Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Непризнанные и частично признанные государства.

На сегодняшний день проблема непризнанных Государств является одной из наиболее актуальных в рамках международного права в силу того, сто на политической карте мира насчитывается более ста подобных субъектов.

Под непризнанным государством в доктрине принято понимать такое геополитическое образование, которое хотя и обладает рядом признаков, присущих исключительно государством, однако не имеет полного либо частичного дипломатического признания.

В последние годы в международном праве феномен так называемых «частично признанных государств», которые признаны хотя бы одной стороной, являющийся членом ООН. Существование частично признанных государств порождает существенные противоречия между такими принципами международного права как «территориальная целостность государства» и «право народов на самоопределение», что обусловлено проявлением в ряде государств политических амбиций.

Проблема существования непризнанных государств возникает в виду отсутствия правовой преемственности с предшествующим государственным образованием.

На современном этапе существуют различные причины появления непризнанных государств.

Во-первых, важную роль в возникновении условий для образования таких государств играют серьезные внутригосударственные и внешние потрясения, как войны и революции. Например, вследствие Великой Октябрьской революции 1917 года, на просторах бывшей Российской империи было образовано не одно самостоятельного государства, что вызвало неоднозначное отношение среди международного сообщества.

Во-вторых, немаловажное значение в процессе образования непризнанных государств имеют стратегические тенденции, возникающие внутри конкретного государства. К примеру, в результате провозглашения независимости в 1776 году, на политической арене появилось самостоятельное государство – США.

В-третьих, приводит к возникновению частично непризнанных государств послевоенное разделение ранее единой страны, как это произошло, например, в случае с Китайской Республикой на Тайване.

В-четвертых, после распада колониальной системы, начавшегося по результатам Второй мировой войны, где независимость получили десятки стран по всему Земному шару.

Рассмотрев основные причины возникновения частично непризнанных государств, обратимся к способам признания таковых.

В международном праве признания государства осуществляется в двух формах, как де-юре и де-факте.

Признание де-факто представляет неполное официальное признание. Признание де-юре это полное признание, предполагающее установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме . Наглядным примером являются частично признанные республики, как Абхазия и Южная Осетия, образовавшиеся в результате военных действий со стороны Грузии. Официально республики признана Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру.

Наконец, рассмотрим ситуацию, когда признание нового государства в наше время вообще недопустимо. В случае его образования в результате вооруженной интервенции другого государства. Конкретно речь идет о положении на Кипре, где Турция с помощью своих вооруженных сил создала на части его территории марионеточное государство, никем, кроме самой Турции, не признанное. Турецкая Республика Северного Кипра, где с 1974 года Кипр де-факто был разделен между греческой и турецкой общинами. Подобное разделение возникло после военного вторжения Турции, последовавшего за государственным переворотом, совершенным на Кипре сторонниками правившей в Греции хунты "черных полковников". В 1983 году в северной части острова была провозглашена Турецкая республика Северного Кипра (ТРСК), не признанная мировым сообществом. На севере острова размещен воинский контингент Турции.

Переговоры по объединению острова в федеративное государство ведутся под эгидой ООН, они были прерваны весной 2012 года, после чего возобновились только в феврале 2014 года. Официально признана Турцией.

В конце концов на разных континентах Земли расположены множество частично признанных государств и не признанных, контролирующих большую часть своей территории. Среди которых Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Сербская, Республика Косово и другие.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что само по себе признание нового государства, влечет за собой важные юридические последствия, поскольку это опосредует готовность признающего государства к установлению дипломатических отношений с признаваемым субъектом и ведению международно – правовых, взаимовыгодных отношений.

Список литературы

1. Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Издательство «Юрайт», 2011. С. 131.

2. РИА «Новости». 2013. 24 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http://www. ria.ru.

Около десятка государственных образований являются самостоятельными государствами фактически, но либо не признаны другими государствами, либо признаны недостаточным их количеством, и статус их спорен.

Это, в частности, группа непризнанных и частично признанных государств и территорий, в числе которых находятся следующие:

С 1949 г. – Китайская Республика (большинство государств признаёт частью Китайской Народной Республики).

С 1974 г. – Турецкая Республика Северного Кипра (большинство государств признаёт частью Республики Кипр).

С 1991 г. – Сомалиленд (не имеет дипломатического признания, все государства признают частью Сомали).

С 1991 г. – Нагорно-Карабахская Республика (большинство государств признаёт частью Азербайджана).

С 1991 г. – Республика Южная Осетия (большинство государств признаёт частью Грузии).

С 1992 г. – Приднестровская Молдавская Республика (большинство государств признаёт Приднестровье частью Молдавия Молдавии).

С 1994 г. – Республика Абхазия (большинство государств признаёт частью Грузии).

С 2008 г. – Республика Косово (большинство государств признаёт частью Сербии).

С 2014 г. – Республика Крым (большинство государств признаёт частью Украины).

С 2014 г. – Донецкая Народная Республика – непризнанное государство, провозглашённое в ходе Украинского кризиса и Донецкого общеобластного референдума. По конституции Украины входит в состав Украины как Донецкая область.

С 2014 г. – Луганская Народная Республика – непризнанное государство, провозглашённое в ходе Украинского кризиса и Луганского общеобластного референдума. По конституции Украины входит в состав Украины как Луганская область.

Непризнанные государстваобщее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны государств-членов ООН, а их территория, как правило, расценивается государствами-членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств-членов ООН.

Непризнанность государства может проявляться не только в дипломатической плоскости: известен случай, когда суд другого государства при вынесении решения исходил из того, что непризнанное государство юридически не существует, что привело к соответствующей логике при разборе вопроса, который касался исключительно отношений между хозяйствующими субъектами. Паспорта непризнанных государств также, как правило, не являются документами, позволяющими посещать государства-члены ООН. В то же время известны случаи, когда, не признавая независимости, признанное государство признаёт отдельные документы, выдаваемые в соответствии с законодательством непризнанного государства, включая паспорта, а также правосубъектность зарегистрированных там юридических лиц.


Частично признанные государства – государства, «не признанные ООН, но признанные государствами-членами ООН», таким образом, их участие в международных отношениях ограничено правовым полем признающих их государств. Под непризнанием ООН имеется в виду фактическая невозможность принятия государства в члены ООН, которое может произойти только по решению Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Для приёма требуется поддержка как минимум 9 из 15 государств-членов Совета Безопасности (при этом следует учесть, что 5 постоянных членов – Великобритания, Китайская Народная Республика, Россия, США и Франция – могут наложить на решение вето, проголосовав против), после чего вопрос передаётся в Генеральную Ассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в 2/3. Сама по себе Организация Объединённых Наций с юридической точки зрения не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство, так как данные вопросы относятся к прерогативе суверенных государств и их правительств. К тому же следует учитывать, что нахождение в составе ООН на самом деле не имеет значения для того, чтобы считать государство признанным на уровне этой организации, для получения такого признания и возможности участвовать в организациях под эгидой ООН достаточно обладать статусом государства-наблюдателя, который присваивается путём голосования в Генеральной Ассамблее ООН, решение принимается простым большинством. Такой статус есть у Святого Престола (Ватикана) и Государства Палестина.

Непризнанные государства могут характеризоваться другими государствами как сепаратистские образования, отколовшиеся регионы либо оккупированные территории. Точно такие же характеристики получают и частично признанные государства от тех государств и/или международных организаций, которые не поддерживают их признание.

Таким образом, в настоящее время нахождение в ООН в качестве члена или наблюдателя может рассматриваться как признак того, что государство имеет в мире широкое дипломатическое признание. Существуют государства-члены ООН, признанные не всеми другими государствами-членами ООН.

Непризнанные государства следует отличать от виртуальных государств – провозглашённых государствами образований, которые, однако, не имеют необходимых признаков государств.

Не все непризнанные государства обозначают полную независимость и международное признание как конечную цель своего провозглашения. Часть государств стремится получить юридическое признание для возможного объединения с другим государством. Часть государств рассматривает свой де-факто независимый статус как переходный до заключения соглашения с центральным правительством об условиях существования в качестве автономии внутри единого государства (в начале 1990-х годов Республика Гагаузия в Молдове, многие российские республики, а в настоящее время – автономные государства на территории Сомали).

Непризнанные государства появляются из-за отсутствия правовой преемственности с предшествующими государственными образованиями.

Условно по способу возникновения их можно разделить на:

Государства, образовавшиеся в результате революций.

Государства, образовавшиеся в результате национально-освободительной борьбы (сепаратизма). Например, к их числу относят самопровозглашённые государства, т.е. те, что специальной декларацией, законом или межгосударственным договором заявили о своей независимости: государства, провозгласившие независимость и государственный суверенитет после распада СССР. Как правило, они не сразу получают международно-правовое признание.

Государства, образовавшиеся в результате послевоенного разделения. Например: Германская Демократическая Республика и Федеративная Республика Германия; Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея; Демократическая Республика Вьетнам и Государство Вьетнам, Китайская Народная Республика и Китайская Республика. Такие государства первоначально не признают друг друга.

Государства, возникшие из-за получения независимости бывших колоний от метрополии.

Государства, возникшие из-за внешнеполитических игр признанных государств. Например: буферные государства: Дальневосточная республика, Маньчжоу-го и др., синоним – марионеточное государство: Независимое государство Хорватия, Независимое государство Словакия, Балтийские страны после смены государственного строя в июле 1940 г. и др., а также так называемые бантустаны: Транскей, Венда, Бопутатсвана и Сискей.

Новый всплеск «самопровозглашения» произошёл на рубеже 1990-х годов в связи с распадом СССР и Югославии и связанными с этим этнотерриториальными конфликтами (Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Гагаузия, Республика Южная Осетия, Республика Абхазия, Республика Сербская Краина, Республика Сербская, Республика Косово). Возник феномен постсоветских «непризнанных государств», статус которых не определён, что, однако, не мешает их существованию. Большинство этих образований являются, в сущности, вполне состоявшимися государствами, обладающими эффективным государственным аппаратом, пользующимся массовой поддержкой со стороны населения.

Гагаузия в конце 1994 г. вошла в состав Молдавии в качестве автономии. В 1995 г. контроль над территорией, на которую претендовала Сербская Краина, восстановила Хорватия. В 2000 г. Россия восстановила контроль над территорией, на которую претендовала Чеченская Республика Ичкерия.

В 2001 г. постсоветские непризнанные государства создали собственное Содружество Непризнанных Государств (СНГ-2).

В 2008 г. Россия пресекла попытку Грузии восстановить контроль над территорией, на которую претендовала Республика Южная Осетия.

В 2009 г. Шри-Ланка восстановила контроль над территорией, на которую претендовал Тамил-Илам.

Частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию: Турецкая Республика Северного Кипра, Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Республика Крым.

Частично признанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют: Китайская Республика, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Республика Косово, Государство Палестина.

Непризнанные государства: Территория бывшего СССР – Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика. Территория Сомали – Сомалиленд.

Государства-члены ООН, не признаваемые некоторыми другими государствами.

В некоторых случаях одно государство-член ООН может не признаваться одним или несколькими другими государствами, несмотря на членство в одной организации. К примеру, Государство Израиль не признаётся большинством арабских и мусульманских государств, но при этом признаётся мусульманскими Египтом, Иорданией, а также Турцией и рядом других государств. В свою очередь, Китайская Народная Республика не признаётся государствами, признающими Китайскую Республику. КНДР не признаётся Республикой Корея, а Республика Корея не признаётся КНДР.

Мальтийский орден – это государствоподобное образование, имеет статус наблюдателя при ООН. Имеет дипломатические отношения со 104 государствами. Иногда рассматривается как карликовое государство.

Также существует 1 территория с неопределённым статусом. Западная Сахара – бывшая испанская колония Испанская Сахара, согласно Декларации ООН № 1514 должна была получить независимость, однако в 1975 г. была в нарушение пункта 6 указанной декларации разделена между Марокко и Мавританией. После войны в Западной Сахаре большая часть (включая практически всё побережье) аннексирована Марокко, контроль над остальной частью осуществляет частично признанная Сахарская Арабская Демократическая Республика.

Во многих частях света существуют регионы, население которых борется за признание их самостоятельной государственности.

- 578.44 Кб

Московский государственный университет

имени М.В Ломоносова

Высшая школа государственного аудита

Доклад на тему:

«Феномен непризнанных государств и проблема их международно-правового статуса».

г. Москва

  1. Введение………………………………………………………… ……………………………………… 3
  2. Определение понятия «непризнанные государства» …………………………………………………4
  3. История возникновения непризнанных государств……………………………………………….. .....5
  4. Механизмы возникновения непризнанных государств……………………………………………. ...8
  5. Классификация непризнанных государств…………………………………………………… …........ 9
  6. Проблема международно-правового статуса непризнанных государств……………………..........10
  7. Организация, созданная непризнанными государствами ………………………………………….. 12
  8. Заключение…………………………………………………… ………………………………………..13
  9. Список использованной литературы…………………………………………………… …………….14
  10. Приложение…………………………………………………… …………………………………….....15

Феномен непризнанных государств и проблема их международно-правового статуса

Шаповалов Кирилл Александрович

Российская Федерация, г. Москва, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова,

Высшая школа государственного аудита, 1-ый курс, группа №102

Введение

Проблема непризнанных государственных образований и их влияния на развитие мирового политического процесса стала одним из важнейших направлений современной политической и правовой мысли. На политической карте мира за последние 100 лет существовали или существуют до сих пор более ста непризнанных государств, которые были провозглашены на территории почти 60 стран. Сегодня остро стоит вопрос о праве этносов на самоопределение и в то же время территориальной целостности государств.

Говоря о данной проблеме, нужно отметить, что она слабо изучена компетентными учеными, лишь совсем недавно появились работы Андрея Большакова (доктора политических наук, доцента КФУ): «Непризнанные государства Европейской периферии и пограничья» и «Непризнанные государства постсоветского пространства в системе российскийх национальных интересов» и доктора политических наук Игоря Зевелёва «Соотечественники в российской политике на постсоветском пространстве». Также ряд работ, связанных с изучением феномена непризнанных государств принадлежит российскому политологу Маркедонову С. М. и доктору юридических наук, специалисту в области международного и частного права Вельяминову Г.М.

Определение понятия «непризнанные государства»

Само понятие «непризнанное государство» условно и может использоваться в научном плане лишь с определенными допущениями. На сегодняшний день не только не разработано единого однозначного определения «непризнанных государств», но и вообще количество возможных определений ничтожно мало. Среди возможных определений можно выделить определение А.Большакова: «Непризнанным может быть названо государственное образование, лишённое международной правосубъектности, но обладающее всеми другими признаками государственности» .

А также можно выделить определение С.А. Осиповой, (доцента, канд. полит. наук Приднестровского гос. университета им. Т.Г. Шевченко) «Непризнанные государства» – общее название мировых геополитических образований, которые, обладая всеми признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет), в то же время не имеют полного или частичного международного дипломатического признания и таким образом не могут де-юре выступать в качестве субъекта международных отношений.

Некоторые исследователи для обозначения непризнанных государств используют понятие «квазигосударство». Однако следует отметить, что обозначенный подход применительно к непризнанным государствам не верен по определению. Термин «квазигосударство» был введен в политическую науку для обозначения государствоподобных образований как особого вида субъектов

международного права, обладающих некоторыми признаками (чертами) государств, но не являющихся

таковыми в общепринятом смысле . Большинство же непризнанных государств обладают всеми основными признаками государства, например, Абхазия или Нагорный Карабах имеют свою армию, свое правительство, налоги, право и т.д. и к ним нельзя применить понятие «квазигосударство».

Кроме того, нужно отметить, что в последнее время в мире появился феномен «частично признанных государств», т.е. признанных хотя бы одной из стран – членов ООН. Их появление связано с практикой использования некоторыми членами мирового сообщества «двойных стандартов» в решении проблемы непризнанных государств. «Опасность» этой проблемы – это противоречия между двумя основополагающими принципами международного права: «территориальной целостностью государства» и «правом народа на самоопределение». И в настоящее время некоторые суверенные государства «злоупотребляют» этими принципами с целью решения собственных политических и экономических задач.

Можно согласиться с мнением И.М. Бусыгиной, что непризнанные государства воплощают пребывание территории на переходной стадии формирования государственности. Непризнанные государства могут стать полноценными независимыми государствами – например Эритрея, отколовшаяся в 1993 г. от Эфиопии. Они могут быть поглощены страной, от которой пытались отделиться, побывав определенное время в статусе де-факто независимости (например, Аджария Грузией). Но они могут весьма долго сохранять свой переходный статус, как это имеет место в случае с Турецкой Республикой Северного Кипра, образованной в 1983 г. В Западной Европе классическим (и практически единственным) примером успешной сецессии, а затем ирреденты считается регион Саарланд, сначала отделившийся от этнически близкой Германии, а затем воссоединившийся с ней .

Непризнанность государства международным сообществом негативным образом сказывается на его правовом статусе и операционных возможностях. Подобное государство не способно к активной экономической деятельности, не может заключать торговые контракты и осуществлять многосторонние инвестиционные и инфраструктурные проекты. Непризнанное государство рассчитывает только на гуманитарную помощь международного сообщества, социальные и культурные проекты, сотрудничество с различными странами и регионами находится в зачаточном состоянии. Поэтому от политико-правового признания какой-либо территории напрямую зависит ее существование и развитие.

История возникновения непризнанных государств

Первый импульс к возникновению непризнанных государств был связан с борьбой поднимающегося «третьего сословия» против феодальной системы и феодальной государственности. Так сложился союз кантонов, принявший впоследствии форму Швейцарской Конфедерации (1291-1798; 1815-1848), что являлось безусловным разрывом с доминировавшей в ту эпоху абсолютистской моделью государственности, опирающейся на соответствующую концепцию государственного суверенитета. Швейцарская модель «союза кантонов», предвосхищающая утвердившиеся гораздо позднее концепции «народного суверенитета» и «общественного договора», была разрывом со всем предшествующим опытом и поэтому оказалась вне закона с точки зрения средневековых легистов.

Эпоха Просвещения и буржуазных революций привела к торжеству провозглашенного Ж.-Ж.Руссо принципа «одна нация - одно государство», который имел ярко выраженную унитаристскую интерпретацию и не предполагал выделения в составе нации каких-либо корпоративных, территориальных либо этнических общностей. Последнее было связано с тем, что «коллективная воля» объединенного народа (главного субъекта политики с точки зрения Руссо) полагалась единой и неделимой, воплощаясь в рамках «единой и нераздельной республики». Нация понималась в данном случае не как тип этнической общности, а как сообщество граждан. При этом «гражданский статус» не распространялся ведущими европейскими державами на народы «колонизируемых» и «нецивилизованных» стран - что, очевидно, не позволяло им претендовать на легальную форму государственности, превращая их в «партизан».

Вторая мировая война стимулировала сопротивление многих национальных движений нацистской оккупации и создала почву для появления целого ряда непризнанных с точки зрения гитлеровского «нового порядка» квазигосударственных образований (например, партизанской квазиреспублики, распространившей свои действия на многие районы Белоруссии и Украины). Можно вспомнить и обратный пример - созданный нацистами на части территории Франции марионеточный режим Виши (с целью сохранения под собственным контролем французских колоний). Наиболее же последовательно модель непризнанного государства была реализована в оккупированной Польше - в лице т.н. «внутреннего государства», созданного поляками, не желавшими подчиняться нацистской оккупации и сотрудничать с оккупационным режимом, и существовавшего в течение 1939-1945 гг.

Антиколониальные движения первой половины ХХ в. придали принципу «один народ - одно государство» этнический смысл, выступая от имени угнетенных народов, что бросало вызов доминировавшей на тот момент концепции международного права, не рассматривающей колонизированные народы в качестве потенциального субъекта международно-правовых отношений.

В то же время, в развитие импульса, порожденного антиколониальными движениями 50-60-х гг., у целого ряда народов «Третьего мира» проявилось стремление к созданию собственной «этнической» государственности. Приверженцы данного подхода пытались объявить источником государственного суверенитета и субъектом государственного самоопределения не нацию как совокупность граждан, а определенную этническую общность, реализующую свои права на «исторической территории». Выражением данной тенденции в 60-е-80-е гг. прошлого века стал этнический сепаратизм (баскский, курдский, ирландский в Ольстере, албанский в пределах Балканского региона и др.) с претензиями на независимость. Движения указанных народов за «национальную свободу» имели место и ранее, однако в обозначенный период они обрели новые политико-правовые основания .

В наше время появление непризнанных государств происходило в несколько этапов и было связано с разного рода причинами:

1. Некоторые из существующих сегодня непризнанных государств появились до 1980-х годов прошлого века по разным причинам. В настоящее время таких государств 4: Китайская Республика Тайвань (с 1949 г.), Государство Палестина (формально по решению ООН – с 1947 г., декларация о независимости – 1988 г.), Сахарская Арабская Демократическая Республика (с 1976 г.) и Турецкая Республика Северного Кипра (с 1983 г.)

2. Новым этапом образования современных непризнанных государств можно считать рубеж 1990-х гг. – период распада социалистических федераций – СССР и Югославии (СФРЮ) и связанные с этим этнотерриториальные конфликты (примеры – Республики Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье; Чеченская Республика Ичкерия (до 1999 г.); Сербская Краина и Республика Сербская (до 1995 г.); и Республика Косово). Первоначально международное сообщество провозгласило приоритет принципа « нерушимости границ», но впоследствии часть стран отошла от этого него.

3. Также де-факто существующие непризнанные государства возникли в связи с начавшейся в 1988-м году гражданской войной в Сомали. В результате образовались 2 типа таких государств: Первые объявили целью достижение независимости (Сомалиленд, Нортленд, Джуббаленд), вторые – заявили о создании « автономных государств» с последующим вхождением их в состав единой « Сомалийской Федерации» (Пунтленд, Маахир, Галмудуг, Юго-Западное Сомали).

4. Отдельные самопровозглашённые государства возникли в ходе гражданских войн, и сейчас активно применяют терракты и криминальную «основу» для своего существования. К ним можно было отнести Тамил-Илам на Шри-Ланке, Вазиристан в Пакистане, Государства Шан и Ва в Мьянме.

Часто самопровозглашённые государства прекращают своё существование в результате военных спецопераций – как Республика Сербская Краина («погибшая» в результате военной спецоперации Хорватии в 1995 г.) или Чеченская Республика Ичкерия (прекратившая де-факто существование после второй чеченской войны 1999-2000 гг.) В настоящее время, как уже было отмечено, появились так называемые «частично признанные государства», то есть те, что не признаны мировым сообществом в целом, но признаны отдельными странами-членами ООН. И хотя случаи «выборочного» признания наблюдались и ранее (КР Тайвань, признаваемая 22 государствами-членами ООН и Ватиканом; САДР – Западная Сахара, признаваемая 48 государствами ООН и 12-ю, «заморозившими» признание странами; Государство Палестина, признаваемое в качестве независимого 111-ю странами-членами ООН, но не

имеющее возможность вступить в ООН), наиболее хронологически близким прецедентом в признании самопровозглашённых государств можно считать признание Турцией в 1983 г. Северного Кипра, а современным же новейшим прецедентом – признание рядом стран Республики Косово с 17 февраля 2008 г. С 17 февраля 2008 года Республику Косово признали 70 государств, а с 26 августа Республики Абхазию и Южную Осетию признали Россия, Никарагуа, Венесуэла и Науру. Подобные процессы «частичного признания» продолжаются и по сей день .

Понимая нереализуемость подхода «один народ - одно государство» в условиях смешанного состава населения большинства стран, а также реальную неспособность многих этнических общностей к самостоятельному государственному существованию, международное сообщество в лице ООН и ряда других организаций попыталось создать правовые ограничения на пути этнического сепаратизма. Признавая право наций и народов на самоопределение, ведущие международные институты в принципе выступают против реализации его в форме отделения, дабы не поощрять сепаратистские устремления. Это в свое время подтвердил бывший генсек ООН Бутрос Гали, во время своего визита в Россию в 1995 г.

Краткое описание

Проблема непризнанных государственных образований и их влияния на развитие мирового политического процесса стала одним из важнейших направлений современной политической и правовой мысли. На политической карте мира за последние 100 лет существовали или существуют до сих пор более ста непризнанных государств, которые были провозглашены на территории почти 60 стран. Сегодня остро стоит вопрос о праве этносов на самоопределение и в то же время территориальной целостности государств.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………………………… 3
2. Определение понятия «непризнанные государства» …………………………………………………4
3. История возникновения непризнанных государств……………………………………………….......5
4. Механизмы возникновения непризнанных государств……………………………………………. ...8
5. Классификация непризнанных государств………………………………………………………........ 9
6. Проблема международно-правового статуса непризнанных государств……………………..........10
7. Организация, созданная непризнанными государствами ………………………………………….. 12
8. Заключение……………………………………………………………………………………………..13
9. Список использованной литературы………………………………………………………………….14

Введение

Проблема непризнанных государственных образований и их влияния на развитие мирового политического процесса стала одним из важнейших направлений современной политической и правовой мысли. С момента распада СССР и других восточно-европейских государств на фоне изменения политической карты Европы наблюдается повышение степени актуальности обозначенной проблемы: непризнанные государства, возникшие в последнее десятилетие XX в., входят в зону политических и иных интересов наиболее влиятельных актёров современного этапа развития мировой истории.

Место и роль непризнанных государств в современной системе международных отношений весьма противоречива. С одной стороны, большинство из них воспринимаются как символ борьбы народа за право на самоопределение, право «жить на своей земле» и разговаривать на родном языке. С другой - нельзя не признавать и того факта, что феномен «непризнанных государств», возникший в результате системного кризиса, играет роль дестабилизирующего, конфликтообразующего фактора мирового политического развития. Существование непризнанных государств, таким образом, есть объективный факт современной истории, а значит, существует настоятельная необходимость объективной интерпретации данного факта и выработки эффективных политико-правовых механизмов решения проблем, вызванных к жизни провозглашением и развитием таких государств.

Непризнанные государства

Непризнанные государства - это общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности, не имеют международного признания и не могут выступать в качестве субъекта международных отношений.

Непризнанные государства? политический феномен, возникший после Второй мировой войны вследствие неразрешимого противоречия двух основополагающих норм международного права? права наций на самоопределение и принципа нерушимости границ. Непризнанные государства представляют собой самопровозглашённые государственные образования, отделившиеся от своей бывшей страны вооружённым путём. Они не являются членами ООН и других международных организаций, при этом почти всегда пользуются покровительством какой-либо «признанной» страны или группы стран.

Непризнанные государства европейской периферии и пограничных с ней территорий находятся в центре повышенного внимания политиков и ученых. Это связано, прежде всего, с предстоящим решением «косовского вопроса» и его предполагаемым индуцирующим воздействием на ряд замороженных конфликтов на пространстве бывшего Советского Союза - в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Карабахе.

В международно-политической практике проблема непризнанных государств была поставлена давно. Некоторые современные государства переживали периоды непризнания, иногда длившиеся годами. Международно-правовое противоречие между правом наций на самоопределение и принципом территориальной целостности государств делает возможным постоянное появление все новых непризнанных образований.

Непризнанные государства европейской периферии и пограничья по многим параметрам являются полноценными государствами. Можно говорить о давно сформированных и функционирующих институтах публичной власти, механизмах ее формирования (прежде всего выборы), целом ряде политических и правовых институтов, которые наличествуют в каждом независимом государстве: армия, силы правопорядка, собственная система права, гражданство. На перечисленных территориях существуют свои экономические комплексы, собственные финансовые и налоговые системы.

Целесообразно изучать непризнанные государства в контексте конфликтов, в результате которых они возникли. Такой подход позволяет свести к минимуму издержки, связанные с анализом перспектив развития подобных государственных образований, сохраняя контекст исследуемого феномена. Рассматривая этнический вооруженный конфликт, порождением которого становится то или иное независимое государство, можно выявить особенности каждой ситуации, прогнозировать перспективы изменения статуса непризнанного государства.

На основе анализа ряда посвященных этой проблеме материалов и эмпирических данных разумно выделить несколько основных параметров комплексного рассмотрения феномена непризнанного государства.

Среди них можно назвать:

  • · историю возникновения непризнанного государственного образования, описание этнического конфликта и основных этапов его развития;
  • · эффективность переговорного процесса, посредничества, планов мирного урегулирования;
  • · формирование государственного устройства и хозяйственного комплекса непризнанных государственных образований;
  • · особенности политического устройства, степень его демократичности;
  • · наличие или отсутствие реальных возможностей для возвращения непризнанного государственного образования в состав государства, от которого оно отделилось;
  • · шансы на существования в качестве независимого государства;
  • · заинтересованность и возможность внешних сил изменить или законсервировать статус непризнанного государственного образования.

При учете перечисленных параметров можно рассчитывать на более или менее точное понимание проблем каждого непризнанного государства.

Дутченко Ярослав

Политическая карта мира – это визитная карточка географии. Без знания её невозможно ориентироваться в международной политике и считаться разносторонне образованным человеком. Политическая карта мира постоянно меняется в результате войн и заключения мирных договоров. Государства распадаются и объединяются, происходит смена форм государственного устройства и правления. Страны теряют или приобретают государственный суверенитет и т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«IX Уральская открытая межрегиональная конференция

юных исследователей «Интеллектуалы XXI века»

Непризнанные и самопровозглашенные государства мира, причины их породившие.

Наука о Земле (География)

10 класс, МБОУ СОШ № 54,

г. Челябинск

Научный руководитель:

Зайцева Татьяна Алексеевна,

учитель географии,

МБОУСОШ № 54

Челябинск, 2013

I. Введение

1. Актуальность темы.

2. Объект исследования.

3. Предмет исследования.

4. Цель и проблема исследования.

5. Задачи.

6. Методы исследования.

II. Основная часть

1. Понятия «непризнанных и самопровозглашенных стран».

2. Общий обзор непризнанных и самопровозглашенных

государств на политической карте мира, причины их появления.

3. Общие проблемы, которые существуют на территории этих государств.

4. Постсоветское пространство:

А. Приднестровская Молдавская Республика.

Б. Гагаузская республика.

В. Республика Абхазия.

Г. Южная Осетия.

Д. Нагорный Карабах.

5. Стратегии поведения России по непризнанным государствам на постсоветском пространстве.

6. Виртуальные государства.

  1. Заключение.
  2. Список литературы.
  3. Приложение.

I. Введение:

Современный мир на сегодня многонационален, многолик и противоречив.

Политическая карта мира – это визитная карточка географии. Без знания её невозможно ориентироваться в международной политике и считаться разносторонне образованным человеком. Политическая карта мира постоянно меняется в результате войн и заключения мирных договоров. Государства распадаются и объединяются, происходит смена форм государственного устройства и правления. Страны теряют или приобретают государственный суверенитет и т.д.

1. Актуальность исследования определяется необходимостью комплексного изучения образовавшегося вследствие сложных историко-политических и этногеографических процессов в последние десятилетия значительного количества непризнанных международным сообществом государств, являющихся такими же живыми составляющими сложной, изменчивой и многоуровневой политической карты мира, как и признанные государства.

Данная тема интересна своей непопулярностью в школьных учебниках, но очень актуальна в современном мире. Большинство непризнанных государств отсутствуют на картах. Однако они реально существуют, в них живут люди, работают правительства, президенты, принимаются конституции, они даже пытаются солидарно выступать на международной арене. Поэтому мы решили углубить свои знания по этой теме и рассмотреть ряд вопросов.

2. Территориальным объектом исследования являются непризнанные международным сообществом государства и народы, населяющие их территории.

3. Предметом исследования являются проблемы существующие в этих государствах.

4. Цель и проблема исследования заключается в выявлении причин и условий появления непризнанных государств на политической карте мира и существующих в них проблем.

5. Достижение цели обеспечивается постановкой и решений следующих задач исследования:

  1. Обобщить базовые теоретические положения этнической географии и этноконфликтологии: систематизировать основополагающие понятия, касающиеся проблемы непризнанных государств.
  2. Рассмотреть причины этногеографических конфликтов, лежащих в основе возникновения подобных государственных образований.
  3. Выяснить другие причины появления непризнанных государств в мире.
  4. Показать географию размещения непризнанных государств.

Знакомство с самопровозглашенными территориями постсоветского пространства, а также с непризнанными и виртуальными государствами мира.

  1. Практическая работа: создание визитных карточек непризнанных государств (приложение).

6. Методы исследования:

  1. Социально-экономический.
  2. Сравнительно-географический.
  3. Аналитический.
  4. Информационные.
  5. Картографический.

Новизна исследования для меня заключалась с самого начала – выбора темы. Эта тема редко звучит в школьной географии, но привлекает своей необычностью и непопулярностью. Я решил поглубже познакомиться с данным вопросом, изучить имеющиеся документы и статьи. И не ошибся, узнал много нового и интересного для себя, расширил свой кругозор по теме «Современная политическая карта мира»

II. Основная часть.

1. Непризнанные государства - это общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет), в то же время не имеют дипломатического признания со стороны стран-членов ООН. Таким образом, они могут выступать в качестве субъекта международных отношений только в правовом поле других государственных образований, не признаваемых странами-членами ООН, но признающих друг друга.

На политической карте мира существует около 120 непризнанных государств, которые провозглашены на территории почти 60 стран.

Понятие «непризнанное государство очень условно. На самом деле к данной группе государственных образований обычно относят и частично признанные государства . Поэтому по критерию признания суверенитета можно выделить собственно непризнанные государства (например, Абхазия, Приднестровье) и частично признанные государства (например, Тайвань), некоторые из которых реально находятся под военной оккупацией (Западная Сахара, Палестина). Известно, что Тайвань имеет дипломатические отношения с двадцатью шестью странами мира, Северный Кипр признается лишь Турцией, Ичкерия была признана тремя государствами, но сегодня вообще прекратила свое существование.

2. Общий обзор непризнанных и самопровозглашенных государств на политической карте мира, причины их появления.

Непризнанные государства возникают в многонациональных странах, как в результате сепаратистских движений, (Сепарати́зм (фр. séparatisme от лат. separatus - отдельный), отделенчество - политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса очень широкой автономии), так и из-за передела национально-государственных границ, «разрезавших» ареалы проживания этносов.

Некоторые непризнанные государства существуют в течение длительного времени. Например, Тайвань (официальное название – Китайская Республика), Палестина, Восточный Тимор, Курдистан, Азад Кашмир, Тибет (Приложение №6) . Другие государства гибнут под ударами правительственных войск.

Новый всплеск «самопровозглашения» произошёл на рубеже 90-х годов XX века, в связи с распадом СССР и Югославии и связанными с этим этнотерриториальными конфликтами (Нагорный Карабах, Приднестровская Молдавская республика, Южная Осетия, Абхазия, Республика Сербская Краина, Республика Сербская, Республика Косово).

На этот раз международное сообщество заняло жесткую позицию, и категорически отказалось признать новые государственные образования. В результате возник феномен постсоветских «непризнанных государств», статус которых не определен, что, однако, не мешает их существованию. Некоторые эксперты отмечают, что большинство этих образований являются, в сущности, вполне состоявшимися государствами, обладающими эффективным государственным аппаратом, пользующимся массовой поддержкой со стороны населения. В 1995 контроль над территорией, на которую претендовала Сербская Краина, восстановила Хорватия. В 1999 году Россия восстановила контроль над территорией, на которую претендовала Ичкерия. В 2009 году Шри-Ланка восстановила контроль над территорией, на которую претендовал Тамил-Илам. В 2008 году Россия пресекла попытку Грузии восстановить контроль над территорией, на которую претендовала Южная Осетия. В 2001 году постсоветские непризнанные государства создали собственное Содружество непризнанных государств (СНГ-2).

Вывод : Как мы видим, причины появления новых государств во многом схожи.

3 . Общие проблемы, которые существуют на территории этих государств.

В связи с выше сказанным рассмотрим проблемы, которые испытывают непризнанные государства.

1. Республики, в которые они ранее входили, отказываются признавать их национальную государственность и считают по-прежнему эти самопровозглашённые государства своими территориями.

2. Как правило, это небольшие по территории и численности населения государства, с разнообразным этническим составом и небольшой долей титульной нации.

Вот сведения об этих государствах, приводимые Большаковым (Статья «Непризнанные государства Европейской периферии и пограничья» в журнале «Международные процессы» 2009) «….Прежде всего, непризнанные государства европейской периферии малы территориально, их население немногочисленно даже по европейским стандартам. Явным лидером среди них является Косово, занимающее территорию 11 тыс. кв. км с населением около 2 млн. человек. Этнические албанцы составляют в крае большинство, сербы, хорваты, венгры, турки, цыгане и другие этнические меньшинства – насчитывают до 100 тыс. человек. Приднестровье контролирует территорию 4163 кв. км с населением 250 тыс. человек. В Нагорном Карабахе проживает около 147 тыс. человек, которым удаётся удерживать территорию 11 тыс. кв. км с учётом шести оккупированных районов Азербайджана. Южная Осетия располагает территорией в 3900 кв. км с населением 70 тыс. человек. Это наименьшее из непризнанных государств. Абхазия занимает территорию в 8600 кв. км с населением 250 тысяч человек. При этом следует отметить, что в Абхазии из 250 тысяч населения, 200 тысяч являются российскими гражданами, в Южной Осетии из 70 тысяч – 50 тысяч, а в Приднестровье из 250 тысяч 100 тысяч тоже российские граждане.»

Причём, многие из этих государств смогли завоевать и удерживать значительные пространства лишь благодаря либо военной и экономической помощи сопредельных стран, союзников, либо вмешательству международного сообщества.

Фактор сопредельных территорий весьма важен для непризнанных государств. Сопредельные территории часто выступают источником поддержки для непризнанного государства, «поскольку, как правило, именно внешний ресурс (опора на сильное сочувствующее государство или государства) позволяет экономике мятежной территории развиваться, а властным институтам, государственному аппарату и вооружённым силам функционировать сколько-нибудь нормально…», – подчёркивает автор. Именно подобная ситуация возникла в Абхазии и Осетии.

При этом мы встречаемся в подобных ситуациях с ещё одной проблемой - 3. проблемой возвращения беженцев. Их потенциальное возвращение на территории непризнанных государств может значительно изменить этнический состав в непризнанных образованиях. Поэтому вопрос о беженцах в любом из подобных конфликтов является самым трудным и подчас вовсе неразрешимым.

Непризнанные государства европейской периферии и пограничья по многим параметрам являются полноценными государствами. «Можно говорить о давно сформированных и функционирующих институтах публичной власти, механизмах её формирования (прежде всего выборы), целом ряде политических и правовых институтов, которые наличествуют в каждом независимом государстве: армия, силы правопорядка, собственная система права, гражданство. На перечисленных территориях существуют свои экономические комплексы, собственные финансовые налоговые системы», – подчёркивает Большаков.

Из всего изложенного следует и закономерный вывод: непризнанные государства выступают самостоятельными субъектами региональной и международной политики. Их влияние на политические процессы довольно заметно.

4. И лишь одна проблема остаётся нерешённой – это проблема гражданства. Ведь паспорта непризнанных государств почти нигде в мире не принимаются во внимание. Но и из этой ситуации они пытаются найти выход

4. Постсоветское пространство.

Распад СССР сопровождался возникновением региональных конфликтов, в результате которых погибли тысячи людей, сотни тысяч стали беженцами. Самопровозглашенные государства появились в Азербайджане, Армении, Грузии, Молдавии, Украине, Российской Федерации.

Несмотря на отсутствие членства в ООН, члены содружества (СНГ-2) продолжают существовать уже на протяжении довольно длительного времени. Все они имеют такие атрибуты независимой государственности, как собственные конституции, правительства, вооруженные силы, органы госбезопасности, таможенные и пограничные службы. Политические и экономические структуры непризнанных государств более или менее приспособились к существованию в условиях «ни мира, ни войны, ни международного признания», хотя процесс восстановления разрушенной экономики в условиях фактической изоляции от внешнего мира продвигается очень медленно. Большинство этих государств находятся на границе Российской Федерации и россияне, как и наше правительство, имеют тесные политические, культурные, экономические, этнические отношения.

А. Приднестровская Молдавская Республика.

Одной из первых (2.09.1990) появилась Приднестровская Молдавская Республика (население 660 тысяч человек), как ответ на объявленный Народным фронтом Молдавии курс на присоединение к Румынии, переход на румынские учебники и образовательные стандарты. В состав республики (площадь территории 3569 кв.км.) вошли Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий и Слободзейский районы Молдавии, города Бендеры и Тирасполь. Эта территория в течение 20 века несколько раз «меняла» хозяев. В 1940 году после присоединения Бессарабии к СССР и образования Молдавской ССР часть территории прежней автономной республики отошла к Украинской ССР, а часть (практически территория нынешней Приднестровской Республики) – к Молдавской ССР.

В 1992 году противостояние Приднестровской Республики и Республики Молдавии переросло в настоящую войну. В настоящее время выполняется подписанное в 1997 году соглашение между Молдавией и Приднестровьем о нахождении в рамках общего государства в границах Молдавской ССР (на январь 1990 года).

Приднестровский конфликт - конфликт между Молдавией и непризнанным государством, контролирующим часть заявленной территории Молдавии - Приднестровской Молдавской Республикой (Приднестровьем), под контролем которого находится, в основном, левобережье Днестра, население которого составляют молдаване, русские и украинцы (примерно в равной пропорции).

Конфликт, начавшийся ещё в советское время (1989), после обретения Молдавией независимости, привёл к вооружённому противостоянию и многочисленным жертвам с обеих сторон весной и летом 1992 года. Вооружённые действия были прекращены после того как российские войска под командованием генерала Александра Лебедя вмешались в конфликт для защиты мирных граждан и прекращения кровопролития.

В настоящее время безопасность в зоне конфликта обеспечивают Совместные миротворческие силы России, Молдавии, Приднестровья и военные наблюдатели от Украины. Приднестровская Молдавская Республика является единственным регионом на территории восточной Европы, где после ввода миротворческого контингента военные действия были прекращены и не возобновлялись. Но отношения между сторонами конфликта остаются напряжёнными.

Итак, как мы видим, территориальные, политические, экономические и этнические конфликты являются причиной вооруженных столкновений в данном районе и образовании непризнанного государства Приднестровской Молдавской республики. Но модель образования Приднестровской республики отличается от моделей непризнанных Кавказских государств. Здесь (ПМР) в большей степени сыграли роль политические и экономические причины.

(Приложение №1. Государственная символика и основные данные ПМР)

Б. Гагаузская Республика.

Была провозглашена в 1990 году на юге Молдавской ССР как протест малочисленной этнической группы – гагаузов (потомков православных переселенцев из Болгарии, бежавших в Россию во время Русско-турецких войн 18-19 веков) против намерения руководства Молдавии присоединиться к Румынии. Республика состоит из 4 анклавов общей площадью 1,8 тысяч кв.км.

Переговоры с правительством Молдавии привели к признанию прав гагаузов на определенную автономию и права на самоопределение в случае потери Молдавией своей государственности, т.е. при присоединении к Румынии. По реформе административно-территориального деления 1998 года Гагаузия имеет статус «территориальной автономной единицы».

Схожесть моделей этнодемографического развития Абхазии и Южной Осетии привели к образованию непризнанных государств. Обе страны в советский период своей истории развивались как автономные образования в границах Грузинской ССР, обе вышли из состава Грузии в результате кровопролитных войн в начале 1990-х годов, восстановили территориальную целостность и были признаны РФ и рядом других стран (Приложение. Таблица) после августовской войны 2008 года, в каждой имелись и имеются более-менее крупные грузинские этнические анклавы, абхазы и осетины принадлежат к единому северокавказскому (горскому) этнокультурному пространству.

(Приложение №2. Государственная символика и основные данные Гагаузской Республики)

В. Республика Абхазия.

Ранее на этой территории располагалось Абхазское княжество, которое вступило под покровительство Российской империи в 1810 году как самостоятельная государственная единица. До 1864 года оно сохраняло государственность и суверенный контроль над своей территорией. С 1864 по 1917 год Абхазия была подчинена царской администрации на Кавказе.

Абхазы, а также родственные им адыги, кабардинцы, черкесы, убыхи и абазины - автономное население Кавказа. На территории современной Абхазии к концу 80-х абхазов проживало порядка 18%.

Абхазское царство, нередко спасавшее последнюю грузинскую государственность, всегда было тесно связано с Грузией. После Октябрьской Революции Абхазия были включена в состав Грузинской ССР как автономия. Однако еще в советское время Абхазия выступала с инициативой перехода ее под юрисдикцию РСФСР.

Вопрос об изменении статуса Абхазии (выход из состава Грузии или возвращение статуса союзной республики) вставал неоднократно. Конфликт обострился после принятия в 1989-1990 г.г. парламентом Грузии постановлений, признающих недействительным существование автономии, в результате чего Абхазия стала именоваться Западной Грузией. После провозглашения в 1992г. Абхазии независимым государством на ее территорию вошли войска Грузии, и началась война.

Первый президент Грузии, объявивший унитарность Грузии натолкнулся на серьезное сопротивление в среде, как обычных абхазов, так и среди абхазской интеллигенции. После требования о размещении новоиспеченных грузинских войск на территории Абхазии и последовавшего отказа со стороны Парламента Абхазии начались полномасштабные военные действия. На стороне абхазов тогда воевали сводные отряды северокавказцев, в том числе чеченцы.

Из-за отказа Грузии вступать в СНГ Россия также поддерживала пророссийски настроенную Абхазию. Победоносная война абхазов закончилась эвакуацией Шеварнадзе российским спецназом из Сухуми (после чего, кстати, Грузия и вступила в СНГ), а также оттоком огромного числа беженцев многих национальностей - грузин, армян, греков. В настоящее время на территории Грузии проживают порядка 400 тысяч беженцев из Абхазии.

В ходе переговоров по урегулированию абхазо-грузинского конфликта сторонам не удалось достигнуть согласия. Грузинская сторона была готова предоставить Абхазии «самую широкую автономию в рамках единого грузинского государства». Абхазия допускает возможность создания конфедерации, в которую Абхазия могла бы войти как самостоятельное государство на основе договора с Грузией.

Сейчас Абхазия находится в блокированном состоянии. Граница с Россией, по сути, открыта, однако существует множество бюрократических преград для преодоления ее; граница с Грузией - линия фронта. Грузинские войска и вооруженные отряды местных сванов контролируют часть территории Абхазии - Кодорское ущелье, где расположено несколько сел и проходит стратегическая для Грузии ЛЭП из России. (Приложение №3. Государственная символика и основные данные Абхазии)

Г. Южная Осетия

Южная Осетия (область, с 1989 года – автономная республика в составе Грузинской ССР) в 1990 году объявила себя суверенной республикой в составе СССР. В ответ на это Верховный Совет Грузии отменил автономный статус Южной Осетии, которая стала называться «Цхинвальский регион».

В 1991 Южная Осетия получила фактическую независимость, которая с 2008 года признана 4 странами-членами ООН.

На референдуме 1992 года более 90% населения Южной Осетии высказалось за независимость республики от Грузии.

Конфликт был юридически разрешен после подписания в 1992 году Соглашения президентами России и Грузии, представителями Северной и Южной Осетии.

Схожи и модели этногеографического развития Южной Осетии и Нагорного Карабаха, которые привели к образованию самопровозглашенного государства.

(Приложение №4. Государственная символика и основные данные Южной Осетии)

Д. Нагорный Карабах .

Нагорный Карабах (по-армянски Арцах, т.е. «солнечный лес»- историческая территория проживания армян. В Армении это была одна из исторических областей, сохранившая свое название ещё с урартского «уртехини». Население этой территории было всегда армянским.

Причины конфликта лежат в особенностях исторического развития территории.

После раздела Армении между Византии (а затем арабами и турками) и Ираном, в Арцахе и в соседнем Утике начали селиться турки, и область эта, будучи под началом Ирана, получила турецкое название Карабах (Черный Сад). В Средневековье здесь остались последние остатки армянской государственности – 5 полунезависимых княжеств-меликств.

При включении Закавказья в состав Российской Империи Арцах был поделен между Эриванской и Елизаветпольской губерниями. После получения независимости 3 закавказскими республиками, Арцах недолгое время был в составе Армении, однако в ходе нападений мусуватистского Азербайджана в скором времени превратился «передвигающуюся линию фронта».

В советское время, по условию мира с Турцией, Арцах был превращен в Нагорно-Карабахскую автономную область в составе Азербайджанской ССР, лишившись при этом почти половины своей территории (равнинный Карабах). В автономной области переселялись азербайджанцы, и поощрялся отток армянского населения, в частности в Сумгаит. Ныне Нагорный Карабах – это анклав на территории Азербайджана. В 1989 году было объявлено присоединение Арцаха к Армении, что повлекло за собой столкновения, переросшие в полномасштабную войну.

Карабахская армия, не без помощи российских консультантов, добровольцев из самой Армении и диаспоры, материальной помощи, победила, заняв не только территорию НКАО и Лачинского коридора, связующего Арцах с Арменией, но и территории семи районов собственно Азербайджана.

Столицей никем не признанного государства (кроме Армении) является город Степанакерт. Всем жителям Арцаха Армения предоставляет свое гражданство.

Последний план урегулирования, предложенный американской администрацией, - план Пола Гоббла не устраивает как армянских политиков, говорящих о невозможности обмена одних армянских территорий на другие, так и азербайджанских. По плану, взамен Карабаха и Лачинского коридора Азербайджан получает Мегринский район для связывания с Нахичиванем, но, для предотвращения образования тюркского пояса, опасного для Армении и Ирана, Ереван получает часть территории Нахичевани, граничащей с Турцией.

(Приложение №5. Карта и государственные символы Нагорного Карабаха)

5. Стратегии поведения России по непризнанным государствам на постсоветском пространстве.

По мнению журнала «Политекс» (Политическая экспертиза. 2012г.), на наш взгляд, Российская Федерация может использовать три стратегии поведения по непризнанным государствам постсоветского пространства. Первая, которая условно может быть названа стратегией «самоопределения», состоит в одностороннем признании и даже возможном присоединении Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья к России. Этот вариант найдет широкую поддержку населения России, вызовет новую волну имперских умонастроений у части правящего класса. При этом на международном уровне Россия, скорее всего, не получит поддержки, так как при реализации такого сценария будет нарушена территориальная целостность сразу двух государств - Грузии и Молдавии, что будет означать полный отход от хельсинских принципов и может стать, в совокупности со случаем Косово, прецедентом для сепаратистов различных регионов мира. Можно предположить, что США, страны Европейского союза, некоторые страны СНГ открыто выступят против таких действий России и не признают нарушение территориальной целостности Грузии и Молдавии. Не поддержат таких действий России и «азиатские гиганты» - Китай и Индия, имеющие большие проблемы с собственными сепаратистскими территориями.

Можно предположить, что процесс признания и возможного присоединения Южной Осетии к России, в отличие от Абхазии и Приднестровья, сразу же приведет к возобновлению вооруженных действий, учитывая мозаичное расселение осетинского и грузинского населения на спорной территории. Кроме того, России придется решать экономические проблемы этих территорий, что невозможно сделать без ущерба для неконкурентоспособного местного населения, возникновения новых конфликтов с российской администрацией и капиталом. Интенсивная помощь Абхазии, Приднестровью и Южной Осетии вызовет недовольство в депрессивных регионах самой России, которые так и не ощутили последствий значительного роста российской экономики.

6. Виртуальные государства.

Так называемые виртуальные государства – объединения, созданные частными лицами и заявляющие о своей суверенности. На практике они не имеют большинства необходимых признаков государственности, но иногда относятся некоторыми источниками к непризнанным государствам в силу относительно хорошей юридической обоснованности.

Экзотический Силенд.

В 1967 отставной майор британской армии Пэдди Рой Бэйтс объявил о создании суверенного государства на бывшей британской платформе Рафс-Тауэр, расположенной в нейтральных водах Северного моря и вычеркнутой из списков британского Адмиралтейства. В 1968 году после того, как британский сторожевой катер, подошедший к Силенду, был встречен предупредительными выстрелами, против Роя Бейтса был начат судебный процесс как против гражданина Соединенного Королевства, в ходе которого было вынесено постановление о нахождении дела вне поля британской юрисдикции. В 1987 году в результате расширения суверенной морской зоны Великобритании с 3 до 12 миль Силенд формально оказался в территориальных водах Соединенного Королевства, но при этом по-прежнему полностью контролирует свою «заявленную» территорию. По мнению многих некоторых источников Силенд отвечает всем критериям государственности, указанным Конвенцией Монтевидео о правах и обязанностях государств, и является непризнанным государством. (Приложение №8)

Также другие образования нередко называют себя непризнанными государствами, ссылаясь на юридические курьёзы.

Виртуальные государства возникают и на внеземных территориях, в частности на Луне.

Государство на Луне.

Виртуальное государство (микрогосударство) - вымышленное образование, объединяющее незначительное количество людей, а для остальных являющееся вымыслом, существующим только на бумаге или в Интернете. Аналогичный смысл имеют понятия фэнтезийная страна , кибергосударство и другие. Исходя из этого, можно и Луну назвать государством. Если на Луне имеют участки более 2 миллионов людей, то разве нельзя рассматривать Луну как микрогосударство? Тем более, у нее даже есть своя конституция. Если у вас возникло желание приобрести недвижимость на Луне, информация в приложении (Приложение №9)

III. Заключение

Самопровозглашенные государства, как мы видим, абсолютно разные. Это феномен на политической карте мира. Они отличаются размерами, географическим положением, статусом, уровнем экономического развития, стабильностью в политическом отношении, членством в ООН и числом признанных государств.

Причины появления новых государств во многом схожи: 1- это сепаратисткие движения, часто направленные на разжигание вражды между народами и отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства; 2- передел национально-государственных границ, ведущих к ущемлению интересов одних народов другими; 3- распад СССР и Югославии и связанные с этим этнотерриториальные конфликты, и когда общее социально-экономическое положение в стране резко меняется к худшему и наступает политическая нестабильность.

Следовательно, причины их образования, проблемы, которые они испытывают во многом схожие и мы их рассмотрели. Я думаю цель, которую мы поставили выполнена с помощью определенных задач

Практическая значимость исследования . Результаты исследования могут быть использованы учителем и учащимися в качестве дополнительного материала при изучении темы «Современная политическая карта мира». Визитные карточки непризнанных государств можно использовать учителем в качестве раздаточного материала на уроке при изучении темы «Современная политическая карта мира».

Виртуальные государства, на наш взгляд, это «фантастические» государства. Создатели таких «государств» - амбициозные люди, желающие привлечь к себе внимание света. Хотя в будущем существование таких государств на других планетах, наверное, возможно.

IV. Список литературы

  1. Багапш Н.В. Модели этнодемографического развития непризнанных международным сообществом государств на постсоветском пространстве // Бюллетень Владикавказского института управления. - 2010. - № 32.
  2. Большаков А.Г Непризнанные государства постсоветского пространства в системе национальных интересов. Журнал «Политекс». Политическая экспертиза. 2012 г
  3. Большаков А.Г. Статья «Непризнанные государства Европейской периферии и пограничья». Журнал «Международные процессы» 2009.
  4. Лобжанидзе А.А Этнодемографическое развитие Абхазии: территориальный аспект, Москва 2010 г.
  5. Холина В.Н. Наумов А.С. «Политическая карта мира». География для школьников и абитуриентов. Москва «Просвещение» 2004.
  6. Интернет-ресурсы:
  1. География. ру: страноведческая журналистика
  1. Мир карт: интерактивные карты стран и городов
  1. Страны мира: географический справочник

http://geo.historic.ru

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!