Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Составляющие чернил в древней руси. Самые первые чернила и инструменты для письма

Затопляев Иван

Исследовательская работа "Эти удивительные чернила" с описанием опыта изготовления чернил по древнему рецепту.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45

Тракторозаводского района Волгограда

Школьный конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Я исследователь»

Направление: «Окружающий мир»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Эти удивительные чернила

Руководитель: Дубрасова Наталия Анатольевна,

учитель первой квалификационной категории

Обучающийся: 4 «Г» класса

Затопляев Иван Александрович

Волгоград 2013

Введение …………………………………………………………………….3

  1. История возникновения чернил………………………………………...4

2. Немного о чернильнице…………………………………………………7

  1. Интересные факты о чернилах …………………………………………8
  1. Рецепты чернил………………………………………………………….8

4.1 Чернила из чернильных орешков……………………………….9

4.2. Чернила из каштанов……………………………………………9

4.3. Чернила из бузины………………………………………………9

4.4. Чернила из кожуры грецких орехов……………………………9

4.5. Чернила из танина……………………………………………....9

4.6. Канцелярские ализариновые чернила…………………………9

4.7. Ализариновые чернила по Леонгарди ……………………….10

4.8. Чернила из анилина……………………………………………10

  1. Эксперимент……………. ……………………………………………..10

Заключение……………………………………………………...................11

Литература ………………………………………………………………...11

Введение

Однажды, прочитав задание в учебнике по «Литературному чтению» про летописца, который готовил чернила из старых ржавых гвоздей, кваса, меда, кислых щей, чернильных орешков (наросты на дубовых листьях), я заинтересовался, как же на самом деле раньше их делали. Я решил узнать историю чернил, их разновидности и рецепты. У меня появилась гипотеза, что чернила можно сделать самостоятельно в домашних условиях. И я решил попробовать изготовить древние чернила, которыми писал свои стихи А. С. Пушкин, тем более что все составляющие этих чернил можно найти и в наше время.

Цель исследования: изучить историю происхождения, способы изготовления, виды чернил, найти интересные факты о чернилах, проверить свою гипотезу о возможности самостоятельно изготовить чернила.

Задачи:

  1. Изучить информацию по данной теме с помощью литературы и интернет-ресурсов.
  1. Изготовление чернил в домашних условиях.

Объект исследования: сведения о чернилах.

Предмет исследования: изготовление чернил в домашних условиях.

Методы исследования: сбор и анализ информации, эксперимент.

Инструменты исследования: компьютер, Интернет, печатные издания, материалы и вещества для изготовления чернил.

1. История возникновения чернил

Трудно встретить человека, который не пользовался бы чернилами и не знал, что это такое. Но многие ли из нас знают историю возникновения, химический состав чернил, процесс производства.

Чернила появились тогда, когда у человечества появилась необходимость записывать что-то на бумаге. Тогда люди разных народов изобретали свои чернила, чтобы сохранить свою историю для будущих поколений.

Самый древний рецепт чернил, найденный археологами, принадлежит древним египтянам. Задолго до нашей эры они использовали для письма смесь золы от сжигания корней папируса и раствора камеди – клейкого густого сока акации или вишни. Такой же состав использовался в Китае 2,5 тыс. лет назад. Китайские чернила были смесью сажи со смолами, растворенными в щелочах. Правильнее будет назвать такие чернила тушью. Эта тушь имела весьма существенный недостаток: со временем она становилась ломкой и отскакивала от бумаги на сгибах. Кроме того, Она была довольно густой и плохо стекала с пера. Возможно, именно поэтому на Востоке предпочитали рисовать иероглифы кисточкой.

В античные времена люди делали чернила из… каракатиц. У каракатиц и их двоюродных братьев осьминогов есть особый чернильный мешок, из которого животные в минуту опасности выпускают «чернильную бомбу» - для маскировки.

Чернильные мешочки сушат на солнце, толкут, добавляют щелок и нагревают, потом добавляют серную кислоту, опять сушат и прессуют. Получается сепия, которая широко используется художниками до сих пор. Наверное, это самые древние в мире чернила, им 100 миллионов лет!

В Европе чернила появились значительно позже. В ІІІ веке до н.э. в Греции и Риме применялось несколько типов чернил. Красные, «придворные», использовались для государственных документов и строго охранялись стражей. Черные делались из сажи, плодовых косточек, древесного и костяного угля.

Из пурпура и киновари в Древнем Риме делали красные "придворные чернила", которыми писались только государственные документы. Процесс получения пурпура был очень трудоемким. Сначала собирали буквально сотни тысяч, миллионы раковин.

В Южной Италии сохранилась "ракушечная гора", состоящая почти целиком из раковин моллюска брандариса. Из раковин извлекали тела моллюсков и помещали в соленую воду. Затем три - четыре дня вялили на солнце, потом варили, а в результате из каждых десяти тысяч моллюсков получали... всего один грамм краски! Скорее всего это стало известно после того, как в 19 веке немецкий химик П. Фридке воспроизвел древний пурпур. Переработав 12 тыс. моллюсков, он извлек 1,5 гр. красящего вещества. По приблизительному подсчету 1 кг. пурпура должен был стоить 45 тыс. золотых марок. По видимому, не яркость и красота, а цена красителя вызывала восторг придворных.

Сложная технология получения краски и высокое ее качество (окрашенные пурпуром ткани не выцветали по 200 лет) обуславливали исключительную дороговизну пурпурных красок и, соответственно, чернил. По понятным причинам широкое распространение получил совершенно иной вид чернил. Сначала это была черная краска, которая применялась и в живописи и для письма. Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек, виноградной лозы, мягкой древесины, сажи, древесного и костного угля.
А красные чернила считали в те времена священными: писать ими мог только император. Родился даже императорский указ, запрещавший пользоваться красными чернилами за пределами императорского двора под страхом смертной казни. Эти чернила были очень дороги, их стерегла специальная стража.

На Руси таких строгостей, связанных с красными чернилами, не было. Их делали из насекомых червецов, которых толкли в порошок. Красные чернила были для наших предков очень нужны. Почему? Потому что в XI-XIII веках монахи переписчики книг не разделяли слова при письме, все писалось сплошным текстом. Читать такое было сложно. Поэтому все разделы в книге отмечали красной буквой, часто нарисованной в виде картинки. Это облегчало чтение. Отсюда и пошло понятие «красная строка» - абзац.

Очень красивы были золотые и серебряные чернила, их чаще всего применяли для оформления религиозных книг. Но применение золота и серебра для изготовления чернил вовсе не было из ряда вон выходящим. Византийские и русские переписчики растирали мед с тонкими золотыми и серебряными листочками, потом мед вымывали, а нарядные золотые и серебряные буквы остались. В библиотеке Упсальского университета в Швеции хранится "серебряная библия", которой более полутора тысяч лет. Она написана серебряными чернилами на красном пергаменте.

Самый древний русский рецепт чернил - сажа с камедью (вишневым клеем), разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые "копченные чернила". ХV век дал новый рецепт - "вареные чернила" - чернила из отвара коры дубильных растений. Для их изготовления использовали корни ольхи, ореховую или дубовую кору. Из этого варили чернильное сусло и опускали в него куски железа. Для упрочнения чернил добавляли камедь (вишневый клей), а для снижения вязкости - квасцы, имбирь и гвоздику.

В ХVIII веке появился железный купорос, который стали использовать вместо кусков ржавого железа, что резко повысило скорость приготовления чернил, которые на Руси стали называть "чернила добрыя".

Известно также несколько экзотических рецептов чернил, и среди них- каштановые - из отвара кожуры зеленых каштанов, из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов. Делались чернила и из черники. "Указ о черниле черничном" сохранился в рукописи ХVI- ХVII веков.

Но такие чернила давно уже стали историей. На смену им пришли чернила из орешков-галлов, покрывающих листья дуба. Это наросты на листьях и ветвях, в которых живет личинка насекомого орехотворки. Из орешков-галлов выжимали сок, смешивали с железным купоросом, добавляли немного клея – получались стойкие чернила с красивым отблеском. Сохранившиеся рукописи, написанные этими чернилами, выглядят так, будто они только что вышли из-под пера. Но у таких чернил был и недостаток: написанное можно было прочесть только спустя 10-12 часов, а до этого текст был бесцветным.

В 1847 году профессор Рунге приготовил чернила из экстракта кампешевого (сандалового) дерева, которое широко распространено в тропиках. Сок этого дерева содержит химическое вещество гематоксилин, которое при окислении превращается в пигмент фиолетово-черного цвета. Американский вариант чернил получил большое распространение, особенно в качестве школьных чернил. Лучшим сортом отечественных кампешевых чернил были глубоко-черные чернила "Пегас".

В 1885 году саксонский учитель Леонгарди совершил переворот в "чернильном деле". Он изобрел ализариновые чернила. Они также были галловые, но не бесцветно-мутные, а интенсивно сине-зеленые. На бумаге они переходили в глубокий черный цвет. Это достигалась с помощью краппа – продукта особой обработки корней восточного растения марены. Позднее крапп заменили синтетическими красителями, а чернильные шарики - танином или галловой кислотой. Однако вскоре и у этого изобретения появился конкурент – анилиновые чернила, например, фиолетовые. Это разведенный в воде синтетический краситель.

Существует великое множество рецептов невидимых (симпатических) чернил. Раньше ими успешно пользовались шпионы. Для такого рода тайнописи существует много способов, и все они используют секретные или "симпатические" чернила - бесцветные или слегка окрашенные жидкости. Написанные ими послания становятся видимыми только после нагревания, обработки специальными реактивами или в ультрафиолетовых либо инфракрасных лучах. Известно немало рецептов подобных чернил. Тайные агенты Ивана Грозного писали свои донесения луковым соком. Буквы становились видимыми при нагревании бумаги. Ленин использовал для тайнописи сок лимона или молоко. Для проявления письма в этих случаях достаточно прогладить бумагу горячим утюгом или подержать ее несколько минут над огнем.

Создают такие чернила и сейчас. Например, в Японии совсем недавно выпущены чернила, исчезающие с бумаги через два дня – для временных пометок на полях книг.

Чернила из молока, лимона, из насекомых и щей, из каракатиц и ягод, из золота и серебра...Теперь человечество пишет чернилами, сделанными химическим путем. Они качественны и дешевы. Каждое время рождало свои чернила, но спрос на них никогда не проходил. И не случайно: по словам Байрона, одной капли чернил достаточно, чтобы возбудить мысль у миллионов людей.

2. Немного о чернильнице

Археологи в засыпанном пеплом древнеримском городе Геркулануме нашли глиняную чашечку, на дне которой виднелся какой-то темный осадок. Оказалось, что это самая старая из всех известных на земле чернильниц! Более тысячи лет в ней сохли "чернила" – обыкновенная сажа, разведенная на масле. Совсем недавно произошла сенсация в Национальном музее Башкирии. Более 30 лет в фондах музея находилась чернильница времен Чингисхана (XIII в.). Этот экспонат принес в музей крестьянин. Он нашел потемневший от времени металлический сосуд, когда пахал землю. 30 лет никто из сотрудников музея не мог этот сосуд атрибутировать. Предполагали, что он имеет религиозное предназначение. И вот совершенно случайно одна из сотрудниц музей увидела раритет на страницах архивного фолианта. Оказалось, что таких чернильниц в мире всего три: одна находится в коллекции Нассера де Халили, другая - в Эрмитаже, третья - в Иране.

Ученые считают, что декор чернильницы схож с рисунком на чаше, созданной в западном Иране, и хранящейся ныне в музее Барджелло во Флоренции. Надпись на одной из похожих на найденную чернильниц оказалась пожеланием: славы и процветания, богатства и счастья, благополучия и достатка, благодати и поддержки.

Такую чернильницу писарь носил на ремешке на шее и записывал приказы хана на шелковом свитке, макая в чернильницу тростниковой палочкой, которая называлась "калам" (ср. с "каламусом" древнего Рима!). Чернилами же служили разведенные в воде минералы.

На медной чернильнице Чингисхана отлит текст, расшифровать который пока не удалось.

3. Интересные факты о чернилах

Среди материалов, которые использовались для приготовления чернил, заметную долю составляли... грибы. На пустырях, на богатой азотом почве, на навозе нередок гриб копринус. Его конические шляпки на тонкой ножке поднимаются на 20-30 сантиметров над поверхностью почвы. Существуют они недолго. Старея, копринусы буквально расплываются, образуя водянистую массу интенсивного черного цвета. Вот ее-то и используют в качестве чернил. Такие чернила использовали во Франции еще 200 лет назад.

В Древнем Риме того, кто осмеливался украсть с императорской канцелярии пузырёк с чернилами, сразу приговаривали к смерти.

Еще в прошлом веке великий изобретатель Эдисон придумал чернила для слепых. Стоило написать ими текст и немного подождать, как бумага в тех местах, где были начертаны буквы, твердела и поднималась, образуя рельеф.

Остался загадкой рецепт "чернил драгоценных камней" – рубиновых, сапфировых, перламутровых, тайной которого владели в древности монахи монгольского монастыря Эрдени-Цзу. Неизвестен непосвященным и состав чернил, которыми продолжают пользоваться монахи-буддийцы в Бирме, Таиланде и Шри-Ланке.

Когда читаешь про старые способы получения чернил, то, кажется, что их сочиняли большие лакомки. Чего только в чернила не добавляли! Мед и патоку, чернику и бузину, молоко и яйца, квас и простоквашу, даже кислые щи.

У древних жителей Средней Азии тоже были свои секреты. Как-то в пещерах полуострова Мангишлак были найдены книги и рукописи. Учёные обнаружили, что в состав чернил, которыми они написаны, входят сахар и просо.

Интересно, что и до настоящего времени лучшая черная краска приготовляется из сажи, полученной при сжигании виноградных косточек.

4. Рецепты чернил

Применяемые в настоящее время чернила можно разбить на две группы. Самую большую и важную группу образуют черные чернила, содержащие дубильную кислоту. Чернила второй группы не содержат в своем составе дубильных кислот.
Чернила первой группы все еще самые употребительные и притом самые дешевые. Они приготавливаются главным образом из дубильной и галловой кислот или из веществ, содержащих дубильное вещество. Приготовление этих чернил основано на свойстве водной вытяжки дубильных веществ образовывать с солями железа дубильно-кислое железо, которое и является окрашивающим веществом. При помощи гуммиарабика в качестве загустителя, красящее вещество остается в тончайшем распределении жидкости.

4.1. Чернила из чернильных орешков

Для приготовления обыкновенных канцелярских или школьных чернил посредством настаивания или вытяжки на холодной воде берут:
3 части чернильных орешков (галлов),
2 части железного купороса,
2 части гуммиарабика (смола акации),
60 частей воды.
Орешек толкут в порошок и, всыпав в стеклянную бутыль, обливают водой. В другом сосуде растворяют железный купорос и гуммиарабик месте порознь. Настой орешка должен стоять несколько дней, пока вода не извлечет из него все дубильное вещество, между тем как купорос и гуммиарабик вполне растворяются в течение нескольких часов. Оба раствора сливают вместе, хорошо перемешивают и, дав простоять день или два, осторожно сливают, чтобы отделить жидкость от осадка.

4.2. Чернила из каштанов

Варят 200г зеленой кожуры каштанов в 1л воды в течение нескольких часов, отвар процеживают и смешивают с железным купоросом и квасцами.

4.3. Чернила из бузины

100г спелых ягод черной бузины раздавливают и выдавливают сок. В 5г уксуса растворяют 2г квасцов и 5г железного купороса. И прибавляют этот раствор к соку ягод.

4.4. Чернила из кожуры грецких орехов

100г зеленой кожуры грецких орехов варят в 400г воды, 4г железного купороса и 4г квасцов. Получаются прочные и красивые чернила.

4.5. Чернила из танина

Танина -2,44г, галловой кислоты – 0,77г, железного купороса – 3г, гуммиарабика – 1 г, соляной кислоты – 0,25г, карболовой кислоты -0,1г, воды 100 мл. Растворяют составные части в воде при частом помешивании.

4.6. Канцелярские ализариновые чернила

1-й раствор (чернильные орешки – 600г, кипяченая вода- 2л)

2 –й раствор (индиго в порошке- 40г, серная кислота 50% 200г0

Индиго помещают в глиняный глазированный горшок и поливают серной кислотой, затем дают отстояться в течение суток и осторожно прибавляют понемногу 2л кипяченной воды, 90г чистых, мелко истертых в фарфоровой ступке железных опилок и 60г мела. Полученную жидкость фильтруют и вливают в нее профильтрованный первый раствор. Эти чернила дают на бумаге зеленое окрашивание, по высыхании переходящее в интенсивный сине-черный цвет.

4.7. Ализариновые чернила по Леонгарди

3.5 г истолченных в крупные зерна чернильных орешков и 250 г крапового корня оставляют стоять в течение нескольких дней с 10 л теплой воды; фильтруют, пополняют испарившуюся воду новой и прибавляют при взбалтывании 100 г раствора индиго, 433 г железного купороса и 166 г раствора уксусно-железной соли. Жидкость оставляют в течение 8-10 дней спокойно стоять и затем сливают о осадка.
Раствор уксусно-железной соли приготовляют посредством обработки 2 вес. ч. железной проволоки, токарных или др. стружек или опилок, 20 вес. ч. древесного уксуса.

4.8. Чернила из анилина

1,3г паратоллуидина растворяют в 7,7 г анилина, после чего к раствору прибавляют 15г разведенной соляной кислоты и 15г гуммиарабика. Полученный состав тщательно перемешивают и в отдельной посуде растворяют в 20г нагретой дистиллированной воды, 2,6г двухлористой меди, 2 г поваренной соли, 1,3г хлористого аммония и 1,3г бертоллетовой соли, после чего к этому раствору примешивают 11г гуммиарабика. Перед употреблением смешивают равные части обоих растворов.

5. Эксперимент

Меня очень заинтересовала возможность самому сделать древние чернила, и я решил провести эксперимент по их созданию. Из выше приведенного списка рецептов чернил наиболее интересным мне показался рецепт из чернильных орешков.

Мы собрали в лесу чернильные орешки, набрали вишневой смолы которой решили заменить гуммиарабик, купили железный купорос. Измельчили чернильные орешки, сложили в стеклянную банку, залили холодной водой и настаивали несколько дней. В другой посуде развели железный купорос и растворили вишневую смолу. Затем все растворы смешали и у нас получились замечательные чернила, которыми можно писать. Эксперимент удался!

Так что, если, вдруг, мы попадем на необитаемый остров, на котором растут дубы и под рукой окажется кусок ржавого железа и клочок бумаги, мы всегда сможем послать с помощью бутылочной почты, своим маме с папой и самым лучшим друзьям весточку.

Заключение

Проведя исследование, я узнал много новой и интересной для себя информации о чернилах, о различных видах и способах их получения. Кроме того, я подтвердил свою гипотезу о том, что настоящие чернила можно приготовить самостоятельно в домашних условиях. В будущем мне хотелось бы провести работу с симпатическими (невидимыми) чернилами.

Я надеюсь, что после моего доклада вы сможете сами изготовить чернила и будете относиться к ним с большим уважением, потому что чернила имеют длинную историю и играют огромную роль в нашей повседневной жизни.

  • Когда и как появились чернила? http://vse-znaykin.ru/chernila.php
  • Самый древний рецепт чернил, найденный археологами, принадлежит древним египтянам. Задолго до нашей эры они использовали для письма смесь золы от сжигания корней папируса и раствора камеди – клейкого густого сока акации или вишни. Такой же состав использовался в Китае 2,5 тыс. лет назад. Китайские чернила были смесью сажи со смолами, растворенными в щелочах. Правильнее будет назвать такие чернила тушью. Эта тушь имела весьма существенный недостаток: со временем она становилась ломкой и отскакивала от бумаги на сгибах. Кроме того, Она была довольно густой и плохо стекала с пера. Возможно, именно поэтому на Востоке предпочитали рисовать иероглифы кисточкой.

    В III веке до н.э. в Греции и Риме применялись несколько типов чернил. Из пурпура и киновари делали красные "придворные чернила". Красные чернила считали в те времена священными: писать ими мог только император. Вряд ли "божественный" Август думал, что через 2000 лет красными чернилами будут пользоваться учителя всего мира, исправляя ошибки и выставляя школьникам оценки. Правда, римские чернила для этого вряд ли подошли бы – их можно было очень легко смыть губкой или просто слизнуть языком.

    А черные чернила делались из сажи, из плодовых косточек, виноградной лозы, древесного костяного угля. Археологи в засыпанном пеплом древнеримском городе Геркулануме нашли глиняную чашечку, на дне которой был какой-то темный осадок. Оказалось, что это самая старая из всех известных на земле чернильниц! Более тысячи лет в ней сохли "чернила" – обыкновенная сажа, разведенная на масле.

    Существовало множество рецептов чернил. Для этого широко применялись чернила каштановые (из отвара кожуры зеленых каштанов), из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов, из черники.

    На смену им пришли чернила из орешков-галлов, покрывающих листья дуба - так называемые железо-галловые, или железо-дубильные, чернила, известные до сих пор. Галлы - это наросты на листьях и ветвях, в которых живет личинка насекомого орехотворки. Из орешков-галлов выжимали сок, смешивали с железным купоросом. Кроме галлов для изготовления таких чернил использовали также ольховые корни, ореховую или дубовую кору. Для упрочнения чернил добавляли камедь (вишневый клей), а для снижения вязкости - квасцы, имбирь, гвоздику. В результате получались стойкие чернила с красивым отблеском. Сохранившиеся рукописи, написанные этими чернилами, выглядят так, будто они только что вышли из-под пера.

    Секрет этих чернил раскрыл химик К.Б.Шееле в 1876 году. Он установил, что при варке из ольховой коры в воду поступают дубильные кислоты, с которыми железо дает закисные железистые соли. Раствор слабо окрашен, но при высыхании железо окисляется и темнеет. Образуется окись железа, нерастворимая в воде и устойчивая к свету.

    В настоящее время промышленность не производит орешковые чернила, но некоторые графики, работающие пером, приготавливают эти чернила сами.

    Но у таких чернил был недостаток: написанное можно было прочесть только спустя 10-12 часов, а до этого текст был бесцветным.

    В 1885 году саксонский учитель Леонгарди совершил в деле производства чернил. Он изобрел ализариновые чернила. Они также были галловые, но не бесцветно-мутные, а интенсивно сине-зеленые. На бумаге они переходили в глубокий черный цвет. Это достигалась с помощью краппа – продукта особой обработки корней восточного растения марены.

    Позднее дорогостоящий крапп заменили синтетическими красителями, а чернильные шарики - танином или галловой кислотой. Эти чернила, отличающиеся исключительной устойчивостью к действию света и химических реактивов, не дающие с течением времени осадка, хорошо стекающие с пера и яркоокрашенные, и поныне остаются непревзойденными.

    Однако вскоре и у этого изобретения появился конкурент – анилиновые фиолетовые чернила. Это разведенный в воде синтетический краситель. Любопытно, что из всех синтетических красителей самое широкое распространение получил именно этот - легко смывающийся, наименее светопрочный, наименее устойчивый, разлагающийся даже под действием следов хлора, остающегося в бумаге после ее отбеливания. Но, несмотря на это, фиолетовыми чернилами пользуются до сих пор. В этом есть свой резон: они не только чрезвычайно дешевы, но и удобны для повседневного применения. Разве приятно было бы испачкать руки или одежду несмываемыми чернилами?

    Разумеется, такими чернилами нельзя вести архивные записи или заполнять документы. Для этого нужны специальные долговечные чернила. Во многих странах мира существуют специальные правила, в которых оговаривается, какими чернилами в каких случаях следует писать.

    С древнейших времён люди пытались сохранить знания‚ передававшиеся из поколения в поколение. Первые древние учёные создавали своеобразные системы символов и знаков с целью передать потомкам многовековую мудрость их предков. При придумывании этих символов и знаков перед учёными вставал один и тот же неизбежный вопрос. А куда и чем их наносить‚ чтобы они со временем не стёрлись и‚ исчезая‚ не похоронили с собой историю и знания целого народа‚ не оставив при этом ничего следующим поколениям?

    В «добумажный» период человечество в качестве «писчего» материала‚ способного на протяжении многих веков сохранять информацию‚ использовало практически всё‚ что попадало под руку и хоть как-нибудь подвергалось обработке: камень‚ глину‚ папирус‚ медные и свинцовые листы‚ пальмовые листья‚ хлопчатобумажную и шёлковую ткани‚ дерево‚ кость‚ бамбук‚ панцири черепах‚ пергамент‚ воск‚ бересту. И‚ в конце концов‚ самый совершенный способ передачи и хранения информации изобрели китайцы‚ создавшие бумагу.

    Для письма использовались всевозможные инструменты: металлические орудия‚ деревянные палочки‚ кость‚ кисточки‚ гусиные и вороньи перья‚ шариковые и перьевые ручки‚ свинцовый и графитовый карандаши. По воску писали специально для этого предназначенной палочкой - стилем.

    В качестве «краски» применяли: чернила‚ красную глину‚ тушь‚ лак‚ серебряную и золотую краски. Не гнушались использовать и кровь: истории известны случаи‚ когда книги были написаны кровью.

    Каждый из вышеперечисленных предметов - своеобразный памятник своей эпохи‚ имеющий свою оригинальную историю возникновения и использования.

    История возникновения чернил.

    До наших дней рецепт самых древних чернил не сохранился. Современной науке известно только‚ что египтяне писали свои папирусы смесью сажи и масла. Подобным составом пользовались и китайцы.

    В Европу чернила пришли гораздо позже‚ приблизительно где-то в 111 до н.э. их стали употреблять в Древнем Риме и Греции.

    Из пурпура и киновари (минерал красного цвета) в Древнем Риме изготавливали красные «придворные» чернила‚ которыми могли писаться только государственные документы. Был даже издан императорский указ‚ запрещавший пользоваться красными чернилами вне стен императорского дворца под страхом смертной казни. Пурпурные чернила охранялись специальной стражей. Впрочем‚ это и не удивительно‚ ведь процесс добывания пурпура был дорогостоящим и трудоёмким. На первом этапе получения «королевской» краски собирали сотни тысяч‚ миллионы раковин. Свидетельством этого крупного уничтожения беспозвоночных может служить «ракушечная гора» в Южной Италии‚ целиком состоящая из раковин моллюска брандариса. Следующим этапом являлось извлечение из раковин тел моллюсков. Затем тела беспозвоночных помещали в солёную воду. На третьем этапе их четыре дня валяли на солнце‚ а потом варили. В результате получали из каждых десяти зверски замученных моллюсков всего лишь один грамм краски! О способе приготовления «придворных» чернил стало известно в XIX веке благодаря немецкому химику П. Фридке‚ который воспроизвёл древний пурпур. Дотошный немецкий учёный переработал 12 тыс. моллюсков‚ собрав из них 1‚2 гр. драгоценной краски. По приблизительному подсчёту в те далёкие времена 1 кг. пурпура должен был стоить 45 тысяч золотых марок. Так что писать такими чернилами могли позволить себе только люди высокого полёта‚ при этом тщательно экономя каждый миллиграмм драгоценного пурпура.

    Такими же дорогими были чернила‚ изготовленные с применением золота и серебра. Серебряными чернилами на красном пергаменте была написана «серебряная библия‚ созданная более полутора тысяч лет назад и хранящаяся в наши дни в Упсальском университете в Швеции.

    Из-за сложной технологии получения и дороговизны‚ которая обуславливалась в первую очередь высоким качеством краски (окрашенные пурпуром ткани могли не выцветать на протяжении 200 лет) «придворные» чернила не получили широкого распространения. Стал популярным в использовании совершенно другой вид чернил. Сначала это была чёрная краска‚ применявшаяся и для письма и в живописи. Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек‚ мягкой древесины‚ виноградной лозы‚ древесного и костного угля. Да и в наши дни лучшей чёрной краской считается краска‚ приготовляемая из сажи‚ полученной при сжигании виноградных косточек.

    Спустя несколько столетий на смену чёрной краски пришли чернила из отвара коры дубильных растений. В Древней Руси «писчую» краску приготовляли из сажи с камедью (вишнёвый клей)‚ разведённых в воде. Называлась она «копчёные» чернила. В XV веке появился новый способ получения краски‚ широко применяемый древнерусскими летописцами - «вареные» чернила. В железный или глиняный сосуд клали дубовую‚ ясеневую‚ ольховую кору и варили‚ затем оставшуюся после варки воду переливали в другую посуду и опять подвергали нагреву‚ попутно подкладывая ещё коры. В получившуюся смесь добавляли железо‚ завёрнутое в ткань‚ и слегка помешивали. На третий день «варёные» чернила были готовы для письма. В XVI веке на Руси стали делать «железные» чернила‚ использующиеся до сих пор. Для «железных» чернил галлы (шаровидные выросты‚ часто встречающиеся на дубовых листьях) или кору настаивали в тёплом месте в кислом растворе (квас‚ уксус‚ кислые щи) и обязательно добавляли железные опилки. Процесс приготовления длился долго‚ доходя порой до месяца. Чтобы чернила сталиболее густыми и лучше ложилисьна бумагу‚ к ним добавляливишневый клей - камедь. В отличие от «вареных» «железные» чернила не так сильно выцветали и были влагоустойчивыми. Иногда оба этих вида смешивали между собой. Приблизительно в это же время трудолюбивые русичи освоили ещё один рецепт: чернила из кедровых орешков. Так назывались болезненные наросты на листьях дуба. К намоченным наростам прибавлялся вишнёвый клей‚ затём мёд и варево из хмеля.

    В XVIII веке на месте «железин» появился железный купорос‚ резко повысивший скорость приготовления чернил‚ которые на Руси стали называть «чернила добрыя».

    В качестве материала для приготовления краски использовали и …. грибы. Во Франции 200 лет назад из грибка под названием копринус делали чернила. Вошёл в чернильный состав этот грибок благодаря своим свойствам: старея‚ копринус буквально расплывается‚ превращаясь в водянистую массу интенсивного чёрного цвета.

    В 1847 году профессор Рунге решил приготовить чернила из экстракта сандалового (кампешевого) дерева‚ произрастающего в тропических лесах. В соке этого дерева содержится химическое вещество гематоксилин‚ при окислении превращающееся в пигмент фиолетово-чёрного цвета. Этот вариант чернил получил широкое распространение‚ особенно в школьной среде. Самым лучшим сортом кампешевых чернил считалась глубоко-чёрная краска «Пегас».

    До наших дней сохранилось и несколько экзотических рецептов чернил: каштановые - из отвара кожуры зелёных каштанов‚ бузиновые - из спелых ягод бузины‚ даже грецкие и черничные - из кожуры грецких орехов и из сочных ягод черники.

    В 1938 году венгерский художник‚ скульптор и журналист Л. Биро и его брат получили патент на изобретение шариковой ручки‚ в которой чернила подавались к пишущему шарику при помощи давления поршня. Позднее в Австрии заменили жидкие чернила на чернильную пасту. Главная особенность которой‚ в отличие от её предшественницы‚ заключается в том‚ что она быстро высыхает при взаимодействии с воздухом. Так появилась первая шариковая ручка и закончилась история бесконечных способов приготовления чернил‚ уступивших место более удобной в применении «писчей» принадлежности.

    Каждый день мы пользуемся шариковыми ручками, на рабочих столах есть принтеры, которые работают практически без перерыва. Мы уже настолько привыкли к этому, что не задумываемся, как это работает. А первым шагом к изобретению всех этих удобных приспособлений стал рецепт удивительного состава, который может оставлять стойкие следы на бумаге и ткани. Однако мы сегодня хотим поговорить о том, из чего делают чернила. Краткий экскурс в историю и современные технологии будут интересны для взрослых и детей.

    Старинные фолианты

    Тончайший пергамент, строчки, выведенные на выделанной коже, древние манускрипты всегда поражают тем, что до сих пор можно легко разобрать написанное. Первые чернила делали очень просто - смешивали сажу с чем-то клейким. Это, по сути, была тушь, которая высыхала и растрескивалась. Кроме того, она была достаточно вязкой, нужно было наловчиться, чтобы вывести красивую строчку. Тогда рецептура была строго засекречена. Из чего делают чернила, знали только священнослужители. Кстати, вариаций было много. Брали в качестве основы мед и добавляли в нее золотой порошок. Широко использовали состав из ягод бузины и грецкого ореха. Но все это уже кануло в Лету. Сегодня производство чернил стало простым и доступным. Давайте проследим цепочку дальше.

    Чернила из орешков-галлов

    Продолжая рассматривать, нельзя забыть знаменитое открытие, а именно особые наросты на листах дуба. Называются они галлы, а живут в них личинки насекомого - орехотворки. Именно поэтому наросты называют чернильными орешками. Из них выжимали сок, затем смешивали его с железным купоросом и добавляли клей. Получался стойкий состав с красивым блеском. Даже сегодня сохранившиеся рукописи выглядят очень свежими. Однако был один важный нюанс. Эти чернила были бесцветными, прочесть написанное можно было только тогда, когда буквы высыхали.

    Переворот в истории

    В XIX веке люди стали более образованными, уже многие знали, из чего делают чернила. В 1885 году был произведен очередной переворот. Учитель изобрел ализариновые чернила. Они тоже были галловыми, однако обладали интенсивной окраской благодаря уникальной добавке. Сине-зеленые во флаконе, они становились черными при нанесении на бумагу. Достигалось это за счет добавления краппа, то есть вытяжки из корней марены.

    Раскрашиваем стекла

    Чернила для гладкой поверхности готовят из двух рабочих растворов. Первый - это 100 мл воды и растворенные в ней 1 г сульфида калия и 7 г Готовится простым смешиванием. Второй содержит аналогично 100 г воды, 3 г и 13 мл соляной кислоты. Смесь можно сразу использовать в качестве чернил. Можно смело наносить на стекло и получать после высыхания матовые надписи.

    Составы для металла

    Назвать чернилами их можно лишь условно. Писать на металле следует смесью из азотной и соляной кислоты. Для этого поверхность покрывают воском, затем делают надпись острым предметом, а затем сверху наносится состав. Через пять минут можно опустить сосуд в теплую воду. Чтобы получить аналог чернильной надписи синего цвета, требуется приготовить другой состав.

    Его готовят, смешивая 3.5 г буры с 15 мл этилового спирта, 2 г порошка канифоли и 25 мл раствора метиленового синего. В результате остается надпись синего цвета.

    Чернила для ткани

    Мы уже рассмотрели составы и ориентируемся, из чего сделаны чернила. Однако все эти составы не обладают большой устойчивостью к стирке и многократному кипячению. Для этого следует немного изменить рецептуру. Для этого в колбе нагревают 42 г анилина и 2.5 г бертолетовой соли и 13 мл воды. Затем добавляют 15 мл соляной кислоты (25%-й) и продолжают нагревать смесь, пока она не потемнеет. Остается дело за малым. В колбу вливают хлорид меди, на этом процесс можно считать практически завершенным.

    Полученный раствор нагревают до красно-фиолетового цвета. После этого под воздействием красителя, окислителя и катализатора реакции мы можем получить конечный результат. Чернила, выполненные по этому рецепту, являются очень стойкими. Они не выцветают в процессе стирки и могут использоваться в легкой промышленности.

    Вместо заключения

    Как видите, есть достаточно много способов, чтобы приготовить чернила. Современная промышленность позволяет выпускать начиная от черных и заканчивая разноцветными чернилами. В последнее время отработана технология предотвращения появления плесени. Есть специальные составы, которые при добавлении в чернила полностью нейтрализуют роль грибка. Это креозот и формалин, салициловая кислота.

    Как видите, состав чернил совсем не сложный. Если вы увлекаетесь химией, то вполне сможете повторить это и в домашних условиях. Однако большой вопрос, стоит ли это временных затрат, особенно учитывая стоимость продукта в магазине канцелярских товаров и его расход.

    Про историю появления бумаги, мы уже рассказывали в статье «История бумаги». А сегодня вы узнаете про историю появления первых инструментов для письма.

    Первые чернила

    Начиная с XVII-XVIII веков, когда вместе с широким распространением бумаги стала расцветать эпистолярная литература, становится модным писать чернилами. Но сами чернила были известны еще во времена императора Августа. Тогда существовали даже красные чернила, считавшиеся в Риме священными.

    Появление чернил связано с появлением пергамента - для него требовался такой состав, который въедался бы в кожу. Ученые установили самые распространенные рецепты изготовления чернил. Из наростов на больных листьях дуба и вяза делали настой и смешивали его с железным купоросом. В этих наростах - так называемых «чернильных орешках» - содержится дубильное вещество танин. В дальнейшем танин нашли и в других растениях - в тростнике, в обыкновенной калине, в мексиканском камышовом дереве.

    На Руси тоже существовало много способов изготовления чернил. В XV веке писцы делали их даже «из доброго кваса и кислых щей, на ржавом железе настоянных». В большом ходу была березовая сажа. А в селах на чернила шла бузина, истолченная в ступе.

    Самый древний русский рецепт чернил - сажа с камедью (вишневым клеем), разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые «копченые» чернила.

    XV век дал новый рецепт - «вареные» чернила: «часть дубовые коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою дондеже искипит вода мало не все, и оставшую часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари таноже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железину вложи и мешат, а на третий день пиши».

    Первые инструменты для письма

    Когда для письма стали применяться чернила, то вместо всяких палочек и стилосов потребовался какой-то новый инструмент. В восточных странах стали писать «каламом» - пустотелой тростинкой. Кончик у нее расщеплялся, и по нему постепенно стекали чернила. Эта тростинка по своему устройству уже напоминала наше перо.

    В течение нескольких сот лет калам оставлял на пергаменте, папирусе и бумаге египетские иероглифы, греческие и латинские буквы, арабскую вязь. На смену каламу пришло упругое гусиное перо с косым срезом и расщепленным концом. Оно применялось много веков. Им писали Коперник и Гарибальди, Шекспир и Ломоносов, Жан-Жак Руссо и Пушкин.

    Первое металлическое перо

    Первые письменные данные о металлических перьях относятся к XIII и XIV столетиям. В критических монографиях, разбирающих происхождение рукописей Роберта Д" Артуа, говорится, что переписчик, с целью лучшей подделки почерка графа Д"Артуа, родного брата короля Людовика IX, употреблял «бронзовое перо».

    При раскопках в Италии античного города Аоста, существовавшего за 400 лет до нашей эры, также найдено бронзовое перо. Все это свидетельствует о давнишнем существовании металлического пера, предназначенного для писания чернилами.

    Есть сведения о практическом употреблении металлических перьев и в XV столетии, то есть в начале книгопечатания. В 1700 году такие перья изготовлялись в Англии, в Бирмингеме, по заказу всех желающих неким мастером Горризоном. Первый же патент на узаконенное производство перьев выдан в 1717 году в Голландии, о чем имеется соответствующая запись в Голландской патентной книге.

    Известный поэт Поп даже посвятил перу свою торжественную оду, в которой восхваляются все его чудесные качества. Но надо думать, что все-таки стальное перо в то время являлось скорее предметом роскоши, а не повседневным орудием, облегчающим нелегкий труд многочисленной армии переписчиков.

    Рисунки пером, даже несовершенным, сделанные великим Леонардо да Винчи, и сейчас восхищают своей красотой.

    И лишь с 1816 года стальные перья широко входят в обыденную жизнь, после того как англичанин Джон Митчелл запатентовал конструкцию, несущую все основные черты современного пера.

    Первое стальное перо в Германии появилось около 1820 года. Оттуда оно пришло во Францию, Россию и другие страны. Стоило оно дорого, и стоимость эта еще больше повышалась оттого, что палочку со стальным, золотым или яхонтовым пером нередко украшали алмазами, рубинами, бриллиантами и другими драгоценностями. Эта роскошь была доступна только аристократам, богачам, и поэтому дешевое гусиное перо долгое время соперничало с пером металлическим.

    В конце прошлого столетия металлические перья стали изготовлять штамповочными фабричными машинами. В то время они и одержали окончательную победу над гусиными перьями.

    И если прежде перо было единым по своему виду и изготовлению, то ныне насчитывается несколько десятков разновидностей: по назначению - ученические, канцелярские, чертежные, плакатные, картографические, нотные и другие; по изготовлению - из нержавеющей стали, золоченые, с кончиком загнутым, утолщенным или упроченным твердым сплавом, покрытые никелем, хромом, лаком, анодированные.

    Первая шариковая ручка

    Мало кто знает, что шариковой ручке, без которой уже невозможно себе представить нашу жизнь, больше 50 лет. Впервые промышленное производство этого «чуда» началось в 1945 году в Соединенных Штатах. Причем, довольно дорогие по тем временам письменные принадлежности, ценой в 8,5 американского доллара каждая, разошлись за 24 часа десятитысячным тиражом.

    Шариковая ручка вошла в обиход, когда этого мало кто ожидал: она появилась во время Второй мировой войны, которая, говорят, и способствовала популярности нового пишущего приспособления: военным нужно было писать чем-то надежным и долговечным. Хотя сама идея - заменить острый перьевой наконечник свободно движущимся шариком - была вовсе не нова.

    Она была запатентована изобретателем Лаудом еще в 1888 году. В описании, которое автор представил в патентное бюро, была предвосхищена широко распространенная сегодня конструкция. Чернила из специальной емкости поступали по трубочке, смачивая шарик, скользящий по бумаге. Аналогичная мысль легла впоследствии в основу разработки фломастера.

    Идея, как это часто случается, пролежала под спудом, дожидаясь своего часа. Час наступил не скоро - через полвека, когда за ее разработку взялись два венгра - братья Ладислав и Георг Биро. Они предложили свой вариант, запатентовали его. Но поскольку в Европе вот-вот должна была вспыхнуть война, братья предпочли уехать подальше - в Аргентину и там спокойно занялись усовершенствованием своего детища. Приоритет, казалось, оставался за ними. В некоторых странах новинка называлась в честь ее создателей - «биро».

    Так было до тех пор, пока ручками не заинтересовался предприимчивый и оборотистый американец Милтон Рейнолдс. Он совершил несколько поездок в Аргентину; вернувшись в Америку, погрузился в архивы, отыскал старый патент Лауда, что-то добавил, что-то усовершенствовал. И именно ему приписывается главная заслуга в том, что сегодня мы в основном пишем шариковыми ручками. После сенсационной распродажи 1945 года Рейнолдс наштамповал их столько, что за два года сколотил целое состояние.

    Самый древний письменный прибор

    В Каирском историческом музее хранится письменный прибор, которым пользовался придворный писарь в Древнем Египте. В комплекте имеется ручка, сделанная в виде заостренной палочки, небольшой пузырек, служивший чернильницей, а также песочная подушечка, заменяющая промокательную бумагу. Этот музейный экспонат является самой древней из известных письменных принадлежностей человека. Возраст прибора почтенный - ни много, ни мало 50 веков.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!