Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Михаил валерьевич мун. Приключения муна и короля призраков михаил валерьевич жуковин

В «Википедии» про Михаила Муна (а раз о тебе есть статья в свободной энциклопедии, значит, ты персона известная) написано забавно: «радиоведущий». И только во вторую очередь написано, что «в первую очередь он известен как игрок «Что? Где? Когда?». Обладатель «Хрустальной совы»

И о чем вовсе не написано в энциклопедии, так это о том, что главная работа Михаила Муна — «коммерческий директор компании, которая занимается импортом химического сырья». Но мы-то все равно не об этом спрашивали — а о том, что, где и когда. Тем более что недавно наблюдали игру команды Андрея Козлова, в которую входит наш собеседник. Тогда, напомним, победили знатоки.

— Михаил, вы сколько лет в игре?
— Понятно, что я не сразу начал играть в телевизионном клубе. В спортивное «ЧГК» попал на первом курсе, в 1991 году. А в телевизионный клуб — в конце 1997-го.

— Для вас игра «при Ворошилове» и игра с нынешним ведущим, Борисом Крюком, чем-то принципиально отличаются?
— Конечно, передача — очень авторская. Ведущий «ЧГК» — это, при всем уважении, не ведущий, допустим, «Поля чудес», где есть формат. «Что? Где? Когда?» в первую очередь отражает личность ведущего и личности знатоков. Потому Ворошилов и говорил: это игра не про ответы на вопросы, это игра про людей.

И Владимир Яковлевич, и Борис — тоже участники игры, но я бы сказал, что при Ворошилове это была больше игра против Ворошилова: он брал на себя роль раздражителя, элемента давления. Борис, как мне кажется, старается быть посредником между знатоками и какими-то другими агентами давления — зрителями, вопросами, турнирной ситуацией. Он только направляет эту силу, не беря на себя роль самой силы.

— У команд разный характер. Какой характер у вашей?
— У Андрея Козлова довольно оригинальный подход, который он даже навязывает нам, игрокам команды.

Как он говорит, когда вопрос задан, ответ на него уже существует — у ведущего, в ноосфере, в коллективном бессознательном команды. И в определенном состоянии командного резонанса мы способны этот ответ вытащить в сознательное. И чтобы этого состояния достичь, Андрей использует определенные психологические методы — проще говоря, стремится ввести команду в состояние сильного стресса.

— Да? Уж кто на взводе, так это капитан Андрей Козлов…
— Стресс — не в смысле нервного напряжения, а в смысле давления. Игра, наверное, это на 20% размышление и на 80% — концентрация. Это доказывается тем, что знатоки, когда не сидят за столом, а либо стоят рядом, либо смотрят игру дома, берут вопросы гораздо чаще. За столом мешает ответственность… Телекамеры — в меньшей степени, к ним привыкли.

Сконцентрированная команда выигрывала бы со счетом 6:3 — 6:4, а так обычно выигрываем со счетом 6:5 либо проигрываем 5:6. На грани. У экрана телевизора я возьму 80% суперблицев, а за столом — 10%, а то и меньше.

— Как члены команды сыгрываются? Вы же из разных городов…
— Ну, каждый в команде с большим опытом игры. Другое дело, что надо притереться.

Мы встречаемся обычно за день до игры, в пятницу, проводим небольшую командную тренировку, примерно три игры. Это скорее оргмомент: настроиться друг на друга — кто-то чуть громче кричит, кто-то недостаточно четко формулирует. А день игры посвящаем психологической настройке, отработке концентрации. У нас есть традиция, Андрей ее неоднократно озвучивал: собираемся вместе, обедаем и идем смотреть какой-нибудь боевик. Чем глупее, тем лучше.

До того как я стал играть в команде Козлова, практиковал обратное: до последнего момента сидел в номере гостиницы, читал какую-нибудь скучную ерунду вроде дамского романа, полностью разгружая органы чувств, чтобы они, согласно моей гипотезе, в нужный момент обострились. Андрей идет от обратного: загрузить органы чувств, при этом не напрягая интеллект. Серьезных научных исследований этих методик не проводилось — а жаль: интересно узнать, что эффективнее.

— Как брать вопрос? Вот сама техника…
— Вопрос в «ЧГК» — это не загадка мироздания. Мироздание говорит с нами на том языке, на котором ему вздумается. А человек пишет вопрос для того, чтобы его можно было взять. При этом пара «вопрос — ответ» должна являть собой небольшое произведение искусства. «Кто написал «Евгения Онегина»? — Пушкин» — это не пара, потому что реакция на такое: «Ну и что тогда?» А если так — значит, наверное, ответ не верен. Ищи другой.

Или, например, если в вопросе какое-то слово кажется неестественным — наверное, в нем ключ.

Есть вопросы, в которых сразу понятен ход размышлений: например, надо перебирать оперы или французских королей. Бывают вопросы, от которых поначалу берет оторопь. В недавней игре нашей команды был детский вопрос: «Антонина не умеет плавать, Николай работает на лесоповале, а где работает Евгения?» У меня на первой секунде была паника — я не понимал что делать. Слава богу, что у Алены Александровой мозг сработал в правильном направлении: надо превратить Антонину в Тоню, Николая в Колю — и тогда становится очевидно: Тоня — тонет, Коля — колет, а Женя тогда женит, и работает она в загсе.

Что забавно — телезритель, допустим, сразу догадался и посмеивается: простой же вопрос, вот дураки-то.

Вопросы «ЧГК» на самом деле — некий метаязык, овладев которым, ты на 70% решаешь проблему взятия вопроса.

— Мы, зрители, тоже отгадываем. Но, может, редакция игры специально подбрасывает вопросы полегче, ради нашего самоуважения?
— Владимир Ворошилов в своем основополагающем труде (он же издал две книги по «ЧГК») писал, что для успешной игры в «Что? Где? Когда?» достаточно знаний средней школы. Эта игра вообще не про знания.

— А еще говорят, что спортивное «Что? Где? Когда?» гораздо сложнее телевизионного. Что это вообще такое — спортивное «ЧГК»?
— Это немножко другая игра. Ну как в автомобилестроении: на том же шасси построили автомобиль для другой цели. Цель телеигры — показать столкновение. Это искусство, потому что искусство — в первую очередь «про человека». Личность ставится в крайне некомфортные условия, чтобы под этим давлением ушло все наносное и человек стал таким, какой он есть. Прямой эфир не обмануть. Если ты сосредоточишься на том, чтобы держать свое лицо, маску (мы же все носим маски в обыденной жизни), — ты не сможешь играть, ты будешь только транслировать маску.

Спортивное «ЧГК» тоже интересно. Да любая интеллектуальная деятельность приносит удовольствие: у нас в процессе эволюции образовался разум, и он все время чешется, а игра предоставляет еще и такую услугу, как коллективное чесание разума, что многократно приятнее.

Но спортивное «ЧГК» — это не искусство, это именно спорт. Попытка выявить, какая из команд… не скажу «умнее», потому что хорошие игроки не обязательно умнее плохих игроков... Выявить, кто лучше играет вот в эту конкретную игру.

Если команде Козлова сыграть на чемпионате мира в спортивное «ЧГК» — она будет очень далека от первого места. Лет восемь назад мы бы еще поборолись, но в последние годы спортивная игра стала все больше уходить в абстракции, в такую «игру в бисер». Типичный вопрос нынешней спортивной игры: три икса расположены на игреке, несут на себе три альфы, какое слово в вопросе заменено? При этом есть негласная договоренность: иксами и игреками называют существительные мужского рода, альфы — женского…

— Ох, зачем такие сложности?
— Потому что пакет вопросов в спортивном «ЧГК» должен ранкировать, допустим, 60 команд. Вопрос телевизионного «ЧГК» не должен сепарировать команды, ведь играет всего одна. Поэтому если в спортивном «ЧГК» дать командам вопросы из телевизионного, то на большую часть вопросов либо ответят почти все, либо, наоборот, не ответят почти все — не удастся качественно определить, кто выиграл.

Я периодически хожу разминаться в спортивное «ЧГК», но тут я не столь эффективен, как в вопросах «человеческих». Хотя это дело привычки. Просто другой язык. Вы когда-то учили французский, но не практиковались — и забыли, а поживете в языковой среде — опять заговорите. Если команда сильных игроков в спортивное «ЧГК» сядет за телевизионные вопросы — тут команда Козлова их обыграет. Потому что это наш язык.

— Как вы радиоведущим стали? Потому что футбол любите?
— Шесть лет назад заработало «Радио Зенит», и один из знатоков, Леша Блинов, зная, что я активный болельщик, предложил: давай посотрудничаем. Появилась передача с моим участием, «Игра головой». Я задаю вопросы, слушатели отвечают по СМС, а ведущие в студии не дают заскучать.

Параллельно я приходил гостем-болельщиком в передачу «Футбольное обострение» Феди Погорелова, потом он поехал в Америку на год учиться, я его подменял и прижился. Федя, вернувшись, себе другую передачу придумал, а я продолжаю вести «Обострение».

— Что интересного умный человек находит в футболе?
— Смотрите, игра — неотъемлемая и, наверное, базовая потребность человека. При этом важное свойство игры — в том, что человек всегда понимает, что это не имеет отношения к реальности. Сели мы с вами за шахматы, и вдруг загорелся дом — понятно, что мы бросим игру. Но пока дом не горит — сидим и играем, хотя у нас есть и более важные дела, можно было бы лишнюю копеечку заработать. Нет, сидим, играем. Потому что нравится. Как в известном эксперименте с крысой, которой вживили электрод в центр удовольствия в мозге, и она постоянно жала на кнопку, чтобы этот центр стимулировать, не пила не ела.

Футбол — просто одна из игр. Что в ней умники находят? Ну, все-таки это не крестики-нолики, где два хода и ничья, если не допускать глупых ошибок. В футболе есть место тому, чтобы проявилась личность. Есть место эстетическому удовольствию — футболисты могут делать с мячом то, чего не умеют делать обычные люди. Это игра ума, игра тренеров, которые подбирают футболистов таким образом, чтобы выпятить их сильные стороны и нивелировать слабые — идеальных футболистов ведь нет… Может, только Криштиану Роналду. Это еще и игра с оппонентом, столкновение воль, стратегий.

— Ну да, игра — и почему ж такие жуткие драки в болельщицкой среде?
— Есть целая субкультура околофутбольного хулиганизма, она выработала свой кодекс поведения. Например, дерутся чаще всего по согласованию сторон, в строгом соответствии с дуэльным кодексом. Такой бокс на свежем воздухе. Если я пойду, например, на матч со «Спартаком» в Москве и даже надену при этом розу «Зенита»… ну, может, какой-то дурак засветит мне в глаз, это тоже в правилах игры... Но чтобы я серьезно опасался за свою жизнь — нет.

— Возвращаясь к игре: есть ли определенно нелюбимые виды вопросов?
— Нелюбовь к тем или иным вопросам индивидуальна. Когда мы берем вопрос, происходит выброс эндорфинов, получаешь именно физиологическое удовольствие. Но секундное чувство паники, когда не понимаешь, как рассуждать, дает выброс адреналина или норадреналина, и это очень неприятно.

Лично у меня хуже всего идут вопросы, когда на стол выносят, извините, какую-то фигню: догадайтесь, как ее используют. Мне близки вопросы вроде «продолжите цитату такого-то», потому что это отношения «человек — человек», а когда выносят фигню — тут нет человека. Слава богу, у нас в команде Капустин: если нам дадут непонятный предмет, Капустин либо знает, как его использовать, либо покрутит в руках и догадается.

— Борис Крюк сказал про вас: это игрок не знаний, а феноменальный разгадывальщик. Но знания-то все равно нужны. Почитываете ли энциклопедию, скажем?
— Нет. Просто надо не выпадать из контекста. На работе сижу, скачал из базы пакет вопросов — поиграл. В одиночку мне играть тяжело, поэтому я либо беру вопрос за первую секунду либо сразу открываю ответ.

— А напомните какой-нибудь легендарный что-где-когдашный вопрос…
— «Про яму», например. Конец семидесятых или начало восьмидесятых, финал года, авторы вопросов — в студии. И одна тетенька себя повела неприятно — ну, единственная была против того, чтобы знатокам зачли ответ на какой-то вопрос, даже не ее. (Я не говорю, что дама сама по себе неприятный человек, — это мог быть побочный эффект прямого эфира.) Наконец, пришел ее черед задать вопрос: «Леонардо спрашивал: «Что растет тем больше, чем больше отнимают?» И от себя добавила: «Ответ начинается с конца, а кончается с начала».

Вопрос простой — но знатоки целую минуту тупят. Шизоидный образ мышления, когда ходишь по кругу и не способен из него выйти: «боже мой — я не знаю — что это может быть — я не знаю». Все вокруг уже догадались… На самом деле это отдельный формат просмотра «ЧГК» — наблюдать за игрой, зная ответ: оцениваешь, насколько игроки близки к истине. Так вот, минута истекла — а ответа нет. И Нурали Латыпов, отвечая, вдруг в последнюю секунду: «Яма». Потом родились версии, якобы знатоки знали ответ уже на первой секунде, просто дразнили телезрителя, — но это не так.

— Вы когда-то давно сказали, что не надо маленьких детей отдавать во всякие развивающие садики. По-прежнему так думаете? У вас, кстати, какой «состав детей»?
— Мальчик и девочка… Я считаю, что нельзя развивать детей дисгармонично. Когда ты ребенка куда-то мягко направляешь (о том, чтобы заставлять, и речи нет), надо понимать, делаешь ты это для него или для себя. Есть два полюса, куда очень многие родители впадают: гипертрофированное физическое развитие либо гипертрофированное сухо-интеллектуальное. Учите вы четырехлетнего ребенка брать интегралы — и зачем? Ребенок в четыре года не способен воспринимать абстракции, а эмоциональную сферу, способность сопереживать вы у него «подсушите».

— Вопрос от женской части редакции: на «Что? Где? Когда?» пары часто образуются?
— Я бы не сказал, что пар много или мало. Да, «ЧГК» — я имею в виду вообще движение — это большая тусовка, люди проводят много времени вместе, возникают симпатии, которые превращаются в отношения. Причем много пар из разных городов: в течение года люди могут встретиться шесть раз на турнирах, три часа поиграли, больше делать нечего — идут гулять. В общем, обстановка способствует. Но с другой стороны — люди-то умные, а интеллект на самом деле граничит с эгоизмом, и пары часто распадаются. Потому что… Да мы все люди непростые.

Город (Санкт-Петербург) 04.04.2005

Что-то где-то почему-то сможет ли «Что? Где? Когда?» пережить свое тридцатилетие
Этой весной руководство телекомпании «Игра» усадило за игровой стол программы «Что? Где? Когда?» вместо «знатоков» деятелей политики и эстрады. Это не понравилось многим - пошли разговоры о том, что игра, которой в этом году исполняется 30 лет, исчерпала себя. О своих взглядах на нынешнюю игру и о том, что было в прошлом, рассказывает обладатель «Хрустальной совы» Михаил Мун - больше не участвующий в «Что? Где? Когда?».
- Почему вы ушли?
- Тому, что я закончил играть, несколько причин. Во-первых, я убежден, что любой игрок должен уметь вовремя и красиво уйти. Довольно странная цель - просидеть за столом с волчком как можно дольше. Я всегда хотел участвовать в красивой игре, а не оставаться Кощеем Бессмертным. Во-вторых, пришло время: с перерывами я играл восемь лет. Этого, по-моему, достаточно. Ну и в-третьих, 2005 год - юбилейный, будет разыгрываться звание магистра. Это гонка с огромным призом в конце. Принимать в ней участие без желания выиграть - неспортивно. А мне уже не очень интересно играть.
- Чего так?
- Для большинства знатоков игра - это возможность самореализации. Я же сейчас в большей степени реализуюсь на работе. Пока я чувствовал желание сесть за игровой стол - тогда и игра была. Но последняя для меня «Что? Где? Когда?» прошлым летом доказала, что я так и не смог настроиться. Последний раз у меня такое было, когда играть пришлось через два дня после смерти моей собаки. Но тут сложилась совершенно другая ситуация, когда просто не было внутреннего стимула для игры.
- Сколько раз так было, что знаток покидал клуб, а через несколько лет возвращался снова.
- Возможно, что я и вернусь. Все может измениться. Захочется это повторить. Ведь самое большое удовольствие - это взять вопрос. Это сродни радости Менделеева от открытой во сне таблицы. Я не очень люблю знатоковскую терминологию, но есть довольно точное определение. Когда команда перебирает версии, вдруг выскакивает одна, и всем становится понятно, что это - она, в клубе это называется «щелчком». Момент истины. Ради этого момента я советую всем сыграть в «Что? Где? Когда?».
- Туда разве так легко попасть? Как вообще отбирают игроков на программу?
- Право формирования команд принадлежит руководителям телекомпании «Игра». Иногда они прислушиваются к советам знатоков, иногда поступают строго против этих советов. Я точно не знаю, как это происходит сейчас. Раньше была более-менее четкая вертикаль и было понятнее, каким образом происходил отбор.
- И как?
- Почти сразу после выхода передачи на экраны по всей стране стали появляться региональные клубы. Там люди играли для своего удовольствия, безо всякого телевизора, без денег. Потом Ворошилов понял, что он спровоцировал движение народных масс. И был собран первый конгресс Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?», начались так называемые фестивали. Они, в свою очередь, пополняли первую кузницу кадров «ЧГК» - «Брейн-ринг». Это был очень качественный отсев, который проходил практически в боевых условиях. Съемки «Брейна» проходили в нечеловеческих условиях - по четыре передачи в день. Игроки приходили на съемки ежедневно. Они не знали, дадут им сегодня играть или нет, но должны были настраиваться каждый раунд, потому что их могли вызвать к игре в любой момент. Соответственно - это было жуткое психологическое напряжение. К десяти на студию. Две съемки без перерыва. Потом - обед. Все бегут в столовую. Столовая одна, перерыв у всех трехсот человек тоже в одно время. Так что приходилось бежать быстро. Обратно в студию, еще две съемки. Затем - гостиница. Пол-литра водки - чтобы заснуть, на следующий день - опять то же самое. Это был экзистенциальный кайф, и большинство игроков очень жалеют о том, что им больше уже не придется пережить подобное.
- Куда исчезли «Брейны»?
- «Игра» отказалась от «Брейн-ринга», потому что никто из телеканалов не хочет его покупать.
- А в чем же секрет долгожительства самой «Что? Где? Когда?»?
- Ворошилов - гений. Он во многом определил тенденции развития современного телевидения. То, что мы видим сейчас в шоу Ларри Флинта и прочих, - Владимир Яковлевич придумал задолго до них.
- Вам нравится то, что происходит в «Что? Где? Когда?» сейчас?
- Я не знаю, что было бы, если б «Игра» не избрала нынешний вектор развития. После смерти Ворошилова Борис Крюк и Наталья Стеценко оказались в чудовищной ситуации. Это как если бы тебе вручили китайскую вазу династии Мин и предложили пройти по замусоренному темному лабиринту, не разбив ее, поскольку она - бесценна. На них легла просто колоссальная ответственность. Так что никто не вправе критиковать то, что они сейчас делают.
- Но они же могли отказаться от этой ответственности.
- И загубить все? Я считаю, что игра ценна именно тем, что живет. Мне кажется, то, что мы видим сегодня, - однозначно лучше ухода «Что? Где? Когда?» с телевидения. Если б программу закрыли, это был бы отвратительный памятник Ворошилову. Не хочу и не буду давать оценку тому, что и как сделали Стеценко и Крюк, но я всегда на их стороне. Роль хранителей игры свалилась на них, как кольцо на Фродо. Это огромный крест. И то, что они продолжают его нести, - здорово. В какую бы сторону они с этим крестом ни свернули.
- Тем не менее игра сильно изменилась, и не в лучшую сторону…
- У меня есть чувство, что игра приобрела формат нового времени. Она стала очень похожа на «Ночной дозор», «Турецкий гамбит», «Слабое звено» и даже немножко на «Фабрику звезд». Но не могу с уверенностью сказать, что это не было неизбежно.
- А как вам понравилась идея усадить за игровой стол телезрителей и звезд?
- Она мне кажется отвратительной. Взять вопрос, испытать этот катарсис можно только в игре. Ценно то, что во время обсуждения команда объединяется в единый организм, становится чем-то большим, чем собрание шести игроков. Потому что она способна не только извлекать старые знания, но и создавать новые. Ворошилов это всегда подчеркивал. К сожалению, в нынешней серии я увидел все элементы «Что? Где? Когда?», за исключением, собственно, игры. Все было профессионально, кроме сидящих за столом. Они явно не смогли поймать кайфа. Соответственно, они так и не поняли, что такое настоящее «Что? Где? Когда?».
- Заслуженные знатоки занимают какие-нибудь посты в «Игре»?
- Единственный игрок, занявший пост в телекомпании, - это Андрей Козлов. Все остальные официальных постов не занимают. Ворошилов изначально занял такую позицию: никогда не общаться со знатоками. И это правильно: ему завтра нас мордой в грязь макать, а сегодня он с нами мило беседует.
- Со сменой ведущего не стало скучнее?
- По иронии судьбы Борис Крюк при Ворошилове занимался как раз работой со знатоками, общался с нами. Естественно, когда он стал ведущим, многие попытались его смутить, вели себя с ним даже по-хамски. Но он на первых же играх доказал, что эта тема не пройдет. Периодически она всплывает, и ему снова приходится кого-то макать мордой в это самое. Но по большому счету Сциллу и Харибду Крюк миновал удачно.
- Говорят, вы поссорились с Александром Друзем, потому что он не позволил вам получить двух «Хрустальных сов». Это правда?
- Правда то, что мы с Александром Абрамовичем не нравимся друг другу. У нас есть некая взаимная антипатия. И «Хрустальные совы» тут ни при чем. Друзю не нравлюсь я, не нравится, как я играю, и он, как магистр, не считает, что я заслуживаю главный приз игры. Это вполне нормальная позиция, и из-за нее мы точно не ссорились. Я б не назвал это конфликтом. Мне вот, к примеру, Зюганов не нравится и Хакамада. Может, я им тоже не нравлюсь. Ругаться мне с ними теперь, что ли?
- Одну «Сову» вы все-таки получили. Что-нибудь дает обладание ею?
- Мне кажется, что меня уважают некоторые симпатичные мне знатоки. Их отношение ко мне - куда лучше «Хрустальной совы». Я еще и поэтому ушел: если б я стал катиться по наклонной, бледно выглядеть, просто отбывать свой номер за столом - мне было бы стыдно именно перед этими людьми.
- Есть ли у старых игроков ревность к молодым?
- А разве, кроме как в советских фильмах, бывают ситуации, когда старики радуются новой смене? Поставь себя на место старого рабочего, который своим гаечным ключом пятьдесят лет крутил гайки в одну сторону, а потом пришел молодой специалист после ПТУ и начинает их крутить в другую сторону. А после смены он идет пить пиво, тогда как все идут пить портвейн. Только забытые в карауле часовые бывают рады приходу смены. «Что? Где? Когда?» - совершенно нормальная тусовка, в которой вынужденно сосуществующие в одном пространстве люди объединяются в группы по интересам. И я бы не делил знатоков по возрастному показателю. А ревность к новичкам, конечно, есть всегда. Возможно, даже и у меня.

Они живут в разных городах, у каждого из них своя работа. Но приходит час (а он приходит четыре раза в год) - и знатоки надевают смокинги, садятся за круглый стол с волчком в центре и начинают разгадывать вопросы. А после игры вновь возвращаются по домам - ждать следующего раза. Но, несмотря на такую периодичность появления на экране, знатоки "Что? Где? Когда?" - самые настоящие телезвезды.

Михаила Муна уже не называют "талантливым молодым игроком" или "самым ярким знатоком нового поколения". Он давно на равных с грандами знаменитой телевикторины - Поташевым, Друзем, Двинятиным. Мы встретились с Михаилом в офисе инвестиционной компании, где он работает трейдером в подразделении с красивым названием "Отдел слияний и поглощений", и попросили его ответить на вопросы уже не телезрителей, а нашей газеты.

Трейдер

Михаил, я так понимаю, что вы здесь тоже зарабатываете деньги своим собственным умом?

Да, умом и языком (смеется). Я работаю на фондовом рынке - одном из немногих мест, где интеллект и способности человека без привлечения каких-то дополнительных инструментов превращаются в деньги.

И чем же вы занимаетесь?

Все очень просто. Я покупаю и продаю акции по заказу клиентов. Или помогаю им покупать и продавать.

Элементы игры, азарта присутствуют в вашей работе?

Конечно. Органическим элементом нашей профессии является понятие "риск". Риск неизбежен, с ним надо считаться, учитывать его. А где риск, там и игра. Ведь любой прогноз не бывает стопроцентным. Как и любая версия в игре.

Ваша телепопулярность не мешает вам в жизни и в работе?

Я по натуре флегматик и интраверт, и мне бывает неудобно, когда подходят на улице и начинают что-то говорить. А вот в работе - помогает. Когда я знакомлюсь с клиентом, а он меня уже знает по "Что? Где? Когда?", рабочие отношения складываются быстрее.

Знаток

Каким было детство знатока? Наверное, все время книжки умные читали?

Детство у меня было самое обычное. Но читать действительно научился рано. У нас дома были книжки со всевозможными головоломками, логическими задачками, мне они очень нравились. Да, еще когда мне было лет пять, я смотрел "Что? Где? Когда?" и у меня возникло твердое убеждение, что это - мое, что я обязательно буду играть. Потом это ощущение забылось.

А когда вернулось?

На первом курсе, когда я и начал играть. То, что показывают по телевидению - это на самом деле верхушка айсберга. Есть целое движение "Что? Где? Когда?", в котором участвуют тысячи знатоков. Проводятся чемпионаты России, мира. А телевизионная версия - это жестокая игра: много достойных людей и мало места. Но мне повезло - я и отбор прошел удачно, и первый раз на ТВ удачно сыграл. Это было зимой 1997 года.

Сколько правильных ответов вы тогда дали?

Ни одного. Но количество ответов - это не самый важный показатель. Любая гипотеза или даже полгипотезы, высказанные в ходе командного обсуждения, могут натолкнуть на правильную версию. Мы называем это пасом - как в футболе. Заслуга того, кто пасует, не меньше, чем того, кто дает ответ.

Что необходимо для того, чтобы "взять" вопрос?

Очень важный фактор - опыт. Во внутреннем строении многие вопросы похожи, количество типов ограничено. Чем больше человек играет, тем чаще впоследствии дает правильный ответ. В большинстве вопросов телевизионного "ЧГК" логика редко применима, там должны работать тонкие ассоциативные связи. Почему иногда сильная команда проигрывает, а неизвестная - выигрывает? Потому что логики и знаний недостаточно. Необходимо что-то еще.

Озарение? Кстати, откуда оно берется?

Озарение - это реакция мозга на некий раздражитель. Раздражителем может быть все что угодно - командное обсуждение, ведущий, задающий вопрос или слова капитана: "Отвечает Михаил Мун". Пошла ассоциативная цепочка, она быстро раскручивается, и ты понимаешь, в чем дело. Часто бывает, что в минуту обсуждения ответ у тебя в подсознании уже есть, и главное - добраться до него.

Как вы готовитесь к игре?

Стараюсь как можно лучше выспаться и ограничить себя от сенсорных ощущений. Обычно сижу в гостиничном номере, если смотрю телевизор, то видеоклипы с приглушенным звуком, если читаю, то что-то расслабляющее. Коплю энергию.

Закулисье

После смерти Ворошилова многие думали, что игра на этом закончится. Тем не менее ведущим стал Борис Крюк:

И "Что? Где? Когда?" стала его полноценной авторской программой. При Крюке игра осталась живой, не стала клоном прежних игр. Недавно я пересматривал старые игры - тогда передача шла два с лишним часа! Но тогда это было уместно, таким был ритм жизни. Ворошилов был великим человеком. Он тонко чувствовал нерв эпохи, и он в свое время понял, что играть на книжки уже нельзя - это будет фальшью.

И знатоки стали играть на деньги. А потом опять перестали.

Потому что на деньги играют во многих играх, и играют только из-за них. И здорово, что Крюк отказался от этого.

Такое ощущение, что вопросы стали хуже, больше стало "на знание".

Не согласен. На любой вопрос можно найти ответ. Кроме вопросов из 13-го сектора. Но это элемент случайности, нормальный в игре. Как в футболе: одна команда играет по ветру, другая против ветра.

Михаил, что за кошка пробежала между вами и Александром Друзем?

Ну: (улыбается и очень долго молчит.) Что я тут могу сказать?.. Может быть, это фактор одного города? Не случайно самые непримиримые соперники - "Милан" и "Интер", "Рома" и "Лацио". Но никакой войны между нами нет. Надо будет сыграть в одной команде - сядем и сыграем. При встрече здороваемся, пожимаем руки. Кто-то кому-то может не нравиться - это нормально.

Значит, так и не расскажете?

- (Снова улыбается и молчит.) Да не могу я сказать, что это какой-то серьезный конфликт. Не было никаких скандалов, мы не вредим исподтишка друг другу. Эти разговоры пошли после того, как мне два раза хотели присудить "Сову", а Саша накладывал свое вето - но это его право. Я уважаю чужие мнения.

Игрок

Я уже понял, что вы неравнодушны к футболу:

Да, я очень люблю футбол. Я считаю - и мне кажется, обоснованно, - что хорошо разбираюсь в футболе. Даже считаю себя футбольным аналитиком. Я понимаю, что происходит на поле, кто куда бежит и почему именно туда бежит.

Боюсь, многие думают так же, как вы.

Но у меня это подтверждено тем, что я играю на букмекере и довольно успешно.

Так вы еще и на тотализаторе играете?! А еще во что?

В университете много играл в карты, в преферанс.

И тоже успешно?

Да. Почти всегда выигрывал. Но я человек не азартный, скорее, прагматичный. Если бы проигрывал, не стал бы играть. Когда я начинаю чем-то заниматься, у меня появляется стимул заниматься этим профессионально. Мне приятно не то, что я выигрываю деньги (тем более что ставлю совсем мало), мне приятен сам факт - я профессионал, я в этом разбираюсь, а выигрыш - объективный тому показатель.

Справка "АиФ"

Михаил Мун. Родился 25 февраля 1975 г. в Гатчине. Окончил СПбГУ, факультет прикладной математики и процессов управления. В "Что? Где? Когда?" играет с 1991 года. С 1997 г. в элитарном клубе. Обладатель "Хрустальной совы" (2002 г.) Женат, в марте 2002 г. родился сын Андрей.

Борис Крюк о Михаиле Муне (из интервью журналу "Огонек"):

":Для "Что? Где? Когда?" оптимальным считается вопрос, на который знаток ответа не знает, но путем сопоставления своих знаний и чувств за минуту этот ответ находит. Считаю, что в этом смысле Михаил Мун просто феноменальный игрок. Думаю, в "Своей игре" он проигрывал бы. В знаниях он не смог бы соперничать. Но по разгадыванию вопросов Мун один из лучших".

Посвящается Олечке.

© Михаил Валерьевич Жуковин, 2015

© Дарья Асташева, дизайн обложки, 2015

Редактор Ольга Жуковина

Корректор Юлия Милова

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

Глава 1. Недюжинная реакция кучера

Высоко над бескрайним лесом располагалась деревушка. Находилась она на горном выступе, имевшем форму куска торта. Эта гора обладала странным свойством: никто не мог точно сказать, где она начинается и где заканчивается. Как в высоту, так и в ширину. Вершина скрывалась за плотным слоем серого тумана. Он нависал и над всем лесом, поэтому многие называли его «куполом». Кто-то, правда, считал, что это обыкновенные облака, но даже самые грозные тучи когда-нибудь да расплываются, а этот хмурый настил никогда не рассеивался, разве что в редкие минуты появления солнца. Поэтому в этой деревушке, в этом маленьком мирке, отделенном с одной стороны бескрайней горой, с другой – непроходимым лесом, а сверху – серым волнистым покрывалом, днем всегда было пасмурно, а ночью беззвездно. Здесь было очень трудно мечтать.

Домики деревушки располагались вдоль краев выступа. Большинство из них давно уже развалились, остальные перекосились из-за прогнивших досок в стенах. Некоторые домишки располагались вплотную и подпирали друг друга, другие стояли одиноко на краю перед самой пропастью. Все жители мечтали только об одном: уехать или чтобы что-то изменилось, и такая ветхость строений будто бы говорила обитателям, что долго, к счастью, в любом случае так жить не получится.

Помимо домиков в деревне, прямо в центре выступа располагалась цепочная карусель, а рядом с ней – карета. Если аттракцион стоял тут давным-давно, то роскошная карета прибыла в деревушку этой зимой. Её сюда без лошадей, непостижимым образом затащили дама солидных размеров, увешанная драгоценностями, и кучер.

Женщину звали мадам Кильда. Она когда-то владела большим количеством мастерских по огранке драгоценных камней и, в общем-то, обеспечила себе безбедную старость. Но будучи в возрасте шестидесяти лет, она не желала спокойно жить в своем шикарном доме в королевстве Эльтера Пятого и наблюдать из многочисленных окон, как распускается сирень, и бьет ключом фонтан, построенный по специальному заказу. Наоборот, страсть к приумножению богатства захватила ее с головой. Она ездила в далекие страны, основывала новые мастерские, проверяла старые и, естественно, старалась не пропускать ни одного мало-мальски пафосного собрания богатых людей. Ее приглашали и на королевские свадьбы, и на званые вечера, и на балы – везде она была желанным гостем, поскольку умела располагать к себе. Выгода же от всех этих не очень интересных для нее мероприятий достигалась просто. Появляясь в изысканных украшениях, созданных в ее мастерских, она неизменно оказывалась в центре внимания всех женщин, которые сразу же накидывались с вопросами, где она купила такие роскошные драгоценности. Тем самым мадам Кильда получала много новых богатых клиентов. Словом, ее кошелек все тяжелел, но останавливаться она не собиралась.

В тот злополучный летний день мадам Кильда получила особое письмо. Рано утром посыльный привез в конверте золотого цвета приглашение от императора Каньонных земель. Ее звали на открытие огромной мраморной статуи императора Каньонных земель. Мероприятие должно было начаться вечером этого же дня и запросто могло продлиться неделю. Помимо самого праздника, оно несло в себе много выгоды в виде богатых гостей. К сожалению, Каньонные земли были не слишком близко, не меньше двух дней езды с хорошими лошадьми. К званому вечеру мадам Кильда никак не успевала. Помимо прочего, виноват был, конечно, курьер, который слишком запоздал с приглашением. Случилось это из-за урагана, что настиг его в пути, но даму это мало волновало. Получив от нее ругательств в количестве, достойном создания небольшого словаря, он постарался поскорее умчаться прочь. Дама же, немедля, позвала своего лучшего кучера.

– Сколько нам нужно, чтобы добраться до Каньонных земель? – взбудоражено спросила она.

– Не меньше двух дней, госпожа.

– Нужно быть сегодня вечером!

– С самыми быстрыми лошадьми доберемся не раньше, чем послезавтра…

Мадам Кильда выругалась и стала бродить вдоль и поперек роскошной гостиной с многочисленными картинами, которые она в секрете ото всех считала весьма не красивыми, но купила, поскольку в обществе говорили, что это восхитительные произведения искусства.

– А если через северный Лес?.. – спросила дама, немного успокоившись.

Кучер не спешил отвечать. Он несколько секунд смотрел ей в глаза, но мадам Кильда по всем признакам не пошутила.

– Простите, госпожа, но лучше прорыть тоннель насквозь через ад…

Дама швырнула в кучера тяжеленную настольную лампу. Он, благодаря реакции и опыту общения с госпожой, увернулся.

– Я что, похожа на сумасшедшую?! – закричала дама.

– Нет, что Вы! Просто Вы говорите о… Северном Лесе… Призрачном Лесе? Ехать туда просто так, без армии… Да даже с армией… Это… Это не стоит делать, понимаете?..

Мадам Кильда засеменила короткими толстыми ножками и весьма быстро добралась до кучера.

– Ты думаешь, я такая глупая?.. Не слышала всех этих легенд?.. – зашипела она.

– Конечно, слышали… – прошептал кучер, глядя сверху вниз на даму, боясь пошевелиться.

– Я слышала и про зверей, которые вмиг впиваются в тело и долго терзают, а ты еще жив… и про высокие деревья-исполины, за которыми не видно неба… и что оттуда невозможно выбраться, поскольку нет ни одной правильной карты леса…

Дама смотрела на кучера, а потом захохотала.

– Такой здоровый, а боишься, как малая девка! Я знаю десятки людей, которые выбрались из этого проклятого леса, и ничего с ними не случилось! Пересечем его по прямой за несколько часов и окажемся на месте. Наших лошадей ни одному зверю не догнать…

Дама подошла к шкафу и начала быстро собираться. Кучер тяжело вздохнул. Тон последней фразы госпожи он хорошо знал – это был приказ. И все же, хоть шансов не было, кучер попытался настоять на своем.

– Те люди, госпожа… Которые, как Вы говорите, выбрались из Леса… Они вряд ли пришли и ушли оттуда пешком или на карете. Вы слышали про поезд до Ярмарки?

Дама продолжала собираться.

– Ну-ка, давай, расскажи, что за поезда и Ярмарка такие, – насмешливо сказала она. – Может, будет, чем повеселить людей на вечере. Очередные байки всегда кстати!

Кучер понял, что его всерьез не воспримут, но отступать было нельзя.

– В Лесу есть город, который не похож ни на один другой… Он называется Ярмарка. Говорят, если жизнь твоя зашла в тупик, ты не знаешь, кем быть, что делать, не чувствуешь радости и печали, то тебе стоит туда отправиться. Только путешествие это весьма опасно. На Ярмарку ходит только один поезд, причем никто не знает, с какого вокзала он отправляется, по какому маршруту едет, и где на него можно купить билет. Только волею случая люди становятся пассажирами этого странного поезда. Больше в Лес никак не попасть… если хочешь остаться в живых… Понимаете, госпожа?

Кучер вновь проявил недюжую реакцию (вешалка миновала цель) и отправился в конюшню запрягать лучших лошадей. На всякий случай попрощался со всеми остальными скакунами. Затем пришла пора обнять коневодов. Они не скрывали удивления от такого поведения обычно спокойного, выдержанного кучера.

Скоро транспорт был готов. Дама с помощью служанок собрала багаж, затем отдала им указания по ведению хозяйства («Чтоб всё по приезду блестело!») и уселась в карету. Приобняв чемоданы с платьями и драгоценностями, мадам Кильда подала сигнал кучеру, и лошади погнали во всю прыть. Объяснений, куда умчалась в такой спешке госпожа, и почему так убит горем кучер, ни у кого не было. Так и осталось навсегда загадкой, куда же пропали госпожа с кучером, умчавшись однажды утром.

Будущий обладатель «Хрустальной совы» появился на свет в Гатчине, после чего мальчик вместе со своим семейством перебрался в Северную столицу. Здесь он учился в 171-й гимназии, а затем стал студентом Санкт-Петербургского государственного университета. В 1996 г. Мун стал обладателем диплома этого престижного ВУЗа.

Становление знатока

Будучи школьником, Михаил был фанатом игры «Что? Где? Когда?». Он следил за каждым выпуском этой телевизионной передачи, а Владимир Ворошилов для Муна был настоящим гуру. После поступления в университет он стал членом клуба «Коломна», который участвовал в спортивном «Что? Где? Когда?». Во время игр Михаил всегда был сконцентрирован на достижении победы и не отвлекался на то, что происходит в зале. В это время он был членом команд С. Виватенко и Л. Климовича.

Дебют на телевидении у Муна случился в 1997 г. Его моментально полюбили зрители. На экране он казался эрудированным и тактичным молодым человеком с пытливым умом. В 2002 г. Михаил получил «Хрустальную сову». По его словам, у М. Поташева, Р. Аскерова и Д. Коноваленко совы оказались не без его помощи.

Пауза в игре

В 2005 г. уже в качестве известного знатока он заявил об окончании своей карьеры в телеверсии интеллектуального клуба. Мун решил сосредоточиться на спортивном виде игры. В интервью Михаил признавался об утрате азарта и видоизмененном формате передачи, который его не устраивает. Он отметил, что предпочитает покинуть «Что? Где? Когда?» на пике своих возможностей и не хочет в будущем выступать в роли Кощея Бессмертного. Ему всегда нравилась красивая игра, но в то время Мун ее перестал ощущать.
По словам Михаила, многие знатоки занимаются самореализацией с помощью популярной программы, а Мун решил сконцентрироваться на своей деловой активности. Причем, он не исключал, что через определенное время снова вернется в интеллектуальное казино. И это произошло в 2006 г.
Годом ранее Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?» пригласила Михаила в свое правление, где он находился в течение четырех лет.

Мун победитель

По словам Муна, для успешной игры команда должна стать единым организмом, а не просто шестью знатоками, собравшимися за одним столом. Он уверен, что многое зависит от капитана, который должен ввести участников команды в коллективный транс для концентрации на игре.

Михаил утверждает, что люди в повседневной жизни сконцентрированы всего на 15%, а для правильного ответа на вопрос необходима 100% отдача всех сил.

Мун очень любит побеждать и сравнивает правильный ответ на вопрос с радостью Менделеева, которому приснилась таблица. Михаилу нравится, что любимая миллионами зрителей телепрограмма видоизменяется, при этом, не утрачивая своей главной сути.
Кроме «Что? Где? Когда» Мун в 1995 году успешно принял участие в передаче «Своя игра».

Радио бизнес и семья

Интеллектуальное казино – не единственное увлечение титулованного знатока. В свое время его увлекло радио. Михаил выступал в качестве ведущего передач радиостанции «Зенит»:

  • «Игра головой»;
  • «Футбольное обозрение».

Также он работал трейдером:

  1. Компании «Энергокапитал».
  2. Брокерской фирмы «Ленстройматериалы».

Затем его пригласили на должность директора в отдел рынков акций крупной компании «БФА».
В свое время Мун женился на Анастасии Гусаровой, которая родила ему сына.

Как вы относитесь к Михаилу Муну? Ждем ваши комментарии!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!