Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Методическая разработка экскурсии: Растения зимой. Экскурсия в природу в разное время года Оборудование и оформление

19.08.2015 2798 0

Цели: познакомить детей с отличительными признаками деревьев и кустарников зимой; закреплять правила поведения в природе; развивать мышление, внимание; воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: семена деревьев и кустарников; корм для птиц.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы отправимся в зимний парк. Мы будем учиться узнавать деревья и кустарники по их силуэтам.

Учитель проводит инструктаж о правилах поведения во время экскурсии: при продвижении по маршруту не забегать вперед, но и не отставать, продвигаться парами, разговаривать тихо, не кричать, все время держать друг друга в поле зрения (учитель определяет, кто за кого отвечает во время продвижения по маршруту), во время беседы стоять полукругом на расстоянии вытянутой руки от учителя.

II. Основная часть экскурсии.

Во время проведения экскурсии учитель подходит с учащимися к тому или иному растению, учит их на практике различать деревья и кустарники, обращая внимание на силуэт кроны, цвет коры, внешний вид почек.

– Обратите внимание на белый цвет коры дерева. Как оно называется? (Это береза.)

Белый цвет коры березы объясняется наличием в ней белого красящего вещества – бетулина.

Если провести по стволу темной рукавичкой, на ней появится белый налет, как будто прислонился к побеленной стене. А почему на стволе березы видны темные черточки, которые идут поперек ствола? Оказывается, это чечевички – специальные отдушины, через которые летом проходит воздух к живым внутренним тканям ствола березы. Сама береста для воздуха непроницаема. Не будь чечевичек, дерево буквально задохнулось бы. Но на зиму чечевички наглухо запечатываются – в холодное время года дерево почти не дышит.

– Рассмотрите следующее дерево. (Учитель останавливает детей около дуба.)

– Обратите внимание на его ветви. Как называется это дерево? (Дуб.)

– Почему у дуба ветки корявые?

– Почему дуб зимой стоит с бурой листвой, а не сбрасывает листья, как другие деревья? (Предположения детей.)

– Разгадка кроется в родословной дуба. Многие его родственники, обитающие в субтропиках, остаются зелеными и зимой. Наш дуб унаследовал от них способность сохранять листву, но климат не позволяет нашему дубу зимой «зеленеть», листья гибнут от холода и теряют зеленый цвет, но остаются на дереве.

– Издали это дерево похоже на дуб. Но когда присмотритесь внимательнее, то увидите его особенности. У вяза крупные боковые ветви отходят от главного ствола под острым углом. Молодые веточки расположены густо и придают дереву «пушистый вид». У вяза древесина такая плотная, что когда приходится рубить дерево, топор прямо-таки «вязнет» в ней. Отсюда дерево и получило свое название.

– Рассмотрите следующее дерево. (Учитель показывает осину.)

– Осину можно узнать по гладкому и очень зеленому по сравнению с другими деревьями стволу. Он у нее ровный и только на самом верху разрастается шапкой курчавых ветвей.

– Лиственница – хвойное дерево. Она сбрасывает на зиму хвоинки, за что и получила свое название. Зимой лиственница стоит голая, с растопыренными черными ветвями. Узнать ее можно по оставшимся на ветвях большим круглым шишкам.

– Сравните крону, хвою, шишки сосны и ели.

– У сосны иголочки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, сидят парами, а у ели – короткие, колючие и прикреплены поодиночке.

У сосны шишки небольшие, с одного конца заостренные, а у ели – длинные, ровные, большие.

– Рассмотрите хвойный кустарник. Как он называется? (Можжевельник.)

– Хвоинки можжевельника не похожи на хвою ели и сосны. Они плоские, неколючие, сизо-зеленого цвета. Сидят они на веточках по три вместе.

– Узнавать деревья и кустарники зимой в природе можно и по запаху древесины. Особенный запах у древесины дуба – густой и терпкий, чуть-чуть с кислинкой. Специфический «карандашный» запах у можжевельника. Дело в том, что из его древесины делают карандаши, точнее их «одежду». Своеобразный, чуть-чуть «дегтярный» запах имеет древесина осины.

По запаху почек можно узнать черную смородину. Они пахнут очень приятно. А вот у почек бузины запах неприятный. Своеобразный запах у клейких заостренных почек тополя. Сами почки шерстисто-пушистые, покрытые крупными коричневыми чешуями. Сидят почки на веточках поочередно: одна справа, другая слева, следующая опять справа, другая опять слева, и так до самой верхушки. Необычны почки у крушины ломкой. У них нет почечных чешуй. Каждая почка – пучок крохотных бурых зачатков листьев. Будущие листья зимуют совершенно открыто. Наступит весна, и крохотные бурые листовые зачатки превратятся в обычные зеленые листья. У всех других наших деревьев и кустарников зачатки листьев спрятаны внутри почек под «футляром» из плотных чешуй.

III. Итог экскурсии.

– Что нового вы узнали на экскурсии?

– Какие деревья и кустарники встретили на экскурсии?

– По каким признакам мы учились узнавать деревья и кустарники? (По кроне, почкам, плодам, запаху древесины, запаху почек.)

2017 г
Задачи: Дать детям представление о лесе как сообществе множества
растений и животных, проживающих на одной территории.
Показать многоярусность смешанного леса: верхний ярус – сосны (самые
высокие деревья), ярус пониже – лиственные деревья, ели, следующий ярус –
высокие кустарники и подрастающие деревца, нижний ярус – это травы,
кустарнички. Зимой этот ярус бывает под снегом, который укрывает и
согревает все, что есть на земле и в почве. В зимнее время деревья и
кустарники находятся в состоянии покоя (не растут, не цветут), так как
условия для жизни недостаточны: очень холодно, мало света, вместо воды
снег. К таким условиям деревья и кустарники приспособились – сбрасывают
листву, а сами отдыхают. Некоторые травянистые растения не очень боятся
холода: прикрытые снегом, они всю зиму остаются зелеными. На всех ярусах
живут животные, лес – это их дом. В зимнее время на снегу можно увидеть
следы их деятельности. Животные живут на том ярусе, на котором могут
передвигаться, находить пищу строить убежища. Растения и животные одного
леса связаны друг с другом, живут как одно сообщество. Люди, приходящие в
лес, – это гости, они должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы
не нарушать жизнь хозяев.
Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе,
развивать чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.
Активизация словаря:
шероховатый ствол, корявые ветки, хруст, многоярусный, ярус, плотная
кожица, снежный покров.
Предварительная работа:
1.
2.
3.
Рассматривание картин про зиму, альбом с дикими животными,
наблюдение на прогулке, беседы.
Изготовление схем­карточек о внешнем виде деревьев. Оформление
картонного старичка­лесовичка.
Воспитатель определяет место экскурсии, путь, намечает места
коллективного и самостоятельного наблюдения, готовит конспект, раздает
детям стихи С. Погореловского о зиме для заучивания.

Ход экскурсии
1. В группе. Используя старичка­лесовичка, объясняю цель экскурсии,
говорю о лесе как о многоярусном доме, в котором много жильцов – растений
и животных. Лесовичок помогает детям назвать правила поведения в лесу: не
шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса; и шорохи;
ходить по дорожкам, протоптанным в снегу; не задевать кустов – зимой
замерзшие ветки легко ломаются; быть внимательными, чтобы не пропустить
следы на снегу и увидеть красивые пейзажи.
2. По дороге в лес. Обращаю внимание детей на следы на снегу, обсуждаем
их происхождение. Останавливаю детей в таком месте, где лес виден издали и
хорошо просматривается его ярусность. Предлагаю поздороваться с лесом:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С. Погореловский
Обращаю внимание ребят на красоту пейзажа, затем обсуждаем разную
высоту деревьев – ярусность леса.
3. В лесу. Обращаем внимание на деревья и кустарники, обсуждаем с детьми,
почему они голые, в каких условиях они сейчас живут, чего им в условиях не
хватает. Находим ель и сосну – только они остаются зимой зелеными, а
потому самыми красивыми. Рассматриваем иглы ели – они твердые, покрытые
плотной кожицей, им не страшен мороз.
Предлагаю детям узнать деревья зимой (по коре, веткам, почкам) – их узнать
трудно, поэтому лесовичок дал специальные карточки, по которым можно
узнать деревья. Рассматриваем карточки, сравниваем их с деревьями, дети
узнают их названия. Предлагаю каждому ребенку выбрать дерево, подойти к

нему и посочувствовать – обнять, погладить кору, погреть дыханием,
прижаться щекой, сказать ласковые слова: «Деревце, я тебе очень сочувствую,
я понимаю, как тебе холодно и трудно зимой, я тебя немного погрею, потерпи
– весной и летом тебе будет очень хорошо!»
Затем обращаю внимание ребят на снежный покров, на множество знаков,
которые есть на нем, – следы животных, осыпавшиеся семена, сломанные
веточки, сучочки, упавшие или кем­то брошенные шишки.
Вместе с детьми замолкаем, слушаем звуки леса, тишину, шорохи.
4. На опушке леса. Предлагаю сделать живую картинку «Если бы я был
деревом…». Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд,
воображая, что они корнями вросли в землю. Затем все обсуждают, что они
испытывали, будучи деревьями. Прощаются с лесом:
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
С. Погореловский
Полон сказок и чудес!
5. На обратном пути. Дети обмениваются впечатлениями, вспоминают
загадки, поговорки, пословицы о лесе. В группе даю детям задание на дом:
рассказать родителям об экскурсии в лес, предлагаю желающим нарисовать
свои впечатления.

Цели экскурсии:

  • развитие интереса детей к изучению природы родного края;
  • воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
  • углубление имеющихся знаний о родном крае;
  • воспитание нового экологического сознания через природу родного края;
  • сплочение родительского и ученического коллективов.

Оборудование:

  • кормушки для птиц, изготовленные детьми на уроках труда;
  • корм для птиц;
  • красные флажки;
  • санки, ледянки.

Место проведения: лыжная база «Снежинка».

План экскурсии

1. Вводная беседа.

Учитель: Какое основное условие безопасности движения?

Дети: Знание правил ПДД.

Учитель: Как двигаемся по загородной дороге?

Дети: Если нет пешеходной дорожки, то идем по обочине навстречу движения транспорта.

Учитель: Как переходим улицы?

Дети: По пешеходным дорожкам или возле светофора, если их нет - перекрываем дорогу красными флажками.

2. Построение детей и родителей под лозунг:

Главное - вместе! Главное - дружно!
Главное - с сердцем горячим в груди!
Главное - руку подать другу, если другу трудно в пути!

3. Переход на лыжную базу.

4. Конкурс знатоков.

Учитель: Сейчас мы с вами находимся в заснеженном лесу.

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Лес уснул, но жизнь в нем продолжается.

Класс делится на две команды, в каждой из которых есть взрослые. Обеим командам дается задание: определить, какие деревья находятся рядом с ними и дать как можно больше информации о роли и применении их в жизни человека.

Информация для дополнения.

  • Береза - лечит, греет, освещает, светолюбивая, на Земле 120 видов берез.
    Липа - лечит, раньше обувала (делали лапти), 50 видов деревьев.
    Клен - барометр, перед дождем плачет, из древесины делают музыкальные инструменты.
    Дуб - долгожитель, боится холода, 450 видов, может прожить 1000 - 2000 лет. Священное дерево, ему поклонялись и славяне и римляне.
    Осина - столовая для зайцев, бобров, осей, белок, тетеревов, глухарей.
    Сосна - 100 видов, богата витамином «С», убивает вредные бактерии.

Учитель: Кто знает, как можно ориентироваться по деревьям в лесу?

Ответы: Муравьи возводят муравейники с южной стороны деревьев; мох на деревьях растет с северной стороны; кольца на пеньках с северной стороны уже.

Учитель: А вы знаете, ребята, что береза тоже может указать где север, а где юг. На стволах берез сгустки черных пятен выступают с севера.

Дается оценка по итогам первого конкурса.

Учитель: Лес - это не только деревья, но еще и дружная семья зверей и птиц. Сейчас мы с вами не услышим громкого пения птиц, как летом, но зато мы можем почитать страницы лесной жизни прямо на снегу. Приступим ко второму вопросу для наших знатоков.

Командам дается задание найти и запомнить следы зверей и птиц на снегу за определенное время.

Дополнительная информация:

Зимой лоси сбрасывают рога (на базе «Снежинка» можно отыскать лежбище лося).

Подводятся итоги второго конкурса.

4. Телеграмма.

Учитель: Ребята, посмотрите, на ветке висит лист бумаги - что это?

Дети читают телеграмму: «Нужна помощь! Голодно! Все семена и ягоды засыпаны снегом. Помогите нам!».

Учитель: Ребята, кто мог послать эту телеграмму? Кому в эти зимние месяцы приходится очень туго, ведь за короткий зимний день надо успеть найти пищу, чтобы продержаться всю зимнюю ночь?

Дети читают стихотворение о птицах:

Дети вместе с родителями вывешивают кормушки, засыпают корм, привязывают сало к веткам.

Дополнительная информация.

Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза. Воробьи клюют овес, пшено, крошки пшеничного хлеба. Ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы, так как закисают в зобу у птиц, что может привести ее к гибели.

Общее подведение итогов по результатам конкурсов и помощи птицам дают родители.

5. Зимние забавы.

Учитель: Есть хорошая пословица: кончил дело - гуляй смело!

Дети вместе с родителями выбирают место для скатерти-самобранки и горки для игр. Назначаются костровые, ответственные за хворост, игровики. Разжигается костер. Дети носят чистый снег для приготовления чая. Пока чай закипает, дети катаются на санках и ледянках, устраиваются эстафеты: «кто проедет дальше», «чей поезд длиннее», «лабиринт», «через туннель».

Устраивается веселое чаепитие.

Уборка места отдыха.

Сбор детей и родителей.

Напоминание правил безопасного передвижения.

6. Возвращение участников экскурсии в школу.

7. Домашнее задание : нарисовать рисунок по теме «Секреты зимнего леса».

О себе: увлекаюсь краеведением, туризмом. Имею дипломы участника Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок», грамоты МОиН РТ педагога-консультанта поисково-исследовательских работ. Фото автора

Тема: «Учимся различать деревья и кустарники зимой»

Урок – экскурсия

Цель: научить определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам. Учить делать выводы из наблюдений, развивать познавательный интерес, речевые умения, внимание. Воспитывать культуру поведения в природе.

Оборудование: этикетки с названиями деревьев

Планируемый результат

Дети учатся:

Определять признаки деревьев

Фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков

Следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии

-проводить простейшие наблюдения для нахождения необходимой информации

Умения характеризующие достижение результата:

Определять признаки деревьев,

выстраивать план наблюдения и фиксировать результаты;

Следовать инструкции

- делать обобщения

Подготовка к экскурсии .

Экскурсия проводится в январе. Место проведения экскурсии - школьный сад. Перед экскурсией учитель развешивает на деревья этикетки с названиями.

Ход урока - экскурсии


Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. ^ Актуализация знаний. Мотивация. (проводится в классе)

-Послушайте отрывок из стихотворения замечательного поэта Фёдора Тютчева.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
- Что описал поэт в своём стихотворении?

Зима навела строгий порядок в лесу. Не балует она природу ни красками, ни цветами. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям шубы, стоят они в одинаковых нарядах, попробуй, отгадай, где какое дерево. Вот сейчас мы попробуем это сделать.

Зиму


Личностные УУД: смыслообразование

КоммуникативныеУУД: сотрудничество с учителем


Формулировка цели и задач экскурсии, результата, который будет получен в ходе экскурсии.

^ Детям предлагается по силуэтам на слайдах попробовать определить некоторые виды деревьев (тополь, осина, липа)

Выслушиваются предположения детей. Учитель подчёркивает наличие разных точек зрения в предположениях детей.

- Что нам нужно знать, чтобы решить эту проблему? На какие внешние признаки нам необходимо обратить внимание?


Предположения детей

Мы не можем определить, какое дерево изображено на слайде.

Нам необходимо обратить внимание на:

А) ствол, кору дерева

Б) рассмотреть крону дерева

В) обратить внимание на наличие плодов

Г) обратить внимание на расположение почек


Личностные УУД:

самоопределение.

Познавательные УУД: общеучебные

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками


Планирование деятельности.

Учитель проводит инструктаж, повторяют правила поведения на экскурсии

Распределяет детей по группам (не более четырёх человек)

Каждой группе выдаётся рабочий лист:


  • Внимательно прочитай загадку, отгадай её

  • Найди нужное дерево

  • Внимательно рассмотри, как выглядят:
- Ствол, какого цвета кора

Как расположены ветви дерева?

Если плоды? Как они выглядят?

Рассмотри и зарисуй, как расположены почки


  • Расскажи одноклассникам что ты узнал о своём дереве.

Регулятивные УУД:

целеполагание


Осуществление самостоятельной деятельности учащихся .

Перед тем как учащиеся приступят к сбору информации, необходимо провести вводную беседу. Для этого детей можно построить в круг и напомнить им цель экскурсии.

Исследование в малых группах

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками;

познавательные: построение логической цепи рассуждений


Аналитический.

Каждая группа называет, показывает и рассказывает о дереве. Возможны дополнения учителя. Делается снимок дерева.

Коммуникативные:

взаимодействовать (сотрудничать)


Рефлексия

- Молодцы. Нам осталось только сравнить полученные выводы с предположениями, высказанными вами в начале урока.

Какие же деревья изображены на слайдах?

Продолжите высказывание:

Я сегодня узнал …

Мне понравилось …

Было интересно …

Я бы хотел узнать …


Высказывания учащихся

Регулятивные: самоконтроль, самооценка.

^ Материал к уроку

Стоит Аленка- платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

У березы стройный ствол и крупные боковые ветви, отходящие под острым углом. Молодые веточки березы тонкие, свисающие вниз. Белая кора деревьев имеет черные штрихи, которые идут поперек ствола. Оказывается это чечевички - специальные отдушины, через которые летом проходит воздух к живым внутренним тканям ствола березы. Сама береста для воздуха непроницаема. Не будь чечевичек, дерево буквально задохнулось бы. Но на зиму чечевички наглухо запечатываются – в холодное время года дерево почти не дышит.

Полюбилась русскому народу белоствольная береза. Сколько песен, стихов о ней сложено! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.
С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня ж все обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

У липы ствол черный, чуть морщинистый с крепкими толстыми ветвями. Ветви липы растут зигзагами: боковые ветви ствола опускаются вниз, а наверху опять поднимаются. Плоды липы – орешки размером с горошину – «подвешены» к широкому крылышку.

Полезен и ароматен чай с липовым цветом. А о вкусовых и лечебных свойствах липового меда и говорить не приходится.

Из коры липы в старину плели лапти, да и сейчас их делают для сувениров.

Ягоды - не сладость,

Зато глазу - радость.

И лесам – украшение,

И дроздам – угощение.

(Рябина)
Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит.

Осину можно узнать по гладкому и очень зелёному по сравнению с другими деревьями стволу. Он у неё ровный и только на самом верху разрастается шапкой курчавых ветвей.

Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем.
(тополь)

Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(клен)

Одним из самых важных наглядных методов образовательной работы с дошкольниками является наблюдение в природе на экскурсиях.

Ушинский К.Д. считал: «Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы…

Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенно е, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом.

В нашем детском саду на экскурсии ходят не только дети старшего возраста, но и малыши. Совсем недавно средняя группа «Карамельки» МКДОУ детского сада «Капелька» с воспитателем Суховаловой О.С. и помощником воспитателя Воробьёвой Т.А. , совершила экскурсию в зимний лес, где дети имели возможность полюбоваться красотой зимнего пейзажа, убедиться в том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих на одной территории. Дети обнаружили следы животных, обсуждали их происхождение, играли в подвижные игры, изображая животных, которые не спят зимой. Дети открыли для себя новые знания, что они в лесу гости и должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы не нарушить жизнь хозяев леса.

«Экскурсия в зимний лес»

Цель :

1. Развивать умение определять и называть состояние погоды зимой: стало холодно, идёт снег, деревья без листьев.

Задачи:

1. Закреплять свойства снега, познакомить с новыми свойствами: из снега можно ле­пить, кататься на санках, лыжах, играть в зимние игры.

2. Познакомить детей с зимними месяцами.

3. Расширять знания детей о диких животных: какие звери живут в лесу и почему их называют дикими животными.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Активизация словаря :

Снежная, морозная, сверкает, пушистый, рыжая.

Индивидуальная работа с: Сашей, Лизой.

Предварительная работа :

Рассматривание картин про зиму, альбом с дикими животными, наблюде­ние на прогулке, беседы.

Ход:

Ребята, послушайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Про какое время года можно так сказать? (Зима) А как вы догадались, что

это зима?

Ответы детей: - Потому что на санках прокатила.

- Разукрасила окошки.- Запорошила дорожки.

Ребята, а что вы можете сказать о зиме? Зима какая? Бывает... (холодная, морозная, снежная потому, что много снега)

А снег какой? (снег белый, пушистый, холодный, мягкий)

А ещё какой снег бывает? (Ещё снег бывает рассыпчатым, когда морозы, и липким - когда тёплые дни. Вот тогда снег липкий, можно лепить снеговиков, разные фигурки из снега)

Ребята, скажите мне, зима это хорошо? (Да)

Почему хорошо, как вы думаете? (Зимой много снега, можно кататься на лыжах, санках, на коньках, играть в хоккей)

А ещё зимой может быть плохо. Почему? Как вы думаете? (Потому что зимой бывает очень холодно, бывают сильные, метели, можно про­студиться и заболеть, дни становятся короткими, солнце греет слабо)

Ребята, а вы знаете, что зима живёт в 3-х месяцах? Давайте назовём их, пожалуйста. (Это декабрь, январь, февраль)

А сейчас я хочу пригласить вас на экскурсию (прогулку) в Зимний лес.

Давайте мы с вами наденем тёплые брюки, носки, шубу и куртку тёплую, шапку, ва­ленки, сапоги, варежки, завяжем шарфы и отправимся в зимний лес, посмотрим, как живут и спасаются от морозов звери и птицы в лесу.

Дети входят в лес.

Ой, ребята, посмотрите какой красивый зимний лес. Идём тихо, ребята, по хрустящему снегу. Мы видим в лесу деревья, у которых листочки остались под снегом, зимой наши деревья отдыхают.

Только ёлочка «Зимой и летом одним цветом». Почему?

(Потому что у ёлочки иголки и зимой, и летом зелёные)

А какие животные живут в лесу? (Заяц, лиса, волк, медведь)

Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие, животные)

Лиза, а почему их называют диким? (Потому что у них нет хозяина и они живут в лесу, и сами себе добывают еду)

Ребята, послушайте загадку

Маленький, беленький,

По лесу прыг-прыг,

По снежку тык-тык.

Это кто? (Зайчик)

Правильно. Ой, а вот и зайчик сидит.

Ребята, а зайчик какой? (Шубка белая, хвост короткий)

Почему у него зимой шубка белая, вы не знаете? Потому что он прячется от врагов в снегу.

Чем зайчик питается? Как вы думаете? Зайчик днём спит, а ночью ходит на кормёжку.

Зимой он питается корой молодых осинок, ив, берёз - корой деревьев.

А сейчас мы поиграем в игру «Зайка беленький сидит».

Игра «Зайка беленький сидит»

Молодцы! А вот другая загадка:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна

Проснется ото сна (Медведь)

А вот и мишка - спит под ёлочкой.

Ребята, а когда просыпается медведь? (Когда наступит тепло. Весной)

А где он спит? Чем питается? (сосёт лапу) Молодцы!

Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

Это кто? (Лиса)

Ребята, а как лиса зимует в лесу?

Ходит она тихонько, не слышно. Питается мышами. Лиса слышит хорошо и поэтому слышит мышек под снегом. От холода ей помогает спасаться её тёп­лая пушистая, густая шубка.

Давайте походим как лисичка. Физ. минутка

Ребята, а вы знаете, кто ещё живёт в лесу? (Ответы детей) А вот и белочка. Алиса, расскажи, где живёт белочка. (В дупле на дереве)

Чем белочка питается зимой? (грибочками, орешками)

Откуда она берёт их зимой? (Она собирала их летом и сушила)

Зверей мы всех увидели. Посмотрите, кто это сидит на дереве? (Птицы)

Каких птиц вы видите?

Как называют птиц, которые живут зимой в лесу? (Зимующие птицы)

Птиц бывает много. Некоторые из них улетают в тёплые края, их называют перелётными.

Они питаются червяками и пауками. Эти птицы боятся холода, и когда у нас зима они улетают в тёплые края.

А как мы с вами должны заботиться о птицах, нам расскажет Коля. (Подкармливать хлебными крошками, семечками)

Мы пришли в зимний лес.(ходьба).

Сколько здесь вокруг чудес!(разводят руки).

Справа – березка в шубе стоит,(руку отводят в указанную сторону),

Слева елка на нас глядит.(прослеживают взглядом).

Снежинки в небе кружатся,(движение фонарики и смотрят вверх).

На землю красиво ложатся.(кружатся, приседают).

Вот и зайка проскакал,(прыжки).

От лесы он убежал.

Это серый волк рыщет,(руки на поясе, наклоны в стороны).

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас,(приседают, прячутся).

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,(имитируют сон).

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири(имитируют полет).

Как красивы они!

В лесу красота и покой,(разводят руками).

А нам пора домой.

Ребята, вот и закончилась наша с вами прогулка по зимнему лесу. Понравилось вам? Давайте вместе вспомним:

Про какое время года мы сегодня говорили?

Про каких животных мы рассказывали?

Молодцы! А сейчас мы с вами вернёмся обратно в детский сад.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!