Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Самый первый танк. Как «Борец за свободу тов

Как известно, в Первой Мировой войне Россия танков не производила. Это было новое, появившееся в ходе этой войны оружие. Бронеавтомобили же у нас строились и применялись довольно широко. У броневиков был большой недостаток- низкая проходимость. В сухую погоду летом, зимой по накатанным дорогам они действовали успешно, но стояло начаться затяжным дождям, или пройти хорошей грозе и броневики теряли своё важнейшее качество- манёвренность. Механик царского гаража француз Адольф Кегресс придумал приспособление повышающее проходимость автомобиля. Сначала он предложил обматывать задние ведущие колёса автомобиля стальными цепями. Проходимость действительно повысилась, но ненамного. Тогда изобретатель стал ставить на ведущие колёса автомобилей и дополнительные катки небольшие гусеницы из верблюжьей шерсти, сукна, а позднее резины. Передние колёса при этом оставались управляемыми. Зимой на них ставились небольшие лыжи. Царь Николай со своим сыном любили кататься на такой машине по снежной целине. Во время Первой Мировой войны такие гусеницы предложили устанавливать на бронеавтомобили (тогда броневики назывались блиндированными автомобилями). Броневик «Остин-кегресс» с такими гусеницами показал неплохие результаты, но до Революции выпустили только один образец, да несколько штук- после, а там уж стало не до броневиков… Ещё ближе к танкам были броневики Гулькевича «Ахтырец» и «Илья Муромец»- забронированные американские полугусеничные тягачи (тракторы) «Аллис-Чалмерс». Вот если бы Гулькевич выбрал гусеничный трактор «Холт» (сначала и первые «Холты были полугусеничными), то такую бронированную машину можно было бы считать первым нашим танком. Американцы, поступив подобным образом, построили опытный танк «Газ- электрик». Очень напоминали бронированные трактора английский танк «Уиппет» и немецкие опытные LK-1 и LK-2.
Если бы не Брестский мир, союзники, наверняка, стали бы поставлять танки в нашу страну для продолжения войны, возможно, помогли бы в сборке танков на нашей территории. Даже американцы собирались выпускать у себя танки не собственной разработки, а в больших количествах лицензионный французский танк Рено ФТ-17. У нас первым выпущенным танком тоже оказалась машина той же марки, но лицензий мы не покупали. Всё вышло по-другому. Первыми танками на российской земле, точнее, земле бывшей Российской империи (это уточнение необходимо сделать, в виду того, что Одесса в ту пору, как и сейчас, принадлежала «незалежной» Украине), стали, опять таки, Рено. Двадцать таких машин в составе французской воинской части прибыли для борьбы с большевиками. Мировая война закончилась месяц назад, шёл декабрь 1918г.Никто не хотел умирать. Французы охотно разбегались при наступлении большевиков, а танки попадали к последним в качестве трофеев. Тогда французы и англичане стали поставлять танки белым. В Екатеринодаре открыли школу для подготовки русских танкистов. По разным каналам было поставлено свыше сотни танков. Позднее все уцелевшие танки достанутся большевикам. Идея наладить выпуск танков в Советской России возникла, когда на Первомай 1919г, захваченный красноармейцами на Украине танк «Рено FT-17», был в послан в Москву, в качестве подарка тов. Ленину. Означенный товарищ очень обрадовался подарку, внимательно осмотрел его. Танк «Рено» участвовал в первомайской демонстрации. После чего танк разобрали, погрузили в три вагона и отправили в Нижний Новгород, где на крупном заводе «Красное Сормово» и планировали начать выпуск новой техники. На месте вскрыв вагоны, сормовцы обнаружили отсутствие многих деталей в т.ч. коробки передач. На недоумённую телеграмму в Москву пришёл обескураживающий ответ: «Наверное, разворовали по дороге!» Делать нечего, пришлось работать с тем, что есть. Наладить выпуск новой техники оказалось не так -то просто, пришлось продлить отведённый на это срок. Немалую помощь оказали два французских специалиста, сочувствовавших большевикам. В выпуске первых наших танков участвовал Ижорский завод, делавший броню для них и завод АМО, выпустивший для танков двигатели «Фиат». Кстати, ВАЗ не был первым российским заводом, выпускавшим машины марки Фиат. Первым был как раз АМО, нынешний ЗИЛ. Построенный в 1916г известным промышленником Рябушинским, как автосборочный, он успел до революции собрать примерно тысячу грузовиков Фиат 15 тер из комплектов деталей, поступавших из Италии. 34-сильные двигатели из этих комплектов и ставили на сормовские танки. В 1924г завод АМО возобновил выпуск этих простых и надёжных грузовиков, но уже из отечественных деталей. Таким образом, Амо Ф-15 стал первым автомобилем советского производства.
Первый танк был готов 31 августа 1920г. Именно эту дату надо считать днём рождения первого русского танка. Как я уже писал ранее, нельзя считать танком «вездеход» Пороховщикова, хотя на базе этой машины впоследствии и мог быть создан танк. Бронированная боевая колесница Лебеденко, которую часто называют танком, вряд ли может считаться таковым. Австрийский майор Фриц Хейгль в своём танковом справочнике в тридцатых годах прошлого веке назвал «Остин-кегресс» русским типом танка, или полутанком. Ясно, что до полноценного танка полугусеничный бронеавтомобиль не дотягивал. Броневики Гулькевича по своим качествам наиболее близки к танкам, но не могут считаться таковыми по той же причине, что и «Остин-Кегресс».
Первый русский танк получил собственное имя. Существует байка, что на митинге, когда решали, как назвать первенца, одни предлагали назвать его «Борец», другие кричали:«За свободу!», третьи: «Товарищ», четвёртые: « Ленин!» Сошлись на: «Борец за свободу товарищ Ленин», Именно под таким именем первый советский танк вошёл в историю. Всего за 1920-1921гг было выпущено 15 танков. Заодно, восстановили и танк, послуживший образцом. Подобно кораблям, первые советские танки имели собственные имена. Наряду с нейтральными «Победа» , «Керчь» было и вполне современное «Свободная Россия». Само собой разумеется, не забыли и своих. Танки носили имена Маркса, Либкнехта, а номер четвёртый назвали «товарищ Троцкий». Последний товарищ, будучи наркомвоенмором, в отличие от предсовнаркома тов. Ленина, немало помотался по фронтам Гражданской войны, железной рукой укрепляя дисциплину в Красной Армии.
Таким образом, «Красное Сормово» стал первым советским танковым заводом. Однако, ожидаемого заказа на следующие пятнадцать машин не последовало. Полукустарная сборка оказалась непомерно дорогой. Танк в ценах 1926г. стоил 36 тыс. рублей. Вам это вряд ли что-нибудь скажет, поэтому поясню, что на такие деньги можно было купить три сотни хороших лошадей- целый табун! Кроме того, Гражданская война закончилась, и потребность в танках резко снизилась. Сормовские танки не получили специального обозначения. Называли их и «Русский Рено», и «тип М» (малый), КС – по первым буквам названия завода.
Первые советские танки повоевать не успели. На последние три машины даже не поставили оружие. Кстати, на сормовские танки ставили одновременно и пулемёт и пушку. На французские «Рено» ставили или пулемёт, или пушку. Как я уже писал, двигатель АМО развивал мощность 34 л.с., т.е. меньше, чем на французском прототипе (39 л.с.), однако скорость танка была даже выше, чем у прототипа: 8.5км в час, против 7.8 км в час у Рено. Зато, «француз» брал подъём до 45 градусов (фантастический результат!), а наш только 38. (Будете ехать в метро, обратите внимание на лестницу эскалатора, там подъём в 30 градусов). Кстати, для современных основных танков 32 град считается достаточным результатом. Габариты танка: длина 4,96м с хвостом («хвосты» предназначались для преодоления широких рвов) , ширина 1,74м, высота 2.14м, клиренс 410мм, соответствовали французскому прототипу. Аналогичным прототипу было и бронирование 8и 16мм, а лоб башни был даже толще, чем у прототипа- 22мм, против 16мм у последнего. Вес нашего танка -7 тонн. Это чуть больше, чем у «француза»-6,7 тонн у пушечного танка и 6.5 тонн у пупемётного. На наши танки ставили французскую 37мм пушку «Гочкисс» (боекомплект в 250 снарядов был больше, чем у французов- 237шт.) и 8мм пулемёт той же фирмы. Экипаж состоял из двух человек. Механик водитель располагался впереди, в отделении управления. Командир, он же, артиллерист и пулемётчик,) располагался в башне… так сказать частично. Дело в том, что он стоял на полу боевого отделения, и только верхняя часть туловища находилась в башне. Мог он и сидеть. Для этого предназначалась… широкая брезентовая петля. В танке было очень тесно. В целом, «Русский Рено» мало отличался от прототипа и может считаться одним из его вариантов.
Удачный опыт копирования лучшего и самого массового танка Первой Мировой войны помог бы нам развернуть массовое производство этих машин в случае военной необходимости, однако таковая в то время отсутствовала. Танки КС использовались как учебные и даже… в качестве тракторов на сельхозработах! Да, да на них пахали! Наряду с трофейными машинами, первенцы советского танкостроения прослужили до конца двадцатых годов, до начала массового производства советских танков. Потом были отправлены на складское хранение, а вскоре их списали. До нашего времени ни один КС не дожил.

Чел.

2 История Год(ы) производства Год(ы) эксплуатации - Количество выпущенных, шт 15 Основные операторы Размеры Длина корпуса , мм 4960 Ширина корпуса, мм 1740 Высота, мм 2140 Клиренс , мм 410 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 16 Борт корпуса, мм/град. 8 Лоб башни, мм/град. 22 Вооружение Калибр и марка пушки 37-мм Боекомплект пушки 250 Пулемёт (ы) 1 × 8-мм Подвижность Тип двигателя карбюраторный "АМО" 4-х цилиндровый, жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л.с. 34 Скорость по шоссе, км/ч 8,5 Запас хода по шоссе , км 60 Преодолеваемый подъём, град. 38 Преодолеваемая стенка, м 0,6 Ширина преодолеваемого рва, м 1,8 Преодолеваемый брод , м 0,7

Танк КС («Красное Сормово» , также известен как танк "М" и "Рено русский" ) - первый советский танк . Представлял собой почти полную копию французского лёгкого танка «Рено» FT-17 . Всего было выпущено 15 машин.

История создания

В марте 1919 года солдаты 2-й Украинской советской армии в бою с войсками Добровольческой армии генерала Деникина захватили полностью исправный легкий «Рено» FT-17 . Трофейный танк был отправлен в Москву в качестве подарка В.И.Ленину . 1 мая 1919 года танк во главе демонстрации проследовал по Красной площади . Ленин заинтересовался машиной и дал указание организовать производство аналогичных танков. С этой целью осенью 1919 трофейный «Рено» был доставлен на Сормовский завод .

Однако до завода танк доехал не целиком - часть деталей была попросту украдена в пути. И.И.Волков, один из инженеров Сормовского завода, принимавших участие в проектировании танка КС, впоследствии вспоминал:

Приступать к строительству танков приходилось в исключительно трудных условиях. В стране разруха. Необходимой техники нет. Что и говорить, было над чем поломать голову. Однако вера Ленина в рабочего человека вдохновляла сормовцев...
К нам на завод был прислан легкий танк «рено», захваченный в боях на Южном фронте. Вот, говорят, наш образец. Делайте. А «образец» этот больше походил на груду металла, чем на настоящий танк. В нем отсутствовали важнейшие узлы. Не было мотора, коробки передач, множества других ценных деталей. Но унывать было некогда. В два месяца нужно было изготовить техническую документацию...

Сохранность до наших дней

Ни одного экземпляра танка КС до наших дней не сохранилось. Установленный на постаменте в Кубинке танк "Борец за свободу тов. Ленин" - всего лишь позднейший макет.

Литература

  • Г. Холявский Энциклопедия танков. - Минск: Харвест, 1998. - 576 с. - 5000 экз. - ISBN 985-13-8603-0
  • М. Свирин. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937. - М.: Яуза, Эксмо, 2007. - 384 с. - 3000 (дополнительный) экз. - ISBN 978-5-699-13809-8

Петроград, 3 апреля 1917 года... Тысячи рабочих, солдат, революционных моряков-балтийцев встречали в тот день В.И. Ленина, возвращавшегося из эмиграции. На перроне - почетный караул матросов Гвардейского экипажа, площадь перед Финляндским вокзалом ярко освещена - об этом позаботились солдаты прожекторной роты. У выхода из вокзала, словно часовые, - два броневика; их прислали сюда солдаты петроградского автоброневого дивизиона. С башни одного из них Владимир Ильич Ленин произнес речь, в которой приветствовал участников революции. Сегодня эта машина, навечно вошедшая в историю нашего государства, застыла на постаменте перед зданием ленинградского филиала Центрального музея В. И. Ленина...

Значение мобильных бронированных огневых точек - бронеавтомобилей, большевики оценили уже в первые дни после Октябрьского вооруженного восстания 1917 года. Газета "Правда" писала тогда: "Переход броневого дивизиона на сторону военно-революционного комитета (поздно ночью 24 октября) ускорил благоприятный исход восстания".

Вскоре по личному указанию В. И. Ленина формируется автоброневой отряд.

Выступая на IV Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов в марте 1918 года, Ленин говорил, что война учит "...и тому, что берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие машины; этому научила война, и прекрасно, что научила. Учиться надо тому, что без машины, без дисциплины жить в современном обществе нельзя, - или надо преодолеть высшую технику, или быть раздавленным".

И уже с 1918 года бронеавтомобили применяются на различных фронтах гражданской войны во взаимодействии с бронепоездами. Учитывая положительный опыт их использования, большевистская партия мобилизует трудящихся Путиловского, Ижорского, Обуховского и других заводов на изготовление такой техники. К концу 1918 года Красная Армия имела около 159 бронеавтомобилей и 23 бронепоезда, были образованы специальные броневые части. Управление ими осуществлял Совет броневых частей (Центробронь), созданный 31 января 1918 года.

Когда весной 1919 года части Второй Украинской Советской армии в боях за станцию Березовка на подступах к Одессе захватили танки "Рено", один из них послали в подарок Владимиру Ильичу Ленину. На военном параде в Москве 1 Мая 1919 года вел этот танк красный летчик Б.И. Россинский.

Обладая довольно хорошей по тем временам проходимостью и удовлетворительной броневой защитой, танк был проще и дешевле других образцов подобной техники. Размещение 37-мм пушки во вращающейся башне - одно из главных его достоинств - позволяло быстро перебрасывать огонь с одной цели на другую, не изменяя направление движения машины. В целом танки "Рено" отличала компоновочная схема, ставшая потом классической: отделение управления - впереди, боевое - в середине, двигатель - в кормовой части. По объему выпуска "Рено" не имел равных; в общей сложности фирма построила их более четырех тысяч.

Летом 1919 года по рекомендации В. И. Ленина Совет военной промышленности принимает решение организовать производство отечественных танков на основе французского "Рено". Разработка проекта, чертежей и постройка были возложены на Сормовский завод. Здесь к тому времени уже накопили значительный опыт производства средств вооружения. Отсюда Красная Армия получила более 30 бронепоездов, 50 броневагонов, десятки специально оборудованных платформ для установки тяжелых орудий.

Ленинское задание вместе с трофейным "Рено" поступило на завод в августе 1919 года. С 12 октября начала работу группа по конструированию танков, инженеры Г.К. Крымов, П.И. Салтанов, В. А. Московкин и другие под руководством И.И. Хрулева и Ф.И. Нефедова разработали чертежи и технологию. Заводчане отдавали все силы на выполнение почетного заказа. Рабочие чертежи были подготовлены досрочно. Коллегия заводоуправления сочла возможным приблизить срок выпуска первой машины. Для изготовления коробки передач, бортовых фрикционов и приводов потребовались алюминий и шарикоподшипники. Выручили московские автостроители - они доставили необходимые части и материалы. Ответственным за создание двигателя был Московский завод АМО. Броневой лист поставил Кулебакский горно-металлургический завод.

В июне 1920 года рабочие завода получили от Ильича телеграмму: "Поздравляю рабочих-металлистов завода, рабочих листопрокатного, бандажепрокатного цехов с ежедневным выпуском для молодой Советской Республики 15 тонн бронелиста и по 16 бандажей. Это даст возможность Сормовскому заводу строить для Красной Армии танки... Председатель СНК и СТО Ульянов (Ленин)".

А уже в июле свои обязательства выполнили московские автостроители, поставив сормовичам двигатели мощностью 35 л. с. в точно установленный срок.

Лучшие мастера-механосборщики И.И. Волков, С.И. Ястребов, И.С. Мышкин, М.И. Телогреев, И.М. Орлов и другие сутками не уходили с завода и в рекордно короткие сроки собрали первый советский танк. И наконец 31 августа первенец вышел на испытания.

Это была семитонная боевая гусеничная машина. Клепаный корпус собирался на каркасе из уголков и состоял из катаных броневых листов Толщиной 6 - 16 мм, защищавших экипаж и механизмы от пуль и мелких осколков снарядов. Функционально корпус делился на три отделения: управления, боевое и моторно-трансмиссионное.

В первом разместили рычаги и педали приводов управления и установили кресло механика-водителя. Для входа и выхода из танка служил трехстворчатый люк в лобовой части корпуса.

Боевое отделение включало в себя вращающуюся на 360° башню с установленным в ней вооружением. Командир танка, выполнявший одновременно функции наводчика и заряжающего, располагался здесь, стоя иди полусидя в брезентовой петле. Восьмигранную (в отличие от конической французской) танковую башню склепали из катаных броневых листов. На ее крыше закрепили невращающуюся наблюдательную башенку прорезанными по периметру смотровыми щелями, закрытую сверху колпаком. Входной люк находился в кормовом листе.

В лобовом листе башни на цапфах была установлена нарезная 37-мм пушка "Гочкис" с длиной ствола 16,5 калибров. Стрельба из нее велась только осколочными снарядами на дальность до 2 тыс. м. Скорострельность достигала 10 - 12 выстрелов в минуту. Полукилограммовый снаряд покидал ствол пушки с начальной скоростью 442 м/с. В боевом отделении хранился и боекомплект - 250 осколочных выстрелов. Наведение орудия по вертикали осуществлялось с помощью плечевого упора, а вращение башни - горизонтальная наводка - с помощью спинного упора.

Четырехцилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель АМО устанавливался в кормовой части танка. Механическая силовая передача состояла из дискового главного фрикциона, четырехскоростной коробки передач и бортовых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами.

Движитель - гусеничный, тракторного типа. Все его элементы монтировались на боковых рамах. На каждой из них устанавливались ведущие колеса, поддерживающие опорные и направляющие катки. Крупнозвенчатая гусеничная цепь с 32 траками огибала раму по периметру. Ширина трака составляла 335 мм, что наряду с полужесткой подвеской (корпус машины опирается на оси ведущих колес, а спереди, через две вертикальные спиральные пружины - на продольные лонжероны боковых рам) обеспечивало неплохую проходимость. Для преодоления окопов к корпусу сзади крепился "хвост".

Двигатель заводился вручную рукояткой - изнутри машины или снаружи. Средств связи на танке не было.

Машина была окрашена в защитный зеленый цвет, ставший затем традиционным для наших танковых войск.

Название нового танка родилось не сразу. Одни предлагали назвать его "Борец", другие - "За свободу". Наконец все остановились на том, что он должен называться "Товарищ Ленин". И вдруг кто-то предложил объединить три названия. Когда танк подготовили к испытаниям, рабочие на его бортах вывели надпись: "Борец за свободу товарищ Ленин", на башне нарисовали звезду и добавили "РСФСР".

Во второй половине 1920 года машину передали на испытание приемной комиссии Центроброни. От Сормова к Канавину его вели двое испытателей. Многие знали одного из них, Ивана Христиановича Гаугеля - старшего инженера, представителя Центроброни на заводе, бывшего моряка, входившего в число руководителей строительства бронепоездов.

Жители этих мест впервые увидели необычную машину, которая в поселке Вариха легко прошла через полусгоревший дом, неподалеку от торы Голеты пересекла болотистый участок, а потом успешно преодолела подъем на гору...

1 декабря 1920 года на имя В. И. Ленина поступил рапорт, в котором, в частности, говорилось: "Совет военной промышленности направляет Вам к сведению краткую справку о постройке первого танка русского производства. Все работы произведены собственными средствами русскими рабочими и техниками. Три таких танка (2 с пулеметами, 1 с пушкой) составляют боевую единицу, и к весне таких боевых единиц должно быть выпущено 5 (или 15 танков)".

Так, спустя 14 месяцев со дня получения ленинского задания, 15 декабря 1920 года, после полевых испытаний машина была принята и отправлена в Москву.

В течение 1921 года сормовичи сдали на вооружение Красной Армии танки "Парижская коммуна", "Пролетариат", "Красный борец", "Буря", "Победа", "Илья Муромец" и другие. Их называли "Рено-Русский", танк М или КС (Красное Сормово). Сначала машины вооружали или пушкой или пулеметом, а позже в башне стали устанавливать 37-мм пушку и пулемет. Подобное смешанное вооружение появилось на зарубежных танках только во второй половине 20-х годов.

За время гражданской войны удалось сформировать свыше 80 автобронеотрядов и 11 автотанковых отрядов. Седьмому автотанковому отряду, полностью оснащенному танками советского производства, выпала честь участвовать в параде на Красной площади 23 февраля 1922 года.

Время не пощадило первые советские танки - ни один не сохранился до наших дней. Имеются лишь уменьшенные музейные макеты и две копии в натуральную величину. Одна, прекрасно выполненная, стоит на постаменте в воинской части МВО, другая - в городе Горьком. Этот памятник был открыт 9 Мая 1980 года на площади возле завода "Красное Сормово". На одном постаменте с "Рено-Русским" - прославленная тридцатьчетверка, которую в грозные военные годы выпускал этот завод.


Легкий танк М:

1 - пружина буфера, 2 - 37-мм пушка Гочкиса, 3 - башня, 4 - смотровые щели, 5 - ящик для инструмента, 6 - броневой корпус, 7 - заводной валик, 8 - "хвост", 9 - буксирная серьга, 10 - ось ведущего колеса, 11 - стойка поддерживающих роликов, 12 - роликовая рама, 13 - винт натяжного устройства, 14 - боковая рама, 15 - гусеница, 16 - направляющее колесо, 17 - люк механика-водителя, 18 - жалюзи двигателя, 19 - выхлопной патрубок, 20 - крышки моторного отделения, 21, - дверцы, 22 - опорные катки, 23 - ведущее колесо (12 зубьев), 25 - - наблюдательная башенка, 25 - вилка натяжного устройства 26 - поддерживающие ролики, 27 - гайка натяжного устройства, 28 - переднее коромысло, 29 - серьги рессор, 30 - заднее коромысло, 31 - рессора, 32 - пулемет Гочкиса, 33 - бензиновый бак, 34 - радиатор, 35 - двигатель АМО, 36 - рукоятка пуска двигателя, 37 - кресло механика-водителя, 38 - педаль сцепления, 39 - рычаги поворота, 40 - рычаг перемены скоростей.

Прежде чем начинать постройку модели, надо решить, какой она будет - самоходной или стендовой, а также выбрать масштаб. Самоходная модель потребует точности и "притирки" всех элементов ходовой части, иначе она просто не сможет двигаться. Корпус танка состоит из прямолинейных листов, склепанных на каркасе, работа над ним не вызовет больших затруднений.

Главное при постройке копии - точное воспроизведение деталей оригинала, придающее ей достоверность. Лучший материал для корпуса жесть, она дает возможность сделать модель пустотелой, выполнить все люки и заслонки открывающимися, а при достаточно крупном масштабе воспроизвести и отдельные детали интерьера.

Характерной особенностью первого советского танка были крупные рельефные заклепки, имитация которых необходима. Для них можно использовать любой подходящий материал, например, булавочные головни.

Наиболее трудоемко изготовление ходовой части. Наивысшей копийности можно добиться, сделав подвеску действующей. Работающие рессоры не только повысят достоверность копии, но и улучшат прохождение имитаций препятствий самоходной моделью. Большинство элементов ходовой части целесообразно выточить из дюралюминия.

В заключение несколько слов об окраске. Защитная зеленая окраска наших первых танков была более яркой, чем у современных боевых машин. Это следует помнить при составлении колера. В целом же окраска моделей танков не требует большой точности, поскольку поверхность брони у оригинала достаточно груба и никогда не отделывалась под глянец.

Красная звезда на башне - без окантовки, надписи - белого цвета.

В конце 1919 г. на нижегородский завод «Красное Сормово» был доставлен трофейный танк «Рено» FT-17, конструкция которого послужила основой для строительства легких танков М. Первый из танков, собранных руками советских рабочих, получил характерное революционное название «Борец за свободу тов. Ленин».
«Русский Рено» по своим характеристикам не уступал французскому прототипу, а по отдельным показателям, таким как максимальная скорость и бронирование крыши, даже превосходил его. В начале 20-х гг. на заводе «Красное Сормово» было построено еще 14 танков М («Русский Рено»), некоторые из которых также получили звучные названия: «Парижская коммуна», «Пролетариат», «Буря», «Победа», «Красный боец», «Илья Муромец».



Каркасные корпус и башня «Русского Рено» были защищены противопульным бронированием. Лобовые бронелисты корпуса и башни располагались наклонно по отношению к вертикальной плоскости, благодаря чему их защитные свойства усиливались. Соединялись бронелисты методом клепки.
В лобовом листе башни монтировалась 37-мм пушка, снабженная плечевым упором, либо устанавливался пулемет калибра 18 мм. На некоторых танках М имелось смешанное вооружение, т. е. и пушка, и пулемет. Имеющееся по направлению движения танка непростреливаемое пространство было относительно небольшим. Боекомплект состоял из 250 снарядов. Наблюдение за полем боя велось через смотровые щели, при этом обзор был достаточно неплохим. Какие-либо средства внешней связи на «Русском Рено» отсутствовали.



На этой боевой машине монтировался 4-цилиндровый двигатель АМО жидкостного охлаждения мощностью 34 л. е., который размещался вдоль корпуса. Маховик был направлен в сторону носовой части. Используемые в конструкции танка механизмы поворота позволяли осуществлять этот маневр с минимальным радиусом, равным ширине колеи бронемашины, составляющей 1,41 м.
Гусеничный движитель с каждого борта имел по 9 опорных и 7 поддерживающих катков направляющего колеса, винтовой механизм натяжения гусеницы и ведущее колесо заднего расположения. Показатели проходимости были достаточно высокими.



В кормовой части танка устанавливался съемный кронштейн («хвост»), который применялся для облегчения преодоления рвов и эскарпов. «Русский Рено» мог успешно преодолевать различные препятствия - рвы шириной до 1,8 м, эскарпы высотой до 0,6 м, сохранял устойчивость на подъемах до 38° и кренах до 28°, а также мог переправляться через водные преграды глубиной до 0,7 м и проходить сквозь заросли, где толщина стволов составляла около 0,25 м.
«Русские Рено» принимали участие в гражданской войне, однако в ее конце ввиду ряда проблем финансового и технического характера производство этих боевых машин было прекращено.

Назывался также «Рено выпуска Сормовского завода», «Рено с мотором «Фиат». Индексы «КС» и «М» введены в обиход в 1950-70 гг., очень условны и не соответствуют исходному названию.

Первый танк, построенный в Советской России на заводе “Красное Сормово” (г. Нижний Новгород) по типу французского танка “Рено ФТ”. Решение о производстве принято на заседании Совнаркома и Совета Военной промышленности 10 августа 1919 г. Чертежи танка изготовлены при участии инженера Калинина и французских специалистов Дем и Розье. Двигатель был изготовлен на заводе АМО по типу мотора “ФИАТ”.

Головной танк серии “Борец за Свободу тов. Ленин” был испытан 31 августа 1920 г. Полностью серия из 15 танков была сдана Броневому управлению ГВИУ в мае 1921 г. В боях танки участия не принимали. Официально сняты с вооружения в апреле 1930 г.

Все танки имели собственные имена.

Разработка начата КБ ОАТ по инициативе С.Шукалова в 1925 г. Проект был принят в сентябре 1926 г. на заседании «танкового» совещания командования РККА, руководства ГУВП и Орудийно-арсенального треста (ОАТ).

Прототипом для Т-16 послужил итальянский танк «Фиат-3000». В проектировании приянли участие А.Микулин (двигатель), В.Заславским (трансмиссия), И.Магдесиев (ходовая часть).

Заводские испытания танка проходили в марте 1927 г., но танк не достиг запланированных характеристик. Государственные испытания Т-16, назначенные на май 1927 г., были отложены. Танк был передан в распоряжение Л.В.О., где числился учебной машиной. Вооружения танк не имел. Последние упоминания о его наличии в войсках относятся к лету 1933 г.

Cоздан весной 1927 г. путем устанения недостатков танка Т-16. Корпус танка был удлинен, танк получил улучшенный двигатель и новые пружины подвески.

Государственные испытания проходили в Подмосковьи, в районе ст. Немчиновка 11-17 июня 1927 г. и закончились успешно. Танк был принят на вооружение под названием «Малый танк сопровождения обр. 1927 г. МС-1 (Т-18)». Серийное производство танка было начато 1 февраля 1928 г. на заводе «Большевик»

Рота танков Т-18 (9 машин) приняла участие в боевых действиях на КВЖД в ноябре 1929 г. После принятия 17-18 июля 1929 г. «Системы танко-тракторно-автоброневооружения» танк Т-18 был признан устаревшим, но до освоения выпуска нового Т-19 оставлен на вооружении РККА.

В 1929 г. танк МС-1 был модернизирован. Он получил новый двигатель и КПП, литое ведущее колесо и гусеницу с литыми траками типа “орлиный коготь”. На танк была установлена новая башня с кормовой нишей, предназначенная для установки орудия ПС-2. Планировалась также установка радиостанции.

Несмотря на то, что танк уже не считался перспективным, он был принят на вооружение РККА «Легкий танк МС-1 (Т-18) образца 1930 г.»

Танк находился в серийном производстве на заводе «Большевик» и Мотовилихинском Машиностроительном до конца 1931 г. В 1938 г. все имевшиеся МС-1 (Т-18) были переданы на склады и в распоряжение УР.

Некоторые танки приняли участие в боях второй Мировой войны в 1941-42 гг.

Разработан ГКБ ОАТ и КБ завода «Большевик» на основании требований «Системы танко- тракторно- автоброневооружения» 1929 г. Задание и ТТХ танка были получены не позднее 15 сентября 1929 г Главным конструктором по танку Т-19 был назначен С.А.Гинзбург. Задание на него было очень противоречивым, так как танк должен был быть сильно бронированным, прекрасно вооруженным, быстрым и маневренным, нести комплекс противохимического оборудования, уметь плавать и при этом иметь массу не более 7 т. при весьма низкой стоимости (чтобы обеспечить массовость выпуска).

Работы над танком затянулись из-за постоянных дополнений к проекту, диктуемых военными. Кроме того, стоимость танка по их мнению не отвечала возможности его выпуска в больших количествах (около 7000 шт. в течение трех лет). После приобретения в Великобритании документации на «Виккерс 6-тонный», работы над Т-19 были прекращены.

В декабре 1930 г. один танк Т-18 был передан в распоряжение Военно-Химуправления, где он при помощи специалистов Института Химобороны Пригородского и Калинина был оснащен выливным комплексом для заражения местности и постановки дымовых завес.

Комплекс состоял из баллона емкостью 60,5 л., в котором под давлением ок. 16 атм. находилось газообразное, или жидкое ОВ, либо дымообразующая смесь, а также распылителя с 2, 3- или 5 форсунками. Оборудование монтировалось на «хвосте танка» и весило 152 кг. Танк, снабженный комплексом мог за 8-8,5 минут заразить (задымить) участок местности протяженностью 1,6-1,7 км. Работы с танком продолжались до 1934 г.

Во время создания Т-18 химического, летом 1931 г., Институт Химобороны изготовил также первый огнеметный танк, конструкция которого в определенной степени повторяла предыдущий.

Бак с огнесмесью (мазут-керосин) с баллоном сжатого воздуха монтировался также на «хвосте», а брандспойт располагался в башне на месте 37-мм орудия. Для поджига смеси использовались автомобильная свеча и доплнительная бензиновая магистраль, причем бензин подкачивал командир танка из основного топливного бака перед стрельбой.

Из-за сложностей с приводами в ОТ-1 отказались от кругового вращения башни, но это считалось нормальным. Дальность огнеметания составила 30-35 м, но могла быть увеличена путем усовершенствования конструкции огнемета. Опыты с танком проводились в течение года и были признаны удачными. Также был сделан вывод о целесообразности объединения конструкций огнеметного и химического комплексов.

В 1933 г. предпринимались попытки улучшить характеристики Т-18 путем усовешенствования его ходовой части. Для этого был создан опытный танк с подвеской и гусеничной цепью Т-26.

Испытания опытного танка начались 19 мая 1933 г., но закончились неудачно, так как новая ходовая часть создавала большую нагрузку на слабый двигатель Т-18. Кроме того, неудачное расположение передних опорных катков приводило к «утыканию» их в ленивец, что приводило к их взаимному заклиниванию. Танк был признан неудачным.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!