Нормы накопления тбо в россии. Нормы накопления твердых коммунальных отходов
ЦЕНТР МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ ВЫВОЗА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ Москва, 2005 г. Содержание Настоящие рекомендации предназначены для определения и обоснования стоимости вывоза твердых бытовых отходов, которая включается в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. Рекомендации могут быть использованы собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме (включая органы местного самоуправления и объединения собственников), организациями по управлению жилыми зданиями, а также организациями, занятыми вывозом ТБО, независимо от организационно-правовой формы и иными потребителями данных услуг для определения стоимости вывоза ТБО от населения, проживающего в многоквартирном жилом доме. Рекомендации разработаны при участии Администраций города Сургута и города Белгорода, а также Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. «Методические рекомендации по определению стоимости вывоза твердых бытовых отходов» (далее - Методические рекомендации) предназначены для определения и обоснования стоимости вывоза твердых бытовых отходов, которая включается в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. 1.2. Методические рекомендации могут быть использованы собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме (в лице органов местного самоуправления и прочих собственников), организациями по управлению жилыми зданиями, а также организациями, занятыми вывозом ТБО, независимо от организационно-правовой формы и иными потребителями данных услуг для определения стоимости вывоза ТБО от населения, проживающего в многоквартирном жилом доме. 1.3. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие основные термины: вывоз ТБО - деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их сбора, включающая в себя комплекс мероприятий, связанных с погрузкой ТБО в транспортное средство, перемещением ТБО от места сбора до места выгрузки и их выгрузкой у конечного пункта для обеспечения последующих работ по обезвреживанию отходов; место сбора - место перегрузки ТБО из контейнеров в транспортные средства, осуществляющие вывоз ТБО (контейнерная площадка и т.п.); нормы накопления - количество отходов, образующихся на 1 человека в единицу времени (день, год); обезвреживание ТБО - специализированная обработка ТБО (захоронении, утилизации, уничтожении перевезенных ТБО); потребители услуг - население, пользующееся услугами по вывозу ТБО для собственных хозяйственно-бытовых нужд в соответствии с заключенными договорами (далее потребители); прибыль - разница между выручкой от оказания услуг и расходами на реализацию; расчетный период - период, на который определяется потребность в финансовых средствах на оказание услуг по вывозу ТБО; рейс - однократный совокупный цикл движения транспортного средства, начинающийся от гаража или первого места сбора ТБО, включающий объезд территории домовладения до полной загрузки транспортного средства, вывоза ТБО до места их обезвреживания и обратно (до гаража или следующего места сбора); твердые бытовые отходы - твердые отбросы и другие неутилизируемые в быту вещества, образующиеся в результате жизнедеятельности людей, в том числе во время ремонта жилых помещений, и крупногабаритные предметы домашнего обихода; стоимость вывоза ТБО - стоимостная оценка используемых в процессе оказания услуг по вывозу ТБО сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других расходов на производство и реализацию данных услуг. Значения иных понятий, используемых в Методических рекомендациях, соответствуют принятым в законодательстве и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. 1.4. Методические рекомендации применяются для определения стоимости услуг по вывозу ТБО и обеспечения потребителей услугами необходимого качества и в полном объёме с учетом санитарных норм и правил. 1.5. В Методических рекомендациях определение стоимости вывоза ТБО производится на основе трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов, которые позволяют оценить расход соответствующих ресурсов, потребляемых эффективным производителем аналогичных услуг. 1.6. Методические рекомендации предусматривают, что расчетная величина стоимости вывоза твердых бытовых отходов является стартовой при проведении конкурсов на право предоставления услуг по вывозу ТБО. По результатам конкурса собственники жилых помещений, управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иное объединение собственников в зависимости от способа управления многоквартирным домом заключают договоры на оказание услуг по вывозу ТБО. 1.7. Методические рекомендации могут служить основой для разработки и утверждения органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативно-методических материалов по определению стоимости услуг по вывозу ТБО.2. СОСТАВ И ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
2.1. Собственники жилых помещений, управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иное объединение собственников в зависимости от способа управления многоквартирным домом формируют заказ на вывоз ТБО от объекта до места обезвреживания и выставляют его на конкурс. В конкурсной документации указываются следующие сведения: - объект; - местоположение объекта; - объем вывоза ТБО; - стартовая стоимость вывоза 1 куб.м и (или) размер средств на оказание услуг по вывозу ТБО от объекта; - требования к качеству услуг (периодичность вывоза, соответствие санитарным нормам и правилам и пр.); - другая необходимая для заполнения конкурсная документация. Объектом может служить город, район, микрорайон, группа: многоквартирных домов или один дом. 2.2. Вывоз ТБО должен осуществляться в соответствии с установленным графиком. Согласно «Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» орган местного самоуправления должен определить предельные сроки вывоза бытовых отходов исходя из необходимости своевременного удаления бытовых отходов в соответствии с санитарными стандартами. 2.3. Основными факторами, необходимыми для расчета стоимости 1 куб.м вывоза ТБО и определения финансовых потребностей на вывоз ТБО, являются следующие: - планируемый объем вывоза ТБО ( V tbo); - средняя по муниципальному образованию производительность транспортных средств (число загруженных контейнеров) (Р сред); - планируемое количество мест сбора ТБО; - среднее расстояние между местами сбора ТБО ( L сб); - среднее расстояние транспортировки ТБО до мест его обезвреживания ( L т p); 2.3.1. Планируемый объем вывоза ТБО определяется исходя из утвержденных норм накопления ТБО и количества проживающих в жилищном фонде. В случае отсутствия утвержденных норм накопления ТБО - на основании фактических объемов за предыдущий период с учетом прогнозируемых изменений (динамики численности населения, роста потребительских доходов и т.д.). Норму накопления ТБО рекомендуется устанавливать в куб. м и кг одновременно, с выделением нормы накопления крупногабаритного мусора (КГМ). Норму накопления следует определять на основании результатов технологической экспертизы. Нормы накопления отходов не являются постоянными и изменяются вместе с изменением условий, влияющих на их образование. В связи с этим, рекомендуется ежегодно уточнять нормы накопления ТБО. Планируемый объем вывоза ТБО ( V TBO) от населения определяется по следующей формуле: V tbo = Ч нас · (Н тбо + Н кгм) , где:Ч нас - планируемая на расчетный период численность населения, проживающего в обслуживаемом жилищном фонде, чел.; Н тбо, Н кгм - норма накопления ТБО (без учета КГМ) и норма накопления КГМ соответственно, куб.м/чел. на расчетный период. 2.3.2. Средняя по муниципальному образованию производительность транспортных средств () - средневзвешенная величина, которая определяется исходя из отношения однократного суммарного объема вывоза ТБО всеми транспортными средствами * , оказывающими услуги по вывозу ТБО на объекте, к количеству данных транспортных средств: где: - расчетная средняя производительность транспортных средств, куб.м.; S - количество транспортных средств, ед.; P j - средняя производительность j -г o транспортного средства с учетом коэффициента уплотнения (в соответствии с техническими характеристиками, определенными заводом-изготовителем), куб.м. * Определяется на основании производительности транспортного средства с учетом коэффициента уплотнения (в соответствии с техническими характеристиками, определенными заводом-изготовителем). При определении суммарного объема не учитывается объем транспортных средств, осуществляющих вывоз КГМ. Для транспортных средств, осуществляющих вывоз КГМ, средняя производительность определяется отдельно аналогично указанной выше формуле. Марка и модель транспортного средства принимается посредством определения наименьшего отклонения полученной величины средней производительности от производительности имеющихся на рынке транспортных средств. 2.3.3. Планируемое количество мест сбора ТБО определяется исходя из их фактического значения в предыдущем периоде с учетом планируемого изменения в расчетном периоде. На Основании планируемого количества мест сбора и количества контейнеров определяется среднее количество остановок, необходимое для полной загрузки транспортного средства принятой производительности. 2.3.3.1. Среднее количество остановок (О![](https://i0.wp.com/text.gosthelp.ru/images/text/45623.files/image007.gif)
![](https://i2.wp.com/text.gosthelp.ru/images/text/45623.files/image009.gif)
3. СОСТАВ И ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ВЫВОЗА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
3.1. Обоснование стоимости вывоза ТБО в Методических рекомендациях производится через стоимость, которая рассчитывается на основе расходов, сгруппированных по статьям. 3.2. Стоимость вывоза 1 куб.м. ТБО определяется как отношение суммы нормативных расходов в расчете на 1 рейс к принятой производительности транспортного средства (объем вывоза ТБО за 1 рейс).![](https://i1.wp.com/text.gosthelp.ru/images/text/45623.files/image017.gif)
![](https://i1.wp.com/text.gosthelp.ru/images/text/45623.files/image025.gif)
![](https://i0.wp.com/text.gosthelp.ru/images/text/45623.files/image033.gif)
![](https://i0.wp.com/text.gosthelp.ru/images/text/45623.files/image039.gif)
![](https://i0.wp.com/text.gosthelp.ru/images/text/45623.files/image043.gif)
![](https://i1.wp.com/text.gosthelp.ru/images/text/45623.files/image049.gif)
4. ПРИБЫЛЬ НА УСЛУГУ ПО ВЫВОЗУ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
4.1. Помимо указанных расходов другим элементом стоимости услуг по вывозу ТБО является прибыль хозяйствующего субъекта, занятого вывозом ТБО, как коммерческой деятельностью. 4.2. Прибыль определяется в процентах от обоснованных расходов с учетом фактического уровня, сложившегося по аналогичным предприятиям за ряд лет. 4.3. При расчете величины прибыли так же необходимо исходить из того, что хозяйствующему субъекту, занятому вывозом ТБО требуется развитие и модернизация. 4.4. Расчет прибыли производится по следующим составляющим: - налоги, уплачиваемые из прибыли; - средства на развитие и модернизацию, исходя из программы производственного развития; - средства на социальное развитие и материальное поощрение коллектива работников; - расходы на прочие цели.Приложение 1
Состав расходов по вывозу ТБО
Показатели |
Расходы, руб. |
Структура расходов, % |
Оплата труда | Отчисления на социальные нужды | Амортизация | Топливо | Материалы | Техническое обслуживание и ремонт | Общеэксплуатационные расходы | Прочие прямые расходы | Всего, расходов за 1 рейс вывоза ТБО | Объем вывоза ТБО за 1 рейс, куб.м. | Стоимость вывоза 1 м 3 ТБО, руб./куб.м | Норма прибыли, % | Стоимость вывоза с учетом прибыли 1 м 3 ТБО, руб./куб.м |
Приложение 2
Пример расчета стоимости услуг по вывозу ТБО
1. Исходные данные, необходимые для определения производственных показателей: - муниципальное образование расположено в Московской области; - численность населения, проживающего в многоквартирных жилых домах (Ч нас)- 50 000 чел.; - установленная норма накопления ТБО (Н ТБО) - 1,5 куб.м./ чел. в год; - количество контейнерных площадок ( N площ) - 25 ед.; - количество мусороприемных камер ( N кам) - 486 ед.; - периодичность вывоза ТБО - ежедневно; - количество транспортных средств, осуществляющих вывоз ТБО в данном муниципальном образовании ( S ) - 12 ед.; - средняя производительность транспортных средств, осуществляющих вывоз ТБО в данном муниципальном образовании, с учетом коэффициента уплотнения – P 1 - 22 куб.м (4 ед.); P 2 - 13,5 куб.м (4 ед.), P 3 - 17 куб.м (2 ед.); P 4 - 40 куб.м (2 ед.); - среднее расстояние между местами сбора ТБО ( L сб) - 400 м; - среднее расстояние транспортировки ТБО до мест его обезвреживания ( L тр) - 12 км; - объем 1 контейнера ( V конт) - 0,75 куб.м.; - среднее количество контейнеров на площадке ( n конт) - 4 ед.; 1.1. Планируемый объем вывоза ТБО ( V ТБО) от населения определяется по следующей формуле: V ТБО = Ч нас ·Н ТБО = 50000·1,5 = 75000куб. м 1.2. Определение средней производительности транспортных средств ():![](https://i2.wp.com/text.gosthelp.ru/images/text/45623.files/image053.gif)
![](https://i2.wp.com/text.gosthelp.ru/images/text/45623.files/image056.gif)
![](https://i0.wp.com/text.gosthelp.ru/images/text/45623.files/image058.gif)
2,69 час. + 4,0 км ·0,0458 час./км +12 км·2·0,0262 час./км = 3,50 часа
1.8. Годовое число
часов работы транспортного средства (Г
ч)Г
ч = Д
к ·П
·К
исп
= 365 ·8 ·0,7 = 2044 маш.-часа 2. Определение
стоимости услуг по вывозу ТБО
2.1. Статья «Оплата
труда». 2.1.1. При
планировании расходов на оплату труда учитывалась минимальная тарифная ставка рабочего
1 разряда в соответствии с ОТС - 1 860 руб. 2.1.2. Тарифный
разряд рабочих принят в соответствии с Единым тарифно-квалификационным
справочником. 2.1.3. Тарифные коэффициенты, учитываемые в расчетах, представлены
ниже.
2.1.4.
Принятый размер премии составляет 75 %.
2.1.5. В
соответствии со ст. 134 ТК заработная плата подлежит индексации в связи с ростом
потребительских цен на товары и услуги. В связи с тем, что индекс
потребительских цен подразумевает изменение цен на конец года, а изменение цен
в течение года происходит постепенно, при формировании расходов по данной
статье учитывалась половина индекса потребительских цен на расчетный период -
1,0425. 2.1.6. Основная
часовая тарифная ставка водителя: Основная часовая
тарифная ставка грузчика: 2.1.7. Расходы по
данной статье представлены ниже: 2.2. Статья
«Отчисления на социальные нужды». Федеральным законом
от 20.07.2004 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых
положений законодательных актов Российской Федерации» с 01.01.2005 г.
установлена ставка единого социального налога в размере 26%. Тарифы на
обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний устанавливаются для каждого предприятия на
основании выдаваемого ему страхового свидетельства. Для предприятий по вывозу
ТБО данный тариф установлен в размере 0,3% от расходов на оплату труда. 2.3. Статья
«Амортизация». Рыночная стоимость
мусоровоза КО-431 сроком эксплуатации 4 года составляет 300 тыс. руб. Амортизационные
отчисления на полное восстановление основных средств, определяются линейным
методом в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полное
восстановление основных фондов в Российской Федерации (Постановление Совета
Министров СССР от 29.10.1990 № 1072) для основных средств, приобретенных до
01.01.2002 г. В соответствии с данным документом, норма амортизации равна 11%. 2.4. Статья
«Топливо». Нормы расхода
топлива определялись на основании «Рекомендаций по расходу топлива машинами для
содержания, ремонта автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства
поселений», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 09.03.2004 № 36.Таблица 2
Наименование показателя |
Обозначение |
Численная величина |
Вид топлива |
дизельное |
Расстояние вывоза ТБО | Нулевой пробег (от предприятия до 1 места сбора и от полигона до следующего места сбора) | Пробег по городу при сборе ТБО за 1 рейс | Расход топлива на транспортное движение мусоровоза | Надбавка к линейному расходу топлива при эксплуатации зимой | Надбавка при работе в городах с населением до 100 тыс. чел. | Надбавки к линейному расходу топлива на выполнение транспортной работы по вывозу ТБО | Надбавка к общему расходу топлива на выполнение транспортной работы по перевозке технологического груза | Расход топлива на одну разгрузку и погрузку мусоровоза |
Q |
Цена топлива |
Ц |
Вид и сорт масел и смазок |
Расход топлива за 1 рейс, л |
Норма расхода масел на 100 л топлива |
Расход ГСМ |
Цена за ед., руб. |
Расходы, руб. |
Моторные масла, л | Трансмиссионные масла, л | Специальные масла, л | Пластичные (консистентные) смазки, кг |
![](https://i1.wp.com/text.gosthelp.ru/images/text/45623.files/image083.gif)
Приложение 3
Основные технические характеристики транспортных средств по вывозу ТБО
Марка транспортного средства |
Базовое шасси |
Вместимость кузова, куб.м |
Масса загружаемых отходов, кг |
Коэффициент уплотнения |
Бункеровоз | ЗИЛ-433362 | Бункеровоз | ММЗ-49525 | Бункеровоз КМ -71002 | Бункеровоз КМ-71003 | КМ-42001, КМ-43001, ММЗ-4925, СА-ЗУ |
Нормы накопления ТБО - это количество твердых бытовых отходов, образующихся на одну расчетную единицу (для жилищного фонда - 1 человек или 1 место в гостинице; для магазинов и складов - 1 кв.м. торговой площади) в единицу времени (день, год). Нормы накопления измеряются в единицах кг или л, кубических метрах.
На территории субъектов РФ общий объем твердых бытовых отходов (ТБО) составляет около 150 млн. кубических метров или 30 млн. тонн в год.
Основным фактором, влияющим на стратегию управления твердыми бытовыми отходами любого города, являются нормы накопления ТБО. Действительно, только имея достоверную информацию о количестве накапливающихся в городе отходов можно грамотно планировать всю цепочку - сбор - транспорт - обезвреживание и утилизацию ТБО.
При выборе метода и технологии обезвреживания и последующей утилизации необходимо получить полную информацию о морфологическом и элементном составе и свойствах ТБО, в том числе теплотехнических. Для решения вопроса о возможности и целесообразности метода биотермического обезвреживания и переработки ТБО необходима информация о содержании органического вещества, удобрительных элементов и т. д.
К ТБО, входящим в норму накопления от населения и удаляемым транспортом спецавтохозяйства, относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупные предметы домашнего обихода при отсутствии системы специализированного сбора крупногабаритных отходов.
Нормы накопления ТБО образуются из двух источников:
- жилых зданий;
- учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).
На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы, как степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, канализации, системы отопления), этажность, вид топлива при местном отоплении, развитие общественного питания, культура торговли и, что не менее важно, образ жизни и степень благосостояния населения. В неблагоустроенных жилых домах (с местным отоплением на твердом топливе) в ТБО попадает зола, что резко увеличивает норму накопления ТБО.
Также важны климатические условия - различная продолжительность отопительного периода (от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной); потребление населением овощей и фруктов и т. д. Для крупных городов нормы накопления несколько выше, чем для средних и малых городов.
При проектировании мусороперерабатывающих предприятий иногда приходится сталкиваться с неверными нормами накопления ТБО, что приводит к недогрузке пущенного в эксплуатацию комплекса. Именно поэтому, необходимо очень серьезно относиться к необходимости периодической проверки, в каждом конкретном регионе, норм накопления ТБО.
Таблица 1. Ориентировочные нормы накопления ТБО
Примечания:
Под благоустроенными жилыми домами подразумевается дома с
газом, центральным отоплением, водопроводом, канализацией
Нормы накопления учреждений и предприятий общественного назначения в крупных городах составляют 30...50 % от норм накопления жилых зданий.
Для Москвы в соответствии с Постановлением Правительства
Москвы от 12 января 1999 г. N 16 (ППМ) "Об утверждении норм
накопления бытовых отходов и крупногабаритного мусора"
установлены следующие нормы:
Норматив накопления твердых бытовых отходов на одного
жителя г. Москвы в объеме 1,31 м3 (262 кг) в год.
Норматив образования крупногабаритных отходов на одного
жителя г. Москвы в объеме 0,37 м3 (77 кг) в год.
В таблице 2 представлены действующие с 01.01.99 г нормы накопления ТБО от предприятий и организаций Москвы. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут оказаться существенно ниже. Таким образом, данные табл. 3.1 и 3.2 могут использоваться в других городах (не для Москвы) только для ориентировочных расчетов, так как для разных городов нормы накопления меняются в широких пределах.
Следует заметить, что нормы накопления ТБО от торговых предприятий, по мере роста числа торговых предприятий в городе, снижаются. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут также существенно отличаться.
Фактические нормы накопления ТБО определяют для каждого конкретного города в соответствии с "Рекомендациями по определению норм накопления ТБО для городов РСФСР".
Определение фактических норм накопления ТБО проводят по всем сезонам года. Для определения фактического накопления ТБО, образующихся от населения, выбирают участки с такой численностью жителей:
- в городах с населением до 300 тыс. чел. - участки с охватом 2 % населения;
- в городах с населением 300...500 тыс. чел. -1 %;
- в городах с населением более 500 тыс. чел. - 0,5 %.
По культурно-бытовым объектам выбирают не менее двух наиболее характерных объектов. Замеры проводятся в течение семи дней (без перерыва). Массу накапливающихся ТБО определяют регулярным взвешиванием всех загружаемых в мусоровоз контейнеров. Допускается взвешивание пустого и заполненного мусоровоза и определение объема всех загруженных в машину ТБО. При определении объема накапливающихся ТБО обязательно проверяют степень заполнения контейнеров, для чего материал в контейнере разравнивают и рейкой измеряют высоту свободного пространства над ТБО. При замерах должно быть исключено уплотнение ТБО в контейнере обслуживающим персоналом.
Нормы накопления ТБО вводятся в действие на основании решения местных органов власти. Уточнение норм накопления ТБО целесообразно проводить каждые 5 лет.
Норма накопления ТБО по массе возрастает в пределах 0,3...0,5 % в год, а по объему - 0,5... 1,5% в год.
Таблица 2. Нормы накопления ТБО от организаций и предприятий Москвы
Объект образования отходов | Расчетная единица | Норма накопления | Плотность кг/м 3 | |
кг/год | м 3 /год | |||
I. Предприятия торговли | ||||
Продовольственный магазин | На 1 м 2 торг. площади | 348 | 1,74 | 200 |
Универсам | На 1 м 2 торг. площади | 252 | 1,40 | 180 |
Павильон | На 1 м 2 торг. площади | 570 | 2,85 | 200 |
Лоток | На 1 торговое место | 680 | 3,40 | 200 |
Палатка, киоск | На 1 м 2 торг. площади | 866 | 5,09 | 170 |
Торговля с машин | на 1 торговое место | 849 | 5,30 | 160 |
Промтоварный магазин | На 1 м 2 торг. площади | 139 | 0,77 | 180 |
Хозтовары | На 1 м 2 торг. площади | 206 | 1,29 | 160 |
Супермаркет (универмаг) | На 1 м 2 торг. площади | 157 | 0,87 | 180 |
Рынки продовольственные | На 1 м 2 торг. площади | 363 | 1,21 | 300 |
Ярмарки промтоварные | На 1 м 2 торг. площади | 276 | 0,99 | 280 |
II. Административные здания, учреждения, конторы | ||||
НИИ, проектные институты и конструкторские бюро | На 1 сотрудника | 156 | 1,42 | 110 |
Сбербанки, банки | На 1 сотрудника | 75 | 0,62 | 120 |
Отделения связи | На 1 сотрудника | 104 | 0,95 | 110 |
Административные и другие учреждения, офисы | На 1 сотрудника | 131 | 1,19 | 110 |
III. Медицинские учреждения | ||||
Аптеки | На 1 м 2 торг. площади | 48 | 0,44 | 110 |
Больницы | На 1 койку | 402 | 2,01 | 200 |
Поликлиники | На 1 посещение | 12 | 0,07 | 170 |
Санатории, пансионаты | На 1 койку | 169 | 1,00 | 170 |
IV. Автотранспортные предприятия | ||||
Автомастерские | На 1 машино-место | 46 | 0,22 | 210 |
Автозаправочные станции | На 1 машино-место | 23 | 0,11 | 200 |
Автостоянки и парковки | На 1 машино-место | 23 | 0,11 | 200 |
Гаражи | На 1 машино-место | 22 | 0,16 | 140 |
V. Дошкольные и учебные заведения | ||||
Ясли, детские сады | На 1 место | 80 | 0,40 | 200 |
Школы, лицеи, проф-тех. Училища | На 1 учащегося | 24 | 0,12 | 200 |
Техникумы, ВУЗы | На 1 студента | 22 | 0,11 | 200 |
Дома-интернаты | На 1 учащегося | 215 | 1,13 | 190 |
VI. Предприятия службы быта | ||||
Ремонт бытовой, радио и компьютерной техники | На 1 м 2 общей площади | 15 | 0,07 | 210 |
Ремонт и пошив одежды | На 1 м 2 общей площади | 23 | 0,13 | 180 |
Химчистки и прачечные | На 1 м 2 общей площади | 20 | 0,19 | 105 |
Парикмахерские и косметические салоны | На 1 посадочное место | 32 | 0,23 | 140 |
Гостиницы, общежития | На 1 место | 192 | 1,13 | 170 |
Предприятия общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные и т.п.) | На 1 место | 215 | 1,13 | 190 |
VII. Культурно-спортивные учереждения | ||||
Клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, библиотеки | На 1 место | 27 | 0,18 | 150 |
Спорт. арены, стадионы | На 1 место | 43 | 0,26 | 170 |
VIII. Предприятия пассажирского транспорта | ||||
Железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты | На 1 пассажира | 145 | 0,80 | 180 |
Услуги ЗАО ТБО 24
ЗАО ТБО 24 имеет многолетний опыт работы по вывозу строительного и бытового мусора и снега на территории Москвы. Мы предлагаем клининговые услуги – очистку территории от грязи, снега качественно. Наша фирма вывозит отходы разного типа: начиная от бытового и заканчивая крупногабаритным (строительные отходы, ветки, снег).
Множество компаний предоставляет услуги по вывозу мусора, но ЗАО ТБО 24 наиболее качественно производит утилизацию отходов и очистку территории от загрязнений различного рода. Помимо этого, мы обрабатываем зеленые насаждения, придавая им ухоженный, опрятный вид. Вывоз строительных отходов осуществляется в бункерах, с использованием самой современной техники.
Компанией ТБО 24 осуществляется уборка территории (Москва – все районы), уборку снега по четко налаженной схеме. Мы располагаем большим парком спецтехники для уборки снега, наледи, перевозки их до пунктов утилизации в Москве. Мы осуществляем регулярный вывоз мусора – заказ с территорий государственных объектов, жилых, коммерческих зданий. Уборка снега, наледи выполняется вручную или с помощью спецтехники.
Санитарное благоустройство городов – это сумма инженерных мероприятий, направленных на создание оптимальных санитарно-гигиенических условий, которые включают: охрану от загрязнения почвы, воздушного пространства, водных бассейнов, а так же содержание в чистоте открытых городских территорий (улиц, парков и т.п.) и зданий различного назначения.
В городах происходит наиболее интенсивное накопление ТБО, которые при неправильном и несвоевременном удалении и обезвреживании могут серьезно загрязнять окружающую природную среду.
Развитие сети дорог, увеличение интенсивности транспортного движения требуют проведения трудоемких работ по поддержанию чистоты дорожных покрытий, по уборке пыли и смета летом и предотвращению снежно-ледовых образований, удалению снега зимой.
Виды городских отходов
При санитарном благоустройстве городов приходится иметь дело с различными видами загрязнений:
Твердые отходы - мусор из жилищ и общественных зданий, строительный мусор, отходы торговых учреждений и учреждений общественного питания, отходы промышленных и коммунальных предприятий, уличный смет, снег, лед и т.д.
Жидкие - бытовые (хозяйственно-фекальные) сточные воды, стоки промышленных и коммунальных предприятий (бани, прачечные и т.д.), дождевые и талые воды.
Газообразные – выбросы от предприятий, транспорта и домовых котельных, а так же пыль, зола и различные взвеси.
Твердые бытовые отходы (тбо)
Высокие темпы урбанизации, рост населения городов приводят к ежегодному увеличению количества твердых бытовых отходов, подлежащих сбору, удалению, обезвреживанию. В среднем ежегодный прирост мусора на городского жителя составляет 1–3%.
На основании расчетных годовых норм накопления определяют мощность и производительность сооружений по обезвреживанию и переработке, а на основе среднесуточных расчетных норм – транспортные средства и мощность оборудования по сбору и кратковременному хранению.
При проектировании мероприятий по санитарному благоустройству необходимо знать объемы ТБО, скапливающихся в городе, жилом районе, микрорайоне. Для их определения разработаны нормы накопления ТБО.
Нормы накопления - это количество отходов, образующихся на расчетную единицу (человек - для жилищного фонда: одно место в гостинице; 1 м 2 торговой площади для магазинов и складов и т, д.) в единицу времени (день, год).
Нормы накопления определяют в единицах массы (кг) или объеме (л, м 3).
К ТБО, входящим в норму накопления от населения и удаляемым транспортом спецавтохозяйства, относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупные предметы домашнего обихода при отсутствии системы специализированного сбора крупногабаритных отходов.
Нормы накопления ТБО образуются из двух источников:
жилых зданий;
учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).
На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы, как степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, канализации, системы отопления), этажность, вид топлива при местном отоплении, развитие общественного питания, культура торговли, степень благосостояния населения и др.; климатические условия - различная продолжительность отопительного периода (от 50 дней в южной зоне до 300 дней в северной); потребление населением овощей и фруктов и т. д. Для крупных городов нормы накопления несколько выше, чем для средних и малых городов.
В табл. 1.1. приведены ориентировочные нормы накопления ТБО, которые используют для укрупненных расчетов и планирования. Нормы накопления учреждений и предприятий общественного назначения в крупных городах (табл. 1.2.) составляют 30-50 % от норм накопления жилых зданий (в Москве до 60 %).
Данные таблиц 1.1 и 1.2 могут использоваться только для ориентировочных расчетов, так как для разных городов нормы накопления меняются в широких пределах. Фактические нормы накопления ТБО определяют для каждого конкретного города в соответствии с «Рекомендациями по определению норм накопления ТБО для городов России»
Таблица 1.1 Ориентировочные нормы накопления ТБО
Классификация жилищного фонда |
Нормы накопления ТБО на 1 человека | ||
Жилые лома благоустроенные: при отборе пищевых отходов | |||
без отбора пищевых отходов | |||
неблагоустроенные: без отбора пищевых отходов | |||
Жидкие отходы из непроницаемых выгребов неканализованных домов | |||
Общая норма накопления ТБО по благоустроенным жилым и общественным зданиям для городов с населением более 100 тыс. чел. | |||
То же. с учетом всех арендаторов |
Примечание: Под благоустроенными жилыми домами подразумеваются дома с газом, центральным отоплением, водопроводом, канализацией; под неблагоустроенными - дома с местным отоплением на твердом топливе, без канализации; под общественными зданиями - детские сады, ясли, школы, вузы, столовые, магазины, зрелищные и спортивные сооружения.
Таблица 1.2. Ориентировочные нормы накопления ТБО от отдельно стоящие объектов общественного назначения.
Объект образования |
Расчетная единица |
Норма накопления |
Плотность, |
|
Гостиница |
на 1 место | |||
Детский сад, ясли |
на 1 место | |||
Школа, техникум, институт |
на 1 учащегося | |||
Театр, кинотеатр |
на 1 место | |||
Учреждение |
на 1 сотрудника | |||
Продовольственный магазин |
на 1 неторговой площади | |||
Промтоварный магазин |
на 1 м 2 торговой площади | |||
на 1 м 2 торговой площади | ||||
Санатории, пансионаты, дома отдыха |
на 1 место | |||
Вокзалы, автовокзалы, аэропорты |
на 1 м 2 площади |
Годовое накопление домового мусора определяется по формуле:
Q г = p ∙ N
где Q г – годовое накопление домового мусора, м 3 ;
p – расчетная норма накопления на одного человека в год, м 3 ;
p = 1,5 м 3 /год (СНиП 2.07.01-89* приложение 11)
N – численность населения микрорайона, жилого района, города
Среднесуточное накопление мусора определяется с учетом коэффициента неравномерности
где
- коэффициент суточной неравномерности
накопления ТБО (
=1,1…
1,3 м³)
Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности
Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.
С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.
Нормы накопления ТБО – количество утильсырья, которое образуется на расчетную единицу. Например, на одного человека за определенный промежуток времени, день или год. Измеряются нормы накопления ТБО обычно в килограммах или объеме (м³). Эти данные нужны для того, чтобы правильно рассчитать количество мусора, образовавшегося за единицу времени в городе, а также чтобы правильно спланировать сбор, транспортировку и утилизацию.
Для обезвреживания и утилизации всего мусора от предприятий нужно знать морфологический и элементный состав, а для переработки отходов требуется информация о содержании органических веществ в отходах.
Стандарт образования отходов высчитывается из двух следующих источников:
- Здания, предназначенные для проживания: частные дома, многоквартирный дом.
- Государственные или частные учреждения, предприятия предоставляющие общественные услуги: общепит или учебные организации.
К твердым бытовым отходам, которые входят в норму образования, принято относить накопления мусора, формирующийся в жилых или общественных зданиях, остаточные материалы после отопительного сезона, листья, собираемые со двора, крупногабаритные предметы из домашнего обихода.
Факторы влияющие на норматив образования
На нормы ТБО на 1 человека твердого мусора влияет большое количество факторов, среди которых:
- Уровень благоустройства организаций или помещений для проживания. Наличие различного рода удобств: мусоропровода, водопровода, канализационных систем и отопления.
- Этажность дома, в котором ведется учет нормы образования отходов.
- Тип топлива, используемого для отопления площадей на предприятии или комплексах для проживания.
- Степень благосостояния города
- Длительность периода отопления (от 150 дней на юге и до 300 дней в северных районах страны)
- Уровень потребления ресурсов (овощей, фруктов)
Соответственно, чем лучше благосостояние, тем больше объем формирования утильсырья. Для больших городов норма потребления намного выше, чем в селах, деревнях и небольших поселках.
Нормы накопления отходов
В зависимости от классификации жилищного фонда, правовые документы предусматривают различные нормативы формирования мусора:
- Для благоустроенных зданий стандарт формирования утильсырья составляет на одного человека от 1,1 до 1,5 м³ в год. Средняя плотность на одного жителя должна в среднем составлять 210 кг/ м³.
- Для государственных и частных организаций норма образования составляет от 35 до 55 % за один месяц нормативов формирования с жилого дома на человека.
К сожалению, рассчитать среднюю норму образования твердого утильсырья для России в целом невозможно, так как факторов, влияющих на этот показатель очень много. Из - за этого в каждом городе установлен свой норматив, который можно найти, изучив документы в местной администрации.
Расчет накопления
Как пример, для определения фактического накопления твердых бытовых отходов в населенных пунктах выбирают следующие участки:
- в населенных пунктах с населением до 300 000 чел. – 2% всего населения
- в населенных пунктах с населением до 500 000 чел. – 1% всего населения
- в населенных пунктах с населением до 1 млн. чел. – 0,5% всего населения.
Из культурно-бытовых организаций выбирают 2-3 объекта. Замеряют в течение недели. Затем определяют массу скопившихся отходов.
Нормы отходов вводятся по результатам измерений органами местной власти. Также в их компетенции находится сбор, хранение и вывоз твердых отходов. По наблюдения, они растут каждый год примерно на 0,5%, а объем отходов растет на 0,5-1% каждый год. Измерения проводятся раз в 5 лет.
Существуют различные документы, обращение, приказы, на основе которых определяются нормативы накопления ТБО от организаций и предприятий. Основной из них носит название «Рекомендации по определению стандартов образования ТБО для РСФСР».
Так, в 1999 году Правительство РФ приняло постановление для Москвы, в котором указываются средние нормы накопления ТБО. Документы задают следующие значения:
- Норматив накопления товаров потребления для одного жителя столицы составляет 260 килограммов в год или 1,30 м³
- Количество крупногабаритного утильсырья равен 0,40 м³ или 80 килограмм в год
Необходимо отметить тот факт, что норма накопления ТБО от организаций и предприятий уменьшается по мере того, как увеличивается количество коммерческих учреждений в городе.
Измеряют массу накапливаемых отходов потребления и мусора на предприятии или в зданиях для проживания путем взвешивания всех емкостей, загружаемых в мусоровоз. Если используется контейнерный транспорт, то сначала взвешивается пустая, а потом заполненная утильсырьем емкость.
Расчет фактических норм накопления твердых отходов на предприятии или жилых помещениях в год происходит для каждого сезона отдельно. Чтобы определить этот показатель для конкретного региона, как правило, обращаются в самые крупные города области.
Таблица образования твердого мусора
Ниже представлена таблица, в которой представлены стандарты накопления твердых отходов, действующих с 01.01.1999 года.
Все табличные нормативы актуальны для Москвы и Московской области. Для мелких городов подобный стандарт может быть значительно ниже. Все значения, представленные в таблице – ориентировочные. Нередко, когда многие учреждения выходят за рамки нормативов как в большую, так и в меньшую сторону.
Нормы накопления - это количество отходов, образующихся на расчетную единицу (человек - для жилищного фонда; одно место в гостинице; 1 м2 торговой площади для магазинов и складов и т. д.) в единицу времени (день, год). Нормы накопления определяют в единицах массы (кг) или объема (л, м3).
Общий объем твердых бытовых отходов (ТБО) в городах и поселках России составляет порядка 150 млн. м3(30 млн. т) в год.
Основным фактором, влияющим на стратегию управления твердыми бытовыми отходами любого города, являются нормы накопления ТБО. Действительно, только имея достоверную информацию о количестве накапливающихся в городе отходов можно грамотно планировать всю цепочку - сбор - транспорт - обезвреживание и утилизацию ТБО.
При выборе метода и технологии обезвреживания и последующей утилизации необходимо получить полную информацию о морфологическом и элементном составе и свойствах ТБО, в том числе теплотехнических. Для решения вопроса о возможности и целесообразности метода биотермического обезвреживания и переработки ТБО необходима информация о содержании органического вещества, удобрительных элементов и т. д.
К ТБО, входящим в норму накопления от населения и удаляемым транспортом спецавтохозяйства, относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупные предметы домашнего обихода при отсутствии системы специализированного сбора крупногабаритных отходов.
Нормы накопления ТБО образуются из двух источников:
Жилых зданий;
учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).
На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы, как степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, канализации, системы отопления), этажность, вид топлива при местном отоплении, развитие общественного питания, культура торговли и, что не менее важно, образ жизни и степень благосостояния населения. В неблагоустроенных жилых домах (с местным отоплением на твердом топливе) в ТБО попадает зола, что резко увеличивает норму накопления ТБО.
Также важны климатические условия - различная продолжительность отопительного периода (от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной); потребление населением овощей и фруктов и т. д. Для крупных городов нормы накопления несколько выше, чем для средних и малых городов.
При проектировании мусороперерабатывающих предприятий иногда приходится сталкиваться с неверными нормами накопления ТБО, что приводит к недогрузке пущенного в эксплуатацию комплекса. Именно поэтому, необходимо очень серьезно относиться к необходимости периодической проверки, в каждом конкретном регионе, норм накопления ТБО.
В таблице 1 приведены ориентировочные нормы накопления ТБО, которые используют только для предварительных расчетов.
Таблица 1. Ориентировочные нормы накопления ТБО.
Примечания: Под благоустроенными жилыми домами подразумевается дома с газом, центральным отоплением, водопроводом, канализациейНормы накопления учреждений и предприятий общественного назначения в крупных городах составляют 30...50 % от норм накопления жилых зданий.
Для Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 12 января 1999 г. N 16 (ППМ) "Об утверждении норм накопления бытовых отходов и крупногабаритного мусора " установлены следующие нормы:
Норматив накопления твердых бытовых отходов на одного жителя г. Москвы в объеме 1,31 м3 (262 кг) в год.
Норматив образования крупногабаритных отходов на одного жителя г. Москвы в объеме 0,37 м3 (77 кг) в год.
В таблице 2 представлены действующие с 01.01.99 г нормы накопления ТБО от предприятий и организаций Москвы. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут оказаться существенно ниже. Таким образом, данные табл. 3.1 и 3.2 могут использоваться в других городах (не для Москвы) только для ориентировочных расчетов, так как для разных городов нормы накопления меняются в широких пределах.
Следует заметить, что нормы накопления ТБО от торговых предприятий, по мере роста числа торговых предприятий в городе, снижаются. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут также существенно отличаться.
Фактические нормы накопления ТБО определяют для каждого конкретного города в соответствии с "Рекомендациями по определению норм накопления ТБО для городов РСФСР".
Определение фактических норм накопления ТБО проводят по всем сезонам года. Для определения фактического накопления ТБО, образующихся от населения, выбирают участки с такой численностью жителей:
В городах с населением до 300 тыс. чел. - участки с охватом 2 % населения;
в городах с населением 300...500 тыс. чел. -1 %;
в городах с населением более 500 тыс. чел. - 0,5 %.
По культурно-бытовым объектам выбирают не менее двух наиболее характерных объектов. Замеры проводятся в течение семи дней (без перерыва). Массу накапливающихся ТБО определяют регулярным взвешиванием всех загружаемых в мусоровоз контейнеров. Допускается взвешивание пустого и заполненного мусоровоза и определение объема всех загруженных в машину ТБО. При определении объема накапливающихся ТБО обязательно проверяют степень заполнения контейнеров, для чего материал в контейнере разравнивают и рейкой измеряют высоту свободного пространства над ТБО. При замерах должно быть исключено уплотнение ТБО в контейнере обслуживающим персоналом.
Нормы накопления ТБО вводятся в действие на основании решения местных органов власти. Уточнение норм накопления ТБО целесообразно проводить каждые 5 лет.
Норма накопления ТБО по массе возрастает в пределах 0,3...0,5 % в год, а по объему - 0,5... 1,5% в год.
Таблица 2. Нормы накопления ТБО от организаций и предприятий Москвы.
Объект образования отходов |
Расчетная единица |
Норма накопления |
Плотность кг/м 3 |
|
кг/год |
м 3 /год |
|||
I . Предприятия торговли |
||||
Продовольственный магазин |
На 1 м 2 торг. площади | |||
Универсам |
На 1 м 2 торг. площади | |||
Павильон |
На 1 м 2 торг. площади | |||
На 1 торговое место | ||||
Палатка, киоск |
На 1 м 2 торг. площади | |||
Торговля с машин |
на 1 торговое место | |||
Промтоварный магазин |
На 1 м 2 торг. площади | |||
Хозтовары |
На 1 м 2 торг. площади | |||
Супермаркет (универмаг) |
На 1 м 2 торг. площади | |||
Рынки продовольственные |
На 1 м 2 торг. площади | |||
Ярмарки промтоварные |
На 1 м 2 торг. площади | |||
II . Административные здания, учреждения, конторы |
||||
НИИ, проектные институты и конструкторские бюро |
На 1 сотрудника | |||
Сбербанки, банки |
На 1 сотрудника | |||
Отделения связи |
На 1 сотрудника | |||
Административные и другие учреждения, офисы |
На 1 сотрудника | |||
III. Медицинские учреждения |
||||
На 1 м 2 торг. площади | ||||
Больницы |
На 1 койку | |||
Поликлиники |
На 1 посещение | |||
Санатории, пансионаты |
На 1 койку | |||
IV. Автотранспортные предприятия |
||||
Автомастерские |
На 1 машино-место | |||
Автозаправочные станции |
На 1 машино-место | |||
Автостоянки и парковки |
На 1 машино-место | |||
На 1 машино-место | ||||
V . Дошкольные и учебные заведения |
||||
Ясли, детские сады |
На 1 место | |||
Школы, лицеи, проф-тех. Училища |
На 1 учащегося | |||
Техникумы, ВУЗы |
На 1 студента | |||
Дома-интернаты |
На 1 учащегося | |||
VI. Предприятия службы быта |
||||
Ремонт бытовой, радио и компьютерной техники |
На 1 м 2 общей площади | |||
Ремонт и пошив одежды |
На 1 м 2 общей площади | |||
Химчистки и прачечные |
На 1 м 2 общей площади | |||
Парикмахерские и косметические салоны |
На 1 посадочное место | |||
Гостиницы, общежития |
На 1 место | |||
Предприятия общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные и т.п.) |
На 1 место | |||
VII. Культурно-спортивные учереждения |
||||
Клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, библиотеки |
На 1 место | |||
Спорт. арены, стадионы |
На 1 место | |||
VIII. Предприятия пассажирского транспорта |
||||
Железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты |
На 1 пассажира |