Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Применение т 55. Библиотека бронетехники и артиллерии

В середине 1957 года танк был принят на вооружение под индексом «Т-55». Его планировалось запустить в серию с 1 января 1958 года, но как раз в этот период в стране началась реформа – упразднялись отраслевые министерства, и вместо них создавались совнархозы. В связи с этим никакие новые изделия на предприятиях не внедрялись, заводу же были необходимы электронные блоки управления ПАЗ, которые сам он изготовить не мог. Министерство транспортного машиностроения ни на звонки, ни на письма не отвечало – его чиновникам было не до того. Тогда главный конструктор отправил производителю (Челябинскому заводу электромашин) письмо, в котором утверждал, что министерство обязало челябинцев изготовить партию блоков ПАЗ до 31 декабря 1957 года. Не имея возможности уточнить у министерства, было ли такое распоряжение на самом деле, челябинцы решили не рисковать и поставили в Нижний Тагил всю партию блоков

«Уралвагонзавод»: смена поколений

В первое послевоенное десятилетие основным танком вооружённых сил Советского Союза стал Т-54, разработанный в КБ нижнетагильского завода №183 (будущий "Уралвагонзавод") – логическое продолжение Т-44. Первые прототипы Т-54 создавались ещё во время ВОВ – в конце 1944 – начале 1945 года. Новую машину приняли на вооружение в 1946 году, и в том же году она пошла в серию. По основным параметрам Т-54 значительно опережал бронетехнику такого же класса, стоявшую на вооружении у стран НАТО – основных потенциальных противников Советского Союза. Он оказался настолько удачным, что более десяти лет у командования вооружённых сил СССР не возникало потребности в его замене на какую-либо другую машину. Такой успех во многом определялся тем, что во время войны и в первые послевоенные годы в Нижнем Тагиле трудилась уникальная команда конструкторов, создававшая легендарный Т-34 . Вместе с заводом №183 она эвакуировалась из Харькова и несколько лет работала на Урале в новом конструкторском бюро.

Танк Т-54Б. Внешние различия между ним и Т-55 настолько незначительны, что в зарубежных источниках
оба танка часто указывают как Т-54/55
Источник – warwall.ru

Но война закончилась, шло восстановление советской промышленности, поэтому многие трудовые коллективы возвращались в свои родные города. Как ни пыталось руководство завода уговорить харьковских инженеров остаться на Урале, они стремились домой. Осенью 1951 года главный конструктор КБ Александр Александрович Морозов заболел тяжёлой формой язвы желудка, и в ноябре ему сделали операцию. Подробности его пребывания в Кремлёвской больнице автору неизвестны, но уже в декабре он получил назначение на должность главы КБ Харьковского завода транспортного машиностроения, восстановленного после войны. Ещё в конце 30-х годов Морозов трудился в этом КБ над созданием опытных танков А-20 и А-32 (вскоре ставших легендарным Т-34).


Александр Александрович Морозов
Источник – btvt.narod.ru

Вслед за главным конструктором с Урала на Украину потянулись другие харьковчане и не только они – вместе с собой Морозов забрал костяк своей команды. КБ завода №183, остававшемуся в Нижнем Тагиле, поручалось осуществление контроля над соответствием чертежей танков Т-34, Т-44 и Т-54, поступавших на производство, оригиналам (следует заметить, что Т-54 производился на целом ряде предприятий – в том числе в Польше, Китае и Чехословакии). Кроме того, КБ должно было заниматься модифицированием и улучшением танка Т-54. Но оставшийся на месте амбициозный конструкторский коллектив, привыкший к творческой работе, такое положение дел устроить не могло. Любопытно, что администрация завода также была заинтересована в смене моделей производившихся танков. Дело в том, что до «Косыгинской» реформы 1965 года советские машиностроительные предприятия были обязаны ежегодно снижать себестоимость производимых моделей техники на 15%. Каждый год предприятия получали от заказчиков (министерств) меньше денег за свою продукцию, и если не происходило регулярного обновления танкового "модельного ряда", со временем завод начинал работать себе в убыток. А так как предприятия работали по системе хозрасчета, в такой ситуации они не могли премировать своих рабочих, стимулировать их дополнительными путёвками в санатории, строить объекты социальной сферы и так далее. Директорам не приходилось рассчитывать на награды и дальнейший карьерный рост, а в сталинские времена они могли и сильно пострадать. При вводе же в производство новой модели какой-либо техники у директоров появлялась возможность заложить в её себестоимость маржу – лишние расходы, которые снижались заводом в последующие годы. Таким образом, государство получало новую машину с лучшими боевыми характеристиками (себестоимость у танков Т-54, Т-55 и Т-62 была почти одинаковой), а завод и его директор – несколько лет безбедной жизни.


Центральная проходная ОАО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“
имени Ф. Э. Дзержинского» Источник - ru.wikipedia.org

Тагил работает без Морозова

В июле 1953 года главным конструктором завода №183 становится молодой инженер Леонид Николаевич Карцев. В конце того же года (несмотря на то, что у его КБ не хватало конструкторов, производственных мощностей и опыта) он «выбивает» разрешение на конкурсной основе разработать прототип нового танка. Изначально это задание предусматривалось лишь для харьковского КБ А. А. Морозова и предполагало создание нового основного танка, бронирование, огневая мощь и манёвренность которого будут на 10% выше, чем у Т-54.


Леонид Николаевич Карцев
Источник – topwar.ru

Новый проект получил индекс «Объект 140». На этом танке впервые были применены алюминиевые катки, орудие большей длины, чем на Т-54, и другие менее значительные изменения. Однако в процессе изготовления прототипа в металле стало понятно, что танк получился нетехнологичным, сложным в эксплуатации и ремонте. Поэтому, изготовив прототип, КБ отказалось от дальнейшего участия в конкурсе.


Опытный образец среднего танка «Объект 140»
Источник – pokazuha.ru

Вместо этого КБ модернизировало танк Т-54. На него было установлено оборудование для подводного вождения танка (ОПВТ), позволявшее преодолевать водные преграды глубиной до 5 и шириной до 500 м, а также стабилизатор танковой пушки, приборы ночного видения для механика-водителя и командира танка, ночной прицел для наводчика. Новая машина получила индекс «Т-54Б».

Трагикомичный случай произошёл при испытании очередного варианта стабилизатора орудия, который плохо стабилизировал танковую пушку по вертикали. Вот что вспоминал об этом Л. Н. Карцев:

«Один из разработчиков стабилизатора – А. С. Липкин решил испытать стабилизатор: повис на стволе пушки, стабилизатор был включён, и пушка даже под тяжестью его тела не пошла вниз. Он с радостью закричал: «Ура! Есть момент стабилизации!» Одновременно с этим из танка послышался душераздирающий крик заместителя главного конструктора завода-изготовителя стабилизатора Ф. Н. Авдеева. Оказывается, находясь в танке, Авдеев просунул голову между казёнником пушки и башней, чтобы убедиться в отсутствии течи из силового цилиндра стабилизатора, а Липкин в это время повис на стволе пушки, и голова Авдеева оказалась зажатой. Без тяжёлых последствий обошлось только потому, что Липкин не был тучным человеком»

Между тем вопрос замены основного среднего танка Вооружённых сил СССР по-прежнему не был решён, а на КБ завода накапливались новые наработки как самого КБ, так и конструкторов, работавших на заводах-«смежниках». На ленинградском Кировском заводе была разработана система автоматического пожаротушения для танков, которую его дирекция не хотела устанавливать на свою продукцию. В харьковском КБ Морозова спроектировали планетарную трансмиссию, которая была гораздо надёжнее и долговечнее, чем устанавливавшаяся до тех пор цилиндрическая. На Кубинском танковом полигоне вместо отстреливающихся дымовых шашек (которые увеличивали общий вес танка и не могли обеспечить длительную дымовую завесу) создали термическую дымовую аппаратуру (ТДА). В качестве реагента она использовала дизельное топливо танка. От дымовых шашек отказались, за счёт чего машина получила два дополнительных топливных бака общим объёмом в 400 литров.


Т-55, снаряжённый ОПВТ, после форсирования водной преграды
Источник – f-war.narod.ru

«Объект 155»: новый танк или модернизация Т-54?

В октябре 1955 года новый танк был пущен в разработку под индексом «Объект 155». На Челябинском тракторном заводе для танка модернизировали дизель В-54 (ранее устанавливавшийся на Т-54), увеличив его мощность с 520 до 580 л.с. Новый двигатель получил индекс «В-55В» и позволял новому танку развивать скорость до 48 км/ч по шоссе с запасом хода до 450 км.

На новый танк решили установить башню модернизированного танка Т-54Б. Помимо уже упомянутых изменений на новом танке использовали такое любопытное новшество, как топливные баки-стеллажи. Их форма позволяла использовать баки не только по прямому назначению, но и хранить в них снаряды. Таким образом, боезапас танка увеличился на 9 снарядов (с 34 до 43, то есть на 26%), а ёмкость баков – на 680 литров, то есть на 50%. При такой компоновке часть баков размещалась в передней части танка, что вызывало опасения, не будет ли топливо воспламеняться или детонировать в случае пробития брони. Однако обстрелы на полигоне показали, что при попадании кумулятивного снаряда дизельное топливо просто вытекало из бака, а сами баки служили дополнительной защитой, экранируя экипаж от поражения кусками брони, отколовшимися внутри машины. Заметим, что боковые проекции отделения управления немецкого танка Leopard 2 конструкторы также экранировали топливными баками, не считая это чем-то из ряда вон выходящим. Сменные баллоны со сжатым воздухом, ранее использовавшиеся для запуска танка в зимних условиях, заменили на мощный компрессор. Теперь воздушный способ заведения танка стал основным, что продлило срок службы аккумуляторных батарей.


Система топливных баков танка Т-72, переданная «по наследству» от танков Т-55 и Т-62.
Хорошо видны передний и задний баки-стеллажи
Источник – apachan.net

Впервые в истории советского танкостроения на танке установили систему противоатомной защиты (далее – ПАЗ). В случае превышения нормального уровня λ-излучения отстреливавшиеся пиропатроны автоматически закрывали жалюзи, герметизировавшие танк. Поступавший в танк забортный воздух проходил через фильтр-вентиляционную установку, убиравшую из него радиоактивную пыль и отравляющие вещества, а избыточное давление воздуха внутри машины предупреждало попадание нежелательных веществ.

В середине 1957 года танк был принят на вооружение под индексом «Т-55». Его планировали запустить в серию с 1 января 1958 года, но как раз в этот период в стране началась реформа – упразднялись отраслевые министерства, и вместо них создавались совнархозы. В связи с этим никакие новые изделия на предприятиях не внедрялись, заводу же были необходимы электронные блоки управления ПАЗ, которые сам он изготовить не мог. Министерство транспортного машиностроения ни на звонки, ни на письма не отвечало – его чиновникам было не до того. Тогда Карцев отправил производителю (Челябинскому заводу электромашин) письмо, в котором утверждал, что министерство обязало челябинцев изготовить партию блоков ПАЗ до 31 декабря 1957 года. Не имея возможности уточнить у министерства, было ли такое распоряжение на самом деле, челябинцы решили не рисковать и поставили в Нижний Тагил всю партию блоков, затребованную танкостроителями.

На первые партии Т-55 не ставили зенитный пулемёт ДШКМ, так как при возросших скоростях реактивной авиации сбить самолёт из пулемёта было практически невозможно. Но с появлением у армий стран НАТО вертолётов зенитный ДШКМ стали устанавливать на башнях Т-55 возле люка заряжающего. Позднее, в начале 70-х годов, вместо него начали устанавливать 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт НСВ «Утёс».


Т-55 – в первые годы танк выпускался без зенитного пулемёта
Источник – morozov.com.ua

Основное вооружение у Т-55 осталось то же, что и у Т-54 – 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С (модернизированный вариант орудия, устанавливавшегося ещё на СУ-100 – легендарную противотанковую самоходку времён ВОВ).


Т-55 – установка пушки Д-10Т2С в башне танка Т-55
Источник – topwar.ru

Танк постоянно модернизировался. С 1960 года на нём начали устанавливать призменный прибор наблюдения для наводчика. Оказалось, что при наблюдении за полем боя только через прицелы у наводчиков расстраивается вестибулярный аппарат, и их начинает укачивать. Проблема состояла в том, что изначально в танках Т-54Б и Т-55 прибор наблюдения убрали, заменив его ночным прицелом. Теперь пришлось в срочном порядке возвращать его в башню, не отказываясь при этом от ночного прицела. На быстро запылявшиеся призменные приборы механика-водителя, командира и наводчика начали устанавливать воздушно-жидкостные системы очистки.

Боевое крещение

Первыми боевыми действиями, в которых довелось принять участие танкам Т-55, стала Шестидневная война. Армия обороны Израиля (далее – АОИ) одновременно атаковала египетские войска в Секторе Газа и на Синайском полуострове, сирийские войска – на Голанских высотах и армию Иордании – в Восточном Иерусалиме и на западном берегу реки Иордан. Незадолго до начала войны, в 1965–67 годах, Египет получил от СССР партию в 150 танков Т-34-85 и Т-55.


Египетский Т-55, подбитый на Синайском полуострове в 1967 году
Источник – foto-history.livejournal.com

Израильтяне провели классический блицкриг. В первые часы войны они уничтожили большую часть египетских самолётов на земле и завоевали полное господство в воздухе. После этого в бой пошли танки. Основной ударной силой АОИ были модернизированные английские «Центурион» A41, созданные ещё во время Второй мировой войны. Их израильский вариант носил название «Шот» (ивр. – «кнут») или «Шот Каль» (ивр. – «лёгкий кнут»). Основным отличием этих машин от британского прототипа была пушка – 105-мм нарезная L7A1 британского производства, которая вполне могла пробивать броню Т-55. И всё же в результате боёв на Синае АОИ потеряла 122 танка. Однако потери египтян были значительно выше – из 935 своих танков они потеряли 820 (подбитыми и захваченными противником). В их числе были и 82 танка Т-55. После незначительной модернизации машины приняли на вооружение АОИ под индексом «Тиран-5». Часть Т-55, которые оснастили новыми американскими 105-мм орудиями M68, получила индекс «Тиран-5Ш» – от слова «шарир» (ивр. – «сильный»).


Модернизированные трофейные Т-55 ("Тиран-5Ш") АОИ со 105-мм танковыми пушками на параде в Тель-Авиве
Источник – magmetall.ru

В августе 1968 года началась операция «Дунай» по вводу советских войск в Чехословакию . Туда же вводились и танковые подразделения стран Варшавского договора, на вооружении которых находились в том числе и танки Т-55. Так как боевых действий удалось избежать, танкам в этот раз повоевать не довелось. С 1968 по 1991 год в чешском городе Миловице находился штаб советской Центральной группы войск. Там же базировались и советские танки, выведенные из Праги, а также располагался танкодром. В 90-е годы на его базе был создан технопарк, в котором все желающие могут покататься на различных видах военной и гражданской техники, в том числе и на танке Т-55.


Т-55 на улицах Праги, 1968 год
Источник – grandifotografi.com

В 1969 году, во время Войны на истощение, израильтяне осуществили диверсионный рейд вглубь египетского побережья Красного моря, носивший название «Операция «Равив». 9 сентября в 3:37 около ста человек, 6 трофейных Т-55 («Тиран-5») и 3 трофейных БТР-50 были высажены на берег Суэцкого залива в сорока километрах южнее города Суэц. Бронетехнику окрасили в камуфляж песочного цвета, как это принято в танковых войсках Египта. После высадки группа двинулась вдоль берега на юг, уничтожая все военные объекты на своём пути. Она атаковала египетскую военную базу и РЛС в Абу-Дараг, а также уничтожила 12 постов ПВО. Группа преодолела 45 километров и через 10 часов была эвакуирована на Синай десантными судами. Из-за неожиданности и хорошей подготовки нападения египетские бронетанковые войска не успели отреагировать на этот рейд. В ходе операции израильтяне потеряли 4 человека, при этом потери египтян оцениваются в 100–200 человек, один из которых, по данным израильтян, был советским военным советником в звании генерала.


Высадка танков на египетское побережье во время операции «Равив», 1969 год
Источник – military.ir

Во время Войны Судного дня 1973 года танки Т-55 находились на вооружении армий Египта и Сирии. В то же время, танковые силы АОИ продолжали использовать «Тиран-5». Во время боёв за Голанские высоты в ночь с 6 на 7 октября сирийские танки получили значительное преимущество, так как, в отличие от своих устаревших противников – танков «Шот Каль», были оборудованы приборами и прицелами ночного видения. Однако плохая выучка танковых экипажей и трусость многих командиров сирийской армии привела к тому, что первая волна наступавших сирийских танков была уничтожена, а значительная часть танкистов, которые должны были принять участие во второй и третьей волнах наступления, просто бежала с поля боя.

Танкисты 7-й бронетанковой бригады АОИ использовали такой недостаток Т-55, как малый отрицательный угол наведения по вертикали – -5° (у «Шот Калей» он составлял -10°). Когда сирийские танки взбирались на возвышенность и оказывались выше израильских танков, им приходилось сближаться с противником до тех пор, пока уклон не позволял нормально навести орудие на цель. За это время израильские танки, которые могли наводиться вверх на +18°, спокойно расстреливали противника, стремящегося сблизиться с ними.


Подбитые сирийские Т-55 на Голанах
Источник – military.ir

Когда мобилизованные буквально за сутки резервные израильские 146-я и 210-я танковые дивизии выбили противника с Голанских высот и вторглись на территорию Сирии, в ночь с 12 на 13 октября их атаковала во фланг 3-я танковая дивизия армии Ирака, также вооружённая танками Т-55. Во время этой атаки иракцы потеряли сразу 17 танков. Позже они попали в засаду, подготовленную вдоль дороги израильтянами, и потеряли ещё около 80 танков. Эти бои наглядно продемонстрировали, что в боевых действиях основную роль играют не столько боевые характеристики танков, сколько боевая выучка экипажей, их храбрость и опыт. У иракских же танкистов какой-либо боевой опыт отсутствовал.

Иначе сложилась ситуация на Синайском полуострове. Отработанные египетскими дивизиями при участии советских военспецов действия по форсированию Суэцкого канала были отточены до автоматизма. Египетские войска форсировали его за считанные минуты. В образовавшийся прорыв в израильской обороне пошли сотни египетских танков Т-54, Т-55 и Т-62. 7 и 8 октября израильские танковые войска, основная часть которых была сконцентрирована именно на египетском фронте, пытались контратаковать. В наступление перешли самые быстроходные и новые танки АОИ – 150 «Магах-6» и «Магах-6 Алеф» (модернизированных американских М60 и М60А1). Их преимуществом перед Т-54 и Т-55 была 105-мм танковая пушка М68 (видоизменённая английская L7A1, выпускавшаяся в США по лицензии), эффективная дальность огня которой превышала 3 км, в то время как у пушек советских танков – около 2 км. Так, утром 7 июля 460-я бронетанковая бригада АОИ, вооружённая «Магахами», смогла, ведя огонь с предельных эффективных дистанций, подбить несколько египетских танков, не понеся при этом потерь. После боя израильтяне заявили о 67 уничтоженных танках Т-55 и Т-62.


Израильский танк Т-55, ранее захваченный у египтян и подбитый на улицах Суэца
Источник – puerrtto.livejournal.com

8 июля приблизительно 50 «Магахов» 460-й бригады участвовало в танковой атаке двухсот израильских танков, собранных из нескольких танковых бригад. В историографии эта атака получила название «Сражение у моста Эль-Фердан». Этот мост соединял восточный берег Суэцкого канала с западным (Синайским полуостровом) и был разрушен ещё во время Шестидневной войны 1967 года. В ходе атаки один батальон 460-й бригады понёс тяжёлые потери от противотанковых средств египетской пехоты и отступил. Второй, в количестве 25 танков, вместе с танками других бригад пошёл в атаку. Египтяне знали о ней, так как перехватили израильское радиосообщение. Они дали израильскому танковому клину зайти в «мешок» и уничтожили почти все танки фланговым огнём своих Т-55 и Т-54, а также средствами ПТО пехоты. Из 25 «Магахов» из «мешка» вышло только 4. Почти все машины остальных израильских бригад также были потеряны. Израильские танкисты отмечали, что лобовая броня их «Шотов» и «Магахов» не выдерживала попаданий новых снарядов, используемых египетскими Т-54 и Т-55.


Сирийский Т-55 на Голанах, 1973 год
Источник – interestingeventsclub.uol.ua

Тем не менее египтянам не удалось развить свой успех, и вскоре их танковые колонны остановились, а инициатива перешла к АОИ. Мобилизованные резервные израильские танковые дивизии контратаковали египтян, которые после выполнения плана, составленного советскими военспецами, не знали, что делать дальше. В то же время новых приказов от высшего командования не поступало. Вскоре израильтяне прорвались на территорию Египта, и арабским политикам пришлось инициировать мирные переговоры.


Сирийский Т-55 ведёт бой в Ливане, 1982 год
Источник – gspo.ru

Боевая лошадка стран Третьего мира

Следующим арабо-израильским конфликтом, в котором принял участие танк Т-55, стала Ливанская война 1982 года. На тот момент Т-55 сильно устарел, но всё ещё составлял значительную часть танкового парка Сирии, хотя его постепенно вытесняли более новые танки Т-62 и Т-72 . В то же время Израиль продолжал использовать трофейные Т-55 в их модернизированном варианте «Тиран-5». Боевые действия велись между Организацией освобождения Палестины (далее – ООП) и Сирией с одной стороны, и Израилем – с другой. 11 июня 1982 года шли тяжёлые бои в предместьях Бейрута, где оборонялась 85-я отдельная танковая бригада и несколько танковых рот сирийской армии, вооружённых Т-54 и Т-55. Первоначально израильтянам удалось вытеснить сирийские силы из Бейрута и дойти до южной части Бейрутского аэропорта. Но закрепившийся здесь батальон танков Т-54 и Т-55 при поддержке трёх рот спецназа смог остановить израильское наступление.


Колонна индийских танков Т-55 на марше к Дакке, Бангладеш, 1971 год. Виден ложный эжектор
на стволе пушки. Источник – zhjunshi.com

В составе индийских бронетанковых войск танки Т-55 участвовали в Третьей индо-пакистанской войне , в результате которой Бангладеш получил независимость. Во время этого конфликта индийские танкисты добавляли на стволы своих танков ложные эжекторы, чтобы лучше отличать их от пакистанских.

Во время войны во Вьетнаме 1957–1975 годов на завершающем её этапе войска Демократической республики Вьетнам получили от СССР значительное количество танков Т-54Б и Т-55. В частности, 600 единиц Т-55 было поставлено из СССР в период с 1973 по 1975 год – эти машины приняли активное участие в окончательном разгроме армии Южного Вьетнама.


«Коммандос» ВС Южного Вьетнама готовятся сжечь колонну танков Т-55 армии ДРВ, вошедшую в город Вунгтау
Источник – postimg.org

Далее танки Т-55 активно использовались Вооружёнными силами СССР во время войны в Афганистане 1979–1988 годов , а в 90-е годы практически все конфликты на постсоветском пространстве и Балканах происходили с их участием. В условиях боевых действий в гористой местности выяснилось, что Т-55, как и Т-62, имеет недостаточные вертикальные углы наводки орудия. В целом же в этих конфликтах Т-55 показал себя надёжной, но уже устаревшей машиной, поэтому его бронирование усиливали системой навесной динамической защиты «Контакт-1», а также модернизировали прицельные устройства и стабилизатор орудия.

Танки Т-55 состояли на вооружении у Ливии и принимали участие в чадско-ливийских конфликтах и гражданской войне в Ливии 2011 года. По состоянию на июль 2014 года эти танки активно используются обеими сторонами в гражданской войне в Сирии. Кроме того, в Харькове на заводе транспортного машиностроения имени В. А. Малышева разработали вариант модернизации Т-55 с установкой на него систем динамической и активной защиты, в результате чего появилась модель Т-55АМГ. Также харьковские инженеры создали любопытный «гибрид» Т-64 с башней от Т-55 (по крайней мере, известно об одном таком танке). Вполне возможно, что данные машины принимают участие в боевых действиях, которые сейчас идут на Донбассе.


Т-55 ливийской армии ведёт бой в городе Мисурата
Источник – postimg.org


Т-55АГМ – украинский вариант модернизации танка Т-55
Источник – armor.kiev.ua

Одновременно с танком Т-54Б на вооружение Советской Армии был принят и созданный на его базе танк Т-55. Первые машины поступили в войска в 1958 году, а первый публичный показ Т-55 состоялся в ноябре 1961 года во время военного парада в Москве. Боевая масса, вооружение и бронирование Т-55 не изменились, зато использование баков-стеллажей позволило увеличить боекомплект пушки до 43 выстрелов и запас топлива до 680 литров. Зенитного пулемета не было. Новая машина имела полностью герметизированный корпус и была конструктивно подготовлена к преодолению глубоких водных преград. Полная герметизация стала возможной благодаря устранению вентилятора, который размещался раньше в крыше башни перед сиденьем заряжающего. В свою очередь, герметизация корпуса позволила установить на танке систему защиты от оружия массового поражения. В машине находился счетчик рентгеновского излучения.

Введение гидроусилителей в систему управления существенно облегчило работу механика-водителя и дало возможность управления на протяжении длительного времени. В мае 1963 года появилась следующая модификация танка, получившая обозначение Т-55А. Главным нововведением стало применение противорадиационного подбоя, которым была выстлана изнутри броня.

Модернизации подверглись также средства связи, был установлен более мощный генератор и усовершенствованные приборы наблюдения и наведения. Одной из последних моделей, поступивших в войска, была модификация Т-55АМ, принятая на вооружение в 1983 году, она отличается установкой на башне экранов из многослойной комбинированной брони. Дополнительное комбинированное бронирование имеет и лобовая часть корпуса. Помимо этого, машина оснащена дополнительным бронированием днища корпуса под местом механика-водителя и резиновыми бортовыми экранами. Дополнительное бронирование существенно увеличило боевую массу - с 36 т она возросла почти до 42 т.

Чтобы сохранить подвижность танка на прежнем уровне, пришлось еще раз модернизировать двигатель. Его мощность увеличилась до 620 л. с. Значительное увеличение массы сказалось и на удельном давлении на грунт, величина которого у Т-55АМ составляет 0,93 кг/см2. Дополнительное бронирование днища привело к уменьшению клиренса до 350 мм, что может отрицательно сказаться на проходимости машины и ее устойчивости против действия противоднищевых мин. В ходовой части использована новая гусеница с резинометаллическим шарниром, имеющая пробег до 7000 км против 3000 км гусеницы старого типа.

Машина оснащена системой управления огнем "Волна", основными элементами которой являются лазерный дальномер и цифровой баллистический вычислитель. Ствол орудия покрыт термозащитным кожухом. В 1985 году на вооружение была принята очередная модификация Т-55АМВ. Машина отличалась установкой навесной динамической защиты, бортовых резиновых экранов и комплекса управляемого вооружения, способного вести огонь противотанковыми управляемыми ракетами 9К116 "Бастион". Частью системы является новое оптическое устройство, связанное с лазером и пушкой. Установка устройства над пушкой позволяет обеспечить его стабилизацию она самостоятельно корректируют траекторию полета по испускаемому лазерному лучу. Наводчику остается только удерживать цель в окуляре прицела. В зависимости от условий ведения наблюдения дальность стрельбы системы "Бастион" составляет 4000 м днем и 1200 м ночью. До цели, находящейся на максимальном удалении, ракета долетает за 12 секунд.

Новое вооружение увеличило боевые возможности танка, который может стать грозным соперником даже самых современных машин. Машины семейства Т-54Д-55 являются самыми распространенными в мире. Всего их было выпущено более 70000 единиц, из них 50000 в Советском Союзе. К этому числу следует прибавить танки тип 59 и Тип 64 китайского производства, которые являются не чем иным, как копиями советских Т-54 и Т-55. Можно даже отважиться на утверждение, что число выпущенных Т-54 и Т-55 сравнимо с числом всех остальных танков, выпущенных в мире после второй мировой войны. Причина этого феномена кроется в простоте конструкции, низкой цене и высокой эффективности машин данного типа.

Тактико-технические характеристики среднего танка Т-55/Т-55АМВ

Боевая масса, т 36,5/37,4
Экипаж, чел 4

Габаритные размеры, мм :

длина с пушкой вперед 9000/8618
ширина 3270/3526
высота 2218/2350
клиренс 425-500/392

Броня, мм

лоб корпуса 100/250
лоб башни 115-160 (105-200)/200

Вооружение:

Т-55 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С; два 7,62-мм пулемета СГМТ
Т-55АМВ 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С; 7,62-мм пулемет ПКТ; 12,7-мм пулемет ДШК-М

Боекомплект:

Т-55 43 выстрела, 3500 патронов калибра 7,62-мм;
Т-55АМВ 43 выстрела, 3000 патронов калибра 7,62-мм, 300 патронов калибра 12,7-мм, УР 9К116 "Бастион"
Двигатель Т-55 В-55В, дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 580л.с.;
Т-55АМВ В-55У, дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 620 л. с.
Удельное давление на грунт, кг/см.кв 0,81
Скорость по шоссе, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 480/290

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 0,80
ширина рва, м 2,70
глубина брода, м 1,40 (с ОПВТ -5м)

Танки Т-54/55 приняли участие в следующих вооруженных конфликтах:

  • Венгерское восстание 1956 года
  • Сентябрьское восстание в Иракском Курдистане (1961-1975)
  • Шестидневная война (1967)
  • Операция "Дунай" (1968)
  • Война на истощение (1969-1970)
  • Война во Вьетнаме - в составе войск Северного Вьетнама
  • Гражданская война в Камбодже
  • Арабо-израильская война 1973 года - в составе войск Египта и Сирии.
  • Первая гражданская война в Анголе (1975-1991)
  • Ливийско-египетский конфликт (1977) - в составе войск Ливии.
  • Эфиопо-сомалийская война (1977-1978) - в составе войск Сомали.
  • Китайско-вьетнамская война (1979).
  • Афганская война (1979-1989) - успешно применялись в качестве орудия поддержки пехоты.
  • Ирано-иракская война (1980-1988) - применялись иракской армией.
  • Война в Ливане (1982) - в составе сирийской группировки в Ливане.
  • Война в Персидском заливе (1991) - применялись иракской армией.
  • Карабахский конфликт (Карабахская война) (1991-1994)
  • Косовская война - использовались югославской армией.
  • Иракская война (2003) - применялись иракской армией.
  • Вооруженный конфликт в Южной Осетии (2008) - использовались вооружёнными силами Южной Осетии.

Источники:

  • МО СССР, МО Польши Танк Т-55. Коллекция технической документации;
  • Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-55;
  • Б. А. Курков, В. И. Мураховский, Б. С. Сафонов "Основные боевые танки";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • М. В. Павлов, И. В. Павлов. "Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг";
  • Christoper Chant "World Encyclopedia of the Tank";
  • Грин Майкл, Браун Джеймс, Валлье Кристоф "Танки. Стальная броня стран мира";
  • С. Шумилин, Н. Околелов, А. Чечин "Средний Танк Т-55" [Бронеколлекция 2008 04];
  • Zaloga, Steven; Hugh Johnson (2004). T-54 and T-55 Main Battle Tanks 1944–2004;
  • Czołg średni T-55A i czołg dowódczy T-55AD. Opis i użytkowanie, Warszawa 1969;
  • Jörg Siegert, Helmut Hanske: Kampfpanzer der NVA. Motorbuch, Stuttgart 2011.

Использовавшийся во многих странах мира и кое-где эксплуатирующийся до сих пор.

История создания

В 1957 году на Заводе №183 начались работы по созданию нового среднего танка на базе Т-54Б. Машину назвали «Объект 155», и в ее конструкцию внесли весь опыт модернизации Т-54. Первую серийную партию изготовили, используя башни Т-54Б. В 1958 опытные образцы прошли государственные испытания, и Т-55 приняли на вооружении Советской армии.

У нового танка была установлена противоатомная защита, увеличена мощность двигателя, установлена термодымовая аппаратура, увеличен боекомплект.

Т-55 выпускался не только в СССР – 1500 тысячи машин было изготовлено в Польше, 400 – в Румынии и 1700 – в Чехословакии.

Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация — средний танк;
  • Боевая масса – 36 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы производства — 1958-1979;
  • Годы эксплуатации — с 1958;
  • Количество выпущенных – 23 600 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6200 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 9000 мм;
  • Ширина корпуса – 3270 мм;
  • Высота – 2350 мм;
  • База – 3840 мм;
  • Колея – 2640 мм;
  • Клиренс – 425 мм.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная и литая;
  • Лоб корпуса (верх) — 100 / 60° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 100 / 55° мм/град;
  • Борт корпуса (верх) — 60 / 60° мм/град;
  • Борт корпуса (низ) — 80 / 0° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) — 30 / 60° мм/град;
  • Корма корпуса (середина) — 45 / 17° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) — 20 / 70° мм/град
  • Днище — 20 мм;
  • Крыша корпуса – 15-30 мм;
  • Лоб башни – 200 мм;
  • Борт башни – 160 мм;
  • Корма башни – 65 мм;
  • Крыша башни – 30 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 100-мм Д-10Т2С;
  • Тип пушки — нарезная пушка;
  • Длина ствола – 56 калибров;
  • Боекомплект пушки – 43;
  • Углы ВН: −5…+18 градусов;
  • Углы ГН: 360 градусов;
  • Прицелы — ТШ2Б-32П, ТПН-1-22-11;
  • Пулемёты — 1 × 12,7-мм ДШКМ, 2 × 7,62-мм СГМТ.

Подвижность

  • Тип двигателя – В-55 дизельный V12 с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 580 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 50 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 22-27 км/ч;
  • Запас хода по шоссе — 485-500 км;
  • Запас хода по пересечённой местности — 290-320 км;
  • Тип подвески — индивидуальная торсионная;
  • Удельное давление на грунт — 0,81 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 32 градуса;
  • Преодолеваемая стенка – 0,8 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,7 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,4 м (5 м с ОПВТ).

Модификации и машины на базе Т-55

Модификации

  • Т-55А, с более высоким уровнем противоатомной защиты. Производился с 1962 по 1977 год, и на протяжении всего производства постоянно совершенствовался;
  • Т-55К, командирский вариант Т-55 с дополнительной радиостанцией;
  • Т-55АК, командирский вариант Т-55А;
  • ТО-55, огнеметный танк, вместо спаренного пулемета имевший огнемет;
  • Т-55АМ с дополнительной броневой защитой, комплексом управляемого вооружения и другими техническими нововведениями;
  • Т-55АМ-1, модель с более мощным дизельным двигателем;
  • Т-55АД с активной защитой 1030М «Дрозд»;
  • Т-55АМВ с навесной динамической защитой, зенитным пулеметом, модернизированной ходовой частью и техникой для эффективного ведения боя;
  • Т-55М со множеством технических усовершенствований. Также выпускался в различных вариантах.

Машины на базе Т-55

  • МТУ-20 и МТУ-55 – мостоукладчики;
  • Объект 604 – минный тральщик;
  • VT-55A – ремонтно-эвакуационная машина, сделанная в Чехословакии;
  • ГТУ-1 – универсальный тягач;
  • БТР-Т – тяжелый бронетранспортер;
  • Ахзарит – израильский тяжелый бронетранспортер;
  • ТВНА – индийский тяжелый бронетранспортер;
  • Т-55-64 – украинская машина с башней от Т-55 и шасси от Т-64;
  • Т-55 Марксман – финская зенитная установка с башней Марксман.

Применение в бою

Танк Т-55 активно участвовал в целом ряде военных конфликтов по всему миру:

  • Египетские войска использовали его в шестидневной войне 1967 года;
  • В 1968 Советская Армия применяли их в операции Дунай;
  • В 1969 году участвовали в Войне на истощение со стороны и Израиля, и Египта;
  • В Третьей индо-пакистанской войне применялись индийцами;
  • Эффективно использовались в войне в Анголе;
  • С 1979 по 1989 использовались Советской Армией в Афганской войне;
  • Применялись иракской армией в 1991 году во время Войны в Персидском заливе.

В целом танк использовали очень активно, а в целом ряде стран Т-55 и его модификации до сих пор не сняты с вооружения.

Фотографии танка

Память о танке

В России и странах СНГ сохранилось достаточно много экземпляров Т-55, которые кое-где установили как монументы. Например, Т-55 можно увидеть в Уфе, в Подольске и других городах и поселках по всему миру.

Также Т-55 выставлен в нескольких музеях: танковом музее Бовингтона, в киевском музее Великой Отечественной войны, в болгарском Национальном музее военной истории, в музее истории танка Т-34 и т.д.

Танк в культуре

Т-55 представлен в нескольких компьютерных играх, например, в Call of Duty: Black Ops. Также он есть в многопользовательской игре World of Tanks. Здесь машина представлена в модификации Т-55А и является акционным немецким танком 9-го уровня. Т-55А действительно поставлялся в ГДР, хотя и производился в России, так что его помещение в немецкую ветку вполне оправдано.

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
Т-55 / "объект 155"
ТО-55 / "объект 482"
Т-55К / "объект 155К"
Т-55А
Т-55АМ / Т-55М
Т-55АД
Т-55МВ

Средний танк. Разработан КБ завода №183 (позже - ПО "Уралвагонзавод") на базе среднего танка Т-54Б в 1958 г. От Т-54Б отличается более мощным двигателем, увеличенным боекомплектом, увеличенной ёмкостью топливной системы, внедрением противоатомной защиты, усовершенствованным оборудованием, установкой дымовой аппаратуры нового типа и т.п. Принят на вооружение 8 мая 1958 г. Серийное производство на заводе №183 (УВЗ) начато в июне 1958 г. и в первой базовой модификации завершено в июле 1962 г. Так же танки Т-55 производились на заводе №174 (г.Омск, с 1958 г.) и на заводе №75 (г.Харьков). Неоднократно модернизировался (1970 г., 1975 г., 1983 г.). По умолчанию данные базовой модификации Т-55 (если наименование модификации не указано, то данные относятся ко всем основным моделям танка).



Т-55АМ с лазерным дальномером КДТ-2, памятник в г.Химки Московской области, 01.05.2008 г. (фото VLAS, )

Экипаж - 4 чел (механик-водитель, наводчик, заряжающий и командир)

Конструкция - аналогична Т-54

Бронирование:

Лоб корпуса (мм) Лоб башни (мм)
Т-55, Т-55К, ТО-55 и др. 100 115-160 (105-200)
Т-55А, Т-55 образца 1981 г. 100 200
Т-55АМ, Т-55М 30+120+100 60+230+200
Т-55АД 120-130 вероятно 200 вероятно
Т-55АМВ, Т-55МВ 250 с учетом ДЗ 200

На часть Т-55А в 1970-е годы (или позже) устанавливались бортовые резиновые экраны (не ранее 1975 г.).


Т-55А с бортовыми экранами, фото позже 1975 г. (http://militaryphotos.net)

На Т-55М и Т-55АМ установлены многослойные экраны из комбинированной брони на башне, лобовой части корпуса, бортовые резиновые экраны, дополнительно бронировано днище корпуса для защиты механика-водителя.


Многослойные экраны из комбинированной брони на башне и лобовой части корпуса танка Т-55АМ, памятник в г.Химки Московской области, 01.05.2008 г. (фото VLAS, )


Многослойное дополнительное бронирование лобовой части корпуса танка Т-55М ()


Дополнительные резиновые бортовые экраны на танке Т-55АМ, памятник в г.Химки Московской области, 01.05.2008 г. (фото VLAS, )

На Т-55АД дополнительно бронирован корпус в лобовой части и днище корпуса под механиком-водителем.

На Т-55АМВ применяется навесная динамическая защита - по 42 элемента на борт (облегченный вариант - 10 элементов на борт над надгусеничной полкой), на башне около 40 элементов (данных нет, считал по фото), лоб корпуса так же защищен.

Трансмиссия и подвеска : аналогична Т-54

Двигатель :
- Т-55 - дизель В-55 мощностью 580 л.с.
- Т-55 образца 1981 г. - дизель В-55В мощностью 580 л.с.
- Т-55АМ, Т-55М, Т-55АД, Т-55АМВ, Т-55МВ - дизель В-55У мощностью 620 л.с.
- Т-55АМ-1, Т-55М-1, Т-55АД-1, Т-55МВ-1 - дизель В-46-5М мощностью 690 л.с.

Т-55
ТО-55
Т-55К
Т-55
"Алмаз"
Т-55А Т-55
обр.1981
Т-55М
Т-55АМ/АД
Т-55МВ
Т-55АМВ
Масса боевая (т) 36-36,5 36 36.5-38 36-37 40,9-41,5 37,4
Запас топлива (л) 680+285 нд 680+285 960 680+285 нд
Длина (мм) 9000 9000 9000 9000 8618 8618
Длина корпуса (мм) 6040 6200 6040 6200 6200 6200
Ширина (мм) 3270 3270 3270 3270 3526 3526
Высота (мм) 2218 2350 2350 2350 2350 2350
Клиренс (мм) 425-500 425 425 425 352 392
Удельное давление
на грунт (кг/кв.см)
0,81
0,82 (Т-55К)
0,81 0,81 0,81 0,92-0,93 0,92
0,81 (АМВ)
Удельная мощность
(л.с./т)
16,1 16 15.8-16 15.8-16 15 15,8
Скорость (км/ч) 48-50 50 50 50 54
50 (Т-55АМ)
54
50 (АМВ)
Запас хода (км) 480-500
375 (ТО-55)
450 (Т-55К)
500 500 485-500 290 450
290 (АМВ)

Длина корпуса 6200 мм, возможно, длина корпусов танков выпущенных Омским заводом №174.

Преодолеваемые препятствия:
- крен - 30 град
- подъем - 30 град, 32 град (ТО-55, Т-55 образца 1981 г.)
- ров - 2.7 м
- стенка - 0,8 м
- брод - 1.4 м (5 м с ОПВТ)

Вооружение :

Тип танка Основное орудие Спаренные системы Зенитная установка Дополнительное вооружение
Т-55 (1958) 100 мм пушка Д-10Т2С, боекомплект 43 выстр. 7.62 мм пулемет СГМТ боекомплект 1500 патр. с 1970 г. ДШК-М 7.62 мм пулемет СГМТ в лобовом листе корпуса, боекомплект 2000 патр.
ТО-55 (1958) боекомплект 25 выстр. автоматический огнемет АТО-200, боекомплект - 460 л смеси с 1970 г. ДШК-М 7.62 мм пулемет СГМТ в лобовом листе корпуса, боекомплект 750 патр.
Т-55К
(1959)
боекомплект 37 выстр. 7.62 мм пулемет СГМТ боекомплект 2000 патр. с 1970 г. ДШК-М нет
Т-55 "Алмаз"
(1961)
боекомплект 31 выстр. 7.62 мм пулемет СГМТ боекомплект 1250 патр. нет нет
Т-55А (1962) боекомплект 43 выстр. 7.62 мм пулемет ПКТ боекомплект 1250 патр. с 1970 г. ДШК-М 7.62 мм пулемет ПКТ в лобовом листе корпуса, боекомплект 1500 патр.
Т-55 обр. 1981 г. без изменений 7.62 мм пулемет ПКТ боекомплект 1500 патр. 12.7 мм пулемет ДШК-М, боекомплект 400 патр. 7.62 мм пулемет ПКТ в лобовом листе корпуса, боекомплект 2000 патр.
Т-55АМ
Т-55АМ-1
(1981-1983)
боекомплект 42 выстр.
Т-55М
Т-55М-1 (1983)
боекомплект 43 выстр. 7.62 мм пулемет ПКТ боекомплект 2250 патр. 12.7 мм пулемет ДШК-М, боекомплект 300 патр. ПТРК 9К116 "Бастион" - применяется из основного орудия
Т-55АД
Т-55МВ
(1983)
без изменений 7.62 мм пулемет ПКТ боекомплект 3000 патр. 12.7 мм пулемет ДШК-М или НСВТ, боекомплект 300 патр. ПТРК 9К116 "Бастион" - применяется из основного орудия

100 мм пушка Д-10Т2С оснащена двухплоскостным стабилизатором СТП-2 "Циклон". Разработана КБ завода №9 (г.Свердловск), главный конструктор - Ф.Ф.Петров. На моделях типа Т-55АМ / Т-55М / Т-55АД (1983 г.) и подобных - стабилизатор "Циклон М1" и термозащитный кожух пушки.

12.7 мм зенитный пулемент ДШК-М или 14.5 мм КПВТ устанавливался на танки семейства Т-55 официально начиная с 1970 г., но в частях, которые входили в Чехословакию в 1968 г., уже были Т-55 с зенитным пулеметом ДШК-М.

На танках типа Т-55М и подобных ему устанавливался ПТРК 9К116 "Бастион" с соответствующим оборудованием и боекомплектом. ПТРК применялся выстрелами из основного орудия ПТУРами.

Т-55АД - установлена система активной защиты "Дрозд" с 8 выстрелами 3УОФ14, РЛС и блоком управления. Блоки системы "Дрозд" монтируются на башне танка. Комплекс "Дрозд" разработан в ходе одноименной ОКР ЦКИБ стрелкового и охотничьего оружия (ЦКИБСОО) с 1977 по 1982 годы. комплекс предназначен для защиты танка от ПТУР и реактивных противотанковых гранат (РПГ). конструктивно комплекс состоит из боевых блоков (4 блока по 2 выстрела, возможно был вариант с 2 блоками по 2 выстрела), двух блоков РЛС (размещаются над блоками выстрелов по бортам башни танка), аппаратного модуля управления, пульта управления и кабелей-соединителей. В состав аппаратуры комплекса входит аварийный генератор. РЛС комплекса обнаруживает и сопровождает атакующий объект, дает команду на доворот башни, производит выстрел, отображает на пульт управления сектор отстрела поражающего элемента, обеспечивает проверку систем комплекса. Комплекс блокируется при открытых люках танка. После включения комплекс работает автоматически. Обеспечена электромагнитная совместимость аппаратуры комплекса в группе из 30 танков. Может быть модернизирован с установкой на любой танк, в т.ч. с внутренним размещением аппаратуры. Производится серийно начиная с 1983 г.
Масса с учетом противопульной и противоосколочной защиты - 1000 кг
Зона защиты по азимуту - сектор 80 град
Зона защиты по углу места - от -6 до +20 град
Скорость атакующего объекта - 70-700 м/с
Вероятность поражения атакующего объекта - не менее 0.7
Потребляемая мощность - 700 Вт

Оборудование :
Автоматизированная система управления огнем "Волна" установлена к 1985 г. на модификацию Т-55АМВ и, вероятно, на Т-55МВ.

Оптический прицел:
- ТШ-2А или ТШ-2Б (Т-55, Т-55К) - разработан (как и все прицелы ТШ) и производился ПО "Новосибирский приборостроительный завод" (г.Новосибирск).
- ТШ-32ПВ (Т-55А)
- ТШС-32ПВМ / ТШ-2Б-32П (Т-55 образца 1981 г.)
- ТШСМ-32ПВ и 1К13 (Т-55АМ, Т-55М, Т-55АД, Т-55АМВ, Т-55МВ)


Оптический прицел, вероятно ТШСМ-32ПВ / 1К13 на танке Т-55АМ, памятник в г.Химки Московской области, 01.05.2008 г. (фото VLAS, )

Ночной прицел:
- ТПН-1-22-11 (в т.ч. Т-55АМ/М)

Лазерный дальномер:
- КДТ-1 / КДТ-2 (квантовый дальномер танковый) - с 1974-1975 г.г. в т.ч. на танках новой постройки, обязательно в ходе модернизации на танках Т-55АМ, Т-55М, Т-55АД, Т-55АМВ, Т-55МВ.


Заваренный корпус лазерного дальномера КДТ-2 на танке Т-55АМ, памятник в г.Химки Московской области, 01.05.2008 г. (фото VLAS, )

Баллистический вычислитель БВ-55 устанавливался на танки модернизированные по вариантам модернизации Т-55АМ, Т-55М, Т-55АД, Т-55АМВ, Т-55МВ (начиная с 1983 г.).

Радиостанция:
- Р-113
- Р-113 и Р-112 (КВ-диапазона, Т-55К)
- Р-123 / Р-123М (Т-55 образца 1981 г.)
- Р-173 (Т-55АМ, Т-55М, Т-55АД, Т-55АМВ, Т-55МВ)

Гирополукомпас ГПК-48 (с 1960 г. ГПК-59)

Средство постановки дымовой завесы ТДА (термо-динамическая аппаратура) и 8 х ПУ 902Б (обычно на правой стороне башни, одним блоком) начиная с танков Т-55АМ, Т-55М, Т-55АД, Т-55АМВ, Т-55МВ.


Пусковые установки системы 902Б на танке Т-55АМ, памятник в г.Химки Московской области, 01.05.2008 г. (фото VLAS, )

Оборудование подводного вождения танка (глубина переправы до 5 м, длина - 700 м).

Оборудование противоатомной защиты. Включается по датчикам гамма-излучения, герметизируется боевое отделение и отделение управления, нагнетается избыточное давление, воздух фильтруется. Начиная с Т-55А ОПАЗ усовершенствовано.

Противопожарная система

Минные тралы ПТ-55 - устанавливаются на часть танков начиная с 1959 г.

Бульдозерное оборудование для самоокапывания БТУ (масса 2.3 т) или БТУ-55 (масса 1.4 т) устанавливается на часть танков в 1960-е годы.


Модификации
:
Т-55 / "объект 155" (1958 г.) - первая серия Т-55, базовая модификация. В 1962 г. в серии заменен Т-55А.


Т-55 / объект 155 (фото А.Н.Макаров, http://militaryphotos.net)

ТО-55 / "объект 482" (1958 г.) - огнеметный средний танк на базе первой модели Т-55. Разработан КБ завода №75 и КБ завода №174, производился серийно на заводе №174 (г.Омск) с 1958 по 1962 г.г. В 1962 г. производился на базе танка Т-55А. Снят с вооружения ВС России в 1993 г. Бак для огнесмеси находился вместо боекомплекта рядом с механиком-водителем, бак оснащен верхним люком и нижним люком для слива.


Огнеметный танк ТO-55 на базе танка Т-55А (http://militaryphotos.net)

Т-55К / "объект 155К" (1959 г.) - командирский вариант Т-55. Разработан КБ завода №183 (УВЗ) в 1959 г. Установлены дополнительная КВ-радиостанция Р-112, бензоэлектроагрегат АБ-1-П/30 и навигационное оборудование. Уменьшен боекомплект и снят курсовой пулемет.

Т-55 "Алмаз" (1961 г.) - название условное, опытный танк с экспериментальной ТВ-системой "Алмаз". Система предназначена для обеспечения наблюдения и прицеливания в условиях неработоспособности оптических средств наблюдения и прицеливания (под водой, при ядерном взрыве и т.п.). На танк устанавливались три ТВ-камеры (одна в передней части корпуса, две - на башне) и два ТВ-экрана для отображения информации. Прицельная дальность днем - 1500-2000 м. Командир танка размещался рядом с механиком-водителем, боекомплект уменьшен, курсовой корпусный пулемет снят. Система оказалась ненадежной и не принята на вооружение.

Т-55А (1962 г.) - модернизированный вариант Т-55, вторая крупносерийная модификация. Разработан КБ завода №183, принят на вооружение в 1962 г., в серии с 1963 по 1977 годы. Танк неоднократно модернизировался в 1970-е годы, последняя модернизация - Т-55АМ (см.ниже).


Т-55А с лазерным дальномером - вероятно, КДТ-1 - с 1974-1975 г.г. устанавливались в т.ч. на танках новой постройки (http://militaryphotos.net)

Т-55 "Уран" (начало 1960-х годов) - название условное, опытный танк с ТВ аппаратурой "Уран" предназначенной для тактической разведки поля боя с передачей изображения на приемный пункт на шасси БТР-50 с выносным просмотровым оборудованием на шасси УАЗ-69. Дальность передачи изображения - 10-30 км.

Т-55 ГТД (начало 1960-х годов) - название условное, опытный танк с газотурбинным двигателем ГТД-3Т мощностью 700 л.с. разработан ОКБ-29 Омского завода №174 ("Омсктрансмаш"). Испытывался.

"объект 612" (1962-1965 г.г.) - опытный танк с автоматическим приводом переключения передач электрогидравлического типа. Разработан ОКБ-29 Омского завода №174 ("Омсктрансмаш"). Изготовлено 3 шт. В ходе испытаний выявлена низкая надежность новых механизмов.

Т-55 с ПТУР "Малютка" (начало 1960-х годов) - название условное, танк с установкой на крыше башни трёх ПТУР "Малютка" проходил испытания в начале 1960-х годов.

Т-55 образца 1981 г. - название условное, к 1981 г. произведено несколько модернизаций базовых моделей Т-55 в ходе серийного производства на ПО "Уралвагонзавод" и силами ремзаводов МО СССР. Под данным наименованием кумулятивно собраны ТТХ войсковых машин Т-55 и модификаций по состоянию на 1981 г.


Т-55 выпуска 1975-1977 г.г. с лазерным дальномером КДТ-1 (http://militaryphotos.net)

Т-55АМ (1983 г.) - базовая модель модернизации Т-55А. Разработана КБ завода "Омсктрансмаш" по постановлению СМ СССР от 25.07.1981 г. Танк (вариант модернизации) принят на вооружение в апреле 1983 г. Модернизация проводилась силами ремзаводов МО СССР с 1981 г. Танки получили комплекс управляемого вооружения, новое оборудование, многослойные экраны из комбинированной брони на башне и дополнительное бронирование лобовой части корпуса, бортовые резиновые экраны, дополнительно бронировано днище, модернизирован двигатель и т.д.

Т-55М (1983 г.) - базовая модель модернизации Т-55. Разработана КБ завода "Омсктрансмаш" в 1983 г. Модернизация проводилась силами ремзаводов МО СССР. Танки получили комплекс управляемого вооружения, новое оборудование, многослойные экраны из комбинированной брони на башне и лобовой части корпуса, бортовые резиновые экраны, дополнительно бронировано днище, модернизирован двигатель и т.д.

Т-55АМ-1 (1983 г.) - вариант Т-55АМ с двигателем В-46-5М.

Т-55М-1 (1983 г.) - вариант Т-55М с двигателем В-46-5М.

Т-55АД (Т-55А с "Дроздом", 1983 г.) - базовая модель модернизации Т-55А. Разработана КБ завода "Омсктрансмаш" в 1983 г. Выход на испытания танка Т-55АД - декабрь 1983 г. Модернизация проводилась силами ремзаводов МО СССР. Танки получили комплекс активной защиты "Дрозд" (разработан с 1977 по 1982 годы ЦКИБСОО), комплекс управляемого вооружения, новое оборудование, дополнительное бронирование корпуса и днища, бортовые резиновые экраны, модернизирован двигатель по типу Т-55АМ/Т-55М и т.д. В настоящее время первый экземпляр танка Т-55АД находится в Музее бронетанковых войск НИИ-38 БТ МО России в Кубинке. Танки Т-55АД в середине 1980-х годов находились в составе войск морской пехоты ВМФ, а так же, вероятно, в других частях и соединениях ВС СССР.

Т-55АД-1 (1983 г.) - вариант Т-55АД с двигателем В-46-5М.

Т-55АМВ (Т-55А модернизированный с "Волной", 1985 г.) - базовая модель модернизации Т-55А. Разработана КБ завода "Омсктрансмаш", принят на вооружение в 1985 г. Модернизация проводилась силами ремзаводов МО СССР. Танки получили комплекс управляемого вооружения, новое оборудование включая АСУО "Волна", дополнительное бронирование корпуса, бортовые резиновые экраны, навесную динамическую защиту башни и корпуса, модернизирован двигатель по типу Т-55АМ/Т-55М и т.д.

Т-55МВ (Т-55 модернизированный с "Волной", 1985 г.) - модернизация Т-55. Разработана КБ завода "Омсктрансмаш", принят на вооружение в 1985 г. Модернизация проводилась силами ремзаводов МО СССР. Танки получили комплекс управляемого вооружения, новое оборудование включая АСУО "Волна", дополнительное бронирование корпуса, бортовые резиновые экраны, навесную динамическую защиту башни и корпуса по типу Т-55АМВ, модернизирован двигатель по типу Т-55АМ/Т-55М и т.д.

Т-55МВ-1 (1985 г.) - вариант Т-55МВ с двигателем В-46-5М.

На базе танка Т-55 созданы:
- ракетный танк Т-55 (проект, 1961-1963 г.г., КБ "Уралвагонзавода")
- танковый мостоукладчик МТУ-55 / МТ-55А (1962 г., КБ "Уралвагонзавода");
- танковый мостоукладчик МТУ-20 / "объект 602" (1964 г., КБ "Омсктрансмаш");
- инженерная машина разграждения ИМР / "объект 616А" (1969 г., КБ "Омсктрансмаш");


Проекции Т-55 (http://www.morozov.com.ua)

Статус : всего вместе с Т-54 за всё время всеми странами выпущено более 100000 танков.
СССР / Россия
- 1958 г. - начало поступления Т-55 в ВС СССР.
- 1961 г. - по штату в танковом полку ВС СССР числилось (261-й танковый полк 37-й гвардейской ТД) 94 Т-55 (+27 Т-54).
- 1969 г. - по штату в танковом полку ВС СССР не числились (261-й танковый полк 37-й гвардейской ТД).
- 1993 г. - огнеметный танк ТО-55 снят с вооружения ВС России.
- 2010 г. - есть в ВС России, на хранении как минимум, всего около 1100 шт.

Экспорт :

Азербайджан - по состоянию на середину 2009 г. на вооружении 100 шт и Т-55.

Алжир :
- 2007 г. - на вооружении 270 Т-54/55.

Ангола :
- 2007 г. - на вооружении около 200 Т-54/55.

Афганистан :

Бангладеш :
- 2007 г. - на вооружении 100 Т-54/55.

Белоруссия :
- 1992 г. - при распаде СССР в ВС Белоруссии оказалось 443 Т-55 (позже отправлены на хранение и утилизацию).

Босния и Герцеговина :
- 2007 г. - на вооружении 3 Т-54 и 75 Т-55.

Вьетнам :
- 2007 г. - на вооружении 850 Т-54/55 и возможно "Тип 59" (Китай, поставлялись где-то до 1979 г.).

Египет :
- 1967 г. июнь - в ходе 6-ти дневной арабо-израильской войны у Египта на Синайском полуострове Израилем захвачены 291 танк Т-54.
- 1967-1973 г.г. - в Египет поставлено 1260 танков Т-54 и Т-55.
- 1987 г. - начало работ над модификацией танков Т-54 и Т-55 - Т-54Е / Т-55Е "Ramses II" - с установкой американской пушки и другого импортного оборудования. первые танки Т-54 поставлены в США для отработки модификации.

Конец 1980-х годов - изучалась возможность модернизации парка танков Т-55 с германской помощью. По проекту Jung Jungenthal модернизировано два прототипа. Для массовой модернизации принят проект Ramses-II. По проекту предполагалось на части танков оставить 100-мм пушки Д-10Т, а на части произвести их замену на 105-мм пушки М-68.


Танк Т-55 Jung Jungenthal (http://www.militaryphotos.net).

1990-е годы - начаты работы по модернизации состоявших на вооружении египетской армии танков Т-54 и Т-55 - Т-54Е / Т-55Е "Ramses II" - установлена американская 105 мм нарезная пушка М-68, бельгийская СУО «Titan» Mk.1, американский двигатель AVDQ-1790-5A и египетская трансмиссия ТСМ-304. Массового перевооружения не проводилось по финансовым причинам.
- 2005-2006 г.г. - модернизация танков Т-54 и Т-55 по стандарту Т-54Е / Т-55Е "Ramses II". Всего модернизировано 270 танков.
- 2007 г. - на вооружении 270 танков T-55E «Ramses II», 840 Т-54/55 на хранении.

Израиль :
- 1967 г. июнь - в ходе 6-ти дневной арабо-израильской войны у Египта на Синайском полуострове захвачены 291 танк Т-54 (+ 82 Т-55, 251 Т-34, 72 ИС-3М, 29 ПТ-76 и 51 Су-100). Захваченные танки Т-54 модернизированы Израилем в конце 1960-х - начале 1970-х годов по модели Ti-67 - установлено 105 мм нарезная пушка L7, дымовые гранатомёты, произведены другие мелкие изменения.
- 1988 г. - на вооружение армии Израиля принят и запущен в серийное производство гусеничный БТР Achzarit на шасси трофейных Т-54 и Т-55. Всего переоборудовано от 400 до 500 трофейных танков.
- 2007 г. - на вооружении 261 танков Ti-67, 126 Т-54/55 и Т-62 и БТРы Achzarit (неизвестно сколько).

Индия :
- 2011 г. 23 мая - в СМИ заявлено, что в ближайшие несколько лет Министерство Обороны Индии намерено модернизировать имеющийся парк танков Т-55. Всего в ВС Индии насчитывается на текущий момент около 900 Т-55. Танки получат новую 105 мм пушку, новую ходовую часть и топливные баки (лента.ру ).

Иран :
- 2007 г. - на вооружении 540 Т-54/55 и "Тип 59" (Китай).

Йемен :
- 2007 г. - на вооружении 450 Т-54/55.

Кампучия :
- 2007 г. - на вооружении более 100 Т-54/55 и китайских "Тип 59".

КНДР :
- 2007 г. - есть на вооружении Т-54/55 и китайские "Тип 59".

Конго :
- 2007 г. - есть на вооружении 25 Т-54/55 и/или китайские "Тип 59".

Куба :
- 2007 г. - есть на вооружении.

Лаос :
- 2007 г. - на вооружении 15 Т-54/55.

Ливан :
- 1992 г. - есть на вооружении Т-54/55, в т.ч. в составе Армии Южного Ливана (произраильские формирования) - до 70 шт вместе с Т-55 и Шерманами.
- 2007 г. - на вооружении до 200 Т-54/55;

Ливия :
- 2007 г. - на хранении более 1040 Т-54/55.

Мавритания :
- 2007 г. - на вооружении 35 Т-54/55.

Мали :
- 2007 г. - на вооружении 12 Т-54/55.

Монголия :
- 2007 г. - на вооружении 370 Т-54/55.

Пакистан :
- 2007 г. - на вооружении 51 шт Т-54/55 и/или китайских "Тип 59".

Перу :
- 2007 г. - на вооружении 275 Т-54/55 (из боеспособных около 200 шт).

2010 г. - на вооружении до 300 танков Т-55.

2010 г.18 октября - начаты испытания танка Tifon-2 / Т-55М8А2, создаваемого на базе Т-55 перуанской компанией DISCA и Харьковским КБ машиностроения им.Морозова. Производство танков Tifon-2 будет вестись путем модернизации перуанских Т-55 с использованием ремкомплектов, поставляемых с Украины.

Вооружение - 125 мм пушка КБМ-1М с автоматом заряжания на 18 выстр (общий боекомплект - 31 выстр.).
Двигатель - 5ТДФМА мощностью 1050 л.с.
Скорость - до 55 км/ч
Оборудование - цифровая система управления огнем и тепловизионный прицел наводчика.


Танк Tifon-2 (http://maquina-de-combate.com)

Руанда :
- 2007 г. - на вооружении 24 Т-54/55.

Румыния :
- 1991 г. - есть на вооружении, танк Т-55 производится по лицензии под наименованием TR-85.
- 1995 г. - начата разработка варианта модернизации TR-85 - TR-85M1 Bizonul (Бизон). В разработке принимает участие несколько компаний со всей Европы, оборудование поставляется в основном фирмой Matra (Франция). Вооружение без изменений (планировалось заменить орудие на 120 мм пушку), но установлен новый двухплоскостной стабилизатор и термокожух орудия. Боезапас - 41 выстрел. Дополнительное бронирование со встроенной динамической защитой (башня), комбинированное дополнительное бронирование лба корпуса, бортовые защитные противокумулятивные экраны. Изменена конструкция задней части башни.
Двигатель - дизель 8VS-A2T2 мощностью 860 л.с.
Масса - 54 тонны
Скорость максимальная - 60 км/ч
Стоимость модернизации - 1 млн. USD
Всего по модели TR-85M1 Bizonul модернизированно 300 танков Т-55 разных серий выпуска.


Танк TR-85M1 Bizonul, Румыния (http://military-today.com)

Сирия :
- 2006 г. - на вооружении 1000-1250 танков Т-54/55 + около 1000 танков на хранении (все поставлены до 1992 г.).

Словения :
- 1999 г. - есть на вооружении. Завершены поставки в армию Словении последнего из 30 шт Т-55 модернизированных компанией STO RAVNE совместно с израильской фирмой Elbit. В ходе модернизации установлена нарезная 105 мм пушка, встроенная динамическая защита на башне и корпусе танка, бортовые защитные резиновые экраны, новая резинометаллическая гусеница, двухплоскостной стабилизатор вооружения, прицел Fotona SGS-55 с лазерным дальномером, прицел командира Fotona COMTOS-55 с независимой стабилизацией линии визирования, индикатор лазерного облучения LIRD-1A (активирует гранатометы постановки помех IS-6). Двигатель форсирован с 520 л.с. до 600 л.с. Рассматривается возможность замены двигателя на дизель MAN мощностью 850 л.с.


Словенский модернизированный Т-55 (http://nnm.ru)

Судан :
- 2007 г. - на вооружении 200 Т-54/55 и китайских "Тип 59".

США :
- 1997 г. - представлен проект модернизации танков Т-55 и "Тип 59". Подрядчик Cadillac Gage Textron, разработчики - Textron Marine и Land Systems (все - США). Всего построено 2 шт.
Двигатель - дизель Detroit Diesel мощностью 750 л.с.
Коробка передач - автоматическая Allison Transmission
Подвеска - обычная торсионная или гидропневматическая подвеска Cadillac Gage Textron
Масса - 42-46 тонн
Скорость максимальная - 55 км/ч
Вооружение - 105 мм нарезная пушка
Cтоимость модернизации - 2.8 млн USD


Модернизированный Т-55 - Jaguar, США (http://military-today.com)

Танзания :
- 2007 г. - на вооружении 30 Т-54/55.

Того :
- 2007 г. - на вооружении 2 Т-54/55.

Уганда :
- 2007 г. - есть на вооружении 154 Т-54 / Т-55 и китайских "Тип 62".

Украина :
- 1992 г. - при распаде СССР в ВС Украины оказалось 1100 шт. Т-54 / Т-55.

Финляндия :
Производится и состоит на вооружении (как минимум к 2010 г.) ЗСУ ItPsv.90 - боевой модуль "Marksman" (2 х 35 мм пушки Oerlikon) производства Великобритании на шасси Т-55АМ производства Польши.


Финская ЗСУ ItPsv.90 (фото предоставлено Epizikl, 2010 г.)

Эритрея :
- 2007 г. - на вооружении 150 Т-54/55.

Эфиопия :
- 2007 г. - на вооружении более 250 шт Т-54/55 и Т-62.

Югославия :
- 1991 г. - есть на вооружении, ранее поставлялись и производились по лицензии.


Источники
:
Варианты модернизации танка Т-55. Сайт http://nnm.ru , 2010 г.
Википедия - cвободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org , 2010 г.
Дроговоз И.Г., Танковый меч Страны Советов. М., Аст, Минск, Харвест, 2001 г.
Иванов А., Активная защита танка. // Военный парад. № 5 / 1997 г.
Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 г.г.). С-Пб, Невский бастион, 1996 г.
Метельский Ю., Попов Г., Гибин И., От идеи до производства. // Военный парад. №3 / 2001 г.
. Сайт , 2010 г.
Юрчин В. Вооруженные силы Ливана. // Зарубежное Военное Обозрение. № 5 / 1993 г.
Lenta.ru. Сайт

Т-55 — пример на редкость удачного танка. Благодаря своей простоте и надежности эта машина уже более полувека в строю, пережила десятки модификаций и сегодня, под управлением хорошо обученного экипажа, может дать бой современным ОБТ.

Общее количество танков модификации Т-55 оценить сложно, с учетом китайской модификации Тип-59 это количество приближается к 100 тыс. единиц. Чтобы узнать побольше об этой машине, мы отправились на «Линию Сталина », где сохранился исправный экземпляр Т-55.

Танк для ядерной войны

Созданный сразу после войны, танк Т-54 превосходил все машины своего времени. Он обладал мощным вооружением и броней, превосходя в этом «Королевский тигр», но был гораздо легче и подвижнее, а главное — надежнее.

Впрочем, в 50-х существовала угроза куда страшнее — ядерное оружие. У американцев существовал «План Дропшот», предусматривающий бомбардировку 100 советских городов 300 атомными бомбами и 250 тысячами тонн обычных бомб. СССР необходим был танк, способный пережить последствия ядерного взрыва.


Проведенные испытания показали, что серийный Т-54 для этого мало пригоден: после взрыва мощностью 2−15 килотонн в радиусе 300 метров танк выходил из строя, на бóльших же расстояниях машина оставалась исправной. Животные, которые находились на месте экипажа, погибали и на расстоянии в 700 м, поэтому встал вопрос об оснащении танка автоматической противоатомной защитой.


После модернизации, проведенной специалистами КБ УВЗ (г.Нижний Тагил) при участии ХКБМ (Харьковское конструкторское бюро по машиностроению), новый танк был принят на вооружение под индексом Т-55.

Главными отличиями новой машины были система противоатомной защиты (ПАЗ), унифицированная аппаратура противопожарного обо-рудования (УА ППО), оборудование для подводного вождения (ОПВТ), стабилизатор танкового вооружения (СТВ). Также увеличилась общая надежность танка - гарантий-ный срок службы Т-55 доведен до 2 тыс. км вместо 1 тыс. у танка Т-54Б.

Внешне машины были так похожи, что в зарубежных источниках часто указываются как Т-54/55.

Первый танк с активной защитой

Бронезащита Т-55 надежно защищала от огня 90-мм пушек американских танков М47 «Паттон II» и М48 «Паттон III», а также английского 83,8-мм (20-фунтового) орудия танка «Центурион» на дистанции 1000 м.


Лоб корпуса защищался 100-мм бронеплитой, установленной под наклоном в 60 градусов, нижний бронелист имел ту же толщину, но стоял под углом в 55 градусов. Бортовая броня имела толщину 60 мм и наклон 60 градусов — верхний бронелист и 80 мм/0 градусов — нижний бронелист.

По сравнению с Т-54Б бронезащита была даже уменьшена: толщина броневых листов крыши над МТО сократилась с 20 до 15 мм, а корма корпуса — с 45 до 30 мм верхнего листа и с 30 до 20 мм нижнего.


Башня была защищена 200-мм броней в лобовой проекции и 160-мм — в бортовой, корма была прикрыта 65-мм броней. Ослабленным местом в башне была амбразура, которая хотя и закрывалась подвижной броней, которая крепилась болтами к переднему борту люльки пушки, не давала надежной защиты от снарядов. Также была уязвима щель для прицела.


Дополнительную защиту танку обеспечивали топливные баки-стеллажи, причем их форма позволяла размещать в них не только дизтопливо, но и часть боекомплекта. В итоге у танкистов появилось 9 дополнительных снарядов и 680 литров топлива.

Обстрелы показали, что при пробитии баков-стеллажей солярка просто вытекала, а сами баки дополнительно экранировали экипаж.


Кстати, модификация танка Т-55АД была оснащена первой в мире системой активной защиты. Комплекс 1030 М «Дрозд» включал два блока вооружения с двумя 107-мм защитными снарядами в каждом, две радиолокационные станции миллиметрового диапазона и аппаратуру управления.

Комплекс выпускался более 6 лет и был снят с производства после подписания Горбачевым соглашения о сокращении обычных вооружений в Европе. Улучшенная версия «Дрозд-2» в серию не пошла из-за тяжелого экономического положения в конце 80-х.

По цели — снарядами и ракетами

Бронебойным снарядом на дальности 2 тыс. метров пробивалась вертикально расположенная броня толщиной 155 миллиметров. Орудие было настолько удачным, что его почти без изменений в течение 40 лет устанавливали на серийных модификациях Т-54 и Т-55.


Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м равнялась 1080 м (наибольшая прицельная дальность — 6900 м), максимальная дальность стрельбы (с помощью бокового уровня) — 14 600 м.


В 80-х танк получил комплекс управляемого вооружения 1К116−1 «Бастион». Ракета запускалась прямо из пушки и могла поражать цели на дальности от 100 до 4000 метров, бронепробиваемость составляла 550−600 мм.

В коробке была вода вместо масла, но танк ездил

Установленный на танке 12-цилиндровый двигатель В-55 зарекомендовал себя надежным и неприхотливым. В силовую установку Т-55 конструкторы добавили ступенчатый воздухоочиститель, а также управляемые жалюзи радиаторов, позволяющие поддерживать оптимальный режим работы двигателя.


Водитель боевых машин - механик комплекса «Линия Сталина» Стас Ковалевский рассказал, что освоить танк довольно просто, новички уже могут управлять им сносно спустя неделю обучения. Однако управлять машиной не так легко из-за тяжелых на усилие рычагов.


Стас Ковалевский отметил, что после нескольких часов вождения подряд руки просто отваливаются.

А если сидеть по-боевому, то внутри настоящая баня: вентиляция боевого отделения недостаточная, а от жара, которым пышет двигатель, не спасает тонкая перегородка моторного отсека. В итоге потеря нескольких килограммов веса после продолжительных маневров гарантирована.


На танке установлена пятискоростная ручная коробка передач, максимальная скорость по пересеченной местности достигает 20−30 км/ч, на ровной — все 50 км/ч. На 100 км пути Т-55 расходует порядка 200 литров топлива.


А еще танк феноменально надежный. Все, что приходится делать по машине — это проводить техобслуживание. Менять топливные фильтры, промывать воздушный, заливать масло, которого нужно целых 75 л. Единственное, что быстро изнашивается в танке, это тормозные ленты.

Кстати, сама 55-ка была получена с завода, поэтому техобслуживание сразу не делали. И каково же было удивление сотрудников комплекса, когда во время подошедшего ТО они обнаружили, что в коробке передач вместо масла была залита вода. Но танк при этом ездил и ничего не сломалось.

Броня для стран третьего мира

Наибольшее число танков Т-55 (исключая Китай с его клонами Тип-59) находится на вооружении ряда африканских и арабских стран. Например, ими вооружены армии Мавритании, Конго, Нигерии, Ливии, Афганистана, Танзании, Того и многих других стран.

Зачастую выбор в сторону Т-55 делается из-за низкой стоимости танка и его дальнейшей эксплуатации, простоты в освоении.


Трофейная бронетехника, захваченная в Шестидневной войне, на параде в Иерусалиме. Фото: topwar.ru

Т-55 принял участие во многих послевоенных конфликтах, правда, поставка его арабским странам сильно подмочила репутацию машины.

Например, во время Шестидневной войны между коалицией арабских стран и Израилем потери арабов были просто катастрофическими. Только армия Египта из 935 танков и САУ потеряла 820.

Дело доходило до того, что египетские танкисты бросали свои машины полностью исправными после первого попадания снаряда по танку, которое даже не приводило к пробитию брони. Поэтому неудивительно, что израильтяне захватили новейшие на тот момент танки 291 Т-54А, 82 Т-55, часть из которых была полностью исправна, с полным боекомплектом.

Впрочем, если экипаж был хорошо обучен и мотивирован, то расклад боя был совершенно иным. Так, во время ирано-иракской войны 15 октября 1981 года батальон иракских Т-55 разбил батальон иранских танков «Чифтен», прикрывавших крупный конвой.

Многие страны до сих пор заинтересованы в приобретении новых и модернизации старых танков Т-55. Поэтому служба этой уникальный машины будет продолжаться не один десяток лет.

Увидеть этот танк, а также другие образцы бронетехники в действии можно будет во время празднования «Дня танкиста» на «Линии Сталина» 11,12 и 13 сентября.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!