Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Сколько двигателей в танке т 80. Принцип работы основного орудия и заряжающего устройства

Вторым по численности танком российской армии в настоящее время является Т-80 . В общей сложности в частях и на базах хранения имеется не менее 4500 таких бронемашин. Самой массовой модификацией при этом является Т-80БВ, которых насчитывается около 3 тысяч единиц. Производство таких танков продолжалось до конца девяностых годов.

Постепенно все имеющиеся Т-80 выработают свой ресурс и отправятся на утилизацию. За предшествующее этому событию время возможно проведение ремонта и модернизации имеющихся машин с продлением срока службы. Для того чтобы старые танки после обновления могли оставаться в строю, в последние годы было создано несколько вариантов модернизации с заменой различных систем и агрегатов.

«Объект 219АМ-1»

В ходе работ над этим вариантом обновления имеющейся техники исходный Т-80У получил ряд новых систем. Модернизированный танк, кроме «объектного» обозначения также обзавелся новым индексом – Т-80УА. Наибольшие изменения коснулись вооружения и его вспомогательной аппаратуры. Так, родное орудие-пусковую установку заменили на пушку 2А46М-4 с устройством учета изгиба ствола УУИ-2.

Для управления огнем танк получил новый прицельный комплекс 1А45-1 и новые прицельные системы наводчика и командира. После модернизации они располагают комплексами ТО1-КО4 (дневной и ночной) и ТО1-КО5 (ночной) соответственно. Проект модернизации также позволяет использовать тепловизионные прицелы других моделей. Шасси, силовая установка и ходовая часть танка Т-80У при модернизации не претерпела никаких изменений. То же самое можно сказать и о башне.

Отсутствие каких-либо обновлений конструкции обусловлено требованием как можно более простого обновления танка в условиях ремонтного завода. Прежние ходовые качества после модернизации компенсируются более высокими боевыми характеристиками. Так, максимальная скорость разворота боевой машины, при которой возможна прицельная стрельба, выросла почти в два раза и теперь равна 40 градусам в секунду.

Одновременно с этим сократилось время подготовки выстрела командиром. Теперь он тратит на все необходимые приготовления к выстрелу почти в два раза меньше времени. Новое орудие 2А46М-4 с устройством УУИ-2 позволили ощутимо повысить точность стрельбы. Наконец, техническое обслуживание и диагностика прицельного комплекса теперь производится при помощи специального выносного пульта.

Танк «Объект 219АМ-1»/Т-80УА был разработан в начале двухтысячных годов и после всех необходимых испытаний был принят на вооружение в 2005 году. Поскольку производство машин Т-80 прекратилось за несколько лет до принятия танка на вооружение, было принято решение модернизировать часть имеющихся в строю бронемашин модели Т-80У. Точное количество переделанных танков неизвестно.

«Объект 219АМ-2»

Одновременно с разработкой танка Т-80УА шли работы по более простой модернизации Т-80У, направленной на повышение его уровня защиты. Для этого на базовый танк предложили установить комплекс активной защиты «Арена». Стоит отметить, в случае удачного завершения такой проект модернизации позволил бы повысить уровень защиты всех или почти всех имеющихся танков семейства Т-80.

Относительно хода проекта «Объект 219АМ-2» известно только то, что в первой половине двухтысячных годов единственный прототип с системой «Арена» проходил государственные испытаний. Их результаты нигде не публиковались, но из имеющихся сведений о дальнейшей судьбе танков Т-80 можно сделать выводы, что бронемашина с литерами «АМ-2» на вооружение не принималась. В то же время, работы по оснащению танков семейства Т-80 комплексами активной защиты продолжились.

«Объект 219АС-1»

Еще один проект модернизации имеющихся Т-80 подразумевал изменение силовых и энергетических агрегатов танка, доработку прицельного оборудования и улучшение защиты. Для этого было предложено на шасси танка Т-80БВ установить башню с боевым отделением от Т-80УД. Кроме того, на «Объекте 219АС-1» смонтировали газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 лошадиных сил.

Для повышения эффективности работы двигателя и увеличения глубины брода танк оснастили специальным воздухозаборным устройством. Благодаря нему «Объект 219АС-1» способен без предварительной подготовки преодолевать водоемы глубиной до 1,8 метра. В ходе разработки силовой установки для нового проекта модернизации был принят ряд мер по сохранению мощности двигателя и одновременному уменьшению расхода топлива.

Для повышения боевых качеств к оригинальному комплексу управления оружием танка Т-80УД добавили устройство ввода поправок 1В216М с 15 предустановленными алгоритмами вычисления баллистики. Потребление электроэнергии агрегатами танка в целом осталось на прежнем уровне, но использование газотурбинного двигателя со свойственным ему высоким расходом топлива вынудило установить на танк автономный генератор мощностью 18 киловатт. С помощью этого агрегата электроника танка может работать даже при выключенном газотурбинном двигателе.

Корпус, башня и бронирование «Объекта 219АС-1» остались почти такими же, как были на исходных танках Т-80БВ и Т-80УД. Некоторые изменения были внесены в конструкцию встроенной динамической защиты. Отсутствие серьезных доработок конструкции бронированного корпуса и башни позволило одновременно решить несколько задач. Во-первых, удалось повысить боевой потенциал имеющейся техники, а во-вторых, сэкономить на утилизации башен снятых с вооружения танков Т-80УД.

В 2005 году «Объект 219АС» был принят на вооружение российской армии под названием Т-80УЕ-1. По различным данным, к настоящему времени в этот вариант переделано не менее нескольких десятков танков Т-80БВ.

Танки Т-80БВ. Учебно-методический сбор ЗВО, 138-я стрелковая бригада, Ленинградская область. Май 2011 г.

«Объект 219М»

Одним из самых интересных вариантов модернизации танка Т-80БВ стал «Объект 219М». При внимательном рассмотрении этого проекта создается впечатление, что его авторы пытались радикально повысить все имеющиеся характеристики боевой машины, но при этом старались уложиться в возможности ремонтных заводов. По этой причине «Объект 219М», сохранив основные детали конструкции, сменил большую часть электронного оборудования, а также обзавелся рядом новых систем.



Изменения в составе оборудования танка видны даже при первом взгляде. Верхняя лобовая деталь корпуса и башня танка теперь закрыты модулями системы динамической защиты «Реликт». Кроме того, на башне заметен антенный блок комплекса активной защиты «Арена». Примечательно, что оба этих комплекса ранее неоднократно применялись на танках различных моделей, но впервые использованы вместе именно на «Объекте 219М». При разработке проекта модернизации предполагалось, что сочетание новейших систем динамической и активной защиты позволит ощутимо снизить вероятность поражения танка, в том числе и самыми современными боеприпасами.

Серьезной доработке подвергся комплекс вооружения нового танка. Он получил новое орудие (предположительно 2А46М-4) и обновленную электронику. Точный состав комплекса управления оружием не публиковался, но известно, что он обеспечивает возможность боевой работы днем и ночью, а также значительно повышает точность стрельбы. Для использования новых снарядов был доработан автомат заряжания пушки. Боекомплект, по-видимому, остался прежним – около 40 выстрелов.

По имеющимся данным, в ходе капитального ремонта и модернизации танки Т-80БВ, переделываемые в «Объект 219М», должны были получать доработанный вариант газотурбинного двигателя ГТД-1250. Главной его особенностью была возможность кратковременного увеличения мощности до 1400 л.с. Благодаря этому незначительно потяжелевший танк мог в течение небольшого времени двигаться с большей скоростью или преодолевать более серьезные препятствия.

Несколько лет назад завершились испытания единственного прототипа танка «Объект 219М». На них он показал интересные результаты, однако так и не смог заинтересовать потенциального заказчика. В результате идея комплексной модернизации имеющихся Т-80БВ так и осталась очередным не слишком удачливым проектом.

Как видим, только за последние несколько лет российские танкостроители создали целый ряд проектов модернизации танков семейства Т-80. Не все обновленные машины дошли до строевых частей, однако они представляют определенный интерес. После того, как имеющиеся Т-80 выработают свой ресурс, их отправят на металлолом. Поэтому имеющиеся проекты модернизации вдвойне выгодны, ведь в случае их осуществления наши бронетанковые войска в течение нескольких лет будут иметь, как минимум, не устаревшую технику.

В таком случае, когда в войсках будет достаточно новейших , в строю еще останется некоторое количество модернизированных Т-80, не выработавших свой ресурс и способных продолжать службу. Однако, согласно нынешним планам командования российской армии, танки Т-80 к 2020 году постепенно выйдут из эксплуатации. Поэтому проекты модернизации, оставшиеся на уровне прототипов, так и останутся без внимания.

Танк Т-80БВК. Учебно-методический сбор ЗВО, 138-я стрелковая бригада, Ленинградская область. Май 2011 г.

Примечательно, что модернизированные танки могли бы стать еще одной статьей дохода. К примеру, Украина уже не первый год, снимая с хранения, ремонтирует и модернизирует бывшие в эксплуатации танки, после чего продает странам третьего мира. Очевидно, что модернизированные Т-80 с продленным ресурсом будут стоить ощутимо дешевле в экспортной версии, а тем более «Армат». Таким образом, Россия сможет расширить список предлагаемых к продаже танков и привлечь небольшие и небогатые страны. Сможет. Но станет ли?

История создания танка Т-80 началась в июле 1967 года с совещания у секретаря ЦК КПСС Д.Ф.Устинова, на котором было принято решение о разработке для танка Т-64 газотурбинной силовой установки. Двигатель мощностью 1000 л.с. должен был обеспечивать запас хода по шоссе не менее 450 км при гарантийном сроке работы - 500 ч. Причина принятия такого решения, а также создания резервной силовой установки с дизельным двигателем В-46 заключалась в том, что двухтактный двигатель 5ТДФ танка Т-64 работал очень ненадёжно. Кроме того, среди военного руководства существовало мнение, что применение ГТД в танках позволит существенно поднять боевые и эксплуатационные характеристики, в том числе средние скорости движения и боеготовность (особенно в зимнее время), а также повысить энерговооружённость танка.

В итоге совещания 16 апреля 1968 года было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, обязывающее Миноборонпром и Мин-авиапром в течение 1968 - 1971 годов провести ОКР по ГТД. К этому времени в ЛНПО имени В.Климова разработали удачный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с., а в КБ-3 Кировского завода, взяв за основу газотурбинный вариант танка Т-64А, в 1970 году выполнили в металле опытный объект 219.

Для проведения испытаний в различных климатических условиях было изготовлено более 60 танков, в том числе для заводских испытаний, в условиях войсковой эксплуатации и на специальных стендах (безгусеничный стенд, холодильная камера, аэродинамическая труба и т.д.). Эти испытания показали, что танки ГТД ещё не обладают достаточной надёжностью, имеют высокий расход топлива и не обеспечивают требуемый запас хода. Возникли серьёзные проблемы по работоспособности двигателя в условиях высокой запылённости воздуха, а также трансмиссии и ходовой части, в связи с увеличением мощности двигателя и скорости движения.

Для повышения запаса хода количество возимого топлива довели до 1700 л (из них забронировано 1150 л) вместо 1093 л (738 л) на танке Т-64А. Кроме того, были установлены две дополнительные 400-литровые бочки, которые на Т-64А отсутствовали.

Проведённые в 1972 году сравнительные испытания объекта 219 и Т-64А показали некоторые преимущества первого. Зимой 1973 года в Сибирском военном округе на полигоне в Юрге была проведена опытная войсковая эксплуатация семи танков, по результатам которой комиссия сделала заключение, что этот танк обладает более высокой манёвренностью и проходимостью, способен совершать марши в составе роты до 100 - 150 км в сутки по неподготовленным трассам (без применения снегоочистительных средств), преодолевать снежные сугробы до 2 - 3 м и уверенно двигаться по целине с глубиной снежного покрова до 1 м.

Применение ГТД, не требовавшего "разогрева перед запуском, повысило боеготовность танка в зимних условиях и сократило время на его подготовку к выходу до 2 - 3 мин при -18°С и до 25 - 32 мин - при более низких (до -45°С) температурах. Наряду с этим расход топлива на 100 км пути при движении колонны по снежной целине не обеспечивал суточный переход танков в 300 - 400 км без дозаправки. Не обеспечивалась и безотказная работа двигателей в пределах гарантийного срока службы.

В 1974 - 1975 годах в Приволжском военном округе проводилась опытная войсковая эксплуатация батальона танков в объёме 10 - 11 тыс. км. В её начале имел место массовый выход из строя ГТД, в основном из-за разрушения третьей опоры турбокомпрессора. Были приняты срочные меры по устранению этого недостатка и уже к 15 декабря 1974 года в батальон поступили 10 доработанных двигателей так называемой 8-й серии. В связи с этим программу опытной войсковой эксплуатации уточнили и для 10 танков с усовершенствованными двигателями добавили этап испытаний в условиях лёссовой запылённости воздуха в Туркестанском военном округе.

Машины там заправлялись как авиационным керосином, так и дизельным топливом. В выводах итогового отчёта по опытной войсковой эксплуатации констатировалось, что боеготовность объекта 219 при низких температурах в 1,5 - 2 раза превышала таковую у танков с дизельными двигателями. Он обладал высокой манёвренностью, был способен во взаимодействии с БМП стремительно выдвигаться к переднему краю со скоростью 20 - 30 км/ч и более, атаковать противника, находясь меньшее время под воздействием его огневых средств, и обеспечивать ведение стрельбы на скоростях движения 20 - 25 км/ч.

В зависимости от дорожных и климатических условий средняя скорость движения находилась в пределах 18 - 32 км/ч (тактическая) и 20 - 40 км/ч (техническая). Расход топлива на 100 км: 453 - 838 л; на 1 ч. работы двигателя: 123 - 209 л; запас хода без бочек: 220 - 368 км, а с дополнительными бочками: 270 - 456 км. Расход масла практически отсутствовал.

6 августа 1976 года, вскоре после назначения Д.Ф.Устинова министром обороны, объект 219 приняли на вооружение под индексом Т-80. «Восьмидесятка» стала первым в мире серийным танком с газотурбинным двигателем (серийное производство танка М1 «Абраме» началось в 1980 году).

Основной танк Т-80 (объект 219сп2) представлял собой базовый серийный вариант. Машина имела сварной корпус, в основном аналогичный по конструкции корпусам танков Т-64А и Т-72. Башня - литая, сложной конфигурации. 125-мм пушка 2А46-1 оснащалась теплозащитным кожухом ствола, гидроэлектромеханическим механизмом заряжания такого же типа, что и на танке Т-64А, спаренным пулемётом ПКТ, зенитным пулемётом НСВТ-12,7 «Утёс», оптическим прицелом-дальномером ТПД-2-49, двух-плоскостным стабилизатором 2Э28М. В целом башня Т-80 ранних выпусков в значительной степени была унифицирована с башней Т-64А (включая приборы прицеливания и наблюдения, а также систему управления огнём). Ходовая часть имела гусеницы с обрезиненными беговыми дорожками и РМШ, обрезинен-ные опорные и поддерживающие катки. Экипаж состоял из трёх человек. Серийное производство танка осуществлялось на Ленинградском Кировском заводе с 1976 по 1978 год.

В 1978 году появилась модификация Т-80Б (объект 219Р), отличавшаяся прежде всего наличием комплекса управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра» и СУО 1АЗЗ (лазерный прицел-дальномер 1Г42, танковый баллистический вычислитель 1В517, стабилизатор 2Э26М, блок разрешения выстрела 1Г43 и комплект датчиков). Были смонтированы пушка 2А46-2 и система запуска дымовых гранат 902А «Туча», усилено бронирование башни. С 1980 года начали устанавливаться двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с. и башня, унифицированная с Т-64 Б, с 1982 года - пушка 2А46М-1 «Рапира-3». В 1984 году усилили бронирование носовой части корпуса за счёт приварки 30-мм бронелиста. Танк Т-80Б также выпускался ПО «Кировский завод» в Ленинграде. На его базе был создан командирский танк Т-80БК (объект 630), выпускавшийся Омским заводом транспортного машиностроения

Одновременно с разработкой Т-80Б был спроектирован и его дизельный вариант - объект 219РД с 1000-сильным дизелем А-53-2. Из стадии опытного образца эта машина не вышла. В 1983 году был создан другой опытный образец - объект 219В, на котором отрабатывались элементы новой СУО «Иртыш» и комплекса управляемого вооружения «Рефлекс».

В январе 1985 года на вооружение была принята модификация Т-80БВ (объект 219РВ), отличавшаяся от Т-80Б установкой на башне и корпусе комплекта навесной динамической защиты.

По расположению механизмов и оборудования внутри танк Т-80Б разделён на три отделения: управления, боевое и силовое.

Отделение управления расположено в носовой части корпуса. Оно ограничено справа топливным баком и баком стеллажом, слева - тоже топливным баком, щитком контрольных приборов механика-водителя и аккумуляторными батареями с установленной над ними электроаппаратурой, сзади - конвейером механизма заряжания (МЗ). В отделении управления размещено сиденье механика-водителя, перед которым на днище корпуса находились рычаги управления поворотом, педаль подачи топлива и педаль регулируемого соплового аппарата. В шахте верхнего наклонного листа корпуса смонтированы приборы наблюдения ТНПО-160. Для вождения танка ночью вместо центрального смотрового прибора ТНПО-160 устанавливается ночной прибор ТВНЕ-4Б, который в нерабочем положении находится в укладке справа от сиденья механика-водителя. Сзади сиденья в днище корпуса расположен люк запасного выхода. В 1984 году было введено крепление сиденья механика-водителя к балке вместо крепления к днищу.

Боевое отделение расположено в средней части танка и образовано сочетанием корпуса с башней. В башне установлена 125-мм гладкоствольная пушка. В корпусе размещена кабина, состыкованная с башней. В кабине расположен МЗ, обеспечивающий размещение, транспортировку, подачу и досылание выстрелов, а также улавливание и размещение экстрактированных поддонов. Справа от пушки находится место командира танка, слева - наводчика. Для командира и наводчика имеются сиденья и подножки, а также съёмные ограждения, обеспечивающие их безопасность при работе стабилизатора, МЗ и при стрельбе из пушки. Справа от пушки установлены спаренный с ней пулемёт ПКТ, аппарат ТПУ А-1, радиостанция Р-123М (на танках поздних выпусков - Р-173) и пульт управления МЗ.

Над сиденьем командира танка в башне смонтирована командирская башенка с люком. В ней имеются два призменных смотровых прибора ТНПО-160, командирский прибор наблюдения ТКН-3, два призменных смотровых прибора ТНПА-65.

За стенками кабины размещён кольцевой конвейер механизма заряжания.

Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса танка. В нём продольно установлен газотурбинный двигатель. Вывод мощности на валы бортовых коробок передач осуществляется с обоих концов выходного редуктора двигателя. Каждая бортовая КП смонтирована в блоке с соосной планетарной бортовой передачей, несущей ведущее колесо.

Двигатель установлен в сборе с другими сборочными единицами в виде моноблока, в который входят: двигатель и его масляный бак, воздухоочиститель, масляные радиаторы двигателя и трансмиссии, топливные фильтры, часть тер-модымовой аппаратуры, топливоподка-чивающий насос БНК-12ТД, компрессор высокого давления АК-150СВ с автоматом управления давлением, вентиляторы системы охлаждения и пылеудаления, масляный насос трансмиссии, генератор ГС-18МО и стартёр ГС-12ТО.

Газотурбинный двигатель ГГД-1000ТФ мощностью 1100 л.с. выполнен по трёх-вальной схеме с двумя механическими независимыми турбокомпрессорами и со свободной турбиной. Основными узлами двигателя являются центробежные компрессоры низкого и высокого давления, камера сгорания, осевые турбины компрессоров, осевая силовая турбина, выпускной патрубок, коробки приводов и редуктор.

Крыша силового отделения съёмная и состоит из передней неподвижной части и задней подъёмной части, которая соединяется с передней с помощью петель и торсиона. Крыша открывается усилием одного человека и в поднятом положении стопорится стяжкой. В передней части крыши имеются входные жалюзи, закрытые сверху съёмными металлическими сетками.

Снаружи танка крепятся наружные топливные баки, включённые в общую топливную систему, ящики с ЗИП, буксирные тросы, запасные траки, сумка с проводами внешнего пуска, рукава для перекачки топлива, бревно для самовытаскивания, кронштейны для установки дополнительных бочек с топливом, съёмное оборудование ОПВТ, укрывоч-ный брезент, защитный колпак механика-водителя в чехле и часть боекомплекта зенитного пулемёта.

В состав вооружения танка Т-80Б входят: 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-1; 7,62-мм спаренный пулемёт ПКТ; 12,7-мм танковый пулемёт «Утёс» (НСВТ-12,7); боеприпасы к пушке щ пулемётам; механизм заряжания; система управления огнём 1АЗЗ; комплекс управляемого вооружения 9К112-1; ночной прицел ТПНЗ-49.

Пушка установлена в башне танка на цапфах. Амбразура башни спереди закрыта бронировкой, прикреплённой к люльке болтами и прикрытой снаружи чехлом. Внутри башни имеется уплотнение амбразуры. Ствол пушки состоит из трубы, скреплённой в каморной части кожухом; казённика; муфты и механизма продувания канала ствола. Часть ствола, находящаяся вне люльки и бронировки, закрыта термозащитным кожухом, который предназначен для уменьшения влияния неблагоприятных метеорологических условий на изгиб трубы в процессе стрельбы. Он состоит из четырёх секций, стяжек, скоб, шпангоутов и крепёжных деталей.

Масса качающейся части пушки без бронемаски и стабилизатора составляет 2443 кг. Боевая скорострельность - 6 - 8 выстр./мин. Дальность прямого выстре- 4 ла (при высоте цели 2 м) бронебойным подкалиберным снарядом - 2120 м.

Боекомплект к пушке состоит из 38 выстрелов с бронебойно-подкалиберными, осколочно-фугасными, кумулятивными и управляемыми снарядами. Из них: 28 выстрелов размещаются в конвейере МЗ в любом соотношении; 7 - в отделении управления и 5 - в боевом отделении.

Зенитно-пулемётная установка предназначена для стрельбы по воздушным и наземным целям на дальностях до 2000 м и обеспечивает круговой обстрел при углах наведения пулемёта в вертикальной плоскости от -5° до +75°. Установка размещена на командирской башенке. Для стрельбы из пулемёта применяются патроны калибра 12,7 мм: бронебойно-зажигательные Б-32 и бронебойно-зажигательно-трас-сирующие БЗТ-44.

Особенностью конструкции танка Т-80Б является наличие гидроэлектромеханического комплекса механизма автоматического заряжания пушки любым из применяемых типов выстрелов.

Цикл заряжания начинается с установки рычага переключения баллистик в положение, соответствующее заданному типу выстрела, и нажатия кнопки МЗ на прицеле-дальномере. При этом включается исполнительный двигатель гидронасоса МЗ. Рычаг механизма подачи поджимается в нижнее положение, конвейер начинает вращаться. При подходе лотка с выбранным типом выстрела к линии заряжания конвейер тормозится и останавливается. Одновременно с вращением конвейера пушка стопорится на угле заряжания гидромеханическим стопором - и лоток с выстрелом подаётся на линию досылания. На линии досылания происходит раскрытие лотка и досылание выстрела в камору пушки. Клин затвора пушки закрывается. В поле зрения прицела высвечивается зелёный индекс, сигнализирующий о том, что пушка заряжена. При возврате цепи досыла-теля происходит перекладка поддона из улавливателя в освободившийся лоток. Рычаг механизма подачи возвращает пустой лоток в нижнее положение, и пушка расстопариваясь, идёт в согласованное положение с линией прицеливания. Цикл заряжания окончен, пушка готова к производству выстрела.

Из-за особенностей своей конструкции механизм заряжания бескассетного типа танков Т-80 и Т-64 получил название «Корзина».

Установленная на танке Т-80Б система управления огнём (СУО) 1АЗЗ предназначена для обеспечения ведения эффективного огня из пушки и спаренного с ней пулемёта по танкам и другим бронированным целям противника, движущимся со скоростями до 75 км/ч, по малоразмерным целям (ДОТ, ДЗОТ и пр.) и по живой силе при стрельбе с места и с ходу, при скоростях до 30 км/ч, на дальностях действительного огня пушечного и пулемётного вооружения как при прямой видимости целей через прицел-дальномер, так и с закрытых огневых позиций. Комплекс управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра», установленный в танке Т-80Б, предназначен для обеспечения ведения эффективного огня из пушки управляемыми снарядами по танкам и другим бронированным целям противника, движущимся со скоростями до 75 км/ч, а также для стрельбы по малоразмерным целям (ДОТ, ДЗОТ) и др., с места и с ходу, при скоростях движения до 30 км/ч, на дальностях до 4000 м, при условии прямой видимости цели через прицел-дальномер 1Г42.

Комплекс 9К112-1 функционально связан с СУО 1АЗЗ. Комплекс обеспечивает:

Возможность одновременной стрельбы управляемыми снарядами в составе роты танков по близкорасположенным целям, в том числе стрельбу из двух танков одновременно по одной и той же цели (при интервале между стреляющими танками по фронту не менее 30 м) при работе радиолиний на различных литерных частотах и кодах;

Стрельбу управляемыми снарядами в диапазоне углов вертикального наведения от -7° до +11° и при крене танка до 15° , а также стрельбу над водной поверхностью;

Возможность стрельбы по вертолётам на дальностях до 4000 м при наличии обнаружения вертолёта на дальности не менее 5000 м и при скорости цели до 300 км/ч и высоте до 500 м.

Аппаратура комплекса размещается в боевом отделении танка в виде отдельных съёмных блоков.

Комплекс управляемого вооружения 9К112-1 имеет полуавтоматическую систему управления снарядом с использованием модулированного источника света на снаряде и радиокомандной линией связи.

Управление снарядом в полёте осуществляется автоматически замкнутым контуром с помощью рулей. Задача наводчика при пуске снаряда сводится к удержанию прицельной арки на цели в течение всего времени полёта снаряда до цели. Снаряд 9М112 снабжён серповидными крыльями, создающими подъёмную силу и придающими ему вращательное движение вокруг продольной оси.

Танки Т-80 начали поступать в войска в конце 1970-х годов, в первую очередь в западные военные округа и зарубежные группы войск. Напряжённый тепловой ресурс газовой турбины осложнял использование этих танков в жарких районах, поэтому в южные военные округа они не попали.

Машина понравилась военным. В ходе стратегической штабной игры по сценарию «большой войны» новые танки уже к утру пятого дня наступления выходили к Атлантике (в штабах Т-80 получили за это прозвище «танки Ла-Манша»). Свои динамические качества Т-80 проявляли не раз. Особую известность получил случай во время одного из учений группы советских войск в Германии, когда выполнявшие обходной манёвр «восьмиде-сятки» вышли на скоростное шоссе под Берлином и пронеслись по нему, обгоняя туристские автобусы. Одобрительное отношение в частях вызывали и отличные пусковые качества ГТД, не боявшегося никаких морозов. Кроме того, ГТД обеспечивал резерв мощности и экономию массы, требовавшихся для усиления защищённости от всё более совершенных противотанковых средств, появлявшихся на поле боя.

На экспорт «восьмидесятки» не поставлялись и в составе Советской Армии в боевых действиях участия не принимали. Танки Т-80Б и Т-80БВ использовались Российской Армией в ходе военной операции в Чечне в 1995 - 1996 годах.

М.БАРЯТИНСКИЙ
«Моделист-конструктор» № 10"2009

Основной боевой танк Т-80 и его модификации (общая информация)

Основной танк. Разработка начата по постановлению СМ СССР от 16.04.1968 г. СКБ-2 ПО «Кировский завод» (г.Ленинград). Первоначальный проект - «объект 219СП1» - Т-64 с газотурбинным двигателем. Испытания опытных танков «объект 219» велись в 1972-1973 г.г. Опытно-войсковая эксплуатация батальона опытных танков «объект 219» проводилась в 1974-1975 г.г. в Прибалтийском ВО. По итогам испытаний и опытной эксплуатации установлено, что танк с газотурбинным двигателем обладает рядом преимуществ по сравнению с танками с дизельными двигателями. Танк принят на вооружение постановлением СМ СССР от 06.07.1976 г. как основной танк Т-80 / «объект 219СП2».
Серийное производство первых модификаций велось на ПО «Кировский завод» (ЛКЗ, г.Ленинград) с 1976 по 1978 г.г. В дальнейшем серийное производство велось на ЛКЗ (вероятно, до 1992 г.) и с 1985 г. на заводе ОЗТМ (г.Омск). Разработка всех модификаций танка (кроме Т-80УК) - СКБ-2 ЛКЗ, модификация Т-80БК, Т-80УК и некоторые другие разработаны КБ ОЗТМ. На базе танка Т-80 в ХКБТМ (г.Харьков) создан танк с дизельным двигателем Т-80УД.

Основной танк Т-80Б в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга

Экипаж - 3 чел (механик-водитель, наводчик, командир)
Конструкция - характерная классическая - отделение управления в передней части корпуса, боевое отделение в центральной и моторное отделение в кормовой части. Корпус сварной из катанных листов, угол наклона лобового верхнего листа 68 град, установлен V-образный грязеотбойник (аналогично Т-72, на первых модификациях танка).
Башня полусферическая литая (на первых модификациях) обтекаемой формы с узкой амбразурой для пушки. Лобовая часть корпуса и башни имеет трехслойное комбинированное бронирование с керамическим наполнителем. На прототипах «объект 219» и серийных Т-80 конструкция башни несколько отличается. На серийных танках Т-80 начиная с 1976 г. в конструкции корпуса используется другая марка броневой стали - БТК-1, что повысило защиту от бронебойных подкалиберных снарядов в 1.2-1.25 раз.
«Объект 219А» - литая башня конструкции Н.А.Шомина (ХКБМ) от опытной модификации Т-64 - «объект 476». Бронирование комбинированное в лобовой части с использованием наполнителя из вертикальных броневых пластин с ячейками залитыми полиуретаном.
На танках Т-80БВ и более поздних модификациях башня сварная. На танке Т-80А и на серийном Т-80У изменено бронирование лобовой части корпуса - добавлено несколько новых слоёв и заменен наполнитель. На Т-80У(М) использована башня новой конструкции - увеличена задняя часть башни. На модернизированные по модели Т-80УЕ1 танки Т-80Б устанавливалась башня от утилизированных Т-80УД аналогичная башне Т-80У.
Стабилизатор систем вооружения и механизм вращения башни отключаются при крене танка 15-20 град. (у танков Т-80У разных серий выпуска).

Бронирование

Т-80, об.219РД Лоб корпуса (комбинированное 205 мм) Лоб башни (комбинированное 450-460 мм)

Динамическая защита

На серийном Т-80 и «объект 219РД» устанавливались дополнительные блоки бронироваия бортов башни. На опытном Т-80Б с комплексом активной защиты «Арена» по периметру башни устанавливались контейнеры динамической защиты «Контакт».

На танки Т-80А (опытный, с 1984 г.) и Т-80БВ (серийный, 1985 г.) установлен комплект навесной динамической защиты «Контакт-1», аналогичный применяемому на танках Т-64БВ и Т-72АВ (и некоторых последующих модификаций). Установка навесной динамической защиты на бортовые экраны не производилась. Конфигурации у разных подсерий и вариантов комплектации танков отличались. После 1985 г. аналогичная навесная защита устанавливается и на ранее выпущенные Т-80Б.

Комплект навесной динамической защиты «Контакт-1» на танке Т-80БВ в музее боевой техники «Парк победы» на Соколовой горе в Саратове.

Начиная с танка Т-80У устанавливается встроенная динамическая защита лобовой части корпуса и передней полусферы башни. На Т-80У(М) кроме динамического бронирования по типу Т-80У на бортах башни устанавливается по три дополнительных блока. На танках Т-80УМ1 изменен комплекс встроенной динамической защиты башни.
Начиная с первых серийных Т-80 устанавливаются резиновые бортовые экраны. На Т-80Б в ходе серийного производства заменены на металлические. На некоторых выпусках Т-80БВ первые три секции бортового экрана увеличенной высоты. Начиная с Т-80У усилены первые три секции бортовых экранов.
На танке Т-80У(М) впервые в серии на корпус и башню для снижения ЭПР наносилось радиопоглощающее покрытие.

Ходовая часть и трансмиссия

1) «объект 219 сп1» - ходовая часть подобна Т-64
2) «объект 219 сп2», Т-80, Т-80Б - новая ходовая часть, подвеска индивидуальная торсионная с гидроамортизаторами на 1, 2 и 6 катках, гусеница с резинометаллическими шарнирами и резиновыми беговыми дорожками, обрезиненные катки. Трансмиссия механическая планетарная.
3) Т-80Б - в процессе производства были модернизированны опорные катки ходовой части. Используется на всех последующих модификациях Т-80 производства ЛКЗ.
4) Т-80УЕ и более поздние модификации - гидрообъемная трансмиссия ГОП-165.

Двигатель

1) «объект 219 сп1», «объект 219 сп2», Т-80, Т-80Б (до 1980 г.) - газотурбинный ГТД-1000Т / «изделие 38» мощностью 1000 л.с. разработки ПО им. В.Я.Климова совместно с ЦИАМ, КБ-3 Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ), ВНИИТрансмаш. Испытания двигателя завершены в 1972 г. Серийное производство велось на Калужском моторостроительном заводе с 1972 г. Двигатель трехвальный с двумя независимыми турбокомпрессорами и свободной турбиной, оснащен регулируемым сопловым агрегатом, позволяющем менять направление вращения лопаток турбины. Двигатель используется в комбинированной системе торможения танка одновременно с использованием механических гидравлических тормозов. Управление двигателем осуществляется автоматической системой управления режимом работы (САУР). Система очистки воздуха циклонная (97% очистка). Топливо - авиационный керосин ТС-1 или ТС-2, дизельное топливо, автомобильный низкооктановый бензин. Масса единого блока двигателя - 1050 кг

2) «объект 219РД» - дизель А-53-2 (2В-16-2) мощностью 1000 л.с.
2А) «объект 644» - дизель В-46-6.

3) Т-80Б (с 1980 г.), Т-80БВ, «объект 219В», Т-80У (до 1990 г.) - газотурбинный ГТД-1000ТФ / «изделие 38Ф» мощностью 1100 л.с. разработки ПО им. В.Я.Климова, серийное производство - Калужский моторостроительный завод.

4) Т-80А - газотурбинный ГТД-1000М мощностью 1200 л.с. разработки ПО им. В.Я.Климова

5) Т-80У проект - опытный ГТД «изделие 27» мощностью 1200 л.с. разработки ПО им. В.Я.Климова (не доведен, не устанавливался).

6) Т-80У (начиная с 1990 г.), Т-80У(М), Т-80УК, Т-80УМ1 - газотурбинный ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. разработки и ПО им. В.Я.Климова

7) Т-80УМ1, Т-80АТ - газотурбинный ГТД-1250Г мощностью 1250 л.с. или более.
Вспомогательная силовая установка ГТА-18А (Т-80У, Т-80УМ1) мощностью 30 л.с. Расположен в кормовой части танка в левой надгусеничной полке, предназначен для обеспечения работы энергосистемы танка без запуска главного двигателя. На командирских моделях танков так же устанавливается вспомогательный электроагрегат.

Опытная эксплуатация батальона танков «объект 219» в Прибалтийском ВО в 1974-1975 г.г. показала, что по сравнению с танками Т-72 и Т-64А с дизельными двигателями Т-80 с ГТД имеет следующие преимущества (Справка МО СССР, вх.№3195 от 12.02.1976 г.):

    средняя скорость на марше выше в 1.3 раза;

    время на совершение марша в 1000 км меньше в 1.5 раза, после длительного марша боеспособность экипажа сохраняется;

    скорость на подъеме 15 град выше в 2 раза;

    обеспечивается бесперебойная работа двигателя;

    количество операций по управлению танком меньше в 5 раз;

    условия обитаемости улучшены и шумность снижены в 2-3 раза;

    темп атаки выше в 2 раза;

    скорость при эффективной стрельбе выше в 2 раза;

    дальность эффективной стрельбы выше в 1.3 раза;

    точность стрельбы выше в 1.3-1.5 раза;

    время подготовки первого выстрела меньше в 2.1 раз;

    время разгона меньше в 1.7 раз;

    стоимость ГСМ ниже в 1.5 раза;

    затраты времени на замену двигателя и трансмиссии меньше в 3 раза;

    продолжительность и трудоемкость обслуживания меньше в 2 раза;

    вероятность обнаружения с воздуха меньше в 1.25-1.9 раз;

    поражаемость воздушными средствами ниже в 1.3-2.2 раза;

    потери от огня танков за счет динамики на поле боя ниже в 2.0-2.5 раза;

    обеспечена защита МТО от огнесмесей типа «Напалм»;

    время выхода танка из зараженной местности меньше в 4 раза;

    ресурс двигателя больше в 2 раза;

    удельная металлоемкость двигателя меньше в 1.5 раза.

    4 бака по 385 л (Т-80)

    крен - при крене более 15-20 град (у танков Т-80У разных серий) происходит нарушение работы стабилизатора основного орудия

    ров - 2.85 м (все модификации)

    стенка - 1 м (все модификации)

    • 1.2 м (Т-80, Т-80Б, Т-80А, Т-80БВ, Т-80У)

      1.8 м («объект 219В» с системой преодоления глубокого брода аналогичной устанавливавшейся на Т-64, Т-80У(М))

      ОПВТ - 5 м глубины преграды, протяженность до 1000 м (все модификации). Т-80У - 5.5 м заднего хода - 12 км/ч (Т-80У)

  • по комбинированной трассе (грунт, шоссе, гористая местность, марш 1000 км, Т-80У) - 350 км

    По шоссе (расчетный, на внутренних баках, Т-80У) - 412 км (ТТХ - 340 км)

    По шоссе (расчетный, с дополнительными бочками, Т-80У) - 562 км

В ходе войсковой эксплуатации («объект 219», 1974-1975 г.г.) - 6,2 л/км (Т-72 и Т-64А - 4.5 л/км)
в ходе марша 1000 км по комбинированной трассе (Т-80У) - 4 л/км (ТТХ - 5-7 л/км)

Время полной заправки танка (Т-80У, давление 1.5 атм) - 23 мин
- 18 мин («отлично»)
- 1 час 45 мин («отлично»)
(Т-80У, демонтаж) - 1 час 43 мин
(Т-80У, монтаж) - 1 час 20 мин

Гладкоствольная 125 мм пушка 2А46-1 / 2А46-2 с двухплоскостным стабилизатором 2Э28М2 и гидроэлектромеханическим автоматом заряжания на 28 выстрелов, аналогичным используемому на Т-64А - «объект 219 сп1», «объект 219 сп2», Т-80. На серийном танке Т-80 пушка оснащается термокожухом.
Гладкоствольная 125 мм пушка 2А46-2 / 2А46М-1 с двухплоскостным стабилизатором 2Э26М / 2Э42 и гидроэлектромеханическим автоматом заряжания на 28 выстрелов, аналогичным используемому на Т-64А - «объект 219РД». Пушка оснащается термокожухом и адаптирована для применения ПТРК 9К112-1 «Кобра».
Гладкоствольная 125 мм пушка 2А46-2 (до 1982 г.) / 2А46М-1 «Рапира» с двухплоскостным стабилизатором 2Э26М и гидроэлектромеханическим автоматом заряжания на 28 выстрелов, аналогичным используемому на Т-64А. Устанавливается на танках Т-80Б, Т-80А (стабилизаторы 2Э26М1), Т-80БВ. Адаптирована для применения ПТРК «Кобра» или «Рефлекс». На опытном танке Т-80Б с комплексом активной защиты «Арена» пушка без термокожуха.
Гладкоствольная 125 мм пушка 2А46М-1 с двухплоскостным стабилизатором 2Э42 и гидроэлектромеханическим автоматом заряжания. Устанавливается на танках Т-80А, «объект 219В», Т-80У, Т-80У(М), Т-80УК, Т-80УЕ. Адаптирована для применения ПТРК «Рефлекс». Пушка выполнена с быстроразъемным соединением ствола с казенником. На танке Т-80УМ1 стабилизатор 2Э42М.
Скорострельность в ходе тестов на греческий тендер (Т-80УЕ) - 6 выстр/мин (скорость по механизму заряжания - 9 выстр/мин)
Скорость переброса наведения по горизонтали - 35-40 град/с (зависит от стабилизатора)
Гладкоствольная 125 мм пушка 2А46М-4 с двухплоскостным стабилизатором 2Э42М и автоматом заряжания - Т-80УМ1, Т-80У(мод.), Т-80АТ.

Боеприпасы (пушка 2А46М-1):
- бронебойные подкалиберные снаряды - БМ-15, БМ-22, БМ-26

    Начальная скорость - 1715 м/с

    Дальность прямого выстрела - 2200 м

Кумулятивные снаряды
- осколочно-фугасные снаряды
- практические снаряды - аналог бронебойно-подкалиберных снарядов - 3П31

Зенитная пулеметная установка с пулеметом 12.7 мм НСВТ-12.7 «Утес» с ручным управлением (на опытных танках «объект 219» отсутствовала). Оснащена системой управления 1ЭЦ29М с прицелом ПЗУ-7.
Спаренный с основным орудием 7.62 мм пулемет ПКТ.
ПТРК 9К112-1 «Кобра» - «объект 219РД», Т-80Б, Т-80БВ. Применение ПТРК осуществлялось с использованием системы управления огнем 1А33.
ПТРК 9К119 «Рефлекс» - Т-80А, «объект 219В», Т-80У. Применение ПТРК осуществлялось с использованием системы управления огнем 1А42 или 1А45 «Иртыш». Наведение по лазерному лучу. Дальность действия - 100-5000 м Вероятность поражения цели типа танк - 0.8
ПТРК 9К119М «Инвар» с ракетой 9М119М - Т-80У (с 1990 г.), Т-80У(М), Т-80УК, Т-80УМ1
Комплекс активной защиты «Арена» устанавливался и испытывался на опытном танке Т-80БМ1 ориентировочно в середине 1980-х годов (не ранее 1985 г.) и входит в один из вариантов комплектации Т-80УМ1.

Оборудование

(танковая информационно-управляющая система) с комплексом оборудования класса Т-80УМ1 - Т-80АТ

1А33 - «объект 219РД», Т-80Б, Т-80БВ с баллистическим вычислителем 1В517, блоком разрешения выстрела 1Г43 и датчиками.
1А42 - Т-80А с баллистическим вычислителем и датчиками.
1А45 «Иртыш» - «объект 219В», Т-80У, Т-80У(М), Т-80УК с баллистическим вычислителем и датчиками.
1А45-1 - Т-80УМ1, Т-80У(мод.), Т-80УЕ1 и, возможно, Т-80УА с баллистическим вычислителем 1В558 и датчиками системы замера параметров атмосферы Т04-В8.
:
ТПД-2-49 (прицел-дальномер) - «объект 219 сп1», «объект 219 сп2», Т-80
ТПД-К1 (прицел-дальномер) - Т-80
1Г42 (прицел с лазерным прицелом-дальномером) - «объект 219РД», Т-80Б, Т-80БВ
1Г46 «Иртыш» (прицел с лазерным прицелом-дальномером) с устройством встроенного контроля и выверки - Т-80А, «объект 219В», Т-80У, Т-80У(М), Т-80УК

Оптическое увеличение 3.6-12х
Дальность обнаружения целей - до 9100 м (ТТХ - 5000 м)
Дальность классификации целей - 6500 м
Дальность идентификации целей - 3000 м
1Г46М (прицел с лазерным прицелом-дальномером) с устройством встроенного контроля и выверки - Т-80УМ1, Т-80У(мод.), Т-80УЕ, и, возможно, Т-80УА.
Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С «Агат» (1-го поколения), дневной/ночной - Т-80У Стабилизирован в вертикальной плоскости
командира, дневной/ночной - Т-80УА. Модернизированный ПНК с установкой электронно-оптического преобразователя третьего поколения с применением новой полупроводниковой матрицы для увеличения дальности распознавания цели ночью с сопряжением с баллистическим вычислителем.

ТПН-1-49-23 с ИК-прожектором - «объект 219 сп1», «объект 219 сп2», Т-80 ТПН-3-49 - «объект 219РД», Т-80Б, Т-80БВ

ТПН-4-49-23 «Буран-ПА» - Т-80А, «объект 219В», Т-80У
Стабилизирован в двух плоскостях
- 1750 м
- 1500 м
- 1500 м

ТО1-ПО2Т «Агава-2Т» / «Агава-2ТИ» - «объект 219Е», Т-80У(М), Т-80УК (некоторые серии).
- 6400 м
- 4600 м
- 2500 м

ТВН-5 / ТО1-К04 - Т-80УМ1, Т-80У(мод.), Т-80УЕ.

С электронно-оптическим преобразователем (ЭОП) третьего поколения - Т-80УА. ЭОП с применением новой полупроводниковой матрицы с прямым переносом изображения, микроканальным усилением, со встроенным источником питания, со схемой защиты от световых нагрузок, с автоматической регулировкой яркости. ЭОП включает в себя фотокатод с чувствительностью 700 мкА/лм (вместо 450 мкА/лм на ЭОП второго поколения) и экран свечения на волоконно-оптическом элементе. Ночной прицел сопряжен с баллистическим вычислителем и стабилизатором пушки. Дальность распознавания цели - 1800 м (второе поколение - 1200 м)
ТШУ-1 «Штора-1» включает в себя 2 ИК-прожектора-постановщика ИК-помех ОТШУ-1-7 для противодействия ПТУРам с ИК ГСН, используется так же для ИК-подсветки. Комплекс проходил испытания на опытном танке «объект 219Е» предположительно во второй половине 1980-х - первой половине 1990-х годов. Устанавливается на серийных танках Т-80УК, Т-80УМ1. Позже использован на танках Т-90. В ходе испытаний по греческому тендеру отмечено отсутствие срабатывания системы на лазерные дальномеры западных танков, на украинский Т-84 система срабатывала.
Система дистанционного подрыва мин и боеприпасов с электронными взрывателями - установлена на Т-80УК.

Радиостанции: Р-123 / Р-123М - «объект 219 сп1», «объект 219 сп2», Т-80
Р-123 - «объект 219РД»
Р-123М - Т-80Б, Т-80БВ
Р-173 с цифровым управлением - Т-80А, «объект 219В», Т-80У
Р-163-50У - Т-80У(М)
Р-163-50У, Р-163-50К (КВ-диапазона) - Т-80УК
Р-163-50У и приемник Р-163УП - Т-80УМ1, Т-80У(мод.), Т-80УЕ1 и, возможно, Т-80УА

Навигационная система

ТНА-4 - Т-80УК
Аппаратура постановки дымовых завес ТДА (термо-динамическая аппаратура). Начиная с Т-80Б / «объект 219Р» (1978 г.) на танки устанавливается 8 ПУ калибра 81 мм системы постановки дымовых завес 902Б «Туча».
Оборудование противоатомной защиты (кроме экспортных модицикаций), включает в себя противорадиационные подбой и надбой, систему герметизации забронированного объема и систему воздухоочистки. На Т-80У и позже - подбой и надбой из водородосодержащих полимеров с добавками свинца, лития и бора, а так же используются экраны локальной защиты из тяжелых металлов.
Автоматическая противопожарная система 3ЭЦ13 «Иней» (начиная с Т-80У).
Оборудование подводного вождения танка (ОПВТ) обеспечивает преодоление водных преград шириной до 1000 м и глубиной до 5 м. На танках Т-80У - до 5.5. м глубины.
Оборудование для самоокапывания с бульдозерным отвалом шириной 2140 мм - устанавливается начиная с опытного танка Т-80А, а так же установлено на некоторых сериях танков Т-80БВ, и на всех Т-80У, Т-80У(М), Т-80УК и т.д.
Начиная с Т-80У танки оборудованы местами крепления колейного трала КМТ-6.
(не идентифицированы): - «Велиж» - Т-80МУ1 - 1ЭЦ29 - Т-80МУ1, Т-80У(мод.)

Модификации

«объект 219 сп1» (1969 г.) - первый вариант прототипа Т-80 - ходовая часть подобная Т-64, газотурбинный двигатель. Разработан СКБ-2 ЛЗК. Танк создан в 1969 г.

«объект 219 сп2» (1972 г.) - второй вариант прототипа Т-80 - новая ходовая часть с торсионной подвеской и гидроаммортизаторами, гусеница с резинометаллическими шарнирами, обрезиненные катки, газотурбинный двигатель. На базе этого прототипа в серийное производство пошел Т-80. Разработан СКБ-2 ЛЗК. Испытания велись в 1972-1973 г.г. Войсковые испытания батальона танков проводились в Прибалтийском ВО в 1974-1975 г.г. Испытания показали что танки с ГТД обладают рядом преимуществ по сравнению с дизельными танками.

Т-80 / «объект 219 сп2» (1976 г.) - первая серийная модель Т-80. Выпускался ЛКЗ с 1976 по 1978 г.г. На башне устанавливаются дополнительные блоки бронирования по бортам. В конструкции корпуса используется другая марка броневой стали - БТК-1, что повысило защиту от бронебойных подкалиберных снарядов в 1.2-1.25 раз.

«объект 219РД» (1975 г.) - опытный танк, вариант Т-80Б с дизельным двигателем, создавался параллельно Т-80Б. Разработан СКБ-2 ЛКЗ и испытывался в 1975-1976 г.г. Конструкция и вооружение идентичны Т-80Б.
«объект 644» - опытный основной танк, разработан КБ транспортного машиностроения (г.Омск). Оснащен дизельным двигателем В-46-6.

Т-80Б / «объект 219Р» (1978 г.) - модификация Т-80 с установкой на танк ПТРК «Кобра», системы управления огнем 1А33 и др.оборудованием. Разработан СКБ-2 ЛЗК начиная с 1975 г. (не точно). Принят на вооружение и серийно производился ЛКЗ с 1978 г. С 1980 г. в серии заменен двигатель (на ГТД-1000ТФ). В процессе серийного производства на Т-80Б модернизирована конструкция опорных катков ходовой части. После 1985 г. на танки устанавливается навесная динамическая защита.

Т-80А / «объект 219А» (1982 г.) - опытный танк, глубокая модернизация Т-80. Разрабатывался параллельно с «объектом 478» (КБ ХЗТМ) в СКБ-2 ЛКЗ с середины 1970-х годов. Создан в 1982 г. Выпускался опытной серией, проходил испытания с разными доработками до 1984 г. как минимум. В 1984 г. на танк установлен опытный комплект навесной динамической защиты и оборудование самоокапывания. На базе Т-80А создан танк Т-80У / «объект 219АС» со встроенной динамической защитой.

«объект 219В» (1983 г.) - опытный танк, модификация Т-80Б с установкой системы управления огнем 1А45 «Иртыш» и ПТРК «Рефлекс», которые впоследствии устанавливались на Т-80У. По конструкции, вооружению и ТТХ (за редкими исключениями) танк идентичен Т-80Б / БВ.

Т-80БК / «объект 630» - командирский вариант основного танка Т-80Б. Разработан КБТМ (г.Омск). Производился ОЗТМ. Дополнительно установлена КВ-радиостанция и навигационная аппаратура.

Т-80БВ / «объект 219РВ» (1985 г.) - основной танк, модернизация Т-80Б с установкой нового комплекта навесной динамической защиты «Контакт-1». Разработан СКБ-2 ЛЗК. Принят на вооружение в 1985 г., серийно производился ЛКЗ. Часть танков Т-80Б прошли модернизацию до Т-80БВ на ремзаводах МО СССР.

Т-80БВК (не ранее 1985 г.) - основной танк, командирский вариант Т-80БВ с навесной динамической защитой «Контакт», навигационными средствами и КВ-радиостанцией.

Т-80У / «объект 219АС» (1985 г.) - основной танк, глубокая модернизация Т-80, развитие прототипа Т-80А / «объект 219А» с использованием наработок по «объекту 219В». Установлена встроенная динамическая защита, усиленные бортовые экраны, оборудование самоокапывания, крепление для установки колейного минного трала, установлен модернизировано оборудование. Танк разработан СКБ-2 ЛЗК, главный конструктор Н.Попов. Принят на вооружение в 1985 г., серийно производился с 1985 г. ЛКЗ и ОЗТМ (г.Омск). В 1990 г. танки оснащены новым двигателем ГТД-1250 и ПТРК 9К119М «Инвар».

Т-80БМ1 / Т-80Б с «Ареной» (не ранее 1985 г.) - опытный танк Т-80Б с установленным, для проведения испытаний, комплексом активной защиты «Арена» и контейнерами динамической защиты по периметру башни. Разработан СКБ-2 ЛЗК.
«объект 219Е» - опытный танк Т-80Б для испытаний комплекса «Штора-1» с тепловизионным ночным прицелом.

Т-80У(М) / Т-80УМ / «объект 219АС» (1992 г.) - основной танк, серийная модернизация Т-80У. Разработан СКБ-2 ЛКЗ, серийно производился с 1992 г. на ОЗТМ. Изменена башня (увеличенная нового типа), новый ПТРК 9К119М, оборудование с тепловизионным прицелом «Агава-2», радиопоглощающее покрытие корпуса и башни.
Т-80УК (начало 1990-х годов) - основной танк, командирский вариант Т-80У. Разработан КБ ОЗТМ, принят на вооружение в начале 1990-х годов и серийно производился на ОЗТМ. Башня типа Т-80У(М), конструктивно и по вооружению аналогичен Т-80У(М). На танк дополнительно установлена КВ-радиостанция, система дистанционного подрыва мин и боеприпасов с электронными взрывателями, комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1», навигационная аппаратура ТНА-4, электроагрегат АБ-1-П28 и тепловизионный прицел «Агава-2» (на некоторых сериях).
Т-80УЕ (1995 г.) - модификация Т-80У для участия в греческом тендере на поставку основного танка. На танк установлены новые органы управления и гидрообъемная трансмиссия.

Т-80УМ1 «Барс» (1997 г.) - основной танк, разработан на базе танка Т-80У(М) КБ ОЗТМ и производится ОЗТМ (г.Омск). Может оснащаться комплексом активной защиты «Арена», двигатель ГТД-1250Г, модернизированная пушка, установлены система кондиционирования воздуха, КОЭП «Штора-1», комплекс «Велиж», навигационная аппаратура.

Т-80УМ2 - опытная модификация Т-80У(М) с установкой комплекса активной защиты «Дрозд-2».

Т-80У(мод.) (2001 г.) - модернизированный до уровня Т-80УМ1 основной танк Т-80У. Разработан КБ ОЗТМ. Установлено вооружение и оборудование аналогичное Т-80УМ1, новая теплоизоляция МТО, кондиционер воздуха. Системы «Штора2 и «Арена» в базовую комплектацию не включены.

Т-80УЕ1 (позже 2001 г., до 2009 г.) - вариант модернизации танков Т-80БВ, состоящих на вооружении ВС России. Разработан КБ ОЗТМ. Модернизация предусматривает установку башни от утилизируемых танков Т-80УД производства ХЗТМ до 1992 г. (аналогична башне Т-80У) и СУО 1А45-1 от танка Т-80УМ1 и другого оборудования.

Т-80УА (позже 2001 г., до 2009 г.) - вариант единой модернизации всех выпущенных до Т-80У танков Т-80, состоящих на вооружении ВС России. Разработан КБ ОЗТМ. Вероятно, модернизация по оборудованию до уровня Т-80УМ1, с установкой ночного тепловизионного прицела с оптико-электронным преобразователем третьего поколения.

Т-80АТ (не позже 2009 г.) - вариант глубокой модернизации основных танков Т-80У(М) по формату Т-80УМ1. Разработки КБ ОЗТМ. Предполагается замена двигателя на ГТД-1250Г, пушки на 2А46М-4, установка встроенной динамической защиты «Кактус», сварной башни новой конструкции с автоматом заряжания в кормовой нише. По части оборудования предполагается установка СУО с тепловизором, комплектом датчиков, спутниковой навигацией, танковой ИУС и системой «Айнет».

Представляет собой дальнейшее развитие танка Т-80Б. Усовершенствования коснулись всех основных боевых и эксплуатационных свойств. Прежде всего, значительно повышена живучесть танка за счет изменения конструкции броневых преград, включения встроенной динамической защиты, некоторого увеличения массы материала, отпущенного на бронирование. Улучшены возможности ведения как дальнего, так и ближнего огневого боя благодаря использованию нового комплекса управляемого вооружения, повышению характеристик оружия и системы управления огнем. Показатели подвижности возросли вследствие применения более мощного ГТД (919 кВт), совершенствования трансмиссии и приводов управления движением.

Танк принят на вооружение в 1985 году. С 1987 года в Харькове было освоено производство модификации с дизельным двигателем, получившей индекс Т-80УД. Использование двухтактного дизельного двигателя привело к конструктивным изменениям в трансмиссии и приводах управления движением. Имеются и другие конструктивные отличия, например, в установке зенитного пулемета. Основные же характеристики остались без изменений.

С целью улучшения противоминной стойкости танка сиденье механика-водителя крепится не к днищу, а подвешивается к крыше (подбашенному листу). Слева за сиденьем установлен пиллерс, повышающий жесткость конструкции.

В боевом отделении, в отличие от танка Т-80БВ, дополнительно размещено семь выстрелов (немеханизированная боеукладка). Несколько изменилось взаимное расположение приборов вследствие введения дублированного управления огнем и использования тепловизора.

Топливные баки размещены в отделении управления, в боевом отделении и в МТО. Емкость внутренних топливных баков 1090 литров. Еще 680 литров топлива помещается в пяти наружных баках. Можно устанавливать на танк три дополнительные бочки по 200 литров каждая. Таким образом, возимый запас топлива достигает 2370 литров.

Для питания потребителей электроэнергией и подзарядки АКБ при неработающем основном двигателе, подачи электроэнергии совместно с АКБ при запуске и прокрутке основного двигателя, на танке имеется газотурбинный энергоагрегат с генератором мощностью 18 кВт. Он размещен в корме машины в бункере на левой надгусеничной полке. Пульт управления энергоагрегатом находится в отделении управления.

Основным вооружением является 125-мм модернизированная гладкоствольная пушка 2А46М-1 - пусковая установка.

В люльке новой конструкции для уменьшения влияния зазора между трубой и направляющими люльки на точность стрельбы смонтированы три люфтовыбирающих устройства.

Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода экипажа из танка имеется устройство встроенного контроля, состоящее из целика на дульной части ствола, длиннофокусного объектива и призмы между защитным стеклом и головкой прицел-дальномера.

Боекомплект к пушке состоит из 45-выстрелов раздельно-гильзового заряжания. В его состав входит выстрел с управляемой ракетой 9М119, имеющей кумулятивную боевую часть. Основная часть боекомплекта размещается во вращающемся транспортере механизма заряжания (28 выстрелов). Другие артвыстрелы находятся в немеханизированных укладках в корпусе и башне (семь снарядов и зарядов в отделении управления, остальные - в боевом отделении).

Комплекс управления огнем обеспечивает поиск целей и слежение за ними командиром и наводчиком, автоматический ввод поправок на отклонение условий стрельбы от нормальных, наведение и стабилизацию пушки и спаренного с ней пулемета, пуск и автоматическое наведение ракеты, целеуказание от командира. Функционально он объединяет комплекс управления пушкой и спаренным пулеметом; комплекс управляемого оружия.

В состав аппаратуры управления пушкой и спаренным пулеметом входит информационно-вычислительный дневной прицельный комплекс наводчика, стабилизатор вооружения, прицельно-наблюдательный комплекс командира и ночной прицельный комплекс наводчика.

Прицел-дальномер - прибор наведения имеет независимую стабилизацию поля зрения в двух плоскостях и панкратическую систему увеличения от 3,6 до 12 крат. Он обеспечивает наведение и стабилизацию информационного лазерного луча, измерение и индикацию дальности до целей и выработку сигналов управления приводами пушки и башни.

Электронный баллистический вычислитель вырабатывает поправки на дальность до цели, ее фланговое движение, скорость собственно танка, отклонение температуры воздуха и заряда, износ канала ствола, атмосферное давление, боковой ветер, угол наклона оси цапф пушки.

Стабилизатор вооружения включает усовершенствованный малогабаритный электрогидравлический привод вертикального наведения пушки и электромашинный привод башни.

Ночной прицельный комплекс наводчика включает тепловизионный прицел, которым может пользоваться и командир танка с помощью своего видеосмотрового устройства, и параллелограммный привод с устройством ввода поправок в положение осветителя.

Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С обеспечивает наблюдение за полем боя, приоритетное дублированное управление пушкой и спаренным пулеметом, стрельбу из пушки днем и ночью артиллерийскими снарядами, целеуказание.

Комбинированный дневной-ночной прицел ТКН-4С командира имеет независимую стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости. В состав прицела входят два дневных оптических канала (однократного и 7,5- кратного увеличения) и пассивно-активный ночной канал.

В качестве вспомогательного оружия танк имеет спаренный с пушкой пулемет ПКТ калибра 7,62 мм и зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7 мм.

Комплекс управляемого вооружения 9К119 состоит из аппаратуры, установленной в танке и выстрела с управляемой ракетой. Для наведения ракеты используется полуавтоматическая система дистанционного управления по лучу лазера. Дальность стрельбы ракетой - до 5000 метров.

Корпус имеет сварную конструкцию, с большими углами наклона носовых деталей. Верхний лобовой лист - комбинированный, с углом наклона 68 градусов от вертикали. Башня литая, в лобовом секторе имеет комбинированную броневую защиту.

Динамическая защита выполнена во встроенном варианте. Такая схема обеспечивает прирост защищенности, как от кумулятивных, так и от кинетических снарядов.

Защита экипажа от поражающих факторов ОМП обеспечивается системой коллективной защиты, аналогичной системе танка Т-80БВ. В комплект машины входят индивидуальные противорадиационные жилеты. Танк оснащен быстродействующей системой ППО 3ЭЦ13 «Иней».

На танке установлен газотурбинный двигатель ГТД-1250, выполненный по трехвальной схеме, с двумя независимыми компрессорами и свободной силовой турбиной. Мощность двигателя 919 кВт (1250 л.с.). Основным топливом считается дизельное. Кроме того, разрешается использовать низкооктановые бензины, реактивные топлива. Трансмиссия имеет, по сравнению с танком Т-80БВ, некоторые отличия, обусловленные повышенной мощностью двигателя и использованием гидротормоза.

Ходовая часть такая же как у танка Т-80БВ.

Основные модификации танка Т-80

Т-80 (1976 г.) - базовый образец.

Т-80Б (1978 г.) - установлена модернизированная пушка, усовершенствованная СУО, введен КУВ, улучшены характеристики защиты. С 1980 года двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с.

Т-80БВ (1985 г.) - установлена навесная динамическая защита.

Т-80У (1985 г.) - установлена модернизированная пушка, новая СУО с дублированием от командира, введен новый комплекс управляемого оружия с наведением ракеты по лазерному лучу, газотурбинный двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с. (или ГТД-1250 мощностью 1250 л.с.), улучшены характеристики защиты. С 1992 года на танке устанавливается тепловизор.

Т-80УД (1987 г.) - установлен дизель 6ТД мощностью 1000л.с., динамическая защита во встроенном исполнении.

Боевая и техническая характеристики танка Т-80У

Боевая масса............................ 46 т Экипаж.................................. 3 чел. Высота по крыше башни................... 2202 мм Пушка................................... 125-мм гладкоствольная - пусковая установка Боекомплект............................. 45 выстрелов Типы боеприпасов........................ БПС, ОФС, БКС, управляемая ракета Комплекс управляемого вооружения........ 9К119 Управляемая ракета...................... 9М119 с управлением по лучу лазера Дальность пуска УР...................... 100-5000 м Вероятность попадания УР................ 0,8 по цели типа танк при стрельбе с места и с ходу Дальномер............................... лазерный Стабилизатор............................ электрогидравлический по вертикали, электромеханический по горизонтали Баллистический вычислитель.............. электронный Тепловизор.............................. есть Заряжание............................... автоматическое Дублированное управление огнем.......... от командира танка Пулеметы................................ один 12,7-мм, один 7,62-мм Броневая защита......................... комбинированная Динамическая защита..................... встроенная Дымовые гранатометы..................... 8 шт. Максимальная скорость................... 70 км/ч Запас хода по шоссе..................... 400 км Двигатель............................... газотурбинный, трехвальный Мощность двигателя...................... 919 кВт (1250 л.с.) Трансмиссия............................. механическая планетарная Подвеска................................ торсионная Гусеница................................ с РМШ с обрезиненной беговой дорожкой Глубина преодолеваемой водной преграды.. 5 м (с подготовкой)

Сороковые и пятидесятые годы прошлого века был настоящим «звездным часом» для турбинных силовых установок. Турбинный двигатель одержал легкую победу над поршневым в авиастроении и танкостроители также стали изготавливать первые чертежи танков с подобными силовыми установками. И это не удивительно: этот двигатель имеет гораздо более высокие характеристики, по сравнению с традиционным дизельным или бензиновым двигателем; имея тот же вес газотурбинный двигатель намного мощнее, а это увеличивает скорость танка и позволяет установить на него более мощное вооружение.

Советский Союз — первая страна в мире, наладившая серийный выпуск танка, на котором стоял газотурбинный двигатель (ГТД). Хотя надо сказать, что на это ушло несколько десятков лет. Чертежи танков с газотурбинными двигателями стали появляться в конце 40-х годов, а боевой танк Т 80 приняли на вооружение в 1976 году. Но задача оказалась не из легких. Первые турбины были несовершенны и плохо подходили для использования в виде танковых двигателей.

В Харькове, в 1963 году была создана модификация танка Т-64, на которую был установлен газотурбинный двигатель, но в серию этот танк не пошел. Несмотря на все преимущества ГТД, существовали и проблемы, которые так и не удалось решить в 60-х. Основной трудностью использования газотурбинной силовой установки была очистка воздуха от пыли. Если турбина самолета сталкивается с этой проблемой только во время посадки и взлета, то танковый двигатель работает в совершенно других условиях и танковая колонна часто идет в сплошном облаке пыли. Также ГТД имел более высокий расход топлива, чем традиционные двигатели. В 50-70 годах прошлого столетия были созданы многочисленные чертежи танков с ГТД, но большинство из них остались на стадии проекта.

В 1969 году на Кировском заводе начали разработку нового танка, на который был установлен газотурбинный двигатель. Танк разрабатывался на базе Т-64, однако после первых испытаний стало понятно, что чертежи танка требует существенных изменений. В первую очередь это относилось к ходовой части машины. На отработку всех изменений ушло семь лет и в 1976 году на вооружение был принят основной танк Т 80. Этот танк более 20 лет был на вооружении армии СССР, теперь это основной боевой танк вооруженных сил России. Эта машина прошла через множество конфликтов и войн, была задействована во время КТО в Чечне .

Боевой танк Т-80. Описание

Как и любой другой советский танк, основной танк Т 80 имел классическую схему компоновки, внутри его размещался экипаж из трех человек. Масса машины составляла 42 тонны, лобовые части танка были выполнены из многослойной брони. Это позволило повысить защищенность танка без увеличения толщины брони и добавления лишнего веса. Двигатель танка имел специальную систему очистки воздуха от пыли, которая позволяла удерживать 97% пылевых частиц. Использование ГПД позволило серьезно повысить технические характеристики нового танка, серьезно возросла скорость и маневренность машины. Одной из положительных особенностей машин с ГТД является их «неразборчивость» в отношении топлива, для заправки Т-80 можно использовать бензин, авиационный керосин, дизель и другие виды топлива. Расход топлива сравнительно небольшой. Хорошо продумано внутреннее устройство танка и условия для экипажа – вождение танка весьма легкое и удобное.

Танк вооружен 125-мм гладкоствольной пушкой (дальность стрельбы до 5 км), в боекомплект входят 40 снарядов (у поздних модификаций 38 и 45 снарядов), как подкалиберных , так и кумулятивных и осколочно-фугасных. Поздние модификации машины получили возможность стрелять ракетами «Кобра» и «Рефлекс» (дальность стрельбы 4 и 5 км). Также в комплект вооружения входит зенитный пулемет и ПКТ (7,62 мм).

Советский основной танк Т 80 имел следующие модификации: Т-80У, Т-80Б (Т-80БВ), Т-80УД и Т-80У-М1 «Барс», хотя последний – это полностью русский танк, созданный в России после распада СССР. Ниже приведена таблица, с описанием всех основных характеристик Т-80 и его модификаций.

ТТХ основных модификаций танка Т-80

Модификация Т-80 Т-80Б (Т-80БВ) Т-80У Т-80УД
Завод-разработчик Кировский з-д Харьковский з-д
Принят на вооружение 1976 1978 1985 1987
Масса 42 42,5 46 46
Габариты
Длина, мм 6780 6982 7012 7020
Ширина, мм 3525 3582 3603 3755
Высота, мм 2300 2219 2215 2215
Клиренс, мм 451 529
Наличие и тип защиты
Динамическая Нет «Контакт-1» «Контакт-5» «Контакт-5»
Активная Нет «Штора»
Броня литая и катанная, комбинированная
Вооружение
Пушка 2А46-1 2А46-1 2А46-1/4 2А46-1
Дальность стрельбы, м 0-5000
40 38 45 45
Экипаж 3
Силовая установка
Тип двигателя Газотурбинный Дизельный
Мощность, л.с. 1000 1100 1250 1000
70 60
Скорость по пересеченной местности 40-45
Удельная мощность л.с/т 23,8 25,8 21,74 21,7
Запас топлива, л 1840
Расход топлива л/км 3,7
Тип подвески Торсионная

Модификации Т-80У и Т-80УД – это наиболее совершенными версиями этого танка. Т-80У был создан в 1985 году, в Ленинграде, а Т-80УД – в 1987 году в Харькове. А Т-80У-М1 «Барс» уже создали в России, после распада СССР. Эти машины получили наиболее совершенную систему управления огнем, была улучшена их защита (путем увеличения толщины брони и установки динамической защиты). При этом вес машины увечился незначительно. Т-80УД отличается более мощным двигателем (дизель 1000 л.с.), новой башней с более совершенной броней и улучшенной системой управления огнем. Был увеличен боекомплект.

На всех модификациях танка Т-80 используется автоматическая система управления работой двигателя, что существенно снижает расход топлива. Был улучшен обзор для экипажа.

Т-80У-М1 «Барс»

Хотелось бы отдельно рассказать о последней модификации этой очень интересной машины – о знаменитом русском «летающем» танке Т-80У-М1 «Барс», который был создан в начале 90-х годов в России.

Создатели русского «Барса» ставили своей целью улучшить защиту танка, увеличить его маневренность и обеспечить его более легкой и совершенной системой вооружения. Также была значительно улучшены системы прицеливания и обзор членов экипажа. Весит танк 47 тонн. Схема компоновки – классическая. Танк может стрелять управляемыми ракетами, дальность стрельбы до 5 км. Боекомплект состоит из разных типов снарядов.

На русском «Барс» установлена все та же надежная и проверенная 125-мм пушка 2А46М (дальность стрельбы до 5 км), боекомплект – 45 выстрелов. Была повышена жесткость ствола и это улучшило меткость стрельбы. Система управления огнем, которая установлена на танке учитывает множество характеристик: дальность до цели, ее скорость, скорость самого танка, силу ветра, температуру заряда. Все это значительно улучшает меткость стрельбы и позволяет отправлять снаряд точно в цель. Система управления позволяет стрелять и командиру танка. Т-80У-М1 дает прекрасный обзор для всех членов экипажа. На танк можно установить ночной прицел или тепловизор. Увеличена толщина брони, при незначительном увеличении массы танка.

Защита танка также соответствует лучшим мировым аналогам. Она состоит:

  • комбинированная многослойная броня верхней передней части корпуса и башни;
  • встроенная динамическая защита (ВДЗ);
  • комплекс активной защиты «Арена»;
  • КОЭП «Штора-1».

Установка комплекса активной защиты в несколько раз увеличивает живучесть танка, даже без увеличения толщины брони и сохранения веса танка. Особенно при участии в локальных конфликтах, когда основным средством поражения являются ручные гранатометы. Опыт использования «Барса» во время КТО в Чечне подтвердил это. Можно смело заявить, что Т-80У-М1 – это один из наиболее защищенных танков современной России. Встроенная защита обеспечивает лучшую защиту от снарядов.

На этот танк установлен двигатель с максимальной мощностью 1250 л.с. Его удельная мощность 27,2 л.с./т, что является рекордом. Недаром «Барс» называют «летающим танком», он отличается прекрасной скоростью и маневренностью. Ниже дано описание танка Т-80У-М1. Система управления двигателем позволяет существенно снизить расход топлива.

В автомат заряжания Т-80У-М1 входит 28 выстрела из боекомплекта и это обеспечивает быстрый темп стрельбы.
Ниже приведена таблица с описанием параметров танка.

Модификация Т-80У-М1 «Барс»
Принят на вооружение 1976
Вес 47
Габариты
Длина, мм 7010
Ширина, мм 3603
Высота, мм 2202
Клиренс, мм 450
Наличие и тип защиты
Динамическая Есть
Активная Есть
Вооружение
Пушка 2А46-1
Дальность стрельбы, м 0-5000
Боекомплект, количество снарядов 40
Силовая установка
Тип двигателя Газотурбинный
Мощность, л.с. 1250
Максимальная скорость по шоссе 70
Удельная мощность л.с/т 23,8
Запас топлива, л 1840
Расход топлива л/км 3,7

При этом русский «Барс» легкий в управлении, устройство боевого отделения чрезвычайно продумано и удобно. Для этого танка русскими специалистами была разработана уникальная система кондиционирования, что делает вождение машины легким и удобным. Можно заявить, что танк русский танк Т-80У-М1 – лучший из всех модификаций этой машины.

Видео о танке Т-80

Т-80У-М1 «Барс»

Танк Т-80 состоит на вооружении России и еще десятка стран. Танк принимал участие во многих войнах и конфликтах, в том числе в Чечне и Кавказе. Сколько еще лет будет на службе в России этот танк, не может сказать никто.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!