Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Состав первых чернил. Исследовательская работа "Эти удивительные чернила"

Чернила

ЧЕРНИ́ЛА, ЧЕРНИ́ЛЬ (др. -русск. чьрнило, «калька» греч. melanion - «чёрная краска») - чёрная краска, которую в Древней Руси приготовляли из сажи. Такую краску добавляли в другие пигменты для иконописи. Отсюда названия: чернило иконное, чернило копченое. «Писать чернилом» означало прописывать детали темной краской (сравн. атрамент; мелантерия; рефть; шаровая краска) . Несколько другое значение имеет слово «черниль» - темно-коричневая краска (ее составляли из жженой охры, сажи и небольшого количества белил) . Чернилью писали на иконах волосы и прорисовывали детали ликов, поэтому «чернить», или «писать чернилью», означало иконописный прием, противоположный пробелам (см. также опись; охрение; санкирь) . Чернила делали также из сандала, из корня марены (красные чернила) , чернильного орешка (наростов на листьях и ветвях дуба) , солей окиси и закиси железа. Писали и рисовали чернилами с помощью гусиных или тростниковых перьев (см. калам; сравн. вазопись) . В середине XIX в. появились анилиновые чернила.
Самый древний русский рецепт чернил — сажа с камедью (вишневым клеем) , разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые «копченные чернила». Хv век дал новый рецепт -«вареные чернила». Их рецепт такой: «часть дубовой коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою донеже искипит вода мало не все, и оставшуюся часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари такоже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железену вложи и мешт, а на третий день пиши».

В ХVI веке стали известны железные чернила, сохранившие свое значение и до наших дней. Вот как их делали на Руси.

«Первое устругав зеленые корни ольховые без моху молодыя и в четвертый день положи кору в горшок и налити воды или квасу дораго или сусла яшнаго, а коры наклади полог горшок и варить в печи, и гораздо бы кипело и прело довольно бы день до вечера, и положим в горшок железены немного, и поставити горшок совсем, где бы место ни студено ни тепло, и на третий день разлейте чернила. Приготовить сосуд кукшин и в нем железа обломков старых мечи довольно или от кузнеца трести, завязав в плат впусти в горшок сусло чернильное, процедите сквозь плат и налити кукшин полон, и сосуд заткнув поставить в сокровенное место на двадцать дней. То есть скорое оное и книжное чернило».

В ХVI веке россияне знали еще один рецепт — на чернильных орешках- так назывались белезненные наросты на листьях дуба. К ним, намоченным, прибавлялся вишневый клей, затем мед и варево хмелевое.

В ХVIII веке вместо «железин» появился железный купорос, что резко повысило скорость приготовления чернил, которые на Руси стали называть «чернила добрыя».

В 1847 году профессор Рунге приготовил чернила из экстракта кампешевого (сандалового) дерева, которое широко распространено в тропиках. Сок этого дерева содержит химическое вещество гематоксилин, которое при окислении превращается в пигмент фиолетово-черного цвета. Американский вариант чернил получил большое распространение, особенно в качестве школьных чернил. Лучшим сортом отечественных кампешевых чернил были глубоко-черные чернила «Пегас».

Известно также несколько экзотических рецептов чернил, и среди них- каштановые — из отвара кожуры зеленых каштанов, из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов. Делались чернила и из черники. «Указ о черниле черничном» сохранился в рукописи ХVI- ХVII веков.

С древнейших времён люди пытались сохранить знания‚ передававшиеся из поколения в поколение. Первые древние учёные создавали своеобразные системы символов и знаков с целью передать потомкам многовековую мудрость их предков. При придумывании этих символов и знаков перед учёными вставал один и тот же неизбежный вопрос. А куда и чем их наносить‚ чтобы они со временем не стёрлись и‚ исчезая‚ не похоронили с собой историю и знания целого народа‚ не оставив при этом ничего следующим поколениям?

В «добумажный» период человечество в качестве «писчего» материала‚ способного на протяжении многих веков сохранять информацию‚ использовало практически всё‚ что попадало под руку и хоть как-нибудь подвергалось обработке: камень‚ глину‚ папирус‚ медные и свинцовые листы‚ пальмовые листья‚ хлопчатобумажную и шёлковую ткани‚ дерево‚ кость‚ бамбук‚ панцири черепах‚ пергамент‚ воск‚ бересту. И‚ в конце концов‚ самый совершенный способ передачи и хранения информации изобрели китайцы‚ создавшие бумагу.

Для письма использовались всевозможные инструменты: металлические орудия‚ деревянные палочки‚ кость‚ кисточки‚ гусиные и вороньи перья‚ шариковые и перьевые ручки‚ свинцовый и графитовый карандаши. По воску писали специально для этого предназначенной палочкой - стилем.

В качестве «краски» применяли: чернила‚ красную глину‚ тушь‚ лак‚ серебряную и золотую краски. Не гнушались использовать и кровь: истории известны случаи‚ когда книги были написаны кровью.

Каждый из вышеперечисленных предметов - своеобразный памятник своей эпохи‚ имеющий свою оригинальную историю возникновения и использования.

История возникновения чернил.

До наших дней рецепт самых древних чернил не сохранился. Современной науке известно только‚ что египтяне писали свои папирусы смесью сажи и масла. Подобным составом пользовались и китайцы.

В Европу чернила пришли гораздо позже‚ приблизительно где-то в 111 до н.э. их стали употреблять в Древнем Риме и Греции.

Из пурпура и киновари (минерал красного цвета) в Древнем Риме изготавливали красные «придворные» чернила‚ которыми могли писаться только государственные документы. Был даже издан императорский указ‚ запрещавший пользоваться красными чернилами вне стен императорского дворца под страхом смертной казни. Пурпурные чернила охранялись специальной стражей. Впрочем‚ это и не удивительно‚ ведь процесс добывания пурпура был дорогостоящим и трудоёмким. На первом этапе получения «королевской» краски собирали сотни тысяч‚ миллионы раковин. Свидетельством этого крупного уничтожения беспозвоночных может служить «ракушечная гора» в Южной Италии‚ целиком состоящая из раковин моллюска брандариса. Следующим этапом являлось извлечение из раковин тел моллюсков. Затем тела беспозвоночных помещали в солёную воду. На третьем этапе их четыре дня валяли на солнце‚ а потом варили. В результате получали из каждых десяти зверски замученных моллюсков всего лишь один грамм краски! О способе приготовления «придворных» чернил стало известно в XIX веке благодаря немецкому химику П. Фридке‚ который воспроизвёл древний пурпур. Дотошный немецкий учёный переработал 12 тыс. моллюсков‚ собрав из них 1‚2 гр. драгоценной краски. По приблизительному подсчёту в те далёкие времена 1 кг. пурпура должен был стоить 45 тысяч золотых марок. Так что писать такими чернилами могли позволить себе только люди высокого полёта‚ при этом тщательно экономя каждый миллиграмм драгоценного пурпура.

Такими же дорогими были чернила‚ изготовленные с применением золота и серебра. Серебряными чернилами на красном пергаменте была написана «серебряная библия‚ созданная более полутора тысяч лет назад и хранящаяся в наши дни в Упсальском университете в Швеции.

Из-за сложной технологии получения и дороговизны‚ которая обуславливалась в первую очередь высоким качеством краски (окрашенные пурпуром ткани могли не выцветать на протяжении 200 лет) «придворные» чернила не получили широкого распространения. Стал популярным в использовании совершенно другой вид чернил. Сначала это была чёрная краска‚ применявшаяся и для письма и в живописи. Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек‚ мягкой древесины‚ виноградной лозы‚ древесного и костного угля. Да и в наши дни лучшей чёрной краской считается краска‚ приготовляемая из сажи‚ полученной при сжигании виноградных косточек.

Спустя несколько столетий на смену чёрной краски пришли чернила из отвара коры дубильных растений. В Древней Руси «писчую» краску приготовляли из сажи с камедью (вишнёвый клей)‚ разведённых в воде. Называлась она «копчёные» чернила. В XV веке появился новый способ получения краски‚ широко применяемый древнерусскими летописцами - «вареные» чернила. В железный или глиняный сосуд клали дубовую‚ ясеневую‚ ольховую кору и варили‚ затем оставшуюся после варки воду переливали в другую посуду и опять подвергали нагреву‚ попутно подкладывая ещё коры. В получившуюся смесь добавляли железо‚ завёрнутое в ткань‚ и слегка помешивали. На третий день «варёные» чернила были готовы для письма. В XVI веке на Руси стали делать «железные» чернила‚ использующиеся до сих пор. Для «железных» чернил галлы (шаровидные выросты‚ часто встречающиеся на дубовых листьях) или кору настаивали в тёплом месте в кислом растворе (квас‚ уксус‚ кислые щи) и обязательно добавляли железные опилки. Процесс приготовления длился долго‚ доходя порой до месяца. Чтобы чернила сталиболее густыми и лучше ложилисьна бумагу‚ к ним добавляливишневый клей - камедь. В отличие от «вареных» «железные» чернила не так сильно выцветали и были влагоустойчивыми. Иногда оба этих вида смешивали между собой. Приблизительно в это же время трудолюбивые русичи освоили ещё один рецепт: чернила из кедровых орешков. Так назывались болезненные наросты на листьях дуба. К намоченным наростам прибавлялся вишнёвый клей‚ затём мёд и варево из хмеля.

В XVIII веке на месте «железин» появился железный купорос‚ резко повысивший скорость приготовления чернил‚ которые на Руси стали называть «чернила добрыя».

В качестве материала для приготовления краски использовали и …. грибы. Во Франции 200 лет назад из грибка под названием копринус делали чернила. Вошёл в чернильный состав этот грибок благодаря своим свойствам: старея‚ копринус буквально расплывается‚ превращаясь в водянистую массу интенсивного чёрного цвета.

В 1847 году профессор Рунге решил приготовить чернила из экстракта сандалового (кампешевого) дерева‚ произрастающего в тропических лесах. В соке этого дерева содержится химическое вещество гематоксилин‚ при окислении превращающееся в пигмент фиолетово-чёрного цвета. Этот вариант чернил получил широкое распространение‚ особенно в школьной среде. Самым лучшим сортом кампешевых чернил считалась глубоко-чёрная краска «Пегас».

До наших дней сохранилось и несколько экзотических рецептов чернил: каштановые - из отвара кожуры зелёных каштанов‚ бузиновые - из спелых ягод бузины‚ даже грецкие и черничные - из кожуры грецких орехов и из сочных ягод черники.

В 1938 году венгерский художник‚ скульптор и журналист Л. Биро и его брат получили патент на изобретение шариковой ручки‚ в которой чернила подавались к пишущему шарику при помощи давления поршня. Позднее в Австрии заменили жидкие чернила на чернильную пасту. Главная особенность которой‚ в отличие от её предшественницы‚ заключается в том‚ что она быстро высыхает при взаимодействии с воздухом. Так появилась первая шариковая ручка и закончилась история бесконечных способов приготовления чернил‚ уступивших место более удобной в применении «писчей» принадлежности.

Про историю появления бумаги, мы уже рассказывали в статье «История бумаги». А сегодня вы узнаете про историю появления первых инструментов для письма.

Первые чернила

Начиная с XVII-XVIII веков, когда вместе с широким распространением бумаги стала расцветать эпистолярная литература, становится модным писать чернилами. Но сами чернила были известны еще во времена императора Августа. Тогда существовали даже красные чернила, считавшиеся в Риме священными.

Появление чернил связано с появлением пергамента - для него требовался такой состав, который въедался бы в кожу. Ученые установили самые распространенные рецепты изготовления чернил. Из наростов на больных листьях дуба и вяза делали настой и смешивали его с железным купоросом. В этих наростах - так называемых «чернильных орешках» - содержится дубильное вещество танин. В дальнейшем танин нашли и в других растениях - в тростнике, в обыкновенной калине, в мексиканском камышовом дереве.

На Руси тоже существовало много способов изготовления чернил. В XV веке писцы делали их даже «из доброго кваса и кислых щей, на ржавом железе настоянных». В большом ходу была березовая сажа. А в селах на чернила шла бузина, истолченная в ступе.

Самый древний русский рецепт чернил - сажа с камедью (вишневым клеем), разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые «копченые» чернила.

XV век дал новый рецепт - «вареные» чернила: «часть дубовые коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою дондеже искипит вода мало не все, и оставшую часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари таноже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железину вложи и мешат, а на третий день пиши».

Первые инструменты для письма

Когда для письма стали применяться чернила, то вместо всяких палочек и стилосов потребовался какой-то новый инструмент. В восточных странах стали писать «каламом» - пустотелой тростинкой. Кончик у нее расщеплялся, и по нему постепенно стекали чернила. Эта тростинка по своему устройству уже напоминала наше перо.

В течение нескольких сот лет калам оставлял на пергаменте, папирусе и бумаге египетские иероглифы, греческие и латинские буквы, арабскую вязь. На смену каламу пришло упругое гусиное перо с косым срезом и расщепленным концом. Оно применялось много веков. Им писали Коперник и Гарибальди, Шекспир и Ломоносов, Жан-Жак Руссо и Пушкин.

Первое металлическое перо

Первые письменные данные о металлических перьях относятся к XIII и XIV столетиям. В критических монографиях, разбирающих происхождение рукописей Роберта Д" Артуа, говорится, что переписчик, с целью лучшей подделки почерка графа Д"Артуа, родного брата короля Людовика IX, употреблял «бронзовое перо».

При раскопках в Италии античного города Аоста, существовавшего за 400 лет до нашей эры, также найдено бронзовое перо. Все это свидетельствует о давнишнем существовании металлического пера, предназначенного для писания чернилами.

Есть сведения о практическом употреблении металлических перьев и в XV столетии, то есть в начале книгопечатания. В 1700 году такие перья изготовлялись в Англии, в Бирмингеме, по заказу всех желающих неким мастером Горризоном. Первый же патент на узаконенное производство перьев выдан в 1717 году в Голландии, о чем имеется соответствующая запись в Голландской патентной книге.

Известный поэт Поп даже посвятил перу свою торжественную оду, в которой восхваляются все его чудесные качества. Но надо думать, что все-таки стальное перо в то время являлось скорее предметом роскоши, а не повседневным орудием, облегчающим нелегкий труд многочисленной армии переписчиков.

Рисунки пером, даже несовершенным, сделанные великим Леонардо да Винчи, и сейчас восхищают своей красотой.

И лишь с 1816 года стальные перья широко входят в обыденную жизнь, после того как англичанин Джон Митчелл запатентовал конструкцию, несущую все основные черты современного пера.

Первое стальное перо в Германии появилось около 1820 года. Оттуда оно пришло во Францию, Россию и другие страны. Стоило оно дорого, и стоимость эта еще больше повышалась оттого, что палочку со стальным, золотым или яхонтовым пером нередко украшали алмазами, рубинами, бриллиантами и другими драгоценностями. Эта роскошь была доступна только аристократам, богачам, и поэтому дешевое гусиное перо долгое время соперничало с пером металлическим.

В конце прошлого столетия металлические перья стали изготовлять штамповочными фабричными машинами. В то время они и одержали окончательную победу над гусиными перьями.

И если прежде перо было единым по своему виду и изготовлению, то ныне насчитывается несколько десятков разновидностей: по назначению - ученические, канцелярские, чертежные, плакатные, картографические, нотные и другие; по изготовлению - из нержавеющей стали, золоченые, с кончиком загнутым, утолщенным или упроченным твердым сплавом, покрытые никелем, хромом, лаком, анодированные.

Первая шариковая ручка

Мало кто знает, что шариковой ручке, без которой уже невозможно себе представить нашу жизнь, больше 50 лет. Впервые промышленное производство этого «чуда» началось в 1945 году в Соединенных Штатах. Причем, довольно дорогие по тем временам письменные принадлежности, ценой в 8,5 американского доллара каждая, разошлись за 24 часа десятитысячным тиражом.

Шариковая ручка вошла в обиход, когда этого мало кто ожидал: она появилась во время Второй мировой войны, которая, говорят, и способствовала популярности нового пишущего приспособления: военным нужно было писать чем-то надежным и долговечным. Хотя сама идея - заменить острый перьевой наконечник свободно движущимся шариком - была вовсе не нова.

Она была запатентована изобретателем Лаудом еще в 1888 году. В описании, которое автор представил в патентное бюро, была предвосхищена широко распространенная сегодня конструкция. Чернила из специальной емкости поступали по трубочке, смачивая шарик, скользящий по бумаге. Аналогичная мысль легла впоследствии в основу разработки фломастера.

Идея, как это часто случается, пролежала под спудом, дожидаясь своего часа. Час наступил не скоро - через полвека, когда за ее разработку взялись два венгра - братья Ладислав и Георг Биро. Они предложили свой вариант, запатентовали его. Но поскольку в Европе вот-вот должна была вспыхнуть война, братья предпочли уехать подальше - в Аргентину и там спокойно занялись усовершенствованием своего детища. Приоритет, казалось, оставался за ними. В некоторых странах новинка называлась в честь ее создателей - «биро».

Так было до тех пор, пока ручками не заинтересовался предприимчивый и оборотистый американец Милтон Рейнолдс. Он совершил несколько поездок в Аргентину; вернувшись в Америку, погрузился в архивы, отыскал старый патент Лауда, что-то добавил, что-то усовершенствовал. И именно ему приписывается главная заслуга в том, что сегодня мы в основном пишем шариковыми ручками. После сенсационной распродажи 1945 года Рейнолдс наштамповал их столько, что за два года сколотил целое состояние.

Самый древний письменный прибор

В Каирском историческом музее хранится письменный прибор, которым пользовался придворный писарь в Древнем Египте. В комплекте имеется ручка, сделанная в виде заостренной палочки, небольшой пузырек, служивший чернильницей, а также песочная подушечка, заменяющая промокательную бумагу. Этот музейный экспонат является самой древней из известных письменных принадлежностей человека. Возраст прибора почтенный - ни много, ни мало 50 веков.

Помните строки из басни И. А. Крылова?

Свинья под дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала...

А знаете ли вы, что дает дуб кроме желудей? Конечно, ценную древесину, которая плохо поддается гниению и очень красива после обработки. Кору, с помощью которой дубят кожи и которую используют в медицине как вяжущее средство. А раньше применяли еще и дубильные орешки-галлы - наросты на листьях и ветвях, в которых живет личинка насекомого орехотворки. Эти орешки больше известны под названием чернильных.

Из них выжимали сок, смешивали с железным купоросом, добавляли немного клея - получались чернила, которые хорошо держались на пере, а написанное ими приобретало красивый блеск. Сохранившиеся рукописи, написанные этими чернилами, выглядят так, будто они только что вышли из-под пера. Правда, эти чернила имели один, но довольно существенный недостаток: написанное можно было прочесть только спустя 10-12 часов, а до этого текст был почти бесцветен. Это, естественно, затрудняло процесс письма.

В другом, более древнем рецепте чернил опять не обошлось без дуба: «Взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде... а потом кинуть кусок железа, подлить поварешку щей покислей да кружку кваса медового». Именно такими чернилами писали на Руси с XV века. «Преданья старины глубокой» - о правлении Ивана III, об окончательном избавлении от татарского ига - все эти сведения дошли до нас именно благодаря стойкости этих чернил из «щей покислей».

Силуэтный рисунок конца XVIII в.

Автопортрет в кабинете. Гравюра А. Т. Болотова, 1789 г.

Но появились составы для письма, конечно, значительно раньше - как только у человечества возникла необходимость что-то записать, сохранить для потомков. Первые чернила делали довольно просто: сажу смешивали с чем-нибудь клейким. В Египте для этих целей использовали золу от сжигания корней папируса, которую соединяли с раствором камеди - клейкого густого сока акации, вишни. Очень давно применялись чернила и в Китае. Так же как и египетские, они проявляли хорошую устойчивость к действию света. Точнее, это была тушь, имевшая весьма существенный недостаток: со временем она становилась ломкой и отскакивала от бумаги на сгибах. Кроме того, тушь была довольно густой и плохо стекала с пера, возможно, поэтому на Востоке предпочитали писать (точнее, рисовать) иероглифы кисточкой.

В Европе чернила появились значительно позже. Археологи в засыпанном пеплом древнеримском городе Геркулануме нашли глиняную чашечку, на дне которой виднелся какой-то темный осадок. Оказалось, что это самая старая из всех известных на земле чернильниц! Более тысячи лет в ней сохли «чернила» - обыкновенная сажа, разведенная в масле. А красные чернила считали в те времена священными: писать ими мог только император. Вряд ли «божественный» Август думал, что через 2000 лет красными чернилами будут пользоваться учителя всего мира, исправляя ошибки и выставляя школьникам оценки. Правда, римские чернила для этого вряд ли подошли бы - их можно было очень легко смыть губкой или просто слизнуть языком.

Существовало множество рецептов чернил. «Положите меду-патоки с грецкую горошину, а золота листов с пять или шесть». Всё это тщательно растиралось, и получалась жидкость, которой писали. Затем мед осторожно вымывался, а золотые буквы оставались. Так работали переписчики на Руси. Профессиональные византийские переписчики иногда тоже использовали для чернил золото и серебро. Пергамент при этом окрашивали в пурпурный цвет. Широко применялись чернила каштановые (из отвара кожуры зеленых каштанов), из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов, даже из черники - «Указ о черниле черничном» сохранился в рукописи XVI века.

Но такие чернила давно уже стали историей. На смену им пришли уже упоминавшиеся чернила из орешков-галлов, покрывающих листья дуба. В 1855 году саксонский учитель Леонгарди совершил настоящий переворот в «чернильном деле». Он изобрел ализариновые чернила. Они также были галловые, но не бесцветно-мутные, а интенсивно сине-зеленые, на бумаге переходящие в глубокий черный цвет. Изобретатель добился этого с помощью краппа - продукта особой обработки корней восточного растения марены.

Позднее дорогостоящий крапп заменили синтетическими красителями, а чернильные шарики - танином или галловой кислотой. Однако вскоре и у этого изобретения появился конкурент - анилиновые чернила, например фиолетовые. Это разведенный в воде синтетический краситель. А с изобретением авторучки от чернил потребовались и другие свойства: они не должны разрушать пластмассовые или металлические детали, не должны содержать твердых частиц, которые могут забить капилляры механизма, должны легко стекать с пера, но в то же время не делать клякс.

Когда появилась шариковая ручка, для нее изобрели пасту, которая быстро застывает на воздухе. А сейчас уже шариковые ручки предлагают заполнять опять же чернилами - шарик легче вращается, значит, рука меньше устает при письме. Появился фломастер. Для него готовят водные цветные чернила со специальными добавками, которые обеспечивают все необходимые качества.

Есть пословица: «Что написано пером, не вырубишь топором». Вырубать написанное вряд ли кто пытался, но зато стирали, смывали, выводили весьма успешно. Один из немногих надежных рецептов чернил предложил в свое время известный шведский химик Й. Я. Берцелиус. Текст, написанный его чернилами, можно уничтожить только вместе с бумагой.

Зато рецептов невидимых (симпатических) чернил великое множество. Еще полвека назад ими обязательно пользовались настоящие и литературные шпионы. Симпатические чернила для разных целей создают и сейчас. Например, в Японии совсем недавно выпущены чернила, исчезающие с бумаги через два дня. Они нужны для того, чтобы делать временные пометки на полях книг.

История чернил хранит не только много рецептов, но и много загадок. Еще в прошлом веке великий изобретатель Эдисон придумал чернила для слепых. Стоило жидкостью бледно-серого цвета написать текст и подождать минуту, как бумага в тех местах, где начертаны буквы, твердела и поднималась, образуя рельеф. Изобретатель не был вполне удовлетворен своими опытами, ему хотелось сделать буквы еще более выпуклыми. Удалось ли ему создать такой состав, неизвестно.

Остался загадкой рецепт «чернил драгоценных камней» - рубиновых, сапфировых, перламутровых, тайной которого владели в древности монахи монгольского монастыря Эрдени-Цзу. Неизвестен непосвященным и состав чернил, которыми продолжают пользоваться монахи-переписчики в буддийских монастырях Бирмы, Таиланда, Шри-Ланки, копирующие священные книги.

Каждое время рождало свои чернила, но спрос на них никогда не проходил. И не случайно: по словам Байрона, одной капли чернил достаточно, чтобы возбудить мысль у миллионов людей.

Возьми на заметку

Чернильное пятно на ткани можно удалить ватным тампоном, смоченным в смеси равных количеств глицерина и этилового спирта. Тампон надо менять несколько раз. Ткань затем промывают водой.

Древние египтяне были самыми первыми, кто придумал рецепт изготовления чернил. Поскольку писали в те времена на папирусе, то использовали смесь масла и сажи. В Китае точно такой же состав применяли 2,5 тысячелетия назад. С этого и начинается история чернил.

Римляне и греки еще до нашей эры (в III веке) использовали несколько типов чернил. Для приготовления красных «придворных чернил» применяли киноварь и пурпур. Для того, чтобы сделать черные чернила использовали живописную черную краску, виноградную лозу, сажу, древесный костяной уголь, плодовые косточки. Позднее, чтобы их изготовить, отваривали кору дубильных растений.

История железных чернил, которые известны и сегодня, берет начало в XVI веке. Готовили их следующим образом: из ореховой или же дубовой коры, ольховых корней, «чернильных орешков» (образовавшиеся на листьях растений патологические наросты) делали варево - «чернильное сусло». Затем туда опускали куски железа, потом камедь (вишневый клей) - для прочности чернил, а чтобы снизить вязкость, добавляли гвоздику, имбирь, квасцы.

Химик К.Б. Шееле смог распознать секрет получения чернил в 1876 году. Им было установлено, что во время варки в воду из ольховой коры поступают дубильные кислоты, и железо с ними образует закисные железистые соли. Получался слабо окрашенный раствор, но при высыхании, когда железо окислялось, он темнел. Образовавшаяся окись железа в воде нерастворима и устойчива к световым лучам.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!