Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Применение огнестрельного оружия. Порядок применения оружия — применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками полиции

Беликин В.В.д.ю.н., профессор,
начальник кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки

Зарыпов В.З.
старший преподаватель кафедры профессиональной, служебной ифизической подготовки
Академии управления МВД России

Косиковский А.Р.к.пед.н., член РАЮН,
преподаватель кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки
Академии управления МВД России

Применение сотрудником полиции огнестрельного оружия.

Среди мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции для защиты личности, интересов общества и государства от противоправных посягательств самыми жесткими являются право на применение огнестрельного оружия.

С одной стороны, эти полномочия, как никакие другие, глубоко вторгаются в сферу основных, закрепленных Конституцией Российской Федерации, прав граждан и сопряженных с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни. С другой - это действенные средства зашиты законных интересов правопослушных граждан и сотрудников полиции от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон, и обеспечения безопасности личности. Поэтому применение данных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом.

Федеральный закон «О полиции» предоставляет право сотруднику полиции лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

  • для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
  • для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении)полиции;
  • для освобождения заложников;
  • для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
  • для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
  • для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
  • для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

В юридической литературе применение огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел рассматривается как мера административного принуждения.

В соответствии с принятой в науке административного права классификацией мер административного принуждения, в основу которой положен способ и цели обеспечения правопорядка, применение оружия отнесено к мерам административного пресечения.

Меры административного пресечения характеризует то, что их применение вызывается реально возникшей противоправной ситуацией и имеет смысл лишь тогда, когда нарушение правопорядка еще длится. Главная определяющая цель применения этих мер состоит в обеспечении прекращения нарушения, устранения противоправной ситуации. В зависимости от конкретной ситуации в качестве непосредственной цели может быть и недопущение противоправного поведения, устранение вредных последствий противоправного поведения, создание необходимых условий для возможного в будущем привлечения виновных лиц к ответственности.

Данные меры используются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности лишь уполномоченными на то субъектами административной власти (в том числе полицией), что является результатом проявления их государственно-властных полномочий.

Меры пресечения представляют собой оперативные действия органа или должностного лица по непосредственному прекращению противоправного поведения. Применение данных мер связано с прямым вмешательством в действия правонарушителя с целью их прекращения. В результате посредством психологического или физического воздействия правонарушитель лишается фактической возможности продолжать неправомерные действия, побуждается к выполнению определенных обязанностей. Перечисленные признаки являются общими для всех мер данной группы. Они в полной мере относятся к применению огнестрельного оружия, что и позволило ученымадминистративистам отнести данную меру воздействия к мерам административного пресечения.

Вместе с тем применение административного принуждения главным образом связывают с совершением административного проступка, поскольку это присуще большинству мер административного принуждения. Особенность же применения огнестрельного оружия, в отличие от других мер административного пресечения, состоит в том, что использование данной меры, как правило, связано не с совершением административного проступка, а обусловлено необходимостью прекращения только таких деяний, которые по степени общественной опасности квалифицируются как преступления. В связи с этим в литературе встречаются различные суждения по поводу отраслевой принадлежности рассматриваемой меры.

Так, одни авторы считают, что применение огнестрельного оружия является мерой уголовно-правовой, поскольку оно направлено на пресечение преступления, а не административного правонарушения. Другие утверждают, что применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения, поскольку огнестрельное оружие может применяться только к лицам, совершившим преступление, и причем, тяжкое преступление. Ряд авторов, исходя из того, что применение оружия в качестве меры пресечения допустимо лишь в отношении особо опасных преступников, делают вывод о том, что применение оружия не может быть признано мерой административного пресечения, а должно быть отнесено к мерам уголовно-процессуального характера.

Поддерживая в целом позицию ученых-административистов, подвергающих критике подобного рода точки зрения и обосновывающих принадлежность применения огнестрельного оружия к мерам административного принуждения, считается, что для того, чтобы правильно определить отраслевую принадлежность рассматриваемой меры воздействия, необходимо более четко уяснить характер тех общественных отношений, которые складываются в момент применения сотрудниками органов внутренних дел огнестрельного оружия, то есть правовую природу данной меры.

Прежде всего, следует отметить, что результаты научных исследований ученых-административистов по проблемам административного принуждения убедительно доказывают необходимость его применения не только в связи с совершением административных проступков, но и при возникновении особых условий, либо для предупреждения и пресечения преступлений.

Специфика применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции, как и других мер административного пресечения, состоит в том, что его применение происходит в рамках особых охранительных (административно-правовых) отношений, складывающихся в сфере государственного управления, которые имеют своей целью, прежде всего, устранение самого факта правонарушения на месте и во время его совершения. Специфика этих управленческих отношений объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования предоставленных им государственно-властных полномочий.

В соответствии с установленными законом случаями, огнестрельное оружие сотрудники полиции имеют право применять лишь тогда, когда необходимо обеспечить немедленную реакцию на совершаемые общественно опасные и, как правило, противоправные действия. Однако подобные действия не всегда являются уголовно наказуемыми (например, действия водителя транспортного средства, создающего опасность для жизни и здоровья людей и отказывающегося остановиться на неоднократные законные требования сотрудника полиции, действия невменяемого лица, либо совершенные лицом, не достигшим соответствующего возраста, непосредственно угрожающие жизни и здоровью граждан)

Основания применения огнестрельного оружия, то есть юридические факты, с которыми законодатель связывает возможность его применения, заключают в себе признаки наиболее опасных и достаточно часто встречающихся на практике ситуаций, которые одновременно могут выступать в качестве элементов, характеризующих объективную сторону тяжких и особо тяжких преступлений, а также иных опасных действий, влекущих нарушение субъективных прав граждан и (или) интересов государства.

Особенность складывающихся на основе данных юридических фактов правоотношений заключается в том, что они возникают в связи с необходимостью прекращения только наличного и действительного общественно опасного посягательства либо события. Содержание данных правоотношений состоит в совершении должностным лицом защитных действий в момент, когда возникает реальная угроза либо происходит вредоносное вторжение в сферу охраняемых законом общественных отношений. Защитные действия могут совершаться не только сотрудниками полиции, но и самими гражданами, которые подвергаются нападению либо оказались на месте совершения противоправных действий. Правовой основой таких действий для граждан является законодательство о необходимой обороне, крайней необходимости и задержании преступника.

В отличие от граждан, действия сотрудников полиции, для которых пресечение различных по характеру противоправных действий входит в число их профессиональных обязанностей, получили в законе более подробную регламентацию. Полномочия по использованию имеющегося на вооружении полиции огнестрельного оружия изложены ст. 23 Закона РФ «О полиции», а в ст. 18 этого закона закреплены меры принуждения, применяемые сотрудниками полиции в качестве средств и способов необходимой обороны, задержания правонарушителей, защиты правопорядка в условиях крайней необходимости. Данные меры обращены в настоящее и потому чаще всего способны самостоятельно и оперативно разрешить конфликтную ситуацию. Это естественная первичная охранительная реакция.

Именно первой помощью и исчерпывается назначение данной группы мер, в том числе таких, как применение огнестрельного оружия. Поэтому правовая природа применения огнестрельного оружия состоит в том, что данные меры воздействия применяются сотрудниками полиции при возникновении состояния необходимой обороны, крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление.

Таким образом, применение огнестрельного оружия, исходя из их правовой природы и назначения, относятся к мерам специального административного пресечения (защиты), а в зависимости от способа осуществления являются правомерными насильственными способами воздействия на лицо, совершающее общественно опасное деяние, транспортное средство или животное (непосредственным принуждением).

Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением признаются сопротивление сотруднику полиции и нападение на него, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых полицейскому могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

Закон РФ «О полиции» расширяет право сотрудника полиции применять огнестрельное оружие:

  • для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
  • для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
  • для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 Федерального закона «О полиции»;
  • для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 ФЗ «О полиции» сотруднику полиции предоставляется право применять служебное огнестрельное оружие нового вида - огнестрельное оружие ограниченного поражения.

Огнестрельное оружие ограниченного поражения - это пистолеты, револьверы и огнестрельные бесствольные стреляющие устройства отечественного производства, предназначенные для поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением травматического действия и не предназначенные для причинения смерти человеку.

Применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения сотрудник полиции имеет право во всех ранее перечисленных случаях применения огнестрельного оружия, а также:

  • для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
  • для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
  • для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
  • для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.

Федеральным законом «О полиции» сотруднику полиции запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Кроме того, сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Вооруженный сотрудник полиции, в соответствии с ФЗ «О полиции», при выполнении функциональных обязанностей в целях соблюдения гарантий личной безопасности имеет право обнажать огнестрельное оружие и приводить его в готовность к немедленному применению, в случае возникновения оснований для его применения.

Список литературы.

1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993, (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, статьи 20, 22, 25 гл. 2).

2. О полиции: ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета от 10 февраля 2011г., № 28. ст. 15.

3. Об оружии: ФЗ РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (принят ГД РФ 13 ноября 1996 года) (с изм. на 5 апреля 2011 г.) // Российская газета, от 8 апреля 2011 г. № 75.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Издательская группа ИНФРА М-Норма, 2009. С. 74.

5. Административное Право: Учебник /Под ред. Ю.М. Кохюва, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2009. С 304; Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть 1. М.: МЮИ МВД России, 2008. С. 197 - 198; Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багкшаев З.А. Российское административное «право: Учебник. М.: Юристъ, 2008. С. 172, 203.

6. Административное Право: Учебник / Под ред. Ю.М. Кохюва, Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2009. С. 304; Коренев А. П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть 1. М.: МЮИ МВД России, 2008. С. 197 - 198.

7. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багкшаев З.А. Российское административное право: Учебник. М.: Юристъ, 2008. С. 172, 203.

8. Попов Л.Л. Правовая основа административно-принудительных мер охраны общественного порядка // Правовые основы обеспечения общественного порядка: Учебное пособие / В.В. Лазарев, Л.Л. Попов, Л.М. Розин. - М., 2008. С.71.

Применение оружия и физической силы любыми гражданами, в том числе исполняющими служебные обязанности, считается крайней мерой. Правила регламентируются разными юридическими документами. В частности, правоохранительных органов регулируется Уставами и федеральным законодательством. Рассмотрим далее основные правила.

Общая информация

Действующее законодательство определяет случаи, при которых допускается . В УК используются такое понятие, как При наличии достаточных оснований должностное лицо вправе воспользоваться оружием при исполнении своих обязанностей. Между тем, Устав и отраслевые федеральные законы устанавливают ряд ограничений для случаев, которые формально подпадают под необходимую оборону.

Защита от нападения

Применение оружия полицией России допускается в случае возникновения явной угрозы охраняемым объектам. К ним, в частности, относят колонны машин, расположения в/ч и подразделений, здания, единичный транспорт, эшелоны и караулы. Нападение может осуществляться как вооруженными, так и безоружными людьми. В первом случае нападение расценивается как угроза для жизни. Соответственно, в таких ситуациях будет считаться необходимой обороной. Что касается второго случая, то такое нападение не несет прямой угрозы жизни. В уголовном законодательстве установлен запрет на лишение человека жизни в таких ситуациях. Применение оружия сотрудником полиции допускается после оценки служащим соразмерности предполагаемого вреда и ущерба, который будет нанесен в ответ.

Пресечение незаконных действий

Применение оружия полицией допускается при несении ими службы на охраняемых объектах, в случае возникновения угрозы неправомерного их захвата. При этом должностные лица обязаны учитывать, что любое имущество, в том числе оборонного значения, имеет меньшую ценность, чем жизнь человека. В этой связи решение о применении оружия должно быть взвешенным.

Охрана порядка

Применение оружия полицией разрешено при наличии угрозы здоровью/жизни населения. При этом не имеет значения, в отношении кого осуществляется защита - мирных граждан или состоящих в рядах ВС. Предусмотренные в законодательстве условия осуществления необходимой обороны охватывают ситуацию, когда пресекается угроза населению, если исключить из нее предполагаемый вред здоровью. Другими словами, допускается, если существует реальная угроза для жизни граждан. При этом закон делает еще одну оговорку. В нормах указывается, что использование спецсредств разрешено, если иными способами обеспечить защиту невозможно. По мнению ряда экспертов, включение этой оговорки в закон нецелесообразно.

Задержание

Законодательство и Устав допускают применение оружия сотрудником полиции в отношении граждан, оказывающих сопротивление. Однако в данном случае должно соблюдаться одно условие. Субъект, в отношении которого осуществляется задержание, должен быть вооружен. Служащие могут использовать автомат, пистолет и прочие спецсредства, если гражданин не хочет сдаваться добровольно. Стоит сказать, что сам факт наличия оружия у субъекта, в отношении которого осуществляется задержание, а также его сопротивление и нежелание исполнить требования служащих правоохранительных органов выступают как основание для квалификации его поведения в качестве уголовно-наказуемого деяния.

Специфика

Цель задержания определяет УК (38 статья). Применения оружия , согласно норме, не должно быть в отношении субъекта ни при каких условиях. В ней, в частности, сказано, что целью задержания является доставление гражданина в правоохранительные органы, пресечение совершения им новых незаконных деяний. Таким образом, субъект должен быть задержан и привезен в дежурную часть. Однако, проведя более глубокий анализ нормы, можно сделать следующий вывод. Вооруженное сопротивление, оказываемое гражданином с момента начала противостояния представителям правоохранительных органов, является посягательством на их жизнь. В такой ситуации, соответственно, формируются условия для Наличие оружия у субъекта, даже если в момент пресечения оно им не использовалось, выступает достаточным основанием для осуществления со стороны служащих ответных действий, которые могут привести к смерти нарушителя.

Дополнительно

В оговариваются и иные случаи, в которых допускается . Так, часть вторая ст. 14 УВС допускает его использование для вызова помощи, отпугивания животных, создающих угрозу жизни/здоровью населения, а также для подачи сигнала тревоги. Стоит отметить, что положения, разрешающие во внештатных ситуациях, присутствуют и в иных нормативных актах.

Запреты

В ст. 14 УВС определены категории граждан, в отношении которых применение оружия не допускается. К ним относят:

  1. Несовершеннолетних лиц, если их возраст очевиден либо известен.
  2. Женщин.
  3. Лиц с внешними и явными признаками инвалидности.

Если же эти граждане вооружены или совершают групповое нападение, создавая тем самым угрозу для жизни окружающих, применение оружия разрешается, если иными способами нейтрализовать опасность, исходящую от них, нельзя.

Нормативное обеспечение

Правила применения служащими оружия в общем виде установлены в УВС, в частях 1 и 2 13 статьи. Нормативный акт предусматривает для должностных лиц определенные полномочия. Они реализуются в ходе выполнения служащими их обязанностей. При крайней необходимости закон допускает применение оружия во внеслужебное время. В общих положениях УВС устанавливаются также предписания, касающиеся ношения и хранения спецсредств.

Закон

В ФЗ "Об оружии" определяются правила его применения мирными гражданами. Нормативный акт устанавливает, что использование спецсредств допускается, только если субъект владеет ими на законных основаниях. Применяться оружие может для обеспечения защиты жизни, здоровья, собственности, в крайних случаях - и при осуществлении необходимой обороны. Прежде чем использовать спецсредства, лицо обязано предупредить гражданина, против которого они направлены, о своих действиях. В исключительных случаях этого можно не делать. В частности, речь о ситуациях, при которых промедление может стоить человеку жизни или повлечет иные тяжелые последствия. При применении оружия субъект не должен причинять вред третьим лицам. В Законе предписано сообщать о каждом факте использования спецсредства в территориальный отдел ВД.

Правила ношения

Законодательство определяет категории граждан, которые не должны иметь при себе оружие и применять его. К ним относят:

  1. Лиц в состоянии алкогольного опьянения.
  2. Граждан, принимающих участие в демонстрациях, шествиях, митингах, собраниях, религиозном обряде/церемонии, пикетировании, культурно-массовом, спортивном либо другом мероприятии с участием большого количества людей.

Последнее правило, однако, не действует в отношении:


Субъекты, которые выступают в качестве организаторов развлекательных, культурно-массовых, спортивных и прочих публичных мероприятий, наделяются правом временно хранить спецсредства, которые принадлежат гражданам на законных основаниях, по правилам, установленным в федеральном законодательстве.

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Порядок применения оружия - применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками полиции

Получая лицензию на огнестрельное оружие для самообороны нужно понимать всю ответственность, которая ложится на гражданина в связи с его применением. Попробуем разобраться, в каких случаях применение оружия будет правомерным. Для начала разграничим понятия служебное оружие и оружие для самообороны.

Служебное (табельное) оружие

Российское законодательство не имеет законодательного акта, регламентирующего нормы обращения с оружием всеми должностными лицами исполнительной власти, за которыми закреплено право на его ношение. Не закреплен законодательно и порядок и правила применения огнестрельного оружия. Этот вопрос освещается в ряде ФЗ, например, в законе «О полиции». Здесь прослеживается четкое разграничение понятий «применение оружия» и «использование оружие». Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции предполагает стрельбу в человека, а использование - по движущимся предметам и животным.

Сотрудник полиции вправе применить табельное оружие в случае:

1. Когда гражданин подвергается нападению и его жизни или здоровью грозит опасность.

2. Когда нападению подвергается сам полицейский, тем более, если нападавшим предпринимаются попытки завладения его табельным оружием.

3. При освобождении заложников.

4. При задержании преступников, застигнутых за совершением преступления.

5. В отношении осужденных и находящихся под стражей при попытке побега. А также в отношении пытающихся насильственно освободить этих лиц.

Вправо на использование оружия сотрудник полиции приобретает в случаях:

1. Необходимости остановки автомобиля, создающего реальную опасность для участников движения. Это норма применима, если водитель проигнорировал требования полицейских остановить ТС.

2.Необходимости обезвредить животного, угрожающего здоровью и жизни людей.

3. В случаях подачи сигнала или произведения предупредительного выстрела.

Безопасность сотрудника полиции обеспечивается нормами ст. 16 названного закона. Полицейский , если создаются предпосылки для перечисленных выше оснований. При этом попытки лица сократить обозначенное сотрудником полиции с обнаженным оружием расстояние, дает ему право произвести выстрел.

Огнестрельное оружие для самообороны

Все нормы, связанные с оружием для самообороны, находящимся в гражданском обороте определены законом «Об оружии». Однако понятие «применение оружия» этим законом не определено. Лишь статья 24 названного закона содержит понятие «использование оружия», которое приравнивается к понятию «применение». Граждане имеют право воспользоваться оружием лишь в случаях крайней необходимости и в состоянии необходимой обороны при нападении. Под необходимой обороной понимается угроза жизни и здоровью, под крайними мерами преступления против имущества. Действия гражданина, применившего оружие для самообороны, будут признаны незаконными, если степень антиобщественного деяния, совершенного в отношении него, не соответствует действиям обороняющегося. В этом случае гражданин может быть понести ответственность. Квалифицироваться его действия будут как превышение необходимой обороны.

Травматическое оружие

Процедура приобретения травматического оружие в нашей стране значительно проще, чем оформление лицензии на огнестрельное оружие. Тем не менее необходимо знать какую ответственность накладывает на граждан закон о применении травматического оружия.

1. Административная ответственность может грозить тем, кто любит пострелять в местах, не предназначенных для этого. Применение для стрельб правомерно только в тирах или на специально оборудованных полигонах.

2. Уголовное преследование ожидает, если стрельба привела к гибели человека или причинила тяжкий вред его здоровью. В зависимости от обстоятельств действия будут квалифицированы как хулиганство, убийство или причинение тяжких телесных повреждений, если это не необходимая оборона.

3. Гражданская ответственность предполагает возмещение ущерба (материального или морального) пострадавшему.

Новые правила применения травматического оружия позволяют гражданам носить иметь при себе травматическое оружие в целях самообороны. Раньше законодательно было разрешено только хранить такое оружие.

Классификация оружия. Условия и порядок его применения частными охранниками. Техника безопасности при обращении с оружием.

Классификация оружия.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ (Об оружии) регулирует и определяет правовую основу оборота оружия и основных частей огнестрельного оружия на территории РФ.

Оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия - производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из РФ.

Оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

Огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее - конструктивно сходные с оружием изделия).

Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:

гражданское;

служебное;

боевое ручное стрелковое и холодное.

Гражданское оружие.

К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами РФ в целях самообороны, для занятий спортом и охоты. Гражданское оружие подразделяется на:

1) оружие самообороны:

огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие;

огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства;

газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами;

электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства;

2) спортивное оружие:

огнестрельное гладкоствольное;

холодное клинковое;

метательное;

пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;

3) охотничье оружие:

огнестрельное с нарезным стволом;

огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;

огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;

пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж;

холодное клинковое;

4) сигнальное оружие;

5) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации.

Служебное оружие.

К служебному оружию относится:

оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции;

огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж;

огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие.

Боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, а также изготавливаемое для поставок в другие государства.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом РФ (О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации), и в пределах предоставленных лицензией прав.

Условия и порядок применения огнестрельного оружия частными охранниками.

Условия и порядок применения:

Оружие применяется как крайняя мера. Охранник при применении огнестрельного оружия обязан:

предупредить о намерении его использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении огнестрельного оружия создает непосредственно опасность его жизни и здоровью;

стремится в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным.

Предупреждения:

(Стой, стрелять буду!)

Извлечение из кобуры и досылка патрона в патронник.

Выстрел в воздух.

Охранник имеет право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;

для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить огнестрельное оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности.

Запрещается также применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда от его применения могут пострадать посторонние (третьи) лица.

Действия охранника после применения огнестрельного оружия

1. Обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую неотложную помощь, уведомить о происшедшем органы здравоохранения.

2. Уведомить о происшедшем в возможно короткий срок:

органы внутренних дел по месту применения оружия;

руководство предприятия, организации по месту работы охранника;

прокурора во всех случаях смерти и причинения телесных повреждений.

3. Обеспечить свидетельскую базу.

Особенности применения отдельных видов специальных средств

Резиновые палки. Запрещается нанесение ударов по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам.

Наручники. Требуется периодическая (не реже чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации замков.

Слезоточивые средства. Запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ.

Специальное средство (Черемуха-10) и его аналоги, газовые пистолеты с боеприпасами применяются на открытой местности и в помещениях.

Условия применения частными охранниками специальных средств

Применяются тогда, когда другими ненасильственными средствами защиты достичь нельзя.

Охранник при применении специальных средств обязан:

предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

стремится в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершающих, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным.

Порядок хранения оружия и боеприпасов.

Небрежное хранение огнестрельного оружия (статья 224 УК РФ)

1. Хранить оружие и боеприпасы к нему следует раздельно друг от друга в специально предназначенном и оборудованном для этого помещении.

2. При хранении оружие должно стоять на предохранителе.

3. При длительном хранении оружие надо законсервировать.

4. Оберегать оружие и боеприпасы от повреждений, ударов, падения.

5. Проводить регулярный технический осмотр оружия и боеприпасов.

Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Техника безопасности при обращении с огнестрельным оружием

1) Не приступать к стрельбе из огнестрельного оружия, не изучив его устройства, взаимодействия составных частей, приемов разборки и сборки, ТТХ, методов обращения и ведения стрельбы.

2) Строго соблюдать правила обращения, эксплуатации, технического обслуживания и хранения оружия.

3) Не применять патронов от других моделей оружия.

4) Без необходимости не направлять оружие в сторону, где могут находиться люди, даже в тех случаях, когда оружие не заряжено.

5) После выхода из опасной ситуации или окончания стрельбы немедленно удалить патрон из патронника и поставить оружие на предохранитель.

6) Во всех случаях, не связанных со стрельбой, оружие должно быть поставлено на предохранитель.

7) Учебные стрельбы производить в специально оборудованных помещениях (тире) или на открытой местности (полигоне) с учетом безопасности для окружающих лиц.

8) Разборку, сборку, чистку, смазку оружия производить в специально отведенном помещении.

Меры безопасности при обращении с оружием (заряжание – разряжание)

1. Заряжание и разряжание оружия производится в специально отведенном и подготовленном для этого помещении, под руководством ответственного лица, строго по команде.

2. Не направлять оружие в сторону, где находятся или могут находиться люди, даже если уверен, что оружие не заряжено.

3. В случае появления в зоне ведения огня людей, животных, низко летящих целей или возникновения стихийных бедствий самостоятельно прекратить стрельбу и поставить оружие на предохранитель.

4. Производится осмотр оружия.

5. Заряженное оружие всегда ставить на предохранитель.

6. Не передавать без разрешения ответственного лица свое табельное оружие и не брать чужого.

7. Не оставлять оружие без присмотра.

8. После несения службы заряженное оружие разрядить и осмотреть.

9. Разряженное оружие и боеприпасы сдаются ответственному лицу из рук в руки.

Техника безопасности при проведении стрельбы из пистолета в тире

1. Учебные стрельбы из пистолета в тире проводятся строго под руководством преподавателя по огневой подготовке и по его команде.

2. Заряжать оружие только по команде руководителя стрельб.

3. Не заряжать оружие вне рубежа открытия огня.

4. Оружие всегда должно быть направлено в сторону мишени.

5. Не пропускать палец в спусковую скобу до команды открытия огня.

6. В случае возникновения непредвиденных ситуаций самостоятельно прекратить стрельбу и пистолет поставить на предохранитель.

8. По команде руководителя оружие предоставляется к осмотру.

Лично или в составе подразделения в следующих случаях: а) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья; б) для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием; в) для освобождения заложников; г) для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление; д) для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения гос-ных органов, организаций и общественных объединений; е) для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано ; лиц, осужденных к лишению свободы; для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

Закон РФ «О милиции»** (ст. 16) предусматривает гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника милиции, который имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть указанные выше основания для его применения. Попытки лица, задерживаемого сотрудником милиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию предоставляют сотруднику милиции право применить огнестрельное оружие для отражения нападения, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, и для пресечения попытки завладения его оружием.

Сотрудники милиции имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие в следующих случаях: а) для остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника милиции остановиться; б) для обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей; в) для производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае П.о.о. в течение 24 часов с момента его применения обязан представить начальнику органа внутренних дел (органа милиции) по месту своей службы или по месту П.о.о.

Общие условия и пределы П.о.о. установлены ст. 12 Закона РФ «О милиции». П.о.о. с превышением полномочий влечет , установленную законом.

Перечень видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении милиции, утверждается Правительством РФ. Запрещается принимать на вооружение огнестрельное оружие и к нему, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

Граждане РФ имеют право на применение имеющегося у них на законном основании оружия, в т.ч. огнестрельного, в порядке, предусмотренном ст. 24 ФЗ «Об оружии»**. Оружие может быть применено для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное об этом лица, против которого применяется оружие, кроме случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия.

При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить третьим лицам.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в внутренних дел по месту применения оружия.

Правила использования спортивного и охотничьего оружия устанавливаются законодательством РФ.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Применение огнестрельного оружия" в других словарях:

    Применение огнестрельного оружия - (англ. use of fire arm) в РФ право определенных субъектов применять огнестрельное оружие в случаях, установленных законодательством. Сотрудники милиции вправе применять … Энциклопедия права

    Применение и использование милицией огнестрельного оружия - В соответствии с Законом РФ О милиции от 18 апреля 1991 г (в ред. от 31 марта 1999 г.) сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях: 1) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;… … Административное право. Словарь-справочник

    Развитие огнестрельного оружия - Прошли века, прежде чем давно известная взрывная сила пороха стала использоваться для военных целей, а глубокое предубеждение к огнестрельному оружию воина, который до тех пор героически защищал себя собственной физической силой и… …

    Правила продажи огнестрельного оружия в странах мира - В августе 2007 года Институт высших международных исследований (Graduate Institute of International Studies, Швейцария) опубликовал доклад о распространении огнестрельного стрелкового оружия. Согласно документу, наиболее вооруженным государством… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Магазин (часть огнестрельного оружия) - магазин для пистолета Магазин коробчатый магазин можно дозарядить патронами сверху из обоймы Магазин. В огнестрельном оружии (карабинах … Википедия

    Применение специальных средств - (англ use of special means) в РФ право сотрудников милиции применять специальные средства, имеющиеся на вооружении милиции, в целях: а) отражения нападения на граждан и сотрудников милиции … Энциклопедия права

    - (англ use of special means) в РФ право сотрудников милиции применять специальные средства, имеющиеся на вооружении милиции, в целях: а) отражения нападения на граждан и сотрудников милиции; б) пресечения оказываемого сотруднику милиции… … Большой юридический словарь

    Введение. Виды оружия и их развитие - «Рыцарь, смерть и дьявол». Рыцарь облачен в доспехи максимилиановского типа, но вместо шлема типа армет на голове у него готический салад без подбородника. Доспех имеет другие особенности, характерные для немецкого снаряжения воинов начала XVI… … Энциклопедия средневекового оружия

    Технологии, применяемые при изготовлении оружия - Воронение покрытие железных и стальных предметов защитной и декоративной окисной пленкой. Известно издавна, но широкое применение получило в Зап. Европе только в нач. XVI в., первоначально в Италии. Чернение заполнение углублений смесью серебра,… … Энциклопедия средневекового оружия

    Рогатки - Рогатка Рогатка метательное холодное оружие, в котором ускоряемое тело (снаряд) приобретает кинетическую энергию при переходе потенциальной энергии, запасённой в растянутом резиновом жгуте. Применяется для охоты на мелких животных и птиц, в… … Википедия

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!