Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Река яна в фотографиях. География


Яна

Общие сведения

Река Яна протекает на территории Российской Федерации и Якутии. Длина реки – 873 километра, площадь речного бассейна составляет более 238 тысячи км². Свое начало Яна формирует благодаря слиянию двух рек Сартанг и Дулгалах, начинающие свое течение с Верхоянского хребта.

Река Яна впадает в Янский залив, где формирует широкую дельту с площадью около 10 тысяч км². В этом месте река разделяется на Основное русло, а также протоки Самадон и Правая. В бассейне Яны расположены более 40 тысяч озер.

Река Яна протекает во многих местах по широким долинам древности, заполненные аллювием. В обрывах на берегу встречается ископаемый лед, выходящий наружу.

В разгар весеннего половодья воды здесь прибывает совсем немного, благодаря тому, что в бассейне реки выпадает мало снега. Паводки случаются, как правило, в летний период, когда льют проливные дожди.

По типу питания Яна относится к смешанному. С мая и до августа проходит почти 90% всего годового стока. Колебания уровня воды в средних течениях находится в пределах 9 метров, в нижнем же – 12 м. Покрытие льдом происходит еще в октябре и сходит он только под конец мая.

Яна – река судоходная. Самыми крупными портами-городами на берегу реки являются: Усть-Куйга, Верхоянск, Батагай и Нижнеянск.

При впадении Яна создает большие низменности и заболоченные дельты с бесчисленным количеством мелких озер. В недрах дельт залегают льды. Площадь дельты у реки Яна – 530 м². В горной местности река сужается, образуя мелкие долины.

Температура воды в летние месяцы находится на отметки плюс 10°С, местами (в самые жаркие периоды) – до 20°С. Зимой река, особенно в нижнем течении, может промерзать до самого дна.

Наледи у реки Яна считаются самыми крупными. Многие из них обладают площадью более 100 км². Активное их образование происходит в местах, где преобладают тектонические движения, связанные с нарушением целостности горных пород, которые произошли в результате разломов.

Наледи нарастают на протяжении всей зимы, заполняя собой поймы и русла других речушек.

В низменностях реки сосредоточенно большое количество мелких и крупных озер, а также встречаются и болота. Большая часть озерных котловин обладают термокарстовым происхождением – они образованны за счет протаивания многовековой мерзлоты и подземельных льдин.

Яна богата ценными видами рыб. Здесь водятся: муксун, хариус, сиг, осетр, нельма.


Общие сведения

Дон – река на европейской территории России. Площадь бассейна реки составляет 422 тысячи км² и она уступает только четырем европейским рекам, таким как: Днепр, Кама, Дунай и Волга. Общая протяженность Дона равна 1 870 км.

Я́на (Дьааҥы sah) - река в Якутии.

Хозяйственное использование

Гидроэнергетические ресурсы бассейна Яны оцениваются в 6,9 млн кВт.

Притоки

Населённые пункты

Судоходство на протяжении 730 км от устья. Судоходство на участке Батагай-Верхоянск нерегулярно, возможно лишь в полноводный период. Главные пристани Верхоянск, Батагай, Усть-Куйга, село Казачье, порт Нижнеянск в устье.

География

Длина - 872 км, площадь бассейна - 238 000 км². Образуется при слиянии рек Сартанг и Дулгалах , стекающих с Верхоянского хребта. После слияния река течёт в широкой и глубокой долине; от впадения Адычи долина расширяется до 10 км и более, русло разделяется на протоки. При пересечении северной оконечности хребта Кулар долина сужается, в русле - пороги; ниже Яна протекает по Яно-Индигирской низменности в очень извилистом русле и разбивается на рукава. При впадении в Янский залив Моря Лаптевых образует дельту площадью 10 200 км², основные протоки её: Самандон (образующая собственную дельту), Главное русло - идёт к северу, влево от него отходит протока Правая . В бассейне Яны около 40 тыс. озёр.

Гидрология

Питание преимущественно дождевое и снеговое. За май - август проходит до 90% годового стока. Уровень воды колеблется в пределах 9 в среднем течении, в низовьях (Казачье) - 11,9 м. Среднегодовой расход воды - у Верхоянска - 150 м³/с, в 381 км от устья - 925 м³/с. Расход в устье составляет 1000 м³/с. Наибольшие расходы весной - 2840 у Верхоянска и 12 400 м³/с в 381 км от устья, летом - 2300 и 13 000 м³/с соответственно. Замерзает в конце сентября-начале октября, от верховьев к устью. У Верхоянска ежегодно перемерзает на 70-110 суток; вскрывается во 2-й половине мая - 1-й половине июня.

Среднемесячные расходы воды в реке (м³/с) в 157 км от устья с 1972 по 1999 год

К:Реки по алфавиту К:Водные объекты по алфавиту К:Реки до 1000 км в длину К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

География

Длина - 872 км, площадь бассейна - 238 000 км² . Образуется при слиянии рек Сартанг и Дулгалах , стекающих с Верхоянского хребта . После слияния река течёт в широкой и глубокой долине; от впадения Адычи долина расширяется до 10 км и более, русло разделяется на протоки. При пересечении северной оконечности хребта Кулар долина сужается, в русле - пороги; ниже Яна протекает по Яно-Индигирской низменности в очень извилистом русле и разбивается на рукава. При впадении в Янский залив Моря Лаптевых образует дельту площадью 10 200 км², основные её протоки: Самандон (образующая собственную дельту), Главное русло - идёт к северу, влево от него отходит протока Правая . В бассейне Яны около 40 тысяч озёр.

В 120 км от устья Яны на второй 18-метровой террасе находится Янская стоянка - самый северный памятник верхнего палеолита (71° с. ш.). В среднем течении Яны находится стоянка Бунге-Толля 1885 (68° с. ш.) .

Гидрология

Питание преимущественно дождевое и снеговое. За май - август проходит до 90 % годового стока. Уровень воды колеблется в пределах 9 в среднем течении, в низовьях (Казачье) - 11,9 м. Среднегодовой расход воды - у Верхоянска - 150 м³/с, в 381 км от устья - 925 м³/с. Расход в устье составляет 1000 м³/с. Наибольшие расходы весной - 2840 у Верхоянска и 12 400 м³/с в 381 км от устья, летом - 2300 и 13 000 м³/с соответственно. Замерзает в конце сентября-начале октября, от верховьев к устью. У Верхоянска ежегодно перемерзает на 70-110 суток; вскрывается во 2-й половине мая - 1-й половине июня.

Среднемесячные расходы воды в реке (м³/с) в 157 км от устья с 1972 по 1999 год

Colors=

Id:lightgrey value:gray(0.8) id:darkgrey value:gray(0.3) id:sfondo value:rgb(1,1,1) id:barra value:rgb(0.6,0.8,0.9)

ImageSize = width:650 height:300 PlotArea = left:40 bottom:40 top:20 right:20 DateFormat = x.y Period = from:0 till:5000 TimeAxis = orientation:vertical AlignBars = justify ScaleMajor = gridcolor:darkgrey increment:1000 start:0 ScaleMinor = gridcolor:lightgrey increment:500 start:0 BackgroundColors = canvas:sfondo

Bar:Jan text:Янв. bar:Fév text:Февр. bar:Mar text:Март bar:Avr text:Апр. bar:Mai text:Май bar:Jun text:Июнь bar:Jul text:Июль bar:Aoû text:Авг. bar:Sep text:Сент. bar:Oct text:Окт. bar:Nov text:Ноябрь bar:Déc text:Дек.

Color:barra width:30 align:left bar:Jan from:0 till: 2.7 bar:Fév from:0 till: 1.0 bar:Mar from:0 till: 0.6 bar:Avr from:0 till: 0.7 bar:Mai from:0 till: 455.7 bar:Jun from:0 till: 4298.1 bar:Jul from:0 till: 3054.1 bar:Aoû from:0 till: 2615.0 bar:Sep from:0 till: 1687.6 bar:Oct from:0 till: 248.5 bar:Nov from:0 till: 51.2 bar:Déc from:0 till: 12.0

Bar:Jan at: 2.7 fontsize:S text: 2,7 shift:(-10,5) bar:Fév at: 1.0 fontsize:S text: 1,0 shift:(-10,5) bar:Mar at: 0.6 fontsize:S text: 0,6 shift:(-10,5) bar:Avr at: 0.7 fontsize:S text: 0,7 shift:(-10,5) bar:Mai at: 455.7 fontsize:S text: 455,7 shift:(-10,5) bar:Jun at: 4298.1 fontsize:S text: 4298,1 shift:(-10,5) bar:Jul at: 3054.1 fontsize:S text: 3054,1 shift:(-10,5) bar:Aoû at: 2615.0 fontsize:S text: 2615,0 shift:(-10,5) bar:Sep at: 1687.6 fontsize:S text: 1687,6 shift:(-10,5) bar:Oct at: 248.5 fontsize:S text: 248,5 shift:(-10,5) bar:Nov at: 51.2 fontsize:S text: 51,2 shift:(-10,5) bar:Déc at: 12.0 fontsize:S text: 12,0 shift:(-10,5)

Притоки

Населённые пункты

Хозяйственное использование

Судоходство на протяжении 730 км от устья; на участке Батагай - Верхоянск нерегулярно, возможно лишь в полноводный период. Рыболовство. Паромные и ледовые переправы.

Гидроэнергетические ресурсы бассейна Яны оцениваются в 6,9 млн кВт.

Напишите отзыв о статье "Яна (река)"

Примечания

Литература

  • Латкин Н. В. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Яна - статья из Большой советской энциклопедии .
  • Яна // Словарь современных географических названий / Рус. геогр. о-во . Моск. центр; Под общ. ред. акад. В. М. Котлякова . . - Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

Отрывок, характеризующий Яна (река)

Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.
– А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья.
Борис покраснел.
– Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая.
Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.
Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.

О входной базе реки Яна - поселок Нижнеянск

Значительную роль в осуществлении социально – экономического развития Янской группы районов отводится Янским речникам, так как основным видом транспорта здесь был и будет - водный.

Река Яна по своим гидрологическим судоходным условиям относится к горным рекам с резким изменением горизонтов, и высокими, при весеннем и летнем паводках, скоростями течения.

Река Яна образуется из слияния двух притоков – Дулгалах и Сартанг, которые соединяются в 20 км выше Верхоянска. В Яну впадают 33 речки.

Самая большая – Адыча, была судоходная от устья Адычи вверх до Оюн-Хомо (233 км). Адыча впадает в Яну справа в 42-х км выше поселка Янск, она даёт 66 % всего стока Янского бассейна и оказывает особое влияние как на скорость течения, так и на условия судоходства.

Другой значительный приток, впадающий слева в 340 км ниже Верхоянска – речка Бытантай условно судоходная на 74 км. Раньше по Адыче и Бытантаю осуществлялись только экспедиционные рейсы мелкосидящих судов. В настоящее время судоходство по этим рекам прекращено.

Река Яна имеет свои особенности, а именно, короткую навигацию (3,5 – 4 месяца), каменистое и порожистое строение верхнего участка реки, обилие перекатов – 93 наименований, крайне неравномерный сток воды. Река делает значительные петли, коэффициент извилистости равен 2, а на некоторых участках достигает 2,5. Общее падение реки от г.Верхоянска (874 км) до устья Яны составляет 130 см. Однако, основное падение реки приходится на средний участок, где оно составляет от 50 до 60 см на 1 км.

Всё это требует от судоводителей особых навыков и умения вождения судов и буксировки несамоходного флота.

Карта реки Яна (без верховий)

Буквально вчера мне посчастливилось побывать во входной базе реки Яна, в поселке Нижнеянск. Прибыл я с верховий реки, из поселка Усть-Куйга (о котором расскажу в следующих сериях) на сухогрузном теплоходе. Расстояние между п.Нижнеянском и п.Усть-Куйгой составляет 325 км по водным путям. Если из Усть-Куйги теплоход выйдет рано утром, то в ночь того же дня можно прибыть в п.Нижнеянск. Однако, могут быть и факторы независящие от человека, которые отрицательно влияют на сроки движения судов - это густой туман или спад уровней воды на перекатах, не говоря уже о темных временах суток в осенний период.

Верх по течению с угольком

Поселок Северный - Кулар

Продолжая спуск по реке, как правило проходишь вдоль поселков примыкающихся к берегу реки. Одним из особо заинтересовавших меня поселком является Кулар или же поселок Северный, о котором я позже не раз буду вспоминать в ходе изложения исторических очерков. Далее вы можете посмотреть фотографии Северного.

Жилой дом на холме, как единственный позитивный момент

Ниже по течению поселки Казачье, Кресты, Усть-Яна. Эти поселки благодаря населению и существующего водного сообщения, развиваются и продолжают жизнедеятельность.

Поиски бивней мамонта не дешевое мероприятие, это топливо, провизия, снабжение и черный труд. Повезет найдешь, не повезет...

Развилка, 91 км. Здесь живет Григорий, уже 36 лет подряд в одиночку!

Исторический очерк развития водного сообщения реки Яна

Река Яна была открыта в 1633 отрядом казаков под предводительством Ильи Перфильева. В 1637 в низовье реки Яна был основан Усть-Янский острог, а в 1638 году в верховье р.Яны Верхоянское зимовье.

На реке Яна побывали многие первооткрыватели, среди которых были: Д.Лаптев, Дежнев, В.П. Врангель, Э.В.Толль и многие другие, но они создавали свои базы в низовье р.Яны для дальнейшего своего похода на Север.

В 1821году в районе Верхоянска проводятся первые гидрологические и метео- наблюдения. Места богатые пушниной, рыбой привлекали внимание якутов и эвенков.

К первому исследователю р.Яны который хотя и не детально, но производил научные изыскания, можно отнести доктора А.А. Бунге, который в 1885 году из Верхоянска на лодках проплыл по р.Яне до Новосибирских островов.

В 1897 году Якутской торговой фирмой Л.Громовой была сделана попытка завоза грузов маленьким пароходом «Лена» в устье реки Яна, но судно не выполнило своего задания и вернулось обратно.

Развитие торговли, интересы торговцев и купцов к северным богатствам требовали улучшения путей сообщения. Между центром Верхоянского округа и Якутском существовал тракт. Это был летний вьючный транспорт. Кроме этого был зимний тракт, который соединял Верхоянск с Усть-Янском – 860 верст. Подрядчиком этого тракта были местные жители, которые имели оленей.

С открытием судоходных путей по р.Лена, начали использовать новый путь сообщения. Грузы доставлялись с верховья р.Лены из Якутска до села Булун, а оттуда зимним путем в Казачье. Этот путь просуществовал до 30 – х годов прошлого столетия. Чтобы представить, сколько перевозилось грузов на оленях по этому тракту, есть данные, что за зиму 1917-1918 гг. из Булуна в Казачье было перевезено 33762 пуда разных грузов, т.е 235 тонн.

В 1927-1929 гг. на р.Яна работал гидрологический отряд Якутской экспедиции Академии наук ССР под руководством П.К. Хмызникова. Впервые были изданы «Атлас р.Яны», материалы по лоции р.Яны, которые стали основой для организации судоходства по р.Яна.

В 1932 году возникла необходимость перебросить на р.Яну отряд НКВД, а так же ряд грузов для геологических экспедиций. Для выполнения этой задачи был избран новый теплоход «Эстафета» (длина 16.5 метров, 100 лошадиных сил)с грузом на барже «Надежда» 1892 года постройки.

25 августа 1932 году теплоход «Эстафета» под руководством капитана С.А. Абрамовича, с баржой вышли из Тикси в море для следования на р.Яну. 30 августа впервые в истории суда вошли в левый рукав р.Яны – протоку Ильин – Шар и 2 сентября прибыли в Казачье. Отрядом НКВД был арестован ряд бандитов, груз был выгружен. Загрузив в Казачье груз и пассажиров, на обратном пути 9 сентября теплоход «Эстафета» с баржой «Надежда» штормом были выброшены на берег мыса Буор-Хая. Команду и пассажиров подобрал гидрографический моторный бот «Пионер» и доставил их в Тикси. Первый рейс для теплохода «Эстафета» оказался для неё и последним.

В 1934 году к устью реки Лены пришел с запада первый караван морских судов. С этого времени жизнь на Севере резко изменилась вместе с освоением морских путей у берегов Якутии началось транспортное освоение северных рек, в том числе и реки Яны.

Развитие водного транспорта на Крайнем Севере Якутии в значительной степени влияло на темпы роста экономики этого края. С начала освоения Северного морского пути, изучением судоходства по арктическим морям и северным рекам, большое внимание было уделено геологическим поисковым работам. В результате этих работ на р.Яне геологами выявлено крупные месторождения полиметаллических руд.

В стране росла и развивалось отечественная промышленность, которой как воздух требовалось техническое сырье. Геологи нашли в бассейне р.Яны богатые запасы олова. В связи с этим с особой остротой встал вопрос организации судоходства по р.Яне.

В 1935 году для создания Янского лоцмейстерства, главное Управление Северного морского пути (ГУСМП) делают попытку завоза людей, оборудования, снаряжения. Из Тикси на р.Яну отправляется гидрографическое судно «Хронометр» (капитан А.А. Ивлев), который в августе доставил на бар Яны на буксире катер № 13 с деревянным кунгасом. На мотокатере №13 старшиной был А.А. Юшкевич, который в последующие годы всю свою жизнь посвятил освоению р.Яны, а его сын В.А. Юшкевич продолжил дело отца, став в последствии командиром –главным механиком голландского землесоса «Яна» работавшего на баре Яны.

В 1936 году 11 августа с р.Лены на р.Яну направляется колесный пароход «Сасыл-Сысы» мощностью 150 лошадиных сил и моторный катер «Сартанг» мощностью 60 лошадиных сил с тремя деревянными баржами грузоподъемностью по 150 тонн каждая. 13 августа 1936 году пароход «Сасыл-Сысы» подошел на бар Яны и начал свой путь по северной реке. Эту дату принято считать началом транспортного освоения р.Яна и началом судоходства в Янском бассейне.

Разгрузка барж, которые привел пароход «Сасыл-Сысы» производилась по месту подхода судна: у фактории «Комсомольская», для жителей Янского и Эльгетского наслегов. Двое с половиной суток без отдыха работали бригады грузчиков Желнова, Карнаухова, Голикова. В Усть-Янском районе было выгружено 130 тонн, остальное повезли в Верхоянск. Всего груза было 639 тонн, в основном- продовольствие, но были и кирпичи и нефть в бочках для Яны.

До Казачье пароход «Сасыл-Сысы» прошёл без единой посадки, успешно провёл за собой караван барж. 23 августа 1936 года здесь прошло собрание, посвященное этому событию, была выслана телеграмма правительству ЯАССР, в которой жители благодарили за заботу о них.

19 сентября 1936 г. торжественная встреча была устроена каравану в Верхоянске. О том, какое большое значение придавалось этому рейсу, видно из телеграммы секретаря Обкома партии Певзняка трудящимся района и личному составу экспедиции: «Начальнику Янской экспедиции Подгурскому, капитану парохода «Сасыл-Сысы» Тиркильтауб, парторганизатору экспедиции Павлову «Горячо поздравляю Вас и весь личный состав экспедиции с блестящим выполнением задания по транспортному освоению реки Яны и с прибытием парохода «Сасыл-Сысы» с транспортным караваном в Верхоянск…»

Так начинался северный завоз грузов на Яну. Гудок первого парохода принес новую жизнь на берега далекой северной реки. Это было началом больших изменений в этих краях. Параход «Сасыл –Сасы» еще 20 лет водил баржи на р.Яне. В 1957 году ледоходом его выбросило далеко на берег Антоновской протоки, где он до сих пор и стоит.

В это же время начинаются путевые работы по созданию судоходной обстановки. По реке Яна лоцмейстерство, под руководством А.А.Ивлева, установило 155 знаков, 16 бакенов, а в устье реки – маяк.

В 1937 году на р.Яну прибывает два парохода «Каганович» и «Летчик Галышев» мощностью под 300 л.с. с шестью деревянными баржами. С приходом первых судов на Яну в Верхоянске создана Янская районная контора водного транспорта Якутского управления ГУСМП. Флот Яны пополняется буксирными и несамоходными судами.

В 1938 году на Яне было всего 4 парохода и 15 деревянных барж. План перевозки грузов был определен в 5400 тонн. Однако речники Яны в этом году перевезли 6208 тонн груза. Основная масса грузов следовала в адрес «Якутолово» до населенного пункта Юттях (Батагай) Верхоянского района, где начиналось строительство горнорудного комбината (фабрики).

23 сентября 1938 года на базе Янской конторы водного транспорта организуется Янский эксплуатационный участок с подчинением Северо-Якутскому речному пароходству Главсевморпути. (СЯРП ГУСМП) при Совете Министров СССР.

1939 году дополнительно к пункту зимнего хранения грузов в Усть-Янске, строится второй перевалочный пу нкт – Куогастах. Он расположен на Правой протоке в 16 км. от побережья моря Лаптевых (Правая протока впадает в р.Яну на 90 км. – «Развилка».

До 1940 года из Куогастаха до Верхоянска пароходы делали по одному рейсу. Суда зимовали на случайных отстоях. Члены команд судов жили в примитивных избушках. Они производили заготовку дров и выполняли работы по безопасному отстою судов от весеннего ледохода. Руководство движением флота производилось с парохода, на котором всю навигацию ездил диспетчер.

При встрече судов он давал конкретные указания капитанам. Позднее руководство движением флота осуществлялось по радио.

1940 году вся транспортная работа на реке подчинена выполнению Постановления Экономического союза Совета СССР, в котором говорилось о срочном завозе материалов, оборудования, продуктов питания и промышленных товаров для строительства горно - рудных предприятий Верхоянского района.

План общего грузооборота по р.Яна был утвержден в 15 600 тонн или к 1939 году он был увеличен на 77 %. Фактически задание правительства по завозу грузов в адрес «Якутолово» речниками было перевыполнено в три раза.

Перевалочный пункт Куогастах, расположенный в сравнении с Усть-Янским, ближе к морю, заметно повысил своё значение. Основная часть работы по перевалке грузов легла на пристань Куогастах. Со второй половины навигации 1940 года перевалочный пункт Усть-Янск был закрыт. Контора, производственные и бытовые здания были переведены в Куогастах. В 1940 флот на р.Яне значительно пополнился. По морю Лаптевых теплоход «Первая Пятилетка» привел 4 парохода, 2 газохода и более 15 барж, в том числе 13 металлических трюмных барж грузоподъемностью по 450 тонн каждая. Увеличение флота, отдаленность конторы (в Верхоянске), стремление создать надежный отстой судов, вызвали необходимость организации затона на р.Яне. Местом затона была избрана Антоновская протока на 600 км. р.Яны.

В 1940 году впервые флот, за исключением нескольких барж, зимовал в Антоновской протоке-затоне, которому было присвоено имя И.Д.Папанина. Позднее Указом Президиума Верховного Совета СССР этот затон был переименован в Янский рабочий поселок. В 1940 году последние суда дошли до затона с большим трудом 2 октября. В то время на реке уже шла сплошная шуга, а протока Антоновская была скована льдом.

С приходом флота в затон были созданы бригады строителей, которые немедленно приступили к сборке пяти домов, доставленных сплавом из Верхоянска. Это были в основном служебные помещения – контора участка затона, столовая, электростанция и два четырех- квартирных дома. Для жилья также были установлены палатки, в которых размещалось по 25 человек. Они отапливались железными печками.

Клубом служила столовая. Для проведения общественных мероприятий и для библиотеки комсомольцы построили специальное небольшое здание. Строили его в воскресные дни. Строились и частные избушки. Для поддержания связи с Якутском до 1 января 1941 года использовались отапливаемые пароходы «В.Маяковский» и «И.Папин». По окончании строительства конторы радистанция была перемещена на берег.

Так на пустом таежном месте вырос поселок Янск, который до 1961 года был пунктом отстоя и ремонта всего янского флота. Янский эксплуатационный участок реорганизуется в Янское речное пароходство. (ГУСМП).

Во время Великой Отечественной войны вследствии нехватки рабочей силы Янские речники работали в две смены.

Война показала на сколько вовремя наша страна занялась Северным морским путем, ведь Арктическая трасса стала почти единственной транспортной артерией Восточной Сибири и Севера Востока. Порт Тикси перерабатывал 70 тысяч тонн груза. Хорошо была организована выгрузка на баре Яны пароходов «Первая Пятилетка» , «Партизан Щетинин», «Якутск».

Был заключен договор нашей страны с США о ленд-лизинге, аренде судов. Осенью 1941 года пришли новые ледоколы «В.Молотов» и «Красин». В США построили серию дизельных ледоколов.

На баре Яны разгрузился теплоход «Беломорканал», его маршрут был Нью-Йорк - Исландия - Новая Земля – устье р. Яны. Он пришел в одиночку, разгрузился, взял на борт рыбу, другой груз и ушел на Запад.

В 1942 году открылась авиатрасса «Аляска-Сибирь». С Аляски через Якутск, где была дозаправка, пролетело 8000 самолетов. Из Тикси в Якутск по реке Лене доставляли речным транспортом автомобили и в огромном количестве топливо в бочках для трассы Аляска-Сибирь. Морем везли в Якутск и на Яну: американскую тушенку, муку, яичный порошок, сухое молоко, одежду и обувь и так далее. (второй фронт).

Теплоход «Первая Пятилетка» был кормилицей для жителей Нижнеянска и в целом жителей района, совершал постоянные рейсы на Яну.

В 1942 году он сделал 4 рейса на Яну, 2 рейса на Омолой. В эту навигацию на палубной барже привезли ссыльных прибалтийцев, финнов, немцев, но эта уже другая история.

В 1943 году на Яне и Колыме было добыто 93 тонны золота. В 1944 г. в северовосточные районы Якутии доставлено 198600 тонн грузов. За 1941-45г.г. из стран союзников доставлено морским путём 17.5 млн тонн груза, системой «Дальстроя» добыто 18 тысяч тонн олова на Яне, Колыме, Индигирке, Магаданской области.

Началась война с Японией. Морской пароход « Сухока» 1 сентября 1945 г. прибыл на бар Яны, под грузовыми операциями простоял целый месяц. На его борту было 6400 тонн груза, с Яны надо было загрузить руду- 78 тонн, рыбы- 1850 тонн для Архангельска. Был шторм. 23 сентября началось ледообразование, но работы на баре Яны были выполнены.

В 1941-45 г.г. была произведена гидрографическая съёмка протоки Главное русло. Материалы были оформлены в виде атласа, изданного в 1947 году и лоции, которыми пользовались до 1967 г.

В 1946 г. на всех северных морях в восточном и западном секторах были тяжёлые ледовые условия по прохождению судов. Начальник Северного морского пути И.Папанин ушел с должности по состоянию здоровья. 1 сентября 1947 г. выходит постановление Совета Министров СССР «О мерах по восстановлению и дальнейшему развитию речного транспорта». На флоте вводится обязательная форменная одежда с погонами и званиями.

С 1 мая 1949 г. Янское и Колымо-Индигирское пароходство от Главного Управления Севморпути переданы Якутскому горнопромышленному управлению «Дальстроя» МВД СССР. На северных реках, в том числе на Яне работают рыбзаводы и рыбучастки, на которых работают местные жители, а также ссыльные, «власовцы» и немецкие военнопленные.

В 1949 году на флоте ввели политотделы.
На Яну поступают первые буксирные теплоходы. Выполняется экспедиционный рейс по завозу грузов геологическим партиям, работающих в районе мыса «Святой Нос» на берегу моря Лаптевых.

Груз перевозили на двух баржах под буксировкой колёсным пароходом (200 л.с.) из порта Куогастах до «Ванькиной губы» (залив в море). Рейсом руководил зам.начальника Янского речного пароходства Г.М. Церкевич, капитан парохода М.И. Ильютюк. Связь обеспечивал радист Н.С.Максимов. Всю свою трудовую жизнь Максимов Николай С. отдал работе в цехе связи Янского пароходства.

Историческая справка любезно предоставлена представителем ОАО «ЛОРП» Коровиной Людмилой Алексеевной

«Моя мама Пешкова Аграфена Алексеевна семнадцатилетней девчонкой прибыла на Яну с родителями в 1937 году. Всю войну они с дедушкой и бабушкой (Поповы Алексей Павлович и Анисья Егоровна) рыбачили и сдавали рыбу в рыбзавод для отправки на фронт. Мама прожила на Яне 50 лет (в Куогустахе, затем переехали в Янск и Нижнеянск). Она много лет проработала поваром на судах Нижнеянского речного порта. Награждена Знаком Минречфлота РСФСР «Победитель социалистического соревнования 1974 года». Отец Пешков Алексей Яковлевич 1918 года рождения в 1939 году прибыл на Яну с Пеледуйской судоверфи на барже. Работал матросом. Во время войны - штурвальным и старшим рулевым на газоходах «Первый», «Заполярник», «Полюс». После войны – на пароходе «Кренколь». Это было в то время самое мощное судно на реке Яна. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года отец награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», которая была вручена ему лично в Янске 12 мая 1946 года.»

В начале 50-х годов в Усть-Янском районе образуется прииск Депутатский с перевалочным пунктом грузов на пристани Куйга, расположенному в 350 км от устья реки Яна. В 1951г. впервые осуществляется завоз грузов до Куйги для нужд строительства прииска Депутатский. Всего за эту навигацию до Куйги было доставлено 5800 тонн разных грузов из всего объёма перевезённого по Яне 25-ти тысяч тонн.

Выполняются скалоуборочные работы с русла реки Яна под руководством М.А.Гречанникова. Работы ведутся в суровых зимних условиях. Вручную вымораживались камни-одинцы, выступы скал, а затем дробились взрывчаткой. М.А.Гречанников более 20 лет проработал на Яне. Он являлся одним из основных создателей современной береговой обстановки на всём протяжении реки Яны.

В 1952 году с развитием горнодобывающей промышленности и ростом экономики сельского хозяйства, перевозки грузов речным транспортом увеличилось более чем в 5 раз против 1940 г. Численность флота на конец 1952 года составила 31 буксирных судов и более 80-ти барж. Резко выросла переработка грузов.
До 1954 года все суда, прибывающие с грузом на Яну, обрабатывались на пристани Куогастах вручную, с переносом на плечах портовых рабочих, ящиков, мешков и другого рода груза, на расстоянии 100-150 метров. Сложность грузовых работ в Куогастахе и на баре Правой протоки состовляла ещё и в том, что приходящий груз на морских судах приходилось разгружать на открытом взморье – баре реки Яна в речные баржи, на которых груз перевозился на пристань Куогастах, вновь выгружался, а затем грузился на речные суда для перевозки по Яне в пункты назначения.

Приказом ГУСМП № 183 от 14 апреля 1954 г. Нижнеянский речной порт вошёл в состав Янского речного пароходства. Началось интенсивное строительство поселка и порта. Флот Яны резко возрастает. На конец навигации 1954 года уже 59 самоходных и 125 несамоходных единиц флота. В числе буксирного флота были 2 морских парохода, 17 современных речных колесных пароходов. Несамоходный флот в своём составе имел 10 лихтеров грузоподъемностью 1000,2000,3000 тонн., 56 металлических барж и 50 устаревших деревянных барж. К 1956 году порт Куогастах, как перевалочная база грузов, был полностью закрыт. Всё было перевезено в Нижнеянск.

В связи с окончанием строительства железной дороги Тайшет – Усть- Кут и Осетровского речного порта, изменилось направление движения грузов в район Янского бассейна. До этого грузы доставлялись на морских судах по Северному морскому пути с запада на восток. Теперь – по железной дороге - до Осетрово, далее на речных судах по реке Лене, по морю Лаптевых до Нижнеянска. Официально Осетровский речной порт введён в эксплуатацию в 1958 г.Имеющийся на балансе Янского пароходства каботажный флот- морские буксиры и лихтеры использовались по завозу грузов из пунктов на реке Лена, в том числе и из Осетрово. Общий объём перевозок груза по реке Яна составил 100 тысяч тонн, по работе флота – 51,3 млн. тонно-километров.

Начинаются первые попытки в совершенствовании работы флота. Широкое распространение получили штурманская система судовождения, почасовой график и повахтенное планирование, постановка судов на зимний отстой без ремонта, первые попытки вождения судов методом толкания колёсными пароходами и теплоходами.

В зимний период 1954-55 г.г. работники порта приступили к строительству причальной стенки, монтажу механизации и уже к началу навигации 1955 г. было построено 197 погонных метров причальной стенки на свайном деревянном основании., ряжевое основание для парового гусеничного крана «Шкода» грузоподъёмностью 25 тонн (для обработки судов с тяжёловесами), производится монтаж этого крана, монтаж пяти плавучих кранов «Старый Бурлак» грузоподъёмностью 1,5 тн;
- установлено 7 ленточных стационарных транспортёров общей протяженностью 700 метров для переработки тарно-штучных грузов;
Для хранения и приема грузов сооружены и введены в эксплуатацию;
- один деревянный склад площадью 280 квадратных метров;
- два металлических склада общей площадью 2900 кв.м
- открытые стеллажи-площадки на свайном основании – 2800 кв.м

В мае 1955 г. вошло в эксплуатацию 2-ух этажное здание, где разместилось управление порта. С этого года управление Янского речного пароходства переведено из Янска в Нижнеянск. В Янске остается только РЭБ – ремонтно-эксплуатационная база.

В 1956 г. пароходство передано Министерству цветной металлургии. В 1957 г. реорганизован(упразднен) трест «Дальстрой»- созданы Совнаркомы до 1965. Север был основан.

В 1957 г. появляется новая форма перевозок нефтепродуктов – наливом. Этому предшествовала поездка начальника отдела эксплуатации флота Янского речного пароходства Нестерова С.Н. в Иртышское речное пароходство для принятия опыта с последующим переоборудованием 500 и 800-тонных сухогрузных барж под налив. Впервые на Яне сделано два опытных рейса по доставке налива до Куйги в 2-х баржах МН-800. До этого нефтепродукты перевозились в бочках.

В 1958 году перевозки нефтепродуктов наливом за навигацию составили 10 000 тонн. Для работы на Яне прибывает первое сухогрузное судно «Хабаровск» - грузоподъемностью 500 тонн. Организуется новый пункт приема груза в районе Кулара на 220 км. р.Яна для строительства нового золотодобывающего прииска Кулар.

Для обслуживания водных путей Яна 12 апреля 1958 года в составе Ленского бассеинного управления путей (ЛБУП) создано Янское дистанция путей на базе службы пути Янского речного пароходства. Пришёл первый земснаряд «Ленский - 4» и з\с «Сормовский –1 4», 10 небольших буксиров типа БТТ-300.

1959 году произошло сильное обмеление барового участка протоки Главное русло. Начались первые дноуглубительные работы на баре Яны землесосами «Сормовский - 14» и «Ленский – 4», в последствии эти работы были продолжены з\с «Ленский – 1021», у которого фрезаразрыхлитель мог убрать даже вязкий слежавшийся ил, который не поддаётся гидроразмыву. Они работали до запрещения работать на морях речными земснарядами из-за штормов. С 1974 года на баре Яны работает построенный в Голландии морской самоотвозный землесос «Яна», а еще позднее землесос «Анабар».

Происходит перераспределение флота между пароходствами Якутии. Почти весь каботажный флот Яны был передан Тиксинскому морскому порту. Часть речных судов – Ленкому и Колыма- Индигирскому пароходствам, частично списываются устаревшие деревянные баржи.

В 1961 году дистанция пути переименована в Янский технический участок. Янская РЭБ упразднена.

В 1962 году из Янского речного пароходства образуется Районное управление с подчинением Ленскому речному пароходству. 1963 году райуправление опять переименовывают в Нижнеянский речной порт Ленского речного пароходства Министерства речного флота РСФСР.

В зимний период 1963-1964 г.г.производится монтаж первого портального крана «Ганц – 5» грузоподъемностью 5 тонн, что позволило перенести угольный склад на 27-28 км из территории грузового района и избавиться от ленточных транспортеров на переработке каменного угля.

В 1964 году построен новый пункт по приему грузов для золотодобытчиков прииска «Кулар».

В 1964 году в Нижнеянске создана распределительная нефтебаза «Главнефтепродукта». На 18 км. р.Яна введены в эксплуатацию 10 000 куб.метров ёмкостей для хранения нефтепродуктов наливом. В 1965 году внедряется работа барж без судовых команд, в результате было высвобождено 150 человек плав.состава, организуются перевозки грузов без перевалки в порту п.Нижнеянск прямыми рейсами река Лена- море Лаптевых- река Яна до пункта Кулара и Куйга. В этом году перевезли до Куйги – 3650 тонн и до Кулара - 2930 тонн разных грузов.

На Яну поступают новые теплоходы - СПТ - 817, СПН – 657, 658,661, СПО – 825, 826,827,828, з\с «Ленкий - 224». До Куйги идут танкеры «Рига», «Алма-Ата», «Улан-Удэ», «Ераван», «Казачье», «Нефтегорск», сухогруз «СТ-914», лихтеры – 1124,1137.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 сентября 1966 года за досрочное выполнение заданий семилетнего плана (1959-1965 гг.) Ленское речное пароходство, в состав которого входил Нижнеянский речной порт, было награждено орденом Трудового Красного знамени.

4 февраля 1967 года вышло Постановление Правительства об организации пограничного контроля на побережье морей Северного Атлантического океана. 22 мая 1967 года созданы Арктические погранотряды по охране 7350 км. берега. Первые погранзаставы были созданы в Тикси, Чокурдахе, Черском, на мысе Шмидта, чуть позднее, в Нижнеянске.

Быстрыми темпами идет строительство Депутатского горно- обогатительного комбината (ГОКа) и комбината «Куларзолото». В навигацию 1968 года были проведены изыскания водного пути к оловодобывающим приискам по реке Чондон протоки Самондон. 14 июля на теплоходе «Чеглок» изыскательская партия №12 прибыла в село Тумат. Были установлены водомерные наблюдения и произведены промеры, к 1969 году материалы были готовы, и у комбината «Якутзолото» появилась возможность водным путем доставлять груз к прииску «Тенкели».

1969 году с большим опозданием открылась Арктическая навигация. 24 сентября на рейде Нижнеянска стояло в ожидании 42 единиц флота. Тяжелые ледовые условия на море.

При возвращении из Арктики на Лену 20 судов ЛОРПа получили проломы корпусов.

В этом же году на Яну поступил пассажирский теплоход «Заря-35», позднее «Заря -57».

В 1970 году на баре Яны срыв глубин в течении 73- х суток. На помощь путейцам приходят з\с «Ленкий – 1020», работает з\с «Ленский – 224».
За работу в тяжёлых условиях, за спасение судов в Янском заливе капитан танкера «50 лет ЯССР» Спиридонов Михаил Фёдорович получает звание Героя Социалистического труда. В 1971 году центр Янского технического участка из посёлка Янска переводится в поселок Нижнеянск.

В навигацию 1972 года впервые выполняется экспедиционный рейс по Самондону, переходным протокам в реку Чондон до села Тумат тремя теплоходами с груженными баржами (150 тонн – 2 единицы, 300 тонн – 1 единица). Капитаны теплоходов - Виктор Рогозин, Михаил Чесноков, Леонид Неустроев. Общее руководство экспедицией было возложено на главного диспетчера порта Нестерова Сергея Николаевича.

Продолжается реконструкция порта. Возросла длина механизированного причала до 730 погонных метров, из которых 182 метра - шпунтованная металлическая стенка. Количество портальных и плавучих кранов возросло до 20 единиц, складская площадь составила 77036 кв.метров из которых крытых складов 10656 кв. метров.

Такой большой комплекс строительных работ и благоустройства поселка осуществлялся под руководством начальника порта Пахомова Алексея Андреевича и его последователя Латко Михаила Михайловича.

Начинается поступление на Яну колымского угля из Зырянки на теплоходе «Капитан Слабожанин». За годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.) Янским флотом перевезено 4 млн. тонн разных грузов, в том числе в адрес Кулара и Депутатского – 1.2 млн. тонн продовольственных и промышленных товаров, оборудования и нефтепродуктов. Для предприятий Куйги и Кулара доставлено более 1 млн. тонн минерально- строительных грузов.

На Яне работало 20 комсомольско – молодежных экипажей под предводительством секретаря комитета комсомола Нижнеянского речного порта Людмилы Артемчук. Комсомольско - молодежный экипаж танкера «ТР – 79» один из первых в Янском бассейне выполнил задание пятилетки за три с половиной года. Капитан «ТР-79» Евгений Георгиевич Бударин заслужил право быть сфотографированным у знамени Победы.

Хороших результатов в работе добились коллективы теплоходов «СПО – 835» (капитан Ю.Н. Рябочкин, механик В.П. Савченко), теплоход «СПН – 682» (капитан-механик В.А Беляев) и многие другие. Лучшей бригадой портовых рабочих была признана бригада Верзилова Ивана Тимофеевича.

В Янском техническом участке заслуженным уважением пользовались командиры земснарядов В.В Чен-Шан, И.И Чуркин, капитаны и механики и их помощники А.М. Попов, В.А. Юшкевич, путевые мастера В.Д. Казьмин и Г.Г. Губарев.

На Яне выросло много хороших речников, живших и работающих здесь десятки лет. Среди лучших капитанов механиков С.Н. Васильев, Н.П. Ушаков, Н.Ф. Бубенец, В.А. Зуев, В.П. Тутукин, Г.Г. Громыко, Е.Н. Климентьев, А.М. Каплий, Г.Г. Цареградский, Р.А. Завьялов, В.В. Потапов, М.А. Гриценко, А.К. Пашкин, Н.К. Пашкин, В.М. Гарусов и многие другие, а так же начальник тех.отдела порта А.Н. Бирюков, начальник цеха связи Ю.А. Строкин, главные бухгалтера порта Р.А. Воронина, Н.В. Аммосова.

В 1976 году в период сильнейшего шторма 13 сентября в Янском заливе переломился танкер «ТР – 2802» с грузом дизтопливо, на баре Яны затонул теплоход «СТ – 901» с каменным углем, выбросило на мель танкер «ТР – 2801», получил трещины в корпусе и переломился танкер «Трубеж».

В 1977 году весь завоз грузов в северные восточные районы страны был поручен Мурманскому морскому пароходству.
В трудных условиях приходилось работать экипажам судов, портовым рабочим, коллективам судоремонтных мастерских, кранов.

За годы десятой пятилетки (1976 – 1980 гг.) во все пункты Яны перевезено уже 5 млн. 300 тыс. тонн груза. За весь период судоходства по Яне перевозки грузов из года в год увеличивались с изумительной быстротой:
1936 г. – 639 тонн 1965 г. – 141 тыс. тонн
1938 г. – 6208 тонн 1980 г. – 477 тыс. тонн
1949 г. – 15600 тонн 1981 г. – 634 тыс. тонн
1950 г. – 25 000 тонн 1985 г. – 735 тыс. тонн
1954 г. – 100 тыс. тонн 1986 г. – 906 тыс. тонн

Пиком внимания к Яне стал 1986 год. Завезено 906,7 тыс. тонн груза, в том числе нефтеналива 316 тыс тонн, судами Мурманского пароходства по Северному морскому пути – 129,1 тыс. тонн.

1991 год- распался СССР. На Яну завезено 733,6 тыс. тонн, в том числе нефтеналива 284,2 тыс. тонн. 16 октября 1991 года Тикси посещает председатель Правительства Егор Гайдар. Его известные слова: «Север заселён искусственно…» северяне испытывают на себе до сих пор. Горнодобывающие предприятия севера, в том числе Депутатский ГОК и комбинат «Куларзолото» «болезненно» ликвидируются. Снижается объем грузоперевозок. Начинается массовый отток населения, большая задолженность по зарплате. Неплатежеспособность снизу доверху чуть не сорвало северный завоз груза.

Затон п.Усть-Куйга, зимний отстой флота организованный после решения о переносе аппарата Нижнеянского пароходства в п.Усть-Куйга

В 1993 году Нижнеянский речной порт выходит из состава ЛОРПа и переименовывается в Янское речное пароходство. По инициативе генерального директора В.И. Черноиван управление пароходства и зимний отстой флота переводятся в Усть - Куйгу.

Последние годы перевозки грузов составляют 130 – 150 тыс. тонн. Плавсостав пребывает в основном на навигацию. Из ветеранов плавсостава на Яне продолжают трудиться сыновья ветеранов порта: С.В. Зуев, А.Ю. Радчук, А.И. Клементьев, Хайдуков Н. Более тридцати лет Н. Давлетбакиев, Н. Хайдуков, В.Н.Колокольцев, В.А.Казаков, С.Н. Веремеев, Н.А. Горохов, В. Кравцов, В.Н. Галкин, А.А.Казаченко, Кротов А.Л., Г.В. Апыхтина, А.В. Лучшева и другие.

В настоящее время перевозки грузов на Яне осуществляются двумя параходствами: Казенное предприятие РС(Я) «Арктическая транспортная компания» (Ген. директор Н.П. Александров) и ООО «Янское речное пароходство» (Ген.директор В.А. Сомов).

Нижнеянск сегодня

Нижнеянск нас встречает производственными сооружениями, портальными кранами и ряжевыми причальными стенками. Здесь на 26 и 27 километрах реки Яны осуществляется переработка каменного угля, поступившего с морского участка, для нужд энергетиков и ЖКХ.

В настоящее время Нижнеянск представлен как поселок полу-вахтовый. Потому что в основном население состоит из приехавших в навигацию, так население составляет около 200 человек в зимнее время и до 300 человек в летнее.

Конечно, фотографии не дадут мне соврать, что поселок вообще не привлекательный для проживания. Такое чувство как будто здесь никто не живет и не жил никогда. Если пообщаться с местным населением, здесь все же встречаются позитивные моменты.

По словам Владимира Александровича, главного энергетика одного из существующих здесь предприятий, эту серую картину наполняют красками трудовые будни. То есть не было бы занятия у людей, так бы они и потерялись от тоски. Принятое Правительством РС(Я) решение о создании новой организации, которая будет хозяйствовать в п.Нижнеянск, послужило поднятием настроения у многих жителей, да и района в целом. Потому что, это новые рабочие места для узконаправленных специальностей, это альтернатива монополии, это водное сообщение и поддержка для решения общих проблем хозяйственной деятельности.


В Нижнеянске, да и в целом на реке Яне трудятся многие предприятия жилищно-коммунального сектора, дорожники и перевозчики. Из них основными: ГУП «ЖКХ РС(Я)», ОАО «Теплоэнергосервис», АО «Сахаэнерго», ФБУ «Администрация Ленского бассейна», ООО «Янское речное пароходство», Казенное предприятие Республики Саха (Якутия) «Арктическая транспортная компания». Практически они и являются работодателями у болшинства населения поселков Усть-Янского района.

Меня особо заинтересовало созданное в прошлом году предприятие - Казенное предприятие Республики Саха (Якутия) «Арктическая транспортная компания». Потому что, как мне известно до сегодняшнего дня в нашей республике еще не создавались предприятия осуществляющие свою деятельность на водном транспорте, да и казенного типа.
В этой связи, я решил разобраться, что это за предприятие.

Как оказалось, ранее на реке Яне полным монополистом по перевозке грузов было ОАО «Янское речное пароходство», которая уже почти с десятка лет находится в процедуре банкротства - конкурсное управление.

В далекие 2008-2009 годы Янское пароходство было вынуждено получить коммерческий кредит, как правило представив в банк залоговое имущество в виде флота. Как ни странно пароходство не смогло расплатиться с кредитом, а банк следуя инструкции арестовали - забрали вышеуказанный залог себе. В результате чего возникла ситуация, которую я назову - безвыходной: флот который был в залоге у банка дислоцировался на реке Яне, следовательно этот тоннаж флота предусматривался на выполнение перевозок для нужд ГУП «ЖКХ РС(Я)» (возить уголь, сырую нефть). А остальная часть, которая была реализована с «молотка» конкурсного управляющего ОАО «Янское речное пароходство» и доставшаяся в итоге в частные руки, возила грузы для выработки электроэнергии, так как объемы жкх и энергетиков практически равны по массе. Таким образом, перед Правительством РС(Я) встал практически не делимый вопрос - как банк будет осуществлять перевозки? Вот поэтому, кем то из руководства Янского пароходства было предложено Правительству РС(Я) выкупить непрофильные активы находящиеся у банка, для дальнейшей организации доставки жизнеобеспечивающих грузов, путем передачи флота обратно в Янское пароходство. Данное предложение было в короткие сроки рассмотрено и решено в положительную сторону, выхода не было - сроки подготовки к навигации следующего года поджимали. Респбулика выкупила флот у банка. Но в связи с тем, что у Минимущества РС(Я) в те года не было предприятия которая могла бы управлять государственным имуществом в виде водного транспорта, Минтрансу РС(Я) было поручено принять меры по определению балансодержателя. Таким образом, весь выкупленный у банка флот был передан на баланс ГКУ «Управление автомобильных дорог РС(Я)», с дальнейшей передачей на пользование ОАО «Янское речное пароходство» через подписание договора доверительного управления с ОАО «Сахатранс» (ГКУ не имело права работать по вопросу аренды с предприятием находящимся в банкротстве).

Все бы хорошо, но как все складывается, с момента ареста банком залога Янского пароходства, до прошлого года никто и не пошевельнул пальцем чтобы содержать этот флот, ремонтировать их, заниматься приведением в порядок судовые документы, в том числе и Классификационные свидетельства не говоря уже о сдаче в техничекой готовности Ленскому филиалу Российского Речного Регистра. Это получается с 2008 по 2014 годы вложений на эти суда не было. ОАО «Янское речное пароходство» как конечный арендующий вышеуказанного флота (в то время они использовали флот в рамках договора ответ хранения), эксплуатируя их практически за даром и получая какую то прибыль не смогли бы вкладывать средства на межнавигационные ремонты - все просто, это имущество не в их собственности.

В 2014 году, так как сроки договора ответ хранения у ОАО «Янское речное пароходство» закончился, ОАО «Сахатранс» вынужденно опробовало себя в роли эксплуатанта вышеупомянутого флота. Но в связи с тем, что антимонопольное законодательство запрещает государственным учреждениям без торгов отдавать в аренду государственное имущество, ОАО «Сахатранс» так же вынужденно прекратили эксплуатацию в конце 2014 года.

В этой связи, Глава РС(Я) и Правительство РС(Я), учитывая все сложные моменты по доставке жизнеобеспечивающих грузов до потребителей Янской группы районов и требования законодательства, принимает решение создать новое предприятие.

Таким образом, согласно Распоряжению Главы РС(Я) Борисова Е.А.от 14 января 2015 года № 10-РГ создается Казенного предприятия Республики Саха (Якутия) «Арктическая транспортная компания», а в феврале того же года в соответствии с распоряжением Минимущества РС(Я) казенное предприятие на праве оперативного управления получает весь вышеуказанный флот.

Вот такие расследования я для вас сделали и предоставил для широкой публики.

На сегодняшний день Казенное предприятие с поддержки Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) осуществляет свою деятельность по перевозке грузов и ремонту доставшегося от Янского пароходства флота, для приведения их в соответствии с требованиями надзорных органов.

Конечно, я соглашусь с тем, что трудно восстанавливать флот который годами не приводили в годное состояние. Это получается с 2015 года получив их в оперативное управление Казенное предприятие начало организовывать работы и мероприятия по ремонту и модернизации своих теплоходов. Здесь же встречаются огромные трудности связанные с отсутсвием дока, ремонтной базы и отдаленностью поселка Нижнеянск. К примеру, если подумать, то самолет прилетает только в п.Усть-Куйга. Дальше чтобы доставить то же снабжение до Нижнеянска им приходиться все загружать на судно, а то что негабаритные и тяжеловесные краном. В суровых условиях поселка, особенно в зинее время, людям - работникам предприятия приходиться не очень легко.

Поэтому считаю, что все же то решение которое принято руководством республики правильное и новое предприятие имеет место быть.

Продолжение следует...

Избранное

238 тыс. км 2 , длина реки 872 км. По площади бассейна Яна занимает 4-е место среди рек Якутии и 14-е – в России.

Название реки происходит от юкагирского «йангэ» − «гусь».

Первые сведения о реке появились в ХVII в.: летом 1633 г. отряд казаков во главе с Ильёй Перфильевым вошёл в устье Яны и заложил Устьянское и Верхоянское зимовья. В 1736−1741 гг. во время Великой Северной экспедиции Дмитрий Лаптев составил опись дельты и карту реки. Первый гидрологический пост (г/п) начал действовать в 1926 г. в Верхоянске. Исследования Яны проведены в 1927–1929 гг. Якутской экспедицией АН СССР под руководством П.К. Хмызникова. Регулярное судоходство началось с 1939 г. В 1939–1945 гг. гидрографический отряд Главсевморпути под руководством А.В. Невского выполнил съёмку и гидрографические работы от Верхоянска до устья. Их результат – атлас и первая лоцманская карта (1947). Позднее исследования проводились экспедициями Арктического и антарктического научно-исследовательского института, Сибгипроречтранса, географического факультета МГУ.

Бассейн Яны расположен в зоне тайги, низовья – в зоне тундры.

Период, свободный ото льда на Нижней Яне, длится около 120 суток. Средняя дата начала ледовых явлений на г/п Джангкы – 28 сентября, у Казачьего – 29 октября. Продолжительность ледостава : на г/п Джангкы – 225 суток, Казачье – 238, Юэдей – 252 суток. Толщина льда: на г/п Джангкы – 136 см, Казачье – 160 см, максимум 240 и 210 см. Вскрытие на участке от Джангкы до Казачьего происходит в конце мая – первой декаде июня. Заторы формируются ниже Казачьего, где они приводят к подъёму уровня до 10 м.

Среднегодовая температура воды у Джангкы – 3,2 о С. Тепловой сток Яны в среднем составляет 144410 12 кДж.

Воды отличаются слабой минерализацией. Во время половодья и паводков у Верхоянска минерализация воды составляет 20–40 мг/л, у Джангкы – 30–60 мг/л, в период летне-осенней межени возрастает в 1,5–2 раза. Вода на всём протяжении реки очень мягкая. Среднемноголетний ионный сток воды у Джангкы – 1,442 млн т/год.

Яна судоходна от устья до г. Верхоянска; затрудняют судоходство короткая навигация (3–4 месяца) и мелководность перекатов и устьевых баров. Гидроэнергетические ресурсы – 1477 тыс. кВт. Объёмы использования воды не превышают 10 млн м 3 /год.

В устьевой области реки проводятся регулярные дноуглубительные работы на перекатах и устьевом баре. Увеличение глубин на баре приводит к проникновению осолонённых вод в реку.

На реке населённые пункты: Верхоянск, Кулар, Батагай, Сайды, Усть-Куйга, Северный, Казачье, Усть-Янск, Нижнеянск (порт).

В.Н. Коротаев, Р.С. Чалов

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!