Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Секретное оружие третьего рейха - летопись. Холодное оружие III рейха

Стоит оговориться, что речь шла не просто о создании новейших образцов вооружений – нацистские инженеры стремились достичь полного технологического превосходства над противником. И Германии удалось добиться многого на этом пути.

Едва ли не самого большого успеха немецкие конструкторы достигли в сфере авиации. А именно, в плане реактивных самолетов. Конечно, первые из них были не лишены недостатков, но и их плюсы были на лицо. В первую очередь, это большая, чем у винтовых самолетов скорость и более мощное вооружение.

Ни одна из воюющих сторон не использовала в боевых действиях столько реактивных машин, как Германия. Здесь можно вспомнить и первый серийный реактивный истребитель Me.262, и «народный истребитель» He 162, и первый в мире реактивный бомбардировщик Ar 234 Blitz. Был у немцев и ракетный истребитель-перехватчик Me.163 Komet, имевший жидкостный ракетный двигатель и способный находиться в воздухе не больше восьми минут.

Heinkel He 162 получил прозвище «народный истребитель», потому что должен был стать массовой и доступной в освоении реактивной машиной. Он был вооружен двумя 20 мм пушками MG 151 и мог развивать скорость до 800 км/ч. До конца войны успели построить только 116 истребителей He 162, в боях они почти не применялись.

Все эти самолеты строились серийно и участвовали в войне. Для сравнения, из всех стран антигитлеровской коалиции только Великобритания в годы войны имела на вооружении реактивный боевой самолет – истребитель Gloster Meteor. Но британцы использовали его только для перехвата немецких крылатых ракет «Фау-1» и не посылали в бой против истребителей.

Если говорить о немецких реактивных самолетах, то одни из них использовались чаще, другие – реже. Ракетные Me.163 совершили всего несколько боевых вылетов, а вот Me.262 широко применялись на Западном фронте и смогли записать на свой счет 150 самолетов врага. Общей проблемой немецких реактивных истребителей была их недоработанность. Это приводило к огромному числу аварий и катастроф. Именно в них была потеряна львиная доля новых машин Люфтваффе. Систематические налеты американской и британской авиации привели к тому, что немцы к концу войны даже не смогли побороть «детские болезни» Me.262 (а ведь нацисты возлагали огромные надежды именно на этот истребитель).

Истребитель Messerschmitt Me.262 нес воистину грозное вооружение – четыре 30 мм пушки MK-108. Одного залпа было достаточно, чтобы отправить тяжелый бомбардировщик B-17 на тот свет. А вот с маневренными винтовыми истребителями тяжелому двухмоторному Me.262 тягаться было проблематично (играл роль малый темп стрельбы MK-108). Кстати, один 262-й записал на свой счет советский летчик-ас Иван Кожедуб.

Самолеты, о которых мы сказали, получили широкую известность, но ряд авиационных проектов Германии так и остался незамеченным. И здесь можно вспомнить экспериментальный боевой самолет Horten Ho IX – первый в мире реактивный самолет, построенный по аэродинамической схеме «летающее крыло». Он был создан в рамках программы 1000*1000*1000 – это означает, что скорость должна была достигать 1000 км/ч, дальность – 1000 км, а бомбовая нагрузка – 1000 кг. Horten Ho IX совершил несколько испытательных полетов в 1944-1945 годах, но в боях участие не принимал.

Еще меньше повезло детищу знаменитого немецкого авиаконструктора Курта Танка (Kurt Tank) – турбореактивному истребителю Focke-Wulf Ta 183. Этому истребителю вообще не суждено было подняться в небо, но при этом он оказал колоссальное влияние на развитие авиации. Конструкция самолета была революционной: Ta 183 имел стреловидное крыло и характерное расположение воздухозаборника. Позже эти технологические решения были использованы при конструировании советского истребителя МиГ-15 и американского F-86 Sabre – культовых машин послевоенной эры.

На протяжении всей Второй мировой войны главным орудием воздушного боя оставались пушки и пулеметы разного калибра. Но немцы были в числе лидеров в области создания ракет «воздух-воздух». Одна из них – Ruhrstahl X-4 – имела жидкостный реактивный двигатель и могла развивать скорость до 900 км/ч. Управление после запуска осуществлялось через два тонких медных провода. Ракета могла стать неплохим оружием борьбы с большими и неповоротливыми бомбардировщиками B-17 и B-24. Однако достоверных данных о боевом применении этой X-4 нет. Летчику было тяжело одновременно управлять ракетой и самолетом, поэтому требовался второй пилот.

Создавали нацисты и управляемое оружие класса «воздух-поверхность». Здесь стоит вспомнить радиоуправляемую планирующую бомбу FX-1400 Fritz X, которую использовали во второй половине войны против кораблей союзников. Но эффективность этого оружия была неоднозначной, а по мере завоевания союзниками превосходства в воздухе, удары по наземным целям отошли для Люфтваффе на второй план.

Все эти разработки, безусловно, опередили свое время, но они не шли ни в какое сравнение с Silbervogel. «Серебряная птица» стала самым амбициозным военным проектом Третьего Рейха за все годы его существования. Проект представлял собой частично-орбитальный бомбардировщик-космолет, призванный наносить удары по территории СССР и Соединенных штатов. Саму концепцию предложил австрийский ученый Ойген Зенгер (Eugen Sänger). Бомбардировщик мог брать на борт до 30 тыс. кг бомбовой нагрузки, если же речь шла о нанесении ударов по территории США – нагрузка снижалась до 6 тыс. кг. Вес самого самолета составлял 10 т, а его длина достигала 28 м. В хвостовой части фюзеляжа располагался жидкостный ракетный двигатель тягой до 100 т, по бокам находились два вспомогательных ракетных двигателя.

Для запуска бомбардировщика Зенгер предложил создать рельсовый трек длиной около 3 км. Самолет помещался на специальные салазки, к ним же могли крепиться и дополнительные ускорители. За счет этого аппарат должен был разогнаться на треке до 500 м/с, а затем набрать высоту уже с помощью собственных двигателей. «Потолок», который мог достигать Silbervogel, равнялся 260 км, что фактически делало его космическим аппаратом.

Существовало несколько вариантов боевого применения Silbervogel, но все они были сопряжены с рядом рисков (потеря летчика и самолета) и техническими проблемами, которые в то время было невозможно разрешить. Это стало причиной того, что в 1941 году от проекта отказались. К тому времени он находился на стадии бумажных чертежей. В самом конце войны, правда, немецкое руководство вновь заинтересовалось проектом, но тогда в его реализацию уже никто не верил. После войны ученые провели расчеты и выяснили, что спроектированный Зенгером аппарат разрушился бы сразу после входа в атмосферу. При этом нельзя не отметить дерзость немецких инженеров, ведь сама концепция опередила время на много десятилетий.

Первая ассоциация при слове Вермахт – лязг стальных гусениц и громы орудийных раскатов. Именно танкам отводилась главная роль в осуществлении молниеносной войны – блицкрига. Сегодня мы не будем определять лучший танк Второй мировой войны, оставив в стороне такие выдающиеся творения как Panzerkampfwagen VI Tiger I или Panzerkampfwagen V Panther. Речь пойдет о тех немецких танках, которым не суждено было пойти в бой.

Во второй половине войны нацистское руководство (и в первую очередь, сам Гитлер) было подвержено неоправданной гигантомании, и это было особенно заметно на примере танков. Если уже упомянутый «Тигр I» весил 54-56 т, то его брат – «Тигр II» имел массу 68 т. На этом нацисты не остановились. В конце войны сумрачный гений немецкого танкостроения породил грозные, пугающие и совершенно абсурдные проекты.

Например, сверхтяжелый танк Maus – самый известный из всех малоизвестных танков Второй мировой войны. Разработкой руководил знаменитый конструктор Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche), хотя отцом сверхтяжелых танков можно считать и самого фюрера. При чудовищном весе в 188 т Maus скорее походил на передвижной дот, а не на полноценную боевую машину. Танк имел оружие KwK-44 L/55 калибра 128 мм, а его лобовая броня достигала 240 мм. При мощности двигателя в 1250 л. с. танк развивал скорость по шоссе до 20 км/ч. В экипаж машины входили шесть человек. В конце войны было произведено два танка Maus, но принять участие в боях они не успели.

У Maus-а мог появиться своего рода аналог. Существовала так называемая E-серия – ряд максимально унифицированных и при этом технологически продвинутых боевых машин. Было несколько проектов танков серии E, и самым необычным из них стал сверхтяжелый Panzerkampfwagen E-100. Он создавался как альтернатива Maus-у и имел вес – 140 тонн. Конструкторы создали несколько вариантов башен этого танка. Предлагалось также различное вооружение и разные варианты силовой установки. При огромном весе танка скорость E-100 должна была достигать 40 км/ч, но проверить технические характеристики немцы уже не успели, так как недоделанный прототип попал в руки союзнических войск.

Немецкие сверхтяжелые танки, в частности и танк Maus, в последние годы активно популяризируются в массовой культуре. В первую очередь в онлайн-играх. Не стоит, впрочем, воспринимать «игровые» характеристики этих машин всерьез. В боях такие танки не применялись, а значит, правдоподобно смоделировать их поведение нельзя. Нужно учесть также, что документальных сведений об этих танках очень мало.

Еще более впечатляющий по своим размерам танк разрабатывал конструктор Эдвард Гроте (Edward Grote). Проект назвали Landkreuzer P. 1000 Ratte, в рамках которого хотели создать танк массой до 1 тыс. т. Длина сухопутного крейсера составляла 39, ширина – 14 м. Главным орудием должны были стать две спаренные 283-мм пушки SKC/34. Танк также хотели снабдить зенитной артиллерией – до восьми зенитных орудий калибра 20 мм.

Примечательно, что даже этот гигант уступает по своим габаритам другому, еще более невероятному проекту – Landkreuzer P. 1500 Monster. Этот «монстр» представлял собой сверхтяжелый танк, построенный на базе гигантской железнодорожной артсистемы «Дора». Главное отличие P. 1500 заключалась в том, что он должен был передвигаться не по железной дороге. Достоверных сведений об этой грандиозной машине почти нет: считается, что длина корпуса могла составлять 42 м, в то время как броня в некоторых местах достигала бы 350 мм., P. 1500 мог использовать дальнобойное оружие калибра 807 мм, для обслуживания которого предполагалось задействовать экипаж в 100 человек. Строго говоря, танк представлял собой передвижную дальнобойную артиллерию и никак не мог использоваться наравне с другими тяжелыми или даже сверхтяжелыми танками. Landkreuzer P. 1500 Monster, как и Landkreuzer P. 1000 Ratte никогда не производились, не существовало даже прототипов этих машин.

Назвать все эти разработки «чудо-ору­жи­ем» можно разве что в кавычках. Не понятно в принципе, для чего создавались сверхтяжелые танки, и какую функцию они должны были выполнять. Махины весом более 100 т было почти невозможно транспортировать. Их веса не могли выдержать мосты, а сами танки легко вязли в грязи или болоте. Более того, несмотря на свою броню, сверхтяжелые танки были на удивление уязвимы. Они бы оказались полностью беззащитны против авиации союзников. Попадание одной бомбы превращало даже самый защищенный танк в груду металлолома. Это при том, что габариты этих машин не позволяли укрыть их от налетов авиации.

Каждый наверняка слышал о немецких ракетах «Фау-1» и «Фау-2». Первая из них представляла собой самолет-снаряд, а вторая была первой в мире баллистической ракетой. Эти ракеты применялись в войне, но с военно-стратегической точки зрения результат их использования был ничтожен. Зато ракеты «Фау» были источником больших проблем для жителей Лондона, который часто становился их мишенью.

Но существовал и более оригинальный проект «оружия возмездия» – «Фау-3». Несмотря на похожие названия, последний имел мало общего с «Фау-1» и «Фау-2». Он представлял собой огромную многокаморную пушку, которую также называли «Насосом высокого давления». Проект разрабатывался под руководством конструктора Августа Кендерса (August Cönders). Длина орудия составляла 130 м, оно состояло из 32 секций – каждая из них имела расположенные сбоку зарядные каморы. Пушка должна была использовать специальные стреловидные снаряды, длиной 3,2 м. Максимальная дистанция ведения огня составляла 165 км, но вес заряда взрывчатого вещества был не более 25 кг. При этом орудие могло делать до 300 выстрелов в час.

Позиции для таких пушек хотели оборудовать близ побережья Ла-Манша. Они располагались всего в 95 милях от британской столицы, и разрушения Лондона могли быть нешуточными. Несмотря на то, что орудия находились в специальных защитных штольнях, они были полностью разрушены во время авианалета 6 июля 1944 года. В итоге оригинальная «Фау-3» так и не приняла участие в войне. А вот ее уменьшенному аналогу повезло больше – LRK 15F58 дважды использовался для обстрела Люксембурга зимой 1944-1945 года. Максимальная дистанция ведения огня для этой артсистемы составляла 50 км, вес снаряда равнялся 97 кг.

Немцы стали первыми, кто создал управляемые противотанковые ракеты. Первой из них была Ruhrstahl X-7, существовавшая в авиационной и сухопутной модификациях. Управление ракетой осуществлялось посредством двух изолированных проводов – управлять X-7 нужно было визуально, с помощью специального джойстика. В боевых действиях ракета использовалась эпизодично, а началу массового производства помешал конец войны.

Гораздо более амбициозной нацистской разработкой стала А-9/А-10 Amerika-Rakete. Как понятно из названия, целью ракеты были США, так что А-9/А-10 могла стать первой в мире межконтинентальной ракетой. Достоверной информации о ней тоже практически нет. Кроме того, после войны ракету окружил ареал мистификаций. Ряд источников утверждает, что к окончанию войны ракета была «почти готова». Это едва ли могло быть правдой. Сомнительно, чтобы такая ракета вообще могла применяться в военных целях, вероятно, проект Amerika-Rakete к концу войны так и остался на бумаге.

Первой ступенью ракеты должен был стать стартовый ускоритель А-10, который обеспечивал вертикальный пуск и должен был отделяться на высоте 24 км. Затем в дело вступала вторая ступень, которая представляла собой снабженную крыльями ракету А-9. Она разгоняла Amerika-Rakete до 10 тыс. км/ч и поднимала ее на высоту до 350 км. В случае с A-9 главной проблемой мог стать устойчивый аэродинамический сверхзвуковой полет, который был невозможен в те годы. Теоретически, ракета могла долететь с немецкой территории до побережья США примерно за 35 минут. Заряд взрывчатого вещества составлял 1000 кг, а наведение ракеты должно было осуществляться по установленному в Empire State Building радиомаяку (для его монтажа нацисты хотели использовать своих агентов). Якобы, для наведения также мог использоваться пилот, находившийся в герметичной кабине. После корректировки полета А-9 он должен был катапультироваться с высоты 45 км.

«Фау-2» создал выдающийся немецкий конструктор Вернер фон Браун (Wernher von Braun). Боевое крещение ракеты состоялось 8 сентября 1944 года, всего же было произведено 3225 боевых запусков. Дальность полета «Фау-2» составляла 320 км. Этого хватало для поражения городов Великобритании. Жертвами ракетных атак становились преимущественно мирные жители – попадания «Фау-2» стоили жизни 2,7 тыс. человек. «Фау-2» имела жидкостный ракетный двигатель, позволявший развивать скорость до 6120 км/ч.

Ядерная программа

Нацистская ядерная программа – отдельная тема для исследований, и мы не будем углубляться в ее суть. Заметим только, что хотя нацистские ученые добились определенного прогресса, к 1945 году они были далеки от создания ядерного оружия. Одна из причин этого в том, что немцы избрали концепцию с использованием так называемой «тяжелой воды» (называемой еще оксид дейтерия; обычно этот термин применяется для обозначения тяжеловодородной воды, которая имеет ту же химическую формулу, что и обычная вода, но вместо двух атомов обычного легкого изотопа водорода содержит два атома тяжелого изотопа водорода – дейтерия, а ее кислород по изотопному составу соответствует кислороду воздуха. Важнейшим свойством тяжеловодородной воды является то, что она практически не поглощает нейтроны, поэтому используется в ядерных реакторах для торможения нейтронов и в качестве теплоносителя – NS). Эта концепция была не самой лучшей, если говорить о быстроте достижения цепных ядерных реакций, нужных для создания ядерного оружия. Сам завод по производству тяжелой воды был расположен в норвежском административном центре Рьюкан. В 1943 году союзники провели операцию Ганнерсайд, в результате которой диверсанты разрушили предприятие. Нацисты не стали восстанавливать завод, а оставшуюся часть тяжелой воды отправили в Германию.

Есть мнение, что западные союзники уже после войны сильно удивились, узнав, как далеко находились нацисты от создания ядерного оружия. Так это или нет, мы, видимо, не узнаем никогда. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что на создание ядерного оружия Германия затратила примерно в 200 раз меньше средств, чем понадобилось США на реализацию «Манхэттенского проекта». Напомним, программа разработки ядерного оружия стоила американцам 2 млрд долларов, по меркам того времени, сумма огромная (если перевести ее на современный курс доллара, то получится около 26 млрд).

Иногда к числу образцов «чудо-оружия» приписывают немецкие подводные лодки типа XXI и типа XXIII. Они стали первыми в мире субмаринами, способными постоянно находиться под водой. Строились лодки в самом конце войны и участие в боевых действиях почти не принимали. Строго говоря, война в Атлантике была для Германии проиграна еще в 1943 году, и флот постепенно терял для нацистского руководства былое значение.

Главный вопрос можно сформулировать так: могло ли немецкое «чудо-оружие» оказать существенное влияние на ход войны и склонить часу весов в сторону Третьего рейха? На него нам ответил известный историк, автор множества работ на тему Первой и Второй мировой вой­ны, Юрий Бахурин:

– «Чудо-оружие» вряд ли могло бы изменить ход Второй мировой войны, и вот почему. Уже ввиду сложности конструкции большинства подобных проектов, в условиях ограниченности ресурсов, гитлеровская Германия не имела возможности наладить серийное производство того или иного «оружия возмездия». Единичные же его образцы в любом случае оказались бы бессильны против суммарной мощи Красной армии и сил союзников. Не говоря уж о том, что многие проекты «вундерваффе» были технологически тупиковыми. Среди бронетехники наиболее выразительными примерами тому являются сверхтяжелые «грызуны» – танки «Мышь» (Maus) и «Крыса» (Ratte). Первый, после воплощения в металле, немцы не смогли даже эвакуировать при приближении войск Красной армии. Второй, при проектируемой массе до 1000 т, и вовсе оказался мертворожденным – дело не дошло до сборки прототипа. Поиски «вундерваффе» являлись для Германии своеобразной формой военно-технического эскапизма. Соответственно, вывести проигрывающий войну Рейх из кризиса на фронте, в промышленности и т. д., он бы не смог.

Во время Второй мировой войны немецкая инженерная мысль предстала во всей красе, породив множество удивительных идей. Одни из них значительно опережали свое время, а другие опережали здравый смысл. Глядя на разнообразие технических решений, которые рассматривали ученые, стоящие на службе у Гитлера, понимаешь общий подход Третьего рейха к делу: изучайте все, что вам взбредет в голову. Лишь бы это позволило уничтожить как можно больше людей.

Вера в чудо-оружие (вундерваффе), которое вот-вот придумает фюрер, позволила поддерживать боевой дух в рядах армии до самого окончания войны. Рассматривая некоторые образцы вооружений, понимаешь, что Гитлеру совсем немного не хватило времени, чтобы придумать свою собственную Звезду Смерти с блэкджеком и Евой Браун. И в этой статье пойдет речь о самых удивительных вундервафлях, которые были невероятно продвинутыми для своего времени. Или невероятно безумными: на что только не пойдешь, ради порабощения жалких людишек.

Секретное оружие Гитлера

Пока на советских заводах клепали простой и понятный Т-34, немецкая инженерная мысль была занята куда более масштабными и странными проектами. Нет, конечно, были серые неприметные инженеришки, которые разрабатывали фаустпатроны, Тигры и прочую скукоту. Но настоящие, расовые арийцы усиленно мечтали о создании Landkreuzer P. 1500 Monster — здоровенного сухопутного крейсера. К слову, немцами рассматривалось несколько подобных супер-танков, но этот превосходил своими размерами всех: Монстр должен был весить 1 500 тонн.

Landkreuzer P. 1500 — это сверхтяжелый танк на базе орудия Дора. Для справки: Дора была реально существовавшим железнодорожным артиллерийским орудием длинной целых 50 м. Эта громадина, построенная в количестве 2 экземпляров, передвигалась по рельсам и плевалась гигантскими снарядами весом 5-7 тонн на расстояние до 40 км. Последний раз она использовалась для обстрела Севастополя.


Немцы смотрят на Нону, как на второго Гитлера: с уважением, и в тоже время с опаской

И вот кто-то из немецких конструкторов придумал прокачать Нону, превратив ее из самоходного орудия в полноценный танк, длинной около 40 м, шириной 12-18 м и высотой 7-8 м. Чтобы управлять этим монстром, планировалось задействовать экипаж из 100 человек! И все шло хорошо, пока в 1943 году некий Альберт Шпеер не воспользовался здравым смыслом и отменил работу над проектом. Хотя сверхтяжелый танк приводил бы в восторг всех мальчишек в возрасте до 10 лет, он имел один очевидный недостаток — он был слишком жирный! Настолько жирный, что:

  • Не смог бы передвигаться со скоростью выше 20 км/час;
  • Не смог бы проехать по мосту или протиснуться в туннель;
  • Стал бы идеальной мишенью для авиации и тяжелой артиллерии.

В общем, это просто бесполезная, хотя и бесконечно привлекательная для детского воображения, громадина. Не удивлюсь, если он появится в каком-то очередном «Первом мстителе» или чем-то подобном.

9. Юнкерс Ju 322 «Мамонт»

Чтобы понять, что за штука перед нами, вначале нужно рассказать о военных планерах. Планер — устройство типа самолета, но без двигателя. Во Вторую Мировую многие армии пользовались военными планерами, чтобы устраивать приятные сюрпризы своим противникам. Поднимать и транспортировать планер должен был самолет буксировщик. На месте назначения планер отцеплялся и бесшумно скользил вниз, перемещая войска туда, где их, по подсчетам противника, быть не должно. Поскольку вытащить планер после того, как он приземлялся в глухих дебрях, не представлялось возможным, делали такие штуки их из дешевых материалов — например, из дерева.

Теперь можно поговорить о мамонтах. Перед вами самый большой деревянный планер в мире: Юнкерс 322 «Мамонт». Его придумали для высадки десанта на Британские острова — точнее, для транспортировки танков, самоходных орудий и личного состава. Размах крыльев этой птицы составлял 62 метра — практически ширина футбольного поля. Компания Junkers славилась своей металообработкой, но в данном случае им приходилось работать с загадочным и малознакомым материалом, деревом, что уменьшало шансы на успех.

Хотя в процессе производства находилось около сотни Ju 322, полностью изготовлены были только 2 модели, после чего состоялся пробный полет: «Мамонт» чуть не угробил самолет-буксировщик и настолько поразил воображение наблюдавших за действом высокопоставленных немцев, что от идеи использования этого планера тут же отказались. Но за попытку эти ребята заслуживают лайк: они на полном серьезе собирались сбросить на врага 26-тонную деревянную штуковину без двигателей, с живыми солдатами внутри — это сильно.

8. Солнечная пушка

Солнечная пушка должна была помочь нацистским ученым творить справедливость во имя луны солнца. Любой отщепенец, показавший портрету фюрера кукиш или, чего хуже, родившийся евреем, был бы неминуемо казнен испепеляющим лучом. О подобных разработках стало известно в 1945 году, когда в руки союзникам попали труды ученого Германа Оберта.

Еще в 1923 году Оберт задумался о возможности размещения над поверхностью земли огромного зеркала, которое могло бы направлять солнечные лучи в любую точку земли для дополнительного освещения. Но затем Оберт смекнул: зачем использовать зеркало для подсветки, если вместо этого можно уничтожать людишек целыми поселениями? По его подсчетам, достаточно было разместить линзу диаметром 1,5 км на высоте 36 000 метров. По подсчетам Оберта, этот проект мог быть реализован за 15 лет.

Многие современные ученные считают подобную идею вполне реализуемой — по-крайней мере, в наше время. По их словам, достаточно установить 100-метровую линзу на высоте 8,5 км, чтобы испепелять неугодных на земле. Странно, что ведущие мировые державы еще не воспользовались этим. Хотя… как знать?

7. Мессершмитт Me.323 «Гигант»


Неудача с «Мамонтом» и модные тенденции в мире авиастроения побудили немцев сделать неожиданный эксперимент: оснастить грузовой самолет двигателем. И это событие можно было бы обойти стороной, если бы не присущая немецким инженерам гигантомания: Мессершит Ме.322 стал самой большой штуковиной, которая поднималась в небо во время Второй мировой войны. Какая-то навязчивая гигантомания — интересно, что сказал бы по этому поводу старина Фрейд?

Всего было произведено 200 «Гигантов», которые совершили около 2 000 вылетов. Каждый из них мог взять на борт 120 Гансов и невообразимое количество шнапса — грузоподъемность каждого самолета составляла 23 тонны. В отличие от других устройств, о которых мы рассказывали выше, Me 323 активно использовались в военных целях. Хотя за всю войну было сбито более 80 таких самолетов (а это, на минутку, 40% от их общего числа), в целом это были достойные аппараты: именно в них впервые стали использоваться многоколесные шасси, передний грузовой люк и широкий фюзеляж (что бы это ни значило). Подобные технические решения применяются в современных грузовых самолетах до сих пор.

6. Арадо, Комета и Ласточка


Мессершмитт Me.262 «Schwalbe»

Перед вами пионеры реактивного самолетостроения: первый в мире реактивный бомбардировщик Арадо (Ar 234 «Blitz»), ракетный истребитель-перехватчик Комета (Мессершмитт Ме.163 «Komet») и Ласточка (Мессершмитт Me.262 «Schwalbe»), которую вообще применяли как угодно. И хотя, по идее, реактивные самолеты должны были принести Гитлеру небывалое преимущество, извлечь из них ощутимую пользу не удалось.

  • Ласточка

Мессершмитт с милым названием Швальбе, изображенный на фото выше, начал разрабатываться еще в 1938 году. В 1942-м он был готов к серийному выпуску, но в разгар войны Люфтваффе не решилось делать ставку на новый и малознакомый самолет — тем более, что и старые со своей задачей хорошо справлялись. Но уже через год ситуация поменялась — утратив превосходство в воздухе, немцы сразу же вспомнили о Ласточке, схватились за напильник и стали доводить ее до ума, чтобы отыграть утраченные позиции.

И все бы хорошо (в смысле, для них хорошо), если бы не вмешался начальник с прилизанной челкой и куцыми усиками: хотя специалисты были уверены, что Me.262 рожден стать истребителем, Адольфу захотелось бомбить — он приказал переделать Ласточку под бомбардировщик, который наносил бы молниеносные удары по позициям врага и цыганских таборах, после чего бесследно исчезал бы в небесах. Но по ряду конструктивных особенностей, бомбардировщик с Ласточки был как с еврея ариец — никакой. Поэтому ребята из Люфтваффе поступили мудро: с Алоизычем согласились, но менять ничего не стали.

Весной 1944, когда убойный истребитель был почти готов, а лучшие пилоты Люфтваффе как следует натренированы, Гитлер вдруг обнаружил, что никто бомбардировщик для своего любимого фюрера не строит. «Так не достанься ты никому!» — решил обиженный Адольф, разжаловал нескольких ответственных чинуш и закрыл проект навсегда.

  • Арадо


Арадо Ar 234 Blitz

Этих троих можно было бы смело называть неудачниками, если бы не Арадо — это единственный самолет, которого назвать лузером язык не поворачивается. Поступив на вооружение только в июне 44-го, он не успел повлиять на исход войны. Тем не менее, реактивный Ar 234 хорошо зарекомендовал себя в качестве не только бомбардировщика, но и самолета-разведчика — он единственный мог выполнять различные задания даже в 1945-м, когда противники Рейха полностью доминировали в воздухе.

  • Комета


Мессершмитт Me.163 Komet

Этому истребителю-перехватчику также не суждено было прославиться. Хотя Кометы поступили на вооружение трех эскадрилий, из-за постоянной нехватки топлива боевые вылеты совершала только одна из них. Правда, не долго: за несколько вылетов было потеряно 11 самолетов, при том что вражеских машин сбито только 9. Хотя Ме.163 мог совершать невероятные вещи, например, практически вертикально набирать высоту, его конструкция требовала дальнейшей доработки. Но на момент первого боевого вылета на дворе был уже май 1944го — дорабатывать и совершенствовать времени не было.

5. ZG 1229 «Вампир»

Это немецкая штурмовая винтовка StG 44 с прибором ночного видения, который назывался Zielgerät 1229 Vampir. Более 300 таких приборов поступило на вооружение немецких войск в феврале 1945. Эта штуковина устанавливалась на пулеметы и снайперские винтовки, позволяя немецким снайперам оставаться невидимыми в ночи. Только представьте, какой ужас испытывали солдаты противника: невидимая смерть из темноты… понятно, откуда взялась идея создания фильма «Хищник».

В целом, это было невероятно продвинутое для своего времени устройство — ведь в то время даже штык-нож, прикрепленный к винтовке, считался высокотехнологичным. Чего уж говорить про полноценный прибор ночного видения.

От самых технологически продвинутых до самых бредовых идей — один шаг. Перед вами летающая пилотируемая бомба Fi 103R — самолет для немецких камикадзе. Этот проект является детищем группы офицеров Люфтваффе, среди которых ключевую роль отыграла личный пилот Гитлера, летчик-испытатель Ханна Рейтч. Основной целью пилотируемого снаряда должны были стать тяжелые корабли и авианосцы союзников — благодаря невероятно точным попаданиям, планировалось нанести флоту невосполнимые потери и сорвать высадку союзных войск в Нормандии.

Изначально высшее командование Люфтваффе выступило против ускоренной утилизации своих пилотов — с этим и так успешно справлялись противники. Тем не менее, проект успешно продолжал разрабатываться. Но после первых тестовых полетов, на которых погибло 4 пилота, фельдмаршал Мильх приказал прекратить истреблять немецких летчиков и оснастить самолет системой катапультирования. Для выполнения этого требования необходимо было время, и практически готовый проект опять затянулся — момент был упущен, союзники успешно высадились, открыли второй фронт и необходимость расшибать камикадзе о вражеские корабли отпала сама собой.

3. Flettner Fl 282 «Колибри»

Чтобы получить объективную картину того броуновского движения, которое происходило в головах разработчиков оружия для Гитлера, будем чередовать бред со здравым смыслом. Так что теперь настала очередь еще одной нормальной идеи.

«Колибри» является первым предшественником военных вертолетов — при этом вполне действенным. Хотя во время Второй мировой были изобретены и другие вертолеты, Flettner Fl 282 успешно парил над землей в то время, когда его конкуренты еще стояли мертвой грудой металла в своих ангарах.

Злых гениях — климатического оружия. В то время все, кто претендовал на мировое господство, СССР, США, Германия, исследовали те или иные способы влияния на погоду и климат. О климатическом оружии, которое разрабатывал Третий Рейх, рассказывает Генри Стивенс в своей книге «Неизвестное и до сих пор секретное оружие, наука и технологии Гитлера».

Если коротко: нацисты собирались с помощью ураганов сбивать бомбардировщики противников. Неизвестно, насколько далеки или близки они были к реализации этого проекта, но, как показывают предыдущие примеры из этой статьи, будь у них время и хотя бы призрачный шанс на успех, они бы точно не остановились.

Что может быть круче оружия, которое разрывает самолеты с помощью ураганов? Вопрос риторичен: крылатая ракета, изображенная на фото, не настолько эпична, но на порядок реалистичнее торнадо по вызову. Руршталь Х-4, также известная как Крамер X-4, — это самонаводящаяся ракета класса воздух-воздух. Она могла распознавать и наводиться на вибрации двигателя тяжелого бомбардировщика; также ракетой мог управлять пилот выпустившего ее самолета.

К концу 1944-го планировалось выпустить более 1000 таких ракет, но во время очередной бомбардировки был разрушен завод BMW, производивший двигатели для Х-4. По этой причине Руршталь на вооружение Люфтваффе так и не поступили. Попробуйте представить, что было бы, если бы гитлеровцам удалось установить такие ракеты на свой реактивный бомбардировщик, за которым не могли угнаться истребители. Технология, реализованная немцами в этой ракете, применяется в современных самонаводящихся ракетах для поражения самолетов противника — так что с таким оружием немцы вмиг смогли бы вернуть себе преимущество в воздухе.

Вероятно, мы должны быть благодарны, что им не хватило времени использовать это оружие на практике, иначе вам бы пришлось читать эту статью на немецком языке.

Холодное оружие играло очень важную роль в гитлеровской Германии Вся внешняя атрибутика только подчеркивала сплоченность нации перед лицом решаемых задач. Немецкии лидер провел тонкую линию связавшую германские племена времен падения Рима, крестовые походы времен средневековья и современную эпоху посредством близких сердцу каждого немца символов. Был проведен мощнейший охват всех слоев населения начиная с младшего школьного возраста (Гитлерюгенд) и заканчивая самой нацистской партией. Не вызывает сомнений, что красивый кинжал, штык-нож или шпага составили важную часть немецкой национальной концепции (Einheit).

Все рода войск, партийные и непартийные организации должны были строго придерживаться регламента на внешний вид униформы, порядок ее ношения в повседневной жизни и во время участия в боевых действиях. Однако люди есть люди. И каждому отдельному солдату офицеру или генералу хотелось быть не только винтиком в огромной махине Третьего Рейха, но хотя бы в малом проявить свою индивидуальность и выделиться из однородной массы. Это стремление вылилось в тенденцию хотя бы как-то разнообразить внешнии вид личного холодного оружия. И поскольку на виду обычно находились ножны и рукоятка открывался широкии простор для индивидуального оформления лезвий и клинков.

Поэтому не удивительно, что фирмы по изготовлению холодного оружия предлагали заказчикам целые каталоги с различными вариантами оформления персонального оружия. Самой распостранненой была надпись «На память о службе» («Zur Erinnerung an meine Dieustzeit»). Однако при оформлении кинжала не довольствовались только надписями и девизами.

Производители брали на себя задачу изготовить целиком уникальное изделие (на радость коллекционерам и истинным ценителям оружия) Очень часто лезвия и клинки кинжалов гравировали изображениями батальных сцен, характерных для разных родов войск Например, на армейском штык-ноже пехотинца изображалась сцена идущей в атаку пехоты, у артеллериста на клинке высекалась сцена перевозки орудия в походном положении, у инженера — фигурки людей, возводящие понтонный мост.

Клейма производителей холодного оружия

Логотип фирмы изготовителя на клинке СС

Практически на каждое лезвие изготовитель ставил клейма. Они позволяют узнать историю штыка или кинжала. Некоторые фирмы ставили не только одно общее клеймо на изделии, но дополнительно ставили клейма на составных частях.

Наибольшее количество фирм-изготовителей располагалась в Золингене. Клеймо как правило наносилось штамповкой или вытравливания под эфесом на плоской части клинка. Клеймо состоит из названия фирмы и ее логотипа.

Отдельные производители использовали несколько разновидностей своего клейма. Например фирма Карла Эикхорна за время существования Третьего Рейха обозначала свои изделия четырьмя разными видами клейм. Огромное количество разных клейм сохранилось с до сих пор и продолжает удивлять как коллекционеров, так и исследователей и любителей холодного оружия той эпохи Даже умудренные опытом и видавшие виды исследователи и коллекционеры до сих пор бывают сильно поражены, обнаружив какую-нибудь новую, неизвестную ранее фирму-изготовителя. Ведь только 44 официальные фирмы изготавливали всю линеику моделей кинжалов SA Поэтому можно быть уверенным в том, что с течением времени обнаружится еще парочка-другая фирм-производителеи холодного оружия Оценивая принадлежность того или иного вида клейма определенной фирме, необходимо учитывать производственные мощности ее заводов в период с 1933 по 1945 года и количество выпущенного ею оружия. И тем не менее отсутствие клеима еще не означает, что это подделка. (Многие фирмы могли не ставить клеима на своей продукции Все зависело от времени выпуска оружия и его производителя. Некоторые кузни убирали свои клеима с кинжалов изготавливавшихся во время воины.) И, наоборот, присутствие клейма на кинжале не дает стопроцентной уверенности в подлинности клинка

Знак RZM

Клеймо RZM на клинке SS

Все кинжалы и ножи, производимые специально для нужд партийных организаций, как SA, SS, NSKK и Гитлерюгенд проходили обязательный контроль качества, что и удостоверялось знаком RZM (Reichszengmeistrei). Reichszengmeistrei была образована в 1934 г. для осуществления строгого надзора за производством, ценообразованием и качеством продукции, выпускаемой для нужд партии. Любая фирма, занятая изготовлением униформы, наградных знаков или знаков отличия, а также другой аналогичной продукции, была обязана получить официальное разрешение от RZM и соответствующий контрольный номер. В качестве примера приведем расшифровку одного из таких номеров:

RZM М7/66/42 RZM: (Нацистская служба контроля (Reichszengmeistrei));

М изделие из металла;

7 : вид продукта производителя (в нашем случае холодное оружие);

66 : код фирмы-производителя (в данном случае Карл Эикхорн);

42 : год выпуска.

К сожалению, на сегодняшний момент утрачен полный перечень фирм-производителей и поставщиков холодного оружия (Industrie und Handeishammer zu Zolingen). Это произошло вследствие массированных бомбардировок промышленных районов Золингена силами авиации союзников.
Поэтому современные коллекционеры находят отдельные экземпляры, содержащие контрольный номер, не подлежащий идентификации именно вследствие утраченных записей и других корректив, внесенных ходом времени.

Бумажный ярлык RZM

Особенности нанесения клейм различным и организациями фашистской германии

Некоторые организации, например, нацистская партийная школа, почтовая служба и Немецкий Красный Крест проставляли свои инициалы непосредственно на эфесе оружия. В случае с DRK соответствующая надпись наносилась с обратной стороны кинжала на месте, где с лицевой стороны размещалось изображение германского орла, сжимающего в когтях эмблему Красного Креста. В отличие от этого

способа маркировки, такие организации, как NSFK и DLV ставили свою эмблему в торце кинжальных ножен В редких случаях можно наблюдать на одних и тех же ножнах две проштампованные эмблемы данных организаций. Причины этого следует искать в их истории. Вначале, как уже говорилось ранее, было создано сообщество летчиков DLV. Затем оно попало под контроль нацистской партии и было реорганизовано в NSFK. Серииные номера также применялись для учета количества военнослужащих в той или иной организации

Типичным примером могут служить кинжалы и тесаки Немецкой почтовой службы, технического корпуса (TENO), партийных школ, а также штык-ножи подразделений полиции А по номерам, проставляемым на кинжалах SS, SA и национал-социалистического корпуса можно было выяснить всю подноготную его владельца.
Наряду с этими номерами, сами изготовители наносили специальные номера, облегчающие процесс выпуска конечного продукта при сборочном производстве. Если составные части какого-то вида кинжала изготавливались не на одном предприятии, а были рассредоточены в разных местах города, то все они маркировались одним кодом, чтобы конечный сборщик знал, какому изделию они принадлежат. Это хорошо видно на примере кинжалов для дипломатических работников. Тут каждая часть кинжала промаркирована специальным двухзначным кодом

Групповая принадлежность

Как уже упоминалось ранее, кинжалы подразделении SA, национал-социалистического корпуса и SS маркировались специальными символами или цифрами, определяющими принадлежность к определенной группе (в основном по своему географическому положению) По этой аббревиатуре можно было выяснить, к какой именно региональной организации принадлежит владелец кинжала,а также дивизию и армейское подразделение. На кинжалах SS римскими цифрами проставлялся код армейской группировки. На ноже Гитлерюгенд имелось число, непосредственно над знаком прохождения контроля RZM, которое говорило о территориальной принадлежности организации, в состав которой входил его владелец.

Патентные клейма

Многие экземпляры немецкого холодного оружия содержат аббревиатуру Ges. Gesh Это сокращенная форма от Gesetzlich Gesehutzt, что дословно переводится как «защищено законом». Этот знак проставлялся на самом эфесе кинжала, или на лезвии под эфесом, где обычно располагалось клеимо фирмы-изготовителя. Эти инновации могут заключаться и в способе изготовления изделия,и в особой форме отдельных частей кинжала и т.д Это клеймо говорит о том, что фирма получила патент на выпуск данного вида изделия. Как и в современном производстве, фирма-изготовитель не может отступать от стандартов введенных фирмой или организацией-патентообладателем Фирма же правообладатель может ставить на клинке символы D R.P., которые расшифровываются как Deutsches Reichs Patent и свидетельствуют о ее правах и о том, что дизаин этого изделия не может быть повторен без предварительного соглашения с другим производителем

Девизы на клинках

Девиз "Моя честь зовется верность" на клинке СС

Все члены той или инои организации Третьего Рейха обязаны были носить официальные девизы своих формирований, которые, как правило, вытравливались на лезвиях клинков их кинжалов Официальными и самыми распространенными были следующие девизы:

SA, NSKK — «Alles fur Deutschland» («Все для Германии»); SS — «Меine Ehre heisst Treue» («Моя честь зовется верность»); NPEA — «Mehr Sein als Scheinen» («Будь лучше, чем ты есть»); Labor Corps — «Arbeit adelt» («Труд облагораживает»); Hitler Jugend — «Blut und Ehre» («Кровь и честь»).

Нож гитлерюгенд с девизом "Blut und Ehre" -"Кровь и честь"

Рунические изображения

Нордические руны

Нацисты хотели заставить немецкий народ олицетворять собою нацию завоевателей, подобно древним викингам Поэтому Гитлер и партийные боссы всячески старались навязать германскому обществу идею происхождения от достославных северных народов, образом жизни которых была воина В этой связи достаточно сказать, что первая модель кинжала Люфтваффе и кинжала старшего командного состава у Гитлерюгенд были практически точной копиеи образцов оружия жителеи Скандинавского полуострова.

Как и любое другое массовое течение, символизм сыграл первостепенную роль в деле продвижения идеи нацизма. Нацисты положили древние античные изображения рун в основу разработки своей атрибутики. Происхождение слова «руна» ведет свое начало от символов греческого алфавита, переиначенного древними скандинавами на свой лад Рунические письмена датируются примерно 300-м годом нашей эры. В переводе с древнего скандинавского языка слово «руна» означает «скрытый», поскольку рунь впервые нашли свое применение в роли тайнописи у друидов и таллинских жрецов. Коллекционеров немецкого холодного оружия руны интересуют, поскольку они входили в качестве элементов оформления клинков и рукояток. Например, руническая надпись украшала эфес любимого кинжала Германа Геринга. Наиболее известны так называемые руны Зиг — руны, которые еще иначе называют «молниями SS». Сигруна состоит из рунического изображения литеры S (именно так она выглядит в руническом алфавите). Сигруна (или ее двойное изображение) происходит от сокращения немецкого термина Schutzstaffel (SS), которое переводится как «охранные отряды».

С приходом ХХ века холодное оружие перестало быть необходимым для офицерского состава стран мира, сохранившись только как часть офицерской формы. В немецкой армии образца 1930-х - 40-х годов таким костюмный атрибутом был кортик «Heer», выпускавшийся различными фирмами по производству холодного оружия и распространявшийся через их же представительства.

После того, как кайзеровская Германия окончательно и бесповоротно проиграла Первую Мировую войну, был подписан Версальский мирный договор, запрещающий Германии иметь какой бы то ни было воздушный флот. Однако уже в двадцатых годах Германия начинает тайно развивать авиационную промышленность, строя авиазаводы («Дорнье», «Мессершмитт», «Хейнкель» и многие другие), и тренируя своих пилотов в липецкой авиашколе в СССР.

Летом 1936 года в Испании разразился государственный переворот, которым руководил генерал Франческо Франко. Поначалу мятежники не добились сколько-нибудь значимых успехов, несмотря на то, что мятеж поддержала практически вся испанская армия и то, что в начале мятежа большая часть испанских провинций (35 из 50) была в руках восставших.
Испанские ВВС и большая часть флота тоже остались верными республике.

Версальский мирный договор в буквальном смысле «обрезал крылья» немецкому флоту. Немцам было разрешено оставить преимущественно легкие корабли и несколько линкоров старого типа, по всем статьям проигрывающие английским, американским, и французским. Однако даже в такой, казалось бы, заведомо патовой ситуации немцы не опускают рук и в секретном порядке начинают строить подводные лодки на зарубежных верфях. С того момента, как Гитлер стал рейхсканцлером, запретам уже не придается ни малейшего значения, и мощный военно-морской флот строится уже в открытую.

Во второй половине тридцатых годов двадцатого века Военно-Морской флот нацистской Германии начинает переживать бурное развитие. Были введены в строй сразу три новых тяжелых крейсера типа «Дойчланд», сразу же прозванных «Карманными линкорами» за то, что по водоизмещению они формально не нарушали никаких соглашений, в том числе и пресловутый Версальский мирный договор. Кроме того, строится большое количество малых судов. Как и в Первую Мировую войну, огромными темпами растет подводный флот, уже существующие корабли проходили глубокую модернизацию, а на верфях строились два линкора, ужасающие современников своими масштабами и огневой мощью: «Бисмарк» и «Тирпиц».

Штурмовые отряды SA (Sturmabtielung) появились практически одновременно с возникновением партии национал-социалистов НСДАП в 1921 году и явились по сути дела ее первыми военизированными формированиями, призванными осуществлять охрану порядка при проведении заседаний и съездов. Они были сформированы на основе членов добровольческих бригад (Freikorps).
Командовал штурмовиками, или, как их еще называли из-за цвета униформы, «коричневыми рубашками», Эрнст Рем (Ernst Rohm).

В 1934 году был введен наградной кинжал SA, который вручался офицерам, унтер-офицерам и рядовым, вступившим в штурмовые отряды до 31 декабря 1931 года. На оборотной стороне лезвия этих кинжалов размещалась надпись «In herzlicher Freundschaft. Ernst Rohm» («В знак сердечной дружбы. Эрнст Рем»). Эрнст Рем был одним из создателей штурмовых отрядов SA (Sturmabtielung). Для обеспечения безопасности Адольфа Гитлера он создал из солдат 19-й миномётной роты подвижную группу, которая впоследствии была переименована в физкультурно-спортивное отделение, а затем – в штурмовой отряд. В 1931 году Эрнст Рем занял должность начальника штаба SA.

После «Ночи длинных ножей» в которой был убит руководитель SA Эрнст Рем роль штурмовиков во внутригосударственной политике упала почти до нуля: в отличие от SS, SA было запрещено иметь свои войска (это значило, что в случае войны штурмовик вне зависимости от его звания призывался в армию рядовым бойцом), численность штурмовиков упала, а их обязанностями вплоть до падения Германии стали агитационная работа, допризывная подготовка молодежи и формирование вспомогательных отрядов для охраны концентрационных лагерей.

Элитное подразделение штурмовых отрядов Feldherrnhalle было образовано в 1936 году Виктором Лутце, шефом штурмовиков. Оно было создано с целью охраны непосредственно командира штурмовиков и участия в церемониальных шествиях на собраниях организации.
Кинжал Feldherrnhalle был введен для ношения избранными командирами Felclherrnhalle и телохранителями командующего SA.

Кинжал членов Schutzstaffel (SS) образца 1933 года был введен приказом № 1734/33 15 декабря 1933 года, подписанным временным исполняющим обязанности начальника штаба SA обергруппенфюрером фон Крауссером (fon Krausser).
Schutzstaffel (SS) была образована в 1925 году в качестве подразделения штурмовиков, основной задачей которого была персональная охрана фюрера. SS оставалась малозаметным подразделением вплоть до 1929 года, когда управление ею было передано Генриху Гиммлеру.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!