Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Создание репортажа. Хороший пример репортажа

Данияр Сабитов

Репортаж - это сложный жанр. Студенты спрашивают - как его писать? Что в нем должно быть? Скажем, с информационной заметкой все понятно. Там должны быть ответы на вопросы «что?», «где?» и «когда?». С некрологом тоже вроде все просто - пиши об умершем, да и все. С репортажем много сложнее. Мы попытаемся на конкретном примере выявить характерные черты и непременные условия репортажа. Для примера возьмем фрагмент из работы Марины Ахмедовой «Пельмень патриотизма ». Ниже будет идти журналистский текст с параллельным комментарием.

Пельмень патриотизма
Пять дней работы «под прикрытием» в столовой металлургического комбината

На Нижнетагильском металлургическом комбинате работают 15 500 человек - каждый двадцатый житель города. Наш корреспондент неделю провела на заводской фабрике-кухне, где на себе испытала тяготы физического труда, выучила правила нижнетагильской взаимовыручки и поняла, как устроен настоящий рабочий.

Репортаж может писаться под прикрытием и без оного. Все зависит от журналиста - насколько он храбр и какие цели ставит. Если журналист пишет репортаж в качестве сотрудника редакции, к нему будет совершенно иное отношение героев истории. Потеряется естественность. Кто-то застесняется и не расскажет историю, которая могла бы стать украшением репортажа. А кто-то наоборот может начать «позировать». Но такая необходимость все-таки есть, если условия не позволяет журналисту примерить чужую маску. Скажем, если вы пишете репортаж о жизни проституток.А вот репортаж «под прикрытием», когда с вами не считаются как с представителем СМИ и считают за своего, всегда смотрится выигрышнее. В этом случае у журналиста больше шансов увидеть настоящую жизнь своих персонажей, о которых он будет писать. Более того, читатель будет больше доверять написанному, так как все изложенное - проверено корреспондентом на своей шкуре. Вспоминается Дюма-отец, который, как говорят, не писал ничего такого, чего не попробовал бы сам.

День первый

В белой куртке, брюках, тапочках и колпаке я, сложив на животе руки, застываю перед заведующей столовой Татьяной Николаевной. Она меряет меня взглядом, вздыхает и выталкивает себя из-за стола.
- Ирина Владимировна! - раскатисто начинает она еще в коридоре. - А Ирина Владимировна!
Из помещения показывается женщина в синей кепке.
- Девушку зовут Марина, - гаркает Татьяна Николаевна. - Берите, учите и обучайте!
Ирина Владимировна принимает меня с непроницаемым лицом и ведет по коридору. Ее спина очень прямая. Мы заходим в помещение с блестящими металлическими мойками, где пахнет рыбьей кровью и льдом.

Здесь нужно отметить два момента. Первый - это прорисовка характеров персонажей. Для реалистичности журналист должен парой мазков нарисовать портрет героя. Будет ли это описание особенностей речи, походки, взгляда - неважно. Здесь перед нами Татьяна Николаевна, которая разговаривает «раскатисто», она «гаркает» (это слово применительно к ней встретится еще несколько раз по тексту), она «выталикивает себя из-за стола», видимо это грузная женщина. А вот у Ирины Владимировны «непроницаемое лицо».

Второй момент связан с особенностью жанра. Репортаж отличается от любого другого типа статьи тем, что он создает наиболее сильный эффект присутствия. Это во многом достигается описанием деталей. В частности, «помещение пахнет рыбьей кровью и льдом». Любопытно, что журналистка использует именно эти детали - например я не знаю, как пахнет лед и рыбья кровь.

Есть, пить на рабочем месте запрещено, - произносит Ирина Владимировна тоном суровой, но справедливой надсмотрщицы. - Появляться в неопрятной спецодежде тоже. Вот тут, - показывает она на вход в темную тесную подсобку, - наш уборочный инвентарь. Уходя, девочки моют за собой полы.
Она останавливается возле большого металлического стола, на котором стоит полукруглый аппарат. Он не переставая вжикает тонкой пилой.
- Давайте, покажите ей, как с пилой работать, - Ирина Владимировна уходит.
- Ну, вот так берешь ножку, - одна из женщин берет с лотка размороженную куриную ногу. - Вот так вот ее сюда подносишь, - подносит к пиле. - И все. - Пила вгрызается в курицу, отрывая от нее желтую култышку.
- Так же порезаться можно… - прячу я руки под фартук.
- Можно, - соглашается она и отворачивается к лотку.

Репортаж - это всегда погружение в условно-неизвестную среду. Всем интересно, чем занимаются другие. Возможно никто из читателей этого репа не был в пельменном цеху и не знает, как там что устроено. Репортаж же позволяет виртуально побывать там. И наш проводник - журналистка. Здесь происходит удивительное превращение - происходит сращение журналиста и читателя. Объясню: журналистка впервые в незнакомой обстановке и в этом она похожа на читателя, который смотрит на происходящее ее глазами. Это означает, что журналист должен смотреть на ситуацию не своими глазами, а глазами читателя. А значит, Марина Ахмедова в репортаже должна реагировать не так, как Марина Ахмедова, а как отреагировало бы большинство читателей. Возможно журналистка не испугалась пилы, однако она описывает свой испуг, так как предполагаемая реакция среднестатистического человека.

Вот это сращивание имеет долгосрочное значение. Журналист и читатель становятся на время погружения в репортаж одним целым и это дает корреспонденту управлять мнением и настроением читателя. Журналист надевает читателя как перчатку, делает с ним что хочет - проводит по таким историям, выводам и фактам, чтобы в итоге вывести к выводу, который читатель примет как собственный. Впоследствии я разовью эту тему.

Беру ножку двумя руками, подношу к пиле. И так ножка за ножкой. Иногда смотрю на круглые стенные часы. Пять часов до обеда.
- Девочки, пельмени! Пельмени! - зовет Ирина Владимировна, хлопая в ладоши.
Пять женщин окружают большой стол. Мучные руки одновременно тянутся к лоткам, берут пельмени и защипывают их края. Готовые каждая раскладывает на лотке перед собой.

А вы всегда молча работаете, да? - интересуюсь я у женщин.
- А разговаривать некогда, - отвечает одна, не сбавляя темпа.
- А вас как зовут? - спрашиваю блондинку.
- Алена, - с ужимкой отвечает она.
- А вас?
- Галина Сергеевна, - говорит рослая женщина.
- А меня Марина, - торжественно сообщаю я.
Женщины молчат.

Большинство репортажей на «Русском репортере» построены на диалогах. Их как минимум, много. Это видно невооруженным взглядом и это тоже отличительная черта репортажа как жанра.

Гм… - прочищаю я горло. - Вы, наверное, совершенно открытый человек, - обращаюсь к женщине напротив. Она поднимает на меня встревоженные глаза. - Смотрите, какая у ваших пельменей большая дырка получается, - продолжаю я, и все тянут головы к ее пельменям.
- А это можно! - защищается она. - Это допустимый размер дырочки, нам по технологии разрешается!
- А вот у вас, Алена, - продолжаю я, обращаясь к блондинке, - продолговатые открытые дырочки, вы аккуратная, вы - человек в себе и… - мне хочется сказать «закомплексованная», но подбираю другое слово, - вы стеснительная, - заканчиваю я, и Алена выдает смешок.
- В точку! В точку! - кричат женщины, отрываясь от работы.
- А у вас, - я обращаюсь к молодой женщине с большими коровьими глазами, - наверное, маленькие дети, потому что все ваши пельмени похожи на соски!
- Ха-ха-ха! - хохочут женщины, толкая ее локтями. - У нее маленький ребенок, и она второго хочет.
- Да, мы второго планируем, - ее щеки розовеют.

Выше я отметил, что журналист попадает в условно-неизвестную среду. Это означает, что ситуация может быть всем знакомой. Тогда у журналиста два варианта - либо рассказывать о том, чего нет в будничной практике. Скажем, все лепили пельмени, однако у нас дома нет пилы, которая отрезала бы култыжки. Это занимательный факт и журналистка непреминула о нем рассказать. А затем начинается описание всем известного процесса. И тут у журналиста второй вариант - показать всем знакомый процесс (явление) с новой стороны, зачастую оригинальной и неожиданной (иногда юмористической). Так, в этом репортаже журналиста делает целый психоаналитический анализ того, как работницы лепят пельмени.

А ну, про меня че скажешь? - обращается ко мне Галина Сергеевна, и мы с ней обмениваемся серьезными взглядами.

Еще раз - прописывание характеров. Здесь у нас формируется мнение о Галине Сергеевне благодаря использованию в ее речи «че».

А вы не так открыты, - без смеха говорю я. - Смотрите, вы сильно давите на края пельменя. У вас дырочки-то практически нет - она короткая и залепленная. Вас, наверное, кто-то когда-то обидел…
- А про себя че скажешь? - спрашивает она.

Ее молчание в тесной комнатке набухает, как гелиевый шарик, готовый в любой момент лопнуть. Я беру с подноса трубочку, сую в ее широкое жерло насадки. Давлю. Татьяна Николаевна усмехается, глядя на меня так, как может слон смотреть на маленькую собачку.
Я беру свой пельмень. Моя дырочка долгая. Прежде чем защипнуть его края, я безжалостно давлю пальцем на его брюхо посередине, протыкая почти до спинки. Но дырочка моя, которая от этого могла бы быть большой и круглой, просто становится глубокой, а так я залепляю ее полностью. В моем пельмене почти нет просвета.
- Недобрая, да? - спрашивает Галина.
- Ну, вы добрее меня, - смеюсь я.
- Ой, а ведь и я недобрая, - качает головой Галина Сергеевна.

В репортаже существуют три непременных составляющих: герой (герои), журналист и обстановка. И эти три элемента в ходе репортажа взаимодействуют.-отношения обстановки на героя (скажем, как она влияет, как создает привычки, формирует характер и модель поведения)-отношение героя к обстановке-отношения героев-отношение журналиста к обстановке (постоянное удивление, удивление, сменяемое пониманием, удивление, сменяемое отрицанием)-отношение журналиста к герою-отношение героя к журналисту.

По большому счету задача журналиста не рассказать, как лепят пельмени. Если бы этим занимались роботы, то интересного репортажа не получилось бы. Самое главное - показать истории людей, их жизни, раскрыть характеры и взгляды на жизнь, на общество, на себя, в конце концов. Однако еще один важный момент заключается в том, что и сам журналист начинает раскрываться. Он попадает в новые условия, проходит через трудности или сквозь истории своих героев и переосмысливает свои взгляды, свою жизнь. Здесь есть элемент честности и этики в отношении к героям репортажа. Ведь Марина Ахмедова точно указывает название предприятия, на котором она работала и имена сослуживиц. А это означает, что рассказывает многомиллионной аудитории о каких-то сторонах их жизни. В какой-то мере интимных сторонах. И было бы нечестно ничего не рассказать о себе. Дескать, я о вас правду-матку напишу, но и себя не пожалею. Но это вопросы этики и чувства такта конкретного журналиста.Важно другое - напомню, что по большому счету это не журналист раскрывается. Помните - произошло сращивание журналиста и читателя. А это значит, что у журналиста появляется возможность «раскрывая себя», формировать взгляды читателя. Это очень важно.

Женщины снова хохочут.

Та-а-ак! - раздается над моим ухом, и пельмень подскакивает у меня в пальцах. Поворачиваю голову и утыкаюсь взглядом в необъятную грудь Татьяны Николаевны. Она, сопя, смотрит в мой лоток. Там пельменей меньше, чем у остальных. - Ты мне тут не языком, а руками работай! - гаркает она. - Разболталась! Работай!

Опять - детали, характеры. И юмор - юмор частый спутник репортажа.

Татьяна Николаевна выходит в коридор, и оттуда раздаются ее раскатистые гарканья.
- Не обращай внимания, - толкает меня локтем Галина Сергеевна. - Она у нас справедливая. У нас коллектив-то неплохой в принципе. А тех, кто нехорошие, мы сразу под себя перестраиваем.
- А нехорошие - это какие?
- Те, которые курят. У них коэффициент участия в труде меньше. И зарплата, значит, меньше должна быть. Это несправедливо, что ты ходишь покурить, а мы за тебя работу делаем.
- А если я просто медленней работаю?
- А скорость с опытом приходит. Мы тебя всему научим. Ну а че… - она наклоняется к моему лотку. - Добротные у тебя такие пельмени получились. Хорошие… А металлург у нас ой пельмени как любит…
- А что он еще любит?
- Трубочки заварные любит.
- Обедать! Девочки, обедать! - зовет Ирина Владимировна из коридора.
Обеденный зал - просторное помещение с блестящими столиками и стульями. Широкие окна, завешенные тускло-белым тюлем, пропускают свет индустриального полдня, который, лишь преломившись у ярко-оранжевой стены, веселеет и бликует на огромных кастрюлях и лотках, стоящих на длинной конвейерной стойке. На тюлевых з­анавесках сидят большие бабочки с крылышками из цветного капрона.
- Девочки, вы сегодня такие красивые, как Белоснежки, - говорит женщина, разливающая по тарелкам суп.

Прекрасный фрагмент. Он позволяет отметить сразу несколько аспектов. Во-первых, репортаж всеми силами стремится быть похожим на художественный рассказ. Но если рассказ - это вымысел, то репортаж основан на реальных событиях. Также от художественной формы репортажу достались изобразительно-выразительные средства. Это тоже особенность жанра. Скажем, выше у нас уже встречалось сравнение «молчание набухает, как гелиевый шарик, готовый в любой момент лопнуть». А фрагмент, который мы разбираем вообще можно анализировать с точки зрения литературы. Прекрасный эпитет (или метафора? Начинаю в них путаться) «индустриальный полдень». Прекрасная антитеза - свет сначала «индустриальный» и пробивается через «тускло-белый тюль», а потом вдруг резкая перемена - этот свет преломляется у «ярко-оранжевой стены» и «веселеет».

Это описание позволяет журналистке не только сменить мизансцену (из цеха действие переместилось в столовую), но и эмоцию, тональность. Это уже не чужая земля, где пахнет кровью рыб и льдом, а место, где красивые Белоснежки будут кушать в теплой столовой, где свет веселеет, а на занавесках сидят бабочки. С точки зрения композиции это позволяет журналистке и полностью сменить тему разговора. Закончился один смысловой блок и начался новый.

Поставив на поднос тарелку гречки, капустный салат и два компота, сажусь за один столик с Галиной Сергеевной и Аленой. В противоположном конце зала, где на стене фотообои, изображающие металлургический комбинат, обедает Татьяна Николаевна. Она сидит за столиком одна. Ее стакан с компотом прихлопнут пышным коржиком. Едим молча и быстро.
- Ты работать у нас будешь? - шепотом спрашивает Галина Сергеевна, я утвердительно киваю головой. - Да ладно! - говорит она. - Зачем это тебе?
- А что, я не похожа на человека, который хочет работать? - с упреком спрашиваю я, ставя на поднос пустые стаканы.
- Тебе честно сказать? - усмехается Галина Сергеевна. - Ну, не очень…
«Надо придумать легенду», - решаю я про себя.

UPD: Марина Ахмедова (в т.ч.) отвечает на вопросы Colta.ru Тема - журналистское расследование

РЕПОРТАЖ (газета)

Репортаж - это сообщение факта, развернутая передача события, в которой ярко выступает личность автора. Репортаж должен быть динамичным.

Журналист:

Привлекает внимание к событию,

Пробуждает интерес или сочувствие.

Подтверждает реальность происходящего: вводит прямую речь, выражает собственное отношение к сообщаемому, подробно описывает какие-то моменты, рассуждает вместе с читателями газеты.

Разновидности репортажа

Информационный репортаж - репортер сообщает о факте, событии и не пытается обобщать то, о чем рассказывает. Может дать сжатую оценку, высказать свое отношение к тому, что увидел или узнал.

Исторический репортаж - сообщается о событии давно прошедшем. В подобных репортажах можно обнаружить черты перечисленных выше разновидностей, но то, что речь идет о событии, при котором автор непосредственно не присутствовал, обусловливает особую специфику репортажа.

Криминальный репортаж подходит под определение информационный.

Как работать над репортажем

Автор должен быть свидетелем, непосредственным участником события - подбирает материал на месте, записывая детали, которые затем помогут восстановить последовательность события, отмечая собственные впечатления от увиденного и услышанного, собирая сведения у лиц, участвующих в нем.

Тема репортажа - любое событие из любой области жизни: политической, культурной, спортивной. Это может быть событие, происходящее в отдельном коллективе, и событие, известное во всем мире. При выборе темы автор ориентируется на то, является ли она общественно-значимой, способна ли заинтересовать широкий круг читателей своей занимательностью, необычностью, своеобразием.



Раскрытие темы репортажа.

Обстоятельство.

- указание места , где происходит событие. Место может быть названо под заголовком репортажа, как главное уточнение документального факта, в виде суммирующего лида, а затем в тексте дается описание этого места, иногда несколько раз и с разных позиций. Если автор в своем репортаже ведет рассказ не из одного места, а из нескольких, то все они указываются в тексте.

- указание времени , когда происходило или происходит событие, и сколько оно длилось или длится. Прямое указание времени встречается тогда, когда это принципиально важно для раскрытия темы. В других же случаях время можно узнать из каких-либо побочных деталей, но оно, тем не менее, указывается.

- условия , в которых разворачивается действие или которые привели к данным событиям.

Целое – часть.

Например, схематично деление темы можно представить: Крым – Севастополь – уникальные памятники, секретные объекты – войсковая часть и т.д.

Последующее всегда идет за предыдущим.

В тексте могут быть использованы лирические отступления, рассуждения, автор разворачивает тему вокруг чего-то.

Свойства.

Описание свойств – способ наиболее подробного, тщательного показа предмета речи, в том числе события.

Заголовок помогает объединить весь текст репортажа.

Композиция репортажа - три части: лид (введение), основная часть, концовка.

Введение (зачин) - небольшой по объему элемент текста, который выполняет одну из следующих задач:

1) введение в тему;

2) название темы;

3) описание места действия;

4) описание характера или свойств действия;

6) постановка вопросов, ответ на которые будет дан в последующем тексте.

Основные функции зачина – привлечение внимания читателей и переход к основной части – рассказу о том, как происходило событие.

В основной части обязательно должен быть свой сюжет, вокруг которого организуется весь материал. Поскольку темой репортажа может стать только то, что обязательно имеет событийность, в основной части идет последовательное изложение события, для этого чаще всего используется повествование. Шаг за шагом автор рассказывает нам о том, свидетелем чего он был на протяжении какого-то времени.

Концовка занимает один последний абзац. Очень редко концовка как вывод, заключительная фраза отсутствует в репортаже, тогда создается впечатление, что рассказ о событии может быть продолжен, дополнен новыми деталями.

Язык репортажа сочетает в себе элементы всех стилей: разговорного, публицистического, книжного.

Ни один репортаж не обходится без имен собственных, служащих для конкретизации, усиления достоверности описываемого. Имена собственные используются для названий мест, откуда ведется репортаж, или как-то связанных с темой, для названия лиц, участвующих в репортаже, организаций, также непосредственно связанных с содержанием темы.

Пример аналитического репортажа.

ДИГГЕРЫ НА ДНЕ МОСКВЫ

Шестнадцатый год Вадим Михайлов спускается в московские подземелья. Он встречался с бомжами и полуметровыми крысами, видел уникальные памятники и двери в секретные объекты. Оттуда, снизу, он не устает повторять: «Проснитесь, люди. Под вами – экологическая мина».

Здесь нет времени. День? Ночь? Время определяется по яркости фонарика: садятся батарейки – бегом наверх. Без света тут делать нечего. Мы идем по подземной Неглинке, расталкивая бахилами мутный поток. Стоп. Что-то там объясняет наш гид.

Вот эта керамическая труба – скорее всего «неучтенный» сток. В прошлом веке за канализацию надо было платить приличные деньги. Поэтому многие московские домовладельцы прокладывали такие вот пиратские трубы и сбрасывали нечистоты тайком. Да это еще что. Свои подземные ходы были и у содержателей притонов. Явится туда купчик – напоят, гирькой по голове, оберут до нитки, а труп в Неглинку...

Вадим Михайлов – фанатик. Шестнадцатый год он ползает по московским подземельям, ориентируется тут не хуже, чем в лабиринтах арбатских переулков. Странное хобби: темнота, нечистоты, дурной воздух, да и небезопасно. «Мне, когда худо наверху – быстрее в колодец». Зачем? Этот вопрос заводит Вадика с пол-оборота.

Ну разве не ясно? Подземная Москва превращается в клоаку. Вы не замечали легкое движение воздуха летними вечерами?

Это поднимаются с глубины миазмы. А вода? Ребята Вадима однажды выловили рыбу-мутанта с рогами на голове. У себя под ногами мы закладываем страшную экологическую мину. А уникальные памятники? Подземелья Кремля? Библиотека Ивана Грозного, которая, по преданиям, покоится где-то здесь? Старинные ходы петровских времен? Все это может быть утрачено, если подземный город станет одной большой помойкой. Но есть еще и другое: в подземелья столицы беспрепятственно проникают бомжи – любой фанатик может учинить диверсию.

Наша цель, – горячится Михайлов, – сколотить универсальную бригаду, куда бы вошли экологи, археологи, спасатели, чтоб она могла заниматься и исследованиями, и ликвидацией подземных аварий, и тушением пожаров на коммуникациях.

А в первую очередь надо составить экологическую карту подземного города.

Пока это красивая мечта, никем практически не поддержанная. Ученые копают свое, метрополитен возится со своим хозяйством. «Водоканал» – со своим. А между тем подземный мир Москвы – единый организм, и деление его на сферы влияния весьма условно.

– Рыбы-мутанты: это так, мелочь, – делятся впечатлениями диггеры. – Мы видели жуткие подземные комарники. Во время одного из спусков на Диму Силантьева напала огромная крыса – около полуметра, не считая хвоста. Трудно даже представить, какую заразу может принести наверх вся эта живность...

Хлюпанье наших бахил эхом разносится над сводами Неглинки. Крепко строили предки, почти два века отслужило подземное жерло – до сих пор ни трещинки в подземной кладке.

Лишь кое-где сквозь боковые трубы дотянулись сюда мощные корни деревьев. Еще остановка – лопата-«дуршлаг» у стены, ломики, топчан. Ага: хозяйство кладоискателей. В историческом слое, по которому мы бредем, современные старатели добывают монеты и украшения. Кто такие, часто ли здесь бывают? Во всяком случае, после этой остановки невольно начинаешь озираться – встречаться тут с незнакомцами неохота...

Подземная Москва хранит немало тайн – от древнейших времен до сегодняшних бомжатников. Не однажды диггеры Вадима наталкивались на замурованные штольни – по их предположениям, там покоятся несчастные дети 37-го года. Где-то под нашими ногами сокрыт во тьме секретный бункер Берии. Бог весть, что таят в себе доселе охраняемые сретенские каменоломни. Наверное, кое-какие из тайн, связанные с современными спецобъектами, нам и не следует знать. Но уж во всяком случае представлять, насколько опасен в экологическом смысле подземный город, москвичи имеют право. Это право команда Михайлова готова отстаивать. Мы видели, как она умеет работать в экстремальных ситуациях, какова здесь дисциплина и выучка.

Пока, однако, этот опыт остается невостребованным.

Последствия ударной волны оценивают до сих пор. За помощью обратились более пятисот человек, серьезных травм нет, самый распространенный «диагноз» — порезы от стекла. Ударной волной разбило окна примерно в трехсот зданиях. Власти пообещали, что ремонт будут вести за счет средств города.

В Челябинской области пострадали в основном дома старого фонда. Рухнула крыша самое и часть стены с на складе Цинкового завода. Возраст здания — почти 60 лет, в причинах пока разбираются: возможно, туда упал кусок метеорита, возможно, обрушению ветхого здания способствовала ударная волна.

В легкоатлетическом манеже вспоминают: шла тренировка, раздался мощный взрыв. « Спортсмены-дети ринулись к окнам, чтоб снимать происходящее на фото и видео, рассказывает сотрудник манежа Игорь. — Благо, их оторвал от окон один из инструкторов: стекла по всему периметру, огромные, рухнули не сразу, спустя несколько секунд».

Девять детей получили порезы, а больше всех пострадал тот самый инструктор. На него упал осколок стекла.

В вузах города ведется экстренный ремонт окон: в магазинах раскуплено практически все стекло, поэтому в ход идет и картон, и просто пленка — ими затягивают и забивают окна. «Очень сильно пострадал корпус истфака, без окон остался весь второй этаж», — рассказала АиФ.ru Наталья Парфентьева, декан исторического факультета ЮУрГУ.

Все восстановительные работы вузы города ведут за свой счет — пришлось привлечь студентов. Говорят, в коридорах невообразимый холод, к ночи температура на улице упадет до -25. Челябинцы волнуются, успеют ли ликвидировать последствия. В противном случае, городу грозит разморозка труб.

Ранения от волны получили дети в школах и детсадах, кое-где порезались и воспитатели.

Большинство государственных учреждений 15 февраля не работают: людей отправили по домам. В школах города занятия отменили на два дня.

По улицам Челябинска ездит машина с громкоговорителем: горожан призывают сохранять спокойствие, за помощью обращаться в городские больницы.

Челябинец Александр признается: пережил огромный стресс. Говорит, первая мысль: война? Самолет? Взрыв газа? Выбежал на улицу, так как дома находиться — было страшно.

Некоторые горожане ринулись снимать стресс спиртным. Торгующие алкоголем магазины подтверждают увеличение выручки

Настроение горожан — риторическое: почему именно на нас, на Челябинск, «все летит»? Сход поездов, Ашинская катастрофа, взрыв брома — с падением метеорита список уральских бедствий заметно расширился. Горожане отмечают, солнце почему-то светит ярче обычного. Научных объяснений не находят, но надеются, что это — к добру.

17.07.2015

Репортаж является одним из наиболее излюбленных и востребованных жанров в школьной газете. Но у репортажа, как и у любого другого жанра, есть свои особенности и специфика, которыми нельзя пренебрегать.

К сожалению, именно об этом школьники забывают, когда начинают писать в этом жанре. В результате приходится читать репортажные тексты, созданные по принципу «что вижу, о том и пишу». Так, например, репортаж об экскурсии в зоопарк может начинаться длинным описанием того, как журналисты стояли на остановке, ожидая опаздывающих товарищей, и ехали в автобусе. А репортаж о городском празднике в детской газете нередко предваряет сообщение о том, чем журналистка занималась накануне, от кого и как узнала о предстоящем событии, во сколько проснулась, как позавтракала, как добиралась, как сдавала одежду в гардероб и повстречала знакомых.

При этом само событие, описание которого и является целью репортажа, уходит на второй план. Читатель, ожидавший узнать подробности о прошедшем событии, будет обманут в своих ожиданиях, разочарован и, скорее всего, даже не дочитает текст до конца. В конечном итоге, кого волнует, как Маша Н. позавтракала и как Катя и Настя ехали в автобусе?

Чтобы избежать этой ошибки, начинающему журналисту прежде, чем сесть за написание материала, и даже прежде, чем приступить к сбору информации, к непосредственному наблюдению за событием, имеет смысл задать себе вопросы: «Зачем я пишу этот репортаж? Кто его будет читать? О чем я хочу рассказать читателю?» И если вам все равно, будут читать ваш текст или нет, забудьте о журналистике. Пишите «в стол». Для потомков. Может быть, они поймут и оценят. А репортаж является информационным жанром, моментальным откликом на событие, которое интересно совершенно конкретному читателю. И он (читатель) хочет узнать подробности именно об этом событии, а не о вас лично.

Профессионализм репортера проявляется в умении отличить «говорящие» детали от ненужных подробностей. «Говорящие детали» - это те, которые помогают ярче высветить событие, описать в красках и в лицах саму атмосферу происходящего, его масштаб, значимость, добавить в описание ярких красок для придания наглядности, заострить внимание на каких-то деталях, эпизодах.

Основная задача репортера - дать читателю возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца, т. е. создать «эффект присутствия» . А для этого нужно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Вот для этого и нужны детали: чтобы передать свое ощущение динамики события («картинка в движении»), чувств и эмоций, которые эти события вызывают.

В описании события не бойтесь использовать глаголы настоящего времени . Именно они в сочетании с яркими деталями, красками, эмоциями помогают передать динамику события и создать эффект присутствия.

А еще репортер должен уметь оперировать цифрами, фактами, обращаться за комментариями к участникам или организаторам события, включать в репортаж элементы интервью.

Не знаете, с чего начать репортаж, чтобы не описывать длинные и ненужные подробности своей личной жизни? Начните с лида. «Жесткого» - коротко (в одном-двух предложениях) ответьте на вопросы: «что», «где», «когда», спустив ответы на вопросы: «как», «почему» и «кто» в описательную часть. «Мягкого» - если хотите поиграть с новостью. Но не увлекайтесь, играя: лид - это всего лишь один небольшой вводный абзац, а не страница текста!

Многие начинающие журналисты ошибочно считают, что репортаж можно писать только о каком-то прошедшем мероприятии. Это не совсем так. Информационным поводом для репортажа могут послужить посещение кабинета стоматолога, ветеринарной клиники, детского дома, школьной столовой во время перемены, репетиции школьного театра, молодежной тусовки. Ищите темы, интересные вашему читателю! И не забывайте сопровождать ваши репортажи фотографиями, которые выгодно дополнят ваш текст.

Татьяна Ковган

В современной журналистской практике насчитывается множество жанров. Одним из самых популярных и востребованных по праву считается репортаж. Именно он первым появляется на свет после каждого общественно значимого события.

Что такое репортаж?

Определение одного из важнейших в СМИ понятий можно найти в любом словаре журналистской терминологии. Так, авторы характеризуют репортаж как «материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью». Его главная цель - создать «эффект присутствия», дать возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть ситуацию глазами журналиста. Композиционно репортаж состоит из 3 частей.

  1. Вступление : краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.
  2. Основная часть : информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.
  3. Концовка : впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.

Стиль написания репортажа может варьироваться в зависимости от характера события. Это может быть легкое описание молодежной атмосферы: «09:30. Солнце давно взошло, но наши атлеты и не думают просыпаться. Неужели они так уверены в своей победе?» Если же мероприятие более формальное, нужно выдержать официоз: «Вечер открыл глава организации. Он поблагодарил всех собравшихся и признался, что еще никогда не произносил речь перед такой изысканной публикой».

Виды репортажа

Событийный

Поводом для создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай, происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект присутствия» достигается благодаря хронологической последовательности, указанию четкого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких деталей.

Постановочный

Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае репортаж с места событий - пример полевого медиа-эксперимента.

Тематически познавательный

События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.

Актуальный

Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж - пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.

Проблемный

Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки.

Как написать проблемный репортаж?

Этот вид также называют аналитическим. В своей работе над проблемным репортажем журналист в первую очередь задается вопросом не «Что?», а «Почему?» Базовым является поиск причин возникновения тех или иных общественных проблем, волнений.

Чтобы написать проблемный репортаж, в первую очередь следует разобраться со всеми составляющими ситуации. Место, время, участники, хронология событий. Случались ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу?

Когда база собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж - пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает собственные прогнозы дальнейших событий.

По какой схеме строится такой репортаж в газете? Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей позиции).

Как написать тематически познавательный репортаж?

Данный журналистский материал делится на два подвида: специальный и расследование. Первый - требует от журналиста раскрытия актуального вопроса. Нужно удостовериться, что выбранную тему действительно можно отнести к категории «специальных». В основе второго - непосредственно процесс получения информации. Тематический репортаж - пример того, как журналист может расширять кругозор своего читателя.

Для создания подобного материала первым делом следует определиться со сферой жизни социума, которая будет освещена. Затем выбрать в ней аспект, способный вызвать резонанс.

Особое внимание нужно уделить способу подачи информации: активные диалоги, постоянное движение и яркие детали будут держать читателей в постоянном тонусе.

Часто с целью лучше разобраться в происходящем авторы на время меняют профессию и полностью внедряются в изучаемый процесс. Такой тематически познавательный репортаж - пример полного перевоплощения журналиста. Уровень сложности в таком случае повышается в несколько раз.

Как написать актуальный репортаж?

Сначала следует разобраться в том, что же попадает под ключевую категорию этого понятия? Актуальность - значительность чего-то в текущей ситуации. Исходя из определения, такой репортаж освещает события «на злобу дня», произошедшие за вечер до или непосредственно в день создания материала.

Главное - оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить свое мнение, но он должен осветить то, что произошло. Для этого необходимо иметь большой список контактов, в котором найдется тот, у кого сразу же можно взять комментарий и выяснить подробности.

Журналист должен быстро найти ответы на множество вопросов, чтобы подготовить актуальный репортаж. Пример: что случилось, где, когда, с кем, почему и каковы будут возможные последствия?

Хотя скорость и давление в таких ситуациях зашкаливают, нужно готовить публикацию оперативно. При написании статьи в жанре "репортаж" примеры текстов других авторов смогут помочь создать материал быстро и качественно. Таким образом, журналист убивает двух зайцев: пишет актуальную новость и оперативно, и по всем правилам жанра.

Кратчайший совет: чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше. Читатель должен чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников.

Живости материалу добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по поводу происходящего.

Запомните план того, как писать репортаж. Пример: вступление (в Лос-Анджелесе ночь, но никто не спит. Ведь именно сегодня кинокритики определят лучшие фильмы ушедшего года. Фавориты 87-й церемонии вручения премии «Оскар» давно определены. Это …), основная часть (хотя, как поговаривают, в моду вошло давать статуэтки молодым актерам, маститые «акулы» кинематографа также уверены в своей победе…), заключение (драма на сцене вполне могла бы посоперничать с тем, что мы видели на экранах…).

Осваивая репортаж, примеры текстов этого жанра можно посмотреть на страницах известных печатных изданий. В процессе знакомства с работами других авторов и постоянной практики вырабатывается свой неповторимый стиль и индивидуальная манера освещения важных событий.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!