Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

"странная" смерть василия шукшина. Некролог василию шукшину

Василий Шукшин появился на свет в деревне Сростки, Бийского района Алтайского края. Выходец из простой семьи крестьян-единоличников или «середняков», Василий рано потерял отца: в эпоху коллективизации и репрессий 30-х годов Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и расстрелян. Все заботы о семье взяла на себя мама. Выйдя замуж второй раз, она продолжила воспитание детей вместе с новым супругом. В будущем Василий Шукшин будет с теплотой вспоминать своего отчима как человека большой доброты.

Окончив семилетку в родной деревне, Василий Шукшин переезжает в соседний Бийск, чтобы продолжить обучение в автомобильном техникуме. Проучившись там два с половиной года, но так и не получив диплома, будущий великий режиссёр вынужден бросить обучение, вернуться домой и начать работать, чтобы иметь возможность содержать семью.

Недолго проработав в колхозе родной деревни, Василий снова меняет род деятельности и устраивается слесарем. С начала работы в 1946-м и до момента своего призыва в Военно-Морской флот в 1949-м молодой слесарь Шукшин успевает объездить множество городов и предприятий.

Именно во время армейской службы в составе Черноморского флота Василий Шукшин впервые заинтересовался литературным творчеством. В часы досуга он пишет свои первые рассказы и читает их сослуживцам. Но отслужить до конца ему так и не пришлось - впервые сказались симптомы язвенной болезни желудка. Приступ был настолько тяжёлым, что медицинская комиссия признала его негодным для дальнейшей службы в тот же день.


По возвращению домой Василий Шукшин сдал экстерном выпускные экзамены средней школы и приступил к работе в качестве учителя русского языка. Позднее он был приглашён на должность директора школы трудовой молодёжи в своей родной деревне Сростки. Однако, по воспоминаниям самого Шукшина, он был учителем «неважнецким». Преподавание не прельщало его в качестве дела всей жизни. Будущий режиссёр чувствовал огромное желание покорить столицу.


В 1955-м году Василий Шукшин едет в Москву поступать на сценарный факультет ВГИКа. Чтобы дать ему возможность добраться до столицы и использовать свой шанс, мама продала корову и все деньги отдала сыну. Впоследствии выдающийся кинорежиссёр вспоминал, что из-за фактурной внешности, а также из-за неоднозначного впечатления, которое он произвёл на приёмную комиссию, Шукшину предложили поступать на актёрский. Но судьба сложилась иначе, и Василий Шукшин выбрал для себя режиссёрский факультет.

На этот же период приходится писательский дебют - по совету своего наставника Михаила Ильича Ромма Шукшин рассылает свои литературные произведения в столичные издательства. Здесь первой удачей стала публикация журналом "Смена" его рассказа «Двое на телеге».

Фильмы

В то же время начинаются съёмки в кино. Первая работа Шукшина была эпизодической. В картине «Тихий Дон» ему досталась совсем небольшая роль матроса. Но это послужило хорошим началом актёрской карьеры, подтолкнуло к росту, и уже следующая роль Шукшина в фильме «Два Фёдора» была главной.

Дальнейшие предложения не заставили себя долго ждать, и вскоре Шукшин-актёр был гораздо успешнее Шукшина-режиссёра. Однако основным призванием мастер чувствовал нечто большее. Его привлекала идея самостоятельного создания полноценной сюжетной линии, тщательной проработки каждого персонажа и последующего воплощения всего на экране.


Первая самостоятельная работа «Из Лебяжьего сообщают» реализовала все амбиции автора - Василий Шукшин выступил здесь как сценарист, режиссёр и актёр. Да, эта картина осталась без должного внимания критики, посчитавшей её несколько скучной, но фундамент собственных масштабных проектов был заложен.

Следующий его полнометражный фильм «Живёт такой парень» был снят по мотивам ранее опубликованных рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». На главную роль был приглашён однокурсник Василия по ВГИКу . Эта работа получила масштабный успех. Шукшина заметила публика и критики. В этот период полностью сложилась его творческая манера.


Герои, которых изображал в своих работах Шукшин, являются простыми тружениками с непростыми характерами, попадающими в трудные ситуации. Тема простого человека очень близка режиссёру, побывавшему и колхозником, и рабочим, глубоко чувствующим тех людей, о жизни которых он пишет. Шукшин-актёр, по отзывам критики, обладал способностью смотреть на мир глазами своего героя, глубоко вживаясь во все сложности его характера. Режиссёрский стиль Шукшина запомнился зрителям некоторой внешней простодушностью и сдержанной повествовательной манерой.

В 1974 году на экраны вышел знаменитейший фильм Шукшина «Калина красная», последняя авторская работа. Картина получила престижные награды и положительные отзывы критиков. История вышедшего из заключения и пытающегося начать жизнь заново Егора Прокудина буквально потрясла публику. Ранее в Союзе не снимали подобных историй, а после премьеры зрители плакали и долго аплодировали. Фильм получил множество призов различных кинофестивалей.


Василий Шукшин в фильме "Калина красная"

Отдавая себя целиком съёмочному процессу, режиссёр не щадил здоровье, и участившиеся серьезные приступы язвенной болезни никак не влияли на рабочий график.

Многим замыслам режиссёра так и не сужено было сбыться: не дождалась разрешения на съёмку двухсерийная картина, посвящённая жизни Степана Разина и крестьянскому восстанию. Василий Шукшин был очень увлечён этой темой - конспектировал первоисточники, изучал обычаи эпохи, прорабатывал сценарий и план съёмок. Ради этой идеи он даже отказывался участвовать в других фильмах, сделав основную ставку именно на «Степана Разина». На тот момент руководство государственного комитета кинематографии сочло большой исторический фильм несвоевременным и очень затратным, дав понять, что съёмки откладываются на неопределённый срок. Вместо этого ему поручили картину «Печки-лавочки» (1972).


Василий Шукшин в фильме "Печки-лавочки"

Изначально режиссер планировал вновь пригласить на главную роль Леонида Куравлева, однако тот отказался и предложил Шукшину сыграть самому. Он так и сделал, и фильм получил признание у критиков, которые писали и говорили, что роль Ивана Расторгуева была сыграна филигранно.

Следующий фильм, в котором Шукшин был исполнителем главной роли, стал для него последним. Василий Шукшин скоропостижно скончался во время завершающей стадии съёмок всеми любимого фильма «Они сражались за родину».

Литература

Параллельно Василий Шукшин успешно сочетает кинематографическую работу с литературной. Его книга «Сельские жители» была выпущена в 1963 году издательством «Молодая гвардия». Всего в творческом наследии Шукшина насчитывается два полноценных романа, при этом основная проблематика творчества полностью раскрыта в многочисленных рассказах и повестях, послуживших основой для последующих кинематографических замыслов.


Книги Шукшина вошли в золотой фонд советской литературы. Особняком стоит единственная сказка Шукшина «До третьих петухов». В этом произведении писатель в очередной раз рассуждает о русском крестьянстве, о загадке «русского человека».

Личная жизнь

Первой и единственной официальной женой режиссёра была Мария Ивановна Шумская, с которой Василий познакомился ещё в юности. К сожалению, их жизненные пути разошлись в день свадьбы из-за отказа Марии Ивановны ехать с Василием покорять Москву. Молодую жену пугала неустроенность будущей столичной жизни. Оставив Марию в родной деревне, Шукшин уехал в Москву сам и через несколько лет вернулся, чтобы попросить развод, так как он полюбил другую.


На тот момент он уже долгое время жил с Викторией Сафроновой, дочерью писателя Анатолия Сафронова. Но Мария так и не дала мужу развод, до конца жизни оставаясь его единственной официальной женой. Чтобы выйти из этого положения, Василий Шукшин даже вынужден был «потерять» паспорт. В 1965 году у Анастасии Софроновой родилась от него дочь Катерина Шукшина.


В 1964 году Шукшин женился на актрисе Лидии Александровой, исполнившей роль в фильме «Живёт такой парень». Их брак продлился недолго. По воспоминаниям Александровой, причиной этому послужили любовные связи великого режиссёра и злоупотребление алкоголем. Так, известно, что Шукшин признавался в любви Нонне Мардюковой, однако Нонна Борисовна позже рассказывала, что до серьезных отношений у них так и не дошло.


На съёмках картины «Какое оно, море» Василий Шукшин знакомится с актрисой . Долгое время он не может отдать предпочтение одной женщине и поддерживает отношения с двумя сразу. Лидия Федосеева родила ему двух дочерей - Марию и Ольгу, оставаясь рядом с мужем до самых последних дней его жизни. Позже дочери Шукшина стали известными актрисами, а вела популярную программу «Жди меня».

Смерть

Тайна смерти Шукшина так и осталась неразгаданной до конца. Во время съемок последнего фильма с его участием «Они сражались за родину» у Шукшина наблюдалось очередное обострение язвенной болезни. Временами приступы были серьезными, по свидетельству очевидцев, он ходил бледный, как смерть. По расхожей версии, несмотря на то, что после рождения детей Василий Шукшин завязал с алкоголем, именно пагубное пристрастие его и убило.


Однако существует и другая версия, по которой Шукшина могли отравить. Никто в итоге так и не рассказал правды, но супруга Лидия Федосеева-Шукшина вспоминала, что муж чувствовал опасность и предполагал, что с ним может что-то случиться.

Однажды великий режиссер проронил, что Шукшина могли отравить, ведь накануне съемок актер обследовался в Кремлевской больнице, и никаких серьезных патологий выявлено не было. По слухам, в каюту теплохода, где нашли тело Шукшина, могли пустить «инфарктный» газ, который не оставляет следов воздействия. А официальной версией смерти как раз был признан сердечный приступ.


Шукшин Василий Макарович был похоронен 7 октября 1974 года на Новодевичьем кладбище столицы. На похороны пришло огромное количество людей, и все оставляли на могиле веточку красной калины. специально написал песню: «Памяти Василия Шукшина». По воспоминаниям его жены, Шукшин считал, что люди стали больше ненавидеть друг друга, поэтому своим творчеством он пытался заставить людей вспомнить о добре.

Фильмография

  • Тихий Дон
  • Два Фёдора
  • Из Лебяжьего сообщают
  • Когда деревья были большими
  • Какое оно, море?
  • Если хочешь быть счастливым
  • Прошу слова
  • Они сражались за Родину
  • Живёт такой парень
  • Ваш сын и брат
  • Странные люди
  • Печки-лавочки
  • Калина красная

Библиография

  • Земляки
  • Любавины
  • Там, вдали
  • Живет такой парень
  • Характеры

Здесь описана смерть Шукшина. С событиями последнего дня жизни, указаны причина, дата, время и место смерти. Приведены посмертные фото, фото похорон и могилы. Поэтому всем людям с неустойчивой психикой, а так же лицам, не достигшим 21 года данная информация категорически не рекомендуется к просмотру.

Причина смерти

По общепризнанной версии Василий Шукшин умер от сердечного приступа во сне. Это официальная версия, подтвержденная паталогоанатомом.

Существует ряд альтернативных версий, согласно которым Шукшину «помогли» умереть. В частности, такой версии придерживался друг Шукшина — , и даже сама Лидия Федосеева-Шукшина.

Сторонники альтернативных версии смерти в качестве причин смерти называют «интоксикацию», а так же некий «инфаркный газ».


Последний раз живым Василия Макаровича видел Георгий Бурков примерно в 4 часа утра. Однако, уже в 10 утра была зафиксирована смерть Шукшина.

Дата и место смерти

Теплоход «Дунай» находился на причале возле хутора «Клетский » в Среднеахтубинском районе Волгоградской области, где проходили съемки кинофильма «Они сражались за Родину»


Место смерти Василия Шукшина — Теплоход «Дунай»

В настоящее время «Дунай» после серии ремонтов стоит в Москве в районе «Москва-сити» на Краснопресненской набережной, и называется «Александр Блок». Там работает ресторан «Чайка»

Прощание

Церемония прощания прошла в московском «Доме кино»


Похороны Василия Шукшина

Вспоминает кинооператор Анатолий Заболоцкий:

К концу панихиды Мария Сергеевна (мать В. Шукшина) просит меня вытащить из гроба калину, от нее сырости много: ее действительно много нанесли, и я, убирая маленькие веточки, под белым покрывалом нащупал много крестиков, иконок и узелков… Много прошло возле гроба россиян, и они положили заветное Шукшину в гроб. Его хоронили как христианина. Во время последнего прощания Лидия Федосеевна отдала мне скомканную прядь его волос, ничего не сказала. Я опустил в гроб и эти волосы (а может, по ним-то можно было определить, от какой же „интоксикации“ наступила смерть.

Похороны Шукшина. Видео

По нашим данным снимать на видео похороны Шукшина было нельзя — действовал официальный запрет. Однако, нам так же известно, что кинооператор Валерий Говченко все же осмелился снять уникальные кадры прощания с Шукшиным. Если среди наших читателей есть те, кто знает судьбу данной кинопленки — просим выйти с нами на связь.

Место захоронения

Мария Сергеевна Шукшина — мать Василия Макаровича сначала собиралась похоронить сына в родном алтайском селе Сростки, однако по настоянию друзей и коллег покойного согласилась на Москву.

Сначала местом захоронения было назначено Введенское кладбище, однако после личного вмешательства Сергея Бондарчука близким Шукшина дали разрешение на Новодевичье.

Похороны прошли 7 октября 1974 года при гигантском скоплении публики. Попрощаться с любимым актером ехали из других городов, на кладбище шли буквально семьями.


Место захоронения Василия Шукшина. Москва, Новодевичье кладбище

Смерть Шукшина. Обстоятельства

Летом 1974 года Василий Шукшин участвовал в съемках знаменитого фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Съемки продолжались все лето и весь сентябрь и шли очень плотно. Настолько плотно, что Василий Макарович не мог улететь в Москву, чтобы лично присутствовать на праздничной линейке дочки-первоклашки.

Как и не смог присутствовать на начавшейся 22 сентября в Болгарии фестивале художественного кино, в ходе которого демонстрировался фильм Шукшина — «Калина красная».

Все это время Шукшин был активно задействован в натурных съемках. Однако ближе к началу октября все ключевые сцены были отсняты, съемки подходили к концу.

1 октября произошел знаменитый случай мистического совпадения, когда Шукшин, ожидая гримера, на обратной стороне пачки сигарет булавкой стал что-то рисовать красной краской. Георгий Бурков заинтересовался что тот рисует.

— Ну смотри: вот небо, дождь, горы, а в целом похороны. Картина «смерть в тумане».

Бурков, суеверно отобрал нарисованное. Тогда еще никто не знал, что жить Шукшину осталось меньше суток. Днем Василий Шукшин пытался позвонить в домой, но Лидия Николаевна все еще находилась в Болгарии.

В 17 часов съемочный день завершился. Бурков и Шукшин решили отправиться в баню. Но по дороге водитель машины, на которой ехали друзья нечаянно задавил кошку. Дикий визг смертельно раненого животного произвел тяжкое впечатление на Василия Макаровича. В баню он так и не пошел.

Вечером Шукшин с Бурковым вернулись на «Дунай», и в половине восьмого успели посмотреть прямую трансляцию хоккейного матча СССР-Канада.

После чего все разошлись спать.

Однако, примерно в 4 утра Георгий Бурков вышел в коридор и увидел там Василия Шукшина, который, держась за сердце, пожаловался, что «валидол не помогает». Георгий Иванович спустился в каюту к съемочной группе и принес капли Зеленина — специальную лекарственную настойку на травах, применяемую при неврозах сердца.

Бурков уложил Шукшина в кровать и предложил подежурить оставшуюся часть ночи возле него. На что Василий Макарович возразил, что охранят его не нужно, и отправил друга спать.

Бурков отправился в свою каюту. Проснувшись в 10 утра он немедленно отправился к Шукшину. Василий Макарович находился в каюте. Буркова насторожила некая неестественность позы спящего Шукшина. Георгий Иванович вышел в коридор, где навстречу ему шел актер Николай Губенко. Николай вошел в каюту, и решительно потряс Василия Макаровича за плечо, пытаясь разбудить. Однако, Шукшин уже был мертв.


Василий Шукшин. Утро 2 октября 1974 года, каюта теплохода «Дунай»

Тело на самолете было доставлено в Волгоград, где прошло вскрытие. Судмедэксперт в присутствии свидетелей установил, что смерть Шукшина не насильственная, диагноз сердечная недостаточность.

После вскрытия тело покойного в цинковом гробу было решено переправить в Москву на самолете. Однако, печальная весть о смерти всенародно любимого актера взволновала местных жителей, и они сформировали стихийную траурную процессию, несколько часов не позволявшую вылететь самолету.

Гроб в сопровождении Бондарчука, Буркова, Тихонова и Губенко был доставлен в морг Склифа. Несмотря на настойчивые просьбы сопровождавших повторного вскрытия не проводилось.

Похороны Василия Макаровича Шукшина прошли 7 октября. Церемония прощания была проведена в Доме Кино.

«Субботний Рамблер» представляет отрывок из книги АЛЕКСЕЯ ВАРЛАМОВА о писателе и актере Василии Шукшине, которая готовится сейчас к выходу в серии «ЖЗЛ».

Василий Шукшин умер за два дня до окончания съемок фильма «Они сражались за Родину» в ночь на 2 октября 1974 года. Его смерть мифологизирована не меньше, чем жизнь, а описана и в литературе, и в журналистике, и в документальных фильмах, коих за последние годы вышло немало, даже более подробно. Бывший моряк, три года отслуживший на берегу Черного моря, скончался на борту пассажирского парохода «Дунай», пришвартованного к правому берегу Дона. Диагноз, поставленный при вскрытии, показал: смерть наступила вследствие сердечной недостаточности. Иногда ссылаются на высказывание врачей, что у Василия Макаровича было сердце 80-летнего старика. Говорят также о табачно-кофейной интоксикации. А еще о том - что Шукшина убили.

…«Удивительное совпадение. За день до смерти Василий Макарович сидел в гримерной, ожидая, когда мастер-гример начнет работать, - вспоминал Юрий Никулин. - Он взял булавку, опустил ее в баночку с красным гримом и стал рисовать что-то, чертить на обратной стороне пачки сигарет “Шипка”. Сидевший рядом Бурков спросил:

Что ты рисуешь?
- Да вот видишь, - ответил Шукшин, показывая, - вот горы, небо, дождь, ну, в общем, похороны...

Бурков обругал его, вырвал пачку и спрятал в карман. Так до сих пор он и хранит у себя эту пачку сигарет с рисунком Василия Макаровича».

А вот пространный отрывок из книги Владимира Коробова, ценный тем, что был создан благодаря общению автора с Георгием Бурковым.

«1 октября 1974 года в киногруппе «Они сражались за Родину» был обычный и совсем нетрудный съемочный день, основная работа была уже позади. Шукшин - накануне много говорили о “Разине”, разрешение на запуск которого было наконец получено, - чувствовал себя усталым и разбитым. Они решили с Бурковым после съемок съездить в станицу Клетскую, снять усталость в бане.

…Поехали на “газике” в Клетскую. Молодой шофер Паша неудачно развернулся и нечаянно переехал неосторожную станичную кошку. Шукшина начали бить нервные судороги, он с трудом успокоился. Перед баней шофер рассказал старику-хозяину (отцу заведующего местной кинофикацией) о дорожном происшествии. “Не к добру, - сказал старик, - к большой беде примета… Ну, да это раньше в приметы верили, сейчас все не так…”
Мыться расхотелось, только погрелись слегка. Василий Макарович даже на полок не поднимался, посидел внизу. На обед у гостеприимного старого донского казака была лапша, мед, чай со зверобоем. Дважды - до обеда и после - Шукшин звонил в Москву. К телефону никто не подошел.

Вернулись на “Дунай”. В каюте у Буркова стояли два стакана с холодным кофе. Шукшин подгорячил свой стакан маленьким кипятильником и выпил. Вроде бы оживился. Немного поговорили на разные темы. Бурков предложил лечь сегодня спать пораньше. Да, согласился Шукшин, хорошо выспаться бы не мешало, и вскоре ушел в свою каюту, которая располагалась рядом.

Буркову не спалось. Посреди ночи, примерно в два-три часа, он услышал стук двери и знакомый звук шагов. Он выскочил на палубу. Шукшин, в съемочном галифе и белой нательной рубашке, держался левой рукой за сердце.

Ты что, Вася?..
- Да вот, защемило что-то и не отпускает, а мне мать говорила: терпи любую боль, кроме сердечной… Надо таблетки какие-нибудь поискать, что ли…

Врача на теплоходе не оказалось, уехал в этот день на свадьбу в одну из станиц. Нашли с помощью боцмана аптечку. Валидол не помог. Бурков вспомнил, что мать у него пьет от сердца капли Зеленина. Шукшин принял это лекарство.

Ну как, Вася, легче?
- А ты что думаешь, сразу, что ли, действует? Надо подождать…

Зашли в каюту Шукшина.

Знаешь, - сказал Василий Макарович, - я сейчас в книге воспоминаний о Некрасове прочитал, как тот трудно и долго помирал, сам просил у Бога смерти…
- Да брось ты об этом!..
- А знаешь, мне кажется, что я наконец-то понял, кто есть “герой” нашего времени.
- Кто?
- Демагог. Но не просто демагог, а демагог чувств… Я тебе завтра подробнее объясню…
- Вася, знаешь что, давай-ка я у тебя сегодня лягу…

Шукшин посмотрел на вторую кровать, заваленную книгами, купленными в Волгограде, Клетской и Ленинграде (всего их было - назовет потом опись - сто четыре названия), бумагами и вещами.

Зачем это? Что я, девочка, что ли, охранять меня… Нужен будешь - позову. Иди спать…»

Разговаривал с Бурковым о смерти Шукшина и Анатолий Заболоцкий, и его рассказ в чем-то совпадает, в чем-то нет с версией Коробова.

Кадр из фильма "Они сражались за Родину"

«Помню серо-синего Георгия Буркова. Вот что мне рассказывал Жора в тот день, когда он вместе с Бондарчуком, Тихоновым, Губенко привез в Москву из Волгограда транспортным самолетом цинковый гроб. Я спросил его: “Как все хоть было? Когда ты его видел последний раз?”. Передаю смысл его рассказа: “Вечером в бане были, посидели у кого-то из местных в доме. Ехали на корабль — кошку задавили — такая неловкая пауза. Тягостно было.

Поднялись на бугор возле “Дуная”. Потом по телевизору бокс посмотрели. В каюте кофе попили. Поговорили, поздно разошлись. В 4 — 5 часов утра еще совсем темно было, мне что-то не спалось, я вышел в коридор, там Макарыч стоит, держится за сердце. Спрашиваю: “Что с тобой?” - “Да вот режет сердце, валидол уже не помогает. Режет и режет. У тебя такое не бывало? Нет ли у тебя чего покрепче валидола?”. Стал я искать, фельдшерицы нет на месте, в город уехала. Ну, побегал, нашлись у кого-то капли Зеленина. Он налил их без меры, сглотнул, воды выпил и ушел, и затих. Утром на последнюю досъёмку ждут. Нет и нет, уже 11 часов — в двенадцатом зашли к нему, а он на спине лежит, не шевелится”. Кто зашел, не спросил ни я, ни он не говорил».

Сам Бурков в книге мемуаров написал о последних часах жизни Шукшина очень скупо, опустив все те подробности, которые поведал Коробову и Заболоцкому: «В последний вечер выглядел усталым, вялым, все не хотел уходить из моей каюты - жаждал выговориться. Вдруг замолкал надолго. Будто вслушивался в еще не высказанные слова. Или принимался читать куски из повести «А поутру они проснулись» - как раз завершал работу над ней, вот только финал никак не выходил, что-то стопорило. Помните, повесть обрывается на суде. “Я хочу сделать так. Во время чтения приговора в зал входит молодая, опрятно одетая - “нездешняя” - женщина и просит разрешить присутствовать. Судья, тоже женщина, спрашивает: “А кто вы ему будете? Родственница? Знакомая? Представитель жэка?” - “Нет”, - говорит женщина. “Кто же?” - “Я - Совесть”».

И тем не менее именно он, Бурков, так и остался основным свидетелем и - по мнению многих - безмолвным хранителем последней загадки в судьбе Шукшина.

«Есть, есть тайна в смерти Шукшина, - утверждал Алексей Ванин. - Думаю, многое мог бы поведать Жора Бурков. Но он унес тайну в могилу. На чем основаны мои подозрения? Раз двадцать мы приглашали Жору в мастерскую скульптора Славы Клыкова, чтоб откровенно поговорить о последних днях Шукшина. Жора жил рядышком. Он всегда соглашался, но ни разу не пришел. И еще факт. На вечерах памяти Шукшина Бурков обычно напивался вусмерть. Однажды я одевал, умывал его, чтоб вывести на сцену в божеском виде. Тот хотел послать меня подальше. Я ответил: “Жора, не забывай про мои кулаки!” И тогда пьяный Бурков понес такое, что мне стало страшно и еще больше насторожило...»

«Жора Бурков говорил мне, что он не верит в то, что Шукшин умер своей смертью, - вспоминал актер Александр Панкратов-Черный. - Василий Макарович и Жора в эту ночь стояли на палубе, разговаривали, и так получилось, что после этого разговора Шукшин прожил всего пятнадцать минут. Василий Макарович ушел к себе в каюту веселым, жизнерадостным, сказал Буркову: “Ну тебя, Жорка, к черту! Пойду попишу”. Потом Бурков рассказывал, что в каюте чувствовался запах корицы - запах, который бывает, когда пускают “инфарктный” газ. Шукшин не кричал, а его рукописи - когда его не стало - были разбросаны по каюте. Причем уже было прохладно, и, вернувшись в каюту, ему надо было снять шинель, галифе, сапоги, гимнастерку... Василия Макаровича нашли в нижнем белье, в кальсонах солдатских, он лежал на кровати, только ноги на полу. Я видел эти фотографии в музее киностудии имени Горького. Но почему рукописи разбросаны? Сквозняка не могло быть, окна были задраены. Жора говорил, что Шукшин был очень аккуратным человеком. Да и Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина рассказывала о том, что, когда они жили в однокомнатной квартире, было двое детей, теснота, поэтому все было распределено по своим местам - машинка печатная, рукописи и так далее. А когда дети спали, курить было нельзя, и Шукшин выходил в туалет, клал досочку на колени, на нее тетрадку и писал. Разбросанные по полу каюты рукописи - не в стиле Шукшина, не в его привычках: кто-то копался, что-то искали.

Такими были подозрения Буркова. Но Жора побаивался при жизни об этом говорить, поделился об этом со мной как с другом и сказал: “Саня, если я умру, тогда можешь сказать об этом, не раньше”».

О подозрениях Георгия Буркова рассказывал позднее и его гример В. Мухин. Вот слова Буркова в его изложении: «Я постучался к Шукшину. Дверь была не заперта. Но я не вошел, а от двери увидел... рука, мне показалось, как-то... Я чего-то испугался. Окликнул его. Ему же на съемку было пора вставать. Он не отозвался. Ну, думаю, пусть поспит. Опять всю ночь писал.

Я пошел по коридору и столкнулся с Губенко. “Николай, - попросил я, - загляни к Васе, ему скоро на съемку, а он чего-то не встает...”

Он к нему вошел. Стал трясти за плечо, рука как неживая... потрогал пульс, а его нет. Шукшин умер во сне. “От сердечной недостаточности”, - сказали врачи. Я думаю, они его убили. Кто они? Люди - людишки нашей системы, про кого он нередко писал. Ну, не крестьяне же, а городские прохиндеи... сволочи-чинуши...»

«В станице до сих пор ходят разные толки. И поводы для этого есть. Еще жива Евгения Яковлевна Платонова, партизанка, жена Героя Советского Союза Венедикта Платонова, - вспоминал житель станицы Клетской Н. Дранников. - Ее брали понятой. Евгения Яковлевна рассказывает, что, когда они приехали на “Дунай”, все в каюте было разбросано. Будто кто-то что-то искал. А сам Шукшин лежал скорчившись. Это никак не вяжется с фотографией криминалистов, где Василий Макарович лежит в ухоженной каюте, прикрытый одеялом, словно спит. А еще вызывают подозрение у станичников чистые сапоги. Зачем ему надо было мыть кирзачи? Ведь назавтра вновь с утра на съемку. Кто и что смыл с его сапог, гадают наши казаки».

А вот слова Л. Федосеевой-Шукшиной: «Я уверена: в ту ночь произошло убийство. Чего Вася и боялся последнее время. Он показывал мне список своих родственников, которые умерли насильственной смертью. Боялся, что разделит их участь. Предчувствие было. “Господи, дай скорее вернуться со съемок! Дай бог, чтоб ничего не случилось!” Случилось.
Когда на разных уровнях заявляют, что не выдержало больное сердце Шукшина, мне становится больно. Вася никогда не жаловался на сердце. Мама моя в тот год сказала: “Вася, ты такой красивый!” - “Это полынь! - ответил он. - Я такой же крепкий, такой здоровый, что полынь степная”.

Он чувствовал себя прекрасно, несмотря на безумные съемки, ужасную войну, которую снимал Бондарчук.

Как раз перед съемками “Они сражались за Родину” Бондарчук устроил его на обследование в самую лучшую цековскую больницу. Врачи не нашли никаких проблем с сердцем. У меня до сих пор хранятся кардиограммы. Там все слава богу.

Говорят, что умер оттого, что много пил. Ерунда! Вася не брал в рот ни капли почти восемь лет.

Что странно: ни Сергей Федорович Бондарчук, ни Георгий Бурков, ни Николай Губенко, ни Юрий Владимирович Никулин, ни Вячеслав Тихонов - ни один человек так и не встретился со мной позже, не поговорил откровенно о той ночи. Я так надеялась узнать именно от них, что же случилось на самом деле...»

Что же касается того, кто мог это убийство совершить, опять же версии расходятся: КГБ, чиновники, завистники, конкуренты, масоны. Больше всего размышлений на эту тему оставил Анатолий Заболоцкий. В одном из вариантов воспоминаний о Шукшине, а точнее в дополнениях к уже опубликованным мемуарам он написал о том, как во время своего приезда на Дон несколько лет спустя после смерти Василия Макаровича встретил некоего незнакомого человека, который «нервной скороговоркой» представился Алексеем и рассказал о том, что был в составе группы эвакуации на теплоходе «Дунай». «Мы прибыли в начале четвертого и должны были перевезти тело в Волгоград. Уже на “Дунае” нам велено было оставить его в каюте до приезда врачей. Он лежал ничком поперек койки. Мы положили его нормально, сняв верхнюю одежду и сапоги. Тело было уже полуокоченевшее... закрыли его одеялом, а сапоги и тапочки поставили там, где они стоят на снимках, опубликованных в печати и в вашей книге. В каюте был кавардак; кроме нас, приехавших за телом, там был какой-то мужик — широкоплечий, невысокий, с головой, посаженной без шеи в туловище. Уходя, запомнил его слова: “Идиоты, наведите порядок!” С тех пор судьба Шукшина меня зацепила... Не задавайте мне вопросов. Я сообщил вам факты, потому что просмотрел иллюстрации в вашей книге “Шукшин в кадре и за кадром”».

А дальше последовал комментарий самого Анатолия Дмитриевича: «Внезапно простившись, он ушел и растворился в многолюдье. Глядя ему вслед, я не чувствовал потребности задавать вопросы... Много позже (когда Панкратов-Черный пересказал свой разговор с Георгием Бурковым, в котором тот поведал о насильственной смерти Макарыча — инфарктным газом, пахнущим корицей, — и просил обнародовать сей факт только после его, т. е. Буркова, смерти, что Панкратов-Черный и сделал) я вспомнил слова Алексея на берегу Дона и мне стало понятно, почему Георгий явно нервничал, когда я упорно просил: “Расскажи о последней встрече твоей с Макарычем! Ты же видел его последний”. Всякий раз Георгий излагал мне другой ход события. Ясно было — Георгий уклонялся, чего-то не договаривал и почему-то ему самому было тошно...

Схема гибели Макарыча, вероятно, была такова. Предположим, что кому-то из работников группы или журналистов, кои в последние дни густо кружились вокруг шукшинской каюты, некто поручил изъять записи Шукшина или текст пьесы “Ванька, смотри!”. Возможно, то был один актер окружения, которого Макарыч давно вычислил как чьего-то соглядатая и сказал о том в нашей последней беседе. И вот, допустим, “порученец” проникает в каюту Шукшина, чтобы взять потребную рукопись, но в известном похитителю месте ее нет; тогда он начинает рыться среди книг и “выходит из графика” — входит Шукшин и видит в своей каюте субъекта, которого знает в лицо. Помня горячность Макарыча, можно предположить, что возникла потасовка. “Искатель” гадко вляпался и решает уложить хозяина каюты без сознания — стреляет, скажем, из газового пистолета или баллончика. Заслышав издали возню, является Бурков. Убрать второго — как-то слишком (задания такого нет; а может, и отрава кончилась в баллоне). “Искателю” провал его грозит разоблачением, тогда он обещает Буркову: “Ляпнешь, сдохнешь!” Обет молчания доконал душу Буркова... Шли годы. Георгий стал проговариваться, особенно при подпитии. В конце концов попал в больницу — тот же диагноз: “сердечная недостаточность” и — на тот свет... Ох, как много людей, знавших правду, ушло со света белого молча! А мне, коль моя версия грешна, то за нее отвечать придется на том свете...»

Отрывок предоставлен издательством

2 октября 1974 года на 45-м году жизни скончался великий советский актер, писатель, кинорежиссер и сценарист Василий Шукшин.

Карьера и творчество Василия Шукшина

Покинув в 17 лет родное село Сростки в Алтайском крае, Шукшин работал слесарем, а в 1949 пришел на службу матросом в Балтийский флот, затем стал радистом на Черноморском. Именно на флоте проснулся его литературный талант: тут он начал писать рассказы и читать их сослуживцам.

После возвращения в Сростки Василий Макарович работал учителем русского языка и словесности.

Вскоре Шукшин поступил во ВГИК и во время учебы начал рассылать в столичные издания свои рассказы. Впервые его произведение опубликовали 1958 году в журнале «Смена» - рассказ «Двое на телеге». За 2 года до этого состоялся дебют Шукшина-актёра во второй серии фильма «Тихий Дон», где он сыграл эпизодическую роль матроса.

Первая главная роль ждала его в 1958 году в картине Марлена Хуциева «Два Фёдора». С тех пор предложений от ведущих режиссеров стало приходить всё больше и больше.

С 1963 Василий Макарович работал режиссёром на ЦКДЮФ. Он продолжал печататься в журналах, писал сценарии фильмов по мотивам своих рассказов (например, «Живёт такой парень»).

Первая книга Василия Шукшина, получившая название «Сельские жители», вышла в свет в 1963 году. В основном, герои его книг - простые русские люди, труженики, острые на язык. Некоторые герои - чудаки (рассказы «Чудик», «Микроскоп»). Шукшин очень талантливо описывал русскую деревню, быт, выносил на передний план проблемы нравственности и общечеловеческих ценностей.

Загадка смерти Шукшина

Василия Макаровича долго мучили приступы язвы желудка, именно из-за этого ему пришлось покинуть службу. Они преследовали его еще с времен молодости, когда Шукшин, по слухам, имел сильное пристрастие к алкоголю. Болезнь прогрессировала, хоть он и перестал употреблять спиртное.

Артист загадочно погиб 2 октября 1974 года во время съемок фильма «Они сражались за Родину». Злые языки говорили о насильственной смерти, о смерти от пьянства, а Сергей Бондарчук, режиссер кинокартины «Они сражались за Родину», предположил, что Шукшина могли отравить. Прошел слух: якобы в день смерти артиста в его каюту на теплоходе, на котором происходили съемки, кто-то пустил «инфарктный» газ, который не оставляет следы.

Официальным диагнозом стала сердечная недостаточность. Тело нашел близкий друг Шукшина - актер Георгий Бурков.

Блуждания по кладбищу

Жена Василия Шукшина, Лидия долго молчала и никому не давала интервью относительно смерти супруга. Однажды она рассказала о странном разговоре с мужем, когда они вместе гуляли по Новодевичьему кладбищу. Там они искали могилу Есенина, которого так любил Шукшин, но не знали, что находится она на Ваганьковском кладбище.

Выходя с кладбища Шукшин, после долгого молчания, вдруг заговорил тихим голосом: «Меня здесь не похоронят». И вдруг что-то заставило его супругу ответить «Нет, Вася, я похороню». Она до сих пор не поймет, как могли вырваться из нее эти пророческие слова.

Могила Василия Шукшина находится на аллее писателей-классиков Новодевичьего кладбища.

Гибель Василия Шукшина, скоропостижно скончавшегося 2 октября 1974 года на теплоходе "Дунай" во время съемок фильма Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину" , до сих пор окутана тайной.

Многие сплетничали, что Шукшин умер от пьянства. Сообщается, что писателя уже давно мучили приступы язвы желудка, которые преследовали его ещё с молодости, когда он страдал из-за пристрастия к алкоголю. Однако последние семь лет, по свидетельству жены писателя Лидии Федосеевой-Шукшиной, он не притрагивался к спиртному.

Кроме того, официальный диагноз - сердечная недостаточность - только усугублял подозрения о его насильственной смерти. Очевидцы, такие, как актер, друг Шукшина, Георгий Бурков, который обнаружил его первым, унесли какие-то тайны гибели Шукшина в могилу.

Вопросы так и остались без ответа. И все-таки, кое-кто об этом еще пытается напомнить.

До смерти довёл "инфарктный" газ? (выдержка из публикации журналиста Феликса Медведева в газете Версия, 31.8.2004)

Помню эти сумасшедшие проводы в Доме кино на Васильевской и на Новодевичьем кладбище. Такого, как тогда говорили старожилы, Москва не видела со времён похорон Маяковского. Непомерен был эмоциональный накал, десятки тысяч людей собрались.

Слухи о якобы насильственной смерти придали прощанию с Шукшиным мистический характер. Власти стали по-настоящему его бояться. Чего стоит тот факт, что много сил и времени он отдал пробиванию своего бунтарского фильма о Степане Разине. И вроде бы не запрещали, но ставили различные препоны к осуществлению авторского замысла.

Смерть Шукшина и в самом деле загадочна, осталась масса вопросов. Даже очевидцы, свидетели, такие как актёр Бурков, унесли тайны гибели Шукшина в могилу.

Бурков до гробовой доски отказывался от публичных рассказов о последнем дне жизни Шукшина. Если его принуждали появиться на очередных поминках, он напивался и не приходил вовсе.

Однажды, оказавшись в командировке в США вместе с режисёром Сергеем Бондарчуком, я решил выведать у него тайну смерти Шукшина. Тот лишь намекнул: "Смерть странная. Официальный диагноз: сердечная недостаточность. Но перед съёмками Шукшина обследовали в Кремлёвской больнице и ничего серьёзного не нашли".

Кто-то распространил слух, что в каюту, где жил Шукшин, в тот роковой вечер пустили "инфарктный" газ, не оставляющий следов. Говорят, что подобным образом у нас с тех пор избавились от достаточного количества неугодных персон.

Александр Панкратов-Черный: Шукшина отравили

И вот еще раз напомнил об этом замалчиваемом событии артист Александр Панкратов-Черный, который вместе с другими (Валерием Золотухиным, Алексеем Булдаковым, Людмилой Хитяевой) приехал на Алтай на ежегодные Всероссийские Шукшинские чтения. В среду, 22 июля в Государственной филармонии Алтайского края Панкратов-Черный сделал неожиданное для всех заявление, сообщает Комсомольская правда .

"Васю Шукшина убили! А потом хотели убить и меня!", – заявил Панкратов-Черный, когда ему дали слово. "Несколько лет назад на горе Пикет я сказал об этом вслух. После этого на меня было совершено покушение. Позже встретил полковника КГБ и спросил: "Ну что ж вы меня до конца-то не добили?". А он ответил: "А мы за правду не убиваем".

Панкратов-Черный также заявил, что по словам Нонны Мордюковой, Шукшин "на съемках чувствовал себя нормально, не было у него никакой сердечной болезни. Тело Шукшина не вскрывали! Его прислали из Волгограда в цинковом гробу, с крашеными волосами, как он снимался".

По словам актера, об этом знали многие - и Сергей Бондарчук, и Георгий Бурков, и другие. Но все боятся говорить об этом вслух. Упомянул Панкратов-Черный и о своих догадках, почему убили Василия Макаровича, сообщает Амител .

"С Шукшиным хотели погубить русский дух. Боялись, что Васька собрался снимать фильм про Стеньку Разина. Ух, он бы так его сыграл, что мало не показалось бы! Вот и испугались, что он призовет народ к бунту".

Александр Панкратов-Черный о Шукшине (выдержка из публикации журналиста Феликса Медведева в газете "Версия", 31.8.2004)

Я считаю Шукшина единственным последователем Гоголя и Достоевского. Вот перечитываю Василь Макарыча - насколько просты и добродушны его рассказы и в то же время как они глубоки и серьёзны. По поводу одного из моих фильмов мне даже говорили в советские времена: "Панкратов-Чёрный открыл достоевщину в творчестве Шукшина". Правильно, я искал Достоевского в Шукшине - и нашёл. А Василь Макарыч нашёл истину в Гоголе. Как-то он мне говорил: "Пишу рассказ, буксую что-то. Вот Гоголь, что же такое он написал?! Птица-тройка мчится через все страны, государства, а кто же в бричке-то сидит? И кто же эту бричку ведёт? Неужели Россию нельзя изменить?"

За Шукшина я всю жизнь борюсь. Нынче время лихое, без денег ни шагу. На свои постановки по Шукшину приходится выклянчивать их у губернаторов, а у них непросто всё: один пообещал, да слетел со своего кресла, другой всё обещаниями кормил, а третий в ответ: "Простите, Саша, а что Шукшин для Алтая сделал?" Представляешь! Ну как ответить на это, и я только пожал плечами: "Мне кажется, что он для России сделал столько же, сколько и для всей мировой литературы".

Похоронили Шукшина все-таки там, где он и хотел (выдержка из публикации журналиста Феликса Медведева в газете "Версия", 31.8.2004)

Шукшина также рассказала об одном мистическом разговоре с мужем, когда они, гуляя по Новодевичьему кладбищу, искали могилу Есенина, которого очень любил Шукшин. Они не знали тогда, что есенинская могила находится на Ваганьковском.

"Выходим с кладбища, - рассказывает Шукшина, - Вася молчит. И вдруг заговорил глухо, смиренно: "Случится что со мной, не похоронят меня здесь". А я без всякой побочной мысли брякнула: "Нет, Вася, я похороню".

А он: "Ну, смотри". Как у меня вырвались такие страшные пророческие слова, не знаю. Видно, Господу нужно было вложить их в мои уста. А могила его находится по аллее с писателями-классиками".

Правда, чтобы любимого народом актёра и писателя похоронили на престижном кладбище Новодевичьего монастыря, как когда-то обещала Василию Макаровичу Лидия Николаевна, пришлось дойти до самого премьера Косыгина.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!