Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Системные проблемы российской похоронной отрасли. Как справиться с черным рынком ритуальных услуг

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

Заключение

Введение

Местное самоуправление - это реальный механизм реализации широкого круга наиболее близких населению социальных проблем и удовлетворения наиболее важных потребностей населения в социальной сфере, решения государственных задач силами местных органов самоуправляемых территорий путем передачи им отдельных государственных полномочий. В целях повышения эффективности территориального управления, его конкретизации в решении тесно связанных производственных и социальных задач крупные территории делятся на более мелкие - муниципальные образования. Последние объединяются в субъекты Федерации, чтобы обеспечить рациональное использование имеющихся ресурсов, в том числе путем создания в масштабах области объектов общего пользования (социальных, производственных, научно-технических, коммуникационных и др.). Это лежит в основе формирования разномасштабных и многоступенчатых систем территориального хозяйствования и управления. В рамках такого подхода развитие страны представляет собой развитие ее субъектов, а развитие региона (субъекта Федерации) складывается из развития муниципальных образований, находящихся на его территории. Муниципальное хозяйство - это жизненно важный элемент местного самоуправления, поэтому изучение проблем муниципального хозяйства становится особо актуальным в условиях современного российского общества.

Актуальность темы курсовой работы в том, что рыночная ситуация в стране диктует необходимость осуществления целенаправленной, планомерной и выверенной управленческой деятельности муниципальных образований по развитию сферы ритуальных услуг на территории России. Данная деятельность должна позволить организовать удовлетворение на высоком уровне разнообразных потребностей населения в сфере ритуальных услуг и обеспечить конкурентоспособность и развитие различных рыночных структур, связанных с предоставлением данного рода услуг. Проведение экономической реформы в стране, ликвидация монополии государственной собственности на рынке ритуальных услуг и образование в связи с этим многообразия форм собственности предполагает создание системы предоставления ритуальных услуг на территории муниципальных образований. Поэтому в этих условиях муниципальные образования должны создавать программы развития как административно-территориальных образований в целом, так и отдельных сфер экономической и социальной деятельности на территории административной единицы, что является важнейшим средством государственного воздействия на экономику, эффективным способом решения приоритетных социально-экономических, научно-технических, инновационных и экологических задач, проблем развития отраслей, народнохозяйственных комплексов, отдельных территорий. Качество деятельности и уровень сервиса в сфере ритуальных услуг, являясь экономическим фактором по своей принадлежности к сфере бытового обслуживания населения, одновременно является важнейшим показателем нравственного здоровья общества.

Цель курсовой работы - изучить особенности ритуального хозяйства муниципального образования: пути и проблемы решения.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе определены следующие задачи:

изучить теоретические аспекты муниципального образования;

проанализировать проблемы ритуального хозяйства муниципального образования и пути их решения.

Теоретической и методологической основой для написания курсовой работы явились нормативные документы, научная литература по теме курсовой работы.

1. Теоретические аспекты муниципального образования

1.1 Понятие и содержание деятельности муниципального образования

Муниципальное образование следует рассматривать как социально-экономический объект, который состоит из совокупности компонентов и элементов, входящих в этот объект и системы связей, взаимосвязей, взаимозависимости с внутренней и внешней средой, объединенных целями, задачами и единым процессом целесообразной деятельности, направленным на достижение оптимального конечного результата местного самоуправления .

Социально-экономический объект любого типа в философском плане имеет свою форму и содержание. Форма - это конструкция социально-экономического объекта, т. е. то, из чего состоит объект управления, а содержание - это, прежде всего процессы, протекающие в социально-экономическом объекте, во время планово-бюджетной, административно-хозяйственной, или иной деятельности хозяйствующего субъекта с целью получения планируемого или прогнозируемого конечного результата. Содержание деятельности муниципального образования, - это обеспечение жизнедеятельности населения и развития его территории .

В ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. От 30.01.2014 г.) определено, что муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения .

Из данного определения следует, что любое муниципальное образование представляет собой целостную систему, состоящую как минимум из трех следующих элементов:

1) территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление;

2) населения и выборных органов, осуществляющих от его имени местное самоуправление на данной территории;

3) муниципальной собственности и местного бюджета, являющихся материальным обеспечением деятельности органов местного самоуправления .

Сопоставляя Конституцию РФ, Гражданский кодекс и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» можно сделать заключение, что под муниципальным образованием понимается и некая территория, в пределах которой проживающее на ней население осуществляет функции местного самоуправления, и часть городской территории (район в городе), приобретшая статус муниципального образования, позволяющий, в частности, участвовать в гражданских правоотношениях и осуществлять местное самоуправление. Такая трактовка ведет к тому, что основное внимание сосредоточивается на раскрытии правоимущественной основы муниципальных образований и в стороне остается их социально-экономическая сущность.

Ряд специалистов, занимающихся проблемами развития муниципальных образований, рассматривают его как производственно-социальный комплекс, на базе которого образуется первичная территориальная административно-хозяйственная единица, обладающая достаточными экономическими возможностями и властными полномочиями, позволяющими более полно и самостоятельно удовлетворять большую часть жизненно важных потребностей населения в труде и социальных благах. Данное определение является одной из первых попыток объяснения муниципального образования с экономической точки зрения. Сложность его применения связана с проблемой установления критерия достаточности экономических возможностей и властных полномочий, а также пределов этих полномочий. Экономические возможности территории зависят от имеющихся трудовых, финансовых, природных ресурсов, предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, расположенных на данной территории, а также от эффективности их использования. Кроме того, существуют муниципальные образования курортного, туристического типа, наукограды, которые не подходят под определение «производственный». Объем властных полномочий устанавливается Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором отмечается, что органы местного самоуправления наделяются полномочиями на решение вопросов местного значения и не входят в систему государственной власти .

Все отмеченное позволяет дать следующее определение: муниципальное образование - это территориально-административная единица, управляемая органами местного самоуправления и самостоятельно удовлетворяющая большую часть жизненно важных потребностей населения в труде и социальных благах через использование наличных ресурсов.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией РФ установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, а также определены государственные гарантии для осуществления процесса местного самоуправления.

Признаки муниципального образования

создается для осуществления местного самоуправления;

является либо населенным пунктом, либо совокупностью нескольких населенных пунктов, объединенных общей территорией, либо частью населенного пункта;

населенность (главный признак территории муниципального образования);

наличие органов местного самоуправления;

четкое разграничение компетенции между органами местного самоуправления и органами государственной власти;

наличие местного бюджета и муниципального имущества;

наличие своего устава о местном самоуправлении .

Таким образом, муниципальные образования - это особый тип социально-экономических объектов, в которых социально-экономическая, организационная и иная деятельность регулируется нормативно-правовыми актами, формируемыми на уровне государства, субъекта РФ и местном уровне.

1.2 Виды муниципальных образований

Муниципальные образования в России исключительно разнообразны по численности населения и многим другим параметрам и могут классифицироваться по различным признакам. Многие авторы классифицируют муниципальные образования на следующие три группы.

Поселенческие (города, поселки, сельские населенные пункты), имеющие собственную минимально необходимую инженерную и социальную инфраструктуру.

Территориально-поселенческие, состоящие из нескольких населенных пунктов, связанных общностью инфраструктуры и хозяйственного интереса. Это могут быть сельский район или округ, город с пригородными поселками и сельскими населенными пунктами, город и окружающий его район.

Территориальные, характеризующиеся самостоятельным ведением хозяйства на малочисленных территориях, например на хуторах или при кочевом образе жизни в условиях Крайнего Севера .

Наиболее существенным является различие между городскими и сельскими муниципальными образованиями, которое вытекает из различия видов хозяйственной деятельности, формы расселения и уклада жизни в городской и в сельской местности. Для сельских поселений больше характерна адаптация к природной среде, тогда как для городов преобладающую роль играет их целевая функция.

К промежуточной форме между сельскими поселениями и городами относятся поселки городского типа (рабочие поселки). Многие из них по мере расширения преобразовались в города. Однако наблюдается и обратная тенденция - преобразование поселков городского типа и некоторых малых городов в сельские поселения, что позволяет их жителям получать ряд социальных льгот .

Классификация на основе нормативных документов реализована Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который императивно и исчерпывающе определяет перечень видов муниципальных образований:

сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления .

Такие типы объектов имеют единую организационную систему, которая обеспечивает функционирование и развитие самоуправления, а также выполняет дополнительные функции в обществе по социальной организации жизни и социальной защите населения.

Таким образом, в соответствие Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. От 30.01.2014 г.) в Российской Федерации существует пять видов муниципальных образований.

2. Ритуальное хозяйство муниципального образования: проблемы и пути решения

2.1 Особенности и проблемы ритуального хозяйства

Важнейшей и самой крупной составной частью хозяйства муниципального образования является жилищно-коммунальный комплекс, который, в свою очередь, включает ряд подотрослей и хозяйств.

Жилищное хозяйство, т.е. жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций;

Инженерное обеспечение (ресурсообеспечение) города: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение;

Общегородское коммунальное хозяйство, объединяющее системы внешнего благоустройства и содержание территории города (дорожное хозяйство, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, зеленое хозяйство и т.п.), а также банно-прачечное, гостиничное, ритуальное и другие хозяйства..

Ритуальное хозяйство обеспечивает содержание городских кладбищ и функционирование служб оказания ритуальных услуг. В большинстве городов ритуальное хозяйство относится к частному сектору, хотя есть и муниципальные предприятия. Ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и затрагивает интересы всего населения страны. Ежегодно в стране умирает 2,2-2,3 млн. человек, в их похоронах участвуют десятки миллионов граждан. Практически все россияне каждый год посещают кладбища почтить память умерших родных и близких им людей. В стране в настоящее время функционируют более 9 тыс. организаций (в том числе 6400 муниципальных), предоставляющих ритуально похоронные услуги. В них работают более 40 тыс. человек. Заказы на погребение принимают 2,3 тыс. приемных пунктов, в том числе в сельской местности 440. В стране имеется 53,3 тыс. кладбищ, которые занимают площадь боле 123 тыс. га. Кремационное дело развито крайне слабо - в 9 регионах (субъектах Федерации) действуют 13 крематориев, удельный вес кремации составляет 7 % от числа умерших. В соответствии с законом РФ «О погребении и похоронном деле» создано 1,4 тыс. специализированных служб по вопросам похоронного дела, из них 870 являются муниципальными предприятиями.

К концу ХХ века роль государства в организации похоронного дела существенно возросла. В 1996 г. был принят Закон РФ «О погребении и похоронном деле», установивший, что:

похоронное дело является самостоятельным видом деятельности;

организация похоронного дела осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (МСУ);

граждане имеют право на целый ряд социальных гарантий в части погребения, включая права на волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти, бесплатное выделение участка земли для погребения и получение социального пособия на погребение.

Однако, государство законодательно не определило федеральный орган исполнительной власти, ответственный за организацию похоронного дела. С развитием законодательства о местном самоуправлении и отнесении вопроса организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения к полномочиям органов местного самоуправления государство практически устранилось от забот в сфере погребения граждан и развития похоронного хозяйства. Отмена лицензирования в похоронной отрасли в 2003 г, по мнению многих экспертов, привела к падению качественного уровня обслуживания и росту недобросовестного предпринимательства .

Общегосударственные реформы 2000-х гг., связанные с либерализацией рынка, имели как положительные, так и отрицательные последствия. Так, сворачивание системы государственного (муниципального) контроля привело к заметному снижению качества в сфере бытовых услуг, в том числе ритуальных. Серьезной проблемой остается пребывание значительной доли рынка услуг по погребению «в тени».

Поэтому современный этап развития российской социально-экономической системы на фоне последствий общемирового экономического кризиса характеризуется рядом негативных тенденций, среди которых: существенное сокращение социального сектора и снижение уровня жизни, недостаточное финансирование ряда социальных гарантий, уменьшение платежеспособного спроса в сфере сервиса, недостаточность государственного регулирования и инвестиций в сфере социально-значимых услуг . ритуальный хозяйство муниципальный образование

В условиях неспособности муниципальных образований должным образом финансировать развитие похоронного хозяйства и обеспечивать четкое выполнение всех процедур, установленных при организации похорон, а также отсутствия гарантий для возможных частных инвесторов, похоронное дело оказалось в критическом положении. Повсеместно наблюдаются факты нарушения прав потребителей ритуальных услуг, навязывания услуг (товаров) и поборов, нарушения антимонопольного законодательства, недобросовестной конкуренции, дефицита кладбищенских земель, отсутствия финансирования на содержание мест захоронения, некорректного поведения работников похоронных и медицинских служб. Многочисленные жалобы населения связаны с тем, что цены на похоронные услуги и товары не соответствуют их качеству, а могилы зачастую предоставляются за взятки. Информация о смерти граждан фактически превратилась в товар повышенного спроса со стороны жестко конкурирующих похоронных фирм. При этом все «черные» затраты в конечном счете возмещаются потребителем. Противоборство частных похоронных служб с муниципальным сектором и друг с другом часто носят криминальный характер.

Анализ современного спроса на услуги по организации мест захоронения указывает на необходимость переосмысления принципов кладбищенского хозяйствования. Крайне важно восполнить пробелы в земельном законодательстве, которое сегодня не учитывает нужд похоронного дела. В результате, стоимость сооружения новых кладбищ достигает сотен миллионов рублей, что является запредельными суммами для бюджетов муниципальных образований. Сегодня, очевидно, что без грамотного правового регулирования и максимального привлечения как государственных, так и рыночных ресурсов, нормальная работа похоронной отрасли невозможна.

По итогам анализа официальных документов, научных трудов, различных публикаций и экспертных оценок, выявлены следующие характеристики современного рынка ритуальных услуг в России:

недостаточность нормативно-правового регулирования организации похоронного дела (не прописаны все необходимые регламенты и процедуры, профессиональные и квалификационные требования к кадрам);

нет ясности в понимании и распределении функций по организации похоронного дела и оказанию ритуальных услуг населению: часть функций органов муниципального самоуправления по решению вопросов местного значения переложена на хозяйствующие субъекты, отсюда и мощные тенденции к монополизации рынка со стороны аффилированных структур (муниципальных служб, получающих преференции и незаконно выполняющих функции муниципалитетов);

неоднородность локальных рынков ритуальных услуг и отсутствие стройной системы управления отраслью, а также системы статистического учета (в том числе мест захоронения);

нехватка финансирования на сооружение и содержание мест погребения;

происходит конфликт интересов между сферами ритуального обслуживания и медициной, так как морги и патологоанатомические отделения (ПАО) повсеместно пытаются подменить собой похоронные организации;

значительно коррумпирована организационная схема взаимосвязи «потребитель - исполнитель», что выражается в покупке и продаже информации о фактах смерти с целью «перехвата» клиента в условиях жесткой конкуренции (особенно в крупных городах и мегаполисах);

рост числа субъектов хозяйственной деятельности на фоне устранения преференций для муниципальных служб и отсутствия механизмов муниципального контроля;

развитие новых форм и методов обслуживания (новые формы погребения);

совершенствование технологий: производственных, сервисных, маркетинговых, программного обеспечения, интернет-технологий (порталы, новые продукты, социальные сети, виртуальные некрополи, интернет-магазины и т.д.);

рост профессионального уровня руководителей и специалистов похоронных служб, связанный с регулярным участием в профессиональных образовательных программах, специализированных отраслевых выставках, конференциях, межрегиональных и международных семинарах и стажировках;

расширение инструментария организации сбыта и менеджмента качества (добровольная сертификация);

усложнение отношений собственности (применение различных организационно-правовых форм, инвестиционных контрактов, акционирования) .

А основными проблемами в сфере ритуального хозяйства муниципальных образований являются: несоответствие действующей законодательной и нормативной базы требованиям рыночной экономики, практике организации ритуально-похоронного сервиса. Это в настоящее время существенно тормозит развитие отрасли. Отсутствие должного внимания проблемам ритуально-похоронной сферы со стороны органов местного самоуправления приводит к тому, что во многих регионах до настоящего времени не созданы специализированные службы, нет попечительских советов по вопросам похоронного дела. Не все регионы приняли свои региональные законы «О погребении и похоронном деле». Их отсутствие исключает возможность систематизированной, комплексной целенаправленной работы по развитию и обеспечению нормального функционирования предприятий отрасли. Но наиболее остро в похоронной отрасли ощущается проблема нехватки мест для захоронений. «Больное место» похоронной отрасли - содержание и устранение бесхозных могил. В итоге в данной сфере в настоящее время сформировался ряд проблем, касающихся статуса мест погребения и специализированной службы по вопросам похоронного дела, правового режима земель кладбищ и предоставленных для захоронения земельных участков, а также вопросов систематизации учета захоронений, формирования единого реестра кладбищ и архивного фонда мест захоронений. Также основная проблема сегодня связана с разграничением полномочий между уровнями государственной власти, а также взаимодействием власти с частными организациями, занимающимися оказанием ритуальных услуг. Из-за несовершенства законодательства в настоящее время кладбища и места погребения могут находиться в ведении одного органа власти, а земельные участки, на которых они расположены, в собственности другого: часто из-за нехватки земель для кладбища муниципалитеты вынуждены брать земли в аренду у соседей, при этом, по сути, лишаясь возможности контролировать ее использование. Также отмечается кадровая проблема, существующая в отрасли. Нередко в сфере оказания ритуальных услуг работают случайные люди, что приводит к многочисленным злоупотреблениям, а иногда - к банальному неуважению к памяти умерших.

Недостатки законодательного регулирования порождают условия для проявления коррупционных схем в этой деликатной сфере общественных отношений. Отсутствуют определения базовых терминов и детальное регулирование отношений, которые являются основополагающими для недопущения произвольного толкования в законах субъектов РФ и муниципальных правовых актах. Все это приводит к тому, что на практике в регионах и муниципальных образованиях устанавливаются положения, допускающие расширительное и неоднозначное толкование, значительно расширяющее пределы административного усмотрения должностных лиц .

Таким образом, похоронное обслуживание населения является одной из наиболее социально значимых сфер услуг и охватывает практически все население страны. В ряде субъектов Федерации приняты свои законы и постановления о похоронном деле. В стране проводится целенаправленная работа по улучшению организации похоронного дела. Появляются новые виды и формы похоронного обслуживания, повышается его качество. Но муниципальные образования во многих регионах неудовлетворительно решают вопросы содержания и благоустройства городских и сельских кладбищ.

2.2 Пути решения проблем ритуального хозяйства муниципальных образований

Исходя из особенностей ритуально-похоронной сферы и необходимости разрешения имеющихся в отрасли проблем необходимо, прежде всего, обеспечить координацию работы органов местного самоуправления, частных, муниципальных и государственных предприятий. Такая координация наиболее целесообразна через государственно-частное партнерство как важнейшего инструмента разрешения проблем отрасли и стимулирования ее развития. Существующая система финансирования материально-технических объектов ритуально-похоронного назначения, основанная на выделении средств из местного бюджетов, не обеспечивает их должного развития, и даже нормативного функционирования. Зачастую не хватает денег на благоустройство новых кладбищ и крематориев. Разрешение этой проблемы также возможно на путях государственно-частного партнерства, которое все шире реализуется во многих отраслях экономики. Применительно к ритуально-похоронной сфере государственно-частное партнерство может реализоваться по следующим направлениям:

Частное финансирование: деловое участие в строительстве новых

кладбищ, крематориев, пантеонов, усыпальниц, колумбарных стен, склепов; развития автокатафального транспорта и транспорта для перевозки тел умерших с места смерти в лечебно-профилактическое учреждение; развития производственной базы по изготовлению предметов ритуально-похоронного назначения (гробы, венки, фото, надгробные сооружения и т.д.).

Муниципальное финансирование: строительства новых муниципальных, государственных кладбищ и крематориев; содержания и благоустройства муниципальных, государственных кладбищ, военно-мемориальных комплексов, участков; создания и содержания моргов лечебно-профилактических учреждений; создания и содержания пантеонов.

Формирование в регионах Попечительских (экспертных) советов по вопросам похоронного дела, в которые на паритетных началах входят представители органов муниципального и/или государственного управления; муниципальных (государственных) и частных предприятий ритуально-похоронной сферы; общественных и религиозных организаций. Такой Совет принимает участие в обсуждении всех документов по вопросам развития и функционирования системы ритуально-похоронного обслуживания до их принятия соответствующими органами управления. Таким образом, обеспечивается совместное участие частных и муниципальных структур в разработке и принятие всех основных нормативных и директивных документов регламентирующих деятельность предприятий отрасли в регионах.

Формирование специализированных служб по вопросам похоронного дела.

Постоянное взаимодействие специализированных служб по вопросам похоронного дела с органами государственного (муниципального) управления в частности с управлениями (отделами) ЗАГС. Взаимодействие осуществляется также с государственными учреждениями здравоохранения, системы МВД, Роспотребнадзора и т.д.

Договорное взаимодействие сотрудничество муниципальных предприятий ритуально-похоронной сферы (как правило, это кладбища) и хозяйственными обществам, товариществами, которые принимают заказы на ритуально-похоронные услуги. Исполнение заказов осуществляется на основе кооперации частных и муниципальных предприятий отрасли, в соответствии с заключенным договором между ними.

Сертификация ритуально-похоронных услуг предусмотрена законом РФ от 12.01.1996 г. №8 ФЗ «О погребении и похоронном деле»: Статья 17. Санитарные и экологические требования к содержания. Пункт 6. Предметы и вещества, используемые при погребении (гробы, урны, венки, бальзамирующие вещества) допускаются к использованию при наличии сертификата, подтверждающего их санитарно-гигиеническую и экологическую безопасность. Однако на практике эта норма почти не работает. Через взаимодействие государственных и частных структур сертификация должна заработать в полном объеме и стать мощным рычагом повышения качества ритуально-похоронных услуг.

Создание добровольных формирований предприятий и фирм ритуально-похоронной сферы Союзов, Ассоциаций, Корпораций и т.п. В них входят как частные, так и муниципальные организации.

Существующие полномочия субъектов управления похоронным делом целесообразно расширить:

определить ответственный федеральный орган исполнительной власти и поручить ему выработку единой политики развития похоронного дела;

закрепить законодательно полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ по организации похоронного дела;

четко прописать полномочия муниципальных образований в Законе РФ о погребении;

законодательно закрепить полномочия и ответственность в области создания негосударственных похоронных объектов;

законодательно закрепить введение обязательного саморегулирования в похоронной отрасли;

определить порядок создания и содержания вероисповедальных кладбищ;

законодательно закрепить право владения и пользования местами захоронения, установить возможность создания потребительских союзов .

Исходя из реалий рыночной экономики и особенностей сферы ритуально-похоронного обслуживания органы местного самоуправления на законодательной основе должны решать комплекс задач по обеспечению бесперебойного и эффективного функционирования отрасли на территории муниципального образования:

1. Организация захоронения умершего. Любой умерший человек должен быть обязательно достойно похоронен независимо от материальных возможностей его или его близких, взявших на себя ответственность за погребение. Необходимо в обязательном порядке обеспечить 100% выполнения этой задачи: она должна решаться, с пониманием того, что ритуальные услуги - единственный вид бытовых услуг, который предоставляется в полном объеме при любом материальном достатке заказчика по каждому объекту обслуживания, т.е. применительно к каждому покойному. Погребение неопознанных тел осуществляется за счет государства на специально выделенных участках муниципальных кладбищ или на отдельных кладбищах.

Погребение умерших малоимущих граждан - осуществляется на безвозмездной основе любой специализированной службой по вопросам похоронного дела. Погребение военнослужащих, военных пенсионеров, участников Великой Отечественной войны осуществляется за счет Государства в установленном порядке.

2. Обеспечение равных условий для всех участников рынка ритуальных услуг.

3. Обеспечение регулирования рынка ритуальных услуг в условиях, когда отменено лицензирование этих услуг. Соответственно должна быть реализована Государственная поддержка специализированных служб по вопросам похоронного дела. Одновременно следует ограничить число таких служб, имея в виду особенность этого рынка: количество заказов на захоронение в данном регионе является величиной постоянной.

Соответственно и количество коммерческих организаций ритуальных услуг населения должен быть постоянным и небольшим, чтобы полностью обеспечить потребности заказчиков. Мировая практика подтверждает этот вывод. Похоронное дело - это прерогатива муниципальных властей, главная задача которых обеспечить баланс между удовлетворением потребностей в ритуально-похоронных услугах и количеством организаций, предоставляющих такие услуги.

4. Повышение роли организаций, в составе которых имеются кладбища, как важнейших социально-значимых объектов. Соответственно такие организации необходимо поддержать, в том числе: финансировать содержание и благоустройство кладбищ; обеспечить своевременную оплату за выполнение захоронений, на безвозмездной основе, неопознанных тел и умерших малоимущих граждан; финансировать приобретение оборудования, реконструкцию крематориев, монтаж, наладку новых печей; создание новых и расширение действующих кладбищ; организовать подготовку кадров, обмен опытом, устранение последствий стихийных бедствий; обеспечить моральную поддержку работников ритуальных служб.

5. Главная задача, которую предстоит решить - это обеспечить социальную защиту малоимущих граждан при предоставление им ритуальных услуг и одновременно повысить уровень качества предоставляемых услуг (услуг кладбищ и крематориев). В этих целях в регионах целесообразно законодательно установить хорошо зарекомендовавший себя в других регионах порядок предоставления социального пакета ритуальных услуг по твердой государственной (муниципальной) цене.

6. Преодолеть и устранить намечающийся дефицит земли для захоронения умерших гробом, прежде всего, за счет развития кремации умерших. Должен быть отлажен такой механизм использования кладбищ, когда оно работает постоянно. В частности путем формирования семейных (родовых) захоронений .

Таким образом, назрела необходимость разработки единых норм и правил оказания ритуальных услуг не только на федеральном, но и на муниципальном уровне. Существующий комплекс законодательных проблем может быть разрешен подготовкой новой редакции Федерального закона «О похоронном деле», что потребует также одновременного внесения поправок в Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации и некоторые другие федеральные законы. Принятие таких правил станет мощным инструментом упорядочения этого специфического кластера экономики. Еще одним серьезным шагом к наведению порядка в похоронном деле может стать совместная работа всех ритуальных агентств на основе некоммерческого партнерства.

Заключение

Таким образом, анализ вышеперечисленных понятий помогает определить муниципальное образование как социально-территориальное образование, создаваемое в населенных пунктах, либо на территориях, объединяющих населенные пункты, либо на части территории населенных пунктов - городов федерального значения, в целях осуществления их населением местного самоуправления, являющееся пространственной границей реализации принадлежащей населению публичной муниципальной власти, и характеризующееся наличием органов местного самоуправления, местного бюджета и муниципального имущества, а также устава о местном самоуправлении.

Организация похоронного дела и рынок ритуальных услуг представляют повышенную социальную значимость для России. Поэтому приобщение к цивилизованному похоронному сервису, сохранение ритуальных традиций имеет важное значение в самых разных аспектах социально-экономической и духовной жизни страны, а культура похорон - является неотъемлемой частью общей культуры, которую необходимо возрождать. Ритуальные услуги являются важным элементом рыночной системы хозяйствования, имеющие свои специфические особенности и параметры, что обуславливает необходимость выделения их в самостоятельный вид деятельности и разработку комплекса мер по их развитию.

Но в современных условиях, вся ответственность за организацию ритуально-похоронного обслуживания возложена на органы местного самоуправления. У многих из них нет средств на поддержание кладбищ, нет квалифицированных кадров, нет нормальной нормативной базы. В ряде регионов за развитие отрасли отвечают две-три административные структуры, которые не всегда могут договориться о взаимодействии. Так за работу кладбищ отвечает коммунальная служба, а деятельность организаций ритуальной сферы (прием заказов, продажа ритуально-похоронных принадлежностей, катафальные перевозки, ритуалы прощания и т.д.) курирует подразделение потребительского рынка или малого бизнеса. Не решаются в регионах и вопросы нормативно-правового и финансового обеспечения деятельности предприятий, в ведении которых находятся кладбища. Исполнение гарантии, установленной государством перекладывается на хозяйствующий субъект, который естественно старается от этого уклониться. Поэтому роль муниципальных образований в формировании современного подхода к сфере ритуальных услуг состоит в том, чтобы создать условия для максимально возможного использования имеющихся и создания новых ресурсов, обеспечивающих решение сложнейшей задачи связи между управляющей структурой муниципальных образований (администрация территории) и организациями сферы ритуальных услуг для повышения качества обслуживания населения с учетом специфики данного рынка услуг и в рамках стратегического развития всей территории.

Список использованных источников

Алехин Э. В. Государственное и муниципальное управление: учеб. пособие. Пенза: ПГУ, 2007. 170 c.

Васильев М. А. Местное самоуправление. М. : Юрайт, 2005. 232 с.

Велихов Н. A. Основы городского хозяйства. М. : Юрайт, 2010. 169 с

Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М. : Проект, 2010. 203 с.

Зотов В. Б. Система муниципального управления: учебник для вузов. М.: Лидер, 2005. 491 с.

Кирсанов С. А. Муниципальное управление: эффективность муниципального менеджмента: учебник. СПб. : Питер, 2008. 405 с.

Кузнецов В.В. Местное самоуправление в системе государственного управления: учеб. пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2009. 127 с.

Лапин В. А. Основы государственного и муниципального управления. М. : Дело, 2006. 256 с.

Лысов О. Е. Государственное и муниципальное управление: учебно-методическое пособие. СПб. : ГУАП, 2008. 131 с.

Макашева З. М. Муниципальное управление. М. : Проект, 2007. 262 с.

Муниципальное хозяйство: практикум / Л. Р. Ибрашева. Казань: КГТУ, 2008. 96 с.

Основы управления муниципальным хозяйством / А. Н.Широков [и др.]. М. : Академия, 2011. 241 с.

Пронкин С. В. Государственное управление: учеб. пособие для студентов-политологов, государственного и муниципального управления, а также юристов. М. : Университет, 2011. 534 с.

Рисс А. Основы муниципального хозяйства. М. : Кнорус, 2009. 215 с.

Сравнительное государственное управление: теория, реформы, эффективность / Под общ. ред. Л.В. Сморгунова. СПб. : Питер, 2007. 297 с

Чиркин В. И. Государственное и муниципальное управление: учебник. М. : Юристъ, 2006. 320 с.

Юркова С. Н. Государственное и муниципальное управление: учебник. М. : Кнорус, 2010. 248 с.

Бялкина Т. Определение полномочий местных властей. Собственные и делегированные полномочия// Местное право. 2009. № 1. С.3-7.

Васильев В. Местное самоуправление: центр и регионы // Журнал российского права. 2010. № 3. С.5-8.

Сулоев А. К вопросу о взаимодействии субъектов управления и субъектов потребления услуг комплекса городского хозяйства // Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. 2006. № 24. С.41-49.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Правовое регулирование функционирования муниципального образования в РФ. Понятие и содержание категории "муниципальное образование". Устав муниципального образования. Органы местного самоуправления как основа функционирования муниципального образования.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2013

    Структура органов местного самоуправления, правовое положение, статус Главы муниципального образования. Проблемы разграничения компетенции между главой муниципального образования и представительным органом местного самоуправления, пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2010

    курсовая работа , добавлен 06.01.2014

    Правовая природа устава муниципального образования, место устава в системе нормативно-правовых актов местного самоуправления. Юридические свойства, особенности, содержание, структура, порядок разработки и принятия устава муниципального образования.

    дипломная работа , добавлен 20.01.2014

    Сущность стратегии развития муниципального образования. Нормативно-правовые источники муниципального права. Функции муниципальных образований в системе народного хозяйства страны и своего региона. Нормативные правовые акты Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2012

    Органы местного самоуправления. Понятие муниципального хозяйства в системе муниципальных отношений. Инфраструктура муниципального хозяйства. Связь между государством, населением и мелким собственником. Финансовые средства муниципального образования.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2016

    Особенности развития системы ЖКХ в муниципальном образовании (на примере Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования "Город Дудинка"). Характеристики системы ЖКХ на этапе реформирования. Проблемы отрасли ЖКХ России.

    дипломная работа , добавлен 21.07.2011

    История развития и критерии оценивания современного состояния взаимодействия местных сообществ и государства. Понятие муниципального хозяйства, их разновидности и особенности. Принципы определения оптимальной территории муниципального образования.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Характеристика устава муниципального образования как источника права. Понятие и юридические свойства устава как основного нормативного акта муниципального образования. Структура устава, его основное содержание, порядок разработки, принятия и регистрации.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2014

    Правовые основы управления в социальной сфере муниципального образования. Целевые программы развития муниципального округа Некрасовка. Бюджетные ресурсы муниципального образования, направляемые на функционирование и развитие социальной сферы, их динамика.

В связи с поступающими в ФАС России обращениями по вопросам деятельности организаций на рынке ритуальных услуг, в том числе о специфике деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, и в целях обеспечения правильного и единообразного применения территориальными органами ФАС России антимонопольного законодательства считаем необходимым дать следующие разъяснения.

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Закона о погребении, Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение. При этом специализированной службе возмещаются расходы по факту каждого захоронения из бюджета за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребение.

Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, т.е. ограничиваются гражданские права последних.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем, данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. В соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под лицами подразумеваются как физические, так и юридические лица. Услуги по погребению, в том числе, осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации - специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Как установлено статьей 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена. Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение). Иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.

Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

ФАС России считает, что с целью реализации функций, закрепленных за органами местного самоуправления в сфере похоронного дела, органами местного самоуправления могут быть созданы муниципальные бюджетные учреждения, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход, т.е. не будут являться хозяйствующими субъектами в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, которые на безвозмездной основе будут осуществлять, в том числе выделение земельных участков для захоронений, инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, регистрацию захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установления режима работы на муниципальных кладбищах. При этом, органы местного самоуправления будут координировать деятельность муниципальных бюджетных учреждений. Данный механизм работы позволит передать в соответствии с действующим законодательством земельные участки муниципальных кладбищ в ведение муниципальным бюджетным учреждениям. При отсутствии возможности создания муниципальных бюджетных учреждений, органами местного самоуправления функции в сфере похоронного дела должны осуществляться самостоятельно.

По мнению ФАС России, более рациональным является наделение этими функциями уже действующих учреждений или структурных подразделений администрации муниципального образования (муниципальное учреждение городское хозяйство, департамент городского хозяйства и т.д.), а не создание специализированного подразделения с соответствующим финансированием. Как показывает практика (например, Красноярский край), не возникает сложностей при формировании планов кладбищ и выдаче в соответствии с ними разрешений на выделение участка земли под захоронение. Все остальные работы (услуги) на кладбище будут выполняться хозяйствующими субъектами (услуги по захоронению, установке памятников и др.) на конкурентной основе на основании обращений граждан.

Выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ на территориях мест захоронений должны осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как содержание кладбища в надлежащем санитарном состоянии входит в компетенцию органов местного самоуправления и является муниципальной нуждой. В связи с вышеизложенным, органы местного самоуправления обязаны размещать заказы на предоставление услуг по содержанию мест захоронений на конкурсной основе, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Органы местного самоуправления, в соответствии с Законом о погребении вправе принять нормативно-правовой акт о порядке деятельности общественных кладбищ, в котором должен быть определен режим работы кладбища и порядок выделения земельного участка под захоронение.

По вопросу обеспечения гарантированного перечня услуг по погребению органы местного самоуправления вправе создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела. При отсутствии возможностей по созданию соответствующих служб, по мнению ФАС России, органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующие субъекты статусом специализированных служб, что в целях обеспечения конкуренции должно производиться на конкурсной основе. Однако это не означает, что иные организации не могут предоставлять комплекс услуг в рамках гарантированного перечня с соответствующим возмещением из бюджета.

ФАС России считает, что услуги по погребению невостребованных и безродных должны также осуществляться на конкурсной основе, так как являются предметом отдельно взятого бизнеса, осуществляемого за бюджетные средства.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. Деятельность, связанная с погребением на коммерческой основе (за плату), что составляет более 90% общего объема услуг по погребению, должна осуществляться в условиях равной конкуренции с иными хозяйствующими субъектами, участниками данного рынка.

Организации, заключившие муниципальный контракт на предоставление услуг по содержанию кладбищ не могут наделяться контрольными функциями в отношении иных хозяйствующих субъектов и должны осуществлять деятельность исключительно в рамках исполнения

полная версия статьи

Согласно действующему законодательству, Государство гарантирует погребение каждого гражданина Российской Федерации. Так, федеральный закон «О погребении и похоронном деле», а также закон «О погребении и похоронном деле в городе Москве» определяют порядок организации похоронного дела, предоставления ритуальных услуг и социальной помощи родственникам усопшего.

В настоящее время на территории Москвы предоставляются следующие ритуальные услуги:

  • прием заказа и заключение договора (в том числе агентские услуги приемщиков заказов (агентов) городских специализированных служб по вопросам похоронного дела) на организацию похорон;
  • оказание услуг по захоронению и перезахоронению
  • оказание услуг по кремации;
  • оформление прав пользования участками для создания семейных (родовых) захоронений;
  • транспортировка тел (останков) умерших (погибших)
  • изготовление и опайка цинковых гробов;
  • санитарная и косметическая обработка тел;
  • бальзамирование;
  • изготовление гробов (кроме цинковых) и урн для захоронения праха;
  • изготовление и установка надмогильных сооружений и склепов;
  • производство иных похоронных принадлежностей;
  • оформление надписей на памятниках и мемориальных досках;
  • изготовление и крепление фотокерамических изделий на памятниках;
  • уход за местами погребения и захоронения.

О первых действиях в случае смерти человека вы можете прочитать .

Места погребения

В настоящее время в Москве предусмотрено как традиционное погребение гробом в землю, так и кремация. В соответствии с этими двумя основными видами погребения, на территории Москвы и Московской области созданы специальные места для захоронения: кладбища, колумбарии открытого и закрытого типов, площадки для развеивания праха.

Согласно действующему законодательству, гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории города Москвы, гарантируется бесплатное предоставление участка земли для погребения. Предоставление бесплатного участка производится исключительно на открытых кладбищах столицы. В настоящее время только три кладбища Москвы имеют статус открытых: Домодедовское кладбище, Перепечинское кладбище и Богородское кладбище в Ногинском районе Московской области. Все остальные кладбища Москвы являются закрытыми, на них осуществляются исключительно родственные захоронения, а также захоронения на благоустроенных (т.н. «сервисных») участках.

При предоставлении нового участка на открытых кладбищах, граждане, ответственные за погребение, оплачивают исключительно стоимость услуг по захоронению. Так, стоимость услуг по захоронению на Перепечинском кладбище ограничивается стоимостью копки могилы и составляет, согласно официальному прейскуранту, 9070 рублей.

Чтобы оформить новый участок для захоронения, необходимо воспользоваться услугами приемщика заказов ритуальной службы либо самостоятельно обратиться в администрацию кладбища, имея при себе гербовое свидетельство о смерти и паспорт заявителя. При оформлении захоронения на родственном участке, к указанным документам добавляются паспорт на могилу и документы, подтверждающие родственные связи покойного с захороненными ранее на данном участке. Перерегистрация ответственного за участок требует предъявления документов, подтверждающих родство нового ответственного со старым и со всеми захороненными. В противном случае перерегистрация ответственности возможна только по решению суда. Кроме того, при оформлении родственного захоронения необходимо иметь в виду, что, согласно установленным санитарным нормам, повторные захоронения осуществляются по истечении не менее 15 лет с момента последнего захоронения.

Некоторые закрытые кладбища также предоставляют новые места под захоронения путем перепланировки территории, что является частью программы Правительства Москвы «О создании мест семейных (родовых) захоронений». Специальная подготовка участка отражается на стоимости услуг по захоронению, в результате чего стоимость погребения на закрытых кладбищах Москвы значительно выше, чем на открытых.

Кроме вышеуказанных мест захоронения, гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в городе Москве, предоставляются участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений. В этом случае участок имеет площадь, достаточную для нескольких захоронений.

ВНИМАНИЕ! Участок на кладбище не переходит в собственность, а передается ответственному за захоронение в бессрочное пользование, пока за могилой осуществляется должный уход. Любые попытки частных лиц продать участки под захоронения являются нелегальными и не могут быть оформлены юридически. Все вопросы оформления участков для захоронения решаются исключительно через администрацию кладбища. Не позволяйте себя обманывать! Подобные «сделки» неизменно заканчиваются для «покупателей» потерей значительных сумм, выплаченных мошенникам.

Кремация

Кроме традиционного погребения, жителям столицы также доступны услуги кремации. На территории столицы функционирует три крематория: Митинский крематорий , Николо-Архангельский крематорий и Хованский крематорий . Родственники покойного могут выбрать любой из трех крематориев. Стоимость кремации едина для всех трех крематориев и составляет 3600 рублей , включая музыкальное сопровождение.

Если кремация не была заказана предварительно, необходимо приехать в крематорий до 15.00 для оформления соответствующих документов. Для оформления заказа на кремацию необходимо предоставить гербовое свидетельство о смерти, паспорт ответственного за кремацию и счет-заказ на ритуальные услуги.

Для предварительного заказа кремации необходимо воспользоваться услугами ритуальных агентов городской специализированной службы по вопросам похоронного дела города Москвы. Ритуальные агенты имеют возможность заказывать кремацию в выбранном крематории через Центральную диспетчерскую службу. В этом случае заранее приезжать в крематорий не требуется.

Урну с прахом можно забрать через три дня после кремации. Для получения урны с прахом необходимо предоставить гербовое свидетельство о смерти, паспорт ответственного за кремацию, справку о кремации (полученную в день кремации) и квитанцию об оплате услуг кладбища, на котором будет захоронена урна с прахом. В случае если урна с прахом перевозится в другой город, необходимо оформить заявление с указанием места захоронения.

Урну с прахом можно поместить в открытый или закрытый колумбарий либо захоронить в землю. Захоронение урны с прахом на кладбище (в колумбарии) производится при предъявлении гербового свидетельства о смерти, справки о кремации и паспорта лица, получающего урну.

Лицо, осуществляющее организацию погребения

Как правило, ответственный за организацию похорон является родственником усопшего. Тем не менее, законодательство не запрещает лицу, не находившемуся в родственных отношениях с покойным, брать на себя ответственность за организацию похорон. Лицо, взявшее на себя обязанность по организации похорон, должно осуществить весь процесс организации погребения, в том числе: оформление документов, необходимых для погребения, получение гербового свидетельства о смерти, справки о смерти, пособия на погребение, включая принятие на себя ответственности за место захоронения. В случае отсутствия лиц, взявших на себя обязанности по организации похорон, она осуществляется городскими специализированными службами по вопросам похоронного дела.

Лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется бесплатное оформление и выдача документов, необходимых для захоронения, а также предоставление возможности нахождения тела в морге до семи суток с момента установления причины смерти в случае возникновения обстоятельств, затрудняющих осуществление погребения. Кроме того; в случае если поиск родственников либо иных ответственных за захоронение лиц затруднен, данный срок может быть увеличен до 14 дней.

Социальное пособие на погребение

Законодательство Российской Федерации предусматривает оказание социальной помощи в виде выплаты пособия на погребение. Пособие на погребение выплачивается как работающим, так и неработающим гражданам. Разница в выплате пособия на погребение для работающих и неработающих граждан заключается в размере пособия и в источнике выплаты пособия.

Так, в случае смерти работающего гражданина РФ, выплата пособия производится по последнему месту занятости покойного. В случае смерти пенсионера, безработного человека, не являющегося пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности выплата пособия на погребение осуществляется органами социальной защиты.

В настоящее время размер социального пособия на погребение в городе Москве составляет 16277 рублей 28 копеек. Выплата производится в день обращения в органы социальной защиты на основании справки о смерти.

Подробнее о порядке выплат социального пособия на погребение вы можете прочитать .

Похороны на безвозмездной основе

Альтернативой получению социального пособия являются похороны на безвозмездной основе. Для осуществления подобных похорон родственники покойного обращаются в специализированную службу по вопросам похоронного дела, которая организует похороны на безвозмездной основе. В этом случае государство возмещает специализированной ритуальной службе расходы на погребение, не превышающие размер соответствующего социального пособия. Тем не менее, не все ритуальные службы оказывают услуги по организации безвозмездных похорон.

Необходимо отметить, что гражданам, получившим услуги по безвозмездному захоронению усопшего, социальное пособие на погребение не выплачивается.

В гарантированный перечень услуг , предоставляемых на безвозмездной основе, входят:

  • оформление документов, необходимых для погребения,
  • предоставление и доставка ритуальных принадлежностей (гроб, покрывало, тапочки),
  • перевозка тела умершего на кладбище (в крематорий),
  • погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Дополнительные услуги и принадлежности (заезд катафального транспорта в церковь и обратный рейс, венки и траурные ленты, услуги морга и прочее) оплачиваются лицами, организующими похороны.

Подробнее о порядке организации похорон на безвозмездной основе вы можете прочитать .

Погребение невостребованных и неопознанных умерших

В соответствии с действующим законодательством, государство гарантирует погребение каждого гражданина Российской Федерации. При отсутствии лица, ответственного за погребение, либо при невозможности осуществить им погребение, погребение осуществляется городскими специализированными службами по вопросам похоронного дела путем придания тела (останков) земле по истечении не менее десяти суток с момента наступления смерти.

Погребение умершего, личность которого не установлена органами внутренних дел в течение десяти дней с момента обнаружения тела (останков), производится специализированными службами по вопросам похоронного дела по истечении двадцати суток с момента обнаружения тела путем предания тела (останков) земле на специально созданных кладбищах.

Невостребованные и неопознанные тела умерших из всех моргов Москвы направляют в Лианозовское трупохранилище (г. Москва, ул. Дубнинская, д. 83а).

«Такого не было с 90-х годов, чтобы были такие разборки на кладбище. Версия СК, что приехали люди, они ссылались на должностных лиц конкретных из государственного предприятия, которые их прислали за деньгами. Это надо уже разбираться правоохранительным органам, на каком основании»

Задержанные после драки на Хованском кладбище в ОВД «Коммунарский». Фото: Алексей Штокал/ТАСС

Организатором массовой драки, произошедшей в субботу на Хованском кладбище столицы, стал 42-летний житель Астраханской области Лечий Яхьев, сообщил телеканал «360°».

По делу допрошено уже более ста человек. Задержания продолжаются. Полиция, которая не смогла накануне пресечь драку, теперь намерена проверить все 78 столичных кладбищ на нарушения в финансово-хозяйственной деятельности и миграционных законов.

В результате столкновений погибли три человека, более 30 получили ранения и травмы различной степени тяжести. Трое пострадавших остаются в крайне тяжелом состоянии.

Эксперты считают, что одной из главных причин побоища на Хованском кладбище стал законодательный вакуум в ритуальной сфере, а не мигранты. Сегодня нужна новая редакция закона «О погребении и похоронном деле» — он был принят в 1996 году. Причем, новый вариант закона уже есть, но застрял где-то в недрах кабинета министров.

Что должен изменить новый документ? Об этом в интервью Business FM рассказал вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев России Алексей Сулоев.

Алексей Сулоев вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев России «Мы с 1996 с года работаем по старому закону «О погребении и похоронном деле». Закон этот устарел. На сегодняшней день мы имеем несколько основных проблем в похоронной отрасли России. Первая — это коррупция при продаже информации о смерти. Далее — отсутствие земли под новые захоронения, особенно в крупных городах. Следующая проблема — ликвидация системы подготовки. Раньше готовили всех агентов, директоров похоронных, сейчас это ликвидировано. Понятно, что приходят не профессионалы. То, что мы видим на Хованском кладбище, — очевидный пример. Следующая проблема — бесконтрольный допуск на рынок всех желающих. Сегодня никто не может посчитать, сколько организаций работает, где. Нет ни реестров, ничего. Последнее — это отсутствие общественного и государственного контроля. Что предлагается новым законом? Предлагается ввести лицензирование, как во всем мире. Предлагается часть услуг на кладбище отдавать, как это, опять же, во всем мире делается, на конкурсной основе в коммерческие организации. Как опыт показывает, в этом случае и качество услуг становится выше, и снижаются цены. На мой взгляд, федеральный бюджет недополучает до четырех миллиардов рублей налогов ежегодно. Потому что сегодня по России 75% ритуального рынка находится в тени. Эксперты оценивают, что рынок — это от 50 до 200 миллиардов рублей. У нас сегодня на одного умершего приходится до девяти ритуальных агентов. Среднемировая цифра — 1,2 — 1,5. получается, что агенты сегодня борются не за качество, не за снижение цены, а за доступ к информации о смерти. То есть, они платят людям, которые имеют информацию. И после того, как они получили информацию, они эти деньги вкладывают в стоимость заказа. Мы сегодня находимся на первом месте в мире по взяткам. Например, в Москве взятка за предложение информации о смерти достигает сегодня 20 тысяч рублей. Опять же, эти деньги никуда не деваются, а вписываются в счет заказчика. К сожалению, закон, который уже давным-давно написан, находится на согласовании в правительстве. Воз и ныне там. Что касается работы мигрантов на кладбищах, то такой проблемы не существует. Пожалуй, только на Хованском, ну, может быть, еще на Перепечинском кладбище у нас работают мигранты. На остальных кладбищах мигрантов работает столько же, сколько в любой другой сфере деятельности Москвы. Проблема-то не в мигрантах, а в криминализации этой сферы, которая на сегодняшний день становится все больше и больше. Такого не было с 90-х годов, чтобы были такие разборки на кладбище. Версия СК, что приехали люди, они ссылались на должностных лиц конкретных из государственного предприятия, которые их прислали за деньгами. Это надо уже разбираться правоохранительным органам, на каком основании. Сейчас же много в Интернете записей, где люди говорят, что платили директору кладбища. Там суммы фигурируют очень большие. Я думаю, что в этом вопросе надо разбираться. Если ликвидировать эту причину, на конкурсной основе предоставлять эти услуги, проблема будет решена. Или мы дальше будем получать подобные проблемы. Неважно, будут ли это мигранты или преступные группировки. Как таковой проблемы мигрантов не существует ни на одном кладбище».

Директор Хованского кладбища уволен. Возбужден ряд уголовных дел в отношении задержанных уроженцев Северного Кавказа. Дела расследуются по статьям «Убийство», «Незаконное хранение огнестрельного оружия» и «Массовое причинение тяжкого вреда здоровью двум или более лицам». По данным ТАСС, среди задержанных, которых считают одними из организаторов побоища, — уроженцы Чечни и Дагестана.

После массовой драки на Хованском кладбище глава столичного управления МВД Анатолий Якунин решил увеличить численность патрульно-постовой службы в Новой Москве.

Похоронное обслуживание населения - одна из наиболее социально значимых сфер услуг. Приобщение к цивилизованному похоронному сервису, сохранение ритуальных традиций имеет боль-шое значение в самых различных аспектах социально-экономи-ческой и духовной жизни страны. Это особенно актуально сейчас, когда после многих десятилетий забвения вернулось понимание, что культура похорон - неотъемлемая часть общей культуры.
Действующее законодательство выделило похоронное дело как самостоятельный вид деятельности, что впервые позволило работникам похоронной службы России заявить о себе как об особом круге специалистов, занятых в важнейшей и весьма деликатной сфере.
Последние годы похоронное обслуживание населения привлекает все большее внимание органов государственной власти и общества. Ежегодно стали проводиться выставки похоронной индустрии, семинары, конференции, появился ряд печатных изданий, посвященных вопросам похоронного дела. И действительно, сегодня невозможно недооценить огромную социальную значимость похоронных услуг для россиян и ответственность, возникающую в связи с погребением умерших граждан.
В Российской Федерации ежегодно умирает более 2 млн человек. Соответственно принимается и исполняется такое же количество заказов на предоставление ритуальных услуг, связанных с погребением умерших, установкой надмогильных сооружений.
При организации похорон необходимо учитывать, что каждый умерший человек вне зависимости от его положения должен быть похоронен достойно, в соответствии с существующими гражданскими, религиозными и национальными традициями.
За прошедшее десятилетие в сфере похоронного дела произошли принципиальные изменения в организации работы предприятий, что сильно отразилось на показателях, характеризующих рынок похоронных услуг. Важнейшим этапом в развитии данной сферы стало принятие постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.93 № 1295, которым была одобрена Федеральная целевая программа “Улучшение ритуального обслуживания населения на 1993-2000 годы” (далее - Программа). Государственным заказчиком Программы выступил Госстрой России.
Основная цель Программы - улучшение ритуального обслуживания населения за счет создания правовой и материально-технической базы в сфере ритуального обслуживания, позволяющей обеспечить предоставление необходимого минимума услуг для достойного захоронения умерших граждан Российской Федерации, внедрения кремационных способов захоронения.
В ходе реализации Программы принят ряд федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, обеспечивающих правовую основу функционирования ритуальных предприятий, защиту интересов потребителей ритуальных услуг и определивших основные принципы взаимоотношений в данной сфере.
Одним из основных положений федерального Закона “О погребении и похоронном деле” являются гарантии достойного отношения к останкам и памяти умершего, а также предоставление установленного перечня ритуальных услуг на безвозмездной основе.
Множество серьезных проблем в развитии похоронной сферы обслуживания, в том числе по разработке и утверждению нормативно-правовых документов, регистрации их в Минюсте России, связано с тем, что Правительством Российской Федерации не определен специально уполномоченный государственный орган Российской Федерации в области похоронного дела. В то же время Госстрой России традиционно уже много лет осуществляет координацию и регулирование деятельности в области похоронного обслуживания населения, и именно ему направляются поручения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
В большинстве субъектов Российской Федерации не разработаны региональные законы о погребении и похоронном деле. В ряде субъектов соответствующие законы и постановления приняты в Калужской, Ивановской, Вологодской, Омской, Тверской областях, Санкт-Петербурге, Москве, Республике Адыгея, Чувашской Республике. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостаточно уделяют внимания вопросам состояния и развития похоронного дела, деятельности предприятий и организаций по предоставлению ритуальных услуг населению (Амурская, Курская, Пензенская, Омская, Нижегородская, Тамбовская области, Алтайский край, Республика Мордовия и многие другие).
Необходимо учитывать, что в условиях рыночной экономики предоставление ритуальных услуг является предметом предпринимательской деятельности сотен негосударственных предприятий, организаций, фондов и т.д. Каждая из таких организаций заинтересована в получении как можно большего числа заказов на похороны или установку надмогильных сооружений, а также в том, чтобы заказы были как можно дороже.
Стоимость похоронных услуг постоянно увеличивается. Объем предоставленных ритуальных услуг в 2002 году составил 8733,5 млн рублей.
В настоящее время на территории Российской Федерации деятельность по предоставлению ритуальных услуг осуществляют около пяти тысяч предприятий различных организационно-правовых форм собственности.
Если в 1996 году муниципальным предприятиям принадлежало около 70% рынка, то в настоящее время 60% ритуальных услуг предоставляют частные фирмы.
Анализ существующей практики показывает, что в регионах нередко превалирует коммерческая направленность предоставления похоронных услуг. Появилась достаточно жесткая конкуренция между предпринимателями в борьбе за заказы на организацию похорон. Имеются факты вымогательства, навязывания гражданам дорогостоящих услуг и предметов ритуального назначения. Наблюдается интенсивный рост цен на такие услуги и предметы. Подобные факты - следствие отсутствия деловой этики в похоронном деле. Цивилизованный подход возможен только на основе принципов сотрудничества государственных и негосударственных похоронных организаций.
В крупных городах проблемы в сфере ритуального обслуживания, как правило, связаны с высокими ценами в части предоставления похоронных услуг, сложностью решения вопросов отвода земельных участков под кладбища и крематории, нарушениями санитарно-гигиенических норм, отсутствием отечественного специализированного оборудования, этическими аспектами процедур захоронения.
Отмена лицензирования деятельности по оказанию похоронных услуг привела к свертыванию государственного и муниципального регулирования этой деятельности, снижению уровня защищенности граждан от недобросовестных предпринимателей, дала возможность бесконтрольно работать в этой сфере фирмам-однодневкам, случайным и неподготовленным людям.
Сегодня одна из острых проблем развития похоронных служб связана с тем, что действующий закон возлагает функции по погребению граждан на специализированные службы по вопросам похоронного дела (далее - Службы), создаваемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Со времени принятия закона во многих регионах не определен порядок создания и деятельности Служб. Исключением является Москва, где эти вопросы регламентируются законом города Москвы “О погребении и похоронном деле” и постановлением правительства Москвы.
В большинстве случаев вопросы Служб прямой директивой передаются муниципальным предприятиям, оказывающим похоронные услуги.
Вместе с тем, практически повсеместно в городах работают предприятия с частной формой собственности, которые длительной и успешной деятельностью доказали свой профессионализм и заслужили уважение граждан. Становится очевидным, что большинство функций, закрепленных исключительно за Службой, успешно выполняются и негосударственными предприятиями. Более того, закон не оговаривает муниципальную форму собственности Службы как обязательное условие.
Однако следует отметить, что пробелы в федеральном законодательстве и недостаточное нормативное регулирование ставят в неравное положение Службы, обязанные предоставлять гарантированный перечень услуг по погребению, и другие похоронные организации, которые данные услуги могут, но не обязаны предоставлять.
Фиксированный размер пособия по погребению (1000 руб.) в большей степени не покрывает затрат Службы по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению.
Субъектами Российской Федерации не определен порядок возмещения Службе стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг в части, превышающей 1000 рублей.
Привязка социального пособия на погребение и стоимости гарантированного перечня услуг по погребению к фиксированной сумме приводит к увеличению разрыва между реальной стоимостью затрат по погребению, на которых отражаются инфляционные процессы, и размером возмещения. В связи с этим увеличивается число невостребованных умерших.
В среднем по отдельным регионам (Омская, Ивановская, Вологодская, Челябинская и ряд других областей) за 6 месяцев 2003 г. этот показатель увеличился на 21% по сравнению с соответствующим периодом 2002 г.
Фактическая стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, рассчитанная по данным, полученным от Служб из различных регионов страны, составляет на 01.01.2003 в среднем по Российской Федерации 2650 рублей.
Госстрой России подготовил совместно с Комитетом Государственной Думы по делам ветеранов предложения по увеличению стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению. Это может быть средняя по стране фактическая стоимость услуг с ежегодной индексацией или приравненная к одному из установленных государственных показателей, характеризующих социально-экономическую ситуацию в регионах (например, величина прожиточного минимума, установленная в субъектах Российской Федерации в среднем на душу населения).
В соответствии с федеральным Законом “О погребении и похоронном деле” решение о создании мест погребений, порядке их деятельности принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территории которых они создаются.
На сегодняшний день состояние подавляющей части объектов похоронного назначения не отвечает не только требованиям закона, но и элементарным требованиям техники безопасности. Отводимые под создание новых кладбищ земельные участки зачастую не пригодны для этой цели. В большинстве регионов кладбища расположены на территориях, подтопляемых в весенний период.
К сожалению, надо отметить, что органы местного самоуправления самоустранились от решения вопросов содержания и благоустройства кладбищ.
Многие муниципальные кладбища не ухожены и не благоустроены, никак не обозначены и не огорожены, их территории замусорены, имеются многочисленные факты вандализма.
Надмогильные сооружения пришли в негодность и требуют ремонта. Денег на эти цели практически не выделяют ни местные бюджеты, ни региональные, ни федеральный бюджет.
Нет дорог с твердым покрытием для прохода граждан и проезда катафальных тележек с гробом умершего, не говоря уже об организации обслуживания маломобильных посетителей.
Не предусмотрена система сбора и вывоза мусора, нет указателей участков кладбищ, планов размещения мест захоронений.
Крайне неприглядный вид имеют многие сельские кладбища и кладбища малых городов. Как правило, такое кладбище - это заросший бурьяном, кустарником и аварийными деревьями участок земли, на котором в хаотичном состоянии находятся захоронения различных размеров.
В настоящее время отсутствуют правоустанавливающие документы по созданию и эксплуатации кладбищ, выделению для них земельных участков; не определен порядок пользования местами захоронений; не решен вопрос использования “бесхозных” мест захоронений. На некоторых кладбищах такие могилы составляют 20 - 30% от их общего количества. За ними никто не ухаживает, на многих из них нет надгробий. Однако по действующему законодательству использовать их для новых погребений нельзя.
Нет утвержденного порядка эксгумации останков из таких могил и перезахоронения их в более компактном виде на другое место. В ряде случаев руководители кладбищ, пользуясь сложившейся ситуацией, производят в подобные могилы новые захоронения, при этом старые утрачиваются безвозвратно.
Эти проблемы затронуты в вышедших недавно в издательстве Госстроя России Рекомендациях по организации похорон и содержанию кладбищ в Российской Федерации, но эти рекомендации, к сожалению, не носят директивный характер и не подлежат обязательному исполнению.
Первоначально этот документ назывался Инструкцией по организации похорон и содержанию кладбищ. Однако Минюст России не усмотрел компетенции Госстроя России в разработке документа такого ранга и отказал в государственной регистрации.
Принятые в апреле 2003 г. санитарные правила и нормы “Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения” не отвечают современным требованиям ведения похоронного хозяйства. В СанПиНе не нашли отражения многие вопросы обустройства и содержания кладбищ с учетом сложившейся в регионах России практики похоронного обслуживания. Документ не был представлен на согласование в Госстрой России и другие ведомства, ведущие нормативно-методические разработки в похоронном деле.
В настоящее время старые кладбища продолжают разрастаться, вокруг многих из них не существует санитарно-защитных зон, что пагубно влияет на экологическую обстановку.
В городах сложилась такая ситуация, что муниципальные власти идут по простому пути: закончились места на кладбище - открывают новое, изыскивают средства для приобретения земли для его строительства. Если не изменится положение дел в похоронной отрасли, то лет через 50 наши города будут окружены не лесами и полями, а плотным кольцом кладбищ, которое неизменно будет увеличиваться.
В этой связи многие похоронные предприятия поднимают вопрос о возрождении закрытых кладбищ для повторного захоронения.
Например, в Тульской области была проведена перерегистрация захоронений на закрытых кладбищах. Выяснилось, что из 3000 захоронений перерегистрацию прошли чуть более 300. Повторное использование территорий закрытых кладбищ приведет к экономии земельных ресурсов, спасет от исчезновения особо ценные исторические захоронения.
Во многих регионах возникла проблема с выделением земель под строительство новых кладбищ. Отсутствие территорий в черте города вынуждает администрации обратить внимание на земельные угодья либо лесного, либо сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации при отводе земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для строительства кладбищ, убытки и потери при изъятии сельскохозяйственных или лесных угодий подлежат возмещению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 № 278 утверждены Правила взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда. Для каждого региона определен расчет размера платы за перевод 1 га лесных земель в нелесные и изъятие 1 га земель лесного фонда (например, для Ивановской области он будет составлять 2,5 - 3 млн руб.). Однако средства, необходимые для указанных платежей, отсутствуют как в местных, так и в областных бюджетах.
Действующим законодательством Российской Федерации не урегулированы вопросы выделения, организации и содержания земельных участков, занятых местами захоронений.
Эти вопросы требуют своего уточнения в федеральных Законах “О погребении и похоронном деле”, “О плате за землю”, Лесном кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, Кодексе об административных нарушениях, Земельном кодексе Российской Федерации, проекте федерального Закона “О переводе земель из одной категории в другую”.
В Правительстве Российской Федерации находится на рассмотрении проект федерального Закона “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения и сооружения”. Этот проект предусматривает изменения и дополнения в Земельном кодексе Российской Федерации. Госстрой России просит при рассмотрении данного законопроекта в Государственной Думе озвучить и внести в него следующие изменения и дополнения:
- название законопроекта дополнить словами “в том числе места захоронения”;
- статьи 85 и 57 Земельного кодекса Российской Федерации дополнить: “в части отнесения кладбищ к землям поселений и землям общего пользования”;
- а также “в части освобождения от возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд с целью организации на них кладбищ”.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в чьем ведении находятся кладбища, в соответствии с Бюджетным кодексом следует предусматривать в бюджетах денежные средства на их организацию, развитие и содержание.
Вместе с тем, стоит учесть, что в настоящее время есть только один цивилизованный подход к сложившейся ситуации: это строительство крематориев во всех регионах страны, что на сегодняшний день вряд ли осуществимо без участия инвестиций частного капитала.
В России очень слабо развита такая форма погребения, как кремация. Крематории функционируют лишь в 10 городах страны. В среднем по Российской Федерации кремация не превышает 7%, тогда как в странах Европы и США этот показатель составляет около 80%.
В рамках реализации ФЦП “Улучшение ритуального обслуживания населения на 1993-2000 годы” ЗАО “Диагностика аварийных ситуаций” разработаны проекты крематориев различного класса, налажено серийное производство кремационных установок ПКТ-400.
Внедрение кремации позволит ежегодно экономить 2000 га ценных пригородных земель и десятки миллионов рублей на обустройство новых кладбищ, создать дополнительные рабочие места, уменьшить расходы государства и граждан на ритуальные услуги.
Серьезной проблемой является организация подготовки и переподготовки кадров для похоронных организаций. Высокие требования предъявляются сейчас непосредственно к работникам предприятий похоронного обслуживания. Сегодня требуются хорошо подготовленные и профессионально обученные кадры.
К сожалению, только при Институте экономики сервиса Московского государственного университета сервиса создан и в течение 7 лет успешно функционирует Центр подготовки кадров для похоронной службы.
В сентябре 2003 года ЗАО “ДИАС” организовало обучение в МГТУ им. Н. Э. Баумана первой группы студентов старших курсов по специальности “Установки высокотемпературной утилизации”.
По всей видимости, необходимо рассмотреть вопрос об открытии в системе высшего и среднего специального образования кафедры по специальностям похоронной сферы обслуживания.
Очевидно, назрела крайняя необходимость совер- шенствования похоронного дела в целом. В первую очередь необходимо внесение изменений и дополнений в федеральный Закон “О погребении и похоронном деле”.
Проведенный Госстроем России анализ поступивших предложений из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показал, что наиболее актуальными проблемами, требующими первоочередного решения, являются следующие:
- определение сферы похоронного обслуживания как самостоятельной отрасли народного хозяйства и соответственное распределение полномочий между Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- решение на законодательном уровне вопросов, связанных с выделением земельных участков для кладбищ и их содержанием;
- увеличение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению;
- восстановление лицензирования деятельности по оказанию похоронных услуг;
- разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих похоронное дело в Российской Федерации.
Госстрой России внес свои предложения в проект Рекомендаций парламентских слушаний и передал в Комитет Государственной Думы по делам ветеранов.
По всем поставленным вопросам мы надеемся на поддержку со стороны Правительства Российской Федерации, Государственной Думы, соответствующих министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Союза похоронных организаций и крематориев.
Только совместными усилиями и плодотворным сотрудничеством мы сможем решить столь важную задачу по совершенствованию похоронного дела в Российской Федерации, поднять похоронное обслуживание населения на достойный уровень.

Вера ГРИГОРЬЕВА, зам. начальника отдела благоустройства и бытовых услуг Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Москва

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!