Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Все виды конских повозок дополнительными местами. Упряжь и основы запряжки лошадей в телегу

Содержание:

Не смотря на технический прогресс, который давно и прочно вошел в жизнь человека, в отдаленных районах нашей страны до сих пор используют в хозяйстве лошадей. Эти животные зачастую выполняют тягловую работу по перевозке грузов. Со стороны кажется, что нет ничего сложного в запряжке лошади, но это не так. На сегодняшний день только единицы знают о том, как правильно это сделать.

Только после изучения всех тонкостей можно научиться правильно запрягать лошадь в повозку, перевозить грузы, вспахать землю или просто совершить прогулку в экипаже. Когда-то давно практически в каждом населенном пункте были свои мастера, изготавливающие средства передвижения. А вот на сегодняшний день хороший экипаж придется покупать или делать самостоятельно, причем первый вариант предпочтительнее второго.

Какими бывают повозки

Не стоит думать, что здесь существует один или два вида транспортных средств, все гораздо сложнее.

Кареты

Это повозка с закрытым кузовом и обязательными рессорами. Такой вид экипажа является самым удобным, комфортным и дорогим. Лошадьми управляет специально обученный человек – кучер, который располагается на козлах спереди кареты. Нельзя сказать, что поездка здесь отличается комфортом: именно возница испытывает на себе все каверзы погодных условий. Если карета более простого типа, то козлы у нее могут отсутствовать, и тогда кучер садится на облучок или край повозки.

Внутри кареты располагаются мягкие сиденья в количестве нескольких штук и боковые окошки. Через окно, расположенное спереди, можно отдавать кучеру особые распоряжения. Сзади приспособлены запятки, на которых стоят лакеи, сопровождающие на торжественный выезд знатного человека.

Посадка в карету осуществлялась с помощью откидной ступеньки. Именно лакеи и откидывали эту лесенку, помогали открывать дверцы и зажигали фонари на экипаже, если поездка осуществлялась с наступлением темноты.

От легкости конструкции зависело количество лошадей, идущих в упряжь. Наибольшей популярностью пользовались тройки и четверики. Самую легкую карету могла везти конная пара. Такое транспортное средство было роскошью и показателем престижа в обществе. При отсутствии личной кареты приходилось нанимать ямскую повозку.

Коляски и тарантасы

Коляска - это легкий простой экипаж, у которого откидывается верх. Ее преимущество в удобстве и подвижности. Для запряжки могла потребоваться пара или тройка лошадей. Особо состоятельные люди запрягали шестерики. Тут все зависело от положения в обществе. Фаэтон и ландо всего лишь разновидности колясок.

Второй вид передвижного средства больше подходил для дорожного путешествия. Здесь главными отличительными чертами были прочные изготовительные материалы, а не их красота. Да и какой смысл в резном украшении, если повозка сломается в середине пути? Вместо рессор тут использовали длинные дроги до 6 м, к которым крепили кузов. Благодаря им тряска по ухабистой дороге смягчалась и переносилась путешественниками гораздо легче.

Что такое бричка

Данный тип повозки относится к более легкой версии тарантаса. Здесь присутствует откидная верхняя часть. На бричках, аналогично тарантасам, совершали дальние поездки. Существует несколько видов таких экипажей: с рессорами, без них и почтовый тип. На сегодняшний день одноконную запряжку нередко называют бричкой.

Двуколка

Такое понятие включает в себя конную повозку, оснащенную двумя колесами. Само слово берет название от понятия двуколый, первая часть которого обозначает "два", а вторая – "колесо". Данные экипажи могут быть или с рессорами, или без. Двуколка обладает шириной колеи примерно в 100 см, посадочных мест в таком экипаже всего два. Непосредственно один из пассажиров осуществляет управление лошадью. Кузовная часть изготавливается из досок или фанеры, а спереди обязательно должен быть установлен щиток, не позволяющий грязи забрызгивать пассажиров. Непосредственно под сиденьем можно разместить небольшое количество вещей или необходимые инструменты.

Как сделать телегу для лошади

Прежде чем заниматься изготовлением средства передвижения, нужно понять, в чем особенность телеги и какие здесь главные элементы. Самая главная часть, разумеется, - ходовая. Сюда входит передняя и задняя оси, колеса в количестве четырех штук, передння часть рамы для установки платформы или кузова.

Дополнительными средствами служат амортизирующие стойки. И если заднюю ось делают таким образом, чтобы она была неподвижной, то передняя должна поворачиваться. Это позволяет с большим комфортом осуществлять управление лошадьми.

На следующем месте идет пара оглобель для одиночной запряжки или дышло для парной. И то, и другое закрепляют к передней оси, что позволяет осуществлять поворот передними колесами. Основная рама, как правило, изготавливается металлической и с использованием сварки. Именно здесь будет лежать весь вес груза экипажа.

Сама повозка может быть деревянной. Что касается размера телеги, то когда-то в ширину они были не больше полутора метров, а по длине - до 3 м. Что касается высоты, то здесь все зависело от целей и размера лошади, чаще всего она не превышала 1 м.

Материалы и инструменты

  • несколько материалов из прочного дерева;
  • сваренную раму с металлическими осями для колес;
  • сварочный аппарат;
  • 4 колеса;
  • металлические трубы;
  • гвозди в большом количестве;
  • молоток;
  • дополнительные инструменты;
  • чертеж телеги.

Порядок работ

Изначально изготавливается ходовая часть повозки, которая представляет собой оси под колеса и прочную сварную раму. Если нет опыта в сварочных работах, то рекомендуется попросить сделать это специалистов.

Оси и рама мастерятся из металлических труб. Затем нужно изготовить заднюю ось, которая будет стационарной, и переднюю поворотную, где устанавливается толстый штырь. Для скрепления всей конструкции используются специальные шайбы.

Прежде чем заканчивать первый этап работ, нужно понять, каким внешним видом будет обладать транспортное средство. Если предполагается запрягать пару, то понадобится дышло вместе с держателем. Если оглобли, то они привариваются к передней оси и крепятся держателем. Оглобли не снимаются, но двигаются из стороны в сторону.

Такое передвижение и обеспечивает держатель. Для дополнительного крепежа используется кронштейн и специальные тяжи для усиления. Можно использовать проволоку, которая крепится на переднюю ось и оглоблю. Затем необходимо поставить колеса, а чтобы езда была безопасной, сделать в повозке хорошие тормоза.

Здесь начинается работа над основой телеги. Если предполагается изготовление платформы, то тут все просто. Нарезаются доски нужного размера, сбиваются в помост и крепятся на раму.

Для бортов понадобятся жерди в количестве четырех штук, к котором под небольшим наклоном вертикально прибивают рейки. К несущей раме нужно прикрепить борта, которые будут располагаться по бокам. Борта, расположенные спереди и сзади, лучше всего сделать в съемном варианте для более комфортного использования телеги. Для изготовления оглобель понадобятся деревянные бруски достаточной длины.

Правила запряжки лошади в русскую упряжь

Если говорить об оглобельно-дуговой запряжке, то именно этот вариант относится к классике и является чисто русским. Прежде чем приступить к закладыванию лошади в телегу, нужно иметь понятие о том, какие элементы входят в русскую упряжь:

  • хомут с парой гужей;
  • дуга;
  • седелка;
  • чересседельник;
  • подбрюшник;
  • подпруга;
  • вожжи;
  • шлея;
  • уздечка.

Если говорить о хомуте для коня, то его подбирают индивидуально на каждую лошадь. Она должна прилегать к плечам лошади. Слишком большой хомут можно немного сузить по внутренней части путем нашивания войлока. А вот маленький хомут одевать категорически нельзя. Чтобы использовать чересседельник, обязательно одевать седелку, чтобы тонкий ремень не мог натереть кожу, т.к. во время запряжки он идет через верхнюю часть седелки.

Все части сбруи должны быть лошади впору, слишком тесная или слишком свободная упряжь может привести к травмам и несчастным случаям. То же самое касается и средства передвижения. Перед работой необходимо проверить целостность телеги, работу тормозов.

После того, как все проверено, можно запрягать лошадь и лучше всего это делать под чутким руководством специалиста. Если амуницию одевают в деннике, то все начинается с уздечки , если на развязках, то уздечка одевается в последний момент.

На спину кладется седелка так, чтобы ее передняя часть находилась выше холки. Подпруга затягивается так, чтобы между лошадью могло с трудом пройти 2 пальца.

Хомут одевается клещами вверх и переворачивается непосредственно в узкой части шеи лошади. Затем наступает черед шлеи, которая тщательно расправляется и укладывается на спину.

При закладке в телегу важно помнить, что конец оглобель должен располагаться рядом с гужами. Закрепляется через петли чересседельник с обеих сторон. Держа левую гужу, вставить в нее дугу, а затем перенести через шею лошади. При необходимости гужи перекручиваются, чтобы дуга из них не выскакивала.

На следующем этапе затягивается супонь таким образом, чтобы сошлись клещи хомута. Если что-то не сходится, происходит регулировка гужей. Здесь нужно прикрепить вожжи одним из двух способов, в зависимости от выезжанности лошади. Закрепить подбрюшник и чересседельник. Запряжка лошади завершена.

Только делать это, опираясь на голую теорию, не нужно. Лучше спросить совета у практиков, иначе это может плохо кончиться.

На чём ездили наши предки в далёком 19 веке? Каждый, не задумываясь, ответит: на лошадях. Да, средство передвижения было одно - кони. Но сколько было различных повозок, в которые запрягали лошадей. А. С. Пушкин в стихотворении «Дорожная жалоба» пишет: «Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком».

Мы, наверное, представляем. чем отличается карета от телеги, но объяснить, в чём разница между коляской и каретой, между каретой и кибиткой многие не смогут.

В данной работе дано описание конных повозок 19 в. , приведены примеры употребления слов в произведениях русских писателей.

Бестарка – это четырёхколёсная безрессорная повозка для пары лошадей в дышло, с кузовом в виде ящика. Использовалась для перевозки сыпучих грузов. «Навстречу двинулись гружёные зерном бестарки». С. Мальцев. От всего сердца.

Бричка – это лёгкая полукрытая дорожная повозка, большей частью с откидным верхом, обитая внутри. «Бричка его стояла на дворе, ожидая подмазки». А. С. Пушкин. Дубровский.

Вежа – это крытая повозка, кибитка, шатёр, будка, палатка, а так же её обитатели. «Стукнула земля, зашумела трава – встревожились вежи половецкие». Слово о полку Игореве.

Возок – это старинная крытая зимняя повозка на полозьях, с дверцами и окнами. «С утра дом Лариных гостями весь полон; целыми семьями соседи съехались в возках, в кибитках, в бричках и в санях». А. С. Пушкин. Евгений Онегин.

Дилижанс – это многоместная закрытая карета для перевозки почты, пассажиров и их багажа. Использовалась до развития железных дорог и автотранспорта. «В 1840 году железных дорог существовала самая малость; господа туристы разъезжали в дилижансах». Тургенев. Вешние воды.

Дровни – это крестьянские сани без кузова для перевозки дров, леса и других грузов. «Зима!. Крестьянин, торжествуя на дровнях, обновляет путь». А. С. Пушкин. Евгений Онегин.

Дроги – это длинная телега без кузова, состоявшая из передка и задка, соединённых продольными брусьями. «Запряжём старика Савраску в длинные дроги, потихоньку да полегоньку, трюх-трюх, сядем и поедем!» Салтыков - Щедрин. Господа Головлёвы.

Дрожки – это лёгкий двухместный четырёхколёсный открытый экипаж на коротких дрогах вместо рессор. «Я глядел и на уездную скуку, и на купца, мелькнувшего в сибирке на береговых дрожках, и уносился мысленно за ними в бедную жизнь их». Н. В. Гоголь. Мёртвые души.

Кабриолет – это лёгкий изящный двухколёсный экипаж на высоком ходу, без козел, на одного- двух седоков, без кучера. «Она ехала, откуда- то на хорошеньком лёгком кабриолете и правила красивой белой лошадью». А. П. Чехов. Пустой случай.

Катафалк – это погребальная колесница для гроба в похоронной процессии. «Огромный, тяжёлый гроб всунули в чёрный катафалк, украшенный венками» М. Горький. Жизнь Клима Самгина.

Кибитка – это крытая дорожная повозка или сани с верхом. «На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в неё чемодан, погребец с чайным прибором и узел, с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства». А. С. Пушкин. Капитанская дачка.

Коляска – это четырёхколёсный рессорный комфортабельный экипаж, обычно с откидным кожаным верхом, запрягавшийся тройкой. «Адмирал и сопровождавшие его лица разместились в двух парных колясках». Н. Никитин. Северная Аврора.

Ландо – это легковой конский экипаж, считавшийся дамским. Имел очень мягкие рессоры, дверцы и кожаный верх, раскидывавшийся вперёд и назад, так что из закрытого экипаж превращался в открытый. Запрягался парой в дышло. «Он прибыл в просторной открытой карете, так называемом ландо». Тургенев. Вешние воды.

Линейка – это длинный открытый многоместный экипаж с подножками и продольной перегородкой, в котором пассажиры сидели боком по направлению движения. «Уселись в длинные линейки, запряжённые каждая в шесть лошадей». М. Ю. Лермонтов. Княгиня Лиговская.

Одноколка – это лёгкий двухколёсный экипаж с одной осью. «Мишка- денщик, всю ночь прождавший его в одноколке, вскидывал головой, чтобы не задремать». А. Н. Толстой. Пётр Первый.

Пролётка – это легковой четырёхколёсный рессорный конский экипаж с железными крыльями над колёсами и щитком, прикрывавшим ноги кучера, с откидным кожаным верхом, с фонарями по сторонам полозьев. Упряжка - в одну лошадь или парой.

«Макаров сидел боком к нему, поставив ногу на подножку пролётки и как бы готовясь спрыгнуть на мостовую». М. Горький. Жизнь Клима Самгина.

Розвальни – это крестьянские сани с низкой спинкой и отводами. Пространство между отводами и санями заплеталось верёвками, иногда устраивался лубяной кузов. «Петруха, стоя на коленях в розвальнях, пустил свою лошадь». Л. Толстой. Хозяин и работник.

Сани городские – это сани с деревянным, довольно узким (на 2 седока) кузовом, и тонкими металлическими полозьями на высоких крыльях, без отводов, с высокой спинкой. Упряжка в одну лошадь или парой, с пристяжной. «То сова с глупыми жёлтыми глазками выскакивала в сонном видении, то грустная рожа повара в белом грязном колпаке, то лихой ус Филиппа Филипповича, освещённый резким электричеством от абажура, то сонные сани скрипели и пропадали, а в собачьем желудке варился, плавая в соку, истерзанный кусок ростбифа». Булгаков. Собачье сердце.

Тарантас – это конский легковой четырёхколёсный открытый безрессорный экипаж. В нём плетёный из ивовых прутьев кузов закреплялся на длинных гибких жердях, опиравшихся на заднюю и переднюю оси; при этом пассажиры обычно располагались, полулёжа на сене или тюфяках, а сзади кузова оставалось много места для багажа. «С холма меж рядами старых берёз покатился в клубке белом пыли тарантас с порыжелым кожаным верхом, запряжённый тройкой почтовых лошадей». Короленко. В облачный день.

Фура – это тяжёлая преимущественно грузовая повозка с верхом, затянутым на высоких дугах брезентом или другой тканью. Фуры использовались в армии для перевозки раненых, продовольствия и прочего. «Я видел, как за полком двинулись фуры, потом обзорные повозки, потом офицерские фургоны». Серафимович. Поход.

Шарабан – это открытый лёгкий пассажирский двуконный экипаж на жёстких рессорах или без них, в котором сиденья для пассажиров в виде скамеек со спинками располагались вдоль кузова по бортам. «Вчера Миронов не был,- значит, приедет обедать. Будет ещё кто- нибудь из моих приятелей. Возьму коляску или шарабан, если их будет много, и поеду в Праголово». Чернышевский. Пролог.

Конка – это городская рельсовая дрога с конной тягой. Существовала до появления трамвая. Конка это уже начало новой эпохи – эпохи машин. «С гулом, с грохотом, с звонками катятся среди толпы конки». Бунин. Антоновские яблоки.

В данной работе мы рассмотрели 21 название конных повозок, на которых ездили в 19 веке. Эта работа будет интересна ученикам, увлекающимся историей, может оказать помощь учителям литературы и русского языка.

Существуют повозки летние - колесные и зимние сани. Те и другие бывают грузовые, пассажирские и универсальные. Среди грузовых повозок различают средние - грузоподъемностю до 1,5 т и для больших грузов - грузоподъемностю свыше 1,5 т.
Обозы, составленные из повозок разных типов, по своему назначению делятся нa гражданские, военные, пожарные, санитарные и др.
По числу колес повозки бывают двухколесные и четырехколесные, но типу запряжки - одноконные, парные, троечные и многоконные (специального назначения, например для перевозки больших котлов, кабелей и т. п.); по мягкости хода различают повозки рессорные и без рессор, на деревянном и на железном ходу.
Всесоюзный комитет по стандартизации проводит работу по стандартизации повозок и их частей. Начиная с 1928 г., пересматриваются все существующие типы повозок, из них отбираются лучшие, удовлетворяющие требованиям потребителя, и утверждаются для производства.
Повозка должна удовлетворять следующим основным требованиям. Она должна быть: 1) легка на ходу; 2) достаточно прочна в соответствии с грузоподъемностью; 3) достаточно устойчива; 4) легко поворотлива; 5) иметь хорошую проходимость; 6) не в ущерб прочности иметь наименьший вес.
Качество повозки в значительной мере влияет на работоспособность лошади. По одной и той же дороге при одинаковом грузе повозки различных систем требуют различной величины тягового усилия для их передвижения.
При движении повозки возникают два вида трения: трение оси во втулках колес - трение скольжения и трение обода колеса о дорогу - трение качения. Величина трения оси во втулках колес зависит от формы оси; от материала, из которого изготовлены ось и втулка; от величины нагрузки; от рода смазки и способа ее применения (периодическая, непрерывная). Трение в начале движения больше, чем при установившемся движении.
Наиболее примитивными являются повозки на деревянном ходу. У этих повозок оси из твердых пород дерева - дуба, березы и т. п., ступицы колес также деревянные. В целях придания большей прочности осям и Ступицам колес и уменьшения величины трения их оковывают железными полосками.
В ступицах деревянного хода образуется наибольшее трение, примитивно сделанные оси не имеют правильной круглой формы, быстро изнашиваются, смазка плохо удерживается.
В дореволюционное время деревянный ход, зачастую неокованный, был уделом беднейшего и значительной части среднего крестьянства. Теперь в крупных социалистических хозяйствах - совхозах и колхозах, обладающих совершенными средствами производства, деревянный ход является редкостью.
Наши обозостроительные заводы изготовляют теперь повозки с точеными осями. Благодаря тщательной пригонке втулок, правильной трущейся поверхности, хорошо удерживается смазка, уменьшается коэффициент трепня.
Наиболее совершенными являются повозки с полупатентованными и патентованными концами осей.
Усовершенствование осей связано с применением шариковых подшипников. Шарикоподшипник у машин сокращает потери энергии от 0,06/0,003 до 0,06/0,001, т. е. в 20-60 раз по сравнению с обыкновенным подшипником.
Такое же преимущество, очевидно, имеют они и в повозках.
Колеса. Колеса являются одной из наиболее ответственных частей повозки. Они определяют прочность повозки и обусловливают легкость ее хода.
Колеса бывают цельноободовые и косяковые.
Толщина и ширина обода колес делается в соответствии с грузоподъемностью повозки.
Величина трения обода колес о дорогу зависит от характера дороги и от диаметра колеса. Колесо с меньшим диаметром при прохождении одного и того же расстояния сделает большее число оборотов, чем колесо с большим диаметром. Большее число оборотов вызовет большую величину трения во втулке.
По произведенным измерениям заднее колесо диаметром, равным 75 см, с совершенно гладкой поверхностью (доской) соприкасалось на протяжении 6 см; переднее же колесо диаметром 60 см - на протяжении 4,8 см. Следовательно, переднее колесо будет на 25% сильнее отзываться на все мелкие неровности дороги, что увеличит коэффициент трения.


Колея гужевых повозок сельскохозяйственного транспорта. Шириной колеи повозки считается расстояние между серединой ободьев ее хода, измеряемое на земле, при условии полного прилегания ступицы к стопорному кольцу. Для всех видов гужевых повозок сельскохозяйственного транспорта установлены следующие два размера ширины колеи: № 1-1 250 мм для пароконных и одноконных повозок, № 2-1 000 мм для одноконных и прицепных одноконных повозок.
Одноконный ход OX-1. Одноконный ход OX-1 служит главным образом для перевозки сельскохозяйственных грузов и состоит из передка и задка, соединенных посредством развода.
Конструктивными особенностями этого хода являются: а) наличие развода, при помощи которого передок и задок могут быть разведены на различное расстояние, а в случае необходимости и совсем отделены один от другого; б) наличие в передке поворотного круга с подгорцем, соединяющим развод с нижним концом шкворня и препятствующим выворачиванию передка; в) наличие в задке спиц, благодаря которым получается жесткое соединение задка с разводом.


Одноконный ход может быть обращен в пароконный снятием оглобель и постановкой вместо них дышла.
Кузов ОХ-1. Кузов служит для перевозки разных грузов как навалом, так и в упаковке.


Одноконный ход представляет чрезвычайно удобную повозку для сельскохозяйственного транспорта. Наличие кузова с плотными стенками позволяет им пользоваться для перевозки сыпучих грузов насыпью. При перевозке длинномерных грузов (например, лес, доски и т. п.) путем снятия кузова и удлинения хода его легко обратить в раскаты. Эту повозку можно приспособить для перевозки объемистого груза (непрессованное сено, солома и т. п.), сняв кузов и на место его поставив высокие решетки. В общем этот ход вполне отвечает требованиям универсальной сельскохозяйственной повозки.


Московский полок. Московский городской полок служит для перевозки больших грузов. Конструктивные его особенности: а) наличие рессор у переда и зада, б) наличие у переда поворотного круга большого диаметра (56 см), в) значительная ширина колеи переда и зада, придающая ему большую устойчивость (рис. 102).


Городской полок на резиновом ходу и шариковых подшипниках. В последние годы нашими обозостроительными заводами налажено массовое серийное производство усовершенствованного городского полка на резиновом ходу и шариковых подшипниках.


Наличие шариковых подшипников значительно снижает коэффициент трения и требует меньшего тягового усилия лошади, а резиновые пневматические шины придают полку бесшумность хода по городским мостовым. Благодаря малому скольжению резиновых шин на этом полке можно работать в городе и зимой. В условиях крупных городов это чрезвычайно важно, так как вследствие регулярной очистки улиц от снега часто лошадь, имеющая полную нагрузку на санях, попадает на совершенно чистую от снега мостовую и не может сдвинуть воз с места из-за громадного увеличения коэффициента трения.


В данный полок можно запрягать одну или пару лошадей; в первом случае с. помощью оглобель, во втором - дышла. Не-
достатком этого полка при запряжке одной лошади является большой его вес, значительно затрудняющий движение лошади, в особенности при подъеме в гору. Ввиду большого веса этого полка, большой его грузоподъемности и легкости на ходу при спуске с горы образуется чрезвычайно сильный накат, требующий большого усилия для сдерживания полка. Для этой цели полок имеет тормоз.
Помимо хорошей конструкции условием, обеспечивающим легкость повозки на ходу, является исправное ее содержание и своевременная смазка. Перед каждой запряжкой должны просматривать состояние осей, и и случае надобности смазывать специальной смазкой.
В полке с пневматическими резиновыми шинами необходимо следить за наличием в них достаточного количества воздуха, чтобы камера и шина не сдавали при полной нагрузке полка, так как в противном случае сильно увеличатся коэффициент трения и тяговое усилие.
В 1954 г. на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке были показаны лучшие типы повозок и сбруи, выпускаемые нашими обозостроительными заводами и шорно-экипажными фабриками.
Широко распространена одноконная неразводная повозка ОПП-51. Грузоподъемность повозки рассчитана на 750 кг, ее вес 250 кг. Достоинством этого типа повозки является прочность и относительно небольшой вес. Она с успехом может быть использована как для перевозки грузов, так и для разъездов налегке.


На рисунке 104 представлен одноконный ход ОПР-51. Его грузоподъемность 750 кг. Вес с кузовом 264 кг, ширина колеи 1 000 мм.
Повозка этого типа рассчитана для перевозки различных видов груза. Наличие плотного объемистого кузова позволяет перевозить зерно и другие сыпучие грузы без тары. Для перевозки длинномерных грузов, таких, как круглый лес, доски и т. п., кузов снимают; колеса разводят.
Наличие сиденья в передней части кузова и подножки создает удобство для ездового.
В местах, где применяют одноконную запряжку без дуги, в дополнение к оглоблям делают валек, который крепят за переднюю подушку.
В таком случае оглобли служат для обеспечения прямолинейного движения повозки и ее поворотов. Тяговое же усилие лошади передается через постромки от хомута, которые пристегивают за валек.
Балашовский обозостроительны завод выпускает пароконные разводные повозки с кузовом ПХР-53, БК-53 ГОСТ 706-50. Грузоподъемность этой повозки вдвое больше, чем одноконной, она равна 1,5 T, ее вес с кузовом 370 кг, ширина колеи 1 250 мм.
Эта повозка также является универсальной, она удобна для перевозки сыпучих грузов без тары в кузове, для перевозки длинномерных грузов без кузова. Для перевозки объемистых грузов: непрессованного сена, соломы и т. п., вместо кузова ставят высокие решетки.


На рисунке 105 показан пароконный разводной ход без кузова, колеса этой повозки с металлическим ободом и ступицей.
Жуковский обозостроительный завод выпускает специализированную повозку - заправочную. Эта повозка представляет большое удобство для подвозки керосина и заправки тракторов в поле на месте работы (рис. 106).


Наряду с универсальными и грузовыми повозками наши обозостроительные заводы выпускают ряд типов легковых повозок. Весьма удобной повозкой для разъездов налегке в степных районах России является линейка.
На рисунке 107 показана линейка на рессорах и на резиновом ходу. Она особенно удобна для езды по шоссированным, асфальтированным дорогам. Наличие рессор в передней и задней части обеспечивает хорошую амортизацию: пневматические шины, способствуя лучшей амортизации, обеспечивают бесшумность движения.


В средней и северо-восточной части России для разъездов налегке широкое распространение имеет тарантас, который также бывает двух типов. Безрессорный тарантас - грузоподъемностью 300 кг, вес 260 кг, ширина колеи 1 080 мм хотя и нe имеет рессор, но амортизация в нем обеспечивается за счет деревянных дрог. В этот тарантас можно запрягать одну, две и три лошади. При парной и троечной запряжке справа и слева передней части тарантаса устраивают пристяжки, на которые цепляют вальки. Эти пристяжки находятся в подвижном состоянии, они могут выдвигаться в сторону при запряжке, а в случае ненадобности (при одноконной запряжке) убираться к кузову.
Второй тип тарантаса показан на рисунке 108. Он отличается от предыдущего тарантаса наличием в задней части рессор, что обеспечивает лучшую амортизацию при движении по неровной дороге.

Лошади - универсальные сельскохозяйственные животные, которые помогают своим владельцам обрабатывать землю и перевозить грузы вне деревни. В последнем случае в дополнение к лошади должна использоваться специальная повозка на колёсах, именуемая в народе «телегой». Вместе с животным она становится гужевым транспортом и может применяться для перемещения по дорогам общего пользования. Именно по этой причине каждому фермеру полезно будет узнать об особенностях самостоятельного создания такой конструкции.

Сфера использования телеги

Устройство конной телеги и особенности её конструкции напрямую зависят от цели использования готового изделия. К примеру, для перевозки людей по дорогам общественного назначения внутри повозки придётся установить удобные скамейки и ручки, а снаружи - светоотражатели. Борты такой конструкции должны быть довольно высокими, чтобы защищать пассажиров от пыли и камешков, вылетающих из-под колёс проезжающих мимо машин.

Если телега используется только для транспортировки сена или соломы, тогда её основание можно выполнить из пиломатериалов, не сильно заботясь о прочности конструкции. Неплохим вариантом в этом случае будут хорошо просушенные лиственные породы деревьев (только не хвойные). Для перевозки габаритных и тяжёлых грузов подойдут телеги с крепким каркасом и металлическим основанием, установленным на крепкие опоры колёс. При сооружении такой конструкции можно использовать практически любое сырьё, главное, чтобы оно отвечало всем требованиям к прочности.

В отдельных случаях лошадей могут запрягать в телеги, предназначенные для конных прогулок по городу. Разумеется, в таких ситуациях внешний вид конструкции играет не последнюю роль в выборе, поэтому желательно, чтобы все элементы повозки были выполнены только из качественной древесины, прошедшей соответствующую обработку.

Знаете ли вы? Если верить утверждениям историков, то первая лошадь появилась примерно 60 млн лет назад и весила всего 5 кг при росте 35 см. Именно её зоологи назвали эогиппусом.

Неплохим декоративным материалом также считается пластик, которым можно дополнить общий вид или сделать акцент на конкретных элементах телеги. Отдельно можно выделить телеги, использующиеся для упряжи коней в зимнее время. В отличие от стандартных колёсных вариантов, они не имеют осей, но это не мешает им развивать скорость около 6 км/час.

Виды телеги для лошади

«Телега» или «подвода» - общие названия для гужевых повозок с четырьмя колёсами. Обычно в них впрягают лошадей, но иногда встречаются случаи использования мулов, буйволов и волов. Чаще всего основным материалом для изготовления такого вида транспорта служит древесина, причём нередко всю конструкцию ставят на такие же деревянные колёса.

Подводы с резиновыми пневматическими колёсами и оглобельной упряжкой - более современный вариант телег, грузоподъёмность которых составляет примерно 750 кг. Вес самой телеги может колебаться в пределах 250–300 кг, ведь многое тут зависит от конкретного вида конструкции. Основными разновидностями считаются следующие.

Тележка - специально оборудованная телега для перевозки людей. В её конструкции изначально предусмотрены сиденья для пассажиров и извозчика, а также могут использоваться ручки, установленные на внутреннюю часть бортиков для большей безопасности пассажиров при передвижении. Колёса тележек изготавливаются только из пневматических шин, поскольку им приходится ездить и по твёрдому дорожному покрытию.

Под этим термином принято понимать длинную телегу, передняя и задняя части которой соединены длинными продольными досками или брусьями, с поперечно уложенными на них металлическими листами. Дроги не имеют кузова и в былые времена использовались как погребальные колесницы для транспортировки тел умерших к месту погребения. Сегодня такой вариант телеги отлично подходит для перевозки габаритных грузов, в том числе и стогов сена, конечно, если владелец правильно закрепит их на поверхности.

Эту разновидность телег чаще остальных используют для перевозки тяжёлых грузов. Её кузов выполнен в виде сплошного деревянного основания, на которое укладывают груз, при необходимости закрепляя его. Платформу полока можно изготовить из прочной древесины: в продольном направлении доски укладываются очень близко друг к другу, а по сторонам скрепляются поперечными, более короткими, деревянными элементами. Всю конструкцию желательно установить на прочную металлическую раму с хорошей амортизацией, а в виде колёс использовать резиновые надувные шины.

Экипаж представляет собой закрытую пассажирскую повозку, в конструкции которой предусмотрены рессоры. Она может быть одноосной (двухколёсной) и двухосной (четырёхколёсной), более или менее подвижной, что сказывается на манёвренности. К другим отличительным характеристикам между данными видами можно отнести:

  • различия в устойчивости конструкции;
  • вместительность кузовной части;
  • тип рессор;
  • грузоподъёмность.

Исходя из вида упряжи, экипажи оборудуются дышлом или оглоблями. В качестве колёс могут использоваться деревянные элементы, но они больше характерны для небольших экскурсионных экипажей на территории частных исторических музеев, а на остальных телегах устанавливают более удобные резиновые колёса.

Важно! Всегда заранее рассчитывайте примерный вес перевозимых в будущем грузов, что поможет подобрать наиболее подходящие материалы для изготовления телеги.

Как сделать телегу для лошади своими руками

Разные виды телег несложно найти в свободном доступе, но не все фермеры готовы платить за них тысячи рублей. Намного выгоднее изготовить их своими руками, особенно если вы уже имеете навыки «домашнего конструирования».

Размеры и чертежи

В самом простом варианте конная телега будет состоять из оси, рамы и навесной комплектации нужного размера. Что касается параметров готового изделия, то тут всё сугубо индивидуально и зависит от предназначения будущего транспортного средства. Для непродолжительных поездок и перевозки урожая достаточно общей длины 2,85–3 м, при ширине навесной части 1,46 м и ширине оси 1 м. Оптимальная высота повозки - 1 м, но при этом важно учитывать размеры лошади и цель использования телеги. Примерная схема такого изделия может иметь следующий вид:

Материалы и инструменты для работы

Далеко не у всех фермеров есть возможность обработки дерева различными способами, поэтому, чтобы облегчить себе задачу, в качестве колёсной базы лучше заранее подготовить металлические оси колёс, сварную раму и две пары шин (вместе с дисками) от любого автомобиля. Кроме того, в дополнение к ним вам также понадобятся:

  • деревянные доски (желательно из твёрдых пород древесины);
  • металлические трубы или профиль;
  • молоток;
  • гвозди;
  • металлические уголки;
  • сварочный аппарат и принадлежности к нему;
  • инструменты для работы с деревом.
Можете также подготовить шуроповёрт и длинные саморезы, с помощью которых можно лучше закрепить детали в местах стыков.

Важно! При выборе металлических уголков отдавайте предпочтение крупным и толстым изделиям, толщиной не менее 5 мм.

Поэтапность изготовления

Процесс изготовлениякаждой отдельной телеги имеет ряд особенностей и, в зависимости от используемых материалов, подразумевает совершенно разные действия. Однако общие этапы создания конструкции с готовыми автомобильными шинами будут выглядеть так:

  1. Изготовление ходовой части: колёсных осей и прочного рамного основания. Желательно, чтобы эти составляющие были полностью металлическими, выполненными из трубы или профиля.
  2. Создание неподвижной задней и движимой передней осей, прикреплённых к толстому металлическому штырю с помощью шайб.
  3. Изготовление специального крепления для дышла (если нужна дышловая запряжка). Оглобли (длинные деревянные брусья или железные трубы) должны двигаться в разные стороны, одновременно соединяясь с передней осью. Эту возможность и обеспечивает крепёжный механизм.
  4. Дополнительная фиксация оглоблей с помощью кронштейнов и их усиление тяжами (на роль этого элемента отлично подойдёт проволока, прикреплённая к оглобле и передней оси телеги).
  5. Установка колёс (на имеющееся основание нужно просто «надеть» подготовленные автомобильные колёса и зафиксировать их подходящими болтами).
  6. Создание основания повозки (кузовная часть). Из подготовленных досок нарезаются отрезки нужной длины, после чего сбиваются в цельную платформу и крепятся к раме. Если телеге нужны борта, то с правой стороны можно изготовить 4 продольные жерди, а сверху на них прикрепить продольные рейки. На несущей раме фиксируются цельные боковины, а задняя и передняя части закрываются съёмными деталями, что сделает процесс управления упряжью более удобным.

Видео: как сделать телегу для лошади своими руками

Как запрячь коня в телегу

Грамотное изготовление телеги - это только половина успешного выполнения задания, ведь чтобы справиться с транспортировкой людей или груза, необходимо ещё правильно запрячь коня.

Знаете ли вы? У лошадей очень хорошо развито чувство осязания, а самыми «чувствительными» органами в этом плане считаются губы и копыта. С их помощью животные отлично ориентируются на местности.

Обычно этот процесс не отличается повышенной сложностью и его нюансы больше зависят от типа конкретной конструкции, но, в целом, владельцу нужно ориентироваться на следующие этапы:

  1. Подготовка и очистка самого животного, контроль состояния отдельных компонентов упряжи: лошадь должна быть полностью здоровой, а все шлеи и соединяющие элементы крепкими и целыми (даже малейшие потёртости на ремнях могут стать причиной непредвиденных проблем в дороге).
  2. Подгон длины и выравнивание гужей (если вы не уделите этому вопросу должного внимания, сбруя искривится, и точность перемещения телеги будет нарушена).
  3. Комплектация сбруи. Соединённые с единым кольцом подбрюшник и чересседельник нужно закрепить на оглобле.
  4. Обмундирование лошади. Наденьте на неё хомут, узду и сиделку, только так, чтобы последняя оказалась закреплена в нижней части холки (при размещении на спине будет очень низко, а на холке - чересчур высоко). Наденьте на лошадь хомут, только так, чтобы он сначала был расположен клещами вверх, а затем его можно спустить на шею и перевернуть как надо (при необходимости разровняйте деталь). Теперь протяните по шее шлею и точно так же хорошо расправьте её. Все имеющиеся ремешки соедините с подходящими для них пряжками, затягивая их до тех пор, пока между этими элементами и седалищными буграми не останется места только для ладони.
  5. Завод лошади в оглоблю, что можно выполнить по-разному. В самом простом варианте животному нужно переступить через жердь, но если оно откажется это делать, тогда можно попробовать завести коня задом. Некоторые особи и на этот манёвр реагируют настороженно, поэтому если оба варианта не увенчались успехом, остаётся лишь накатать оглобли на стоящее животное. Последний вариант больше всего подходит для пугливых и молодых особей.
  6. Крепление дуги. Возьмите изделие и встаньте перед конём, смотря точно на него. Прислоните дугу к правой ноге животного, а затем путём перекручивания отрегулируйте длину гужа. Поставьте его рядом с краем оглобли, после чего вставьте левый край дуги в петлю гужа. Второй нужно перекинуть через оглоблю и закрепить так, чтобы она вышла зафиксированной в вырезе дуги, которая, в свою очередь, уже заняла место на шее коня. Теперь подойдите ко второй оглобле и выверните дугу выемкой к ней. Заложите гуж на оглоблю, а петлю на дугу. Хорошо затяните хомут, а супонь обмотайте вокруг клещей: после соединения они должны разместиться под прямым углом по отношению друг к другу.
  7. Завершающие мероприятия. Когда конь уже привязан к левой оглобле, остаётся лишь накинуть повод на шею животного, прикрепить темляк к гужу (только так, чтобы лошадь могла свободно поднять голову) и накинуть ремни через оглобли, чтобы они были надёжно зафиксированы и не болтались. Последний штрих - крепление вожжей и удила.

Видео: как запрячь лошадь в телегу

При усердии и трудолюбии ничего сложного в самостоятельном изготовлении телеги нет, а вам только нужно подобрать наиболее подходящие материалы, выбрать колёса и потратить немного личного времени, наградой за что станет сравнительно дешёвая повозка.

КОННЫЕ ЭКИПАЖИ – повозки, в которые обычно запрягают лошадей. П. к. бывают легковые и грузовые; колёсные (запрягают лошадей, волов, мулов, верблюдов и др.) и полозные (сани) (запрягают лошадей, оленей, собак); одноосные (двухколёсные) и двухосные (четырехколёсные); безрессорные, полурессорные и рессорные; оглобельные и дышловые. В Средней Азии и странах Ближнего Востока для перевозки грузов по полям, пересечённым арыками (канавами), используют двухколёсные арбы с диаметром колёс до 2 м. Наиболее современны усовершенствованные безрессорные грузовые повозки на колёсах с шарикоподшипниками и пневматическими шинами. В СССР такие П. к. производили трёх типов: самосвалы - одноосные грузоподъёмностью 0,75 т, двухосные - 1,5 т несаморазгружающиеся - на 2 т. Эти повозки снабжены ёмкими кузовами, бесшумны, отличаются высокой проходимостью по грунтовым дорогам и бездорожью, обеспечивают при перевозке лучшую сохранность грузов (молока, яиц, фруктов, овощей и др.). БСЭ

А
автокачка - полок на пневмошинах
американка - старое название качалки (см. качалка)
андроны - телега с жердями для перевозки сена
арба - 2-х (4-х) колесный экипаж, без рессор, колеса большого диаметра

Б
багги - спортивный экипаж
берлина - разновидность кареты
бестарка - повозка для перевозки сыпучих грузов без тары
бига - 2-х колесная боевая колесница в Древнем Риме
бидарка(бедарка) - 4-х колесный безрессорный экипаж
болочок - сани с крытым верхом
брек - 4-х колесный рессорный для охоты
бричка - 2-х колесная легкая дорожная повозка; 4-х колесная грузовая повозка

В
волчки см. дрожки
возок - крытые сани

гиг - легкая двуколка
гитара (калибер) - в дореволюционной Москве: длинные дрожки

двуколка - 2-х колесная рессорная повозка для 2-х человек
дербистка - качалка с рессорой
дилижанс - 4-х колесный экипаж для перевозки пассажиров, почты
дог - 2-х колесный, открытый
догкарт - 4-х колесный экипаж для перевозки охотничьих собак
долгуша (долгушка) - 4-х колесный экипаж на длинных дрогах
дормез - карета для сна в пути
дровни - деревянные сани
дроги - длинная телега без кузова
дрожки (волчки) - 4-х колесная безрессорная повозка

империал - второй этаж в омнибусах

кабриолет - 2-х колесный экипаж без козел
калеша - разновидность кареты
карета - закрытый комфортный экипаж
катафалк - погребальная повозка
качалка - 2-х колесная легкая спортивная тележка
квадрига - 2-х колесная боевая колесница в Древнем Риме
кеб (кэб) - 2-х колесный крытый экипаж
кибитка - 4-х колесная повозка с верхом на каркасе из прутьев
колесница - 2-х колесная боевая и спортивная повозка
колымага - 4-х колесный открытый экипаж
коляска - 4-х колесный комфортный экипаж
конка - рельсовый вагон на конном ходу
купе - 4-х колесный закрытый рессорный

ландо - 4-х колесная карета с откидным верхом
ландолет - облегченное ландо
линейка - 4-х колесный многоместный экипаж
лира - качалка-рекордистка

мажара - большая телега
мальпост - почтовая карета

нарты - легкие длинные сани (вобщето в них могут впрягать и собак и оленей)

одноколка - 2-х колесный легкий экипаж
одр (одер) - старинное название повозок
олонецкая люлька - конные носилки без колес
омнибус - 4-х колесный маршрутный экипаж

повозка - 4-х колесное транспортное средство
подвода - грузовая повозка
полок - грузовая повозка с платформообразным кузовом
портшез конный - конные носилки, без колес
пошевни - широкие крестьянские сани
пролетка - 4-х колесный открытый 2-х местный экипаж

розвальни - низкие широкие сани
роспуск - 2-х колесный прицеп для длинномерных грузов
рыдван - карета для дальних поездок

салазки - маленькие санки
сани - повозка на полозьях
стоклет - старая модель американки
сулка (сулки) - старое название качалки

тавричанка - повозка из разводного хода и деревянного кузова
тарантас - 4-х колесная дорожная повозка
таратайка - двуколка с откидным верхом
тачанка - 4-х колесная повозка без кузова
телега - 4-х колесная безрессорная повозка
тильбюри (тюльгюри) - 2-х колесный открытый экипаж без места для кучера
тоббоган - бесполезные сани

фаэтон - 4-х колесный рессорный экипаж с откидным верхом
фиакр - 4-х колесный наемный экипаж
форшпан - повозка для больших грузов
фура - 4-х колесная большая телега
фургон - крытая повозка с круглым верхом

ход(ходы) - основание повозки

шарабан - 4-х колесный открытый экипаж с поперечными сидениями; 2-х колесный экипаж на высоких колесах

экипаж - общее название рессорных пассажирских повозок

Есть термины, так и не переведнные на русский язык:
chariot - Итальянские легкие безрессорные экипажи эпохи ренесанса
brumm - Наемный конный экипаж (синомим или итальянский вариант кэба?)
karrozzin - Мальта. 2х или 2х местная карета запреженная одной нарядно украшенной лошадкой.
Можно добавить ассоциативный ряд: бричка - Чичиков, кэб (или кеб) - Шерлок Холмс

Если есть желание посмотреть рисунки

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!