16 декабря 1960 года (18-й пуск).
Всего изготовлено 19 ракет и произведено 18 (по другим данным 17) пусков, из которых 3 были аварийными.
В 1955-1957 годах в ОКБ-301 С.А. Лавочкина велось предэскизное проектирование экспериментальной крылатой атомной ракеты (КАР) с ядерным ПВРД конструкции М.М.Бондарюка. Работы по ракете «375» не получили значительного развития — КАР получилась огромной.
На основе задела по «Буре» в ОКБ Лавочкина и Бондарюка велись работы по созданию воздушно-космического самолета и гиперзвукового ПВРД для него, но после смерти С.А.Лавочкина программа была прекращена.
В 1956-58 в США велись испытания аналогичной разработки — сверхзвуковых крылатых ракет NAVAHO G-26 и межконтинентальной G-38 (North American Aviation). После 11 неудачных пусков программа была закрыта.

Конструкция Бури

Ракета «350» проектировалась по нормальной самолетной схеме со среднерасположенным треугольным крылом с углом стреловидности по передней кромке 70 о и тонким сверхзвуковым профилем. Корпус ракеты имел цилиндрическую форму, немного суженную спереди и сзади, внутри его по всей длине проходил канал воздухозаборника маршевого сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивным двигателем (СПВРД) РД-012 конструкции ОКБ-670 М.М.Бондарюка.

Силовая установки

Двигатель обеспечивал тягу 7,75 тонны. Передняя часть корпуса представляла собой сверхзвуковой диффузор с трехступенчатым конусом. Боевая часть размещалась в центральном теле сверхзвукового диффузора в носовой части корпуса. На ракете были установлены топливные баки кольцевой формы, которые окружали канал воздуховода.
В конструкции «Бури» широко использовался титан, а также другие термостойкие материалы, применявшиеся для герметизации, различных покрытий, изоляции, остекления и т.д.
На крестообразном хвостовом оперении были размещены аэродинамические рули. Система управления находилась в охлаждаемом отсеке в передней верхней части фюзеляжа. Датчики астронавигационной системы закрывались жаропрочными пластинами из кварцевого стекла.

Навигация

Инерциальная навигационная система ракеты разработана под руководством Г.Толстоусова, астронавигационная система типа «Земля» — в ОКБ-165 под руководством Р.Г.Чачикяна, приборный комплекс «Волхов» разрабатывался в НИИ-49. На конечном этапе полета ракета по командам системы наведения и автопилота с высоты около 25 км пикировала на цель.
После рассмотрения заказчиком эскизный проект ракеты был доработан в 1955 году, вес боевого заряда увеличили с 2,1 до 2,35 тонны. Вес МКР несколько увеличился (стартовый вес достиг 95 000 кг, вес маршевой ступени — 33000 кг).

Ступени ракеты

Для первой ступени ракеты главного конструктора А.М.Исаева с 1954 года разрабатывался четырехкамерный ракетный двигатель С2.1100 с турбонасосной системой подачи топлива. Два ускорителя («боковушки») обеспечивали стартовую тягу порядка 65 тонн каждый.

Масса первой ступени составляла 54 тонны. Двигатели обеспечивали доставку конструкции на высоту 17500 метров, где происходило разделение первой и второй ступеней. Вскоре началось изготовление стартовых ускорителей первой ступени на заводе №207.
В процессе проектирования (в 1954-1956 гг) СПВРД РД-012У конструкторами ОКБ-670 было рассмотрено несколько компоновочных схем камеры сгорания (КС), модели которых отрабатывались на стендах ЦАГИ К 1957 г по окончании всего комплекса стендовой отработки РД-012 был подготовлен к летным испытаниям. Однако в 1958 г были получены новые ТТТ заказчика (ОКБ-301), и разработчикам из ОКБ-670 пришлось расширять высотный диапазон запуска двигателя и повышать его экономичность.

Доработанный двигатель с укороченной камерой сгорания РД-012У с КС диаметром 1700 мм, оборудованный ТНА и системой регулирования, прошел полный цикл заводских и совместных летных испытаний (18 пусков) в составе КР «Буря».

Двигатель продемонстрировал высокую надежность работы в экстремальных условиях на больших скоростях, при высоких температурах, что свидетельствовало о правильности заложенных конструкторских принципов Маршевая скорость «Бури» на высоте 16-25,5 км соответствовала М=2,8-3,3.

Двигатель непрерывно работал в течение 6 ч, его тяга доводилась до 12 900 кгс. Расчетную дальность полета 8000 км не удалось получить по причинам, не зависящим от СПВРД. В то время ни один из существовавших или разрабатывавшихся ЛА не имел столь высоких характеристик, многие из них не превзойдены и сегодня. В ходе работ по РД-012У был проведен комплекс фундаментальных теоретических исследований, освоены новые технологии и материалы, сооружено несколько стендов, разработаны методики испытаний, используемые и по сей день.

Межконтинентальная крылатая ракета "Буря". Задолго до того как американцы задумали и осуществили свою «Бурю в пустыне» российская «Буря» появилась в волжских степях. Об этом долго было известно только узкому кругу специалистов и военных, причастных к разработке носителей ядерного оружия. Только в 1992г. на московской научной конференции, посвященной Международ- ному году космоса, впервые прозвучали названия «Буря» и «Буран» (еще один проект МКР, не путать с советским космическим кораблем многоразового использования). Предисловие В 1949г. когда еще не была принята на вооружение ракета Р-1 встал вопрос о межконтинентальном носителе ядерного заряда. Каким он должен быть - баллистической или крылатой ракетой, или может быть стратегическим бомбардировщиком? С.П. Королев представил на научно-технический совет НИИ-88 эскизный проект ракеты Р-3 с даль- ностью стрельбы 3000км. В пояснительной записке к проекту он писал, что одним из перспективных направлений в развитии ракет дальнего радиуса действия является раз- работка крылатых ракет (Королев занимался ими еще в 30-е годы). Не все в совете Главных конструкторов поддерживали идею работы над межконтинентальными крылатыми ракетами (МКР). Королев собрал группу энтузиастов, которые взялись за исследование возможных схем таких ракет. Так в структуре королевского ОКБ-1 появилась лаборато- рия И.М.Лисовича. Основной проблемой было создание системы управления для МКР. Б.Е.Черток предложил создать систему ориентации по звездам (систему астронавигации) для чего необходимо было решить ряд серьезных проблем. Ориентация по звездам ослож- нялась тем, что сильное влияние оказывали световые помехи (полярные сияния, сереб- ристые облака, другие, «ненужные», звезды, солнце). Необходимо было создать прибор который не только бы «находил», «опознавал», но и надежно удерживал звезду в поле зрения прибора. Эта проблема была решена применением гироскопической стабилизации оптической системы которая позволяла удерживать направление на звезду, даже если она на время исчезала из поля зрения. Для определения угловой высоты звезды над горизонтом была впервые создана гировертикаль. Было разработано программное устрой- ство на основе кулачкового механизма, выдающее команды на автопилот. Сейчас, когда компьютеры вошли в нашу жизнь, эта конструкция может показаться смешной. Но прибор, несмотря на свою простоту, давал прекрасные результаты: погрешность по углу не пре- вышала одной угловой минуты. Действующий макет системы управления был изготовлен и готов к установке на самолет к началу 1952г. В течение 1952–1955гг. система была испытана сначала в 10 полетах на самолете Ил-12 по маршруту Москва – Даугавпилс протяженностью 700км. а затем было выполнено четыре высотных полета на реактивном Ту-16 дальностью 4000 км. Испытания показали, что за 5–6 часов полета система накапливала ошибки в пределах 3–7км. что по тем временам было хорошим результатом. Работы подстегивались сообщениями из-за океана о начале разработки американ- ской фирмой «Норт Американ» в 1950г. МКР «Навахо». Данные разведки подтверждали, что «Навахо» – это сверхзвуковая МКР с дальностью полета до 6500км. Приходилось торопиться с ответом. Выполненные к началу 1952г. в НИИ-88 исследования и разработки позволяли говорить о возможности, в случае создания мощного сверхзвукового прямоточного воз- душно реактивного двигателя (СПВРД) с удельной тягой не менее 1700 кгс/кг, разра- ботки и построения двухступенчатой МКР с дальностью полета до 8000км. при старто- вом весе 90–120т. Первая ступень МКР должна иметь мощный ЖРД, который при верти- кальном старте забрасывал вторую ступень с боеголовкой на высоту 15-20 км, где происходило разделение ступеней. Далее вторая крылатая ступень с помощью СПВРД совершала горизонтальный полет и доставляла боеголовку к цели. В 1954г. Королев вынужден был отказался от дальнейших работ над МКР и сосре- доточить все силы на разработке первой советской МБР Р-7. Все материалы вместе с лабораторией Лисовича были переданы в Министерство авиационной промышленности. В мае вышло постановление Совета Министров СССР о разработке межконтинентальных носи- телей ядерного заряда. Вместе с МБР Р-7, разработка которой поручалась Королеву, предусматривалась разработка «легкой» МКР «Буря» и «тяжелой» МКР «Буран». Разра- ботка первой ракеты поручалась КБ С.А.Лавочкина, а второй - КБ В.М.Мясищева. Рождение «Бури» Главным конструктором «Бури» (изделие 350 или Ла-350) у Лавочкина был назначен Н.С.Черняков. «Буря» представляла собой двухступенчатую МКР со стартовым весом 98т. способную доставить боевую часть массой 2350кг/ на расстояние 8500км. 1-ю ступень «Бури» составляли два ускорителя, состоящие из топливных баков и четырехкамерного ЖРД Р-11 разработки ОКБ-2 Исаева. В топливные баки каждого ускорителя заправлялось 20840кг. окислителя и 6300кг. горючего. В струе газов ЖРД располагались газовые рули, обеспечивающие управление ракетой на начальном участке полета. После набора скорости газовые рули сбрасывались и управление полетом осуществлялось воздушными рулями и стабилизаторами, установленными на ускорителях. Ускорители симметрично располагались под крыльями маршевой (второй) ступени и крепились к ее фюзеляжу на четырех узлах каждый. Вторая ступень представляла собой крылатую ракету со средне- расположенным тонким треугольным крылом малого удлинения (стреловидность по перед- ней кромке 70градусов). В носовом отсеке располагалась боевая часть, а в середине корпуса в охлаждаемом отсеке располагллась система управления. Датчики астронави- гационной системы закрывались жаропрочными пластинами из кварцевого стекла. Астро- навигационную систему управления разработал филиал НИИ-1, руководимый Р.Чачикяном. Ступень была оснащена СПВРД РД-012У конструкции М.М.Бондарюка. Стартовала «Буря» вертикально с железнодорожной платформы, и после разгона стартовыми ускорителями до скорости М=3 на высоте 18–20км. СПВРД выходил на режим максимальной тяги и уско- рители сбрасывались. Далее полет до района цели происходил с постоянной скоростью М=3,15–3,2 и плавным набором высоты (по мере выработки топлива) до 25,5км. На мар- шевом участке полет корректировался с помощью системы автоматической астронавига- ции «Земля». При приближении к цели маршевая ступень должна была переводиться автопилотом в крутое пикирование на цель с отделением боевого ядерного заряда на высоте около 18км. По результатам самолетных испытаний вероятное отклонение от цели не должно было превышать 10км. В конструкции «Бури» впервые нашел применение титан. Этот металл сохранял высокие механические свойства при значительных темпера- турах, возникающих в условиях д лительного полета на больших сверхзвуковых скорос- тях. Для обеспечения возможности его применения в ОКБ-301 Лавочкина впервые в Советском Союзе была разработана и внедрена технология сварки титана, а также неко- торые виды механической обработки этого материала. Вместе с титаном в конструкции «Бури» использовались и другие термостойкие материалы, применявшиеся для герметиза- ции, изоляции, остекления и т.д. Большинство из них к моменту создания «Бури» были не освоены в СССР, и их внедрение шло параллельно работам над ракетой. Эскизный проект «Бури» был выполнен в августе 1954г. После рассмотрения заказ- чиком эскизный проект ракеты был доработан вес боевого заряда увеличили с 2,1 до 2,35 тонны. Это повлекло за собой изменения в конструкции и, соответственно, отра- зилось на сроках. Вес МКР несколько увеличился. Для первой ступени ракеты «Буря» в ОКБ-2 Исаева с 1954г. разрабатывался четырехкамерный ракетный двигатель С2.1100 с турбонасосной системой подачи топлива. Техническая документация для “Бури” была завершена в 1957г. и вскоре было начато производство опытного экземпляра. Парал- лельно с ним на заводах в Куйбышеве была запущена серия ракет для проведения лет- ных испытаний. Всего было изготовлено 19 ракет.
Летные испытания начались 31 июля 1957г. на полигоне Капустин Яр. При попытке первого запуска 1 августа взорвался клапан в одном из ускорителей по чистой случай- ности все не закончилось взрывом самой ракеты. Первый раз ракета оторвалась от пускового устройства 1 сентября, но из-за преждевременного сброса газовых рулей ракета потеряла управление, упала и взорвалась недалеко от старта. При втором пуске ракета взорвалась на 31 секунде полета, в третьем -на 63, в четвертом -на 81. В это время (в конце 1957г.) были прекращены работы по «Бурану», который так и не успел совершить ни одного полета. Только в пятом полете 22 мая 1958г. первая сту- пень отработала положенные 90,5 сек до отделения. На высоте 17,3км. при скорости М=2,95–2,97 в этом полете впервые был запущен СПВРД, успевший проработать до окон- чания топлива 29,5сек. Первая попытка шестого запуска снова была неудачной из-за отказ ускорителей ракета осталась на старте. Следующая попытка сделана 3 июля – пуск состоялся но на 56-й секунде полета произошел отказ автопилота. В седьмом полете 13 июля маршевая ступень потеряла устойчивость на 96-й секунде из-за нештатного отделения ускорителей. В восьмом полете 10 сентября удалось запустить СПВРД, который неустойчиво проработал 65 сек. Девятый полет 28 декабря продолжался 309 сек. до взрыва топливного бака. В десятом - 29 марта 1959г. была достигнута продолжительность полета 25мин. 20сек. и дальность 1315км. Одиннадцатый запуск состоялся со второй попытки 2 октября 1959г. программа полета была выполнена полностью. Полет продолжался 33,5 минут по замкнутой трассе при крейсерской ско- рости М=3,15. При начальной высоте 17км. была достигнута дальность 1766км. Полеты по короткой трассе без использования системы астронавигации на этом завершились. На «Бурю» установили систему астронавигации и последующие полеты осуществлялись на максимальную дальность в направлении Камчатки. Первая попытка включения навигации по звездам была произведена в 12-м полете который продолжался чуть более 10 минут. В 13-м полете была достигнута дальность 5500 км. ракета была оснащена модернизиро- ванными ускорителями с двигателями С2.1150 и СПВРД РД-012У. Но к тому времени первые МБР Р-7 встали на боевое дежурство, проводились летные испытания МБР Р-16 М.Янгеля. Эти ракеты могли преодолеть любую противовоздушную оборону тех лет, имели большую скорость полета, относительно простую конструкцию и т.д. Было при- нято решение ограничить стратегический ракетный парк страны баллистическими раке- тами от крылатых ракет решено было отказаться. «Буря», только начавшая летать опоздала. Согласно постановления правительства от 5 февраля 1960г. работы по про- екту МКР «Буря» были прекращены, но работы над вариантом беспилотного фоторазвед- чика большой дальности и мишени были продолжены, но ненадолго. В июне 1960г. скончался генеральный конструктор Лавочкин, проект разведчика просуществовал до октября, а мишени - до начала следующего года. Было произведено 4 пуска «Бури» в интересах создания фоторазведчика и скоростной высотной мишени для комплекса ПВО «Даль». 23 марта 1960г. за 2 ч. 4 мин. полета на высоте 18–24,5км. при скорости М=3,2–3,15 ракета преодолела 6500 км! Захват навигационной звезды произошел на 114-й секунде полета. Полет завершился после полной выработки топлива (заправка во всех испытательных полетах была неполной). Последний полет состоялся 16 декаб- ря дальность составила 6425км. Всего произведено 17 (по другим данным 18) пусков. «Буран», который не поднялся МКР «Буран» начала создаваться в ОКБ-23 Мясищева позже «Бури». И когда «Буря» уже совершила свой первый полет «Буран» был еще только в чертежах. Главным конс- труктором первого «Бурана» был Г.Н.Назаров. По своей схеме «Буран» практически не отличался от «Бури». Первая ступень состояла из четырех ускорителей с двига- телями Глушко. Разделение первой и второй ступеней. происходило на высоте 18200м. Вторая ступень, собственно крылатая ракета, строилась по классической схеме с треугольным крылом стреловидностью 70° с тонким сверхзвуковым профилем. Корпус был выполнен из титановых сплавов. Оперение – крестообразное, с аэродинамическими рулями. Онаоснащалась СПВРД РД-018 конструкции того же Бондарюка. Расчетная даль- ность стрельбы для «Бурана» составляла 9000км. Подтвердить характеристики ракеты не удалось т.к. полет ее так и не состоялся. К тому времени уже начала летать «Буря» – страна не могла себе позволить два проекта МКР с близкими характеристи- ками. Программа МКР «Буран» была закрыта в ноябре 1957 г. КБ Мясищева полностью переключилось на работу над стратегическим бомбардировщиком. За океаном. Когда в СССР начались работы над «Бурей» и «Бураном», в США уже велfсь раз- работка МКР "Навахо". Характеристики этих разработок как и их судьба были схожими. Так же как и «Буря»,«Навахо» полетела, но не была доведена до конца. В июле 1957г. работы над МКР были прекращены. К крылатым ракетам вернулись через двадцать лет, но это уже другая история... ТТХ МКР «Навахо» «Буря» «Буран» Стартовая масса т. - 66,2 - 98,3 - 175 Полная длина м. - 25,1 - 19,9 - 27 Дальность полета км. - 5400 - 8500 - 9000 Высота полета км. - 22-24 - 18-25 - 18-20 Скорость полета км/час. - 3450 - 3350 - 3350 Масса ГЧ кг. - 2250 - 2350 - 3500 КВО км. - 10 УСКОРИТЕЛИ Количество шт. - 1 - 2 - 4 Стартовая тяга т. - 128,45 - 2х68,6 - 4х70 Стартовая масса т. - 2х27 Длина м. - 23,1 - 18,9 - 19,1 Диаметр м. - 1,83 - 1,45 - 1,2 Горючее спирт ТГ-02 керосин Окислитель жидкий азотная жидкий кислород кислота кислород МАРШЕВАЯ СТУПЕНЬ Взлетная масса т. - 40,9 Число СПВРД шт. - 2 - 1 - 1 Тяга кг. - 2х3940 - 7750 - 13500 Длина м. - 20,7 - 18,0 - 23,3 Диаметр м. - 1,83 - 2,2 - 2,4 Размах крыла м. - 8,72 - 7,75 - 10,6 Площадь крыла кв.м. - 38,9 - 60 - 98 По другим данным в качестве окислителя в ускорителях «Бурана» использовалась азотная rислота (пусковое горючее ТГ-02)
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!