Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Методы конспектирования. Методика обучения конспектированию

source
Описание:
Методы ускоренного конспектирования и чтения

1) организация конспекта; 2) скорос- тное конспектирование; 3) обработка конспекта и его подготовка к чте- нию.

2.2. Организация конспекта
Размещение записи
1. Всю ширину страницы для записи текста целесообразно разде-
лить на 3 поля, соотношение между которыми и назначение каждого из них определено далее.

Первое поле предназначено для знаков акцентирования, второе – для
основного текста, третье – для пояснений, дополнений и примечаний.
2. Если конспект ведется в обычной общей тетради (что чаще всего
и бывает), а не на отдельных листах формата А4, то размещать запись лучше не вдоль страницы тетради, как это делается в книгах, а попе- рек, что позволяет: более рационально использовать поле страницы, особенно с учетом п.1, поскольку при такой разметке поле для записи основного текста становится слишком узким; не отвлекать внимание на соседнюю страницу, особенно если

3. Знаки акцентирования применяются для выделения, привлечения
особого внимания к отдельным частям текста конспекта (можно исполь-
зовать и при работе с книгой), а также для пояснения роли этого места в тексте. Примерами знаков акцентирования являются:
! – особое внимание; !! – повышенно
нимание; !!! – особенно важно; ? – неясно, следует обратиться за консультацией; к учебной литературе; NB – (от лат. nota bene – заметь хорошо), взять на заметку для даль-
нейшей проработки;
N – противоречие; ^ – см. выше, повтор;
или – итог, заключительная мысль; Д. С. – материал для справки (а не для запоминания); >, v – сделать вставку в текст, дополнить его; Р. S.– напис ание после, дополнение ставит ся часто, если лектор,
возвращаясь к ранее изложенному, рекомендует дополнить текст с ука- занием соответствующего ме ста в конспекте.

4. Дополнения и примечания, размещаемые в третьем поле, как пра-
вило, носят характер рекомендуемо
тературе или ссылки на соответствующий источник; при этом такая запись делается либо словами, что более наглядно, либо номером источника по рекомендованному лектором перечню литературы и дру- гих опубликованных источников, который берется при этом в квадрат- ную скобку, например . Наиболее часто это встречается, если лектор говорит, что идея или формулировка такая-то, приведенная формула или рисунок, таблица находятся в определенном источнике или при- надлежат автору, на что и делается соответствующая ссылка.

5. Рекомендуется оставлять свободные места в тексте конспекта для
дополнительных записей, особенно если это рекомендует сделать лек- тор со ссылкой на соответствующие источники,
а также для последую- щего заполнения этих мест материалом, который слушатель не успел записать (при этом не следует пытаться восполнить пропущенный текст, заглядывая в конспект соседа, поскольку будет потерян темп записи и возникнет хроническое отставание от лектора).

6. Интервалы между строками в тексте конспекта должны быть в
1,5–2 раза больше размера букв, чтобы вносить исправления, делать необходимые вставки в отдельные строки.

7. Рубрикацию (от лат. rubrica – заглавие; написанное красной крас-
кой, от ruber – красный), т. е. заголовки разделов, подразделов необхо
димо четко выделять (желательно с помощью цвета) или более крупны- ми буквами с отступами от предыдущего и последующего текстов .

8. Перечисления в тексте можно делать с нумерацией, как правило,
цифровой, или, что удобнее, без нумерации, а с отступами в тексте и использованием дефиса или других символов.

9. Нумерацию лекций и ее дату в тексте проставлять не рекоменду-
ется, а если это делается, то на левом поле, чтобы не разрывать основ- ной текст лекции в конспекте.
Использование цвета

1. Красная строка. Начинать новую тему, параграф с красной строки
в буквальном смысле этих слов. В конспекте следует выделять начало разделов, тем, пунктов красной ст рокой, выделяя цветами заголовки разных уровней или отчеркивая концы пунктов (в книгах для подобных целей пользуются разными шрифтами). Этот прием особенно эффекти- вен, если конспект используется в справочных целях.
2. Правило “светофора”. В ряде случаев можно воспользоваться пра-
вилом “светофора”, т. е. подчеркивать или зачеркивать соответствую- щим запрещающим цветом (красным) то, что не надо делать, и разре- шающим (зеле

3. Работа цветом по важности. Словосочетание “красной нитью”
Поэтому красным цветом в конспекте следует выделять те места текста, на которые обращает внимание лектор: опре- деление ключевых понятий
ьма удобно и эффективно пользоваться этим приемом при конс-
пектировании математических текстов. Например, формулировки теорем выделяют красным цветом, определения – зеленым, а прочий текст – си- ним или черным

4. Работа цветом по соответствию. Идея этого приема такова –
одинаковым цветом записываются свя
нные между собой части мате- риала (текстового или иллюстративного). Чаще всего этот прием при- меняется в следующих случаях:
– описание сложных конструкций, состоящих из нескольких частей,
при этом разными изображаются составные части схемы или конструк- ции и тем же цветом дается их описание;
– запись динамики определенных процессов или положений состав

5. Изображение разными цветами и при необходимости описание
семейств кривых, особенно если они носят немонотонный характер (на практике для этих целей обычно используют пунктирные, штрихпунк- тирные и другие штриховые линии, но их применение более трудоемко и менее информативно).


2.3. Методы и приемы скоростного конспектирования

1. Уменьшение размеров рукописных букв в разумных пределах,
2. Писать следует “вязью”, т. е. не отрывая ручки от бумаги, что
существенно (не менее, чем в 2 раза повышает скорость записи).
3. Использование в определенных пределах приемов стенографии.


Методы и приемы скоростного конспектирования
слов и словосочетаний

1. Обозначение некоторых часто употребляемых слов и словосочета-
ний начальными или начальными и конечными буквами. Например:
– м. б. – может быть; д. – должен; т. е. – то е сть; т. к. – так как; и т. д.
– и так далее; и т. п. – и тому подобное; и др. – и другие; и пр. – и прочие; р–м – рассмотрим; п–м – получим; с–т – суще ствует.

2. Сжимание слова путем недописывания гласных как мало инфор-
мативных знаков (обеспечивающих, главным образом, вокализацию
истом виде теряется инфор-
мация о падежах и других грамматических особенностях записи, можно использовать смешанный прием: сохранять гласные лишь в окончаниях (например, трбвния, тргвля, зрбтная плта и т. п.).

4. Сокращения слов путем перерыва в начертании на гласной букве
(например, отмена частной собственности – отм ча сбствти; несвоевре- менная выплата заработной платы – нсврмая вы зрбтной плты).
5. Пропуски букв и обозначение пропущенных букв дефисом (на-
пример, работа – р–та; философия – ф–ия; менеджмент – м–нт; марке- тинг
6. Сокращение слова путем обозначения частей слов в начале и в
конце не сколькими буквами (например, конференция – кф, комиссия – кия, количество – клво и т. п.).
7. Сокращенное обозначение часто встречающихся местоимений и
союзов (например, который – крый, чтобы – чбы и т. п.).
~ – “ение” или “ание”, – “иче с- кий”. Применять эти символы можно как в сочетании с обычным тек- стом, так и с сокращениями всех видов, в частности с кванторами: – существует, – существование, соц. – социальный, соц1 – социалис- тический.

Сокращения (аббревиатуры)

– сокращения слов, обозначающих населенные пункты (г. – город,
обл. – область);
– названия месяцев и дат; – телеграфные графические сокращения (тчк, зпт
условные обозначения величин и единиц измерений (Ом, В, км, см); – сокращения, принятые в планово-учетной документации (Госбанк,
квит. №, расч.счет);
– традиционные текстовые сокращения, принятые во всех разновид-
ностях письма (т. д., т. п., с. г., см., напр., пр., др.);
– официальные наименования организаций, учреждений, предприя-
тий, их подразделений (СМ, АН, хозчасть, главк, финотдел и т. п.);
– названия некоторых материалов (кожимит, лавсан и т. п.); – названия изделий, машин и приборов (мопед, РЭС, РЛС, запчасть и т. п.); – названия документов (ГОСТ, О СТ, ОРМ, ТУ, ТЗ, госзаказ и т. п.); – наименование должностей
еных званий и степеней (акад., член-
кор., проф., доц., д-р экон. наук,ст. науч. сотр., зав., зам., и.о.);
3. Сокращения должны удовлетворять нормам русского произноше-
ния.

4. Сокращения, являющиеся названиями учреждений, предприятий,
организаций, а также обозначающие марки изделий и т. д., пишутся с прописной буквы.
5. При введении аббревиатур необходимо особое внимание уделять
тому, чтобы они были единообразны на протяжении всей записи.
6. Слово год после дат сокращают, оставляя одну букву “г.”, а после
нескольких дат ставят буквы “гг.” (точка между ними не ставится). На- пример: 2001 г., 1996–2000 гг.
7. Учебный и финансовый годы пишут через косую черту, сокращая
последний год на две первые цифры и употребляя слово год в един- ственном числе. Например, в 1998/99 учебном году.
8. Рубли и копейки сокращаются “руб.

Гипераббревиация
Гипераббревиация (от греч. hyper – над, сверх) – это аббревиатура
одной буквой. Существуют два основных приема применения этого спо- соба скоростного конспектирования.
1. Обозначение слова начальной буквой с точкой (например, К. –
рименением букв в обертке.
Например, A – алгоритм, a – анализ, C – система, Э – экономика и т. п..
В группе – общепринятых это, прежде всего: математические и логические символы: +, –, =, х, :, >, – знак принадлежности, составная часть (например, А В);
– знак импликации (от лат.implico – те сно связываю) – одна из
логических операций, ей соответствует связка “если, то”;
&– знак коньюнкции (от лат. conjunctio – союз, связь) – одна из логи-
ческих операций; отражает употребление союза “и” в логических выво- дах;
V – знак дизъюнкции; соответствует союзу “или”;
– знак отрицания – одна из логических операций, отражает упот-
ребление выражения “неверно, что…”.
В каче стве удачных примеров применения придуманных иерогли-
фов, получивших определенное распространение, можно привести: – противоречие; – точка зрения; N – наоборот; – взаимосвязаны; – такой, что и т. п.

В пиктографическом письме возможна метафорическая или условная символика (напри-
мер, два соединенных сердца – “любовь”, прямоугольник в круге – “нет проезда”.
Примеры пиктограмм при конспектировании: f(x)^ – фун- кция f(x) возрастает, f(x)v – убывает, f(x)^ – возрастает и ограничена сверху; = –самолет с треугольным крылом и двумя реактивными дви- гателями, расположенными в хвостовой части фюзеляжа.


Использование сокращенной и
символической записи иноязычных слов

ема являются следующие сокращения заимствованных слов: if – “если”, use – использовать; iff – “тогда и только тогда, когда…”; const – посто- янный; var – переменный; idem – “одно и то же”; inv – инвариантный, не зависящий; lim –“предельное значение”.
2.5. Скоростное конспектирование фраз

Основной идеей при этом является психологическое перекоди- рование и свертывание (свертка) текста
Свертывание фразы с использованием контекста
о из текста при конспекти-
ровании убираются те слова, которые можно без труда восстановить по контексту.
В первую очередь (как ни странно) из фразы может быть удалена
группа подлежащего, поскольку оно, как правило, совпадает с на- званием и содержанием контекст а и поэтому легко по нему восста- навливается.
Например, если темой лекции является рациональное конспектиро-
вание, то из фраз “конспект применяется для …”, “достоинствами кон- спекта являются …” можно оставить “применяется для …”, “достоин- ства …

сть словосочетания, кото-
рая по смыслу дублирует другую его часть,
Следующим кандидатом на удаление из фразы является группа ска-
зуемого. В этой группе глагольные слова, особенно связанные с пе- речислением (типа “бывают”, “со стоит”, “включают”, “различают” и т. п.), заменяются графическими символами (вилкой или скобкой – см. ниже).
Свертывание текста путем использования
макроконтекста

Или в экономическом тексте вместо фразы “прибыль как разность между доходами и расхода- ми …” пояснение может быть опущено, поскольку оно хорошо извест- но даже начинающему изучать экономику.
Для свертывания записи фразы за счет макроконтекста надо пони-
мать смысл лекции, этот прием неприменим для бездумной записи.

Скоростное конспектирование путем преобразования фразы

найти фразу, эквивалентную данной, но более короткую.
Поиски же такой фразы можно вести в следующих основных направлениях:
– подобрать более короткие синонимы для составляющих фразу слов
(например, с использованием известных слов иностранного языка);
– сформулировать то же самое другими словами, устранив, напри-
мер, некоторые прилагательные, выполняющие лишь функции “укра- шения” или “эмоциональности”;
– подобрать более короткий текст, при этом состав оставляемых или
заменяемых слов должен быть ориентирован на используемую систему сокращений слов и словосочетаний.

“запись лесенкой

Использование табличной записи
Этот прием применяется как компактная форма классификаций, пе-
речислений и позволяет избежать повторения многих, как правило, од- нородных слов.

Т. е. следует брать книжные и другие печатные тексты и пытаться их преобразовывать по принципу: тот же смысл меньшим числом слов и символов. Вторым направлением тренировки приобретения навыков является конспекти- рование текстов первоисточников, учебной литературы, что полезно и с точки зрения дополнения и обработки конспекта.

После завершения конспектирования лекции конспект должен быть
подвергнут обработке, которая необходима для повышения его инфор- мативности и полноценности.
Обработка конспекта проводится в два этапа: – на первом этапе в процессе изучения дисциплины в течение семе-
стра в конспект вводятся пропущенные слова, фразы, уточняются опре- деления, вносится дополнительная информаци

из рекомендованных источников, на что в ходе лекции обычно указывает преподаватель (для этого в конспекте следует оставить свободное место), проставляются дополнительные знаки акцентирования;
– перед сессией и в ее процессе проверяется комплектность конс-
пекта, вносится пропущенная информация, снимаются вопросы путем общения с коллегами и преподавателем.





чтении




Основные способы чтения и нормативы их скорости


водится их анализ и оценка.
Принято выделять пять основных недостатков традиционного мето-
да чтения или факторов, затрудняющих ускорение чтения .
1. Регрессия – это непроизвольные, механические, повторные фик-
сации глазами одного и того же участка текста
Повторное чтение це- лесообразно лишь по окончании чтения всего текста, что часто снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными.
2. Артикуляция – это движение губ, языка и других органов речи при
чтении
3. Малое поле зрения, под которым понимается участок текста, четко
воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда
5. Отсутствие внимания являет ся одновременно и причиной, и
следствием замедленного чтения снижения понимания и запомина- ния текста.
Основные способы чтения и нормативы их скорости
Углубленное – при котором обращается внимание на детали, произ-
водится их анализ и оценка.

3.2. Методы и техника быстрого чтени
1) использующие различные приборы (фразоскопы, пейсеры и т. п.); 2) без применения приборов; 3) комплексные с использо- ванием обычных педагогических приемов, кинофильмов и приборов.
Чтение без регрессий
Чтение без артикуляции
При выстукивании рукой специального ритма вокруг соответ- ствующих пунктов мозгового возбуждения
равильно разучить и выстуки-
вать ритм, для чего необходимо соблюдать правила выполнения этого упражнения и многократно повторять его. Эффект метода проявляется только в том случае, если читатель самостоятельно, работая с текстом, непрерывно выстукивает ритм (а не заменяет его, например, записью и воспроизведением с помощью магнитофона и т. п.) и контролирует правильность звучания на слух.


для преодоления артикуляции



кисти.

Основные правила выстукивания ритма при чтении
для преодоления артикуляции
1. Ритм выстукивается собранными вместе пальцами правой руки
по твердой поверхности стола ударами в одну точку твердо, уверенно, четко. При этом левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него речевая моторная зона находит ся в обоих полу- шариях коры мозга.
2. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только
кисти.
3. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное –
обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.

таблицы Шульте
Итак, основные правила работы с таблицами Шульте (или буквен-
ными таблицами):
– во всех таблицах находить цифры (буквы) необходимо беззвучным
счетом в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Перебирать все таблицы можно в любом порядке. Найденные цифры указываются карандашом. В результате такой тренировки время считывания не дол- жно превышать 25 с, с постепенным сокращением этого времени путем наращивания скорости считывания;
– перед началом работы с таблицами взгляд фиксируется в их центре
и необходимо видеть всю таблицу целиком;
– при поиске следующих по порядку цифр разрешается фиксация

глаз только в центре таблицы, а горизонтальные движения глаз (точнее говоря, их сканирование) запрещены;
– при выработке приемов считывания таблиц можно проводить эти тре-
нировки без карандаша, используя только поисковые движения взглядом.
Развитое перифериче ское зрение у читающего – есть та достаточная
обратная связь
Быстрое чтение в отличие от медленного, пассивного созерцания
текста заст авляет читателя активно вторгаться в структуру и содер- жание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки.

И практически только 20–25 процентов объема текста несут основной смысл для конкретного чит ателя и данного вида чте- ния.




ническим и смысловым.



Дифференциальный алгоритм чтения
Третьим приемом, которым пользуются читатели для запоминания
текста, является реципация, или мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения.
Понять текст – значит не только усвоить его содержание, но и запомнить его.

Особенностью зрительной памяти является то, что стремясь вспом-
нить какую-либо мысль, формулу или цифру из прочитанного, предва- рительно представляют, в каком месте страницы книги и каким шриф- том эта формула напечатана.

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, меха-
ническим и смысловым.
Механическое запоминание происходит без осознания связи между
его элементами, например, путем многократных повторений («зубреж- ка»).
Осмысленное запоминание основывается на сокращении количе ства
информации в результате ее фильтрации. Оно более экономично, емко,

Семь золотых правил быстрого чтения
Итак, в заключение в порядке подведения итогов анализа и опис а-
ния основных методов и приемов быстрого чтения приведем семь золо- тых правил быстрого чтения .
Первое – читать без регрессии. Второе – читать без артикуляции.
Третье – расширять поле зрение и читать вертикальным движением
глаз.
Четвертое – читать по интегральному алгоритму чтения. Пятое – читать по дифференциальному алгоритму чтения, выделяя
доминанту и основное смысловое значение текста.
Шестое – постоянно развивать свою память и внимание. Седьмое – постоянно тренироваться, выполняя ежедневно обяза-
тельную норму: чит ать две газеты, один журнал (профессиональный) и 50–100 страниц книги, соблюдая при этом все указанные приемы.
При должной целеустремленности, желании, усердии и терпении
успех вам обеспечен : скорость чтения может быть повышена в 3–5 (а иногда и
более) раз. Общая продолжительность обучения при ежеднев- ных занятиях в 1–1,5 часа зависит от индивидуальных особенностей обучающегося, но в среднем она составляет 3–6 месяцев. При этом весьма желательным является использование в каче стве дополнения рекомен- дованной литературы.

Учебник быстрого чтения

В сфере мышления первый шаг часто оказывается самым трудным. Последующие шаги все более легкие. Чем больше вы учитесь, тем легче вам учиться дальше.
Лучше всего пользоваться чем-то длинным и тонким, например, шариковой ручкой,
Для достижения наилучшего эффекта попросту размещайте указку под той строкой,
которую читаете, и плавно двигайте ее по мере чтения.

РЕЗЮМЕ
1. Естественный инстинкт ребенка использовать при чтении указку является правильным. 2. Наилучшими указками служат тонкие ручки или карандаши,
вязальные спицы или даже восточно-азиатские палочки для еды.
3. Указка должна плавно двигаться под строкой. 4. Нужно управлять глазами
помощью указки только при движении вниз по средней
части страницы.
5. Указка обеспечивает повышение скорости, улучшает концентрацию и понимание текста,
а также снижает утомляемость глаз.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
1. Используйте лучшую из имеющихся у вас на данный момент указок, продолжая в то же
время искать идеальную.
2. Прочтите данную главу повторно, пользуясь при этом указкой. 3. Используйте указку при чтении газет и жу рналов, которые обычно покупаете. 4. Время от времени "подгоняйте" себя с помощью указки, читая чуть быстрее, чем вам
удобно.




которое указываете пальцем.


1. Установите, сколько слов вы способны видеть с каждой стороны центрального слова без
необходимости двигать глазами.
2. Установите, сколько слов вы способны отчетливо видеть выше и ниже того слова, на
которое указываете пальцем.
3. Проверьте, в состоянии ли вы сказать о наличии в верхней или нижней части этой
страницы какого-то числа, а если оно есть, то что это за число.
4. Выясните, способны ли вы подсчитать количество абзацев на данной странице. 5. Выясните, способны ли вы подсчитать количество абзацев на противоположной странице. 6. Видите ли вы рисунок или схему на одной из этих страниц? 7. Если вы видите рисунок или схему, способны ли вы точно или приблизительно

На самом же деле под четкое центральное зрение отводится всего 20 процентов вашей
системы "глаз/мозг", в то время как остальные 80 процентов обслуживает периферическое зрение

РЕЗЮМЕ
Использование методов метауказывания значительно увеличивает преимущества
использования визуальной указки. Основные методы метауказывания таковы:
охват пары слов; переменный охват; обратное чтение — проход в обратном направлении; "S"-образное движение; зигзаг; петля; вертикальная волна; двойная указка; ленивое"S".
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ 1. Испробуйте на практике каждый из методов метауказывания в течение, по меньшей мере, пяти
минут, меняя в процессе работы скорость чтения и глубину понимания. Такое время необходимо для того, чтобы дать мозгу возможность привыкнуть к данному методу.
2. Проделав это, выберите три метода метауказывания, которые вам больше всего по душе, и далее
используйте их. Во всех этих упражнениях полезно работать с материалом, который вы уже ранее читали, поскольку таким образом легче осваивать новые умения и привыкать к ним. Постоянные обращения к "Учебнику быстрого чтения" помогут вам как в практическом овладении новыми методами, так и в повторении существенной информации.
3. Организуйте себе несколько пятиминутных сеансов чтения и начните читать в расчете на
понимание, пользуясь самыми удоб
ными для себя методами метауказывания, и при этом постепенно наращивайте скорость чтения таким образом, чтобы в конце пятиминутного интервала уровень понимания составлял у вас от 5 до 10 процентов. Это упражнение позволит
"выпрыгнуть из собственных ботинок " по мере того, как глаза будут все больше привыкать к
высокому темпу.
4. Практикуйтесь с методами метауказывания в самом широком диапазоне скоростей. Многие
люди, к своему удивлению, обнаруживают, что на более низких скоростях понимание у них почти отсутствует, но при достижении некоторых определенных ритмов все становится удивительно понятным.

РЕЗЮМЕ 1. Сканирование — это процесс, при котором вы ищете конкретную информацию. 2. Скольжение — это процесс, при котором вы стремитесь получить общее представление. 3. Оба эти навыка используются значительным большинством быстрых читателей. 4. Каждый из этих навыков можно поднять на более высокий уровень благодаря применению
продвинутых методов ме-тауказывания.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ 1. Попробуйте

отвести десять минут на сканирование словаря в поисках слов, которые вы знаете и
любите использовать, но не в состоянии дать их точное определение.
2. Практикуйтесь отныне в навыках сканирования и скольжения на всем, что будете читать.

1. Ваш мозг представляет собой релятивистский орган, и его можно приучить к повышенным и
ускоренным нормам.
2. Метод чтения и тренинга с метрономом позволяет поддерживать и наращивать скорость чтения.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
В последующих пунктах используйте любой метод метауказывания, который кажется вам
самым подходящим.

1. В течение пяти минут почитайте в нормальном темпе любую книгу, которой вы сможете
пользоваться и в дальнейшем. Зафиксируйте скорость чтения (число слов в минуту) в Графике и Таблице достижений, приведенных в конце книги.
2. Выберите для этого любу ю несложную книгу, причем желательно, чтобы она вас
заинтересовала.
Стремитесь достигнуть максимально высокого понимания, но помните, что данное упражнение
в первую очередь нацелено на скорость.
5. Упражняйте свои глаза, двигая их в горизонтальной и вертикальной плоскостях по диагонали
из левого верхнего в правое нижнее положение, а затем из правого верхнего в левое нижнее положение.

6. Попрактикуйтесь в перелистывании 100 страниц, отводя на каждую страницу примерно по 2
секунды и очень быстро перемещая глаза вниз по странице. (Проделывайте это в течение двух двухминутных сеансов).
7. а) В течение одной минуты читайте так быстро, как сумеете, не заботясь о понимании.
б) Читайте в течение одной минуты с целью понять текст. в) Подсчитайте свою скорость и впишите ее в График и Таблицу достижений.


"+":
купил корзину для офиса
рассортировал отчеты
подключил базу 1С из архива
прочел 2 книжки
начал быстро читать
начал рационально конспектировать

вывод:
важно начать... просто пробуйбыстро читать

Введение

Инженер должен уметь чертить, врач — выписывать рецепты, музыкант — читать ноты. а студент — конспектировать. И хотя основная задача музыканта -- играть, а врача -лечить, но умение читать ноты или выписывать рецепты — это необходимые рабочий навыки, без которых невыполнима основная задача. Точно так же умение конспектировать — необходимый рабочий навык студента. Но если инженера учат чертить, а музыканта — читать ноты, то студента никто не учит конспектировать, и оказывается, что большинство лекций — это диктанты, на которых мысль учащегося почти отключена. Лучший же с точки зрения многих слушателей лектор — тот, кто просто медленно диктует

Но само по себе наличие такого учебного пособия проблемы не решает, ведь, прочитав его, студенты, как показывает опыт, в лучшем случае усваивают и используют лишь несколько простейших приемов, так как не могут применить общие принципы, иллюстрированные примерами из некоторой предметной области, к своей сфере деятельности. В связи с этим считаю необходимым проведение нескольких специализированных занятий Опыт показывает, что они дают хороший эффект.

Методика обучения конспектированию

Поскольку темы «Конспектирование» нет ни в каком учебном курсе, то часы для одной лекции и двух семинарских занятий пришлось позаимствовать v других дисциплин («Введение в специальность». «Основы инженерного творчества» и др.). Наиболее подходящим временем года для проведения занятии является ноябрь. Дело в том, что давать. технику конспектирования в самом начале учебного процесса не имеет смысла: студент» ее не воспринимают, так как не имеют мотивации к этому, ведь они еще не встретились с трудностями на лекциях. К ноябрю, когда они уже убедились, что конспектировать не. так просто, но привычка бездумного записывания еще не выработалась, у них появляется жела-ние и понять, и записать. Это желание н нужно использовать. Очевидно, что занятия должны проводиться с первокурсниками, ибо второй курс воспринимает конспектирование хуже, а на третьем оно уже не дает никакого эффекта.

В лекции излагаются основные технические приемы конспектирования, т. е. фактически пересказывается содержание брошюры «Скоростное конспектирование». (Тираж ее слишком мал, поэтому надеяться на то, что ее прочтут все или многие, не приходится.)

Лекция необходима еще и потому, что рассказ о приемах конспектирования должен сопровождаться примерами из конкретной области, по которой специализируется тот или иной поток слушателей.

Практические занятия проводятся так. К доске приглашаются от трех до шести человек. преподаватель диктует фрагмент текста (примеры приведены ниже), работающие у доски конспектируют его на доске, остальные — в тетрадях. Далее группа обсуждает порученные на доске конспекты, выбирает лучший и пытается сформулировать, благодаря каким приемам он оказался удачным. Иногда на доске появляется несколько разных, но равноценных вариантов, иногда лучший вариант получается, если собрать элементы из разных конспектов.

Работа с одним фрагментом занимает около 15 минут: 5 минут — собственно конспектирование, 2—3 минуты — группа изучает доску. 7—8 минут — обсуждение. Далее команда у доски меняется и начинается работа со следующим фрагментом. За время занятия удается рассмотреть 5—6 фрагментов, а у доски проходит фактически вся группа.

Подбор фрагментов для конспектирования должен включать «домашние заготовки» преподавателя, но необходима и импровизация. Наибольший эффект получается в том слу-чае, когда берется первый попавшийся текст с читабельным почерком у любого студента, и конспектируется фрагмент из него.

Занятия по конспектированию может проводить любой преподаватель. От него требуется следующее: а) умение конспектировать; б) минимальная эрудиция за пределами своей специальности, чтобы иметь возможность показать конспектирование технического, математического, общественно-политического текста (в технических вузах это должен быть преподаватель математической или технической дисциплины); в) определенная скорость и аналитический характер мышления. Последнее требование связано с тем, что за 2—3 минуты преподавателю необходимо оценить то, что появилось на доске, при этом он должен быть готовым встретиться с совершенно нестандартным решением студента, возможно, превосходящим его «домашнюю заготовку».

Опыт показывает, что через 45 минут на доске начинают появляться Конспекты (с большой буквы), а не записанный под диктовку текст.

Примеры конспектирования

Напомним основные приемы конспектирования. Их можно разделить на три группы.

Сокращение слов, словосочетаний, терминов.

Эти приемы осваиваются наиболее легко и включают: гипераббревиатуру терминов (начальная буква термина обводится линией), кванторизацию (переворот начальной буквы), иероглифику и пиктографию (работа рисунками), способы записи окончаний.

Переработка фразы.

Это самые эффективные, но трудно осваиваемые приемы. Они включают: пространственную запись (использование длины и ширины листа бумаги). приведение фразы к эквивалентному виду, использование контекста и макроконтекста.

Использование цвета

включает довольно просто осваиваемые приемы: рубрикацию. выделение цветом существенных деталей, работу цветом в зависимости от степени важности текста и по соответствию частей текста.

Общественно-политический текст

Преподаватель зачитывает фрагмент выполненного студентом «конспекта» работы В. И. Ленина «Две тактики...»:

«Громкие фразы прикрывают беспомощность теоретической мысли. Кто знаком с фактическим состоянием нашего движения, тот увидит. что широкое распространение марксизма сопровождалось понижением теоретического уровня. К движению примыкало много неподготовленных людей».

Совершенно очевидно, что это вовсе не конспект, а просто переписанный из работы Ленина абзац-Вопрос «Сформулируйте одной фразой, о чем здесь идет речь» ставит большинство студентов в тупик. В некоторых группах требуется до пяти минут обсуждения, прежде чем удается получить правильный ответ:

«Распространение марксизма сопровождалось понижением его теоретического уровня, так как к движению примыкали неподготовленные люди».

Именно эту фразу и следует записать в конспект.

Анализ первого же фрагмента позволяет дать студентам представление о том. что же такое конспект, и вскоре на доске появляются вполне приемлемые варианты. Независимо от того, удался конспект студенту или его «довел до кондиции» преподаватель, необходимо пояснить аудитории, какими приемами это было достигнуто.

В предлагаемом ниже фрагменте взяты в рамочку слова, которые можно просто опустить, двумя чертами подчеркнуты слова, легко восстанавливаемые по контексту, одной чертой — часто встречающиеся термины, которые нуждаются в замене специальными обозначениями-сокращениями (если для них нет общепринятых сокращений), а пункти-ром — словосочетания, которые можно сформулировать более кратко.

В итоге получаем краткий, но информационно полный конспект, показанный на рис. 1 (разумеется, это не единственный возможный вариант). В нем удалено то, что не несет смысловой нагрузки, а также то, что легко восстановимо по контексту. использованы общепринятые сокращения («С.-Д.»), гипераббревиатура для терминов «партия», «революция» и стенографические окончания. Кроме того, для облегчения восприятия пункты 1), 2) и 3) выстроены в таблицу.

У студентов, как правило, возникает сомнение: примет ли такой конспект препода-ватель, ведь написано очень мало. Думается, что преподавателям-обществоведам стоит задуматься: почему студенты сомневаются в приемлемости грамотного конспекта и предпочитают ему длинный, бездумно переписанный текст?

Технический текст

В целом такой текст конспектировать легче, так как в технике имеется множество общепринятых обозначений, применяемых в формулах, чертежах, схемах и т. д. Эти обозначения можно использовать в конспектах как пиктограммы. Кроме того, на лекциях зачастую речь идет не о понятиях, а о предметах, поэтому можно работать рисунками. Это лучше запоминается, а нередко и быстрее записывается. На рис.2 показаны два варианта конспекта текста, описывающего порядок вклю-чения некоторого радиотехнического прибора Текст такой:

«Нажать клавишу «Сесть». Если загорается красная лампочка, то нажать «Сброс». Тумблер «Вкл.» перевести в верхнее положение. В зависимости от предполагаемого вида работы поставить. переключатель вида работ в положение «прием» или «передача». При работе на прием включить усилитель, установить напряжение 127 вольт. При работе на передачу — включить усилитель, включить генератор, установить напряжение 220 вольт. Подключить антенну. Прибор к работе готов».

В конспекте 2а использованы схемные обозначения генератора и усилителя. Все, что можно, выполнено рисунками н стандартными обозначениями. Поскольку описы-вается алгоритм, то привлечены элементы алгоритмической нотации, ныне известные школьникам по курсу информатики,

Вариант 2б был предложен одним из студентов и явился для меня приятным сюрпризом, поскольку основан на принятых у радиолюбителей сокращениях (

PA. SB, Rx

), которые мне были неизвестны. Именно к таким сюрпризам и должен быть готов преподаватель, ведущий занятия по конспектированию.

Математический текст

На первый взгляд, математические тексты конспектировать проще всего, так как в них много формул, но это не совсем верно.

На рис.3 показано пять вариантов конспекта формулировки теоремы, которая звучит так:

«Теорема. Если первая производная функции в точке Xo положительна, то Xo:> — точка возрастаний функции; если первая производная в точке Хo отрицательна, то Xo» — точка убывания».

а) — это самый примитивный конспект, где сокращенно обозначены лишь термины «производная», «положительна» и т. д. В варианте б) уже использована пространственная запись, т. е. применено табулирование (выстраивание таблицы), и конспект стал легче читаться, хотя написано то же, что и ранее.

Сравнение в) и б) опровергает широко распространенное мнение студентов, что чем полнее запись, тем лучше. Для осознания варианта б) надо решить головоломку типа «найди отличия»: прочитав обе строки, сравнить их и установить, что от замены знака сравнения меняется направление изменения функции. А в варианте е) эти отличия просто бросаются в глаза — еще раз напомним, что конспект — это текст, подготовлен-ный для восприятия.

Наконец, вариант г) — это «высший конспективный пилотаж»: обозначения + пространственная запись + переформулировка фразы. Фактически здесь записано:

«первая производная в Хo больше (меньше) нуля влечет возрастание (убывание) функции в Xo»

А вариант д) — это ошибка конспектирования: «иначе» — это не «меньше нуля», а «меньше либо равно» — к эта деталь существенна. Преподаватель должен быть готовым встретить такие ошибки.

Прогнозирование текста

Большой, эффект дает пространственная запись (см. рис.2а, 3б), суть которой состоит в использовании длины и ширины листа бумаги, и, кроме того. порядок записи в конспекте не совпадает с порядком исходного текста. Однако здесь может возникнуть сомнение в применимости такого приема, ведь для активного его использования нужно знать весь текст, продумать его расположение, а на лекции сделать это невозможно. Но на самом деле последующий текст не так уж сложно спрогнозировать.

Например, услышав о переключении вида работ на прием или передачу (см. рис.2а), можно предположить, что последующее включение может быть различно. Запишем. «прием» и «передача» так, чтобы дальше можно было продолжать конспект вниз. Если мы угадали, то получаем конспект как на рис.2а. Если же нет, и последующее включе-ние не зависит от вида работы, то мы просто ничего не потеряли.

Проиллюстрируем прогнозирование на примере гуманитарного текста из курса «Советское право». В скобках курсивом показаны рассуждения, в результате которых получается конспект, показанный на рис. 4. Отметим, что конспекты из одного текста могут получаться совсем разными. Итак. звучит текст:

Субъекты гражданского права.

(Судя по акцентировке лектора — это заголовок, выделим его.

«Гражданского права»

можно не писать: у нас весь раздел по этому праву / или же напишем его сокращенно.)

Все лица обладают двумя качествами — правоспособностью н дееспособностью.

(Число качеств можно не писать — сколько перечислено, столько и есть.

«Правоспособность»

«дееспособность»

— явно термины: подчеркнем их. Наверняка сейчас последует деталировка этих терминов, подготовимся к ней: (рис.4б) — разнесем их по половинкам страницы / (рис.4в) — пропустим место на деталировку.)

Правоспособность — это способность иметь право:

(рис.4б) — эх, не сообразил, что сейчас пойдет пояснение, ладно, введем временные обозначения:

ПС и ДС

/ (рис.4б) — а вот и деталировка, конспект пошел вниз в два столбца / (рис.

4в ) — для ожидавшейся деталировки есть место, вписываем ее туда и не надо повторно писать длинный

Правоспособность может быть ограничена (например, приговором суда), но лишить ее нельзя. Ограничение правоспособности — это мера наказания (например, ссылка, высылка).

(Рассуждения, превращающие этот текст в конспект, достаточно очевидны.)

Дееспособность — это способность своими действиями создавать себе обязанности и приобретать себе права.

(Здесь рассуждаем аналогично.)

Она делится на виды: до 15 лет, от 15 до 18 лет, от 18 лет и старше.

(«Вилка», означающая «бывает следующих видов, читателю уме знакома, а применение математи-ческой нотации тоже не новинка.)

Еще один пример из той же области: конспекты — на рис. 5.

Сделка по советскому гражданскому праву. (Оставим только слово «сделка» — ясно, что право не римское, а гражданское.) Действия субъектов гражданского права, направленные на изменение, возникновение, прекращение права и обязанностей, называются сделкой. (Ясно, что это определение,— выделим. «Называются сделкой» можно и не писать, по заголовку ясно, что определяется.) Сделки могут быть односторонние, двусторонние, многосторонние. (Вряд ли эти сделки сильно отличаются: скорее всего только числом сторон. Поэтому готовим таблицу, которая может идти (рис. 5б ) — сверху вниз или (рис. 5а ) — слева направо.) При односторонней сделке волеизъявление исходит от одного лица и этого достаточно для возникновения права и обязанности. Например, завещание о наследстве. (Похоже, все дело в том, от скольких лиц исходит волеизъявление. «Одно-» пишем цифрой, пример в скобках. И постараемся, чтобы прочие виды сделок

описывались аналогично.) Для двусторонней сделки необходимо волеизъявление двух лиц одновременно. (Фраза построена по-другому, но суть та же: достаточно изменить цифру в первой фразе. Интересно, зачем издевается над слушателями лектор, объясняя одно и то же разными по стилю фразами? Чтоб хуже запоминалось, что ли?) Воля должна быть встречной, состыкованной. (Эту лирику можно не писать: без согласия сделки явно не будет.) Например, договор. Для многосторонне сделки требуется, чтобы волеизъявление исходило от нескольких лиц. (Полинезийский счет: один, два, много. В таблицу достаточно записать «более двух» — и все.) Например, бригадный договор.
Отметим, что последние примеры писались студентами непосредственно у доски уже после 45 минут занятия, значит, предвидеть текст можно.

Результаты

Проверить объективное влияние занятий по конспектированию на успеваемость невозможно. Для этого необходим чистый эксперимент с равноценными контрольной и экспериментальной группой, что в условиях обычного учебного процесса реализовать сложно, и нужна соответствующая методика оценки, которой, к сожалению, нет. Субъективная оценка студентов, выявленная путем опроса в конце семестра, заключена в следующем признании: <0чень интересно, безусловно полезно, мы многими приемами пользуемся, конспекты стали лучше» — иными словами, субъективный комфорт на лекции стоит затраченного времени.

Изменилось ли что-либо в чтении лекций? Нет, ибо большинство лекторов просто не знали о наших занятиях и не предполагали, что студенты могут писать нечто более сложное, чем диктант.

Для большей эффективности таких занятий их следует проводить... с преподавате-лями. Точнее, наряду с обучением конспективной технике преподавателей обязательно нужно, чтобы лекторы присутствовали на практических занятиях со студентами: увидев, как могут конспектировать студенты, лектор найдет способ использовать это умение (простейший вариант — повысить темп лекции и дать больше материала).

Считается, что студенты конспектируют больше, лучше и увереннее, чем школьники. Однако если старшеклассник готов освоить искусство конспекта прямо сейчас, ничто не сможет ему препятствовать. Напротив, умение организовать свои записи оптимальным для себя способом поможет лучше подготовиться к учебе в вузе.

Корнелльский метод конспектирования Метод получил свое название от Корнелльского университета в США. Делим страницу для конспекта на основное пространство и немаленькое левое поле. В основном пространстве вы пишете текст лекции. А затем, перечитывая написанное, в левом поле специально отмечаете каждую идею, а также выписываете ключевые слова и важные детали. В классическом варианте метода поле для заметок равно 2,5 дюймам, то есть 6,35 см. Тогда логично предположить, что весь лист имеет формат А4. Такие тетради можно разыскать в магазинах канцтоваров.

Левое поле предназначено и для ваших собственных реплик. Чем больше самостоятельных впечатлений от учебного текста вы способны генерировать, тем больше места на них нужно - поэтому имеет смысл заполнять только одну сторону листа, а другую сторону наделять функциями всё того же поля для заметок. Либо пишите с обеих сторон листа, но отступайте от конспекта каждого занятия побольше клеточек или строчек.

Повторяя материал такого конспекта, закрывайте карточкой весь текст справа, оставляя видимой только разметку левого поля, после чего убирайте карточку и проверяйте, всё ли вы сказали.

Метод отступов

Слушаете вы лекцию - и вдруг замечаете, что преподаватель отчетливо излагает мысли в направлении «от общего к частному». Прекрасно! Слева пишете основное понятие или основную мысль. А подчиненные понятия выписываете справа - и чем детальнее или несущественнее та или иная подробность учебного материала, тем дальше от левого поля она находится. Маркировать части получившейся структуры как-либо по-другому нет необходимости.

Эту схему удобно использовать для повторения основных моментов. Хотя простую хронологию по ней проследить невозможно.

А если лектор тараторил, то и конспекта подобным методом составить вы не сможете. Если же вы сами не слишком опытны в составлении каких бы то ни было конспектов, то использование подобного метода поначалу приведет вас к помаркам в записях. Ничего страшного. Потренируйтесь. Ну и, конечно, вы должны быть готовы связать отрывочные понятия воедино с помощью пересказа.

Метод картирования

Факты обретают форму - картирование представляет нам содержание лекции графически. Вы становитесь чуть ли не художником при лекторе - так что это метод для творческих людей; для тех, у кого развиты зрительное восприятие и зрительная память. Критически мыслящий автор такого конспекта сможет легко редактировать записи, добавляя цифры и цветовые обозначения. Итак, вы получите шанс увидеть, как именно вы мыслите. Выбирайте этот метод, если содержание лекции хорошо организовано или если вы совершенно не знаете лектора. (Подробнее о методе рассказано в №5 за 2009 год.)

А если вы лучше воспринимаете информацию на слух? Не переживайте: лектор и так помогает вам своей интонацией.

Как метод отступов, так и метод картирования - прекрасное лекарство от последствий подготовки к ЕГЭ, которая привлекает внимание старшеклассника к деталям учебного материала курса и, увы, отучает видеть его структуру в целом. ЕГЭ полезен лишь тогда, когда вы четко видите эту структуру и достаете нужный элемент знания с той или иной «умственной полки».

Метод таблиц

Когда предполагается, что вам расскажут учебный материал «по годам», захватите с собой линейку и карандаш и попробуйте вписать содержание лекции в таблицу. Подумайте, как озаглавить столбцы. Скорее всего, это категории, которые должны быть изучены. В ячейки записывайте ключевые идеи, характерные фразы, значимые слова. При повторении темы будет легко сопоставлять факты, к тому же вы избавитесь от путаницы, часто сопровождающей восприятие хронологически изложенного нового знания.

Фразовый метод

Каждая новая мысль записывается на отдельной строке. Каждый новый факт - тоже. Каждая новая тема - само собой разумеется. Всё перечисленное нумеруется подряд, и это означает, что с каждой строкой вы становитесь еще умнее. Другое дело, что остается неясным, насколько каждая из фраз важна для понимания всей темы и как связаны друг с другом фразы, расположенные не по соседству. Тем не менее метод годится, когда тему вам объясняют очень быстро и нельзя ничего упустить. Но такой конспект подлежит обязательному последующему анализу и, возможно, переделке во что-то более удобоваримое. И он однозначно не подходит, если вы конспектируете, скажем, толстый вузовский учебник.

И пометки

Конспекты нужно перечитывать, иначе они пригодятся только перед практическими занятиями и экзаменами, а после сессии материал забудется. Слово конспект в переводе с латинского означает обзор. Получается, мы по определению пишем конспекты, дабы впоследствии обозревать учебный материал. Чтобы вам удобно было активно пользоваться записями, не ленитесь расставлять по тексту вопросительные и восклицательные знаки и с помощью удобных для себя значков отмечать, какую информацию проверить самостоятельно, о какой переспросить, что прояснить, что изучить подробнее, а где привести побольше примеров.

На чем тренироваться

К началу занятий на подготовительных курсах конспектировать лучше всего уже уметь. Где этому научиться?

Всё очень просто: можно конспектировать интеллектуальные теле- и радиопередачи, благо они доступны. А пособия для подготовки к вузу стоит рассмотреть на предмет того, для какого способа конспектирования они подошли бы больше всего, будучи прочитаны вслух. Понравившееся (либо особенно трудное для восприятия) пособие законспектируйте.

Можно поискать материал для конспектов и за пределами дома. Если в вашем городе есть музей, поинтересуйтесь, есть ли при музее лекторий по вопросам искусства или науки. Посетите ряд лекций - и постарайтесь выйти оттуда с прекрасно организованной информацией.

Узнать, где еще проводятся лекции (или проводились - и содержание их уже выложено в Сеть), можно на рекомендательных интернет-сервисах. Впрочем, реальность такова, что во всемирной паутине в целом большая часть выложенных в свободный доступ видеолекций - на английском. Пока вы не умеете конспектировать русскоязычные лекции, англоязычные записывать рано. Их стоит слушать с другой целью - ознакомиться с лексикой по вашей будущей специальности и развить навыки аудирования.

Существует несколько способов конспектирования текста, среди них следующие:

Тезисы - кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание. При ступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.

Линейно-последовательная запись текста, при котором целесообразно использование плакатно-оформительских средств, таких как:

· сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;

· выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов; использование различных цветов;

· подчеркивание;

· заключение в рамку главной информации.

Способ «вопросов-ответов» заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них. Одна из модификаций способа «вопросов-ответов» - таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т.п.

1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, :место издания.

2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон.

Слева на нолях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы. Справа - способы фиксации прочитанной информации.

Схема с фрагментами - это способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, - при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально-лаконичного конспекта.

Простая схема - способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.

Параллельный способ, при котором конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и левой частях листа.

Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.

Комбинированный конспект - вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используют все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.

Методика обучения конспектированию.

Работа по формированию умения конспектировать включает несколько основных моментов .

    Сообщение теоретических сведений о конспектировании, о конспекте как особом виде текста.

    Беседа о значении конспекта (конспект помогает накапливать и систематизировать знания, осмысливать услышанное и прочитанное);

    Как вообще вы относитесь к конспектированию?

    Что такое конспект?

Конспект – это особый вид текста, который создается в результате аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в первоисточнике (исходном тексте). Цель такой переработки – выявление, систематизация и обобщение наиболее ценной информации. Письменная фиксация этой информации избавляет читающего от необходимости повторно обращаться к самому источнику.

Конспект вторичен по отношению к первоисточнику, это самостоятельный вторичный текст. Как всякий текст он обладает его определенными признаками – содержательной, смысловой и структурной. Тематическое и смысловое единство конспекта выражается в том, что все его элементы прямо или опосредованно связаны с темой высказывания, заданной первоисточником, и с коммуникативной установкой пишущего. В конспекте можно выделить определенные структурно-смысловые части, но выбор и порядок этих частей произволен, не всегда совпадает с тем, что есть в исходном тексте.

    Какие бывают конспекты?

По объему ( по степени сжатия ):

самые

важные

положения

фиксируются доказательства выдвинутых положений, пояснения, иллюстративный материал

и те и

другие

признаки

По количеству перерабатываемых источников – монографические (составленные по одному источнику), свободные, обзорные (по нескольким источникам на одну тему).

По степени эквивалентности первоисточника:

    интегральный – предает все основные положения и важные смысловые связи, т.е. всю смысловую сетку первоисточника. Такой конспект эквивалентен источнику.

    селективный включает отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражающие основные положения первоисточника. Этот конспект носит индивидуальный характер.

    Что такое конспектирование?

Это специальная переработка информации, ее «свертывание»; конспектирование включает в себя моменты: аудирование (слушание); чтение и письмо.

В зависимости от способа предъявления информации различаются: конспектирование на основе чтения и конспектирование устной речи.

    Основные этапы процесса конспектирования (усвоение способов отбора, переформулировки и фиксации информации):

    определение основных мыслей;

    выявление опорных слов;

    умение мысль выразить своими словами, сжато;

    составление плана;

    конспектирование по плану;

    определение разных типов конспекта.

Конспектирование зависит от скорости письма. Можно использовать сокращение слов.

    сокращенное слово должно легко восстанавливаться (гос-во, уч-ся, сущ., прил.);

    словарный состав источника, как правило, превышает словарный запас конспектирующего. «Новые» слова лучше записывать полностью, чтобы они быстрее и легче вошли в словарный запас конспектирующего;

    целесообразно применять общепринятые условные сокращения и аббревиатуры;

    разумно использовать общепринятые знаки:

    можно применять индивидуальные сокращения, которые могут понятны лишь самому автору;

    очень важно использовать подчеркивание, выделение цветом, обратить внимание на абзацы; особое расположение материала.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!