Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Образовательный салон доу. Жизнь животных осенью

У большинства зверей к зиме отрастает густая и пушистая шерсть. Вот и становится им теплее. Звери заботятся об утеплении своего жилья. Так, белочка гнездо своё в дупле дерева выстилает мхом, сухой травой и шерстью. Ежик выстилает гнездо сухими листьями и мхом, зарывается в них, свернувшись клубочком, и засыпает на всю зиму, потому что лягушки, мыши, ящерицы, разные насекомые, червяки, которыми он питается, с наступлением холодов тоже прячутся в укромные места. За лето и осень ежи под кожей запасают много жира, поэтому зимой можно и отдохнуть. Залегают в спячку и барсуки. Они живут в лесах и кустарниках, питаются различными корнями, плодами, червяками, личинками насекомых, мышами.

Бурый медведь старательно готовит себе берлогу под корнями деревьев или в сушняке. Бурый медведь - всеядное животное. Он питается корешками, ягодами, мелкими животными, яйцами муравьев, мёдом диких пчёл. Зимой ему не найти такой пищи: прячутся животные, снег покрывает растения. К зиме у медведей откладывается много жира под кожей, и они тоже залегают в зимнюю спячку.

Белка питается семенами, которые всегда найдёт в лесу.

Лиса и волк постоянно рыщут в поисках добычи. Пищу они не запасают и в спячку не впадают. Это хищные звери. Они питаются различными животными. Лиса охотится на мышей, зайцев и других мелких животных. Волки же нападают и на крупных животных: лосей, оленей, диких кабанов.

Зайцы не строят жилища. Каждый кустик для них может быть домом. Пищу, они не запасают. Хотя и голодно бывает зимой, когда снегом покрыты поля, но молодые веточки кустов, кору деревьев всегда можно погрызть в лесу или лесополосе. Ведь зайцы - травоядные звери. Поздней осенью они лакомятся на полях листьями капусты, морковью, свеклой.

Маленькие зверьки - ласки на зиму меняют цвет своего меха с рыжего на снежно-белый. Они питаются преимущественно мышами и похожими на них полёвками и этим приносят пользу сельскому хозяйству. Уничтожать ласок запрещено законом.

Летним вечером можно увидеть летающих зверей - летучих мышей. Их передние лапы превратились в крылья. Осенью часть летучих мышей улетает в тёплые края, а остальные зимуют в пещерах и постройках. Там они спят, повиснув вниз головой и сложив крылья. Летучие мыши - полезные животные, они поедают много вредных насекомых. Их нужно охранять. Есть виды летучих мышей, занесенные в Красную книгу.

Красная книга - не совсем обычная книга. В неё записывают названия животных и растений, которых осталось мало или они уже вовсе исчезают. Красный цвет - это предупреждение, сигнал тревоги: сохраните животных и растения, не допустите их исчезновения.


Эльвира Рахимова
Осень изменения в жизни животных.

Программное содержание : Дать детям первоначальные реалистические представления о подготовке диких животных к зиме . (Медведь устраивает берлогу в сухом месте.

Ёж устраивает себе гнездо в ямке, где и засыпает, зарывшись в осенние листья , которые приносит на своих иголках.

Белка делает запасы, зарывая под корнями деревьев орехи, желуди, сушит грибы на сучках деревьев.

Заяц- беляк меняет шубку на белую, поэтому становится незаметным зимой.)

Развивать умение, понимать простейшие взаимосвязи в природе (Стало холодно, жизнь диких зверей изменяется ) . Воспитывать интерес к животным местного края .

Словарная работа : Вести в пассивный словарь "берлога", "гнездо", в активный "дикие животные ".

Индивидуальная работа : Учить Никиту, Сашу слушать внимательно, проговаривать слова.

Оборудование : бумага, зайчик (игрушка) картинки с изображением животных (ежа, белка, медведь, зайца) магнитная доска, модель покровительного окраса зайца.

Ход занятия.

Ребята, садитесь все на стульчики поудобней. (Раздается стук в дверь) . Дети, к нам кто то пришел. Пойду, посмотрю (вношу игрушку) . Кто это? Да, это зайчик. Зайчик предлагает отгадать, откуда он пришел. (Ответ детей : Он пришел из леса.)

Красит спозаранку

Солнце край небес

Скатерть самобранку

Расстилает лес

Хватит угощения

У него на всех

Сладкие коренья,

Мед, грибы орехи.

О чем это стихотворение? Откуда пришел зайчик?

Наш гость не знает, что делать диким животным в холодное время года? Дети поможем зайчик, расскажем ему о жизни диких зверей в лесу . А поможет нам в этом "Волшебный телевизор (демонстрирую магнитную доску) . Ребята, назовите диких животных , которые живут в лесу (ответы детей) . А вы не знаете, почему их называют дикими? (ответы детей) . Правильно, потому что они живут в лесу, сами себе добывают пищу, строят жилища. Давайте еще раз повторим- "Дикие животные ". (Повтори Маша, Лена) . Сейчас я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте.

"Пышный хвост торчит с макушки

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко.

Ну конечно, это. " (Белка)

Верно, это загадка про белку. Посмотрите на экран "волшебного телевизора". Что белка делает летом? Верно, она собирает по всему лесу грибы делает запасы. Прячет их в дупле дерева; орехи, желуди, ягоды. Белка сушит свои запасы на веточках.

Сейчас я загадаю вам еще загадку.

"Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Он проснется ото сна" (Медведь)

Правильно медведь. Посмотрите на экран "волшебного телевизора". Что делает медведь? Верно, он ест ягоды малины. Почему осенью медведь много ест ? (ответ детей) Верно, он много ест, чтобы накопить жир. Затем он ищет сухое место под корнями деревьев и устраивает себе берлогу. Дети, почему медведь строит себе берлогу? (на зиму засыпает) . Медведь зимой спит, потому что он большой, ему нужно много еды, а зимой холодно, везде лежит снег. сложно найти еду. А теперь послушайте загадку еще про одного зверя. Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать.

"Ушки длинные, хвостик с пальчик

А зовут его" (зайчик)

Посмотрите на экран нашего волшебного телевизора. Кого вы видите? (Показываю картинку с изображением зайца беляка и серого) . В какое время года заяц может носить серую шубку. Верно, весной и летом. Но вот пожелтели листья, становится холодно иногда идет снег, какая же шубка нужна зайчику (Выслушиваю предложения детей) А как ты думаешь Полина? Почему зимой когда холодно, все покрыто снегом, зайчику нужна белая шубка, чтобы его не заметили ни волк, ни лиса. (демонстрирую модель покровительной окраски) А что зимой нужно делать, чтобы не замерзнуть? Нужно много двигаться.

Физминутка!

Зайцы скачут скок-скок-скок.

Да на беленький снежок.

Приседают слушают.

Не идет ли волк?

Раз- согнулся, разогнулся.

Два- нагнулся, потянулся.

Три- в ладоши три хлопка.

Головой три кивка.

Молодцы ребята! Из вас получились ловкие и озорные зайчики!Садитесь на стульчики. Ребята, послушайте внимательно и скажите внимательно и скажите про кого Это загадка.

"Мастер шубу себе сшил

Иглы вынуть позабыл

Но ему ничуть не колко

Хоть и спит он на иголках. (ёж)

Правильно ёж. Посмотрите на экран волшебного телевизора. Что делает еж осенью ? (ответ детей) Верно он устраивает себе гнездо. Чтобы гнездо было было теплое, он носит сухие листья на своих иголках. Свернется в клубок, покатается по желтым листьям и несет их себе в гнездо. Здесь он и будет спать до весны.

А теперь скажите зайке, кто же меняет шубку на зиму (ответы детей) Верно заяц. Кто спит спит до самой весны (ответы детей) правильно еж и медведь. А кто готовит запасы на зиму? (ответы детей) . правильно белка. Теперь зайчик будет знать, как дикие животные к зиме готовятся . Зайчик говорит вам спасибо, а ему пора возращатся в лес. До свидания, зайчик (убираю игрушку) . Молодцы дети! Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы, были внимательными и активными.

Публикации по теме:

Тематическая прогулка «Изменения в природе в зимнее время» (экскурсия) Цель: развитие наблюдательности у детей, чувство сопереживания, любви и интереса к родной природе. Экскурсия: Сегодня нашу экскурсию.

Цель: выявить и закрепить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении учебного года. Задачи. Образовательные.

Комплексное занятие «Беседа о жизни диких животных и птиц в зимнем лесу» цель:Дать детям представление о жизни лесных зверей и птиц зимой,учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Воспитывать заботливое.

Конспект НОД по формированию у детей знаний о жизни диких животных «В гостях у лесных жителей» Программное содержание. Задачи: 1. Продолжать формировать систему знаний о жизни диких животных в зимний период. 2. Развивать зрительное.

Конспект НОД «Весна. Сезонные изменения в природе» Конспект НОД Тема: «Весна. Сезонные изменения в природе» Цель: уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать.

Мир и обстановка, в которой подрастают современные дети,вызывает их естественный интерес к различным явлениям природы и желание немедленно.

Образовательная область: Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы. Сезонные изменения- «Золотая осень» Оформление приемной.

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе

Здравствуйте ребята! Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме, правильно? А как мы, люди, можем к ней подготовиться? (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна итд.). Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!
Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём? (ответы детей)
Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.

Следущее животное про которого мы поговорим это- рысь. Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.

Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они под заснеженными кустами.

Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.

Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.

Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая.

Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.

Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко.

Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.

Викторина «Как зимуют звери»

1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
- улетают в тёплые края
- меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
- меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую зимнюю

2. Какой зверь зимой не меняет шубки?
- белка
- заяц
- ёж

3. А кто ещё из зверей всю зиму спит?
- барсук
- лисица
- волк

4. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
- Жировые запасы под шубкой
- тишина
- покой

5. Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
- Корой деревьев и веточками
- морковкой
- капустой

6. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
- кору деревьев и веточки
- мелких зверьков
- голодают

Кто здесь лишний?

Наевшись вдоволь за лето, медведи, барсуки, мыши и ежи в начале зимы впадают в спячку.
(Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом. Зато лисы всегда знают где мышь, чуют ее через сугроб)

В поисках добычи рыщут по заснеженному лесу волк, лиса и лось.
(Лось не хищник. Он, как и все копытные травоядный, а когда свежей травки нет, он ест ветки и прошлогоднюю траву)

Лоси, кабаны, ласки, зайцы и косули зимой питаются ветками, корешками, корой растений и свежими листочками.
(Ласки- хищники, ловят мышей и птиц. А свежих листочков зимой в лесу к сожалению нет, так что им приходится трудно)

Ну молодцы ребята! Всё верно мне рассказали! Ну а сейчас я покажу вам мультфильм!

Тема. Звери осенью. Подготовка зверей к зиме.
Цель. Ознакомить учащихся с жизнью животных осенью с изменениями, происходящими в их жизни; учить приводить примеры животных, которые меняют окраску меха, готовят запасы кормов, готовятся к зимней спячке; развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать; учить видеть красоту природы; формировать навыки охраны природы на примере зверей. Воспитывать уважение к природе, желание оберегать животных. Оборудование. Иллюстрации с изображением животных, презентации к уроку. Ход урока 1. Организация класса. - Дети, а вы любите открывать тайны? Тогда не хайме время! Нас зовет в дорогу-скорей спеши, В путешествиях замечательных познай родной край, Открой тайны для себя, мой друг Для тебя искрится и река, и луг. 2.Ожидания.(Работа в динамических парах: ученики говорят соседу по парте, что ожидают от урока) - Мне приятно с вами встретиться. Вот вам мой подарок цветок желаний, выберите себе желание-лепесточки, повернитесь к другу и шепотом расскажите о своем ожидании. Сомкните ладошки лодочкой спрячьте лепесточки и подуйте на нее. 3.С постереження за погодой - Умников и умниц я приглашаю открыть тайну наблюдений за погодой. - Какой сегодня день? - Какое состояние неба? - Утром были осадки? - Какая температура воздуха? - Что ты заметил в поведении птиц? - Что вы заметили в природе интересного, необычного? - Какую народную примету ты проверил? - 4.Актуализация опорных знаний Незаметно появилась осень День короче становится ежесуточно. Глянь, березки-уже златокосые, И дубов покраснела листва.

Уже в теплые края улетели Сонцелюби-звенящие журавли, Не страшны им теперь метели На далекой южной земли. В.Бычко - Что же заставляет птиц улетать в теплые края? Откройте тайну! Минутка-изюминка - Птички страшные обжоры. Ластовинята съедают за день больше насекомых, чем весят сами. - Самые заботливые родители среди птиц-синицы. - Самая маленькая в мире птичка-кольраби. - Большинство птиц улетают в теплые края стаями. А кукушка и удод-одиночка. 5. Изучение нового материала Мальчик Гадайлик - Помогите мне понять, относятся ли животные к природе? - К какой природе они относятся? - Почему так думаете? - Как вы думаете животные и растения связаны между собой? -Работа по рисункам (барсук, суслик, олень, кролик, лошадь, корова, коза, тушканчик, заяц, еж, лиса, волк, тигр, рысь, лев, белка, медведь, кабан)Животные -Игра «Кто лишний?» работа в парах(сова,барсук, тушканчик, заяц,песец,кот) - Назовите среди них зверей. (барсук, тушканчик, заяц, песец, кот) - Назовите признаки зверей? (Тело покрыто шерстью, 4 ноги) - Как зверей отличить от других животных?(Все звери вскармливают свое потомство молоком) - На какие группы можно разделить зверей (Домашние и дикие) Задача. Опишите соседу по парте зверя родного края так, чтобы он догадался о ком идет речь. (Лиса, волк, заяц, еж)? За памятником 1.Животное по размеру? 2.Окрас меха имеет? 3.Чем чаще всего питается? 4.Где проживает? 6.Сообщение темы, цели урока - Много хлопот осенью не только птицам, насекомым, а и зверям. И они вынуждены спасаться от холода и голода. А как именно вы узнаете сегодня на уроке. Тема нашего урока «Звери осенью. Подготовка зверей к зиме.» 7.Изучение нового материала -Работа в группах Задача. Рассмотрев материал, заполнить таблицу. Лесные мыши, полевки, кроты,хомяки Собирают желуди, семена различных растений и прячут их в дупла упавших деревьев или в норы. Бобры Делают запасы из веток, стволов деревьев, которые перегрызают и составляют в воде возле своих избушек. Ежи Поздно осенью, когда промерзает почва и уменьшается количество кормов, ежи зарываются в опавшие листья и заворачиваются в клубок, впадая в глубокую спячку вплоть до марта. Во время спячки у ежей больше, чем на треть, уменьшается масса, потому что в течение спячки они не питаются, а живут благодаря жиру, отложенному в теле осенью. Белки Белки очень старательно запасают на зиму корм - желуди, орехи, грибы, которые прячут в дуплах, под опавшей листвой, или развешивают на сучках деревьев. Иногда в белкиных запасах бывает до трех и больше килограммов орехов. В зимнюю спячку белки не залегают, хотя в очень сильные морозы и в метели несколько дней спят. . Меняет белка рыжий мех на серое – теплее, пушистее. Заяц С наступлением холодов мех у зайцев становится гуще и светлее. В отличие от других зверей, зайцы не имеют постоянных лежбищ, не роют нор. Запасов пищи на зиму они не заготавливают. Питаются мелкими корешками, сгрызают молодые побеги деревьев, кору. Медведь Медведь за несколько недель до холодов старается как можно больше наесться – едят все, что попадается їстивного: орехи, рыбу. Затем выбирает в тихом густом лесу закуток под большим деревом и там готовит берлогу. Выбросит лишнюю землю, нанесет туда сухих листьев и веточек ели и уложится спать на всю зиму. Барсук Барсук,как медведь и еж, запасается жиром, потребляя жуков, ящериц, ягоды. Потом утеплит нору и ложится спать на зиму. Работа со словарем с.57 Линька-это изменение окраски и густоты меха у животных. 8.Физкультминутка - Зайцу удобнее бежать вверх, потому что у него задние ноги длиннее. - Если медведь не запасет достаточное количество жира, то в зимнюю спячку он не ложится, а бродит по лесу. - Иногда в білчиних запасах бывает до 3 кг орехов. - Медведь любит полакомиться муравьями. Розриє муравейник, положит туда лапу, муравьи налезут на лапу, он их слижет. - Знаете ли вы, что такое дождь? Поднимается ветер (Потираем руки) Падают первые капельки дождя.(Щелкаем пальцами) Начался настоящий ливень.(Плескаємо ладонями по груди) Ливень превратился в бурю.(Тупаємо) Вот буря стихает.(Плескаємо ладонями по бедрам) Заканчивается дождь, падают последние капли. (Щелкаем пальцами) Шумит только ветер.(Потираем ладонями) Дождь кончился. Солнце!(Подняли руки вверх) 8.Работа в группах «Шкатулка идей». Какие идеи вы хотите предложить людям по охране и помощи зимой зверям? (Положить в ящик осенний листочек и сказать идею) - На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломать ветки деревьев и кустарников. -В лесу стараться ходить по тропинкам, чтобы не повредить траву и почву. - Не раскапывать норы и не тревожить лесных жителей. - Не разводить костер в лесу, от костра может возникнуть пожар. - Не включать на полную мощность музыку, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы. - Не оставлять в лесу после себя беспорядок. - Изготовить кормушки для птиц. - Изготовить листовки для охотников: «Не убивайте зайцев!» 9.Закрепление приобретенных знаний Тесты 1.Какие звери делают на зиму запасы корма? А)зайцы; Б)медведь; В)белки; 2. Что такое линька животных? А) изменение окраски и густоты меха; Б) изменение длины хвоста; В)изменение цвета глаз; 3. Какие звери впадают в спячку? А)зайцы; Б)медведи; В)бобры; 4.Для чего некоторые животные откладывают запасы жира? А)чтобы спать до весны; Б)чтобы быстрее бегать; В)чтобы лучше выглядело мех; 10.Обобщение и систематизация знаний Ролевая игра У меня шуба есть, И как холод наступает, Я не пью тогда, и не гуляю, А в логово залягаю (Медведь)

Я кума с длинным веником Пришла на беседу с нашим петушком Схватила петуха на обед Да и замел метлой след(Лиса)

Я-клубочек, Совсем без ниточек Вместо ниточек-триста иголочек(Еж)

У меня рыженькая пуховая шуба Из сосны прыгаю на дуба Хвост у меня как метла, А сама ростом мала.(Белка) В земле мои амбары, Хорошо теорию ходы, норы, Я маленький молчаливый, Еще до того и слепец(Крот)

Какие из этих зверей готовят запасы кормов? - Какие из этих животных готовятся к зимней спячке?

11.Итог урока.Оценивание учеников - Какой новой информацией вы пополнили свой багаж знаний? - Открыли для себя тайны природы? - Что интересного запомнили о животных? Хочу обратиться, дети, к вам с просьбой. Холодно зимой зайчатам и белке, Собачке - в будке, в сарае - буренке. Мерзнут у котика лапки и уши, Мерзнет ворона в лихую пургу. Горю помочь можем - В будку Шаркові настелим соломы, Зайчику положим под кустик Несколько морквинок, листик капусты, Теплую буренке поставим водичку Птицам насиплемо крошки в кормушку. Как поможем дружно, малыши,- Выживут зимой птицы и зверьки. (Л. Левченко) VI. Домашнее задание1) Проработать статью учебника стр.54-57Дать ответы на вопросы к ней. 2) Нарисовать иллюстрацию «Поможем зимующим птицам!»

Начало формы

Конец формы

Осенью обитатели лесного дома готовятся к зиме

Ежегодно осенью звери в лесу тщательной готовятся к тяжёлому периоду года. Пропитание в своих кладовых заготавливают, норы утепляют, летние шубки меняют на зимние

Кто улетел, а кто остался

Улетают из наших мест осенью те птицы, которые не могут зимой прокормиться.

Большая часть семян падает на землю и оказывается под снегом. А многие птицы питаются семенами трав, деревьев, кустарников. Для некоторых птиц основная пища - насекомые, с наступлением холодов они исчезают: одни погибают, другие прячутся. Становятся недоступными для птиц лягушки, жабы, рыбы. Трудно добывать мышей и других мелких зверьков, которые укрылись под глубоким снеговым покровом или впали в спячку. Вот и тянутся косяками, вереницами журавли, гуси, чайки в теплые края.

Птицы, которые остаются зимовать в наших лесах, осенью делают себе запасы. Сойка выбирает самые крупные жёлуди и прячет их под мох, под корни, закапывает в листву.

Поползень подбирает орехи лещины, орешки липы и крылатки клёна, загоняет их в щели коры деревьев на большой высоте. Любопытные запасы делают маленькие совы-сычики. Они прячут в дупла убитых мышей и мелких воробьиных птиц.

Те, кто не может улететь

Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по-другому: сбрасывают листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает и корни не могут её выкачивать. К тому же листья зимой только навредили бы дереву. Под тяжестью налипшего на них снега поломались бы ветки и сучья. Терять листья не больно: на ветках нет ран от опавших листьев, если летом черешки листьев прочно соединены с ветками, ведь по ним движутся питательные вещества, то осенью там, где черешок крепится к ветке, вырастает особый пробковый слой и постепенно, словно перегородкой, отделяет черешок от ветки.

Травы прячутся под землю

Эти хитрецы расстаются с надземной частью растения. Главное для них - спасти подземную кладовую - корневище, клубень или луковицу, в которых летом копились питательные вещества. Весной эти запасы помогут быстрее возродить стебель и листья.

О жителях леса

Белка к зиме дупло делает большое, теплое, с понатыканной во все стенки паклей, беличьей шерстью и пухом. В одном уголке лежат сушеные грибы, в другом - орехи, в третьем -яблоки. Бобры укрепляют плотины и ремонтируют хатки. Медведи в глухих лесных чащобах подыскивают место для берлоги, куда залягут с начала зимы на спячку. Голодная лисица бродит по берегам рек и ручьев, высматривает молодых неопытных уточек. Насекомые: жуки, пауки, мухи забиваются в щелки в коре деревьев и кустов, прячутся под листвой, зимуют в сухих пнях и корягах.

«Охлаждённые» черви и... зерновая интервенция

Кроты проделывают глубокие подземные ходы и прячут в них дождевых червей: крот прокусывает голову своей жертве и черви не могут двигаться, хотя и остаются живыми, поэтому у крота зимой всегда есть свежий корм.

Серая полёвка, живущая в поле, запасает в своих норах два-три килограмма зёрен пшеницы, проса, ржи, а как приправу к этому - листья и корни многих трав. А рыжая лесная полёвка заготавливает орехи, жёлуди, крылатки клёна, орешки липы, разные ягоды.

А что делают люди в это время

К примеру, для арендаторов Чарышского лесничества, а их более 50, о чем нам рассказал лесничий Чарышского лесничества Петр Кислый, осеннее время особенно хлопотное.

Сено заготавливается с июля по сентябрь, а когда дорога «встанет» - вывозят. Скот практически весь уже поставлен на стойловое содержание с первым снегом. А вот лошади продолжают пастись и на снегу, разгребая его и доставая сухую траву. И так до весны. Весной маточное поголовье лошадей ставится на стойловое содержание, а молодняк остается в лесу.

Пасечники, по словам арендатора Дениса Кучеренко из Солтонского лесничества, составляют пчел на зиму с первыми заморозками, кстати, у некоторых пчелы зимуют на воле, а у других - в омшаниках.

Екатерина Иванова, директор охотхозяйства «Приобье», рассказывает:

К зиме готовятся и дикие животные, и мы, люди. Мы заготавливаем корм, чтобы в зимний «кризис» дикие животные могли подкормиться на наших площадках. Если говорить о многолетних наблюдениях за животными, то чаще всего меняют они к зиме «одежду», есть много особенностей в их поведении. Еще черная земля, а заяц уже белый. У кабана вырастает подшерстка, пропитанная сальными железами, не промокнет зимой! Кабаны годами живут вместе на одной территории и здесь зимуют, им не свойственно делать «жилье», где придется - вырыли канаву на болоте до теплого талого места и здесь их дом. Лось тоже не привередлив, там, где застала ночь, там его дом. У лося осенью гон, зовет самочек, чешет рога о дерево, таким образом, сбрасывает их. Рысь зимой становится еще красивее - шубка становится белой. Встретишь ее - поражаешься, никогда трусливо не убежит, гордо повернется эта огромная кошка и достойно удалится со своим семейством с твоей дороги. А в общем, осенью у животных повсеместно брачный период, а уж весной будут детки, у кого сколько - у кабана до 15 штук, у лося - один-два теленка, у рыси - один-два котенка.
3 Декабря 2012 Управление лесами Алтайского края

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!